Правила перевозки тяжеловесных грузов автомобильным транспортом 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки тяжеловесных грузов автомобильным транспортом 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Сразу отмечу, что новые ППГАТ не изменяют баланс интересов перевозчиков, экспедиторов и грузовладельцев напрямую, так как никаких изменений, устанавливающих или изменяющих права и обязанности этих лиц, по сравнению с Постановлением Правительства от 15.04.2011 г. № 272, не было внесено. Поэтому — каждый сам кузнец своего счастья, а за место под солнцем (хорошие условия договоров и ставки за перевозку) по-прежнему нужно биться самостоятельно.

Основная цель новых Правил четко прослеживается — сделать отрасль автомобильных грузоперевозок более прозрачной, уменьшить “серый” рынок грузоперевозок с оплатой наличными в кабину водителю. Это приведет к улучшению администрирования и повышению собираемости налогов и сборов, что окажет положительное влияние на ситуацию в сфере грузоперевозок — перевозчикам-нелегалам станет сложнее оказывать свои услуги и они будут вынуждены легализоваться либо покинуть рынок, что приведет к небольшому усилению конкуренции. Цифровизация транспортного документооборота также сократит количество “серых” поставок товаров, характерного для продажи нелегального алкоголя, медикаментов, природных ресурсов и т.д.

Постоянный интерес российских властей сделать автомобильные грузоперевозки более прозрачными был облечен в форму Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200 и с начала 2021 года все перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы волей-неволей будут обязаны играть по новым правилам.

Федеральный закон, во исполнение которого принимаются Правила перевозки грузов — Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта — остался без изменений.

При этом в новых Правилах есть несколько побочных положительных эффектов (помимо вышеупомянутого увеличения конкуренции), играющих на руку практически всем участникам рынка автоперевозок грузоперевозок. О них ниже по тексту.

Новые Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

На самом деле их немного, перечислю главные из них по порядку, изложенному в новых ППГАТ:

  • транспортную накладную, заказ-наряд и сопроводительную ведомость (перевозочные документы) можно формировать не только на бумаге, но и в электронном виде;
  • введено понятие “водитель”, которым является лицо, состоящее с перевозчиком в трудовых или гражданско-правовых отношениях;
  • обмен и подписание электронных провозных документов должны происходить в системах электронного документооборота с применением усиленных квалифицированных электронных подписей;
  • установлены обязательные требования к заявке на перевозку груза;
  • описан измененный порядок переадресовки груза при использовании систем электронного документооборота;
  • добавлен раздел VIII, описывающий организацию электронного документооборота в грузоперевозках с использованием систем электронных перевозочных документов;
  • обновлена форма транспортной накладной.

Пунктом 6 новых Правил перевозки грузов установлено, что под водителем понимается физическое лицо, осуществляющее управление транспортным средством, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. На основании этого пункта контролирующие и фискальные органы вправе потребовать от лица, указанного в 10-ой графе транспортной накладной в качестве перевозчика, подтверждение наличия правоотношений с водителем (трудовой договор, договор на оказание услуг по управлению автомобилем и т.п.).

Указанное нововведение, в совокупности с необходимостью указания типа владения транспортным средством, по замыслу законодателя, влечет одно из двух последствий:

  • при заполнении транспортной накладной указывать в 10-ой графе фактического перевозчика (предпринимателя или юридическое лицо, выполняющее перевозку принадлежащим ему транспортным средством)
  • создавать дополнительный документооборот между экспедитором и фактическим перевозчиком — заключать договор аренды транспортного средства с владельцем автомобиля и прицепа, а также договор на оказание услуг по управлению этой техникой с водителем.

Очевидные цели таких нововведений — довести количество экспедиторов в перевозке до одного или вовсе избавиться от них и повысить прозрачность движения денежных потоков в грузовых автоперевозках. Это, в свою очередь, указывает на то, что фискальные органы будут квалифицировать отношения между грузовладельцами и экспедиторами (в том виде, в котором они существуют сейчас) как агентские с соответствующими требованиями к их оформлению. Другими словами, когда-то необязательная для принятия Хартия АТС легким движением пера законодателя превратилась в закон.

Новыми Правилами перевозки грузов отдельно предусмотрен порядок действий перевозчика при отказе получателя от приема груза в случае использования электронной транспортной накладной (п. 69 Постановления Правительства от 21.12.2020 г. № 2200). Главное отличие от переадресовки при использовании бумажной транспортной накладной заключается в том, что констатация отказа от приема груза исходит от грузополучателя. Именно грузополучатель обязан направить грузоотправителю и перевозчику письменное уведомление об отказе принять груз с указанием причины отказа.

Такой порядок может повлечь для перевозчика увеличение простоев транспорта в пункте назначения в ожидании выгрузки. Бороться с этой проблемой перевозчику можно только строгим соблюдением правил и своевременным внесением в транспортную накладную отметок о дате и времени фактического прибытия на выгрузку с дальнейшим требованием штрафа за простой транспортного средства. Использование средств спутникового мониторинга транспорта позволит подтверждать внесение таких отметок в накладную.

Новые правила перевозки грузов в 2021 году

В новых ППГАТ появился новый VIII раздел, регулирующий порядок обмена электронными перевозочными документами как между сторонами договора перевозки и фрахтования, так и с компетентными государственными органами.

Используемая в грузовых автоперевозках терминология пополняется новыми обозначениями:

  • информационная система сведений из электронных перевозочных документов — государственная система в которой происходит обработка, накопление и систематизация сведений из электронных перевозочных документов;
  • иная информационная система электронных перевозочных документов — онлайн-площадка для обмена заявками, транспортными накладными, заказ-нарядами и сопроводительными ведомостями.

Другими словами, существует глобальная государственная информационная система, в которую стекаются сведения из интернет-сервисов, которыми пользуются перевозчики, экспедиторы и грузовладельцы. Доступ к сведениям государственной информационной системы получают любые заинтересованные органы государственной власти — суды, правоохранительные и фискальные органы и т.д.

ППГАТ установили обновленную форму транспортной накладной (приложение № 4 к Правилам).

Изменены графы 1 и 2 транспортной накладной — теперь грузоотправители и грузополучатели не делятся на юридические и физические лица. При этом в графе “Грузоотправитель” добавлен чекбокс “Является экспедитором”. Ставить отметку в этом чекбоксе следует, если экспедитор заключает договор перевозки от своего имени и сам оформляет транспортную накладную (редко применяется, но иногда встречается). В этом случае экспедитор заполняет новую графу 1а “Клиент (Заказчик организации перевозки)”, в которой указывает сведения о грузовладельце.

  • В Челнах замечены фейковые штрафы за парковку [фото] — 27/12/2020
  • ГИБДД будет оценивать результаты работы автошкол по их выпускникам — 26/12/2020
  • Тахографы для физлиц с 1 января 2021 года — 25/12/2020
  • Что грозит водителю за ксенон и светодиоды в 2021 году? — 24/12/2020
  • Изменения ПДД с 2023 года: ожидаемые поправки — 24/12/2020
  • Изменения ПДД с 2021 года — 27/12/2018
  • Экзамен на права 2020: 14 важных изменений — 25/12/2019
  • Штрафы ГИБДД с 1 января 2021 года — 16/11/2020
  • Разрешат ли получать права с 16 или 17 лет в 2021 году? — 05/01/2021
  • Поправки в экзамен ГИБДД с 1 октября 2020 года перенесли — 23/05/2020

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 апреля 2011 года N 272

Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом

Изменения 2021 года: режим труда и отдыха водителей, состав аптечки

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки.

2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

3. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями А и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 года (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

____________________________________________________________________
Положения пункта 3 настоящих Правил в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах, не применяются до 1 января 2022 г. — постановление Правительства Российской Федерации от 16 марта 2018 года N 285 с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2018 года N 1631, постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2020 года N 597).
____________________________________________________________________

3_1. Перевозка опасных грузов транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством обороны Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, предусматривающими в том числе порядок подготовки и допуска водителей к перевозке опасных грузов, и настоящими Правилами.
(Пункт дополнительно включен с 3 июня 2020 года постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2020 года N 738)

4. Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г.Женеве 1 сентября 1970 года (СПС), и настоящими Правилами.

6. Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 13 настоящих Правил.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем (если иное не предусмотрено договором перевозки груза) по форме согласно приложению N 4 (далее — транспортная накладная).

7. Заказ (заявка) подается грузоотправителем перевозчику, который обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок до 3 дней со дня его принятия проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с письменным обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

При рассмотрении заказа (заявки) перевозчик по согласованию с грузоотправителем определяет условия перевозки груза и заполняет пункты 8-11, 13, 15 и 16 (в части перевозчика) транспортной накладной. При перевозке опасных грузов, а также при перевозке, осуществляемой тяжеловесным и (или) крупногабаритным транспортным средством, перевозчик указывает в пункте 13 транспортной накладной при необходимости информацию о номере, дате и сроке действия специального разрешения, а также о маршруте такой перевозки.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 года N 1529.

8. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.

9. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется на одну или несколько партий груза, перевозимую на одном транспортном средстве, в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 марта 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1208.

Любые исправления заверяются подписями как грузоотправителя, так и перевозчика или их уполномоченными лицами.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 13 марта 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1208.

10. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

11. В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе «Условия перевозки» транспортной накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Федеральный закон) и настоящими Правилами.

Отсутствие записи подтверждается прочерком в соответствующей графе при заполнении транспортной накладной.

22. Перевозчик в срок, установленный договором перевозки груза (договором фрахтования), подает грузоотправителю под погрузку исправное транспортное средство в состоянии, пригодном для перевозки соответствующего груза, а грузоотправитель предъявляет перевозчику в установленные сроки груз.

23. Пригодными для перевозки груза признаются транспортные средства и контейнеры, соответствующие установленным договором перевозки груза (договором фрахтования) назначению, типу и грузоподъемности, а также оснащенные соответствующим оборудованием.

24. Подача транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки груза, обусловленного договором перевозки груза (договором фрахтования), приравнивается к неподаче транспортного средства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 марта 2012 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1208.

25. Опозданием признается подача транспортного средства в пункт погрузки с задержкой более чем на 2 часа от времени, установленного в согласованном перевозчиком заказе (заявке) или заказе-наряде, если иное не установлено соглашением сторон. При подаче транспортного средства под погрузку грузоотправитель (фрахтователь) отмечает в транспортной накладной (заказе-наряде) в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под погрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

26. Перевозчик (водитель) по завершении погрузки подписывает транспортную накладную и в случае необходимости указывает в пункте 12 транспортной накладной свои замечания и оговорки при приеме груза.

27. Фрахтовщик (водитель) при подаче транспортного средства для перевозки груза подписывает заказ-наряд и в случае необходимости указывает в пункте 11 заказа-наряда свои замечания и оговорки при подаче транспортного средства для перевозки груза.

28. Изменение условий перевозки груза, в том числе изменение адреса доставки груза (переадресовка), в пути следования отмечается перевозчиком (водителем) в транспортной накладной.

29. Грузоотправитель (фрахтователь) вправе отказаться от исполнения договора перевозки груза (договора фрахтования) в случае:

а) предоставления перевозчиком транспортного средства и контейнера, непригодных для перевозки соответствующего груза;

б) подачи транспортных средств и контейнеров в пункт погрузки с опозданием;

в) непредъявления водителем транспортного средства грузоотправителю (фрахтователю) документа, удостоверяющего личность, и путевого листа в пункте погрузки.

30. Состояние груза при его предъявлении к перевозке признается соответствующим установленным требованиям, если:

53. При перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах.

54. Масса груза определяется следующими способами:

а) взвешивание;

б) расчет на основании данных геометрического обмера согласно объему загружаемого груза и (или) технической документации на него.

55. Запись в транспортной накладной о массе груза с указанием способа ее определения осуществляется грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза. По требованию перевозчика масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае, если пунктом отправления является терминал перевозчика, — перевозчиком в присутствии грузоотправителя. При перевозке груза в опломбированных грузоотправителем крытом транспортном средстве и контейнере масса груза определяется грузоотправителем.

56. По окончании погрузки кузова крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Опломбирование кузовов транспортных средств и контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

57. Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер.

Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной.

58. Пломбы, навешиваемые на кузова транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.

59. Пломбы навешиваются:

а) у фургонов или их секций — на дверях по одной пломбе;

б) у контейнеров — на дверях по одной пломбе;

в) у цистерн — на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда по соглашению сторон предусмотрен иной порядок опломбирования;

г) у грузового места — от одной до четырех пломб в точках стыкования окантовочных полос или других связочных материалов.

60. Опломбирование кузова транспортного средства, укрытого брезентом, производится только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу.

63. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель — принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:

а) в городском, пригородном сообщении — в суточный срок;

б) в междугородном или международном сообщениях — из расчета одни сутки на каждые 300 км расстояния перевозки.

64. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию:

а) в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки — при перевозке в городском и пригородном сообщениях;

б) в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, — при перевозке в междугородном сообщении.

65. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.

66. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу — возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

67. Переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;

б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;

в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

68. При подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель отмечает в транспортной накладной в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

Перечень нормативных актов вступивших в силу 1 января 2021 года

73. При перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.

74. При перевозке на транспортном средстве однородных штучных грузов отдельные маркировочные надписи (кроме массы груза брутто и нетто) не наносятся, за исключением мелких партий грузов.

При перевозке однородных штучных грузов в таре в адрес одного грузополучателя в количестве 5 и более грузовых мест допускается маркировка не менее 4 грузовых мест.

При перевозке груза навалом, насыпью или наливом его маркировка не производится.

75. Размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали предельно допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 22 декабря 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2017 года N 1529.

76. При перевозке груза навалом, насыпью или наливом, груза, опломбированного грузоотправителем, скоропортящегося и опасного груза, а также части груза, перевозимого по одной транспортной накладной, объявление ценности груза не допускается.

77. Скоропортящийся груз перевозится с соблюдением температурного режима, определенного условиями его перевозки, обеспечивающими сохранность его потребительских свойств, указываемыми грузоотправителем в графе 5 транспортной накладной.

78. Размер естественной убыли груза, перевозимого навалом, насыпью или наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, определяется для всей партии одновременно выданного груза в соответствии с нормами естественной убыли, определяемыми в установленном порядке.

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые:

Правила перевозок грузов автомобильным транспортом;

изменения, которые вносятся в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090 «О правилах дорожного движения» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 47, ст. 4531; Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 11, ст. 1029; 2002, N 27, ст. 2693; 2011, N 42, ст. 5922; 2012, N 15, ст. 1780; N 47, ст. 6505; 2014, N 14, ст. 1625; N 44, ст. 6063; 2016, N 5, ст. 694; N 31, ст. 5018; 2018, N 50, ст. 7789; 2019, N 52, ст. 7984; 2020, N 14, ст. 2098).

2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего пункта 1, вступающего в силу с 1 января 2022 г.

3. Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные настоящим постановлением, действуют до 1 января 2027 г.

4. Положения пункта 3 (в части, касающейся требований, установленных подразделами 6.8.2.3 и 6.8.2.4 приложения А к Соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ), в отношении свидетельств, предусмотренных в указанных подразделах), пунктов 7, 8, 10, 14-18, 27-29, 43-47, 49, 51, 57, 70, 82, 83, 88 (в части, касающейся указанных в этих пунктах электронных перевозочных документов), а также пунктов 69, 92-94, 97-99 Правил, утвержденных настоящим постановлением, применяются с 1 января 2022 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации перевозок различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозок грузов и предоставления транспортных средств для таких перевозок.

2. Перевозка грузов автомобильным транспортом в международном сообщении по территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами.

3. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов от 30 сентября 1957 г. (ДОПОГ) и настоящими Правилами.

4. Перевозка опасных грузов транспортными средствами Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Министерством обороны Российской Федерации, согласованными с Министерством внутренних дел Российской Федерации, предусматривающими в том числе порядок подготовки и допуска водителей к перевозке опасных грузов, и настоящими Правилами.

5. Перевозка скоропортящихся грузов автомобильным транспортом в междугородном сообщении осуществляется транспортными средствами, в отношении которых выданы свидетельства о соответствии нормам, установленным Соглашением о международных перевозках скоропортящихся пищевых продуктов и о специальных транспортных средствах, предназначенных для этих перевозок, подписанным в г. Женеве 1 сентября 1970 г. (СПС), и настоящими Правилами.

7. Перевозка груза осуществляется на основании договора перевозки груза, который может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа, а при наличии договора об организации перевозки груза — заявки грузоотправителя, за исключением случаев, указанных в пункте 15 настоящих Правил.

Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, грузоотправителем по форме согласно приложению N 4 на бумажном носителе или в виде электронной транспортной накладной.

8. Грузоотправителем подается заказ (заявка) перевозчику в письменной форме на бумажном носителе или в электронной форме по соглашению сторон.

Заказ (заявка) на перевозку грузов автомобильным транспортом должен (должна) содержать обязательные реквизиты согласно приложению N 5. В заказе (заявке) допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом.

Перевозчик обязан рассмотреть заказ (заявку) и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его (ее) принятия, проинформировать грузоотправителя о принятии или об отказе в принятии заказа (заявки) с обоснованием причин отказа и возвратить заказ (заявку).

9. До заключения договора перевозки груза перевозчик по требованию грузоотправителя представляет документ (прейскурант), содержащий сведения о стоимости услуг перевозчика и порядке расчета провозной платы.

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

При отсутствии показателей в строках бумажной формы транспортной накладной может быть проставлен прочерк.

Транспортная накладная подписывается грузоотправителем, грузополучателем и перевозчиком или их уполномоченными лицами.

11. Исправление в транспортной накладной должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших транспортную накладную, в которой произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

13. В случае отсутствия всех или каких-либо отдельных записей в разделе «Условия перевозки» транспортной накладной применяются условия перевозки грузов, предусмотренные Федеральным законом «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Федеральный закон) и настоящими Правилами.

14. При объявлении грузоотправителем ценности груза груз принимается к перевозке в порядке, установленном настоящими Правилами, с указанием его ценности в пункте 3 транспортной накладной на бумажном носителе или в электронной транспортной накладной.

Объявленная ценность не должна превышать действительной стоимости груза.

15. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца, перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, осуществляется транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, договор фрахтования заключается в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства (далее — заказ-наряд), составленного по форме согласно приложению N 6 на бумажном носителе или в виде электронного заказа-наряда.

16. Заказ-наряд на бумажном носителе (электронный заказ-наряд) подается (направляется с использованием информационной системы электронных перевозочных документов) фрахтователем фрахтовщику, который обязан рассмотреть заказ-наряд, и в срок, не превышающий 3 календарных дней со дня его получения, проинформировать фрахтователя о принятии или об отказе в принятии заказа-наряда с обоснованием причин отказа и возвратить заказ-наряд на бумажном носителе или в информационной системе электронных перевозочных документов.

При рассмотрении заказа-наряда фрахтовщик по согласованию с фрахтователем определяет условия фрахтования транспортного средства и заполняет пункты 2, 8-10, 12-14 (в части фрахтовщика) заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.

17. При подаче фрахтовщику заказа-наряда фрахтователь заполняет пункты 1, 3-7 и 14 заказа-наряда на бумажном носителе или вносит соответствующие сведения в электронный заказ-наряд.

18. Информация об изменении условий фрахтования в пути следования отмечается фрахтовщиком (водителем) в графе 11 «Оговорки и замечания фрахтовщика» заказа-наряда на бумажном носителе или вносится в электронный заказ-наряд.

19. При отсутствии всех или каких-либо отдельных записей в заказе-наряде, касающихся условий фрахтования, применяются положения, предусмотренные Федеральным законом и настоящими Правилами.

53. При перевозке груза в таре или упаковке, а также штучных грузов их масса определяется грузоотправителем с указанием в транспортной накладной количества грузовых мест, массы нетто (брутто) грузовых мест в килограммах, размеров (высота, ширина и длина) в метрах, объема грузовых мест в кубических метрах.

54. Масса груза определяется взвешиванием.

55. Сведения о массе груза с указанием способа ее определения вносятся в транспортную накладную грузоотправителем, если иное не установлено договором перевозки груза.

Масса груза определяется грузоотправителем в присутствии перевозчика, а в случае если пунктом отправления является терминал перевозчика, — перевозчиком в присутствии грузоотправителя. При перевозке груза в опломбированных грузоотправителем крытом транспортном средстве и контейнере масса груза определяется грузоотправителем.

56. По окончании погрузки кузова крытых транспортных средств и контейнеры, предназначенные одному грузополучателю, должны быть опломбированы, если иное не установлено договором перевозки груза. Опломбирование кузова транспортных средств и контейнеров осуществляется грузоотправителем, если иное не предусмотрено договором перевозки груза.

57. Оттиск пломбы должен иметь контрольные знаки (сокращенное наименование владельца пломбы, торговые знаки или номер тисков) либо уникальный номер.

Сведения об опломбировании груза (вид и форма пломбы) указываются в транспортной накладной на бумажном носителе или вносятся в электронную транспортную накладную.

58. Пломбы, навешиваемые на кузова транспортных средств, фургоны, цистерны или контейнеры, их секции и отдельные грузовые места, не должны допускать возможности доступа к грузу и снятия пломб без нарушения их целостности.

59. Пломбы навешиваются:

а) у фургонов или их секций — на дверях по одной пломбе;

б) у контейнеров — на дверях по одной пломбе;

в) у цистерн — на крышке люка и сливного отверстия по одной пломбе, за исключением случаев, когда по соглашению сторон предусмотрен иной порядок опломбирования;

г) у грузового места — от одной до 4 пломб в точках стыкования окантовочных полос или других связочных материалов.

60. Опломбирование кузова транспортного средства, укрытого брезентом, производится только в случае, если соединение брезента с кузовом обеспечивает невозможность доступа к грузу.

61. Пломба должна быть навешана на проволоку и сжата тисками так, чтобы оттиски с обеих сторон были читаемы, а проволоку нельзя было извлечь из пломбы. После сжатия тисками каждая пломба должна быть тщательно осмотрена и в случае обнаружения дефекта заменена другой.

Перевозка с неясными оттисками установленных контрольных знаков на пломбах, а также с неправильно навешанными пломбами запрещается.

62. Опломбирование отдельных видов грузов может осуществляться способом их обандероливания, если это предусмотрено договором перевозки груза.

Применяемые для обандероливания грузов бумажная лента, тесьма и другие материалы не должны иметь узлы и наращивания. При обандероливании каждое место скрепления между собой используемого упаковочного материала должно маркироваться штампом грузоотправителя.

Обандероливание должно исключать доступ к грузу без нарушения целостности используемого упаковочного материала.

63. Опломбирование кузова транспортных средств и контейнеров может осуществляться с использованием средств идентификации (пломб), функционирующих на основе спутниковых навигационных технологий.

Крупногабаритные и тяжеловесные грузы

64. Перевозчик доставляет и выдает груз грузополучателю по адресу, указанному (внесенному) грузоотправителем в транспортной накладной, грузополучатель принимает доставленный ему груз. Перевозчик осуществляет доставку груза в срок, установленный договором перевозки груза. В случае если в договоре перевозки груза сроки не установлены, доставка груза осуществляется:

а) в городском или пригородном сообщении — в суточный срок;

б) в междугородном или международном сообщении — из расчета одни сутки на каждые 300 километров расстояния перевозки.

65. О задержке доставки груза перевозчик информирует грузоотправителя и грузополучателя. Если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если груз не был выдан грузополучателю по его требованию:

а) в течение 10 календарных дней со дня приема груза для перевозки — при перевозках в городском и пригородном сообщениях;

б) в течение 30 календарных дней со дня, когда груз должен был быть выдан грузополучателю, — при перевозке в междугородном сообщении.

66. Грузополучатель вправе отказаться от принятия груза и потребовать от перевозчика возмещения ущерба в случае повреждения (порчи) груза в процессе перевозки по вине перевозчика, если использование груза по прямому назначению невозможно.

67. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, независящим от перевозчика, перевозчик вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка груза), а при невозможности доставки груза по новому адресу — возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением. Расходы на перевозку груза при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

68. В случае составления транспортной накладной на бумажном носителе переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) водитель с использованием средств связи информирует перевозчика о дате, времени и причинах отказа грузополучателя принять груз;

б) перевозчик в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;

в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза перевозчик в письменной форме уведомляет грузоотправителя о возврате груза и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

г) при получении от грузоотправителя указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в транспортной накладной на бумажном носителе, перевозчик с использованием средств связи информирует водителя о переадресовке.

69. В случае формирования электронных перевозочных документов переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

а) грузополучатель с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов направляет в электронной форме в адрес грузоотправителя и перевозчика с использованием информационной системы электронных перевозочных документов уведомление об отказе в приеме груза с указанием даты, времени и причинах отказа;

б) грузоотправитель направляет в электронной форме перевозчику указание о переадресовке груза в форме электронного уведомления перевозчика с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов, в подтверждение получения которого остальным участникам перевозок грузов иной информационной системой электронных перевозочных документов направляются автоматические сообщения;

в) при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента получения перевозчиком подтверждения о получении грузоотправителем уведомления о невозможности доставки груза перевозчик направляет в электронной форме уведомление в адрес грузоотправителя о возврате груза с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов и дает указание водителю о возврате груза грузоотправителю;

г) при получении указания о переадресовке груза до его доставки грузополучателю, указанному в электронной транспортной накладной, перевозчик самостоятельно информирует водителя о переадресовке.

70. В случае оформления транспортной накладной на бумажном носителе при подаче транспортного средства под выгрузку грузополучатель вносит в транспортную накладную в присутствии перевозчика (водителя) фактические дату и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, массу груза и количество грузовых мест.

В случае формирования электронных перевозочных документов при подаче транспортного средства под выгрузку в транспортную накладную вносятся:

грузополучателем в присутствии перевозчика (водителя) — фактические дата и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, масса груза и количество грузовых мест;

перевозчиком (водителем) в присутствии грузополучателя — фактические дата и время подачи транспортного средства под выгрузку, а также состояние груза, тары, упаковки, маркировки и опломбирования, масса груза и количество грузовых мест.

71. По завершении пользования транспортным средством фрах��ователь вносит в заказ-наряд в присутствии фрахтовщика (водителя) фактические дату и время завершения пользования транспортным средством.

72. Проверка массы груза и количества грузовых мест, а также выдача груза грузополучателю осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона.

75. При перевозке груза навалом, насыпью, наливом или в контейнерах его масса определяется грузоотправителем и при приеме груза перевозчиком указывается грузоотправителем в транспортной накладной.

76. При перевозке на транспортном средстве однородных штучных грузов отдельные идентификационные надписи (кроме массы груза брутто и нетто) не наносятся, за исключением мелких партий грузов.

При перевозке однородных штучных грузов в таре в адрес одного грузополучателя в количестве 5 и более грузовых мест допускается идентификация не менее 4 грузовых мест.

При перевозке груза навалом, насыпью или наливом его идентификация не производится.

77. Размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением N 1 к настоящим Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением N 2 к настоящим Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением N 3 к настоящим Правилам, либо масса транспортного средства и нагрузка на ось транспортного средства не превышали значений, установленных в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги, при наличии соответствующих дорожных знаков и размещении соответствующей информации на официальном сайте владельца автомобильной дороги в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

78. При перевозке груза навалом, насыпью или наливом, груза, опломбированного грузоотправителем, скоропортящегося и опасного груза, а также части груза, перевозимого по одной транспортной накладной, объявление ценности груза не допускается.

79. При перевозке груза его сохранность обеспечивается:

а) соблюдением значений весовых и габаритных параметров груза при его размещении и креплении в грузовом отсеке транспортного средства в соответствии с параметрами, указанными в договоре перевозки груза или заказе-наряде;

б) использованием запорно-пломбировочных устройств в случае, если это предусмотрено договором перевозки груза или заказом-нарядом;

в) сопровождением (охраной) груза в случае, если это предусмотрено договором перевозки груза или заказом-нарядом.

80. Размер естественной убыли груза, перевозимого навалом, насыпью или наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, определяется для всей партии одновременно выданного груза исходя из норм естественной убыли, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. N 814 «О порядке утверждения норм естественной убыли при хранении и транспортировке материально-производственных запасов».

81. Акт составляется в следующих случаях:

а) невывоз по вине перевозчика груза, предусмотренного договором перевозки груза;

б) непредоставление транспортного средства и контейнера под погрузку;

в) утрата или недостача груза, повреждения (порча) груза;

г) непредъявление для перевозки груза, предусмотренного договором перевозки груза;

д) отказ от пользования транспортным средством, предоставляемым на основании договора фрахтования;

е) просрочка доставки груза;

ж) задержка (простой) транспортных средств, предоставленных под погрузку и выгрузку;

з) задержка (простой) контейнеров, принадлежащих перевозчику и предоставленных под погрузку.

82. Акт составляется заинтересованной стороной в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению актом. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток. В случае уклонения перевозчиков, фрахтовщиков, грузоотправителей, грузополучателей и фрахтователей от составления акта соответствующая сторона вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки груза или договором фрахтования.

При формировании электронных перевозочных документов акт может быть сформирован с использованием иной информационной системы электронных перевозочных документов.

83. Отметки о составлении акта в транспортной накладной и заказе-наряде на бумажном носителе осуществляют лица, уполномоченные грузоотправителем, или перевозчиком, или грузополучателем, или фрахтователем, или фрахтовщиком на то надлежащим образом.

При формировании электронной транспортной накладной и электронного заказ-наряда отметки о составлении акта в них проставляют лица, уполномоченные участниками информационного взаимодействия на составление актов, в иной информационной системе электронных перевозочных документов.

84. Акт содержит:

а) дату и место составления акта;

б) фамилии, имена, отчества (при наличии) и должности лиц, участвующих в составлении акта;

в) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;

г) в случае утраты или недостачи груза, повреждения (порчи) груза их описание и фактическое состояние;

д) информация о составленных документах о расхождениях при приемке (при наличии);

е) подписи участвующих в составлении акта сторон.

85. В случае, указанном в подпункте «г» пункта 84 настоящих Правил, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии водителя.

86. В случае отказа от подписи лица, участвующего в составлении акта, в акте указывается причина отказа.

87. Акт на бумажном носителе составляется в количестве экземпляров, соответствующем числу участвующих в его составлении лиц, но не менее чем в 2 экземплярах. Исправления в составленном акте не допускаются.

88. В транспортной накладной, заказ-наряде и сопроводительной ведомости на бумажном носителе должна быть сделана отметка о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, и размер штрафа.

При формировании указанных документов в электронной форме в них должна быть внесена в иной информационной системе электронных перевозочных документов информация о составлении акта, содержащая краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта, и размер штрафа.

В отношении специализированных транспортных средств по перечню согласно приложению N 11 размер штрафа за задержку (простой) транспортного средства устанавливается в соответствии с частью 5 статьи 35 Федерального закона.

89. Претензии предъявляются перевозчикам (фрахтовщикам) по месту их нахождения в письменной форме в течение срока исковой давности, установленного статей 42 Федерального закона.

90. Претензия содержит:

а) дату и место составления;

б) полное наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места нахождения (места жительства) лица, подавшего претензию;

в) полное наименование (фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес места нахождения (места жительства) лица, к которому предъявляется претензия;

г) краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для подачи претензии;

д) обоснование, расчет и сумма претензии по каждому требованию;

е) перечень прилагаемых документов, подтверждающих обстоятельства, изложенные в претензии (акт и транспортная накладная, заказ-наряд с отметками и др.);

ж) фамилию, имя и отчество (при наличии), должность лица, подписавшего претензию, его подпись.

91. Претензия составляется в 2 экземплярах, один из которых отправляется перевозчику (фрахтовщику), а другой остается у лица, подавшего претензию.

Одним из наиболее серьезных изменений стало вступление в силу с 1 января новых «Правил перевозки грузов автомобильным транспортом», которые были утверждены постановлением Правительства России №2200. Они заменили Постановление № 272, которое регулировало эту сферу с 2011 года.

Впервые в утвержденном законодательном акте зафиксированы понятия электронной транспортной накладной, электронной сопроводительной ведомости, электронного перевозочного документа и электронного заказа-наряда и порядок их оборота. Для отрасли это большой шаг вперед, потому что только на отказе от бумаги, по нашим оценкам, можно снизить расходы на перевозку на 1%. Кроме того, скорость обмена документами с заказчиком ощутимо вырастет, а значит транспортные компании смогут быстрее получать деньги за свои услуги – ранее в совокупности на оформление и пересылку всех необходимых бумаг уходило от 5 до 40 дней.

ПЭК принимала участие в эксперименте Минтранса по внедрению электронных документов в октябре 2020 года. Они использовались на пяти маршрутах: из Москвы в направлении Пензы, Воронежа, Нижнего Новгорода, Белгорода и Великого Новгорода. Были отработаны классические перевозки грузоотправитель- грузополучатель, ситуации с заменой водителя в рейсе, а также сценарий замены пункта выгрузки груза в процессе перевозки. Всего в эксперименте участвовали 10 грузовиков ПЭК, было оформлено 160 транспортных накладных и 50 путевых листов.

По его итогам могу сказать, что система электронного документооборота еще требует отладки, есть определенные вопросы, но ее внедрение в транспортной отрасли будет способствовать снижению расходов ТК, а также повышению прозрачности рынка и очищению его от недобросовестных перевозчиков.

Оформлять электронные документы наравне с бумажными будет можно начиная с 2022 года, когда вступят в силу необходимые изменения в пункт 2.1.1 ПДД. Но и после 1 января 2022 года бумажные транспортные документы юридической силы не теряют.

Кроме того, уже с 2021 года изменена форма транспортной накладной. В документе появилось несколько новых обязательных граф, вносится информация о заказчике перевозки и перевозчике. Эти коррективы направлены на повышение прозрачности рынка, но в целом носят технический характер. Кроме одного – в накладной появилась специальная графа для отметки о том, что грузоотправитель является экспедитором. Ранее ряд компаний указывали экспедитора в графе «Перевозчик», несмотря на то что компания-экспедитор организует перевозку не своими транспортными средствами. С законодательной точки зрения это было не верно. Теперь есть возможность поставить необходимую отметку, если «грузоотправитель» является экспедитором. В графе же «Перевозчик», ставится компания, которая фактически доставляет груз своим транспортом на основании договора перевозки с экспедитором.

Правила перевозки грузов автомобильным транспортом

20 января правительство опубликовало проект постановления, предлагающий увеличить утильизационный сбор на грузовые автомобили на 25% — до 187 500 рублей. Пока не определен срок вступления в силу возможных изменений — сейчас проект проходит оценку регулирующего воздействия.

Деньги пойдут на продолжение программ льготного лизинга и кредитования и на поддержку газомоторной техники, сказано в пояснительной записке.

Напомню, утилизационный сбор на автомобили в России был введен в 2012 году. Плательщиками сбора являются производители автомобилей внутри России и импортеры. Первым расходы на утильсбор компенсирует федеральный бюджет.

Введение сбора, совпавшее со вступлением России в ВТО, тогда объясняли необходимостью компенсировать снижение пошлин.

Индексация сбора проводилась трижды, последний раз – в 2020 году. В зависимости от объема двигателя, размер сбора был увеличен от 18,6 до 145%.

Сейчас рост ставки, скорее всего, объясняется ослаблением курса рубля и окончанием действия нескольких соглашений о промышленной сборке.

В случае повышения утильсбора, издержки зарубежных производителей большегрузов вырастут, а как следствие увеличится стоимость транспортных средств. Это также скажется на увеличении транспортных расходов.

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Самый популярный вид грузоперевозок – на грузовом и легковом автомобиле. В первую очередь он регламентируется Правилами дорожного движения (ПДД). Дополнительные нюансы перевозок регулируются следующими документами и приложениями:

  • Постановление правительства России №272 – здесь перечислены правила оформления договора, маркировки, требования к погрузочным работам.
  • Приказ Минтранса РФ №15 – здесь перечислены требования к рабочему графику водителей.
  • Приказ Минтранса РФ № 258 – документ о перевозки крупногабаритных грузов.
  • Постановление Правительства РФ №1090 – дополнительные Правила дорожного движения для автомобилей, перевозящих грузы.
  • Постановление Правительства РФ №730 – здесь перечислены правила международных грузоперевозок.

Груз разрешается к перевозке автотранспортом, если соблюдены следующие правила:

  • Исключен риск выпадения вещей из машины (для этого он должен быть надежно закреплен).
  • Перевозимый груз не мешает управлению транспорта и не закрывает обзор водителю (например, при провисании с крыши легкового авто).
  • Опознавательные знаки автомобиля и световая оптика не должны быть закрыты (в том числе при перевозке груза в багажнике или прицепе).
  • Груз не издает громких звуков, которые перекрывали бы сигналы машины.
  • Груз не пылит и не оставляет грязи на дороге (касается сыпучих материалов, песка загруженного насыпью), не повреждает асфальт.

Особые правила прописаны для доставки крупногабаритных грузов. К ним относится все, что выступает за пределы машины: спереди и сзади более чем на 100 см, справа и слева – более чем на 40 см. В этом случае требуется организация перевозки крупногабаритного груза.

Для перевозки крупногабаритного груза подойдет транспорт с длиной менее 12 м (для автопоезда параметр увеличивается до 20 м). Предельная ширина составляет 2,55 м (для изометрических кузовов – 2,6 м). Максимальная высота транспортного средства – 4 м. Максимальная масса транспорта зависит от типа и количества осей:

Количество осей Максимальная масса авто в тоннах
Одиночные автомобили Автопоезда
2 18
3 25 28
4 32 36
5 38 40
6 и более 44

С целью обеспечения всех обязательств между транспортной компанией и клиентом надо заключить договор. Требования к документу прописаны в Постановлении правительства РФ №272. Процесс заключения договора проходит в несколько этапов:

  1. Оформление заявки на грузоперевозку, обсуждение условий сотрудничества;
  2. Составление договора (шаблонного или индивидуального);
  3. Внесение правок и утверждение;
  4. Подписание документа и заверение печатями.

Транспортное средство должно быть предоставлено для погрузки товара в полностью исправном виде и в соответствии всем условиям, прописанным в договоре. Любое отклонение приравнивается к нарушению соглашения, что может повлечь за собой требование по выплате неустойки (если такое указано в контракте). Это же относится к временным требованиям: если машина не будет предоставлена в течение 2 часов от прописанного в договоре срока, то клиент вправе отменить заказ и востребовать возмещение нанесенного ущерба, в зависимости от ценности груза.

Важно: за погрузку всегда отвечает грузоотправитель. Получение контейнера и его разгрузка – обязанность получателя. Перевозчик несет ответственность только за сохранение товара во время транспортировки.

Чтобы обеспечить сохранность перевозимого товара, надо его упаковать и расфасовать в тару, которая пригодна для хранения определенного типа груза. Контейнеры пломбируются – это нужно для защиты от вскрытия посторонними лицами. Требования к процедуре:

  • Пломба должна быть идентификационной (иметь информацию о владельце, дате).
  • Факт опломбирования фиксируется в транспортной накладной.
  • Грузоотправитель должен проверить целостность пломбы до отправки транспорта.
  • На каждых дверях фургонов, контейнеров и на крышках цистерн устанавливается своя пломба.

Обязанность перевозчика обеспечить целостность пломб во время транспортировки. Их вскрытие является основанием для предъявления претензий грузоотправителя и грузополучателя.

Опасными называют любые перевозимые контейнеры с взрывчатыми, радиоактивными и токсичными газами, растворами и пероксидами. Правила их транспортировки:

  • Опасные грузы должны быть упакованы по ГОСТу, все требования перечисляются в технических документах.
  • Машина должна иметь знаки и наклейки, предупреждающие других водителей о перевозке опасных газов и жидкостей.
  • Транспорт, пригодный для перевозки опасного груза, имеет специальную окраску (оранжевый, синий или бело-красный).
  • Соприкосновение контейнеров с топливным баком, тепловыми и электрическими деталями запрещено.
  • Транспортное средство обязано иметь заземление, изолированную вентиляцию, уплотненный корпус.

Заявка на перевозку груза

Транспортная «вмененка»

Перевозка грузов

ДОПОГ на перевозку опасных грузов

Сопроводительные документы на перевозку груза

Правила перевозки негабаритных грузов применяются с целью обеспечить их безопасное передвижение по дорогам, в том числе, для других участников транспортного потока. С января 2021 года вступили в силу несколько новых нормативных актов, определяющих процесс подобных грузоперевозок.

В следующем году в один из основных документов, регулирующих автомобильные грузоперевозки, будут внесены существенные правки. С 1 января в силу должен вступить новый проект постановления правительства РФ «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения РФ». Из основных моментов можно выделить четыре пункта.

С 2021 года в путевом листе необходимо указывать не только сведения о транспорте и водителе, но и информацию о видах сообщения и перевозок. В сведениях о транспорте нужно будет указывать марку машины, пробег в начале и конце смены и номер прицепа (полуприцепа), если он есть. Также указан порядок проставления отметок о прохождении медицинского освидетельствования водителя.

Постановлением Правительства допускается возможность использования транспортной накладной, заказа-наряда и сопроводительной ведомости в электронной форме. Журнал регистрации путевых листов тоже можно будет вести в электронном виде, но только при наличии усиленной квалифицированной электронной подписи.

Согласно положениям проекта постановления, водителям разрешается предъявлять перевозочные документы сотрудникам полиции или других контролирующих органов на экране смартфона или компьютера.

При этом бумажные документы своей силы не теряют и остаются в ходу.

С 1 февраля 2021 года тариф «Платона» вырастет на 0,15 рублей и составит 2,35 руб./км. Удорожание связано с ежегодной инфляцией. Повышение тарифа применяется к системе «Платон» с 2019 года.

Изменения в системе налогообложения

Изменения в грузоперевозках в 2021 году коснулись и налоговой системы. В следующем году перестанет действовать режим ЕНВД. Грузоперевозчикам, которые использовали этот вид налогообложения, придется выбирать другой вариант. Для некоторых организаций и ИП оптимальным выбором может стать упрощенная налоговая система. Перейти на упрощенку возможно при выполнении двух требований:

  • доход в год не превышает 200 млн рублей;
  • среднесписочная численность работников — не более 130 человек.

Еще один вариант — покупка патента (ПСН). Данный вид налогообложения оптимален для небольшого по объёму бизнеса и доступен только ИП. При этом для применения патентной системы индивидуальный предприниматель должен соответствовать определенным требованиям:

  • с начала года ИП должен заработать не более 60 млн рублей дохода по всем купленным патентам;
  • количество работающих в рамках патентной деятельности лиц не может быть более 15.

Важная особенность ПСН в том, что различные регионы самостоятельно определяют ставки, которые должны быть уплачены субъектами правоотношений.

В 2021 году изменят правила автоперевозок

В соответствии с Приказом Минтранса России от 16.10.2020 № 424 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей» с начала 2021 года вступают в силу новые правила расчета рабочего времени для водителей, работающих как ИП.

Беспрерывное вождение транспортным средством составит до 4,5 часов, после чего необходимо отдохнуть в течение 45 минут. За неделю время отдыха должно составлять 42–45 часов. При этом время, которое водитель из экипажа провел не за рулем или потратил на охрану груза, не будет засчитываться как рабочее.

В основном, тяжеловесными или негабаритными объектами принято считать промышленную технику, которую благодаря нестандартным размерам и весу невозможно перемещать стандартными видами транспортных средств. Для начала нужно понять, какой груз считается тяжеловесным при автоперевозках. К данной категории можно отнести любые предметы, габариты которых выходят за пределы следующих норм:

  • Длина – 20 метров;
  • Ширина – 2,5 метров;
  • Высота – 4 метра;
  • вес – 38 тонн.

Для наглядности перечислим некоторые из них: турбины и котлы, нефтяное оборудование, дорожная и сельскохозяйственная техника, станки, полноразмерные трубы и длинные балки и прочие технические предметы. Также к тяжеловесам относятся архитектурные композиции.

Автотранспорт, используемый для подобных транспортировок, должен отвечать определенным условиям безопасности и строения. Он может включать в себя разное количество осей (от двух и более), а также различаться конструкционными особенностями прицепа. Если масса груза превышает 44 тонны, то количество осей в автомашине колеблется от шести и выше.

Для тяжелых транспортировок необходимы платформы и прицепы, к которым относятся лафеты без дна, тралы с низкими рамами либо высокорамные экземпляры.

Они могут быть оснащены (в зависимости от цели и вида объекта для перевозки):

  • откидными аппарелями (для крупногабаритов);
  • раздвижными платформами (для длинных объектов);
  • многофункциональными модулями (для особенно большой строительной техники).

Крупногабаритный товар может быть перевезен, если он НЕ:

  • уменьшает углы обзора водителя;
  • подрывает устойчивость ТС;
  • загораживает светоотражатели, фары, опознавательные знаки и сигналов, подаваемые водителю руками;
  • заглушает шумами окружающие звуки, снижая концентрацию на обстановке;
  • не поднимает пыль и не наносит вред дорожному покрытию и экологии.

При обнаружении несоответствий этим требованиям инспекторами или иными должностными лицами, водитель обязан их устранить либо остановить движение. В противном случае, будет выписан штраф. Для нарушений перевозки тяжеловесных грузов, не предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 КоАП РФ, предусмотрено отдельное наказание в виде административного штрафа размером от 50 до 100 тысяч рублей.

Правила перевозки тяжеловесных грузов автомобильным транспортом 2021

III. Предоставление транспортных средств и контейнеров, предъявление и прием груза для перевозки, погрузка в транспортные средства и контейнеры IV. Определение массы, опломбирование транспортных средств и контейнеров V.

Согласно новым правилам перевозки действие договора может быть прервано, если грузоотправитель столкнулся со следующими проблемами: Правила оценки сроков доставки груза Довольно часто сроки поставки груза указываются в договоре, но, если вдруг и перевозчик, и заказчик забыли установить необходимый срок, то правилами перевозки груза они определены по умолчанию.

Тягачами на трассах федерального назначения, а также усовершенствованном дорожном покрытии не могут быть колесные и гусеничные трактора.
Водитель обязан позаботиться о наличии стояночного тормоза у прицепа (полуприцепа). При этом, система торможения в обязательном порядке должна активироваться от акселератора.

Обойти это правило можно при условии, что будет присутствовать автомобиль сопровождения. Это позволяет передвигаться в черте города или населенного пункта и днем, и ночью. Аналогичное правило действует и вне его.

Заявления для получения разрешений на перевозку крупногабарит­ных или тяжеловесных грузов, в зависимости от вида предполагаемых перевозок (международные, межрегиональные или местные), категории крупногабаритных и тяжеловесных грузов и места нахождения транс­портного средства перевозчика, подаются в соответствующие дорожные органы, с территории, обслуживания которых начинается маршрут движе­ния транспортного средства.

Тяжеловесными называют грузы, масса которых вместе с самим грузовым транспортным средством превышает максимальные показатели разрешенной массы транспорта и допустимые осевые нагрузки. Так можно понять, что степень тяжеловесности определяется с учетом двух показателей:

Если транспортное средство подходит под указанные параметры, либо его длина превышает 24 метра с двумя и более прицепами, то перевозка крупногабаритных грузов регулируется нормативными документами Минтранса РФ и МВД. Разрешение можно получить как на единовременную транспортировку по конкретному маршруту и в строго определенные сроки, так и длительностью от 1 до 3 месяцев либо на то количество перевозок, которое указано в разрешении. Разрешения последнего типа выдаются строго на грузы, относящиеся к первой категории.

  • Перевозка тяжеловесного или крупногабаритного груза при отсутствии специального пропуска и разрешения, если таковые требуются в обязательном порядке, а также с несоблюдением прописанного в разрешении маршрута. На водителя — штраф 2—2,5 тыс. рублей или же лишение ВУ. Должностные лица обязаны уплатить от 15 до 20 тыс. рублей, а юр. лица — от 400 до 500 тыс. Также инспектор может задержать ТС. Штрафные санкции определяются ч. 1 статьи 12.21 КоАП.
  • Транспортировка крупногабаритного груза с превышением размеров, прописанных в разрешении, больше чем на 10 см. Водителю — штрафные санкции в виде 1,5—2 тыс. рублей или лишение ВУ на 2—4 месяца. Должностные лица обязаны уплатить от 10 до 15 тыс. рублей, юр. лица — от 250 до 400 тыс. рублей. Возможно задержание ТС. Здесь действует часть 2 статьи 12.21 КоАП.
  • Перевозка тяжелых грузов с превышениями максимально допустимой массы или нагрузки на ось, освещенных в выданном разрешении, на 15% и более. На водителя — штраф 1,5—2 тыс. рублей. Должностные лица обязаны уплатить от 10 до 15 тыс. рублей, а юр. лица — 250—400 тыс. рублей. Регламентировано частью 3 статьи 12.21 КоАП.
  • Нарушение прочих правил перевозки грузов с большим весом и крупными габаритами, не оговоренных пунктами 1-3 статьи 12.21 КоАП. Водителю — штраф величиной в 1—1,5 тыс. рублей. Должностному лицу — от 5 до 10 тыс. рублей, юридическому — от 150 до 250 тыс. рублей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *