План счетов банковского учета 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «План счетов банковского учета 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Это схема регистрации и группировки показателей хозяйственной деятельности предприятия. К ним относятся активы, различные обязательства, финансовые операции и прочее. В ПС указаны счета первого порядка (синтетические) и второго порядка (субсчета). На основе ПС компании создают и утверждают рабочий план счетов с полным перечнем всех счетов. Бухгалтерские счета подразделяются на:

  • активные;
  • пассивные;
  • активно-пассивные.

План бухгалтерских счетов коммерческой организации на 2020 и 2021 год

Конечное и начальное сальдо нужно записывать по дебету счета. Увеличение записывайте по дебету счета, а уменьшение — по кредиту.

Список: 01, 03, 04, 08, 09 — 10, 19 — 20, 23, 25, 26, 29 — 41, 43, 44 — 58, 60.2, 60.7, 62.1, 62.3 — 62.6, 62.11, 62.22, 62.44, 73, 75.1, 76.2, 76.22, 81, 90.2 — 90.8, 91.2, 94, 97.

Такие счета бывают либо с односторонним сальдо, либо с двусторонним. В первом случае сальдо либо дебетовое, либо кредитовое, а во втором — одновременно дебетовое с кредитовым. Список: 11 — 16, 40, 60, 62, 68 — 69, 71, 75, 76.1, 76.3, 76.5 — 76.11, 76.55, 76.АВ, 79, 84 — 90, 90.9, 91, 91.9, 99 — 99.2, 99.2.2.

Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н утверждена обновленная версия инструкции № 162н. Основные нововведения:

  • для учета нематериальных ценностей добавлены счета с новой аналитикой (N, R, I, D).
  • уточнен порядок отражения ряда операций. Например, при списании израсходованных материальных запасов допускается использование счетов 0 401 20 214, 0 401 20 223, 0 401 20 263, 0 401 20 265 и 0 401 20 267.

Приказом Минфина РФ № 256н внесены достаточно обширные изменения в план счетов бухгалтерского учета:

а) скорректированы наименования отдельных счетов бухгалтерского учета;

б) введены новые счета бухучета;

в) приведены в соответствие положениям п. 11.4 Порядка № 209н наименования счетов 0 105 21 000 «Лекарственные препараты и медицинские материалы – особо ценное движимое имущество учреждения», 0 105 31 000 «Лекарственные препараты и медицинские материалы – иное движимое имущество учреждения»;

г) поскольку счет 0 114 00 000 дополнен новыми аналитическими счетами, применяемыми при отражении операций по обесценению прав пользования жилыми и нежилыми помещениями, машинами и оборудованием, транспортными средствами и иными объектами, в редакции Приказа Минфина РФ № 256н наименование счета стало носить обобщающий характер. По новым правилам счет 0 114 00 000 называется «Обесценение прав пользования активом», ранее этот счет назывался «Обесценение нематериальных активов – иного движимого имущества учреждения».

Здесь же укажем новые аналитические счета синтетического счета 0 114 00 000, которыми был дополнен план счетов:

  • 0 114 41 000 «Обесценение прав пользования жилыми помещениями»;

  • 0 114 42 000 «Обесценение прав пользования нежилыми помещениями (зданиями и сооружениями)»;

  • 0 114 44 000 «Обесценение прав пользования машинами и оборудованием»;

  • 0 114 45 000 «Обесценение прав пользования транспортными средствами»;

  • 0 114 46 000 «Обесценение прав пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;

  • 0 114 47 000 «Обесценение прав пользования биологическими ресурсами»;

  • 0 114 48 000 «Обесценение прав пользования прочими основными средствами».

Также были ведены счет 0 114 80 000 «Резерв под снижение стоимости материальных запасов» и аналитические счета к нему:

  • 0 114 87 000 «Резерв под снижение стоимости готовой продукции»;

  • 0 114 88 000 «Резерв под снижение стоимости товаров».

Также среди введенных аналитических счетов можно выделить счета:

  • 0 111 41 351 «Увеличение стоимости прав пользования жилыми помещениями»;

  • 0 111 41 451 «Уменьшение стоимости прав пользования жилыми помещениями»;

  • 0 111 42 351 «Увеличение стоимости прав пользования нежилыми помещениями»;

  • 0 111 42 451 «Уменьшение стоимости прав пользования нежилыми помещениями»;

  • 0 111 44 351 «Увеличение стоимости прав пользования машинами и оборудованием»;

  • 0 111 44 451 «Уменьшение стоимости прав пользования машинами и оборудованием»;

  • 0 111 45 351 «Увеличение стоимости прав пользования транспортными средствами»;

  • 0 111 45 451 «Уменьшение стоимости прав пользования транспортными средствами»;

  • 0 111 46 351 «Увеличение стоимости прав пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;

  • 0 111 46 451 «Уменьшение стоимости прав пользования инвентарем производственным и хозяйственным»;

  • 0 111 47 351 «Увеличение стоимости прав пользования биологическими ресурсами»;

  • 0 111 47 451 «Уменьшение стоимости прав пользования биологическими ресурсами»;

  • 0 111 48 351 «Увеличение стоимости прав пользования прочими основными средствами»;

  • 0 111 48 451 «Уменьшение стоимости прав пользования прочими основными средствами»;

  • 0 111 49 351 «Увеличение стоимости права пользования непроизведенными активами»;

  • 0 111 49 451 «Уменьшение стоимости права пользования непроизведенными активами».

Это далеко не все счета, введенные в план счетов бухгалтерского учета, применяемый автономными учреждениями.

Ниже осветим отдельные изменения, которые внесены в отношении объектов учета (остановимся на наиболее значимых).

В части учета операций по счету 0 104 00 000 Приказом Минфина РФ № 256н внесены такие изменения:

  • сумма начисленной амортизации по объектам основных средств, ранее признанным не активом и учитываемым на забалансовом счете 02, принимается к балансовому учету при наличии решения об определении целевой функции актива и восстановлении его на балансовом учете. Названная сумма отражается по дебету счета 0 401 10 172 и кредиту счета 0 104 00 000 по стоимости на дату их выбытия с балансового учета (в части начисленной амортизации) (п. 27 Инструкции № 183н);

  • суммы уценки (дооценки) начисленной амортизации, полученные в результате переоценки, проводимой в соответствии с решением собственника государственного (муниципального) имущества, отражаются по кредиту (дебету) счета 0 401 30 000 и дебету (кредиту) счета 0 104 00 000 (п. 29 Инструкции № 183н).

Положения п. 72 Инструкции № 183н дополнены бухгалтерской записью, отражающей возврат ранее предоставленных учреждением обеспечений заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе, обеспечений исполнения контракта (договора), иных залоговых платежей, задатков. Указанная операция отражается по дебету счета 0 201 11 510 и кредиту счета 0 210 05 660.

В издании приведен План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и полный текст Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н, с изменениями и дополнениями, внесенными приказом Минфина России от 8 ноября 2010 г. № 142н.
Издание предназначено для бухгалтеров, аудиторов, работников налоговых и финансовых служб, студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов и колледжей, юристов и руководителей организаций.

Приложение
к Положению Банка России
от 27 февраля 2017 года N 579-П
«О Плане счетов бухгалтерского
учета для кредитных организаций
и порядке его применения»

(с изменениями на 14 сентября 2020 года)

Внесены изменения в Инструкцию № 183н

В соответствии с последними изменениями, внесенными Приказом Минфина от 28.10.2020 № 246н в пункт 2 приложения 2 инструкции 162н (План счетов и Инструкция по его применению КАЗЕННЫМИ учреждениями), касающиеся нумерации счетов бюджетного учета .

Об общем случае в разрядах 1 — 17 номера счета аналитического учета используется 4 — 20 разряды бюджетной классификации (т. е. КБК без кода главы) Некоторые исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108

Корреспондирующие с ними 040120240, 040120250, 040120270, 040120280, 030404000

ХХХХ 0000000000 000.

Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР можно применять, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества б

111.40, 111.60 ХХХХ 0000000000 000.
201.00 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
201.35 ХХХХ 0000000000 000
204.00 и корреспондирующий 401.20.200 0000 0000000000 000
209.81 ХХХХ ХХХХХХХХХХ 000
304.01 0000 0000000000 000
401.30 0000 0000000000 000
401.60 и корреспондирующий 401.20 ХХХХ 0000000000 ХХХ

В шаблоны КПС в счетах учета бюджетных и автономных учреждений приказами Минфина России от 30.10.2020 N253н (для бюджетных) и N 256Н (для автономных) были внесены изменения, некоторые из них мы привели в нижеследующей таблице.

Напомним, что в 1 — 4 разрядах номера счета указывается аналитический код вида функции, услуги (работы) учреждения, соответствующий коду раздела, подраздела классификации расходов бюджетов. (Как и ранее никаких исключений, зависящей для типа хранимой на счете информации не указано, т.е., например, на «доходные» счета правило тоже распространяется);

в 5 — 14 разрядах номера счета отражаются нули, если иное не предусмотрено учетной политикой учреждения либо не является требованиями, установленными участием в национальных проектах;

в 15 — 17 разрядах номера счета указываются аналитический код вида поступлений от доходов выбытий по расходам, аналитической группе вида источников финансирования дефицитов бюджетов; в 24 — 26 разрядах номера счета — коды КОСГУ; Т.е. КПС в общем случае выглядит так ХХХХ 0000000000 ХХХ. Исключения из вышеизложенного требования к составу КПС приведем в виде таблицы:

Счет учета Шаблон КПС
101, 102,103,104, 105, 108 Корреспондирующие с ними 401.20.240, 401.20.250,401.20.270, 401.20.280 ХХХХ 0000000000 000.
Такую классификацию можно применять для остатков и оборотов. КВР в трех последних разрядах указывается, если это установлено учетной политикой или целевым назначением имущества
0.201.00 0000 0000000000 000
0.201.35 ХХХХ 0000000000 000
0.204.00 0000 0000000000 000
0.209.81 0000 0000000000 000
0.210.05 ХХХХ 0000000000 510 – участие в конкурсах ХХХХ 0000000000 000 – «льготная» аренда
4.210.06 и корреспондирующий с ним 0.401.10.172 0000 0000000000 000
0.304.01 0000 0000000000 000
0.401.30 0000 0000000000 000

В целях получения дополнительной информации, в соответствии с требованиями учредителя, финансового органа публично-правового образования, из бюджета которого бюджетному учреждению предоставляются субсидии, а также в целях управленческого учета, бюджетные учреждения в 1 — 17 разрядах номера счета, в котором Инструкцией предусмотрены нули, отражают в соответствии с Рабочим планом счетов соответствующие аналитические коды поступления (выбытия), аналитические коды целевых статей.

Основание: пункт 2.1 Приложения 2 Инструкции 174н / пункт 3 Приложения 2 Инструкции 183н)

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

ВАЖНО!

Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.

Единый план счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях на 2021 год регулируется приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010. Инструкция 157н регламентирует финансово-хозяйственную деятельность учреждений, работающих в российской бюджетной системе.

Все бюджетные организации подразделяются на автономные, бюджетные и казенные. Для каждой структуры утверждены различные нормативные акты, которые отвечают за ведение бухучета в рамках данной организационной формы:

  • приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
  • приказ № 174н от 16.12.2010 — для БУ;
  • приказ № 183н от 23.12.2010 — для АУ.

В п. 21 приказа Минфина № 157н указано, что такое план счетов бюджетного учета (с пояснениями и проводками), — это регистр, который применяют казенные учреждения, внебюджетные фонды и органы власти. То есть те организации, которые функционируют в рамках приказа 162н.

ВАЖНО!

Минфин утвердил изменения к приказу 162н (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). Теперь при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на счетах рабочего ПС, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения. При финансировании из средств бюджета РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Это правило используется, начиная с 01.01.2021. Другое важное новшество — ведение бухучета методом начисления. По правилам этого метода, все операционные результаты признаются по факту совершения операций.

Начало ► ПЛАН СЧЕТОВ бухгалтерского учета 2021 Важно!Задавайте вопросы и читайте обсуждение по Плану счетов в разделе Вашему вниманию предлагается важная информация, без которой бухгалтер не сможет выполнять свою работу.

Бухгалтерский учет ведется согласно Плану счетов бухгалтерского учета 2021 во всех коммерческих организациях всех форм собственности, применяющих бухучет финансово хозяйственной деятельности методом двойной записи.

Он обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.Примечание: Указанный план счетов не применяют кредитные организации и государственные (муниципальные) учреждения.План счетов бухгалтерского учета — это система регистрации и группировки фактов хозяйственной деятельности (активов, обязательств, финансовых, хозяйственных операций и др.) в бухгалтерском учете.

В нем приведены наименования и номера синтетических

План счетов бухгалтерского учета на 2021 год

Счета бухгалтерского учета — это цифровые коды, обозначающие конкретный вид актива, обязательства, дохода, расхода и капитала. Они используются для систематизации информации об объектах бухгалтерского учета.

Ключевой принцип работы с этими регистрами бухучета — это составление бухгалтерских проводок по методу двойной записи. Операции на забалансовых счетах отражаются простым способом. Двойная запись предусматривает одновременное отражение одной операции сразу по двум счетам: по дебету одного и кредиту другого. К примеру, при изменении размера активов предприятия обязательно изменится значение источников их финансирования. Принцип относится и к составлению отчетности, бухгалтерского баланса.

Все счета классифицируются на:

  1. Активные. Могут иметь только остаток по дебету счета (положительное значение). Сальдо по активным счетам на конец отчетного периода формируют активную часть бухгалтерского баланса.
  2. Пассивные. Могут иметь только кредитовый остаток (задолженность, обязательство, долг). Показатели пассивных счетов отражают пассив бухбаланса.
  3. Активно-пассивные. Смешанный тип: характеризуется остатками как по дебету, так и по кредиту. Остатки включаются в отчетность, в зависимости от вида сальдо за отчетный период.

Подробнее: «Активные и пассивные счета: в чем разница и как с ними работать».

> > > Налог-налог 19 сентября 2021 Активные и пассивные счета бухгалтерского учета — это виды бухсчетов, определяемые исходя из их функции и предназначения.

В нашем материале читатель узнает о том, какие счета называют активными, а какие — пассивными, познакомится с примером записи операций на счетах разных типов. В бухгалтерском учете все хозяйственные операции приходуются в виде бухгалтерских проводок с применением специальных созданных счетов, каждому из которых присвоен уникальный номер.

Однотипные операции группируются на отдельных счетах. Название счета указывает непосредственно на специфику отражаемой на нем операции.

Приложение N 1 изменено с 10 февраля 2021 г.

Все изменения, непосредственно происходящие с хозяйственными средствами и их источниками, приводят к их изменению в денежном выражении. Официально утвержденный в РФ перечень счетов — План счетов подходит для использования для любых отраслей.

— Минфина России от 28 декабря 2021 г.

N 298Н Изменения при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2021 г. Приложение N 1 Единый план счетов бухгалтерского учетадля органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений 12 октября 2012 г., 29 августа 2014 г., 6 августа 2015 г., 1 марта, 16 ноября 2021 г., 27 сентября 2021 г., 31 марта, 28 декабря 2021 г.

Наименование БАЛАНСОВОГО СЧЕТА Синтетический счет объекта учета Наименование группы Наименование вида коды счета синтетический аналитический группа вид 1 2 3 4 5 6 Раздел 1. Нефинансовые активы НЕФИНАНСОВЫЕ АКТИВЫ 1 0 0 0 0

А это таблица плана бухгалтерских счетов с расшифровкой на 2021 год для коммерческих предприятий и НКО по приказу Минфина № 94н от 31.10.2000:

Номер счета Наименование
01 Основные средства
02 Амортизация основных средств
03 Доходные вложения в материальные ценности
04 Нематериальные активы
05 Амортизация нематериальных активов
07 Оборудование к установке
Вложения во внеоборотные активы
09 Отложенные налоговые активы
Материалы
11 Животные на выращивании и откорме
14 Резервы под снижение стоимости материальных ценностей
15 Заготовление и приобретение материальных ценностей
16 Отклонение в стоимости материальных ценностей
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям
Основное производство
21 Полуфабрикаты собственного производства
23 Вспомогательные производства
25 Общепроизводственные расходы
Общехозяйственные расходы
28 Брак в производстве
29 Обслуживающие производства и хозяйства
40 Выпуск продукции (работ, услуг)
Товары
42 Торговая наценка
43 Готовая продукция
Расходы на продажу
45 Товары отгруженные
46 Выполненные этапы по незавершенным работам
50 Касса
51 Расчетные счета
52 Валютные счета
55 Спецсчета в банках
57 Переводы в пути
58 Финансовые вложения
59 Резервы под обесценение финансовых вложений
60 Расчеты с поставщиками и подрядчиками
62 Расчеты с покупателями и заказчиками
63 Резервы по сомнительным долгам
66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам
67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам
68 Расчеты по налогам и сборам
69 Расчеты по социальному страхованию и обеспечению
70 Расчеты с персоналом по оплате труда
71 Расчеты с подотчетными лицами
73 Расчеты с персоналом по прочим операциям
75 Расчеты с учредителями
76 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами
77 Отложенные налоговые обязательства
79 Внутрихозяйственные расчеты
80 Уставный капитал
81 Собственные акции (доли)
82 Резервный капитал
83 Добавочный капитал
84 Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)
86 Целевое финансирование
90 Продажи
91 Прочие доходы и расходы
94 Недостачи и потери от порчи ценностей
96 Резервы предстоящих расходов
97 Расходы будущих периодов
98 Доходы будущих периодов
99 Прибыли и убытки

Разработка документа основывается на нормах законодательства. Правила закреплены законом, принятым на федеральном уровне под номером 129. Также на разработку распространяется действие ведомственных актов.

В том числе Министерство финансов разработало приказ №106. Согласно указанным актам организация несет обязанность по утверждению плана, носящего рабочий характер.

Формируется документ казенными, коммерческими, автономными и бюджетными организациями. При формировании документа исходят из нюансов осуществляемой деятельности, структурного строения.

План учреждения, функционирующего в бюджетной сфере, отделяется от применяемого организациями, осуществляющими коммерческую деятельность. Бюджетное учреждение имеет финансирование бюджетное и внебюджетное.

К числу учреждений, функционирующих в рассматриваемой сфере, отнесены:

  • выполняющие гос.функции;
  • фонды внебюджетного характера;
  • системы муниципалитетов и прочие.

Представляет собой документ, отражающий в себе требования относительно порядка ведения бухучета во всех типах организаций. Требования носят единый характер.

В акте описывают счета, являющиеся основными, также субсчета. Описываются они согласно порядку, установленному в плане. Указывается схема взаимодействия с прочими счетами второстепенного значения.

При необходимости оформить корреспонденцию, не предусмотренную инструкцией – создание происходит в соответствии с требованиями, применяемыми к ранее описанным подходам.

В план включается большое количество счетов, применяемых компаниями при осуществлении хозяйственной деятельности. Специфические особенности, присущие фирме, подлежат отражению на отдельном счете. Для этого требуется подать прошение в компетентные органы и получение их согласия.

Основывается документ на синтетических счетах, имеющих нумерацию. Указание номеров в данном разделе считается обязательным. Вторая часть представлена аналитическими. Нумеровать их не обязательно.

Согласно законодательным нормам с 2015 года принят порядок перевода всех организаций, осуществляющих деятельность в некредитной сфере, на единый план. Часть компаний должна перейти на данный порядок в начале 2017 года, другая часть – в начале 2018.

Финансовые организации используют с указанного времени единый план, состоящий из 20 разделов. Изменения коснулись не только смены счета, а также порядка учета операций, проводимых НФО.

КПС на счетах учета в 2021 году

Относительно рассматриваемого плана требуются комментарии по составлению самого акта. В него включаются используемые компанией счета первого порядка.

Добавление в рабочий план разделов, не предусмотренных ПС, разрешается после получения согласия компетентного органа.

Когда определяется аналитическая структура разрешение получать не требуется, компания правомочна принимать данные решения самостоятельно. Данные по аналитике должны совпадать с остатками и оборотами на счете первого порядка.

Нормативными актами предусматривается типовая схема корреспонденции для первопорядковых счетов. Когда возникают факты осуществления хозяйственной деятельности, не предусматривающие корреспонденцию – компания может внести дополнения. В таком случае требуется соблюдение единых подходов.

\r\n\r\n

ПСБУ для коммерческих организаций — это схема, позволяющая зарегистрировать и сгруппировать факты хозяйственной деятельности (активы, обязательства, финансовые и хозяйственные операции и проч.).
\r\n
\r\nВ нем приведены счета первого порядка. Их называют синтетическими, и у каждого есть наименование и номер.

\r\n\r\n

Три вида синтетических счетов:

\r\n\r\n

    \r\n\t

  1. Активные. Сальдо у них может быть только дебетовым, увеличение средств всегда отражается по дебету, уменьшение по кредиту.
  2. \r\n\t

  3. Пассивные. Сальдо у них может быть только кредитовым, увеличение средств всегда отражается по кредиту, уменьшение по дебету.
  4. \r\n\t

  5. Активно-пассивные. Сальдо у них может быть как дебетовым, так и кредитовым, увеличение (уменьшение) средств отражается либо по дебету, либо по кредиту.
  6. \r\n

\r\n\r\n

Также в ПСБУ приведены счета второго порядка. Их называют субсчетами. Для одного синтетического счета может быть открыто несколько субсчетов.

\r\n\r\n

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

\r\n\r\n\r\n

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

\r\n\r\n\r\n

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.
\r\n
\r\nЕсли какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

\r\n\r\n

\r\n\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t

\r\n\t

\r\n\t

\r\n\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета первого порядка (синтетические)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Счета второго порядка (субсчета)

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Тип

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Наименование

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер

\r\n\t\t\t

\r\n\t\t\t

Номер и наименование

Организация должна выбрать те счета, которые она будет использовать в своей работе. Также нужно продумать, какие субсчета необходимо открыть исходя из специфики деятельности компании.

ВАЖНО. Организация не обязана строго придерживаться списка субсчетов. Их можно переименовывать, уточнять, объединять и исключать. Главное, чтобы с ними было удобно работать.

В итоге получится рабочий ПСБУ. Его следует закрепить в своей учетной политике. В случае, когда в течение года деятельность организации поменялась, на следующий год можно утвердить измененный вариант.

Если какая-либо хозяйственная операция является специфической, и для нее нет подходящего синтетического счета, допустимо с разрешения Минфина ввести для себя новый счет. Для этого используются номера, не задействованные в плане.

Счета первого порядка (синтетические)

Счета второго порядка (субсчета)

Тип

Наименование

Номер

Номер и наименование

(в ред. — Приказа ЦБ РФ от 11.03.97 N 02-67)

Обозначения: А — активный счет; П — пассивный счет; СБ — счет открывается только в Сберегательном банке Российской Федерации и его учреждениях; РФ — Российская Федерация; ОРЦБ — организованный рынок ценных бумаг; РЦ ОРЦБ — расчетный центр ОРЦБ. Под словом «банки» подразумеваются Центральный банк Российской Федерации и кредитные организации. Счета для нерезидентов Российской Федерации специально оговорены этим словом. Без указания слова «нерезидент» счета используются для учета операций резидентов Российской Федерации.

Выше мы отметили, что коммерческие организации обязаны формировать рабочие планы бухучета на основе положений приказа № 94н. Данный НПА могут дополнять источники права, адаптирующие бухгалтерское законодательство к деятельности отдельных категорий налогоплательщиков. В числе таких нормативных актов — приказ Минфина России от 21.12.1998 № 64н, которым утверждены рекомендации по ведению бухучета для малых предприятий.

Необходимость ведения бухучета законодательно закреплена также для государственных и муниципальных организаций. Главный НПА, устанавливающий план бухучета для таких структур, — приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Существуют также дополняющие его источники права:

  • приказ от 16.12.2010 № 174н, утвердивший план бухучета для бюджетных учреждений;
  • приказ от 23.12.2010 № 183н, утвердивший план бухучета для автономных учреждений.

В свою очередь, казенные организации обязаны работать в рамках бюджетного учета — подвида бухгалтерского, адаптированного главным образом для учета некоммерческих финансовых операций. Соответствующий план счетов приведен в приказе Минфина России от 06.12.2010 № 162н.

Отдельный план бухучета утвержден для банков, работающих в РФ, положением ЦБ РФ от 27.02.2017 № 579-П.

Отдельный план бухучета для некредитных финансовых организаций, утвержден Банком России от 02.09.2015 № 486-П. К некредитным финансовым структурам относятся, в частности, страховые компании. Таким образом, в РФ установлено несколько видов планов счетов бухучета. Но главным из них для коммерческой сферы традиционно считается тот, который утвержден приказом № 94н. Изучим его особенности, в частности определим, кому его нужно использовать обязательно.

С 1 января 2021 изменяются банковские счета Федерального казначейства

В соответствии с информацией Минфина России № ПЗ-3/2015 преференцией, о которой идет речь, могут воспользоваться:

  • малые предприятия;
  • НКО;
  • фирмы, работающие в «Сколково».

Применение упрощенного плана счетов бухучета предполагает, прежде всего, сокращение количества используемых синтетических счетов в структуре рабочего плана. Еще одно послабление — возможность не задействовать в работе регистры бухучета (п. 4.1 информации № ПЗ-3/2015).

Привнес ли какие-либо законодательные корректировки в план счетов бухгалтерского учета 2020-2021 год? Ответ на данный вопрос зависит от сферы применения соответствующего документа.

Приказ Минфина России № 94н, используемый коммерческими фирмами, издан довольно давно — порядка 15 лет назад. Можно отметить, что с того момента правки в него вносились 3 раза:

  • приказом от 07.05.2003 № 38н;
  • приказом от 18.09.2006 № 115н;
  • приказом от 08.11.2010 № 142н.

Таким образом, положения приказа № 94н не корректируются уже почти 10 лет. Так что говорить о том, что в 2020-2021 годах появился новый план бухучета для коммерческих фирм, не приходится.

Другое дело — государственные и муниципальные организации. Законодатель весьма активен в части корректировки бухгалтерской политики бюджетных структур, особенно в главном НПА, регулирующем бухучет в бюджетных структурах, — приказе № 157н.

Об изменениях в Плане счетов бюджетного учета читайте в этом материале.

Подробнее о структуре счета бюджетного учета читайте в статье «Типовые проводки по бюджетному учету (примеры)».

В РФ для бюджетных, автономных, казенных учреждений, кредитных и некредитных финансовых организаций, коммерческих организаций применяются различные планы счетов. Для организаций коммерческой сферы план счетов утвержден приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н. Малые предприятия могут применять упрощенный план счетов, рекомендованный Минфином в приказе от 21.12.1998 № 64н. Рабочий план счетов каждая организация должна разработать самостоятельно и утвердить его в учетной политике.

Для организаций бюджетной сферы законодатели предусмотрели отдельные правила ведения бухгалтерского учета. Ключевые аспекты закреплены в инструкции по бухучету № 157н. Помимо основных правил, в бюджетной деятельности имеется дополнительная детализация по типам государственных и муниципальных учреждений. Единый план счетов бюджетного учета 2021 года применяется по типам учреждений:

  • приказ Минфина РФ № 162н от 06.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для казенных учреждений, внебюджетных фондов и органов власти;
  • приказ № 174н от 16.12.2010 (в ред. от 28.12.2018) — для бюджетных учреждений;
  • приказ № 183н от 23.12.2010 (в ред. от 27.07.2018) — для автономных учреждений.

ВАЖНО! В новых изменениях к приказу 162н указано: при ведении бюджетного учета хозяйственные операции отражаются на регистрах рабочего плана, утвержденного учреждением в рамках формирования учетной политики учреждения, с применением в 18 разряде номера счета кода финансового обеспечения (приказ Минфина № 246н от 28.10.2020). При финансировании из бюджетных средств РФ — код 1, из средств во временном распоряжении — 3. Изменения вступят в силу 01.01.2021. Кроме того, становится обязательным ведение бухучета методом начисления, когда все операционные результаты признаются по факту совершения операций.

Основная структура ПСБУ едина для всех типов государственных и муниципальных компаний. Действующий план для бюджетников состоит из следующих разделов:

  1. Нефинансовые активы. Включают: основные средства и амортизационные отчисления по ним, материальные запасы и сырье, объекты нематериальных активов, вложения в нефинансовые активы (вложения в ОС и капстроительство).
  2. Финансовые активы — это денежные средства компании (наличные, на расчетных счетах), дебиторская задолженность, авансы поставщикам, подрядчикам или персоналу по заработной плате, вложения в финансовые активы.
  3. Обязательства. Кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками, по заработной плате и налогам, по полученным кредитам и прочие аналогичные обязательства.
  4. Финансовые результаты. В этом разделе отражаются результаты финансовой деятельности субъекта. То есть здесь аккумулируются не только текущие доходы и расходы, но и аналогичные показатели будущих и предшествующих периодов.
  5. Санкционирование расходов. Раздел для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств по контрактам, договорам и аналогичной информации.
  6. Забалансовые счета. Их используют для отражения информации об отдельных видах собственности и обязательств госучреждения.

Приказ Минфина № 94н регламентирует особенности ведения бухучета в самой значительной части экономических субъектов. Вот актуальная таблица плана счетов бухгалтерского учета на 2021 год для коммерческих предприятий и НКО.

Счет бухгалтерского учета

Тип (пассивный/активный)

Наименование

Раздел I

01

А

Основные средства

02

П

Амортизация основных средств

03

А

Доходные вложения в материальные ценности

04

П

Нематериальные активы

05

П

Амортизация нематериальных активов

07

А

Оборудование к установке

08

А

Вложения во внеоборотные активы

09

А

Отложенные налоговые активы

Раздел II

10

А

Материалы

11

А

Животные на выращивании и откорме

14

П

Резервы под снижение стоимости материальных ценностей

15

А

Заготовление и приобретение материальных ценностей

16

А-П

Отклонение в стоимости материальных ценностей

19

А

Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Раздел III

20

А

20 счет бухгалтерского учета — это основное производство

21

А

Полуфабрикаты собственного производства

23

А

Вспомогательные производства

25

А

Общепроизводственные расходы

26

А

Общехозяйственные расходы

28

А

Брак в производстве

29

А

Обслуживающие производства и хозяйства

Раздел IV

40

А-П Выпуск продукции (работ, услуг)

41

А

Товары

42

П

Торговая наценка

43

А

Готовая продукция

44

А

Расходы на продажу

45

А

Товары отгруженные

46

А

Выполненные этапы по незавершенным работам

Раздел V

50

А

Касса

51

А

Расчетные счета

52

А

Валютные счета

55

А

Специальные счета в банках

57

А

Переводы в пути

58

А

Финансовые вложения

59

П

Резервы под обесценение финансовых вложений

Раздел VI

60

А-П

Расчеты с поставщиками и подрядчиками

62

А-П

Расчеты с покупателями и заказчиками

63

П

Резервы по сомнительным долгам

66

П

Расчеты по краткосрочным кредитам и займам

67

П

Расчеты по долгосрочным кредитам и займам

68

А-П

Расчеты по налогам и сборам

Что такое план счетов бухгалтерского учета и как его применять в 2021 году?

План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
Основные средства 01 не определен 60401, 60404, 60804, 62101
Амортизация основных средств 02 не определен 60414, 60805, 61909, 61910
Доходные вложения в материальные ценности 03 не определен 61901, 61902, 61903,

61904, 61905, 61906,

61907, 61908, 62003, 62101

Нематериальные активы 04 не определен 60901, 60905
Амортизация нематериальных активов 05 не определен 60903
Оборудование к установке 07 не определен 60415
Вложения во внеоборотные активы 08 см. ниже
Приобретение земельных участков 08 1 60415, 61911
Приобретение объектов природопользования 08 2 60415, 61911
Строительство объектов основных средств 08 3 60415, 61911
Приобретение отдельных объектов основных средств 08 4 47701, 60415, 61911
Приобретение нематериальных активов 08 5 60906
Перевод молодняка животных в основное стадо 08 6 нет
Приобретение взрослых животных 08 7 нет
Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ 08 8 60906
Отложенные налоговые активы 09 не определен 61702, 61703
План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
Материалы 10 см. ниже
Сырье и материалы 10 1 61008
Покупные полуфабрикаты и

комплектующие изделия, конструкции и детали

10 2 61008
Топливо 10 3 61008
Тара и тарные материалы 10 4 61008
Запасные части 10 5 61002
Прочие материалы 10 6 61003, 61010
Материалы, переданные в переработку на сторону 10 7 нет
Строительные материалы 10 8 61013
Инвентарь и хозяйственные принадлежности 10 9 61009
Специальная оснастка и специальная одежда на складе 10 10 61008
Специальная оснастка и специальная одежда в эксплуатации 10 11 61008
Имущество и его годные остатки организацией»>(абандон) 10 организацией»>– 61101
Животные на выращивании и откорме 11 нет
Резервы под снижение стоимости материальных ценностей 14 нет
Заготовление и приобретение материальных ценностей 15 нет
Отклонение в стоимости материальных ценностей 16 нет
Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 19 см. ниже
Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств 19 1 60310
Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам 19 2 60310
Налог на добавленную стоимость по приобретенным материальнопроизводственным запасам 19 3 60310
План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
Основное производство 20 не определен 61015
Полуфабрикаты собственного производства 21 нет
Выплаты по договорам страхования, сострахования и перестрахования 22 нет
Вспомогательные производства 23 не определен 61015
Общепроизводственные расходы 25 нет
Общехозяйственные расходы 26 не определен нет
Брак в производстве 28 нет
Обслуживающие производства и хозяйства 29 нет
План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
Выпуск продукции (работ, услуг) 40 нет
Товары 41 не определен 20302, 20303, 20305, 20308, 20401, 20403, 61014, 61101, 62001, 62003, 62102
Торговая наценка 42 нет
Готовая продукция 43 нет
Расходы на продажу 44 нет
Товары отгруженные 45 нет
Выполненные этапы по незавершенным работам 46 нет
План счетов Минфина План счетов НФО
Наименование счета Номер счета Номер субсчета Номер счета
паевых взносов»>Уставный капитал 80 не определен 10207, 10208, 10209, 10211, 10212
Собственные акции (доли) 81 не определен 10501, 10502
Резервный капитал 82 не определен 10701, 10703
Добавочный капитал 83 не определен 10601, 10602, 10611, 10614, 10621
Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) 84 не определен 10801, 10901, 11101, 70801, 70802
Целевое финансирование 86 см. ниже
организацией»>Целевое финансирование некоммерческих организаций 86 организацией»>– 11001
организацией»>Вклады в имущество в рамках целевого финансирования 86 организацией»>– 10621
организацией»>Паевой фонд 86 организацией»>– 62201, 62202, 62203, 62204
организацией»>Целевые средства по обязательному медицинскому страхованию 86 организацией»>– 48203

Применять план счетов бухучета обязаны все экономические субъекты, которые ведут бухгалтерский учет. Освобождения предусмотрены только в отношении индивидуальных предпринимателей и частных практиков. Остальные коммерческие фирмы, государственные учреждения и предприятия вести бухучет обязаны.

Но и коммерсанты вправе организовать бухгалтерский учет в рамках своей деятельности. Запрета на ведение нет. Индивидуальные предприниматели принимают решение самостоятельно. Если ведение бухучета необходимо, то придется соблюдать действующие правила:

  1. Разрабатывать и утверждать учетную политику.
  2. Назначать ответственных лиц.
  3. Вести первичную и учетную документацию.
  4. Проводить ревизии, инвентаризации и проверки.
  5. Составлять финансовую отчетность.

Некоторые экономические субъекты вправе вести бухучет в упрощенном виде. Например, некоммерческие организации, субъекты малого предпринимательства, представители Сколково. Но даже переход на упрощенный способ не освобождает от использования единого ПС.

ВАЖНО! Применение плана счетов обязательно для всех экономических субъектов, которые должны вести бухгалтерский учет. Исключений нет даже для упрощенцев.

Минфин России внес изменения в Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкцию по его применению (приказ Минфина России от 14 сентября 2020 г. № 198н).

Большинство поправок связано с введением в бюджетное законодательство понятия казначейского обслуживания, а также системы казначейских платежей. План счетов дополнен новыми счетами, отражающими операции на едином казначейском счете. Так, например, введен счет № 22400 «Финансовые активы от управления остатками средств на едином казначейском счете», счет № 22500 «Расчеты по доходам от управления остатками средств на едином казначейском счете» и счет № 32400 «Расчеты с кредиторами по прочим операциям со средствами на едином казначейском счете». Кроме того, приказом уточняются правила ведения кассовой книги.

Новые правила будут применяться при формировании учетной политики и показателей бухучета, начиная с 2021 года. Положения Инструкции по ведению единого плана счетов в части аналитического учета применяются в 2020 году по решению субъекта учета, применяемому в рамках формирования его учетной политики.

Учетная политика необходима любому хозяйствующему субъекту, и автономное учреждение (АУ) не исключение.

Для автономного учреждения учетная политика особенно важна в силу следующих особенностей его статуса:

• АУ не является получателем бюджетных средств, поэтому на него не распространяется бюджетное законодательство;
• АУ является НКО (некоммерческой организацией) и относится к государственным (муниципальным) учреждениям.

В результате у АУ возникают специфические учетные нюансы в силу такого «промежуточного статуса», выражающиеся:

• в большей свободе действий по сравнению с казенными учреждениями;
• существенно ограниченных возможностях (по сравнению с обычными коммерсантами) в осуществлении деятельности, приносящей доход.

Таким образом, АУ без учетной политики обойтись невозможно. О структуре такой учетной политики читайте в следующем разделе.

С 2020 года автономные учреждения обязаны применять 5 новых ФСБУ, а с 2021 года — еще 2. Учетную политику учреждения на 2021 год нужно оформлять с учетом норм этих стандартов.

Структура учетной политики в целях бухучета определяется самостоятельно самим учреждением и должна раскрывать следующие аспекты:

• организационные — кто ответственен за организацию учета, какова структура бухгалтерской службы и чем она регламентирована, применяемые для учета программные средства, возложение полномочий по подписанию первички и др.;
• методологические — особенности учета имущества и обязательств (в том числе методика раздельного учета по источникам финансирования, а также нюансы учета расходов на связь, служебные поездки, представительские расходы и др.);
• приложения к учетной политике (рабочий план счетов, схема внутрифинансового контроля, график проведения инвентаризации, формы первичных документов и др.).

Налоговые аспекты деятельности АУ необходимо отразить в отдельной главе или оформить их в отдельной учетной политике.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Юридический портал, 2021 | Все права защищены