Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения закона о занятости населения 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Есть и более реальные инициативы, уже разработанные законопроекты. Законопроектом №1059864-7 предусмотрены весомые изменения в законе о занятости населения в 2021 году. Последние новости — он внесен в Госдуму РФ и рассматривается.
Этот документ предусматривает гарантии для работников, которые стали «вынужденно безработными» из-за наложенного запрета на деятельность их работодателей. Такой запрет возможен вследствие возникновения чрезвычайной ситуации или установления режима повышенной готовности.
С инициативой выступили представители партии КПФР, они предложили начислять вынужденно безработным пособие установленного законом МРОТ и не менее среднемесячной заработной платы. Авторы законопроекта в пояснительной записке описали ситуацию. В период пандемии работодатели должны были выдавать заработную плату без осуществления деятельности. Заработок выплачивается в случае продолжения трудовых взаимоотношений. Если контракт расторгается, статус вынужденно безработного утрачивается.
Изменения в законе о занятости населения в 2021 году – чего ждать безработным?
Некоторые гарантии уже прописаны в законодательстве. Так, ст.25 закона о занятости населения» обязывает работодателей содействовать государству, взаимодействовать с центрами занятости, сообщать о ликвидации и т.д.
Статья 36 закона о занятости населения определяет формы помощи безработным, которые утратили право на получение пособия.
Закон 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» с изменениями на 2021 год (какими бы они не были) станет доступен в официальных источниках с момента вступления поправок в силу. Все изменения печатаются на портале нормативных актах, в официальных СМИ.
Вопросы трудоустройства населения страны регламентирует ФЗ 1032-1 «О занятости населения РФ». В первой редакции законопроект приняли депутаты Госдумы в 1991 г. В документе установили, как должна вестись деятельность по обеспечению трудоустройства жителей страны, что должны предпринимать власти разного уровня для устранения безработицы.
Закон определяет основы государственной политики в содействии занятости населения. Официальный текст законопроекта состоит из 7 глав (одна из них утратила силу) и 37 статей. Они включают следующие положения:
- в 1 главе перечислены основные определения и положения ФЗ, определены полномочия федеральных органов и государственная политика в сфере трудоустройства;
- 2 глава содержит сведения о том, какие права есть у жителей страны. В частности, гарантирован свободный выбор места работы и содействие при переезде в другой населенный пункт;
- в 3 главе перечислены гарантии государства по трудоустройству жителей страны;
- 4 глава определяет процесс организации занятости населения, устанавливает возможность обучения и переквалификации;
- 5 глава описывает обязанности работодателей в обеспечении занятости населения;
- в 6 главе содержится информация о социальных гарантиях и компенсациях для нетрудоустроенных граждан России, перечислены сроки выплаты пособия по безработице и установлена его сумма;
- 7 глава утратила силу. В ней определялся контроль за исполнением действующего законодательства.
Реформа закона о занятости населения в 2021 году
Сегодня права безработных защищены законом, и налог на безработицу официально не принят. Однако уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы ввести так называемый «налог на тунеядство». Законопроект, регламентирующий его появление, разрабатываются специалисты Министерства труда. За основу взяли опыт Беларуси, в которой налог уже действует.
Чиновники аргументируют необходимость приятия нового типа налогообложения тем, что многие официально безработные жители страны на самом деле работают, просто трудятся неофициально. В результате этого не поступают отчисления в пенсионный фонд, в налоговую службу, но всеми благами инфраструктуры люди продолжают пользоваться.
Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:
- не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
- состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
- быть трудоспособным.
Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.
В первую очередь осуществляется материальная поддержка иждивенцев безработного. Также для различных категорий есть свои дополнительные гарантии, например, для лиц предпенсионного возраста.
Любой льготной категории, а также тем, кто имеет региональные льготы, выплаты осуществляются в большем размере. Дополнительно для льготных категорий, в том числе предпенсионеров устанавливается приоритетное право на вакансию и переобучение.
В 2021 году минимальное пособие по безработице останется на прежнем уровне — 1500 рублей. Получать его можно три месяца.
Максимальное пособие зависит от длительности выплат:
- три месяца — 12 130 рублей,
- следующие три месяца — 5000 рублей.
У предпенсионеров длительность выплат не влияет на лимит, он составит 12 130 рублей.
Точная сумма пособия зависит от среднего заработка до увольнения:
- первые три месяца — 75%,
- потом — 60%.
Предпенсионеры получают пособие дольше, через полгода им платят 45%.
До 31 марта 2021 года на учет можно встать через Госуслуги.
Закон о безработице в 2021 году
В регионах действуют свои особенности, связанные со статусом безработного. Сама процедура постановки на учет ничем не отличается и регулируется федеральными правилами. Тогда как выплаты могут варьироваться от региона:
- Власти Москвы установили минимальный размер пособия для всех потерявших работу из-за коронавируса в 19500 р.
- В Московской области лимит составляет 15 000 р. (если гражданин отработал 60 дней в 2021 году).
- В Тульской области максимум по выплатам 12130 р.
- В ХМАО выплаты производят с коэффициентом 1,7: минимум составляет 2550 р., максимум 20621 р.
- В Оренбургской области применяют коэффициент 1,6: пособие платится в сумме от 2400 до 19408 р.
Помимо федерального пособия безработные в Москве могут получать выплат от города:
- доплату к пособию по безработице — 850 рублей;
- компенсацию расходов за пользование услугами городского общественного транспорта — 1 450 рублей.
Безработные также могут получать матпомощь во время болезни, обучения, общественных работ или временного трудоустройства.
Выплаты для безработных родителей в размере 3000 р. за каждого ребенка младше 18 лет были введены в июне 2020 года. Первоначально их планировалось выплачивать по август включительно, но затем выплату дополнительно продлили на сентябрь. Если безработными стали оба родителя, то выплаты получал один из них.
С октября 2020 года выплату отменили, но со стороны профсоюзов было предложение сделать выплату на детей бессрочной.
Чтобы получать пособия по безработице, нужно встать на учет в центр занятости населения (ЦЗН) и зарегистрироваться в качестве безработного. В 2021 году для этого требуется только заполнить заявление на портале Госуслуг или на сайте «Работа в России». Следить за статусом заявления можно также онлайн. В течение 10 дней специалисты службы занятости будут подбирать и направлять в личный кабинет заявителя варианты трудоустройства. Если подходящих вакансий нет или по результатам собеседования устроиться не удались, то на 11 день после обращения соискателя признают официально безработным и назначат ему пособие.
В 2021 году в 61 регионе будут модернизированы государственные службы (центры) занятости. Они начнут выполнять функции государственных кадровых агентств, сообщила «Российская газета» со ссылкой на информацию, полученную в Министерстве труда и соцзащиты.
Ранее, 24 ноября на конференции партии «Единая Россия» об этом впервые упомянул министр труда Антон Котяков. По его словам, расположенные в регионах службы занятости должны начать реально помогать в поиске работы гражданам, которые в этом нуждаются. В 2023 году на новый формат перейдут службы уже по всей России.
От служб занятости ждут, что они будут помогать построить оптимальную карьеру соискателю и набрать штат — работодателю. 22 тысячи сотрудников этих служб будут переобучены для освоения новых принципов, компетенций и технологий.
Министр также отметил, что благодаря единой цифровой платформе максимальное количество услуг будет предоставлять в электронном формате, причем службы занятости регионов смогут предлагать вакансии соискателям из любой точки стране. Модернизация охватит и службы занятости в сельской местности.
Сотрудники служб занятости, впрочем, могут сказать, что они и сейчас предлагают безработным вакансии, и будут правы. Пока непонятно, какие именно способы обеспечить прием человека на работу появятся в их распоряжении, кроме «цифровой платформы» — средства из разряда тех, на которые сейчас возлагаются все упования.
Предпосылки к переформированию работы служб занятости появились еще до кризиса, поэтому в изменениях условий их функционирования нет ничего удивительного, комментирует первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. В России, как и в любой стране мира, каждый год появляются безработные граждане: не только из-за кризиса, но и в силу сезонных факторов.
Например, говорит эксперт, есть граждане, занятые в сельском хозяйстве с весны по осень. Когда заканчивается сбор, людям требуется работа на осень и зиму, временное или постоянное трудоустройство. И в течение нескольких месяцев они находят работу. Это можно заметить по данным Росстата: так, уже в октябре число безработных снизилось на 83 тысячи человек по сравнению с сентябрем 2020 года. Сейчас в поиске работы остаются порядка 4,7 млн граждан, а безработица составляет 6,3%.
Также профессии постепенно устаревают, и граждане сталкиваются со сложностями в профориентации и переподготовке, добавляет Сигал. Этим и сейчас занимаются центры занятости. Но после перепрофилирования в государственные кадровые агентства система будет эффективнее помогать в трудоустройстве: и самим работникам, которые будут знать, каким набором компетенций им нужно обладать для трудоустройства, и работодателям, которые будут быстрее формировать штат из имеющихся безработных граждан.
По мнению основателя инвестклуба Frendex Руслана Пичугина, сейчас в службы занятости обращаются в основном для получения пособия по безработице, так как их эффективность в поиске работы «околонулевая». Тем более, высококвалифицированные специалисты или люди из IT-сферы никогда не воспользуются услугами биржи труда, говорит он, так как ее предложения не удовлетворят запросы таких специалистов.
Помимо низкой эффективности службы для безработных, это приводит к тому, замечает он, что естественная безработица, которая есть в каждой сфере, остается неучтенной. А это не позволяет принимать верные стратегические решения на федеральном уровне. В качестве иного примера Руслан Пичугин приводит статистику по безработице в США, которая считается точным макроэкономическим индикатором.
Превращение архаичного ведомства в современное кадровое агентство не только позволит получить более реальные данные о состояние экономики, но и создаст конкуренцию на рынке кадровых услуг, которая может стать драйвером развития сферы, уверен он. Единственная сложность на пути данной инициативы — это известная инертность российских государственных структур. Эффективный рынок труда может стать надежным фундаментом экономического роста, отмечает эксперт.
Закон 1032 1 «О занятости населения»: редакция 2021 года
В 2021 году минимальное пособие по безработице останется на прежнем уровне — 1500 Р. Получать его можно три месяца.
Максимальное пособие зависит от длительности выплат: три месяца — 12 130 Р, следующие три месяца — 5000 Р. У предпенсионеров длительность выплат не влияет на лимит, он составит 12 130 Р.
Точная сумма пособия зависит от среднего заработка до увольнения: первые три месяца — 75%, потом — 60%. Предпенсионеры получают пособие дольше, через полгода им платят 45%.
До 31 марта 2021 года на учет можно встать через госуслуги.
Пособие по безработице назначается в том случае, если не получилось найти подходящую работу. Сначала безработного ставят на учет для поиска работы и предлагают варианты трудоустройства. Если ничего не нашлось, через 10 дней назначают пособие.
Размер выплат зависит от разных факторов: стажа, среднего заработка до увольнения и причины потери работы. Но у выплат есть минимальная и максимальная сумма. Ее устанавливает правительство. Оно же решает, сколько месяцев безработный будет получать господдержку. Например, при первом поиске работы или после увольнения за нарушение дисциплины пособие платят в минимальном размере и только три месяца. Если на последнем месте работы зарплата составляла 40 тысяч рублей, пособие будет максимальным, а получать его можно дольше.
1. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход (далее — заработок).
2. Гражданам принадлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительному, творческому труду. Принуждение к труду в какой-либо форме не допускается, если иное не предусмотрено законом.
Незанятость граждан не может служить основанием для привлечения их к административной и иной ответственности.
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя. (в ред. Федеральных законов от 30.04.99 N 85-ФЗ, от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)
2. Решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации — паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ, от 31.07.2020 N 268-ФЗ)
В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Безработными не могут быть признаны граждане:
не достигшие 16-летнего возраста;
которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначены страховая пенсия по старости (в том числе досрочно) и (или) накопительная пенсия, либо пенсия, предусмотренная пунктом 2 статьи 32 настоящего Закона, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, включая работы временного характера, а впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие квалификации — в случае двух отказов от профессионального обучения или от предложенной оплачиваемой работы, включая работу временного характера. Гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности) дважды; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
1. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (службы), за исключением оплачиваемых общественных работ, а также состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
2. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
3. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее — трудовое законодательство), считается подходящей для граждан: (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации; уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации; прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке; стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, а также направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия; (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице; (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
состоящих на учете в органах службы занятости более 12 месяцев, а также более трех лет не работавших; (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
4. Подходящей не может считаться работа, если:
она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы). Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее — прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке. (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 03.10.2018 N 350-ФЗ)
1. Государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость.
2. Государственная политика в области содействия занятости населения направлена на:
развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, защиту национального рынка труда; (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
обеспечение равных возможностей всем гражданам Российской Федерации независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;
осуществление мероприятий, способствующих занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды; лица, освобожденные из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста (за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно); беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов; граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие Чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет, имеющие среднее профессиональное образование и ищущие работу впервые); (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)
предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы;
поощрение работодателей, сохраняющих действующие и создающих новые рабочие места прежде всего для граждан, испытывающих трудности в поиске работы; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
объединение усилий участников рынка труда и согласованность их действий при реализации мероприятий по содействию занятости населения; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
координацию деятельности в области занятости населения с деятельностью по другим направлениям экономической и социальной политики, включая инвестиционно-структурную политику, регулирование роста и распределение доходов, предупреждение инфляции; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
координацию деятельности государственных органов, профессиональных союзов, иных представительных органов работников и работодателей в разработке и реализации мер по обеспечению занятости населения; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Абзац — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
создание условий для привлечения трудовых ресурсов субъектами Российской Федерации, включенными в перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным; (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 425-ФЗ)
международное сотрудничество в решении проблем занятости населения, включая вопросы, связанные с трудовой деятельностью граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и иностранных граждан на территории Российской Федерации, соблюдение международных трудовых норм.
1. Граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю, или путем бесплатного посредничества органов службы занятости, или с помощью других организаций по содействию в трудоустройстве населения. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
2. Решение о приеме на работу оформляется путем заключения трудового договора между работодателем и лицом, принимаемым на работу.
Порядок и условия заключения трудовых договоров при трудоустройстве регулируются законодательством Российской Федерации о труде. (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 8-ФЗ)
Граждане имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории Российской Федерации.
Граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1. Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая рабочие места и организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ)
2. Квота для приема на работу инвалидов устанавливается в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». (в ред. Федеральных законов от 17.07.99 N 175-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ)
3. Гражданам, увольняемым из организаций, от индивидуального предпринимателя в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, в соответствии с заключенными коллективными договорами (соглашениями) гарантируются после увольнения сохранение очереди на получение жилья (улучшение жилищных условий) по прежнему месту работы, а также возможность пользоваться лечебными учреждениями, а их детям — дошкольными образовательными организациями на равных условиях с гражданами, работающими в данной организации. (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 N 8-ФЗ, от 27.12.2009 N 367-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)
4. Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные и муниципальные унитарные предприятия.
Экономическое развитие России, как и мировой экономики, в первой половине 2020 года определялось, прежде всего, эпидемиологической ситуацией, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции. Главной стратегией борьбы с эпидемией стало сглаживание пика за счет мер по самоизоляции, социальному дистанцированию, максимальному переходу на удаленную работу и обучение, прекращению или ограничению работы значительной части предприятий и организаций, длительному периоду нерабочих дней с конца марта по середину мая 2020 года. Одновременно разворачивались мощности системы здравоохранения: масштабы тестирования, оборудованный коечный фонд, производство средств индивидуальной защиты. Жесткие ограничения, введенные в России, своевременно спланированные и реализованные противоэпидемические меры позволили существенно замедлить распространение эпидемии и не допустить высокого уровня смертности.
В результате распространения коронавирусной инфекции экономика России одновременно столкнулась и с ограничением предложения, и с ограничением спроса.
Индекс закрытия региональных экономик (соотношение числа работников предприятий, приостановивших деятельность, к общему числу работающих) в апреле составил в среднем по России 28%. Часть отраслей (сфера бытовых услуг, туризм, авиаперевозки и ряд других) были закрыты полностью.
Помимо непосредственного закрытия производства экономика понесла и косвенные потери, определяемые эффектом межотраслевых связей, проявляющимся в других отраслях, ограничением возможностей сбыта конечной продукции (снижение выпуска в результате ограничения ресурсов промежуточного потребления, снижение как конечного спроса на товары и услуги, так и на товары и услуги промежуточного потребления в отраслях, приостановивших деятельность).
Экономическая ситуация в России усугубилась рецессией мировой экономики, связанной с карантинными ограничениями.
В крупнейших развитых странах, где первоначальный пик заболеваемости пришелся на II квартал 2020 г. наблюдались рекордные темпы падения ВВП: так, экономика США продемонстрировала рекордное за всю историю наблюдений падение на -9,1% г/г в этот период. ВВП еврозоны в апреле — июне составил -15,0% г/г, при этом наибольший спад наблюдался в экономиках, которые ввели наиболее жесткие карантинные меры (Испания: -22,1% г/г, Франция: -18,9% г/г; Италия: -17,3% г/г). В то же время в китайской экономике, где основная часть ограничений была снята в апреле, во II квартале наблюдалось восстановление роста (+3,2% г/г).
По данным Росстата, под влиянием всех перечисленных выше факторов снижение ВВП России во II квартале 2020 г. составило -8% к аналогичному периоду прошлого года.
В целях поддержки бизнеса и населения Правительством Российской Федерации были приняты и реализуются пакеты антикризисных мер, направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, а также семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, максимально сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Необходимость реализации масштабных программ, направленных на борьбу с распространением коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенного смягчения бюджетной политики.
В условиях ожидаемого снижения доходов бюджетные расходы не сокращаются, а наоборот — за счет реализации антикризисных программ — увеличиваются. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета. В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 года размер дефицита и объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионе.
Меры социальной поддержки и поддержки бизнеса позволили частично компенсировать сокращение денежных доходов населения вследствие остановки деловой активности и мер работодателей по оптимизации издержек.
Принятые меры позволили замедлить высвобождение рабочей силы, но не исключить полностью рост безработицы. Регистрируемая безработица, по данным Минтруда России, на 26 августа 2020 г. составила 3,6 млн. человек. В отпусках без сохранения заработной платы, в простое или на неполной занятости на пике находилось 1,2 млн. человек. Вследствие роста пособий по безработице произошло сближение регистрируемой безработицы и безработицы по методологии Международной организации труда.
На стадии постепенного открытия и восстановления экономика России сталкивается со следующими ограничениями.
Санитарно-эпидемиологические ограничения снимаются постепенно и неравномерно по регионам в зависимости от эпидемиологической ситуации и мощностей системы здравоохранения. Часть санитарно-эпидемиологических требований к условиям работы предприятий и организаций будет носить долгосрочный характер.
Именно санитарно-эпидемиологическая обстановка, прежде всего, будет определять скорость открытия и восстановления экономики.
Рецессия в мировой экономике. На высокую неопределенность развития мировой экономики указывает широкий диапазон прогнозов аналитиков и международных организаций по глобальному росту на текущий и следующий год: от -3 до -5% на 2020 год и от 3,5% до 6,5% на 2021 год. Восстановление мировой экономики существенно затруднено неравномерностью выхода стран из карантина, что приводит не только к сохранению ограничений со стороны спроса, но и к сохранению разрывов в глобальных цепочках создания добавленной стоимости. Значительные запасы нефти, накопленные за карантинный период, будут ограничивать восстановление нефтяных цен. Сделка ОПЕК+ позволила стабилизировать ситуацию, но не сможет кардинально изменить баланс спроса и предложения на рынке нефти и нефтепродуктов. Таким образом, внешние условия ограничивают потенциал роста спроса на товары российского экспорта. Сохраняется также вероятность нарушения цепей поставок.
Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее — Общенациональный план), реализуется в ситуации сокращения как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов консолидированного бюджета. В условиях базового сценария развития экономики ожидается расширение дефицита федерального бюджета в 2020 году в размере до 4,4% ВВП. В целом по бюджетной системе смягчение фискальной политики в текущем году ожидается в размере более 9% ВВП (с учетом корректировки на поступление разовых доходов (перечисление прибыли Банка России от сделки по продаже акций ПАО «Сбербанк России»), забалансовой докапитализации ВЭБ.РФ и ПАО «Сбербанк России», учета в 2020 году эффекта от субсидий на кредитную поддержку занятости для организаций наиболее пострадавших отраслей со списанием кредита, а также перехода к дефицитному бюджету после профицита в размере 1,9% ВВП в прошлом году), что превосходит бюджетные стимулы в большинстве развивающихся и многих развитых странах.
В целях обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности параметры бюджетов бюджетной системы по мере стабилизации экономической ситуации будут приводиться к устойчивому уровню. Параметры федерального бюджета в 2022 году будут формироваться в соответствии с действующими бюджетными правилами. При этом в целях обеспечения постепенности подстройки бюджета к новым условиям уровень предельных расходов в переходный период 2021 года будет осуществляться с учетом переходных положений. На региональном уровне также будет осуществляться постепенная адаптация бюджетной политики — в течение 2021 года регионы вернутся к бюджетному процессу, действовавшему до введения ограничительных мер.
Основные вызовы при реализации Общенационального плана связаны со следующим.
Закрытие и сжатие наиболее пострадавших отраслей образовали «навес» безработицы, а также людей, формально занятых, но находящихся в неоплачиваемых отпусках, в простое или неполной занятости. Прекращение временных мер поддержки занятости, а также объективно происходящее изменение структуры экономики могут привести к дальнейшему росту безработицы. Кроме того, традиционно особенностью российского рынка труда остается адаптация к изменениям не только за счет высвобождения рабочей силы, но и за счет сокращения рабочего времени и оплаты труда при сохранении занятости. Совокупно эти факторы создают серьезный вызов, связанный со снижением доходов населения и, как следствие, платежеспособного спроса. Требуется набор мер по активной политике занятости и восстановлению доходов населения для решения этой проблемы, а также восстановлению и развитию сектора индивидуального предпринимательства и МСП как существенно пострадавшего и крайне важного для обеспечения дальнейшего экономического роста и занятости населения.
Закрытие экономики, сокращение выручки бизнеса объективно ведут к сокращению инвестиционной активности. Высокая неопределенность относительно продолжительности пандемии и ограничительных мер и, как следствие, возросшая неопределенность относительно платежеспособности контрагентов и клиентов финансовых институтов, является фактором, способным негативно повлиять на скорость восстановления экономики и инвестиционную активность. Соответственно, необходим запуск нового инвестиционного цикла и комплекс мер, стимулирующий инвестиции.
С целью борьбы с распространением коронавирусной инфекции временно были закрыты некоторые отрасли (туризм, бытовые услуги, пассажирские перевозки и другие). Восстановление этих отраслей не произойдет автоматически при открытии экономики. За период приостановки деятельности в экономике сформировался «навес» реструктурированных кредитов и отложенных платежей, а также новых кредитных обязательств. Это создает риски увеличения доли «плохих» долгов, разворачивания цепочки неплатежей в экономике, что может привести к проблемам в отраслях, продолжающих работу, дополнительного снижения налоговых поступлений. Кроме того, структурные изменения потребительского спроса, как мирового, так и внутрироссийского, могут оказывать замедляющее влияние на восстановление ряда секторов (развлечение и досуг, туристическая сфера, индивидуальные услуги населению). Характер таких структурных изменений в настоящий момент до конца непонятен. Соответственно, меры по восстановлению пострадавших секторов должны учитывать эти факторы.
Цель Общенационального плана: выход на устойчивую траекторию экономического роста и роста доходов населения, обеспечивающую реализацию национальных целей развития экономики на основе использования новых технологий, включая цифровизацию, новых возможностей рынка труда и образования, быстрого и качественного строительства жилья, экспортной ориентации и активного импортозамещения, а также обеспечение высокой степени устойчивости экономики и системы здравоохранения к возможным шокам в будущем.
Общенациональный план принимается на срок: июнь 2020 г. — декабрь 2021 г.
Показатели достижения цели Общенационального плана (на конец 2021 года):
— устойчивый рост реальных денежных доходов населения;
— снижение безработицы до уровня не более 5%;
— выход на траекторию устойчивого роста ВВП на уровне не менее 3% в годовом исчислении.
Для достижения цели Общенационального плана предлагается решение следующих задач.
1. Рост реальных доходов граждан, восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса.
Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
— рост реальной заработной платы на уровне не менее 2% в годовом исчислении;
— снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума в 2021 году по отношению к предыдущему году; о рост розничного товарооборота на уровне не менее 2,5% в годовом исчислении;
— рост объема платных услуг населению на уровне не менее 3% в годовом исчислении.
2. Восстановление и развитие индивидуального, малого и среднего предпринимательства.
Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
— восстановление численности занятых в МСП и индивидуальных предпринимателей на уровне I квартала 2020 г.;
— темпы роста оборота МСП выше темпов роста экономики в целом.
3. Запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата.
Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):
— рост инвестиций в основной капитал на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении.
4. Ускорение технологического развития экономики и повышение производительности труда, в том числе на основе цифровизации.
Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
— опережающий рост валовой добавленной стоимости в отрасли информационных технологий и связи в годовом исчислении (выше темпов роста экономики в целом);
— ежегодный рост численности малых и средних высокотехнологических компаний на 10% в год.
5. Увеличение экспорта и развитие импортозамещения.
Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):
— рост несырьевого неэнергетического экспорта на уровне не менее 4,5% в годовом исчислении.
6. Восстановление работы отраслей, прямо или косвенно пострадавших от распространения коронавирусной инфекции.
Показатель выполнения задачи (на конец 2021 года):
— рост индекса промышленного производства обрабатывающей промышленности на уровне не менее 2% в годовом исчислении.
7. Повышение устойчивости социально-экономической системы к эпидемиологическим шокам.
Показатели выполнения задачи (на конец 2021 года):
— возвращение к траектории снижения показателей смертности, установленной в национальном проекте «Здравоохранение»;
— выполнение субъектами принятых обязательств по снижению долговой нагрузки в соответствии с ранее действовавшими нормами.
Мониторинг показателей достижения цели и решения задач осуществляется на ежемесячной и ежеквартальной основе. Цель Общенационального плана должна быть достигнута в декабре 2021 года.
Указанные сроки достижения цели возможны при благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановке.
Общенациональный план предполагает три этапа реализации.
Этап 1. Стадия адаптации: июнь — сентябрь 2020 г.
Цель этапа: не допустить дальнейшего падения доходов населения, распространения рецессии на более широкий круг отраслей и стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших отраслях.
Результат этапа: прекращение падения экономики относительно низшей точки II квартала 2020 г. (на конец этапа: квартальное изменение реальных денежных доходов населения, месячное изменение ВВП, индекса промышленного производства в обрабатывающей промышленности, оборота розничной торговли, оборота платных услуг не ниже 0% к предыдущему периоду со снятой сезонностью).
Этап 2. Стадия восстановления: октябрь 2020 г. — июнь 2021 г.
Цель этапа: обеспечить восстановительный рост экономики и рост доходов граждан и не допустить осложнения санитарноэпидемиологической обстановки.
Результат этапа: восстановительный рост экономики (на конец этапа: снижение уровня безработицы по сравнению с низшей точкой падения экономики, квартальные показатели ненефтегазового ВВП, реальных денежных доходов населения достигли уровня не ниже 100% к 2019 году).
Этап 3. Стадия активного роста: июль — декабрь 2021 г.
Цель этапа: обеспечить устойчивый рост реальных доходов населения и активный экономический рост.
Результат этапа: на конец этапа выход на устойчивые темпы экономического роста в соответствии с целевыми значениями Общенационального плана.
Для достижения цели Общенационального плана и решения задач предусматривается комплекс мероприятий, приведенных в разделах 3-10. Ключевые инициативы структурируют важнейшие мероприятия Общенационального плана. Соответствующие инициативы будут прорабатываться и контролироваться профильными заместителями Председателя Правительства Российской Федерации. Реализация Общенационального плана будет осуществляться в том числе на основе современных гибких методов управления.
Ведущая роль в системе управления реализацией Общенационального плана будет принадлежать Президиуму Правительства Российской Федерации. Работа по ключевым инициативам будет проводиться в соответствии с векторами развития, определенными в национальных проектах, не подменяя их, но конкретизируя критически важные задачи на период восстановления экономики.
Таким образом, на достижение целей Общенационального плана будут одновременно работать и национальные проекты, и ключевые инициативы Общенационального плана. Работа по ключевым инициативам предполагает последовательное создание системы управления, основанной на эффективном использовании данных, интеграцию различных цифровых платформ, созданных разными ведомствами и используемых в разных отраслях, внедрение обязательных правил работы с данными на первичном уровне.
Безработица подтолкнула к реформе службы занятости
5. Финансовая поддержка и сокращение издержек субъектов МСП, в том числе реализация кредитной программы для организаций наиболее пострадавших отраслей — льготные кредиты под 2% со списанием кредита при условии сохранения занятости на 1 апреля 2021 г.
6. Совершенствование фискальных инструментов поддержки развития субъектов МСП. Плавный по величине налоговой нагрузки переход с упрощенной системы налогообложения на иные налоговые режимы, включая установление «переходного» налогового режима и проведение информационно-разъяснительной кампании по условиям, возможностям и преимуществам такого перехода.
7. Создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей и субъектов МСП на базе единой цифровой платформы («одно окно»), включая получение всех мер поддержки, уплату налогов, информационную поддержку, содействие в получении кредита.
8. Переход к риск-ориентированному подходу в контрольнонадзорной деятельности в интересах предпринимателей с соблюдением требований по обеспечению безопасности и благополучия граждан.
Поэтапный переход на полностью безбумажное взаимодействие контрольных органов и проверяемых лиц при сдаче отчетности и обмене документами, отказ от обязательности хранения документов строгой отчетности в бумажном виде.
С января 2021 года вступили в силу изменения в закон о занятости. Эти изменения регулируются Федеральным законом № 350-ФЗ и направлены на увеличение выплат пособий, а также на установку новых правил и сроков нахождения на обеспечении государства в связи с отсутствием трудоустройства. Часть условий была пересмотрена, поэтому новая редакция сильно повлияет на лиц без работы и их нахождение на учете.
Статус граждане могут получить только после обращения в специальный орган государственного типа (ЦЗ). При этом, потребуется выполнить несколько условий, в том числе:
- не иметь работы и находиться в поиске трудового места;
- состоять на учете и соблюдать все правила нахождения там;
- быть трудоспособным.
Если человек потерял рабочее место, то для получения статуса потребуется предоставить все необходимые документы.
В первую очередь осуществляется материальная поддержка иждивенцев безработного. Также для различных категорий есть свои дополнительные гарантии, например, для лиц предпенсионного возраста.
Любой льготной категории, а также тем, кто имеет региональные льготы, выплаты осуществляются в большем размере. Дополнительно для льготных категорий, в том числе предпенсионеров устанавливается приоритетное право на вакансию и переобучение.
Не стоит забывать о том, что в 2021 году вступили в силу поправки в закон о занятости, которые гарантируют инвалидам дополнительное содействие в трудоустройстве. Эти поправки были приняты еще в конце 2017 года. В течение 2018 года российские регионы обязаны были дополнить региональные программы содействия занятости специальными мерами.
Так, например, службы занятости должны организовать специальное сопровождение при занятости инвалида. В такие меры входит в том числе организация пути передвижения инвалида по территории работодателя до места работы и обратно.
Службы занятости должны содействовать тому, чтобы работодатель создал для инвалида комфортные условия для быстрой адаптации к работе и т.д.
Порядок вступления в силу изменений и применения новой редакции Закона о занятости
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона № 350-ФЗ изменения в Закон о занятости, внесенные Законом № 350-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2021 года.
Вместе с тем, гражданам, признанным безработными до 1 января 2021 года, пособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом о занятости в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона № 350?ФЗ (часть 1 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).
Изменения, касающиеся определения подходящей работы
Согласно изменениям срок нахождения гражданина на учете в органах службы, по истечении которого ему можно предлагать любую оплачиваемую работу, сокращен с 18 до 12 месяцев (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона о занятости).
Таким образом, с 1 января 2021 года для граждан, стоящих на учете в органах службы более 12 месяцев (а не 18 месяцев, как было раньше), подходящей будет являться любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки.
Как уточняется в пояснительной записке к законопроекту, «выплата пособия должна производиться непосредственно работникам за счет средств бюджета за период с даты установленного запрета на деятельность такого работодателя и до момента снятия такого запрета».
«Финансовые власти на фоне событий, спровоцированных пандемией коронавирусной инфекции, вроде бы согласились с тем, что бюджет не обязан быть всегда профицитным, и допустили в меру дефицитный. Поэтому социальные выплаты для «вынужденно безработных» россиян вполне реальны – бюджет в состоянии их обеспечить», — отметил экономист.
Авторы инициативы напомнили, что многие предприниматели в стране на фоне введенных ограничений, призванных затормозить распространение коронавирусной инфекции, вынужденно приостановили работу, что привело к задержкам зарплат гражданам, которые в соответствии с действующим российским законодательством, не могут считаться безработными, если начальник их делом не обеспечил, но и не уволил.
«Единая Россия» анонсировала изменения в законодательство о занятости
ИТОГО, в 2020-2021 годах указанная информация коснется жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
В декабре 2016 в закон о занятости населения была включена статья 16.3 о базовом для данной сферы государственном информационном ресурсе — «Справочник профессий».
В мае 2017 года закон о занятости населения пополнился статьей 34.1 о дополнительной гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые впервые ищут работу (ранее не работали). Этим гражданам в течение шести месяцев после обретения статуса безработного положена выплата пособия в размере среднемесячной заработной платы, установленной в данном регионе.
С первого января 2019 года в силу вступили несколько законопроектов, которые касаются трудоустройства и постановки на учет в центры занятости. Изменения коснулись и закона о занятости граждан.
Тем лицам, которые обращаются за средствами с января 2019 года включительно, оплата осуществляется по новым правилам, которые регламентированы введенными поправками.
Сам закон остается в силе и полностью регулирует все нормы и правила нахождения лиц в статусе безработного.
Большинство поправок введено для реализации повышения пенсионного возраста и поддержки мало защищенных слоев населения, а также для увеличения размера пособий на время безработицы.
Изменения коснулись нескольких сторон закона. Основные изменения:
- размер пособия по безработице;
- длительность материальной поддержки для различных категорий;
- максимальный и минимальный порог оплаты.
Дополнительно введена материальная поддержка лиц из предпенсионной категории, которые с января 2019 года имеют дополнительные льготные условия, в том числе в области нахождения на учете по безработице.
Процесс трудоустройства после принятия изменений остался прежним. Каждая сторона процесса имеет свои права и обязанности. Это относится как к лицу без наличия работы, так и к государственному органу поддержки, которым выступает служба занятости.
Госорган имеет особые права и обязанности. В целом обязанности включают в себя следующие пункты:
- осуществление поиска работы и дальнейшее трудоустройство гражданина;
- материальная поддержка граждан на период поиска работы;
- осуществление выполнения гарантий, предусмотренных государством, всем лицам.
Государственный орган вправе также прекратить матпомощь, если это соответствует законодательной базе.
Для работодателей имеется несколько обязанностей. Среди них постоянное предоставление контрольному органу отчетности по персоналу и работникам. Также работодатель при сокращениях должен производить установленные выплаты.
При наличии свободных вакансий информация по ним передается в региональный центр для подбора кандидатов. Требуется помнить, что каждый работодатель вправе устанавливать ограничения по квалификации для работников.
Главной обязанностью соискателя является полное выполнение правил нахождения в полученном статусе и активное участие в поиске работы. В то же время при отсутствии нарушений, в том числе пассивного незарегистрированного дохода, лица имеют право на материальную помощь от государства, а также на различные гарантии, которые предоставляются разным категориям соискателей.
Минимальный и максимальный размер дотации устанавливается Кабмином РФ. Сумма выплаты определяется в зависимости от принадлежности соискателя к той или иной категории.
К первой группе относятся граждане, соответствующие следующим критериям:
- проработавшие (прослужившие) более 26 недель в течение прошедших 12 месяцев;
- уволившиеся вследствие ликвидации компании, сокращения штата либо по собственному желанию;
- проработавшие до призыва в армию более 26 недель, а после окончания службы вставшие на учет в центре занятости;
- признанные безработными по вышеозначенным основаниям, получают ежемесячную компенсацию. При этом срок начисления не превышает полугода в течение календарного года.
ФЗ №350 внес изменения в статью 4 ФЗ №1032-1, которая содержит в себе списки подходящей или неподходящей работы для соискателей.
Так, любая работа, которая отвечает требованиям трудового законодательства, в том числе общественные работы и временная занятость, подходит для таких групп соискателей, как:
- неквалифицированные граждане, впервые устраивающиеся на работу;
- уволенные от двух раз и более за один год («по статье»);
- бывшие ИП и члены фермерских хозяйств;
- отчисленные с обучения, предоставляемого службой занятости;
- отказавшиеся от переобучения, предоставляемого службой занятости;
- граждане, которые стоят на учете в службе занятости более года;
- не работающие три года и более.
Неподходящей работой признается:
- трудовая деятельность, для которой соискатель должен переменить место жительства без своего согласия;
- рабочее место не соответствует нормам охраны труда;
- оплата труда на месте ниже среднего трехмесячного заработка соискателя на предыдущей работе (если прошлый заработок превышает размер прожиточного минимума по региону, то оплата труда на новом месте должна быть не ниже прожиточного минимума).