Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уровень жизни в белоруссии 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Жизнь в Беларуси в последнее время стала очень привлекательной для россиян. И цифра эта уже достигла нескольких тысяч. Наибольшей популярностью пользуются Минск, Витебск и Брест.
Россияне стремятся сюда за тишиной и спокойствием. Беларусь до сих пор живет по порядкам, установленным в советские времена, что делает практически невозможным открытие своего бизнеса. И все из-за развитой бюрократической системы и больших налогов.
Уровень заработков невысок. Любой средний госслужащий не зарабатывает и 500$ за месяц. Чиновник на высокой должности имеет зарплату в 1000 долларов. Врачи и учителя вообще зарабатывают копейки – 300 в месяц.
Тяжелый год: прогноз на 2021 год — доллар по 3,5 и средняя зарплата $400
Продукты в стране стоят приблизительно столько же, сколько и в России, а вот крыша над головой значительно дешевле. Однокомнатная квартира в столице в месяц будет стоить от 200 до 300 американских долларов (в зависимости от места расположения). В областном городе еще дешевле – от 130 до 200.
И стоит из России привезти с собой бытовую технику и электронику, потому что в Беларуси она стоит гораздо дороже.
Что касается общественного транспорта, то на любой проездной одна цена – 15$ за месяц. Маршрутное такси, если перевести на российские деньги, стоит примерно 15 рублей. За проезд одного километра таксисы берут 20. Только расстояния там намного меньше, чем в российской столице.
Повседневная жизнь белорусских жителей отличается особенной медлительностью. Особенно это заметно россиянам, приехавшим из Москвы. Неторопливость, размеренность и тишина присущи даже столице. Минские пробки не длятся дольше часа.
Зелень, деревья и парковые территории здесь в большом количестве. Очень радует качество продаваемых продуктов. В Беларуси невозможно встретить привычных россиянам сосисок из «бумаги», прокисшего молока и хлеба, покрывающегося плесенью на второй день. В стране существует жесткий контроль качества на пищевое производство.
– Несколько слов об итогах 2020-го и перспективах на 2021-й с точки зрения руководителей белорусских предприятий. Недавно компания SATIO опубликовала итоги исследования, в котором приняли участие представители 420 компаний разных размеров и форм собственности из разных отраслей и регионов Беларуси.
69% оценили текущее экономическое положение, как плохое, лишь 6% – как хорошее. Такого результата не было никогда за 20 лет!
Топ-менеджеры отметили, что главным фактором, воздействовавшим на экономику страны в 2020-м, стала не пандемия COVID-19 (23%), а политический кризис (39%). Руководители предприятий не верят, что в 2021 году кризис закончится: лишь 9% надеются, что в следующем году экономическая ситуация улучшится, тех же, кто уверен в обратном – 73%!
– так считают 49%. На втором месте – рыночные реформы (15%), на третьем – поддержка бизнеса, предоставление равных условий (14%).
Участники опроса отметили, что в случае разрешения политического кризиса экономика нормализуется не ранее, чем через полтора года – в 2022 году. Если этого не случится, то перспективы, по их мнению, крайне туманны. Почти половина компаний затруднились дать оценку, остальные чаще указывают 2024 и последующие года.
– Уходящее десятилетие можно оценить, как «потерянное» – в 2011-15 годах средние темпы роста ВВП составляли 1,2%, в 2016-2020 годах (если взять за основу прогноз Совмина на этот год как -0,8%) – лишь 0,7%. Что же нас ждет, согласно планам власти, в 2021-м?
Вот основные цифры:
— ВВП – 157,28 млрд рублей (+1,8%);- Дефицит бюджета – 4,0 млрд рублей (2,66% ВВП);- Инфляция – 5,5%;- Ставка рефинансирования – 7,75%;- Нефть – 40 долларов за баррель;- Импорт нефти из России – 18 млн. тонн;- Экспорт калийных удобрений – 9,96 млн тонн;- Обслуживание госдолга – 8 млрд рублей (погашение 4,9 млрд, выплата процентов – 3,1 млрд) Платежи в валюте – 3 млрд долларов.
Дефицит бюджета в 2,66% ВВП представляется (на фоне 3,6% этого года) крайне оптимистичной цифрой. Как и рост ВВП в номинале (157,3 млрд рублей), который возможен с учетом инфляции, а в долларовом выражении это будет совсем другая цифра. Источники этого роста, по планам, традиционны – рост доходов населения, инвестиции и успех государственных инвестиционно-инновационных программ.
Инфляция – это один из главных ориентиров для правительства, посему она и запланирована на таком уровне. Ставка рефинансирования останется практически неизменной (при том, что сейчас депозиты и кредиты никак не привязаны к ней, и ставки в разы выше).
Впечатляет размер госдолга и суммы, которые будут потрачены на его погашение. Его внушительная валютная часть – это фактор, оказывающий влияние на курс и сдерживающий белорусские власти от инфляционного кредитования реального сектора.
Как только «включится печатный станок», платежи в валюте относительно доли в ВВП резко увеличатся. Кстати, за 10 месяцев 2020-го госдолг вырос на 13,1 млрд рублей (29,3%), до 57,9 млрд. Это гигантский рост!
а судя по основным документам, подготовленным властями, никаких изменений не предвидится.
Бюджет (госорганы+ФСЗН) в 2017 году был 26,3 млрд долларов, в этом году будет порядка 20-21 млрд. В следующем, с учетом курса доллара, инфляции и состояния коммерческих организаций, составит 16-18 млрд долларов. Это кризисное пороговое значение, ниже которого опустится сложно, потому что начнутся очень серьезные проблемы с обязательствами органов власти.
Инфляция, на мой взгляд, будет выше, чем в этом году. Может быть, в два раза. Этот прогноз я делаю с учетом того, что Нацбанку в 2021 году такую же жесткую денежно-кредитную политику сохранить не дадут. Возможны и кадровые перестановки, и увеличение количества денег, которые будут направлены в экономику с помощью разных инструментов.
Что касается падающих доходов (средняя зарплата и пенсия в 2019 году были 521 и 206 долларов, в этом пока 495 и 178 соответственно), то к концу 2021 года они еще больше сократятся.
Не все результаты совпали с нашими прогнозами. Рост ВВП, экспорта, инвестиций оказался значительно ниже запланированного. Но на это есть объективные причины. Неблагоприятные внешние факторы не могли не затронуть нашу открытую экономику. В то же время благодаря принятому Главой государства решению не останавливать производства удалось заметно смягчить последствия эпидемии для предприятий и в целом для экономики. Ее снижение оказалось меньше, чем у наших основных партнеров.
Вместе с тем страна по-прежнему сильно зависима от внешних рынков, в первую очередь от поставок углеводородного сырья.
Высокая долговая нагрузка, отсутствие оборотных средств у предприятий не позволили провести в полном объеме их техническое перевооружение. Как следствие, сегодня мы отстаем от стран ЕС по уровню производительности труда, прежде всего в государственном секторе экономики.
Нам не в полной мере удалось создать развитый финансовый рынок и привлечь в экономику «длинные» деньги на инвестиционные цели, сформировать полноценную конкурентную среду. По-прежнему сохраняется неравный доступ к финансовым ресурсам для крупного бизнеса и МСП.
Продолжают сохраняться бюрократизм и волокита в принятии решений на местах. Недостаточно развиваются институты для быстрого получения гражданами и юридическими лицами качественных административных процедур.
Не решен вопрос сокращения документооборота и отчетности.
Не в полной мере заработала система оценки последствий принятия нормативных правовых актов на бизнес.
Среди социальных проблем — уменьшение демографического потенциала и постарение населения. Наблюдается межрегиональная диспропорция по уровню доходов. Недостаточно развита социальная инфраструктура, особенно в сельской местности.
На решение обозначенных проблем, создание комфортных условий жизни и работы на белорусской земле будет направлена деятельность государства в новом пятилетии.
На ведущих предприятиях страны, в том числе с привлечением потенциала малого и среднего бизнеса, планируется реализация проектов по освоению производства более 260 новых видов импортозамещающей продукции, из них порядка 25 принципиально новых для республики: электрогрузовиков, карьерных самосвалов на аккумуляторных батареях, роботов-челноков без кабины, электросамокатов и электровелосипедов, аминокислот, противоопухолевых средств и других. В качестве стимулирующих мер будет внедрен механизм заключения специального инвестиционного договора, предполагающего возможность гарантированных продаж продукции на внутреннем рынке. Созданию новых энергоемких производств, в том числе импортозамещающих, будет способствовать введение специальных тарифов на электроэнергию.
Для формирования комплексного экспортно-импортного сопровождения белорусских производителей, повышения эффективности финансовых и нефинансовых инструментов, оптимизации доступа к механизмам поддержки планируется создать экспортно-импортное агентство.
Предусматривается повысить доступность, а также максимально упростить и обеспечить гибкость процедур предоставления финансовых инструментов (кредитование, лизинг, страхование). Планируется расширить перечень задействованных банков, страховых и финансовых организаций и сократить срок принятия решений. Появятся дополнительные меры частичной компенсации расходов экспортеров.
Действенным инструментом станет расширение перечня нефинансовых механизмов поддержки экспорта. Экспортерам будет оказываться содействие в выходе на международные площадки электронной торговли, участии в международных специализированных выставках, разработке дизайна продукции, создании и продвижении новых брендов.
Предстоит организовать системную работу по сертификации белорусской продукции за рубежом на соответствие техническим и экологическим нормам, стандартам в области качества и безопасности, содействию в получении права на поставку сельскохозяйственных и продовольственных товаров на рынки ЕС, КНР и других стран.
Планируется создать многоязычную цифровую экспортную площадку белорусских товаров с широким охватом участников и иностранных пользователей. Будет продолжена оптимизация товаропроводящей, логистической и сервисной сети белорусских экспортеров.
Политика государства будет нацелена на укрепление и расширение внешнеэкономических связей с государствами — партнерами по Союзному государству, СНГ, ЕАЭС, повышение вклада интеграционных процессов в экономический рост.
Главный вектор — углубление двусторонней интеграции с Российской Федерацией на основе положений Договора о создании Союзного государства с соблюдением национальных интересов. Эффективными инструментами выступят совместные программы действий по конкретным сферам деятельности.
В рамках ЕАЭС приоритетом станет создание полноформатного экономического союза, обеспечивающего свободу передвижения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы без барьеров, изъятий и ограничений.
Важно реализовать на практике согласованную макроэкономическую, промышленную, сельскохозяйственную, транспортную политику и скоординированную энергетическую политику.
Активизируется работа по созданию совместных производств, в том числе импортозамещающих. Предполагается сформировать новые кооперационные связи, что поможет продвижению производимых товаров и услуг на рынки третьих стран.
Этому будет способствовать реализация Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 года.
Предстоит создать единый рынок услуг и общий финансовый рынок, включая общее платежное пространство и использование национальных валют во взаимных расчетах. Не менее важно сформировать единое цифровое пространство.
Беларусь продолжит наращивать всестороннее сотрудничество с Китаем как стратегическим партнером, углублять взаимодействие через сопряжение стратегий социально-экономического развития, развивать торгово-экономические, финансовые, инвестиционные, научно-технические, гуманитарные и иные связи, укреплять позиции в качестве наиболее значимой узловой платформы нового Шелкового пути в евразийском регионе.
В рамках СНГ особое внимание будет уделено развитию зоны свободной торговли, в том числе за счет новых направлений (торговля услугами, инвестиции, госзакупки, промышленная кооперация, цифровизация и т.д.).
Это позволит достигнуть более 50 млрд долларов США экспорта товаров и услуг в 2025 году, диверсифицировать его структуру, повысив уровень ее «сложности», сохранить сбалансированность внешнеторговых потоков и в конечном итоге увеличить вклад внешнего спроса в рост экономики.
Уровень жизни в Белоруссии: зарплаты, цены на товары и жилье
С нового 2021 года в нашей стране вырастет месячная минимальная заработная плата.
Она составит 400 рублей для всех занятых в экономике граждан.
С 1 января базовая ставка вырастет на 10 рублей – со 185 до 195 рублей.
Соответственно, у бюджетников вырастет зарплата.
Стоит отметить, что в будущем году правительство берет ориентир на социальную направленность бюджета – 38 % от всего бюджета будет затрачено на оплату труда.
В Беларуси отменят дорожный сбор, а взамен введут транспортный налог.
Его будут платить все владельцы транспортных средств. Под исключение попадают автомобили старше 1992 года.
Отмечается, что пенсионерам и инвалидам предоставят скидки – 50 % и 25 % соответственно.
Сумма транспортного налога будет на четверть меньше, чем сумма дорожного сбора.
Министерство финансов утвердило повышение тарифов ЖКУ в 2021 году.
Тарифы вырастут дважды за год – первое повышение ожидается 1 января, второе – 1 июня.
Рост цен составит порядка 5 долларов в расчете на типовую двухкомнатную квартиру и трех проживающих в ней.
«Трансформация неизбежна». Что ждет белорусскую политику в 2021 году
Это значит, что белорусам нужно будет отработать 18 лет вместо 17,5, чтобы претендовать на трудовую пенсию. К 2025 году страховой стаж составит 20 лет.
Напомним, страховой стаж – это период, в течение которого работодатель вносит в ФСЗ взносы за своего работника.
В 2021 году белоруски смогут сделать бесплатное ЭКО.
Для этого нужно обратиться в РНПЦ «Мать и дитя», 2-й роддом в Минске или Гомельский областной диагностический медико-генетический центр с консультацией «Брак и семья».
К слову, такое право предоставляют только замужним женщинам не старше 40 лет. Бесплатно можно осуществить только одну попытку.
С первого дня 2021 года пенсионный возраст повысили еще на полгода. Белорусские женщины будут выходить на пенсию с 57,5 года, а мужчины — с 62,5 года.
Вырос и минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии. Теперь для этого необходимо 18 лет осуществлять выплаты в Фонд социальной защиты населения. Если страхового стажа не хватает, то вместо трудовой пенсии будет начисляться социальная, которая сейчас составляет всего 129 рублей.
Базовую величину в Беларуси официально подняли с 27 до 29 рублей. Такая мера предусмотрена постановлением Совета министров от 30 декабря 2020 года №783. От базовой величины зависят размеры некоторых налогов и сборов, штрафов, пособий, стипендий, других выплат, в том числе пособий по безработице.
Так, минимальное пособие для официальных безработных вырастет до 29 рублей, максимальное — до 87. А штраф в размере популярных 30 базовых будет составлять не привычные 810 рублей, а 870. А как вырастут штрафы за нарушение ПДД, подробно можно прочитать здесь.
Рейтинг стран мира по уровню жизни 2021
1 января 2021 года истек срок действия пункта 1.5 президентского указа № 493 «О развитии безналичных платежей» от 16.10.2014. Это означает, что частичной отмены подоходного налога на кешбэк больше нет. В 2017-м указ продлевался до 1 января 2021 года, а пока — тишина. В Нацбанке сообщили Onliner, что безналичная система по-прежнему нуждается в стимулировании роста, поэтому проект указа, где в том числе прописана льгота по налогообложению кешбэка, находится в правительстве. Но точные сроки подписания неизвестны, поэтому ряд банков — в основном негосударственных — объявил, что кешбэк будет выплачиваться за вычетом подоходного налога.
«В соответствии с окончанием срока действия п. 1.5 Указа президента №493 „О развитии безналичных платежей“ от 16.10.2014, манибэк с 1 января 2021 года (включая манибэк за декабрь) будет выплачен за вычетом подоходного налога», — одним из первых сообщил «Альфа Банк».
В Беларуси с Нового года введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как прежде, а к факту наличия авто. Получается, даже если ваше авто годами стоит в гараже, оно требует оплаты налога. Исключения составят электромобили, угнанные машины, а также выпущенные до 1991 года включительно. При этом сумма такого налога стала ниже, чем оплата госпошлины: максимум 87 рублей. Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства.
Стоимость 1 кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС) — 39 копеек, на станциях переменного тока (медленные) — 29 копеек. Оплатить заряд можно помощью мобильного приложения Malanka. Получается, что электротопливо в нашей стране стоит втрое меньше бензина. Зарядка электрокара на 100 километров обойдется электромобилистам порядка 6 рублей в зависимости от типа заряда. Автомобиль с ДВС потратит на преодоление такого же расстояния около 10 литров топлива, что составит 18—20 рублей.
До 1 января максимальная ставка подоходного налога для одной комнаты в Минске составляла 32,5 рубля, но с Нового года выросла до 34,3 рубля. Все благодаря освеженному Налоговому кодексу. Это значит, что за каждую комнату, сдаваемую в центре Минска, арендодатель ежемесячно будет платить 34,3 рубля в казну. Ставки налога для более удаленных от центра квартир будут ниже, их вскоре установит городской совет депутатов.
Изменились ставки подоходного налога и для других городов Беларуси, а также прочих объектов недвижимости: гаражей, машино-мест, нежилых помещений.
В 1990-е гг. Белоруссия не испытала такого сокрушительного падения уровня жизни, как Россия. На душу населения валовой внутренний продукт наших стран (ВВП) 20 лет назад был почти одинаковым. Но с тех пор многое изменилось, и в 2019 г., по оценке Всемирного банка, у РФ он был на 32% выше (29,18 тыс. долл. против 19,94 тыс. долл. у РБ). Ниже сегодня и доходы белорусских граждан (см. инфографику).
