Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о мусоре с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Закон о вывозе мусора с 2021 года №89-ФЗ регулирует новый порядок обращения с отходами. Им утверждены следующие основные положения:
- Твёрдые бытовые отходы должны подвергаться сортировке по материалу, из которого они изготовлены (пластик, бумага, стекло и т. д.).
- Вывоз и утилизацию отходов могут осуществлять только уполномоченные операторы, выбранные на конкурсной основе.
- Местные органы власти должны обеспечить тарифное регулирование и предоставить операторам площадки для сбора мусора, при этом самостоятельно собирать, хранить или утилизировать ТБО они не вправе. Плата за вывоз мусора теперь будет производиться всеми категориями граждан, то есть:
- Владельцами и жильцами квартир и частных домов.
- Собственниками нежилых помещений.
- Дачниками, состоящими в садоводческих товариществах.
В законе за №89-ФЗ, статье 24,7, пункте 5-м предлагается форма договора на предоставление сервиса по обращению с ТКО.
В документе обязательно указываются дата заключения соглашения и место. В нём должно быть чётко прописано наименование оператора и лаконично дана информация о нём, перечислены обязанности компании-оператора, которая будет заниматься утилизационными вопросами.
В договоре должны быть перечислены все необходимые потребителю сведения:
- где будет складироваться мусор;
- по каким тарифам работает поставщик услуги;
- график вывоза отбросов.
Было | Стало |
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. | Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор. |
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. | Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти. |
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. | За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений. |
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. | Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора. |
Сортировка мусора не предусмотрена. | Установлена необходимость сортировки мусора. |
Согласно новым правилам, российский региональный оператор по вывозу и утилизации отходов устанавливает тарифы на свои услуги, которые должны покрывать следующие расходы:
- На сбор, хранение и утилизацию мусора;
- На устранение негативного влияния на окружающую среду;
- На обеспечение административной деятельности оператора;
- НДС.
С учётом этого, тарифы на вывоз мусора различаются для каждого региона и существенно превышают ранее существовавшие. Расчёт тарифа производится согласно нормативам с учётом экономических и статистических данных каждого конкретного региона. Для жителей многоквартирных домов плата за вывоз ТБО и ТКО рассчитывается по количеству проживающих жильцов, а не исходя из площади квартиры, как раньше.
Такие же правила действуют и для жителей частного сектора и дачных участков. Если в жилом помещении никто не прописан, то плата рассчитывается исходя из количества владельцев жилья.
Вывоз бытовых отходов по правилам 2020-2021
Субъект РФ | Для многоквартирных домов | Для жителей частного сектора |
Тюменская обл. | действует плата за кв. м. | действует плата за кв. м. |
Московская обл. | действует плата за кв. м. | действует плата за кв. м. |
Ленинградская обл. | действует плата за кв. м. | действует плата за кв. м. |
Новгородская обл. | 57,39 руб/чел | 39,86 руб/чел |
Воронежская обл. | 165,02 руб/чел | 157,64 руб/чел |
Республика Алтай | 53,68 руб/чел | 61,73 руб/чел |
Краснодарский край | 121,69 руб/чел | 139,6 руб/чел |
Брянская область | 91,65 руб/чел | 70,76 руб/чел |
Курганская обл. | (отложена, применяется старая схема) | (отложена, прим. старая схема) |
Пермский край | действует плата за кв. м. | 71,70 руб/чел |
Астраханская обл. | 96,46 руб/чел | 63,12 руб/чел |
Написать открытое письмо президенту
Следует заметить, что при вывозе ТБО может применяться льгота. К льготным категориям относят:
- многодетные семьи;
- инвалиды или родители детей-инвалидов;
- пережившие блокаду Ленинграда;
- ветераны труда, в частности на местном уровне в регионах;
- ликвидаторы ЧАЭС;
- пенсионеры.
Размер компенсационных выплат устанавливается отдельно в каждых округах и зависит от категории льготников. К примеру, в Ямало-Ненецком АО часть скидки компенсируется из местного бюджета, а каждая квартира получает платежку с фиксированной платой в 150 рублей. Ветераны смогут минимизировать плату за транспортировку отходов на 50%, многодетные родители на 30%, а пенсионеры на 30-100% в зависимости от возраста.
Малоимущие семьи могут воспользоваться субсидией, которая полагается в случае превышения оплаты за услуги 22% семейного бюджета.
Для получения льготы или субсидии обращаются в местный центр социальной поддержки или орган социальной защиты.
Мусорная реформа по Калужски. Или что случается, когда власть начинает заниматься бизнесом.
Сверх тарифы за вывоз ТБО в Самарской области
Мусорная реформа Томск
Коллективная Жалоба жителей НГО СО
Не справедливость «Мусорной реформы»
Мы в шоке , как чиновники претворяют в жизнь мусорную реформу
Мусорная реформа в частном доме
Да! Мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и прочие отходы считаются крупногабаритными. Это также твердые коммунальные отходы, а потому их вывоз – обязанность регионального оператора. Стоимость утилизации рассчитывается по отдельному тарифу, но он, как правило, уже включен в платежку. Например, в Московской области вывоз крупногабаритных отходов включен в квитанции только для жильцов МКД, жителям частного сектора такие отходы вывозят лишь по заявкам.
Обязанность по оплате за обращение с ТКО лежит на всех, кто их формирует:
- жильцы многоквартирных и частных домов, которое практически ежедневно производит бытовой, крупногабаритный, негабаритный строительный мусор;
- садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества;
- организации и индивидуальные предприниматели, в ходе своей деятельности формирующие твердые отходы, подлежащие утилизации.
Вот уже целый год в России действует, так называемая, «мусорная» реформа, которая внесла в жизнь людей некоторые изменения. К примеру, пришлось заново перезаключать договора с компаниями, занимающимися вывозом отходов. При этом потребители не могли самостоятельно выбрать фирму, так как с 2019 года этим занимается единственный оператор.
Также в частном секторе убрали мусорные баки. В результате свои бытовые отходы местные жители вынуждены хранить дома и выставлять около двора в установленный день вывоза.
А теперь ко всему прочему добавились изменения в системе оплаты услуг по сбору и вывозу ТБО.
Напомним, что сама реформа была направлена на снижение вреда окружающей среде и изменение менталитета граждан. По мнению властей, нововведения должны были решить проблемы выброса отходов в неотведенных для этого местах, свалки около многоэтажек и перевоспитать людей так, чтобы они не выбрасывали ТБО в лесах и оврагах.
До введения изменений жители многоквартирных домов платили определенную сумму за сбор ТКО, исходя из метража занимаемых ими квартир. При этом норматив накопления отходов на один квадратный метр зависел от ряда факторов, среди них:
- благоустроенность жилья;
- возможность сортировки отходов;
- наличие зеленых насаждений;
- климатические условия.
Норматив определялся местными органами самоуправления, поэтому узнать его можно было только у региональных операторов ТКО.
Введение налога по площади объяснялось отсутствием возможности отслеживания реального количества человек, проживающих в одной квартире. Ведь сплошь и рядом бывает такое, что прописан только один человек, а живет два или три. Размеры квартиры же скрыть нельзя.
Однако такое нововведение вызвало возмущение у людей. Ведь одинокие люди, живущие в больших квартирах, не накапливают так много мусора, чтобы платить за него огромные суммы.
В этом году власти решили пересмотреть свое отношение к начислению налога на мусор. Теперь жильцы многоквартирных домов будут платить не за квадратные метры, а за каждого проживающего в квартире. Таким образом, оплата будет более справедливой, ведь мусор производят не квадратные метры, а жильцы.
Поменялся и норматив накопления мусора. Теперь он составляет 165 кг на одного человека в год. А сумма оплаты вывоза тонны мусора равна 5299,25 рублей.
Исходя из этих данных, можно рассчитать плату за вывоз и утилизацию отходов на одного человека: 0,165/12*5299,25=72,86 руб. Для жителей частного сектора эта цифра составляет 65,8 рублей.
Соответственно, изменится внешний вид квитанции на оплату налога. В месте, где содержатся данные об объекте и собственности появится строка о количестве проживающих. Важно указать в этой графе правильные данные, так как это повлияет на размер начисления. Если в квартире никто не зарегистрирован, за мусор будет платить ее владелец, как за одного проживающего.
Перед тем как мусор попадет в пункт утилизации, он должен быть разобран в сортировочных комплексах. Из него выделят все полезные фракции (пластик, бумага, стекло) и отправят на вторичную переработку. Поэтому население будут всячески стимулировать к раздельному сбору мусора, чтобы сортировка происходила легче. Собранный в разные контейнеры мусор все равно в дальнейшем подвергнется более тщательному разбору. Вывозить распределенные по категориям отходы должны специальные машины, чтобы не произошло смешивания.
Пищевые отходы повезут на полигон, все остальные — на сортировочный комплекс.
Переход на раздельный сбор мусора будет постепенным. Первыми его опробуют те регионы, где уже существуют условия для этого.
Раньше мусор чаще всего просто вывозили на свалки, теперь его должны переработать, а затем утилизировать. Для этого планируется построить современные полигоны и мусороперерабатывающие заводы. Все этапы должны осуществлять региональные операторы, тогда как раньше вывозом занимались одни компании, а утилизацией – другие.
Все мусорные потоки указываются в территориальной схеме обращения с отходами.
Реализовать все идеи «мусорной реформы» сразу не получится, поэтому Федеральным Законом №89 предусмотрены отсрочки.
На 1 год:
- Регионам, где не выбран местный оператор.
- Организациям-банкротам.
- Если выбранный в регионе оператор выиграл конкурс неправомерно.
Отсрочки на 3 года добились Москва и Санкт-Петербург, мотивировав это тем, что в регионах отсутствует территория для размещения современных полигонов и заводов по переработке мусора.
Отложить реализацию 89-ФЗ на 4 года можно при использовании старых полигонов и свалок, если это не угрожает экологии, жизни и здоровью граждан.
За мусор теперь будем платить по-новому — что изменится с 2021 года?
С 2019 года в регионах Российской Федерации были назначены специальные региональные операторы, которые несут ответственность за вывоз мусора и его последующую переработку.
На оказание таких услуг может быть назначена только компания, отвечающая всем требованиям законодательства, касающимся операторов. Если у МУПов и ГУПов есть соответствующая лицензия, они вправе заниматься вопросами перевозки мусора.
Среди изменений, с которыми столкнулись россияне, можно выделить:
- Выявления в городах специальных региональных операторов, в обязанности которых входит проведение всех мероприятий, необходимых для переработки отходов. Именно эти организации занимаются сбором, вывозом и последующей переработкой мусора. Выбор регионального оператора проводится на основании конкурса по тендеру на оказание государственной услуги.
- Ранее расходы на вывоз мусора относились к категории жилищных, поэтому всеми вопросами занималась управляющая компания. Теперь же они относятся к разряду коммунальных, поэтому их тарификация регулируется на государственном уровне. Начиная с этого момента, в ежемесячных квитанциях под вывоз мусора отводится отдельная графа. Отказ от такого платежа не допускается.
- Все учреждения и собственники жилья должны подписать договора на оказание услуг с конкретными операторами, которые занимаются утилизацией отходов в регионе. Данное требование распространяется на всех граждан, которые имеют собственное жилье. Даже если жилой дом человека располагается в отдаленной местности, ему все равно придется оплачивать тариф за вывоз мусора.
- Даже если владелец дома отказывается от подписания договора, данное обстоятельство не освобождает его от уплаты сбора за вывоз мусора и дальнейшую утилизацию отходов.
- При определении стоимости вывоза мусора учитывается количества граждан, которые проживают в жилом доме или в квартире.
- Размер тарифа зависит от различных коэффициентов, применяемых к разным видам жилья. Для льготников предусматривается скидка на уплату вывоза ТКО, чтобы уточнить наличие льготы, следует обратиться за консультацией в местное подразделение соцзащиты.
- Садоводческие объединения тоже обязаны оформить согласие с региональным оператором. При определении тарифа учитывается количество участников данной некоммерческой организации.
- Правительство РФ дало разъяснения, по которым при проведении данной реформу будут устанавливаться тарифы, устраивающие все стороны договора.
Реформирование по вопросам вывоза мусора в сельской местности существенно отличается от порядка выполнения норм этого же правового акта в городах. Жители частных домов и сельских местностей обязаны оформлять договора на вывоз и дальнейшую переработку отходов с компаниями, предоставляющими такие услуги. Основное отличие для сельских жителей заключается в величине применяемого тарифа. Для данных категорий плательщиков применяются пониженные цены на оказание услуг.
По нормам жилищного законодательства, каждый гражданин обязан своевременно и в полном объеме производить оплату за предоставленные ему коммунальные услуги. При этом не имеет никакого значения, подписывал ли человек договор с конкретной компанией-поставщиком на оказание услуг. Если гражданин самовольно отказывается от внесения платежа по конкретной коммунальной услуге, то происходит начисление пени. Если данная мера не подействует, к человеку могут быть применены иные меры наказания.
Обзор нового закона о вывозе мусора
Отвечая на вопрос многих «производителей» мусора, коммунальщики заверяют, что время управляющих компаний, устанавливающих тарифы самостоятельно, ушло. Теперь тарификация вопросов вывоза ТКО – прерогатива департаментов энергетики, которые будут учитывать особенности отдельно взятого региона. Платить за вывоз мусора теперь будут из расчета количества жильцов, а специальная тарифная комиссия будет рассчитывать тарифы за вывоз 1 т. и одного м. куб. отходов.
Для расчета стоимости услуги по вывозу ТКО необходимо норматив потребления умножить на количество проживающих людей и на величину регионального тарифа за «куб, установленного централизованно. Особого внимания заслуживает норматив, а он будет рассчитываться для каждой категории жильцов – один для многоквартирных домов и отличный от него для собственников дач и частных домов.
Если даже необходимость обязательного заключения договора на вывоз мусора, введенная в январе 2019г. не охладила пыл любителей организовывать незаконные свалки, помочь в этом могут новые штрафы за вывоз мусора в неустановленное место. Отвечать за появление незаконных свалок будут собственники участков или руководители муниципалитетов, если земля, на которой обнаружен мусор, находится в государственной собственности.
Подводя кратко итоги, хотелось бы сказать о том, кто выиграет от внедрения новых правил вывоза мусора. Это касается, в первую очередь, одиноких жильцов, а они точно будут в выигрыше, так как платить придется уже не за квадратный метр площади объекта, а за количество прописанных жильцов. А вот дачники от этого точно не выиграют, так как они за вывоз и утилизацию ТКО теперь вынуждены платить в обязательном порядке, к тому же они не смогут самостоятельно выбирать оператора. Что касается стоимости услуги, то она в целом по России, скорее всего, подорожает, но это не означает, что за вывоз мусора будут платить больше все, а зависеть все будет от расчетов, установленных региональными операторами.
В новом законе фигурируют два понятия:
- ТБО включают отходы, образованные от повседневной жизнедеятельности человека:
- испорченные продукты питания;
- макулатура;
- пластик, упаковка, старые бытовые вещи;
- бой, стеклотара;
- металлолом.
- ТКО включают отходы из жилых помещений, образованные в результате потребления их жильцами:
- мусор от ремонта, уборки;
- непригодная для дальнейшего использования мебель, техника;
- отходы растительного происхождения (старые ветки, трава).
С 1 января 2021 года в России начнут действовать Единые требования к работе мусороперерабатывающих заводов и полигонов. Такое постановление подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.
Сейчас подобные требования регулируются множеством нормативных актов. На их основе и был составлен единый свод, в который также вошли несколько новых норм..
Например, в документе указано, что захоронение и сжигание отходов возможно только в тех случаях, когда они непригодны для переработки. Кроме того, приоритет при сортировке мусора должен отдаваться автоматизированному труду. Это позволит извлекать максимальное количество видов отходов для дальнейшей утилизации.
Несколько пунктов требований регулируют вопросы закрытия полигонов. Такие объекты должны быть выведены из эксплуатации, если они заполнены до проектной вместимости или не отвечают требованиям экологической безопасности.
В целом мусорным предприятиям необходимо максимально снижать негативное воздействие на окружающую среду, применяя при этом наилучшие доступные технологии.
Заводы и полигоны, которые были спроектированы или построены до 2021 года, должны соответствовать этим требованиям к 1 января 2026 года. А новые объекты нужно будет проектировать с учётом принятых правил.
Работа Правительства:
- Экологическая безопасность. Обращение с отходами
Министерства и ведомства, органы при правительстве:
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)
- страница1
Вывоз мусора: об изменениях 2019 года
Февраль
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
Было | Стало |
Организацией вывоза мусора занимались муниципальные власти. | Вывоз мусора осуществляет единый региональный оператор. |
Тарифы устанавливались каждым участником рынка самостоятельно и произвольно. | Тарифы устанавливаются едиными для региона и утверждаются местным органом власти. |
Владельцы частных домов и жилых дач не платили за вывоз мусора. | За вывоз мусора платят собственники любых жилых и нежилых помещений. |
Плату за вывоз мусора собирали Управляющие компании. | Плата за вывоз мусора включена в состав коммунальных платежей и производится в адрес регионального оператора. |
Сортировка мусора не предусмотрена. | Установлена необходимость сортировки мусора. |
Согласно новым правилам, российский региональный оператор по вывозу и утилизации отходов устанавливает тарифы на свои услуги, которые должны покрывать следующие расходы:
- На сбор, хранение и утилизацию мусора;
- На устранение негативного влияния на окружающую среду;
- На обеспечение административной деятельности оператора;
- НДС.
С учётом этого, тарифы на вывоз мусора различаются для каждого региона и существенно превышают ранее существовавшие. Расчёт тарифа производится согласно нормативам с учётом экономических и статистических данных каждого конкретного региона. Для жителей многоквартирных домов плата за вывоз ТБО и ТКО рассчитывается по количеству проживающих жильцов, а не исходя из площади квартиры, как раньше.
Такие же правила действуют и для жителей частного сектора и дачных участков. Если в жилом помещении никто не прописан, то плата рассчитывается исходя из количества владельцев жилья.
Жители многоквартирных домов не заметили разницы — плата за вывоз ТБО также останется в квитанции за коммунальные услуги и поступит на счёт Управляющей компании, которая заключила соответствующий договор с региональным оператором.
Однако в ряде случаев платежи должны поступать непосредственно в адрес регионального оператора:
- Если на общем собрании жильцов дома был утверждён такой порядок.
- Если жильцами не выбран способ управления домом, или дом находится в непосредственном управлении.
- Если управляющая компания не заключила соответствующий договор с оператором.
- Если производится плата за вывоз мусора из нежилого помещения или частного домовладения.
В целях повышения социальной защищённости граждан, отдельные категории жильцов могут воспользоваться правом денежной компенсации из бюджета за произведённую оплату услуг по вывозу ТБО:
- Инвалиды.
- Ветераны труда.
- Участники ВОВ и родственники погибших.
- Ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС.
- Жители блокадного Ленинграда.
- Принимавшие участие в боевых действиях.
- Незаконно репрессированные граждане.
- Многодетные семьи.
- Семьи, в которых воспитывается ребёнок с инвалидностью.
Как было сказано выше, тариф на вывоз мусора устанавливается региональным оператором и согласовывается с местным органом власти.
В сумму, уплачиваемую за эту коммунальную услугу, входят следующие статьи расходов оператора:
- Транспортировка ТБО и ТКО — 61%.
- Обработка и утилизация мусора — 28%.
- Расходы на заключение договоров — 10%.
- Прочие сопутствующие расходы — 1%.
Сумма платежа за вывоз мусора, указанная в квитанции, рассчитывается следующим образом:
Платёж = норматив Х региональный тариф Х количество проживающих.
Если в квартире никто не прописан, тогда в расчёт берётся количество собственников помещения.
Тариф зависит от категории помещения (квартира, частный дом, дача, нежилое помещение).
Норматив определяется оператором на момент проведения процедуры конкурса по назначению ответственной за мусор компании, или же назначается конкурсной комиссией на основе региональных экономических и статистических данных.
При таком расчёте может использоваться соотношение фактически вывезенного мусора за определённый период к количеству жильцов конкретного дома или города в целом. При этом принимаются во внимание также нормы ТКО, утверждённые Постановлением Правительства от 04.04.2016 №269.
Один или несколько жильцов могут длительное время отсутствовать по месту проживания. Это может произойти в случае длительной командировки, болезни, проживания у родственников и т. д. В таком случае плата за вывоз мусора в это период может не начисляться. Для этого документы, подтверждающие длительное отсутствие по месту жительства, предоставляются оператору для проведения перерасчёта.
В связи с новыми противопожарными правилами дачникам с этого года также необходимо производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и осуществлять покос травы. «Это правило касается не только собственников земельных участков, но и арендаторов. Такое требование введено в целях устранения пожароопасной ситуации в населенной местности. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Обратите внимание, что сейчас запрещено устраивать свалки отходов, в том числе горючих, на территориях общего пользования, которые прилегают к объектам, относящимся к имуществу общего пользования СНТ, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельхозназначения», — отметил Бугров.
Вышеназванные требования будут действовать до 2026 года, отметил юрист. По его словам, ответственность за нарушение требований предусматривает:
- для граждан штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
- для должностных лиц — от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
- для юридических лиц — от 150 тыс. до 200 тыс. руб.
Введенная в 2019 году обязанность садовых некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ (ОНТ) собирать членские взносы в виде безналичных перечислений в 2021 году может также обернуться административной и даже уголовной ответственностью. «Дело в том, что, несмотря на нововведение, многие продолжают платить наличными, а здесь уже возникает ответственность за незаконное обращение денежных средств», — пояснила Данильченко.
Новые правила противопожарного режима были приняты в сентябре 2020 года в рамках «регуляторной гильотины». Они будут действовать до 2026 года, после чего подлежат пересмотру.
За их нарушение предусмотрена ответственность в соответствии со ст. 20.4 КоАП («Нарушение требований пожарной безопасности»). Она предусматривает для граждан штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. рублей, а в случае возникновения пожара из-за такого нарушения — до 5 тыс. рублей.
СМИ обращают внимание главным образом на «шашлычный» вопрос, однако утвержденные Правительством Правила противопожарного режима на территории Российской Федерации этим не исчерпываются — документ устанавливает требования пожарной безопасности для самых разных объектов и ситуаций.
В частности, новая редакция Правил дополнена разделами о применении и реализации пиротехнических изделий; об использовании спецэффектов и пиротехники при проведении концертов и спортивных состязаний. Добавлен и тот самый широко обсуждаемый раздел (приложение №4) — Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях населенных пунктов.
Шашлыки готовить можно. Но для этого следует использовать мангалы или жаровни, размещенные на расстоянии не менее 5 м от любых построек. Кроме того, в радиусе 2 м вокруг мангала не должно быть никаких горючих материалов.
Если мангала нет, разводить огонь тоже можно, но только если выполнены следующие условия:
- выкопана яма не менее 0,3 м глубиной и не более 1 м шириной;
- расстояние от нее до ближайшего объекта (здания, сооружения, постройки) — не менее 50 м, до хвойного леса или отдельных хвойных деревьев — не менее 100 м, до лиственных деревьев — не менее 30 м;
- территория в радиусе 10 м от источника огня очищена от любых горючих материалов и отделена от остального участка минерализованной противопожарной полосой не менее 0,4 м шириной;
- у того, кто разводит огонь, имеются первичные средства пожаротушения и средства связи.
А за нарушения правил будет штраф. Для граждан он предусмотрен в размере от 2 до 3 тыс. рублей, если нарушение не повлекло за собой никакого ущерба (в условиях особого противопожарного режима — до 4 тыс. рублей), а если случился пожар, пострадало имущество или люди получили повреждения легкой и средней степени тяжести, штраф возрастет до 4-5 тыс. рублей. При более тяжких последствиях наступает уголовная ответственность.
С новыми Правилами вообще полезно ознакомиться всем. Они, в частности, предписывают не оставлять без присмотра любые источники огня — включая горящие свечи, керосиновые лампы или непотушенные сигареты. Еще они запрещают использовать газовое оборудование, которое не прошло обязательного технического обслуживания.
Тем, кто живет в многоэтажках, полезно будет узнать, что с 1 января в подвалах, на чердаках и цокольных этажах нельзя хранить мебель, оборудование и прочее имущество. Словом, каждый для себя найдет что-то важное и непосредственно его касающееся, поэтому во избежание проблем (и штрафов) документ стоит изучить, а правила — соблюдать.
Закон №89-ФЗ должен был изменить существующую систему сбора, утилизации и хранения бытовых отходов. Новый порядок обращения с ТКО осуществляется через единого регионального оператора, а не через управляющую компанию.
Оплата за вывоз мусора теперь считается обязательной коммунальной услугой. Платеж в большинстве регионов с 2020 года зависит от количества проживающих. До реформы расчет осуществлялся по площади помещения. Место для сбора ТКО в 2020 году для каждого дома определяется индивидуально. Региональные органы управления должны рассчитывать норму потребления и количество контейнеров, расположенных на придомовой территории. В новые тарифы заложены расходы на утилизацию ТКО, постройку перерабатывающих заводов и новых полигонов, меры по защите экологии и озонового слоя.
По новому регламенту коммунальные отходы должны сортироваться и утилизироваться отдельно по категориям. На данный момент раздельный сбор мусора осуществляется не во всех регионах. Переход на такой сбор оказался технически сложным.
В перечень коммунальных отходов не включен мусор, образующийся на придомовой территории. В Федеральном классификаторе каталога отходов есть перечень, утвержденный Росприроднадзором. Он регламентируется приказом №242 и включает в себя:
- уличный мусор;
- отходы растительные, образующиеся при уходе за зелеными насаждениями;
- мусор и смет от уборки объектов благоустройства, скверов, парков, зон отдыха.
В законе №89-ФЗ отсутствует упоминание о мусоре, который образуется на придомовой территории. В связи с этим возникает противоречие, и региональные операторы отказываются вывозить уличный мусор и смет. Верховный суд и антимонопольная служба однозначно относят такой мусор к твердым коммунальным отходам. Вывоз и утилизация придомовых отходов входит в обязанности региональных операторов.
Статистическая форма отчетности по отходам утверждена приказом Росстата №766 от 12.12.2019.
Содержит следующие сведения об отходах:
- образование;
- обработка;
- вывоз;
- утилизация;
- размещение;
- обезвреживание.
Новая форма 2-ТП предоставляется региональным оператором, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами каждый отчетный период, но не позднее 1 февраля.
В Федеральном законе №141-ФЗ от 17.06.2019 прописаны нарушения при обращении с коммунальными отходами:
- несоблюдение требований по охране окружающей среды и мониторинга загрязнения;
- нарушение сроков и порядка предоставления отчетности;
- неуплата установленных сборов;
- несоблюдение условий сбора, утилизации и хранения ТКО;
- неисполнение обязанностей по разработке проектов норм потребления;
- превышение допустимых лимитов на размещение ТКО;
- неправильная классификация отходов;
- применение ТКО для рекультивации;
- отсутствие контроля за объектом размещения отходов.
Санкции за неправильное обращение с ТКО в 2020 году ужесточились. Размер штрафа зависит от этапа, количества, повторов нарушения и последствий для экологии. В зависимости от масштаба нарушения и категории ответчика, штраф составит от 20 до 350 тысяч рублей.
- Мусорная реформа – 2021 – в чем суть? Где мусорная реформа началась, а где отложена? Кто будет отвечать за вывоз и утилизацию ТКО? Сколько нужно платить в 2021 – тарифы и отдельная строка в платежке В чем состоят особенности мусорной реформы на селе и в частном секторе? Какие проблемы возникают при реализации мусорной реформы?
Об особенностях новой системы обращения с твердыми бытовыми отходами смотрите видео: 1.
Кратко суть мусорной реформы можно обозначить таким образом: передача полномочий по организации системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее по тексту – ТКО) на региональный уровень; выделение самостоятельной услуги по вывозу и сортировке мусора из числа коммунальных;
Шашлыки, трава и мусор: какие штрафы ждут дачников в 2021 году
С января 2021 года начинают новые правила обращения с ТКО (твердыми коммунальными отходами), предполагающие новые порядки работы с ТКО. Теперь местные органы власти обязаны самостоятельно разработать схему размещения площадок по сбору мусора, а региональные операторы заключают с ними договор на вывоз ТБО (твердые бытовые отходы).
Граждане РФ уже получают новые платежки, поскольку услугу убрали из разряда «жилищной» и перевели в статус «коммунальной». Физические и юридические лица платят единый тариф на вывоз ТКО, который зависит от норматива накопления отходов. До недавнего времени за вывоз мусора отвечали Управляющие компании, поэтому цена за вывоз и утилизацию мусора входила в жилищную плату.
Теперь же оказывать эту услугу будут региональные операторы. Следовательно, каждый россиянин получит платежный документ с услугой «Обращение с ТКО».
Нововведения мусорной реформы: будет установлено 2 типа контейнеров: синий — для пластика, бумаги, металла и стекла, которые в дальнейшем пойдут на переработку; серый — пищевые отходы и средства личной гигиены, из которых намерены сделать компост;
К 1 января 2021 года в России завершится переход на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами.
«Мусорная» реформа затронет всех граждан страны, но еще не все понимают ее суть.
Что изменится для населения, предприятий и бизнеса; как будет проходить перестройка существующей схемы утилизации отходов… Предлагаем разобраться в деталях и внести предельную ясность в понимание этого вопроса.
Одно из основных новых понятий для населения — региональный оператор по обращению с твёрдыми коммунальными отходами. Кто это? Региональный оператор – это ключевое звено новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами (далее — ТКО), организация, которая несет ответственность за весь цикл жизни ТКО, включая организацию их сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения в специально отведенных для этого местах. Такие системы должны начать работать в каждом регионе России до начала следующего года.
Реформа разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Жители России с каждым годом вырабатывают все больше отходов, а существующие мусорные полигоны давно переполнены или находятся на грани переполнения. Также за последнее время отмечается рост несанкционированных свалок, как в пределах населенных пунктов, так и за ними.
Ответственность по уборки таких свалок ложится на плечи местных властей, а это немалая доля незапланированного расхода в бюджете. Не все регионы могут себе позволить оперативно устранить подобные свалки. Поэтому было решено подойти к решению проблемы кардинально — провести настоящую реформу, чтобы назначить ответственных за порядок во всей стране. Однако 1 января не все регионы успели полностью проработать вопрос и определить оператора, который бы занялся мусорными делами.
Собственно, суть реформы заключается в следующем. Теперь управляющие компании, ТСЖ и другие формы управления домами не могут самостоятельно устанавливать тарифы на вывоз мусора, эти нормы закреплены законодательно на местном уровне.
Вывоз мусора становится отдельным пунктом коммунальной услуги, также как электричество, водоснабжение и оплата за газ. Это закреплено ч. 4 ст. 154 ЖК РФ.
Платить за обращение с твердыми бытовыми отходами будут собственники всех форм помещений, а не только жильцы многоквартирных домов. В этот перечень вошли также собственники дачных и садоводческих участков, частных домов и нежилых помещений.
Осуществлять обращение с ТКО будут региональные операторы, которые должны быть выбраны в каждом регионе, это прописано ст. 26.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах потребления».
В связи с реформой введено новое понятие — твердые коммунальные отходы. Это те отходы, которые образуются в жилых помещениях в результате потребления физическими и юридическими лицами, предпринимателями, а также товары, утратившие свои свойства после их использования. К таким отходам относятся бумага, пластик, металл, пищевые отходы и другие. К этому списку относится и крупногабаритный мусор — мебель, бытовая техника, мусор, образовавшийся после проведения текущего ремонта.