Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «230 федеральный закон 2021 текст полный». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Вне зависимости от типа связи, звонки могут быть не чаще 2 раз в календарную неделю. Сообщения коллекторы имеют право отправлять не более 16 в месяц, 4 в неделю и 2 в день. Во время звонка, позвонивший вам человек должен представиться и сообщить название компании, которую он представляет.
Пример (по второму пункту): Гавалина Р.В. взяла заем размеров 3500 рублей, сроком на 1 месяц по 2,5 процента в день. Ей задержали зарплату, и она не смогла выплатить его вовремя.
У нее в заначке было всего 700 рублей, 500 из которых она заплатила микрофинансовой организации. Получив зарплату, через 6 дней, после просрочки кредита она должна доплатить всего 3450 рублей.
Если бы она не заплатила полтысячи, ей пришлось бы отдать 4025 рублей.
230 ФЗ: ужесточение норм и понижение комплаенс-рисков
Чтобы гарантированно избавиться от прессинга коллекторов, стоит еще до обращения в уполномоченный орган подготовить доказательства неподобающего поведения сотрудников агентства.
В качестве доказательств могут быть приложены записи телефонных разговоров с угрозами, распечатки оператора сотовой связи или показания свидетелей. Если факт угрозы будет подтвержден, то взыскателя сразу же исключат из реестра, и он потеряет право вести подобную деятельность.
Помимо дисквалификации, к фирме могут быть применены и штрафные санкции. Размер штрафа – до 2 млн рублей, в зависимости от обстоятельств дела.
Коллектор является посредником кредитной организации, главной задачей которого является возвращение задолженности банку.
Если ознакомиться с положениями Федерального закона под номером 230 о коллекторской деятельность, то все его права по отношению к должнику кратко можно охарактеризовать следующим образом — он обладает возможностью вежливо и культурно попросить заемщику вернуть банковскому учреждению долг.
Если же обращение в суд произошло, должник будет отвечать перед банком, а не перед коллекторами. Соответственно, ни о каком погашении заоблачных процентов (которые часто пытаются навязать взыскатели задолженностей) речь идти не может. Могут лишь назначить выплату неустойки в соответствии с кредитным договором.
Закон не ограничивает количество звонков, однако вы можете воспользоваться юридической лазейкой. Если вам звонят более 20 раз в день, это считается вмешательством в частную жизнь, и вы имеете право подать в суд. Также сотрудникам организаций запрещено звонить родственникам или близким должника.
Закон о коллекторах в 2021 году: каковы их права
- первый – описывает общие положения, дает разъяснения применяемым терминам, обозначает сферу применения;
- второй – устанавливает правила осуществления взаимодействий: способы, ограничения и т.д.;
- третий – это требования к юридическим лицам, осуществляющим работу с должниками, условия допуска их к этой деятельности. В этом же разделе определяются основные принципы госконтроля за такими юридическими лицами;
- четвертый – включает заключительные положения (порядок вступления в силу и т.д.).
13 ноября 2021 года стало известно, что еще один пакет поправок в «антиколлекторский» закон готовит Комитет Госдумы по финансовому рынку. Суть изменений – увеличить количество каналов связи, по которым кредитор обязан уведомить должника о том, что его дог передан коллекторскому агентству.
Основные изменения законодательства о взыскании долгов Основными изменениями является то, что деятельность компаний по взысканию долга теперь регулируется строже.
ФЗ 230 Закон о коллекторах с 1 января 2021 года новые положения Новые правила для коллекторов – просто необходимость для защиты прав граждан допустивших просрочку платежа либо не имеющих возможности закрыть кредитный договор в установленные сроки.
Рекомендуем прочесть: Исковое заявление об уменьшении алиментов
Посредством этого нормативного акта осуществляется правовое регулирование действий, направленных на возврат долга.
При этом законом определяются: Законодатель предусмотрел ряд ограничений для коллекторов. Так для них определено время, периодичность общения, а также необходимость получения согласия должника на передачу его данных третьим лицам.
Пункт 1 ст. 1 ФЗ № 230 от 03.07.2021: ○ Причина создания.
Часто такие жалобы не рассматриваются. В основном причинами отказов являются:
- заявители не имеют достаточной доказательной базы, из которой следует, что сотрудники взыскателя нарушили требования закона о коллекторах;
- должник неправильно интерпретировал действия коллектора (счёл законные звонки от коллекторов угрозой, оскорблением, унижением достоинства).
Самым эффективным способом защиты своих прав является обращение в суд. Его преимущества:
- выигрыш во времени – достаточно, чтобы собрать доказательства;
- возможность привлечения профессионального юриста для защиты своих интересов;
- получение материальной компенсации (морального ущерба), если действия коллекторов будут признаны неправомерными;
- вероятность закрытия агентства в случае серьёзных нарушений закона.
Привлекать коллекторов к уголовной ответственности имеют право только органы полиции, возбудив в отношении конкретного сотрудника (НЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА!) уголовное дело. Основаниями является заявление потерпевшего или непосредственно выявленный факт совершения преступления. Чаще всего возбуждаются дела, связанные с причинением тяжкого, менее тяжкого или лёгкого вреда здоровью, вымогательством, угрозой убийством или порчей имущества.
Осуществлять деятельность по сбору долгов вправе только те юридические лица, которые прошли государственную регистрацию в установленном порядке и имеют запись о разрешённой коллекторской деятельности в Российской Федерации: «Деятельность агентств по сбору платежей и бюро кредитной информации».
Прежде чем начать общаться с лицом, представившимся представителем агентства по сбору задолженности, попросите его предоставить оригинал устава и учредительных документов. Найдите в видах разрешённой деятельности интересующий вас код. Если он отсутствует – можете по своему усмотрению: либо указать вымогателю на дверь, либо написать заявление в полицию о совершении в отношении вас мошеннических действий.
Фз 230 О Коллекторах С 1 Января 2021 Года Официальный Текст
Ограничение полномочий коллекторов начало действовать сразу же после вступления закона в силу. Должники настолько устали от назойливости «легальных» вымогателей, что не преминули воспользоваться своими правами. Во все инстанции стали поступать жалобы на действия агентств. ФССП, наделённая полномочиями по контролю за деятельностью этих юридических лиц, стала накладывать штрафы, которые отрезвили не в меру назойливых взыскателей.
Появилась судебная практика, связанная с вынесением решений о взыскании морального ущерба, причинённого неправомерными действиями сотрудников сборщиков задолженности.
За нарушение установленных ограничений средний размер штрафа, накладываемого на коллекторов, составляет 15-20 тысяч рублей. Но известны случаи штрафов, в несколько раз превышающих сумму долга.
Принятие закона №230 стало долгожданным событием, направленным на регулирование отношений в гражданско-правовой и банковской сферах деятельности. Прекращён произвол в отношении граждан, оказавшихся в сложной финансовой ситуации. Методы, берущие своё начало в 90-х годах прошлого века, окончательно уступают место цивилизованным способам разрешения конфликтов между кредитором и заёмщиком по закону.
Статья 1. Предмет регулирования и сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов физических лиц устанавливает правовые основы деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц (совершения действий, направленных на возврат просроченной задолженности физических лиц), возникшей из денежных обязательств.
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на физических лиц, являющихся кредиторами по денежным обязательствам, самостоятельно осуществляющих действия, направленные на возврат возникшей перед ними задолженности другого физического лица в размере, не превышающем пятидесяти тысяч рублей, за исключением случаев возникновения указанной задолженности в результате перехода к ним прав кредитора (цессии).
3. Настоящий Федеральный закон не распространяется на деятельность по возврату просроченной задолженности, осуществляемую в отношении физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, по денежным обязательствам, которые возникли в результате осуществления ими предпринимательской деятельности.
4. Настоящий Федеральный закон не распространяется на правоотношения, связанные с взысканием просроченной задолженности физического лица и возникшие из жилищного законодательства, законодательства Российской Федерации о водоснабжении, водоотведении, теплоснабжении, газоснабжении, об электроэнергетике, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением случаев передачи полномочий по взысканию данной задолженности кредитным организациям или лицам, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности физических лиц в качестве основного вида деятельности.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
1. Используемые в настоящем Федеральном законе понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
2. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) должник — физическое лицо, имеющее просроченное денежное обязательство;
2) государственный реестр — государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности;
3) уполномоченный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять ведение государственного реестра, контроль (надзор) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр.
Статья 3. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности
1. Правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности (действий, направленных на возврат просроченной задолженности) осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также международными договорами Российской Федерации.
2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на отношения, возникающие в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах, арбитраже (третейском разбирательстве), производстве по делам об административных правонарушениях, исполнительном производстве, адвокатуре и адвокатской деятельности, нотариате, банкротстве, бюро кредитных историй и уголовно-процессуальным законодательством, а также в связи с исполнением полномочий федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и осуществлением функций организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг.
Статья 4. Способы взаимодействия с должником
1. При совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности, кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе взаимодействовать с должником, используя:
1) личные встречи, телефонные переговоры (непосредственное взаимодействие);
2) телеграфные сообщения, текстовые, голосовые и иные сообщения, передаваемые по сетям электросвязи, в том числе подвижной радиотелефонной связи;
3) почтовые отправления по месту жительства или месту пребывания должника.
2. Иные, за исключением указанных в части 1 настоящей статьи, способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, могут быть предусмотрены письменным соглашением между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах.
3. Предусмотренное частью 2 настоящей статьи соглашение должно содержать указание на конкретные способы взаимодействия с должником кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с учетом требований, предусмотренных частью 2 статьи 6 настоящего Федерального закона.
4. Должник вправе в любой момент отказаться от исполнения указанного в части 2 настоящей статьи соглашения, сообщив об этом кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, путем направления соответствующего уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении или путем вручения под расписку. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником способами, предусмотренными соглашением.
5. Направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с любыми третьими лицами, под которыми для целей настоящей статьи понимаются члены семьи должника, родственники, иные проживающие с должником лица, соседи и любые другие физические лица, по инициативе кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, может осуществляться только при одновременном соблюдении следующих условий:
1) имеется согласие должника на осуществление направленного на возврат его просроченной задолженности взаимодействия с третьим лицом;
2) третьим лицом не выражено несогласие на осуществление с ним взаимодействия.
6. Согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее в том числе согласие должника на обработку его персональных данных.
7. Должник в любое время вправе отозвать согласие, указанное в пункте 1 части 5 настоящей статьи, сообщив об этом кредитору или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, которому дано соответствующее согласие, путем направления уведомления через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку уполномоченному лицу кредитора или лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах. В случае получения такого уведомления кредитор и (или) лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, не вправе осуществлять направленное на возврат просроченной задолженности взаимодействие с третьим лицом.
8. Положения частей 5 — 6 настоящей статьи не применяются к случаям, предусмотренным частью 3 статьи 6 настоящего Федерального закона, касающимся взаимодействия:
1) кредитора (цедента) с другим лицом (цессионарием) при переходе к такому лицу права требования и в ходе переговоров об уступке права требования;
2) кредитора с другим лицом (агентом) при заключении с ним договора, предусматривающего осуществление действий, направленных на возврат просроченной задолженности, или наделении его соответствующими полномочиями путем выдачи доверенности, а также в ходе переговоров о заключении договора или выдаче доверенности.
9. Предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 5 — 10 настоящего Федерального закона правила осуществления действий, направленных на возврат просроченной задолженности, применяются при осуществлении взаимодействия с любым третьим лицом.
10. Требования к организации взаимодействия между должником и кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, установленные настоящей статьей, а также статьями 5 — 10 настоящего Федерального закона, подлежат применению при взаимодействии кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, с физическим лицом, предоставившим обеспечение исполнения денежного обязательства должника.
Статья 12. Включение сведений о юридическом лице, осуществляющем деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, в государственный реестр
1. Юридическое лицо приобретает права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом для лица, осуществляющего деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенного в государственный реестр, со дня внесения сведений о нем в государственный реестр и утрачивает такие права и обязанности со дня исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра, если иное не предусмотрено настоящей главой.
2. Сведения о юридическом лице, соответствующем требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, вносятся в государственный реестр в течение двадцати рабочих дней со дня представления юридическим лицом (далее — заявитель) в уполномоченный орган следующих документов и сведений:
1) заявление о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр, подписанное руководителем юридического лица или уполномоченным им лицом, с указанием его фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства и номеров контактных телефонов;
2) копии учредительных документов;
3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц, полученная не ранее чем за 30 дней до даты представления документов;
4) сведения об учредителях (участниках), органах и работниках юридического лица по форме, утвержденной уполномоченным органом;
5) документы, содержащие сведения о размере чистых активов юридического лица, с приложением бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату, предшествующую дате представления документов;
6) копия договора обязательного страхования ответственности за причинение убытков должнику при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности;
7) копии документов, подтверждающих наличие необходимых оборудования и программного обеспечения, соответствующих требованиям, установленным уполномоченным органом;
8) копии документов, подтверждающих владение сайтом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
9) выписка из реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных;
10) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины.
3. Документы, которые органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», заявитель вправе представить по собственной инициативе.
4. В заявлении о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр декларируется соответствие юридического лица требованиям, установленным подпунктами 5, 10 и 11 части 1 статьи 13 настоящего Федерального закона.
5. Уполномоченный орган при рассмотрении заявления о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр запрашивает в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, выписку из единого государственного реестра юридических лиц, если заявителем не представлена указанная выписка по собственной инициативе.
6. Представляемые в соответствии с настоящей статьей документы иностранных юридических лиц должны быть представлены на государственном (официальном) языке соответствующего иностранного государства с переводом на русский язык и удостоверены в установленном порядке.
7. Уполномоченный орган при отсутствии установленных статьей 15 настоящего Федерального закона оснований для отказа во внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр вносит сведения о юридическом лице в государственный реестр и выдает заявителю свидетельство о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр.
8. Форма свидетельства о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр устанавливается уполномоченным органом.
9. Информация о включении юридического лица в государственный реестр размещается на официальном сайте такого юридического лица в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Что запретят коллекторам в 2021
- С 1 июля 2020 года кредитор при передаче долга коллекторам обязан публиковать эти сведения в ЕФРСБ.
- Исполнительный иммунитет из-за COVID-19 действует до 19.07.2022 года (например, рассрочка по долгам пенсионеров, запрет на арест движимого имущества за исключением ТС).
- Мораторий на банкротство действует до 7 января 2021 года.
- Запрет на уступку прав требования по долгам ЖКХ, включая кредитные организации и лиц, которые осуществляют деятельность по возврату задолженности.
- Преференции для должника через внесудебное банкротство.
Госконтроль. В июле 2021 года планируется принятие единого закона, который будет регулировать порядок проведения проверок. Остальные будут упразднены в рамках регуляторной гильотины.
Суть этого закона направлена на отказ от «палочной» системы, при которой работа надзорных органов сводилась к выполнению KPI и сбору штрафов. Наказания в рамках нового ФЗ останутся, но приоритет отдадут профилактике правонарушений и применению риск-ориентированного подхода. Контролирующий орган будет выступать консультантом по предотвращению правонарушений. Некоторые виды контроля будут проходить в цифровом формате. Цель нового закона — мониторинг бизнеса, а не принятие решения о проведении проверки.
Реестр обязательных требований для бизнеса. Минэкономразвития намерено запустить единый реестр обязательных требований для бизнеса с марта 2021 г. Это будет подсказка для поднадзорных лиц, которые смогут обращаться к реестру и проверять, кто именно является поднадзорным объектом и какие требования должны соблюдаться.
Досудебное обжалование решений надзорного органа. До 30 июня 2021 г. будет проводиться эксперимент досудебного обжалования решений надзорного органа через госуслуги в электронном формате.
Изменение порядка проведения проверок бизнеса. Минэк разработало проект постановления об изменении порядка проведения проверок бизнеса в 2021 г., которое предположительно вступит в силу в июле. Проверки предлагают проводить современными способами связи: через видеосвязь и через инспекционные визиты. Большая часть проверок малого бизнеса будет отменена за ненадобностью.
Отмена проверок из-за моратория. С 1 апреля по 31 декабря проверки не проводятся из-за моратория за небольшим исключением. Кроме того, продление данной меры, возможно, состоится в отношении субъектов малого бизнеса.
После принятия законопроекта агентствам по взысканию задолженностей пришлось урезать свои аппетиты. Ранее они могли звонить и писать должникам (а также их родным) когда угодно. Права коллекторов по новому закону ограничены.
Официально компаниям разрешено совершать действия по взысканию долгов с граждан РФ. Однако используемые методы не должны противоречить существующему законодательству.
То есть, запрещены любые угрозы и, тем более, порча имущества (это касается и оскорбительных надписей, которые коллекторы часто используют как способ воздействия на неплательщиков).
Многих волнует вопрос, могут ли коллекторы подать в суд, если им не вернуть деньги. Часто этот аргумент используют, как способ воздействия на должников.
Действительно, компания может обратиться в высшую инстанцию, но тюремный срок за неуплату кредита человеку не грозит. Единственное решение, которое может вынести суд – обязать неплательщика погасить сумму займа (например, путем ежемесячных отчислений).
В высшую инстанцию не могут обратиться компании, которые не прошли аккредитацию и не заключили официальный договор с банком.
Если же обращение в суд произошло, должник будет отвечать перед банком, а не перед коллекторами. Соответственно, ни о каком погашении заоблачных процентов (которые часто пытаются навязать взыскатели задолженностей) речь идти не может. Могут лишь назначить выплату неустойки в соответствии с кредитным договором.
Закон о коллекторской деятельности — на что теперь имеют право коллекторы
Если вы не настроены общаться с кредиторами, можно просто не брать трубку. За это не предусмотрена ни уголовная, ни административная ответственность.
Можно также написать в банк о том, что у вас заблокирован телефон и связь возможна только по электронной почте.
Еще один способ – внести номера коллекторов в черный список или сменить свой номер телефона. Правда, в последнем случае оформлять новую сим-карту нужно на другого человека.
Коллекторам запрещено звонить определенным категориям лиц:
- беременным и женщинам, у которых есть ребенок младше полутора лет;
- людям, которые находятся на лечении в медучреждениях;
- инвалидам 1 группы.
Если вы не против общения с кредиторами, говорите вежливо и без оскорблений. Резкие высказывания могут использовать против вас, если дело дойдет до суда.
В случае если вашей жизни, здоровью или имуществу угрожают, нужно собрать доказательства для обращения в судебные инстанции.
Если угрозы поступают по телефону или в личной беседе, используете диктофон. Запись в дальнейшем предоставляется в полицию вместе с заявлением о поступивших угрозах.
Если вас пытаются запугать по смс, сохраняйте сообщения в памяти телефона. В дальнейшем они также будут использоваться в суде как доказательство. Можете просто игнорировать угрозы, если не планируете начинать тяжбу.
Если вас преследуют взыскатели долгов, да еще и угрожают, стоит обратиться в суд. В начале соберите доказательства нарушений (аудио-, видеозапись), которые предоставьте в правоохранительные органы. Изначально следует обратиться в полицию или прокуратуру с описанием конфликтной ситуации.
Если вас продолжат преследовать, подавайте судебный иск. Перед этим проведите независимую экспертизу кредитного договора и направьте жалобу в ЦБ. Заявление в суд можно подать лично, а можно доверить это своему законному представителю.
После того, как закон начал действовать, конфликтных ситуаций стало меньше. Однако по-прежнему ведут деятельность неаккредитованные организации, которые нарушают все законодательные нормы. Представители власти планируют ужесточить наказание для этой категории агентств.
Коллекторское агентство – независимая организация, которая по договору с кредитором возвращает ему просроченный долг за определенный процент. Это вполне законное занятие – право передать ваш долг на взыскание предусмотрено Гражданским Кодексом и оговаривается в кредитном договоре.
Однако до недавнего времени в России не было закона, устанавливающего методы работы коллекторов, и их деятельность больше напоминала вымогательство. Необходимость законодательного регулирования в этой сфере стала вполне очевидна после появления массовых проблем с долгами.
Кроме кредитора, с должником может общаться назначенный им представитель. Коллектор обязан быть официально зарегистрирован, иметь капитал больше 10 млн. рублей, а его владельцы, руководители и работники не должны иметь судимостей.
Коллекторы, соответствующие требованиям, регистрируются в государственном реестре. Контроль над ними осуществляет Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Многие коллекторы также являются членами НАПКА — профессионального объединения, со своей стороны контролирующего деятельность коллекторов.
Недопустимы насильственные действия и нанесение вреда здоровью. Нельзя угрожать должнику, его родственникам, применять психологический прессинг. Коллекторам запрещается портить, изымать или удерживать имущество.
Коллекторы не должны размещать информацию о задоженноти в открытом доступе, в интернете, в подъездах домов. Нельзя разглашать информацию родственникам, сообщать на работу.
Дети, находящиеся в больнице люди и инвалиды – освобождены от внимания коллекторов изначально. Остальные вправе полностью отказаться от контактов с коллектором, если с момента возникновения неплатежа прошло более 4 месяцев. Для этого нужно направить заявление кредитору или самому коллектору.
После получения такого заявления коллектор более не вправе каким-либо образом контактировать с должником. Для кредитора остается в этом случае единственная возможность – обращение в суд для возбуждения исполнительного производства.
Коллектору запрещается каким-либо образом обманывать должника. При любом контакте сотрудник коллекторского агентства обязан представиться и указать название организации. Нельзя выдавать себя за государственного служащего, использовать форменную одежду.
Чтобы оградить должника от излишней навязчивости, регламентирована частота и количество контактов с коллектором. Так, разрешено звонить не чаще одного раза в день дважды в неделю, а лично встречаться можно не чаще 1 раза в неделю.
За незаконные действия коллекторов предусмотрены административные штрафы на организацию и ее руководителей. Размер штрафов может достигать 2 млн. рублей, деятельность коллектора может быть приостановлена, а его руководители или работники могут быть дисквалифицированы.
Если коллектором нанесен ущерб имуществу, он должен возместить его полностью. В случае же причинения ущерба здоровью, или использования незаконных методов взыскания (угрозы, шантаж или похищение) – ответственность будет уже по соответствующей уголовной статье.
Принятие нового закона значительно облегчает жизнь должника. Главным способом воздействия со стороны коллектора является психологическое влияние: навязчивые звонки и встречи, разглашение информации среди соседей и коллег. Теперь этому поставлен заслон. Государственная регистрация и введение обязательных требований к коллекторам позволяет отсеять мошенников и бандитов – коллектора теперь можно легко проверить по реестру.
Законом о коллекторах теперь защищены также клиенты микрофинансовых организаций. Взимание долгов перед МФО было сильнее всего криминализировано, а ранее существовавшие нормы не распространялись на микрозаймы.
Закон о коллекторах ФЗ-230: что нужно знать?
- Заниматься сбором долгов по 230-ФЗ может только юридическое лицо, у которых такой вид деятельности указан основным в ЕГРЮЛ.
- Все легальные коллекторские фирмы должны пройти обязательную регистрацию в ФССП, получить свидетельство.
- Закон № 230-ФЗ не применяется для сбора долгов по квартплате, за пользование услугами ЖКХ, по взносам на капремонт.
Банки и микрофинансовые организации тоже занимаются взысканием, они не относятся к коллекторам, так как их основным видом работы является кредитование и финансы. Основными «клиентами» коллекторских фирм являются заемщики кредитных учреждений и МФО.
Закон № 230-ФЗ не применяется при взыскании с юридических лиц, а также по просроченным обязательствам ИП. Также отметим, что в законе нет таких определений, как коллекторские агентства, бюро, фирмы. Эти обозначения можно включать в название организации, но суть работы от этого не меняется.
У компаний, фирм, бюро и агентств абсолютно равные обязанности, полномочия и ответственность.
В 2020 году закон был дополнен рядом важных поправок. В частности, был подробно описан алгоритм уведомления неплательщика о передаче долга коллекторам. Для этого кредитор обязан опубликовать сведения на Федресурсе.
В открытой части сайта будут указаны только общие данные о продаже задолженности. В закрытой части (личный кабинет) будут доступны персональные данные должника, размер и вид долга. Разместить публикацию кредитор обязан не позже 30 дней после заключения договора с коллекторской фирмой.
Отметим, что закон не запрещает коллекторам начинать работу по взысканию в пределах 30 дней, отведенных на уведомление. Поэтому, даже регулярно проверяя сведения на Федресурсе, должник может неожиданно столкнуться со звонками, визитами домой и иными видами воздействия со стороны коллекторов.
Совет: если образовалась просрочка перед банком или МФО, лучше заранее подготовиться к взысканию и общению со сборщиками долгов.
По этому и другим вопросам вы всегда можете проконсультироваться у наших юристов.
На данный момент в Госдуме РФ на рассмотрении есть сразу два законопроекта, напрямую связанных с коллекторской сферой. Возможно, они будут объединены в один документ.
Вот несколько интересных нововведений, которые пока не вступили в законную силу:
- закон о коллекторах планируется распространить на взыскание долгов ЖКХ, но для них будет введен специальный реестр;
- взыскание по коммуналке будет разрешено без соблюдения претензионного порядка;
- будут введены специальные составы в КоАП РФ и УК РФ, предусматривающие наказание за незаконные действия коллекторов (сейчас такие нарушения рассматриваются по общим нормам);
- планируется ввести обязательную аудиозапись разговоров с должниками, а хранить ее коллекторы будут не менее двух лет.
В Законе № 230-ФЗ, регулирующем деятельность коллекторов, нет упоминания о судебном взыскании. Однако такие права автоматически переходят по цессии, если первоначальный кредитор не обращался за судебной защитой.
На практике, задолженность передается коллекторским компаниям после того, как банки или МФО исчерпают доступные способы взыскания, либо утратят право на обращение в суд. Также полномочия на подачу исков могут возникать при агентировании, если по такому договору кредитор привлекает коллекторов к взысканию.
Если сборщики долгов обращаются в суд, должник может использовать варианты защиты:
- подать заявление о прекращении дела, если ранее с иском уже обращался основной кредитор (повторное обращение в суд по тем же основаниям не допускается);
- подать заявление о прекращении дела в связи с пропуском срока давности (при цессии срок давности не продлевается);
- заявить о несоразмерности процентов и основной суммы долга, чтобы уменьшить размер взыскания;
- попросить у суда отсрочить или рассрочить выплаты, если другие способы защиты оказались неэффективными.
Комментарий юриста. Коллекторские фирмы не выдают кредиты и микрозаймы, поэтому могут приобрести право на обращение в суд только по цессии или агентированию. В обоих случаях исходное обязательство не меняется.
В частности, коллекторы не смогут произвольно восстановить или продлить срок давности, увеличить размер процентов на основной долг. Внимательно изучите иск и материалы дела, чтобы своевременно выявить такие моменты, указать на них судье.
В суде защищаться от коллекторов намного проще, чем при личном взаимодействии. К ведению дела можно привлечь юриста или адвоката, которые выступят представителем должника по доверенности. Еще одним вариантом судебных дел является банкротство.
Получив права кредитора, коллекторская фирма может обращаться в арбитраж, требовать возбуждения банкротного дела. Должник тоже может списывать долги через банкротную процедуру, даже если они уже проданы новому кредитору. Как только арбитраж примет заявление, коллекторы будут обязаны прекратить любые формы взыскания.
Об ограничениях на количество и время способов взаимодействия мы рассказали выше. Но есть ряд дополнительных запретов, которые коллекторы обязаны соблюдать в процессе взыскания:
- запрещено разглашать персональную информацию о неплательщике, в том числе через интернет;
- нельзя использовать противозаконные действия и методы (угрозы, шантаж, оскорбления, насилие, вымогательство, хищение или повреждение имущества);
- нельзя обращаться для взыскания к другим лицам, кроме самого неплательщика (кроме созаемщиков и поручителей);
- запрещено работать по сбору долгов без свидетельства, либо после исключения из реестра ФССП;
- не разрешается продолжать взыскание, если неплательщик подал на банкротство, либо заявил об отказе от взаимодействия.
Понять, нарушают ли коллекторы эти запреты, не всегда просто. Например, если сборщики долгов открыто угрожают или совершают очевидные противозаконные действия, нужно незамедлительно подавать жалобу, обращаться в ФССП или МВД. Однако нередко угрозы и давление носят скрытый характер.
Чтобы определить, насколько действия коллекторов соответствуют закону, вы можете проконсультироваться у наших юристов. Мы проанализируем ситуацию, дадим рекомендации и советы по дальнейшим действиям.
Что изменится на рынке взыскания в 2021 году
В Законе № 230-ФЗ не прописаны права должников. Но исходя из требований к коллекторской деятельности, для защиты интересов неплательщик вправе:
- заявлять об отказе от взаимодействия (такой отказ нужно направить письменно по почте);
- защищаться путем подачи возражений в судах, обращений и жалоб в надзорные органы;
- подавать на банкротство, чтобы вообще списать долги и избавиться от претензий коллекторов;
- нанимать представителя для ведения дел, общения со сборщиками долгов;
- подавать заявления о привлечении к уголовной или административной ответственности.
Комментарий юриста. Можно использовать и самые простые способы защиты — не отвечать на звонки, не открывать дверь квартиры, отказываться от личных встреч. Коллекторы наверняка продолжат давление и попытки связаться с должников. Но при должной выдержке и крепких нервах можно игнорировать сборщиков долгов достаточно долго.
Намного сложнее защищаться, если взысканием занимаются нелегальные коллекторские агентства. Их обычно нанимают сомнительные микрофинансовые организации, чья цель заключается в начислении максимально больших процентов и быстром выбивании долга.
Вот что могут сделать коллекторы с должником:
- заставить подписать договоры и соглашения, существенно увеличивающие сумму долга или продлевающие сроки давности;
- принудительно забрать вещи и предметы, требовать переоформления прав на автомобили и недвижимость;
- распространять конфиденциальные сведения о должнике в интернете, в подъезде дома, по месту работы;
- наносить побои, угрожать примирением силы к родственникам и близким людям.
Для нелегальных коллекторов никаких запретов нет. Самостоятельно справиться с ними невозможно. Если вы не увидели в реестре ФССП данных о коллекторской компании, которая предъявляет вам требования, сразу обращайтесь в полицию.
Новый федеральный закон № 230-ФЗ внес серьезные поправки, которые ограничивают действия коллекторских организаций. Об этой информации должен знать каждый, чтобы не попасться на крючок мошенников и обезопасить себя и свою семью.
Далее, будет рассказано, как общаться с коллектором и что делать, если вам позвонили с требованием срочно вернуть заем.
- В момент общения с коллектором будьте вежливы, старайтесь не выдавать свои эмоции, особенно, если вам звонят первый раз.
- Постарайтесь записать звонок (эта функция доступна почти на всех современных телефонах), а также хранить все последующие звонки, смс, письма — они могут пригодиться.
- Определитесь, кто же вам звонит: коллектор, сотрудник компании, где вы брали кредит. Если это сотрудник компании, то у вас есть возможность уладить дело до передачи в коллекторское агентство. Должник должен постараться договориться о выплате в ближайшее время, даже, если с другого конца провода требуют немедленного возврата средств (обычно договор перепродают спустя 1-3 месяца).
- Если позвонил коллектор, уточните номер вашего договора, ФИО человека, с которым вы общаетесь, компанию, в которой он работает. И отключайтесь, если будут перезванивать в этот день – не берите трубку.
- Перезвоните в компанию, где брали кредит. Если продажу подтвердят – ждите следующего звонка коллекторов, если нет – обращайтесь в полицию по факту мошенничества. В отделении вам подскажут, как правильно написать заявление.
- Если у коллекторов действительно ваш кредитный договор уточните, почему вам не были переданы документы о получении прав на кредитное обязательство от обеих компаний, которые провели такую сделку или хотя бы от одной из них (ГК РФ Статья 382). Применимо, когда документы действительно к вам не дошли.
- В случаях, когда коллектор отказывается предоставлять бумаги, должник может смело класть трубку и больше с ним не общаться (п. 3 ГК РФ Статья 382). Если вам предложат передать документы, вы не обязаны платить за доставку, помните об этом. Дополнительно требуйте полную выписку из документации, указывающую начисление пени за каждый день.
Внимание! Обращение в суд — не приговор, не бойтесь этого. Микрофинансовой организации невыгодно обращаться в суд, так как судья часто списывает большую часть накапавших процентов.
- Следующим пунктом, если все документы в порядке является попытка договориться с новым владельцем кредита. Если это не удается — соглашайтесь на обращение в суд.
- В случаях, когда вам продолжают звонить, вы имеет право написать заявление в полицию, особенно, если звонки проводятся в запрещенное законом время.
- Обратитесь к юристу за помощью или бесплатными разъяснениями ситуации, он подскажет вам, как лучше действовать дальше.
Федеральный закон Российской Федерации под номером 230 о коллекторах призван регулировать функционирование не только коллекторов, но и банковских организаций и иных заинтересованных лиц при выполнении работы с кредитополучателями. В первой статье вышеуказанного законодательного акта прописано, что действие документы не распространяется на нижеуказанные ситуации по возврату долга:
- Если в качестве кредитора выступает другое физическое лицо при сумме задолженности не более пятидесяти тысяч рублей, возникшей не в результате оформления и подписания договора цессии;
- В ситуации, если в качестве должника выступает индивидуальный предприниматель, а долг возник в результате осуществления вышеуказанным лицом предпринимательской деятельности;
- Если долг возник по причине отсутствия своевременной платы коммунальных или других подобных услуг.
Коллектор является посредником кредитной организации, главной задачей которого является возвращение задолженности банку. Если ознакомиться с положениями Федерального закона под номером 230 о коллекторской деятельность, то все его права по отношению к должнику кратко можно охарактеризовать следующим образом — он обладает возможностью вежливо и культурно попросить заемщику вернуть банковскому учреждению долг.
Вышеуказанный нормативно-правовой акт допустимые действия представителя коллекторского агентства сводит к следующим двум направлениям:
- Непосредственное взаимодействие с заемщиком — личные встречи, или ведение переговоров при помощи телефонных разговоров;
- Направление должнику почтовых писем, голосовых, текстовых или телеграфных других сообщений, передаваемые физическому лицу посредством сетевой электросвязи.
Важно заметить, что обозначенные выше действия коллектор вправе совершить только в отношении должника, или третьего лица, который предоставил обеспечение — гарант, поручитель. Любые другие действия совершенные коллектором в отношении вышеуказанных лиц являются незаконными, только если должник и третье лицо не предоставили работнику коллекторского агентства письменно оформленное согласие.
В связи с последними изменениями Федерального закона под номером 230 о деятельности коллекторов им запрещается следующее:
- Требовать у должника выполнить обязательство раньше прописанного в банковском соглашении или указанного в нормативно-правовых актах РФ срока;
- Направлять смс-сообщения, проводить личные встречи, звонить в период с двадцати двух до восьми часов по рабочим дням и в период с двадцати до девяти по праздничным или нерабочим днях и выходным;
- Совершить любые действия, в результате которых заемщику будет причинен какой-либо вред;
- Злоупотреблять прописанном в законодательстве правом в любой форме.
При превышении полномочий сотрудниками коллекторских служб должнику рекомендуется обратиться в правоохранительные структуры, такие как прокуратура и Министерство внутренних дел Российской Федерации. Однако если предупреждения работниками правоохранительных органов не действуют на вышеуказанное юридическое лицо, то заемщик имеет право направиться в судебную инстанцию с исковым заявлением.
Оформляется иск на имя руководителя банковской организации или на начальника коллекторского агентства. Также в определенных ситуациях заемщик может подать исковое заявление в суда на конкретного коллектора. Если сотрудниками коллекторского агентства были нарушены серьезные положения законодательства Российской Федерации, то по решению судебного учреждения оного может быть закрыто.
Перед тем как править исковое заявление в суд рекомендуется выполнить правовую экспертизу договора, заключенного с банковской организацией. Производится она у профессионального юриста. Осуществляется обозначенное действия для выявления всех пунктов, имеющих правонарушения. В результате этого станет понятно кто более виновен в происходящем, коллекторское агентство или банковское учреждение.
При формировании правовой позиции следует определить сторону ответчика. В свою очередь должник будет выполнять роль истца в судебном разбирательстве. После происходит оформление искового заявление и формирование требований, а также сбор необходимого пакета документации. Осуществлять вышеуказанные действия заемщик может самостоятельно или при помощи юриста.
Согласно последним изменениям права коллекторов были существенно ограничены. Однако правительство планирует еще сильнее ужесточить регламентацию взаимоотношений между заемщиком и кредиторской организацией (или третьими лицами, действующими от имени банка. Зачастую это коллекторы).
На текущий момент в Федеральный закон под номером 230 о коллекторской деятельности изменения не вносились. Однако в Государственную думу Российской Федерации были внесены два законопроекта, которые планируют рассмотреть в ближайшее время.
Наиболее объемный из двух законопроект был внесен фракцией депутатов Либерально-демократической партией России, который положительно оценивается правительством.
- Возможность банка привлечь работников коллекторского агентства должна быть оговорена и прописана при заключении договора с кредитной организацией;
- После внесения изменений для оформления контракта цесси будет необходимо получить согласие заемщика и задолженность может быть передана только банковскому учреждению или не кредитному, но которое выдает потребительские кредиты;
- Взаимодействовать с третьими лицами будет возможно только после того как будет получено их согласие.
Рассмотрение вышеуказанного законопроекта под номером 398922-7 назначено на декабрь настоящего 2018 года.
Что дает заемщику закон о коллекторах(230-ФЗ)?
230-ФЗ предусматривает, что для надзора и контроля за коллекторскими агентствами должен быть назначен госрегулятор, который до 1 января разработает около десятка нормативных актов к новому закону. Без этих актов реализация закона невозможна. Среди них — регламент внесения коллекторских агентств в госреестр, порядок исполнения регулятором функций контроля и надзора, форма отказа должника от взаимодействия, требования к ПО коллекторских агентств, форма и сроки их отчетности перед регулятором. Однако назначение этого «госрегулятора для коллекторов» затягивается (предположительно, им должна стать Федеральная служба судебных приставов).
При этом закон касается не только коллекторов, но и всех кредиторов, которые могут заниматься взысканием с физлиц (и даже частников, которые дали в долг своим знакомым более 50 тыс. рублей), но в первую очередь — банков и МФО. Так что за исполнением закона будут следить, похоже, два «глаза»: «госрегулятор коллекторов» (ФССП), а также регулятор банков и МФО — Банк России.
Что означает это «двоевластие» для должников? Как минимум что «службы одного окна» для жалоб на взыскателей не будет. Жаловаться на нарушения 230-ФЗ со стороны банков и организаций рынка микрозаймов надо будет в ЦБ, а на нарушения со стороны коллекторских агентств — в ФССП. Разделить поле будет непросто, ведь при работе по агентской схеме сотрудники коллекторских агентств действуют от лица кредиторов и иногда даже представляются сотрудниками банка. Скорее всего, эти два регулятора (один из которых еще не назначен, не укомплектовал штат, не имеет бюджета) как-то договорятся между собой о взаимодействии, но вряд ли это произойдет скоро.
Кроме того, не очень понятно, одинаковые ли требования эти два органа власти будут предъявлять к своим подопечным. Возможно, банки с МФО и коллекторские агентства окажутся в разных условиях в плане общения с должником, поскольку ФССП и ЦБ немного по-разному будут трактовать нормы 230-ФЗ. Или с разной степенью строгости контролировать их исполнение. Поэтому должник, переходя от кредитора к коллекторскому агентству (иногда по нескольку раз), может столкнуться с разным пониманием, как считается количество контактов, или с разной практикой приема документов.
Какими могут быть толкования ключевых для заемщиков статей закона и почему этот вопрос настолько важен и для взыскателей, и для должников?
Например, закон ограничивает количество контактов с должником посредством телефонных переговоров — не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц. Трактовать понятия «непосредственное взаимодействие» или «телефонные переговоры», которые впервые вводит закон (в других российских нормативных актах их нет), можно по-разному. Будет ли засчитываться контакт, если, к примеру, трубку берет не должник, а другой человек или же должник положил трубку и не выслушал информацию о задолженности? Сможет ли должник подтвердить нарушение количества контактов просто распечаткой звонков? Или регулятор установит некие критерии полноценного диалога между взыскателем и должником (есть такая практика за рубежом) и будет с помощью аудиозаписи проверять, состоялся ли конструктивный диалог, который можно засчитать за контакт?
И что означает понятие «контакт с целью взыскания», количество которых и ограничил закон? То есть если кредитор или коллектор позвонил, чтобы напомнить о времени работы своего офиса, — тот контакт засчитывается или нет? Согласно новому закону, кредитор или коллектор должны будут прекратить выезды, звонки и СМС (но не почтовые отправления) при получении отказа должника от общения. Однако ряд крупных банков уже заявили, что отказ не помешает им общаться с должником, поскольку они будут делать это не с целью взыскания, а с целью предложения новых услуг, реструктуризации и т. д. Разделят ли эту позицию госрегуляторы — неизвестно. Да и саму форму отказа от общения еще никто не видел (ее должен утвердить еще не назначенный госрегулятор). Сколько страниц она будет содержать, насколько сложно ее будет заполнить? В законе прописано три вида отказа: через нотариуса, заказным письмом и лично в офисе. Но этого пока недостаточно, чтобы судить, насколько эта процедура будет легкой.
Стационарные больные или инвалиды должны будут документально подтверждать свой статус, чтобы их не беспокоили коллекторы. В противном случае запрет не будет действовать, но правил предоставления таких документов до сих пор нет. Также непонятно, должен ли будет должник сообщать, что он выписан? Должен ли кредитор выяснять информацию, признан ли человек банкротом, или заемщик должен предоставить эту информацию самостоятельно?
Взаимодействие кредиторов и взыскателей с третьими лицами по новому закону возможно, если должник предоставил письменное согласие на такое взаимодействие, при этом третье лицо должно быть тоже не против. Этот пункт противоречит 152-ФЗ, в котором говорится, что должно быть письменное согласие и третьего лица на обработку персональных данных. Рынок ждет мнения госорганов и по этому вопросу.
Закон запрещает «оказывать психологическое давление» на должника, однако это понятие носит очень оценочный характер, ведь для кого-то и просьба вернуть кредит может расцениваться как оказание давления.
Таких «серых зон» в законе десятки. Но вряд ли их толкование со стороны ФССП и Центробанка будет полностью «антиколлекторским» и «продолжниковским». Ведь эти органы власти, в отличие от популистски настроенных депутатов, решают более практические задачи, знают трудности рынка взыскания, особенности работы с должниками, имеют свой профессиональный опыт. Так что, скорее всего, они будут стремиться к балансу интересов кредиторов и заемщиков, и надежды некоторых должников на этот закон как некий вариант кредитной амнистии не очень оправданны.
Словом, вопросов к закону «О защите прав физлиц при взыскании» пока больше, чем ответов. Поэтому давать советы заемщикам, как правильно защищать свои права, пока сложно. Многие банковские ассоциации, профессиональные объединения МФО, а также Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) подготовили длинные списки правовых вопросов к будущему госрегулятору и ждут его назначения. Когда он будет назначен, когда разработает, согласует и утвердит все разъясняющие документы с четкими правилами игры, когда два регулятора договорятся между собой — тогда можно будет ожидать реального вступления закона в силу не только для взыскателей, но и для должников.
Вряд ли это произойдет к 1 января 2017 года. Чтобы 230-ФЗ действительно заработал, регуляторам еще предстоит проделать огромную работу даже на «белом» профессиональном рынке взыскания, не говоря уже о том, что закон останется «не писан» для нелегальных МФО и взыскателей, с которыми, как и раньше, будет продолжать бороться полиция.