В новом рейтинге человеческого развития Беларусь сдала три позиции
«У России и Белоруссии, по сути, одна экономика, – считает Колташов. – И это двуединство выгодно, потому что наши предприятия не дублируют, а дополняют друг друга. Мы поставляем соседу энергоресурсы, сырьё, оборудование. А в ответ получаем большегрузные самосвалы, колёсные тракторы, тягачи, которые не производятся в нашей стране. Но при этом зависимость Белоруссии от торговли с Россией выше».
Сравните сами: в последние три года на Россию приходится от 38 до 44% годового товарного экспорта Белоруссии и 56–59% её товарного импорта. В российских закупках за рубежом доля БР составляет 5%, в поставках товаров за рубеж – примерно столько же. То есть Россия – основной внешнеторговый партнёр Белоруссии, а РБ – важный, но не ключевой внешнеторговый партнёр РФ.
В такой ситуации белорусская экономика движется вслед за российской. Начался в 2014 г. кризис в России – и покатился вниз ВВП Белоруссии. Снизился этой весной курс российского рубля – и вместе с ним белорусского. Но текущая девальвация в нашей стране – третья с 2008 г., а в Белоруссии – уже шестая. За это время наш рубль упал к доллару в 3 раза, а белорусский – в 11 раз! В РФ за последние 30 лет лишь один раз проводили деноминацию, убрав с банкнот три нуля. А в РБ деноминаций было уже три, и масштаб цен в совокупности уменьшился в 100 млн раз! Так что пусть никого не смущает, что по официальному курсу за один доллар надо отдать сегодня только 2,5 белорусских рубля и больше 70 российских. На самом деле наша валюта куда крепче, как и вся экономика. И это даже без учёта того всплеска паники на наличном валютном рынке, который наблюдается в Белоруссии в последние дни.
«Администрация Александра Лукашенко многие годы лавировала, используя мировые политические противоречия и провалы в экономиках других стран. Например, после 2014 г. она взяла на себя роль транзитёра украинских товаров в Россию. А деградация украинской промышленности позволяет Минску увеличивать поставки своей продукции Киеву. Но такая модель развития достигла своих пределов. И это экономическая причина политического кризиса, в котором Белоруссия оказалась сегодня, – говорит Василий Колташов. – Россия в последние годы стала более прагматичной. Сделав ставку на импортозамещение, мы начали отказываться от покупки в других странах товаров, которые можем выпускать сами, в том числе и от белорусских. Мы стали жёстче себя вести на переговорах о поставках в Белоруссию газа и выделении новых кредитов. В ответ Лукашенко начал искать поддержки на Западе, надеясь, что там примут белорусскую экономику в том виде, в котором она есть. Но это самообман.
Нужно было, наоборот, укреплять интеграцию с Россией, снимая ограничения, которых немало установлено с белорусской стороны. Нужно было дать белорусам возможность свободнее пробовать себя в разных сферах бизнеса и больше зарабатывать, чтобы попасть в то общество потребления, которое они видят в других странах. Люди в Белоруссии хотят не просто работать за стабильную зарплату, но, скажем, ездить в отпуск на море. В наших крупных городах отдых в Турции и Крыму – обычное дело, а в Минске и Гродно – нет. Такие настроения неизбежно ведут к экономическим реформам. Они могут быть разными, но они Белоруссии необходимы».
Согласно социологическому опросу, проводившемуся в начале 2016 года, всего 15,7% местного населения довольны своим уровнем жизни. Среди положительных факторов, большинство белорусов отметили материальную стабильность и возможности для самореализации, а вот социальная сфера получила наихудшие оценки. По данным за 2021 год, к среднему классу можно отнести третью часть всех жителей государства.
Сегодня ситуация в державе меняется не в лучшую сторону, обусловлено это экономическим кризисом, из-за которого в стране существенно ослабла местная валюта. Поэтому, по прогнозам экспертов, уровень жизни в Белоруссии будет постепенно снижаться. А это в свою очередь приведет к уменьшению среднего класса.
Граждане РФ охотно посещают эту державу. Это обусловлено такими факторами:
- большое количество достопримечательностей, особенно связанных с Великой Отечественной войной;
- размеренный образ жизни, тишина и спокойствие;
- не конфликтность местных граждан;
- низкие цены на продукты и прочие товары;
- относительно дешевая недвижимость (по российским меркам);
- безвизовый режим.
Многие жители городов, в последнее время стараются перебраться в деревню, такая тенденция объясняется президентской программой по возрождению села. В рамках последней, строится множество качественных кирпичных домов, которые колхозники получают бесплатно, а через 10 лет проживания в них и работе в колхозе, становятся полноправными хозяевами. К тому же работы в колхозах предостаточно, а оплата его вполне приемлемая по белорусским расценкам.
Например, тракторист или доярка в среднем получают на руки сумму равную в переводе на американские деньги 200 — 300 долларов. А вот цены на товары в Белоруссии в 2021 году заметно выросли. Но в деревне эта разница не так заметна, особенно это касается продуктов питания. Зарплата педагога в селе в 1,5 раза больше чем в городе. Такие преимущества уже успели оценить многие переселенцы.Для эмиграции в эту страну больше всего подходит деревня.
Первые десять мест в рейтинге человеческого развития заняли Норвегия, Ирландия, Швейцария, Гонконг, Исландия, Германия, Швеция, Австралия и Нидерланды.
Замыкают рейтинг неблагополучные государства с самым низким уровнем развития. Все страны последней десятки расположены в Африке: Нигер, Центрально-Африканская Республика (ЦАР), Чад, Южный Судан, Бурунди, Мали, Сьерра-Леоне, Буркина-Фасо, Мозамбик, Эритрея.
Индекс человеческого развития (ИЧР) — это комбинированный показатель, характеризующий развитие человека в странах и регионах мира. Он ежегодно рассчитывается экспертами Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе, наряду с аналитическими разработками, статистические данные национальных институтов и международных организаций
Индекс человеческого развития представляет собой комплексный показатель уровня жизни человека в той или иной стране, поэтому иногда его используют в качестве синонима таких понятий, как «качество жизни» или «уровень жизни» по трем основным направлениям:
— Индекс ожидаемой продолжительности жизни: здоровье и долголетие, измеряемые показателем средней ожидаемой продолжительности жизни при рождении.
— Индекс образования: доступ к образованию, измеряемый средней ожидаемой продолжительностью обучения детей школьного возраста и средней продолжительностью обучения взрослого населения.
— Индекс валового национального дохода: достойный уровень жизни, измеряемый величиной валового национального дохода (ВНД) на душу населения в долларах США по паритету покупательной способности (ППС).
Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1, среднее геометрическое которых представляет собой совокупный показатель ИЧР в диапазоне от 0 до 1. Затем государства ранжируются на основе этого показателя и разделяются по четырем категориям:
Страны с очень высоким уровнем ИЧР (более 0.9).
Страны с высоким уровнем ИЧР (от 0.8 до 0.9).
Страны со средним уровнем ИЧР (от 0.5 до 0.8).
Потребительская корзина в России, Белоруссии и на Украине складывается из продовольственных и непродовольственных товаров. В продуктовую корзину входят хлеб, картофель, овощи, фрукты, сахар, кондитерские изделия, соль, мясо, рыба, молочные продукты, яйца, масло, чай, специи.
В России из 12 130 рублей прожиточного минимума примерно 50% расходуется на питание в месяц — 6065 рублей. В Белоруссии — 48,5%, при том что минимальный потребительский бюджет составляет 14 401 рубль. На Украине продовольственная корзина — 42,1% от минимального размера оплаты труда, то есть от 12 563 рублей.
Новый БПМ в среднем на душу населения с 1 февраля будет равен 262,87 рубля.
Это на 4,76 рубля (1,8%) больше, чем старый норматив, который действовал с 1 ноября 2020 года.
БПМ также устанавливается по основным социально-демографическим группам.
Для трудоспособного населения он утвержден в размере 290,71 рубля (рост на 5,03 рубля), для пенсионеров — 199,17 рубля (рост на 4,02 рубля), студентов — 252,94 рубля (рост на 4,34 рубля).
Для детей в возрасте до трех лет БПМ составит 168,46 рубля (рост на 3,28 рубля), от 3 до 6 лет — 232,93 рубля (рост на 4,08 рубля), от 6 до 18 лет — 283,65 рубля (рост на 5,49 рубля).
С 1 февраля МПБ на одного члена семьи из четырех человек в расчете на один месяц составит 427,77 рубля.
Это на 7,99 рубля (на 1,9%) больше, чем старый норматив, который действовал с 1 ноября 2020 года.
Кроме того, установлены среднедушевые МПБ молодой семьи из трех человек — 458,73 рубля (рост на 8,3 рубля), трудоспособного населения — 541,26 рубля (рост на 12,96 рубля), пенсионеров — 422,62 рубля (рост на 12,52 рубля).
Для детей в возрасте до трех лет МПБ составит 358,80 рубля (рост на 6,25 рубля), от 3 до 6 лет — 454,53 рубля (рост на 6,39 рубля), от 6 до 18 лет — 465,65 рубля (рост на 8,16 рубля).
Прогноз социально-экономического развития на 2021 год утвержден в Беларуси
Размеры госпособий семьям, которые воспитывают детей, тоже вырастут в связи с увеличением БПМ — на 1,8%.
Так, единовременное пособие при рождении первого ребенка составит 10 БПМ, или 2628,7 рубля (рост на 47,6 рубля), при рождении второго и последующих детей — 14 БПМ, или 3680,18 рубля (рост на 66,64 рубля).
Единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в госорганизациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, равно 100% БПМ, или 262,87 рубля (рост на 4,76 рубля).
Пособие семьям в период воспитания ребенка в возрасте до трех лет (ежемесячное) равно 50% БПМ, или 131,43 рубля (рост на 2,37 рубля).
Ежемесячное пособие семьям на детей старше трех лет из отдельных категорий семей, определяемых законодательством: на ребенка-инвалида — 70% БПМ, или 184,01 рубля (рост на 3,33 рубля), на других детей в семье — 50% БПМ, или 131,43 рубля (рост на 2,37 рубля).
Новые размеры выплат будут действовать по 30 апреля 2021 года.
Обо всех повышениях можно узнать из нового перечня на сайте Минтруда.
В феврале также выросли ежемесячные пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет.
Эти пособия в Беларуси пересчитывают дважды в год (с 1 февраля и с 1 августа) в связи с ростом среднемесячной заработной платы за предшествующий квартал.
Так, размер пособия на первого ребенка составит 472,92 рубля (рост на 45,08 рубля), на второго и последующих детей — 540,48 рубля (рост на 51,52 рубля), на ребенка-инвалида — 608,04 рубля (рост на 57,96 рубля).
Новые размеры выплат будут действовать по 31 июля 2021 года.
Перерасчет сделан в связи с изменением БПМ. Все эти выплаты, как и другие, увеличиваются соразмерно росту БПМ на 1,8%.
Социальные пенсии назначаются, если гражданин по каким-либо причинам не получает трудовую пенсию.
Справка. Социальная пенсия инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, равна 110% БПМ, инвалидам с детства II группы — 95%, инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца — 85%, инвалидам III группы — 75%, лицам в возрасте старше общеустановленного пенсионного возраста — 50% БПМ.
Детям-инвалидам до 18 лет при степени утраты здоровья: первой группы — 80% БПМ, второй — 85%, третьей — 95%, четвертой — 110%.
Минимальная пенсия по возрасту (без учета доплаты в 20% от средней зарплаты) составляет 25% БПМ.
Так, с 1 февраля социальные пенсии увеличатся для:
- инвалидов I группы, в том числе инвалидов с детства — до 289,16 рубля (рост на 5,24 рубля по сравнению с ноябрем 2020 года);
- инвалидов с детства II группы — 249,73 рубля (рост на 4,53 рубля);
- инвалидов II группы (кроме инвалидов с детства), детей в случае потери кормильца на каждого ребенка — 223,44 рубля (рост на 4,05 рубля);
- инвалидов III группы — 197,15 рубля (рост на 3,57 рубля);
- лиц старше пенсионного возраста — 131,44 рубля (рост на 2,38 рубля);
- детей-инвалидов в возрасте до 18 лет при различной степени утраты здоровья — от 210,3 до 289,16 рубля (рост на 3,81–5,24 рубля).
В том числе теперь социальная пенсия назначается достигшим 60 лет матерям и 65 лет отцам, которые не менее 20 лет ухаживали за детьми-инвалидами, имевшими III или IV степени утраты здоровья и признанными впоследствии инвалидами с детства I группы.
С 1 февраля размер социальной пенсии для таких родителей составит 258,92 рубля.
На начало 2020 года только 15,7 процента населения страны дают своей жизни благополучную оценку. Самые высокие показатели приходятся на самореализацию и материальную стабильность. Социальному окружению и физическому состоянию достались самые низкие оценки жителей страны.
Средний класс на начало 2020 года составил примерно 37 процентов. И есть тенденция снижения этой цифры к концу года. Типичный представитель этого класса – белорус от 40 до 60 лет, живущий в столице или области, располагает собственной жилплощадью со всеми доступными коммунальными услугами и автомобилем.
Для населения среднего уровня достатка в 2020 году покупка недвижимого имущества является выгодным вложением денежных средств.
Среднестатистическому гражданину Беларуси нет необходимости копить деньги, чтобы приобрести какой-либо товар – холодильник, стиральную машинку, телевизор или что-то подобное. Из-за значительного ослабления белорусской валюты в 2020 году, вполне возможно, что уровень жизни пойдет вниз и средний класс заметно поредеет.
Принято считать, что медицинское обслуживание в Беларуси качественное, бесплатное и отсутствует коррупция.
В какой-то степени это правда, но не все так идеально:
- Коррупция существует, но не в обычном понимании – медперсонал просто принимает подарки от своих клиентов. Причем это непросто сделать – напрямую нельзя, надо найти через кого отблагодарить.
- Из-за высоких правительственных планов по платным услугам, медики в 2020 году будут стараться эти планы выполнить, «впаривая» населению различные процедуры. В этом случае тяжелее всех иностранцу, попавшему на прием – отказаться практически нереально.
- Белорусские аптеки в основном торгуют препаратами своего производства, качество которых оставляет желать лучшего.
А найти место журналисту, маркетологу или дизайнеру вообще не представляется возможным. Культурный уровень оставляет желать лучшего – 80-е года прошлого века, остаются неизменными, и по сей день.
На 1 октября 2018 года в Белоруссии проживало 9 500 999 человек. Ежегодно численность населения растёт в среднем на 0,2%.
Такая динамика определяется двумя факторами:
- превышение числа умерших над количеством родившихся. Например, в 2018 родилось 87 121 человек, а умерло 105 407;
- миграция населения. Приезжает в страну немного больше людей, чем уезжает из неё. За счёт этого и происходит рост.
По мнению демографов, при сохранении этой тенденции через 100 лет в Белоруссии останется всего 5,7 миллиона человек.
Что меняется в Беларуси с 1 февраля
Местные производители предлагают продукцию способную конкурировать с импортными товарами.
Например, цена на пиво от белорусских фирм будет составлять 1,91 BYN за 0,5 л. А за такую же по объему банку пива, ввезенного в страну, надо заплатить 3,52 BYN. Для сравнения бутылка вина объемом 0,75 л будет стоить 11,50 BYN.
150 BYN — такова в среднем стоимость и фирменных кроссовок Nike, и пары джинс Levis. Купить товары, произведенные в стране, можно по умеренным ценам.
В некоторые дни на них могут быть еще и скидки около 10-20%, если указана большая цифра, то это не соответствует реальному положению вещей. Так как мониторинг государством цен очень строг.
Если следить за акциями, то можно в дни выставок-продаж, ярмарок или дней качества приобрести качественные товары по сниженной стоимости.
Известным белорусским производителем обуви является фирма Marko. Цены на ее продукцию колеблются в пределах от 90 до 250 BYN и зависят от модели.
Ее стоимость может отличаться в зависимости от фирмы производителя, его параметров и затрат на транспортировку.
Эмалированная кастрюля от белорусской фирмы Omelia стоит от 20 BYN, а аналогичный товар из Китая будет стоить от 50 BYN.
Безусловно, в Минске по сравнению с Москвой не такое огромное количество строек. Город активно расширяется за счет новой застройки, появляются новые районы из новостроек.
На стоимость квадратного метра влияют общепринятые факторы: месторасположение, окружающая инфраструктура, экология, близость к центру, этаж, год постройки, состояние жил. площади, вид из окна, площадь, планировка и т.д.
В спальных районах 1 квадратный метр в среднем стоит около 1050 $ США.
По такой же цене можно приобрести первичное жилье в спальных районах. В центре города 1 квадратный метр стоит 1510 $ (84 500 российских рублей).
Многие столичные жители при покупке недвижимости пользуются ипотечными кредитами. Переплата по ипотечным кредитам большая. В белорусских банках ипотечный кредит сроком на 10 лет можно получить под 13-15% годовых. Ставки чуть выше, чем в России.
- Счетчик населения
- Население в 2021году
- Демография в 2020 году
- Плотность населения
- Религиозные убеждения
- Возрастно-половая пирамида
- Коэффициент демографической нагрузки
- Коэффициент детской нагрузки
- Коэффициент пенсионной нагрузки
- Продолжительность жизни
- Грамотность населения
- История населения
- Прогноз численности населения