Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт педагога дошкольного образования 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Эта информация актуальна по состоянию на 2021 год.
Содержащиеся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих требования были признаны морально устаревшими еще несколько лет назад. Это и стало основной причиной необходимости введения профессиональных стандартов — в 2012 году в Трудовом кодексе РФ появилось новое понятие «профстандарт».
Прежде всего, профстандарт педагога устанавливает требования к образованию педагога или лица, желающего работать учителем или воспитателем. Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
- в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
- иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
Применение профессиональных стандартов для педагогов обязательно (ч.1 ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 №273-ФЗ).
Обратите внимание! Обязательность применения профстандартов для работников сферы образования определена законом и не зависит от формы собственности и статуса работодателя (см. ответ на вопрос №7 письма Минтруда России от 04.04.2016 №14-0/10/В-2253). Таким образом, профстандарт педагога должен применяться в отношении учителей и воспитателей не только в государственных, но и в частных образовательных учреждениях.
Риски! За нарушение требований закона о применении профстандартов работодатель может быть привлечен к ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Чтобы работник ДОУ мог выполнять рассмотренные функции, необходимо проводить анализ компетенций. Причём как в отношении действующих сотрудников, так и принимаемых на работу.
Определяя уровень квалификации воспитателя, необходимо учитывать виды должностей педагогических работников, так как требования к старшему и младшему педагогическому составу различаются.
По общему требованию каждый воспитатель должен иметь высшее или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика». При этом стаж работы не имеет значения.
В компетенции воспитателя акцент делается на обладании знаний и умений, необходимых для выполнения педагогических задач. Согласно требованиям ФГОС, педагог должен иметь опрятный внешний вид, грамотную устную и письменную речь, быть эрудированным, общительным и доброжелательным.
Также воспитатель должен знать:
- Требования действующего законодательства в сфере образования, ФГОС дошкольного обучения.
- Принципы построения и работы педагогических систем.
- Методы воспитательной работы.
- Специфику физического и психологического развития дошкольников.
- Актуальные тенденции развития дошкольного образования.
Стоит также обратить внимание на особенности трудоустройства. По закону воспитателем не могут стать лица с судебным ограничением деятельности, судимостью, определенными заболеваниями и т.д.
Профстандарт воспитателя дошкольного учреждения
Таким образом рассмотренный профессиональный стандарт является эффективным инструментом по совершенствованию трудовых отношений. Несмотря на внедрение стандартов, ЕТКС не утратил свою силу – им также необходимо руководствоваться при разработке локальной документации и управлении кадровой политикой.
Стоит заметить, что на момент написания статьи для младшего воспитателя не принято отдельного стандарта. Формируя трудовую функцию данного работника, стоит ориентироваться на профстандарт «Педагог» и ЕТКС. Принимая во внимание иерархический статус данной должности, целесообразно предусмотреть выполнение меньших обязанностей по сравнению со старшими категориями.
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2016г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
— Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
— Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
Профстандарт содержит описание профессиональной деятельности воспитателя и компетенций: знаний и умений, необходимых для выполнения должностных обязанностей. В него включены обобщенные трудовые функции и их характеристики, требования к образованию и обучению.
В профессиональном стандарте сформулированы основные условия, при которых Вы можете претендовать на работу воспитателя.
Вариант 1. Наличие высшего или среднего профессионального образования по направлению обучения «Образование и педагогические науки» (профильное педагогическое образование).
Вариант 2. Наличие высшего или среднего профессионального образования по любому направлению подготовки и обучение в учреждении дополнительного профессионального образования по данному профилю.
Для работающих воспитателей предусмотрено регулярное обучение по программам повышения квалификации.
Особые условия допуска к работе – отсутствие судимостей и заболеваний (по разрешению медицинской комиссии).
Требований к опыту работы нет.
Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования воспитателя
Чтобы выполнять перечисленные трудовые действия, воспитателю необходимо обладать знаниями по следующим темам:
-
основы законодательства о правах ребенка, законы в сфере образования и ФГОС дошкольного образования;
-
история, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных (педагогических) систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
-
основы методики воспитательной работы, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий;
-
специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
-
основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания;
-
общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте;
-
особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте;
-
основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста;
-
современные тенденции развития дошкольного образования.
Автор: Шумкова Алёна Фёдоровна
Должность: методист
Учебное заведение: МБОУ «Излучинская ОНШ»
Населённый пункт: гп Излучинск Нижневартовский район Ханты-Мансийский автономный округ — Югра
Наименование материала: Доклад
Тема: «Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования»
Дата публикации: 29.01.2018
Раздел: дошкольное образование
Авторы документа считают, что стандарт обязан побуждать педагога к нахождению нестандартных решений. Подобное качество предполагает расширение пространства педагогического творчества, объединение в одном наставнике сразу нескольких специалистов: тьютора, дефектолога, социального работника, психолога.
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя является инструментом реализации новой образовательной стратегии в современных условиях, способом повышения качества воспитания. Он способствует выходу отечественного дошкольного образования на международный уровень.
Профессиональный стандарт воспитателя стал базой для формирования трудового договора, содержащего отношения между работодателем и сотрудником.
Он представляет собой документ, который определяет границы требований к квалификации педагогического работника. Профессиональный стандарт воспитателя предполагает деление на уровни, учет специфики работы педагога в дошкольных образовательных учреждениях. Он структурирует развитие и воспитание ребенка, наполнен психологическими и педагогическими компетенциями.
Профессиональный стандарт – требования к воспитателю, его готовности к деятельности в сфере образования. Квалификация работника суммируется из разнообразных профессиональных компетенций. Под этим понятием подразумевается способность использовать умения, знания, действовать на базе практического опыта в процессе решения общих педагогических задач.
Профессиональный стандарт педагога-воспитателя дошкольного образования
В анализируемом документе применяют термин – профессиональные ИКТ компетентности. Они предполагают применением в рамках решения профессиональных задач информационно-коммуникативных технологий.
Аудит – это независимый, системный, документированный процесс объективного оценивания для установления уровня выполнения выдвигаемых требований.
Внутренний аудит осуществляется в рамках организации, а внешняя экспертиза предполагает проведение аттестации педагогических сотрудников региональной властью, в функции которой входит сферы образования.
Профессиональный стандарт воспитателя, педагога содержит требования, предъявляемые к данной категории работников. Педагог обязан:
- владеть программой и предметом;
- иметь высшее педагогическое образование;
- уметь составлять, проводить, анализировать занятия и уроки;
- владеть основными методами, приемами, формами внеурочной работы;
- находить индивидуальный подход к каждому ребенку;
- использовать в профессиональной деятельности критерии оценки;
- применять ИКТ.
Профессиональный стандарт воспитателя от 18. 10. 2013 № 544н содержит требования к воспитанию. Педагог обязан:
- знать и применять методы и формы воспитательной деятельности, организации походов, экскурсий, экспедиций, музейной педагогики;
- вовлекать детей в процесс воспитания и обучения, мотивировать их учебную и познавательную деятельность;
- ставить воспитательные цели, направленные на развитие детей;
- устанавливать правила поведения в детском коллективе;
- оказывать помощь и поддержку ученическим органам самоуправления;
- уважительно относиться к детям;
- вести воспитательную деятельность с учетом возрастных, индивидуальных особенностей школьников;
- работать с родителями, привлекать их к вопросам воспитания;
- помогать детям разрешать конфликтные ситуации;
- поддерживать позитивный настрой и традиции в дошкольном (школьном) учебном заведении.
Проводят итоговую оценку профессиональной деятельности учителя по результатам, демонстрируемым его учениками в рамках проверочных работ, итоговой аттестации. Для оценки соответствия тем требованиям, которые выдвигаются в рамках профессионального стандарта к педагогам, допустимо проведение внутреннего аудита с анализом отчетов и планов работы, посещением учебных занятий и внеурочных мероприятий.
Данные могут быть получены и с помощью интервью, анкетирования, наблюдения, записей.
Стандарты для учителей разрабатывали с подачи президента страны, более того документ формируют еще с 2012 года. В те времена представления Минобразования настаивали, что подход к педагогической аттестации однозначно устарел, поэтому нужны обновления. Новый стандарт назвали «Педагог», он рассчитан на главные требования преподавания в местных школах. По нормам, каждый учитель обязан уделить достаточное количество времени для личного совершенствования выбранного предмета. Также он обязан изучать дополнительные дисциплины. Такое решение даст шанс школам максимально точно оценивать показатель квалификации преподавателей, формируя однозначно профессиональный коллектив, где нет исключительно узкого профиля.
Стандарт будет учитывать современные запросы к качеству преподавания разных предметов, также к форме подачи данных.
По изложенным требованиям понятно, что любой из педагогов обязан эффективно прорабатывать сразу несколько направлений:
- Обучать детей;
В этом деле ученики должны получать максимальное количество полезных знаний, рационально использовать лишь интересные и понятные для младшего поколения виды изложения информации. Ее подача должна быть такой, чтобы все дети восприняли данные идентично.
- Акцентировать внимание на воспитании;
Материал для воспитателей -«Профессиональный стандарт педагога ДОУ»
Новый стандарт позволит немного усовершенствовать систему педагогики, подстраивая ее под современные требования в образовательном процессе, также немаловажен уровень знаний, который должны получать ребята. Понятное дело, что некоторые правила внедрить достаточно сложно, а иногда и вовсе едва возможно.
Допустим, в проекте говорится о том, что учитель должен отлично ориентироваться в информационных технологиях, попутно применяя их на деле, дети обязаны знать предмет, как следует. Но действительно не во всех школах для этого предусмотрена серьезная база. В некоторых провинциальных заведениях о таком даже не слышали. Но Министерство дает четко понять, что дополнительное финансирование выделяться не будет, с целью закупить планшеты, ПК, интерактивные доски, прочее.
Другая актуальная проблема сосредоточена на нехватке кадров, ведь часто учителя работают на 2 ставки, поэтому у них просто не хватает времени, чтобы дополнительно изучать иные предметы, оттачивая свои навыки.
Есть сомнения, что педагогам удастся найти подход к каждому школьнику, уделяя ему по максимуму внимания. Стандарт настаивает, что у учителя должно быть высшее образование, хотя в селах не все отвечает подобному требованию. Автоматически появляется проблема и как с ней справиться, временно не известно. Как бы ни было, результативность нововведений обсуждать следует после их официальной реализации.
Утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015. Педагог профобучения занимается организацией учебно-производственного процесса, проводит профориентационные мероприятия, обучает студентов вузов и организаций среднего профессионального образования по программам разного уровня (вплоть до адъюнктуры и аспирантуры), а также занимается разработкой и совершенствованием методик обучения.
Утвержден приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015. Психолог в сфере образования занимается сопровождением учебного процесса: оказывает помощь ученикам, испытывающим сложности с освоением программы и нуждающимся в дополнительной социальной адаптации, проводит экспертизу комфортности образовательной среды, консультирует детей и родителей.
01.10.2019
Профстандарт воспитателя в ДОУ включает в себя следующие структурные части:
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования,
какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателямотносится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:
- обучения;
- воспитания;
- развития.
В этой части профстандарта педагога ДОУ
функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются.
Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей
(«воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие
квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные
единого квалификационного справочника, утвержденного
Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел.
В заключение остается сказать, что профстандарт для педагога ДОУ,
подлежащий введению в 2019 году, должен стать новым и эффективным
способом упорядочения работы дошкольных
образовательных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной
деятельности в них, а также добиться большей компетентности от
работников. Насколько полезным окажется введение профстандартов, покажет
время…
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.
Образование всегда было областью, которую государство не упускало из внимания. Именно поэтому для того, чтобы воспитанием занимались профессионалы, была в свое время введена профессиональная стандартизация, касающаяся уровня квалификации педагога. Не являются исключением и ДОУ — дошкольные образовательные учреждения. К этой категории относятся ясли, детские сады и другие организации, занимающиеся образованием детей в возрасте до 7 лет, когда наступает время школ, гимназий и т. д.
К педработникам ДОУ (воспитателям, педагогам и т. д.) сейчас применяется 2 вида стандартов:
- ФГОС, утвержденный Минобрнауки РФ;
- профстандарт, утвержденный Минтруда РФ.
Оба стандарта разработаны в 2013 году, однако относятся к разным сферам: ФГОС касается образовательных учреждений в целом, а профессиональный стандарт относится к кадровой политике, аттестационной работе, разработке инструкций по должности и другим действиям, касающимся конкретных работников. Кроме того, ФГОС уже действует, а профстандарт в отношении педработников вступает в силу лишь с 2017 года.
Тем не менее и ФГОС, и профессиональный стандарт воспитателя ДОУ между собой тесно связаны. Дело в том, что с 2017 года, когда вступят в силу профстандарты для педагогических работников, ФГОС должны будут разрабатываться с учетом заложенных в профстандарте требований.
Профстандарт воспитателя в детском саду и других ДОУ включает в себя следующие структурные части:
- Общие сведения о стандарте
В этом разделе определяется, к какому конкретно виду деятельности относится профстандарт педагога дошкольного образования, какие коды ОКЗ и ОКВЭД должны применяться при учете этого вида деятельности. Здесь нужно отметить, что по профстандарту понятие «педагог» шире, чем «воспитатель». К педагогам относятся как воспитатели, так и учителя в школе и других учреждениях общего образования. Разделение происходит на уровне кодов ОКЗ (к воспитателям относится код 3320) и ОКВЭД (80.10.1 — услуги дошкольного образования).
- Функциональная карта
Здесь описываются функции, которые в своей работе должен осуществлять педагог. Применительно к профессиональному стандарту воспитателя ДОУ главными по отношению к детям будут функции:обучения;воспитания;развития.
- Характеристика функций
В этой части профстандарта педагога ДОУ функции, упомянутые в функциональной карте, подробно характеризуются. Кроме того, здесь устанавливаются официальные названия для должностей («воспитатель», «педагог» и т. д.), требования к образованию и другие квалификационные условия. Надо отметить, что здесь используются и данные единого квалификационного справочника, утвержденного Минздравсоцразвития РФ в 2010 году.
- Сведения о том, какие организации разработали профстандарт
Упоминание разработчиков профстандарта выносятся в отдельный раздел. Так, профессиональный стандарт педагога ДОУ по ФГОС был разработан МГППУ при участии ЦО № 109 г. Москвы.
Профстандарт для педагога ДОУ, подлежащий введению в 2017 году, должен стать новым и эффективным способом упорядочения работы детских садов и других дошкольных учреждений, повысить эффективность воспитательной и образовательной деятельности в них, а также добиться большей компетентности от работников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ (выдержка).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
3.2.1. Трудовая функция
Наименование | Педагогическая деятельность по реализации программ дошкольного образования | Код | B/01.5 | Уровень (подуровень) квалификации | 5 |
Происхождение трудовой функции | Оригинал | X | Заимствовано из оригинала | ||
Код оригинала | Регистрационный номер профессионального стандарта |
С 1 января 2021 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).
Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2021 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2021) и приказ Минтруда от 26.12.
Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».
В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.
При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.
Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.
С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».
Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.
N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.
Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.
Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)
Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.
Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.
Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);
Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);
Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);
Положение о структурных подразделениях;
Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);
Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);
Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).
Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.
Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.
196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.
Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2021 г. с работником ничего сделать не могут.
Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2021 г.
работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2021 г.).
Профстандарты для педагогов в 2020 году
До введения профстандарта воспитателя ДОУ деятельность кадров в детском саду регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Он отражал лишь общие характеристики профессии воспитателя.
Сегодня деятельность воспитателей детских садов регулируют два основных документа: профстандарт и Федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС). Несмотря на то, что эти два документа могут показаться похожими, они выполняют различные функции. ФГОС создан для регулирования деятельности образовательной организации, а профстандарт непосредственно регулирует работу кадров.
Профессиональный стандарт педагога утвержден Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №544н от 08.10. 2013 г. Полное название – «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель).
5 августа 2021г. были внесены изменения в профстандарт воспитателя. В новой редакции скорректированы требования к образованию и обучению педагогов ДОУ.
Профессиональный стандарт воспитателя преследует следующие цели:
– Создание единого свода требований к квалификации педработника. Это значительно упрощает процесс поиска новых сотрудников, подготовки должностных инструкций в дошкольной организации, и даёт понимание соискателю, вправе ли он претендовать на эту должность.
– Создание единой системы оценивания профессионального уровня педагога. Это упрощает процесс подготовки материалов для аттестации и делает аттестацию максимально объективной.
В целом профессиональный стандарт педагогических работников является документом, от которого зависит:
- возможность конкретного человека работать в педагогической сфере;
- размер оплаты труда;
- порядок исчисления стажа;
- определение размера пенсии;
- планирование карьеры педагогического работника.
Одним словом, профстандарт педагога — это документ, который не только устанавливает основные требования к квалификации педагога, но и дает общее определение деятельности, которую ведет этот работник.
В целом профстандарт является рамочным документом и при необходимости дополняется требованиями, утвержденными в регионах с учетом местных особенностей. Кроме того, внутренние стандарты учреждения образования тоже могут содержать дополнительные требования к педагогическому работнику.
Разработка профстандартов для педагогов началась задолго до даты их планируемого внедрения. Первым из утвержденных проектов в этой области стал общий профстандарт, определяющий профессию, — «Педагог». Он был принят в декабре 2013 года.
Этим документом установлен перечень трудовых функций для учителей, воспитателей и преподавателей с разбиением на несколько категорий:
- дошкольное образование (для детей младше 7 лет);
- начальное образование (1–4 классы);
- основное образование (5–9 классы);
- среднее (до 11 класса).
В данном случае речь идет о преподавателях, работающих в сфере общего образования, на которое вправе рассчитывать каждый ребенок в России. Профессиональное образование описывается отдельными нормативными документами.
Все профстандарты разрабатываются по единому макету, который был утвержден приказом Минтруда РФ № 147н от 12.04.2013. Согласно этому приказу профессиональные стандарты для любых работников, в том числе и для педагогов, должны состоять из следующих частей:
- Общая характеристика профессии. Здесь указывается, как именно называется профессия, какую конкретно деятельность осуществляют работники, занятые ею, а также ее классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
- Функциональная карта. В этом разделе описываются те функции, которые входят в педагогическую деятельность.
- Характеристика трудовых функций. Здесь каждая из обобщенных трудовых функций (фактически направлений деятельности) подробно описывается с указанием требований, предъявляемых к квалификации педагога. Также здесь описываются знания, умения и конкретные виды действий, которые осуществляет преподаватель, воспитатель или учитель.
- Сведения об организациях-разработчиках.
Конкретное же наполнение для каждого из профстандартов зависит от того, для какой конкретно педагогической профессии он составлен.
Обобщенные трудовые функции | Трудовые функции | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
код | наименование | уровень квалификации | наименование | код | уровень (подуровень) квалификации | |||||||||||||||
A | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования | 6 |
|
|||||||||||||||||
B | Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ | 5 — 6 |
|
|||||||||||||||||
Профстандарт для воспитателя доу 2021
А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.
Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам.
В 2021 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда).
Конкурс ориентирован на развитие психологической службы в системе образования в Российской Федерации, пропаганду психологических знаний как обязательной составляющей образовательной деятельности, способствующей повышению гуманистической направленности, эффективности и конкурентоспособности российского образования, на содействие профессиональному развитию психологов образования России.
Размещаем порядок его организации, проведения, подведения итогов и награждения победителей. Рубрика: .
Проект актуализированного профессионального стандарта педагога начального общего, основного общего и среднего общего образования () Рубрика: .
Конференция состоится с 20 по 22 ноября в городе Москве в соответствии с Планом основных мероприятий до 2021 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.
Ключевое внимание будет уделено практикам с доказанной эффективностью.
Для участия в Конференции необходимо заполнить электронную заявку участника Конференции.
Так, учитель, например, обязательно должен иметь высшее или среднее профессиональное образование:
- в сфере педагогики или по направлению предмета, который учитель преподает;
- иное высшее или среднее профобразование и дополнительное по направлению деятельности в школе.
Обратите внимание! Получение дополнительного профобразования по направлению деятельности в образовательной организации необходимо лишь тем лицам, которые желают работать учителями, но не имеют при этом высшего или среднего профобразования — педагогического или в области предмета, который такие лица собираются преподавать. При наличии соответствующего высшего или среднего образования (т.
е. педагогического и/ или по профилю преподаваемого предмета) требование профстандарта о допобразовании является избыточным (см. письмо Минпросвещения России от 28.03.2021 №ТС-817/08). При этом на работу может быть принят учитель, не имеющий практического опыта по специальности.
профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2021 года.
Профстандарты для педагогов в 2021 году (перечень)
А основным вектором является ведение внутреннего и внешнего аудита. Система оплаты будет мотивировать преподавателей выполнять стандарты неукоснительно, поскольку от этого напрямую будет зависеть заработная плата. Позволит это внедрить измененная система оплаты, в которой будет прямо прописано, за что и сколько полагается человеку.
Более того, если гражданин не будет объективно соответствовать установленным нормам для конкретной профессии. Конкретные функции для работников разных квалификаций прописаны в самих стандартах, и по нему можно судить не только по функциональным обязательствам, но и требуемым умениям, а также набору знаний.
Пока что приняты не все необходимые документы, но и из имеющихся уже можно судить о том, что должны делать преподаватели, имеющие педагогическое образование и сдавшие необходимые экзамены на получение квалификационного уровня.
При этом сам профстандарт социального педагога следует учитывать при составлении должностных инструкций, так как в нем отражены оптимальные требования, применяемые к профессиональным качествам работника.
Справка
- при определении критериев оценки при аттестации работников;
- при разработке, формировании кадровой политики организации, а также ;
- при установлении критериев, систем оплаты.
- для определения и описания трудовых функций при заключении договоров;
- при разработке эффективных программ обучения;
- при разработке инструкций, регулирующих должностные обязанности;
- Дошкольное образование
- Начальное и основное общее образование
- Среднее профессиональное образование
- Обмен педагогическим опытом
- Детские исследовательские проекты и работы
- Работы опубликованные до ноября 2017 года
- Конспекты занятий
- Методические разработки
- Сценарии праздников
- Оформление
- Поделки
- Игры в детском саду
Для того, как начал использоваться профстандарт, работу сотрудников ДОУ регулировал Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Но этот документ фиксировал только основные положения деятельности воспитателей и педагогов, что не соответствует современной ситуации.
На данный момент регуляцией работы сотрудников детских садов занимаются два основных документа:
- Профстандарт, утвержденный Министерством труда Российской Федерации.
- ФГОС, или Федеральный государственный образовательный стандарт, который утверждается Министерством образования и науки Российской Федерации.