Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Осаго с 1 ноября 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Предложения о том, чтобы разделить водителей на законопослушных и нарушителей, поступали давно. Но в 2021 году они частично реализованы. Предлагалось добавить дополнительный коэффициент, связанный с частотой привлечения водителя или его автомобиля к административной ответственности. Индивидуальное определение базовой ставки с учётом нарушений ПДД – справедливо, но непонятно.
На момент написания статьи правовые основания для данной задачи (изменения в Указание №5515-У и закон «Об ОСАГО») заложены, но механизм их применения неясен. При этом КБМ уже учитывает количество страховых возмещений, то есть аварий по вине водителя. Деликты будут разделены на степени риска, что повлияет как на стоимость полиса, так и на штраф. Как это работает на практике – вопрос, на который лично я ответа не нашёл.
ОСАГО в 2021 году: к чему готовиться водителям
Как говорится, лучшая теория – это практика, а потому я решил оформить полис ОСАГО онлайн. Увеличилась ли стоимость страховки? И вот тут нас ожидает маленький сюрприз. Ввёл свои данные и информацию на автомобиль (банальная легковушка с 2-литровым двигателем и 115 «лошадями»). Действительно, страховщики задействовали новую переменную – рейтинг надёжности. И цена полиса теперь разнится существенно: от 7438 до 9223 рублей.
Итак, вступили в действие поправки, которые позволяют страховым компаниям повышать цену полиса при частых привлечениях к административной ответственности. Механизм ценообразования ясен не до конца, но он очевиден при выборе продукта. Из других важных изменений, к которым нужно быть готовым водителям – риск возместить убытки, если ДТП произошло на неисправной машине, пусть и со страховкой.
Законодательство развернулось лицом к страховым компаниям. Что же остаётся водителям? Во-первых, следить за состоянием транспортного средства. Оно может быть отличным даже без техосмотра. Во-вторых, проявлять максимум внимательности и осторожности на дорогах. И тогда полис потребуется лишь для проверки документов.
Поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ сформированы. Минюст утвердил новые нормы, согласно которым лишиться водительских прав смогут еще больше участников дорожного движения. К ним относятся – третья по счету фиксация факта нарушения ПДД и вождение гироскутеров и других СИМ в нетрезвом состоянии. Об этом стало известно от пресс-службы ведомства.
Другие нормы:
- За систематическое превышение водителем скоростного режима на 60 и более км/ч, за проезд на красный свет, нарушение правил проезда через ж/д пути, выезд на встречную полосу и другие грубые нарушения ПДД, совершенные 3 и более раз, предусмотрено наказание в виде лишения прав на 1-1,5 года;
- За вождение авто в состоянии опьянения, если в машине присутствует несовершеннолетний, не предусмотрена скидка 50% при оплате штрафов;
- За отсутствие действующего полиса ОСАГО наказание будет выноситься однократно в течение 24 часов с момента фиксации камерами.
Ужесточат и наказание за проезд на средствах индивидуальной мобильности в состоянии опьянения.
20.01.2021
В 2021 году при прохождении автомобилем технического осмотра обязательной станет фотофиксация заезда и выезда транспортного средства на станцию диагностики. Норма вступит в законную силу 1 марта 2021 года. Кроме фотоснимков со СТО в электронную базу данных ЕАИС ТО будут вносить координаты места проведения ТО, время начала и окончания диагностики, а также сведения, полученные в результате осмотра. Напомним, что такая база существует и находится в ведении МВД РФ.
Второй момент – введение электронных диагностических карт с усиленной электронной подписью техэксперта, приводившего осмотр автомобиля. Для получения бумажной карты необходимо составить соответствующий запрос, но документ на печатном носителе пригодится лишь тем, кто выезжает своим ходом за границу. Сведения в ЕАИС ТО будут храниться в течение 5 лет.
11.01.2021
В 2020 году в России было продано 17,8 млн электронных ОСАГО, что составляет 50% от общего количества договоров страхования автогражданской ответственности, заключенных в прошлом году. В официальных источниках РСА говорится, что доля е-ОСАГО в 2020-м осталась на уровне 2019-го года. ТОП 15 регионов с самым большим количеством проданных полисов:
Регион |
Количество проданных электронных полисов, млн штук |
Москва |
1,6 (9,1% от общего количества продаж всех полисов в РФ) |
Московская обл. |
950 000 (5,3%) |
Свердловская обл. |
721 000 (4,1%) |
Санкт-Петербург |
520 000 (2,9%) |
Самарская обл. |
510 000 (2,9%) |
Новосибирская обл. |
486 000 (2,7%) |
Краснодарский кр. |
481 000 (2,7%) |
Воронежская обл. |
466 000 (2,6%) |
Красноярский кр. |
421 000 (2,4%) |
Кемеровская обл. |
414 000 (2,3%) |
Приморский кр. |
412 000 (2,3%) |
Р-ка Татарстан |
346 000 (1,9%) |
Дагестан |
338 000 (1,9%) |
Иркутская обл. |
329 000 (1,9%) |
Белгородская обл. |
326 000 )1,8%) |
Президент РСА И. Юргенс отметил, что е-ОСАГО стал эффективным инструментом страхования во время пандемии. И переход многих участников дорожного движения на электронные полисы это подтверждает.
По официальным данным РСА, за период с января по ноябрь 2020 года 726 000 потерпевших в авариях оформили происшествие согласно Европротоколу. При сравнении с показателем прошлого года число оформлений без участия ГИБДД осталось на прежнем уровне. В результате количество несерьезных аварий, попадающих под регламент Европротокола, составило примерно 55% от общего числа страховых случаев в РФ с заявленным возмещением убытков.
По словам президента РСА, И. Юргенса, большую помощь в оформлении ДТП без инспекторов ГИБДД сыграли специальные мобильные приложения «ДТП.Европротокол», «Помощник ОСАГО». Руководитель также сказал, что в 2021 году планируется запуск SDK-модуля. Софт позволит страховщикам использовать функционал приложений для синхронизации «Европротоколов», оформленных участниками аварий, с собственными приложениями.
25.12.2020
Желаем здоровья, успехов и всяческого благополучия!
Компания «Страховавто».
27.11.2020
В ноябре приложение «Помощник ОСАГО» готово к обслуживанию на всей территории РФ: проводится тестирование
Из официальных источников стало известно о том, что приложение «Помощник ОСАГО» готово к запуску во всех регионах России. Тестирование функционала продолжится в ноябре, так как проверку некоторых операций пришлось продлить из-за пандемии. Решение о продлении срока тестирования принято с целью повышения потребительских качеств приложения и его качественной работы на всей территории РФ.
Напомним, что приложение «Помощник ОСАГО» — это совместная разработка РСА, Банка России, Минкомсвязи. Портал был запущен в работу 1 ноября 2019 года в рамках пилотного проекта и проходил тестирование на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга, Ленинградской области и республики Татарстан. По итогам тестовых проверок работа приложения признана успешной.
24.11.2020
5 сентября начался очередной этап индивидуализации ОСАГО. По итогам октября средняя страховая премия по автогражданке для физических лиц заметно упала. При сравнении показателей на 22 октября 2020 года с августовской статистикой снижение премиальных выплат произошло в 26 регионах России, где проживает около 54% автовладельцев.
По данным из официальных источников, существенное снижение размера страховой премии произошло в следующих пяти регионах:
- Москве – снижение составило 3,6%. В регионе проживает примерно 9,9% автовладельцев страны
- Московской области – снижение на 0,7% для 6% об общего количества автовладельцев;
- Санкт-Петербурге – снижение на 2,2%, проживает 4,3% автовладельцев;
- Краснодарском крае – минус 0,4% для 3,9% автовладельцев;
- Республике Башкортостан – минус 0,8%, для 2,9% автовладельцев.
Средний российский показатель при этом остался на прежнем уровне и составляет 5 420 рублей (в августе 5 401 рубль).
14.11.2020
ОСАГО-2021: самое главное о важных изменениях
Банк России расширил тарифный коридор как в большую, так и в меньшую сторону, чтобы дать страховым компаниям возможность к поощрению водителей, приносящих меньше всего убытков. Для аварийных водителей цена увеличится больше, чем это допускалось ранее.
Актуальные значения базовой ставки для различных категорий транспортных средств приведены в Таблице 1.
Ранее территориальный коэффициент определялся с точностью до одного знака после запятой. Например, в Самаре действовал Кт 1,6. Теперь коэффициент территории позволяет более индивидуально определять цену, так как его значение установлено с точностью до двух знаков после запятой. В той же Самаре с 5 сентября 2020 году значение Кт составляет 1,54.
Нельзя сказать, что данный подход позволит существенно сэкономить на покупке полиса, но даже такая экономия будет актуальна для многих водителей.
Коэффициент территории был актуализирован в большинстве населенных пунктов. В частности, разницу в цене заметят жители следующих городов:
- Мурманск;
- Челябинск;
- Москва;
- Казань;
- Пермь;
- Сургут;
- Тюмень;
- Санкт-Петербург;
- Уфа;
- Ростов-на-Дону;
- Нижний Новгород.
Всего снижение коэффициента территории затронуло более ста восьмидесяти населенных пунктов.
С 5 сентября существенно меняется коэффициент возраста и стажа водителей, а также коэффициент неограниченного использования транспортного средства, применяемый, когда не составляет перечень водителей.
Если ранее максимальное значение Квс составляло 1,87, то теперь максимальное значение данного коэффициента равно 1,93.
Соответственно, молодые водители без стажа вождения будут платить за полис ОСАГО еще дороже, чем это было ранее.
В обновленном тарифном руководстве предусмотрена возможность составления перечня водителей для транспортных средств юридических лиц. В таком случае используется стандартный коэффициент возраста и стажа, но Квс перемножается на 1,8.
Изменения коснутся и водителей, у которых водительское удостоверение иностранного образца. Их стаж принимается равным нулю.
Если же собственник автомобиля решит обойтись без составления перечня лиц, допущенных к управлению ТС, то при расчете цены полиса вместо коэффициента возраста и стажа будет применен КО. Данный коэффициент варьируется в зависимости от того, кто является собственником транспорта.
Для юридических лиц КО установлен на уровне 1,97, для физических – на уровне 1,94. В последнем случае цена полиса будет несколько выше, чем для водителей в возрасте до 22 лет и с нулевым опытом вождения, что делает невыгодным использование неограниченной страховки с целью снижения цены из-за недостаточных возраста и стажа.
ОСАГО практически с самого его введения вызвало немало споров. Такой продукт не самый выгодный, а иногда убыточный для страховщиков (страховых компаний), а также зачастую крайне несправедливый непосредственно для водителей.
Главным минусом многие считают усредненные и унифицированные расчеты стоимости. Пока при подсчете итоговой цены учитываются разные факторы, но деление на категории крайне поверхностно и нерационально. Так, в регионе с высоким территориальным коэффициентом даже аккуратный и не нарушающий ПДД водитель будет платить больше, нежели безответственный и агрессивно управляющий ТС автовладелец, который ездит в российском субъекте с минимальными региональными коэффициентными значениями.
Базовая ставка в 2021-ом году устанавливается российским Центробанком (до 2015-го она назначалась правительством). Но это не фиксированная сумма, а диапазон, за который страховщики не могут выходить.
Пока базовые тарифы всех российских страховщиков не могут быть ниже 2746 рублей и выше 4942. И таковым диапазон стал в 2019-ом году после старта реформы и расширения «коридора» на 20%. На 2020-ый год было запланировано еще два увеличения диапазона: на 40% с первого января и еще на 30% с первого октября. Но пока ставки остаются прежними.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2021-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
В страховом полисе должны указываться данные не только непосредственно основного владельца автомобиля, но и всех лиц, которые ТС управляют. И если во время остановки машины инспектором за рулем находится водитель, сведений о котором в ОСАГО нет, то это расценивается как нарушение первой части 12.37 статьи КоАП. Здесь написано, что при невыполнении предусмотренного полисом условия управления транспортным средством исключительно указанными в документе водителями налагается административный штраф, величина которого составляет 500 рублей.
Изучая последние новости, можно прийти к выводу, что реформирование системы ОСАГО уже началось. Появляются новые инициативы, составляются законопроекты, некоторые нормативно-правовые акты утверждаются. Но не все так гладко, как хотелось бы. Так, некоторые коэффициенты должны были отменяться уже с текущего 2020-го года, но их отмена пока откладывается на неопределенный срок: поправки не утверждены действующим правительством. И все же есть существенные изменения в оформлении и стандартах полисов, что, конечно, не может не радовать автовладельцев.
Но обстановка в России может стремительно меняться, поэтому вполне возможны изменения, причем как в будущем 2021-ом году, так и в нынешнем 2020-ом. Отслеживайте актуальную информацию, чтобы быть в курсе всех официальных нововведений, затрагивающих страхование автогражданской ответственности.
Еще в середине 2020 г. должна была заработать система, хранящая данные обо всех нарушениях водителей. По задумке, страховые компании должны были иметь к ней доступ и на основании полученной информации формировать индивидуальные коэффициенты для страхователей. Так, в случае превышения скорости на 60 км/ч, пересечение сплошной или езду в нетрезвом виде коэффициент возрастет, что существенно увеличит стоимость страховки.
Систему решили доработать и изменить (страховщикам не будут показываться конкретные нарушения и их количество). В результате ожидается, что на запрос страховой компании будет поступать ответ «да» или «нет». На этом основании станут принимать решение о повышении коэффициента.
Помимо организации технической стороны требуется постановление Правительства РФ, которое урегулирует взаимоотношения между РСА и ГИБДД.
С марта 2021 г. полностью меняются правила прохождения ТО, которые напрямую влияют на оформление страхового полиса ОСАГО. В 2021 г. водители должны будут пользоваться услугами только авторизованных в ГИБДД и РСА сервисов. После прохождения осмотра его результаты и фотографии автомобиля вносятся в единую онлайн-базу.
Эти изменения снизят количество «серых» талонов ТО — которые выдаются без прохождения осмотра и независимо от реального состояния автомобиля. За нарушение правил станции будут штрафовать на крупные суммы.
Действующее законодательство не предполагает ответственности за непрохождение техосмотра легковым автомобилем. Пока что норма КоАП РФ распространяется только на общественный транспорт, такси и специальный грузовой транспорт. С марта 2022 г. за отсутствие талона ТО будут наказывать и рядовых водителей. Планируется, что размер штрафа составит 2000 руб.
В связи с пандемией в России до ноября 2020 г. действовала «карантинная отсрочка» по предоставлению водителем диагностической карты страховщику. Страховые компании оформляли ОСАГО без диагностической карты. По истечению этого периода все водители должны были пройти ТО и предоставить документы страховщику.
Неисполнение этого правила может стать основанием для отказа предоставления компенсации при наступлении страхового случая. Это означает, что водитель будет самостоятельно возмещать весь причиненный ущерб, несмотря на наличие действующего полиса ОСАГО.
В ноябре 2020 г. было запущено мобильное приложение «Помощник ОСАГО», позволяющее оформлять ДТП по европротоколу в электронном виде. Для этого должны соблюдаться следующие условия:
- Между водителями отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств произошедшего.
- Оба участника имеют идентифицированную учетную запись на официальном портале государственных услуг.
Максимальный размер компенсации при использовании упрощенного порядка составляет 100 000 руб., но его можно увеличить до 400 000, если использовать фотофиксацию через приложение.
В 2021 г. также заработает мобильное приложение «Госуслуги.Авто». В нем появится возможность одновременного оформления протокола с 2 устройств, также будет доступно внесение и сохранение данных при отсутствии соединения с интернетом.
Само собой, должны быть соблюдены следующие условия: ОСАГО зарегистрировано на тот автомобиль, который попал в ДТП, при этом водитель автомобиля вписан в страховку. Возмещение ущерба производится при возникновении ДТП на дорогах, парковках, проездах, стоянках, в гаражах.
Полис ОСАГО компенсирует следующие виды потерь:
- Вред здоровью водителя и пассажиров;
- Повреждение транспорта;
- Компенсация заработка, который из-за ДТП потерял потерпевший;
- Дополнительные выплаты в случае получения инвалидности в ДТП;
- Затраты на эвакуатор и аренду стоянки для хранения поврежденного автомобиля;
- Стоимость поврежденного груза.
Но выплата по всем этим пунктам в совокупности не может превышать полмиллиона. Статья №7 закона об ОСАГО гласит, что за ущерб здоровью компенсация не может превышать 500 000 рублей, а за ущерб имуществу — 400 000 рублей.
Если застрахованное лицо погибло в результате ДТП, его родственникам выплачивают максимальную сумму — 500 тыс. рублей.
ОСАГО возмещает ущерб потерпевшей стороне исключительно за дорожно-транспортные происшествия. Ситуации, в которых на автомобиль упала ветка и повредила кузов, не входят в список страховых случаев. Аналогично с ситуациями, где автомобиль был поврежден ударом гаражной двери, падением груза с другого автомобиля на ваш и пр.
Ущерб от повреждений, нанесенных автомобилю опасными грузами, должен компенсироваться другой страховой компанией. По закону опасные грузы страхуются отдельно.
Если в результате ДТП вы вступили в конфликт с водителем, из-за чего случилась драка, в таком случае ОСАГО не возместит вам моральный ущерб или ущерб здоровью.
ОСАГО: новые тарифы на 2020-2021 годы
Шаг 1: Оформление ДТП
С недавних пор участникам ДТП совсем необязательно вызывать инспектора для оформления произошедшего. Европротокол дает возможность водителям самостоятельно оформить нужные документы, которые будут поданы в страховую компанию. Но эта возможность действительна в случае, если:
- Нет пострадавших;
- В аварии столкнулись 2 автомобиля;
- Оба транспортных средства имеют полисы ОСАГО;
- Нанесенный ущерб не превышает 400 тыс. рублей;
- Между участниками ДТП нет разногласий по поводу виновника происшествия.
Оформляя бумаги, не забудьте убедиться в том, что срок действия ОСАГО вашего оппонента не истек. В противном случае получить компенсацию ущерба через страховую компанию не получится.
Если между водителями возникли разногласия или ситуация не подходит под вышеперечисленные пункты, обязательно вызывают ГИБДД. Возможно, это придется сделать и в случае, если один из автомобилей застрахован по КАСКО (требование страховой компании).
В разных ситуациях вам понадобится обращаться в разные страховые компании.
В страховую, где вы оформляли полис ОСАГО, обращаются, если в ДТП нет пострадавших.
А если в вашей аварии ее участникам нанесен телесный вред, тогда понадобится обращаться в страховую компанию, которая выдавала полис виновнику аварии.
Когда нужно обратиться в страховую?
Сообщить страховой компании о наступлении страхового случая нужно сразу же, как это представляется возможным. Сообщаем о ДТП телефонным звонком, а затем в течение 5 дней приносим заполненные документы и заявление на получение компенсации.
До недавнего времени ваша страховая могла взыскать с вас уплаченную сумму в случае, если вы являетесь виновником ДТП. В 2019 году эту возможность упразднили. Но если этот пункт будет прописан в страховом договоре, СК будет иметь юридическое обоснование для взыскания с вас компенсации.
В течение первых пяти дней вам понадобится предоставить автомобиль в страховую для осмотра. В случае, если автомобиль невозможно привезти на своих колесах, страховщик самостоятельно выезжает на место для осмотра. Но об этом необходимо предупреждать компанию заранее.
Документы, которые понадобятся для подачи заявления на возмещение повреждения автомобиля:
- Паспорт;
- Водительское удостоверение;
- Документы на автомобиль: ПТС и СТС;
- Полис ОСАГО (е-ОСАГО понадобится распечатать);
- Диагностическая карта;
- Реквизиты для получения компенсации;
- Документы, свидетельствующие об аварии;
- Документы, свидетельствующие об аварии.
От того, каким образом фиксировалось ДТП, будет зависеть набор документов. Если аварию вы оформляли самостоятельно по Европротоколу, тогда достаточно будет предоставить фотографии с места аварии и заполненный бланк.
Если же вы вызывали сотрудников ДПС, то для страховой понадобится справка о ДТП (по форме №154), копия о возбуждении дела и проведения расследования с данными всех участников, копия квитанции-постановления.
Документы, которые понадобятся для возмещения ущерба здоровью:
- Справка из скорой, которая приезжала на место ДТП;
- Медицинское заключение со списком полученных увечий в результате происшествия;
- Выписка, где указано необходимое лечение;
- Справка от лечащего врача, подтверждающая, что вы проходите назначенное лечение.
Возмещение вреда, нанесенного здоровью, происходит не сразу. Сначала пострадавший проходит лечение, после чего идет на судебно-медицинскую экспертизу, которая оценивает состояние и степень полученного вреда. Полученное заключение в ходе такого осмотра и будет являться основополагающим документом для расчета размера компенсации в страховой компании.
Законом предусмотрена и вторая выплата для тех, кому понадобилось длительное лечение. В этом случае понадобится предоставить все документы, свидетельствующие о получении тяжкого вреда здоровью и убытков из-за этого.
Сюда входят все чеки, квитанции и договора о платном лечении, покупке лекарств, оплату услуг сиделки, приобретение спецпитания, протезов и пр. Если вам назначили инвалидность, значит понадобится справка о ее получении.
Доход, которого вы лишились на время лечения, тоже может быть возмещен страховой компанией. Для этого понадобится предоставить справку с места работы с указанием вашего дохода.
В случае, если вы лишились навсегда своей профессии (например, ухудшилось зрение, из-за чего пришлось покинуть прошлое место работы), прикладывайте к документам еще и договор с образовательным учреждением, который будет свидетельствовать о вашем намерении сменить профессию из-за последствий ДТП.
Документы на выплату родственникам погибшего:
- Копия паспорта погибшего;
- Справка, подтверждающая, что смерть наступила в результате последствий ДТП;
- Документ, подтверждающий ваше родство.
В законе четко прописаны сроки, в которые страховая компания обязана возместить ущерб пострадавшей стороне. На это отводится 20 рабочих дней со дня подачи заявления.
На деле эти сроки могут сорваться из-за того, что вы не предоставили полный список документов.
Согласно закону каждый день просрочки стоит страховой компании 1% от утвержденной суммы возмещения. В случае, если вам планируют прислать отказ, но опаздывают — 0,5% от запрошенной суммы.
Не всегда. До недавних пор у потерпевшего был выбор: денежные выплаты или ремонт автомобиля за счет страховой компании. Сегодня этого выбора нет.
Страховые компании (СК) имеют право ремонтировать ваш автомобиль за свой счет, но при этом должны быть соблюдены следующие условия:
- Автосервис должен сотрудничать со страховой компанией на основе долгосрочного договора.
- СТО должно находиться не дальше 50км от вашего дома или места ДТП.
На этапе заключения договора ОСАГО вы можете сразу выбрать сервис из предложенных страховой компанией и вписать его в документ. Договориться можно и о безусловно денежном вознаграждении на этапе подписания бумаг.
В случае, если ваш автомобиль находится на гарантии (младше 2 лет), страховая должна предложить вам официальный дилерский центр. Если у вашей СК не заключен договор с таковым, вы вправе требовать денежного возмещения ущерба.
Денежная компенсация полагается в следующих случаях:
- Если автомобиль не подлежит восстановлению;
- При стоимости ремонта свыше 400 тыс. рублей;
- Потерпевший получил средний и тяжкий вред здоровью (получает право выбрать вид компенсации);
- Если в ДТП был поврежден автомобиль, специально оборудованный для инвалида.
И напоследок. Если ваша СК обанкротится, то ее обязательства выполнит Российский союз автостраховщиков.
Изменение правил страхования ОСАГО в 2021 году
Новые требования касаются оформления ПТС исключительно в электронном виде. Это не только упростит процедуру регистрации, но и положительно повлияет на передвижение в пределах ЕЭС.
Важными изменениями станут:
- Обязательный техосмотр при покупке полиса ОСАГО (страховка не будет выдана без свежей диагностической карты);
- Регистрация авто станет возможна в отделении МФЦ совместно с сотрудниками ГИБДД (прием и выдачу документов на себя берут работники МФЦ, а за ТО авто и решение технических вопросов выступает ГИБДД).
- Индивидуализация ОСАГО — к каждому водителю будет применяться индивидуальный подход при расчете стоимости страховки.
- Перевод бумажной документации в электронную;
- На коммерческом транспорте обязательна установка тахографов.
Больше всего на тариф ОСАГО в этом и следующем году повлияет изменение даты расчета КБМ (коэффициента бонус-малус). Ранее для каждого водителя он рассчитывается индивидуально, и действовал один год.
В 2020 году РСА (Российский союз автостраховщиков) ввел новое правило и пересчитал для всех водителей КБМ. Следующая дата пересчета — 1 апреля 2021 года. Ранее действовавшая система расчета КБМ учитывала срок действия полиса (1 год), а новая определятся за календарный год — с 1 апреля по 31 марта.
При оформлении полиса ОСАГО в бумажном или электронном виде на автомобиль, возраст которого более 3 лет, его владелец обязан провести технический осмотр. После прохождения данной процедуры владельцу выдается на руки диагностическая карта, а ее данные вносятся в Единую автоматизированную информационную систему техосмотра ГИБДД.
В условиях карантина при пандемии COVID-19 внесены послабления для автовладельцев, которым необходимо продлять полисы ОСАГО. С 1 марта по 30 сентября текущего года новый полис ОСАГО разрешается оформлять без техосмотра.
Автовладельцам нужно понимать, что им дается отсрочка, а не полная отмена техосмотра. Его результаты владельцы ТС обязаны представить в страховую компанию при первой же возможности.
Следует понимать, что в случае ДТП страховая компания имеет полное право взыскать с владельца ТС полную компенсацию, которая до этого была выплачена потерпевшей стороне.
Как получить выплаты по ОСАГО в 2021 году
Оформление ДТП без вызова сотрудников ГИБДД существенно экономит время и снижает риск многочасовых пробок, но иногда лучше перестраховаться. Этот совет относится к ситуациям:
- когда ущерб может оказаться больше 400 тыс. руб. – максимальной выплаты по ОСАГО, и возможно судебное урегулирование части убытка;
- нет согласия в виновности одного из участников, и ущерб превышает 100 тыс. руб.;
- водитель одного из ТС не вписан в полис ОСАГО;
- полис вызывает сомнение в подлинности или не найден в базе РСА (при проверке по сайту или при попытке оформления электронного извещения);
- один из участников имеет полис КАСКО и предполагает им воспользоваться;
- если стресс не позволяет заполнить извещение без ошибок.
Если на руках у одного из участников окажется полис компании, у которой отозвана лицензия, то следует обратиться с извещением о ДТП:
Если лицензия отозвана | Если соблюдены условия
прямого возмещения |
Если не соблюдены условия прямого возмещения |
У страховщика виновника | В СК потерпевшего | В РСА |
У СК потерпевшего | В СК виновника | В СК виновника |
У обоих страховщиков | В РСА | В РСА |
Извещение заполняется по всем правилам либо в рукописном виде, либо в электронном, с помощью «Помощника ОСАГО». Второй вариант предпочтительнее, так как извещение попадает в базу РСА автоматически, и уже регулятор сам будет решать, кому осуществлять выплату.
Если для пяти регионов, где проводился эксперимент, размер выплат уже в прошлом году был изменен до 400 тыс. руб., то для остальных он не превышал 100 тыс. руб., а до этих изменений составлял 50 тыс.
С 1 ноября текущего года выплата при оформлении европротокола может доходить до 400 тыс. руб., если участниками выполнены 2 условия:
- была произведена фотофиксация ДТП и всех повреждений;
- было достигнуто согласие между сторонами.
Выплата не будет превышать 100 тыс. руб.:
- если не осуществлялась фотофиксация, но стороны пришли к согласию;
- или стороны не пришли к согласию о вине или нанесенных повреждениях, но осуществили фотофиксацию происшествия.
При наличии разногласий и отсутствии фотофиксации возмещение по европротоколу не выплачивается. Причинитель вреда предоставляет в свою страховую компанию экземпляр извещения не позднее, чем в течение 5 суток после аварии. Желательно, чтобы потерпевший тоже обратился к своему страховщику и написал заявление о прямом возмещении убытка. Если обратились оба, страховщики сами договариваются между собой, кто оформит выплату.
При оформлении аварии по европротоколу оба участника не должны приступать к ремонту ТС в течение 15 календарных дней после ДТП, которые считаются без учета праздничных дней.
Это правило введено для того, чтобы страховщик мог осмотреть оба автомобиля, если у него возникнут подозрения в инсценировке ДТП или искажении его обстоятельств.
По извещению о ДТП с фиксацией выплата может составить до 400 тыс. руб., а без фотографий – до 100, поэтому важно правильно провести эту процедуру. Для каждой автомашины:
- делается снимок, на котором, кроме ТС, видны неперемещаемые объекты инфраструктуры и при наличии – следы торможения;
- фотографируется регистрационный знак;
- делаются снимки всех поврежденных элементов кузова и внутренних узлов и деталей, если они повреждены и видны.
При съемке вертикальных поверхностей оптическую ось объектива следует располагать горизонтально.
Настоящее Указание на основании пункта 1 статьи 8, пункта 7 статьи 9 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2020, № 22, ст. 3382) устанавливает предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях), коэффициенты страховых тарифов, требования к структуре страховых тарифов, порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов.
1. Предельные размеры базовых ставок страховых тарифов (их минимальные и максимальные значения, выраженные в рублях) установлены в приложении 1 к настоящему Указанию.
2. Коэффициенты страховых тарифов установлены в приложении 2 к настоящему Указанию.
3. Требования к структуре страховых тарифов установлены в приложении 3 к настоящему Указанию.
4. Порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее — обязательное страхование) установлен в приложении 4 к настоящему Указанию.
5. Перечень факторов, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов, установлен в приложении 5 к настоящему Указанию.
6. Настоящее Указание вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования.
7. Со дня вступления в силу настоящего Указания признать утратившим силу Указание Банка России от 4 декабря 2018 года № 5000-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях), коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств», зарегистрированное Министерством юстиции Российской Федерации 29 декабря 2018 года № 53241.
Председатель Центрального банка Российской Федерации |
Э.С. Набиуллина |
Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 августа 2020 г.
№ п/п | Технические характеристики, конструктивные особенности, собственник, назначение и (или) цели использования транспортного средства | Базовая ставка страхового тарифа (рублей) | |
---|---|---|---|
минимальное значение ТБ | максимальное значение ТБ | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Мотоциклы, мопеды и легкие квадрициклы (транспортные средства категорий «А», «М»)1 юридических и физических лиц | 625 | 1 548 |
2 | Транспортные средства категорий «В», «ВЕ»1 | ||
2.1 | юридических лиц (в том числе транспортные средства специального назначения, транспортные средства оперативных служб) | 1 646 | 3 493 |
2.2 | физических лиц (в том числе транспортные средства, используемые для бытовых и семейных нужд), индивидуальных предпринимателей | 2 471 | 5 436 |
2.3 | используемые в качестве такси | 2 877 | 9 619 |
3 | Транспортные средства категорий «С» и «СЕ»1 юридических и физических лиц | ||
3.1 | с разрешенной максимальной массой 16 тонн и менее | 2 246 | 6 064 |
3.2 | с разрешенной максимальной массой более 16 тонн | 3 382 | 9 131 |
4 | Транспортные средства категорий «D» и «DE»1 юридических и физических лиц | ||
4.1 | с числом пассажирских мест до 16 включительно | 2 134 | 4 165 |
4.2 | с числом пассажирских мест более 16 | 2 667 | 5 205 |
4.3 | используемые на регулярных перевозках с посадкой и высадкой пассажиров как в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок, так и в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок | 3 905 | 7 399 |
5 | Троллейбусы (транспортные средства категории «Tb»)1 | 2 134 | 4 044 |
6 | Трамваи (транспортные средства категории «Tm»)1 | 1 331 | 2 521 |
7 | Тракторы, самоходные дорожно-строительные и иные машины юридических и физических лиц, имеющие паспорт самоходной машины и других видов техники или свидетельство о регистрации машины и проходящие государственную регистрацию в органах государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации | 872 | 1 952 |
Примечание. В случае если в документе, на основании которого определяются сведения о транспортном средстве (паспорт транспортного средства, свидетельство о регистрации транспортного средства), имеются расхождения между категорией и типом транспортного средства, при определении базовой ставки страхового тарифа следует руководствоваться данными о категории транспортного средства.
Изменения ОСАГО с 1 ноября 2020
№ п/п | Элемент структуры страхового тарифа | (процентов) |
---|---|---|
1 | 2 | 3 |
1 | Брутто-ставка (ставка страховой премии с единицы страховой суммы) | 100 |
2 | Нетто-ставка (часть брутто-ставки, предназначенная для обеспечения текущих страховых возмещений по договорам обязательного страхования) | 77 |
3 | Резервы компенсационных выплат — всего в том числе: | 3 |
4 | резерв гарантий | 2 |
5 | резерв текущих компенсационных выплат | 1 |
6 | Расходы на осуществление обязательного страхования | 20 |
Приложение 4
к Указанию Банка России
от 28 июля 2020 г. № 5515-У
«О страховых тарифах по обязательному
страхованию гражданской ответственности
владельцев транспортных средств»
1. В границах максимальных и минимальных значений базовых ставок страховых тарифов, установленных в приложении 1 к настоящему Указанию, страховщик устанавливает значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, указанных им в методике расчета страховых тарифов, утвержденной в соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, № 2, ст. 56, Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 1, ст. 4; 2018, № 31, ст. 4840).
2. В случае наличия нескольких владельцев транспортного средства, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, не предусматривающий ограничения количества лиц, допущенных к его управлению, применяются базовая ставка страхового тарифа, коэффициенты КО и КБМ, установленные в отношении владельца — собственника транспортного средства.
3. Для городов и населенных пунктов, находящихся в административном подчинении города (района), применяется коэффициент КТ, установленный для города (района), в административном подчинении которого они находятся.
4. При определении размера коэффициента КБМ используются сведения о договорах обязательного страхования, осуществленных страховых возмещениях и компенсационных выплатах, содержащиеся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 18, ст. 1720; 2020, № 22, ст. 3382) (далее — АИС ОСАГО).
При определении размера коэффициента КБМ учитывается каждое осуществленное страховое возмещение и компенсационная выплата, сведения о которых были включены в течение периода КБМ в АИС ОСАГО.
Для определения коэффициента КБМ осуществленные страховщиком страховые возмещения или компенсационные выплаты по одному страховому случаю рассматриваются как одно страховое возмещение.
В случае установления несоответствия размера коэффициента КБМ сведениям, содержащимся в АИС ОСАГО, страховщик применяет скорректированный размер коэффициента КБМ за весь период действия договора обязательного страхования, в котором применялся несоответствующий размер КБМ.
5. Для договоров обязательного страхования, предусматривающих ограничение числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, страховой тариф рассчитывается с применением максимального значения коэффициента КБМ, определенного в отношении каждого водителя, допущенного к управлению транспортным средством.
6. Коэффициент КБМ водителя, являющегося владельцем транспортного средства — физическим лицом или лицом, допущенным к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое или юридическое лицо, включая случаи, когда договор обязательного страхования не предусматривает ограничения количества лиц, допущенных к управлению транспортным средством (далее — коэффициент КБМ водителя), в отношении которого в АИС ОСАГО содержатся сведения о договорах обязательного страхования, определяется на основании значения коэффициента КБМ, который был определен водителю на период КБМ, и страхования, осуществленных страховщиками в отношении данного водителя и включенных в АИС ОСАГО в течение периода КБМ.
Коэффициент КБМ водителя, сведения в отношении которого отсутствуют в АИС ОСАГО, устанавливается равным 1.
Коэффициент КБМ водителя определяется ежегодно на период с 1 апреля по 31 марта года, следующего за годом определения коэффициента КБМ, включительно, является неизменным в течение указанного периода и применяется по всем договорам обязательного страхования, предусматривающим возможность управления транспортным средством данным водителем и заключенным в указанный период.
7. Для договоров обязательного страхования, не предусматривающих ограничения числа лиц, допущенных к управлению транспортным средством, владельцем которого является физическое лицо, страховой тариф рассчитывается с применением коэффициента КБМ, равного 1.
8. В случае если владельцем транспортного средства является юридическое лицо, в качестве коэффициента КБМ по договору обязательного страхования в отношении указанного транспортного средства применяется коэффициент КБМ владельца транспортного средства — юридического лица (далее — коэффициент КБМ юридического лица).
Коэффициент КБМ юридического лица определяется на основании размеров коэффициента КБМ, определенных для каждого транспортного средства, владельцем которого является данное юридическое лицо.
Коэффициент КБМ юридического лица определяется как среднее арифметическое значение с округлением до второго знака после запятой коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, по всем действующим договорам обязательного страхования в отношении транспортных средств, владельцем которых является указанное юридическое лицо, и коэффициента КБМ юридического лица по транспортному средству, в отношении которого заключается договор обязательного страхования, на конец действия договоров обязательного страхования по всем договорам обязательного страхования, прекратившим свое действие (в том числе досрочно прекращенным) в период КБМ в отношении транспортных средств, владельцем которых являлось указанное юридическое лицо и по которым отсутствуют действующие на следующий день после периода КБМ договоры обязательного страхования.
Банк России обновил тарифы по ОСАГО и порядок их применения. Это связано с законодательными поправками по индивидуализации тарифов. Базовая ставка тарифа перестанет быть одинаковой для всех водителей на одной территории, а будет определяться страховщиком для каждого автовладельца индивидуально, в т. ч. по наличию нарушений ПДД.
Определяются факторы, применение которых не допускается при установлении страховщиками значений базовых ставок страховых тарифов.
Прежние тарифы утратили силу.
Указание вступает в силу по истечении 10 дней после опубликования.
Первый весенний месяц внесет существенные изменения в процедуру техосмотра, которая будет иметь прямую взаимосвязь с оформлением страховки ОСАГО 2021.
Согласно новым правилам, прохождение техосмотра будет возможно лишь в специализированном РСА или сервисе от ГИБДД. Представители государственной инспекции будут вносить все сведения о транспортном средстве и его владельце в специальную онлайн-базу.
Подобное нововведение направлено на то, чтобы свести к минимуму выдачу поддельных диагностических карт. Как правило, подобные услуги предлагаются интернет-компаниями или самим страховщиком. Документ оформляется без визуальной оценки транспортного средства. Иными словами, с марта грядущего года процедура получения диагностической карты несколько усложнится. Лиц, нарушающих новое постановление, ожидают солидные штрафные взыскания.
Отсутствие подобного документа предусматривает наложение штрафа и на водителей. Теперь сумма взыскания достигнет отметки в 2000 рублей. Однако в этом году штрафы взиматься пока не будут, подобного рода наказания начнут действовать с марта следующего года. Специалисты полагают, что подобные карательные меры отличаются справедливым характером.
В рамках действующего законодательства за отсутствие регистрационной карты наказывают общественный и грузовой транспорт специального назначения, а также службу такси. На остальные виды транспорта, владельцами которых являются частные лица, штрафы не распространяются. Все это создает условия для получения поддельной диагностической карты, необходимой только для оформления полиса ОСАГО 2021.
Однако специалисты отмечают необходимость прохождения техосмотра по всем правилам. Ведь на наших дорогах около половины машин перешагнули десятилетний возрастной рубеж. Они должны особенно тщательно проверяться на предмет исправности. Введение новых штрафов станет стимулом для проведения ежегодного техосмотра.
ОСАГО: последние изменения в 2021
Владельцы полиса ОСАГО 2021 могут воспользоваться мобильным приложением для оформления дорожной аварии. Данный сервис начал функционировать с ноября прошлого года. Он позволяет зафиксировать ДТП без привлечения сотрудников ГИБДД.
Однако для того, чтобы воспользоваться онлайн-приложением, необходимо соблюдение нескольких условий:
- Участники аварии не должны иметь разногласий относительно происшествия.
- Установка мобильного приложения «Помощник ОСАГО«.
- У обоих участников ДТП должна быть регистрация в ЕСИА.
Функционал приложения позволяет добавить к оформлению ДТП фотографии с места аварии. При оформлении происшествия с видеофиксацией сумма выплаты может достигать 400 000 руб., при отсутствии снимков — до 100 000 руб.
В 2021 году появится еще один сервис для самостоятельного оформления аварии, который называется «Госуслуги.Авто«. Оба водителя смогут одновременно заполнять бланк со своего мобильного устройства. Внесение и сохранение данных будет возможно даже без подключения к Интернету.
Ряд коэффициентов, которые применяются при расчете ОСАГО 2021, были откорректированы. Изменения 2019 коснулись категорий стажа и возраста. В ближайшее время планируется отменить мощностный и региональный коэффициент. Отмена подобных значений должна предоставить страховщикам право на расширение тарифного диапазона.
Представители Центробанка уже высказывались о том, что мощностный и региональный коэффициент следует отменить. Руководитель отдела надзора за страховым рынком отметил несправедливость существующей системы. Ожидаемые перемены рассчитаны на то, что после отмены региональных значений страховщики будут самостоятельно оценивать качество дорожного покрытия, интенсивность потока и прочие нюансы, которые помогут при определении базового тарифа.
Требуются корректировки относительно мощностного значения ТС при его страховании. На данный момент наличие под капотом 120 лошадей не означает, что это гоночный автомобиль.
Отмена мощностного коэффициента может вызвать повышение тарифов ОСАГО 2021, однако максимально допустимым значением станет 40%. При этом некоторые водители могут рассчитывать на скидку в 40%.
На данный момент эти нововведения не приняты, а лишь находятся в стадии рассмотрения. В случае одобрения подобных изменений страховщики смогут внедрить установку телематических приборов. Они монтируются на ТС и помогают отслеживать манеру вождения. Однако на данный момент телематические системы обязывают ставить лишь некоторые страховые компании, которые занимаются оформлением добровольных договоров КАСКО.
Страховка ОСАГО 2021 может быть оформлена через сайт страховой компании. В прошлом году Правительство разрешило предъявлять электронный вариант полиса. Договор может быть заключен с любой компанией в офисе иной страховой фирмы.
В случае добровольного оформления КАСКО предусмотрено его объединение ОСАГО. В прошлом году начали оформлять единый документ, который содержит информацию сразу о двух этих полисах.
Главным условием является одинаковый период действия обоих полисов. Однако договор на добровольное КАСКО можно расторгнуть в любое время даже до окончания ОСАГО.
Нововведения предусматривают внедрение дополнительных пунктов в документацию:
- Сведения о рисках повреждений или полной утраты ТС.
- Франшиза на ремонтные работы, однако ее сумма не должна превышать 20% от общей стоимости полиса.
Планируется ввести следующие виды бланков:
- РРР — актуально для полиса с оборотной стороной, прохождение добровольного страхования не предусматривается.
- ННН — допускается оформление КАСКО со стандартными требованиями, сведения обозначаются на оборотной стороне документа.
Следует упомянуть еще об одном правиле, актуальном при оформлении страховки ОСАГО 2021 в электронном виде. Должно пройти не менее трех дней со дня подачи заявления на ее получение до дня начала периода действия. Данный временной промежуток необходим для отображения сведений в базе РСА. Во избежание просрочек договора оформлять полис следует заблаговременно.
В прошлом году выдвигалось предложение об увеличении максимальных сумм в рамках страховых договор. Планировалось сделать ценовой скачок от отметки в 500 000 руб. до 2 млн. руб. Однако на данный момент законопроект так и остается в стадии рассмотрения. Но существуют предпосылки о том, что в 2021 сумма страховых компенсаций подрастет.