Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Специальная оценка условий труда изменения 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Организации, проводящие специальную оценку условий труда, согласно части 5 статьи 12 Федерального закона № 426-ФЗ, могли самостоятельно подбирать методики (методы) измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, состав экспертов и иных работников, проводящих исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
Изменения в спецоценке условий труда с 1 января 2021 года
- Новые санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
- Декларацию соответствия условий труда сделали бессрочной
- Утвердили новый перечень работ, которые связаны с управлением ТС. Работникам из перечня нельзя работать по совместительству по аналогичной профессии
- Новый порядок паспортизации отходов и отнесения их к классу опасностей
- МЧС подготовило новые проверочные листы для плановых проверок по пожарной безопасности
- Обновили порядок разработки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение
- Продлили действие шести отмененных СанПиНов
- Правительство предложило вести мониторинг состояния здоровья работников на вредных условиях труда
- С 1 февраля начнется эксперимент по внедрению системы дистанционного контроля промбезопасности
- Установили новые критерии отнесения объектов НВОС к категориям
- ФФОМС уточнил, за чей счет проходит тестирование на коронавирус
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — Федеральный закон № 426-ФЗ)
Федеральным законом № 426-ФЗ установлена правовая основа проведения специальной оценки условий труда в Российской Федерации, в том числе обязательные требования к процессу проведения СОУТ, в том числе, к исследованиям (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, к организациям и экспертам, проводящим специальную оценку условий труда, к экспертизе качества специальной оценки условий труда.
Перечень статей, содержащих обязательные требования:
- Статья 4. Права и обязанности работодателя в связи с проведением специальной оценки условий труда.
- Статья 5. Права и обязанности работника в связи с проведением специальной оценки условий труда.
- Статья 6. Права и обязанности организации, проводящей специальную оценку условий труда.
- Статья 8. Организация проведения специальной оценки условий труда.
- Статья 11. Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
- Статья 12. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
- Статья 15. Результаты проведения специальной оценки условий труда.
- Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда.
- Статья 19. Организация, проводящая специальную оценку условий труда.
- Статья 20. Эксперты организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
- Статья 21. Реестр организаций, проводящих специальную оценку условий труда, и реестр экспертов организаций, проводящих специальную оценку условий труда.
- Статья 24. Экспертиза качества специальной оценки условий труда.
- Статья 25. Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьёй 25 Федерального закона № 426-ФЗ Государственный контроль (надзор) и профсоюзный контроль за соблюдением требований настоящего Федерального закона возложен на Роструд и его территориальные органы в субъектах Российской Федерации.
Важные изменения с 1 января 2021 года при заключении договоров по СОУТ!
В шпаргалке собрана полезная информация из статьи:
-
Новые правила в сфере охраны труда 673.1 КБ
- Правила охраны труда при эксплуатации электроустановок в 2021 году
- Экологический сбор — 2021: кому придется платить и по каким ставкам
- Специалист по охране труда: требования к квалификации и профессиональному обучению
- Изменения в охране труда при погрузочно‑разгрузочных работах
- Новые правила работы на высоте в 2021 году
- Новые требования к работам на высоте, погрузочно‑разгрузочным работам и отчетности по экосбору
Генеральный прокурор РФ И. Краснов дал поручение организовать в субъектах РФ проверку исполнения действующего законодательства в сфере охраны труда.
Как пояснили в пресс-службе ведомства, интерес надзорного органа к выполнению норм охраны труда связан с сохранением актуальности проблемы производственного травматизма. Повсеместно продолжают фиксироваться несчастные случаи на рабочих местах, включая эпизоды с летальным исходом.
В периметр прокурорской проверки попадут организации и предприятия различных форм собственности, а также органы государственной власти и местного самоуправления. Прокурорские работники проверят порядок соблюдения норм трудового законодательства.
Как утверждают в Генпрокуратуре, в минувшем году было выявлено свыше 70,3 тысяч фактов несоблюдения законодательства об охране труда. Сотрудники прокуратуры принесли 2700 протестов на противозаконные нормативные акты, направили в судебные инстанции 5,5 тысяч исковых заявлений и внесли около 15 тысяч представлений. Дисциплинарная и административная ответственность была вынесена в отношении свыше 27,7 тысяч должностных лиц. На основании материалов прокурорских проверок было инициировано возбуждение 108 уголовных дел.
К наиболее частым нарушениям, которые могут привести к проведению прокурорской проверки относится необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты, непроведение спецоценки условий труда, неорганизация обязательных медицинских осмотров, отсутствие инструктажей по технике безопасности, а также отсутствие организации фактических рабочих мест с учетом требований охраны труда.
Напомним, некоторое время назад на рассмотрение депутатов Госдумы был внесен законопроект о дополнительных трудовых гарантиях для работников, имеющих детей. Документ предполагает использование труда в ночное время некоторых категорий родителей лишь после их личного согласия, при этом возраст детей, выступающий основанием для получения подобного права, предлагается изменить с 5 до 14 лет.
Новые требования к условиям труда
Документ: Постановление Главного государственного санитарного врача от 02.12.2020 № 40
Работодатели обязаны осуществлять производственный контроль за условиями труда и проводить мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов рабочей среды.
С 01.01.2021 по 01.01.2027 действуют новые санитарные правила СП 2.2.3670–20. Они устанавливают обязанности работодателей по созданию безопасных условий труда. В частности, компании должны осуществлять производственный контроль за условиями труда, а также разрабатывать и проводить мероприятия, предусмотренные санитарными правилами.
Чтобы осуществлять производственный контроль, работодатель обязан принять специальный ЛНА — программу производственного контроля. В такой программе нужно указать работников, ответственных за проведение контрольных мероприятий, а также перечень потенциально опасных факторов и объектов, в отношении которых надо проводить лабораторные исследования.
Кроме того, нужно организовывать профилактические мероприятия по предупреждению вредного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников. К таким мероприятиям относят, например, механизацию и автоматизацию процессов, применение СИЗ.
Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и
Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»
Вступает в силу: 1 апреля 2021 года
Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.
Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.
Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.
Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.
Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:
- периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
- результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
- работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»
Правительство утвердило перечень 1275 НПА, которые продолжают действовать вопреки правилу гильотины. Часть из документов будет работать без срока, по другим разработчикам дали время на замену. Работодатели должны соблюдать их, контролеры — использовать при проверках.
Продолжайте применять в работе приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми утвердили типовые норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ. В перечень актуальных НПА также внесли:
- Порядок предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н;
- Межотраслевые правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н;
- Типовые нормы бесплатной выдачи смывающих и обезвреживающих средств и стандарт безопасности, утв. приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н;
- Формы документов для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73;
- Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профрисков, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н;
До 1 сентября 2021 года имеют силу Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, Правила обязательного психиатрического освидетельствования, утв. постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695, а также Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Также до этого срока будут действовать нормы пожарной безопасности для обучения по приказу МЧС от 12.12.2007 № 645.
До 1 апреля 2021 года нужно применять Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ для предварительных и периодических медосмотров и Порядок их проведения, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.
Документ: Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Вступил в силу: 1 января 2021 года
Все декларации соответствия условий труда стали бессрочными, в том числе уже действующие.
До 30 декабря 2020 года декларация действовала пять лет. Теперь декларация действует бессрочно при условии, что сохраняются условия труда на соответствующем рабочем месте.
Декларация прекратит действие в трех случаях, если:
- у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание;
- произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов;
- инспектор ГИТ при проверке обнаружит нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит наказание по статье 5.27.1 КоАП.
В каждом из этих случаев нужно будет провести внеплановую спецоценку на соответствующем рабочем месте (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ).
Новая редакция раздела ТК РФ об охране труда: проект прошел первое чтение
Источник: Проект Федерального закона N 1070354-7
Планируют улучшить механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний. Организациям придется систематически обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в т.ч. их источники, условия возникновения и потенциальные последствия (с. 47 проекта).
Работодателям хотят разрешить вести электронный документооборот в области охраны труда. Также для контроля за безопасностью они смогут дистанционно фиксировать рабочие процессы, в частности с помощью видео (с. 34 проекта). Пока такая возможность закреплена в отдельных «свежих» правилах по охране труда.
При выполнении работ предлагают вести учет микротравм — ссадин, ушибов и других повреждений, которые не привели к расстройству здоровья или к временной нетрудоспособности. Нужно рассматривать причины их возникновения (с. 63 проекта). Основанием для проверки послужит обращение пострадавшего к руководству.
Что будут проверять в рамках СОУТ в 2021 году? Новый список правовых норм!
Первый этап подготовительный, проводится силами предприятия. Задачи первого этапа спецоценки условий труда:
- проанализировать, на каких рабочих местах производить оценку;
- сформировать список рабочих мест, где нужно провести СОУТ.Это для технического задания — основы договора на спецоценку;
- выбор экспертной организации.
Определите какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда — те, на которых за текущие полгода закончится предыдущая СОУТ.
Важно! Спецоценка новых рабочих мест осуществляется в течение 12 месяцев после их создания. Места, где произведена замена оборудования и сырья проверяются в течение полугода. Это условие для внеплановой специальной оценке условий труда. |
Совет Аналогичными считаются места, расположенные в идентичных помещениях, оснащенных одинаковым оборудованием, инструментарием, системами вентиляций, отопления, освещения и т.д.. Обязательна принадлежность работников к одинаковой должности, профессии, специальности и выполнение одних и тех же трудовых обязанностей. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда. |
Параллельно подготовьте пакет документов:
- приказ о проведении СОУТ с перечислением тех, кто входит в комиссию;
- утвержденный график проведения;
- перечень мест, подлежащих оценке;
- проект договора с экспертной организацией.
После завершения обследования и замеров экспертная организация передает работодателю отчет. Он содержит:
- сведения об организации, проводившей СОУТ;
- перечень рабочих мест, где проводили СОУТ, с перечислением вредных опасных производственных факторов;
- карты СОУТ со сведениями об установленном экспертами классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения испытаний, измерений найденных вредных и (или) опасных производственных факторов (при наличии);
- сводная ведомость СОУТ;
- рекомендации по улучшению условий и охраны труда для тех мест, где проводилась СОУТ;
- заключение эксперта, проводившего СОУТ.
С отчетом знакомятся, его подписывают члены комиссии. При наличии замечаний составляется отдельный документ и прикладывается к отчету.
- 22.09.2020 Невидимая и неслышимая «вредность»
Мы их не чувствуем, но они есть: на производстве есть немало вредных факторов, которые не воспринимаются обычными органами чувств. Но это не значит, что они не действуют. Более того, вред, наносимый ими, вполне реален и опасен и так же может повышать риск возникновения профессиональных заболеваний. Поэтому при проведении специальной оценки условий труда они тоже должны учитываться
- 08.09.2020 Инфографика: зачем нужна внеплановая спецоценка?
Работник может не согласиться с результатами проведения плановой специальной оценки условий труда и вправе после этого обратиться в соответствующие органы для проведения внеплановой СОУТ. Рассказываем, в каких случаях проводится внеплановая спецоценка и куда обращаться
- 27.01.2020 Тест на совесть работодателя
Некачественная спецоценка условий труда невыгодна ни работнику, ни работодателю. Однако случаи такой спецоценки все же есть. Почему так происходит и что делать, чтобы этого избежать, нам рассказал региональный эксперт в вопросах СОУТ Денис Семериков, заведующий лабораторией исследования условий труда НИИ охраны труда ФНПР (Екатеринбург). Не так давно он выступал на пленуме комитета областной организации ГМПР
Решено установить бессрочное действие декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям. Это позволит работодателям по истечении срока действия декларации в случаях, когда условия труда рабочих местах не изменились, не проводить спецоценку.
Раньше декларация выдавалась на 5 лет. При отсутствии оснований для ее прекращения она считалась продленной на следующие 5 лет без повторной спецоценки. Затем спецоценка требовалась.
Федеральный закон вступает в силу со дня опубликования.
Важное за январь: новые правила по охране труда и изменения в спецоценке
Вопрос №1: Как часто проводится специальная оценка условий труда в соответствии с 426 ФЗ о специальной оценке условий труда с изменениями 2021 года?
Ответ: Специальная оценка труда проводится на предприятии не реже 1 раза в 5 лет. Однако, из данного правила имеются исключения, предусмотренные Федеральным законом № 426-ФЗ. Срок исчисляется с даты утверждения отчета о проведении последней СОУТ.
Вопрос №2: Как быть с проведением специальной оценки труда в случае, если сотрудники, чьи рабочие места подлежат проверке, допущены к сведениям, составляющим государственную или охраняемую законом тайну?
Ответ: В таком случае проведение специальной оценки труда осуществляется с учетом требований законодательства РФ о государственной и об иной охраняемой законом тайне.
Глобально Закон № 426-ФЗ законодатели переписывать не стали. Но в нем с 2020 года появится ряд существенных корректировок порядка проведения СОУТ.
Изменения затронули не саму процедуру спецоценки, а подготовительные этапы к ней и завершающие процедуры, а также ряд других положений Закона № 426-ФЗ.
Если перечислить очень коротко эти поправки, они уложатся в несколько строк:
- на организацию, проводящую спецоценку, возлагается обязанность по регистрации работодателя до начала проведения спецоценки в системе ФГИС СОУТ с последующим сообщением ему присвоенного системой специального идентификационного номера ─ без этого номера отчет о СОУТ будет недействительным;
- сдвинется начало действия результатов СОУТ ─ использовать результаты спецоценки можно будет только после того, как сведения о ней появятся в ФГИС СОУТ (федеральной информационной системе учета результатов спецоценки). Сейчас этот момент привязан к дате утверждения отчета.
Важное уточнение! Новая редакция ч. 4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ предусматривает, что срок проведенной спецоценки по-прежнему будет исчисляться со дня утверждения отчета в отношении результатов СОУТ, содержащих сведения, которые составляют государственную или иную охраняемую законом тайну.
Но это не все изменения. В новой редакции Закона № 426-ФЗ подправят и добавят ряд других аспектов, касающихся дополнительных обязанностей организаций-оценщиков, сроков утверждения отчета СОУТ, применения УКЭП при пересылке копии утвержденного отчета и т. д. О них расскажем далее.
С 2020 года компанию-оценщика обяжут сообщать работодателю о факте отправки в ФГИС СОУТ сведений о проведенной на его предприятии спецоценке. На это дается 3 рабочих дня с момента отправки таких сведений (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
Данная обязанность будет считаться надлежаще исполненной только в том случае, если работодатель получит от компании-оценщика уведомление в одной из указанных в законе форм:
- в виде бумажного уведомления, доставленного почтой заказным письмом с уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного УКЭП.
Заметим, что компания-оценщик согласно новой редакции закона наделяется еще рядом обязанностей с точно очерченными сроками их выполнения:
- 10 рабочих дней со дня утверждения отчета ей дается на передачу сведений о результатах спецоценки в ФГИС СОУТ. Закон предписывает сделать это в форме электронного документа, подписанного УКЭП (ч. 3 ст. 18 Закона № 426-ФЗ).
- В 10-ти дневный срок ей надлежит сообщать в Роструд об изменении состава квалифицированных экспертов и сокращении области аккредитации испытательной лаборатории (ст. 19 новой редакции Закона № 426-ФЗ).
Результаты спецоценки могут не устраивать работодателя либо работников. Для проверки качества проведенной СОУТ можно провести государственную экспертизу по конкретному рабочему месту. Порядок проведения экспертизы СОУТ утвержден приказом Минтруда России от 12.08.2014 № 549н.
Другое дело, если при проведении спецоценки были допущены нарушения методики ее проведения или требований закона и эти нарушения были выявлены контролерами в ходе проверок. В таком случае не исключено, что спецоценку придется проводить повторно. Проводится повторная спецоценка на основании предписания государственного инспектора труда.
В новой редакции ч. 6 ст. 24 Закона № 426-ФЗ отмечено, что результаты проведения экспертизы качества СОУТ, рассмотрения разногласий по вопросам проведения экспертизы качества и результатам ее проведения также нужно передавать в ФГИС СОУТ. Обязанность по передаче этих сведений в информационную систему возложены на орган, уполномоченный на проведение экспертизы — орган исполнительной власти субъекта РФ по вопросам охраны труда по месту нахождения работодателя, у которого была проведения спецоценка (п. 1 ст. 24 Закона № 426-ФЗ).
Ниже перечислены наиболее часто встречающиеся на практике ошибки работодателей и компаний-оценщиков при проведении спецоценки:
- Ошибки работодателя.
Из-за спецоценки работодатель может быть наказан трудовыми инспекторами. Все дело в многочисленных требованиях, которые законодательство предъявляет к этой процедуре.
Назовем наиболее часто встречающиеся нарушения работодателей при проведении СОУТ:
№ пп | Вид нарушения | Какая законодательная норма нарушена |
1 | Работодатель не организовал проведение плановой спецоценки | Спецоценка проводится не реже чем 1 раз в 5 лет, если иное не установлено данным законом (п. 4 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») |
2 | Работодатель не организовал проведение внеплановой спецоценки | В ряде случаев закон обязывает работодателей проводить внеплановую СОУТ (ст. 17 Закона № 426-ФЗ). Например, при изменении технологического процесса, замене производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников и т. д. |
3 | СОУТ проведена компанией, не имеющей соответствующей аккредитации (отчет по спецоценке признается недействительным) | Требования к таким компаниям указаны в ст. 19 Закона № 426-ФЗ. Перечень компаний, уполномоченных проводить СОУТ, размещен на сайте Минтруда РФ |
4 | Работодатель не ознакомил работников с результатами СОУТ | Работодателю дается 30 календарных дней с даты утверждения отчета о СОУТ, чтобы ознакомить работников с результатами оценки их рабочих мест. В него не включают периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха (п. 5 ст. 15 Закона № 426-ФЗ) |
5 | Не соблюден порядок проведения спецоценки (результаты СОУТ могут быть признаны недействительными) | Методика проведения спецоценки и Классификатор вредных и(или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении СОУТ и инструкция по ее заполнению утверждены Приказом Минтруда РФ от 24.01.2014 № 33н |
6 | Некорректное применение результатов спецоценки | При предоставлении компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях нельзя руководствоваться исключительно результатами проведенной спецоценки рабочих мест. Нужно учитывать требования и иных НПА РФ (к примеру, право на дополнительный отпуск «за вредность» у медработников психиатрических медучреждений не зависит от класса условий труда, устанавливаемого по результатам СОУТ, которая предусмотрена для иных работников медорганизаций в соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 22 Закона № 3185-1) |
7 | Работодатель не привлек представителей профсоюзной организации к участию в процедуре спецоценки | Если в компании есть профсоюз или иной представительный орган работников, его представителя нужно включить в состав комиссии по проведению СОУТ (ч. 2 ст. 9 Закона № 426-ФЗ) |
8 | Работодатель не сообщил сотрудникам о дате проведения спецоценки, и они не смогли присутствовать во время ее проведения | Работник вправе присутствовать при проведении спецоценки на своем рабочем месте (ч. 1 ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
9 | Работодатель не учел предложения работников при идентификации потенциально вредных или опасных производственных факторов | Работник имеет право обращаться к работодателю, его представителю, организации, проводящей спецоценку, эксперту организации, проводящей спецоценку с предложениями по осуществлению на его рабочем месте идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и за получением разъяснений по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте (ст. 5 Закона № 426-ФЗ) |
10 | Комиссия по проведению спецоценки не определила все вредные факторы, которые влияют на сотрудников | Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом компании-оценщика. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией (ч. 2 ст. 10 Закона № 426-ФЗ) |
Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.01.2021 г. по 31.01.2021 г.
За то, что работодатель нарушил установленные законом правила проведения спецоценки или не провел эту процедуру совсем, в 2020 году по-прежнему будут наказывать по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Размеры наказаний не изменились — работодателя предупредят или оштрафуют в следующих размерах:
- должностных лиц и ИП — от 5 000 до 10 000 руб.;
- компании — от 60 000 до 80 000 руб.
Отличия штрафов-2020 от действующих в 2019 году — возможность их наложения не только инспекторами во время проверок, но и формирование штрафов в автоматическом режиме.
Специальная компьютерная программа будет осуществлять мониторинг сведений, поступающих в ФГИС СОУТ, и сопоставлять данные о сроке регистрации работодателей с информацией о проведенной ими спецоценке. Если программа обнаружит, что компания действует более года, но не проводила спецоценку, штраф по ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ будет начисляться автоматически без участия контролеров.
СОУТ — Специальная оценка условий труда пришла на замену Аттестации рабочих мест в 2014 году. Основной целью СОУТ является выявление опасных и (или) вредных факторов на рабочих местах. Аккредитованными экспертами проводятся инструментальные замеры на рабочих местах и отнесение к классам условий труда (1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс). Каждому классу полагаются свои гарантии и компенсации. К таким компенсациям относится повышение оклада, дополнительный отпуск, сокращенная рабочая неделя.
Требование об обязательном проведение СОУТ изложено в статье 212 Трудового кодекса РФ.
Работодатель обязан обеспечить:
проведение СОУТ в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Основным законодательным актом по организации и проведении СОУТ является Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 N 426-ФЗ (далее — 426-ФЗ). Который был обновлен в 2020 году. Проведение СОУТ с невыполнением указаний данного ФЗ, приведет к штрафным санкциям со стороны Инспекции труда. Данный документ по большей части описывает действие Работодателя.
Второстепенным законодательным актом является Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 января 2014 г. N 33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда (далее — Приказ 33н). Разработан он для Экспертов и аккредитованных лабораторий проводящий СОУТ в организациях заказчика.
Специальная оценка условий труда (СОУТ)
Пункт 3, статьи 3, 426-ФЗ допускает не проводить СОУТ на рабочих местах:
СОУТ не проводится в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися ИП, или с работодателями — религиозных организаций
Пункт 2, статьи 8, 426-ФЗ указывает что СОУТ проводится Работодателем совместно с Аккредитованной организацией по гражданско-правовому договору. Перед заключением договора с такой организацией, обязательно запросите следующие подтверждающие документы:
- наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда (пункт 2, статья 19, 426-ФЗ);
- наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ);
- аккредитация в области проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (пункт 3, статья 19, 426-ФЗ).
пункт 4, статьи 8, 426-ФЗ, указывает что СОУТ требуется проводить на каждом рабочем месте не реже 1 раза в 5 лет. Срок исчисляется с даты внесения отчета СОУТ в информационную систему ФГИС аккредитованной организацией проводящий СОУТ. В среднем, это 10 дней после даты утверждения отчета.
согласно пункту 1, статьи 17, 426-ФЗ, основанием для проведения внеплановой оценки может быть только:
Требуется провести в течение 12 месяцев после появления:
- ввод в эксплуатацию нового рабочего места;
- изменение техпроцесса или оборудования способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
Требуется провести в течение 6 месяцев после появления:
- НС по вине работника или профзаболевание;
- изменение используемых материалов, сырья, применяемых СИЗ способное оказать влияние на вредные или опасные факторы;
- мотивированное предложение профсоюза или работников, при замечании к проведенной СОУТ;
- предписание инспектора ГИТ при выявленных нарушениях.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ “О специальной оценке условий труда”
Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 Федерального закона № 426-ФЗ, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2021. Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей.
Кроме формального повода, есть и моральный: комиссия определяет класс вредности, в котором приходится работать конкретному человеку. Выводы комиссии помогают создать конкретные рекомендации по охране труда. Если выполняются требования законодателя, то уменьшается вероятность несчастных случаев и профессиональных заболеваний. После выяснения класса вредности оптимизируется оплата труда и пенсионные отчисления, материальные компенсации.
Своевременная процедура специальной оценки защищает работодателя от штрафов и гражданской ответственности, а сотруднику позволяет сохранить здоровье или получить адекватную материальную компенсацию, создать должные условия труда.
Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в организации направлено на обеспечение соответствия условий труда рабочего персонала государственным требованиям. Своевременное определение небезопасных и вредных факторов позволяет снизить риски получения травм сотрудников, а в случае выявления вредности производства компенсировать работнику нанесенный вред здоровью предоставлением дополнительных отпусков, отправление в санатории, денежными премиями и пр. способами. Работодатель, проведший аттестацию рабочих мест, снижает риски в уголовном и административном наказании в случае возникновения несчастных случаев на производстве, которые стали причиной получения травм или смерти сотрудника.
С ужесточением законов и увеличением штрафов за нарушение условий работы сотрудников, аттестация условий труда становится все более актуальной. Воспользовавшись услугами «СОТАРМ», вы не только сможете оценить соответствие условий работы ваших сотрудников требующимся стандартам и нормам, но и быстро разработать комплекс мероприятий по улучшению этих условий. Также аттестация рабочих мест позволит избежать возможных штрафов и санкций со стороны государственных органов надзора.
Начнем с того, кто проводит специальную оценку. В соответствии с законом обязанность провести и профинансировать оценку возлагается непосредственно на работодателя. Именно он, независимо от того, юрлицо это либо индивидуальный предприниматель, организовывает оценку рабочего места сотрудников.
Теперь давайте подробно остановимся на сроках проведения спецоценки, имеющих немаловажное значение. Сроки напрямую зависят от типа оценки – плановая или внеплановая. Плановая проводится не реже, чем один раз в пять лет. Отсчитывать пять лет нужно от дня, когда был утвержден отчет о проведении прежней спецоценки. По желанию работодателя можно провести специальную оценку и до того момента, как истечет срок действия предыдущей. Это возможно, если условия на рабочих местах улучшены. Возникает вопрос, зачем проводить преждевременную оценку, а не подождать срока очередной? Улучшение позволит экономить на страховых взносах, на компенсациях сотрудникам и на средствах индивидуальной защиты.
Необходимость во внеплановой оценке возникает в случае смены офиса и введения в эксплуатацию новых рабочих мест. Она должна быть проведена в течение 6 месяцев со дня ввода их в эксплуатацию.
Также в законе предусмотрены и другие случаи внеплановой оценки:
- при изменении технологического процесса;
- замене оборудования;
- при изменении составов применяемого сырья или материала;
- после несчастного случая на производстве или установления профессионального заболевания вследствие влияния опасных или вредных факторов;
- по запросу профсоюза;
- при смене средств индивидуальной либо коллективной защиты и др.
Причем во время внеплановой оценки, ей подлежат исключительно рабочие места, которых коснулись изменения. Порядок аналогичен порядку плановой аттестации и содержится в приказе Минтруда РФ.
Еще несколько слов о спецоценке аналогичных рабочих мест. Очень часто можно увидеть, что несколько сотрудников работают в одинаковых условиях, выполняя те же функции, а значит и их рабочие места идентичны. В таком случае оценку проводят в отношении 20% рабочих мест, но не меньше, чем на двух.
Аналогичные означает, что места находятся в однотипных помещениях, их системы вентиляции, кондиционирования воздуха, отопление и свет одинаковы. Важно и то, что оборудование, материалы и сырье, используемые сотрудниками на аналогичных местах, должны быть однотипными, а средства индивидуальной защиты – одинаковыми.
Для начала спецоценки создается соответствующая комиссия и привлекается организация, специализирующаяся на ее проведении. Обычно с такой организацией заключают гражданско-правовой договор. Главой комиссии является непосредственно работодатель или его представитель. В нее обязательно входят профсоюзные деятели, если они есть на предприятии, и специалист по охране труда, обслуживающий данную организацию.
Затем эксперты приступают к исследованию рабочих мест и выявляют среди них те, которые подвержены действию опасных либо вредных факторов. Те места, где подобные факторы отсутствуют, заносят в декларацию, которую впоследствии предоставляют в трудовую инспекцию. Там, где есть данные факторы, они должны быть тщательно измерены. Каждому месту присваивается класс условий труда.
Последний этап – отчет комиссии, в котором указываются следующие данные:
- перечень рабочих мест с указанием опасных и вредных факторов;
- протоколы всех измерений и испытаний;
- заключения экспертов;
- и др.
Работодатель знакомит своих сотрудников с отчетом под роспись. Срок для ознакомления составляет один месяц. При наличии сайта сведения из отчета публикуются на нем.
Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет.
Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации. В последствии, новые компании как и остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки.
Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.
ПЛАНИРУЮТСЯ ЛИ ИЗМЕНЕНИЯ В СПЕЦОЦЕНКЕ УСЛОВИЙ ТРУДА?
- получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
- в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут опасны для здоровья персонала;
- вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (возможно изменение класса вредности, что может снизить выплаты за вредность);
- произошел несчастный случай на производстве;
- врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
- профсоюз выдвигает требование о проведении внеплановой СОУТ.
Согласно последним изменениям 2020 года спецоценка рабочих мест проводится всеми предприятиями и ИП, у которых есть наемные работники. Даже, если весь штат – это директор и секретутка, открывшие ООО в обычной жилой квартире.
По закону №426-ФЗ от 19 июля 2018 года все рабочие места делятся на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.
Определять класс опасности, конечно, сам работодатель не может. Вдруг рабочее место бухгалтера или менеджера будет находится рядом с открытой бочкой яда, а он этот факт замолчит, и будет травить своих людей, обеспечивая приток молодых сотрудников и увиливая от ответственности за преждевременное увольнения лица предпенсионного возраста.
СОУТ проводить должны специальные аккредитованные конторы, реестр которых есть на сайте Минтруда.
Спецоценку нужно проводить только после приказа о приеме на работу сотрудника, но никак не раньше (еще один идиотизм).
Но есть послабление, 20% аналогичных рабочих мест можно включить без дополнительных трат.
Если деятельность ведет только один директор (он же ИП или учредитель) без штата сотрудников и трудового договора.
Не требуется СОУТ и если сотрудники работают по договору подряда, либо являются удаленными кадрами, надомниками, фрилансерами и так далее.
Во всех остальных случаях проведение спецоценки обязательно.
После открытия ООО или ИП, создания новых рабочих мест или изменения технического процесса – в течение 6 месяцев. При всяких инцидентах, выявлении профзаболеваний – в течение 12 месяцев.
Если предприятие работает стабильно, не меняет технологию, и укомплектовано стандартным штатом сотрудников, СОУТ проводится 1 раз в 5 лет после последней проверки.
Штрафы за не проведение спецоценки рабочих мест в 2021 году драконовские.
- Для ООО — от 60 до 80 тысяч рублей;
- Для ИП и директора – от 5 до 10 тысяч рублей;
За повторное нарушение штрафы удваиваются, директору грозит дисквалификация, а ИП или фирме – приостановка деятельности на целых 3 месяца.
Что станет с медосмотрами и СОУТ в 2021 году, когда отменят 302н
Количество бюрократического идиотизма в регламенте СОУТ просто зашкаливает. Инспекция проводится двумя сторонами – внутренней комиссией и наемной аккредитованной организацией.
Внутренняя комиссия должна состоять минимум из 3 человек, а если число работников на предприятии превышает 50, то необходимо назначить ответственного за охрану труда.
Во внутренней комиссии должен быть хотя бы 1 человек, прошедший программу обучения СОУТ. Если в фирме или ИП меньше 2 человек, то программу проходит сам предприниматель или директор. Стоимость курса 72 часов составляет около 7500 рублей.
Стоимость СОУТ составляет от 300 до 2000 рублей за 1 рабочее место. Но все конторы заключают договора минимум на 10000 рублей.
Прибавить к этому еще и цену обучения ИП или директора в 7500 рублей, всякие дополнительные издержки, вот и накапает на маленькую фирму около 20000 рублей.
Спецоценка – это очередной удар по предпринимательству в России и способ обогащения властьимущих за счет тех, кто что-то пытается изменить в стране.Учитывая уровень коррупции и степень доверия к аккредитованным организациям СОУТ, никаких особенных улучшений условий труда новая реформа не приведет. Но иногда все-таки процедура заставляет придерживаться стандартов, и хоть как-то обустраивать условия рабочих мест сотрудникам.
Закон о специальной оценке условий труда регулирует отношения, образующиеся при осуществлении СОУТ. Специальная оценка — это совокупность планомерно проводимых мер по обнаружению вредных факторов производства. В процессе оценки учитывают:
- неблагоприятные действия на работников;
- принимают во внимание нормативы условий труда;
- применения средств защиты трудящихся.
В ходе специальной оценки выявляют классы условий труда.
- трудящихся удаленно;
- трудящихся в религиозных образованиях;
- у физлиц, не зарегистрированных как ИП.
В 2019 году спецоценку для фирм организуют аналогично пошлому году. Ее проводят, те, кто не сделал оценку в 2014 году, либо те, кто ее не делал.
Какие новшества внес закон СОУТ (426 ФЗ) в 2019 году:
- С 1 января 2019 года спецоценку проводят все фирмы, включая микроорганизации.
- В 2019 году фирмы, оценившие условия труда в 2014 году, организуют очередную оценку.
- С 2019 года запрещено поэтапное проведение оценки по частям.
Значимые корректировки в закон о СОУТ не внесены.