Класс опасности опо критерии отнесения 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Класс опасности опо критерии отнесения 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Для предприятий, которые расположены в особых зонах, при отнесении ко II, III или IV классу опасности устанавливается более высокая категория. Это касается тех опасных производственных объектов, которые расположены:

  • на территориях особо охраняемых природных зон;
  • на континентальном шельфе РФ;
  • во внутренних морских акваториях или в территориальном море, находящемся в ведении РФ;
  • на искусственном острове, созданном на водоеме, который находится в федеральной собственности.

Если конкретное предприятие по используемым критериям может относиться к разным категориям, определение опасного производственного объекта в части принадлежности к классу осуществляется по наиболее высокому, то есть опасному из них.

Потенциально каждое производство может оказаться опасным. Проводить оценку факторов, определяющих степень риска аварии на производстве и ее влияния на благополучие отдельных людей и общества в целом, придется для любого предприятия, имеющего признаки, перечисленные в приложении № 1 к 116-ФЗ. Каждому из них присваивается класс от I до IV.

Присвоенный класс влияет на правила эксплуатации. От этого параметра будут зависеть:

  • внесение в перечень особо опасных объектов Ростехнадзора и частота плановых проверок;
  • необходимость подготовки особых видов документов, включая декларацию промбезопасности, план мероприятий по устранению последствий возможных аварийных ситуаций и проч.;
  • необходимость получения лицензии на ведение некоторых видов работ;
  • осуществление постоянного государственного надзора;
  • необходимость внедрения системы управления промбезопасностью или создания спасательных подразделений;
  • другие обязательства.

Как правило, наиболее строгие требования устанавливаются для производств, отнесенных к I и II категориям опасности.

Присвоение конкретной категории осуществляется в соответствии с критериями, зафиксированными в приложении № 2 к 116-ФЗ. В зависимости от конкретных параметров предприятия его отнесут к разным классам опасности. Например, вот сколько категорий ОПО существует для производственных объектов, где ведутся горные работы:

  • I — если это угольная шахта или другая подземная добыча, где происходят внезапные события вроде выбросов пыли, газа, воды, горной породы;
  • II — если это наземное производство, где ведутся открытые горные работы, в результате которых объем разрабатываемой горной массы превышает 1 миллион кубометров в год;
  • III — если здесь обогащаются полезные ископаемые или ведутся открытые горные работы, обеспечивающие объем разработки в пределах от 100 тысяч до 1 миллиона кубометров в год;
  • IV — если это небольшое производство для ведения открытых горных работ мощностью до 100 тысяч кубометров разработки ежегодно.

Эксплуатирующая его организация обязана сама оценить признаки возможного риска и определить класс опасности. По результатам такой работы оформляются подтверждающие документы, которые предоставляются в Ростехнадзор при регистрации объекта. Контролирующее ведомство проверяет выводы эксплуатирующей организации и вносит соответствующие сведения в Реестр ОПО. Также присвоение класса осуществляется в следующих случаях:

  • перерегистрация производства в связи с изменением состава и качества входящих в него компонентов либо информации об организации;
  • перерегистрация предприятия в случае, если ему не присвоен класс опасности в соответствии с действующим законодательством.

Узнать стоимость услуги по присвоению класса опасности в компании АТТЭК

Эксплуатация опасного производства осуществляется специализированной организацией. В соответствии с частью 1 статьи 9 116-ФЗ она обязана:

  • соблюдать требования законодательства, в том числе в части лицензирования работ, и локальных нормативных документов, включая обоснование безопасности. Соответствующие нормативные документы следует иметь непосредственно на объекте;
  • в установленном порядке информировать контролирующие органы о ходе работ на объекте и форс-мажорных ситуациях;
  • обеспечивать наличие укомплектованного штата квалифицированных работников, способных безопасно эксплуатировать производственное оборудование и не имеющих медицинских противопоказаний к таким задачам;
  • осуществлять производственный контроль, в том числе с применением специального измерительного оборудования;
  • препятствовать несанкционированному доступу на объект;
  • предотвращать аварии, а если это не удалось – минимизировать их последствия и тщательно расследовать причины, чтобы больше не допустить таких событий;
  • осуществлять страхование гражданской ответственности собственника объекта на случай аварии;
  • выполнять другие требования законодательства, включая требования, установленные для особых категорий ОПО, отнесенных к I или II классу опасности.

Что такое классы опасности производственных объектов

Часть 2 статьи 9 116-ФЗ указывает, что работники ОПО обязаны:

  • соблюдать требования законодательства и локальных правовых актов;
  • регулярно проходить обучение и медосмотры;
  • соблюдать правила техники безопасности;
  • информировать руководителя о форс-мажорных ситуациях на объекте;
  • в случае особых обстоятельств – срочно останавливать работу и принимать участие в локализации аварии и устранении ее последствий.

В соответствии с требованиями действующего законодательства собственник ОПО обязан заключить договор страхования своей ответственности за причинение возможного вреда, который наступит в случае аварии на объекте. Это связано с тем, что риск такого события нельзя полностью исключить даже при соблюдении всех установленных требований. Поэтому в случае, если авария все-таки произойдет, страховка покроет возможные расходы. Порядок страхования для этой сферы деятельности и виды опасных объектов, которые обязаны заключать договор, определены положениями федерального закона № 225.

  • Последние новости
  • Сертификация продукции, ISO
  • Охрана и безопасность труда
  • Промышленный консалтинг
  • Экологический консалтинг
  • Лицензирование
  • Разработка документации

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2020 года N 2398

Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий


Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г. и действует до 1 января 2027 г.

3. Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации представить доклад в Правительство Российской Федерации до 15 апреля 2022 г. о результатах анализа практики применения настоящего постановления.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин

Классификация опасных производственных объектов

2. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, хозяйственной и (или) иной деятельности:

1) по обеспечению:

электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования с установленной генерирующей мощностью менее 250 МВт и более 3,5 МВт, работающего на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с установленной генерирующей мощностью менее 500 МВт и более 7 МВт, работающего на газообразном топливе в качестве основного;

паром и горячей водой (тепловой энергией) с использованием установок по сжиганию топлива с проектной тепловой мощностью менее 20 Гкал/час и более 3 Гкал/час;

электрической энергией, газом и паром с использованием оборудования (с установленной электрической мощностью менее 250 МВт при потреблении в качестве основного твердого и (или) жидкого топлива или с установленной электрической мощностью менее 500 МВт при потреблении в качестве основного газообразного топлива);

паром и горячей водой (тепловой энергией) с использованием установок по сжиганию топлива с проектной тепловой мощностью более 3,5 Гкал/час, работающих на твердом или жидком топливе в качестве основного, или с проектной мощностью более 7 Гкал/час, работающих на газообразном топливе в качестве основного;

2) по добыче:

руд и песков драгоценных металлов, оловянных руд, титановых руд, хромовых руд на россыпных месторождениях и (или) их подготовке;

полезных ископаемых, не указанных в разделе I настоящего документа и не относящихся к общераспространенным полезным ископаемым;

3) по металлургическому производству с использованием оборудования:

для производства чугуна или стали (первичной или вторичной плавки), включая установки непрерывной разливки (с производительностью менее 2,5 тонны в час);

для обработки черных металлов с использованием станов горячей прокатки (с проектной производительностью менее 20 тонн нерафинированной стали в час);

для нанесения защитных распыленных металлических покрытий (с подачей менее 2 тонн нерафинированной стали в час);

для литейного производства черных металлов (с проектной производительностью менее 20 тонн в сутки);

для плавки, включая легирование, рафинирование, и разливки цветных металлов (с проектной производительностью (плавки) менее 4 тонн в сутки для свинца и кадмия или менее 20 тонн в сутки для других металлов);

4. Эксплуатация исследовательских ядерных установок нулевой мощности, радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий.

5. Объект является:

1) объектом размещения отходов производства и потребления после полного выполнения работ по ликвидации и (или) рекультивации, исключающих негативное воздействие на окружающую среду, до снятия с государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;

2) объектом обработки отходов производства и потребления IV и V классов опасности.

6. Осуществление на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду:

1) хозяйственной и (или) иной деятельности на участках недр, предоставленных в пользование в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах», не указанной в I, II и IV разделах настоящего документа;

2) хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием водных объектов, предоставленных в пользование в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, не указанной в I и II разделах настоящего документа и не соответствующей критериям, установленным в разделе IV настоящего документа;

3) хозяйственной и (или) иной деятельности по строительству объектов капитального строительства продолжительностью более 6 месяцев;

4) хозяйственной и (или) иной деятельности исключительно по добыче подземных вод, за исключением деятельности, указанной в пункте 10 настоящего документа;

5) хозяйственной и (или) иной деятельности, не указанной в разделах I, II и IV настоящего документа и не соответствующей уровням воздействия на окружающую среду, определенным в разделе IV настоящего документа.

Класс опасности опасного производственного объекта определяет организация самостоятельно, руководствуясь существующими нормативными документами, а именно Приложением №2 Федерального закона №116-ФЗ «О промышленной безопасности …». Далее формируется пакет документов на регистрацию ОПО в реестре Ростехнадзора, с указанием класса опасности и документы подаются в Территориальный орган Ростехнадзора по субъекту РФ в котором располагается объект. Инспектор Ростехнадзора рассматривает пакет документов согласно регламента, по итогу рассмотрения пакета документов принимает решение регистрировать или не регистрировать опасные производственные объекты. Если решение положительно, то выдается Свидетельство о регистрации ОПО и сопутствующие документы, с указанием класса опасности ОПО. Организация эксплуатирующая ОПО, присваивает класс опасности в следующих случаях:

1. Первичная регистрация организации в госреестре ОПО;

2. Перерегистрация опасного производственного объекта в случае изменения состава объекта или данных организации.

3. Перерегистрация ОПО для присвоения класса опасности.

ВАЖНО: Руководитель организации несет ответственность за правильность присвоения класса опасности ОПО.

Основные отличия между классами опасности заключаются в количество документации, а так же порядке взаимодействия с органами Ростехнадзора. Сравнительная таблица приведена ниже:

Документы и надзор Примечание
Плановые проверки инспектором Ростехнадзора плановые проверки не чаще чем один раз в течение одного года — для объектов I и II класса опасности;
плановые проверки не чаще чем один раз в течение одного года — для объектов III класса опасности;
плановые проверки не проводятся — для объектов IV класса опасности.
Создание вспомогательных горноспасательные команды, если ведутся горные работы Нужна — для объектов I и II класса опасности на которых ведутся горные работы;
Не нужна — для объектов III и IV класса опасности.
Система управления промышленной безопасностью Нужна — для объектов I и II класса опасности;
Не нужна — для объектов III и IV класса опасности.
Декларация промышленной безопасности Нужна — для объектов I и II класса опасности;
Не нужна — для объектов III и IV класса опасности.
Постоянный государственный надзора объекта Проводится — для объектов I класса опасности;
Не проводится — для объектов II, III и IV класса опасности.
План мероприятий по локализации и ликвидация последствий аварийных ситуаций (ПЛА) Нужен — для объектов I, II и III класса опасности;
Не нужен — для объектов IV класса опасности.
Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов Нужна — для объектов I, II и III класса опасности;
Не нужна — для объектов IV класса опасности.

ВАЖНО: Отмена плановых проверок и уменьшение их количества, не влияет на количество и порядок проведения внеплановых проверок. Регламент проведения внеплановых проверок прописан в пунктах 7-10 статьи 16 ФЗ-116.

Наши специалисты присвоят класс опасности опасным производственным объектам быстро. Звоните.

Понятие «опасный производственный объект» было введено Федеральным законом № 116-ФЗ, в котором определен порядок отнесения производственных объектов к категории опасных. К категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых:

  • 1) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества следующих видов: воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные и высокотоксичные вещества; вещества, представляющие опасность для окружающей среды;
  • 2) используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля: пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии); воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия; иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля;
  • 3) используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы, эскалаторы в метрополитенах, канатные дороги, фуникулеры;
  • 4) получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов;
  • 5) ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых) и работы по обогащению полезных ископаемых;
  • 6) осуществляется хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, а также осуществляется хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию.

В классификации [2, 3] все химические вещества разделены по токсичности на четыре класса: чрезвычайно токсичные (I класс), высокотоксичные (II класс), умеренно токсичные (III класс) и малотоксичные вещества (IV класс).

В ее основу положена количественная оценка токсичности химических веществ согласно экспериментальным данным по определению их полулетальной (средней смертельной) концентрации (CL50), дозы (DL50) и предельно допустимой концентрации (ПДК).

Эта классификация нашла отражение в ГОСТ 12.1.007– 1976 [4], где вредные вещества (кроме радиоактивных и биологических) делят на чрезвычайно опасные (I класс), высокоопасные (II), умеренно опасные (III) и малоопасные (IV). Для отнесения к указанным классам (заметим, что в названиях произошли изменения: «токсичные» сменились на «опасные») используют такие показатели, как ПДК в рабочей зоне (ПДКрз), средняя смертельная доза при введении в желудок, нанесении на кожу, средняя смертельная концентрация в воздухе, коэффициент возможности ингаляционного отравления, зоны острого и хронического действия. При этом класс опасности «вредных» веществ определяется по наиболее опасному признаку (т.е. сравниваются все показатели, известные для конкретного вещества, а они могут соответствовать разным классам опасности). В этой классификации к высокоопасным отнесли вещества, для которых ПДКрз находятся в диапазоне 0,1…1,0 мг/м3, а средняя смертельная концентрация в воздухе – в диапазоне 500…5000 мг/м3.

В Федеральном законе №116-ФЗ (Приложение 1) «токсичные» и «высокотоксичные» вещества характеризуются только смертельной дозой (концентрацией). К высокотоксичным здесь отнесены вещества, способные при воздействии на живые организмы приводить к их гибели и для которых средняя смертельная концентрация в воздухе составляет не более 0,5 мг/л (≤ 500 мг/м3). Очевидно, что «высокотоксичным» веществам в интерпретации

Федерального закона №116-ФЗ должны соответствовать «чрезвычайно опасные» вещества (т.е. I класса опасности) согласно стандарту [4] (для них средняя смертельная концентрация в воздухе, как и в Федеральном законе, составляет менее 500 мг/м3, а ПДКрз – менее 0,1 мг/м3).

Остается неясным, как классифицировать ОПО, если для вещества не определены средние смертельные показатели? Можно ли воспользоваться классификацией из ГОСТ 12.1.007–1976, и, зная степень токсичности вещества, например по ПДКрз, затем перейти от категории «чрезвычайно опасные» к категории «высокотоксичные», ведь диапазоны категорий «высокоопасные» и «высокотоксичные» не соответствуют друг другу? Тем более, что ПДКрз, хотя и является интегральным показателем опасности вещества, но не является аварийным показателем, а устанавливается для нормальных условий работы [3]?

В Федеральном законе №116-ФЗ на этот счет нет никаких указаний в отличие от ГОСТ 12.1.007–1976, где используется любой худший параметр из перечисленных для установления класса вещества по степени воздействия («вредности») на организм. И если все-таки было бы возможно классифицировать ОПО по ПДКрз, то что делать, если у вещества не определена ПДКрз (такие ситуации нередки)?

Процедура классификации ОПО разработана с целью предотвращения аварий. При прогнозе воздействий на население аварий на ОПО прежде всего следует оценить последствия пожаров и их воздействие на население.

В этом случае основную опасность представляет ингаляция токсикантов. Тем более, что ингаляционный путь самый опасный из всех путей поступления веществ в организм, так как «даже при небольших концентрациях веществ в атмосфере, учитывая большой объем вдыхаемого воздуха и большую площадь поверхности дыхательных путей (70 м2), в легкие может поступить значительное количество токсикантов за короткое время» [5].

И «если для обезвреживания токсических веществ при поступлении их в организм через желудочно-кишечный тракт служит печень, которая обеспечивает гомеостаз организма, то за легкими нет своего химического заслона» [6]. Таким образом, если выбирать при классификации ОПО средний смертельный показатель для желудка, то можно недооценить опасность токсиканта, а, значит, неправомерно присвоить ОПО более низкий класс опасности.

Также в Федеральном Законе №116-ФЗ ничего не сказано об опасности веществ, образующихся в процессе аварии, в отличие от «Директивы Севезо» [7]. Можно ли использовать критерии для этих веществ (если таковые найдутся) при определении класса опасности ОПО?

Далее проиллюстрируем сложившуюся ситуацию на примере гидрида лития.

Гидрид лития используется в качестве восстановителя в органическом синтезе, как источник водорода, при производстве трития, в качестве нейтронной защиты ядерных реакторов [8, 9]. Литий может использоваться в качестве теплоносителя для охлаждения ядерных реакторов.

Литий и гидрид лития являются горючими материалами, при взаимодействии с водой образуется гремучая смесь водорода с воздухом, по ГОСТ 19433–88 «Опасные грузы» они относятся к подклассу 4.3 (вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой). Литию и гидриду лития при перевозках соответствует аварийная карточка №409.

Действие на организм гидрида лития аналогично действию лития и других его соединений [10], а это означает, что и последствия возможных аварий с диспергированием этих материалов (например, при пожаре) идентичны. Гидрид лития, как и литий, обладает выраженным раздражающим действием (при попадании на слизистые образует гидрокись), является генетическим ядом, биологическим антагонистом натрия, поражаемые им в первую очередь органы – миокард, почки, нервная система. При поражении слизистой глаз отмечается стойкое помутнение роговицы и некротические изменения слизистой, при попадании на кожу вызывает некроз тканей с последующим образованием рубца, при вдыхании может вызвать некардиогенный отек легких [10, 11].

Литий и его растворимые неорганические соли принадлежат к 1 классу опасности согласно [12] (ПДКрз = = 0,02 мг/м3 по литию), более ранние критерии – для аэрозолей конденсации (образующихся во время горения при авариях) и дезинтеграции (образующихся в результате резки металла) – 0,05 и 0,5 мг/м3 [10], ПДК для аэрозолей продуктов сгорания лития и гидрида лития (по иону лития) – 0,02 мг/м3 [13, 14]; для гидрида лития в США TLV, как и TWA приняты 0,025 мг/м3 [10, 15]. Очевидно, что гидрид лития должен относиться к «чрезвычайно опасным» веществам [4] по такому критерию, как ПДКрз (< 0,1 мг/м3). НО! В действующем в настоящее время нормативном документе [12] для гидрида лития ПДКрз не определена.

Гидрид лития, несомненно, является токсичным веществом – «токсичным для легких даже в низких и умеренных дозах» [11]. Но можно ли его назвать «высокотоксичным» веществом в интерпретации Федерального закона №116-ФЗ?

Не удалось обнаружить отечественных каталогов, списков, нормативных документов, баз данных со средними смертельными параметрами для ингаляции с указанием, что гидрид лития – высокотоксичное вещество.

Но известно, что «при однократном ингаляционном воздействии гидрида лития в течение 30…60 минут в концентрации 110…140 мг/м3 гибель крыс, кроликов и собак происходила на 5…10 сутки» [14]. Эти сведения характеризуют действие токсиканта, но формально не подходят в качестве критерия, так как «cредняя смертельная концентрация в воздухе – это концентрация вещества, вызывающая гибель 50 % животных при двух–четырехчасовом ингаляционном воздействии» [4].

В известных иностранных справочниках и базах данных подходящих параметров также найти не удалось (например, в [15–17]). Самая низкая опубликованная летальная концентрация (не указан процент гибели животных) составляет 10 мг/м3 при 4-х часовом ингаляционном воздействии на крыс и 110 мг/м3 при часовом воздействии на кроликов и собак [15]. При 4-х часовой ингаляции гидридом лития в концентрации 22 мг/м3 погибали 2 из 10 крыс (20%) [17]. В качестве параметра IDLH (мгновенно-опасной концентрации для жизни или здоровья), определенного Национальным институтом охраны труда США NIOSH на основании острых данных токсичности ингаляции у людей, выбрана концентрация 0,5 мг/м3 [18]. Эта концентрация рассчитана на 30-минутное воздействие на организм, необходимого времени для того, чтобы покинуть место аварии при неисправном средстве защиты дыхания без риска для жизни и необратимого ухудшения здоровья.

Для гидрида лития можно найти параметры острой токсичности: например, средняя смертельная доза при введении в желудок для крыс составляет 77,5…103 мг/кг [19]. Отдельные цифры из этого диапазона встречаются в паспортах безопасности веществ от разных производителей. Согласно этим цифрам гидрид лития следует относить к категории токсичных веществ (для которых в Федеральном законе определен диапазон 15… 200 мг/кг). Но если сравнить, какое количество должно поступить в организм человека, чтобы достичь средней смертельной концентрации, разными путями, становится ясно, что опаснее ингаляционный путь. При концентрации 22…110 мг/м3 при скорости дыхания взрослого человека порядка 0,015 м3/мин поступление составит 80… 100 мг, при введении в желудок для достижения этого же эффекта необходимо 5,5…7 г (для среднего человека массой 70 кг). Таким образом, использовать для классификации ОПО необходимо именно средние смертельные концентрации в воздухе, тем более, что это наиболее вероятный способ воздействия при авариях на население в отличие от внутрижелудочного.

У производственников всегда есть желание снизить класс опасности эксплуатируемого ОПО, чтобы избежать дополнительных проверок, оформления дополнительных документов. Для этого можно уменьшить количество опасных веществ на объекте, но не всегда это технологически оправдано и возможно. Несмотря на приведенные выше рассуждения, формально нет повода считать, что гидрид лития – «высокотоксичное» вещество, поэтому ОПО можно классифицировать как объект более низкого класса опасности (имеющего в производственном процессе «токсичное» вещество). А для такого объекта разрешено нахождение на порядок большего количества материала [1]. Из-за отсутствия необходимых характеристик (критериев) или использования их некорректно может быть снижен контроль безопасности эксплуатации ОПО, при том что масштаб последствий возможных аварий, а, значит, и риск эксплуатации подобных объектов увеличится.

Каждый опасный объект обязательно подвергается классификации. Ее проведение требуется для присвоения объекту соответствующего класса опасности, без которого Ростехнадзор не сможет зарегистрировать ОПО.

С 2013 года действует новая классификация ОПО, предусмотренная Федеральным законом 04.03.2013 г. № 22-ФЗ. Поэтому Свидетельства о регистрации ОПО, в которых отсутствует класс опасности, нуждаются в перерегистрации для его присвоения.

Предприятия-пользователи ОПО, не прошедшие процедуру перерегистрации и не присвоившие класс опасности своим объектам до января 2014 года могут подвергаться плановым инспекциям Ростехнадзора минимум 1 раз в 12 месяцев. Отсутствие переоформленного Свидетельства на ОПО с указанием класса опасности считается нарушением ПБ, которое обязательно указывается в предписании Федеральной службы

Предприятие самостоятельно определяет класс опасности ОПО, опираясь на ФЗ-№116 и другие действующие нормативы, затем:

  1. Формируется набор документов для регистрации ОПО в госреестре
  2. Бумаги, в которых отображен класс опасности ОПО передаются в территориальный орган Ростехнадзора по месту дислокации объекта
  3. Инспектор Службы изучает документы в соответствии с регламентом и на основании их анализа принимает решение об отказе или регистрации ОПО

Положительное решение подтверждается выдачей регистрационного Свидетельства и сопроводительными документами, в которых отражается класс опасности, присвоенный ОПО.

Предприятие-пользователь проводит процедуру присуждения класса опасности в случае:

  • Первичной регистрации в государственном реестре ОПО
  • Перерегистрации ОПО, обусловленной актуализацией данных предприятия, а также обновлением или расширением состава ОПО
  • Переоформления регистрационного Свидетельства в целях присвоения соответствующего класса опасности

За корректность присуждения класса опасности отвечает руководитель предприятия-пользователя ОПО.

Учет с получением класса опасности проводится, если в свидетельстве о регистрации ОПО не проставлен класс опасности. Наиболее жесткие требования установлены для владельцев участков I класса опасности. Для них действует режим постоянного государственного надзора с регулярными проверками.

Должностные лица Ростехнадзора ведут отдельный реестр для фиксации информации об участках, где осуществляется хранение, перевозка, переработка, изготовление опасных веществ.

Законодатель увеличил список оснований для повторного декларирования, среди них:

  1. С момента получения документа прошло от 10 лет
  2. Должностные лица обнаружили несоответствие сведений из декларации данным, полученным при проверке
  3. Были усовершенствованы требования к промышленной безопасности
  4. Изменены правила технологических процессов
  5. Произошло увеличение количества опасных веществ на 20% и более

Плановые проверки в отношении объектов проводятся со следующей периодичностью:

  • Участки 4 класса опасности – не требуют регулярных контрольных мероприятий
  • Зоны 3 класса опасности – проверки 1 раз в 3 года
  • Площадки 2 и 1 класса опасности – контроль 1 раз в год. Эксплуатирующим организациям необходимо создать системы управления промышленной безопасностью и постоянно поддерживать их работоспособность. Данные нововведения призваны принять комплекс организационных и технических мер для профилактики чрезвычайных обстоятельств и оперативной ликвидации последствий аварий

Опасный производственный объект (ОПО) — это предприятие в целом, или одно или несколько структурных подразделений, перечень которых указан в Приложении № 1 к Закону РФ № 116-ФЗ

Учет ОПО ведется в Ростехнадзоре в Едином реестре опасных производственных объектов. Критерии отнесения предприятия или его структурных подразделений к ОПО приведены в Приложении № 2 к 116-ФЗ.

Скачать таблицу

Многие промышленные предприятия выпускают продукцию для обороноспособности страны или добывают полезные ископаемые шахтным и другими рискованными способами. При изготовлении вооружений используются взрывчатые материалы, химические спецсредства.

Совет

Ликвидация вооружений также требует проведения операций по демонтажу и утилизации хранилищ отработанных химических веществ. При этом существует высокий уровень вероятности получения травм персоналом и повреждения оборудования в результате неправильных действий работников или самопроизвольного включения оборудования.

Кроме этого, на опасные производственные объекты могут воздействовать внешние факторы – климатические, сейсмические и другие природные. Добыча полезных ископаемых, например, в отличие от других видов промышленного производства, всегда находится под угрозой воздействия непредсказуемых природных явлений – оползней, взрывов природного газа, горного удара и т.п.

Класс ОПО зависит от уровня потенциального риска, который может привести к аварии. По существующей классификации опасные производственные объекты делят на четыре класса. Категория объекта характеризуется уровнем риска эксплуатации.

Самым опасным является первый класс. Как правило, высокий – чрезвычайный риск – имеют объекты по уничтожению оружия. На объектах I класса присутствует постоянная угроза взрыва химических веществ, взрыва или выброса газа, пыли, затопления шахт в результате прорыва плотины, горных ударов в виде стреляний, толчков и микроударов.

Хранилища и предприятия по переработке отработанного ядерного топлива и других видов вооружения, производство пестицидов и других объектов спецхимии также относятся к первому – чрезвычайно опасному классу ОПО.

Для объектов II класса характерна высокая степень опасности. Для ОПО III касса –средняя. ОПО IV класса относят к низкой степени опасности.

ОПО подлежат постоянному надзору со стороны государства: проверки проводятся не чаще 1 раз в год для объектов I и II класса, не чаще 1 раз в 3 года – для III класса. Последняя категория плановым государственным проверкам не подвергается.

ОПО I и II категории должны иметь в своей структуре функционирующие системы управления промышленной безопасностью, а также осуществлять обязательное декларирование в данной сфере.

Приложение
к Положению о лицензировании
эксплуатации взрывопожароопасных
и химически опасных производственных
объектов I, II и III классов опасности

ПЕРЕЧЕНЬ
ВЫПОЛНЯЕМЫХ РАБОТ НА ВЗРЫВОПОЖАРООПАСНЫХ
И ХИМИЧЕСКИ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТАХ
I, II И III КЛАССОВ ОПАСНОСТИ

1. Получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности (далее — объекты).
2. Использование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
3. Переработка воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
4. Хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
5. Транспортирование воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
6. Уничтожение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на объектах.
7. Использование (эксплуатация) на объектах оборудования, работающего под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля:
пара, газа (в газообразном, сжиженном состоянии);
воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия;
иных жидкостей при температуре, превышающей температуру их кипения при избыточном давлении 0,07 мегапаскаля.
8. Получение расплавов черных и цветных металлов, сплавов на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава, составляющее 500 килограммов и более.
9. Ведение горных работ, работ по обогащению полезных ископаемых, а также работ в подземных условиях, за исключением ведения открытых горных работ без использования (образования) воспламеняющихся, окисляющих, горючих и взрывчатых веществ, определенных приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
10. Хранение или переработка растительного сырья, в процессе которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси, способные самовозгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления, а также хранение зерна, продуктов его переработки и комбикормового сырья, склонных к самосогреванию и самовозгоранию на объектах.
Примечания: 1. Воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, взрывчатые, токсичные, высокотоксичные вещества и вещества, представляющие опасность для окружающей среды, определены приложением 1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
2. Критерии отнесения опасных производственных объектов к I, II и III классам опасности установлены приложением 2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».
3. В состав выполняемых работ на объектах не включаются работы, связанные с получением, использованием, переработкой, хранением, транспортированием и уничтожением взрывчатых материалов промышленного назначения.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 16.02.2017 N 197, от 02.03.2017 N 245, от 30.03.2017 N 360, от 22.07.2017 N 864, от 19.02.2018 N 174, от 12.10.2018 N 1218, от 27.02.2019 N 195, от 21.03.2019 N 289, от 10.03.2020 N 255, от 15.07.2020 N 1043, от 04.09.2020 N 1351, от 23.09.2020 N 1540)

В соответствии со статьей 8.1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с частью 2 статьи 2 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 246-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности;

перечень видов федерального государственного контроля (надзора), в отношении которых применяется риск-ориентированный подход; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 289)

перечень видов регионального государственного контроля (надзора), при организации которых риск-ориентированный подход применяется в обязательном порядке; (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 289)

изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации.

2. Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральному медико-биологическому агентству, Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций представить до 1 февраля 2017 г. в Правительственную комиссию по проведению административной реформы доклады о результатах реализации настоящего постановления.

3. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 3-месячный срок со дня принятия настоящего постановления внести в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проект акта Правительства Российской Федерации о включении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в перечень видов государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода, утвержденный настоящим постановлением.

3.1. Федеральным органам исполнительной власти внести до 15 мая 2017 г. в установленном порядке в Правительство Российской Федерации проекты актов Правительства Российской Федерации об утверждении критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности: (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.03.2017 N 245)

(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 289)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов (далее — объекты государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, обозначаемому как классы опасности или категории опасности (далее — классы опасности).

2. Для отдельного вида государственного контроля (надзора) применяются категории риска либо классы опасности.

3. Перечень категорий риска или классов опасности, применяемый при осуществлении отдельного вида государственного контроля (надзора), включает от 3 до 6 категорий риска или от 3 до 6 классов опасности из числа категорий риска и классов опасности согласно приложению и устанавливается для видов федерального государственного контроля (надзора) — положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) — нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия — нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 289)

4. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности, если такие критерии не установлены федеральным законом, устанавливаются с учетом настоящих Правил для вида федерального государственного контроля (надзора) — положением о виде федерального государственного контроля (надзора) или положением о лицензировании конкретного вида деятельности, для видов регионального государственного контроля (надзора) — нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, а в случае его отсутствия — нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Постановления Правительства РФ от 21.03.2019 N 289)

5. Перечень категорий риска или классов опасности и критерии отнесения к ним объектов государственного контроля (надзора) основываются на необходимости минимизации причинения вреда охраняемым законом ценностям при оптимальном использовании материальных, финансовых и кадровых ресурсов органа государственного контроля (надзора), позволяющем соблюдать установленную периодичность плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

6. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к категориям риска должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее — обязательные требования), и вероятность несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

7. Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к классам опасности должны учитывать тяжесть потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований.

8. Оценка тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований проводится с учетом возможной степени тяжести потенциальных случаев причинения вреда и (или) возможной частоты возникновения и масштаба распространения потенциальных негативных последствий в рамках подобных случаев причинения вреда и (или) с учетом трудности преодоления возникших в их результате негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований.

9. При оценке вероятности несоблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований анализируется имеющаяся в распоряжении органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) (далее — органы государственного контроля (надзора), информация о результатах ранее проведенных проверок юридического лица или индивидуального предпринимателя и назначенных административных наказаниях за нарушение обязательных требований.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.03.2019 N 289, от 10.03.2020 N 255, от 15.07.2020 N 1043, от 04.09.2020 N 1351)

1. Федеральный государственный пожарный надзор

2. Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, осуществляемый Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральным медико-биологическим агентством

3. Федеральный государственный надзор в области связи

4. Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права

5. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции

6. Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения

7. Федеральный государственный экологический надзор (в части государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственного земельного надзора, государственного надзора в области обращения с отходами, государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, государственного надзора в области использования и охраны водных объектов, государственного надзора за соблюдением требований к обращению озоноразрушающих веществ)

8. Государственный земельный надзор

9. Государственный карантинный фитосанитарный контроль (надзор)

10. Федеральный государственный транспортный надзор

11. Федеральный государственный контроль (надзор) в области транспортной безопасности

12. Федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

13. Государственный надзор в области гражданской обороны

14. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2020 N 1043)

15. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности

16. Федеральный государственный надзор в сфере обращения лекарственных средств

17. Государственный контроль за обращением медицинских изделий

18. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 04.09.2020 N 1351)

19. Федеральный государственный энергетический надзор

20. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства Российской Федерации

21. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, осуществляемый Федеральной антимонопольной службой

22. Государственный контроль (надзор) в сфере государственного оборонного заказа

23. Федеральный государственный метрологический надзор, осуществляемый Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии

25. Лицензионный контроль за деятельностью по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами

В электронном документе нумерация пунктов соответствует внесенным изменениям.

26. Государственный контроль за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов (в ред. Постановления Правительства РФ от 10.03.2020 N 255)

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 21.03.2019 N 289, от 15.07.2020 N 1043, от 23.09.2020 N 1540)

1. Региональный государственный экологический надзор

2. Региональный государственный строительный надзор

3. Государственный жилищный надзор

4. Региональный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

5. Государственный надзор за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значений

6. Государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов).

7. Пункт исключен. (в ред. Постановления Правительства РФ от 15.07.2020 N 1043)

8. Региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов. (в ред. Постановления Правительства РФ от 23.09.2020 N 1540)

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 августа 2016 г. N 806

Опасные производственные объекты и обеспечение промышленной безопасности

Особенностью специального федерального закона в отношении определения категории опасного производства является присвоение специального класса, с которым должны быть в обязательном порядке ознакомлены все сотрудники учреждения. Такой класс обуславливает наличие специальных льгот у штатных подразделений, которые занимаются трудовой деятельностью, оснащения средствами индивидуальной защиты и наличия специальных подразделений в организации по обеспечению безопасности.

Высокая опасность нештатной или чрезвычайной ситуации грозит проявлением всего спектра негативных факторов, начиная от ущерба производственным линиям и заканчивая прямому ущербу здоровья.

Важно! Такие предприятия также требуют постоянного контроля и внимания со стороны государственных надзорных служб.

Объекты со средней опасностью имеют определенные шансы на возникновение нештатной ситуации. Однако пи полном соблюдении всех мер обеспечения прядка и безопасности возможность аварии на данных предприятиях минимальна. При этом в таких организациях по прежнему присутствует опасность возникновения аварий на производстве, которые могут причинить значительный ущерб всему трудовому коллективу.

В результате проведения экспертных акций учреждению присваивается определенная категория. Такая степень присваивается в результате определения как эффективности действий штатных подразделений, так и общей специфики работы предприятия. Кроме того, после определения такой категории руководство должно разработать внутренние локальные акты, направленные на нейтрализацию опасных и вредных элементов и максимально обезопасить работу всего персонала.

Узнать класс опасности своего предприятия вполне возможно после проведения специальной процедуры – экспертизы сооружений и зданий на предмет соответствия нормам безопасности. Такой контроль осуществляется как со стороны государственных структур, так и коммерческими организациями, которые имеют соответствующую лицензию на определение степени опасности и могут определять степень ее наличия на предприятии.

Важно! Узнавать руководство предприятия об опасности может по итогу специальных замеров, которые могут требоваться во время проведения экспертизы.

Определяться со степенью опасности специалисты могут по различным факторам и в разных сферах деятельности, как в области сельского хозяйства, где требуется определение вредных факторов растительного происхождения и безопасности переработки на элеватор, так и в промышленном секторе, где экспертизе подвергается сырье и где также могут делиться различные химические реагенты, также в сфере строительства, где требуется оценка капитальных строений на предмет наличия вредных элементов.

В ходе осуществления трудовой деятельности одной из обязательных обязанностей руководства и ответственных должностных лиц является постоянное непрерывное повышение общего уровня знаний в области охраны труда и противодействия чрезвычайным ситуациям. В некоторых случаях сами компании проводят такие акции с привлечением штатных специалистов в данной области. В большинстве случаев персонал направляется в специализированные учреждения.

  • «Регуляторная гильотина» в действии. С 2021 года отменяются все ФНП по промышленной безопасности

    Дата новости: 01.01.2021 года С 2021 года отменяются все ФНП по промышленной…

  • Интервью руководителя Ростехнадзора Алексея Алёшина информационному агентству «Интерфакс»

    Дата новости: 01.10.2020 года Глава Ростехнадзора Алексей Алешин рассказал в …

  • Регистрация опасного производственного объекта
    • Идентификация опасных производственных объектов
    • Ликвидация опасного производственного объекта
  • План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий (ПМЛЛА/ПЛА)
  • Положение о производственном контроле (ППК)
  • Порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов (ПТР)
  • Лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности
  • Отчет по производственному контролю
  • Постановка на учет в Ростехнадзоре технических устройств
  • Разработка документации по эксплуатации опасных производственных объектов
  • Экспертиза промышленной безопасности технических устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений
  • Экспертиза промышленной безопасности подъемных сооружений, механизмов и кранов
  • Экспертиза промышленной безопасности газопроводов
  • Экспертиза промышленной безопасности газоиспользующего оборудования и газораспределительных устройств
  • Экспертиза промышленной безопасности котельной
  • Разработка и экспертиза промышленной безопасности проектов технического перевооружения, консервации, ликвидации

Как определить класс опасности опасного производственного объекта

Идентификация опасного производственного объекта – это определение признаков опасности у объектов, находящихся в эксплуатации у организации, присвоение класса опасности и наименования (именного код объекта) для последующей регистрации опасного производственного объекта в Реестре ОПО Ростехнадзора, в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Определение признаков опасности осуществляется на основе анализа состава предприятия (имущественного комплекса), проектной документации, деклараций промышленной безопасности, технологических регламентов и других документов, связанных с эксплуатацией опасных производственных объектов.

Идентификация опасных производственных объектов должна полностью отражать потенциальную опасность производственных процессов (при наличии признаков опасности, определенных законодательством), осуществляемых на конкретных производственных площадках организации при исполнении всех видов деятельности.

При идентификации надо учитывать, что опасным производственным объектом не является отдельный подъемный механизм, оборудование (техническое устройство), емкость с опасным веществом, сосуд под избыточным давлением или газопровод. Опасным производственным объектом является определенная площадка производства, на которой при осуществлении деятельности применяется то или иное техническое устройство или механизм, есть обращение опасного вещества или горючей пыли. Если на территории организации эксплуатируется несколько объектов и лишь один из них обладает признаками опасности, то рассматривается в качестве опасного производственного этот объект, а не все территория организации в целом.

Цели идентификации опасного производственного объекта:

1 Для регистрации опасных производственных объектов Государственном реестре ОПО;

2 Заключение договора обязательного страхования ответственности владельца ОПО;

3 Оформление сведений, характеризующих опасный производственный объект.

Идентификацию опасного производственного объекта осуществляет организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты своими силами или же с привлечением специалистов сторонних организаций.

ВАЖНО: Ответственность за полноту и правильность идентификации опасного производственного объекта лежит на руководителе эксплуатирующей организации.Почему идентификацию ОПО необходимо доверить специалистам компании ООО «Химнефтеаппаратура»?

Идентификация опасного производственного объекта, подготовка, проверка комплектности и правильности заполнения документов, необходимых для регистрации в Реестре ОПО Ростехнадзора является сложным процессом, который требует специальных знаний и квалификации. Эксперты компании ООО «Химнефтеаппаратура» обладают достаточной квалификацией и богатым практическим опытом идентификации и регистрации ОПО, и выполняют все необходимые задачи в области услуг промышленной безопасности уже без малого в течение 23 лет!

1 В соответствии с п.14 «Требований к регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов течение регистрации опасных производственных объектов», (утвержденных приказом Ростехнадзора от 25.11.2016 № 495) в течение 10 дней со дня начала эксплуатации ОПО, организация эксплуатирующая этот объект, должна представить в регистрирующий орган документы на внесение в Реестр ОПО, и следовательно, провести идентификацию этого опасного производственного объекта.

2 Количество опасного вещества берется из проектной документации. Вне зависимости на сколько загружено производство и сколько опасного вещества используется в настоящий момент, для целей идентификации рассматривается максимальный объем исключительно из проектной документации.

3 Учитываются все технические устройства, применяемые на ОПО: сосуды, трубопроводы, газопроводы, газораспределительные устройства, емкости, подъемные механизмы. Анализируются их технические характеристики, а также соответствие предъявляемым требованиям промышленной безопасности. Учитывается также расстояние между оборудованием и использующееся опасное вещество.

4 Определяется категория опасного производственного объекта (конкретный цех, участок, площадка), обладающие признаками опасности, указанными в Приложении №1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г.

5 Определяется класс опасности ОПО в соответствии с Приложением №2 к Федеральному закону «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» № 116-ФЗ от 21.07.1997 г. К опасным производственным объектам не относятся:

  • объекты электросетевого хозяйства;
  • объекты, работающие под давлением природного газа или сжиженного углеводородного газа до 0,005 МПа включительно сети газораспределения и сети газопотребления.

6 Присваивается наименование и именной код ОПО, заполняет сведения, характеризующие опасный производственный объект. Адрес местонахождения опасного производственного объекта должен строго совпадать с адресом, указанным в свидетельстве о собственности или договоре аренды земельного участка, зданий и сооружений на (в) которых находятся ОПО.

7 Готовится пакет документов для регистрации опасного производственного объекта в Ростехнадзоре или федеральном органе исполнительной власти в области промышленной безопасности, осуществляющем ведение реестра ОПО. Регистрация ОПО в Реестре опасных производственных объектов проводится эксплуатирующей организацией.

8 Правильность проведенной идентификации, а также правильность присвоения наименования и класса опасности опасному производственному объекту проверяется Ростехнадзором при осуществлении его регистрации в государственном реестре.

Важно: если идентификация проведена неверно или неверно заполнены сведения, характеризующие опасный производственный объект Ростехнадзор отказывает в регистрации.

Документы, необходимые для идентификации объекта:

  • структура предприятия;
  • генеральный план расположения зданий и сооружений предприятия;
  • данные о применяемых технологиях, основных и вспомогательных производств;
  • спецификация установленного оборудования;
  • паспорта на технические устройства и технологическое оборудование;
  • проектная документация;
  • учредительные документы предприятия;
  • документы, подтверждающих право собственности или иное законное основание эксплуатации объектов на земельные участки, здания и сооружения на (в) которых находятся ОПО;
  • разрешения на ввод объектов в эксплуатацию.

Обратите внимание, что внеплановые проверки со стороны надзорных органов не отменяются. Инициируются такие проверки (выездные и документарные) по фактам причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и только после согласования с прокуратурой. Также поводом для внепланового контрольно-надзорного мероприятия является проверка исполнения ранее выданного предписания.

Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806

При больших объемах производства предприятия-заказчики стремятся диверсифицировать размещение заказов, поэтому поставщики могут находиться в разных регионах и даже странах. Как понять, способен ли поставщик выполнять заказы качественно и в срок?

К предприятиям с уровнем воздействия ниже минимального можно отнести небольшие организации (швейные мастерские, парикмахерские, фотоателье, минипекарни и др.), которые созданы субъектами малого и среднего предпринимательства, индивидуальными предпринимателями. Такие хозяйствующие субъекты менее защищены, чем их старшие братья — крупные предприятия, имеющие в штате экологов и юристов, которые способны, во-первых, отследить изменения природоохранного законодательства и своевременно на них отреагировать, а во-вторых, в случае необходимости отстоять права предприятия в соответствующих инстанциях.

Всего этого лишен малый и средний бизнес, в первую очередь из-за финансовых трудностей, поэтому исполнение такими предприятиями непонятных, постоянно меняющихся и уточняющихся природоохранных требований проблематично, и как бы они ни старались быть законопослушными природопользователями, вряд ли это у них получится.

Административная ответственность за неисполнение требований в области охраны окружающей среды сурова, и если даже после снятия карантинных мер таким предприятиям удастся выжить, то не исключена вероятность, что они могут быть «добиты» штрафными санкциями.

Обратите внимание: несмотря на то что до 31.12.2020 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства[4], плановые проверки не проводятся[5], внеплановые проверки никто не отменял.

Природоохранным законодательством не предусматривается эксплуатация объектов без отнесения к какой-либо из категорий по уровню НВОС. Так, объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории[6]:

• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, — объекты I категории;

• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;

• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;

• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.

Категория НВОС, указанная в свидетельстве о постановке на учет, определяет объем необходимых природоохранных требований для конкретного объекта.

Для субъектов хозяйственной деятельности, не относящихся ни к одной из предложенных категорий, законодательно не сформулированы природоохранные требования, в связи с чем непонятно, нужно ли им вносить плату за НВОС, разрабатывать нормативы, представлять отчетность и будут ли в отношении таких предприятий проводиться плановые проверки контролирующими органами. Ведь, как известно, в отношении объектов, оказывающих минимальное НВОС (объектов IV категории), плановые проверки не проводятся.

Такие же вопросы возникают и у территориальных органов Росприроднадзора, поэтому каждый из них выходит из положения самостоятельно, с учетом уровня своей компетентности.

Например, в некоторых регионах «безкатегорийных» относят к объектам III категории, что влечет за собой необходимость для таких объектов вносить плату за НВОС, разрабатывать программу производственного экологического контроля и представлять отчет о его результатах, подавать отчетность о выбросах и об отходах.

Однако разработка такой документации объектами, оказывающими НВОС меньше минимального уровня, не только не подкреплена нормами законодательства, но и вызывает недоумение с точки зрения охраны окружающей среды: будет больше потрачено бумаги на составление документации и отчетности, чем представлено информации в реальных цифрах!

В связи с этим новые Критерии многие ждут с огромным нетерпением.

  • Требования природоохранного законодательства к объектам НВОС разных категорий
  • Административный регламент по государственному учету объектов НВОС: лучше поздно, чем никогда

Обращаем Ваше особое внимание на следующее:

  • для организаций, объекты которых были зарегистрированы в государственном реестре опасных производственных объектов до вступления в силу Закона № 22-ФЗ, установлена обязанность провести перерегистрацию таких объектов с присвоением соответствующего класса опасности объекта до 1 января 2014 года;
  • в случае, если организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, не прошли перерегистрацию с присвоением класса опасностиОПО в указанные сроки, то плановые проверки Ростехнадзора у них будут проводиться с периодичностью 1 раз в год;
  • в соответствии с Федеральным законом от 04.03.2013 № 22-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» руководители всех организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, представляемых для регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Классы опасности производственных объектов устанавливается в зависимости от следующих критериев:

  • от оборудования, используемого на объекте;
  • от количества опасных веществ, находящихся на нем.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *