Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый закон о букмекерских конторах 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Закон о букмекерских конторах в России, принятый в 2020 году, расширяет список требований к операторам азартных игр. БК теперь могут принимать пари только на официальные соревнования. Матч должен проходить в рамках какой-либо спортивной федерации.
Изменился и порядок отчислений в адрес ассоциаций. Раньше букмекер обязан был платить в федерацию по каждому виду спорта, который есть в линии. Но только если предлагался именно российский матч. Теперь ситуация другая — когда в линии есть, скажем, европейское соревнование по гандболу, БК должна уплатить спонсорский взнос в Федерацию гандбола России.
Нелегальной БК считается любая компания, не имеющая лицензии ФНС. По сути, даже крупный международный букмекер, скажем, Ladbrokes, не обладает законным статусом в России. Игрок может использовать такой сайт при двух условиях:
- Контора принимает клиентов из РФ. Позволяет им регистрироваться, пополнять счет, выводить средства на свои реквизиты.
- Сайт не заблокирован Роскомнадзором. Если регулятор закрыл доступ, то использование портала незаконно. Даже с учетом того, что сама контора работает с российскими клиентами.
При этом игрок все равно обязан платить НДФЛ с выигрышей. Неуплата налогов влечет за собой административную ответственность. А при частом и крупном уклонении — уголовную.
Что касается игроков, которые используют легальные российские БК, то к ним всего два требования — быть старше 18 лет и иметь документы, подтверждающие законность пребывания в стране, если беттор гражданин другого государства. Каждый клиент букмекера должен пройти процедуру идентификации — подтвердить личность. Для этого требуется либо загрузить скан документов на сайте конторы, либо посетить офис партнерских организаций лично.
1. Создается организация «единый регулятор». Параллельно решается, что дальше будет с двумя ЦУПИСами – их заменят на один монопольный орган.
2. Начинают готовить софт для контроля за букмекерами (пример: в Беларуси все казино привязаны к Минфину, а в России БК будут подключены к регулятору).
3. Начинают разрабатывать документы по распределению отчислений. Уже известно, что в наблюдательный совет будут входить руководители спортивных федераций, а сам процесс вряд ли сильно изменится. Обязательств по привлечению букмекеров к обсуждениям – нет.
Еще раз: новый процент и правила отчислений вступят в силу для букмекеров только осенью 2021 года. Таким образом для перестройки процессов будет выделен переходный период в 9 месяцев.
— Что предлагает государство, запуская новую реформу букмекерства?
— Государство предлагает существено повысить размер целевых отчислений на спорт, которые букмекеры выплачивают ежеквартально, также новый закон предполагает создание единого регулирующего органа, чтобы сделать рынок прозрачным. Но он и так прозрачный насквозь.
— Закон предполагает увеличение отчислений. В чем же проблема?
— Нам предлагают изменить базу расчета для отчислений и собирать их не с дохода, а с оборота. В итоге сумма отчислений в реальных величинах вырастет с пяти до 16 процентов, и тут для букмекерского бизнеса возникает вариативность.
Худшее, что может быть: все букмекеры плюнут и уйдут. Нет, они не уйдут с рынка, они уйдут «в тень». Останутся лишь самые сознательные, да и тем, вероятно, придется как-то диверсифицировать свой бизнес.
Учитывая сегодняшний уровень проникновения технологий, любой пользователь может установить VPN на любое устройство и получить доступ к букмекеру в любой точке мира.
И это будет реальный откат назад в нулевые, какие уж там отчисления, налоги и культура букмекерства.
При плохом сценарии, если закон все-таки начнет действовать в том виде, в котором принят, собираемость в абсолютных цифрах будет меньше, чем сейчас. Обнулятся спонсорские контракты.
Но был и оптимистический сценарий развития событий, который мы предлагали: давайте увеличим минимальный порог целевых отчислений в фиксированной сумме и обяжем все компании, которым выданы лицензии, платить или уходить с рынка.
Если бы мы сделали минимальный порог отчислений не 15 миллионов рублей и даже не 30, а, например 40 миллионов рублей, без всяких плавающих процентов, то легко и непринужденно получили бы 160 миллионов рублей. А 160 миллионов умножили бы на 27 выданных лицензий и вышли бы на цифру 4,2 миллиарда рублей. Но нас не стали слушать.
— То есть в отрасли излишней маржи, которой можно поделиться, нет?
— Сейчас маржа букмекера — пять-семь процентов от оборота, который мы получаем. Маржа букмекеров падает с 2018 года органическим образом по всему миру. В России даже чуть быстрее. В 2020 году мы с того спорта, который остался, заработали меньше. А во втором квартале прошлого года вообще ничего не заработали
Кроме того, сегодня в России в отрасли очень жесткая конкуренция. У нас нет картельных сговоров, как многие себе пытаются представить: мол, букмекеры объединились в какой-то синдикат. Все мы работаем с минимальной доходностью.
Сам по себе рынок в текущей парадигме прозрачен насквозь. Есть ЦУПИС — Центр учета приема интерактивных ставок. Все ставки, которые осуществляются на территории Российской Федерации в интерактивном режиме, проходят через эту организацию. К ней подключены ФСБ, ФНС, ФАС и так далее. Каждый человек, который делает ставку, виден. Все можно проверить: кто, когда, на что, на какой вид спорта делал ставки. Кто-то заводил деньги, кто-то выводил деньги. Система работает. Ни одного нарекания, ни одной претензии от государственных и надзорных органов за все это время не поступало. Никогда никакой глобальной претензии к функционированию этого механизма не было.
— Но государство хочет создать новый институт контроля?
— Мы не против единого органа контроля, несмотря на то что есть успешно действующие СРО. Ну хотите сделать единый государственный орган, давайте сделаем! Может быть, он будет лучше работать, реально давать больше отрасли и спорту. Просто расскажите как, аргументируйте, покажите механизм, преимущества. Но самый главный вопрос в том, что нас не слышат! Нет диалога экспертов отрасли с законотворцами — людьми, создающими закон, но не имеющими практического опыта работы в обсуждаемой отрасли. Почему не принять во внимание мнения профессионалов? Зачем игнорировать здравый смысл? Давайте устроим публичные дискуссии. Давайте встретимся за круглым столом. Давайте разговаривать. Ведь только мы знаем, как эта отрасль функционирует.
Если вы собрались что-то реформировать, как минимум спросите отрасль. Как максимум, докажите, почему это будет хорошо. Потому что сейчас, по мнению большинства лицензиатов, все инструменты контроля и учета работают эффективно. Или тогда подскажите, что не работает и что вы хотите реально изменить, модифицировать, скорректировать, для того чтобы заработало лучше.
— Как в ближайшие годы изменится система рекламно-спонсорского сотрудничества, если учитывать аспекты нынешнего законодательного регулирования букмекерского рынка?
— Мы уверены, что новая реформа кардинально снизит рентабельность букмекерского бизнеса в России. В ближайшее время рынок ожидает масса тектонических сдвигов: компании будут консолидироваться, переименовываться, диверсифицировать свой бизнес. В первую очередь букмекеры будут вынуждены резко сокращать свои маркетинговые бюджеты и в разы урезать спонсорские контракты. Это, наверное, позволит бизнесу сохранить определенную норму рентабельности. Может быть, не такую, какую он имел раньше, конечно меньше, но хотя бы остаться безубыточным. Но это будет бизнес в вакууме: не будет ни рекламы на телевидении, ни спонсорской поддержки, ни спонсорских контрактов, ни прямой рекламы, вообще ничего не будет. «Матч ТВ», например, может и не выжить как канал, потому что он живет на доходы от рекламы букмекеров. Не говоря уже про остальные спортивно-тематические медийные площадки.
Как вы понимаете, в эпоху глобализации и интеграции не может целая индустрия существовать в вакууме. Она очень сильно соприкасается с другими индустриями — с рекламным рынком, спортивным маркетингом, соревнованиями. Она же, эта индустрия, интегрирована и в народное хозяйство, и в экономику страны.
— Тем не менее, судя по вашим действиям, у вас большие планы на будущее. Недавно «Лига Ставок» заключила соглашение с международным агентством Infront Sports & Media, получив статус официального партнера.
— Да, мы давно к этому шли. Ближайшие пять «Лига Ставок» будет официальным партнером чемпионата мира по хоккею. Это глобально и беспрецедентно, как для нас, так и для всей букмекерской отрасли. Мы уже давно сотрудничаем с Федерацией хоккея России, наработали большой совместный опыт. И считаем, что получение нового статуса выведет взаимодействие «Лиги Ставок» с хоккеем на принципиально новый международный уровень. Так что впереди пять захватывающих лет.
— На прошлой неделе IIHF сообщил о решении перенести ЧМ по хоккею из Беларуси. Как вы к этому относитесь?
«Если вы собрались что-то реформировать, как минимум спросите отрасль»
По словам Марии Лепщиковой, принятый законопроект является серьезным ограничением букмекерской деятельности, в первую очередь, за счет сильного сокращения количества событий, на которые можно делать ставки.
«В целом я оцениваю законопроект как серьезное ужесточение регулирования букмекерской деятельности. В первую очередь это связано с очень глобальным ограничением событийности. Законопроект предполагает, что теперь можно будет заключать пари только на четыре вида событий, и все они спортивные. А у тотализаторов — только на забеги лошадей», — сказала она.
Так, в документе говорится, что букмекеры смогут принимать ставки только на:
- официальные спортивные соревнования;
- спортивные соревнования, организованные общероссийскими спортивными федерациями и профессиональными спортивными лигами;
- спортивные соревнования, организованные международными спортивными организациями;
- спортивные соревнования, которые организованы иностранными спортивными федерациями, конфедерациями, лигами или советами, включены в национальный единый календарный план по соответствующему виду спорта.
Глава «Правовой линии» отмечает, что под эти четыре критерия не попадают спортивные турниры, организованные различными компаниями.
«Что касается БК, эти четыре пункта предполагают не весь спорт. В России на текущий момент букмекеры, особенно во время пандемии, принимали и принимают ставки на события из коммерческого спорта, которые организовываются не спортивными лигами и федерациями, а различными коммерческими субъектами. С точки зрения нового закона на такого рода события нельзя будет заключать пари», — сказала она.
Кроме того, четвертый пункт статьи, разрешающий ставки на иностранные спортивные мероприятия, включенные в национальный спортивный календарь, также может нести неочевидные ограничения, считает Лепщикова.
«Четвертый пункт представляется немного ущербным, потому что существует множество топовых, знаковых, интересных для конечного потребителя иностранных спортивных событий, которые при этом не включены национальный календарь в силу того, что его просто может не быть в этой стране. Все это существенно может сказаться на букмекерской линии, на интересе конечного потребителя», — заявила глава «Правовой линии».
Эксперт отметила, что принятый законопроект существенно снизит конкурентоспособность легальных российских букмекеров, что, в свою очередь, может привести к переходу игроков к нелегальным операторам, которые будут предоставлять более широкий спектр событий для ставок.
«В общем, ничего, кроме ужесточения, на текущий момент этот законопроект не несет», — заключила Лепщикова.
Еще одним нововведением стала норма, обязывающая букмекерские компании платить целевые отчисления не только с официальных российских спортивных соревнований, но и с иностранных. Таким образом, БК будут вынуждены платить отчисления со всех принимаемых ставок.
«Сейчас соглашения о целевых отчислениях обязывают букмекеров выплачивать отчисления в пользу лиги или федерации только в том случае, если букмекерская компания заключает пари на исход события, которое произойдет в рамках спортивного мероприятия, организованного этой лигой или этой федерацией. Новизна государственного регулирования заключается в том, что букмекеры должны будут платить целевые отчисления абсолютно со всех пари. Если букмекер принимает ставки на иностранный спорт, он должен будет заключить соглашение с соответствующей федерацией по этому виду спорта в России», — сказала Мария Лепщикова.
По словам Лепщиковой, в настоящее время ФНС имеет право обратиться в суд с вопросом об аннулировании лицензии при наличии одного из двух обстоятельств:
- Привлечение БК к административной ответственности за грубое нарушение лицензионных условий и требований (ст. 14.1.1 КоАП РФ);
- За неисполнение предписания, выданного БК налоговым органом (ст. 19.5 КоАП РФ).
Согласно действующему законодательству, неуплата целевых отчислений не относится к грубым административным нарушением лицензионных прав и требований и наказывается только штрафом.
«Принятый законопроект вводит новую норму, которая прямо говорит, что в случае неуплаты или неполной уплаты целевых отчислений можно аннулировать лицензию. То есть это серьезное ужесточение ответственности за неуплату целевых отчислений», — сказала глава «ПЛ».
Еще одним нововведением стало аннулирование лицензий, по которым не велась букмекерская деятельность в течение 6 месяцев, то есть аннулирование так называемых «спящих» лицензий. Мария Лепщикова уверена, что эта норма является своего рода стимулом к открытию букмекерских компаний, и, как следствие, — к увеличению объема целевых отчислений.
«Когда вводилось положение о целевых отчислениях, власти рассчитывали, что, к примеру, в среднем они получат с одной компании 60 млн рублей целевых отчислений в год, затем они умножили эту цифру на количество лицензий и получили объем предполагаемых целевых отчислений. Однако что случилось на практике в 2017 году, когда букмекеры начали платить целевые отчисления? Выяснилось, что какая-то часть БК вообще не работает и не собирается платить целевые отчисления, некоторые букмекеры не принимают ставки на российский спорт. Соответственно, математика, которая закладывалась властями, частично не оправдалась», — сказала она.
«Логично, что не работающие букмекерские компании не платят целевые отчисления. Государству такая история не нравится, потому что оно хочет с каждого букмекера получать отчисления. И если у тебя есть лицензия, но ты по ней не работаешь, значит, она тебе не нужна. Нет работы — нет лицензии. Это логичная норма, направленная на то, чтобы заставить компании платить целевые отчисления», — заявила Лепщикова.
Она также добавила, что действующее законодательство не предусматривает какие-либо санкции за неиспользование букмекерской лицензии.
По словам главы «Правовой линии», законопроект также исключает совмещение в одной лицензии двух видов деятельности — букмекерской и тотализатора. То есть компаниям придется делать выбор в пользу только одного из них.
«По сути, это новый вид лицензии, потому что на текущий момент лицензия позволяет совмещать два этих вида деятельности. То, что не у всех лицензиатов этот вид деятельности есть, это не значит, что они не могут его позже внести. Лицензия, соответствующая принятым изменениям, не предполагает внесение еще одного вида деятельности. Я полагаю, что, в связи с этим, лицензию надо будет переоформлять абсолютно всем букмекерам», — сказала она.
Кроме того, лицензию придется переоформить тем букмекерам, которые получили ее до 2010 года, поскольку до этого времени у БК не было обязательства иметь банковскую гарантию.
«Сейчас существует так называемые две части списка. Букмекеры из первой части списка лицензий были освобождены от требования иметь банковскую гарантию, вторая часть списка — обязаны ее иметь в случае, если они работают. Тем букмекерам, которые не имеют банковскую гарантию, для продолжения работы необходимо будет ее оформить», — отметила Лепщикова.
По ее мнению, у работающих БК и имеющих обороты, получение банковской гарантии не вызовет каких-либо проблем. Они, вероятнее всего, были готовы к тому, что рано или поздно наличие гарантии станет обязательным для всех букмекеров, считает Мария Лепщикова.
«Что касается тех букмекеров, у которых уже есть банковская гарантия, они должны будут ее переоформлять только в том случае, если она получена в банке, не входящем в перечень Минфина», — заключила эксперт.
Букмекерам закручивают гайки: как новый закон отразится на игроках… рынка
Еще одна составляющая нового закона о букмекерских конторах – уплата отчислений с иностранных спортивных событий, на которые компания принимает ставки.
Платить целевые отчисления букмекеры будут следующим образом: контора заключает соглашение с федерацией или лигой по соответствующему виду спорта в России. Принимая ставки на иностранные или международные соревнования в этой дисциплине, компания будет обязана платить целевые отчисления в федерацию по соответствующей дисциплине в РФ.
Например, киберфутбол в России относится не к федерации киберспорта, а к федерации футбола. Следовательно, если будет проходить турнир в области интерактивного футбола, российская контора, принимающая пари на данное событие, будет выплачивать целевые отчисления РФС.
Новый закон о букмекерских конторах требует лицензию на каждый предлагаемый продукт. Например, если ранее компания осуществляла и букмекерскую и тотализаторную деятельность, то сейчас подобное будет возможно лишь при приобретении новой лицензии.
Исходя из правок, компаниям придется либо переоформить лицензию только на букмекерскую или тотализаторскую деятельность, либо приобрести вторую лицензию, чтобы осуществлять услуги по двум направлениям.
Согласно поправкам, букмекерские конторы обязуются иметь банковскую гарантию на 500 000 000 российских рублей. Получить гарантию необходимо в течение 12 месяцев с момента принятия нового законопроекта в одном из банков, входящих в список Минфина.
Предполагается, что уже работающие компании не будут испытывать сложностей с ее получением, в отличие от букмекеров, не имеющих оборотов. Впрочем, даже крупные компании понесут финансовые расходы, поскольку банковскую гарантию необходимо обслуживать и регулярно платить за ее существование.
Как правило, закон вступает в силу через 60 дней с момента его официальной публикации. На данный момент его приняли во втором и третьем чтениях, ожидается утверждение Совета федерации. После одобрения документ будет направлен на подпись президенту, после чего будет опубликован в течение двух дней.
С момента публикации, как говорилось ранее, потребуется отсчитать 60 дней. Спустя это время новый закон о букмекерских конторах вступит в силу, а у компаний будет 12 месяцев на переоформление лицензии и приведение банковской гарантии в норму, соответствующую требованиям.
Букмекерам приказывают долго жить
Аббревиатура ЦУПИС расшифровывается как Центр учета переводов интерактивных ставок. Это организация, выполняющая роль посредника между игроком и букмекерской компанией, осуществляя учет и перевод денежных средств между сторонами.
Жители России до 2014 года не имели возможности законно проводить пари через всемирную сеть. Букмекерские конторы, которые все же принимали ставки через Интернет, работали по зарубежным лицензиям.
Нелегальная деятельность фирм и их клиентов имела колоссальные масштабы. Из-за отсутствия соответствующих законов и адекватного регулирования деятельности беттинговых компаний, государство теряло огромную долю казны, которая могла пополняться за счет налогов. Таким образом, в третьем квартале 2014 года был принят законопроект № 260152-6, который вносил изменения в игорное законодательство, легализуя онлайн-букмекеров в России и вводя институт саморегулируемых организаций БК (СРО).
Членство в СРО обязательное условие для всех контор, а для вступления букмекер обязан внести не менее 300 млн рублей в компенсационный фонд (не менее 100 млн рублей для тотализаторов). В том же году шла подготовка системы, контролирующей взаимодействие букмекерских организаций и их клиентов, позже эта система получит название — «ЦУПИС».
Вот мы и подошли к самому важному. По данным на 2021 год Налоговый кодекс РФ гласит — на выйгрыш свыше 15000р. игроку придется заплатить пошлину в размере 13% от суммы дохода (прим. доход — это сумма выйгрыша — сумма ставки). В этом случае ношу налогового агента берут на себя букмекерские конторы, взымающие данный процент при попытке вывода средств. Если сумма прибыли составляет менее 15 тыс. рублей — пользователь обязан заплатить пошлину самостоятельно. Стоит отметить, что если общая сумма всех выйгрышей в год составляет менее 4 тыс. рублей — игрок освобождается от уплаты налогов.
Согласно п. 1 ст. 229 НК РФ игрок обязан представить в налоговую декларацию 3-НДФЛ не позднее 30 апреля, следующего за истекшим годом. Оплата должна произойти в течении двух с половиной месяцев, не позднее 15 июля. По мнению редакторов StatDota проще всего заполнить и подать эту декларацию через личный кабинет налогоплательщика на официальном сайте ФНС России.
Все легальные букмекеры состоят в саморегулируемых организациях, которые сформировали крупный компенсационный фонд, поэтому средства игроков надежно защищены, отсутствие выплат и подобные обманы исключены. Образующиеся дискуссии и вопросы разрешаются в согласовании с законодательством РФ. Не нужно искать обходные пути в виде новых зеркал или посредством подключения VPN — сайты легальных букмекеров не блокируются Роскомназором.
В первую очередь стоит сделать акцент на возможных дальнейших проблем с законом. Ведь рано или поздно Федеральной налоговой службе может стать интересно, почему на ваш счет постоянно приходят средства из подозрительных источников. К основным проблемам оффшорных букмекерских контор можно отнести отсутствие гарантий. Если вас кинут в подобных компаниях – никто не поможет вернуть потерянные средства. Но, с другой стороны нет надобости платить налог с выйгрыша, а это не мало, если вы пользуетесь нашими инструментами.
Будет создан Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) – он будет учитывать информацию по КАЖДОЙ принятой ставке.
Лицензии букмекеров, которые не подключатся к ЕРАИ будут аннулированы. Такие БК не смогут осуществлять легальную деятельность на территории Российской Федерации.
Учредителем ЕРАИ станет Росимущество.
Целевые отчисления букмекеров теперь составят 1.5% от суммы ВСЕХ ставок. Но при этом не менее 30 миллионов рублей в квартал.
Единый регулятор азартных игр или ЕРАИ вводится ради повышения эффективности контроля азартных игр и с целью выявления нелегальных организаторов азартных игр. Кроме того, с его помощью правительство рассчитывает обеспечить внебюджетное финансирование спорта – с помощью тех самых 1.5% отчислений. ЕРАИ будет сотрудничать с ФНС, а также создаст информационную систему, где будут отражаться абсолютно все ставки игроков и каждая финансовая операция (ввод/вывод средств).
Единый регулятор азартных игр (ЕРАИ) будет выполнять функции нынешних СРО после того, как те упразднятся. На это отводится 270 дней с момента вступления в силу нового закона – то есть с 1-го января 2021 года. На фоне этого будет выбираться новая кредитная организация, которая будет заниматься учетом переводов между игроками и букмекерами. Сейчас этим занимаются два ЦУПИСа, но в ближайшее время их функции будут переданы одному органу – Единый центр учета – ЕЦУ. Выполнять его функции готова «Мобильная карта».
Нововведения не могли не коснуться и любителей делать ставки на спорт. Сейчас все понимают, что букмекеры будут вынуждены компенсировать свои потери на отчисления за счет игроков, а выражаться это будет в виде увеличения маржи. У кого-то она откатится на уровень в 6-7%, а у кого-то и вовсе до 8-9%. Следовательно, котировки станут ниже и игрокам будет еще сложнее победить букмекера. Все потому, что гарантированная прибыль БК увеличится на фоне снижения котировок.
Многие компании опасаются, что на вынужденном снижении котировок российские букмекеры могут столкнуться с оттоком клиентов. Теперь у оффшорных букмекеров есть явный козырь в рукаве – они могут заманивать поклонников беттинга высокими котировками, которых в России при нынешнем законе просто не будет.
Ответ на этот вопрос может дать только время. На бумаге отчисления становятся выше, но при этом надо понимать, что упадут спонсорские контракты букмекеров со многими клубами или федерациями. В результате получится, что где-то прибавится, а где-то убавится.
Итог
Новый законопроект наглядно говорит нам о том, что государство решительно намерено с каждым разом все больше подчинять себе букмекерский рынок и будет стремиться отщипнуть все больший кусок финансового пирога. После полноценного перехода на легальную деятельность российские букмекеры не жаловались на доходы, но и не думали их скрывать. Это и сподвигло государство задуматься о новых возможностях финансирования спорта. Развитие спорта в нашей стране – это хорошо и действительно необходимо, но постоянное закручивание гаек может слишком негативно сказаться на российском букмекерстве.
17 января 2021 года начинают действовать уточнения по тому, как будут рассчитываться целевые отчисления от букмекеров спортивным федерациям – они внесены в “Правила определения организатором азартных игр в букмекерской конторе базы расчета целевых отчислений от азартных игр”.
Отличия по сравнению с предыдущей редакцией заключаются вот в чём:
- дополнен пункт 2: теперь целевые отчисления будут рассчитываться не только по итогам соглашений об использовании символик и наименований спортивных лиг и федераций, но и по итогам соглашений о предоставлении информации;
- переработан пункт 4: теперь отсутствуют уточнения о том, что отчисления будут взиматься только со ставок на профессиональный спорт – в новой версии теперь просто сказано «спортивных соревнований» без уточнения «организованных субъектом профспорта».
Напомним, что данное постановление правительства было принято 31 декабря 2020 года.
По словам Оганезова, под вопросом остается возможность совершения ставок игроками на матчи Национальной хоккейной лиги (НХЛ) или, к примеру, Национальной баскетбольной ассоциации (НБА), которые также являются коммерческими структурами. Из-за пандемии коронавируса старт этих лиг отложен на более поздний срок, а пока букмекеры ждут ответа от Министерства спорта РФ, который должен разъяснить, можно ли в новом сезоне принимать ставки на НХЛ и НБА или нет.
Собеседник ТАСС отметил, что согласно новому закону также нельзя игрокам делать ставки на то, какое место займет та или иная страна в неофициальном командном зачете на ближайшей Олимпиаде, или на количество завоеванных медалей. Любители футбола, в свою очередь, по словам Оганезова, не могут поставить теперь на результаты команд в товарищеских матчах.
«Очевидно, что при правильном желании увеличить целевые отчисления на развитие российского спорта на уровне тех же ведомств-исполнителей фактически делается все, чтобы, наоборот, уменьшить размер целевых отчислений. Они [ведомства-исполнители] неправильно толкуют букву и дух закона и принимают ведомственные акты, противоречащие смыслу закона и поручению президента. Поэтому букмекеры осторожно относятся к новой инициативе и надеются, что плодотворный диалог с ними на предмет реальных инструментов увеличения целевых отчислений все-таки состоится», — заключил собеседник ТАСС.
Госдума одобрила реформу игорного рынка
Почти три года назад — весной 2017-го — в России был принят закон о целевых отчислениях букмекеров в пользу спортивных объединений. Касается он всех организаторов пари, которые сейчас обязаны ежеквартально направлять на эти цели не менее 5% доходов (минимум 15 млн рублей). Предполагается, что федерации и лиги должны тратить эти средства на развитие детско-юношеского и профессионального спорта в стране.
Ключевые регуляторы рынка букмекерских услуг восприняли депутатский законопроект в штыки. Так, замминистра финансов Алексей Моисеев в письме в администрацию президента (есть в распоряжении «Известий») заявил, что ведомство уже ведет по поручению президента работу совместно с заинтересованными органами власти по подготовке собственного документа. Поэтому целесообразность предложений депутатов в целом вызывает сомнения.
На сегодняшний день создание особенного органа, который регулировал бы вопросы, связанные с игорным бизнесом, не очень актуально: есть целый ряд ассоциаций, объединяющих букмекеров-предпринимателей, которые работают в легальном правовом поле, уверен председатель Российского союза налогоплательщиков Артем Кирьянов. По его мнению, депутатам нужно провести совместно со СРО общественное обсуждение и пояснить, с чем конкретно они не справляются.
- От редакции
- Политика
- Экономика
- Регионы России
- СНГ
- В мире
- Культура
- Идеи и люди
- Наука
- Образование
- Здоровье
- Войны и Армии
- Неделя в обзоре
- Кино
- Стиль жизни
- Филантропия
- Колонка обозревателя
- ЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА
- Общество
- Я так вижу
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 61 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
Правила ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования;
Правила представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
М. Мишустин |
17 января вступают в силу уточнения об уплате букмекерами целевых отчислений
1. Организатор азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах ведет учет участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования (далее — участники азартных игр).
2. Учет участников азартных игр осуществляется в букмекерских конторах и тотализаторах работниками, уполномоченными организатором азартных игр, путем ведения базы данных с учетными записями об участниках азартных игр (далее — база данных) по форме согласно приложению.
3. Внесение в базу данных информации об участнике азартной игры осуществляется при приеме от него ставки (ставок), интерактивной ставки (интерактивных ставок) на официальные спортивные соревнования.
4. Порядок хранения базы данных определяется организатором азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах и должен обеспечивать поддержание базы данных в актуальном состоянии, возможность восстановления информации из базы данных, в том числе информации, утраченной вследствие непреодолимой силы, а также исключать возникновение условий для порчи данных, их утраты, несанкционированного изменения или доступа неуполномоченных лиц к базе данных.
5. Учетные записи об участниках азартных игр, внесенные в базу данных, подлежат хранению не менее 5 лет со дня их внесения в базу данных.
6. Обработка персональных данных участников азартных игр, содержащихся в базе данных, должна осуществляться с соблюдением требований Федерального закона «О персональных данных».
№ п/п | Фамилия, имя, отчество (при наличии) участника азартных игр | Данные документа, удостоверяющего личность (вид, серия и номер) | Дата внесения сведений об участнике азартной игры | Дата приема ставки, интерактивной ставки | Размер ставки, интерактивной ставки | Наименование официального спортивного соревнования (официальных спортивных соревнований) и дата его (даты их) проведения | Размер выигрыша | Дата выплаты выигрыша |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Примечания:
1. Информация в графы 1 — 4 вносится единожды при первичном оказании организатором азартной игры участнику азартной игры услуги по заключению основанного на риске соглашения о выигрыше (организации заключения основанных на риске соглашений о выигрыше).
2. Информация в графы 5 — 7 вносится отдельно по каждой ставке, интерактивной ставке, переданной участником азартной игры, при этом в каждую строку вносится только одно значение показателя.
3. Информация в графы 8 — 9 вносится в случае признания участника азартной игры выигравшим.
1. Организаторы азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах (далее — организаторы азартных игр) по запросу, подписанному руководителем (заместителем руководителя) территориального органа Федеральной налоговой службы по месту постановки на учет организатора азартных игр, представляют данные учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования (далее — данные учета).
2. Данные учета представляются по форме согласно приложению к Правилам ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2020 г. N 1221 «Об утверждении Правил ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования, и Правил представления в Федеральную налоговую службу данных учета в букмекерских конторах и тотализаторах участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования».
3. Период, за который представляются данные учета, определяется в запросе, указанном в пункте 1 настоящих Правил, и не может превышать одного года.
4. Данные учета представляются в течение 3 рабочих дней со дня получения организатором азартных игр запроса, указанного в пункте 1 настоящих Правил, в электронной форме с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в соответствии с требованиями Федерального закона «О персональных данных» посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
5. Совместимость данных учета, представляемых в форме электронного документа, обеспечивается за счет соблюдения следующих условий:
а) применение организаторами азартных игр средств усиленной квалифицированной электронной подписи;
б) представление данных учета в электронном виде в формате XLS или XLSX.
Правительство закрепило:
— правила ведения в букмекерских конторах и тотализаторах учета участников азартных игр, от которых принимаются ставки, интерактивные ставки на официальные спортивные соревнования;
— порядок представления в ФНС данных такого учета.
Организаторы азартных игр ведут базу данных, которая содержит ФИО участников игр, реквизиты их паспортов, размеры ставок и выигрышей, даты их приема и выплаты.
Учетные записи об участниках азартных игр, внесенные в базу данных, хранятся не менее 5 лет. Эти сведения представляются в налоговый орган по его запросу.
Постановление вступает в силу с 1 января 2021 г.
Букмекерские конторы разрешат с 2021 года
1. Настоящим Федеральным законом определяются правовые основы государственного регулирования деятельности по организации и проведению азартных игр на территории Российской Федерации и устанавливаются ограничения осуществления данной деятельности в целях защиты нравственности, прав и законных интересов граждан.
2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на деятельность по организации и проведению лотерей, а также на деятельность организаторов торговли, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об организованных торгах». (в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)
Правовое регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также может осуществляться принятыми в соответствии с настоящим Федеральным законом иными нормативными правовыми актами.
1. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляется путем:
1) установления порядка осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и соответствующих ограничений, обязательных требований к организаторам азартных игр, игорным заведениям, посетителям игорных заведений, игорных зон;
2) выделения территорий, предназначенных для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр, — игорных зон;
3) выдачи разрешений на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорных зонах;
4) выдачи лицензий на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах; (в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 270-ФЗ)
5) осуществления государственного надзора в области организации и проведения азартных игр, направленного на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр лицами, осуществляющими указанную деятельность. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
2. Государственное регулирование деятельности по организации и проведению азартных игр в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере организации и проведения азартных игр, иными федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации в пределах их компетенции, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление функций по управлению игорными зонами.
3. Проверка технического состояния игрового оборудования осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) азартная игра — основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры;
2) пари — азартная игра, при которой исход основанного на риске соглашения о выигрыше, заключаемого двумя или несколькими участниками пари между собой либо с организатором данного вида азартной игры, зависит от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет;
3) ставка — денежные средства, передаваемые участником азартной игры организатору азартной игры в наличной форме или с использованием платежных карт (за исключением денежных средств, передаваемых организатору азартных игр в соответствии с пунктом 3.1 настоящей статьи) и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными организатором азартной игры; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 222-ФЗ, от 31.07.2020 N 270-ФЗ)
3.1) интерактивная ставка — денежные средства, в том числе электронные денежные средства, передаваемые с использованием электронных средств платежа, в том числе посредством информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть «Интернет», а также средств связи, включая средства подвижной связи, центром учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор или тотализаторов организатору азартных игр в букмекерской конторе или тотализаторе по поручениям участников данных видов азартных игр и служащие условием участия в азартной игре в соответствии с правилами, установленными таким организатором азартных игр; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 222-ФЗ, от 03.07.2019 N 169-ФЗ)
4) выигрыш — денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры;
5) организатор азартной игры — юридическое лицо, осуществляющее деятельность по организации и проведению азартных игр;
6) деятельность по организации и проведению азартных игр — деятельность по оказанию услуг по заключению с участниками азартных игр основанных на риске соглашений о выигрыше или по организации заключения таких соглашений между двумя или несколькими участниками азартной игры; (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 198-ФЗ, от 31.07.2020 N 270-ФЗ)
7) игорная зона — часть территории Российской Федерации, которая предназначена для осуществления деятельности по организации и проведению азартных игр и границы которой установлены в соответствии с настоящим Федеральным законом;
8) разрешение на осуществление деятельности по организации и проведению азартных игр в игорной зоне — выдаваемый в соответствии с настоящим Федеральным законом документ, предоставляющий организатору азартных игр право осуществлять деятельность по организации и проведению азартных игр в одной игорной зоне без ограничения количества и вида игорных заведений;
Что происходит с букмекерами после выхода нового закона
1. Организаторами азартных игр могут выступать исключительно юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации.
1.1. Организаторами азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах могут выступать исключительно юридические лица, являющиеся членами саморегулируемой организации организаторов азартных игр в букмекерских конторах или саморегулируемой организации организаторов азартных игр в тотализаторах. (в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 222-ФЗ)
1.2. Часть утратила силу. (в ред. Федерального закона от 25.12.2018 N 479-ФЗ)
2. Не могут выступать организаторами азартных игр юридические лица, учредителями (участниками) которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или органы местного самоуправления, за исключением созданного в соответствии с указом Президента Российской Федерации акционерного общества, которое объединяет ипподромы Российской Федерации и одним из приоритетных направлений деятельности которого является развитие национальной коневодческой индустрии. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 222-ФЗ, от 20.07.2020 N 242-ФЗ)
2.1. Не может выступать организатором азартных игр юридическое лицо, учредителями (участниками), бенефициарными владельцами которого являются лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления. Понятие «бенефициарный владелец» используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном пунктом 8 статьи 6.1 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». (в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 242-ФЗ)
2.2. Учредителями (участниками) организатора азартных игр, лицами, оказывающими существенное (прямое или косвенное) влияние на решения органов управления такого организатора азартных игр, а также лицами (управляющими организациями), которым переданы полномочия единоличного исполнительного органа соответствующего организатора азартных игр, не могут являться юридические лица, зарегистрированные в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) и включенных в перечень, утвержденный Министерством финансов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 242-ФЗ)
2.3. Физические лица, являющиеся членами совета директоров (наблюдательного совета), членами коллегиального исполнительного органа, занимающие должности единоличного исполнительного органа организатора азартных игр, не должны иметь неснятую или непогашенную судимость за преступления в сфере экономики, преступления против государственной власти либо за умышленные преступления средней тяжести, тяжкие преступления, особо тяжкие преступления. (в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 242-ФЗ)
3. Организатор азартных игр обязан предоставлять сведения, необходимые для осуществления государственного надзора за соблюдением требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр. Состав и порядок предоставления таких сведений устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
Опасность для существующих букмекерских контор есть только в случае, если у участка, на котором они расположены, меняется вид разрешенного использования, считает адвокат бюро Forward Legal Дарья Шляпникова. В таком случае для размещения букмекерских контор надо обязательно добавить к видам использования земли соответствующий код. Если это не будет сделано, то правообладатель земли может получить штраф, указывает юрист. Например, в Москве это 1–3 тыс. руб. для граждан, 20–50 тыс. руб. для должностных лиц и 50–150 тыс. руб. для юрлиц. А если землей владеет муниципальное образование, то нарушение вида разрешенного использования земли может стать основанием для расторжения договора аренды. Таким образом, правообладатели земельных участков рискуют лишиться права аренды, заключает Шляпникова.
Однако если регион не приведет ПЗЗ в соответствие с новым классификатором, то нарушений при размещении букмекерских контор, по мнению юриста, не будет. Кроме того, по словам Шляпниковой, арендодатели, на территориях которых уже работают букмекерские конторы, могут не опасаться штрафов. Разрешенное использование участков, установленное до утверждения классификатора, признается законным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору, на действующие договоры аренды изменения не распространяются, успокаивает Шляпникова. Исключением из этого правила будут случаи, когда использование земли опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Но проведение азартных игр к таким исключениям не относится, уверена юрист.
Ассоциация букмекерских контор опасается, что в ближайшее время из-за изменений классификатора 98% всех существующих пунктов приема ставок подлежат закрытию. Бизнес-омбудсмен разделяет эти опасения.
Даже если регионы обновят ПЗЗ, большинство арендодателей, отмечает Титов в письме Орешкину, сразу перейдут в разряд правонарушителей: они позволили использовать свои участки не по целевому назначению, поскольку букмекер уже ведет свою деятельность, но она не соответствует новому коду.
Арендодатели должны будут расторгнуть договоры с букмекерами и получить новый код для своего участка, указывает Титов. По его мнению, не все владельцы земли захотят проходить эту бюрократическую процедуру (включение нового кода увеличивает кадастровую стоимость участка). Если участок был получен по итогам торгов, такие изменения невозможны в принципе.
Чтобы избежать возможного коллапса букмекерских контор, Титов предлагает Минэкономразвития внести поправки в приказ № 44 от 4 февраля 2019 года. По мнению бизнес-омбудсмена, до 2025 года деятельность на участке, где уже размещены букмекерские конторы, должна регулироваться только существующим законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр…», владельцы таких участков также должны получить право добавить новый код путем уведомления.
В первую очередь речь идет о нелегальных БК, не имеющих лицензии в России. Определить их очень просто, так как они не требуют прохождения процедуры идентификации личности после регистрации, позволяя сразу пополнять кошелек и приступать к ставкам.
Проблем у таких букмекеров две. Во-первых, они могут быть в любой момент заблокированы Роскомнадзором, как не имеющие права на работу в Россию, что периодически с ними и случается. Во-вторых, они не дают совершенно никаких гарантий своим клиентам, поэтому случаи отказа в выплатах, занижение лимитов по ставкам или просто блокировка без видимых оснований, весьма распространенная практика.
Такой вопрос часто можно услышать от новичков, только планирующих делать ставки на спорт, или делающих в них первые шаги. Не совсем так.
Сразу необходимо сказать, что выигрыши в легальных конторах облагаются налогом в размере 13%, как и любые другие доходы россиян. Для выигрышей менее 15 тысяч рублей гражданин должен самостоятельно декларировать доходы, уплачивая с них налог, в то время как для более крупных выигрышей контора удержит деньги автоматически. Она их перечислит в ФНС, но это будут деньги игрока, удержанные из суммы, назначенной на вывод. Таким образом, оплата НДФЛ осуществляется за счет средств игрока.