Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фз 256 о материнском капитале с изменениями в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Из первого изменения возникает следующее. С 15 апреля 2020 года сертификат на материнский капитал оформлять самостоятельно не нужно. После того, как родители получают свидетельство о рождении на только что родившегося ребёнка, ЗАГС передаёт данные о нём в Пенсионный фонд. Тот, в свою очередь, в автоматическом режиме оформляет для вас материнский капитал.
Материнский капитал 2021 – про все изменения в одном месте
Это самое масштабное и значимое изменение, которое произошло за всю историю существования программы материнского капитала. С 2020 года сертификат начали выдавать уже на первого ребёнка, а за второго ребенка он увеличится на 150 000 рублей. Для того, чтобы понять, кому и какая сумма положена, разберём это изменение на примере, разделим все семьи на 3 группы. Отправной точкой здесь будем считать 1 января 2020 года.
- Первая группа – та, у которой до обозначенной даты не было детей.
- Вторая группа – эта группа, где есть один ребёнок рождённый до 1 января 2020 года.
- Третья группа – это те семьи, где до 1 января 2020 года было рождено двое и более детей.
Если после 1 января 2020 года в семьях из первой группы рождается первенец, то эти семьи попадают под действие этого закона и они уже за первого ребёнка получат материнский капитал в сумме 466 617 ₽.
В семьях из второй группы до 1 января 2020 года был рождён лишь 1 ребёнок, таким образом права на материнский капитал у них ещё не возникало. Если после 1 января 2020 года у этих семей рождается второй ребёнок, то они сразу получат материнский капитал за обоих детей (то есть, в повышенном размере). А именно:
466 617 ₽ + 150 000 ₽, итого 616 617 ₽
Третья группа. Так как все дети в этой группе были рождены до 1 января 2020 года, то правом на мат капитал эти семьи уже воспользовались. Таким образом, новый закон никак не повлиял на размер того капитала, который у них сейчас имеется.
В 2021 года размер материнского капитала вырастет на 3,7%. Напомним, что в 2020 году его сумма выросла ровно на 3%, а до этого его размер не менялся на протяжении 4 лет:
Кстати, базовый размер материнского капитала составляет 250 тысяч рублей. Именно такую сумму семьи получали на старте программы в 2007 году. Далее, на протяжении 15 лет , год от года размер капитала увеличивался на утверждаемый правительством процент (который должен быть не меньше инфляции). Таким образом, 250 тысяч на 2007 год выросли до 466 тысяч рублей на 2020 год.
Индексация | Сумма | |
---|---|---|
2007 | 250 000 ₽ | |
2008 | 10,50% | 276 250 ₽ |
2009 | 13% | 312 163 ₽ |
2010 | 10% | 343 379 ₽ |
2011 | 6,50% | 365 698 ₽ |
2012 | 6% | 387 640 ₽ |
2013 | 5,50% | 408 960 ₽ |
2014 | 5% | 429 409 ₽ |
2015 | 5,50% | 453 026 ₽ |
2016 | 0% | 453 026 ₽ |
2017 | 0% | 453 026 ₽ |
2018 | 0% | 453 026 ₽ |
2019 | 0% | 453 026 ₽ |
2020 | 3% | 466 617 ₽ |
2021 | 3,70% | 483 882 ₽ |
Важная деталь, про которую многие семьи не знают. Индексируется не вся сумма по сертификату, а только остаток средств. Рассмотрим на примере.
Предположим, семья Петровых в 2014 году на оплату обучения в ВУЗе старшего ребёнка израсходовала 200 000 рублей из средств материнского капитала. Напомним, что его размер в 2014 году составлял 429 409 рублей. Таким образом, начиная с 2015 года индексироваться уже будет не 429 тысяч, а 229 тысяч рублей:
Что изменилось в программе материнского капитала в 2021 году
Подобное поощрение рождаемости доступно для всех людей Российской Федерации, где, начиная с 1 января 2007 года и по 31 декабря 2016 года, появился второй ребенок. Сейчас семейный капитал доступен до 31 декабря 2018 года, благодаря последнему закону о материнском капитале от 30.12.2015 № 433-ФЗ «О внесении изменения в статью 13 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»».
256 закон о материнском капитале предоставляет Пенсионному фонду России заниматься распределением и выдачей средств для семей, попадающих под этот закон. Важно учитывать, что получение материнского капитала возможно только один раз, только для одного ребенка. При этом, когда семья по какой-то причине не оформляет материнский капитал при появлении второго ребенка, то его можно получить при рождении или усыновлении третьего и последующего детей.
Государство предусматривает ежегодную индексацию материнского капитала, изменения в количестве средств, предоставляемых семье, предусмотрены с учетом инфляции и роста цен. К первому января 2017 года материнский капитал составил 492 348 рублей. Первоначальной, выдаваемой в 2007-м году, была выплата в 250 000 рублей.
Семья может получать деньги частями, если это необходимо. При этом, с ходом времени предусмотрено увеличение той части капитала, что еще осталась не выданной.
В 2021 году размер материнского капитала составляет 466 617 рублей за первого ребенка и 616 617 рублей за второго ребенка.
2021 год ознаменовался встречей, на которой Владимир Путин обратился к Федеральному Собранию с речью, где затронул проблемы семей с маленькими детьми.
Из-за финансовых затруднений в стране и снижения рождаемости в качестве помощи правительство предложило:
- выплачивать пособия на детей до трех лет ежемесячно, если доход семьи ниже, чем два прожиточных минимума;
- выплата детям с 3 – 7 лет для семей, чей доход на одного человека меньше или равен прожиточному минимуму;
- продлить действие программы до 2026 года;
- семья, где есть третий ребенок может получить дополнительный сертификат на 450 000 для погашения ипотеки.
Новый законопроект пока не вступил в действие, но сведения о том, что материальную поддержку будут выдавать при рождении (усыновлении) первого ребенка распространилась в Сети и газетах. В.В. Путин пообещал согласовать проект, регулирующий эти обязательства. Величина субсидии останется 416 617 рублей, за второго ребенка ожидается увеличение на 150 000 рублей (итоговая сумма составит 616 617 рублей). Действующая редакция 2021 года не предусматривает выдачу фин.помощи первенцу, так как это предложение, которое планируется оформить.
В получении субсидии есть подводные камни. На практике все больше кредитных учреждений не соглашаются принимать мат капитал в качестве взноса по ипотеке. Такие известные банки, как ВТБ, Россельхозбанк, Газпромбанк, Райффайзенбанк, МКБ и Совкомбанк подтверждают эту информацию и ссылаются на застройщиков, фактически нарушая закон.
Некоторые откладывают решение, не говоря прямое нет, ссылаясь на возраст ребенка (до 3-х лет), что также является искажением закона. Важное положение: погасив часть жилищного заёма на квартиру материнским капиталом, существует риск иметь сложность в дальнейшем с ее продажей. Банки не дают займы под залог с долями несовершенных детей, а только после их совершеннолетия. Регулироваться данная ситуация государством не может.
Семейный капитал в 2021 году стал социально адаптированным. В условиях кризиса, важным моментом является помощь малообеспеченным слоям населения. Пролонгация программы и дальнейшие доработки законопроекта — это существенная поддержка семей с маленькими детьми. Скорее всего это не последний законопроект, регулирующий нормы.
На что можно потратить материнский капитал в 2021 году
29 декабря 2006 года в России приняли Федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ. В соответствии с данным нормативным актом было введено понятие «материнский капитал».
Под ним следует понимать денежные средства, выплачиваемые лицам, имеющим право на выплаты денежных средств со стороны государства. При этом выплаты имеют целевой характер, то есть использовать их можно только на те цели, которые установлены федеральным законом.
На практике это означает, что подпадающим под программу гражданам выдаются не наличные денежные средства, а сертификат, который подтверждает право на использование материнского капитала.
Важно! Сертификат является именным, а это означает, что средствами поддержки может воспользоваться только лицо, которое его оформляло.
В целом, программа маткапитала на сегодняшний день является одним из наиболее весомых инструментов материального стимулирования рождаемости в нашей стране.
Для оформления сертификата потребуется посетить территориальное отделение ПФР вместе с заявлением и необходимыми документами:
- паспорт заявителя;
- свидетельство о рождении на каждого ребенка (или свидетельство об усыновлении);
- документ, подтверждающий наличие у ребенка российского гражданства;
- документы, подтверждающие личность и полномочия законного представителя, если заявитель не в состоянии присутствовать при подаче документов.
Статистика показывает, что из всех обратившихся только 2% людей сталкиваются с отказом в получении маткапитала. Обычно заявителям отказывают в маткапитале, если, к примеру, у них в семье только один ребенок или предоставленные ими документы содержат некорректные сведения.
Если человек предполагает, что в обращении ему было отказано необоснованно, то ему потребуется обратиться в вышестоящее отделение ПФР или в суд за обжалованием вынесенного решения.
Закон о материнском капитале в 2021 году
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 25.12.2008 N 288-ФЗ, от 28.07.2010 N 241-ФЗ, от 29.12.2010 N 440-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 16.11.2011 N 318-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.06.2013 N 128-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 08.03.2015 N 54-ФЗ, от 23.05.2015 N 131-ФЗ, от 28.11.2015 N 348-ФЗ, от 30.12.2015 N 433-ФЗ, от 03.07.2016 N 302-ФЗ, от 28.12.2016 N 470-ФЗ, от 20.12.2017 N 411-ФЗ, от 28.12.2017 N 432-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 30.10.2018 N 390-ФЗ, от 18.03.2019 N 37-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 02.08.2019 N 283-ФЗ, от 01.03.2020 N 35-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ, от 08.12.2020 N 409-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
22 декабря 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2006 года
Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки); (в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 348-ФЗ)
2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;
3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
1. Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства:
1) женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
2) женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
3) мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
4) женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
5) мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
Действие положений части 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).
2. При возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, а также усыновленные дети, которые на момент усыновления являлись пасынками или падчерицами данных лиц.
3. Право женщин, указанных в части 1 настоящей статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях смерти женщины, объявления ее умершей, лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, совершения в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки. Право на дополнительные меры государственной поддержки у указанного лица не возникает, если оно является отчимом в отношении предыдущего ребенка, очередность рождения (усыновления) которого была учтена при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки, а также если ребенок, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, признан в порядке, предусмотренном Семейным кодексом Российской Федерации, после смерти матери (усыновительницы) оставшимся без попечения родителей. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).
2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
3) дату рождения;
4) пол;
5) подпункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
7) дату включения в регистр;
8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).
4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.
5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
6. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, предоставляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами по межведомственным запросам органов, предоставляющих государственные услуги, или органов, предоставляющих муниципальные услуги, с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных». (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
7. Информация об установлении дополнительных мер государственной поддержки лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи». (в ред. Федерального закона от 07.03.2018 N 56-ФЗ)
Все, что нужно знать о материнском капитале в 2021 году
1. Лица, указанные в частях 1, 3 — 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1.1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, получившее сертификат, не представило указанные документы самостоятельно. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий пяти календарных дней со дня их поступления в такие органы и организации. (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
1.2. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и сведений, запрашиваемых в соответствии с частью 4 настоящей статьи, в сроки, установленные частью 3 настоящей статьи. При поступлении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей), содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, и на основании сведений о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования женщины, родившей (усыновившей) ребенка (детей), территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации запрашивает сведения о государственной регистрации рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей), а также сведения, указанные в части 4 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
2. Форма сертификата, правила подачи заявления о выдаче сертификата и правила выдачи сертификата (его дубликата) устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
3. Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в пятнадцатидневный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. Срок принятия решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата приостанавливается в случае непоступления в срок, установленный частью 4 настоящей статьи, запрашиваемых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации сведений. При этом решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата. (в ред. Федерального закона от 30.10.2018 N 390-ФЗ)
1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах: (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
1) 466 617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
2) 466 617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150 000 рублей и составляет в общей сумме 616 617 рублей; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
3) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года; (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
4) 616 617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло. (в ред. Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ)
Действие положений части 1 статьи 6 (в редакции Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020 (пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 01.03.2020 N 35-ФЗ).
2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала. (в ред. Федерального закона от 28.07.2010 N 241-ФЗ)
Часть 2 статьи 6 не действовала с 01.01.2018 до 01.01.2020 (статья 12 Федерального закона от 19.12.2016 N 444-ФЗ).
3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
4. Пенсионный фонд Российской Федерации по запросу лица, получившего сертификат, предоставляет информацию о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части на бумажном носителе или в электронной форме в соответствии с требованиями, установленными статьей 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Порядок предоставления лицу, получившему сертификат, по его запросу информации о размере материнского (семейного) капитала либо в случае распоряжения частью материнского (семейного) капитала о размере его оставшейся части устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения. (в ред. Федерального закона от 20.12.2017 N 411-ФЗ)
1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также из издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее — дополнительные меры государственной поддержки);
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 ноября 2015 года N 348-ФЗ.
2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;
3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Маткапитал-2021: как потратить полмиллиона на улучшение жилищных условий
1. В целях обеспечения учета лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки, и реализации указанного права осуществляется ведение федерального регистра лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки (далее — регистр).
2. Регистр содержит следующую информацию о лице, имеющем право на дополнительные меры государственной поддержки:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования;
2) фамилию, имя, отчество, а также фамилию, которая была у лица при рождении;
3) дату рождения;
4) пол;
5) пункт утратил силу с 12 марта 2020 года — Федеральный закон от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ;
6) серию и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, дату выдачи указанных документов, на основании которых в регистр включены соответствующие сведения, наименование выдавшего их органа;
7) дату включения в регистр;
8) сведения о детях (фамилию, имя, отчество, пол, дату и место рождения, реквизиты свидетельств о рождении, очередность рождения (усыновления), гражданство);
9) сведения о материнском (семейном) капитале (размере материнского (семейного) капитала, выбранном направлении (направлениях) распоряжения им и о его использовании);
10) сведения о прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки.
3. Информация о лице, содержащаяся в регистре, относится в соответствии с законодательством Российской Федерации к персональным данным граждан (физических лиц).
4. Ведение регистра осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития.
5. Информация о лицах, содержащаяся в регистре, является государственным информационным ресурсом, функции оператора которого осуществляет Пенсионный фонд Российской Федерации.
1. Лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 3 настоящего Федерального закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, вправе обратиться непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — многофункциональный центр) в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за получением государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на бумажном носителе или в форме электронного документа (далее — сертификат) путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами либо получить сертификат в беззаявительном порядке в соответствии с частью 1_2 настоящей статьи в любое время после возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки.»
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 302-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 12 марта 2020 года Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ.
1_1. Документы (копии документов, сведения), необходимые для вынесения решения о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата, запрашиваются Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами в органах, предоставляющих государственные услуги, органах, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (копии документов, сведения) находятся в распоряжении таких органов либо организаций. Соответствующие органы и организации обязаны рассмотреть межведомственные запросы Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов и направить ответ в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня их поступления в такие органы и организации.
(Часть дополнительно включена Федеральным законом от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2021 года Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ.
____________________________________________________________________
Положения части 1_1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ) не применяются до 1 июля 2012 года в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, и в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг — см. пункт 5 статьи 74 Федерального закона от 1 июля 2011 года N 169-ФЗ.
____________________________________________________________________
1. Материнский (семейный) капитал устанавливается в следующих размерах:
1) 466617 рублей при условии, что право на дополнительные меры государственной поддержки возникло до 31 декабря 2019 года включительно;
2) 466617 рублей в случае рождения (усыновления) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года. В случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) также начиная с 1 января 2020 года, размер материнского (семейного) капитала увеличивается на 150000 рублей и составляет в общей сумме 616617 рублей;
3) 616617 рублей в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 1 января 2020 года при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) до 1 января 2020 года;
4) 616617 рублей в случае рождения (усыновления) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2020 года при условии, что ранее право на дополнительные меры государственной поддержки не возникло.
(Часть в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ.
____________________________________________________________________
Действие положений части 1 настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, — см. пункт 5 статьи 5 Федерального закона от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ.
____________________________________________________________________
2. Размер материнского (семейного) капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции и устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период. В таком же порядке осуществляется пересмотр размера оставшейся части суммы средств материнского (семейного) капитала.
(Часть в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ.
____________________________________________________________________
Действие части 2 настоящей статьи приостановлено:
до 1 января 2018 года в части ежегодного пересмотра с учетом темпов роста инфляции размера материнского (семейного) капитала — Федеральный закон от 6 апреля 2015 года N 68-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 371-ФЗ, Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 455-ФЗ);
до 1 января 2020 года — Федеральный закон от 19 декабря 2016 года N 444-ФЗ.
____________________________________________________________________
3. Размер материнского (семейного) капитала уменьшается на сумму средств, использованных в результате распоряжения этим капиталом в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
1. Распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в частях 1 и 3 статьи 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала (далее — заявление о распоряжении), в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.
(Часть дополнена с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 августа 2010 года Федеральным законом от 28 июля 2010 года N 241-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 28 июля 2012 года N 133-ФЗ.
2. В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 настоящего Федерального закона, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия. Заявление о распоряжении может быть подано усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) не ранее чем по истечении трех лет со дня рождения ребенка, за исключением случаев, предусмотренных частью 6_1 настоящей статьи. Если право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с усыновлением данного ребенка, заявление о распоряжении может быть подано не ранее чем по истечении трех лет после указанной даты, за исключением случаев, предусмотренных частью 6_1 настоящей статьи. Распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, право на который возникло у ребенка (детей), оставшегося (оставшихся) без попечения родителей и находящегося (находящихся) в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется ребенком (детьми) не ранее достижения им (ими) совершеннолетия либо приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 288-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 15 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 302-ФЗ.
3. Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:
1) улучшение жилищных условий;
2) получение образования ребенком (детьми);
3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в пунктах 1, 2 и 4 части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 21 июля 2014 года N 216-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 1 марта 2020 года N 35-ФЗ.
Закон о материнском капитале 256-ФЗ с последними изменениями
Материнский капитал при рождении первого ребенка стали давать только с 2020 года. Его можно получить, если первый ребенок родился в 2020 году или позже. Если ребенок один и родился до 2020 года, маткапитал семье пока не положен.
В 2020 году маткапитал на первого ребенка составлял 466 617 Р. В 2021 году — 483 881,83 Р. Если первый ребенок родился в 2020 году, но маткапитал на него еще не использовали, можно распорядиться суммой с учетом повышения.
С 1 января 2021 года материнский капитал проиндексирован на 3,8%, что отражено в ч. 2 ст. 6 ФЗ № 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года. Текущий размер выплат сохранится до конца 2021 года. Будет ли дальнейшая индексация размера выплат неизвестно, но, вероятно, конечная сумма снова будет увеличена в соответствии с уровнем инфляции в текущем году. Заморозки размера выплат, как было с 2015 до 2020 года, пока не планируется.
Право на маткапитал возникает у семьи, а равно у единственной матери или единственного отца в случае смерти матери или лишения ее родительских прав, либо усыновления ребенка только отцом, с момента рождения ребенка или вступления в законную силу решения суда об усыновлении. При условии, что дата рождения или усыновления ребенка не раньше января 2007 года. Усыновление несовершеннолетнего приравнивается к рождению биологического ребенка, однако фактическая дата рождения ребенка при его усыновлении неважна для получения права на капитал.
Законодательством выделяются следующие категории граждан, которые могут получить материнский капитал в качестве социальной поддержки:
- Мать, родившая или усыновившая первого ребенка в 2020 году и позднее, либо второго и последующих детей с 2007 до конца 2026 года;
- Биологический отец ребенка либо усыновитель первого ребенка, если ребенок был рожден или усыновлен в любой момент с января 2020 года, при условии, что материнским капиталом мужчина ранее не пользовался, либо он является единственным родителем двух детей, второй из которых появился не ранее 2007 года;
- Дети, в отношении которых было принято решение о выделении на них материнского (семейного) капитала, при условии лишения их родителей родительских прав, либо их смерти или признания безвестно отсутствующими.
Помимо указанных требований получатели должны иметь российское гражданство, включая гражданство их детей. Не допускается оформление выплат семьям, имеющим иностранное гражданство или не имеющим гражданства вовсе, даже если семья всю свою жизнь жила на территории РФ.
Несмотря на видимое сохранение направлений для использования средств господдержки, государством были внесены некоторые изменения, поэтому вариативности использования для владельцев сертификата стало больше.
В 2021 году материнский капитал можно потратить на:
- Получение образования одним или обоими детьми, при этом максимальный возраст ребенка, на которого тратится материнский капитал, не должен превышать 25 лет. Также полученные выплаты допускается использовать на оплату дошкольного и школьного образования более младших детей, либо на университет или колледж для старшего. Если материнский капитал расходуется на дошкольное образование, то использовать его можно после получения сертификата, а если на школьное или вузовское, то только при достижении ребенком, благодаря которому получены средства, возраста трех лет. Образовательное учреждение должно иметь соответствующую лицензию и находиться на территории РФ.
- Приобретение жилья. Деньги могут пойти как первоначальный взнос для оформления ипотеки, так и на погашение уже взятого кредита. С 2021 года материнским капиталом можно погасить военную ипотеку. Не допускается погашение ипотеки за счет маткапитала, если ипотека оформлена на ветхое и аварийное жилье, а также на жилье, попадающее под реконструкцию. Обязательным условием использования материнского капитала для погашения ипотечного кредита или возмещения расходов по уже приобретенному жилью является выделение долей детям и супругу при наличии.
- На увеличение пенсии матери ребенка, при чем исключительно матери. Отец, даже если он является держателем сертификата, не может использовать маткапитал для увеличения своей пенсии. Накопительная часть пенсионных отчислений может быть оформлена как государственном Пенсионном фонде РФ, так и в негосударственном.
- Различные услуги и технические устройства для адаптации детей-инвалидов в общество. Уточняется, что средств можно направить на приобретение различных устройств или услуги для социализации инвалидов в обществе, за исключением тех, что предоставляются за счет государства по федеральным программам. Также особенностью использования маткапитала является возможность получения компенсации, т.е. сначала держатель сертификата оплачивает адаптационные средства самостоятельно, а затем подает документы на компенсацию покупки из средств маткапитала.
Помимо основных направлений, с 2020 года средства можно потратить на ежемесячные выплаты для ребенка, пока он не достигнет возраста трех лет. Существует важное уточнение: выплаты на первого ребенка финансируются из средств федерального бюджета, а на второго выплачиваются из средств материнского капитала.
В Государственную думу вынесен вопрос о дополнительном расширении направлений использования средств. Предлагается разрешить матери использовать капитал для получения собственного средне-специального или высшего образования, а не только допускать такую трату на детей. Однако на момент написания статьи данный вопрос все еще находится на уровне рассуждений.
Для принятия решения Пенсионный фонд или служба Социальной защиты проводят проверку соответствия семьи условиям назначения выплат, главным из которых является уровень дохода ниже двух прожиточных минимумов, установленных в регионе проживания заявителя. Два прожиточных минимума полагаются каждому члену семьи, который берется в расчет. Также за прожиточный минимум берется сумма, эквивалентная прожиточному минимуму в регионе за последний квартал прошлого периода.
Пример:
Семья А., в которой проживают мать и отец, а также их совершеннолетний сын-студент и маленький ребенок, которому на момент обращения исполнилось 2 месяца.
Прожиточный минимум в регионе проживания заявителей в 2020-м для различных категорий граждан был равен общероссийскому:
- Для взрослого трудоспособного населения — 12 392 рубля (для пособия требуется двойной прожиточный минимум – 24 784 рубля);
- Для детей – 11 423 рубля (двойной – 22 846 рублей).
Доходы каждого члена семьи на момент обращения составляют:
- Отец – 30 760 рублей в месяц;
- Совершеннолетний сын – 1645 рублей в месяц (стипендия);
- Мать – 11 230 рублей в среднем в месяц (включая все пособия и зарплату до декрета).
Расчет среднедушевого дохода производится по следующей формуле:
Многие семьи, пытаясь получить средства наличными, идут на различные ухищрения, включая случаи заключения мнимых сделок с различными неправомерными организациями для обмана Пенсионного фонда. Чаще всего объектом преступного посягательства являются сделки по улучшению жилищных условий.
Важно понимать, что подобные сделки являются незаконными, и, в случае установления данного факта, попадают под действие ст. 159.2 УК РФ, что грозит большими штрафами и уголовным преследованием не только членам сомнительных организаций, но и родителям детей. При обдумывании такого способа обналичивания капитала следует учесть факт обязательного выделения доли детям и супругу, чего нельзя сделать при мнимой сделке, поэтому Пенсионный фонд рано или поздно установит нарушение.
В лучшем случае, при отсутствии выделения доли детям и супругу, Пенсионный фонд обратится в суд с требованием вернуть потраченные средства, а в худшем обратится в полицию для проведения проверки по поводу мошенничества.
Для обращения в Пенсионный фонд по поводу оплаты обучения в ВУЗе или колледже, потребуется предоставить следующий пакет документов:
- Заявление на распоряжение частью средств.
- Паспорт заявителя.
- Свидетельства о рождении детей, включая будущего студента.
- Сертификат на капитал.
- Дополнительное соглашение, которое оформляется в ВУЗе об отсрочке оплаты и ее проведении за счет средств маткапитала.
- Справка о зачислении ребенка в ВУЗ.
Нужно обратить внимание на обязательное указание реквизитов ВУЗа и на проставление печатей, сотрудники некоторых учебных заведений забывают о нужных печатях, в результате чего Пенсионный фонд отказывается принимать заявление. Подобные проволочки значительно усложняют процесс обучения ребенка, так как ВУЗ до конца не уверен в поступлении оплаты, а ПФР не может ее провести при отсутствии нужных реквизитов. Также нужно учесть факт задержки оплаты и не переживать, обычно при обращении в Пенсионный фонд в сентябре, оплата производится к ноябрю.
Дополнительным правилом, введенным примерно в 2015 году, является предоставление документов каждый семестр. Ранее оплату можно было проводить один раз в год за два семестра. Сделано это из-за множественных отчислений студентов после первого-третьего курсов и сложностей с возвратом части оплаченных средств.
Это дополнительные меры помощи для семей с детьми, которые предоставляются на региональном уровне (из средств местного бюджета). Обычно на такую поддержку могут рассчитывать родители, у которых появился третий ребёнок. Размер и правила использования этой выплаты значительно отличаются в разных регионах: так, в некоторых субъектах РФ на средства сертификата можно приобрести отечественный автомобиль.
Какие изменения внесены в закон о материнском капитале
Так, по состоянию на 1 января 2021 года размер материнского капитала составляет:
- 483 882 рублей – на первого ребенка, а также семьям, в которых родился второй малыш (был усыновлен) до 2020 года. При условии, что родители не обращались за сертификатом или же еще не успели его использовать;
- 639 432 рубля – такая сумма выплачивается в том случае, если оба малыша появились на свет, начиная с 2020 года.
Помимо увеличения размера выплат, также были пересмотрены сроки получения и распоряжения таким видом помощи от государства.
Начиная с 2021 года, в отношении процедуры оформления материнского капитала действуют следующие сроки:
- до 5 рабочих дней – выдача сертификата на получение МК (раньше эта процедура занимала 15 дней);
- до 10 рабочих дней – на рассмотрение заявления об использовании выделенных денег (вместо 30 дней).
В отдельных ситуациях на процедуру может уйти больше времени. К примеру, увеличение сроков может произойти, если другие государственные учреждения не предоставили в срок данные по запросу ПФР.
Кроме того, была существенно упрощена процедура подачи заявления на распоряжение средствами МК. Теперь это можно сделать напрямую в банке (при покупке жилья в кредит).
Кроме того, была увеличена ежемесячная выплата, предоставляемая некоторым семьям за счет средств МК. В 2021 году ее размер установлен на уровне прожиточного минимума (за 2 квартал прошлого года), действующего в соответствующем регионе. В целом по России такая выплата равна 11 400 рублей, что на 1000 рублей больше, чем в 2020 году.
29 декабря 2006 года в России приняли Федеральный закон «О дополнительных мерах поддержки семей, имеющих детей» №256-ФЗ. В соответствии с данным нормативным актом было введено понятие «материнский капитал».
Под ним следует понимать денежные средства, выплачиваемые лицам, имеющим право на выплаты денежных средств со стороны государства. При этом выплаты имеют целевой характер, то есть использовать их можно только на те цели, которые установлены федеральным законом.
На практике это означает, что подпадающим под программу гражданам выдаются не наличные денежные средства, а сертификат, который подтверждает право на использование материнского капитала.
В целом, программа маткапитала на сегодняшний день является одним из наиболее весомых инструментов материального стимулирования рождаемости в нашей стране.
Федеральный закон от 29.12.2006 г. № 256-ФЗ
Перечень лиц, которые вправе претендовать на получение сертификата, содержится в статье 3 рассматриваемого нормативного акта.
В него входят:
- женщины, у которых появился второй по счету ребенок после 2007 года
- мужчины, которые являются усыновителями в единственном числе второго ребенка.
Следует отметить, что возможность получения средств поддержки может быть утрачена в случае лишения родителей соответствующих прав.
На сертификат вправе рассчитывать и семьи, в которых имеются усыновленные дети. Если же над ребенком оформляется опекунство, то за него материнский капитал не выплачивается.
Кроме этого, важным условием для того, чтобы получить материальную выплату, является наличие у ребенка российского гражданства.
Право на оформление данного сертификата возникает сразу после рождения второго (до 31. 12. 2019 года) или первого (после 01. 01. 2020 года) ребенка.
Для этого необходимо обратиться с соответствующим заявлением и свидетельством о рождении в отделение пенсионного фонда. Также подать бумаги можно в МФЦ. Кроме этого, допускается его подача в электронном формате через портал «Госуслуги» или личный кабинет на сайте государственного пенсионного фонда.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 рассматриваемого нормативного акта решение о выдаче сертификата принимается в течение 15 дней с момента подачи документов. При этом данный срок может быть увеличен при необходимости истребования дополнительных документов.
Законом установлено, что распорядиться средствами можно не сразу, а только спустя 3 года после рождения ребенка. Однако в отдельных случаях имеются исключения.
Так, распорядиться средствами сразу можно в следующих целях:
- при погашении кредитов и займов, оформленных в целях приобретения жилья;
- при приобретении средств реабилитации ребенка-инвалида;
- при оформлении ежемесячной выплаты на ребенка до 3 лет.
Федеральный закон № 256-ФЗ предусматривает следующие возможности расходования средств материальной поддержки:
- Улучшение условий проживания. Граждане могут вложить бюджетные деньги в покупку или строительство жилья. При покупке недвижимости по сертификату необходимо выделение долей в праве собственности матери, отцу и всем детям. На сегодняшний день подавляющее большинство семей использует маткапитал именно для этой цели.
- Получение образовательных услуг. Допускается использование средств господдержки на оплату услуг дошкольного, среднего, высшего и дополнительного образования, в том числе и старшего ребенка.
- Приобретение товаров и услуг для реабилитации ребенка с ограниченными возможностями. При воспитании ребенка-инвалида семья может приобрести ему необходимые товары, перечень которых определен Правительством, не дожидаясь истечения трехлетнего срока.
- Направление средств на пенсию накопительного типа матери. Женщина вправе направить средства господдержки в счет формирования своей будущей пенсии.
Государственная программа поддержки материнства закреплена Федеральным законом о материнском капитале 256 ФЗ. Действующая редакция нормативного акта предоставляет возможность регионам устанавливать дополнительные льготы для данной категории граждан. Текст закона предусматривает:
- Основания принятия законопроекта и его соответствие требованиям Конституции Российской Федерации.
- Понятие помощи, за счет каких средств она формируется, и кто принимает решение об использовании.
- Перечень граждан, которые могут рассчитывать на поддержку со стороны государства.
- Ведение Федерального регистра лиц, которые имеют право на получение дополнительной помощи.
- Порядок и условия, при соблюдении которых возможно получение сертификата на МК.
- Размер семейного капитала. В таблице наведена суммы последних лет:
Период | Размер материнского капитала (в рублях) | Основание |
---|---|---|
2018 год | 453026,00 | Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ |
2017 год | 453026,00 | Федеральный закон от 19.12.2016 N 415-ФЗ |
2016 год | 453026,00 | Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-Ф3 |
- Целевое использование государственной помощи.
- Порядок рассмотрения заявления для получения семейного сертификата.
- Процедура перечисления денежных средств с федерального бюджета на счета Пенсионного фонда России.
- Применение СМК для улучшения жилищных условий семьи владельца сертификата.
- Регламентировано распределение полученных от государства средств, возможность направления их на оплату образования детей, социальную адаптацию несовершеннолетних с инвалидностью.
- Предусмотрено право матери направить средства для формирования накопительной пенсии.
- Определен срок действия закона. 28 декабря 2017 года внесена поправка, согласно которой воспользоваться государственной поддержкой можно до 31.12.2021 года. Продлять срок дальше пока не планируется.
Дополнительная помощь выделяется для семей, у которых родился второй ребенок и последующие дети. При этом должны быть соблюдены следующие требования:
- Рождение или усыновление второго ребенка должно произойти не ранее 01января 2007 года.
- Рождение или усыновление третьего и последующих детей после 01.01.2007 года, если семья ранее не получала подобную помощь со стороны государства.
- Мужчина, если он является многодетным или единственным родителем, опекуном второго и последующих детей, если ранее он МК не пользовался. Если ребенок усыновлен, то решение суда должно вступить в законную силу после 01 января 2007 года.
Чтобы претендовать на государственную помощь, указанные лица должны обратиться с заявлением в Пенсионный фонд по месту своей регистрации и приложить необходимые документы. Их список определен законодательством, однако в каждом конкретном случае может быть дополнен. Поэтому, предварительно следует сделать уточнение.