Подъемные сооружения новые правила 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подъемные сооружения новые правила 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ

ПРИКАЗ

от 26 ноября 2020 года N 461

Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»


В соответствии с подпунктом 5.2.2.16(1) Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.3348; 2020, N 27, ст.4248),

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

Руководитель
А.В.Алёшин


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
30 декабря 2020 года,
регистрационный N 61983

Новые правила по подъемным сооружениям (ФНП), 2021 год

1. Настоящие Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (далее — ФНП) разработаны в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588; 2018, N 31, ст.4860) (далее — Федеральный закон N 116-ФЗ).

ФНП устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах (далее — ОПО), на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения (далее — ПС), в том числе к работникам указанных ОПО; безопасности технологических процессов на ОПО, на которых используются ПС, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения настоящих ФНП распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности ОПО, на которых используются ПС, на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

2. Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие ПС и оборудование, используемое совместно с ПС:

а) грузоподъемные краны всех типов;

б) мостовые краны-штабелеры;

в) краны-трубоукладчики;

г) краны-манипуляторы;

д) строительные подъемники;

е) подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);

ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

з) электрические тали;

и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;

к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления (крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;

л) грузовая тара, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов) и в морских и речных портах;

м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемые для подъема и транспортировки людей;

10. Деятельность по монтажу (демонтажу), наладке, ремонту, реконструкции или модернизации ПС в процессе эксплуатации ОПО осуществляют специализированные организации, выполняющие хотя бы один из следующих видов работ:

разработку проектов производства работ, технологических карт и схем строповок для объектов, на которых используются грузоподъемные краны, краны-манипуляторы, подъемники (вышки), строительные подъемники;

обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку ПС и (или) регистраторов, ограничителей, указателей, систем дистанционного управления ПС, электро-, пневмо- и гидрооборудования ПС;

обслуживание, монтаж (демонтаж), ремонт, реконструкцию (модернизацию), наладку рельсовых путей, по которым перемещаются ПС;

проведение технических освидетельствований, неразрушающего контроля, технического диагностирования, экспертизы промышленной безопасности ПС;

проведение комплексного обследования рельсовых путей (далее — специализированные организации).

Конкретный перечень требований данного раздела ФНП к специализированной организации определяется видами, типами, моделями ПС и технологическими процессами, заявленными специализированной организацией для своей последующей деятельности.

11. Изменения конструкции ПС и (или) оборудования ПС, применяемых на ОПО, эксплуатируемых организациями Госкорпорации «Росатом» при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных установок военного назначения, возникающие при их ремонте, реконструкции или модернизации, должны проводиться в соответствии с требованиями документов по стандартизации ядерно-оружейной продукции, а также процессов и иных объектов стандартизации, связанных с такой продукцией.

12. Структура управления в специализированной организации должна обеспечивать каждому работнику конкретную сферу деятельности и пределы его полномочий.

13. Распределение ответственности работников организации должно быть определено в положении о контроле соблюдения технологических процессов специализированной организации.

14. Специализированная организация должна:

располагать необходимым персоналом, а также инженерно-техническими работниками, уполномоченными на выполнение своих обязанностей, в том числе выявления случаев отступлений от требований к качеству работ, от процедур проведения работ и для принятия мер по предупреждению или сокращению таких отступлений;

определить процедуры контроля соблюдения технологических процессов;

установить ответственность, полномочия и взаимоотношения работников, занятых в управлении, выполнении или проверке выполнения работ.

15. Технологическая подготовка производства и производственный процесс в специализированной организации должны исключать использование материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверждающие их качество.

16. Специализированная организация должна располагать необходимыми материалами, комплектующими изделиями, инструментом, приспособлениями, оборудованием, обеспечивающими возможность выполнения заявленных видов работ.

ПЕРЕЧЕНЬ НОВЫХ ФНП В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Приложение N 2
к Федеральным нормам и правилам
в области промышленной безопасности
«Правила безопасности опасных
производственных объектов,
на которых используются подъемные
сооружения», утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26 ноября 2020 года N 461

Границы опасных зон по действию опасных факторов

1. Границы опасных зон в местах, над которыми осуществляется перемещение грузов ПС, а также вблизи строящегося здания должны приниматься от крайней точки горизонтальной проекции наружного наименьшего габарита перемещаемого груза или стены здания с прибавлением наибольшего габаритного размера перемещаемого (падающего) груза и минимального расстояния отлета груза при его падении согласно таблице 1.

При промежуточных значениях высоты возможного падения грузов (предметов) минимальное расстояние их отлета допускается определять методом интерполяции.

Приложение N 3
к Федеральным нормам и правилам
в области промышленной безопасности
«Правила безопасности опасных
производственных объектов,
на которых используются подъемные
сооружения», утвержденным
приказом Федеральной службы
по экологическому, технологическому
и атомному надзору
от 26 ноября 2020 года N 461

Параметры браковки элементов рельсовых путей опорных и подвесных подъемных сооружений

1. Рельсовый путь опорных ПС на рельсовом ходу подлежит браковке при наличии следующих дефектов и повреждений:

трещин и сколов рельсов любых размеров;

вертикального, горизонтального или приведенного (вертикального плюс половина горизонтального) износа головки рельса более 15 процентов от соответствующего размера неизношенного профиля.

2. Браковку шпал (или полушпал) наземного кранового пути производят при наличии следующих дефектов и повреждений:

в железобетонных шпалах не должно быть сколов бетона до обнажения арматуры, а также иных сколов бетона на участке длиной более 250 мм;

в железобетонных шпалах не должно быть сплошных опоясывающих или продольных трещин длиной более 100 мм с раскрытием более 0,3 мм;

в деревянных полушпалах не должно быть излома, поперечных трещин глубиной более 50 мм и длиной свыше 200 мм, поверхностной гнили размером более 20 мм под накладками и более 60 мм на остальных поверхностях.

Список грузоподъемных средств, которые нужно использовать в соответствие с ФНП по ПС, приведены в п. 3 настоящего документа, представленного в новой редакции. Таким образом, в список того, на какие ПС распространяются требования ФНП, входят:

  • краны-экскаваторы;
  • краны-манипуляторы;
  • краны-трубоукладчики;
  • тельферы (тали электроприводные);
  • подъемники (вышки);
  • кабины и люльки, подвешиваемые на краны с целью перемещения рабочих;
  • грузозахваты сменного типа, применяемые вместе с ПС;
  • рельсы для передвижения подъемных средств;
  • краны-штабелеры мостовые;
  • электроприводные тележки, применяемые для перевозки грузов по рельсовым путям над землей;
  • все типы грузоподъемных кранов;
  • строительные подъемники;
  • тара, используемая для перевозки грузов, кроме той, что применяют в портах и в металлургической промышленности.

Сокращенное название документа – ФНП по ПС, что расшифровывается, как «Федеральные нормы и правила по подъемным сооружениям». В редакции приказа 533 ФНП ПС от 12 апреля 2016 г. довольно много корректировок. Они коснулись следующего:

  • применения требований в отношении разных видов ПС и совместимого с ним оборудования;
  • списка ПС, которые не нужно регистрировать в надзорных органах;
  • объектов, которые попадают под действие приказа, и тех, на которые требования документы не распространяются;
  • требований к дубликатам паспорта и руководства ПС.

В новой редакции ФНП по ПС действительно много изменений, касающихся не только списка ПС. Особое внимание стоит обратить на следующие нюансы:

  • В п.3 приказа есть дополнение про краны-манипуляторы, самоходные краны и вышки. Вне зависимости от возможностей передвижения их считают стационарно закрепленными механизмами.
  • В п. 5 убрали информацию по поводу необходимости сертификатов и деклараций соответствия для ПС, впервые введенных в эксплуатацию. Подобное оборудование перечисляется в приложении №3 ТР ТС 010/2011.
  • Согласно п. 6, теперь требования ФНП ПС на ОПО (опасных производственных объектах) обязательны для ПС и применяемого с ними оборудования, которые стали использоваться еще до вступления в силу ТР ТС 010/2011.
  • В п. 148 теперь говорится о ПС, которые не требуют учета в исполнительных органах, которые занимаются ведением реестра ОПО. Ранее они не подлежали учету в Ростехнадзоре.

Также среди изменений в новой версии документа стоит отметить приложения, которые были добавлены:

  • Приложение 12 «Границы опасных зон по действию опасных факторов».
  • Приложение 13 «Предельные нормы браковки элементов ПС». Они указываются для случаев, когда руководство или инструкция к ПС их не содержит.
  • Приложение 14 «Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и подкрановых конструкций с истекшим сроком службы или опасными повреждениями».

В п. 144 ФНП по ПС приводятся важные сведения относительно Дубликата паспорта и руководства ПС. В дополнении говорится, что эти документы должны быть изготовлены либо производителем ПС, либо специализированной организацией, у которой есть лицензия на проведение экспертиз.

С 1 января 2021 г. вводятся в действие федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».

Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 N 461 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2020 N 61983).

Федеральные нормы и правила устанавливают необходимые требования к деятельности в области промышленной безопасности на опасных производственных объектах, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, подъемные сооружения, в том числе к работникам указанных объектов; безопасности технологических процессов, на которых используются подъемные сооружения, в том числе к порядку действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте.

Положения Правил распространяются на организации независимо от их организационно-правовых форм, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения.

  • Новая редакция правил: «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». ФНП в области промышленной безопасности от 26 ноября 2020 года №461. Приказ Ростехнадзора от 26 ноября 2020 года №461
  • Старая редакция: «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения» (с изменениями на 12 апреля 2016 года) (отменен с 01.01.2021 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 06.08.2020 N 1192)

Нормативные акты по промышленной безопасности, принятые и отмененные в рамках реализации механизма «регуляторной гильотины». Перечень для работы

Мы подготовили необычный обзор новшеств законодательства. Наш перечень — это справочный материал, который продолжает тему реализации механизма «регуляторной гильотины» и реформы обязательных требований. Он поможет вам систематизировать знания о том, какие требования промышленной безопасности утратили силу раз и навсегда, какие были заменены на новые, а какие приняты впервые. Поскольку по действующим правилам срок действия нормативных актов не может превышать шести лет со дня вступления в законную силу, для каждого нормативного акта мы указали дату вступления в силу и срок окончания действия.

С. Г. Подберезина

«Регуляторная гильотина»: как специалисту по промышленной безопасности действовать после масштабной замены нормативных актов по промышленной безопасности

Мы продолжаем серию статей, посвященных реформированию контрольно-надзорной деятельности и в частности реформе обязательных требований. Разберемся, что делать тем, в чьих руках управление промышленной безопасностью предприятия, после масштабной замены нормативных актов.

С. Г. Подберезина

Нормативное регулирование лицензирования после регуляторной гильотины

Разберемся, чем регламентируется лицензирование в области промбезопасности после реализации механизма «регуляторной гильотины», какие из принятых в прошлом году антиковидных послаблений разрешительного режима продолжают действовать и на какие

моменты нужно обратить внимание.

А. П. Романова

Страхование ОПО: нормативное регулирование и тарифы в 2021 году

Закон об обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов действует в России на протяжении девяти лет. Основополагающие нормативные акты, связанные с этим видом страхования, остались незыблемыми, но изменения есть. Рассмотрим, на что нужно ориентироваться сегодня и какие перспективы есть для промышленных предприятий во взаимодействии со страховщиками в целях снижения последствий реализации опасных ситуаций.

З. И. Щерба

Инструкция по применению правил безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ

С 1 января 2021 г. действуют новые ФНП в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ». О тонкостях организации ГОР мы уже рассказывали в нашем журнале, используя действующие на тот момент ФНП РПО, но в рамках «регуляторной гильотины» требования обновлены. В статье рассмотрим требования ко всем видам РПО, которые охватывает новый документ.

Н. П. Толоконников

Съемные грузозахватные приспособления: организуем и контролируем безопасную эксплуатацию

В предыдущих номерах в статьях рубрики «Эксплуатация технических устройств» мы рассказывали о безопасной эксплуатации подъемных сооружений, в том числе касались темы оформления и ведения документов для грузозахватных приспособлений. Сейчас мы рассмотрим эту тему более подробно.

Т. Н. Гордюшина

Подъемные сооружения: организуем и контролируем безопасную эксплуатацию

Мы уже разъясняли, как организовать эксплуатацию подъемных сооружений, не подлежащих регистрации в Ростехнадзоре. Но введены новые ФНП в области промбезопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения». Расскажем, как определиться с требованиями к обеспечению безопасной эксплуатации ПС в зависимости от того, используются они в составе ОПО или вне его, по нормам и правилам, вступившим в силу с 1 января 2021 г.

Т. Н. Гордюшина

  • «Регуляторная гильотина»: как специалисту по промышленной безопасности действовать после масштабной замены нормативных актов по промышленной безопасности
  • Отчет о производственном контроле за соблюдением требований промбезопасности: новшества 2021 года
  • Как организовать обучение рабочих по промышленной безопасности
  • Нужна ли внеочередная аттестация после вступления в силу новых ФНП?

Оценка квалификации персонала ОПО на соответствие требованиям профстандартов

Разъясним, в каких случаях оценка квалификации работников ОПО обязательна, какую пользу можно извлечь из этого мероприятия и как это все связано с управлением промышленной безопасностью.

Новые правила работы с персоналом в электроэнергетике: как применить их на практике

С 18 апреля необходимо будет придерживаться новых правил работы с персоналом. Разберемся, что и как нужно изменить в действующей системе работы и как это все документально зафиксировать. Выстроим алгоритм и дадим примеры документов.

К вам едет ревизор!

В преддверии вступления в силу Закона о государственном и муниципальном контроле и надзоре разберемся, что и как проверит Ростехнадзор по новым правилам и как к этому подготовиться. Рассмотрим порядок применения проверочных листов Ростехнадзора и утвержденных им перечней обязательных требований.

Противоаварийные тренировки

Разберемся с нормативным регулированием требований к противоаварийным тренировкам, а также с периодичностью их проведения, объемом и документальным оформлением. Дадим примеры документов.

  1. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения».

  2. Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 № 486 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении, транспортировании и применении хлора».

  3. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».

  4. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 530 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива».

  5. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 531 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления».

  6. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 532 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы».

  7. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 533 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств».

  8. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 534 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в нефтяной и газовой промышленности».

  9. Приказ Ростехнадзора от 03.09.2020 № 331 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья».

  10. Приказ Ростехнадзора от 20.10.2020 № 420 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности».

  11. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 458 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии».

  12. Приказ Ростехнадзора от 27.11.2020 № 469 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по предупреждению экзогенной и эндогенной пожароопасности на объектах ведения горных работ угольной промышленности».

  13. Приказ Ростехнадзора от 13.11.2020 № 438 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по безопасной перевозке людей ленточными конвейерами в подземных выработках угольных (сланцевых) шахт».

  14. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 458 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования безопасности для объектов производств боеприпасов и спецхимии».

  15. Приказ Ростехнадзора от 03.12.2020 № 494 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности при производстве, хранении и применении взрывчатых материалов промышленного назначения».

  16. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ».

  17. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 535 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила осуществления эксплуатационного контроля металла и продления срока службы основных элементов котлов и трубопроводов тепловых электростанций».

  18. Приказ Ростехнадзора от 26.11.2020 № 461 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъёмные сооружения».

  19. Приказ Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением».

  20. Приказ Ростехнадзора от 19.11.2020 № 448 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по расчёту и применению анкерной крепи на угольных шахтах».

  21. Приказ Ростехнадзора от 08.12.2020 № 506 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по аэрологической безопасности угольных шахт».

  22. Приказ Ростехнадзора от 09.12.2020 № 512 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности процессов получения или применения металлов».

  23. Приказ Ростехнадзора от 10.12.2020 № 515 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Инструкция по прогнозу динамических явлений и мониторингу массива горных пород при отработке угольных месторождений».

  24. Приказ Ростехнадзора от 11.12.2020 № 519 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах».

    Впрочем, проект регуляторной гильотины оказал свое воздействие не только на упомянутый законопроект. Он также повлек за собой серьезные изменения в экспертизе промышленной безопасности. Сейчас Ростехнадзор уже разработал новый порядок проведения этой процедуры, которые учитывают обязательные требования к нормативным документам. Он получит статус федеральных норм и правил, то есть будет обязателен к исполнению любыми субъектами Федерации. Сейчас документ уже размещен на портале проектов и успешно прошел процесс общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы.

    Кроме этого, по ходу реализации проекта по сокращению объема регулирующей и нормативной документации изменения в промышленной безопасности в 2021 году коснутся еще многих правовых актов Ростехнадзора. Всего предполагается, что свое действие прекратят около 180 разных постановлений и приказов. Это произойдет с 1 января 2021 года.

    Изменения в сфере промышленной безопасности, связанные с коронавирусом Вторым важнейшим фактором, который повлиял на ситуацию в российской экономике, включая сферу промбезопасности, стало распространение коронавирусной инфекции. Вспомним, что в первой половине года на большинстве предприятий был объявлен карантинный период, в рамках которого функционировать продолжала лишь небольшая часть наиболее важных производств. В мае 2020 года карантин был отменен, однако деятельность компаний была возобновлена с серьезными ограничениями, направленными на то, чтобы препятствовать распространению COVID-19.

    Эти ограничения были направлены в первую очередь на то, чтобы минимизировать взаимодействие людей друг с другом. Они коснулись и деятельности государственных органов – контролирующей, лицензионной и прочей. При этих обстоятельствах Правительство решило снизить административное давление на бизнес и производство и приняло ряд решений, направленных на упрощение работы предприятий в таких условиях.

    Для этого было принято особое постановление от 1 октября 2020 года № 1580, которое внесло корректировки в ранее опубликованное постановление от 3 апреля 2020 г. № 440.В результате этого решения начали действовать следующие нормы:

    • продлен срок, в течение которого предприятиям, осуществляющим эксплуатацию взрывоопасных и химически опасных производств, разрешается не переоформлять лицензию, если у них изменился адрес выполнения работ. Указанный срок пролонгирован до 1 января 2022 года. Впрочем, если руководство компании все же намеревается переоформить лицензию по этому основанию, оно может это сделать;
    • произошли изменения в аттестации в области промышленной безопасности, а также безопасности эксплуатации гидротехнических объектов и объектов электроэнергетики. Срок действия уже выданных свидетельств продляется до 1 июля 2021 года вне зависимости от даты, обозначенной документом. При этом предприятиям разрешается организовывать аттестацию и раньше;
    • срок действия удостоверений по охране труда также продлевается до 1 июля 2021 года с аналогичным порядком проведения подготовки и проверки знаний работников до указанного срока. Таким же образом останутся действительными свидетельства о прохождении обучения по безопасному выполнению работ на объектах электроэнергетики и теплоснабжения граждан и организаций.

    При этом Ростехнадзор на своем официальном сайте, публикуя соответствующие разъяснения, напоминает, что указанные меры будут действовать только до обозначенных дат. По окончании сроков продления соответствующих разрешений срок действия перечисленных документов будет считаться истекшим. Это значит, что предприятия, работающие на их основании, окажутся нарушителями норм законодательства и могут быть привлечены к ответственности с применением соответствующих статьей КоАП.

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2354)

    Правительство Российской Федерации постановляет:

    1. Признать утратившими силу нормативные правовые акты и отдельные положения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, по перечню согласно приложению N 1.

    2. Отменить нормативные правовые акты и отдельные положения нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащие обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности и государственного горного надзора, по перечню согласно приложению N 2.

    3. Признать не действующей на территории Российской Федерации Инструкцию по наблюдениям за деформациями бортов, откосов уступов и отвалов на карьерах и разработке мероприятий по обеспечению их устойчивости, утвержденную Государственным комитетом по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Совете Министров СССР 21 июля 1970 г.

    4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.

    Председатель Правительства
    Российской Федерации
    М. МИШУСТИН

    1. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 г. N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 11, ст. 1305).

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 мая 1999 г. N 526 «Об утверждении Правил представления декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 20, ст. 2445).

    3. Пункты 55 и 57 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

    4. Пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. N 351 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 18, ст. 2248).

    5. Пункт 7 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2011 г. N 48 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 7, ст. 979).

    6. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. N 257 «О лицензировании производства маркшейдерских работ» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 15, ст. 1782).

    7. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 г. N 682 «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 28, ст. 3912).

    8. Пункты 1 и 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 г. N 1399 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7954).

    9. Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 г. N 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 3014).

    10. Пункты 1 и 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2013 г. N 526 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 31, ст. 4214).

    11. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2013 г. N 536 «Об утверждении требований к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 27, ст. 3596).

    12. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 730 «Об утверждении Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 35, ст. 4516).

    (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2354)

    1. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 20 августа 1992 г. N 23 «Об утверждении Инструкции по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений РД 10-08-92».

    2. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 16 августа 1994 г. N 50 «Об утверждении Правил безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом».

    3. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 28 марта 1996 г. N 12 «Об утверждении «Методических указаний по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы».

    4. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 9 января 1998 г. N 1 «Об утверждении изменения N 1 к инструкции по надзору за изготовлением, ремонтом и монтажом подъемных сооружений (РД 10-08-92).»

    5. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2354)

    6. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 10 декабря 1998 г. N 74 «Об утверждении Положения о порядке безопасного проведения ремонтных работ на химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих опасных производственных объектах РД 09-250-98».

    7. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 2 июня 1999 г. N 33 «Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 25 июня 1999 г., регистрационный N 1816).

    8. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 2 июня 2000 г. N 29 «Об утверждении Правил аттестации и основных требований к лабораториям неразрушающего контроля» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 25 июля 2000 г., регистрационный N 2324).

    9. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 4 ноября 2000 г. N 64 «Об утверждении «Типового положения о порядке организации и проведения работ по безопасной остановке на длительный период и (или) консервации химически опасных промышленных объектов».

    10. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 22 мая 2001 г. N 18 «Об утверждении Положения о геологическом и маркшейдерском обеспечении промышленной безопасности и охраны недр» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 5 июня 2001 г., регистрационный N 2738).

    11. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 6 сентября 2001 г. N 39 «Об утверждении «Методических указаний по проведению диагностирования технического состояния и определению остаточного срока службы сосудов и аппаратов».

    12. Постановление Федерального горного и промышленного надзора России от 23 января 2002 г. N 3 «Об утверждении Правил аттестации персонала в области неразрушающего контроля» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 17 апреля 2002 г., регистрационный N 3378).

    13. Пункт 1 постановления Федерального горного и промышленного надзора России от 20 июня 2002 г. N 29 «О внесении изменений в действующие нормативные документы Госгортехнадзора России в области надзора на железнодорожном транспорте».

    14. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.12.2020 N 2354)

    Изменения в сфере промышленной безопасности с января 2021 года

    ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГРУЗОПОДЪЕМНЫХ КРАНОВ ПБ 10-382-00 (с изменениями от 28 октября 2008 г.) МоскваНПО ОБТ2001 ГОСГОРТЕХНАДЗОР РОССИИ СОГЛАСОВАНЫ с Федерацией Независимых Профсоюзов России 27.12.99 УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.99 №98 Редакционная комиссия: B.C. Котельников (председатель), Н.А.

    Постановление Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2021 г. № 66

    «Об утверждении Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов»

    (далее – постановление) подготовлено в целях комплексной переработки Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г.

    № 37 (далее – переработанные Правила). Правила по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2021 г. № 66 (далее – Правила), направлены на оптимизацию обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов, в том числе исключение излишних требований, предъявляемых к субъектам промышленной безопасности, в рамках выполнения распоряжения Президента Республики Беларусь от 13 января 2017 г.

    Подробности Просмотров: 2684 25 октября 2021 г.

    на заседании общественно-консультативного совета по развитию предпринимательства при Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь был рассмотрен и одобрен проект Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов (далее — проект Правил). В проекте Правил содержатся технические требования в целях обеспечения промышленной безопасности при проектировании, изготовлении, монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании, ремонте, реконструкции, модернизации, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытаниях грузоподъемных кранов, технических устройств в их составе. В проект Правил включены технические требования к изготовлению, эксплуатации и определению технического состояния грузовых строп на текстильной основе, которые в связи с развитием технологий находят широкое применение при эксплуатации грузоподъемных кранов.

    1. \
    2. Полезные материалы:\
    3. \

    Работа, с использованием подъемных сооружений сопряжена с опасностью, поэтому обязательным является соблюдение всех норм и правил. Предприятия всех организационно-правовых форм собственности, индивидуальные предприниматели, которые используют подъемные сооружения, должны соблюдать при работе Федеральные нормами и правила в области промышленной безопасности, они прописаны в нормативном документе —

    «Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения»

    .

    Стоит обратить внимание, что в данный документ были внесены изменения приказом Ростехнадзора от 12 апреля 2016 года N 146. Требования данных норм и правил распространяется на мостовые краны штабелеры, подъемники для перемещения людей и (или) груза, краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком, грузоподъемные краны всех типов.

    • Отмена нормативных документов для металлургических и коксохимических производств.
    • Ростехнадзор разъясняет: о регистрации опасных производственных объектов, связанных с обращением взрывчатых веществ
    • Технический регламент «О требованиях к магистральным трубопроводам …» ТР ЕАЭС 049/2020
    • Ростехнадзор: О перечне областей аттестации в области промышленной безопасности, гидротехнических сооружений, в сфере электроэнергетики
    • Вниманию организаций, выполняющих сварочные работы !
    • Новые правила по охране труда с 1 января 2021 года.
    • Методические рекомендации по надзору за радиационной безопасностью при эксплуатации радиационных источников
    • Формы проверочных листов (списков контрольных вопросов), при лицензировании экспертизы промышленной безопасности.
    • «Норникель» обязан выплатить 146 млрд рублей за разлив топлива в Норильске
    • Ростехнадзор разъясняет: о ведении журнала контроля сварных соединений, в ходе производства строительных и монтажных работ

    Внедрение системы дистанционного мониторинга производственных процессов стало следующим крупным проектом Ростехнадзора. Это происходит в разных отраслях: и нефтехимии, и переработке, в угольной отрасли. Активно работает ведомство на эту тему и с «Газпромом». «До сегодняшнего дня мы изучали технические возможности системы и ее эффективность. Мы получили хорошие результаты и поняли, что с ее помощью можно получать всю необходимую нам информацию о состоянии опасного производственного объекта, — рассказывает Алексей Алешин. — На следующем этапе мы планируем внедрить эту систему и сделать ее составной частью надзорной деятельности. Нам бы очень хотелось, чтобы результаты, которые можно получить благодаря ей, стали юридически значимыми. Основная идея — не проверять ту информацию, которую мы будем получать через систему дистанционного мониторинга. Чтобы априори считалось, что они проверены и мы нужную информацию получили. Для государства это большой плюс: не надо два раза делать одну работу. По тем же причинам это выгодно и предприятиям, кроме того, дистанционный мониторинг значительно снижает риск аварий, а в итоге это тоже деньги и зачастую огромные». В ведомстве ожидают, что скоро выйдет постановление правительства по проведению эксперимента. И суть этого постановления — уже не изучение технических возможностей, а правовое закрепление мероприятий.

    Грузоподъемные механизмы (ГПМ) – универсальные технические устройства, которые применяются в различных сферах и отраслях – на производстве, при проведении строительно-монтажных и ремонтных работ, в складских и гаражных комплексах, при транспортировке различной продукции и т.д. На территории России ГПМ являются опасным оборудованием и подлежат учету в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. Объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы (за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов), относятся к категории ОПО (п. 3 Приложения 1 к ФЗ №116) и подлежат обязательной регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов.

    Согласно Приложению 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению идентификации опасных производственных объектов (утв. Приказом Ростехнадзора от 05.03.2008г. № 131) к типовым видам ОПО со стационарно установленными ГПМ относятся:

    • Площадка крана (с указанием названия ГПМ);
    • Участок механизации;
    • Участок транспортный, гараж (когда организация использует ГПМ для нужд собственного производства);
    • Площадка, цех и т.д.

    Идентификация ОПО с подъемными сооружениями для целей регистрации в Ростехнадзоре проводится по признаку наличия стационарно установленных грузоподъемных механизмов. При этом в составе объекта учитываются все единицы ГПМ, которые принадлежат организации на праве собственности или ином законном основании и эксплуатируются на конкретной площадке. Все данные вносятся в документ «Сведения, характеризующие опасный производственный объект». Согласно п. 146 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533), во ФСЭТАН регистрируются только те ОПО, грузоподъемные механизмы на которых подлежат учету в органах Ростехнадзора.

    Согласно п. 147 ФНП «Правила безопасности ОПО, на которых используются подъемные сооружения» (утв. Приказом Ростехнадзора от 12.11.2013г. № 533) перед пуском в работу на учет в Ростехнадзоре нужно поставить следующие ГПМ:

    • грузоподъемные краны всех типов (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
    • краны-манипуляторы (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
    • подъемники (вышки), предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами);
    • грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;
    • электрические тали (за исключением указанных в п. 148 ФНП);
    • краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком.

    Не подлежат учету в органах Ростехнадзора следующие грузоподъемные механизмы (п. 148 ФНП):

    • краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или иной линии связи, за исключением кранов мостового типа, имеющих кабины управления;
    • краны стрелового типа грузоподъемностью до 1 т включительно;
    • краны стрелового типа с постоянным вылетом или не снабженные механизмом поворота;
    • переставные краны для монтажа мачт, башен, труб, устанавливаемые на монтируемом сооружении;
    • подъемные сооружения, используемые в учебных целях на полигонах учебных заведений;
    • краны, установленные на экскаваторах, дробильно-перегрузочных агрегатах, отвалообразователях и других технологических машинах, используемые только для ремонта этих машин;
    • электрические тали грузоподъемностью до 10 т включительно, используемые как самостоятельные ГПМ;
    • краны-манипуляторы, установленные на фундаменте, и краны-манипуляторы грузоподъемностью до 1 т и с грузовым моментом до 4 тонно-метров включительно;
    • грузовые строительные подъемники;
    • рельсовые пути, сменные грузозахватные органы, съемные грузозахватные приспособления и тара;
    • мостовые краны-штабелеры;
    • краны-трубоукладчики.

    Чтобы поставить ГПМ на учет, владелец техники подает в Ростехнадзор пакет документов, включающий: заявление, паспорт ГПМ, сертификат соответствия техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 010/2011 «О безопасности машин и оборудования» (п. 15 части 1 Приложения 3 к ТР ТС 010/2011) или заключение экспертизы промышленной безопасности. Результатом постановки ГПМ на учет является отметка в паспорте технического устройства и присвоение ему регистрационного номера.

    Обратите внимание на то, что ГПМ подлежат перерегистрации в органах Ростехнадзора после:

    • реконструкции;
    • ремонта, если на ГПМ был составлен новый паспорт;
    • передачи ГПМ другому владельцу;
    • перестановки крана мостового типа на новое место.

    ГПМ подлежат снятию с учета в Ростеехандзоре:

    • при утилизации;
    • при передаче другому владельцу;
    • при переводе в разряд не подлежащих учету.

    Недостатки требований новых ФНП

    Согласно п.п. 1 пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 225-ФЗ от 27.07.2010г. «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта…» опасные производственные объекты со стационарно установленными ГПМ подлежат обязательному страхованию.

    Причем, как показывает практика, при регистрации ОПО с ГПМ полис обязательного страхования требуется в самом начале процедуры.

    Владелец ОПО с ГПМ может самостоятельно рассчитать стоимость страхового полиса, использую формулу: СП = (СС*СТ)/100, где СП – страховая премия (стоимость полиса), СС – страховая сумма, СТ – страховой тариф.

    Изложенные в статье нормативные требования и рекомендации помогут владельцам ОПО со стационарно установленными грузоподъемными механизмами правильно идентифицировать и поставить на учет их ГПМ, вовремя оформить нужные документы, избежать санкций со стороны Ростехнадзора и обеспечить безопасную работу на опасных производственных объектах.

    25 мая 2016 г. официально опубликован Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12.04.2016 № 146 “О внесении изменений в Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности “Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения”, утвержденные приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 12 ноября 2013 г. № 533″ .

    Изменений в ФНП достаточно много, более 130. В том числе, добавлены 3 новых приложения:

    • Приложение 12. Границы опасных зон по действию опасных факторов;
    • Приложение 13. Предельные нормы браковки элементов ПС (нормы указаны, если отсутствуют в руководствах (инструкциях) по эксплуатации ПС);
    • Приложение 14. Особенности оценки технического состояния зданий, сооружений и их подкрановых конструкций с опасными повреждениями и истекшим сроком службы.

    Для примера, ниже приведено сравнение некоторых пунктов ФНП которые подверглись изменениям, в части перечня ПС, на который распространяются требования ФНП, а также в части регистрации подъемных сооружений.

    Старая редакция Новая редакция
    Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие подъемные сооружения (далее – ПС, когда речь идет о подъемных сооружениях, перечисленных в настоящем пункте) и оборудование, используемое совместно с ПС:а) грузоподъемные краны всех типов;

    б) мостовые краны штабелеры;

    д) строительные подъемники;

    е) подъемники и вышки , предназначенные для перемещения людей;

    ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

    з) электрические тали;

    и) краны-экскаваторы, предназначенные только для работы с крюком, подвешенным на канате, или электромагнитом ;

    к) сменные грузозахватные органы (крюки, грейферы, магниты) и съемные грузозахватные приспособления (траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с кранами для подъема и перемещения грузов;

    л) тара для транспортировки грузов, отнесенных к категории опасных, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;

    м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и перемещения людей;

    н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся по рельсам.

    Требования настоящих ФНП распространяются на обеспечение промышленной безопасности ОПО, на которых применяются следующие подъемные сооружения (далее – ПС, когда речь идет о подъемных сооружениях, перечисленных в настоящем пункте) и оборудование, используемое совместно с ПС:

    а) грузоподъемные краны всех типов;

    б) мостовые краны штабелеры;

    д) строительные подъемники;

    е) подъемники (вышки) , предназначенные для перемещения людей, людей и груза (подъемники с рабочими платформами) ;

    ж) грузовые электрические тележки, передвигающиеся по надземным рельсовым путям совместно с кабиной управления;

    з) электрические тали;

    и) краны-экскаваторы, предназначенные для работы с крюком;

    к) сменные грузозахватные органы и съемные грузозахватные приспособления ( крюки, грейферы, магниты, спредеры, траверсы, грейферы, захваты, стропы), используемые совместно с ПС для подъема и перемещения грузов;

    л) тара для транспортировки грузов, за исключением специальной тары, применяемой в металлургическом производстве (ковшей, мульдов), а также специальной тары, используемой в морских и речных портах;

    м) специальные съемные кабины и люльки, навешиваемые на грузозахватные органы кранов и используемых для подъема и перемещения людей;

    н) рельсовые пути (для опорных и подвесных ПС), передвигающихся по рельсам.

    N 376 «Об утверждении Порядка утверждения индивидуальных планов профессионального развития федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» (Зарегистрировано в Минюсте России 24.05.2021 N 54728) «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 декабря 2021 г. N 625

    «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов»

    «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 6 апреля 2012 г. N 233 «Об утверждении областей аттестации (проверки знаний) руководителей и специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе

    К ПС относят 14 категорий механизмов и сооружений, применяемых на опасных объектах.

    Среди них:

    1. грузовые передвижные тележки, перемещающиеся по путям над поверхностью;
    2. электрические тали;
    3. тара для грузов;
    4. рельсовые пути.
    5. съемное оборудование для кранов;
    6. различные типы подъемных кранов;
    7. ;
    8. подъемники для перемещения рабочего персонала;

    Полный список ПС вы можете найти в п.

    3 Правил. Существует ряд механизмов и объектов, на которых действие рассматриваемых ФНП не распространяются:

    1. объекты атомной энергетики;
    2. военные объекты;
    3. аттракционы и др.
    4. используемые в шахтах и судах;
    5. механизмы на ручном ходу;

    Правила безопасности ОПО, на которых , регламентируют их эксплуатацию не только для самого объекта, но и для сторонних (привлекаемых) компаний, осуществляющих работы по монтажу (демонтажу), ремонту, модернизации, наладке подъемных механизмов.

    Перечень Новых правил по охране труда 2021г.

    В новой редакции документа самоходные краны, краны – манипуляторы отнесены к стационарно установленным грузоподъемным механизмам, независимо от возможности перемещения. То есть действие закона распространяется и на автокраны. Поэтому владельцам автокранов, предприятиям, которые оказывают услуги по аренде автокранов, следует ознакомиться с нормами и неукоснительно соблюдать их.

    Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения, являются обязательными на всех стадиях жизненного цикла ПС и оборудования, используемого совместно с ПС. Правила включают широкий спектр норм и требований, в том числе требования промышленной безопасности к организациям и работникам, осуществляющим монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию ПС. Также огромное внимание уделено монтажу и наладке ПС, включая выбор оборудования, организации и планировании

  25. Страховочные привязи
    Комбинированные страховочные привязи
    Страховочные привязи и привязи для позиционирования
    Привязи для положения сидя
    Наплечные ремни
    Рабочие сиденья
    Аксессуары к привязям
  26. Анкерные устройства
    Стационарные анкерные линии
    Временные гибкие анкерные линии (ГАЛ)
    Переносные анкерные устройства
    Стационарные анкерные устройства
    Опорные конструкции
    Инсталляционное оборудование
    Такелажное оборудование
  27. Страховочные веревки (канаты)
    Статические веревки (канаты)
    Динамические веревки (канаты)
    Гибкие анкерные линии (ГАЛ)
    Репшнуры (вспомогательные шнуры)
    Протекторы для веревки
  28. Карабины и соединительные элементы
    Базовые карабины (тип B)
    Анкерные карабины (тип A)
    Универсальные карабины (тип M)
    Конечные карабины (тип T)
    Соединительные звенья (тип Q)
    Вспомогательные карабины
    Аксессуары к карабинам
  29. Стропы и амортизаторы рывка
    Страховочные стропы
    Удерживающие стропы для позиционирования
    Амортизаторы рывка
  30. Спусковые устройства
  31. Страховочные устройства
  32. Средства защиты тела и головы
    Каски защитные
    Средства защиты рук
    Средства защиты органов зрения и слуха
    Рабочие комбинезоны
  33. Блоки и полиспасты
    Блок-ролики (веревочные блоки)
    Блоки с зажимом
    Полиспасты
  34. СИЗ втягивающего типа
  35. Канатные зажимы
  36. Комплекты снаряжения для высотных работ
  37. Снаряжение для спасения и эвакуации
  38. Налобные фонари
  39. Транспортировочные баулы, сумки для инструмента
  40. Защита от падения инструмента (держатели для инструмента)
  41. Аксессуары и запчасти
  42. Энергетика и сотовая связь
  43. Работа на лесах, наклонных поверхностях
  44. Спасательные работы
  45. Системы канатного доступа
  46. Работа в ограниченном пространстве
  47. Услуги
    • Оценка рисков при работе на высоте
    • Разработка Плана производства работ на высоте, Технологической карты по работе на высоте
    • Разработка Плана спасения и эвакуации с высоты
    • Стационарные анкерные линии и устройства
    • Консалтинговые услуги по работе на высоте (Подбор и поставка СИЗ)
    • Периодический осмотр и проверка СИЗ от падения с высоты
  48. Документы
    • Сертификаты на продукцию
    • Инструкции по применению
    • Нормативные документы

    Постановление Правительства РФ от 06.08.2020 N 1192

    Пункт 4
    «Работодатель, исходя из специфики своей деятельности и характеристик объекта, обязан в рамках процедуры управления профессиональными рисками системы управления охраной труда провести оценку профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника с высоты, в соответствии с классификацией работ на высоте, указной в пункте 3 Правил.
    Работы, отнесенные работодателем к работам на высоте, должны быть учтены в локальных документах СУОТ.»

    Пункт 6
    «При невозможности исключения работ на высоте, работодатель должен обеспечить реализацию мер СУОТ по снижению установленных уровней профессиональных рисков, связанных с возможным падением работника, в том числе путем использования следующих инженерных (технических) методов ограничения риска воздействия на работников идентифицированных опасностей.
    А) Применение защитных ограждений высотой 1,1 метра и более, обеспечивающих безопасность работника от падения на площадках и рабочих местах.
    Б) Применение инвентарных конструкций лесов, подмостей, устройств и средств подмащивания, применение подъемников (вышек), строительных фасадных подъемников, подвесных лесов, люлек, машин или механизмов.
    В) Использование средств коллективной и индивидуальной защиты.»

    С самых первых пунктов приказа №782н мы видим отсылку к риск-ориентированному подходу, в том числе через СУОТ. На наш взгляд, абсолютно правильно закреплять такие требования в Правилах по охране труда. Кроме того, если сравнить новую трактовку с аналогичным пунктом 16 из Приказа №155н, то в новой трактовке он оформлен гораздо более содержательно.

    Система управления охраной труда (СУОТ) — это единый комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.

    Система управления охраной труда (СУОТ) является частью общей системы управления (менеджмента) организации. Положительное воздействие внедрения систем управления охраной труда на уровне организации выражается как в снижении воздействия опасных и вредных производственных факторов и рисков, так и в повышении производительности труда.

    В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».

    Дальше — больше. В пункте 11 текущих ПОТРВ четко указан перечень работ на высоте, которые работодатель обязан организовать с выдачей наряда-допуска. А в 21 пункте текущих ПОТРВ уточняется, что наряд-допуск должен выдаваться и при выполнении работ на нестационарных рабочих местах. Такая организация работ иногда вызывала определенные трудности, которые были связаны непосредственно с выдачей наряда-допуска. В новой версии ПОТРВ приказ №782н работодателю дается больше свободы в части организации работ.

    Пункт 7
    «Работы с высоким риском падения работника с высоты, а также работы на высоте без применения средств подмащивания, выполняемые на высоте 5 метров и более; работы, выполняемые на площадках на расстоянии менее 2 метров от неограждённых (при отсутствии защитных ограждений) перепадов по высоте более 5 метров, либо при высоте ограждений, составляющей менее 1,1 метра, выполняются по заданию работодателя на производство работ с выдачей оформленного на специальном бланке наряда-допуска на производство работ.»

    Пункт 8
    «Работы на высоте, для которых принятыми работодателем мерами обеспечения безопасности обеспечен минимальный допустимый риск его падения, в том числе, указанные в подпунктах «а» и «б» пункта 6, а также периодически повторяющиеся работы на высоте, указанные в пункте 7, и которые являются неотъемлемой частью действующего технологического процесса, характеризующиеся постоянством места, условий и характера работ, применением средств коллективной защиты, определенным и постоянным составом квалифицированных исполнителей, в соответствии с действующей у работодателя СОУТ можно проводить без наряда-допуска.»

    Думаю, у этого пункта будет много толкований, и он может привести к спорам при оформлении НД, однако очевидно, что при соблюдении требований по минимизации рисков можно выполнить работы на высоте без оформления наряда-допуска в тех случаях, где ранее без него было не обойтись. Снижение нагрузки на работодателя при сохранении уровня безопасности работ на высоте — хороший шаг.

    Данный раздел был существенно дополнен, детализирован и доработан. Один из основных пунктов, свидетельствующих о снижении законодательных ограничений для бизнеса и переходу к риск-ориентированному подходу, является пункт 45 ПОТРВ 2021 года (Приказ №782н). Он заменил собой сходный пункт 18 текущих ПОТРВ. До 1 января 2021 года было запрещено выполнение работ на высоте:

    • а) в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более;
    • б) при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;
    • в) при монтаже (демонтаже) конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.

    Теперь вместо ограничений установлена ответственность работодателя предусмотреть меры по снижению риска, которые позволяют выполнить работы при особых опасных условиях, например, при скорости воздушного потока более 15 м/с. В определенных ситуациях (например, в условиях Крайнего Севера), антенно-мачтовые сооружения и другие объекты находятся в постоянном обледенении, поэтому, на данный момент, приходилось выполнять работы с нарушением текущих требований по охране труда при работе на высоте. Новая трактовка дает больше свободы действий для организатора работ, однако не снимает с работодателя ответственности за организацию и соблюдение мероприятий по безопасности работ на высоте в особых условиях. На наш взгляд, такие дополнения позволят повысить эффективность работ.

    Пункт 45
    «Не допускается выполнение работ на высоте без оформления наряда-допуска с указанием в пункте 3 наряда-допуска соответствующих мероприятий по безопасности работ на высоте при указанных в пункте 4 наряда-допуска особых условий выполнения работ, в том числе:

    • а) в открытых местах при скорости воздушного потока (ветра) 15 м/с и более;
    • б) при грозе или тумане, исключающем видимость в пределах фронта работ, а также при гололеде с обледенелых конструкций и в случаях нарастания стенки гололеда на проводах, оборудовании, инженерных конструкциях (в том числе опорах линий электропередачи), деревьях;
    • в) при монтаже (демонтаже) конструкций с большой парусностью при скорости ветра 10 м/с и более.»

    Аналогичные изменения внесены в раздел «Требования по охране труда при работе на антенно-мачтовых сооружениях». В Правилах по охране труда при работе на высоте в редакции приказа №782н устранены строгие ограничения на выполнение работ на АМС в особых условиях.

    Пункт 297
    «Подъем работников на антенно-мачтовые сооружения не допускается при не снятом напряжении выше 50 В переменного тока, а также без наряда-допуска с указанными в нем дополнительными мерами, обеспечивающими безопасность работника, в следующих случаях:

    • а) во время грозы и при ее приближении;
    • б) при гололеде, дожде, снегопаде, тумане;
    • в) в темное время суток или при недостаточном освещении;
    • г) при скорости ветра более 12 м/с.»

    Кроме того, были смягчены требования по охране труда при работе на высоте при эксплуатации лестниц и стремянок. В ПОТРВ в редакции приказа №155 указанные ниже виды работ были запрещены, а теперь их выполнение допускается при соблюдении соответствующих мер по снижению рисков, которые указаны в наряде-допуске и ППР.

    Пункт 175
    «При работе на высоте не допускается работать на переносных лестницах и стремянках без соответствующих систем обеспечения безопасности работ на высоте:

    • а) над вращающимися (движущимися) механизмами, работающими машинами, транспортерами;
    • б) с использованием электрического и пневматического инструмента, строительно-монтажных пистолетов;
    • в) при выполнении газосварочных, газопламенных и электросварочных работ;
    • г) при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей.»

    Как и другие разделы, раздел 6 пополнился многими конструктивными дополнениями. Остановимся на некоторых из них.

    Процедуру обеспечения работников Средствами индивидуальной защиты от падения с высоты можно разделить на 2 вида. В первом случае, СИЗ выдаются непосредственно работнику. В этом случае особых сложностей нет. Но иногда СИЗ закрепляются за определенным рабочим местом и являются дежурными. Они не закрепляются на постоянной основе за определенным работником. Такая система выдачи СИЗ не была ранее описана в ПОТРВ. В редакции Правил по охране труда при работе на высоте от 1 января 2021 года добавлены пункт 122, который описывает процедуры выдачи дежурных СИЗ. Важно отметить, что в качестве дежурных СИЗ допускается использовать только СИЗ с индикатором срабатывания. Если страховочные привязи, СИЗ втягивающего типа или стропы уже давно выпускаются с индикаторами падения, то как быть с другими типами СИЗ — пока вопрос.

    Пункт 122
    «Работодатель обязан организовать контроль за выдачей работникам СИЗ в индивидуальное пользование в установленные сроки, учет их выдачи, а также учет их сдачи.
    Порядок выдачи работникам и сдача ими СИЗ должен быть определен работодателем в локальных документах СОУТ. СИЗ, которые являются дежурными и закрепляются за определенными рабочими местами, передаются от одной смены к другой. Ответственными за обеспечение работников дежурными СИЗ являются руководители структурных подразделений, уполномоченные работодателем на проведение данных работ на высоте.
    При выдаче дежурных СИЗ от падения с высоты работникам на время производства работ, СИЗ выдаются с индикатором срабатывания, а порядок выдачи и сдачи определяет работодатель в локальных документах СОУТ.»

    К счастью, были переработаны требования к анкерным устройствам, которые применяются в системах обеспечения безопасности. С требованиям к анкерным устройствам было множество несостыковок. В ПОТРВ в редакции Приказа №155 были установлены требования к прочности анкерных устройств. При этом требования к прочности анкерных устройств в удерживающих системах и страховочных системах отличались (13,3 кН против 22 кН). Однако, на территории Таможенного Союза действует Технический регламент Таможенного Союза №019/2011 «О безопасности СИЗ», который устанавливает требования в том числе к анкерным устройствам. Сертификационные испытания проводятся по методикам ГОСТ EN 795-2014 и ГОСТ EN/TS 16415-2015, которые устанавливают требования к прочности анкерных устройств в 15 кН. Очевидно, что Правила по охране труда не должны устанавливать требования к прочности СИЗ. Существующие нестыковки устранены в редакции ПОТРВ Приказ №782н. Теперь они выглядят так:

    Пункт 129
    «Анкерные устройства подлежат обязательной сертификации.»

    Удалено
    «Анкерное устройство удерживающих систем и систем позиционирования является пригодным, если выдерживает без разрушения нагрузку не менее 13,3 кН.
    Анкерное устройство страховочных систем для одного работника является пригодным, если выдерживает без разрушения нагрузку не менее 22 кН. Точки анкерного крепления для присоединения страховочных систем двух работников должны выдерживать без разрушения нагрузку не менее 24 кН, и добавляется по 2 кН на каждого дополнительного работника (например, для горизонтальных гибких анкерных линий — 26 кН для трех, 28 кН для четырех).»

    Добавлен пункт 145, который дает возможность более свободно выбирать анкерные устройства с учетом их характеристик. В отличие от ПОТРВ в редакции приказа №155, здесь нет жестких ограничений.

    Пункт 145
    «Если планом мероприятий при проведении спасательных работ предполагается крепить системы спасения и эвакуации к используемым при работах точкам крепления, то они должны выдерживать дополнительные нагрузки, указанные в эксплуатационной документации производителями этих систем.»

    Добавлен очень правильный пункт 128 «Структурный анкер, не являющийся частью анкерного устройства, должен выдерживать нагрузку, указанную изготовителем присоединяемой к нему системы обеспечения безопасности работы на высоте.»

    Он является абсолютно логичным, но для его понимания следует обратиться к трактовке термина «структурный анкер» из ГОСТ EN 795-2014 «Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Устройства анкерные. Общие технические требования. Методы испытаний» (Издание с Поправкой):

    Структурный анкер (structural anchor): Элемент или элементы, прикрепленные на длительное время к сооружению (зданию), с тем чтобы к ним можно было присоединять анкерное устройство или средство индивидуальной защиты.

    Если работник обучается в режиме самоподготовки, он может не составлять для себя программу, а готовиться по тестам на сайте Ростехнадзора.

    В настоящее время сформирован временный порядок проведения аттестации, утвержденный приказом Ростехнадзора № 424 от 6.11.2019 года.

    Этот приказ устанавливает процедуру проведения аттестации в ФБУ «Учебно-методический кабинет» Ростехнадзора в режиме онлайн-аттестации.

    Для рабочих обучение и проверку знаний по промбезопасности проводят в организации, где с ними заключили трудовые договоры. Делать это необходимо ежегодно. Работников рабочих профессий обучают и проверяют на знание ими производственных инструкций.

    Специалисты и руководители проходят обучение и проверку знаний в виде аттестации. Она проводится один раз в пять лет. Расскажем подробнее, как организовать процесс обучения.

    Положение Ростехнадзора от 29.01.2007 № 37 отменено только в части подготовки специалистов и руководителей, а порядок обучения работников рабочих профессий не изменился.

    Обратите внимание! Обучение работников рабочих профессий проводят только в самой организации-работодателе.

    Поэтому не проведение такого обучения, как и не составление производственной инструкции для каждого рабочего, является нарушением лицензионных требований к ОПО, и может стать причиной для аннулирования лицензии и приостановления деятельности предприятия.

    Формальный подход к обучению рабочих неизбежно приведет к травматизму, к авариям и инцидентам, а также к уголовной ответственности для руководителя и должностных лиц. Поэтому нужно организовать обучающий процесс таким образом, чтобы каждый рабочий усвоил требования безопасности, и мог правильно действовать в аварийной ситуации.

    Если работник тщательно изучит с помощью непосредственного руководителя свою производственную инструкцию, он сможет правильно действовать в критический момент, согласно инструкции, изученной до автоматизма, и это многократно снизит риск возникновения чрезвычайных ситуаций.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    © Юридический портал, 2021 | Все права защищены