Доплата до мрот в бюджетном учреждении 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Доплата до мрот в бюджетном учреждении 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Кадровые документы и образцы Раскрыть список рубрик Подпишитесь на специальную бесплатную еженедельную рассылку, чтобы быть в курсе всех изменений в бухгалтерском учете: Присоединяйтесь к нам в соц. сетях: НДС, страховые взносы, УСН 6%, УСН 15%, ЕНВД, НДФЛ, пени Отправляем письма с главными обсуждениями недели > > 14 мая 2021 вы найдете в нашем материале.

Доплата до мрот в бюджетном учреждении 2021

С 2021 года в России меняются правила исчисления величины МРОТ и прожиточного минимума (закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»).

Размер МРОТ теперь будет определять исходя из величины медианной заработной платы за предшествующий год, а не прожиточного минимума (потребительской корзины).

Медианная заработная плата – это средний заработок работников, относительно которого у половины россиян зарплата выше, а у другой половины – ниже.

Обратите внимание! Не следует путать медианную зарплату со среднеарифметической. Величина медианной заработной платы, как правило, ниже среднеарифметической. Это связано в первую очередь с неравномерным распределением зарплат по регионам и отраслям экономики, а также большим разрывом между высокими и низкими зарплатами в целом по стране.

Медианная зарплата исчисляется Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) с учетом собранной информации, на основании разработанной этим органом методики. По данным Росстата, в 2019 году размер медианной заработной платы составил 34 335 рублей.

С 2021 года предлагается установить соотношение МРОТ и медианной зарплаты на уровне 42 %. Далее это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет.

Кроме того, МРОТ будет рассчитываться сразу на год в отличие от прежнего порядка, когда он рассчитывался на каждый квартал.

Важно! Размер установленного в текущем году МРОТ не должен быть меньше:

  • величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ на данный год;
  • МРОТ, установленного в предшествующем году.

МРОТ отличается в разных субъектах РФ и определяется в зависимости от социально-экономических условий.

Риски! Если в субъекте РФ установлен региональный МРОТ, то он не распространяет свое действие на сотрудников организаций, получающих финансирование из федерального бюджета.

Региональный МРОТ устанавливается трехсторонней комиссией путем заключения регионального соглашения, которое полежит официальному опубликованию вместе с предложением присоединиться к нему работодателям субъекта.

Обратите внимание! Работодатель считается автоматически присоединившимся к соглашению, если в течение 30 календарных дней не направит мотивированный отказ в уполномоченный орган.

В таблице ниже отражены субъекты РФ, в которых МРОТ отличается от федерального:

Субъект РФ

Размер минимальной заработной платы, руб.

Важно! Зарплата может быть ниже МРОТ, если:

  • для сотрудника установлен неполный рабочий день/неполная рабочая неделя (о различных режимах организации рабочего времени можно узнать более подробно из нашей статьи «Рабочее время по Трудовому кодексу – виды и особенности»);
  • работник трудится в рамках совместительства.

В указанных случаях, поскольку имеет место неполная занятость работника, получаемое им по итогам месяца вознаграждение может быть и ниже установленного МРОТ. При этом минимальная сумма, подлежащая выплате, вычисляется в соответствующей пропорции от МРОТ.

Пример: Преподаватель работает на 0,25 ставки. МРОТ с 01.01.2021 составляет 12 792 руб. Это значит, что этот преподаватель с 01.01.2021 не может получать менее 3 198 руб. (т. е. 12 792 × 0,25).

Риски! В случае, если зарплата работников составляет сумму ниже МРОТ, работодатель может быть привлечен к административной ответственности на основании ч. 6-7 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Повышение зарплат в бюджетной сфере. Кому ждать наибольшей прибавки в 2021 году

Прежде чем представить вам образец приказа об установлении доплаты до МРОТ, выясним взаимосвязь зарплаты с МРОТ (минимальным размером оплаты труда).

МРОТ и зарплата взаимосвязаны между собой достаточно тесно. По нормам ст. 133 ТК РФ зарплата сотрудника за 1 месяц не может быть ниже МРОТ. При этом сотрудник должен отработать месячную норму рабочего времени и выполнить свои трудовые обязанности (норму труда).

В целом МРОТ представляет собой установленную законом (федеральным или региональным) сумму:

  • ниже которой не могут оплачиваться исполненные в полном объеме трудовые обязанности;
  • участвующую в исчислении величины пособий по временной нетрудоспособности и для иных целей обязательного соцстрахования.

МРОТ — величина не постоянная. По ст. 1 закона «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ начиная с 01.01.2021 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается в размере величины медианной заработной платы, утверждаемой статистикой. Таким образом, с 01.01.2021 МРОТ составляет 12 792 руб.

Если зарплата (ЗП) отстает по величине от МРОТ, работодатель должен доплатить разницу сотруднику. Проверьте соотношение и рассчитайте при необходимости сумму доплаты (Д):

Если ЗП < МРОТ → Д = МРОТ – ЗП

ЗП ≥ МРОТ Д = 0

ВНИМАНИЕ! Сравнивать с МРОТ нужно фиксированную часть зарплаты (оклад, тарифную ставку). Доплаты и надбавки компенсационного характера в этом сравнении участвовать не должны. Их нужно выплачивать сверх МРОТ, считает Конституционный суд (постановление КС РФ от 11.04.2019 № 17-П).

Напомним, что до выхода постановления КС РФ № 17-П доплату определяли с учетом надбавок и доплат по формуле:

Д = МРОТ – (ФРОТ + КВ + СВ),

где:

ФРОТ — это фиксированный размер оплаты труда (тарифная ставка, оклад);

КВ и СВ — выплаты компенсационного и стимулирующего характера соответственно.

С 11.04.2019 поступать так рискованно.

Подробнее о составных частях зарплаты (надбавках, доплатах и поощрениях) см. в этой публикации.

Источники такой доплаты:

  • средства федерального, регионального или местного бюджета (для бюджетных организаций);
  • средства работодателей (для остальных организаций).

Если окажется, что ваши сотрудники не получают доплату до МРОТ, отработав полную норму рабочего времени за месяц, и компания, и руководитель могут подвергнуться штрафу, предусмотренному ст.5.27 КоАП.

Рассмотрим пример, поясняющий, как оформить приказ по доплате до МРОТ и как правильно доплатить.

В ООО «Кванта» 5 сотрудников. Все работают по трудовым договорам в режиме полной рабочей недели. В трудовых договорах с менеджерами установлен фиксированный оклад и определено условие получения ежемесячных премий: их процент зависит от количества заключенных в течение месяца новых договоров с потенциальными покупателями.

При исчислении зарплаты в компании оформляется расчетная таблица. Ниже представлена такая таблица за январь 2021 года:

С 2021 года Правительство вводит новую систему начисления зарплаты работникам бюджетной сферы. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон 9 ноября 2020 года. Что меняется?

Новая схема начисления зарплат бюджетников включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов, сообщает «Парламентская газета». Для каждой отрасли будут разработаны свои требования.

Согласно закону, кабмин будет не только регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, но также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения.

Размеры выплат компенсационного характера и их перечень станут едиными. К ним относятся, например, компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей и пр.

Однако, это не значит, что врачи, учителя или воспитатели во всех регионах будут получать одинаковую зарплату.

Принципы начисления оплаты за труд, действительно, будут общими, но будут учитываться и размер прожиточного минимума в регионах, и прочие местные особенности.

«Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему Правительство укажет для каждой отрасли.

Порядок доплаты до МРОТ (нюансы)

Требование о повышении оплаты труда касается и тех работодателей, у которых сотрудники получают зарплату в зависимости от величины МРОТ.

С января 2021 года федеральный МРОТ составил 12 792 рубля.

Согласно ст. 133 ТК РФ, работодатель не может платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).

В регионах устанавливается также местный уровень МРОТ.

Например, в Москве значения регионального МРОТ выше федерального. Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года составляет 20 589 рублей. И столичным компаниям нужно поднять зарплаты сотрудников, если выплаты ниже. Однако у предпринимателей в Москве есть право официально отказаться от региональной минималки и придерживаться в 2021 году федерального МРОТ.

Для бюджетных организаций Санкт-Петербурга МРОТ с 1 января составляет 12 792 рубля, то есть равен федеральному.

Для предпринимателей не относящихся к бюджетным, действует Соглашение о минимальной зарплате от 27.12.19 года., согласно которому МРОТ для внебюджетного сектора в СПБ с 1 января 2021 года установлен на уровне 19 000 рублей — выше федеральной величины.

Однако организации вправе отказаться от регионального МРОТ и платить работникам на уровне бюджетников, то есть федеральный минимум.

Предложение заключается в том, чтобы теперь МРОТ зависел от медианной зарплаты за предыдущий год.

В законопроекте уточняется, что с 2021 года соотношение МРОТ и медианной зарплаты устанавливается в размере 42 %. Это соотношение будет пересматриваться не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономических обстоятельств.

При этом размер МРОТ не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом на очередной год.

Приказ о доплате до МРОТ — образец 2021 года

Нередки ситуации, когда ООО зарегистрировано в одном субъекте РФ, а его работники трудятся в филиале ООО в другом субъекте. На какой МРОТ в данном случае ориентироваться при установлении зарплаты филиальным сотрудникам?

Законно в этом случае устанавливать зарплату с учетом МРОТ, установленного в субъекте, где находится филиал ООО.

Размер МРОТ в 2021 году для работодателей означает необходимость контролировать выплаты сотрудникам. Если те отработали всю норму времени, выполнили полностью все обязательства, то должны получать зарплату не ниже определённого уровня. И у данного уровня есть несколько значений.

Непосредственно значение МРОТ определяется на федеральном уровне. И в первую очередь надо ориентироваться на эти показатели. Федеральный МРОТ 2021 года — это общий показатель. Однако существуют значения по регионам и даже по отраслям. Всё это надо учитывать в комплексе.

В частности, МРОТ с 01.01 2021 года в России будет составлять 12 тысяч 792 рубля. Причём в регионах устанавливается отдельная величина минимальной зарплаты. Она фиксируется на уровне субъектов РФ специальными соглашениями. Согласно статье 133 ТК РФ МРОТ традиционно больше федерального.

Для отдельных отраслей существуют свои стандарты по выплатам. Они обозначаются в соответствующем соглашении. Тексты последних публикуются на сайте министерства труда РФ и в ряде официальных изданий. За всем этим желательно следить.

Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2021 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:

  1. Увеличить доклад.

    Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.

  2. Обозначить доплату в отдельном акте.

    Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.

    Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.

    Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.

Увеличение МРОТ в 2021 году коснулось так или иначе всех работодателей. Если они будут начислять своим сотрудникам сумму меньше положенного, то их могут ждать штрафы и другие неприятности. Поэтому за постановлением Правительства по МРОТ настолько важно следить.

Но если с расчётами возникают проблемы, всегда можно будет обратиться к профессионалам по конкретному вопросу. Также специалистам можно полностью делегировать все вопросы, связанные с ведением бухгалтерии.

«Минималка» по оплате труда бывает двух видов:

  • федеральная — устанавливается на государственном уровне и един для всех субъектов РФ;
  • региональная — зависит от особенностей того или иного региона, разрабатывается чиновниками на местном уровне и обязателен к применению только на одной конкретной территории, при этом он не может быть ниже федерального.

Следует отметить, что не все предприятия обязаны соблюдать региональную «минималку» оплаты труда.

Если на каких-либо законных основаниях организация отказывается в надлежащем порядке выплачивать работникам местный МРОТ, она имеет полное право применять МРОТ федеральный.

Минимальная зарплата в учреждении: какие выплаты входят и какие не входят в МРОТ

В качестве минимального размера оплаты труда учитывается заработная плата сотрудника с учетом всех частей, ее составляющих, в том числе оклада, премий, надбавок, компенсационных выплат и т.д.

Когда необходимо делать доплату

Не все работники, получающие меньше размера минимальной оплаты труда, могут претендовать на доплату до МРОТ.

Такое требование установлено только в отношении тех, кто трудится по расписанию полного рабочего дня, а именно – 8 часов в день или 40 часов в неделю.

Если же человек работает, к примеру, на «полставки», то он может получать половину от МРОТ и это не будет нарушением закона. Точно так же не будет считаться нарушением оплата ниже МРОТ работнику, трудящемуся на условиях совместительства – в этом случае зарплата вычисляется пропорционально отработанному времени.

В случае, если руководство организации не имеет желания или возможности делать доплату сотруднику до МРОТ тогда, когда оно обязано это сделать, оно автоматически ставит себя под удар. Работник вправе пожаловаться на такого работодателя в трудовую инспекцию, прокуратуру или суд.

В качестве наказания за нарушение действующего трудового законодательства для предприятия и высших должностных лиц предусмотрен административный штраф.

Таким образом, увеличивать заработную выплату до «минималки» в установленных по закону ситуациях совершенно необходимо. И для этого нужно осуществить ряд обязательных процедур.

Сформировать приказ просто так нельзя – надо, чтобы имел под собой документальное основание и был чем-то обоснован. Основание – это обычно или статья закона, имеющего прямое отношение к данному распоряжению, или локальный документ предприятия, например служебная записка или какой-то акт. Под обоснованием понимается реальный повод для составления приказа.

Все приказы всегда пишутся от лица директора организации – это одна из главных особенностей данного документа. В связи с этим, вне зависимости от того, кто непосредственно занимается составлением распоряжения – секретарь, юрисконсульт или какой-то другой сотрудник, — он должен передать готовый бланк на подпись главному лицу предприятия, поскольку без его автографа приказ не будет действительным.

Расписаться под распоряжением должны и все остальные указанные в нем работники компании – таким образом они засвидетельствуют то, что ознакомлены с приказом и согласны его исполнить.

Приказ можно писать в свободном виде – в этом отношении в законодательстве никаких ограничений не предусмотрено. Но если внутри организации есть свой стандарт документа, утвержденный в учетной политике, все приказы следует делать по его типу.

Как оформлять

Приказ можно делать рукописным или печатным – оба варианта вполне допустимы. Единственное, что следует учесть — электронный бланк надо обязательно распечатать, для подписей. Проштамповывать бланк не обязательно – только если требование о применении печатей есть в нормативных актах предприятия.

Изменение минимального размера оплаты труда в 2021

Готовый приказ нужно обязательно зарегистрировать в специальном журнале учета, который, как правило, находится в ведении секретаря или другого ответственного сотрудника. В журнал вносится номер, дата распоряжения и его краткое наименование.

Как хранить

Составленный по всем правилам и подписанный бланк нужно вложить в отдельный файл и подшить в скоросшиватель, вместе с остальными ранее изданными распорядительными актами. В этой папке он должен находиться весь период действия, который прописывается либо в самом приказе, либо, если такового указания нет, автоматически равняется одному году. После истечения срока хранения распоряжение следует отправить в архив или утилизировать.

Чтобы определить, положена ли работнику доплата до МРОТ, как правильно доплатить и не ошибиться в расчетах, стоит проанализировать все виды причитающихся начислений, определить, что входит в МРОТ в 2020 году, какие доплаты и надбавки включаются в минималку, а какие – начисляют сверх нее.

При расчете в МРОТ включают:

  1. Должностной оклад. Сумма устанавливается штатным расписанием. Оклад рассчитывается за фактически отработанное время в расчетном периоде.
  2. Тарифная ставка. Устанавливается за фактически отработанный отрезок времени: день или час. Закрепляется в трудовом договоре с сотрудником.
  3. Доплаты
    1. За стаж. Ее размер устанавливается в соответствии в положением об оплате труда на предприятии. В большинстве случаев стажевая надбавка устанавливается в процентном соотношении к должностному окладу.
    2. За профессионализм. Назначаются за квалификационный уровень работника, наличие категорий, специального образования. Устанавливается в абсолютном значении (суммой) или в процентном отношении к должностному окладу или тарифной ставке.
    3. За работу в ночное время. Устанавливается в размере не ниже чем 20 % от должностного оклада или тарифной ставки. Рассчитывается за каждый час работы в ночь.
    4. За работу в праздничные и выходные дни. Причитается в повышенном размере при условии, что работник отказался от дополнительного времени отдыха.
  4. Премии. Устанавливаются согласно действующим положениям о премировании в организации. Размер и критерии премирования устанавливает работодатель.

ВАЖНО! Оплата праздничных и выходных дней включается только при условии, что труд осуществляется в пределах рабочего времени. Если работник привлекается в труду сверх нормативного времени, надбавки начисляются сверх минималки.

  1. Иные виды стимулирующих и компенсационных надбавок, назначаемых работнику в рамках вознаграждений за труд: за вредность, премия за результат, надбавка за секретность. Условия прописываются в локальном приказе или распоряжении руководства.

ВАЖНО! Должностной оклад работника вправе быть ниже минималки – нет никакой законодательной привязки между этими показателями, – но сумма заработной платы (оклад + премии + компенсации) не может, при условии, что сотрудник отработал месяц полностью и на полную ставку.

Положена ли доплата сотрудникам, работающим сдельно? Да, если за расчетный период работник полностью выполнил установленные нормы.

Работодатель, определяя условия сдельной оплаты труда, обязан учитывать минимальные размеры заработной платы. Ему запрещено устанавливать меньшие размеры вознаграждений.

Если работник выполнил установленную норму за расчетный месяц, то его зарплата не может быть ниже МРОТ. Не исполнил план, сделал мало, то и выплата денежных средств меньше – для сдельщиков доплата до МРОТ при неполном отработанном месяце не производится, так как зависит не от нормы времени, а от нормы работ.

Пример.

Для сдельщиков установлена норма в месяц — 100 изделий. За 1 готовое изделие они получают 150 рублей. То есть норма в месяц: 100 ед. × 150 руб. = 15 000 руб., что значительно больше МРОТ.

Если бы стоимость за единицу готовой продукции была ниже: 110 рублей (100 ед. × 110 руб. = 11 000 руб.), тогда нанимателю пришлось бы доплачивать 1130 рублей до МРОТ при выполнении нормы (12 130 — 11 000).

Работая на полную ставку, специалист вправе рассчитывать на зарплате не ниже МРОТ. А сколько будут получать граждане, работающие неполный день? Это зависит от норм рабочего времени, установленного в отношении конкретного работника. Работодатель вправе сократить стандартные нормы работы в отношении определенных категорий трудящихся, установить сокращенную рабочую неделю беременной женщине или несовершеннолетнему, вправе привлечь работника на неполную ставку.

Расчет в таком случае производится пропорционально фактически отработанному времени либо в зависимости от объема выполненных работ.

Пример.

На предприятии 40-часовая рабочая неделя. Беременной женщине установили сокращенную рабочую неделю — 30 часов. Следовательно, размер ее зарплаты следующий:

12 130 / 40 ч × 30 ч = 9097,50 руб.

На такую сумму вправе рассчитывать беременная сотрудница при условии, что она отработает сокращенную норму полностью.

Образцы документов по повышению зарплаты до МРОТ

С 1 января 2021 года был повышен размер МРОТ в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2020 № 473-ФЗ. С этого года работодатель не имеет права платить работнику, отработавшему целый месяц на полной ставке, менее 12 792 рублей.

В 2020 году МРОТ был равен 12 130 рублям, что на 662 рубля меньше, чем в этом году.

Соответственно, с 1 января 2021 года вырастут зарплаты, увеличиваются выплаты по больничному листку, в том числе по беременности и родам, декретные и отпускные.

Беременной женщине за 70 дней до предположительной даты родов выдается больничный лист на 140 дней. Выплата по листку нетрудоспособности начисляется и выплачивается единоразово.

Данная выплата имеет минимальный и максимальный размеры, которые увеличиваются ежегодно.

Расчет выплаты по беременности и родам рассчитывается из суммы полученной зарплаты за последние 2 года работы. Минимальный размер выплаты не может быть менее МРОТ за целый календарный месяц. В 2020 году минимальный среднедневной заработок равнялся 398,79 рублям, а в 2021 году – 420,56.

Аналогичная ситуация происходит и с пособием по уходу за ребенком до 1,5 лет. Так как минимальный размер выплаты рассчитывается исходя из среднедневного заработка, но он ограничен максимальным пределом. Для пособий, которые начали начислять в 2020 году, максимальный среднедневной заработок не может превышать 2 301,37 рубль, а для 2021 – 2 434,25 рубля. Таким образом, максимальный размер месячного пособия по уходу за ребенком в 2020 году составлял 27 984,66 рубля, а в 2021 – 29 600,28 рублей.

А вот минимальный размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет с июня 2020 года равен 6 752 рублям. Причем не важно, какой по счету ребенок. Такое условие прописано в статье 15 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей».

Для наглядности размеры пособий по уходу за детьми укажем в таблице ниже.

Год Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет
Минимальный размер Максимальный размер
2021 6 752 29 600,48
2020 27 984,66

Сумма пособия увеличивается на районный коэффициент, если он установлен в регионе.

До 2020 года включительно прожиточный минимум рассчитывался ежеквартально в зависимости от размера потребительской корзины. Однако с 2021 года было принято решение изменить правила расчета прожиточного минимума.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.10.1997 №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» прожиточный минимум устанавливается 1 раз в год, не позднее 1 июля. Его размер равен 44,2% от размера медианного среднедушевого дохода за прошлый год (средней зарплаты по России).

Размер материнского капитала напрямую не зависит от прожиточного минимума, но он каждый год индексируется с 1 января. Материнский капитал назначается семьям с детьми, он предназначен финансово поддержать детей, так как его можно использовать только на конкретные цели, например на покупку жилья для детей (ребенок должен стать одним из собственников жилья) или на обучение. Именно поэтому мы приняли решение отнести материнский капитал к прожиточному минимуму.

Размер материнского капитала зависит от того, какой ребенок родился по счету. Для удобства размер материнского капитала в 2020 году и 2021 мы представили в таблице ниже.

Год Размер материнского капитала
На первого ребенка На второго ребенка На третьего ребенка
2021 483 881,83 639 431,83 639 431,83
2020 466 617,00 616 617,00 616 617,00

Стоит отметить, что размер материнского капитала на второго ребенка определяется:

  • с учетом маткапитала на первого ребенка при условии, что он был рожден до 01.01.2020;
  • при условии, что первый ребенок был рожден до 01.01.2020 и на него не оформляли материнский капитал.

Материнский капитал на третьего ребенка оформляется только в том случае, если ранее у матери не возникало права на маткапитал, то есть он не был оформлен на первых двух детей (дети рождены до 2007 года).

Справочно: на третьего ребенка предусмотрен только региональный материнский капитал, который может назначаться органами власти субъектов РФ (а может и не назначаться).

Кому положена доплата до МРОТ в 2021 году

Всем пенсионерам, которым была назначена страховая премия, дополнительно назначается фиксированная выплата к пенсии. Ее размер устанавливается ежегодно. В 2021 году он равен 6 044,48 рублей, что на 352,23 рубля больше, чем в 2020 году (5 686,25 рублей).

Кроме этого, в 2021 году увеличивается стоимость 1 пенсионного балла до 98,86 рублей. Что на 5,86 рублей больше, чем в 2020 году (93 рубля).

Руководствуясь условиями при которых сохраняется минимальный уровень заработка за полностью отработанный период. Однако, ТК в статье 133 ч.3 не упоминает про обеспечение зарплаты до МРОТ при неполном рабочем дне. Кроме того, что бухгалтерия обязана начислить сумму дохода пропорционально отработанному времени.

Чтобы обеспечить сотруднику, который ничем не отличается в правах от основного служащего, отработавшего полный период, обратимся к статье 285 в ТК РФ. Где оговорено, что доплата за труд при неполном рабочем времени (а также совместительстве) оплачивается за фактически отработанный период. Следовательно, имеет право на доплату, которая составляет не менее ½ от суммы МРОТ.

Приведя в соответствие уровень дохода сотрудников не стоит забывать, что ряд субъектов страны определили для расчета заработка региональную величину МРОТ. Если в местности, где находится организация действует положение, определяющее региональный МРОТ, именно он станет определяющим флагманом в расчете минимальной суммы выплат.

Работодатели автоматические попадают под действие регионального соглашения и обязаны соблюдать его условия, если только в срок 30 дней не направили в соответствующие структуры власти письменный отказ. Кроме предприятий, финансируемых из федерального бюджета, на которые такие правила не распространяются.

Заключив трехстороннее соглашение правительство Москвы, объединение профсоюзов и работодателей, была установлена ставка МРОТ в размере 17642 рубля. Действует в отношении урегулирования по обеспечению гражданам минимального дохода в регионе.

Путем внесения поправок в закон № 82 Московской области установлен размер МРОТ в сумме 13750 рублей и действует на всей территории этой области. Региональным соглашением о размере минимального заработка на территории Санкт-Петербурга установлена сумма регионального МРОТ в размере 16000 рублей.

Если трудовая инспекция обнаружит факт недоплаты заработка до МРОТ работодателю грозит штраф (в ч.1 ст.527 административного кодекса). Юридическому лицу при занижении уровня зарплаты предусмотрен размер санкций от 30 000 до 50 000 рублей, на исполнителя до 5 000 рублей. Работодателю – ИП придется уплатить от 1000 до 5000 рублей.

В случае повторного нарушения размеры штрафов повышаются до 70 000 рублей. Есть вероятность, что предприятием заинтересуется налоговая служба с подозрением на выплату серой зарплаты. Работник может написать обращение в ГТИ с требование выплаты задолженности и компенсацию, которая причитается при задержке заработной платы.

Величина минимальной заработной платы сотрудников, отработавших месячную норму рабочего времени, зависит от ряда факторов.

Описание ситуации

Минимальный размер зарплаты в 2021

Региональное соглашение о минимальной зарплате на 2021 год отсутствует

12 792 руб.

Региональное соглашение устанавливает минимальную зарплату меньше 12 792 руб.

12 792 руб.

Есть региональное соглашение, им предусмотрена «минималка» 12 792 руб. и больше, организация не отказалась участвовать в соглашении

Согласно региональному соглашению

Есть региональное соглашение, им предусмотрена минимальная зарплата больше 12 792 руб., но организация отказалась в нем участвовать

12 792 руб. (с обязательным последующим повышением)

Поднять заработную плату до установленного минимального уровня можно не только повышая оклады, но и за счет других платежей (например, специальной доплаты при зарплате ниже МРОТ). При этом некоторые выплаты при расчете «минималки» учитывать нельзя:

  • премии к праздникам и юбилейным датам;
  • оплата сверхурочной, ночной работы, работы в выходные и праздничные дни;
  • «северные» надбавки и районные коэффициенты;
  • зарплата внутренних совместителей;
  • доплата за совмещение должностей;
  • выплаты, запрещенные к учету в минимальной заработной плате в конкретном регионе.

Так как с 2021 года во всех регионах действуют прямые выплаты, то большую часть пособий рассчитывает ФСС. Но за работодателем остается обязанность рассчитать и выплатить сумму за первые три дня болезни.

В ситуации, когда работник открыл больничный лист в 2020 году, а выписался в 2021, повышенный МРОТ при расчете пособия учитывается, если:

  • на дату открытия больничного страховой стаж менее 6 месяцев. Если болезнь длилась несколько месяцев, сумма выплаты рассчитывается отдельно для каждого из них;
  • на листе нетрудоспособности есть пометка о нарушении режима лечения, датированная 2021 годом;
  • пособие за полный календарный месяц оказалось меньше МРОТ.

В данных ситуациях минимальное пособие за день болезни в январе 2021 года составляет 412,65 руб. (12 792 руб. / 31 дн.).

В аналогичных случаях новый МРОТ учитывается и при расчете выплат по больничным листам, открытым в 2021 году. Показатель МРОТ применяется при определении среднего заработка для расчета пособия. Если больничный открыт в 2021 году и при этом средний заработок работника за месяц составил меньше 12 792 руб., то для расчета пособия берется средний дневной заработок в размере 420,56 руб. (12 792 руб. х 24 / 730). Выплата за 1 день болезни в 2021 году = 420,56 руб. х % оплаты больничного, который зависит от стажа.

Пересчет оплаты отпуска и командировки из-за повышения МРОТ необходим только при одновременном соблюдении следующих условий:

  • фактический средний заработок сотрудника за расчетный период меньше 12 792 руб.;
  • отпуск или командировка начались до 1 января текущего года.

Документ: Федеральный закон от 29.12.2020 N 473-ФЗ

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

з) настоящих рекомендаций;

и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Юридический портал, 2021 | Все права защищены