Положение о службе охраны труда 2021 образец

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о службе охраны труда 2021 образец». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

Положение о службе охраны труда

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

Строгой формы законодательство не предусматривает. Для экономии времени можно взять за основу Постановление Минтруда № 14 от 08.02.2000, а также можно посмотреть Приказ Минтруда № 438н России от 19.08.2016. Однако в целом Приказ Минтруда касается системы управления ОТ, и полностью отождествлять их нельзя, но и пренебрегать не стоит.

Если решено разрабатывать документ самостоятельно, следует отразить в нем следующее:

  1. Вступительная часть. Этот раздел рассказывает, что такое СОТ, зачем ее создают, какое место в оргструктуре она займет.
  2. Цели и задачи органа. Здесь нужно подробно расписать, что именно он делает.
  3. Мероприятия и документация, связанные с функционированием СОТ.
  4. Перечень возможных опасностей, от которых следует защищать работников.
  5. Планирование и контроль деятельности органа.
  6. Порядок расследования несчастных случаев, степень и мера ответственности СОТ.

Мероприятия следует взять из Приложения к Приказу Минздравсоцразвития № 181н от 01.03.2012. Все остальные пункты должны соответствовать деятельности конкретной организации.

Дорогие и уважаемые наши Заказчики!

Хотим довести до вашего сведения одну очень важную информацию. Наше Правительство, заботясь о качестве предоставляемых в строительстве услуг, а также беспопокоясь о некотролируемом росте стоимости строительства, особенно за бюджетные деньги, внесло в Градостроительный Кодекс Российской Федерации некоторые изменения. Отныне, с 01.01.2020 года, сметную оценку стоимости строительства имеет право проводить только эксперт-сметчик, обладающий квалификационным аттестатом по направлению «Ценообразование и сметное нормирование», выданным Минстроем России.

На сегодняшний день, таких экспертов-сметчиков у нас в стране единицы. Но, Экспертный центр «ИНДЕКС», как ведущая экспертная организация России, в области строительства, заранее побеспокоилась об этом и все наши эксперты-сметчики прошли данную аттестацию. Поэтому в штате нашей организации имеется целый ряд квалифицированных аттестованных специалистов по ценообразованию и сметному нормированию.

Мы, всегда будем рады помочь вам, в любых, даже самых сложных вопросах обоснования сметной стоимости строительства, а также в спорных ситуациях, в том числе с ведомственными и надзорными органами, а также в случае судебных разбирательств.

С уважением, Генеральный директор Волощук Елена Ивановна

В каждой организации в обязательном порядке издаются документы в сфере охраны труда, которые являются правовой базой для управления такой деятельностью в компании. В соответствии со ст. 217 ТК РФ, работодатель, осуществляющий производственную деятельность, и у которого трудятся более 50 человек, обязан создать подразделение либо ввести должность специалиста, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если директором принято решение о создании уполномоченного органа, то типовое положение о службе охраны труда разрабатывается в обязательном порядке. Цель разработки документа — закрепить полномочия такого органа и его работников, определить основные направления деятельности.

Для разработки локального акта следует руководствоваться Рекомендациями, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14. Они разработаны с целью оказания помощи работодателям при организации работы уполномоченного органа. В соответствии с Рекомендациями, образец положения о службе охрана труда должен состоять из следующих разделов:

  • общие нормы;
  • основные задачи;
  • функции;
  • права работников;
  • организация работы;
  • формирование;
  • контроль и ответственность.

В соответствии с пунктами 1 и 3 Рекомендаций, служба создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации и состоит из штата специалистов во главе с руководителем (начальником). Структура и численность определяются директором предприятия в зависимости от количества работающих, характера условий работы, опасности производства и иных факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.

Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, которые могут быть специалистами, определены в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда». Как пояснил Минтруд России, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Уполномоченный орган организует свою работу совместно с другими подразделениями организации, уполномоченными лицами профсоюзов или иных представительных органов, комитетом (комиссией), с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в этой сфере, органами государственного надзора и контроля (п. 4 Рекомендаций).

Минтруд России в Письме от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 пояснил, что Рекомендации не являются нормативным правовым актом, так как не зарегистрированы Минюстом России, и носят рекомендательный характер. В связи с этим, разрабатывая положение о службе охраны труда в школе, не обязательно полностью копировать Рекомендации, следует руководствоваться иными документами, регулирующими этот вопрос.

В комплекте документов по охране труда можно выделить 4 части:

  • внешние документы, которые содержат правила эксплуатации приборов и оборудования, требования безопасности при использовании инструментов, сведения о степени опасности тех или иных материалов, сертификаты соответствия;
  • документация управления организацией;
  • документы подразделений;
  • документы на рабочих местах.

В перечень необходимых документов по охране труда в организации входят:

  1. Приказы:
  • об организации работы по охране труда и обеспечению безопасных условий работы;
  • о создании службы или отдела по охране труда (актуально в организациях, в которых более 50 сотрудников);
  • о создании комиссии по охране труда;
  • о назначении сотрудников ответственными за безопасность при эксплуатации различных установок и оборудования;
  • о назначении ответственных за проведение работ повышенной опасности (отдельными приказами назначаются ответственные за электрохозяйство, газовое хозяйство, пожарную безопасность, техническую эксплуатацию зданий и сооружений);
  • о разработке инструкций по охране труда с указанием ответственных;
  • об утверждении инструкций по охране труда;
  • о продлении срока действия инструкций или пересмотре и внесении в них изменений;
  • об утверждении инструкций о мерах пожарной безопасности и поведения при пожаре;
  • о порядке присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
  • о назначении комиссии по СОУТ;
  • о проведении обучения и проверки знаний по охране труда работников организации;
  • о создании комиссии по проверке знаний требований охраны труда и безопасных методов работы.
  1. Перечни:
  • действующих инструкций по охране труда (по видам деятельности);
  • должностей и профессий сотрудников, которые освобождены от инструктажа на рабочем месте;
  • должностей и профессий сотрудников, которым необходимо присвоить I группу по электробезопасности;
  • должностей и профессий работников, которым необходима группа по электробезопасности (от II и выше);
  • работ повышенной опасности;
  • рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • профессий и должностей сотрудников, которым положены средства индивидуальной защиты (обязательно указывают виды средств, необходимое количество, сроки использования), а также обезвреживающих средств;
  • поименный список работников, обязанных проходить предварительный и периодический медицинские осмотры.
  1. Журналы:
  • вводного инструктажа по охране труда;
  • инструктажа на рабочем месте;
  • учета инструкций по охране труда;
  • учета несчастных случаев на рабочем месте;
  • учета выдачи инструкций по охране труда;
  • учета инструктажей по пожарной безопасности;
  • учета присвоения I группы по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
  • регистрации работ по охране труда.

Также к обязательным документам по охране труда относятся:

  • правила внутреннего распорядка работы организации;
  • должностные инструкции сотрудников — указываются обязанности в области охраны труда;
  • положение об организации работы по охране труда;
  • инструкции по охране труда, мерах пожарной безопасности;
  • программы инструктажей;
  • программы обучения по охране труда;
  • графики обучения и проверки знаний;
  • удостоверения проверки знаний по охране труда, пожарно-технического минимума;
  • акты о расследовании несчастных случаев на производстве, случаев профессиональных заболеваний;
  • личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты и обеззараживающих средств;
  • график проведения периодических медосмотров, акты по итогам их проведения;
  • документация по СОУТ;
  • нормативно-правовые акты, которые содержат требования по охране труда, соответствующие специфике предприятия.

Отсутствие организационно-распорядительных документов по охране труда является нарушением трудового законодательства.

Локальные документы по охране труда разрабатываются на основании ТК РФ, а также Федеральных законов:

  • от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативным правовым актам по охране труда, на которые также необходимо опираться при разработке пакета документов, отнесены:

  • стандарты безопасности труда;
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в которых прописаны требования к факторам производственной среды, к трудовому процессу.

При разработке перечня документов по охране труда на предприятии надо учесть следующие требования к документам по охране труда:

  • ЛНА не должны противоречить Федеральному законодательству и государственным нормативным правовым актам в сфере охраны труда;
  • не должны содержать норм, которые ухудшают положение работника по сравнению с тем, которое прописано в Федеральном законодательстве о труде, об охране труда;
  • внутренние документы по охране труда должны действовать только в рамках одной организации.

При подготовке документов по охране труда необходимо учесть требования, которые законодательство предъявляет к руководству предприятия:

  • обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений, проведении различных видов работ, при применении инструментов;
  • применение подлежащих сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соблюдение режима труда и отдыха работников;
  • проведение обучения безопасным методам и приемам работы, оказанию первой медицинской помощи, в том числе проведение инструктажей на рабочем месте;
  • недопущение сотрудников, которые не прошли обучение охране труда и проверку знаний, к работе;
  • информирование сотрудников об условиях работы, охране труда на рабочих местах, о возможных рисках, средствах индивидуальной защиты и предусмотренных компенсациях;
  • принятие мер для предотвращения аварийных ситуаций, обеспечение безопасности работников при их возникновении;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве, случаев возникновения профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • информирование сотрудников о требованиях охраны труда;
  • разработка документов по охране труда по согласованию с первичной профсоюзной организацией, Советом трудового коллектива.

Создаем и утверждаем положение о службе охраны труда в организации

Ответственное лицо по охране труда назначается в организациях со штатом свыше 50 человек. Оформление этого документа по охране труда строго не регламентировано, он пишется в свободной форме. Указываются:

  • ФИО, должность ответственного лица;
  • обязанности, которые на него возлагаются.

В документе делается ссылка на законодательный акт или распоряжение, во исполнение которого он составляется.

Сотрудник обязательно должен быть под роспись ознакомлен с приказом. Приказ утверждает руководитель организации. Документ оформляется на фирменном бланке и учитывается в специальном журнале.

Один из часто задаваемых вопросов, какие документы нужны по охране труда для проведения обучения? Отвечаем. В список входят:

  • приказ о проведении обучения и проверке знаний по охране труда работников;
  • приказ о создании комиссии по проверке знаний охраны труда и безопасных методов работы — в комиссии должно быть не менее 3 человек;
  • программы обучения по охране труда с учетом особенностей профессий, должностей и выполняемых сотрудниками работ;
  • графики проведения обучения и проверки знаний по его итогам;
  • итоговые протоколы проверки знаний охраны труда;
  • удостоверения утвержденного образца о проверке знаний охраны труда.

К документации по эксплуатации оборудования относятся:

  • приказ о назначении ответственного за состояние оборудования работника;
  • графики планово-предупредительных ремонтов оборудования — составляются ежегодно, чтобы качественно и вовремя проводить ремонт, в обязательном порядке доводятся до сведения руководителей подразделений;
  • журналы технического состояния производственного оборудования — заводятся на каждую единицу техники.

Примеры документов можно скачать здесь.

Хранение документов по охране труда может быть вменено в обязанности специалисту по охране труда или делопроизводителю. Необходимо обратить внимание, что у всех документов разные сроки хранения, которые изменились с 21 февраля 2020 года. Приказы и нормативные документы по основной деятельности предприятия хранятся постоянно.

За нарушение предусмотрено наказание по ст. 13.20 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Все работники предприятия должны пройти обучение по ОТ, согласно ч. 1 ст. 225 ТК РФ. Число травм на предприятии должно быть сокращено к минимуму, как и число профзаболеваний. Сотрудники предприятия должны проходить обучение, как оказывать первую помощь пострадавшим людям 1 раз в год. Каждый сотрудник должен обладать необходимыми знаниями по охране труда, которые в свою очередь проверяет руководящий состав предприятия. При принятии на работу нового сотрудника, необходимо провести его обучение, в течении одного месяца. После этого необходимо подтверждать знания каждые 3 года. Программы обучения, могут быть разработаны или предприятием, или при помощи привлечения экспертов со стороны. Институт Прогрессивных Технологий готов произвести обучение по охране труда в установленные сроки на любом предприятии.

1. Настоящее Положение о службе охраны труда организации разработано с учетом специфики и характера деятельности предприятия.
(на основе Типового Положения о службе охраны труда организации разработанного на основании части шестой статьи 20 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года, подпункта 7.1.5 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и утвержденное Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 98 от 30 сентября 2013г. и вступившее в силу с 25 января 2014г., в соответствии с чем утратило силу Типовое Положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002г. № 82).
2. Для целей настоящего положения применяются термины в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г. № 158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059).
3. Настоящим Положением определяются основные задачи и функции службы охраны труда организации (под службой охраны труда следует понимать структурное подразделение организации: управление, отдел, сектор, инженер по охране труда или специалист по охране труда, далее – служба охраны труда).
4. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю предприятия или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю – главному инженеру.
5. Служба охраны труда организует работу по охране труда в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда», иными актами законодательства.
6. Работники службы охраны труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Основными задачами службы охраны труда являются:
организация работы по охране труда, координация деятельности структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
создание, внедрение и совершенствование системы управления охраной труда;
внедрение передового опыта и научных разработок в области охраны труда;
пропаганда охраны труда;
осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

8. Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью. При формировании службы охраны труда необходимо руководствоваться ст.20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 «Об охране труда» (с учетом изменений и дополнений от 23.07.2013) и постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 № 94 «Об утверждении нормативов численности специалистов по охране труда на предприятиях».
9. На должности руководителя и специалистов службы охраны труда назначаются лица в соответствии с квалификационными требованиями, предусмотренными законодательством.
10. Служба охраны труда по своему статусу, в том числе по оплате труда, включается в состав основных производственно-технических подразделений предприятия, и ее решения, принятые в пределах предоставленных прав и полномочий, являются обязательными для выполнения руководителями и специалистами, другими работниками всех структурных подразделений предприятия

Образец Положения о системе управления охраной труда в организации

27. Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет руководитель организации или уполномоченный в соответствии с системой управления охраной труда его заместитель – главный инженер, служба охраны труда вышестоящей организации, органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда, органы государственного управления охраной труда на республиканском, отраслевом и региональном уровне в пределах предоставленных им прав и полномочий;
Работники службы охраны организации несут ответственность за выполнение своих обязанностей, определенных настоящим положением о службе охраны труда организации и должностной инструкцией

Главный инженер ______________ _______________
«____» «_______» 2017 г.

Визы:

Ведущий юрисконсульт ______________ ______________
«____» «_______» 2017г.

Специалист по кадрам
«____» «_______» 2017г. ______________ ______________

Ознакомлен:
Инженер по охране труда ___________________ _______________
«____» «_______» 2017г.

Законодательно форма положения о СОТ не закреплена. При разработке собственного документа организация может опираться на Постановление Минтруда России от 08.02.2000 года №14. В этом документе излагаются основные принципы организации работы СОТ, которые должны быть отражены в положении о службе.

На нашем сайте имеются образец и бланк положения о службе охраны труда, которые также можно использовать в работе. В положение включаются следующие разделы:

  • общие положения;
  • задачи службы;
  • функции службы;
  • обязанности сотрудников;
  • права сотрудников;
  • раздел об ответственности;
  • заключительные положения.

Список не является исчерпывающим и при необходимости в структуру могут быть включены другие разделы.

В разделе общих положений определяются цель разработки положения, включающая в себя перечисление статей Трудового кодекса и иных нормативных актов, регулирующих охрану труда в организации.

Здесь же оговаривается место службы охраны труда в организации и приводятся, при необходимости, основные сокращения и термины, используемые в документы.

В этих разделах перечисляются задачи и функции службы. Список должен быть максимально подробным и включающим в себя все аспекты работы подразделения.

Отдельным пунктом могут быть вынесены задачи службы, которые выполняются во взаимодействии с другими подразделениями. Например, «взаимодействует с отделом документационного обеспечения управления по вопросам подготовки локальных нормативных актов в области обеспечения деятельности службы» и так далее.

В данном разделе оговариваются права сотрудников. Более подробно права сотрудников отдела в зависимости от конкретной должности также указываются в должностных инструкциях.

Ответственность

В данном разделе оговаривается общая ответственность подразделения за неисполнение положения. Ответственность за работу подразделения несет начальник службы.

Как составить положение об организации работы по охране труда

В данном разделе содержится информация о порядке утверждения документа и внесении изменений, могут содержаться дополнительные сведения, не вошедшие в другие разделы.

Разработка документа

Разрабатывает положение о структурном подразделении его руководитель. После разработки положение, как правило, подлежит согласованию:

  • с юрисконсультом на предмет соответствия законодательству;
  • с отделом документационного обеспечения управления на предмет оформления;
  • с руководителем по направлению деятельности (если имеется) и т.п.

В организации может существовать свой порядок согласования.

После согласования финальная версия документа передается на утверждение руководителю организации. Утверждение документа и введение его в действие осуществляется приказом руководителя. Реквизиты приказа вносятся в отведенное для этого поле — «шапку» положения.

1. Настоящее Типовое положение о системе управления охраной труда разработано в целях оказания содействия работодателям при создании и обеспечении функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ), разработки положения о СУОТ, содержит типовую структуру и основные положения о СУОТ.

2. Создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда <1> с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

9. Политика работодателя в области охраны труда (далее — Политика по охране труда) является публичной документированной декларацией работодателя о намерении и гарантированном выполнении им обязанностей по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых на себя обязательств.

10. Политика по охране труда обеспечивает:

а) приоритет сохранения жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности;

б) соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

в) выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

г) учет индивидуальных особенностей работников, в том числе посредством проектирования рабочих мест, выбора оборудования, инструментов, сырья и материалов, средств индивидуальной и коллективной защиты, построения производственных и технологических процессов;

д) непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

е) обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

ж) личную заинтересованность в обеспечении, насколько это возможно, безопасных условий труда;

з) выполнение иных обязанностей в области охраны труда исходя из специфики своей деятельности.

11. В Политике по охране труда отражаются:

а) положения о соответствии условий труда на рабочих местах работодателя требованиям охраны труда;

б) обязательства работодателя по предотвращению травматизма и ухудшения здоровья работников;

в) положения об учете специфики деятельности работодателя и вида (видов) осуществляемой им экономической деятельности, обусловливающих уровень профессиональных рисков работников;

г) порядок совершенствования функционирования СУОТ.

12. При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда у работодателя и обсуждение Политики по охране труда.

13. Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам, работающим у работодателя, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях работодателя.

14. Основные цели работодателя в области охраны труда (далее — цели) содержатся в Политике по охране труда и достигаются путем реализации работодателем процедур, предусмотренных разделом V настоящего Типового положения.

15. Количество целей определяется спецификой деятельности работодателя.

16. Цели формулируются с учетом необходимости оценки их достижения, в том числе, по возможности, на основе измеримых показателей.

Положение о службе охраны труда типовое образец бланк

53. С целью организации контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает (определяет) порядок реализации мероприятий, обеспечивающих:

а) оценку соответствия состояния условий и охраны труда требованиям охраны труда, соглашениям по охране труда, подлежащим выполнению;

б) получение информации для определения результативности и эффективности процедур;

в) получение данных, составляющих основу для принятия решений по совершенствованию СУОТ.

54. Работодатель исходя из специфики своей деятельности определяет основные виды контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, к которым можно отнести:

а) контроль состояния рабочего места, применяемого оборудования, инструментов, сырья, материалов, выполнения работ работником в рамках осуществляемых технологических процессов, выявления профессиональных рисков, а также реализации иных мероприятий по охране труда, осуществляемых постоянно, мониторинг показателей реализации процедур;

б) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер выполнения: оценка условий труда работников, подготовка по охране труда, проведение медицинских осмотров, психиатрических освидетельствований, химико-токсикологических исследований;

в) учет и анализ аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, а также изменений требований охраны труда, соглашений по охране труда, подлежащих выполнению, изменений или внедрения новых технологических процессов, оборудования, инструментов, сырья и материалов;

г) контроль эффективности функционирования СУОТ в целом.

55. Для повышения эффективности контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур на каждом уровне управления работодатель вводит ступенчатые формы контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур, а также предусматривает возможность осуществления общественного контроля функционирования СУОТ и мониторинга показателей реализации процедур.

56. Результаты контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур оформляются работодателем в форме акта.

57. В случаях, когда в ходе проведения контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур выявляется необходимость предотвращения причин невыполнения каких-либо требований, и, как следствие, возможного повторения аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, незамедлительно осуществляются корректирующие действия.

58. С целью организации планирования улучшения функционирования СУОТ работодатель устанавливает зависимость улучшения функционирования СУОТ от результатов контроля функционирования СУОТ и мониторинга реализации процедур, а также обязательность учета результатов расследований аварий, несчастных случаев, профессиональных заболеваний, результатов контрольно-надзорных мероприятий органов государственной власти, предложений работников и (или) уполномоченных ими представительных органов.

59. При планировании улучшения функционирования СУОТ работодатель проводит анализ эффективности функционирования СУОТ, предусматривающий оценку следующих показателей:

а) степень достижения целей работодателя в области охраны труда;

б) способность СУОТ обеспечивать выполнение обязанностей работодателя, отраженных в Политике по охране труда;

в) эффективность действий, намеченных работодателем на всех уровнях управления по результатам предыдущего анализа эффективности функционирования СУОТ;

г) необходимость изменения СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц работодателя в области охраны труда, перераспределение ресурсов работодателя;

д) необходимость обеспечения своевременной подготовки тех работников, которых затронут решения об изменении СУОТ;

е) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ.

60. С целью обеспечения и поддержания безопасных условий труда, недопущения случаев производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок выявления потенциально возможных аварий, порядок действий в случае их возникновения.

61. При установлении порядка действий при возникновении аварии работодателем учитываются существующие и разрабатываемые планы реагирования на аварии и ликвидации их последствий, а также необходимость гарантировать в случае аварии:

а) защиту людей, находящихся в рабочей зоне, при возникновении аварии посредством использования внутренней системы связи и координации действий по ликвидации последствий аварии;

б) возможность работников остановить работу и/или незамедлительно покинуть рабочее место и направиться в безопасное место;

в) невозобновление работы в условиях аварии;

г) предоставление информации об аварии соответствующим компетентным органам, службам и подразделениям по ликвидации аварийных и чрезвычайных ситуаций, надежной связи работодателя с ними;

д) оказание первой помощи пострадавшим в результате аварий и несчастных случаев на производстве и при необходимости вызов скорой медицинской помощи (или оказание первой помощи при наличии у работодателя здравпункта), выполнение противопожарных мероприятий и эвакуации всех людей, находящихся в рабочей зоне;

е) подготовку работников для реализации мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности к ним и к ликвидации их последствий, включая проведение регулярных тренировок в условиях, приближенных к реальным авариям.

62. Порядок проведения планового анализа действий работников в ходе указанных в подпункте «е» пункта 61 настоящего Типового положения тренировок должен предусматривать возможность коррекции данных действий, а также внепланового анализа процедуры реагирования на аварии в рамках реагирующего контроля.

63. С целью своевременного определения и понимания причин возникновения аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваниях работодатель исходя из специфики своей деятельности устанавливает порядок расследования аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний, а также оформления отчетных документов.

64. Результаты реагирования на аварии, несчастные случаи и профессиональные заболевания оформляются работодателем в форме акта с указанием корректирующих мероприятий по устранению причин, повлекших их возникновение.

При составлении документа необходимо ориентироваться как на типовой перечень мероприятий по улучшению условий труда, составленный Минсоцразвитием, так и на п.4.3.2 ГОСТ 12.0.230-2007.

Приказом Министерства труда и социальной защиты от 19 августа 2016 года № 438н утверждено Типовое положение о системе управления охраной труда.

Документ содержит основные положения о СОУТ и типовую структуру.

Вы можете выбрать один из трех вариантов:

1. Найти и скачать типовое положение. Вот ПРИМЕР. Такое положение можно использовать в детском саду, школе или другом образовательном учреждении, на предприятии.

2. Заказать разработку документа юристу, подкованному в области трудового права. В Санкт-Петербурге это делают десятки компаний и частных специалистов. Цены разные. Качество тоже.

3. Самостоятельно составить документ. В этом случае ознакомьтесь с ГОСТ 12.0.

230-2007, типичным перечнем мероприятий по улучшению условий труда, при необходимости проведите специальную оценку условий труда, выпишите мероприятия, которые подходят для вашей организации, распределите обязанности и определите порядок обучения по охране труда и ознакомления с «Положением…». Ориентируйтесь на утвержденное Типовое положение. Оно содержит в себе всю информацию и ссылки на законы.

  • Порядок ознакомления с документами и обучение охране труда

Перечисляем основные задачи и порядок обучения, уточняем, как и когда знакомить сотрудников с документами по охране труда. Если отдельным лицам требуется дополнительная подготовка, расписываем ее порядок в «Положении…» (как в первом примере).

Пропишите списки должностей, для которых прохождение обучения необязательно, а также тех специалистов, которые обязаны пройти дополнительное обучение, или доступно дистанционное обучение. Укажите порядок первичного, повторного, внепланового инструктажа.

В 217 статье ТК РФ работодателю предписано включить в штатное расписание должность специалиста по охране труда или создать соответствующую службу. Если специалист по ОТ работает в одном лице, то нет необходимости готовить Положение о СОТ.

Служба формируется только в том случае, если работодатель примет такое решение, и это – его право. Обычно так происходит, если специалист по ОТ не может одновременно организовывать и контролировать соблюдение правил во всех подразделениях компании.

СОТ может быть создана и при 50 работающих, и при большем количестве штатных сотрудников. Все зависит от того, как работодатель оценивает возможности организации работы по охране труда. Ведь, в конечном итоге, за данную сферу отвечает всегда сам руководитель организации. Он несет как административную, так и уголовную ответственность за все несчастные случаи с работниками.

Ответственным за разработку является руководитель СОТ. Для этого он обладает теми знаниями и умениями, которые указаны в квалификационном уровне № 7 в Профстандарте № 524н. Положение должно быть согласовано с юрисконсультом, поскольку речь идет о структурном подразделении предприятия. Сведения о его создании должны быть отражены не только в приказе, но и в Уставе организации.

Образец положения об организации работы по охране труда разработан экспертами электронной Системы «Охрана труда». Вы можете скачать его ниже

Скачать образец >>>

Структура документа может состоять из нескольких взаимосвязанных разделов. Как правило, в первом разделе устанавливаются общие положения о СОТ. Управление охраной труда в целом по организации осуществляет ее руководитель. Он делегирует свои полномочия службе ОТ в организационно-методических и контрольных функциях, а руководителям подразделений оставляет роль технических исполнителей.

Сотрудники СОТ обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами РФ, колдоговорами, другими локальными документами организации. Запрещено требовать от руководителей структурных подразделений исполнения отмененных, а также незарегистрированных в Минюсте ПОТ или ГОСТ добровольного применения.

Работники службы охраны труда должны являться примером безукоризненного соблюдения требований законодательства, производственной дисциплины, санитарии, правил внутреннего трудового распорядка, деловой этики.

Во втором разделе необходимо указать основные задачи и функции службы. Их удобно извлечь из профессионального стандарта № 524н. Не следует писать в задачи невыполнимые цели. Права работников СОТ нужно описать таким образом, чтобы не позволить начальникам структурных подразделений запретить им посещать любое помещение в любое время.

Сотрудники службы вправе требовать отстранения от работы лиц, не отвечающих требованиям к допуску для выполнения работ. Такими основаниями являются несдача экзамена, или непрохождение медосмотра.

Также они имеют право ходатайствовать об остановке работ, угрожающих жизни и здоровью работников, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности нарушителей, в том числе руководителей и специалистов.

Обязанность составления всех положений по ОТ, обычно, возлагается на главного специалиста соответствующего отдела.

Исполнение функций, изложенных в положении, ложится на сотрудника с соответствующим образованием.

Утверждает данный акт директор компании. Для этого издается специальный приказ.

Форма его законом не утверждена, составить его можно в свободном виде.

Основной пункт приказа — обозначить факт утверждения положения в конкретной организации и назначить ответственных лиц за его исполнение.

Какие документы по охране труда должны быть на предприятии в 2021 году?

Оказываем бесплатную юридическую помощь населению

Обязанность компании обеспечить безопасные условия для работы каждого сотрудника предусмотрена трудовым законодательством. В статье 212 Трудового кодекса приводится большой перечень задач, стоящих перед предприятием. Они касаются как самих мер по охране труда, так и обучения работников нормам безопасности. В основном это выражается в создании таких элементов:

  • служба охраны труда;
  • организация процедуры оценки условий труда;
  • обучение сотрудников соответствующим правилам;
  • обеспечение их всеми необходимыми инструментами, материалами, оборудованием для безопасной работы;
  • разработка нормативных документов, регулирующих все основные правила;
  • постоянный контроль за соблюдением этих правил.

1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с… (указать основание со ссылкой на дату и номер соответствующего решения: приказа, поручения и т.д.).

1.2. Настоящее положение регулирует повседневную деятельность службы охраны труда… (указать наименование предприятия (организации, учреждения) в соответствии с учредительными документами (далее — предприятие)) и устанавливает:

1.2.1. Организационно-правовой статус службы.

1.2.2. Перечень функций и задач службы в области организации охраны труда.

1.2.3. Полномочия службы, а также порядок ее взаимодействия с другими структурными подразделениями (должностными лицами) предприятия по вопросам охраны труда.

1.2.4. Ответственность службы за ненадлежащую организацию охраны труда.

1.2.5. …(другое — указать конкретно).

1.3. Служба охраны труда — структурное подразделение предприятия, предназначенное для реализации комплекса мероприятий по созданию, поддержанию и оптимизации здоровых и безопасных условий труда, отвечающих соответствующим нормативным требованиям. Для обеспечения повседневной деятельности служба имеет печать с обозначением своего полного и сокращенного наименования и указанием на принадлежность к предприятию (на правах одного из его структурных подразделений), а также штампы и бланки установленного предприятием вида.

1.4. Целью деятельности службы охраны труда является обеспечение надлежащих условий труда на всех объектах и рабочих местах предприятия.

1.5. Непосредственное руководство службой охраны труда осуществляет ее начальник, являющийся прямым начальником всех сотрудников службы. Начальник службы охраны труда подчиняется генерального директору предприятия, назначается на должность и освобождается от должности приказом генерального директора по представлению аттестационной комиссии предприятия.

1.6. В интересах надлежащей организации охраны труда в составе службы формируются группы, а при необходимости и иные (в том числе временные) самостоятельные участки. Организационная структура и квалификационно-численный состав службы охраны труда ежегодно устанавливаются генеральным директором предприятия по представлению начальника службы (Приложение N 1 к положению).

1.7. В своей повседневной деятельности служба охраны труда руководствуется:

1.7.1. Законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти.

1.7.2. Организационно-распорядительными актами территориальных и отраслевых (ведомственных) органов управления, по отношению к которым предприятие занимает подчиненное положение.

1.7.3. Уставом и локальными нормативными актами предприятия.

1.7.4. Организационно-методическими, нормативно-техническими документами по вопросам организации охраны труда и настоящим положением.

1.7.5. …(другое — указать конкретно).

1.8. Деятельность групп (иных самостоятельных участков) в составе службы охраны труда регулируется, помимо перечисленного в п. 1.7, соответствующими положениями, регламентами и инструкциями по осуществлению тех или иных составляющих охраны труда.

1.9. Работа сотрудников службы охраны труда регламентируется соответствующими должностными инструкциями.

1.10. Организационно-правовое, информационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение службы охраны труда осуществляется за счет ресурсов предприятия.

1.11. Нормирование труда сотрудников службы охраны труда, расчет их общей численности, а также распределение и постановка заданий осуществляется на основе действующих Единых норм времени и выработки, инв. N… (указать конкретно).

1.12. Условия труда сотрудников службы охраны труда, организация их рабочих мест определяются и регулируются в соответствии с действующими внутриотраслевыми стандартами, санитарными нормами, инв. N… (указать конкретно).

1.13. Порядок оплаты труда сотрудников службы охраны труда устанавливается положением о материальном стимулировании предприятия в соответствии с условиями, предусмотренными соответствующими трудовыми договорами.

1.14. Порядок привлечения сотрудников службы охраны труда к дисциплинарной ответственности устанавливается положением о дисциплине и Правилами внутреннего трудового распорядка предприятия.

1.15. Положение о службе охраны труда утверждается генеральным директором предприятия по представлению начальника службы. Нормы и правила, содержащиеся в настоящем положении, являются обязательными для исполнения всеми структурными подразделениями службы и ее сотрудниками.

3.1. В интересах надлежащего осуществления своей деятельности служба охраны труда наделяется соответствующими полномочиями: правами и обязанностями.

3.2. Служба охраны труда имеет право:

3.2.1. Запрашивать у должностных лиц предприятия, а также органов управления (власти), сторонних организаций (предприятий, учреждений) сведения о…

3.2.2. Требовать в установленных случаях представления документов…

3.2.3. Давать разъяснения и рекомендации по вопросам, относящимся к компетенции службы охраны труда.

3.2.4. Давать должностным лицам предприятия обязательные для исполнения указания (предписания) по вопросам, относящимся к компетенции службы охраны труда.

3.2.5. Вносить на рассмотрение руководства предприятия предложения по вопросам организации охраны труда.

3.2.6. Вести переписку по вопросам, относящимся к компетенции службы охраны труда.

3.2.7. Осуществлять взаимодействие с органами власти (управления), сторонними организациями (предприятиями, учреждениями) по вопросам, относящимся к компетенции службы охраны труда.

3.2.8. Визировать проекты документов, подготовленных другими подразделениями предприятия, если в таких документах затрагиваются вопросы, относящиеся к компетенции службы охраны труда.

3.2.9. Представлять (через уполномоченных должностных лиц) интересы предприятия и службы на протокольных мероприятиях, в ходе которых затрагиваются вопросы, относящиеся к компетенции службы охраны труда.

3.2.10. Оформлять и выдавать в соответствии с действующими на предприятии правилами по письменным запросам (заявлениям) акты, справки, заключения, выписки и иные аналогичные документы.

3.2.11. Осуществлять регулярный контроль за исполнением должностными лицами предприятия требований, предъявляемых к организации охраны труда, периодически информировать соответствующих лиц, а также руководство предприятия о результатах контроля.

3.2.12. …(другое — указать конкретно).

3.3. Служба охраны труда обязана:

3.3.1. Своевременно и качественно в полном соответствии с законодательством, нормативно-правовыми актами, локальными актами, организационно-распорядительными актами в области охраны труда выполнять возложенные на нее задачи.

3.3.2. Поддерживать условия, обеспечивающие требуемую эффективность работы по организации охраны труда.

3.3.3. Обеспечивать сохранность полученных сведений о сотрудниках от разглашения (утраты) в процессе обработки.

3.3.4. Предоставлять органам управления (власти), сторонним организациям (предприятиям, учреждениям) информацию по вопросам, отнесенным к компетенции службы охраны труда, в соответствии с действующими на предприятии правилами.

3.3.5. Предоставлять руководству предприятия отчет о результатах работы по организации охраны труда не позднее… числа месяца, следующего за отчетным.

3.3.6. …(другое — указать конкретно).

Как организовать охрану труда на предприятии в 2021 году?

  • ИСКИ
    • Гражданские споры
      • Сделки
    • Наследственные споры
    • Трудовые споры
    • Жилищные споры
    • Семейные споры
      • Брак
      • Алименты
      • Дети
  • ЗАЯВЛЕНИЯ
    • Особое производство
    • Судебный приказ
  • ХОДАТАЙСТВА
    • Восстановление срока
    • Судебные расходы
    • Ходатайства в ходе исполнения
    • Ходатайства по экспертизам

    В 217 статье ТК РФ работодателю предписано включить в штатное расписание должность специалиста по охране труда или создать соответствующую службу. Если специалист по ОТ работает в одном лице, то нет необходимости готовить Положение о СОТ.

    Служба формируется только в том случае, если работодатель примет такое решение, и это – его право. Обычно так происходит, если специалист по ОТ не может одновременно организовывать и контролировать соблюдение правил во всех подразделениях компании.

    СОТ может быть создана и при 50 работающих, и при большем количестве штатных сотрудников. Все зависит от того, как работодатель оценивает возможности организации работы по охране труда. Ведь, в конечном итоге, за данную сферу отвечает всегда сам руководитель организации. Он несет как административную, так и уголовную ответственность за все несчастные случаи с работниками.

    Ответственным за разработку является руководитель СОТ. Для этого он обладает теми знаниями и умениями, которые указаны в квалификационном уровне № 7 в Профстандарте № 524н. Положение должно быть согласовано с юрисконсультом, поскольку речь идет о структурном подразделении предприятия. Сведения о его создании должны быть отражены не только в приказе, но и в Уставе организации.

    Данный документ должен устанавливать права и обязанности сотрудников СОТ. В первую очередь, речь идет о её руководителе.

    Поскольку профстандарта «Руководитель службы охраны труда» нет, наименования должностей специалистов, осуществляющих работы в области ОТ, должны соответствовать требованиям, установленным положениями ЕКС (утв. Приказом Миздравсоцразвития от 17 мая 2012 года № 559н). В письмах Минтруда также должность везде указывается как «Руководитель службы охраны труда».

    В положении следует расписать, какими конкретно вопросами занимается тот или иной специалист по ОТ, какую отчетность сдает, какие структурные подразделения курирует.

    Обратите внимание

    Как пример, можно рассмотреть Типовое положение о службе охраны труда и промышленной безопасности органа управления железной дороги:

    Скачать >>>

    Также должна быть расписана персональная ответственность сотрудников СОТ за конечный результат.

    Если работники не будут выполнять свои задачи, руководитель организации вправе привлечь начальника службы и сотрудников к дисциплинарной ответственности.

    Все их обязанности перечислены в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда», утвержденном приказом Минтруда России от 4 августа 2014 г. № 524н.

    В положении о СОТ не нужно указывать обязанности, которые не относятся к охране труда, например, обеспечение пожарной безопасности или работу по гражданской обороне.

    Вопрос о численности работников службы ОТ Трудовой кодекс РФ в статье 217 отдает полностью на усмотрение работодателя.

    При этом должны учитываться многие факторы – профессиональный риск, численность подразделений, отдаленность и т.д. В настоящее время не существует законодательно установленного эталона численности.

    Межотраслевые нормативы № 10 от 22.01.2001 года можно применять только как рекомендацию, не более.

    Образец положения об организации работы по охране труда разработан экспертами электронной Системы «Охрана труда». Вы можете скачать его ниже

    Скачать образец >>>

    Структура документа может состоять из нескольких взаимосвязанных разделов. Как правило, в первом разделе устанавливаются общие положения о СОТ. Управление охраной труда в целом по организации осуществляет ее руководитель. Он делегирует свои полномочия службе ОТ в организационно-методических и контрольных функциях, а руководителям подразделений оставляет роль технических исполнителей.

    Сотрудники СОТ обязаны руководствоваться нормативными правовыми актами РФ, колдоговорами, другими локальными документами организации. Запрещено требовать от руководителей структурных подразделений исполнения отмененных, а также незарегистрированных в Минюсте ПОТ или ГОСТ добровольного применения.

    Важно

    Работники службы охраны труда должны являться примером безукоризненного соблюдения требований законодательства, производственной дисциплины, санитарии, правил внутреннего трудового распорядка, деловой этики.

    Во втором разделе необходимо указать основные задачи и функции службы. Их удобно извлечь из профессионального стандарта № 524н. Не следует писать в задачи невыполнимые цели. Права работников СОТ нужно описать таким образом, чтобы не позволить начальникам структурных подразделений запретить им посещать любое помещение в любое время.


    Похожие записи:

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *