Реализация конвенции о правах детей 1989-2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Реализация конвенции о правах детей 1989-2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Конвенция о правах ребенка в стихах и картинках

Данная презентация может использоваться как на уроках, так и во внеурочное время, а также для показа родителям на родительских собраниях….

Конвенция о правах ребенка

Что люди могут делать и чего не могут? На что они имеют право и на что не имеют?…

Внеклассное мероприятие «Конвенция о правах ребенка»

Данный материал может быть использован при проведении мероприятия по гражданско-патриотическому мероприятию в начальных классах по теме «Конвенция о правах ребенка»…

Конвенция о правах ребенка

Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

Конвенция Организации Объединенных Наций (ООН) о правах ребёнка – международный документ государств-участников, который включает участие Российской Федерации. Участниками, кроме Российской Федерации, являются Святой Престол, Палестина и все члены ООН. Это все страны, кроме Сомали и Соединённых Штатов Америки.

Конвенция принята резолюцией Генеральной Ассамблеи 20 ноября 1989 года. Генеральная Ассамблея является одним из главных органов ООН, в которой члены имеют равное представительство. День 20 ноября стал всемирным Днём детей.

Конвенция касается особых потребностей и прав ребенка. Он требует, чтобы «страны, ратифицировавшие эту конвенцию, были связаны с ней международным правом». Ратифицирующие государства должны действовать в наилучших интересах ребенка.

Во всех юрисдикциях реализация Конвенции требует соблюдения законов об опеке над детьми и опекунстве, поскольку каждый ребенок имеет основные права, включая право на жизнь , свое имя и идентичность, право на воспитание родителями в семье или культурной группе и отношения с обоими родителями, даже если они разделены .

Конвенция обязывает государства разрешать родителям выполнять свои родительские обязанности. Конвенция также признает, что дети имеют право выражать свое мнение и на то, чтобы эти мнения были услышаны и в соответствии с ними принимались меры, когда это необходимо, на защиту от жестокого обращения или эксплуатации и на защиту их частной жизни . Это требует, чтобы их жизнь не подвергалась чрезмерному вмешательству.

Конвенция также обязывает подписавшие ее государства разделять юридическое представительство ребенка в любом судебном споре, касающемся их ухода, и просит, чтобы точка зрения ребенка была выслушана в таких случаях.

Конвенция запрещает смертную казнь для детей. В своем Замечании общего порядка № 8 (2006 г.) Комитет по правам ребенка заявил, что «все государства-участники обязаны незамедлительно принять меры для запрещения и отмены всех телесных наказаний и всех других жестоких или унижающих достоинство видов наказания детей». Статья 19 Конвенции гласит, что государства-участники должны «принимать все соответствующие законодательные, административные, социальные и образовательные меры для защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия», но не упоминает телесные наказания . Толкование Комитетом этого раздела как включающего запрет на телесные наказания было отклонено несколькими государствами-участниками Конвенции, включая Австралию , Канаду и Соединенное Королевство .

Европейский суд по правам человека сослался на Конвенцию при толковании Европейской конвенции о правах человека .

Значение Конвенции о правах ребёнка 1989 г. для механизма защиты прав ребёнка

Глобальные стандарты прав человека были оспорены на Всемирной конференции по правам человека в Вене (1993 г.), когда правительства ряда стран (в первую очередь Китая, Индонезии, Малайзии и Ирана) высказали серьезные возражения против идеи универсальных прав человека. Существуют нерешенные противоречия между «универсалистским» и «релятивистским» подходами к установлению стандартов и стратегий, направленных на предотвращение или преодоление злоупотреблений детской трудоспособностью.

По состоянию на 8 февраля 2021 года участниками договора являются 196 стран (некоторые с заявленными оговорками или толкованиями). Сюда входят все члены Организации Объединенных Наций, кроме Соединенных Штатов , а также Острова Кука , Ниуэ , Государство Палестина и Святой Престол . Южный Судан не подписал конвенцию; однако ратификация была завершена в январе 2015 года. Внутренняя ратификация Сомали завершилась в январе 2015 года, и в октябре 2015 года документ был сдан на хранение в ООН. 20 ноября 2014 года Тайвань включил Конвенцию во внутреннее законодательство и подписал документ о присоединении к КПР 16 мая 2016 г.

Все государства-правопреемники Чехословакии (Чешская Республика и Словакия) и Югославии (Босния и Герцеговина, Хорватия, Северная Македония, Черногория, Сербия, Словения) сделали заявления о правопреемстве по договору и в настоящее время применяют его.

Конвенция не применяется на территориях Токелау , Акротири и Декелиа , Гибралтара и Гернси . Тем не менее, правительство Гернси заявило о своем намерении продлить ратификацию Конвенции Великобританией к 2022 году.

Азербайджан ратифицировал Конвенцию о правах ребенка 21 июля 1992 года. Что касается ратификации Конвенции о правах ребенка, в Азербайджане президентом и Кабинетом министров было одобрено значительное количество законов, указов и постановлений. уделяя особое внимание развитию системы социальной защиты детей. В этой связи Милли Меджлисом ратифицировали Конвенцию № 182 Международной организации труда , т.е. Конвенцию об искоренении наихудших форм детского труда , Рекомендацию № 190 Международной организации труда и Гаагскую конвенцию об усыновлении. Парламент Азербайджана в 2004 году.

Существует обеспокоенность по поводу отправления правосудия в отношении несовершеннолетних в Азербайджане, в основном в отношении соблюдения статей 37, 39 и 40 Конвенции о правах ребенка, а также других соответствующих стандартов, таких как Пекинские правила, Эр-Риядские руководящие принципы, и Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы. Таким образом, международные организации помогли Азербайджану улучшить ситуацию в сфере ювенальной юстиции. К помилованию президента регулярно добавляются несовершеннолетние правонарушители.

Азербайджан наладил сотрудничество со многими международными организациями, особенно с ЮНИСЕФ, в области защиты детей. В 1993 году ЮНИСЕФ начал свою деятельность в Азербайджане. В 2005 году Азербайджан и ЮНИСЕФ подписали пятилетнюю страновую программу. Страновая программа на 2005-2009 годы была реализована в области защиты детей, здоровья и питания детей, образования детей и здоровья молодежи, а также их развития и участия. Кроме того, ЮНИСЕФ поддерживает Азербайджан в улучшении системы ювенальной юстиции, создании системы альтернативного ухода и повышении осведомленности молодежи о ВИЧ / СПИДе.

Канада подписала Конвенцию 28 мая 1990 года и ратифицировала ее в 1991 году. Уголовное законодательство Канады по делам несовершеннолетних претерпело серьезные изменения, в результате которых 1 апреля 2003 года вступил в силу Закон об уголовном правосудии по делам несовершеннолетних (YCJA). обязательства по Конвенции. Конвенция повлияла на административное решение по делу Бейкер против Канады (министр по делам гражданства и иммиграции) .

Конвенция о правах ребенка в России

Конвенция разделена на три содержательно различные части. К первой относятся статьи с 1-й по 41-ю, в которых определяются положенные детям права, а также обязанности государства относительно них. Принципы, устанавливаемые в этой части документа, идейно продолжают и развивают принципы, ранее поднятые в Декларации.

Вторая часть содержит указания по организации работы Комитета, определяет его обязанности и полномочия и устанавливает, что государство обязано проводить политику по популяризации принципов, определяемых соглашением, среди населения.

Третья часть содержит положения о процедуре принятия и ратификации соглашения, а также процедуре внесения поправок в текст документа.

Статьи 42-45 обязывают государство способствовать распространению принципов и положений Конвенции, а также указывают на необходимость создания Комитета. Они определяют процедуру организации, процесс проведения выборов и возможность выйти в отставку, права членов Комитета и их обязанности, а также полномочия, касающиеся разнообразных специализированных учреждений по уходу за детьми и детских фондов.

Доступность образования для несовершеннолетних определяется в статье 28. Согласно положениям статьи, возможность получения образования должен иметь каждый, а обязанность государства заключается в обеспечении равного доступа к образованию и возможности свободного получения необходимой информации.

Чтобы реализовать это, государство должно обеспечить доступность и обязательность начального и среднего образования, а также возможность получения высшего образования для всех в зависимости от проявляемых способностей.

Основные обязанности, связанные с воспитанием, обучением и развитием, государство передает родителям или законным представителям при посильной помощи государства, включая создание сети специализированных детских учреждений.

Принадлежность человека к определенной этнической или культурной группе должна учитываться в ходе его воспитания, которое должно быть ориентировано на развитие его талантов, способностей и качеств личности, а также на формирование уважения к правам человека и основным свободам, к национальным, политическим, культурным и историческим особенностям, и ценностям как своей страны, так и других государств.

Основные положения конвенции ООН по правам ребенкам

  • Блоги
  • Блоги по темам
  • Все авторы
  • Мой блог
  • Добавить запись в блог
  • Управление записями блога
  • Как создать блог?
  • Новости
  • видеозаписи
  • Фотогалереи
  • Онлайн-магазин публикаций
  • Бесплатная документация
  • Кампании
  • Схема проезда
  • Архивы
  • Архив веб-страниц
  • Ассоциация сотрудников
  • Административный суд
  • Электронные открытки
  • Доступность
  • Карта сайта

Зарегистрировав конвенцию в секретариате ООН в 1989 году, первыми ее подписали 20 стран, которые разрабатывали проекта статей. На ее основе был создан специализированный орган ООН по правам ребенка.

За прошедшие десятилетия к конвенции присоединились практически все страны и ряд международных организаций — всего 196 участников. Соединенные Штаты Америки конвенцию не ратифицировали.

Основные принципы конвенции о правах ребенка

Обеспечением соблюдения органами государственной власти положений международных договоров в Российской Федерации, согласно основному закону страны, занимается Конституционный Суд.

Относительно предоставления охраны прав несовершеннолетних на территории РФ, исходя из текстов Конвенции ООН, Конституции Российской Федерации, Семейного и Трудового Кодекса, и иных кодифицированных и специализированных законодательных актов, судом были сформулированы правовые позиции по нескольким актуальным сферам общественных отношений и институтам права:

В ходе подготовки к Международному дню ребенка в 1979 г. Польша инициировала разработку Конвенции о правах ребенка. Какой год шла работа над этим договором, и наконец 20 ноября 1989 г. Конвенция была подписана. Ее участниками стали 20 государств, все они состояли в ООН. Конвенция о правах ребенка вступила в силу 02.09.1990 г. В настоящее время в Конвенции участвуют все 193 члена ООН. Конвенция учреждает Комитет ООН — специальный орган, который контролирует соблюдение государствами положений Конвенции и реагирует на нарушение прав детей.

25 мая в Нью-Йорке к Конвенции о правах ребенка приняли 2 факультативных протокола. 1 документ касается проблемы участия детей в вооруженных столкновениях, а 2 — торговли детьми, детской проституции и порнографии. В 2011 г. был принят Факультативный протокол о процедуре сообщений, поступающих Комитету по правам ребенка. Государства берут на себя обязательства выполнять предписания не только Конвенции, но и дополнительных протоколов к ней.

Поскольку Конвенция создана на базе ООН, она развивает основные принципы этой организации, выраженные в ее Уставе. На Конвенции основывается деятельность специализированного учреждения ООН — Детского фонда (ЮНИСЕФ). Вариантами эмблемы к Конвенции о правах ребенка могут быть логотипы самой ООН и Детского фонда.

Сутью Конвенции о правах ребенка является в признании детей полноправной частью общества. Обеспечение прав ребенка сводится к выполнению 4 требований:

  • выживание ребенка предполагает оказание ему медицинской помощи и предоставление всего, что необходимо для нормальной жизнедеятельности;
  • развитие ребенка осуществляется с помощью образования, досуга и участия в общественной жизни;
  • защита ребенка означает предоставление ему помощи в неблагоприятных ситуациях (во время войны, в случае инвалидности, лишения родителей, вовлечения в преступную деятельность);
  • право на участие в общественной жизни (свобода мнения, совести, религии, доступ к культурному наследию, выбор языка).

Конвенция закрепляет 4 основных принципа:

  • недопущение дискриминации;
  • право ребенка на жизнь и достойное развитие;
  • уважение личности ребенка;
  • приоритет защиты интересов детей.

Конвенция о правах ребенка — это акт, устанавливающий определенные требования к государствам-участникам. Государство обязано создать условия для достойного воспитания детей и их подготовки к взрослой жизни. Конвенция устанавливает общие нормы, на основе которых государство выбирает механизмы защиты прав детей с учетом собственных культурных, политических, социальных особенностей.

Люди, которые должны обеспечивать защиту прав ребенка, — это родители, опекуны, попечители, государство. На них возлагаются следующие обязанности:

  • уважать мнение ребенка и поощрять его благие намерения;
  • соблюдать закон своей страны и правила международных договоров в области охраны прав детей;
  • обеспечить обучение в школе, колледже, вузе;
  • оснащать ребенка всем необходимым для жизни: едой, жильем, одеждой;
  • предоставить ребенку защиту;
  • играть с детьми, создать все условия для их развития.

Комитет ООН по правам ребенка был учрежден Конвенцией. Это специальный орган, который рассматривает сообщения о нарушениях прав ребенка. В него входят 10 человек из стран, состоящих в Конвенции о правах ребенка.

Комитет рассматривает поступающие сообщения, если они не анонимны. Он предлагает государству меры для исправления ситуации и запрашивает отчет. Если ситуация связана с торговлей детьми или вовлечением их на войну, Комитет проводит расследование. Он просит разрешения у государства, в котором произошло нарушение, на присутствие. По результатам расследования член комитета предлагает государству меры по устранению нарушения и контролирует их выполнение.

На данный момент Комитет может принимать сообщения о нарушении прав непосредственно от детей.

История создания Конвенции ООН и правах ребенка

Статьи 42-45 обязывают государство способствовать распространению принципов и положений Конвенции, а также указывают на необходимость создания Комитета.

Они определяют процедуру организации, процесс проведения выборов и возможность выйти в отставку, права членов Комитета и их обязанности, а также полномочия, касающиеся разнообразных специализированных учреждений по уходу за детьми и детских фондов.

Комитет по правам ребенка, который следит за соблюдением КПР, проводит расследования нарушений, контролирует исполнение распоряжений, располагается Женеве. Каждая страна, ставшая участницей Конвенции, должна один раз в 5 лет представить в Комитет доклад, в котором освещаются вопросы использования прав в данной стране, их нарушения, меры по исправлению положения для защиты прав детей.

В статьях 42-45 КПР установлены требования по представлению докладов странами, а так же о том, что:

  • участники Конвенции должны информировать население о правах детей;
  • утвердить состав Комитета по контролю над соблюдением и защитой детских прав;
  • предпринимать шаги по международному сотрудничеству в реализации КПР.

Вторая мировая война взбудоражила строй государства, и потребовала соответствующего законодательства в области прав человека. Свой вклад сделала и Организация Объединенных Наций. Они приняли ряд нужных законодательных бумаг, трактующих права человека. Утвержденные права составляли основу комфортного пребывания в пределах страны.

Определение 1

Конвенция защиты прав ребенка – это универсальный перечень специальных законов, открытый для свободного принятия всеми странами. Документ обеспечивает гарантии четкого соблюдения прав детей.

Этому вопросу уделялось особое внимание, из-за чего и был создан ЮНИСЕФ – детский фонд ООН. Дети являются объектом наибольшей защиты – это фрагмент Всеобщей декларации прав человека. Заявление было озвучено и принято Генеральной Ассамблеей в 1948 году.

Следующим этапом формирования законодательной базы по защите прав детей стал шаг ООН в 1959 году, когда был принят нормативный акт с перечнем принципов для обеспечения счастливого детства под названием Декларация прав ребенка. Это стало отличным подспорьем в продвижении охраны прав детей.

Но Декларацию на тот момент нельзя было признать совершенной, поэтому было ясно, что она требует тотальной доработки.

1979 год отпечатался в истории как Международный год ребенка. В этот период было проведено множество социальных мероприятий и рассмотрена предложенная правовая инициатива.

Решения принимались в кругу Комиссии по правам человека в контексте проекта польского профессора Адама Лопатки – Конвенции о правах ребенка.

В течении 10 лет собирались совещания среди представителей власти и различных социальных организаций, чтобы уделялось больше внимания разработке соответствующих документов.

После этапа проработки проекта, Конвенция была подписана 26 января 1990 года. Реакция на него была положительная, ведь в первый же день документ подписали представители 61 страны. Это дало повод утвердить его в срочном порядке. Этот важнейший элемент международного права полноценно действовал уже 2 сентября 1990 года.

Такой мощный законодательный прорыв стал поводом присоединения многих государств. Из-за чего к 1997 году участниками Конвенции стало 191 государство. Исходя из многих факторов истории принятия закона, 20 ноября было провозглашено ежегодным Днем прав ребенка.

Суть положения заключается в невозможности ребенком самостоятельно отстаивать собственные права из-за его физической и умственной незрелости. Ребенок – индивид, который является субъектом права, ему необходима охрана, забота и правовая защита.

Это распространяется на период до и после его рождения вплоть до достижения восемнадцатилетнего возраста. Это утверждено в статье под номером один. Последующая статья твердит, что государства Конвенции должны уважать и обеспечивать соблюдения прав детей.

Исключение всевозможных дискриминаций также входит в перечень. Это дискриминации по:

  • Расовому признаку
  • Половому признаку
  • Языковому признаку и др.

Конвенция предусматривает обеспечение интересов детей в лучшем виде. Это одна из основных задач, которая должна быть реализована. Лица, несущие ответственность за ребёнка по закону, также должны быть услышаны, их мнения и права должны быть учтены.

Одной из важнейших статей Конвенции является раздел под номером шесть, где указано, что каждый ребенок имеет право на жизнь, которое никто не может оспорить. За этим следует обеспечение его базовыми вещами для выживания и развития как личности. Таким образом происходит подготовка ко взрослой самостоятельной жизни в социуме.

Чтобы ребенок вырос сознательным человеком, должно быть обеспечено соблюдения прав не базовые вещи: от здравой семейной и школьной жизни, возможности своевременного лечения, права на жилье и др. Каждый в силах выбирать как и о чем ему думать, какую выбрать религию и т.д. Это подкреплено соответствующими статьями в законодательстве.

Соблюдены и гражданские права и свободы:

  • Право на имя и гражданство
  • Защиту личной и семейной жизни
  • Неприкосновенность жилища
  • Конфиденциальность
  • Защиту посягательств на честь и репутацию

Логичным является утверждение о том, что ребенок не может подвергаться жестоким способам наказания и проявлению насилия в любом виде.

Большая ответственность лежит и на семейном окружении. За родителями закрепляется право руководить ребенком, содержать его, нести ответственность за воспитание и развитие его как личности.

Статья 28 делает акцент на нобходимости образования, чтобы искоренять безграмотность и развивать новое молодое поколение. В этот аспект входит и профессиональная подготовка.

Право на любой творческий досуг, искусство, участие в мероприятиях также закреплено за каждым человеком в обязательном порядке.

Для выхода из чрезвычайных ситуаций действуют особые меры. Это относится к экономической эксплуатации, к незаконному употреблению наркотиков, к сексуальной эксплуатации, похищению, торговле и к прочим непредвиденным вещам.

Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.)

  • 1 История создания
  • 2 Основные положения Конвенции
    • 2.1 Первая часть Конвенции
    • 2.2 Вторая часть Конвенции
    • 2.3 Третья часть Конвенции
    • 2.4 Конвенция о праве ребёнка на образование и о воспитании детей
  • 3 Федеральное законодательство и подзаконные акты Российской Федерации в развитии Конвенции
  • 4 Литература
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки

Одним из первых шагов Генеральной Ассамблеи ООН по защите прав детей было образование в 1946 году Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Через два года, в 1948 году Генеральной Ассамблеей была принята Всеобщая декларация прав человека. В ее положениях и положениях Международных пактов 1966 года, касающихся прав человека, признается, что дети являются объектом особой защиты. Но первым актом ООН, касающимся прав детей, стала принятая Генеральной Ассамблеей в 1959 году Декларация прав ребенка, в которой были сформулированы десять принципов, определяющих действия всех, кто отвечает за осуществление всей полноты прав детей, и которая имела целью обеспечить им «счастливое детство». Декларация провозгласила, что «человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет», гарантировать детям пользование всеми правами и свободами на их благо и благо общества. К 20-летию принятия Декларации прав ребенка, ООН провозгласила 1979 год Международным годом ребенка. В ознаменование этого был выдвинут ряд правовых инициатив, в числе которых было предложение, сделанное в 1978 году Польшей, рассмотреть в Комиссии по правам человека ООН проект Конвенции о правах ребенка. Автором первоначального проекта был польский профессор-международник Адам Лопатка. Работа над текстом проекта Конвенции велась десять лет и завершилась в 1989 году, ровно через тридцать лет после принятия Декларации прав ребенка. Во время работы над Конвенцией и после ее принятия Генеральной Ассамблеей были организованы совещания, в которых участвовали организации, органы и специализированные учреждения ООН с целью привлечь внимание и распространить информацию о Конвенции, имеющей глобальное значение для осуществления прав человека — прав детей. Конвенция принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 года, 26 января 1990 года началось подписание Конвенции. Конвенция вступила в силу 2 сентября 1990 года после ратификации ее двадцатью государствами. На Венской конференции по правам человека в 1993 году было принято решение добиться того, чтобы к 1995 году Конвенция стала универсальной для всех государств. В настоящий момент 193 страны либо подписали этот документ, либо стали участниками Конвенции в результате ратификации или присоединения к ней. Только [США] и [Сомали] пока не присоединились к Конвенции (госсекретарь США Олбрайт от имени США в 1995 году подписала Конвенцию, но тогдашний Президент США Билл Клинтон не представил её для ратификации в Сенат). СССР ратифицировал данную Конвенцию (дата ратификации Верховным Советом СССР 13 июня 1990 года), Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 года. После ратификации тем или иным государством Конвенция приобретает на его территории статус закона, контроль за соблюдением которого осуществляет в государствах-участниках комитет в составе десяти экспертов. В 1996 году по инициативе Франции, день принятия Генеральной Ассамблеей ООН текста Конвенции, было решено ежегодно 20 ноября отмечать как День прав ребенка.

  • Статьи 1-4 определяют понятие «ребенок» и утверждают приоритетность интересов детей перед интересами общества.
  • Статьи 5-11 определяют такие важнейшие права детей, как право на жизнь, имя, гражданство, право знать своих родителей, право на работу родителей и на неразлучение, права и обязанности родителей по отношению к детям.
  • Статьи 12-17 излагают права детей на выражение своих взглядов, своего мнения, на свободу мысли, совести и религии, ассоциаций и мирных собраний, доступ ребенка к распространению информации.
  • Статьи 20-26 определяют перечень прав особых категорий детей, а также обязанности государства по защите и помощи таким детям.
  • Статьи 28-31 закрепляют права детей на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка, а также права на образование, отдых и досуг.
  • Статьи 32-36 устанавливают ответственность государства в защите прав детей от эксплуатации, от незаконного употребления наркотиков, похищения и торговли детьми.
  • Статьи 37-40 определяют права ребенка, попавшего в место заключения, а также права детей на охрану во время вооруженных конфликтов и войн.
  • Статьи 41-45 упоминают о способах информирования основных положений Конвенции и механизмах контроля за исполнением участниками Конвенции.
  • Статьи 46-54 указывают решение процедурно-правовых проблем соблюдения государствами положений Конвенции. В отличие от многих конвенций ООН, Конвенция о правах ребенка открыта для подписания всеми государствами, поэтому ее участником смог стать и не являющийся членом ООН Ватикан.

Новаторство Конвенции заключается прежде всего в том объеме прав, определенных для ребёнка. Некоторые из прав впервые были зафиксированы именно в Конвенции (см. статьи 12-17).

Конвенция в ст. 28 гарантирует детям бесплатное и обязательное начальное образование и требует от государств-членов ООН поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечение его доступности для всех детей и принятия необходимых мер, как введение бесплатного образования. Конвенция значительное место уделяет право на доступность высшего образования для всех на основе способностей каждого с помощью всех необходимых средств.

Неотъемлемую часть образования составляет воспитание. Так среди задач семейного воспитания Конвенция (ст.18) требует, чтобы «предпринимались все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка. Родители или в соответствующих случаях законные опекуны несут основную ответственность за воспитание и развитие ребенка. Наилучшие интересы ребенка являются предметом их основной заботы».

  • Ст.20 определяет задачи общественного воспитания детей (ухода за ними), лишившихся родителей. «Такой уход может включать, в частности, передачу на воспитание, усыновление или, в случае необходимости, помещение в соответствующие учреждения по уходу за детьми. При рассмотрении вариантов замены необходимо должным образом учитывать желательность преемственности воспитания ребенка и его этническое происхождение, религиозную и культурную принадлежность и родной язык».
  • Ст.21 Конвенции определяет права ребенка при усыновлении в другой стране: «усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным».
  • Принципиальной в обеспечении прав детей на воспитание является ст. 29 этого документа. Практически в ней регламентируются для стран-участниц приоритеты цели общественного воспитания:

a) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме; b) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединённых Наций; c) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной; d) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения; e) воспитание уважения к окружающей природе.

  • Права ребёнка
  • Воспитание
  • Детское общественное объединение
  • Международное право
  • Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод
  • Европейская социальная хартия (en)
  • Факультативный протокол к Конвенции о правах ребёнка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (2000)

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. 1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Изучение конвенции о правах ребенка

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. 1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.

1. Государства-участники обязуются уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя и семейные связи, как предусматривается законом, не допуская противозаконного вмешательства.2. Если ребенок незаконно лишается части или всех элементов своей индивидуальности, государства-участники обеспечивают ему необходимую помощь и защиту для скорейшего восстановления его индивидуальности.

Преамбула

Государства-участники настоящей Конвенции,

считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на Земле,

принимая во внимание, что народы Объединенных Наций подтвердили в Уставе свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и преисполнены решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

признавая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека2 и в Международных пактах о правах человека3 провозгласила и согласилась с тем, что каждый человек должен обладать всеми указанными в них правами и свободами без какого бы то ни было различия по таким признакам, как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные убеждения, национальное или социальное происхождение, имущественное положение, рождение или иные обстоятельства,

напоминая, что Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь,

убежденные в том, что семье как основной ячейке общества и естественной среде для роста и благополучия всех ее членов и особенно детей должны быть предоставлены необходимые защита и содействие, с тем чтобы она могла полностью возложить на себя обязанности в рамках общества,

признавая, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания,

считая, что ребенок должен быть полностью подготовлен к самостоятельной жизни в обществе и воспитан в духе идеалов, провозглашенных в Уставе Организации Объединенных Наций, и особенно в духе мира, достоинства, терпимости, свободы, равенства и солидарности,

принимая во внимание, что необходимость в такой особой защите ребенка была предусмотрена в Женевской Декларации прав ребенка 19244 года и Декларации прав ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей 20 ноября 1959 года, и признана во Всеобщей декларации прав человека, в Международном пакте о гражданских и политических правах (в частности, в статьях 23 и 24)3, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (в частности, в статье 10)3, а также в уставах и соответствующих документах специализированных учреждений и международных организаций, занимающихся вопросами благополучия детей,

принимая во внимание, что, как указано в Декларации прав ребенка, «ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения»,

ссылаясь на положения Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила»)7 и Декларации о защите женщин и детей в чрезвычайных обстоятельствах и в период вооруженных конфликтов,

признавая, что во всех странах мира есть дети, живущие в исключительно трудных условиях, и что такие дети нуждаются в особом внимании,

учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка

признавая важность международного сотрудничества для улучшения условий жизни детей в каждой стране, в частности в развивающихся странах,

согласились о нижеследующем:

ЧАСТЬ I

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2

1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.

2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Статья 3

1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными орга��ами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Статья 4

Конвенция ООН о правах ребенка

1. Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

2. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.

3. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Государства-участники принимают все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества.

Государства-участники уважают ответственность, права и обязанности родителей и в соответствующих случаях членов расширенной семьи или общины, как это предусмотрено местным обычаем, опекунов или других лиц, несущих по закону ответственность за ребенка, должным образом управлять и руководить ребенком в осуществлении им признанных настоящей Конвенцией прав и делать это в соответствии с развивающимися способностями ребенка.

1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

2. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.

1. Ребенок регистрируется сразу же после рождения и с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

2. Государства-участники обеспечивают осуществление этих прав в соответствии с их национальным законодательством и выполнение их обязательств согласно соответствующим международным документам в этой области, в частности, в случае, если бы иначе ребенок не имел гражданства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *