Норма потребления электроэнергии на человека 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Норма потребления электроэнергии на человека 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.

В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.

Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.

Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.

Полная версия тарифов на 2021 год

Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:

Базовый тариф от 300 кВт*ч
Повышенный тариф от 300 до 500 кВт*ч
Высокий тариф свыше 500 кВт*ч

Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.

Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).

Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2021 году упразднять не будут.

Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:

  • пониженные тарифы для сельской местности;
  • льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
  • тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.

Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.

Социальная норма энергопотребления

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Квартирные счетчики на электроэнергию не всегда есть возможность установить. Если техническая возможность отсутствует, то для расчета стоимости коммунальной услуги будут применяться нормативы потребления, установленные региональными властями. Это средний показатель и далеко не всегда соответствующий реальным цифрам.

Необходимо учитывать, что при невозможности установить счетчик по техническим причинам и на то есть акт обследования, то граждане платят по нормативу. Если же они просто не желают его устанавливать, применяются повышающие коэффициенты и плата за потребление электричества становится выше с каждым годом. Установить счетчики невозможно, как правило, в ветхих и аварийных домах. Поэтому их не коснется повышение тарифов.

Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:

S = K × N × T, где

  • S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
  • K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
  • N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
  • T – тариф за 1 кВт/час.

Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.

Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:

  • бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
  • энергосберегающие и светодиодные лампы;
  • электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
  • кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
  • холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.

Также на территории столицы применяются отдельные нормативы газа. Они зависят от количества лиц, проживающих в квартире.

Представлены в следующем:

  • если гражданин проживает одиноко и его жилое помещение оборудовано газовой плитой, то норматив составляет 50 м³/чел. в месяц;
  • когда в квартире, оснащенной газовой плитой, проживает семья – 45 м³/чел. в месяц;
  • при наличии в жилом помещении и проведении горячего водоснабжения – 8,3 м³/чел. в месяц;
  • если квартира оснащена газовой плитой и водонагревателем – 20,8 м³/чел. в месяц;
  • когда центральное водоснабжение отсутствует и есть газовая плита – 10,4 м³/чел. в месяц.

Указанные нормативы также будут применяться в ситуации, если помещение не оборудовано приборами учета. Когда дом не газифицирован, при этом гражданин использует газовую плиту, вносить оплату за рассматриваемый ресурс не потребуется.

Норматив потребления воды в Москве отражен выше, различен на горячую и холодную. В данном направлении следует учитывать положения Постановления Правительства Москвы от 11.01.1994 г. №41.

В зависимости от уровня оснащенности конкретного дома разными системами коммуникации устанавливаются отдельные значения нормативов. Для примера, если в жилом доме оборудована канализация, водопровод, ванна, горячее центральное водоснабжение, для водоотведения нормой выступает 11, 68 м³ на 1 человека в месяц. В этом случае на гражданина норматив по холодной воде — 6,935, по горячей — 4,745.

Если в помещении есть канализация, водопровод и ванна с нагревателями газового типа:

  • холодное водоснабжение — 9,86 м3 на гражданина;
  • отведение воды – 9,86.

Если в помещении многоквартирного дома проведен водопровод с нагревателями газового типа для ванн и канализаций, то нормативы меняются. В этом случае водоотведение и снабжение горячей водой составляет 9,49 м3 на человека.

Обратите внимание: когда рассматривается жилое строение гостиничного типа, которое оборудовано водопроводом, горячей водой, газом, нормативы по водоотведению составляют 7,31 м3 на лицо, для холодного водоснабжения показатели — 4,386, для горячего – 2,924. В ситуации, когда многоквартирный дом имеет газопровод, канализацию, водопровод, но нет ванн, норматив по водоотведению составляет 4,57 м3 на 1 человека, для холодного водоснабжения – 4,57 м3

Кроме того, допустимые значения устанавливаются относительно полиса приусадебного участка, которые равны 0,16 м3. Данная норма является актуальной с мая по сентябрь

В ситуации, когда многоквартирный дом имеет газопровод, канализацию, водопровод, но нет ванн, норматив по водоотведению составляет 4,57 м3 на 1 человека, для холодного водоснабжения – 4,57 м3. Кроме того, допустимые значения устанавливаются относительно полиса приусадебного участка, которые равны 0,16 м3. Данная норма является актуальной с мая по сентябрь.

В отношении электроэнергии также применяются отдельные нормативы. Данные значения также имеют отличия в зависимости от того, какими системами оборудован МКД.

Используются показатели:

  • если квартире имеется газовая плита – 100 кВт на человека;
  • наличие электрической плиты – 150 кВт;
  • когда установлен водонагреватель – 120 кВт;
  • если применяется как водонагреватель, так и электроплита – 170 кВт.

Указанные значения возрастают в зависимости от того, сколько граждан проживает в квартире. Однако нормативы сокращаются пропорционально тому, как растет количество проживающих в помещении.

Бездоговорное потребление электрической энергии

Если электросчетчик имеет неисправности или было обнаружено механическое вмешательство в его работу. Сюда же относятся случаи, когда электрический счётчик был украден. Признать прибор учёта неисправным может инспектор проверяющей компании при осмотре. В такой ситуации считается признанная дата, когда произошла остановка или воровство прибора учёта. С начала данной даты пока будут менять счетчик, всё будет переведено на средний расход потребления в месяц, в соответствии с последними шестью месяцами. Данные начисления будут идти только в течение трёх месяцев, после чего будет перерасчет на нормативы потребления в месяц.

В 2021 году для граждан, которые проживают в отдельных домах, был принят обновленный норматив потребления электроэнергии на одного человека без счетчика с 2021.

По сравнению с предыдущим годом, показатели выросли на 10%. Таким образом, Правительство подталкивает людей к тому, чтобы они устанавливали в квартирах счетчики для учета электроэнергии.

Такой прибор измеряет количество использованных кВт и позволяет существенно сэкономить ресурсы и денежные средства.

Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.

В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.

Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.

Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.

Чтобы владельцы элитных жилых объектов оплачивали услугу по повышенным ставкам сверх социальной нормы потребления, предполагается внедрить ступенчатую систему тарифов, которая состоит из трех уровней:

Базовый тариф от 300 кВт*ч
Повышенный тариф от 300 до 500 кВт*ч
Высокий тариф свыше 500 кВт*ч

Получается, в пределах нормы киловатты стоят дешевле, а свыше нормы — дороже. Методику определения тарифов утверждает Федеральная служба по тарифам Российской Федерации.

Потребление электроэнергии в Нижегородской, Ростовской, Владимирской областях показала, что соц. норма на электроэнергию может совмещаться с двухзонными и трехзонными тарифами с более дробной сеткой (день/ночь и пик/полупик/ночь).

Так как перераспределение нагрузки на электросети является важным моментом в социальной норме потребления, дифференцированные тарифы в 2021 году упразднять не будут.

Планируется убрать некоторые льготы по оплате электроэнергии. Так, постепенно отменяют:

  • пониженные тарифы для сельской местности;
  • льготные расценки для жилых объектов с электроплитами;
  • тарифы для садоводческих объединений, которые равняются расценкам для граждан.

Вместо льготных тарифов вводятся субсидии для льготников в виде доплаты к пособиям. Сохранится дифференциация в зависимости от численности и состава жильцов (льготы инвалидам, многодетным семьям) в рамках ступенчатой системы градации оплаты.

Для расчета социальной нормы в городе базовая величина является средним уровнем потребления одного проживающего человека в жилом помещении, в котором отсутствуют электронагревательные, электроотопительные приборы и электроплиты. Дальнейший расчет ведется от этой величины. Нормативы берутся из статистических данных Минэнерго.

Например, возьмем расчет нормы для большой семьи, где соц. норма для одного проживающего составляет + 50 кВт*ч. На второго, третьего, четвертого и пятого члена семьи прибавляется по 20 кВт*ч на каждого, с учетом коэффициента типа жилья.

Для многодетных семей планируют применять пониженный тариф на весь объем энергопотребления.

При наличии установленных электронагревательных, электроотопительных приборов и электроплит, к расчетной норме прибавляется норма на потребления на электроплиту, но не более 90 кВт*ч на человека в месяц. Норма потребления на отопление при отсутствии централизованного горячего водоснабжения составляет не более 3000 кВт*ч в месяц на 1 квартиру или дом в отопительный сезон.

Ранее к таким категориям относили только одиноко проживающих пенсионеров и их домохозяйства. Как видно из закона, перечень был расширен. Теперь большая часть граждан может воспользоваться льготами по электроэнергии.

Если счетчик есть, то нужно вовремя передавать его показатели, чтобы не пришлось платить по нормативу. Передать показания необходимо или в энергосбытовую компанию, которая является поставщиком электричества, можно в управляющую организацию, или в городской расчетный центр. Оплата по нормативу начинается с 4-го месяца отсутствия данных.

Если точную дату установить не получается, то считать будут с того месяца, когда прибор учета был сломан. В таком случае первоначально пользователя переводят на оплату по среднемесячному тарифу, исходя из ранее предоставленных данных за последние полгода. Через 3 месяца, если прибор учета не восстановлен, применяется оплата по нормативу.

Этот документ был утвержден постановлением правительства N 354 от 6 мая 2021 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». С тех пор в него вносились многочисленные изменения. С действующей версией Правил можно ознакомиться, например, здесь.

Итак, в ходе проверки инспектора обнаружили, что ваш электросчетчик умышленно приведен в неисправное состояние и считает электроэнергию в «вашу пользу», или же электричество в вашу квартиру (дома ) заведено мимо счетчика. Что будет дальше? Последствия достаточно суровые.

Если же определить, какие потребители электроэнергии находятся в квартире и какова их максимальная мощности, невозможно, то плата за электроэнергию в таком случае рассчитывается исходя из норматива, увеличенного в десять раз.

С оплатой, кстати, тоже станет проще: в том случае если собственник хронически не платит по счетам, ему могут огр��ничить подачу электроэнергии, что позволит переложить ответственность за неуплату на непосредственного нарушителя, а не раскладывать чужой долг на всех потребителей.

Рассчитать норматив на потребление электроэнергии самостоятельно практически невозможно. Граждане используют уже готовые цифровые значения, умножая их на количество зарегистрированных в квартире человек. Таким образом, происходит расчет оплаты за электроэнергию.
Несмотря на затруднительность проведения расчета норматива, граждане имеют право узнать какие затраты в него были включены. Сделать это можно за счет обращения в офис компании-поставщика за разъяснениями.
Стоит сказать, что спорить с сотрудниками компании по поводу применения нормативов бесполезно. Владельцу квартиры необходимо как можно быстрее устранить причину использования усредненных показателей (заменить прибор учета, обеспечить доступ к счетчику).

Собственник квартиры не может проконтролировать порядок определения норматива, однако он вправе проверить правильность начисления оплаты. Сделать это достаточно просто. Сумма определяется путем умножения количества зарегистрированных в квартире человек на норму и тариф.

Пример. Семья Козловых состоит из 4 человек. Тариф на электроэнергию составляет 2,70 рублей. Норматив на одного человека – 60 кВт. Расчет оплаты: (4*60) * 2,70 = 648 рублей.

Если один из собственников квартиры является льготником, сумма оплаты за него будет снижена на 50%. Остальные члены семьи оплачивают электроэнергию в полном объеме. Исключение составляют лишь многодетные семьи, которые могут оформить общие льготы.

Начисление оплаты по нормативу происходит исходят из количества граждан, зарегистрированных в квартире или доме. В учет берутся несовершеннолетние дети и лица с временной пропиской.

В исключительных ситуациях возможен учет фактически проживающих, но не прописанных, граждан. К примеру, в квартире может быть зарегистрирован один человек, а по факту поживает пятеро.
Если в квартире никто не проживает длительный период времени, при этом есть прописанные и плата взымается по нормативу, отказаться от нее на законных основаниях собственники не смогут. Им придется оплачивать квитанции в любом случае.

Нормативы потребления электроэнергии на человека применяются в случае отсутствия индивидуального прибора учета. Размер показателя определяется на региональном или местном уровне на основе использования усредненных данных. Расчет оплаты за электроэнергию по нормативу осуществляется с учетом количества зарегистрированных в квартире или доме граждан, а также регионального тарифа. Граждане, относящиеся к льготным категориям, вправе воспользоваться снижением оплаты электричества по нормативу вдвое.

  • V д — потребление электроэнергии согласно показаниям счетчика;
  • Vu неж — количество потраченной электроэнергии в нежилых помещениях;
  • Vv жил.н — потребление квартирой, не оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • Vw жил.п — потребление квартирой, оснащенной индивидуальными счетчиками;
  • V кр — количество энергии, использованной исполнителем коммунальных услуг для производства отопления и горячего водоснабжения (в домах, не оснащенных централизованным предоставлением соответствующих ресурсов);
  • Si — площадь квартиры;
  • S об — общая площадь всех помещений в МКД (жилых и нежилых).
  • от 0,57 до 2,99 кВт/ч в зависимости от этажности (от 1-2 этажей до 16 и более) за осветительные приборы;
  • от 0,25 до 0,57 кВт/ч за насосы и аппаратное управление насосами холодного водоснабжения в зависимости от этажности;
  • от 1,19 до 1,58 кВт/ч в домах, оснащенных лифтами, в зависимости от их грузоподъемности и этажности дома;
  • от 0,04 до 0,28 кВт/ч в зависимости от этажности и так далее.

В некоторых ситуациях к потребителям, оплачивающим электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учёта, может применяться оплата по нормативам. Это возможно, если:

  • отмечается неисправность электросчётчика;
  • потребитель не сообщает показания прибора учёта в энергопоставляющую компанию;
  • представителям контролирующей организации не предоставлен регламентированный доступ к счётчику;
  • прибор выведен из строя преднамеренно.

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

Устанавливаются минимальные социальные нормы, при соблюдении которых потребитель платит по минимальному тарифу. Количество ресурсов, потреблённых сверх утверждённых нормативов, оплачивается существенно дороже.

Программа вводится поэтапно, с целью постепенной подготовки населения к указанным способам оплаты энергоресурсов.

Как известно, в 2020 году был введен ряд послаблений по коммунальным платежам — в частности, до 1 января 2021 года приостановлено начислений пеней и штрафов за несвоевременную оплату коммунальных услуг и взносов на капремонт.

Обязанность по оплате самих услуг с граждан не сняли, а вот начислять неустойку на долги запретили, начиная с 6 апреля и по 31 декабря 2020 г. (ПП РФ от 02.04.2020 № 424).

На данный момент официальных заявлений по поводу дальнейшего продления моратория от правительства не было. А судя по тому, какую тревогу бьет Минстрой из-за резкого роста коммунальных долгов за последнее время, рассчитывать на такое продление вряд ли стоит.

Поэтому с наступлением нового года у коммунальных служб, скажем так, развязываются руки. Но все же стоит проконтролировать, чтобы в своем рвении они не вышли за рамки закона:

1) неустойку нельзя доначислить «задним числом» за период с 6 апреля по 31 декабря 2020 г. (даже если на тот момент у гражданина был долг),

2) с 1 января 2021 г. могут начислять пени на всю задолженность, которая на эту дату числится за гражданином, но срок отсчета неустойки будет разный:

— на задолженность, возникшую до 6 апреля 2020 г., пени могут начислить уже с 1 января 2021 г.,

— а на задолженность, которая образовалась в период моратория (с 6 апреля по 31 декабря 2020 г.), пени могут начислять только с 31-го дня просрочки (расчет просрочки ведется с 1-го января, а по правилам ст. 155 ЖК РФ пени могут начисляться не ранее 31-го дня просрочки).

Иной подход лишал бы граждан права на законные 30 дней для погашения коммунальных долгов без неустойки.

Срок моратория на поверку счетчиков также истекает 1-го января 2021 г. По Правилам № 354 первые 3 месяца после этого (т. е. до апреля 2021 г.) плату за коммунальную услугу должны рассчитывать по средним показаниям счетчика за последние 6 месяцев (пп. «а» п. 59).

Если в течение этого срока поверка не будет проведена, плату будут начислять по нормативу, с учетом повышающего коэффициента 1,5 (п. 60 Правил).

Однако, согласно разъяснениям Минстроя (Письмо от 01.09.2020 № 34716-ОЛ/04), если срок поверки счетчика истек до введения моратория (т. е. до 6 апреля 2020 г.), то временные меры не действуют и применяются общие правила:

— после истечения срока поверки показания счетчика не принимаются, первые 3 месяца плата начисляется по средним показаниям, а далее — по нормативу с 1,5-ным коэффициентом.

Поэтому владельцы таких счетчиков могут столкнуться с увеличенными счетами намного раньше, чем наступит 1 апреля 2021 года. А вопрос, насколько соответствуют эти разъяснения Минстроя закону, до Верховного суда РФ пока еще не дошел. Поэтому ситуация остается спорной.

С 1 января 2021 г. граждане, которые имеют право на субсидию или компенсацию квартплаты (по льготным основаниям), не обязаны представлять органам соцзащиты документы об отсутствии долгов по коммунальным платежам.

Как известно, при наличии долгов выплата субсидий и компенсаций прекращается. С нового года органы соцзащиты также будут проверять отсутствие долгов у льготника, но делать им это придется самостоятельно, через информационную систему ГИС ЖКХ или через каналы межведомственного взаимодействия (Закон от 28.11.2018 № 442-ФЗ).

В январе 2021 г. истекает срок, когда управляющим компаниям разрешалось взыскивать с граждан коммунальные долги, не указывая в иске их идентификационные данные (Закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ).

По общим правилам суд принимает сейчас иск от организации только, если там указаны паспортные данные ответчика, либо его СНИЛС, ИНН или другие уникальные данные.

Сделают ли снова исключение для коммунальных организаций — неизвестно. Год уже подходит к концу, а законопроектов по этому вопросу в парламент пока не поступало.

Городское население Газовые плиты Городское население Электроплиты Сельское население Хозяйственные постройки Гаражи, сараи и др.
Одноставочный тариф 4,32 3,02 3,02 4,32
Тариф, дифференцированный по двум зонам
День7:00—23:00 4,82 3,36 3,36 4,82
Ночь 23:00—7:00 2,37 1,66 1,66 2,37
Тариф, дифференцированный по трем зонам
Пик 7:00—10:0017:00—21:00 4,84 3,40 3,40 4,84
Полупик 10:00—17:0021:00—23:00 4,32 3,02 3,02 4,32
Ночь 23:00—7:00 2,37 1,66 1,66 2,37

Полную информацию о тарифах см. в Приказе Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 10.12.2020 №666

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области, поставляемой населению, утверждены в Приказе Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 27.12.2019 №868

Тарифы действуют с 1 января 2021 г. и утверждены Приказом Департамента ценового и тарифного регулирования Самарской области от 10.12.2020 №666.

Жильцов в помещении
1 2 3 4 5+
С газовыми плитами, без электроотопления/водонагрева
1 комната 103 64 49 40 35
2 комнаты 132 82 63 52 45
3 комнаты 150 93 72 58 51
4 и более
комнат
162 100 78 63 55
С электроплитами, без электроотопления/водонагрева
1 комната 124 77 60 48 42
2 комнаты 147 91 70 57 50
3 комнаты 160 99 77 63 55
4 и более
комнат
170 106 82 66 58
С газовыми плитами и электроотоплением/водонагревом

во время/вне отопительного периода

1 комната 250/220 155/136 120/106 97/86 85/75
2 комнаты 322/284 200/176 155/136 126/111 110/97
3 комнаты 365/321 226/199 175/154 142/125 124/109
4 и более
комнат
395/348 245/216 190/167 154/136 134/118
С электроплитами и электроотоплением/водонагревом
1 комната 287 178 138 112 97
2 комнаты 338 210 162 132 115
3 комнаты 370 229 177 144 126
4 и более
комнат
393 243 189 153 134

Полную информацию о нормативах см. в приказе Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 30.06.2016 г. №139 Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Самарской области

обратите внимание

Начиная с 1 июля 2020 года при наличии технической возможности установки прибора учета, в случае его отсутствия, размер платы будет определяться исходя из норматива. Повышающий коэффициент не применяется.

Полную информацию смотрите в Федеральном законе от 27.12.2018 №522.

В законе «Об электроэнергетике» есть такое определение: цены (тарифы) в электроэнергетике — система ценовых ставок, по которым осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (далее — цены (тарифы)).

Если же говорить по-простому, применительно к населению, то тарифами мы называем стоимость потребляемого нами электричества. Объем потребленной электроэнергии измеряется в киловатт-часах (кВт.ч). Если, допустим у вас есть утюг мощность один киловатт, и вы его использовали непрерывно в течении четырех часов, то у вас «нагорит» 4 кВт.ч. Стоимость каждого из этих кВт.ч установлена тарифом.

Система тарифов на электроэнергию для населения в России достаточно громоздка, но давайте в ней вместе разберемся.

Нормативы По Электроэнергии Для Населения На 2021 Год Без Счетчика

  • количества лиц, зарегистрированных в жилом помещении — постоянно и временно;
  • типа жилого помещения — от его месторасположения(в городе или сельской местности), оборудования стационарными электрическими плитами, электроотопительными и электронагревательными установками;
  • от отнесения жилого помещения к аварийному или ветхому жилому фонду;
  • от проживания в жилом помещении одиноко проживающих пенсионеров (инвалидов) или семей пенсионеров.

В целях верного определения величины социальной нормы потребления электроэнергии, просим граждан — потребителей уточнить имеющуюся у ОПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» информацию (с предоставлением подтверждающих документов) о количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц.

Величины социальной нормы потребления электроэнергии устанавливаются постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области (РСТ РО) и размещаются на данном сайте в разделе: «Льготы».

С 1 июня 2014 года постановлением РСТ РО от 29.05.2014 г. № 23/2 установлены коэффициенты сезонности к величине социальной нормы потребления электрической энергии.

Дополнительные 40 кВт.ч начисляются на каждого прописанного — и на шестого, и на седьмого, и так далее, без ограничения.

По инициативе областного правительства расширен список льготных категорий граждан. Кроме одиноких пенсионеров в этот список включены: много­детные семьи, семьи, имеющие в своем составе инвалидов или детей-инвалидов, приемные се­мьи и те, в которых живут дети, оставшиеся без попечения роди­телей.

Соцнорма для льготных категорий семей рассчитывается с применением повышающего коэффициента 1,5.

Для того чтобы воспользо­ваться этим правом, нужно об­ратиться в абонентский отдел ПАО «ТНС энерго Ростов-на-Дону» по месту житель­ства, куда необходимо предоставить докумен­ты, подтверждающие статус се­мьи.

С учетом использования кондиционеров в Ростовской области введен коэффициент сезонности. В июне, июле и августе к объему соцнормы применяется повышающий коэффициент 1,1, а в феврале, марте и апреле — понижающий — 0,9 (утверждены постановлением РСТ Ростовской области от 29.05.2014 №23/2).

Как применять коэффициент сезонности? — Величина социальной нормы потребления электрической энергии умножается на соответствующий коэфициент.

Простой пример, 96 кВт/ч * 1,1 = 105,6 кВт/ч — это и будет летняя социальная норма для одиноко проживающего дончанина. Соответственно, в меся­цы, когда кондиционирование не нужно, соцнорма скорректируется в сторону уменьшения. При расчетах учитываются все прописанные граждане.

№ п/п

Месяц

Величина коэффициента сезонности

1

Январь

1

2

Февраль

0,9

3

Март

0,9

4

Апрель

0,9

5

Май

1

6

Июнь

1,1

7

Июль

1,1

8

Август

1,1

9

Сентябрь

1

10

Октябрь

1

11

Ноябрь

1

12

Декабрь

1

  • Социальная норма не ограничивает потребление электричества

  • Электроэнергия в пределах соцнормы оплачивается по сниженному тарифу

  • Величина социальной нормы устанавливается с учетом общедомовых нужд

  • При наличии дифференцированного по зонам суток прибора учета применяется пропорционально фактическому потреблению по зонам суток

  • Неиспользованный остаток на следующий период не переходит

  • Применяется при наличии приборов учета (кроме случаев, когда техническая возможность установки прибор учета отсутствует)

  • При выявлении безучетного потребления – не применяется

  • В случае выхода из строя прибора учета – применяется к объему, определенному в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг

Размер социальной нормы потребления электрической энергии, утвержденный постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 25.03.2014 № 10/1

Социальная норма на электроэнергию

  • общему повышению качества предоставляемых услуг;
  • усилению соцответственности ресурсоснабжающих компаний перед абонентами;
  • снижению расходов домохозяйств (оплата электроэнергии, потраченной в пределах лимита ниже, чем в прочих случаях).

Лимиты электроэнергии, выделяемые непосредственно на общедомовые нужды, важны исключительно для граждан, проживающих в многоквартирных домах. Удобство его обитателей зависит не только от того, есть ли тепло и свет в каждой отдельной взятой квартире. Этот же базовый набор услуг необходим и для мест общего пользования. Кроме того, энергию расходуют также лифты. Именно на это и тратится норма, выделяемая по ОДН.

Социальная норма расхода применима к тем абонентам, которые до сих пор не установили в своем жилье приборы учета. Это не всегда связано с нежеланием людей устанавливать счетчик. В некоторых случаях может отсутствовать техническая возможность сделать это: например, в ветхих и аварийных домах. Невозможность установки оборудования должна быть подтверждена документально (актом обследования).

Люди, проживающие в частных домовладениях, оплачивают свет по другому тарифу. Это касается тех строений, где нет приборов учета. Размер оплаты для них будет зависеть от того, сколько человек зарегистрировано в этом помещении. Норма потребления установлена на уровне таких показателей:

Нормативы потребления электроэнергии были введены на территории РФ впервые еще в 2013 году. Особенностью является тот факт, что местные органы самоуправления имеют все законные основания для самостоятельного установления данных показателей по своим регионам, в том числе и рассчитывать себестоимость услуг в пределах 40% от установленной цены.

  • жителям сельской местности показатели назначаются выше на 90 кВт*ч, в связи с необходимостью использования энергоресурсов в приусадебном хозяйстве;
  • одинокие пенсионеры при отсутствии электросчётчика, не установленного по уважительным причинам, не зависящим от потребителя, оплачивают электроэнергию по социальному нормативу, назначенному по минимальному лимиту потребления;
  • для дачного домовладения при наличии централизованного электроснабжения без установленного индивидуального прибора учёта размер платы назначается по нормативам на одного человека.

Правительство заинтересовано в экономии населением расхода электрической энергии. В этих целях для отдельных регионов принята программа, предусматривающая дифференциацию размера тарифных планов по оплате электроэнергии, в зависимости от потреблённого количества киловатт-часов.

  1. Учет интересов малоимущих слоев. Кто потребляет больше – будет платить больше.
  2. Снижение перекрестного субсидирования за счет повышения сборов с обеспеченных потребителей – меньше затраты в промышленности, снижение себестоимости продукции, повышение конкурентоспособности.
  3. Простота администрирования, в сравнении с подушевым нормированием, — меньше затраты энергетических компаний, ниже стоимость электроэнергии.

В целом результат по эксперименту положительный, при грамотно рассчитанном тарифе выиграли и мелкие потребители, и промышленники. Однако проблемы испытали владельцы ветхого жилья и многодетные семьи, которые вынуждены переплачивать за свет.

Норма Потребления Электроэнергии На Человека 2021

Насколько справедливыми окажется система тарифов по уровню потребления покажет время. Пока не разработана нормативная база трудно предположить, как будут формироваться базовый и повышенный тарифы. Также вызывает вопросы, поможет ли в итоге новая система избежать перекрестного финансирования отрасли, когда одни потребители фактически покрывают расходы на поставку электроэнергии другим потребителям.

Одним из мотивов реформы называется стимулирование развития системы энергосбережения. Между тем, эксперты отмечают снижение объемов потребления электричества и без ввода новых тарифных диапазонов. Заместитель мэра Москвы по вопросам ЖКХ сообщил, что за последние пять лет в столице снизился объем расхода топлива для выработки единицы электрической и тепловой энергии с 4,13 до 3,2 килограмма условного топлива. Чиновник также отметил, что один москвич потребляет за год 959 кВт-ч. Несложный расчет позволяет сделать вывод о том, что даже жители дорогой для жизни Москвы, вполне впишутся в предлагаемые нормативы.

Безусловно, учет прибора касаемо электроэнергии помогает уменьшить затраты на свет. Минимальные граничные нормы потребления электричества устанавливаются в зависимости от климатических особенностей конкретного региона, физических характеристик жилой территории и собственно состояния жилья.

Что имеют в виду под климатическими особенностями? Это усредненные показатели температурного режима воздуха за холодный сезон года, когда включено центральное отопление, длительность этого периода, продолжительность световых суток. Не последнюю роль в определении количества потребляемых ЖКУ играют этажность дома, величина жилого помещения, материал, из которого изготовлены кровля и стены.

Для квартир, имеющих схожие вышеуказанные параметры, и вносится понятие «единые минимальные нормы потребления электроэнергии». Устанавливаются они путем вычисления формулы или по методу аналога. В роли единицы измерения электроэнергии всегда выступает кВт/ч.

Как правило, обновленные нормы потребления электроэнергии, принятые правительством, действуют не более 3 лет, однако не исключены ситуации их изменения. Такое возможно при обстоятельствах:

  • если уже действующие Правила дополнены соответствующими поправками;
  • если изменяются характеристики помещения или климатические условия;
  • есть необходимость инициировать перерасчет методом аналога, если ранее фиксированная величина определялась с помощью формулы.

Электроэнергия относится к первичной категории жилищно-коммунальных услуг, без которой представить себе комфортную жизнь в современное время достаточно тяжело. Именно поэтому за пользование данным благом приходится дорого платить.

В начале 2021 года для собственников жилья, которые не обзавелись счетчиками, начали действовать скорректированные нормы потребления электроэнергии, рассчитанные на одного человека – по сравнению с прошлым 2021 годом они выросли на 10%.

Нормы потребления электроэнергии в России разные, в зависимости от проживания в том или ином регионе страны. Для многоэтажки нормы на человека зависят от площади жилой недвижимости, нагрузки электроприборов и численности квартир. Немаловажно и количество комнат в одной квартире, а также, сколько людей проживает на данной площади.

К примеру, если средняя величина потребления электроэнергии в квартире с установленной внутри газовой плитой достигает 100 Квт/ч, то с электроплитой данная цифра составит 150 кВт/ч, водонагреватель уменьшит этот показатель до 120 кВт/ч. Все эти числовые значения приходятся лишь на одного человека. Большее количество проживающих автоматически уменьшает нормы на одного человека.

Чиновники считают, что социальные нормы, представляющие собой величины ниже усредненного значения, стимулируют потребителей к экономии электроэнергии.

Эксперимент по внедрению нормативов берет свое начало в 2013 году. Причем регионы сами фиксируют этот показатель, а также определяют цену за пользование светом, в пределах 40% от социальной стоимости.

Социальная норма потребления электроэнергии

Социальная норма на электричество – определенный объем потребления электроэнергии, который:

  • Устанавливается одинаковым для всех слоев населения;
  • Используется для расчета платы за электроэнергию;
  • Применяется только в случае использования электроэнергии для коммунально-бытовых нужд.

Обратите внимание! Планировалось установить социальную норму потребления электроэнергии в размере 300 кВт-ч в месяц на точку подключения. Согласно статданным, этот размер превышает средний уровень потребления по стране, который составляет 225 кВч-ч в месяц на домохозяйство.

Важно! Предполагалось установить ступенчатую систему тарификации: те, кто потребляет электричество в повышенном размере (владельцы элитной недвижимости, в первую очередь), должны оплачивать электроэнергию сверх социальной нормы потребления по повышенным ставкам.

Система включала три ступени:

Потребление Тариф
До 300 кВт-ч Базовый тариф для социальной нормы потребления электроэнергии
От 300 до 500 кВт-ч Повышенный тариф
Свыше 500 кВт-ч Экономически обоснованный тариф

Конкретные цифры озвучены не были.

Практика применения социальной нормы потребления электроэнергии в Ростовской, Владимирской, Нижегородской, и др.

областях показала, что социальная норма на электричество вполне совмещается с двухзонными (день/ночь) и трехзонными тарифами. При этом разрабатывается более дробная сетка тарифов.

Учитывая важность перераспределения нагрузки на электросети, дифференцированные тарифы социальная норма потребления электроэнергии не должна была упразднить.

Постепенно подлежали отмене:

  • Льготные тарифы для домов с электроплитами;
  • Пониженные расценки для сельской местности;
  • Равные с тарифами для граждан расценки для садоводческих объединений и некоторых других организаций.

В рамках ступенчатой системы градации оплаты электроэнергии по-прежнему должна была сохраниться дифференциация тарифов в зависимости от состава и численности жильцов (льготы и субсидии многодетным, инвалидам и др.). Тенденция такова, что вместо льготных тарифов на электричество вводится субсидирование льготников (доплаты к пособиям).

Норматив потребления электроэнергии на человека в 2021 году

Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:

1. Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.

2. Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:

  • не установлен индивидуальный прибор учета;
  • показания счетчика переданы позднее установленного срока;
  • счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.

3. Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.

4. Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.

Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:

  • Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
  • ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
  • ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.

Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета.

Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется.

А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.

Правительство уже пыталось ввести социальные нормы энергопотребления в 2021 году, утверждая, что существующие тарифы «экономически не обоснованы». Тогда это не удалось. Сейчас попытка может оказаться успешной. Между тем в России — богатейшей стране по запасам энергоресурсов — электричество остается одной из самых дорогих коммунальных услуг, которая станет еще дороже! Пять лет назад власти пытались ограничить энергопотребление и даже запустили эксперимент в ряде регионов. Тогда, также зимой, были введены нормы в 50–190 кВт/ч, но не на квартиру, а на человека, исходя из числа прописанных на жилплощади. Однако этот проект раскритиковал президент Владимир Путин, предупредивший о слишком большом росте тарифов.Глава государства справедливо заметил, что в некоторых холодных областях плата за электричество вырастет вдвое. «С ума сошли, что ли», — заявил Путин в феврале 2021 года.

  • уложившиеся в 300 кВт/час будут платить по базовому тарифу;
  • кто израсходовал до 500 кВт/час, оплатят по повышенному «счетчику»;
  • в отношении тех, кто расходует электричество сверх этой планки, примерится «экономически обоснованный» тариф.

Нормативы потребления используются для расчета платы за коммунальные услуги в тех случаях, если собственником не передаются показания прибора учета, то есть выяснить фактический расход услуги невозможно. Если показания не передаются в связи с поломкой прибора учета, то первые три месяца плату за электроэнергию ему будут начислять по среднемесячному расходу, а с четвертого – уже по нормативам. Если счетчик имеется, но собственник по каким-либо причинам не передает показания, то нормативы начинают применять с четвертого месяца. До этого момента расчет ведется также исходя из среднемесячного потребления.

Норма электричества на человека в месяц 2021

В пункте 9 статьи 13 говорится, что организации, осуществляющие деятельность по передаче энергоресурсов по общим инженерным сетям, обязаны проводить работы по установке приборов учёта. При этом они не могут отказать гражданам в заключении такого договора, если клиент обслуживается на их участке. Также в данном пункте сказано, что цена проведения работ по установке новых ПУ устанавливается по соглашению сторон, то есть имеет место свободное ценообразование. Если клиенту предоставляется рассрочка платежа, то процент по ней не должен превышать установленную на день заключения договора ставку рефинансирования ЦБ РФ. Исключение составляют средства бюджета, по которым допускается повышенная ставка.

А также в Постановлении указаны коэффициенты, влияющие на повышение ставки при поломке электросчётчика. То есть если потребитель не устранил проблему путём установления нового прибора учёта, то по истечении 2 месяцев к нему будут применяться следующие коэффициенты:

Нормы потребления устанавливаются в императивном порядке, это значит, что гражданин должен будет заплатить определённую сумму, независимо от того, использовал он столько ресурса или нет. Конечно, все граждане хотят сэкономить, в том числе и на ЖКХ услугах.

Большинство людей в наше время предпочитают оплачивать количество исключительно потреблённой электрической энергии. Электропотребление вычисляется по специальному прибору – счётчику. Однако, что делать с учётом ресурса тем, у кого такой прибор не установлен? Как известно, за электроэнергию без счётчика население платит согласно установленным нормативам.

Основная проблема, которая возникает при введении соответствующей нормы расхода электроэнергии, заключается в трудности ее реализации. В настоящее время она считается, исходя из числа зарегистрированных лиц, а также количества жилых помещений, наличия электроплиты и других обстоятельств.

Нормы могут отличаться в зависимости от того, в каком регионе проживает гражданин. Многое зависит и от типа жилья – является ли оно частным или многоквартирным домом, какова общая площадь объекта недвижимости, количество квартир в здании и текущая нагрузка приборов.

Если показания счетчика не передаются своевременно, в этом случае расчет платы производится от среднемесячного потребления электроэнергии, на основе данных за последние полгода. На седьмой месяц отсутствия передачи показаний энергоснабжающая компания переводит пользователя на другой способ оплаты, где за основу принимаются нормативы потребления электричества.

Если установка счётчиков невозможна по техническим причинам, то владельцы платят только по нормативам потребления ресурсов, без всяких надбавок. Подтверждением того, что в квартире нельзя установить приборы учёта служит акт обследования, копии которого обязательно должны быть направлены поставщикам коммунальных услуг.

Цель государства призвать потребителей к экономному расходованию электроэнергии. Тех же, кто не намерен снижать объёмы, заставить платить за услугу по более высокой цене. В итоге, частник покупает электричество за небольшие деньги за счет того, что бизнес оплачивает ресурс по завышенной ставке.

В настоящее время граждане платят за энергопотребление в полтора-два раза ниже, чем предприятия. Для домохозяйств, не превышающих пределы социальной нормы, снижение тарифа может составить 3-10 %.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *