Указ 101 аренда с изменениями 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Указ 101 аренда с изменениями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • Изменения, которые следует применять при ведении учета и формировании отчетности на 01.01.2021
  • Изменения с 1 января 2021 года

17 октября 2020 года вступили в силу изменения в Единый план счетов и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н). Подробнее об этом см. здесь. Часть этих изменений применяется с 2020 г., часть – с 1 января 2021 г. Поменялась единая для всех организаций бюджетной сферы инструкция по применению плана счетов, это значит, что должны быть изменены и инструкции по ведению бюджетного (бухгалтерского) учета.

9 декабря 2020 года в Минюсте России зарегистрирован приказ Минфина России от 28.10.2020 № 246н (далее – Приказ № 246н). Он вносит изменения в План счетов бюджетного учета и инструкцию по его применению, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н). Изменения в плане счетов бюджетного учета дублируют изменения, которые внесены в Единый план счетов, они также повлекли корректировки приложения к Инструкции № 162н.

Отдельного внимания требуют изменения в корреспонденциях счетов. Теперь в Инструкции № 162н закреплены ситуации, которые ранее не были урегулированы. Большую часть изменений нужно применять уже сейчас. Другие изменения вступят в силу с 1 января 2021 г.

1. Налог на имущество необходимо будет платить без учёта понижающих коэффициентов. Данное правило теперь касается всей территории Российской Федерации (кроме города федерального значения Севастополь). За 2020 год собственники получат квитанции с полной суммой налога.

До 2020 года действовал переходный период, в соответствии с которым, при расчёте налога на имущество учитывались понижающие коэффициенты. Сделано это было для того, чтобы собственники недвижимости резко не ощущали увеличение налоговой нагрузки.

Ранее налог на имущество рассчитывался на основании инвентаризационной стоимости, которая была в разы меньше рыночной. Сейчас исчисление идёт исходя из кадастровой, которая иногда превышает рыночную.

Пункт 3 статьи 5 Федерального закона от 04.10.2014 N 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц».

2. Налогооблагаемую базу при продаже недвижимости можно будет уменьшить теперь за счёт вычета за оплату учёбы и вычета на лечение.

Данная возможность — это новелла в Налоговом кодексе РФ. Уменьшить размер налога можно будет в пределах соответствующего предоставляемого вычета. Это означает, например, что к не облагаемому 1 млн. рублей при продаже недвижимости, прибавляется сумма недополученного социального вычета.

Соответствующее правило вводится подпунктом «е» пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 23.11.2020 № 372-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части налогообложения доходов физических лиц, превышающих 5 миллионов рублей за налоговый период».

3. Следующее дополнение Налогового кодекса РФ связано с началом исчисления срока владения жилым помещением приобретённым по договору участия в долевом строительстве (ДУДС), договору участия в ЖСК или уступки прав по ДУДС, в целях налогообложения.

В случае продажи жилого помещения, по истечении пяти лет с момента полной оплаты по вышеуказанным договорам, налог на доход полученный от продажи оплачивать не нужно. До этого приходилось ждать пять лет с момента оформления собственности на квартиру. Правило коснётся налогов подлежащих уплате начиная с 2019 года.

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», дополняет пункт 2 статьи 217.1 НК РФ новым абзацем.

4. Увеличивается перечень контролируемых сделок с недвижимостью в рамках Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 07.08.2001 N 115-ФЗ.

Изменения в антиотмывочный закон коснуться сделок с недвижимостью. Если раньше подотчётные Росфинмониторингу (банки, нотариусы, риэлторы, и т.д.), должны были сообщать о сделке с недвижимостью, совершенной на сумму более 3 млн. рублей, то с января 2021 года под отчёт попадут операции с денежными средствами, наличные и безналичные, проводимые в рамках сделок с недвижимостью.

С одной стороны, в список контролируемых операций добавляется аренда, найм, ипотека. С другой стороны, если исходить из буквальной трактовки изменений, контролировать банки будут и расчёт через сейфовые ячейки по сделкам с недвижимостью. А значит, чтобы банк отчитался в Росфинмониторинг, банку должна быть известна сумма передаваемая наличными через ячейку.

Федеральный закон от 13 июля 2020 г. № 208-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля”, вносит изменение, в том числе, в пункт 1.1. статьи 6 ФЗ №115.

5. Заключать сделки с недвижимостью можно будет дистанционно, через нотариусов находящийся в разных регионах. В такой сделке нужно, чтобы один из нотариусов находился в регионе местонахождения недвижимости.

Стороны подписывают договор с использованием цифровой подписи. Дополнительно, нотариус просит участника сделки расписаться на бумажном экземпляре для хранения в своё архиве.

Федеральный закон от 27.12.2019 N 480-ФЗ «О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и отдельные законодательные акты Российской Федерации», регламентирует данный порядок.

6. Увеличиваются взносы на капитальный ремонт. Тарифы вырастет во многих регионах. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны платить взносы на капитальный ремонт в соответствии с требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации.

Рост взносов в регионах будет неравномерным, в целом он не превысит 5% процентов. В Москве, например, увеличение составит 66 копеек.

В Москве размер взноса увеличится на основании Постановления Правительства Москвы от 25 ноября 2020 года № 2066-ПП.

7. Изменения жилищного законодательства коснутся собственников квартир в многоквартирных домах. Речь идёт о новых правилах противопожарного режима.

В частности, запрещается следующее: устраивать хранение в цокольных этажах и подполье; устанавливать глухие решётки в местах аварийного выхода; запрещается хранение в тамбурах возле пожарных выходов и пожарных лестниц; запрещается пользоваться всем газовым оборудованием (в том числе плитой), при отсутствии технического обслуживания; запрещается оставлять источники огня без присмотра, это требование также относится к курильщикам.

Постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

8. Субсидии, по оплате коммунальных платежей, обязаны будут предоставлять даже при наличии задолженности. Единственный случай для отказа -наличие судебного акта о взыскании долга.

1. В брачный договор или соглашение о разделе имущества можно включить не только приобретённое в браке имущество, но личное имущество каждого из супругов. Это в том числе касается недвижимости. Например, соглашением между супругами можно поделить доставшуюся одному из супругов квартиру по наследству.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №4-КГ 19-56 от 03 декабря 2019 года.

2. Мало получить согласие органа опеки и попечительства на продажу квартиры, в которой несовершеннолетний является собственником. Необходимо, чтобы он стал собственником альтернативного жилья. Если данное условие не выполнено, то сделку по продаже признают недействительной. Необходимо иметь доказательства соблюдения прав детей.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №48-КГ 18-1.

3. У бывшего супруга можно выкупить долю за счёт средств материнского капитала. Утверждённое в суде мировое соглашение будет являться основанием для осуществления Пенсионным фондом выплаты. Верховный суд приравнял мировое соглашение к сделке купли-продажи.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №18-КГ19-161 от 04 февраля 2020 года.

4. Оформление супругами квартиры в общую долевую собственность, по 1/2 доли в праве каждому, ещё не означает, что квартира при разводе будет также поделена поровну. Режим раздельной собственности должен быть определён на основании нотариально удостоверенного соглашения супругов.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №20-КП9-13 от 25 февраля 2020 года.

5. Разделить имущество после развода можно даже спустя три года. Срок исковой давности начинает течь, с того момента, как истец узнал о нарушенном праве. Другими словами, если квартира осталась после развода в собственности одного из супругов, второй супруг может подать иск о её разделе даже спустя девять лет. Срок исковой давности начнёт отсчитываться с того момента, как второй супруг узнал о продаже квартиры первым.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №18-КГ19-176 от 11 февраля 2020 года.

6. Собственника малозначительной доли квартиры можно заставить продать её. Для этого необходимо наличие следующих факторов. Данную долю нельзя выделить (т.е. она не сопоставима с размером отдельной комнаты), её собственник не пользуется общим имуществом (живёт в другом месте), также учитывается личность самого собственника (наличие инвалидности, например).

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №78-КГ16-36.

7. Если произошёл залив соседей из-за сломавшегося фильтра для воды, то компенсировать ущерб должна компания изготовитель, а не собственник квартиры, в которой был установлен фильтр.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №5-КГ19-193.

8. Не состоящие в браке сожители имеют право получить в наследство имущество друг друга. В данном случае истцу необходимо будет доказать факт иждивения от сожителя. Судом будут учитываться, например, денежные выплаты наследодателя иждивенцу. Такое иждивение должно длиться не менее одного года.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №5-КГ20-66-К2 от 28 июля 2020 года.

9. От потери купленной квартиры у продавца должника можно защититься. Если покупатель добросовестный, то у него нельзя отбирать квартиру в рамках оспаривания сделок банкрота продавца. Важное значение имеет приобретение квартиры по рыночной стоимости, безналичный расчёт, и легальность происхождения денег у покупателя.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №А40-109856/2017 от 20 августа 2020 года.

10. Забирать единственное жильё у банкрота-должника запрещается. Также нельзя предоставлять банкроту альтернативное меньшее по площади жильё или «насильно» «дарить» ему меньшую квартиру. Исключением является единственное роскошное жильё, критерии которого не определены законом.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №309-ЭС20-10004 от 29 октября 2020 года.

11. Оплата по договору купли-продажи недвижимости не свидетельствует о возникновении права собственности. В случае двойной продажи, недвижимость достанется тому, кто раньше зарегистрировал своё право собственности и принял её по акту. Второй покупатель имеет право требовать возмещения убытков у продавца.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №48-КГ20-13-К7 от 27 октября 2020 года.

12. Купленная за наследство квартира не подлежит разделу при разводе супругов. Если жильё приобретено от продажи унаследованной недвижимости, то второй супруг не может претендовать на него. Имущество приобретённое на личные денежные средства, не является общим.

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №41-КГ20-10-К4 от 22 сентября 2020 года.

13. Если документы на недвижимость утеряны, либо отсутствует информация о праве, на основании которого осуществляется владение, то это не должно мешать оформлению наследства. Это имеет важное значение для наследования земельных участков, предоставляемых в постоянное (бессрочное) пользование, либо пожизненное наследуемое владение.

Опред��ление Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации по делу №33-КГ18-11.

С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.

Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.

Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.

Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.

Предоставление в аренду инвестиционной недвижимости

С 1 января 2021 года в Беларуси установилась месячная минимальная заработная плата в размере 400 рублей. Это предусмотрено постановлением Совмина от 21 декабря 2020 года №740, сообщили в пресс-службе правительства.

«Документ принят на основании части четвертой статьи 4 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 года №124-З „Об установлении и порядке повышения минимальной заработной платы“. Постановление правительства от 29 августа 2019 года №582 признано утратившим силу», — рассказали в Совмине.

1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.

«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».

В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.

Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.

До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.

Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.

В Беларуси продлили мораторий на увеличение арендной платы

В соответствии с Законом города Москвы от 8 июля 2009 г. № 25 «О правовых актах города Москвы»:

1. Установить, что с 22 января 2021 г. возобновляется:

1.1. Посещение обучающимися образовательных организаций, предоставляющих среднее профессиональное образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, функции и полномочия учредителя которых осуществляют органы исполнительной власти города Москвы.

Для таких обучающихся возобновляется возможность использования для льготного и бесплатного проезда транспортного приложения социальных карт, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти города Москвы (уполномоченных ими организаций), ранее приостановленная в соответствии с указом Мэра Москвы.

Федеральным органам власти и органам местного самоуправления, осуществляющим функции и полномочия учредителей образовательных организаций, предоставляющих среднее профессиональное образование, дополнительное образование, осуществляющих спортивную подготовку, а также частным образовательным организациям, предоставляющим среднее профессиональное образование, дополнительное образование, осуществляющим спортивную подготовку, рекомендуется обеспечить принятие в установленном порядке решения, аналогичного решению, указанному в настоящем пункте.

1.2. Посещение гражданами детских досуговых организаций, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы.

1.3. Посещение гражданами при условии одновременного присутствия не более 50 процентов от общей вместимости места проведения мероприятия:

— культурных, выставочных, просветительских мероприятий (в том числе музеев, выставочных залов, библиотек, лекций, тренингов), за исключением официальных мероприятий, организуемых органами исполнительной власти;

— досуговых, развлекательных, зрелищных мероприятий (в том числе игровых мероприятий, мастер-классов);

— рекламных мероприятий;

— детских игровых комнат, детских развлекательных центров, детских лагерей дневного пребывания, иных мест проведения подобных мероприятий для несовершеннолетних в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), в том числе в парках культуры и отдыха, торгово-развлекательных центрах;

— театров, кинотеатров, концертных залов;

— массовых физкультурных, спортивных мероприятий.

2. Установить, что до принятия в установленном порядке решения о снятии ограничений в связи с улучшением эпидемиологической ситуации в городе Москве:

2.1. Сохраняется необходимость для граждан в возрасте старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения города Москвы, не покидать место проживания (пребывания), в том числе жилые и садовые дома, за исключением случаев:

— обращения за медицинской помощью и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью;

— следования к месту (от места) осуществления деятельности (в том числе работы), за исключением граждан, переведенных на дистанционный режим работы, находящихся в отпуске, в отношении которых оформлен листок нетрудоспособности;

— передвижения к ближайшему месту приобретения товаров, работ, услуг, в целях выгула домашних животных, выноса отходов до ближайшего места накопления отходов, прогулки и занятия физической культурой и спортом.

Граждане, указанные в настоящем пункте, вправе в установленном порядке оформить листок нетрудоспособности.

Для граждан, указанных в настоящем пункте, продолжается приостановление возможности использования для бесплатного проезда транспортного приложения социальных карт, выпущенных на основании решений органов исполнительной власти города Москвы (уполномоченных ими организаций).

2.2. Продолжается предоставление гражданам, указанным в пункте 2.1 настоящего указа, следующих мер поддержки:

— доставка лекарственных препаратов, обеспечение которыми осуществляется по рецептам врачей бесплатно либо по льготным ценам, медицинских изделий, обеспечение которыми по рецептам врачей осуществляется бесплатно;

— иных возможных мер адресной социальной помощи по запросам, поступающим на горячую линию города Москвы по номеру телефона +7 (495) 870-45-09;

— оперативное взаимодействие с указанными гражданами, в том числе через горячую линию.

2.3. Сохраняется обязанность работодателей, осуществляющих деятельность на территории города Москвы:

2.3.1. Перевести работников (исполнителей по гражданско-правовым договорам) на дистанционный режим работы:

— не менее 30 процентов работников (включая граждан, указанных в дефисе втором настоящего пункта);

— всех работников из числа граждан старше 65 лет, а также граждан, имеющих заболевания, перечень которых определен Департаментом здравоохранения города Москвы, за исключением граждан, чье нахождение на рабочем месте является критически важным для обеспечения функционирования организаций, индивидуальных предпринимателей.

При этом данное требование не распространяется на организации оборонно-промышленного комплекса, авиастроения, организации, входящие в состав государственной корпорации космической деятельности «Роскосмос», организации, входящие в состав государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», организации, осуществляющие работу по государственному оборонному заказу, а также организации электронно-технической отрасли, обеспечивающие деятельность указанных организаций, организации здравоохранения и иные организации, определенные Штабом по мероприятиям по предупреждению завоза и распространения инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV в городе Москве.

Предел повышающего коэффициента, устанавливаемого местными властями для расчета арендной платы, снижен с 2,5 до 2. Изменения распространяются на расчеты арендных плат с начала 2020 года. Например, в Минске ранее действовали 2 размера коэффициентов: 2,5 — в центре, 2,3 — на окраине.

Из-за снижения размера коэффициентов для собственников недвижимости в центре Минска размер арендной платы за землю уменьшится минимум на 20%. За аренду среднего по площади участка (чуть больше гектара) под размещение офисного центра в столице собственники платили около 70 тысяч рублей в год, а по новым правилам будут платить не более 56 тысяч рублей в год.

До выхода указа № 160 действовали несколько повышающих коэффициентов: 2 — в отношении участков, занятых объектами сверхнормативного строительства, 10 — в отношении участков, используемых не по целевому назначению, и так далее.

От этих коэффициентов пострадали многие компании. Теперь они отменены. Однако это не значит, что незаконная деятельность не будет наказываться. В частности, по-прежнему установлена административная ответственность.

Это правило касается первых пяти лет после ввода объекта в эксплуатацию. Юристы отмечают, что эта норма призвана поддержать компании, которые планируют реализовать новые строительные проекты. Новое правило распространяется на уплату арендной платы в пониженном размере за участки, на которых новые здания построены после 1 января 2019 года.

***

Большая часть нового указа распространила на арендные участки те нормы, которые более года назад установили в Налоговом кодексе в отношении земельных участков, находящихся в частной собственности или постоянном пользовании. Порядок уплаты земельного налога и арендной платы за землю стал практически идентичен. Большинство участков находятся в аренде, поэтому именно нормы указа поддержат многие компании, говорят юристы.

При сдаче в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, расположенных на земельных участках бюджетных организаций, исчисление арендной платы производится (п. 10 Положения № 160):

  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем передачи в аренду (исключение: ч. 3 п. 10 Положения № 160);
  • пропорционально площадям переданных в аренду.

Исчисление арендной платы прекращается:

  • с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором капитальные строения (здания, сооружения), их части возвращены арендатором.

Арендная плата не исчисляется:

  • если дата передачи в аренду и дата возврата приходятся на один и тот же календарный месяц.

В случаях сдачи в аренду капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, передачи земельных участков в субаренду суммы арендной платы включаются в состав внереализационных расходов (п.п. 36 и 37 Положения № 160).

Справочно:

До 01.01.2020 (ч. 2 подп. 1.14 п. 1 Указа № 101) при передаче земельных участков в субаренду суммы арендной платы включались в состав затрат.

Приказ Минфина РФ от 14.09.2020 N 198Н

Местным исполкомам предоставлено право освобождать от арендной платы отдельных лиц в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации (подп. 3.2 п.3 Указа № 160).

Исключение: граждане, которым земельный участок предоставлен в аренду как ИП, право освобождения местным исполкомам не предоставлено.

Определение трудной жизненной ситуации приведено в п. 39 Положения № 160.

С 01.01.2020 отменена уплата арендной платы за земельные участки:

  • в десятикратном размере

⇒ используемые не по целевому назначению;

не используемые в течение сроков, определенных законодательными актами;

⇒ занятые до оформления правоудостоверяющих документов;

  • в размере, увеличенном на коэффициент 2

⇒ занятые объектами сверхнормативного незавершенного строительства.

Обратите внимание!

ИП и физическими лицами уплата арендной платы в увеличенном размере в случаях, перечисленных выше, производится только за нарушения, допущенные в период до 01.01.2020.

***

Ознакомиться с полным текстом:

  • письма МНС
  • комментария МНС

Согласно пункту 7 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 257н, объект недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимое имущество, составляющее с указанным объектом единый имущественный комплекс, находящиеся во владении и (или) пользовании субъекта учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, но не предназначенные для выполнения возложенных на субъект учета государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета и (или) продажи, признаются инвестиционной недвижимостью.

Таким образом, объектами инвестиционной недвижимости признается имущество, находящееся в учреждении на праве оперативного управления.

Согласно пункту 3 Методических указаний по применению федерального Стандарта «Основные средства», доведенных письмом Минфина России от 15.12.2017 № 02-07-07/84237:

Выдержка из документа

«К инвестиционной недвижимости относится полученное (созданное, приобретенное) имущество для целей предоставления его в аренду (субаренду). При этом право осуществления субъектом учета функций (деятельности) по предоставлению государственного (муниципального) имущества в аренду должно быть предусмотрено его учредительными документами.

Признание объекта основных средств в составе группы „Инвестиционная недвижимость» прекращается с момента прекращения договора аренды и если в дальнейшем его использование в целях получения арендных платежей (платы за пользование (арендной платы) не предполагается.»

Коротко

1. Объектами инвестиционной недвижимости признается имущество, находящееся в учреждении на праве оперативного управления.

2. Если предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью учреждения, назначение использования здания, находящегося в оперативном управлении у учреждения, изначально предполагало передачу помещений в аренду, объекты, передаваемые в аренду, подпадают под определение инвестиционной недвижимости.

3. В группе основных средств «Инвестиционная недвижимость» должны учитываться не только сдаваемые в аренду помещения, но и находящиеся в них оборудование и мебель.

Таким образом, если предоставление помещений в аренду является основной уставной деятельностью учреждения, назначение использования здания, находящегося в оперативном управлении у учреждения, изначально предполагало передачу помещений в аренду; объекты, передаваемые в аренду, подпадают под определение инвестиционной недвижимости.

Согласно пункту 2 статьи 611 ГК РФ имущество сдается в аренду вместе со всеми его принадлежностями и относящимися к нему документами (техническим паспортом, сертификатом качества и т. п.), если иное не предусмотрено договором.

Стандартом «Основные средства» предусмотрено включение в группу «Инвестиционная недвижимость» движимого имущества, составляющего единый имущественный комплекс с объектом недвижимости. Согласно пункту 31 Стандарта «Основные средства»:

Выдержка из документа

«Перевод объектов основных средств в группу основных средств „Инвестиционная недвижимость» или исключение из нее должно проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемых субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества, в случае изменения назначения их использования.»

Следовательно, в группе основных средств «Инвестиционная недвижимость» должны учитываться не только сдаваемые в аренду помещения, но и находящиеся в них оборудование и мебель.

Для учета инвестиционной недвижимости в Едином плане счетов бухгалтерского учета (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) применяются счета:

Согласно пункту 31 Стандарта «Основные средства» перевод объектов основных средств из состава недвижимости, занимаемой субъектом учета, в группу основных средств «Инвестиционная недвижимость» должен проводиться в отношении объектов недвижимости (части объекта недвижимости), а также движимого имущества, составляющего с указанными объектами единые имущественные комплексы, используемые субъектом учета с целью получения платы за пользование имуществом (арендной платы) и (или) увеличения стоимости недвижимого имущества в случае изменения назначения их использования.

При первом применении Стандарта «Основные средства» необходимо перенести остатки по объектам, признаваемым инвестиционной недвижимостью, со счетов 101 00, 104 00 на счета 101 03, 104 03 в межотчетный период в корреспонденции со счетом 401 30 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (письмо Минфина России от 30.11.2017 № 02-07-07/79257).

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 1 и редакции 2 перенести остатки на 01.01.2018 по объектам, признаваемым инвестиционной недвижимостью, можно документами Переход на применение приказа 64н (НФА).

Перемещение объектов основных средств между группами и (или) видами имущества при реклассификации в течение года отражается в учете в корреспонденции со счетом 401 10 172 «Доходы от операций с активами» (п. 9 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н).

Для переноса объектов основных средств в течение отчетного года на счета инвестиционной недвижимости 101.13 и 101.33 (104.13 и 104.33) с иных субсчетов счета 101.00 (104.00) применяются документы Внутреннее перемещение ОС: в БГУ 1 — с операцией Внутреннее перемещение ОС между счетами, в БГУ 2 (рис. 3) — Перемещение собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103).

Номер документа: 101
Дата принятия: 01/03/2010
Состояние документа: Утратил силу
Начало действия документа: 05/03/2010
Органы эмитенты: Президент
Утратил силу с: 16/05/2020

Документ утратил силу с 16 мая 2020 года в соответствии с Приложением 4 к Указу Президента Республики Беларусь от 12 мая 2020 года №160

Новое в ФСБУ «Аренда» с 2020 года

Текущая редакция принята: 06/04/2017 документом Указ Президента Республики Беларусь О налогообложении и взимании арендной платы за земельные участки № 105 от 06/04/2017
Вступила в силу с: 09/04/2017


Редакция от 14/03/2017, принята документом Указ Президента Республики Беларусь Об изменении указов Президента Республики Беларусь № 87 от 14/03/2017
Вступила в силу с: 18/03/2017


Редакция от 30/12/2016, принята документом Указ Президента Республики Беларусь Об изменении указов Президента Республики Беларусь № 508 от 30/12/2016
Вступила в силу с: 01/01/2017


Редакция от 25/08/2016, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь № 319 от 25/08/2016
Вступила в силу с: 28/08/2016


Редакция от 31/12/2015, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О налогообложении и взимании арендной платы за земельные участки № 538 от 31/12/2015
Вступила в силу с: 01/01/2016


Редакция от 28/07/2014, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О внесении дополнений и изменений в указы Президента Республики Беларусь по вопросам совершенствования… № 381 от 28/07/2014
Вступила в силу с: 01/10/2014


Редакция от 21/07/2014, принята документом Указ Президента Республики Беларусь Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы № 361 от 21/07/2014
Вступила в силу с: 25/07/2014


Редакция от 30/06/2014, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О деятельности Китайско-Белорусского индустриального парка Индустриальный парк Великий камень № 326 от 30/06/2014
Вступила в силу с: 09/07/2014


Редакция от 07/10/2013, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О некоторых вопросах налогообложения, переоценки имущества и взимания арендной платы за земельные участки… № 455 от 07/10/2013
Вступила в силу с: 10/10/2013


Редакция от 11/07/2012, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О некоторых вопросах обращения с отходами потребления № 313 от 11/07/2012
Вступила в силу с: 01/08/2012


Редакция от 11/07/2012, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О некоторых вопросах налогообложения и взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в.. № 312 от 11/07/2012
Вступила в силу с: 17/07/2012


Редакция от 24/02/2012, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О внесении изменений и дополнений в некоторые указы Президента Республики Беларусь по вопросам деятельности… № 109 от 24/02/2012
Вступила в силу с: 06/06/2012


Редакция от 23/09/2011, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О некоторых мерах по совершенствованию отношений в области изъятия, предоставления и использования земельных… № 431 от 23/09/2011
Вступила в силу с: 01/01/2012


Редакция от 15/09/2011, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О внесении дополнений в Указ Президента Республики Беларусь от 1 марта 2010 г. №101 № 420 от 15/09/2011
Вступила в силу с: 22/09/2011


Редакция от 13/06/2011, принята документом Указ Президента Республики Беларусь О внесении изменений и дополнения в указы Президента Республики Беларусь от 15 мая 2008 г. №270 и от 1 марта… № 245 от 13/06/2011
Вступила в силу с: 22/06/2011


Редакция от 21/01/2011

Указ Президента Республики Беларусь «О взимании платежей за землю в городе Минске»

В соответствии с абзацем тридцать первым статьи 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2020, N 30, ст. 4742), абзацем шестнадцатым подпункта 2 пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 185 «Вопросы Министерства финансов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1478; 2020, N 16, ст. 2602) и в целях совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере бюджетной деятельности приказываю:

При досрочном расторжении договора аренды или безвозмездного пользования списывать остатки нужно проводкой, обратной той, которой отражали признание объекта в учете (п. п. 21, 23, 25, 27.2, 29.3, 30.3 ФСБУ «Аренда»).

Указанное правило можно применять после корректировки инструкций к планам счетов для казенных, бюджетных и автономных учреждений. Дело в том, что они имеют приоритет перед ФСБУ «Аренда» и предусматривают списание остатков методом «красное сторно».

Кроме того, при составлении последующей бухотчетности можно не делить на краткосрочные и долгосрочные отложенные расходы, связанные с упущенной выгодой от предоставления права пользования активом (счет 0 401 50 000). Суть в том, что формы бухбаланса и отчета о финансовых результатах до 2020 года не предусматривали такого разделения.

Вдобавок, в пояснительной записке можно не раскрывать общие суммы процентных доходов и расходов по условным арендным платежам.

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ

  • ФЗ об исполнительном производстве

  • Закон о коллекторах

  • Закон о национальной гвардии

  • О правилах дорожного движения

  • О защите конкуренции

  • О лицензировании

  • О прокуратуре

  • Об ООО

  • О несостоятельности (банкротстве)

  • О персональных данных

  • О контрактной системе

  • О воинской обязанности и военной службе

  • О банках и банковской деятельности

  • О государственном оборонном заказе

  • Закон о полиции

  • Закон о страховых пенсиях

  • Закон о пожарной безопасности

  • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

  • Закон об образовании в Российской Федерации

  • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

  • Закон о защите прав потребителей

  • Закон о противодействии коррупции

  • Закон о рекламе

  • Закон об охране окружающей среды

  • Закон о бухгалтерском учете

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 5-ФЗ

      «О внесении изменений в статьи 6 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 4-ФЗ

      «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

    • Федеральный закон от 04.02.2021 N 3-ФЗ

      «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования лесных отношений»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 68

      «Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации и деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 69

      «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам российского казачества и признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2005 г. N 515 «О порядке присвоения главных чинов не проходящим военную службу членам казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации»

    • Указ Президента РФ от 04.02.2021 N 66

      «О Чрезвычайном и Полномочном После Российской Федерации в Исламской Республике Мавритании»

    • Временные методические рекомендации

      «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Версия 10 (08.02.2021)» (утв. Минздравом России)

    • Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках лицензионного контроля деятельности в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства)

      (утв. Минприроды России)

    • Разъяснения относительно въезда иностранных граждан на территорию Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2020 г. N 635-р

      «О временном ограничении въезда в РФ иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе прибывающих с территории Республики Беларусь, а также граждан Республики Беларусь» (далее — распоряжение N 635)» (утв. Минпромторгом России)

    Доброго времени суток всем постоянным Читателям нашего сайта, а также коллегам по цеху! К нам поступают много запросов на тему “А что ФЗ-123 и все своды правил уже не действуют?”. Спешим в данной статье разъяснить вопрос для всех сразу, успокоить паникеров, так как уверяем Вас, без нормативных ограничений нас конечно же не оставит наше правительство. Если какие то нормативные документы прекращают свое действие, то, как правило, прекращают не одномоментно, а только по прошествии определенного времени, с момента публикации. А за это самое время, еще два или три новых документа успеют выйти, взамен одного утраченного. Так что, сохраняйте спокойствие, давайте вместе разберем, в чем тут “собака порылась”.

    Арендные отношения в условиях эпидемии – 2

    Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен срок, в течение которого возможно уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки на основании решений местных областных Советов депутатов или по их поручению местных Советов депутатов базового территориального уровня, Минского городского Совета депутатов, местных исполнительных комитетов (далее — местные органы власти), администраций свободных экономических зон.

    При этом, уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 в редакции Указа № 512 производится на основании принятых в течение II-IV кварталов 2020 года решений местных органов власти, администраций свободных экономических зон.

    Применение преференций по налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате за земельные участки на основании подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 до внесения изменений Указом № 512 ограничивалось III кварталом 2020 года.

    Важно!

    С учетом того, что решения местных органов власти, администраций свободных экономических зон в IV квартале 2020 года не принимались, преференции, установленные подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143, в IV квартале 2020 года не применяются.

    Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен по 31 марта 2021 г. срок отчетных периодов, за которые плательщикам, перечисленным в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282 «Об определении перечня плательщиков» (с дополнениями), осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом в установленном порядке решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы.

    Подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 512 предусмотрено, что срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом (далее – арендная плата) пролонгирован по 31 марта 2022 года.

    Действие указанного подпункта распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г. При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем на основании статьи 129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в текущем периоде, т.е. в 2021 году на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), подписанного арендатором электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП), в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором.

    Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном пунктом 4 статьи 129 НК.

    Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором на основании пункта 18 статьи 133 НК в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы).

    В целях исчисления налога на прибыль в случае уменьшения (увеличения) арендной платы у арендодателя подлежат корректировке внереализационные доходы и (или) внереализационные расходы в том отчетном периоде, в котором имело место уменьшение (увеличение) арендной платы, а у арендатора в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении.

    Исключения из этого правила предусмотрены частью третьей пункта 13 статьи 168 НК.

    К таким исключениям относятся, случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные требованием (уведомлением, инициативой) третьих лиц, а не соглашением сторон, и не относятся случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные вступлением в силу нормативно-правого акта, изменяющего размер арендной платы.

    При пересчете арендной платы за IV квартал 2020 г. на основании норм подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 512 налоговая база для целей исчисления налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в том отчетном периоде, в котором произведен перерасчет арендной платы, т.е. в 2021 году.

    Арендодатели, применявшие в 2020 году УСН и применяющие в 2021 году этот режим налогообложения, в 2021 году при пересчете в сторону уменьшения арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года уменьшают сумму налога при УСН в порядке, установленном подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 331 НК.

    Плательщиками, перешедшими с общей системы налогообложения на особые режимы налогообложения с 2021 года и наоборот, уменьшение арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года учитывается при формировании налоговой базы того налога, при исчислении которого была учтена арендная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.

    Подпунктом 1.7 пункта 1 Указа № 512 предоставлена преференция в виде смещения момента фактической реализации для целей исчисления НДС при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за предусмотренное Указом № 512 недвижимое имущество арендатору.

    Так, при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за недвижимое имущество, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., днем сдачи арендодателем в аренду такого недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2021 г.

    Следует отметить, что применение вышеуказанной нормы в части смещения момента фактической реализации является не правом плательщика, а следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у плательщика момент фактической реализации для целей исчисления НДС будет определяться в порядке, установленном Указом № 512.

    Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 512 нанимателю предоставлено право:

    • предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем, с сохранением работнику за период отпуска заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512);

    • освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (абзац шестой подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512).

    С учетом положений пункта 1, подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК (с учетом изменений НК с 2021 г.) вышеназванные выплаты работникам, занятым в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, с соблюдением порядка, установленного абзацем третьим и шестым подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512, с 2021 г. подлежат при исчислении налога на прибыль включению в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные выплаты работникам, занятым в социальной сфере, с 2021 г. подлежат включению в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.28 пункта 3 статьи 175 НК.

    С уважением,
    консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»

    • Cт. 19 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» от 01 апреля 2020 года №98-ФЗ.
    • Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. №439 «Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества».
    • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года) — вопросы 7 и 8.
    • Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №2 (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 апреля 2020 года) — вопросы 3-6.

    Предусмотрено ч. 3 ст. 19 Закона №98-ФЗ:

    3. Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

    Для уменьшения размера арендной платы не предусматривается ни ограничение круга арендаторов, ни издание какого бы то ни было постановления Правительства. Из Постановления №439 следует, что арендная плата может быть уменьшена одновременно с предоставлением отсрочки.

    Степень уменьшения арендной платы не оговаривается и является предметом договоренности сторон. При этом в ответе на вопрос 5 в Обзоре №2 указано, что если основания для уменьшения были, однако договоренности достичь не удалось, в случае возникновения спора о взыскании недоплаченной арендной платы размер сниженной арендной платы может определяться с учетом размера, на который обычно снижается арендная плата в сложившейся ситуации. Более четких указаний ни нормативные акты, ни суды пока не дают.

    Представляется, что размер снижения должен зависеть от двух обстоятельств:

    • степень ограничения пользования:

    — если арендодатель сам полностью закрыл принадлежащий ему объект, в котором находилось арендуемое помещение, — например, был закрыт торговый или развлекательный центр, — в этом случае снижение арендной платы должно быть максимальным,

    — если условиями договора или назначением имущества предусмотрена возможность использования имущества только в такой деятельности, которая ограничена в связи с эпидемией, — например, в договоре прямо предусмотрено, что имущество передается в аренду под фитнес-центр, — то снижение арендной платы также должно быть максимальным, с сохранением только той части арендной платы, которая оправдывает охрану помещения с хранящимся в нем имуществом арендатора,

    — если по условиям договора или исходя из назначения имущества возможно его использование как для той деятельности арендатора, которая ограничена, так и для других видов деятельности, то снижение размера арендной платы должно быть в меньшем размере, чем в предыдущих случаях,

    — если деятельность арендатора не ограничена, однако его доход сократился в связи с установленными ограничениями на перемещение граждан, которые приводят к тому, что в арендуемое помещение не могут прийти посетители, а работники арендатора испытывают сложности в попадании на работу, снижение арендной платы должно быть минимальным;

    • способ определения размера арендной платы (например, вряд ли можно требовать снижения переменной части арендной платы, если она начисляется за фактически потребленные ресурсы: есть потребление — есть пользование, нет пользования — нет потребления — нет платы).

    На практике возникли споры относительно возможности применения положений ст. 19 Закона №98-ФЗ к некоторым видам договоров.

    Так, в ответе на вопрос 6 в Обзоре №2 Верховный Суд РФ указал, что эта статья применяется также к договорам аренды части вещи (например, аренде нескольких квадратных метров в торговом центре для размещения точки по продаже товаров или для оказания услуг).

    Также уже известны споры о применимости норм ст. 19 Закона №98-ФЗ к договорам субаренды. Исходя из того, что абз. 3 п. 2 ст. 615 ГК РФ предусмотрено, что к договорам субаренды подлежат применению правила о договорах аренды, субарендаторы также вправе использовать права, предоставленные ст. 19 Закона №98-ФЗ.

    Эпидемии, пандемии и связанные с ними ограничительные меры традиционно считаются одной из разновидностей так называемого форс-мажора или непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п. 3 ст. 401 ГК РФ). Такие обстоятельства освобождают от ответственности, т.е. от взыскания убытков, пеней, штрафов – тех дополнительных санкций, которые превышают сумму основного долга. Форс-мажор не освобождает от исполнения самого основного обязательства, но может задержать возможность его исполнения. По отпадении обстоятельств непреодолимой силы сторонам придется осуществить исполнение или иным образом урегулировать свои отношения, если оно больше не может быть осуществлено.

    В случае с арендой устанавливаемые ограничительные меры являются непреодолимой силой скорее для арендодателя, обязательство которого заключается в предоставлении арендатору возможности пользоваться имуществом.

    Обязанность же арендатора заключается во внесении арендных платежей, и для него в качестве форс-мажора могут рассматриваться только такие обстоятельства, которые мешают заплатить. Причем даже закрытие банка, обслуживающего арендатора, в связи с объявленными Президентом выходными вряд ли может быть рассмотрено как непреодолимая сила, поскольку п. 3 ст. 401 ГК РФ прямо исключает из числа обстоятельств непреодолимой силы нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, а банк как раз и является таким контрагентом для плательщика.

    В то же время Обзором №1 в ответе на вопрос 7 предусмотрено, что в некоторых случаях отсутствие необходимых денежных средств вследствие эпидемии может быть признано форс-мажором при условии, что «разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения)».

    Материал подготовлен в рамках консалтинговой практики «COVID-19 Helpdesk»

    Скачать материал в формате PDF >>

    Статьи экспертов юридической фирмы INTELLECT >>

        Начиная с 2018 года при ведении учета объектов основных средств необходимо иметь в виду следующие изменения.

        1.К основным средствам относятся объекты финансовой аренды.

        Так, согласно п. 8 СГС «Основные средства» помимо объектов, находящихся у государственных (муниципальных) учреждений на праве оперативного управления, в состав основных средств включаются также материальные ценности, соответствующие критериям активов и находящиеся в пользовании государственного (муниципального) учреждения на условиях:

        • лизинга по договорам, условиями которых лизингополучатель не определен балансодержателем;

        • долгосрочной аренды с правом выкупа;

        • безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования;

        • иных арендных отношений, относящихся в соответствии с СГС «Аренда» к финансовой аренде.

        Отметим, ранее такие объекты учитывались:

        • на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании»;

        • на балансовых счетах 0 101 11 000 «Жилые помещения – недвижимое имущество учреждения», 0 101 12 000 «Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждения», 0 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения» в части неотделимых улучшений, произведенных в объекты недвижимости, используемых субъектом учета в рамках арендных отношений (безвозмездного пользования).

        2.Изменена группировка основных средств. Приведем сравнение групп основных средств в соответствии с п. 7 «СГС «Основные средства» и Инструкцией № 157н (в редакции до 2018 года).

        Группы основных средств, предусмотренные СГС «Основные средства», в 2018 году

        Группы основных средств, предусмотренные Инструкцией № 157н, до 2018 года

        Жилые помещения

        Жилые помещения

        Нежилые помещения (здания и сооружения)

        Нежилые помещения

        Инвестиционная недвижимость

        Сооружения

        Машины и оборудование

        Машины и оборудование

        Транспортные средства

        Транспортные средства

        Инвентарь производственный и хозяйственный

        Производственный и хозяйственный инвентарь

        Многолетние насаждения

        Библиотечный фонд

        Основные средства, не включенные в другие группы

        Прочие основные средства

        Таким образом, в 2018 году:

        • исключена группа «Библиотечный фонд»;

        • группа «Сооружения» включена в состав группы «Нежилые помещения (здания и сооружения)»;

        • введены новые группы: «Инвестиционная недвижимость», «Многолетние насаждения».

        3.Изменился порядок и способы амортизации основных средств. Согласно п. 39 СГС «Основные средства» амортизация на объекты основных средств начисляется в следующем порядке:

        а) на объект основных средств стоимостью свыше 100 000 руб. амортизация начисляется в соответствии с рассчитанными нормами амортизации;

        б) на объект основных средств стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, амортизация не начисляется. Первоначальная стоимость введенного (переданного) в эксплуатацию объекта основных средств, являющегося объектом движимого имущества, стоимостью до 10 000 руб. включительно, за исключением объектов библиотечного фонда, списывается с балансового учета с одновременным отражением объекта основных средств на забалансовом счете 21;

        в) на объект библиотечного фонда стоимостью до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию;

        г) на иной объект основных средств стоимостью от 10 000 до 100 000 руб. включительно амортизация начисляется в размере 100% первоначальной стоимости при выдаче его в эксплуатацию.

        В соответствии с п. 35 СГС «Основные средства» предусмотрены следующие методы амортизации основных средств:

        1) линейным метод. Данный метод предполагает равномерное начисление постоянной суммы амортизации на протяжении всего срока полезного использования актива;

        Мероприятия по переходу на применение федерального стандарта «Основные средства»

        Методические указания по применению переходных положений СГС «Основные средства» даны в письмах Минфина:

        • от 30.11.2017 № 02-07-07/79257 (при первом применении);

        • от 15.12.2017 № 02-07-07/84237 (при первом и дальнейшем применении).

        Согласно разъяснениям в указанных письмах в целях перехода на новые правила ведения бухгалтерского учета объектов основных средств необходимо провести ряд мероприятий:

        1) внести изменения в учетную политику (в том числе в рабочий план счетов);

        2) определить объекты основных средств, подлежащие переносу в иные группы (на основании результатов инвентаризации), и отразить данные операции в бухгалтерском учете;

        3) выявить объекты основных средств, ранее не признаваемые таковыми (на основании результатов инвентаризации), и отразить в бухгалтерском учете принятие их на счета балансового учета.

        Что касается амортизации в отношении объектов основных средств, принятых к учету до перехода на применение СГС «Основные средства» (до 01.01.2018) в п. 7 Письма № 02-07-07/84237 отмечено следующее: пересчет амортизации (изменение способа начисления амортизации, определенного на момент принятия объекта к учету) не производится.

        По мнению автора, в письме идет речь о том, что в отношении указанных объектов не меняется способ начисления амортизации, который применялся ранее (то есть линейный метод), в связи с чем пересчет амортизации не производится. При этом, поскольку порядок амортизации основных средств с 01.01.2018 изменился, в отношении объектов стоимостью до 100 000 руб. доначисление амортизации произведется в общем порядке при начислении амортизации за январь 2018 года (то есть по состоянию на 31.01.2018). По сути, и объекты основных средств стоимостью до 10 000 руб. (кроме объектов библиотечного фонда) целесообразно было бы перевести на забалансовый счет 21. Однако в Письме № 02-07-07/84237 таких указаний нет, поэтому рекомендуем подождать дополнительных разъяснений Минфина по данным вопросам.

        Согласно рекомендациям, приведенным в п. 2, 3 Письма № 02-07-07/84237, в учетной политике на 2018 год в части ведения бухгалтерского учета объектов основных средств необходимо предусмотреть:

        1) способы амортизации относительно групп объектов основных средств;

        2) особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;

        3) порядок проведения инвентаризации объектов основных средств;

        4) порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств;

        5) особенности ведения учета комплекса объектов основных средств, объединенных в один инвентарный объект (в том числе определение состава такого имущества, критерии отнесения имущества к данной категории);

        6) порядок организации инвентарного учета и начисления амортизации составных частей объекта основных средств (объектов группового учета, комплекса);

        7) порядок отражения в бухгалтерском учете затрат на ремонт (замену) составных частей объекта (групп объектов) основных средств;

        8) особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, отражаемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например: объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т. п.);

        9) особенности ведения забалансового учета объектов основных средств, не соответствующих критериям признания в качестве таковых;

        10) методы оценки учета материальных ценностей на забалансовых счетах;

        11) способ пересчета накопленной амортизации при переоценке основных средств;

        12) порядок ведения аналитического учета по объектам основных средств (при необходимости):

        • получено во временное владение (пользование) (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

        • передано во временное владение (пользование) (при операционной аренде);

        • получено в безвозмездное пользование (объекты учета финансовой (неоперационной) аренды);

        • передано в безвозмездное пользование (при операционной аренде);

        • в эксплуатации;

        • в запасе;

        • на консервации;

        • иная категория объектов бухгалтерского учета.

        1. Как правильно организовать работу с должниками 120
        2. Основные изменения в Указе № 143 (Комментарий к Указу № 512) 117
        3. Как принудительно взыскать дебиторскую задолженность 114
        • Новости
        • Решение дня
        • Правовая консультация

        Помимо тех основных средств, которые учтены учреждениями на соответствующих аналитических счетах счета 0 101 00 000 «Основные средства», в состав основных средств с 01.01.2018 года дополнительно включаются активы, находящиеся в пользовании учреждений на условиях:

        • лизинга по договорам, условиями которых субъект учета (лизингополучатель) не определен балансодержателем;
        • долгосрочной аренды с правом выкупа;
        • безвозмездного бессрочного (постоянного) пользования;
        • иных арендных отношений, относящихся в соответствии со стандартом «Аренда» к финансовой аренде.

        До 01.01.2018 указанные объекты могли учитываться:

        • на забалансовом счете 01 «Имущество в пользовании» (как правило ввиду отсутствия данных о стоимости переданного имущества объекты учитывались в условной оценке 1 объект — 1 рубль);
        • на балансовых счетах аналитического учета счетов 0 101 10 000 «Основные средства — недвижимое имущество учреждения» в части неотделимых улучшений, произведенных в объекты недвижимости, используемых учреждением в рамках арендных отношений (безвозмездного пользования).

        Основные изменения в Указе № 143 (Комментарий к Указу № 512)

        Порядок учета основных средств, которые признаны таковыми до 01.01.2018, соответствующие критериям активов, с нового года не меняется. К таким основным средства переходные положения Стандарта «Основные средства» не применяются. То есть, организовывать учет недвижимого имущества по кадастровой стоимости для основных средств, учтенных до 01.01.2018, не нужно.

        В то же время часть ранее учитываемых в составе основных средств объектов может уже не удовлетворять понятию «актив». Что делать с такими основными средствами, Методические указания ответа не дают.

        Понятие «актив» раскрыто в Стандарте «Концептуальные основы…». Актив — это имущество, включая наличные и безналичные денежные средства, принадлежащее субъекту учета и (или) находящееся в его пользовании, контролируемое им в результате произошедших фактов хозяйственной жизни, от которого ожидается поступление полезного потенциала или экономических выгод.

        Основные средства, не удовлетворяющие данному определению, не подлежат балансовому учету.

        Объекты, включаемые с 01.01.2018 в состав основных средств — недвижимого имущества признаются при первом применении Стандарта «Основные средства» на соответствующих балансовых счетах:

        • по их кадастровой стоимости (при ее наличии);
        • при отсутствии кадастровой стоимости:
          а) по ранее сформированным оценкам (по балансовой стоимости неотделимых улучшений в используемые объекты недвижимости);
          б) в случае, если балансовая стоимость объекта не была сформирована, в условной оценке — 1 объект, 1 рубль.

        Кадастровую стоимость, если она не определена, следует определить до 1 января 2020 года. Такой переходный период установлен статьей 24 Федерального закона от 03.07.2016 г. N 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

        1. Указ № 143 обновлен. Какие новые возможности предоставлены нанимателям? 296
        2. Как правильно заполнить личный листок по учету кадров 275
        3. Указ № 143 обновлен. Как нанимателю реализовать предоставленные возможности? 269
        • Новости
        • Комментарий
        • Вопрос-ответ
        • Раздел ежедневных решений
        • Сервис E-knigi
        • База ЭТАЛОН-online
        • Новации ФСБУ 25/2018 Бухгалтерский учет аренды
          • Сроки перехода на новый стандарт
          • Кто обязан применять новый стандарт
          • Как правильно классифицировать договор аренды
        • Что нужно сделать для перехода на ФСБУ 25/2018
          • Что такое ретроспективное применение ФСБУ 25/2018
          • Можно ли избежать ретроспективного пересчета
          • Как упростить применение нового стандарта
        • Учет у арендатора
          • Как арендатору оценить право и обязательство по аренде
          • Что делать с правом пользования активом и обязательством по аренде после первоначальной оценки
        • Учет у арендодателя
          • Как арендодателю понять, переходят к арендатору риски и выгоды на объект аренды или нет
          • Как арендодателю учитывать объекты операционной аренды
          • Порядок учета арендодателем объектов неоперационной (финансовой) аренды
        • Как стандарт определяет срок договора аренды для целей бухучета
        • Состав арендных платежей
        • Как ФСБУ 25/2018 повлияет на отложенный налог на прибыль


        Похожие записи:

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *