Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прогноз индекса потребительских цен до 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Минэкономразвития России разработало прогноз социально-экономического развития Российской Федерации и прогнозируемые изменения цен (тарифов) на товары, услуги хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемые виды деятельности в инфраструктурном секторе, на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов (далее — прогноз).
Распространение новой коронавирусной инфекции стало масштабным вызовом и для мировой, и для российской экономики. Траектория развития в кратко- и среднесрочной перспективе будет определяться не только экономическими, но и эпидемиологическими факторами.
Прогноз разработан в двух вариантах — базовом и консервативном. Базовый вариант описывает наиболее вероятный сценарий развития российской экономики с учетом ожидаемых внешних условий и принимаемых мер экономической политики.
Консервативный вариант основан на предпосылке о менее благоприятной санитарно-эпидемиологической ситуации в мире, затяжном восстановлении мировой экономики и структурном замедлении темпов ее роста в среднесрочной перспективе из-за последствий распространения новой коронавирусной инфекции.
Прогнозная траектория роста до конца 2020 г. и в 2021 г. по-прежнему характеризуется существенной неопределенностью. В базовом и консервативном вариантах не предполагается «вторая волна» новой коронавирусной инфекции, однако она остается ключевым источником риска для параметров прогноза.
Прогноз на 2021-2023 гг. построен с учетом необходимости достижения национальных целей развития на период до 2030 г., при этом меры и инструменты их достижения будут конкретизированы в рамках Единого плана по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года.
Индексы-дефляторы от Минэкономразвития до 2021 года
В начале 2020 г. введенные многими странами карантинные меры, направленные на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции, привели к существенному снижению деловой активности в крупнейших экономиках. В условиях одновременного сжатия как спроса, так и предложения уже в 1 кв 20 наблюдалось максимальное с 2009 г. замедление роста ВВП США и еврозоны (до 0,3% г/г и -3,2% г/г соответственно). Темп роста ВВП Китая в 1 кв 20 перешел в отрицательную область впервые с 1992 г. и составил -6,8% г/г после роста на 6,1% в 2019 году.
Со 2 кв 20 рост числа заражений новой коронавирусной инфекцией наблюдался все в большем числе стран. В ответ правительства ввели беспрецедентные ограничения, направленные на сдерживание роста заболеваемости и снижение нагрузки на систему здравоохранения. Введение карантинных мер сопровождалось масштабными экономическими стимулами как со стороны бюджетной, так и со стороны денежно-кредитной политики. В большинстве стран пакеты антикризисных мер (без учета возросших расходов на здравоохранение) включали отсрочки и каникулы по налоговым, кредитным и арендным платежам для бизнеса и населения, прямые выплаты гражданам, финансовую поддержку наиболее пострадавших отраслей, программы льготного кредитования и госгарантии.
Вместе с тем меры поддержки помогли уменьшить, но не предотвратить спад экономической активности. При этом из-за неравномерности распространения новой коронавирусной инфекции и, соответственно, ограничительных мер падение экономических показателей по странам также было неоднородным. В крупнейших развитых странах, где первоначальный пик заболеваемости пришелся на 2 кв 20, наблюдались рекордные темпы снижения ВВП: так, экономика США продемонстрировала максимальное за всю историю наблюдений падение на -9,1% г/г во 2 кв 20. Существенное снижение ВВП во 2 кв 20 наблюдалось и в ведущих европейских экономиках: (Испания: -21,5% г/г, Великобритания: -21,7% г/г; Франция: -18,9% г/г; Италия: -17,7% г/г, Германия: -11,3% г/г). В то же время в китайской экономике, где основная часть ограничений была снята в апреле, во 2 кв 20 темпы роста восстановились до 3,2% г/г.
В июле-августе после снятия карантинных ограничений в крупнейших развитых странах наблюдалось постепенное восстановление экономической активности. Глобальный композитный индекс PMI вырос до 51,0 в июле и 52,4 в августе (с 47,8 в июне и 36,8 в среднем за 2 кв 20), превысив пороговое значение 50,0 впервые с февраля текущего года. При этом в августе динамика индекса в крупнейших странах была разнонаправленной: рост наблюдался в России, Китае, США, Великобритании. В то же время в Германии, Франции, Италии, Испании композитный индекс PMI в августе снизился по сравнению с июлем.
В 3 кв 20 ограничительные меры приобрели более гибкий и точечный характер, чем на начальном этапе распространения новой коронавирусной инфекции. Такой подход позволяет ожидать дальнейшего постепенного восстановления глобальной экономической активности во второй половине 2020 г. и в 2021 году.
Несмотря на беспрецедентный масштаб падения мировой экономической активности, ситуация на глобальных финансовых рынках в текущем году складывалась достаточно благоприятно. После обвала в марте на новостях о проникновении новой коронавирусной инфекции в США и страны Европы глобальные фондовые индексы сравнительно быстро восстановились. Так, индекс S&P500 в августе достиг уровней середины февраля (около 3400 пунктов), а в начале сентября обновил исторический максимум (3580 пунктов). Индекс европейских акций STOXX 600 отыграл около двух третей первоначального падения. Сводный фондовый индекс стран с формирующимися рынками MSCI EM в настоящее время находится вблизи уровней конца февраля.
Наблюдаемая динамика на рынках акций обусловлена, в первую очередь, масштабными мерами экономической поддержки, включая возврат центральных банков к ультрамягкой денежно-кредитной политике. Вместе с тем растущий разрыв между финансовыми и фундаментальными экономическими показателями (ожидаемый постепенный характер восстановления экономической активности, с одной стороны, и практически полное восстановление стоимости активов уже в середине 2020 г. — с другой) означает возросшие риски для финансовой стабильности при сворачивании стимулирующих мер в среднесрочной перспективе.
Цены на сырьевые товары начиная с марта также продемонстрировали существенное снижение, обусловленное как финансовыми (снижение склонности к риску глобальных инвесторов), так и фундаментальными факторами (снижение спроса в связи с введенными ограничительными мерами). Однако и в этом случае наблюдалось достаточно активное восстановление: так, медь, никель и цинк в конце августа торговались на 7-9% выше, чем в начале года; алюминий — ниже на ~1%. Кроме того, в условиях роста неопределенности цена на золото достигла исторических максимумов (более 2000 долл. за тонну в отдельные торговые сессии августа). В конце августа цены на золото превышали уровень начала года на 25-30%.
Несколько иначе складывалась ситуация на рынке нефти, где дополнительным негативным фактором в начале текущего года стало решение о прекращении договоренностей об ограничении добычи в рамках ОПЕК+ на заседании 6 марта. В апреле, когда наблюдалось наиболее существенное снижение мирового спроса на нефть, крупнейшие производители наращивали ее предложение. В результате цена на нефть марки «Юралс» в апреле опускалась ниже 15 долл. США за баррель.
Новые договоренности стран ОПЕК+ о рекордном сокращении добычи с 1 мая, а также добровольное сокращение добычи нефти другими крупными нефтепроизводителями (такими как Норвегия и США) позволили стабилизировать ситуацию на рынке нефти. В середине мая цена на нефть марки «Юралс» вновь превысила уровень 30 долл. США за баррель, а в начале июня достигла отметки 40 долл. США за баррель. В июле-августе нефть марки «Юралс» преимущественно торговалась на уровне около 44-45 долл. США за баррель. Средняя цена на нефть марки «Юралс» за январь-август составила 40,4 долл. США за баррель.
С 1 августа произошло плановое ослабление ограничений в рамках сделки ОПЕК+. При этом в ближайшие месяцы рост предложения нефти будет абсорбирован восстановлением спроса по мере увеличения глобальной экономической активности. Среднегодовая цена на нефть марки «Юралс» в 2020 г. оценивается на уровне 41,8 долл. США за баррель.
Как и в 2015-2016 гг., в условиях снижения цен на нефть и ослабления рубля сальдо счета текущих операций в текущем году сохраняется в положительной области, что обусловлено синхронным сокращением экспорта и импорта. Вместе с тем, в отличие от рецессии 2015-2016 гг., роста сальдо текущего счета не ожидается: его величина в 2020 г., по оценке, снизится до 2,0% ВВП после 3,8% ВВП в 2019 г. (для сравнения, в 2015 г. показатель вырос до 4,9% ВВП с 2,8% ВВП годом ранее).
Такая ситуация связана с особенностями экономического спада в текущем году, который обусловлен не столько нефтяным, сколько эпидемиологическим внешним шоком, а также с контрциклической бюджетной политикой, оказывающей поддержку внутреннему спросу. В этих условиях сокращение импорта в номинальном выражении менее существенно, чем сокращение экспорта, и происходит в основном за счет импорта услуг в условиях действующих ограничений на зарубежные поездки (доля которых в импорте услуг составляет около трети).
ЦБ прогнозирует инфляцию в 2021 году на уровне 3,5-4%
Ослабление рубля в начале года привело к временному увеличению темпов роста потребительских цен, при этом ограничения со стороны внутреннего спроса оказали сдерживающее влияние на инфляцию. После ускорения до 3,1% г/г в апреле (с 2,5% г/г в марте и 2,3% г/г в феврале) индекс потребительских цен в мае-июне стабилизировался (3,0% г/г и 3,2% г/г соответственно).
Инфляция в июле составила 3,4% г/г, в августе — 3,6% г/г. Умеренное ускорение инфляции в последние два месяца было связано с меньшим, чем в 2019 г., сезонным удешевлением плодоовощной продукции; графиком плановой индексации регулируемых цен и тарифов1; а также компенсационным ростом цен на непродовольственные товары и нерегулируемые услуги (в том числе санаторно-курортные и гостиничные услуги, услуги организаций культуры и образования) в связи со снятием ограничений в значительном числе регионов и началом сезона отпусков.
Темпы роста потребительских цен на конец 2020 г. оцениваются на уровне 3,8% г/г. Умеренному увеличению годовых темпов роста цен с текущих уровней будет способствовать дальнейшее восстановление потребительского спроса и отложенная индексация регулируемых цен и тарифов в ряде регионов, а также эффект низкой базы второй половины прошлого года.
В 2020 г. распространение новой коронавирусной инфекции сначала в странах — торговых партнерах, а затем и на территории России оказывало возрастающее негативное влияние на российскую экономику.
В 1 кв 20 ситуация оставалась достаточно стабильной, несмотря на снижение внешнего спроса, волатильность на финансовых рынках в марте и введение частичных ограничений в области авиаперевозок и туризма. Темп роста российской экономики по итогам 1 кв 20 составил 1,6% г/г (после 1,3% в 2019 году). Реальные заработные платы и реальные располагаемые доходы населения увеличились (на 6,2% г/г и 1,2% г/г соответственно), безработица достигла рекордно низких уровней (4,6% от рабочей силы в январе-марте, 4,5% — с исключением сезонности).
Вместе с тем введение режима нерабочих дней с 30 марта, а также дополнительных ограничений на работу отдельных отраслей привело к существенному снижению экономической активности.
Наибольший спад наблюдался в секторах экономики, ориентированных на потребительский спрос. Объем платных услуг, предоставленных населению, сократился в апреле и мае почти на -40% г/г, оборот розничной торговли снизился на -22,6% г/г и -18,6% г/г соответственно (преимущественно за счет торговли непродовольственными товарами).
В то же время в базовых отраслях, за исключением торговли, масштаб падения оказался более умеренным. Выпуск обрабатывающей промышленности в апреле и мае снизился на -10,0% г/г и -7,2% г/г соответственно, при этом производство продукции первой необходимости (продукты питания, лекарства) в указанный период продолжало расти. Снижение промышленного производства в целом на пике ограничений составило -6,6% г/г в апреле и -9,6% г/г в мае, объема строительных работ — на -2,3% г/г и -3,1% г/г соответственно, грузооборота транспорта — на -6,0% г/г и -9,4% г/г соответственно.
В целом российская экономика прошла нижнюю точку падения лучше, чем ожидалось, и лучше, чем другие крупные страны, где были введены жесткие карантинные ограничения. Снижение ВВП, по данным Росстата, во 2 кв 20 составило -8,0% г/г и оказалось меньше как модельных оценок Минэкономразвития России на основе оперативных данных, так и прогнозов большинства аналитиков. В целом за первое полугодие российский ВВП снизился на -3,4% г/г.
Инвестиции в основной капитал (по полному кругу организаций) во 2 кв 20 также сократились меньше, чем ожидалось, — на -7,6% г/г (после роста на 1,2% г/г в 1 кв 20). Падение в целом за первое полугодие 2020 г. составило -4,0% г/г. Поддержку инвестиционной активности оказал, в том числе, рост капитальных расходов консолидированного бюджета (по оценке, на 34,8% г/г в январе-августе).
В летние месяцы по мере снятия карантинных ограничений наблюдалось достаточно активное восстановление экономических показателей. Падение ВВП в августе, по оценке Минэкономразвития России, сократилось до -4,3% г/г по сравнению с -4,6% г/г в июле и -5,9% г/г в июне, оборота розничной торговли — до -2,7% г/г в августе и -1,9% г/г в июле (-7,1% г/г в июне). Объем строительных работ в июне-августе находился вблизи уровней аналогичных месяцев прошлого года.
Ограничить спад в экономике и обеспечить ее дальнейшее восстановление позволили меры поддержки бизнеса и населения, принятые Правительством Российской Федерации и Банком России в течение острой фазы кризиса и направленные, прежде всего, на поддержание доходов населения, как работающего, так и временно оставшегося без работы, семей с детьми. Программы поддержки бизнеса в период действия жестких ограничений были направлены на максимальное снижение текущих издержек бизнеса, чтобы высвободить средства на выплату заработной платы, сохранить занятость. Были предоставлены отсрочки по налогам и социальным взносам, аренде имущества, выплате кредитов, введен мораторий на проверки, продлены лицензии и разрешительные документы, организовано предоставление льготных кредитов субъектам малого и среднего бизнеса и системообразующим предприятиям, начата реализация специальных программ поддержки наиболее пострадавших отраслей.
Необходимость реализации масштабных программ, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции и смягчение экономических последствий от введения ограничительных мер, потребовала существенного смягчения бюджетной политики. В условиях снижения доходов бюджетные расходы не сократились, а, наоборот, увеличиваются за счет реализации антикризисных программ. Для финансового обеспечения текущих расходов и антикризисных мероприятий были задействованы средства ФНБ, заимствования, а также проведена приоритизация части расходов федерального бюджета.
В части региональных финансов также наблюдается существенное смягчение бюджетной политики. Регионы могут воспользоваться средствами, высвобождаемыми в результате реструктуризации долговых обязательств, и дополнительными трансфертами со стороны федерального бюджета. По итогам 2020 г. размер дефицита, объем госдолга, в том числе по рыночным заимствованиям, субъектов Российской Федерации могут превысить установленные соглашениями показатели из-за вынужденных расходов, связанных с профилактикой и устранением последствий распространения новой коронавирусной инфекции, предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации в регионах.
С учетом менее существенного, чем ожидалось, падения экономической активности во 2 кв 20, ее достаточно быстрого восстановления, а также эффективности принятых мер экономической политики оценка ситуации в российской экономике в 2020 г. была улучшена по сравнению со сценарными условиями прогноза, разработанными в июне.
- Новости
- Объявления
- Видеоматериалы
- Информация
- Печатные издания
Инфляция — это повышение общего уровня цен на товары и услуги за определенный промежуток времени. Для рядовых граждан инфляция заключается в регулярном повышении розничных цен при одновременном снижении покупательской способности. Ежемесячные и ежегодные показатели инфляции рассчитывает и публикует Росстат. Также эти данные учитываются для индексации пенсий и социальных выплат, зарплат бюджетникам.
Инфляция простыми словами представляет собой рост розничных цен на услуги и товары, который сопровождается снижением покупательской способности. Это означает, что за одну и ту же сумму через определенное время можно купить меньшее количество товаров и услуг.
показатель инфляции носит комплексный характер, т.е. подсчитывается по всем видам товаров и услуг, а не по отдельным группам;
в России для расчета инфляции применяется показатель индекса потребительских цен, т.е. конечную стоимость товаров и услуг для покупателя с учетом налогов и сборов;
инфляция рассчитывается за длительный период времени, чтобы сгладить сезонные отклонения по ценам.
Инфляция фиксируется, если уровень доходов граждан не соответствует росту цен. В данном случае снижается покупательская способность. Если зарплаты, пенсии и другие доходы расту быстрее чем цены, может фиксироваться дефляция.
Минэкономразвития назвало ожидаемую инфляцию на 2021 год
За новогодние праздники потребительские цены в России выросли на 0,4%, следует из данных Росстата. За аналогичный период прошлого года инфляция составила 0,3%.
С начала 2021 года сильнее всего выросли цены на овощи (+2,4%), куриное мясо (+0,7%), молоко (+0,5%), яйца, муку и чай (+0,3%). При этом снизились цены на сахар (-0,7%), пшено (-0,4%) и колбасы (-0,1%).
Бензин подорожал на 0,4%, дизельное топливо — на 0,1%. Также увеличилась стоимость иностранных автомобилей (+0,4%).
Правительство РФ ожидает инфляцию в пределах 4%.
«В сфере макроэкономики нашими приоритетами по-прежнему будут сохранение бюджетной и долговой устойчивости. Разумные размеры заимствований на рынке и сохранение низкой инфляции. В прошлом году этот показатель превысил целевой уровень. Ожидаем, что он вернется в прежние границы уже по итогам этого года», — сказал премьер-министр РФ Михаила Мишустина во время Гайдаровского форума.
В октябре 2020 года Банк России опубликовал прогноз по инфляции на 2021 год. В условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция в России составит 3,5-4,0 в 2021 году и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем.
Показатели инфляции прямо или косвенно повлияют:
на доходную и расходную часть федерального, региональных и муниципальных бюджетов;
на индекс повышения тарифов ЖКХ;
на индекс повышения пенсий, социальных выплат, денежного довольствия и зарплаты;
на меры государственной поддержки отраслям экономики, организациям и предпринимателям;
на таможенные пошлины и льготы;
на показатели прожиточного минимума.
Коэффициент инфляции обычно применяется вместе с другими экономическими показателями (рост ВВП, индекс потребительских цен, стоимость продуктовой корзины и т.д.). Прогнозируемый коэффициент инфляции на будущий год применяется для определения индекса повышения пенсий, зарплат и денежного довольствия.
Государство периодически индексирует пенсии, пособия, социальные выплаты и зарплаты, чтобы компенсировать падение доходов из-за инфляции. Например, индексация пенсий работающим пенсионерам в 2021 году составит 6.3%. Это выше официального показателя инфляции за 2020 год, который составляет 4,91%.
Повышение пенсий, зарплат и пособий не происходит автоматически из-за инфляции. Решение об индексации принимают власти с учетом множества экономических показателей, возможностей бюджетов. Например, в 2021 году не будет индексироваться зарплата федеральных бюджетников, несмотря на инфляцию.
В прогнозировании инфляции множество неопределенных факторов, главные из которых — это пандемия коронавируса и связанные с ней ограничения. Из-за этого в 2020 году инфляция достигла 4,9%, превысив ожидаемую на 0,9%, отмечает президент СРО «Национальная финансовая организация» Василий Заблоцкий.
«Восстановление пострадавшей от пандемии экономики во многом будет зависеть от роста потребительского спроса, который упал из-за снижения доходов и роста безработицы. Околонулевая динамика в IV квартале 2020 года по отношению к третьему может говорить о том, что достигнуто дно спада, а значит, далее вполне ожидаем отскок и рост. Из официальной статистики следует, что лидерами по росту цен являются продукты. Часть из них подорожала из-за сезонного фактора, а значит, они могут вернуться к более низким значениям, если урожаи будут хорошими», — резюмирует эксперт.
По мнению Заблоцкого, ключевым фактором восстановления мировой экономики будет успешность борьбы с коронавирусом.
Индекс цен и дефлятор — тождественные понятия, которые используются специалистами для расчета окончательной стоимости товаров, работ или услуг. В ст. 11 НК РФ указано, что такое коэффициент-дефлятор, — это значение, применяемое для пересчета текущих экономических показателей в постоянные цены.
Коэффициент устанавливается ежегодно и рассчитывается на несколько периодов вперед. Исчисленный дефлятор в экономике — это база для государственного прогнозирования экономического развития будущих периодов. Например, дефляция 2021 года прогнозно рассчитана еще в 2018 году. Показатель используют при исчислении ключевых макроэкономических показателей — валового внутреннего и национального продукта (ВВП и ВНП), фонда накопления, индекса потребительских цен (ИПЦ), динамики физического объема потребления и многих других.
Рассчитывают отраслевые индексы специалисты Министерства экономического развития с учетом цен на товары, работы и услуги, зафиксированных в предшествующем периоде. Коэффициент устанавливается ежегодно и закрепляется распорядительными документами министерства. Так, коэффициент-дефлятор на 2021 год Минэкономразвития еще не утвержден, но опубликован в проекте приказа от 14.10.2020.
Порядок и методология расчета коэффициента регулируются нормативными актами правительства РФ — правила исчисления прогнозных значений указаны в постановлении правительства №1234 от 14.11.2015. Приказ Минэкономразвития №190 от 01.04.2020 закрепляет порядок применения индексов цен и дефляторов при осуществлении гособоронзаказа.
Официально приказ Минэкономразвития об индексе-дефляторе на 2021 год еще не опубликован, но прогнозные значения в различных производственных областях уже представлены. Указанные значения еще скорректируют с учетом произошедших за последнее время экономических изменений.
При разработке бюджета и планировании закупочной деятельности на следующий год и плановые периоды воспользуйтесь уже имеющимися значениями коэффициента, рассчитанными специалистами министерства.
Представим индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2024 года в таблице.
Отрасли | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 |
---|---|---|---|---|
Добыча полезных ископаемых | 103,1 | 103,8 | 104,1 | 104,2 |
Добыча нефти и газа | 102,7 | 103,5 | 103,7 | 103,9 |
Обрабатывающие производства | 103,3 | 104,1 | 104,2 | 104,3 |
Промышленность | 103,4 | 104,0 | 104,1 | 104,2 |
Обеспечение электрической энергией, газом и паром | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Водоснабжение и водоотведение | 104,0 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Строительство | 104,1 | 105,1 | 104,3 | 104,4 |
Сельское хозяйство | 103,1 | 103,9 | 103,9 | 104,2 |
Транспорт | 104,1 | 104,0 | 104,0 | 104,0 |
Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) | 103,7 | 103,7 | 103,8 | 103,8 |
Оборот розничной торговли | 103,5 | 104,3 | 103,9 | 104,0 |
Платные услуги населению | 104,2 | 103,9 | 104,2 | 104,1 |
Индекс для товаров потребительского назначения планируется на уровне 104,2. Розничные расценки на электричество будут проиндексированы на 104,0.
При осуществлении государственных закупок в рамках закона 44-ФЗ индексы используются при расчете и обосновании НМЦК (письмо Минэкономразвития №Д28и-1688 от 22.06.2016). Заказчик рассчитывает начальную (максимальную) цену контракта согласно положениям ст. 22 44-ФЗ.
При обосновании НМЦК, рассчитанной с помощью метода анализа рынка, необходимо использовать годовые коэффициенты-дефляторы, так как в соответствии с ч. 3 ст. 22 44-ФЗ сведения о стоимости товаров, работ, услуг необходимо проанализировать с учетом сопоставимых с базисным периодом ценовых и коммерческих предложений.
Аналитики спрогнозировали рост цен в России в 2021 году
Дефляторы в рамках 223-ФЗ применяют для следующих целей: если стоимость контракта скорректировалась в связи с ростом цен (инфляцией) в соответствии с прогнозными показателями коэффициента, то это является основанием для изменения существенных условий договора. Организация-заказчик обязана предусмотреть такую возможность в положении о закупках.
Индекс используется и при выполнении гособоронзаказа. В процессе планирования бюджета по ГОЗ на будущие периоды, формирования цен на продукцию, а также для расчета и обоснования НМЦК применяются отраслевые коэффициенты из приказа №190 от 01.04.2020.
Ключевыми аспектами использования индекса в области выполнения гособоронзаказов выступают:
- Определение прогнозной и фактической контрактной цены при проведении закупок по ГОЗ у единственного поставщика.
- Формирование прогнозной стоимости и НМЦК для осуществления заказов по ГОЗ.
Применение коэффициента распространяется на формирование прогнозных цен на разработку, изготовление, сервисное обслуживание, ремонт и утилизацию продукции, поставляемой по ГОЗ, в том числе товаров, работ и услуг, включенных в списки продукции с регулируемым ценообразованием.
Положения нормативной документации по гособоронзаказу не распространяются на закупку продуктов питания. НМЦК на такой госзаказ определяется по ст. 22 44-ФЗ. Приоритетным способом расчета начальной (максимальной) цены является метод анализа рынка (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 22 для расчета НМЦК с помощью сопоставимых рыночных цен госзаказчику необходимо использовать дефлятор для доведения до соответствующих значений данных о ценах товаров, работ или услуг.
Использование коэффициента-дефлятора является обязательным при обосновании НМЦК в рамках действия закона 44-ФЗ.
Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в I квартале 2021 года
Письма Минстроя России «О рекомендуемой величине прогнозных индексов изменения сметной стоимости СМР, пусконаладочных работ в IV квартале 2020 года
Инфляция в России превысила 5% впервые за 1,5 года
В вопросах государственных и муниципальных закупок учитываются нормы Федерального закона о закупочной деятельности. В статье 22 указанного закона оговорено, что начальная максимальная цена контракта определяется с учетом годового коэффициента-дефлятора.
Соответственно, заказчик и подрядчик по государственному контракту обязаны учитывать динамику цен, руководствуясь отраслевым показателем. Это делается для того, чтобы стартовая цена закупки соответствовала реалиям, не завышалась и не занижалась искусственно. Правильность расчетов перед заключением контракта позволит в дальнейшем избежать необоснованных трат бюджетных средств и претензий со стороны контролирующих ведомств.
Первоначальная цена контракта на государственные закупки может корректироваться в случае инфляции и обусловленного ею роста стоимости товаров. Для корректировок и определения новых цен обязательно применяются индексы.
Закупки в этой отрасли экономики отличаются от стандартной схемы приобретения товаров и услуг. Заказчик строительства обязан определять стоимость работ посредством проектно-сметной документации. Это требование распространяется на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию и модернизацию.
Проектно-сметный метод основан на сметном нормировании. Нормативы, используемые для составления сметы, обязательно следует просчитывать по годам и определять цены с учетом индекса-дефлятора. Расчеты охватывают текущий и последующие годы строительства.
Ежегодные прогнозные коэффициенты Минэкономразвития в оборонной сфере необходимы для планирования цен на проектирование, производство, сервисное обслуживание и ремонт продукции оборонного значения. Расчетные коэффициенты также применяются для определения стоимости государственных заказов, связанных с утилизацией и предоставлением других услуг из перечня закупок.
Минэкономразвития России в письме от 30.09.2020 № 32028-ПК/Д03и приводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.04.2020 № 190.
Уровень цен на продукты питания и товары первой необходимости интересуют практически всех жителей России. Какими будут ценники в магазинах в новом году — этот вопрос задают все: от мала до велика. Чтобы иметь хоть какое-то представление о стоимости товаров, работ, услуг, чиновники применяют специальный расчетный коэффициент.
Индекс-дефлятор — это база для определения динамики ценовых показателей в будущем. То есть применив утвержденный индекс-дефлятор на 2021 год (Минэкономразвития) к текущему ценнику, легко рассчитать стоимость конкретной категории продукции или товара в плановом периоде.
Индексы-дефляторы Минэкономразвития
Дальше чиновники определяют, какими будут цены в будущих периодах. Получив стоимостные позиции, оценивается уровень доходов населения. Причем анализ проводится по каждой категории граждан в отдельности. Расчеты проводятся с учетом потребностей взрослого трудоспособного населения, несовершеннолетних россиян и, конечно, пенсионеров.
Эти показатели позволяют получить прогноз потребности в индексации пособий, пенсионных выплат и прочих социальных доплат. Все операции проводятся, учитывая индекс-дефлятор, — ежегодные индексации пособий за счет средств Фонда социального страхования (проводятся обычно в январе-феврале), индексация пенсий, повышение стоимости пенсионных баллов, увеличение социальных компенсаций, доплат и надбавок.
Отметим, что социальная политика — не единственная сфера применения коэффициентов. К примеру, индекс-дефлятор на 2021 год в строительстве позволяет определить ценовые показатели на строительные материалы, услуги и работы. Но это только вершина айсберга. От этих расчетов в конечном итоге зависят стоимость готового жилья и прочей недвижимости.
Аналогичное значение имеет индекс-дефлятор на 2021 год для смет. Этот коэффициент позволяет спрогнозировать уровень государственных закупок, определить потребность и платежеспособность российских организаций в плановом периоде. Например, компания, планируя закупки товаров, работ, услуг, обязана учитывать не только доведенные объемы финансирования и свои потребности, но и динамику цен на необходимые товары, работы, услуги.
Отметим, что ни одна из сфер деятельности государства не обходится без применения индексов-дефляторов. Даже налоговая система содержит расчеты, основанные на применении этих коэффициентов.
Рассчитать и утвердить индексы-дефляторы Минэкономразвития на прогнозные периоды обязано. Причем значения определяются для каждого отчетного периода отдельно, а прогнозирование коэффициентов проводится чиновниками с учетом внешних и внутренних факторов. В зависимости от того, как каждый из факторов повлияет на общее состояние экономики, определяется несколько вариантов развития.
Простыми словами, прогнозные индексы-дефляторы Минэкономразвития до 2023 года утверждает по сценариям. Для чего это нужно? Покажем на примере.
Не секрет, что в отношении Российской Федерации ряд стран ввели ограничительные санкции. Уровень цен на сырье (в особенности нефтяные продукты) имеет отрицательную динамику. Уровень таможенных пошлин и сборов растет. И чиновники, определяя индексы-дефляторы на 2020-2023 годы, учитывают эти факторы. Они разрабатывают сразу три сценария:
- Базовый, при котором все внешние и внутренние факторы сохранят текущие значения. Простыми словами, санкции сохранятся, цены на нефть будут колебаться в районе 40-50 долларов за баррель, а таможенные пошлины заморозят на уровне 2018-2021 гг.
- Благоприятный прогноз, при котором ожидается положительная тенденция развития. Например, санкции будут ослаблены или полностью отменены. Цены на нефтяные продукты вырастут, а таможенные пошлины в отношении российских товаров снизят.
- Целевой сценарий. Этот вид прогноза самый неблагоприятный. Предусматривает самые отрицательные влияния внешних и внутренних факторов на российскую экономику. К примеру, санкции ужесточат, стоимость нефти упадет до критических позиций, таможенные пошлины повысят в разы, уровень инфляции и безработицы внутри страны вырастет.
Следовательно, индекс-дефлятор на 2020-2021 год Минэкономразвития — это не только коэффициент для исчисления динамики цен в будущем, но и важный показатель развития российской экономики с учетом влияния внешних и внутренних факторов.
Расчет показателя представляет собой отношение номинальных значений к текущим. Причем полученный показатель пересчитывается в проценты. Посмотрим, как используется индекс-дефлятор на 2021 год (приказ Минэкономразвития определяет формулу):
ИД = номинальные значения / текущие (реальные) значения × 100%.
К примеру, как исчисляется индекс-дефлятор ВВП:
ИД ВВП = номинальный ВВП / реальный ВВП × 100%.
Этот показатель является обобщенным. Он характеризует динамику цен на все товары, работы, услуги как потребительского, так и производственного назначения, поскольку ВВП — это расчетная стоимость всего, что произведено в расчетном периоде. Но показатель индекса-дефлятора ВВП говорит о динамике цен в российской экономике в целом.
Согласно прогнозу экспертов Министерства экономического развития, 2021 принесет нам тот факт, что коэффициент потребительских значений будет снижаться. Сегодня экономика страны восстанавливается после экономического кризиса, что существенно тормозит снижение этого показателя. Какими будут показатели ценности в следующем году, зависит, прежде всего, от состояния валютного и нефтяного рынка.
Рост потребительских цен на продуктовую группу товаров некоторые связывают с принятием закона об утилизации упаковок. Повышенный экологический сбор ложится на плечи производителей и тех, кто занимается импортом. Дополнительные расходы закладывают в конечную стоимость.
Новые правила для транспортировки продуктов повышают расходы по перевозке как минимум на 5% на каждую единицу.
Молочка. Требования касательно обязательной маркировки видов молочных продуктов предполагает покупку производителем своего печатного станка. Себестоимость упаковки повысится, следовательно, цены поднимутся на 10%. Нововведения будут вводиться постепенно, только в 2023 г. переход к обязательным требованиям завершится окончательно.
Одной основной причины для поднятия цен нет, сложно выделить что-то одно из целого перечня факторов:
- Увеличение акцизных налогов на табачную продукцию.
- Повышение утилизационного сбора на авто.
- Инфляция.
- Подорожание зерна.
- Пандемия.
- Общемировой кризис.
- Падение цен на нефть.
- Рост курса доллара.
- Индексация социальных выплат.
Множество товаров на рынке заграничного производства и на них сразу влияют колебания курса доллара. Это распространяется на иностранные авто, бытовую технику и электронику, экзотические продукты питания и напитки.
Что подорожает в 2021 году в России и насколько прогнозы окажутся близки к реалиям, покажет время. Максимальный рост инфляции ожидается в I квартале. Эксперты заверяют, что максимума инфляция достигнет в феврале (5-5,5%), а далее сдержать повышение цен помогут карантинные ограничения, низкая экономическая активность и потребительский спрос.
Есть вероятность, что некоторые граждане ощутят на себе большую инфляцию, чем прогнозируют власти. Хотя в 2020 г. уровень инфляции был 4,5%, реальное увеличение цен на некоторые товары достигало 14%. Проблема в том, что потребительская корзина Росстата усредненная, в разных регионах ситуация существенно отличается. Для одного гражданина инфляция может казаться выше средней, а для другого – ниже.
- В последние месяцы 2020 года инфляция в Украине ускорилась, потребительские цены выросли на 3,8% в годовом измерении. Такой прирост был выше, чем ожидал Нацбанк.
- В государственном бюджете на 2021 год заложен уровень инфляции на уровне 7,3% (декабрь к декабрю предыдущего года).
Хотите знать о финансах и инвестициях больше? Следите за эксклюзивными материалами «Минфина» в телеграмм-канале.
ИПЦ (индекс потребительских цен) – это процентное отношение текущей стоимости потребительской корзины к предыдущему значению в выбранном временном периоде.
Потребительская корзина утверждается правительством РФ по годам. Стоимость ее варьируется в зависимости от региона. Состав утверждается приказом и остается неизменным и включает в себя продовольствие, непродовольственные товары, услуги.
Например, по данным Росстата в мае 2021 года базовый (общий) индекс составил 104,7 относительно мая 2018 года. Базовый индекс представляет собой среднее арифметическое от суммы всех товаров по категориям, которые входят в потребительскую корзину.
Таким образом, можно сделать вывод, что уровень инфляции в мае месяце 2021 года по отношению к маю 2018 года вырос на 4, 7%
Рост индекса потребительских цен, при правильном его расчете, показывает наиболее полно изменение за выбранный период. Здесь можно учитывать товары как суммарно, так и отдельно.
Индекс потребительских цен напрямую влияет на развитие экономики, планирование инвестиций, принятие федерального бюджета.
Показатель ИПЦ влияет:
- размер компенсационных выплат по социальным обязательствам государства;
- уровень инфляции коррелирует индексацию заработной платы бюджетникам.
Обратите внимание! Росстат индекс потребительских цен может посчитать не совсем корректно, поскольку есть вариативность значений между регионами. Заменить один показатель стоимости товара на другой просто. При этом прямой фальсификации не будет.
Общая формула для расчета индекса ПЦ выглядит так:
ИПЦ = текущая стоимость потребительской корзины ÷ стоимость базовой корзины × 100
где:
- текущая стоимость потребительской корзины – сумма стоимости товаров и услуг на данный момент;
- стоимость базовой корзины в предыдущий период;
- 100 – показатель процентов.
В сети вы найдете множество онлайн калькуляторов для расчета показателя инфляции.
В предлагаемых формах требуется:
- ввести два показателя – начальную и текущую цену;
- нажать кнопку «рассчитать».
Результатом будет показатель инфляции на исследуемый товар за отчетный период.
Официальный индекс потребительских цен на 2021 год установлен в 4,3%. В мае подорожали сезонные овощи, что тут же отразилось на потребительских ощущениях. Лето, по прогнозам правительства, обещает быть спокойным и большого роста цен нам не обещают.
В апреле Центробанк не стал снижать ключевую ставку, хотя официальные среднегодовые оценки инфляции оказались ниже прогнозируемых. Следует отметить, что прогнозы Центробанка и правительства относительно ИПЦ разнятся более чем на 1%.
Дефлятор ВВП за 1 квартал 2021 г. по отношению аналогичному периоду 2018 г. составил 108,5%.
Однако до конца года Центробанк (по заявлениям) не исключает возможности снижения ключевой ставки. Он прогнозирует среднегодовую инфляцию в 2021 и 2021 г. не больше 4%. На ее уровень в 2021 году повлияли следующие факторы:
- рост стоимости топлива и горюче смазочных материалов;
- Рост НДС;
- индексация платежей за коммунальные услуги.
Удорожание товаров на 2% НДС привело к росту цен ориентировочно на 1,7%. Подорожание бензина сказалось негативно на стоимости общественного транспорта. В тоже время цена на билеты в поездах дальнего следования снизилась.
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2020 года N 32028-ПК/Д03и
О применении показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу
Минэкономразвития России доводит показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года (далее — Прогноз), используемые в целях ценообразования на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу, в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 1 апреля 2020 г. N 190 «Об утверждении Порядка применения индексов цен и индексов-дефляторов по видам экономической деятельности, а также иных показателей в составе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации при формировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу».
Прогноз на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 16 сентября 2020 г. (протокол N 35, часть I).
В целях применения индекса изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США сообщаем значения на 2021-2023 гг. (базовый вариант):
2021 | 2022 | 2023 | |
прогноз | |||
Индекс изменения номинального обменного курса рубля за один доллар США, г/г, в % | 101,7 | 100,9 | 100,9 |
П.В.Крючкова
2019 | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
отчет | прогноз | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Цена на нефть, долл. за баррель | 63,8 | 41,8 | 45,3 | 46,6 | 47,5
|