Закон о статусе военнослужащего 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о статусе военнослужащего 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции здесь:

Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

  • Общие положения: понятие статуса военнослужащих и лица, находящиеся в этом статусе. Гарантии государства в области правовой и социальной защиты семей военных. Правовая база данного статуса.
  • Права и свободы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы: защита свободы, чести, достоинства. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Свобода слова, право участия в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации). Свобода совести и вероисповедания. Порядок регулирования графика: служебное время и право на отдых. Денежное довольствие и отдельные выплаты. Проезд в транспорте и почтовые отправления. Обеспечение продовольствием, вещами и т.д. Право на жилье, медицинское обслуживание. Страховые гарантии. Право на образование и культурное просвещение. Возможность обжалования неправомерных действий и право на получение юридической помощи. Увольнение со службы. Право на труд и на трудоустройство. Социальная защита семей, потерявших кормильца, бывшего в статусе военнослужащего. Дополнительные социальные гарантии для военных, находящихся в «горячих точках» в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
  • Обязанности и ответственность. Производство, связанное с дисциплинарными проступками: общие и должностные обязанности, ограничения и запреты, связанные с военной службой. Ответственность. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Права привлекаемого лица. Дисциплинарное взыскание и обстоятельства, учитываемые при его назначении. Сбор и оценка доказательств. Разбирательство. Исполнение взысканий.

Последние изменения в ФЗ о занятости населения по ссылке:

Невозможно отрицать тот факт, что повышение престижа современной российской армии в обществе во многом связано с дальнейшими перспективами в материальном плане и не только: особый статус гражданина даже после увольнения со службы, высокие пенсии, возможность приобретения жилья и многое другое.

ФЗ «О статусе военнослужащих»: последняя редакция 2021 года

В текущем году в закон о статусе военнослужащих также был введен ряд поправок. Последняя редакция датируется июлем 2017 года.

Некоторые изменения также были внесены в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ, основанным на заявлении о несоответствии абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 закона о статусе военнослужащих Конституции Российской Федерации. Рассмотрим подробнее.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ №15 тут:

В апреле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», статья 9 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» о праве на участие в управлении делами государства и общественными объединениями была дополнена пунктом 3: военнослужащие могут принимать участие на безвозмездной основе в управлении общественными государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Министерства обороны России (или другого органа исполнительной власти, в котором настоящим законом была предусмотрена военная служба).

В июле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 148-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 11 о служебном времени и праве на отдых федерального закона о статусе военнослужащих была дополнена пунктом 1.1: для отдельных категорий служащих, которые проходят контрактную военную службу в органах государственной охраны, может предусматриваться иная общая продолжительность служебного времени (ненормированный график). Таким военнослужащим ежегодно должен предоставляться дополнительный отпуск сроком до 10 дней.

Федеральный закон содержит расшифровку понятия «военнослужащий», согласно ст. 2, к этой категории можно отнести:

  • мичманов, прапорщиков, офицеров;
  • курсантов военных образовательных организаций, в том числе и высших;
  • матросов, солдат, старшин, сержантов;
  • проходящих службу по контракту.

Положение присваивается по факту зачисления в ряды ВС и оканчивается по завершении службы. Призванным на военные сборы гражданам, статус присваивается только при наличии прецедента, обозначенного в ФЗ№76.

Федеральный документ состоит в постоянной доработке и практически ежегодно в него вносятся дополнения и замены. Связано это с тем, что военнослужащие имеют ряд ограничений, связанных с родом своего занятия.

Служащие в ВС получают соответствующие бумаги, которые способны удостоверить их личность, гражданство и правовой статус. Порядок выдачи этих бумаг определён Правительством РФ. Военные люди имеют право хранить, носить и применять выданное им оружие.

ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует наделение военнослужащих и их семей жильём. А также порядок его приобретения за счёт средств госбюджета. Такой возможностью они наделяются даже после окончания службы. Этим вопросам посвящена статья 15.

Закреплены гарантии соцзащиты защитников Отечества, которые были взяты в плен или интернированы (в нейтральных странах). Законом установлено, что за этими лицами остаются ДД, матобеспечение, которые выдаются близким членам семьи. Происходит это до окончательного выявления обстоятельств события, произошедшего с военным.

Установлен алгоритм наделения армейцев льготами.

Регламентирован порядок задержания военных вне расположения ВЧ, к которой они закреплены и служат. На основании законодательства о прецеденте немедленно уведомляются органы военного управления и профильной прокуратуры.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (76-ФЗ) 2021, 2020

Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

Лица, находящиеся на военной службе, находятся под госзащитой.

Служебная деятельность не подлежит вмешательству со стороны.

Любое проявление агрессии или посягательство на жизнь или имущество военного влекут за собой ответственность.

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности ВЧ и обеспечения своевременности прибытия к месту несения службы.

Правила передвижения военных в расположении ВЧ, их выезда за пределы места расположения, определяются общевоинскими уставами.

Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

Из имеющихся, согласно Конституции, прав на свободу слова, которыми наделён военнослужащий наряду с другими гражданами, он не правомочен разглашать государственную и военную тайну. Запрещено заниматься обсуждением приказов командования, а также критикой их решений.

Реализуется в виде прохождения военслужбы.

Время нахождения по контракту на службе засчитывается в общий трудовой стаж, как госслужба.

Преференции, которые предназначены для военнослужащих, определяются ФЗ. Из редакции норматива с последними изменениями можно выделить группу граждан, которым положены эти привилегии.

К категориям, подлежащим покрытию компенсациями, относятся:

  • Непосредственно воины ВС, а также их семьи. Под категорию семьи попадают супруги, несовершеннолетние отпрыски и другие лица, состоящие на иждивении у защитника-армейца.
  • Уволенные со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Граждане, уволенные из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Ветераны ВОВ, а также участники БД, проходящих на территории других стран.
  • Лица, обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, ориентированных на подготовку к военной службе и не достигшие совершеннолетия.
  • Военные, выполняющие свою повинность при вооруженных конфликтах, или же в условиях ЧП.
  • В Промсвязьбанке действует ставка от 8,9% в год, максимальная сумма для выдачи — 2,5 миллиона рублей. Срок действия договора — до 25 лет, ПВ начинается от 10%,
  • В Севергазбанке одобряют суммы до 2,4 млн. рублей со сроком возврата до 20 лет. Минимальный процент — от 9,2%, первый взнос от заемщика — не менее 20%,

Благодаря этому номеру, вы сможете отслеживать состояние своего счета в Личном кабинете на сайте Росвоенипотеки или Министерства обороны. Как только с момента вашего вступления в НИС пройдет 3 года, вы должны будете написать еще один рапорт на использование накопленных средств, выбрать банк, где вы хотите кредитоваться и подходящий объект недвижимости.

  • на период службы могут получать бесплатное лечение и медикаменты, путевки в санатории;
  • обладают правом восстанавливаться на учебе и без очереди направляться на курсы повышения квалификации;
  • бесплатный проезд в общественном транспорте;
  • отправка посылок, в которых находятся личные вещи военных, осуществляется бесплатно.
  • бесплатно ездить на городском транспорте;
  • один раз в год государство компенсирует путешествие в любом направлении (в том числе и заграницу);
  • оздоровление в санаториях, больницах также бесплатное;
  • членам семьи военнослужащих предоставляется скидка при покупке недвижимости и дополнительная выплат на ее приобретение;
  • за съем жилья начисляется финансовая помощь.
  • при заключении медицинского характера о невозможности прохождения военной службы;
  • при назначении человека членом Совета Федерации или если он станет депутатом;
  • смерть близких родственников;
  • при вступлении в права должностного лица или если гражданин стал судьей;
  • при наличии иных уважительных причин, признанных вескими для увольнения при подаче рапорта.
  • в запас, когда человек отправляется по достижению им предельного возраста на пенсию, то есть он признается негодным к прохождению таковой службы;
  • в отставку, например, если превышен максимальный возраст для человека, трудоустроенного как военнослужащий;
  • по окончанию срока действия срочной службы или по контракту, если нет иной причины для процесса увольнения;
  • при признании негодным человека по медицинским показаниям, определяется это внутренней комиссией или ВВК;
  • при лишении воинского звания, часто такое происходит при уголовной ответственности;
  • при утрате доверия человека, который принимал военнослужащего на работу, это возможно сделать при не подаче документации, при осуществлении коммерческой деятельности, при хранении денег в иностранном кредитном учреждении;
  • при уголовной ответственности или при лишении свободы;
  • в случае отчисления из профессионального учреждения высшего образования;
  • при наличии запрета со стороны суда, который запрещает заниматься военной деятельностью;
  • в случае избрания военнослужащего депутатом;
  • в случае приостановления военной службы;
  • если гражданин сменит гражданство.

Положение о статусе военнослужащего по контракту 2021 года

При желании стать контрактником в ВУЗе проходится медкомиссия, сдаются нормы физподготовки. Получив диплом, выпускник получает повестку туда, где им будет проходиться служба, в соответствии с профессией ВУЗа и званием. Несение военной службы происходит уже с начислением полагающегося жалования.

В военном комиссариате весьма желательно принимают кандидатов закончивших ВУЗы, и желающих подписать контракт с армией. Происходит так не для всеобщего плана набора контрактников.

Очень важным считается, что приходит грамотный специалист, для освоения сложной техники, взятой на вооружение. К тому же, благодаря высокому уровню образования, человек скорее пройдет адаптацию, на фоне изменяющихся требований, и для быстрого решения задач.

Действующее Положение о прохождении воинской службы предусматривает два варианта – призывной и добровольный. Процедура их применения и осуществления в условиях мирного времени детально регламентирована законом №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и правовыми актами в сфере организации несения службы на контрактной основе.

В понятие «прохождение военной службы» включают не только службу в ВС РФ, но и связанные с этим иные аспекты деятельности:

Президентское новшество имеет непосредственное отношение к тем офицерам, которые к началу 2021 года отслужили в рядах Вооружённых Сил России не меньше десяти лет. Поэтому у командира нет основания для увольнения военнослужащего без жилья.

Теперь при выслуге от десяти лет им должна быть выделена квартира или предоставлены денежные средства в рамках субсидии для приобретения собственных квадратных метров. При этом допускается удовлетворение просьбы военнослужащего, уходящего в запас, о выделении ему квартиры в другом регионе, куда он планирует переехать по окончании несения службы.

В случае, если отец ребенка несет военную службу по контракту, не по призыву, пособия в связи с рождением в семье ребенка начисляются и выплачиваются по общим правилам. При этом значительное различие наблюдается между статусом матери малыша, которая уходит в декрет с официального места трудоустройства, и мамы-домохозяйки.

В первом случае пособие по беременности и родам выдается ей на работе, а во втором случае она считается безработной.

Увеличен предельный возраст нахождения на службе, также стал более гибким срок контракта, который можно заключать от 1 года до 5 лет. Но есть и ужесточения — если у военнослужащего в семье кто-то имеет счета за границей, он автоматически увольняется.

Несколько изменились правила набора иностранных граждан — контракт они теперь могут заключить только на 5 лет, их могут направить на военные действия, в том числе и против их государства.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

Чтобы узнать подробнее о статусе военнослужащего в 2020-2021 годах с последними изменениями и дополнениями, необходимо отслеживать все поправки в законодательстве, законопроекты и актуальные редакции законодательных актов.

Что дает статус военнослужащего в 2020-2021 годах, указано в ФЗ-76, прежде всего нужно ориентироваться на его нормы. Большие споры на практике вызывало обеспечение военных жилыми помещениями.

В Государственную Думу внесен законопроект №1055205-7, им предусмотрено, что круг военнослужащих, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, расширяется. Нельзя будет исключить из очереди гражданина или лишить его выплаты, если он уже построил или купил жилье самостоятельно не по месту службы. Запрещается выселение из служебной квартиры, являющейся единственным жильем.

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Раздел I. Общие положения

  • Статья 1. Воинская обязанность
  • Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
  • Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
  • Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
  • Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
  • Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
  • Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
  • Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
  • Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
  • Раздел II. Воинский учет
    • Статья 8. Организация воинского учета
    • Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
    • Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
  • Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
    • Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
    • Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
    • Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
    • Статья 16. Утратила силу
    • Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
    • Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах
    • Статья 20. Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах
    • Статья 20.1. Утратила силу
    • Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования
    • Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
  • Раздел IV. Призыв граждан на военную службу
    • Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
    • Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
    • Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
    • Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
    • Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
    • Статья 27. Состав призывной комиссии
    • Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
    • Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
  • Раздел V. Поступление на военную службу по контракту
    • Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
    • Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту
    • Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
    • Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
    • Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования
    1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
    2. Прохождение военной службы осуществляется:
      • гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
      • иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
    3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
    4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    1. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
    2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.

    Изменения в Закон «О статусе военнослужащих»

    1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости — врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
      • 1.1 Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
      А — годен к военной службе;
      Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
      В — ограниченно годен к военной службе;
      Г — временно не годен к военной службе;
      Д — не годен к военной службе.
    3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
    4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
    5. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
    6. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    7. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
    1. Граждане при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, а также иностранные граждане при поступлении на военную службу по контракту проходят профессиональный психологический отбор.
    2. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
    3. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
    4. По результатам профессионального психологического отбора в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):
      • а) рекомендуется в первую очередь — первая категория;
      • б) рекомендуется — вторая категория;
      • в) рекомендуется условно — третья категория;
      • г) не рекомендуется — четвертая категория.
    5. Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина (иностранного гражданина), соответствующие указанным в пункте 4 настоящей статьи категориям, устанавливаются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, если иное не установлено настоящей статьей.
    6. Граждане, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории, не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, для поступления в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, а также не могут поступить в мобилизационный людской резерв.

      С гражданами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, не может быть заключен договор об обучении, предусмотренный пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона. Граждане (иностранные граждане), отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории, не могут быть приняты на военную службу по контракту.

    1. Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
    2. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы
    3. Гражданам, проходящим военные сборы, и гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, предоставляются также иные денежные выплаты, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Служебным жильем обеспечиваются военнослужащие, проходящие службу по контракту, а также проживающие с ними члены их семей, не обеспеченные жильем в населенных пунктах, в которых расположены воинские части (организации, подразделения, территориальные органы), или в близлежащих населенных пунктах.

    Примечательно, что обеспечение жильем в рамках ФЗ о статусе военнослужащих, ФЗ о накопительно-ипотечной системе, по иным социальным нормам, а также приобретение жилья не по месту службы и не в ближайших НП сохраняет право на служебное жилье и компенсацию за поднаем.

    Считаем, что это очень полезная норма, которая позволит снять массу разногласий. Вместе с тем, на наш взгляд, требует уточнения и четкого определения понятие «близлежащий населенный пункт«, особенно в предложенной редакции, когда оно используется во множественном числе.

    Предложены серьезные уточнения порядка и условий предоставления служебного жилья

    Офицеры, прапорщики и мичманы обеспечиваются по норме в 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

    Сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие службу по контракту:

    • до достижения ими общей продолжительности военной службы по контракту 10 лет обеспечиваются жилыми помещениями в общежитиях, а в случае их отсутствия — служебными жилыми помещениями из расчета 12 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека
    • после 10 лет выслуги — 18 кв. метров общей площади жилого помещения на одного человека.

    Пакет внесенных на рассмотрение ГД документов

    Служащие в ВС получают соответствующие бумаги, которые способны удостоверить их личность, гражданство и правовой статус. Порядок выдачи этих бумаг определён Правительством РФ. Военные люди имеют право хранить, носить и применять выданное им оружие.

    ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует наделение военнослужащих и их семей жильём. А также порядок его приобретения за счёт средств госбюджета. Такой возможностью они наделяются даже после окончания службы. Этим вопросам посвящена статья 15.

    Закреплены гарантии соцзащиты защитников Отечества, которые были взяты в плен или интернированы (в нейтральных странах). Законом установлено, что за этими лицами остаются ДД, матобеспечение, которые выдаются близким членам семьи. Происходит это до окончательного выявления обстоятельств события, произошедшего с военным.

    Установлен алгоритм наделения армейцев льготами.

    Регламентирован порядок задержания военных вне расположения ВЧ, к которой они закреплены и служат. На основании законодательства о прецеденте немедленно уведомляются органы военного управления и профильной прокуратуры.

    Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

    Защита свободы, чести и достоинства

    Лица, находящиеся на военной службе, находятся под госзащитой.

    Служебная деятельность не подлежит вмешательству со стороны.

    Любое проявление агрессии или посягательство на жизнь или имущество военного влекут за собой ответственность.

    Право на свободу передвижения и выбор места жительства

    Реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности ВЧ и обеспечения своевременности прибытия к месту несения службы.

    Правила передвижения военных в расположении ВЧ, их выезда за пределы места расположения, определяются общевоинскими уставами.

    Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

    Право на свободу слова

    Из имеющихся, согласно Конституции, прав на свободу слова, которыми наделён военнослужащий наряду с другими гражданами, он не правомочен разглашать государственную и военную тайну. Запрещено заниматься обсуждением приказов командования, а также критикой их решений.

    Реализуется в виде прохождения военслужбы.

    Время нахождения по контракту на службе засчитывается в общий трудовой стаж, как госслужба.

    Период прохождения повинности в условиях повышенной для жизни или здоровья опасности, заносится в спец стаж и засчитывается при расчёте объёма пенсии.

    Служебное время и право на отдых

    Продолжительность служебного времени у военнослужащих по призыву, определяется распорядком дня ВЧ. У контрактников – согласно их контракту.

    При этом ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется восемь часов для сна и два часа для личных надобностей.

    Военнослужащим-срочникам предоставляются не менее одних суток отдыха еженедельно. Контрактникам — не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток в месяц.

    ФЗ наделяет армейцев привилегией на бесплатное обучение в образовательных профучреждениях военного типа, курсах переподготовки и повышения квалификационного уровня.

    Срочники наделены преференцией пользования всеми видами транспорта (кроме такси) без оплаты.

    Контрактники вместо бесплатного проезда получают денежный эквивалент, как компенсацию расходов на проезд.

    Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий

    Защитники Отечества наделены возможностью защитить свои интересы и законные права через судебные тяжбы.

    Любые неправомерные решения органов военуправления или действия командиров всех рангов могут быть обжалованы в порядке, разрешённом нормативами.

    Увольнение с военной службы и право на трудоустройство

    До достижения возраста, который даёт право военному по выслуге лет идти на пенсию, без его согласия никто не правомочен произвести увольнение воина со службы. Существуют исключения, закреплённые в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

    Восстановление при необоснованном увольнении производится в соответствии с Положением о порядке прохождения ВС.

    Для уволенных со службы армейцев устанавливаются допусловия на трудоустройство. Такое же правило распространяется на семью воина. Также предоставляется дополнительное социальное обеспечение.

    Поскольку исполнение долга у воинов сопряжена рисками его летального исхода, государством разработана стратегия соцзащиты членов семей погибших защитников Отечества. Этому посвящена статья 24 рассматриваемого ФЗ.

    Согласно этой статье гибель военного рассматривается как утрата кормильца. Семья погибшего имеет право на:

    • пенсионное обеспечение;
    • закрепление за ними жилища, предоставленного погибшему военному;
    • ремонт ИЖС;
    • компенсацию коммунальных услуг (при условии, что погибший имел стаж от 20 лет);
    • преимущественное первенство на соц- и медобслуживание.

    За вдовами погибшего солдата, попадающими под обеспечение соцгарантиями и компенсациями, обозначенные привилегии сохраняются до факта вступления в повторный брак.

    Мишустин рассказал об изменениях в законе «О статусе военнослужащих»

    АПК РФ

    ГК РФ (часть I)

    ГК РФ (часть II)

    ГК РФ (часть III)

    ГК РФ (часть IV)

    ГПК РФ

    ГрК РФ

    Жилищный кодекс

    КАС РФ

    КоАП РФ

    НК РФ (часть I)

    НК РФ (часть II)

    Семейный кодекс

    ТК РФ

    УИК РФ

    УК РФ

    УПК РФ

    Бюджетный кодекс

    Воздушный кодекс

    Водный кодекс

    Земельный кодекс

    Лесной кодекс

    1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

    На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

    Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

    4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы государственной власти), федеральные государственные органы, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее — граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»). (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

    К военнослужащим относятся:

    офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по контракту); (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    Абзац 4 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

    сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее — военнослужащие, проходящие военную службу по призыву). (в ред. Федеральных законов от 04.12.2006 N 203-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    Абзац 6 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 06.07.2006 N 104-ФЗ)

    Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

    На граждан, призванных на военные сборы, и граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве (далее — резерв), статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 288-ФЗ)

    3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств — участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

    5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1. Для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

    2. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    3. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

    реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, федеральными государственными органами, органами военного управления и органами местного самоуправления; (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;

    охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

    4. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, федеральные государственные органы, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников) (далее — командиры). Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут также содействовать общественные объединения. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    5. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Должностные лица органов государственной власти, федеральных государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, а также командиры, виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    При осуществлении призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    6. Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, федеральными государственными органами, правоохранительными органами и органами военного управления. (в ред. Федерального закона от 04.06.2014 N 145-ФЗ)

    Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.

    1. Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

    1.1. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

    2. Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

    Федеральный закон от 27.05.98 N 76-ФЗ

    1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

    2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 04.12.2006 N 203-ФЗ)

    О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 404-ФЗ)

    1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

    Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

    3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

    1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    1.1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    1.2. Положения пункта 1.1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях: (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    если предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных; (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

    если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1.1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. (в ред. Федерального закона от 06.03.2019 N 19-ФЗ)

  • Приказ Росстата от 06.03.2020 N 111 (ред. от 03.02.2021)
  • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 29.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по полиатлону на 2020 год. Номер-код вида спорта: 0750005411Я
  • Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 748 (ред. от 28.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фигурному катанию на коньках на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0500003611Я
  • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по керлингу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0360004611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по горнолыжному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0060003611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по синхронному плаванию на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0230001611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по бильярдному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0620002511Я

Федеральный закон от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ

1. Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также Уставом внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации, Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (далее — общевоинские уставы).

2. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, влекут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащие могут быть задержаны или подвергнуты аресту, в том числе в качестве дисциплинарного взыскания, только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 4 декабря 2006 года N 203-ФЗ.

О задержании военнослужащих вне расположения воинской части, в которой они проходят военную службу, немедленно уведомляются органы военного управления, органы военной прокуратуры и военные следственные органы Следственного комитета Российской Федерации (абзац в редакции, введенной в действие с 15 января 2011 года Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 404-ФЗ.

1. Право на свободу передвижения реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности воинских частей и обеспечения своевременности прибытия к месту военной службы.

Правила передвижения военнослужащих в расположении воинской части, их выезда за пределы гарнизона, на территории которого они проходят военную службу, определяются общевоинскими уставами. Порядок выезда военнослужащих за пределы территории Российской Федерации определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, имеют право на изменение места военной службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами, с учетом условий прохождения военной службы, состояния здоровья военнослужащих и членов их семей (на основании заключения военно-врачебной комиссии) и по иным основаниям, устанавливаемым Положением о порядке прохождения военной службы.

3. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

1. Военнослужащие, реализуя право на свободу слова, выражение своих мнений и убеждений, доступ к получению и распространению информации, не вправе разглашать государственную или иную охраняемую законом тайну, обсуждать и критиковать приказы командира.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 17 марта 2019 года Федеральным законом от 6 марта 2019 года N 19-ФЗ.

1_1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» распространять или предоставлять информацию:

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну.
(Пункт дополнительно включен с 17 марта 2019 года Федеральным законом от 6 марта 2019 года N 19-ФЗ)

1_2. Положения пункта 1_1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1_1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;

если предоставление информации, указанной в пункте 1_1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных;

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1_1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
(Пункт дополнительно включен с 17 марта 2019 года Федеральным законом от 6 марта 2019 года N 19-ФЗ)

1. Военнослужащие в свободное от военной службы время вправе участвовать в богослужениях и религиозных церемониях как частные лица.

2. Военнослужащие не вправе отказываться от исполнения обязанностей военной службы по мотивам отношения к религии и использовать свои служебные полномочия для пропаганды того или иного отношения к религии.

3. Религиозная символика, религиозная литература и предметы культа используются военнослужащими индивидуально.

4. Государство не несет обязанностей по удовлетворению потребностей военнослужащих, связанных с их религиозными убеждениями и необходимостью отправления религиозных обрядов.

5. Создание религиозных объединений в воинской части не допускается. Религиозные обряды на территории воинской части могут отправляться по просьбе военнослужащих за счет их собственных средств с разрешения командира.

О статусе военнослужащих (с изменениями на 8 декабря 2020 года)


Военнослужащие обеспечиваются денежным довольствием в порядке и в размерах, установленных Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2012 года Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ.
____________________________________________________________________
Положения статьи 12 с 1 января 2012 года и до 1 января 2013 года в отношении военнослужащих инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формирований федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, Службы внешней разведки Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, федеральных органов государственной охраны, федерального органа обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделений федеральной противопожарной службы, а также органов военной прокуратуры и военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, оклады по должности которых установлены иными федеральными законами, применяются без учета изменений, внесенных Федеральным законом от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ, — см. пункт 4 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ.
— Примечание изготовителя базы данных.
____________________________________________________________________

  • Делится ли жилищная субсидия военнослужащего при разводе?
  • Увольнение военнослужащих без обеспечения жилищной субсидией.
  • Жилищная субсидия — вопросы военнослужащих. Краткий справочник.
  • Что вы хотели знать про военную ипотеку — краткий справочник
  • Возможно ли банкротство военнослужащего?
  • Получение военными накоплений и допов в НИС по приказу Минобороны № 477 (вместо ПМО №245 )
  • Юридические истории НачФин.инфо-39. Как мы вернули военному половину жилищной субсидии через суд

Правительственная комиссия по законопроектной деятельности, в состав которой входит председатель Правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, 14 января 2021 года рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих». Принятие законопроекта обеспечит реализацию Постановления Конституционного суда РФ от 20 июля 2021 года № 34-П и устранит признанный неконституционным и ущемляющим права военнослужащих запрет на обеспечение военнослужащего, являющегося членом семьи лица, проходящего военную службу по контракту и включенного в реестр участников накопительно-ипотечной системы (НИС) жилищного обеспечения военнослужащих, жилым помещением иным способом, нежели путем приобретения или строительства жилых помещений по программе НИС.

По действующим правилам, военнослужащие-контрактники имеют право получить служебное жильё на весь срок службы, а после 20 лет выслуги — постоянное жильё в собственность или денежную выплату на его покупку. Также они могут стать участниками накопительно-ипотечной системы (НИС) и получить постоянное жильё уже через три года. Начиная с 2020 года военная ипотека становится единственным способом получения жилья для вновь поступивших на воинскую службу.

Новый законопроект уточняет права на служебное жильё для военнослужащих рядового и сержантского состава на контракте. Сейчас всем контрактникам обязаны предоставлять служебки в течение трёх месяцев со дня прибытия к месту службы в порядке очереди. При этом квартиры в приоритете, а комнаты в общежитиях и жильё в манёвренном фонде выделяется только при их отсутствии.

Для создания реальной возможности расквартировать нашу армию, контрактников в которой с каждым днём всё больше, Минобороны предложило разграничить право на служебное жильё по званиям и срокам службы.

Федеральный закон содержит расшифровку понятия «военнослужащий», согласно ст. 2, к этой категории можно отнести:

  • мичманов, прапорщиков, офицеров;
  • курсантов военных образовательных организаций, в том числе и высших;
  • матросов, солдат, старшин, сержантов;
  • проходящих службу по контракту.

Положение присваивается по факту зачисления в ряды ВС и оканчивается по завершении службы. Призванным на военные сборы гражданам, статус присваивается только при наличии прецедента, обозначенного в ФЗ№76.

Федеральный документ состоит в постоянной доработке и практически ежегодно в него вносятся дополнения и замены. Связано это с тем, что военнослужащие имеют ряд ограничений, связанных с родом своего занятия. Поэтому государство стремится компенсировать эту особенность жизни различными льготами, поощрениями и дополнительными правами. Тем самым поднимая престиж армейцев, и внося дополнительную мотивацию людям в погонах.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *