Проводки по налогу на имущество организаций в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проводки по налогу на имущество организаций в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Проводка, отражающая начисление налога на имущество в учете, может быть разной в зависимости от того, к каким из расходов, возникающих у налогоплательщика, относится этот налог согласно принятой им учетной политике. Периодичность начисления (ежеквартально или 1 раз по итогам года) зависит от того, установлены ли в регионе отчетные периоды по этому налогу.

Начислен налог на имущество — бухгалтерские проводки

В обычном порядке налог на имущество организаций (проводки) отражается следующим образом:

Операция

Дебет

Кредит

Начислен налог на имущество организации за отчетный или налоговый период

26 «Общехозяйственные расходы»

68 «Расчеты по налогам и сборам» по соответствующему субсчету

44 «Расходы на продажу» — используйте данный счет для начисления сумм имущественного налога для торговой организации

Произведена оплата

68 по субсчету ИС

51 «Расчетный счет»

Данный метод отражения операций предусмотрен п. 5 ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина от 06.05.1999 № 33н. Он заключается в том, что данное фискальное обязательство следует отражать в составе расходов по основным видам деятельности. Аналогичное мнение в п. 3 Письма Минфина от 19.03.2008 № 03-05-05-01/16 выражали и представители Министерства финансов России.

Однако существует и другое мнение, что данные издержки следует относить к прочим расходам и отражать на соответствующем 91 счете БУ (субсчет 91.2 «Прочие расходы»). Такая позиция обусловлена тем, что в действующем законодательстве не определен источник, за счет которого организация должна уплатить ИС. А следовательно, и относить такие затраты к основным издержкам некорректно. В таком случае составляется проводка:

Дебет 91.2 Кредит 68 — начислены налоговые обязательства.

Дебет 68 Кредит 51 — произведена уплата ИС в государственный бюджет.

Для того, чтобы определить сумму имущественного налога, подлежащего оплате, действуйте по следующей схеме:

Шаг 1. Убедитесь, что имущество, которым Ваша фирма владеет на правах собственности, подлежит налогообложению. Для этого ознакомьтесь с перечнем согласно ст. 373 НК. Учтите, что налогом облагается не только собственное, но и арендованное имущество. Главное условие в данном случае – собственность отражена в балансе Вашего предприятия.

[adinserter block=”1″]

Шаг 2. Проверьте, предусмотрены ли для Вас налоговые льготы (региональные или федеральные). Также имущество фирмы может быть освобождено от налогообложения согласно п. 4 ст. 374 НК. Если собственность не облагается налогом или льготируется, то Вам необходимо исключить ее из расчета налога.

Шаг 3. Определите налоговую базу. При расчете платежа за собственное недвижимое имущество принимайте во внимание его кадастровую стоимость:

Н = КадСт * Ст,

  • где КадСт – стоимость имущество по данным ГосКадастра;
  • Ст – утвержденная налоговая ставка.

Остальная собственность облагается налогом исходя из среднегодовой стоимости:

Н = СрСт * Ст,

  • где – СрСт – среднегодовая стоимость имущества;
  • Ст – утвержденная налоговая ставка.

Для расчета среднегодовой стоимости используйте формулу:

СрСт = ОстНач + ОстВн + ОстКон / (Мес + 1),

  • где ОстНач – остаточная стоимость имущества на начало периода;
  • ОстВн – остаточная стоимость имущества внутри налогового периода (на начало каждого месяца);
  • ОстКон – остаточная стоимость на конец периода;
  • Мес – количество месяцев в периоде.

Для того, чтобы определить налоговую ставку, ознакомьтесь с нормативными документами, действующими в Вашем регионе. Так как данный налог является региональным, то его ставка утверждается местным муниципалитетом.

В случае, если фирма арендовала помещения и произвела в нем улучшения, признанные неотделимыми, то расчет и уплату налога на капвложения производит арендодатель.

Пример №2. ООО «Самовар» арендовало у АО «Бизнес-Центр» помещение для размещения торговой площадки. 14.06.16 «Самовар» произвел монтаж канализационной системы в арендованном помещении. Стоимость вложений в помещение составила 702.440 руб. Капитальные вложения «Самовара» в арендованное помещение признаны неотделимыми.

[adinserter block=”10″]

17.06.16 канализационная система введена в эксплуатацию со сроком полезного использования 28 мес. Сумма ежемесячной амортизации рассчитана бухгалтером «Самовара» следующим образом:

702.440 руб. / 28 мес. = 25.087 руб.

В учете «Самовара» сделаны такие записи:

Дата Дебет Кредит Описание Сумма
17.06.16 08 10, 02, 70… Учтены капвложения в канализационную систему 702.440 руб.
17.06.16 01 08 Канализационная система введена в эксплуатацию 702.440 руб.
17.06.16 19 68-НДС Начислен НДС на капвложения в канализацию (702.440 руб. * 18%) 126.439 руб.
17.06.16 68-НДС 19 НДС на стоимость капвложений принят к вычету 126.439 руб.
31.07.16 20 02 Учтена начисленная амортизация на канализацию за июль 2016 25.087 руб.

В ведомости начисления амортизации «Самовара» указаны следующие показатели остаточной стоимости канализации:

Период Амортизация Остаточная стоимость
апрель 2016 702 440,00 ₽
май 2016 25 087,00 ₽ 677 353,00 ₽
июнь 2016 25 087,00 ₽ 652 266,00 ₽
июль 2016 25 087,00 ₽ 627 179,00 ₽
август 2016 25 087,00 ₽ 602 092,00 ₽
сентябрь 2016 25 087,00 ₽ 577 005,00 ₽
октябрь 2016 25 087,00 ₽ 551 918,00 ₽
ноябрь 2016 25 087,00 ₽ 526 831,00 ₽
декабрь 2016 25 087,00 ₽ 501 744,00 ₽

Проводки по начислению налога на имущество организаций

Вопрос №1. АО «Серафим» имеет представительство «Морской берег», расположенное в г. Сочи. «Морской берег» не имеет отдельного баланса, имущество «Морского берега» учитывается на балансе головного офиса АО «Серафим». Кто обязан оплачивать имущественный налог на собственность, находящуюся в распоряжении «Морского берега»?

Так как «Морской берег» не имеет отдельного баланса, то имущественный налог в данном случае оплачивает АО «Серафим».

Вопрос №2. Согласно инвестиционному договору, АО «Знамя» компенсирует ООО «Глобус» сумму имущественного налога. Имеет ли право «Знамя» учесть сумму компенсации в составе расходов при расчете налога на прибыль?

Так как «Знамя» в данном случае не выступает налогоплательщиком, а лишь компенсирует сумму налоговых расходов «Глобуса», то учесть данную сумму при расчете налога на прибыль «Знамя» не может.

Вопрос №3. Согласно договору лизинга, ООО «Метеор» выкупил у АО «Комета» сельхозоборудование и учел его у себя в балансе 12.08.16. Кто в данном случае выступает плательщиком имущественного налога?

Так как «Метеор» получил оборудование в собственность и отразил его на балансе, то эта организация («Метеор») получает обязательства по уплате имущественного налога.

Обязанность по уплате налога на имущество лежит не только на организациях на ОСНО, но также и на упрощенцах и вмененщиках, если последние владеют недвижимостью, в основу расчета имущественного налога по которой заложена кадастровая стоимость (п. 2 ст. 346.11 и п. 4 ст. 346.26 НК РФ).

Отражение операций по начислению имущественного налога в каждой организации зависит от принятой учетной политики. Существует 2 варианта записи проводок в бухучете:

  1. Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», которое имущественные налоги не квалифицирует как расходы по обычным видам деятельности и при их начислении рекомендует использовать счет 91 «Прочие расходы».
  2. В соответствии с высказанной в письме от 05.10.2005 № 07-05-12/10 позицией Минфина РФ, который относит налог на имущество к общим расходам. Тем самым, по его мнению, отражение по начислению налога стоит в одном ряду с общепринятыми расходами организации.

Налог на имущество представляет собой имущественный сбор. Его размер в последнее время довольно вырос, что связано с тем, что в базу для налогообложения были включены отдельные группы движимого имущества. Под плательщиками налога на имущество понимают юридических лиц, которые имеют в своей собственности налогооблагаемые объекты.Однако, для некоторых субъектов предусматриваются послабления. Например, организации, которые перешли на специальный налоговый режим, от уплаты имущественного налога освобождены. Но и в этом правиле исключения также есть. Компании на спецрежимах должны уплачивать имущественный налог, если в они имеют в собственности особые виды имущества. Перечень таких основных средств приводится органами законодательной власти в субъектах РФ.

Налог на имущество является региональным, поэтому власти субъектов РФ имеют право самостоятельно устанавливать отчетные периоды по данному налогу.Это означает, что кроме обязательного платежа, уплачиваемого раз в год по завершении налогового периода, налогоплательщиков могут обязать уплачивать авансовые платежи. Выяснить какова периодичность платежей в том или ином субъекте РФ можно на сайте ФНС.

Расчет налога производят на начало отчетного периода. В зависимости от налоговой базы (стоимость имущества) и налоговой ставки определяется сумма налога, подлежащая к уплате за отчетный период. При этом перечисление авансовых платежей по налогу осуществляется ежеквартально по ¼ части от суммы налога за год. Соответственно, для определения суммы налога к уплате необходимо придерживаться следующего алгоритма:

  1. Определить сумму налога по формуле, приведенной выше.
  2. Рассчитать авансовые платежи, как ¼ от суммы налога за год.

В бюджет авансы по налогу на имущество перечисляются каждый квартал. Срок уплаты аванса устанавливается местными властями, но обычно он составляет 30 дней с момента окончания квартала.

Важно! В конце года в налоговую подается декларация, в которой содержится сумма налога по итогам отчетного периода. Окончательный расчет по налогу осуществляется следующим образом: сумма налога, указанная в декларации минус авансовые платежи.

Проводки по налогу на имущество при его начислении отражаются как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Такой метод отражения хозяйственных операций предусматривается ПБУ 10/99. Он подразумевает, что налоговое обязательство отражается в расходах по основным видам деятельности. Однако, существует и иное мнение, согласно которому затраты необходимо относить к прочим расходам и отражать на счете 91 (субсчет 91.2 «Прочие расходы»). Это следует из того, что законодательство не предусматривает конкретного источника, за счет которого компании обязаны уплачивать налог на имущество. Проводки в этом случае будут следующими:

Хозяйственная операция Д К
За отчетный/налоговый период начислен налог на имущество организаций 91.2 «Прочие расходы» 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет налог на имущество)
Перечислен налог на имущество в бюджет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (субсчет налог на имущество) 51 «Расчетный счет»

Важно! Организации самостоятельно принимают решение, каким именно способом они будут отражать начисление налога на имущества в своем учете. Свой выбор необходимо будет зафиксировать в учетной политике. Это позволит в будущем избежать возможных споров с налоговым органом.

Начислен налог на имущество в 2021 году

Вопрос: Наша компания имеет представительство, которое расположенное в другом городе. Это представительство не имеет своего баланса и его имущество учитывается на балансе головной компании. Кто в этом случае должен уплачивать налог на имущество, находящееся в распоряжении данного представительства?

Ответ: Если представительство не имеет своего отдельного баланса, то налог на имущество уплачивает головная компания.

Вопрос: В соответствии с условиями инвестиционного договора, одна компания компенсирует другой фирме сумму имущественного налога. В праве ли эта компания учесть данную компенсацию в составе расходов при расчете налога на прибыль?

Ответ: Нет, дело в том, что данная компания не является налогоплательщиком в этом случае, а просто компенсирует налоговые расходы другой фирмы. Поэтому она не может учесть сумму компенсации при расчете налога на прибыль.

Вопрос: По договору лизинга компания выкупила оборудование, которое было учтено на балансе. Нужно ли уплачивать по нему налог на имущество?

Ответ: Да, так как компания получила оборудование в собственность и отразила его на своем балансе, то и налог на имущество уплачивать она обязана.

Недвижимое имущество, отраженное на балансе как основное средство, если налоговая база по ней определяется как среднегодовая стоимость. Среди прочего (неочевидные случаи) обложения налогом:

  • недвижимость передана другим лицам во временное владение, пользование, распоряжение;
  • передана в доверительное управление (кроме ПИФ);
  • внесена в совместную деятельность;
  • получена по концессионному соглашению;
  • получена вами как управляющей компанией ПИФ.

Также налогом облагается недвижимость, которая находится в России и принадлежит организации на праве собственности, хозяйственного ведения, получена по концессионному соглашению, если налоговая база в её отношении определяется как кадастровая стоимость.

Декларацию сдавайте в следующем составе:

  • Титульный лист и раздел 1 — всегда, когда подаем декларацию;
  • Разделы 2 и 2.1 — если есть имущество, облагаемое налогом по среднегодовой стоимости;
  • Раздел 3 — если есть имущество, облагаемое налогом по кадастровой стоимости.
  • Раздел 4 — если на балансе головной организации или обособленных подразделений есть движимые основные средства с остаточной стоимостью больше нуля.

Мы рекомендуем заполнять декларацию в последовательности: Титульный лист → Раздел 3 → Раздел 2 → Раздел 2.1 → Раздел 1 → Раздел 4.

Если у вас есть объекты налогообложения, но итоговая сумма налога равна нулю, декларацию нужно сдать. В этом случае вы являетесь плательщиком налога и должны отчитаться, несмотря на то, что налог нулевой.

Такое бывает в двух случаях:

  1. Ваша недвижимость полностью самортизирована, её остаточная стоимость равна нулю. При этом она облагается налогом по среднегодовой стоимости.
  2. Вся ваша недвижимость освобождена от налога по федеральным или региональным льготам.

Когда у организации совсем нет недвижимости, признаваемой объектом налогообложения, она не является налогоплательщиком и не должна сдавать декларацию.

С 1 января 2021 года в силу вступили поправки к НК РФ, в соответствии с которыми в декларацию по налогу на имущество нужно включать сведения о движимом имуществе. Специально для этого ФНС добавила в форму декларации новый раздел 4 «Сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтённых на балансе организации в качестве объектов основных средств». Его надо заполнить уже в декларации за 2020 год, если у компании на балансе есть такие основные средства.

Среднегодовую стоимость имущества нужно указать по каждому региону. Здесь же отражается стоимость такого имущества, числящегося за обособленным подразделением, которое имеет отдельный баланс.

На данный момент четвертый раздел носит справочный характер, так как движимое имущество по-прежнему не является объектом налогообложения. Но есть вероятность, что в будущем их снова начнут облагать налогом, правда, Минфин обещает снизить ставки.

Дата публикации

Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

  • Вводится заявительный порядок предоставления льгот по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Реализуется возможность провести сверку с налоговым органом с учетом всех объектов, находящихся на учёте (Подробнее…)
  • Одна налоговая декларация по налогу на имущество организаций — по всем объектам в одну Инспекцию (Подробнее…)
  • Отменяются декларации по транспортному и земельному налогам для организаций (Подробнее…)
  • Устанавливаются единые сроки уплаты транспортного и земельного налогов для организаций — не позднее 1 марта (Подробнее…)
  • Вводится обязанность представлять сообщение о наличии у организации транспортных средств и (или) земельных участков, признаваемых объектами налогообложени (Подробнее…)

Как инспекторы будут по-новому администрировать имущественные налоги

В сентябре 2020 года ФНС России опубликовал приказ, которым вносятся изменения в форму, формат и порядок заполнения декларации по налогу на прибыль. Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.

Были внесены изменения:

  • В штрих-коды указываемые на титульном листе декларации;

  • для налогоплательщиков заключивших соглашение о защите и поощрении капиталовложений, а также для организаций резидентов территории опережающего социально-экономического развития в Листе 02 «Расчет налога» появились дополнительные поля для заполнения, Коды строк 352- 359;

  • Приложение № 2 к налоговой декларации будут заполнять только налогоплательщики заключившие соглашение о защите и поощрении капиталовложений. Сведения о доходах физического лица от операций с ценными бумагами в Приложении 2 больше указывать не нужно;

  • Приложение № 4 к Листу 02 «Расчет суммы убытка или части убытка, уменьшающего налоговую базу» и Приложение № 5 к Листу 02 «Расчет распределения авансовых платежей и налога на прибыль организаций в бюджет субъекта Российской Федерации организацией, имеющей обособленные подразделения» дополнены новыми кодами налогоплательщиков;

  • Приложение № 7 к Листу 01 «Расчет инвестиционного налогового вычета», Раздел А Приложения дополнен дополнительным полем с кодом 017 для расходов предусмотренных п.2 ст.286.1 «Инвестиционный налоговый вычет» НК РФ;

  • Раздел В дополнен новым полем с кодом 024 для расходов предусмотренных п.3 ст.286.1 НК РФ;

  • в Листе 04 «Расчет налога на прибыль организаций с доходов, исчисленного по ставкам, отличным от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации» добавлен код вида дохода: доходы полученные акционером (участником) организации (его правопреемником) при распределении имущества ликвидируемой организации (код 09);

  • в Листе 08 «Доходы и расходы налогоплательщика, осуществившего самостоятельную (симметричную, обратную) корректировку» изменен штрих-код;

  • в Приложении N 2 к налоговой декларации появился еще один вид корректировки: по результатам взаимосогласительной процедуры.

Федеральными законами от 09.11.2020 № 368-Ф и от 23.11.2020 № 374-ФЗ были внесены изменения в порядок применения инвестиционного налогового вычета.

С 1-го января 2021 года разрешено переносить на следующие налоговые периоды не только неиспользованный остаток инвестиционного налогового вычета в уменьшение платежей в бюджет субъекта РФ, но и расходы уменьшающие платежи в Федеральный бюджет.

Доходы от продажи основного средства, к части стоимости которого был применен инвестиционный налоговый вычет, можно уменьшить на остаточную стоимость ОС соответствующую части первоначальной стоимости, к которой не был применен вычет.

Если налогоплательщик понес расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение ОС, в отношении которого ранее был применен инвестиционный налоговый вычет и понесенные расходы произошли после окончания использования налогоплательщиком права на применение инвестиционного налогового вычета в отношении данного объекта, то по указанным расходам допускается начисление амортизации.

Также с 2021 года в полномочия субъектов РФ вошло право на утверждение возможности применения инвестиционного налогового вычета в данном субъекте в отношении НИОКР, его предельный размер, категорию налогоплательщиков, которым предоставляется такое право и виды разработок.

В октябре 2020 был опубликован Приказ Минтранса России от 11.09.2020 № 368

«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов», которым ведомство утвердило порядок заполнения и обязательные реквизиты документа.

Приказом в частности закреплено правило о заполнении путевого листа при любом использовании транспортного средства, вне зависимости от вида и особенностей перевозки. Кроме того появился новый реквизит – «сведения о перевозке», который включает в себя информацию о видах сообщения и видах перевозок.

Дополнительно, кроме модели транспортного средства, нужно будет указывать марку транспортного средства и прицепа.

Должностным лицом, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию ТС в путевом листе должны будут проставляться:

  • дата и время выпуска транспортного средства на линию;

  • дата и время возвращения ТС;

  • дата и время проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния ТС.

Данные заверяются подписью и инициалами ответственного лица и отметкой «выпуск на линию разрешен».

С 01.01.2021 вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 31.07.2020 № 265-ФЗ, согласно которым для российских организаций, осуществляющих деятельность:

  • в области информационных технологий;

  • по разработке и реализации разработанных ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора;

  • по оказанию услуг (выполнению работ) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);

  • по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ, базы данных;

  • по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной (радиоэлектронной) продукции.

Налоговая ставка устанавливается в следующем размере:

Федеральный бюджет – 3 %;

Бюджет субъектов РФ – 0%.

Указанные ставки применяются при одновременном соблюдении российскими организациями условий установленных в пунктах 1.15 и 1.16 ст.284 НК РФ.

При этом оплата ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль за 1 квартал 2021 года производится в размере ежемесячного авансового платежа
произведенного в 4 квартале 2020 года (Письмо Минфина России от 17.11.2020 № 03-03-06/1/99926).

К каким изменениям нужно быть готовым бухгалтеру в 2021 году

С 1-го января 2021 года в редакции ФЗ № 265-ФЗ изложен пп.26.п.2 ст.149 НК РФ, согласно которому не подлежит обложению НДС реализация на территории РФ исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, включенные в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

Таким образом, если программное обеспечение и базы данных не перечислены в указанном реестре, организация должна исчислять и уплачивать НДС с операций по передаче прав на них.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость.

Налоговая база по налогу на имущество — это его среднегодовая стоимость или кадастровая стоимость. Если база по объектам недвижимости не определяется как кадастровая стоимость, ее нужно считать по среднегодовой стоимости. База рассчитывается отдельно по каждому объекту.

В свою очередь среднегодовая стоимость = (суммарная остаточная стоимость имущества на 1-е число каждого месяца + остаточная стоимость на 31 декабря) / 13.

Пример расчета. ООО «Компас» на рынке услуг уже 8 лет. За это время Общество закупило различные основные средства, которые помогают осуществлять деятельность. Часть имущества еще амортизируется и считается налогооблагаемым. Помимо этого, компания 04.07.2020 закупила новое оборудование. В регионе применяется ставка 2,2 %. Бухгалтер, заполняя декларацию за прошедший год, использовал следующие данные:

По состоянию на: Остаточная стоимость, тыс. руб.
01.01.19 100
01.02.19 95
01.03.19 90
01.04.19 85
01.05.19 80
01.06.19 75
01.07.19 70
01.08.19 234
01.09.19 207
01.10.19 191
01.11.19 174
01.12.19 146
31.12.19 118

Рассчитаем среднегодовую стоимость: (100 + 95 + 90 + 85 + 80 + 75 +70 + 234 + 207 +191 + 174 + 146 + 118) / 13 х 1000 = 128 077 руб.

Налог к уплате за год = 128 077 х 2,2 % = 2 818 руб. (при условии, что организация не платит авансы).

Если в регионе установлены авансовые платежи, организациям нужно платить их трижды в год, а затем уменьшать налог к уплате за год на их суммы.

Допустим, что в предложенном примере помимо налога требуется вычислить сумму аванса за все отчетные периоды.

Средняя стоимость облагаемых объектов за I квартал = (100 + 95 + 90 + 85) / 4 х 1000 = 92 500 руб.

В числе существенных нововведений – отмена налоговых деклараций по земельному налогу и изменение сроков его уплаты.

1. Федеральный закон от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ.

Статья 398 НК РФ с 1 января 2021 г. утрачивает силу, освобождая налогоплательщиков от подачи налоговой декларации по земельному налогу. Соответственно, декларации за 2020 г. представлять не потребуется. С 1 января 2021 г. налоговые органы будут принимать декларации, в том числе уточненные, только за налоговые периоды, предшествующие 2020 г., а также уточненные декларации, если первоначально налоговые декларации были представлены в этом году в случае реорганизации организации1.

С нового года налоговые органы будут направлять организациям-налогоплательщикам сообщения об исчисленных суммах земельного налога. В случае неполучения такого сообщения налогоплательщик будет обязан передать в налоговый орган информацию о наличии каждого из принадлежащих ему земельных участков до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2.2 ст. 23 НК РФ).

2. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменены сроки уплаты земельного налога. Законодательные органы муниципальных образований больше не будут устанавливать эти сроки (п. 2 ст. 387 НК РФ). Налогоплательщики-организации должны будут уплачивать налог не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи по земельному налогу нужно будет уплачивать не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 1 ст. 397 НК РФ).
  • Изменен порядок рассмотрения уведомления о выбранном для получения налогового вычета земельном участке (п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Теперь такое уведомление рассматривается налоговым органом в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления этого срока еще на 30 дней).
  • Внесены изменения в п. 1.1 ст. 391 НК РФ относительно учета сведений об изменяемой кадастровой стоимости участков. Изменение кадастровой стоимости, произошедшее в течение налогового периода, более не будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах, за исключением случаев, при которых учет подобных изменений будет предусмотрен п. 1.1 ст. 391 НК РФ и законодательством РФ.
  • В случае когда кадастровая стоимость земельного участка будет изменена вследствие установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы по земельному налогу начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 НК РФ).

Все изменения по налогу на имущество с 2021 года: обзор

Законодатель обновил условия налогообложения при изменении кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода и уточнил особенности заполнения налоговой декларации.

1. Федеральный закон от 23 ноября 2020 г. № 374-ФЗ.

  • Изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения в течение налогового периода будет учитываться при определении налоговой базы в текущем и предыдущих налоговых периодах только в случае, если это будет прямо предусмотрено п. 15 ст. 378.2 НК РФ и законодательством РФ, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки.
  • Если кадастровая стоимость объекта налогообложения будет изменена по причине установления его рыночной стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, будут учитываться при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 15 ст. 378.2 НК РФ).
  • В налоговой декларации должны быть отражены сведения о среднегодовой стоимости объектов движимого имущества, учтенных на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (п. 1 ст. 386 НК РФ).
  • Согласно п. 1.1 ст. 386 НК РФ налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении таких объектов в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ. Это уведомление подлежит рассмотрению в течение 30 дней со дня его получения (с правом продления данного срока еще на 30 дней). При наличии оснований, препятствующих применению предусмотренного п. 1.1 ст. 386 НК РФ порядка представления налоговой декларации, налоговый орган должен будет сообщить об этом налогоплательщику.

На фоне нововведений, коснувшихся земельного и транспортного налогов, изменения в части налога на имущество организаций выглядят скромно. В то же время тенденции в судебной практике показывают, что именно этот налог чаще становится причиной споров.

Подавляющее большинство споров по налогу на имущество организаций по-прежнему сконцентрировано вокруг утративших силу еще 1 января 2019 г. положений п. 25 ст. 381 НК РФ. Они предусматривали освобождение от налога для движимого имущества, принятого с 1 января 2013 г. на учет в качестве объектов основных средств. После упразднения этой нормы движимое имущество и вовсе было исключено из перечня облагаемых налогом объектов, однако это не поспособствовало решению вопроса о том, как отграничить для целей налогообложения движимое имущество от недвижимого.

Теоретически серьезных проблем при таком разграничении возникать не должно. Разумному налогоплательщику следовало бы напрямую обратиться к ст. 130 ГК РФ, руководствуясь положениями п. 1 ст. 11 НК РФ о том, что институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства, используемые в НК РФ, должны применяться в том значении, в каком они используются в этих отраслях. В ст. 130 ГК РФ установлено следующее: к недвижимым вещам относится все, что прочно связано с землей, т.е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, «вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств… либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей»2. Учитывая это, можно заключить, что при квалификации вещи в качестве движимой или недвижимой ключевыми будут следующие факторы: 1) недвижимая вещь имеет прочную связь с землей; 2) наличие у недвижимой вещи прочной связи с землей исключает возможность ее перемещения без причинения несоразмерного ущерба ее назначению. В остальных случаях (за исключением тех, когда вещь в силу прямого указания закона является недвижимой) вещь является движимой.

Налогоплательщикам остается посоветовать лишь одно: внимательно отнеситесь ко всем объектам организации, принятым на учет в качестве движимого имущества. Необходимо учитывать, что анкерное крепление или возможность сборки/разборки вещи не являются гарантией ее движимого характера. Оцените, насколько автономным является каждый принятый на учет объект, насколько сильно он задействован в глобальных технологических процессах предприятия, в каких местах и как он крепится к другому оборудованию или объекту, какие объекты он соединяет – движимые или недвижимые.

Во избежание ошибок при квалификации имущества в качестве движимого/недвижимого производственным компаниям может быть рекомендовано на основе полномасштабного анализа судебной практики разработать для своих сотрудников методические рекомендации по такой квалификации. Нужно будет подробно описать правила и руководящие принципы, которые следует использовать персоналу при квалификации вновь приобретаемого объекта основных средств и постановке его на бухгалтерский учет. Такие меры помогут нивелировать часть претензий налоговых органов в отношении объектов основных средств, по которым налог на имущество исчислять и уплачивать не планируется.


1 Письмо ФНС России от 31 октября 2019 г. № БС-4-21/[email protected] «Об отмене с 01.01.2021 обязанности представления налоговых деклараций по транспортному налогу и земельному налогу».

2 Пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ».

Полный перечень такой недвижимости приведен в ; жилой недвижимостью, которая не учитывается на балансе по данным бухгалтерского учета в качестве основного средства.

Организации на ЕСХН уплачивают налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями ().

Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от налоговой базы (): Налоговая база Отчетные периоды Налог рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества I квартал, полугодие, 9 месяцев Налог рассчитывается

Имущественные налоги организаций: в НК РФ внесены важные поправки на 2021 год

Рассмотрим, каковы окончательные итоги вопроса об обложении налогом имущества, являющегося движимым. 30 янв 2021 Налогообложение движимого имущества в последние годы происходило по особым правилам.

В 2021 году этот порядок изменился. Рассмотрим суть этих изменений. 29 янв 2021 Налог на имущество — КБК 2021 годов — изменились они или нет?

Этот вопрос важен, поскольку с 2021 года порядок определения КБК регулируется новым НПА Минфина ― приказом от 08.06.2018 № 132н (вместо приказа от 01.07.2013 № 65н). В статье мы ответим на этот вопрос, а также расскажем, для чего нужны КБК и как они отличаются для разных ситуаций. 15 янв 2021 Начислен налог на имущество — проводка в бухучете по этой операции может быть разной в зависимости от того, как расцениваются такие расходы по принятой налогоплательщиком учетной политике.

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/[email protected]). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0 % при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 года для IT-компаний снижается налог на прибыль организаций (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).

В соответствии с законом IT-компании смогут уплачивать налог на прибыль только в федеральный бюджет по ставке 3 % при соблюдении ряда жестких условий. В целях применения указанной льготы доля доходов от IT- услуг должна составлять не менее 90 % от всех доходов организации, а в ее штате должно работать не менее 7 человек. Ожидаются разъяснения и уточнения по применению Закона № 265-ФЗ.

Имущественные налоги: нововведения 2021 года

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10 % стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30 %.

С января 2021 года расширяется перечень сведений, вносимых в налоговую декларацию по налогу на имущество организаций (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). По новым правилам в налоговую декларацию должны будут включаться сведения о среднегодовой стоимости не только недвижимости, но и объектов движимого имущества.

Речь идет о движимом имуществе, учтенном на балансе организации в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета. При этом облагаться налогом движимое имущество организаций по-прежнему не будет.

Для организаций с 01.01.2021 меняются сроки уплаты земельного налога и авансовых платежей по данному налогу (п. 68 ст. 2 Закона № 325-ФЗ).

С нового года земельный налог подлежит уплате организациями в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По аналогии с транспортным налогом авансовые платежи по земельному налогу также станут уплачиваться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Налогообложение имущества осуществляется исходя из его конкретно взятой стоимости.

Выделят четыре группы налогооблагаемого имущества, при этом у каждой свои правила расчета налога:

  1. Базой налогообложения является остаточная стоимость имущественного объекта, поскольку основные средства подвергаются амортизации;
  2. Недвижимое имущество, облагаемое по его кадастровой стоимости;
  3. Движимое имущество, которое поставлено на учет до 01 января 2013 года (мебель, автомобиль, оборудование). Облагается по тем же ставкам, что и недвижимое имущество;
  4. Движимое имущество, которое было введено в эксплуатацию после 01.01.2013 года.

Обратите внимание, на законодательном уровне нет четких рекомендаций относительно бухгалтерского отображения и начисления налога на имущество. Данный сегмент учета чаще всего регламентируется учетной политикой самого предприятия.

Бухгалтерский учет имущественных налоговых обязательств может отображаться на нескольких счетах – 20 или 23, или 25, или 26, или 44, то есть на тех, которые имеют прямую взаимосвязь с различными группами расходов:

  • Основное производство;
  • Общехозяйственные расходы;
  • Затраты на сбыт и т.д.

Также для отображения налога на имущество можно использовать счет 91.2 Прочие расходы, что позволяет значительно упростить процедуру учета в случаях, если были выявлены ошибки или проведены перерасчеты.

Налог на имущество, как правило, начисляется и уплачивается авансовыми платежами – ежеквартально, что находит свое отображение на соответствующих расходных счетах предприятия на дату их начисления. По окончанию отчетного периода при необходимости осуществляется корректировка налога на имущество с последующим уменьшением или увеличением прибыли предприятия.

Проводки по налогу на имущество организаций в 2021 году

Счет Дт Счет Кт Сумма проводки, руб. Описание проводки
Начисление налога на недвижимое имущество
91-2 68/ налог на имущ. 21 600,00 Начисление налога на имущество с одновременным списанием их на прочие расходы
20 (23,25,26) 68/ налог на имущ. 20 411,00 Начисление налога на имущества, что включено в затраты по обычному виду деятельности предприятия
44 68/ налог на имущ. 55 458,00 Начисление налога на имущества, что включено в затраты по продажам
68/ налог на имущ. 51 21 600,00 Перечисление налога на имущество
68/ налог на имущ. 91-2 7 590,00 Сторнирование надмерно уплаченного налога на имущество
99 68/прибыль 849,00 Увеличение сумма налога прибыль, что связано с повышением прибыльности на сумму занижения налога на имущество
Бухгалтерский учет движимого имущества, приобретенного до 01.01.2013 года
08-1 60 (67) 570 000,00 Приобретено оборудование по разливу молока
08-1 07 58 000,00 Монтаж купленного оборудования
01-2 08-1 628 000,00 Оборудование введено в эксплуатацию. Именно с этого момента идет начисление налога на имущество

Обратите внимание, что своевременность и полнота оплаты налога на имущество контролируются фискальными органами. Мера ответственности плательщика за нарушения учета налога на имущество:

  1. Если сумма налога отображается несвоевременно и с нарушением правил бухгалтерского учета в течение одного отчетного периода, то сумма штрафа составляет – 10 000 руб.;
  2. Если данное нарушения превышает несколько налоговых периодов, то сумма штрафа увеличивается до 30 000 руб.;
  3. Если сумма налога на имущество была занижена, то предусмотрен минимальный штраф в размере 40 000 руб. или 20% от суммы не уплаченного налога.

Налог на имущество юридических лиц может претерпеть изменения на протяжении года, но пока известны только некоторые из них. Они уже отражены в официальных документах:

  1. Отмена деклараций (по транспортному и земельному налогам) и замена их сообщениями налоговой инспекции о начисленной сумме (она рассчитывается по количеству и характеру объектов).
  2. Срок оплаты установлен единый – транспортный и земельный налоги для юридических лиц вносятся не позднее 1 марта 2022 года (или 1 марта, которое наступает за любым истекшим налоговым периодом).
  3. Уплата двух форм налогообложения производится на основании сообщения отделения ФНС. Расчет суммы происходит на основании поданного перечня с документами о регистрации. Предоставленные данные могут проверяться и уточняться.

Авансовые платежи, как и ранее, должны быть сделаны не позднее последнего числа первого месяца, который наступил за истекшим периодом.

Налоговая служба Российской Федерации продолжает работать над упрощением ведения документации по налогам:

  1. Возможность получения льгот в заявительном порядке.
  2. Можно представить все документы в один налоговый орган.
  3. Отмена деклараций и введение сообщений о начисленной сумме.
  4. Расширенный формат подачи документов в электронном виде и получение данных о налогоплательщике в рамках взаимодействия между системами.

1) За 2020 год не надо будет в 2021 году подавать декларации о земельном налоге. Кроме того, налоговые органы сами теперь должны информировать о налогах за прошедший период.

2) Введен заявительный порядок предоставления документов о налоговой льготе. То есть, если раньше сведения о наличии льготы указывались в декларации, теперь о них надо сообщать отдельно, для этого заполнить заявление о налоговой льготе по установленному образцу (по форме, утвержденной ФНС России).

3) Внесено уточнение в налоговый кодекс, о том, что пониженная налоговая ставка (не более 0,3%) устанавливается в отношении садовых и огородных земельных участков, не используемых в предпринимательской деятельности.


Похожие записи: