Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ст 54 жк рф с комментариями 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
1. Перечень оснований для отказа в принятии граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, содержащийся в комментируемой статье, является исчерпывающим. Он не может быть дополнен (и (или) изменен) ни иными федеральными законами, ни иными актами федеральных органов государственной власти либо субъектов Федерации и уж тем более актами органов местного самоуправления. Правда, если речь идет не о малоимущих гражданах, а об «иных определенных федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориях граждан» (см. ч. 3 ст. 49 ЖК и комментарий к ней), то, по-видимому, другие основания для отказа в принятии таких граждан на учет могут устанавливаться федеральным законом или законом субъекта Федерации.
2. В ч. 4 ст. 52 ЖК РФ не содержится указание на то, какие именно документы должны прилагаться к заявлению о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях <1>. Да и невозможно дать в законе такой перечень, пригодный для всех случаев. Поэтому орган местного самоуправления в каждом конкретном случае должен решать, подтверждают ли прилагаемые к заявлению документы право состоять на учете.
———————————
<1> В упоминавшихся Методических рекомендациях Минрегиона России (см. п. 8 комментария к ст. 52 ЖК) названы, в частности, документы, подтверждающие состав семьи (свидетельство о рождении, свидетельство о заключении брака и т.п.), необходимые для признания гражданина малоимущим, подтверждающие право быть признанным нуждающимся, и др.
3. О сроке, упоминаемом в п. 3 ч. 1 комментируемой статьи, см. п. 2 комментария к ст. 53 ЖК РФ.
4. Отказ в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях должен быть мотивирован с указанием нарушений, допущенных заявителем. В том числе должны быть названы факты, препятствующие принятию на учет, нормы права, которые оказались бы нарушенными в случае принятия на учет, и т.п. Подобное правило содержалось в ранее действовавшем законодательстве. Оно обоснованно воспроизведено в ЖК РФ. Соответствующие требования сформулированы для того, чтобы в случае несогласия с отказом в принятии на учет гражданин, обращаясь в суд, мог аргументировать свою позицию.
5. В соответствии с общей тенденцией устанавливать в том числе и процедурные (инструктивные) нормы в ЖК РФ (ч. 3 комментируемой статьи) установлен срок, в течение которого гражданин извещается об отказе в принятии на учет, — три рабочих дня.
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно:
не представлены необходимые документы (см. комментарий к ст. 52);
представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете;
не истек предусмотренный ст. 53 ЖК срок (т.е. 5 лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий).
Решение об отказе должно быть мотивировано ссылкой на один из предусмотренных комментируемой статьей случаев.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
2. Поскольку перечень случаев отказа в постановке на учет является закрытым, это исключает возможность произвольного лишения граждан права получить жилье по договору социального найма.
Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. № 468-ФЗ “О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации” переносит обязанность указывать идентификаторы гражданина-должника при составлении исковых заявлений и заявлений о вынесении судебного приказа до 2022 года (ст. 4).
Идентификаторы не потребуются лицам, которые управляют домами, региональным операторам (по обращению с ТКО и Фондам капремонта), ресурсоснабжающим организациям.
Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
- Статья 49 — Предоставление жилого помещения по договору социального найма
- Статья 50 — Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
- Статья 51 — Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
- Статья 52 — Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 53 — Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
- Статья 54 — Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 55 — Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 56 — Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 57 — Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
- Статья 58 — Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
- Статья 59 — Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.1 — Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.10 — Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.11 — Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.12 — Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.2 — Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
- Статья 91.3 — Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.4 — Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.5 — Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.6 — Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.7 — Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.8 — Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Статья 91.9 — Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
- Статья 91.13 — Учет граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
- Статья 91.14 — Учет наймодателем заявлений граждан о предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
- Статья 91.15 — Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
- Статья 91.16 — Наемный дом
- Статья 91.17 — Установление и изменение цели использования здания в качестве наемного дома, прекращение использования здания в качестве наемного дома
- Статья 91.18 — Учет наемных домов социального использования
- Статья 91.19 — Государственная, муниципальная и (или) иная поддержка для создания, эксплуатации наемного дома социального использования
- Статья 91.20 — Управление наемным домом
Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
- Статья 92 — Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
- Статья 93 — Назначение служебных жилых помещений
- Статья 94 — Назначение жилых помещений в общежитиях
- Статья 95 — Назначение жилых помещений маневренного фонда
- Статья 96 — Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения
- Статья 97 — Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
- Статья 98 — Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
- Статья 98.1 — Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
- Статья 99 — Основания предоставления специализированных жилых помещений
- Статья 100 — Договор найма специализированного жилого помещения
- Статья 101 — Расторжение договора найма специализированного жилого помещения
- Статья 102 — Прекращение договора найма специализированного жилого помещения
- Статья 103 — Выселение граждан из специализированных жилых помещений
- Статья 104 — Предоставление служебных жилых помещений
- Статья 105 — Предоставление жилых помещений в общежитиях
- Статья 106 — Предоставление жилых помещений маневренного фонда
- Статья 107 — Предоставление жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения
- Статья 108 — Предоставление жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
- Статья 109 — Предоставление жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
- Статья 109.1 — Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
- Статья 110 — Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
- Статья 111 — Право на вступление в жилищные кооперативы
- Статья 112 — Организация жилищного кооператива
- Статья 113 — Устав жилищного кооператива
- Статья 114 — Государственная регистрация жилищного кооператива
- Статья 115 — Органы управления жилищного кооператива
- Статья 116 — Управление в жилищном кооперативе
- Статья 116.1 — Требования к должностным лицам жилищного кооператива
- Статья 117 — Общее собрание членов жилищного кооператива
- Статья 118 — Правление жилищного кооператива
- Статья 119 — Председатель правления жилищного кооператива
- Статья 120 — Ревизионная комиссия (ревизор) жилищного кооператива
- Статья 121 — Прием в члены жилищного кооператива
- Статья 122 — Реорганизация жилищного кооператива
- Статья 123 — Ликвидация жилищного кооператива
Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
- Статья 124 — Предоставление жилого помещения в домах жилищного кооператива
- Статья 125 — Право на пай члена жилищного кооператива
- Статья 126 — Временные жильцы в жилом помещении в доме жилищного кооператива
- Статья 127 — Раздел жилого помещения в доме жилищного кооператива
- Статья 128 — Сдача внаем жилого помещения в доме жилищного кооператива
- Статья 129 — Право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме члена жилищного кооператива
- Статья 130 — Прекращение членства в жилищном кооперативе
- Статья 131 — Преимущественное право вступления в члены жилищного кооператива в случае наследования пая
- Статья 132 — Возврат паевого взноса члену жилищного кооператива, исключенному из жилищного кооператива
- Статья 133 — Выселение бывшего члена жилищного кооператива
- Статья 134 — Обеспечение членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома
Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
- Статья 135 — Товарищество собственников жилья
- Статья 136 — Создание и государственная регистрация товарищества собственников жилья
- Статья 137 — Права товарищества собственников жилья
- Статья 138 — Обязанности товарищества собственников жилья
- Статья 139 — Утратила силу
- Статья 140 — Реорганизация товарищества собственников жилья
- Статья 141 — Ликвидация товарищества собственников жилья
- Статья 142 — Объединение товариществ собственников жилья
Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
- Статья 143 — Членство в товариществе собственников жилья
- Статья 143.1 — Права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме
- Статья 144 — Органы управления товарищества собственников жилья
- Статья 145 — Общее собрание членов товарищества собственников жилья
- Статья 146 — Порядок организации и проведения общего собрания членов товарищества собственников жилья
- Статья 147 — Правление товарищества собственников жилья
- Статья 148 — Обязанности правления товарищества собственников жилья
- Статья 149 — Председатель правления товарищества собственников жилья
- Статья 150 — Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества собственников жилья
- Статья 151 — Средства и имущество товарищества собственников жилья
- Статья 152 — Хозяйственная деятельность товарищества собственников жилья
Жилищный кодекс РФ
1 ЖК РФ статья: 1 — 14
2 ЖК РФ статья: 15 — 21
3 ЖК РФ статья: 22 — 24
4 ЖК РФ статья: 25 — 29
5 ЖК РФ статья: 30 — 35
6 ЖК РФ статья: 36 — 48
7 ЖК РФ статья: 49 — 59
8 ЖК РФ статья: 60 — 91
8.1 ЖК РФ статья: 91.1 — 91.12
8.2 ЖК РФ статья: 91.13 — 91.15
III.2 ЖК РФ статья: 91.16 — 91.20
9 ЖК РФ статья: 92 — 98.1
10 ЖК РФ статья: 99 — 109.1
11 ЖК РФ статья: 110 — 123.2
12 ЖК РФ статья: 124 — 134
13 ЖК РФ статья: 135 — 142
14 ЖК РФ статья: 143 — 152
VII ЖК РФ статья: 153 — 160
VIII ЖК РФ статья: 161 — 165
15 ЖК РФ статья: 166 — 174
16 ЖК РФ статья: 175 — 177
17 ЖК РФ статья: 178 — 188
18 ЖК РФ статья: 189 — 191
19 ЖК РФ статья: 192 — 202
СКАЧАТЬ ЖК РФ 2021
АПК РФ
Бюджетный кодекс РФ
Водный кодекс РФ
Воздушный кодекс РФ
Градостроительный кодекс РФ
Гражданский кодекс РФ
ГПК РФ
Жилищный кодекс РФ
Земельный кодекс РФ
КоАП РФ
Лесной кодекс РФ
Налоговый кодекс РФ
Семейный кодекс РФ
Таможенный кодекс ЕАЭС
Трудовой кодекс РФ
Уголовный кодекс РФ
Конституция РФ
44-ФЗ
Об ипотеке
О приватизации
Жилищный кодекс Российской Федерации
Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
Статья 49. Предоставление жилого помещения по договору социального найма
Статья 50. Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения
Статья 51. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма
Статья 52. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 53. Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий
Статья 54. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 55. Сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 56. Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Статья 58. Учет законных интересов граждан при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма
Статья 59. Предоставление освободившихся жилых помещений в коммунальной квартире
Глава 8. Социальный наем жилого помещения
Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.1. Договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.2. Наймодатель по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Статья 91.3. Наниматель по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.4. Пользование жилым помещением по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.5. Предмет договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.6. Срок договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.7. Права и обязанности сторон договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.8. Права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.9. Право нанимателя на заключение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования на новый срок
Статья 91.10. Расторжение и прекращение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.11. Сохранение договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования при переходе прав на жилое помещение, изменении наймодателя по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Статья 91.12. Выселение граждан из жилого помещения, предоставленного по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования
Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
Статья 92. Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда
Статья 93. Назначение служебных жилых помещений
Статья 94. Назначение жилых помещений в общежитиях
Статья 95. Назначение жилых помещений маневренного фонда
Статья 96. Назначение жилых помещений в домах системы социального обслуживания граждан
Статья 97. Назначение жилых помещений фондов для временного поселения вынужденных переселенцев и лиц, признанных беженцами
Статья 98. Назначение жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан
Статья 98.1. Назначение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
1. Жилище неприкосновенно.
2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.
4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.
1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
Судебная практика по ст. 54 жк рф
Помимо обязанностей управляющая компания наделяется правами, на основании которых осуществляется качественное исполнение обязательств по управлению МКД:
- заключать с ресурсоснабжающими организациями договора на поставку необходимых ресурсов от имени собственников помещений (в соответствии с правами, предоставленными в рамках договора на управление домом);
- требовать от собственников помещений своевременной и полной оплаты потребленных ресурсов, а также оказанных услуг;
- проверять корректность передаваемых сведений по индивидуальным приборам учета с периодичностью раз в полгода;
- получать доступ в жилое помещение для проведения плановых по осмотру и проверке коммуникаций, ремонтных работ с обязательным предварительным оповещением жильцов;
- для проведения срочных ремонтов воспользоваться средствами, находящимися в резерве для этих целей;
- ограничивать потребителей в жилищно-коммунальных услугах в соответствии с законодательством;
- взыскивать убытки, возникшие по вине исполнителей работ или самих жильцов.
Рассматривая контроль в области управления многоквартирным домом, необходимо отметить его разновидности в зависимости от субъекта. Это деятельность со стороны самих собственников; аудиторов, которые по найму привлекаются жильцами; уполномоченными органами государственной власти.
Контроль собственниками
Заключая договор, обе стороны признают равные права и обязанности друг друга. Условие взаимного договора выступает существенным условием соглашения, а значит заслуживает отдельного внимания.
Собственники имеют право отслеживать деятельность обслуживающей организации, равно как и последняя может контролировать процесс уплаты взносов, платежей. Главной формой контроля является обязанность организации ежегодно в первом квартале предоставлять жильцам дома отчет о выполнении условий соглашения за прошедший год.
Доступ к данному отчету совершенно открытый, в нем отражены основные показатели финансовой, хозяйственной деятельности предприятия, спектр услуг, работ, которые были произведены, их стоимость.
Не менее важной формой контролирующей деятельности выступают обязательные собрания жильцов дома. За управляющей организацией закрепляется требование присутствовать представителю на таких мероприятиях.
В ходе чего собственники лично могут задать интересующие их вопросы, представить на обсуждение проблемные моменты, пожелания и узнать о дальнейших планах, сметах фирмы. Контакт гражданина с организацией не ограничивается одним разом в год, при желании первый может направить обращение почтой или явиться лично с нерешенной проблемой.
Контроль со стороны уполномоченных органов власти
Перечень полномочий и обязанностей управляющей компании ограничен договором на управление МКД. Жильцы вправе прописать дополнительные пункты, где упомянуть все моменты для обеспечения своего комфорта. Если же они не прописаны, то стандартный договор не содержит обязанность УК:
- по обустройству газонов и клумб, обрезке деревьев и украшению придомовой территории;
- по проведению ремонтных работ во внеочередном порядке, когда в них нет потребности;
- по установке систем видеонаблюдения на придомовой территории и в местах общего пользования МКД;
- по обеспечению охраны парковки и услуг консьержа;
- по ремонту и обслуживанию домофона.
Управляющая компания обязана нести ответственность за надлежащее исполнение своих функций в соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ. Если же имеются основания для определения действий УК, как невыполнение условий договора управления домом, то собственники квартир вправе обратиться с жалобой:
- в надзорные органы: государственного, муниципального или общественного жилищного надзора. В жалобе необходимо изложить суть обращения, а также записать свои контактные данные (ФИО, почтовый адрес, телефон). Если имеются подтверждающие материалы, то их приобщают — образец жалобы.
- в Роспотребнадзор. Обычная процедура заключается в передаче претензии сначала в управляющую компанию. При неудовлетворительном ответе составляется жалоба в Роспотребнадзор. Это может быть обычное письменное обращение или заполнение электронной формы на сайте ведомства.
На рассмотрение поступившего обращения надзорному органу отводится 30 дней. В течение этого срока может быть назначена проверка с целью уточнения обстоятельств дела. По итогам проверки принимается решение об устранении нарушений и привлечении виновных лиц к административной ответственности.
- в прокуратуру, если в результате ненадлежащего исполнения УК своих полномочий были нарушены права граждан или требования законодательства. При многократных случаях административных наказаний, наложенных на УК судом, такая компания будет лишена права управлять домом — образец жалобы.
- серьезные нарушения со стороны управляющей компании могут стать причиной искового заявления жильцов в суд. Они вправе просить суд принудить УК к устранению недостатков по обслуживанию дома и возмещению ущерба, возникшего в результате ненадлежащего исполнения обязанностей.
Процесс расторжения договора возможен в том случае, если цели и задачи, возложенные на управляющую компанию, не были достигнуты. Процесс расторжения или изменения условий договора регламентируется нормами гражданского права.
Наиболее удобный способ совершения данных процедур – обоюдное согласование условий соглашения собственниками и фирмой. Однако, в большинстве случаев мирное разрешение дела невозможно, приходится расторгать документ в другом порядке. В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, сделать это можно в случае существенного нарушения условий одной из сторон.
Что такое существенное нарушение договора?
Это бездействие и несоблюдение компанией тех условий, которые были заявлены в договоре как основные. Их отсутствие повлекло бы недействительность сделки и признание ее ничтожной.
Таковыми условиями являются регулярные задержки в предоставлении необходимых услуг, работ, связанных с управлением домом; неудовлетворительное исполнение организацией своих обязанностей; непредставление фирмой ежегодного отчета перед жильцами; сокрытие или подделка документов финансовой отчетности; причинение имущественного вреда собственникам.
Порядок изменения/расторжения соглашения
Одностороннее (по инициативе одной стороны) расторжение договора возможно только через суд при наличии существенного нарушения. Для этого, в первую очередь необходимо организовать собрание жильцов, на котором поставить вопрос о расторжении соглашения.
Путем открытого голосования принять решение выбирать либо новую фирму, либо иной способ управления домом. Затем нужно установить, какое именно нарушение было допущено второй стороной, собрать необходимые документы (доказательства), подтверждающие этот факт.
Собственники пишут исковое заявление, подписывают его, прикладывают собранные доказательства и направляют в суд. Назначается судебное заседание, на котором судья принимает решение, имеющее законную силу. На основании него договор может быть расторгнут.
Наверняка Вам интересно, может ли соглашение быть расторгнутым по инициативе второй стороны – организации. В законе указано, что фирма, осуществляющая процесс управления домом не может в одностороннем порядке расторгнуть договор. Однако есть некоторые исключения:
- Кардинально изменились условия, которые имели место при заключении соглашения.
- Собственники регулярно нарушают условия договора, принося имущественный ущерб компании, лишая ее прибыли.
- По истечении срока действия договора.
В том случае, если стороны приняли решение изменить некоторые условия договора, необходимо обоюдно решить, что именно будет подвергнуто изменениям, о чем составить письменное соглашение.
Оно подписывается двумя сторонами, если есть подпись только одной, документ не имеет значимости и не влечет юридических последствий. В некоторых случаях субъекты соглашения принимают решение расторгнут старый договор и заключить новый с обновленными условиями, что также допускается законом.
Управление многоквартирным домом – достаточно трудоемкий процесс, в котором тяжело разобраться самостоятельно, именно для этого привлекаются управляющие компании. Рекомендуем Вам внимательно прочитывать условия договора, особенно те, что касаются процесса оплаты услуг.
При необходимости Вы можете привлекать опытного юриста, который не только поможет составить документ, но и отразит в нем Ваши интересы. Помните, что правильно выбранная организация и грамотное соглашение с ней – залог спокойной, благоприятной и стабильной жизни в достойных условиях.
Законодательная база Российской Федерации
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Основные положения. жилищное законодательство
- Глава 2. Объекты жилищных прав. жилищный фонд
- Глава 3. Перевод жилого помещения в нежилое помещение и нежилого помещения в жилое помещение
- Глава 4. Переустройство и перепланировка помещения в многоквартирном доме
- Раздел II. Право собственности и другие вещные права на жилые помещения
- Глава 5. Права и обязанности собственника жилого помещения и иных проживающих в принадлежащем ему помещении граждан
- Глава 6. Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме. общее собрание таких собственников
- Раздел III. Жилые помещения, предоставляемые по договорам социального найма
- Глава 7. Основания и порядок предоставления жилого помещения по договору социального найма
- Глава 8. Социальный наем жилого помещения
- Раздел III.1. Жилые помещения, предоставляемые по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
- Глава 8.1. Наем жилого помещения жилищного фонда социального использования
- Глава 8.2. Предоставление жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования
- Раздел III.2. Наемные дома
- Раздел IV. Специализированный жилищный фонд
- Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда
- Глава 10. Предоставление специализированных жилых помещений и пользование ими
- Раздел V. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы
- Глава 11. Организация и деятельность жилищных и жилищно-строительных кооперативов
- Глава 12. Правовое положение членов жилищных кооперативов
- Раздел VI. Товарищество собственников жилья
- Глава 13. Создание и деятельность товарищества собственников жилья
- Глава 14. Правовое положение членов товарищества собственников жилья
- Раздел VII. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги
- Раздел VIII. Управление многоквартирными домами
- Раздел IX. Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
- Глава 15. Общие положения о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирных домах и порядке его финансирования
- Глава 16. Формирование фонда капитального ремонта на специальном счете
- Глава 17. Формирование фондов капитального ремонта региональным оператором. деятельность регионального оператора по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
- Глава 18. Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме
- Раздел X. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
- Глава 19. Лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами
1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.
5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:
(в ред. Федерального закона от 18.10.2007 N 230-ФЗ)
1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;
2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;
3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
4) стимулируют жилищное строительство;
5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;
5.1) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах;
(п. 5.1 введен Федеральным законом от 01.12.2014 N 419-ФЗ)
6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
6.1) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ)
7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль;
(п. 8 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ, в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ)
9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)
1. Жилище неприкосновенно.
2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.
4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.
2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.
3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
1. Часть 1 комментируемой статьи содержит закрытый перечень случаев, когда гражданам может быть отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а именно:
не представлены необходимые документы (см. комментарий к ст. 52);
представлены документы, которые не подтверждают право состоять на учете;
не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок (т.е. 5 лет с момента намеренного ухудшения жилищных условий).
Решение об отказе должно быть мотивировано ссылкой на один из предусмотренных комментируемой статьей случаев.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке.
2. Поскольку перечень случаев отказа в постановке на учет является закрытым, это исключает возможность произвольного лишения граждан права получить жилье по договору социального найма.
- Решение Верховного суда: Определение N 211-КГ14-27, Судебная коллегия по делам военнослужащих, кассация Отсутствие в решении жилищной комиссии ссылки на ст. 54 ЖК РФ как указывается в жалобе, не может являться основанием для отмены правильного по существу решения жилищного органа…
- Решение Верховного суда: Определение N 24-КГ16-24, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях…
- Решение Верховного суда: Определение N 5-Г09-22, Судебная коллегия по гражданским делам, кассация Таким образом, оспаривая норма в части, предусматривающей направление заявителю документа, подтверждающего принятие такого решения, противоречит ч.З ст. 54 ЖК РФ, поскольку допускает нарушение прав на получение решения по результатам рассмотрения заявления в установленные федеральным законом сроки, что в свою очередь нарушает право на обжалование названного решения…
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
Все данные будут переданы по защищенному каналу.
1. Размер доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире определяется исходя из того, что указанная доля пропорциональна размеру общей площади принадлежащей собственнику комнаты в данной квартире. При этом в общую площадь комнаты, принадлежащей собственнику, не включается площадь балконов, лоджий, веранд и террас (см. ч. 5 ст. 15 Кодекса).
Если в коммунальной квартире собственнику принадлежат две (или более) комнаты, то следует полагать, что это обстоятельство само по себе не должно учитываться при определении размера его доли в праве общей собственности, так как решающее значение в этом случае имеет не количество жилых комнат, а их общая площадь.
Таким образом, доли участников общей собственности в коммунальной квартире не являются равными. Поэтому в данном случае применяются правила гражданского законодательства о долевой, а не о совместной собственности. В связи с этим целесообразно иметь в виду, что доля участника долевой собственности может быть увеличена по правилам первого абзаца п. 3 ст. 245 ГК РФ, если этот участник осуществил за свой счет неотделимые улучшения общего имущества.
2. Собственнику комнаты в коммунальной квартире, помимо права на долю в праве собственности на общее имущество в этой квартире, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме. Она пропорциональна сумме: а) размера общей площади указанной комнаты и б) определенного в соответствии с долей данного собственника в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире размера площади помещений, составляющих общее имущество в данной квартире.
3. В соответствии с принципом, заложенным в основу ч. 2 ст. 37 Кодекса, в ч. 3 ст. 42 содержится императивное правило о следовании доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире собственника комнаты судьбе права собственности на комнату, принадлежащую этому собственнику. В случае, когда собственник комнаты в коммунальной квартире отчуждает свою комнату иному лицу (продает, дарит, меняет и т.п.), к новому собственнику (приобретателю) переходит не только право собственности на указанную комнату, но и право собственности на принадлежавшую прежнему собственнику долю в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире.
4. В случаях, когда право собственности на комнату в коммунальной квартире переходит к другому лицу на основании сделки или в порядке наследования, доля в праве общей собственности на общее имущество в данной квартире в неизменном виде переходит к новому собственнику.
5. Императивные нормы ч. 5 ст. 42 Кодекса запрещают собственнику комнаты в коммунальной квартире совершать действия, нарушающие принцип следования доли в праве общей собственности собственника комнаты в коммунальной квартире судьбе права собственности на указанную комнату (см. ч. 3 ст. 42 Кодекса). См. также комментарий к ст. 38 Кодекса.
6. Право преимущественной покупки — это право участников общей долевой собственности в отношении продаваемой постороннему лицу доли в принадлежащем им имуществе по цене, за которую она продается, и на прочих равных условиях, кроме случая продажи такой доли с публичных торгов. Уступка права преимущественной покупки доли не допускается.
Согласно ст. 250 ГК РФ публичные торги для продажи доли в праве общей собственности при отсутствии согласия на это всех участников долевой собственности могут проводиться в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 255 ГК РФ, и в иных случаях, предусмотренных законом.
Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца со дня извещения, то продавец вправе продать свою долю любому лицу.
При продаже доли с нарушением права преимущественной покупки любой другой участник долевой собственности имеет право в течение трех месяцев требовать в судебном порядке перевода на него прав и обязанностей покупателя.
Изложенные правила применяются также при отчуждении доли по договору мены.
В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ от 21.07.1997 N 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу к заявлению о государственной регистрации прилагаются документы, подтверждающие, что продавец доли известил в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю с указанием цены и других условий, на которых продает ее.
К заявлению о государственной регистрации могут прилагаться документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли и оформленные в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав, или нотариально заверенные. В этом случае государственная регистрация права на долю в общей собственности проводится независимо от срока, прошедшего с момента извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности.
В случае если к заявлению о государственной регистрации не приложены документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки доли, государственный регистратор обязан приостановить государственную регистрацию до истечения месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности, если на день подачи заявления о государс��венной регистрации такой срок не истек.
Споры между участниками долевой собственности, возникшие при государственной регистрации права на долю в общей собственности, подлежат разрешению в судебном порядке.
1. Доля собственника комнаты (комнат) в праве общей собственности на общее имущество коммунальной квартиры определяется пропорционально общей площади комнаты (комнат). Расчет общей площади комнаты: площадь вспомогательных помещений делится на число комнат в коммунальной квартире. Приходящаяся на комнату часть вспомогательных помещений и жилая площадь комнаты дает (в сумме) общую площадь комнаты. Эта площадь — основа определения доли в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире — пропорционально общей площади комнаты.
2. Доля в праве общей собственности на общее имущество в коммунальной квартире является неотъемлемой частью комнаты и всегда следует судьбе права собственности на нее. При смене собственника комнаты доля нового собственника в праве общей собственности равна доле предшествующего собственника.
Собственник комнаты в коммунальной квартире лишен возможности выдела в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество коммунальной квартиры и ее отчуждения отдельно от отчуждения комнаты.
3. При продаже комнаты в коммунальной квартире остальные собственники комнат имеют преимущественное право покупки этой комнаты в порядке и на условиях, установленных Гражданским кодексом РФ.
Порядок продажи доли таков: продавец обязан письменно известить собственников всех остальных комнат в этой квартире о намерении продать свою комнату, указав цену и другие условия, на которых она продается. Любой из остальных собственников вправе купить ее на этих условиях в течение месяца; в противном случае собственник вправе продать свою комнату любому лицу (ст. 250 ГК РФ).
Если продавец нарушает преимущественное право собственников других комнат, любой из них может в течение 3 месяцев требовать перевода на него прав и обязанностей покупателя. Для этого необходимо обратиться в суд.
1. Председатель правления жилищного кооператива избирается правлением жилищного кооператива из своего состава на срок, определенный уставом жилищного кооператива.
2. Председатель правления жилищного кооператива:
1) обеспечивает выполнение решений правления кооператива;
2) без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
3) осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Кодексом или уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива (конференции) или правления кооператива.
3. Председатель правления жилищного кооператива при осуществлении прав и исполнении обязанностей должен действовать в интересах кооператива добросовестно и разумно.
1. Председателем правления жилищного кооператива может быть избран только член этого кооператива.
Согласно ч. 1 комментируемой статьи председатель избирается членами правления. Однако его может избрать и общее собрание членов кооператива; в этом случае только общее собрание может досрочно прекратить его полномочия.
Полномочия председателя правления перечислены в ч. 2 комментируемой статьи, но этот перечень не является закрытым.
2. Председатель правления может осуществлять свои полномочия либо на общественных началах, либо на профессиональной основе. В последнем случае правление заключает с ним трудовой договор.
3. Председатель правления жилищного кооператива:
1) обеспечивает выполнение решений правления кооператива;
2) без доверенности действует от имени кооператива, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
3) осуществляет иные полномочия, не отнесенные Жилищным кодексом РФ или уставом кооператива к компетенции общего собрания членов кооператива или правления кооператива.