Закон о нотариате в рк 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о нотариате в рк 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 1. Нотариат в Республике Казахстан

1. Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.

2. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных настоящим Законом, обладают:

1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы);

2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;

3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан;

3-1) (исключен)

4) иные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий.

Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2001 № 276; от 05.05.2003 № 408; от 20.12.2004 № 13 (вводится в действие с 01.01.2005); от 26.12.2011 № 516-IV (вводится в действие по истечении 10 календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство о нотариате

Законодательство о нотариате состоит из норм Гражданского кодекса, настоящего Закона и иного законодательства Республики Казахстан, регулирующего нотариальную деятельность.

Статья 3. Нотариальная деятельность и ее гарантии

1. Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

В случаях и пределах, установленных настоящим Законом, отдельные нотариальные действия могут совершать специально уполномоченные должностные лица.

Нотариальная деятельность в Республике Казахстан основывается на принципах законности, независимости, беспристрастности, тайны нотариальных действий.

Нотариальная деятельность не является предпринимательской деятельностью.

2. В осуществлении нотариальной деятельности нотариусы и другие уполномоченные на совершение нотариальных действий лица независимы и подчиняются только закону. При этом они руководствуются настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, а также международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, регулирующими такую деятельность.

3. Физическим и юридическим лицам гарантируется тайна совершенных ими нотариальных действий.

4. Обеспечение тайны нотариальных действий обязательно для лиц, прекративших работу в качестве нотариуса.

4-1. Обязанность соблюдения тайны нотариальных действий распространяется на стажеров и помощников нотариусов.

5. Сведения о нотариальных действиях, копии или дубликаты выданных нотариусом документов выдаются только юридическим и физическим лицам, по поручению которых совершались нотариальные действия, либо их уполномоченным лицам.

6. Сведения о нотариальных действиях и документы выдаются по письменному требованию суда, органов следствия и дознания, по находящимся в их производстве делам, судебных исполнителей по находящимся в их производстве делам исполнительного производства органам прокуратуры, также органам юстиции и нотариальным палатам, уполномоченным настоящим Законом осуществлять проверку деятельности нотариусов.

Сведения о нотариальных действиях, необходимые для осуществления адвокатской деятельности, выдаются также по письменному запросу адвоката, выступающего в качестве защитника или представителя доверителя, обратившегося к нему за юридической помощью.

Сведения о наследниках умершего лица, имевшего налоговую задолженность, выдаются по письменному запросу органов государственных доходов.

7. Лица, умышленно разглашающие сведения о совершенном нотариальном действии, несут ответственность в соответствии с законодательством.

8. Юридические лица и должностные лица обязаны представлять нотариусу сведения и документы, необходимые для совершения нотариальных действий, в срок не позднее десяти календарных дней с момента истребования их нотариусом.

9. Сведения о завещаниях, дубликаты и копии завещаний заинтересованным лицам выдаются только после смерти завещателя, если иное не установлено законодательством.

Закон «О нотариате» РК: пояснения, обзор

Статья 30. Оплата нотариальных действий

1. Нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, и должностное лицо аппарата акима города районного значения, поселка, села, сельского округа за совершение нотариальных действий взимают государственную пошлину по ставкам, установленным Налоговым кодексом Республики Казахстан.

2. Оплата нотариальных действий, совершаемых частным нотариусом, осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины, установленной налоговым законодательством Республики Казахстан.

3. (исключен)
Примечание РЦПИ!
Пункт 4 вводится в действие с 01.01.2010.

4. Должностное лицо консульского учреждения Республики Казахстан за совершение нотариальных действий взимает консульский сбор в порядке и размерах, предусмотренных налоговым законодательством Республики Казахстан.

5. Льготы по оплате нотариальных действий для физических и юридических лиц, предусмотренные налоговым законодательством Республики Казахстан, распространяются на этих лиц и при совершении нотариальных действий нотариусом, занимающимся частной практикой.

6. При выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места его работы заинтересованные лица возмещают ему фактические транспортные расходы.

7. (исключен)
Сноска. Статья 30 с изменениями, внесенными законами РК от 24.12.2001 № 276; от 05.05.2003 № 408; от 20.12.2004 № 13 (вводятся в действие с 01.01.2005); от 16.11.2009 № 200-IV (вводятся в действие с 01.01.2010).

Статья 30-1. Оплата услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частным нотариусом

Статья 81. Удостоверение факта нахождения гражданина в живых

1. Нотариус удостоверяет факт нахождения гражданина в живых.

2. Удостоверение факта нахождения в живых несовершеннолетнего производится по просьбе его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), а также учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. В подтверждение указанного факта заинтересованным лицам выдается свидетельство.

Статья 82. Удостоверение факта нахождения гражданина в определенном месте

1. Нотариус по просьбе гражданина удостоверяет факт нахождения его в определенном месте.

2. Удостоверение факта нахождения в определенном месте несовершеннолетнего производится по просьбе его законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей), а также учреждений и организаций, на попечении которых находится несовершеннолетний. В подтверждение указанного факта заинтересованным лицам выдается свидетельство.

Статья 83. Удостоверение времени предъявления документов

Нотариус удостоверяет время предъявления ему документа. Удостоверительная надпись об этом делается на документе с указанием фамилии, имени, отчества предъявившего его лица.

Статья 95. Заявление о морском протесте

1. Нотариус принимает в целях обеспечения доказательств для защиты прав и законных интересов судовладельца заявление капитана судна о происшествии, имевшем место в период плавания или стоянки судна, которое может явиться основанием для предъявления к судовладельцу имущественных требований.

2. Заявление о морском протесте должно содержать описание обстоятельств происшествия и мер, принятых капитаном для обеспечения сохранности вверенного ему имущества.

3. В подтверждение обстоятельств, изложенных в заявлении о морском протесте, капитан судна в соответствии с законодательством, регулирующим торговое мореплавание, одновременно с заявлением либо в срок не позднее семи календарных дней с момента захода в порт или момента происшествия, если оно имело место в порту, обязан представить нотариусу на обозрение судовой журнал и заверенную капитаном выписку из судового журнала.

Сноска. Статья 95 с изменением, внесенным Конституционным законом РК от 03.07.2013 № 121-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Статья 96. Сроки заявления о морском протесте

1. Заявление о морском протесте в соответствии с законодательством, регулирующим торговое мореплавание, подается в течение двадцати четырех часов с момента прихода судна в порт.

Если происшествие, вызывающее необходимость заявления морского протеста, произошло в порту, протест должен быть заявлен в течение двадцати четырех часов с момента происшествия.

2. В случае невозможности заявления протеста в установленный срок причины этого должны быть указаны в заявлении о морском протесте.

Статья 97. Составление акта о морском протесте

Нотариус на основании заявления капитана, данных судового журнала, а также опроса самого капитана и по возможности не менее двух свидетелей из числа командного состава судна и двух свидетелей из судовой команды составляет акт о морском протесте и заверяет его своей подписью и печатью. Экземпляр акта о морском протесте выдается капитану или уполномоченному лицу.

Нотариусы взыскивают долги и имущество: обратная сторона реформы

Статья 98. Обеспечение доказательств, необходимых в случае возникновения дела в суде или другом компетентном органе

1. По просьбе заинтересованных лиц нотариус обеспечивает доказательства, необходимые в случае возникновения дела в суде или другом компетентном органе, если имеются основания полагать, что представление доказательств впоследствии станет невозможным или затруднительным.

2. Нотариус не обеспечивает доказательств по делу, которое в момент обращения заинтересованных лиц к нотариусу находится в производстве суда или другого компетентного органа.

Статья 99. Действия нотариуса по обеспечению доказательств

1. В порядке обеспечения доказательств нотариус опрашивает граждан, производит осмотр вещественных, письменных и электронных доказательств, при необходимости назначает экспертизу.

2. При выполнении процессуальных действий по обеспечению доказательств нотариус руководствуется соответствующими нормами гражданского процессуального законодательства Республики Казахстан.

3. Нотариус извещает о времени и месте обеспечения доказательств стороны и заинтересованных лиц, однако неявка их не является препятствием для выполнения действий по обеспечению доказательств.

4. Обеспечение доказательств без извещения одной из сторон и заинтересованных лиц производится лишь в случаях, не терпящих отлагательства, или когда нельзя определить, кто впоследствии будет участвовать в деле.

5. В случае неявки свидетеля или эксперта по вызову нотариус сообщает об этом в суд по месту жительства свидетеля или эксперта для принятия мер, предусмотренных законодательными актами Республики Казахстан.

6. Нотариус предупреждает гражданина и специалиста об ответственности за дачу заведомо ложного показания или заключения и за отказ или уклонение от дачи показания или заключения.

Нотариат призван юридически помогать тем, кто в этом нуждается. Выполнять нотариальную деятельность могут только:

  • частные и государственные нотариусы;
  • уполномоченные лица местных органов власти;
  • консулы.

Когда был принят закон РК «О нотариате»? Основные положения закона утверждены 14 июля 1997 года, но в 2020 году представлена обновленная редакция документа. В соответствии с ним каждый нотариус обязан хранить тайну дела, над которым работает. Это правило также действует после окончания его службы.

Тем, кто хочет связать свою жизнь с юриспруденцией наверняка интересно, кто же может стать частным нотариусом. Давайте рассмотрим основные требования:

  • возраст от 25-ти лет;
  • высшее юридическое образование;
  • стаж работы по специальности от 2-х лет;
  • нотариальная практика не менее 1-го года;
  • аттестация в комиссии юстиции;
  • лицензия для занятий нотариальной деятельностью.

Государственный нотариус — это административный служащий. Требования, изложенные выше, к нему также относятся, кроме пункта о лицензии. А вот, кто не может занять подобную должность:

  • судимый;
  • уволенный с государственной службы;
  • правонарушитель, срок давности преступления которого составляет менее 3-х лет;
  • уволенный либо лишенный лицензии нотариус.

Независимо от того, к какому нотариусу обратитесь — государственному или частному, Закон «О нотариате» утверждает: оформленные документы имеют одинаковую силу. Нотариальная лицензия выдается без срока давности с указанием личных данных работника, даты выдачи и номера документа. Отказ в выдаче лицензии сопровождается мотивацией, которая объясняет решение. Отказ можно обжаловать в суде.

Согласно статье 9 настоящего Закона, с 1 января 2021 года устанавливается:

1) минимальный размер заработной платы — 42 500 тенге;

2) минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты — 18 524 тенге;

3) минимальный размер пенсии — 43 272 тенге;

4) месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан — 2 917 тенге;

5) величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат — 34 302 тенге.

В соответствии с подпунктом 12) статьи 5 Закона Республики Казахстан от 4 мая 2010 года «О защите прав потребителей», утверждены Правила формирования, ведения и использования Единой информационной системы защиты прав потребителей.

ЕИСЗПП является информационной системой, предназначенной для автоматизации процесса приема и рассмотрения обращений потребителей, их систематизации и учета на всех уровнях системы защиты прав потребителей.

Посредством ЕИСЗПП обеспечивается рассмотрение обращений потребителей на всех уровнях системы защиты прав потребителей:

1) продавцами (изготовителями, исполнителями) товаров (работ, услуг), инициаторами (организаторами) игр;

2) общественными объединениями потребителей, ассоциациями (союзами), юридическими консультантами, являющимися членами палаты юридических консультантов и оказывающими юридическую помощь, и иными лицами в соответствии с законодательством Республики Казахстан (далее — представители законных интересов потребителей);

3) субъектами досудебного урегулирования потребительских споров;

4) уполномоченным органом, государственными органами.

К обращениям в сфере защиты прав потребителей, рассматриваемым через ЕИСЗПП, относятся:

1) обращения потребителей к продавцам (изготовителям, исполнителям) товаров (работ, услуг) с претензией об устранении нарушений их прав и законных интересов, а также возмещении причиненного этими нарушениями убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги);

2) обращения потребителей к инициаторам (организаторам) игр с претензией по качеству товаров (работ, услуг), переданных (выполненных, оказанных) в виде выигрыша;

3) обращения потребителей к субъектам досудебного урегулирования потребительских споров за защитой и восстановлением их нарушенных прав и законных интересов, возмещением причиненного убытка (вреда) вследствие недостатков товара (работы, услуги), компенсацией морального вреда;

4) обращения потребителей в уполномоченный орган и государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении продавцов (изготовителей, исполнителей), инициаторов (организаторов) игр, нарушивших их права и законные интересы в сфере защиты прав потребителей;

5) обращения потребителей в уполномоченный орган и государственные органы с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении субъектов досудебного урегулирования потребительских споров и (или) представителей законных интересов потребителей ввиду осуществления ими неэффективной деятельности по рассмотрению потребительских споров и (или) защите их прав и законных интересов;

6) обращения общественных объединений потребителей, ассоциаций (союзов) в уполномоченный орган и государственные органы, в том числе по результатам общественного контроля, с целью принятия мер в пределах их компетенции в отношении лиц, выпустивших и реализовавших товары (выполнивших работы и оказавших услуги), не соответствующие установленным требованиям по безопасности и качеству; с целью оценки качества товаров (работ, услуг) в случае поступления заявлений, жалоб потребителей; с целью содействия в рассмотрении факта нарушения прав и законных интересов потребителей.

Обращения в суд по вопросам защиты прав потребителей не подлежат направлению через ЕИСЗПП.

ЕИСЗПП обеспечивает общедоступность информации, включая сведения о продавцах (изготовителях, исполнителях), в отношении которых поступили заявления и жалобы потребителей, с учетом требований законодательства Республики Казахстан о персональных данных и их защите.

Результаты проведенного общественного контроля с рекомендациями комиссии, образуемых для проведения общественного контроля размещаются в ЕИСЗПП в течение тридцати календарных дней со дня проведения общественного контроля с указанием даты, места и информации о продавце (изготовителе, исполнителе).

Сбор, обработка и защита персональных данных в ЕИСЗПП осуществляется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о персональных данных и их защите.

В соответствии с подпунктом 4-4) статьи 27 Закона Республики Казахстан от 26 ноября 2012 года «О микрофинансовой деятельности», пунктом 2 статьи 12 Закона Республики Казахстан от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» и в целях реализации Закона Республики Казахстан от 3 июля 2020 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ипотечных займов в иностранной валюте, совершенствования регулирования субъектов рынка платежных услуг, всеобщего декларирования и восстановления экономического роста» Правление Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка утверждены:

1) Правила лицензирования микрофинансовой деятельности, согласно приложению 1 к постановлению;

Документы предоставляются услугополучателем на бумажном носителе либо в электронном виде посредством веб-портала «электронного правительства» www.egov.kz, www.elicense.kz (далее — портал) в соответствии со стандартом государственной услуги «Выдача лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности» согласно приложению 1 к Правилам (далее — Стандарт). При направлении услугополучателем заявления через портал в «личном кабинете» автоматически отображается статус о принятии запроса на оказание государственной услуги с указанием даты и времени получения результата.

Информация о стадии оказания государственной услуги обновляется в автоматическом режиме в информационной системе мониторинга оказания государственных услуг.

Для получения лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности услугополучатель представляет услугодателю заявление о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности по форме согласно приложению 2 к Правилам (далее — заявление о выдаче лицензии) и документы, предусмотренные пунктом 8 Стандарта.

Документы, предоставляемые на бумажном носителе, состоящие из нескольких листов, представляются пронумерованными и прошитыми с указанием количества прошитых листов на ярлыке, наклеенном на обороте последнего листа на узел прошивки.

Копии документов заверяются подписью руководителя исполнительного органа услугополучателя либо лица, исполняющего его обязанности (с представлением копии подтверждающего документа о возложении исполнения обязанностей), с указанием фамилии, имени, отчества (при его наличии) с указанием на верность копии.

Услугодатель получает из соответствующих государственных информационных систем через шлюз «электронного правительства» сведения, указанные в документах, удостоверяющих личность физического лица — резидента Республики Казахстан, подтверждающие отсутствие неснятой или непогашенной судимости у физического лица — резидента Республики Казахстан, а также о государственной регистрации (перерегистрации) юридического лица.

Документы, выданные компетентными органами или должностными лицами иностранных государств, подлежат легализации либо апостилированию в соответствии с требованиями законодательства Республики Казахстан или международными договорами, ратифицированными Республикой Казахстан, (за исключением документов, удостоверяющих личность физического лица — нерезидента Республики Казахстан). Указанные документы переводятся на казахский и русский языки и подлежат нотариальному засвидетельствованию в соответствии с законодательством Республики Казахстан о нотариате.

Работник услугодателя, уполномоченный на прием и регистрацию корреспонденции, в день поступления заявления о выдаче лицензии осуществляет его прием, регистрацию и направление на исполнение в структурное подразделение услугодателя, ответственное за оказание государственной услуги (далее — ответственное подразделение).

При поступлении заявления услугополучателя после окончания рабочего времени, в выходные и праздничные дни согласно трудовому законодательству Республики Казахстан, прием заявления осуществляется следующим рабочим днем.

Работник ответственного подразделения в течение 2 (двух) рабочих дней со дня поступления и регистрации заявления о выдаче лицензии проверяет полноту представленных документов.

При установлении факта неполноты представленных документов работник ответственного подразделения в указанный срок направляет услугополучателю мотивированный отказ в дальнейшем рассмотрении заявления.

При установлении факта полноты представленных документов работник ответственного подразделения в течение срока оказания государственной услуги рассматривает представленные документы на предмет их соответствия требованиям законодательства Республики Казахстан, готовит и направляет на рассмотрение уполномоченному лицу услугодателя проект приказа о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированного отказа в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности. Уполномоченное лицо услугодателя подписывает проект приказа о выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности либо мотивированный отказ в выдаче лицензии на осуществление микрофинансовой деятельности.

Также на этой неделе вступают в силу поправки в:

  • Налоговый кодекс Республики Казахстан
  • Трудовой кодекс Республики Казахстан
  • Закон Республики Казахстан «О государственных закупках»

и в ряд других основополагающих кодексов и законов.

В связи с масштабностью изменений в данных нормативно-правовых актах, нами разработаны персонализированные сравнительные таблицы к каждому из них. Скачать сравнительные таблицы и ознакомиться с нововведениями можно здесь.

У алматинца Сергея Марченко возник спор с поставщиком воды. Ему приписали долг в 76 тысяч тенге, который он не признает. Марченко доказывает это квитанциями об оплате за воду и договор с поставщиком.

Однако с помощью нотариуса поставщик воды вынес решение о наличии долга и заблокировал счета Марченко.

При этом Марченко:

  • не признавал свой долг, как того требует закон;
  • готов оспорить этот долг и доказать свою невиновность с помощью платежных документов;
  • не подписывал документов о досудебном урегулировании спора.

Таким образом, действия нотариуса в этой ситуации кажутся спорными.

Сейчас Марченко через суд пытается оспорить действия нотариуса Гаухар Оршабековой.

Мы также пытались взять у нотариуса комментарий по этой ситуации, но Оршабекова ответила предельно кратко: «Раз совершила исполнительную надпись, значит, все с ней в порядке». Права, потому что права.

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
  • 6
  • 7
  • 8
  • 9
  • 10
  • 11
  • 12
  • 13
  • 14
  • 15
  • 16
  • 17
  • 18
  • 19
  • 20
  • 21
  • 22
  • 23
  • 24
  • 25
  • 26
  • 27
  • 28

Кто не платит за услугу нотариуса

Статья 1.

Внести в Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О нотариате» (Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1997 г., № 13-14, ст. 206; 1998 г., № 22, ст. 307; 2000 г., № 3-4, ст. 66; 2001 г., № 15-16, ст. 236; № 24, ст.

338; 2003 г., № 10, ст. 48; № 12, ст. 86; 2004 г., № 23, ст. 142; 2006 г., № 11, ст.

55; 2007 г., № 2, ст. 18; 2009 г., № 8, ст. 44; № 17, ст. 81; № 19, ст. 88; № 23, ст.

100; 2010 г., № 17-18, ст. 111; 2011 г., № 11, ст. 102) следующие изменения и дополнения: 1) статьи 1 изложить в следующей редакции: «1.

Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий.»; 2) в : изложить в следующей редакции: «1. Нотариальная деятельность — это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Сноска.

В тексте после слова «Раздел» цифры «I — II» заменить соответственно цифрами «1 — 2» — Законом РК от 20.12.2004 (вводится в действие с 01.01.2005). Сноска. По всему тексту слова «отзыва», «отзыву», «Отзыв», «отзыве», «об отзыве» заменены соответственно словами «лишения», «лишению», «Лишение», «лишении», «о лишении» Законом РК от 12.01.2007 (вводится в действие по истечении 6 месяцев со дня его официального опубликования); слова «личной печати», «личную печать», «личных печатей» заменены соответственно словами «печати», «печать», «печатей» Законом РК от 28.06.2012 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

Сноска. По всему тексту слова «аулов (сел)», «аульных (сельских)», «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены соответственно словами «сел», «сельских», «села», «сельского» Конституционным Законом РК от 03.07.2013 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования). Статья 1.

  1. Наши проекты:

/ / Состояние базы:

  1. На казахском языке: 124970
  2. На русском языке: 124106
  3. Дата обновления: 26.03.2019
  4. Всего документов: 249622
  5. Документы по состоянию на: 23.03.2019
  6. На английском языке: 546

Русский язык с изменениями на: 21.01.2021 Сноска.

Источник: Налоговый Кодекс РК, часть 617, подпункт 4

Нотариальная деятельность – это совершение нотариусом нотариальных действий, предусмотренных настоящим Законом и иными законодательными актами Республики Казахстан.

Нотариусом может быть гражданин РК, имеющий высшее юридическое образование, прошедший аттестацию в аттестационной комиссии юстиции, стажировку у нотариуса сроком не менее одного года и получивший лицензию на право занятия нотариальной деятельностью.

Законодательство о нотариате состоит из норм Гражданского кодекса, Закона РК «О нотариате» №155 и иного законодательства РК, регулирующего нотариальную деятельность.

Правом совершать нотариальные действия обладают:

1) государственные нотариусы и частные нотариусы;
2) должностные лица местных органов власти, уполномоченные на совершение нотариальных действий;
3) консулы.

Оплата нотариальных действий осуществляется по ставкам, соответствующим размерам государственной пошлины. В оплате этих услуг есть льготы для одного из родителей особенного ребенка. Для этого такое лицо должно предъявить все соответствующие документы нотариусу.

Важно! Освобождение от уплаты касается лишь тех документов, которые связаны непосредственно с заявителем, относящимся к данной категории.

Автор проекта «Тұлға.kz» Нурлан Бектаев

  • сегодня
  • неделя
  • месяц
  • 11.02.2021Казахстан в 2020 году получил гуманитарную помощь на $19 млн, из которых более половины обеспечил Китай 10099Казахстан в 2020 году получил гуманитарную помощь на $19 млн, из которых более половины обеспечил Китай
  • 11.02.2021Три ветки метро появятся в Алматы 9019Три ветки метро появятся в Алматы
  • 11.02.2021В четверг в большинстве регионов Казахстана сохранится неустойчивая погода 3403В четверг в большинстве регионов Казахстана сохранится неустойчивая погода
  • 11.02.2021Льва из крестьянского хозяйства готов принять Шымкентский зоопарк 3376Льва из крестьянского хозяйства готов принять Шымкентский зоопарк
  • Назарбаев подписал поправки в закон «О нотариате»

    Для документов, заверенных нотариусом, стала обязательной специальная маркировка. Такая маркировка позволяет проверять автоматически, какие действия, кем и по какому заявлению были произведены.

    Таким образом информация по нотариальным действиям теперь вносится в единый реестр, а доступ к реестру получили некоторые иные органы.

    Данные меры направлены на защиту доверенностей, свидетельств и других документов от подделки.

    Введён новый порядок удостоверения одной сделки двумя и более нотариусами, что позволяет осуществлять сделки в удаленном режиме, так как присутствие сторон сделки в одном помещении не является необходимым.

    Нотариусы согласуют общий проект сделки, далее каждая из сторон, используя простую электронную подпись, подпишет документы у своего нотариуса.

    Для определенных нотариальных действий теперь не понадобится личное присутствие клиента в нотариальной конторе.

    Среди таких действий: выписка о залоге машины, удостоверение перевода и прочие. Но нотариусу для этого потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.

    Оплатить услуги нотариуса также можно будет удалённо.

    1. Нотариальное делопроизводство ведется в соответствии с законодательством Республики Казахстан о языках.

    2. Если лицо, обратившееся за совершением нотариального действия, не владеет языком, на котором ведется делопроизводство, тексты оформленных документов должны быть ему переведены по его просьбе за плату в соответствии со статьей 80 настоящего Закона.

    1. Основания отказа в выдаче лицензии нотариуса устанавливаются законодательством о лицензировании.

    2. При отказе в выдаче лицензии нотариуса заявителю дается мотивированное решение в письменной форме с указанием причин отказа в течение трех дней со дня его принятия.

    3. Решение об отказе может быть обжаловано в суде.

    Нотариус обязан:

    1) совершать нотариальные действия в соответствии с требованиями настоящего Закона и других нормативных правовых актов Республики Казахстан, регулирующих деятельность нотариата;

    2) разъяснять гражданам и юридическим лицам права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред;

    3) хранить в тайне сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной деятельности;

    4) отказывать в совершении нотариального действия в случае его несоответствия законодательству Республики Казахстан;

    5) соблюдать профессиональную этику;

    6) представлять по жалобам на свое действие в органы юстиции и (или) нотариальную палату сведения о совершенном нотариальном действии, иные документы, а в необходимых случаях — личные объяснения, в том числе по вопросам несоблюдения требований профессиональной этики.

    1. Нотариус и должностные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий, в случае совершения ими неправомерных действий несут уголовную, административную, материальную, дисциплинарную и иную ответственность, предусмотренную законодательством Республики Казахстан.

    2. Нотариус, занимающийся частной практикой, в случае нарушения своих профессиональных обязанностей и норм этики может быть привлечен к ответственности нотариальной палатой в соответствии с Кодексом чести нотариуса.

    Жалобы на нотариальные действия или отказ в их совершении рассматриваются судами в соответствии с нормами гражданского процессуального законодательства.

    Глава 3. НОТАРИАЛЬНАЯ ПАЛАТА

    Статья 26. Нотариальная палата

    1. Нотариальная палата является некоммерческой, профессиональной, самофинансируемой организацией, создаваемой для выражения и защиты прав и законных интересов нотариусов, занимающихся частной практикой, а также для осуществления контроля за соблюдением законодательства о нотариате при совершении нотариальных действия.

    2. Деятельность нотариальной палаты регулируется настоящим Законом и уставом. Нотариальная палата является юридическим лицом и подлежит регистрации в установленном законом порядке.

    3. На территории каждой области, города республиканского значения и столицы Республики Казахстан образуется одна нотариальная палата.

    4. Территориальные нотариальные палаты вправе объединяться в Республиканскую нотариальную палату в форме ассоциации (союза).

    1. Деятельность Республиканской нотариальной палаты определяются настоящим Законом и ее уставом. Республиканская нотариальная палата подлежит регистрации в установленном законом порядке.

    2. Республиканская нотариальная палата:

    1) осуществляет координацию деятельности нотариальных палат;

    2) представляет интересы нотариальных палат и нотариусов в государственных органах, негосударственных организациях, в том числе иностранных и международных;

    3) участвует в законопроектной и экспертной деятельности Министерства юстиции Республики Казахстан по вопросам нотариата;

    4) организует обучение нотариусов;

    5) принимает участие в разработке нормативных правовых актов и разрабатывает методические материалы по вопросам нотариата;

    6) разрабатывает и утверждает Кодекс чести нотариуса;

    7) осуществляет иную деятельность, не противоречащую законодательству и международным договорам.

    3. Республиканская нотариальная палата представляет ежегодно Министерству юстиции Республики Казахстан информацию о своей деятельности.

    1. Должностные лица, перечисленные в статье 37 настоящего Закона, обязаны в течение десяти дней со дня удостоверения завещания, а если это невозможно по уважительным причинам, незамедлительно, по возникновении такой возможности, передать один экземпляр удостоверенного завещания на хранение нотариусу по постоянному месту жительства завещателя.

    2. В случае, если завещатель не имел постоянного места жительства в Республике Казахстан или его место жительства неизвестно, завещание направляется нотариусу, определяемому Министерством юстиции Республики Казахстан.

    3. Нотариус обязан проверить поступившее на хранение завещание и, в случае установления несоответствия его закону, сообщить об этом завещателю и должностному лицу, удостоверившему завещание, для надлежащего оформления.

    4. За убыток, нанесенный наследнику (наследникам) по причине несвоевременной передачи удостоверенного завещания, должностное лицо несет ответственность в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

    Существенно изменился порядок предоставления нотариальных услуг с 29 декабря

    (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 01.07.2005 N 78-ФЗ, от 30.06.2006 N 93-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 18.10.2007 N 230-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 30.12.2008 N 306-ФЗ, от 30.12.2008 N 312-ФЗ, от 19.07.2009 N 205-ФЗ, от 05.07.2010 N 154-ФЗ, от 03.12.2011 N 386-ФЗ, от 06.12.2011 N 405-ФЗ, от 29.06.2012 N 96-ФЗ, от 02.10.2012 N 166-ФЗ, от 05.04.2013 N 43-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 23.06.2014 N 165-ФЗ, от 21.07.2014 N 267-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 13.07.2015 N 259-ФЗ, от 29.12.2015 N 391-ФЗ, от 03.07.2016 N 332-ФЗ, от 03.07.2016 N 360-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ, от 31.12.2017 N 481-ФЗ, от 31.12.2017 N 486-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 23.05.2018 N 117-ФЗ, от 23.05.2018 N 119-ФЗ, от 29.06.2018 N 171-ФЗ, от 03.08.2018 N 338-ФЗ, от 27.12.2018 N 514-ФЗ, от 27.12.2018 N 528-ФЗ, от 26.07.2019 N 197-ФЗ, от 26.07.2019 N 226-ФЗ, от 26.07.2019 N 253-ФЗ, от 12.11.2019 N 370-ФЗ, от 27.12.2019 N 480-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ)

    Нотариат в Российской Федерации призван обеспечивать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Нотариальные действия в Российской Федерации совершают в соответствии с настоящими Основами нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.

    Реестр нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен (далее — реестр нотариусов), ведет федеральный орган исполнительной власти в области юстиции (далее — федеральный орган юстиции) в порядке, им установленном. Сведения, содержащиеся в реестре нотариусов, за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами, носят открытый характер и размещаются на официальном сайте федерального органа юстиции в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». В течение двух рабочих дней после дня обращения лица, внесенного в реестр нотариусов, по просьбе этого лица территориальный орган федерального органа юстиции (далее — территориальный орган юстиции) выдает ему выписку из реестра нотариусов, содержащую сведения о сдаче им квалификационного экзамена и (или) о назначении его на должность нотариуса. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Право совершать нотариальные действия, предусмотренные статьей 37 настоящих Основ, имеют следующие должностные лица местного самоуправления: (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    1) в поселении, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации поселения и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации поселения; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    2) в расположенном на межселенной территории населенном пункте, в котором нет нотариуса, — глава местной администрации муниципального района и (или) уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального района; (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    3) во входящем в состав территории муниципального округа, городского округа населенном пункте, не являющемся его административным центром, в котором нет нотариуса, — уполномоченное должностное лицо местной администрации муниципального округа, городского округа в случае, если такое должностное лицо в соответствии со своей должностной инструкцией исполняет должностные обязанности в данном населенном пункте. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    Сведения о должностных лицах местного самоуправления, указанных в части четвертой настоящей статьи, направляются в территориальный орган юстиции для учета по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом юстиции. (в ред. Федерального закона от 26.07.2019 N 226-ФЗ)

    Нотариальные действия от имени Российской Федерации на территории других государств совершают должностные лица консульских учреждений Российской Федерации, уполномоченные на совершение этих действий.

    Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

    Для организации квалификационного экзамена при территориальном органе юстиции образуется квалификационная комиссия. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    В состав квалификационной комиссии входят представители территориального органа юстиции, представители научного сообщества, кандидатуры которых представлены Федеральной нотариальной палатой, и нотариусы, имеющие стаж работы по юридической специальности не менее чем десять лет. Представители федерального органа юстиции вправе принимать участие в работе квалификационной комиссии. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Решение квалификационной комиссии может быть обжаловано в месячный срок со дня вручения его копии заинтересованному лицу в апелляционную комиссию.

    Апелляционная комиссия образуется при федеральном органе юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой на паритетных началах. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2006 N 258-ФЗ, от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Апелляционная комиссия при рассмотрении жалоб истребует из квалификационной комиссии все необходимые материалы. Решение апелляционной комиссии может быть обжаловано в суд в месячный срок со дня его вынесения.

    Положения о квалификационной и апелляционной комиссиях утверждаются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Лица, не выдержавшие квалификационного экзамена, допускаются к повторной его сдаче не ранее чем через год после принятия решения квалификационной комиссией.

    Законодательством субъектов Российской Федерации могут устанавливаться иные сроки повторной сдачи квалификационного экзамена. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, настоящими Основами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Нотариусу при исполнении служебных обязанностей, лицу, замещающему временно отсутствующего нотариуса, а также лицам, работающим в нотариальной конторе, запрещается разглашать сведения, оглашать документы, которые стали им известны в связи с совершением нотариальных действий, в том числе и после сложения полномочий или увольнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Основами. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Сведения (документы) о совершенных нотариальных действиях могут выдаваться только лицам, от имени или по поручению которых совершены эти действия, если иное не установлено настоящей статьей. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Сведения о совершенных нотариальных действиях выдаются по требованию суда, прокуратуры, органов следствия в связи с находящимися в их производстве уголовными, гражданскими или административными делами, а также по требованию судебных приставов-исполнителей в связи с находящимися в их производстве материалами по исполнению исполнительных документов, по запросам органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в связи с государственной регистрацией и по запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в порядке, установленном частью пятой статьи 34.4 настоящих Основ, и нотариусов в связи с совершаемыми нотариальными действиями. Справки о выдаче свидетельств о праве на наследство и о нотариальном удостоверении договоров дарения направляются в налоговый орган в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Справки о завещании выдаются только после смерти завещателя. (в ред. Федеральных законов от 02.10.2007 N 225-ФЗ, от 21.12.2013 N 379-ФЗ, от 30.03.2015 N 67-ФЗ, от 03.07.2016 N 332-ФЗ)

    При совершении нотариальных действий согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных для совершения нотариальных действий не требуется. (в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 379-ФЗ)

    Нотариус не вправе:

    заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

    Основы законодательства Российской Федерации о нотариате

    Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    Нотариальное делопроизводство осуществляется нотариусами в соответствии с правилами, утверждаемыми федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 457-ФЗ)

    Контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, — в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации совместно с Федеральной нотариальной палатой. (в ред. Федеральных законов от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.12.2006 N 258-ФЗ)

    Приказ Министра юстиции Республики Казахстан от 31 января 2012 года № 31. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 28 февраля 2012 года № 7447.

    В соответствии с подпунктом 2) статьи 32 Закона Республики Казахстан от 14 июля 1997 года «О нотариате», ПРИКАЗЫВАЮ:

    Сноска. Преамбула в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    1. Утвердить Правила совершения нотариальных действий нотариусами согласно приложению 1 к приказу.

    2. Признать утратившими силу некоторые приказы Министра юстиции Республики Казахстан согласно приложению 2 к приказу.

    3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на председателя Комитета регистрационной службы и оказания правовой помощи Министерства юстиции Республики Казахстан.

    4. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования

    Министр

    Б. Имашев

    Приложение 1 к
    приказу Министра юстиции
    Республики Казахстан
    от 31 января 2012 года № 31

    Сноска. Заголовок главы 1 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    1. Настоящие Правила устанавливают порядок совершения нотариальных действий государственными нотариусами и нотариусами, занимающимися частной практикой (далее — нотариус) при:

    1) удостоверении сделок;

    2) удостоверении договоров об отчуждении имущества;

    3) удостоверении согласий;

    4) удостоверении договоров о порядке пользования имуществом;

    5) удостоверении брачных договоров;

    6) удостоверении соглашения об уплате алиментов

    7) удостоверении завещаний;

    8) вскрытии конверта и оглашения текста секретного завещания;

    9) удостоверении доверенностей;

    10) удостоверении учредительных документов хозяйственных товариществ;

    11) назначении доверительного управляющего наследством;

    12) выдаче свидетельства о праве на наследство;

    13) выдаче свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов и иных лиц, имеющих имущество на праве общей совместной собственности;

    14) свидетельствовании верности копий документов и выписок из них;

    15) свидетельствовании подлинности подписи на документах;

    16) свидетельствовании верности перевода документов с одного языка на другой;

    17) удостоверении фактов;

    18) передаче заявлений физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;

    19) принятии в депозит денег;

    20) совершении протеста векселей;

    21) принятии на хранение документов и ценных бумаг;

    22) совершении морских протестов;

    23) обеспечении доказательств;

    24) совершении исполнительных надписей.

    Законодательными актами Республики Казахстан могут быть предусмотрены иные нотариальные действия, совершаемые нотариусом.

    Сноска. Пункт 1 в редакции приказа и.о. Министра юстиции РК от 20.08.2019 № 441 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    2. Нотариальные действия совершаются как в помещении, так и вне помещения государственной нотариальной конторы или помещения частного нотариуса. Если нотариальное действие совершается вне помещения государственной нотариальной конторы и помещения нотариуса, то в удостоверительной надписи на документе и в реестре регистрации нотариальных действий, в электронном реестре Единой нотариальной информационной системы (далее — электронном реестре ЕНИС) записывается место совершения нотариального действия с указанием его адреса и времени.

    Нотариальные действия с выездом совершаются на основании заявления заинтересованного лица и не носят постоянный характер.

    3. В соответствии со статьей 40 Закона Республики Казахстан «О нотариате» (далее — Закон) нотариальные действия совершаются в день предъявления всех необходимых для этого документов и уплаты государственной пошлины при совершении нотариальных действий государственным нотариусом либо оплаты нотариальных действий частного нотариуса.

    Совершение нотариального действия может быть отложено или приостановлено по основаниям, установленным статьей 41 Закона.

    4. Законными представителями ребенка, являются родители (родитель), усыновители (удочерители), опекун или попечитель, патронатный воспитатель и другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством Республики Казахстан заботу, образование, воспитание, защиту прав и интересов ребенка (далее — законные представители ребенка).

    5. В соответствии со статьей 42 Закона нотариус при совершении нотариального действия устанавливает личность обратившегося за совершением нотариального действия.

    Сноска. Заголовок главы 4 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    69. Нотариус удостоверяет договоры о порядке пользования имуществом, находящимся в общей (совместной или долевой) собственности физических и (или) юридических лиц.

    Нотариус удостоверяет договор о порядке пользования общим имуществом, установленном соглашением сторон. При наличии спора нотариус разъясняет порядок обращения в суд.

    Сноска. Пункт 69 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.12.2012 № 406 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    70. В договоре о порядке пользования в отношении каждого участника общей собственности указываются части недвижимого имущества, которыми он вправе пользоваться согласно технической документации, их порядковый номер и размер.

    При удостоверении договора о порядке пользования имуществом стороны устанавливают порядок пользования находящимся на земельном участке жилым домом как с определением порядка пользования земельным участком, так и без такого определения.

    Договор о порядке пользования имуществом имеет обязательную силу для лиц, приобретающих долю в общем имуществе, в отношении которого установлен порядок пользования.

    71. Договор о порядке пользования недвижимым имуществом не является самостоятельным правоустанавливающим документом, действует дополнительно к правоустанавливающему документу.

    72. Если участники общей (долевой или совместной) собственности желают прекратить режим общей собственности, нотариус разъясняет им различия в правовых последствиях заключения договора о порядке пользования и договора раздела имущества, а также условия и порядок заключения последнего.

    Сноска. Заголовок главы 5 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    73. Нотариус удостоверяет договоры о разделе имущества, находящегося в общей (совместной или долевой) собственности.

    Условием, при котором допускается переход общего имущества в раздельную (индивидуальную) собственность, является возможность рассматривать выделяемую часть имущества как самостоятельный объект права (статьи 218, 221 Кодекса).

    Сноска. Пункт 73 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.12.2012 № 406 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    74. Раздел жилого дома (квартиры) в натуре возможен при условии, что ни одно из помещений как жилого, так и вспомогательного назначения после раздела не останется в общей собственности (пользовании) нескольких лиц, согласно представленных документов, выданных уполномоченным органом. В случае отсутствия технической возможности переоборудовать выделяемую часть (части) отдельным входом и необходимыми вспомогательными помещениями нотариус разъясняет заинтересованным лицам, что ими может быть заключен договор о порядке пользования имуществом.

    Сноска. Пункт 74 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.12.2012 № 406 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    75. При заключении договора раздела помещений нежилого назначения по соглашению между участниками общей собственности в общей долевой собственности могут быть оставлены и другие места общего пользования (коридоры, лестничные пролеты).

    76. В тексте договора о разделе помещений жилого назначения должно быть указано в арифметическом выражении отношение суммарной площади помещений, перешедших в собственность каждого бывшего сособственника, к общей площади жилого дома (квартиры), а также должны быть перечислены объекты, которые остались в общей долевой собственности»;

    Сноска. Пункт 76 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.12.2012 № 406 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    77. В тексте договора о разделе помещений нежилого назначения указывается в арифметическом выражении отношение суммарной площади помещений (как основного, так и вспомогательного назначения), перешедших в собственность каждого бывшего сособственника, к общей суммарной площади всех помещений (в том числе отнесенных к долевой собственности), а также перечисляются объекты, которые остались в общей долевой собственности. Если к общей долевой собственности отнесены коридоры, лестничные пролеты и прочее, нотариус прописывает в арифметическом выражении отношение их суммарной площади к общей суммарной площади всех помещений, а также размер долей бывших сособственников в общей долевой собственности на места общего пользования, исчисленные пропорционально размеру недвижимого имущества, отнесенного после раздела к их индивидуальной собственности.

    78. Нотариус удостоверяет договор о выделе доли в натуре из общего имущества, по которому с согласия всех участников общей (долевой либо совместной) собственности один (или несколько) участников получает в собственность конкретную часть общего имущества, в том числе изолированную часть жилого дома (квартиры), а другая часть остается в общей (совместной или долевой) собственности остальных участников.

    79. При разделе имущества супругов нотариус выясняет наличие или отсутствие брачного договора, определяющего режим общей совместной собственности и имущественные последствия расторжения брака. При наличии брачного договора раздел имущества производится в соответствии с его условиями.

    Сноска. Пункт 79 в редакции приказа Министра юстиции РК от 13.12.2012 № 406 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    80. При удостоверении договора о разделе недвижимого имущества, а также имущества, подлежащего государственной регистрации, нотариус истребует правоустанавливающий документ.

    Отчет об оценке имущества нотариус истребует в случае, если это предусмотрено соглашением сторон.

    Сноска. Заголовок главы 6 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    83. Нотариус удостоверяет брачный договор по общим правилам установленным для удостоверения сделок.

    84. Брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак (супружество), или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке (супружестве) и (или) в случае его расторжения.

    Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

    Брачный договор составляется в соответствии с нормами статей 39-43 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

    Сноска. Пункт 84 в редакции приказа Министра юстиции РК от 29.03.2019 № 149 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    85. Нотариус разъясняет супругам, что в случае совершения ими сделок с имуществом нотариус, а также заинтересованные лица должны быть ознакомлены с условиями этого договора.

    Сноска. Правила дополнены главой 6-1 приказом и.о. Министра юстиции РК от 20.08.2019 № 441 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

    85-1. Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит обязательному нотариальному удостоверению. Несоблюдение установленной законом формы соглашения об уплате алиментов влечет за собой последствия, предусмотренные пунктом 3 статьи 157 Гражданского Кодекса Республики Казахстан.

    Соглашение об уплате алиментов может быть удостоверено любым нотариусом.

    85-2. Соглашение об уплате алиментов заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты (плательщик алиментов), и лицом, имеющим право получать алименты (получатель алиментов).

    Круг лиц, обязанных уплачивать алименты, и лиц, имеющих право требовать их уплаты, закреплен статьями 138, 143, 145, 147, 148, 151-155 Кодекса Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье».

    85-3. Нотариус проверяет родственные и брачные отношения между плательщиком и получателем алиментов.

    Родственные отношения родителя, обязанного уплачивать алименты, и ребенка (детей) нотариус проверяет по свидетельству о рождении, о чем делается отметка на экземпляре соглашения об уплате алиментов, в которой указываются номер, дата составления и номер актовой записи, наименование регистрирующего органа.

    Брачные отношения супругов нотариус проверяет по свидетельству о браке или через ЕНИС в государственной базе данных «Физические лица», информационной системе «регистрационный пункт ЗАГС», о чем производит запись на согласии соглашении об уплате алиментов и указывает номер, дату выдачи свидетельства и наименование органа, выдавшего документ.

    85-4. В соглашении об уплате алиментов устанавливается размер, а также определяются условия и порядок выплаты алиментов.

    Размер алиментов, уплачиваемых по соглашению об уплате алиментов, определяется сторонами в этом соглашении.

    При этом, размер алиментов, устанавливаемый по соглашению об уплате алиментов на несовершеннолетних детей, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке.

    85-5. В соглашении об уплате алиментов может предусматриваться, что алименты выплачиваются:

    1) в долях к заработку и (или) иному доходу лица, обязанного уплачивать алименты;

    2) в твердой денежной сумме, выплачиваемой периодически;

    3) в твердой денежной сумме, уплачиваемой единовременно;

    4) путем предоставления имущества;

    5) иными способами, относительно которых достигнуто соглашение (выполнение работ, оказание услуг и т.д.).

    В соглашении об уплате алиментов может быть предусмотрено сочетание различных способов уплаты алиментов.

    По всему тексту слова «аулов (сел)», «аульных (сельских)», «аула (села)», «аульного (сельского)» заменены соответственно словами «сел», «сельских», «села», «сельского» Конституционным Законом РК от 03.07.2013 (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после его первого официального опубликования).

    Статья 1. Нотариат в Республике Казахстан 1.

    Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий. 2. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных настоящим Законом, обладают: 1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы); 2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий;

    О новациях нотариального законодательства

    Общие положения Статья 1.

    Нотариат в Республике Казахстан 1. Нотариат в Республике Казахстан — это правовой институт по оказанию квалифицированной юридической помощи, обеспечивающий защиту прав и законных интересов физических, юридических лиц путем совершения нотариальных действий. 2. Правом совершать нотариальные действия в случаях и пределах, установленных настоящим Законом, обладают: 1) нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах (государственные нотариусы), и нотариусы, занимающиеся частной практикой (частные нотариусы); 2) должностные лица аппаратов акимов городов районного значения, поселков, сел, сельских округов, уполномоченные на совершение нотариальных действий; 3) лица, исполняющие консульские функции от имени Республики Казахстан; 3-1) (исключен) 4) иные лица, уполномоченные настоящим Законом на совершение нотариальных действий.

    В Мажилисе Парламента РК рассматривается проект нового Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи», разработанный Министерством юстиции РК, одновременно с ним в качестве сопровождающего законопроекта, в Мажилисе проходит обсуждение проекта Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам адвокатской деятельности и юридической помощи» (далее – проект, законопроект). Если о первом законопроекте известно фактически все, он активно обсуждается в экспертном, адвокатском сообществах, его основные положения очень подробно освещены в СМИ, то о втором законопроекте фактически ничего не известно, специальные дискуссии по нему не ведутся, научные обсуждения не проводятся. Это не заслуженное положение, поскольку проектом предусматривается крупнейшее за последние шесть лет реформирование института нотариата.

    Повышение качества оказания нотариальных услуг предполагает совершенствование института нотариата в нескольких ключевых направлениях: пересмотр порядка и условий доступа в профессию нотариуса; повышение квалификации и методическое сопровождение деятельности нотариусов; ужесточение ответственности нотариусов за недобросовестное выполнение функций. Законопроектом предполагается решение части выделенных вопросов в области организации нотариата. Рассмотрим важнейшие аспекты проекта.

    Цель работы состоит в том, чтобы представить для обсуждения современные актуальные проблемы нотариата. Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить ряд следующих задач: изучить теоретические аспекты правового регулирования нотариата, получившие приоритетное развитие в Республике Казахстан; осуществить анализ норм действующего законодательства Республики Казахстан, определяющих реализацию функций и организацию нотариата; исследовать современные направления законотворческого процесса в области нотариата; предложить новые направления совершенствования правового обеспечения института нотариата.

    Методологическую основу исследования составили диалектический, логикоправовой, социально-правовой, системноструктурный методы. Значительное внимание в работе уделено применению специально-юридических методов исследования – сравнительно-правовому и историко-правовому.

    Качество выполнения нотариальных действий обусловлено уровнем квалификации нотариуса, поэтому для повышения качества нотариальной деятельности необходимо пересмотреть существующие условия по входу в профессию. Рассматривая вопросы доступа к осуществлению нотариальной деятельности, следует учитывать, что отбор на должность нотариуса направлен на выявление наиболее подготовленных лиц, имеющих необходимые профессиональные знания, навыки и способных обеспечить правовую защиту имущественных и иных прав граждан и организаций. Обладая хорошими теоретическими знаниями, претендент на осуществление нотариальной деятельности должен иметь практический опыт работы по специальности, подтверждающий его профессиональную пригодность.

    Принимая во внимание правовую природу нотариальной деятельности, требующую оказание квалифицированной юридической помощи, проектом усилииваются квалификационные требования к претендентам на осуществление нотариальной деятельности, пересматривается требование к юридическому стажу с двух до пяти лет. Двухлетний стаж работы по юридической специальности недостаточен для получения практических навыков и их надлежащего закрепления со способностью самостоятельно решать профессиональные задачи различной степени сложности. Закрепляются меры ответственности действующих нотариусов путем установления невозможности возврата в профессию после ухода из нее не только при совершении правонарушений, связанных с профессиональной деятельностью, но также при ряде иных дополнительных юридических фактов.

    Действующее законодательство не регламентирует вопросы квалификационных требований к помощникам нотариусов. В целях укрепления правового статуса помощника нотариуса вводится обязательность наличия у него юридического образования с определением круга его прав и обязанностей. Вводятся положения, направленные на четкое закрепление правового статуса помощника нотариуса и его разграничения от функционала стажера. Устанавливаются меры по предотвращению подмены стажерами и помощниками функций нотариуса.

    Одним из требований, предусмотренных ЗРК «О нотариате» является прохождение стажировки у нотариуса сроком не менее одного года. Целью прохождения стажировки является приобретение стажером профессиональных знаний и практических навыков по совершению нотариальных действий и организации работы нотариуса. Программа стажировки рассчитана на один календарный год с возможностью ее сокращения не менее чем до трех месяцев. Срок стажировки может быть сокращен совместным решением территориального органа юстиции и нотариальной палаты для лиц, имеющих стаж по юридической специальности не менее пяти лет. В целом, возможность по сокращению срока прохождения стажировки умаляет значение стажировки, как этапа практической подготовки претендента к осуществлению нотариальной деятельности. При этом следует учитывать, что нотариальная деятельность специфична и наличие стажа работы по юридической специальности не означает наличие у претендента достаточных практических навыков для осуществления нотариальной деятельности. В целях осуществления качественной практической подготовки стажеров необходимо исключить возможность пересмотра сроков прохождения стажировки.

    Впервые проектом предполагается установить срок действия заключения о прохождении стажировки, поскольку приобретенные стажером знания могут устареть, а навыки быть утраченными. Кроме того, это соответствует логике ст. 7-2 Закона РК «О нотариате», предусматривающей срок действия решении комиссии об аттестации: решение комиссии об аттестации является действительным в течение трех лет с момента вынесения (п. 9 ст. 7-2 Закона). В связи с этим предлагается установить 3-летний срок действии заключения прохождении стажировки по аналогии.

    Для обеспечения получения стажером профессиональных знаний и практических навыков представляется необходимым установить квалификационные требования к руководителю стажировки. В частности, предлагается законодательно предусмотреть возможность прохождения стажировки только у нотариусов, имеющих стаж нотариальной деятельности не менее пяти лет.

    Одной из мер, способных оказать положительное влияние на повышение качества нотариальной деятельности, является повышение квалификации нотариусами. В законодательстве о нотариате на сегодняшней день отсутствует норма, предусматривающая обязательное повышение квалификации действующих нотариусов республиканской и территориальными нотариальными палатами. В настоящее время оно носит добровольный характер. Законопроектом предусматривается, что повышение квалификации нотариусом должно быть обязанностью нотариуса, а организация подобного профессионального обучения должна являться обязанностью нотариальных палат.

    Остаются неопределенными статус нотариальных палат, полномочия их руководителей, отдельных выборных органов. Складывается практика несменяемости руководителей нотариальных палат, большинство из которых являются несменяемыми с момента образования палат [1]. Вопросы внутренней структуры нотариальной палаты, функций и организаций органов управления, контроля закрепляются ЗРК «О нотариате» не подробно, устанавливаются лишь обязательные положения устава палаты и ее полномочия, а такие ключевые вопросы, как порядок избрания и сроки полномочий органов управления палаты, основания приостановления и прекращения членства в палате не регламентируются. Вместе с тем, важнейшие принципы организации и функционирования нотариата должны быть определены нормативным правовым актом в форме закона. В целях обеспечения сменяемости председателей нотариальных палат проектом вводится норма, устанавливающая, что одно и то же лицо не может занимать должность председателя Республиканской или территориальной нотариальной палаты более одного срока.

    Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
    Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
    Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


    Похожие записи: