Оптимизация в медицине в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Оптимизация в медицине в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Автоматизация процессов является самым быстрорастущим сегментом рынка корпоративного программного обеспечения во всем мире, и эта тенденция должна продолжиться в 2021 году. Gartner прогнозирует, что в 2021 году этот рынок достигнет объема $1,89 млрд, что на 19,5% больше, чем в 2020 году. Преимущества таких технологий в сфере здравоохранения были особенно заметны в этом году, с системами автоматизации, развернутыми для помощи в классификации и распространении результатов тестирования на COVID-19 наряду с планированием визитов врачей, вводом данных и другими задачами администрирования в то время, когда ресурсы были очень ограничены.

Пандемия COVID-19 выявила пробелы в здравоохранении во всем мире в силу социально-экономических факторов, причем этот вирус имеет самые высокие показатели смертности и инфицирования среди населения с низким уровнем доходов. Благодаря многочисленным научным статьям, опубликованным по этой теме, в 2021 г. правительства и медицинские организации во многих странах будут работать вместе над решением этой проблемы, при этом одним из ключевых компонентов будет повышение уровня цифровых навыков людей.

Технологии искусственного интеллекта сыграли ключевую роль в борьбе с COVID-19 — они использовались, в частности, для прогнозного моделирования, разработки вакцин и анализа снимков грудной клетки. В этой технологии есть много неиспользованного потенциала, который со временем начнет реализовываться. Говоря коротко, искусственный интеллект упрощает жизнь пациентов, врачей и администраторов больниц, выполняя задачи, которые обычно выполняются людьми, но за меньшее время и с меньшими затратами. Внедрение в системы здравоохранения будет продолжено во многих различных областях — от анализа данных о пациентах для выявления ранних признаков заболевания до развертывания подобных систем в операционной для обеспечения возможности проведения точной хирургии.

Другие способы, с помощью которых такие технологии могут помочь отрасли здравоохранения, включают в себя идентификацию людей с высоким риском, персонализированные рекомендации по дозировкам, основанные на химии организма каждого пациента и факторах окружающей среды, а также автоматизацию напоминаний о потреблении лекарств в определенное время.

Компаниям, которые сохраняют свои рабочие места открытыми во время пандемии, неизбежно придется принимать меры по обеспечению безопасности сотрудников. В 2020 г. мы стали свидетелями внедрения тестирования и скрининга симптомов на рабочем месте, цифровых систем, регистрирующих данные здоровья сотрудников, и ряда других инструментов мониторинга здоровья как для выявления коронавируса, так и для улучшения общего состояния здоровья сотрудников. В следующем году эта тенденция будет только расширяться.

Какой будет медицинская помощь в 2021 году

Массовое ускорение внедрения цифровых технологий в здравоохранении в этом году привело к огромному увеличению объема данных, хранящихся в облачных платформах. Кроме того, рост числа кибератак — это проблема, от которой поставщики медицинских услуг должны будут защититься. Для этого им необходимо создать культуру безопасности в своей организации путем обучения персонала, обеспечения соответствия нормам конфиденциальности и безопасности, а также постоянного обновления систем.

В статье использованы материалы из The Next Web, T_HQ, Healthcare Global, Medical Futurist.

Большой упор в работе в 2021 году будет сделан на запуск новой федеральной программы модернизации первичного звена здравоохранения. Она продлится 5 лет.

Всего на эту программу из федерального бюджета планируется выделить 500 млрд руб. Еще порядка 50 млрд поступит из региональных бюджетов (в том числе 13,5 млрд потратит на это Татарстан). Запланировано с 2021 по 2023 годы выделять на программу по 90 млрд руб. К программе подключились уже более 3000 медорганизаций.

Поясню, что относится к первичному звену здравоохранения. В первую очередь, это наши поликлиники, куда пациент приходит при первых симптомах болезни. Еще одна важная часть системы первичного звена — ФАПы в сельской местности. В Татарстане совсем немного труднодоступных населенных пунктов, в которых ФАП является единственным местом на сотни километров вокруг, где можно получить медицинскую помощь. Но в России таких мест гораздо больше. Поэтому очень важно включить и эти учреждения в программу модернизации.

В 2021 году нас ждут изменения в программе госгарантий. Подушевые нормативы финансирования будут увеличены: на 2021 год — на 3,7%, на 2022 и 2023 годы — на 4%.

В программе ОМС всю медпомощь разделят на две группы: специализированная, включая высокотехнологичную медицинскую помощь, которая оказывается федеральными медцентрами, и вся остальная (но это не значит, что в ее составе не будет ВМП и специализированной помощи).

С нового года действуют новые правила выдачи медсправок и заключений. Действовать они будут до 2027 года. Нововведения распространяются на случаи, когда нет специальных правил выдачи этих документов.

Теперь допускается составлять такие справки и заключения в произвольной форме, а оформлять их можно и на бумаге, и в форме электронного документа (сопровождая электронной подписью врача).

Медтех тренды: что будет в фокусе в 2021 году

Ранее беременные матери должны были проходить три ультразвуковых исследования: первое – в срок от 10 до 24 недель, второе – в срок в период с 20-й по 24-ю неделю и третье – с 32-й по 34-ю неделю.

Теперь, согласно приказу Минздрава № 1130 н от 20.10.2020, им положено две процедуры. Пройти их можно будет в сроки с 11-й по 14-ю и с 19-й по 21-ю неделю. Ранее молодые мамы должны были два раза посещать стоматолога, но теперь они будут довольствоваться всего одним разом.

Отменили осмотр врача-отоларинголога – ранее в период беременности необходимо было сходить на приём к этому специалисту хотя бы один раз. Акушеру-гинекологу теперь необходимо будет в срок не позднее 20 недель информировать о том, сможет ли будущая мама выносить ребёнка, ранее срок был увеличен до 22 недель. Количество обязательных посещений к гинекологу сократили с семи до пяти дней.

Этот же приказ теперь определяет возможность и условия приема родов в фельдшерских пунктах или здравпунктах сельского поселения: оказать помощь роженицам имеют право фельдшеры, акушеры, а если они отсутствуют – медсёстры.

Если есть необходимость, то им разрешается проходить консультацию у более опытных коллег. В этом может быть задействована телемедицина, то есть видеосвязь.

Теперь медицинские справки или заключение врача можно оформлять в произвольной форме. Такие документы составляются на фирменных бланках больниц с подписью врачей и печатей тех самых больниц, которые посещали граждане. Остальные требования к справкам больше не имеют своей действительности.

Эти документы также есть возможность оформить в электронном формате, если, конечно, пациент сам этого захочет или в случае, если он решил обратиться по каким-либо причинам за справкой через Госуслуги. На всех электронных справках будут красоваться усиленные квалифицированные электронные подписи.

Теперь все поликлиники, в которых есть кабинеты врачей-окулистов, будут иметь ещё и специализированные кабинеты оптометрии и коррекции зрения. Пациент без проблем сможет подобрать любые линзы или очки.

Министерство здравоохранения проинформировало о том, что гражданам предоставлены и другие услуги по коррекции зрения, но пока ещё нет уточнений, какие конкретно.

Как и прежде, больше всего средств заложили в национальный проект «Здравоохранение». На его реализацию направят 240 млрд. руб. По плану, в 2022 году выделят чуть больше денег — 251,1 млрд. руб., но уже в 2023 году финансирование сократят до 212.1 млрд. руб. Планируется, что часть средств направят на лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.

1 января начинается модернизация «первичного звена» здравоохранения

Ключевым игроком на рынке оказания медицинских услуг является ФФОМС (Федеральный фонд ОМС). Именно в его руки стекается львиная доля средств, перечисленных нанимателями и работниками в качестве страховых взносов. Полученные средства распределяются между медицинскими учреждениями, тратятся на лечение пациентов, расходуются на модернизацию системы.

Масштабная реорганизация системы ОМС проведена в 2010 году. Вместе с федеральными созданы территориальные органы ФОМС, которые отвечали в том числе и за локальную модернизацию здравоохранения. Принято много правильных на первый взгляд решений: универсальность полиса ОМС, право на выбор организации для лечения. Однако в 2021 г. было объявлено о реформах, которые существенно изменят ситуацию.

Топ-менеджеры ФФОМС ещё в сентябре 2020 года высказывались о том, что страховые компании необходимо исключить из системы взаимодействия с медучреждениями федерального уровня. Стремительная подготовка проекта закона и столь же быстрое его принятие заставляет задуматься о том, что идеи в головах чиновников циркулировали уже давно.

В конце ноября 2020 года Госдума приняла проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об ОМС в РФ». Несмотря на относительно небольшой объём документа, на первый взгляд трудно понять, в чём заключается реформа? Меняется лишь несколько положений, но дьявол, как всегда, кроется в мелочах. Именно они в ближайшем будущем могут серьёзно перекроить рынок страховой медицины.

Основные тезисы проекта:

  1. Передовые центры для оказания медпомощи будут подчинены федеральным органам власти;
  2. На деятельность таких центров по оказанию высокотехнологичной и специализированной помощи определяются нормативы финансирования, из расчёта на одно застрахованное лицо;
  3. Страховщики, проверяющие качество и объём оказанной помощи, больше не смогут выполнять эту деятельность, их полномочия принимает на себя ФФОМС;
  4. Радикально уменьшен бюджет страховых медорганизаций (сумма, выделяемая на ведение каждого кейса по ОМС).

Итак, предполагается экономия, бережливость и одновременно с этим – централизация финансовых процессов в руках федеральной исполнительной власти. Эксперты бьют тревогу: проблемы, которые решает новый законопроект, не были ключевыми для отрасли.

Снижение норматива на ведение страхового дела порождает два вопроса: присутствие частных организаций (им работать в таких условиях невыгодно) и изыскание средств для «долечивания» пациента. Декларируемая цель – рост доступности помощи. Но повлияет ли на это в положительную сторону сокращение бюджета? Ответ очевиден.

Анонсируя изменения в ФЗ «Об ОМС», Е.Чернякова (глава ФФОМС) заявляла о необходимости изменения порядка включения организаций в систему обязательного медстрахования. В настоящее время действует уведомительный принцип, и его предполагается заменить более строгим – заявительным.

В проекте изменений Закона на этот счёт ничего не сказано, однако новый порядок может быть закреплён Постановлением Правительства РФ. Ещё один вопрос, который интересовал медиков – бюджет страховых медорганизаций. Если сейчас ставки находятся на уровне 1-2%, то планировалось их снижение до 0,5-1%. В окончательной редакции законопроекта указано значение в 0,8-1,1%, то есть снижение произойдёт на существенном уровне.

Выступая перед однодумцами, А.Куринный, депутат от КПРФ, нелицеприятно высказался о страховых организациях в разрезе ОМС. По его мнению, они выполняют лишь сервисные функции и являются «паразитирующими». Страховщики только «щиплют» бюджет, не выполняя серьёзных функций.

Было бы интересно, разумеется, услышать ответное мнение о роли Госдумы со стороны самих «паразитов». Тем более, что его без труда можно найти в интернете. Но и без долгих размышлений очевидно, что функции страховщиков куда шире сервиса. По сути, это единственный контроль за объёмом и правильностью оказанной помощи. Иначе куда жаловаться пациенту, который не согласен с действиями ФОМС?

10 прогнозов в сфере здравоохранения на 2021 год

Помогут ли новые миллиарды нашему здравоохранению? И где выделяемые средства сейчас нужнее всего?

Вернуть потерянное

За последний год наши представления о том, каким должно быть здравоохранение, сильно поменялись. Оказалось, что не надо закрывать больницы, ссылаясь на их нерентабельность: мол, в них не все койки заняты круглый год. Не надо экономить на медсёстрах и санитарках, частично перекладывая их работу на и без того загруженных врачей. Этих «не» наберётся много. И далеко не все из них принесла новая чума под называнием «коронавирус».

«Проблемы доступности, качества медицинской помощи были всегда, просто в последнее время с развитием социальных сетей, усилением активности общества они резко бросились всем в глаза, — считает главный врач Якутской республиканской офтальмологической клинической больницы, финалист конкурса „Лидеры России“ (здравоохранение), эксперт ОНФ Иван Луцкан. — Теперь плохое обращение с пациентом, отсутствие лекарств или врачей в какой-нибудь региональной больнице в одночасье может стать достоянием всего общества и даже достичь самых верхов власти. Пандемия ещё сильнее обострила эти проблемы».

Надо не только Вкладывать миллионы в развитие инфраструктуры, но и вновь поднимать престиж профессии врача.

Алмас Мурзабаев, зам. главврача по лечебной работе Зилаирской ЦРБ (Башкортостан):

— Программы «Земский доктор» и «Земский фельдшер» доказали свою эффективность, желающих участвовать в них достаточно. Но миграция наблюдается в основном между сельскими муниципалитетами. Участники программы меняют место работы в пользу медучреждения, где лучше оснащённость, выше зарплата, есть возможность карьерного роста и пр. А вот приток врачей-горожан в сельскую медицину невелик. Поэтому только эта мера не позволит закрыть кадровый дефицит.

Надо ещё и менять отношение к профессии в целом. Раньше врач, в том числе сельский, считался элитой общества. Это был настоящий «земский доктор» с широкими знаниями и компетенциями. В то время как колхозники получали зарплату трудоднями, медики — живыми деньгами. Правление помогало бесплатными дровами, кормами для скота, льготами в оплате жилья, коммунальных услуг и пр. Вот и сейчас одними разговорами не обойдёшься — надо улучшать условия. Даже если городской выпускник медвуза вступил в программу и приехал в село, высока вероятность, что после пяти лет он вернётся в город, в привычный комфорт.

Однако многое зависит от личных приоритетов человека. Если доктор имеет цель набраться практического опыта, развить профессиональные компетенции, он выберет работу в ЦРБ или сельской амбулатории. Если же стремится к научной деятельности, то постарается остаться в городе, поступить в аспирантуру.

В 2020 г. в договор целевого обучения в Башкирском медуниверситете был включён пункт, согласно которому выпускник обязан отработать в том муниципалитете, который оплачивал ему учёбу, или вернуть затраченные средства. Думаю, это справедливо. Считаю, пришло время вернуть и систему обязательного распределения для студентов-бюджетников, особенно из районов. А то ведь сейчас как: отучился на бюджете — и прямиком в частную клинику, работающую в системе ДМС. Там и потока пациентов нет, и условия куда лучше, а главное — нет госзадания, от выполнения которого зависит уровень дохода.

«Такие изменения идут в ногу со временем: новая ставка налога на прибыль теперь будет сравнима с таковой на Кипре (2,5%), хотя и остается выше, чем в Индии и Белоруссии, ‒ пояснила «МВ» врач ‒ организатор здравоохранения Юлия Зуенкова. ‒ Меры направлены на сохранение кадрового потенциала и стимулирование разработки собственного программного обеспечения».

Ставка страховых выплат уже снижалась для IT-компаний в 2017 году с 20 до 14%, а уменьшение ее до 7,6% позволит разработчикам уменьшить конечную стоимость продуктов и перенаправить сэкономленные ресурсы на наем высококвалифицированных сотрудников, прогнозирует Зуенкова.

«Это действительно серьезное послабление, и мы собираемся воспользоваться льготами по страховым взносам, так как расходы на оплату труда составляют большую часть затрат компании, а страховые взносы — их существенная часть», — подтвердил директор по развитию «К-Скай» (проект Webiomed) Александр Гусев.

Он уточнил, что по налогу на прибыль и НДС компания уже пользуется льготой как участник «Сколково». Сэкономленные средства будут направлены на развитие проекта.

Представитель фонда развития «Сколково» и руководитель компании «Третье мнение» Анна Мещерякова согласна, что ослабление налоговой нагрузки ‒ очевидный стимул к тому, чтобы не менять расположение головных офисов и центров разработки в пользу зарубежных юрисдикций.

«По данным правительства, выпадающие доходы бюджета от этого налогового маневра составят по крайней мере 38,9 млрд руб.», — отметила она.

«Сам факт введения таких льгот ‒ хороший сигнал бизнесу, что государство открыто к диалогу, ‒ уверена генеральный директор ООО «Венул» Светлана Морозова. ‒ Любая налоговая оптимизация необходима для повышения маржинальности бизнеса или конкурентоспособности за счет предложения более низкой цены».

ТОР5 в 2021

Директор Департамента цифрового развития Минздрава Дмитрий Селиванов по просьбе «МВ» назвал пять важных инициатив, которые будут реализованы в 2021 году.

  1. Использование телемедицинских технологий при проведении предсменных и предрейсовых медосмотров и биометрических персональных данных для идентификации работников, проходящих осмотры.
  2. Планируется издание приказов, закрепляющих возможность онлайн-прикрепления к медорганизации через Единый портал госуслуг (ЕПГУ). Сейчас некоторые регионы в пилотном режиме реализовали данные сервисы на своих порталах (Москва, Московская область).
  3. Гражданам будет доступно хранилище данных в ЕГИСЗ, куда они смогут загружать свои медицинские документы и сведения о состоянии здоровья, в том числе через ЕПГУ.
  4. Для повышения эффективности сбора статданных и обеспечения дистанционного предоставления гражданам госуслуг по регистрации фактов рождения и смерти в ЕГИСЗ создадут федеральные реестры медицинских документов о рождении и о смерти.
  5. Будет продолжен эксперимент по проведению телемедицинских консультаций с использованием портала ЕПГУ. В некоторых регионах (Белгородская, Московская, Калужская области) он уже стартовал.

Чтобы претендовать на получение налоговых льгот, IT-компании необходимо получить госаккредитацию, доля выручки от продажи программного обеспечения должна быть не ниже 90%, а в штате ‒ не менее семи сотрудников.

Радость российских игроков рынка была омрачена одновременным введением налога на добавленную стоимость, отмечает Зуенкова (подп. 26 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ). От НДС будет освобождаться реализация не всех программ, разработанных организацией, а только «включенных в Единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных». Эта процедура требует времени и сил, предупреждает эксперт.

Частным правообладателем регистрируемого ПО может быть только гражданин России или организация с долей участия российских граждан, коммерческих организаций и НКО без преобладающего иностранного участия более 50% либо отечественная некоммерческая организация. Тем, кому удалось попасть в реестр, придется заплатить НДС и ждать возврата денег в виде субсидий.

«Для эффективного развития отрасли одних финансовых мер стимулирования недостаточно, ‒ убеждена Зуенкова. ‒ Инвестиционная привлекательность определяется не только налоговыми ставками, но и внедрением механизмов защиты прав собственности, стоимостью рабочей силы. Для успешного экспорта российских IT-сервисов на зарубежные рынки требуется освободить компании от маркетинговых расходов».

«Третье мнение» ожидает принятия приказа Минздрава об упрощении госрегистрации ПО как медизделия, рассказала Мещерякова. По ее словам, если он будет принят, медучреждения смогут быстрее получить сервисы «компьютерного зрения» в лучевой диагностике. Это крайне важно в условиях пандемии COVID-19.

Webiomed как компания, использующая машинное обучение и другие технологии искусственного интеллекта, очень ждет изменений в федеральные законы, направленных на снятие нормативных барьеров для развития ИИ, включая упрощение доступа к данным, подытожил Гусев.

Какие изменения произойдут в российском здравоохранении в 2021 году

Якушев: транспортные коридоры между субъектами УрФО являются приоритетом. / Новый уральский полпред: вопросы понятны, вызовы приняты, нам все под силу. / Психологи о ранней новогодизации: «Людям нужно верить во что-то светлое, стабильное, приятное, а иначе паника и страх захлестнут наше общество» (ФОТО). Читать дальше

С нового года расширен функционал офтальмологических отделений: в их составе теперь должны работать кабинеты оптометрии и сложной и специальной коррекции зрения.

В первом гражданам помогут подобрать очки или серийные контактные линзы при близорукости, дальнозоркости или астигматизме. При других, более серьёзных проблемах со зрением помощь окажут в кабинете сложной и специальной коррекции: подберут очки и другие средства коррекции, выпишут рецепт на лекарства, назначат линзы индивидуального изготовления и так далее.

Вместо трёх скрининговых УЗИ беременным теперь положено только два — на 11-14 и 19-21-й неделях. Это установлено новым порядком оказания медпомощи по профилю акушерство и гинекология, который применяется с 1 января 2021 года.

Сокращено и минимальное число осмотров гинекологом — с семи до пяти раз. Посетить стоматолога будущие мамы должны один раз, тогда как ранее полагалось два приёма. Больше необязателен осмотр отоларинголога. Определён срок посещения терапевта — не позже 7-10 дней после первого обращения в женскую консультацию.

Минздрав обновил порядок направления пациентов, нуждающихся в специализированной помощи по ОМС, в федеральные медицинские центры.

Теперь врачи смогут перенаправить туда человека в следующих ситуациях:

  • болезнь протекает нетипично;
  • лечение не даёт эффекта;
  • в клинике нет возможности оказать нужное лечение (например, нет оборудования);
  • хирургическое вмешательство имеет высокие риски из-за осложнений или ещё одной болезни у пациента;
  • нужно дополнительное обследование перед операцией — для пациентов со сложными случаями, осложнениями или при наличии у пациента ещё одного заболевания.

Направление в федеральный медцентр выписывает лечащий врач, он же должен рассказать пациенту, какие учреждения можно выбрать.

Не только ковид: что ждет российское здравоохранение в 2021 году

Ранее женщины за 40 недель беременности должны были процедуру УЗИ проходить трижды на следующих сроках: от 10 до 14 недель, от 20 до 24 недели, с 32 по 34 неделю. Теперь в соответствии с приказом министерства здравоохранения от 20 октября 2020 года № 1130н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю «акушерство и гинекология» будущие мамы будут данную процедуру проходить всего два раза — с 11 по 14 и с 19 по 21 неделю.

Беременным сократили количество посещений стоматолога — теперь нужно будет проходить один раз, а ранее было не меньше двух раз. Еще отменили обязательный осмотр у ЛОР-врача.

Теперь медицинская справка или заключение врача смогут быть оформлены в свободной форме. Но он должен быть на официальном бланке лечебного учреждения, с подписью и печатью врача, а также печатью больницы. Другие требования к справкам и документам больше не применяют. Кроме того, по желанию пациента данные документы можно оформить в электронном виде.

В качестве эксперимента внедрили электронный реестр свидетельств о смерти. В дальнейшем планируется полностью перейти на электронный документооборот.

Приказом Минздрава от 23 декабря 2020 года № 1363н с 1 января введен новый порядок направления пациентов в федеральные медицинские центры. Он уменьшил список критериев, в рамках которых принимается решение о направлении на лечение.

  1. Течение болезни нетипично либо лечение не дает эффекта.
  2. В текущем медицинском учреждении нет возможности обеспечить нужное лечение — отсутствует оборудование или специалисты.
  3. Имеются высокие риски осложнений или сопутствующие болезни.
  4. Необходимо дополнительное обследование больного при сложных случаях или осложнениях.

Решение о направлении пациента в федеральный медицинский центр принимает лечащий врач.

Декан экономического факультета МГУ Александр Аузан о преодолении инерции развития и о том, почему придется смотреть на 25 лет вперед (цитата про проводимые реформы)

– Но людям, наверное, нужно что-то предложить сейчас? Про «через 20 лет наступит полная победа коммунизма» – мы же это уже проходили.
– Если люди хотят двигаться в определенном направлении, вы правы, что нельзя им сказать: подождите 10 лет и через 10 лет что-нибудь будет. Нужны, что называется, близко висящие плоды. Я вам скажу, где, на мой взгляд, такие результаты нужно искать: нужно выйти из тупиков, в которых у нас сейчас находятся образование, здравоохранение и пенсионная система. Потому что это и есть оболочка, в которой живет человек, и он видит, что там реформы ведут куда-то не туда. Да, построили здание, завезли оборудование – а на самом деле все хуже и хуже. Мне кажется, мы не в той модели двигались в здравоохранении, образовании и пенсионной системе. Возьмем здравоохранение – страховая модель очень дорогая, в ней сверхбогатая Америка живет с трудом, на единицу блага тратит в 2,5 раза больше, чем Англия или Германия, имеющие хорошее здравоохранение, или Израиль, или Куба. Давайте посмотрим: оказывается, моделей-то хорошего здравоохранения много, а для людей это важно. Знаете, почему еще важно? Вслух как-то не принято говорить, что мы стареющая нация, у нас наш человеческий потенциал живет во все более хрупкой оболочке и, как мы ни стараемся с демографическим ростом, честно сказать, ничего особо не получается. И не будет получаться. Все, кроме американцев – это единственное историческое исключение, – переходят на плато: демографический рост заканчивается, нация стареет. Это значит, здравоохранение становится все более важным и все более чувствительным. Мы довольно образованная стареющая страна, которой нужно тонко отлаженное здравоохранение. А его нет. То же самое касается образования. Мы уже не самая читающая страна, как говорил Жванецкий об СССР, – в этом смысле человеческий капитал уже тоже начинает обрушиваться. Потому что образование сейчас во многом работает не в ту сторону, в которую должно, а опять по старому советскому анекдоту: борьба системы с природной одаренностью человека. Система начинает побеждать. В образовании мы сделали модель рыночно-услужную, в которой оцениваем, как в непрерывно работающем супермаркете, количество и качество оказанных за единицу времени услуг. Слушайте, вообще-то образование – это инвестиции долгосрочные, и результатом является человек, а не отчетность. У нас ведь огромные транзакционные издержки в образовании и здравоохранении, потому что учителя и врачи не столько лечат и учат, сколько пишут и пишут. Как только вы не можете сформулировать реальную цель, у вас появляется огромное количество отчетности. А поскольку все равно не получается – давайте мы еще добавим какие-то показатели. Мы впали в ухудшающий отбор. Нужно менять модель. Я думаю, что для людей переход на постановку реальных целей [в этих сферах] – это ощутимая вещь, которой можно добиться, ну, не за год-два, но за пять лет поворот может уже начать ощущаться.

Изменения в работе медицинских учреждений в 2021 году

Повышение заработков медиков запланировано российским правительством еще давно. Оно было прописано законодательно восемь лет назад так называемым «майскими указами» – одиннадцатью нормативно-правовыми актами, подписанными Путиным в мае 2012-го года. Эти указы затронули, прежде всего, целевые показатели зарплат сотрудников бюджетной сферы, к которым относятся медработники.

В «майских указах» были изложены планы на период с 2012-го по 2020-ый год, то есть фактически уже с нынешнего 2020-го зарплаты медиков должны выплачиваться в размерах, установленных соответствующим законом. Но на деле поручения президента выполняются далеко не всегда и не по всей территории России.

Согласно статистическим данным, средний заработок младшего персонала в России на 2019-2020 годы – около 20 тысяч рублей. Врачи же получают порядка 30 тыс. Оплата труда медиков возросла всего в 25 регионах государства, но при этом не уточняются размеры увеличений. По словам действующего главы страны и членов правительства, в некоторых городах оклады увеличены до 180% от средних показателей. Хотя врачи Воронежской области сообщают, что их оклады после изменений повысились всего на 32 рубля. В других же субъектах зарплаты остаются прежними.

Будет ли повышение зарплат медработников? Да, оно должно произойти и предусматривается выполнением «майских указов». Причем по предписаниям президента оплата труда уже должна была повыситься по всей территории России. Но заложенного бюджета не хватает: хотя средства выделяются на федеральном уровне, но в недостаточных размерах. И все же есть благополучные регионы, в которых зарплата медиков составляет 180% среднего заработка в таких субъектах. Оплата труда уже значительно увеличена в Москве, в северных местностях.

Последние новости гласят, что в Госдуму партией «Справедливая Россия» внесен законопроект, в рамках которого заработки медицинских сотрудников, относящихся к первичному звену, должны быть в два раза выше среднерегиональных показателей. Такое повышение должно в обязательном порядке затронуть педиатров и участковых терапевтов, оказывающих медико-санитарную помощь амбулаторно.

Напомним, что первоначально планировалось увеличить размер окладов медикам примерно на 200%, согласно «майским» указам президента. Из-за финансового кризиса сделать этого не удалось, но в 2021 году повышение зарплаты все же будет. Произойдет это за счет процентной индексации, которая составит 6,8%.

На эти цели планируется выделить порядка 19 млрд рублей, а в 2022 году цифра составит уже 25 млрд, что позволит значительно увеличить зарплатный фонд не только работникам высшего звена, но и всему остальному медперсоналу. Об этом в последних новостях сообщила вице-премьер Татьяна Голикова.

Цифровое здравоохранение в 2021 году: три направления развития

24 декабря 2019 года в прямом эфире телеканала «Россия» заместитель председателя правительства России Татьяна Голикова назвала «оптимизацию медицины» ужасной ошибкой. Многолетняя заместитель Голиковой по министерству здравоохранения и социального развития, а теперь (по состоянию на декабрь) министр здравоохранения Вероника Скворцова поспешила опровергнуть начальницу: «Наверное, излишне эмоционально говорить, что там что-то ужасное проводилось, и, очевидно, нельзя согласиться с тем, что в результате снизились доступность и качество».

На самом деле Голикову понять можно. Да, заложенные ею самой принципы реформы здравоохранения были направлены не только на экономию средств, несмотря на её финансовое образование и бухгалтерскую сущность. Так, по словам высококвалифицированного врача, близкого к минздраву, были оправданны и осмысленны заявленные цели Голиковой: финансовая прозрачность, преодоление «местечковости» в управлении региональной медициной, вертикализация власти — и при этом децентрализация высококачественной медицинской помощи (результат налицо — если раньше её можно было получить только в Москве, Санкт-Петербурге и на худой конец в Новосибирске или Екатеринбурге, то на сегодня качественные медицинские центры распространились по многим регионам страны).

На реализацию реформы — точнее, как стали говорить, оптимизации здравоохранения поставили Веронику Скворцову. Она начала работу бодро и по-современному: отменила приказ Минздрава РФ № 331, в котором, в частности, утверждались критерии сексуальной нормы как добровольные гетеросексуальные отношения между взрослыми людьми. И занялась оптимизацией.

Идеолог оптимизации Скворцова прошла свой путь в должности министра — и ещё в должности министра дала самое сильное интервью в своей жизни и первое такое интервью в жизни всех министров здравоохранения России. Она подробно ответила на вопрос об эвтаназии, назвала этот вопрос очень сложным и предложила гражданам страны решать его на референдуме (как в продвинутых европейских странах).

Собственно, к эвтаназии всей медицины мы и подошли по итогам «реформы».
Потому что самое ужасное и ошибочное — это сокращение «коечного фонда». В крупных городах множество «тысячниц» (больниц на 1-1,5 тыс. коек) стали восьмисотницами. Правда, с теми же накладными расходами, но с меньшим числом врачей и медсестёр.

Тема «сокращения коечного фонда» стала одной из центральных тем «идеологии оптимизации». «Подгрузки» и «темники» были розданы всем чиновникам, депутатам, мэрам и даже губернаторам. Чтобы все могли одними и теми же словами объяснить: чрезмерное количество коек никому не нужно! Это развращает стариков! Это не позволяет повысить зарплату врачам! Да что там далеко ходить, вот прямая цитата одного выдающегося деятеля всего-то от декабря 2019 года.

Мы могли ничего не делать вообще в здравоохранении с точки зрения структурной реорганизации. Не закрывать ни одну койку, не оптимизировать, не сокращать административный персонал и т.д… если раньше человек после операции и перед операцией в целом пролёживал на этой койке от 14 до 18 дней, по полмесяца валялся в больнице, то сегодня на те же самые манипуляции требуется три-четыре дня, а иногда это можно сделать на дневном стационаре. Ну давайте ничего не будем сокращать, ну нам тогда все население Москвы нужно уложить на эти койки ровным слоем. Зачем…»

Сейчас этот человек, надо отдать ему должное, принимает все меры для смягчения последствий внезапного форс-мажора пандемии. Но вряд ли он разобрался, за что ратовал и чего не понимал всего каких-то три месяца назад.

Давайте начнём вот с чего: а что нам помогает сейчас? Почему такие низкие цифры заболеваемости? Почему нет паники? Почему быстро налаживаются противоэпидемические мероприятия?

Нет, всё вовсе не гладко. Во-первых, зараза в Россию явно пришла позже. Во-вторых, сами врачи предполагают, что данные по числу заболевших занижены — не по злому умыслу, а из-за временной нехватки тестов. Говорят о дефиците необходимого, о неразберихе. Но.

Ещё один мой собеседник, действующий чиновник Росздравнадзора, проводящий время в объездах готовящихся специализированных противоэпидемических клиник, сообщает: данные по числу заболевших, скорее всего, не точны, но зато данные о готовности клиник, о числе койко-мест, о наличии оборудования и лекарств полностью достоверны. Потому что все поняли: ситуация совсем другая, и за враньё в отчёте прилетит намного сильнее, чем за неприятную правду.

Российская (советская) санитарно-эпидемиологическая традиция формировалась в двух мировых войнах. Лучшие современные врачи изучали, будучи студентами, гражданскую оборону. Стандарты («протоколы») действий в эпидемических катастрофах отработаны и не забыты.

Да и, самое главное, эти самые лучшие врачи остались. Не оптимизированные, не эффективные, а просто лучшие. Никакие «эффективные менеджеры» и обюрократившиеся медики, отбиравшиеся годами по единственному KPI (готовности сдавать своих ради начальства и оптимизации), не смогли пока выдавить из профессии тех, кто рождён и воспитан как русский врач.

И они не просто остались. Они вместе — и вместе с нами.

Ограничение бесплатного вызова «скорой» четырьмя разами в год — это вообще ни в какие ворота не лезет! Во всем мире она оказывается нуждающимся неограниченно и бесплатно. Да, в тех же США к больным ездят не врачи (и даже не фельдшеры), а «парамедики», чуть «продвинутые» санитары натасканные на оказание:

  • приемов первой помощи
  • использование определенных видов аппаратуры, вроде дефибриллятора.

Их цель — не полечить больного на дому, а довезти его до больницы живым. Если повезет, конечно. Но чтобы сам больной (или вызвавшие «cкорую» родственники) перед звонком в «скорую» в уме калькулировали, во сколько это им это обойдется, — это уже за гранью добра и зла.

Конечно, бывают и «ложные вызовы», и вызовы повторные, когда пациент сразу отказывается от предложенной госпитализации, но затем опять набирает номер «неотложки». Возможно, за такое и следует ввести какие-то штрафные санкции, но не в размере же стоимости вызова кареты СМП, который ныне составляет около 5 тысяч рублей в лучшем случае.

То же ограничение на число плановых госпитализаций и вызовов «cкорой» — так ведь никто не запрещает любому человеку сесть вечером на такси и, подъехав к приемному покою больницы, постучаться в дверь со словами: «Шел тут мимо — и вдруг сердце прихватило».

ЭКГ у хронического больного все равно покажет хоть какие-то изменения — и ни один дежурный врач в своем уме не откажет такому больному в экстренной госпитализации, во избежание близкого знакомства с Уголовным кодексом, по статье за неоказание медицинской помощи.

Но ведь места в отделениях как раз в этот день могут быть заполнены — придется в коридоре «раскладушки» ставить.

Путинская оптимизация российской медицины в цифрах

Вице-премьер Татьяна Голикова лаконично отметила, что «во многих регионах оптимизация была проведена, прямо скажем, неудачно».

Министр финансов Антон Силуанов указал на то, что «проблема не решалась годами», а районные больницы и поликлиники «в ужасном состоянии». Об этом же (только более официально) в своем докладе заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова.

Одними из первых о провале модернизации первичного звена здравоохранения заговорили врачи в Свердловской области. Из-за плохих условий работы, дефицита кадров и низких зарплат массово уволились нижнетагильские хирурги. Остальные уральские врачи начали писать обращения к Путину с просьбой обратить внимание на ситуацию. Скандал вышел на общероссийский уровень.

Следом за свердловскими врачами уволились хирурги из южноуральской больницы, травматологи в Пятигорске, владимирские медсестры, врачи из НИИ детской онкологии и гематологии Российского онкоцентра имени Н.Н. Блохина.

Оптимизация медицины зачастую принимает странные формы: например, ради экономии санитарок больниц переводят в уборщицы. На этот факт членам правительства указал президент.

Свердловская область — яркий пример того, что модернизация отрасли и миллиардные вливания не могут гарантировать улучшения в сфере здравоохранения. Масштабная проверка федерального Росздравнадзора в конце 2018 года показала, что в регионе растут показатели общей смертности — уральцы умирают чаще, чем в среднем по России. Виной этому — «неэффективные меры, проводимые министерством». В частности, в регионе нет отлаженной системы медицинской помощи — в некоторых районах пациентов везут больше 100 км до больницы, не выдают бесплатные лекарства и каждую неделю занижают данные об этом.

Краткий список претензий проверяющих органов выглядит так:

  • в Свердловской области не хватает врачей;
  • региональный минздрав недостаточно плотно взаимодействует с управлением здравоохранения города Екатеринбурга;
  • нет связи между медицинскими организациями и главными внештатными специалистами;
  • нет единой системы распределения пациентов;
  • нет кабинетов «неотложной» помощи;
  • в некоторых больницах не хватает техники.

Чтобы решить проблемы, до 2035 года из бюджета Свердловской области планируют выделить 49,86 млрд рублей. Больше всего денег министерство здравоохранения Свердловской области собирается потратить на ликвидацию дефицита кадров в отрасли, борьбу с онкологией и создание цифрового контура здравоохранения.

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *