Закон о неразглашении персональных данных 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о неразглашении персональных данных 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Пробегусь по пунктам новой статьи 10.1 Закона «О персональных данных». Это она определяет особенности публикации персональных данных. Подумайте заранее, как реализовать в вашей деятельности эти новшества.

Оператор обязан обеспечить субъекту персональных данных возможность определить перечень персональных данных по каждой категории персональных данных, указанной в согласии на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения.

Это может выглядеть так: согласен на публикацию ФИО, не согласен на публикацию даты рождения. Посмотрим, что скажет РКН. Совершенно точно придется поломать голову над формулировками.

Новое в Законе «О персональных данных» 2021. Что нас ждет?

В случае раскрытия персональных данных неопределенному кругу лиц самим субъектом персональных данных без предоставления оператору согласия, предусмотренного настоящей статьей, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

Например, один сайт написал про чиновника, второй сделал рерайт новости, третий — просто ее перепостил. Чиновник обиделся и написал жалобу в РКН.

В этом примере доказывать, что есть общественный интерес персональным данным чиновника будут все три сайта. Вряд ли у них будет согласие на распространение ПД чиновника. А других законных оснований нет.

В случае, если персональные данные оказались раскрытыми неопределенному кругу лиц вследствие правонарушения, преступления или обстоятельств непреодолимой силы, обязанность предоставить доказательства законности последующего распространения или иной обработки таких персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение или иную обработку.

Например, произошел слив базы данных банка в сеть. Кто-то их скопировал и опубликовал. Значит он будет доказывать законность распространения этой информации. Не знаю, получится ли у него это.

Изменились правила обработки персональных данных

Согласие на обработку персональных данных, разрешенных субъектом персональных данных для распространения, может быть предоставлено оператору:

  • непосредственно;
  • с использованием информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных.

С первым случаем все понятно, со вторым пока не понятно. Потому что Роскомнадзор еще не придумал такую систему. Когда придумает и запустит — не понятно. Если к 1 марта 2021 года не придумает, то единственным способом остается прямая передача согласия субъектом оператору. Это понятно, кэп?

Правила использования информационной системы уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, в том числе порядок взаимодействия субъекта персональных данных с оператором, определяются уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных.

Роскомнадзор все придумает, напишет и нам расскажет. Когда — непонятно.

Действующий Федеральный закон № 152-ФЗ от 27.07.2006 не предусматривает процедуры отзыва согласия на обработку персональных данных. После вступления в силу поправок появится возможность прекратить передачу разрешенных для распространения персональных данных в любое время по требованию их владельца. Для этого субъект персданных направит оператору заявление об отзыве согласия на обработку. Оно будет включать такую обязательную информацию:

  • Ф.И.О. субъекта персданных (отчество — при наличии);
  • номер телефона и электронную почту субъекта;
  • почтовый адрес;
  • персональные данные, обработку которых необходимо прекратить.

Форму и формат документа Роскомнадзор утвердит дополнительно до вступления поправок в силу. Прекратить обработку своих персональных данных человек теперь вправе потребовать от любого лица, которое их обрабатывает, даже при отсутствии ранее данного письменного согласия.

В случае несоблюдения новых правил субъект сможет потребовать прекратить передачу персданных принудительно и привлечь оператора к ответственности или обратиться в суд для изъятия своих данных из обработки.

Ответственность за не обезличивание персональных данных теперь несут не только государственные и муниципальные органы власти, но и все операторы.

По второму изменению в новом КоАП дело касается обезличивания ПДн. Проще говоря, если персональным данным (паспортным, медицинским, контактным данным и т.п) будет присвоен идентификационный номер, то это обезличивает персональные данные, т.к. по одному номеру нельзя определить человека.

В новом КоАП предполагается распространить ответственность за не обезличивание персональных данных с государственных и муниципальных органов власти на всех операторов. Все операторы будут обязаны обезличивать ПДн, которые обрабатывают.

Невыполнение подобных требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа для всех операторов ПДн в размере от 3 до 6 тысяч рублей. Штрафы небольшие, но можно предположить, что это только начало.

Новый КоАП еще не принят, но вектор внимания уже определен. Для того чтобы нововведения не стали для вас сюрпризом, необходимо в 2021 году провести оценку соответствия процессов обработки и защиты персональных данных требованиям законодательства.

Проводить ее необходимо не реже, чем раз в три года. Это установлено законом.

Персональные данные в 2021: как компаниям с ними работать и не получать штрафы

  • Изучить все источники поступления ПДн в организацию, цели поступления и состав данных. К примеру, нужно понимать, что источники ПДн клиентов и сотрудников разные, и состав ПДн тоже разный.
  • Проанализировать, где и как организация получает ПДн — наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность получения персональных данных, их состав и цели обработки. Получение всех ПДн, которые попадают в организацию, без исключения должны подтверждаться подобными документами: корректно составленное соглашение по обработке ПДн на сайте, с которого компания получает ПДн клиентов, Соглашение по обработке ПДн с сотрудниками.
  • Изучить, какие и чьи ПДн в организации обрабатываются (в разрезе категорий физических лиц). Ориентируясь на ПДн клиентов и сотрудников, видно, что процесс их обработки и хранения разный. Доступ к ПДн сотрудников имеют отдел кадров, бухгалтерия, а к клиентским данным — та же бухгалтерия и коммерческий отдел.
  • Проверить наличие утвержденных локальных нормативных актов, определяющих порядок доступа сотрудников к персональным данным. Документы, в которых прописано, кто и за что отвечает.
  • Проанализировать соответствие процесса обработки локальным нормативным актам. Зачастую на практике бывает несоответствие.
  • Изучить ваших получателей персональных данных: кому, для каких целей и в каком составе передаются персональные данные. Опять же, практика показывает, что в некоторых организациях к ПДн допускаются сотрудники, не имеющие к ним отношения.
  • Проанализировать, на каких условиях передаются ПДн третьим лицам — обязательно наличие договора, соглашения и/или другого юридически значимого документа, подтверждающего правомерность передачи персональных данных. Если зачисление зарплаты сотрудникам компании происходит через зарплатный проект банка, то компания обязана с каждым сотрудником, участвующем в зарплатном проекте, подписать соглашение о передаче его ПДн в этот банк.
  • Определить, какие персональные данные стоит обезличивать. К примеру, это данные, чей срок хранения официально вышел, но при этом характеристики клиента имеют ценность без необходимости идентификации физического лица.
  • Определить, какие согласия уже не имеют силы и которые надо скорректировать. Отсутствие отлаженной системы работы с ПДн в прошлом означает, что, возможно, часть документов уже не актуальна.
  • Изучить, как защищаются персональные данные в компании и от кого они реально защищены — только от внешних злоумышленников или от внутренних тоже? Очень часто данные клиентов утекают вместе с увольняющимися сотрудниками коммерческих отделов.
  • Составить годовой план и реализовать его. Необходимо разработать поэтапный план по реализации этих пунктов с учетом объема работы и времени на их выполнения.

Утечка ПДн может обернуться для компании не только финансовыми убытками, но и потерей репутации на рынке и разрывом отношений с партнерами. Поэтому важно изучить законодательство и вовремя принять меры. И здесь есть два пути:

  • делать все самостоятельно (силами организации);
  • доверить выполнение требований закона компаниям, которые могут провести независимый аудит по обработке ПДн и решить выявленные проблемы.

  • Уголовная — в зависимости от тяжести нарушения суд может назначить разные наказания: от крупных штрафов до лишения свободы, причем, чтобы ответить по статье, достаточно рассказать чужую личную информацию всего одному человеку.
  • Административная — суд предпишет заплатить штраф или ограничится предупреждением.
  • Гражданско-правовая — необходимо будет возместить материальный или моральный ущерб
  • Дисциплинарная — предполагает замечание или выговор, иногда дело может дойти до увольнения.

Нарушение

Что грозит

Норма закона

Сотрудник придал огласке личную информацию другого сотрудника, которые он выяснил в ходе работы.

Менеджер банка, проверяя платежеспособность заявителя на кредит, позвонил к нему на работу. Руководитель не должен давать информацию о размере зарплаты подчиненного без его письменного согласия и официального письма из банка.

Увольнение

Статья 81, пункт 6, подпункт «в» Трудового кодекса

Работник допустил какие-либо другие нарушения при работе с личной информацией.

Рекрутер передала резюме неподошедшего соискателя коллеге из другой компании. У нее было согласие человека на обработку его личных сведений, но не на передачу кому-то еще. Поэтому рекрутеру сделали выговор.

Замечание или выговор

Статья 90 и статья 192 ТК РФ

Если вы работодатель, и ваш подчиненный нарушил правила конфиденциальности, учитывайте, что и вы должны играть значительную роль в недопущении подобных ситуаций. В частности, важно:

  • защитить личные сведения сотрудников и клиентов от стороннего доступа (в том числе внутри организации);
  • прописать в трудовом договоре ответственность сотрудника за нарушение принципов конфиденциальности;
  • донести до всех сотрудников правила и принципы работы с ПД, которые установлены законом и применяются в организации.

Всё равно остались вопросы? Или хочется больше разборов реальных ситуаций из практики? Делимся практическим опытом и даем новейшую информацию в авторском курсе о персональных данных. Вам не придется самостоятельно изучать законы и разбирать нагромождения юридических формулировок. Мы уже сделали это за вас и упаковали в простые и понятные принципы.

Сфера действия постановления — контроль над личной информацией, которой обладают следующие виды структур:

  • госорганы;
  • власти конкретных субъектов РФ;
  • учреждения местного самоуправления;
  • юридические лица;
  • физлица, совершающие обработку личной информации.

Нормы ФЗ №152 контролируют во всех государственных и коммерческих организациях конфиденциальность ПДн, принадлежащих конкретному физическому лицу. Однако под действие закона не попадают следующие категории:

  • использование информации гражданами для личных целей при отсутствии нарушения прав обладателя;
  • недействительные документы, находящиеся на хранении в Архивном фонде РФ;
  • ПДн, отнесенные под категорию «государственная тайна».

Таким образом, ФЗ №152 обязует хранителей персональной информации поддерживать неразглашение личных сведений физлица.

Утверждены новые правила обработки персональных данных

В 3 части ФЗ говорится: «Любые сведения, которые относятся к конкретному физическому лицу, являются персональными».

В этом перечне данные:

  • касающиеся национальности, религиозных и политических пристрастий;
  • связанные с физиологическими особенностями организма;
  • о личности.

Причем вне зависимости от общественной доступности, важно лишь то, что информация касается определенного индивида.

Действия, которые попадают под определения обработки персональных данных — это работа с личной информацией клиента в автоматизированном либо ручном режиме. Сюда относятся:

  • сбор;
  • запись;
  • анализ и хранение;
  • актуализация;
  • применение и предоставление доступа;
  • блокировка, удаление.

Все эти действия выполняются оператором исключительно конфиденциально.

Согласно закону ФЗ 152 от 27.07 2006 года, а именно 7 и 8 параграфу, оператором считается государственная или частная организация, которая проводит хотя бы одну операцию, попадающую в перечень.

Если госорган или юридическое лицо признаны оператором, то они заключают соглашение на обработку с владельцем. В противном случае действия организации окажутся нарушением, что повлечет за собой наказание со стороны контролирующих органов.

Под действие Федерального закона попадают организации, признанные операторами ПД. При этом личная информация делится на следующие типы:

  • сведения о сотрудниках;
  • клиентская база;
  • информация о пользователях интернет-источников.

Если общество имеет хотя бы одну из перечисленных категорий, то оно попадает под действие закона.

Новое в Законе «О персональных данных»

Статьи под номерами 5 и 6 в ФЗ-152 гласят о возможных принципах и условиях обработки частных сведений. Постановление предусматривает перечень ситуаций, при которых используют личную информацию, а также регулирует правила обработки.

Согласно законопроекту о персональных данных оператор в своей работе придерживается следующих принципов:

  • частные сведения используются только для заранее оговоренных двумя сторонами задач;
  • составление базы из личной информации невозможно;
  • на использование сведений должны быть основания;
  • обрабатывать исключительно те сведения, которые требует достижение поставленной цели;
  • обрабатываться должна только действующая информация;
  • объемы сведений не превышают разрешенного соглашением показателя;
  • хранение информации не превышает временной промежуток, необходимый для достижения цели;
  • устаревшие сведения подлежат немедленному уничтожению.

Установлены особенности обработки персональных данных (ПД), разрешенных их владельцем для распространения.

Запрещено использовать ПД без согласия владельца, а он сам может потребовать от оператора прекратить распространение сведений о себе без необходимости доказывать, что это незаконно.

Прописана процедура обязательного согласования обработки ПД любым оператором данных. Нельзя получать согласие «автоматом» — по умолчанию или при бездействии субъекта ПД.

Если согласие дано, владелец данных вправе в любой момент его отозвать, после чего оператор обязан приостановить выдачу сведений.

В соглашении на обработку ПД, разрешенных для распространения, может содержаться запрет на передачу данных неограниченному кругу лиц и обработку ими этих сведений.

Каждый сайт обязан спрашивать пользователей, какие данные о них можно опубликовывать и передавать третьим лицам. Невыполнение этого требования повлечет штраф за нарушение обработки ПД.

Закон вступает в силу с 1 марта 2021 г., за исключением нормы о предоставлении оператору согласия на обработку ПД, разрешенных для распространения, через информсистему уполномоченного органа. Данное положение применяется с 1 июля 2021 г.

(в ред. Федеральных законов от 25.11.2009 N 266-ФЗ, от 27.12.2009 N 363-ФЗ, от 28.06.2010 N 123-ФЗ, от 27.07.2010 N 204-ФЗ, от 27.07.2010 N 227-ФЗ, от 29.11.2010 N 313-ФЗ, от 23.12.2010 N 359-ФЗ, от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.07.2011 N 261-ФЗ, от 05.04.2013 N 43-ФЗ, от 23.07.2013 N 205-ФЗ, от 21.12.2013 N 363-ФЗ, от 04.06.2014 N 142-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 21.07.2014 N 242-ФЗ, от 03.07.2016 N 231-ФЗ, от 22.02.2017 N 16-ФЗ, от 01.07.2017 N 148-ФЗ, от 29.07.2017 N 223-ФЗ, от 31.12.2017 N 498-ФЗ, от 27.12.2019 N 480-ФЗ, от 24.04.2020 N 123-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 30.12.2020 N 515-ФЗ)

Принят
Государственной Думой
8 июля 2006 года

Одобрен
Советом Федерации
14 июля 2006 года

1. Настоящим Федеральным законом регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами (далее — государственные органы), органами местного самоуправления, иными муниципальными органами (далее — муниципальные органы), юридическими лицами и физическими лицами с использованием средств автоматизации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях, или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации, то есть позволяет осуществлять в соответствии с заданным алгоритмом поиск персональных данных, зафиксированных на материальном носителе и содержащихся в картотеках или иных систематизированных собраниях персональных данных, и (или) доступ к таким персональным данным. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, возникающие при:

1) обработке персональных данных физическими лицами исключительно для личных и семейных нужд, если при этом не нарушаются права субъектов персональных данных;

2) организации хранения, комплектования, учета и использования содержащих персональные данные документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в соответствии с законодательством об архивном деле в Российской Федерации;

3) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

4) обработке персональных данных, отнесенных в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну.

5) пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 223-ФЗ)

3. Предоставление, распространение, передача и получение информации о деятельности судов в Российской Федерации, содержащей персональные данные, ведение и использование информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей в целях создания условий для доступа к указанной информации осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 223-ФЗ)

Ответственность за разглашение персональных данных в 2021 году

1. В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). В общедоступные источники персональных данных с письменного согласия субъекта персональных данных могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные, сообщаемые субъектом персональных данных. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

2. Сведения о субъекте персональных данных должны быть в любое время исключены из общедоступных источников персональных данных по требованию субъекта персональных данных либо по решению суда или иных уполномоченных государственных органов. (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

1. Обработка специальных категорий персональных данных, касающихся расовой, национальной принадлежности, политических взглядов, религиозных или философских убеждений, состояния здоровья, интимной жизни, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 2.1 настоящей статьи. (в ред. Федерального закона от 24.04.2020 N 123-ФЗ)

2. Обработка указанных в части 1 настоящей статьи специальных категорий персональных данных допускается в случаях, если:

1) субъект персональных данных дал согласие в письменной форме на обработку своих персональных данных;

2) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

2.1) обработка персональных данных необходима в связи с реализацией международных договоров Российской Федерации о реадмиссии; (в ред. Федерального закона от 25.11.2009 N 266-ФЗ)

2.2) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 января 2002 года N 8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения»; (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 204-ФЗ)

2.3) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о государственной социальной помощи, трудовым законодательством, пенсионным законодательством Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2011 N 261-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ)

3) обработка персональных данных необходима для защиты жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов субъекта персональных данных либо жизни, здоровья или иных жизненно важных интересов других лиц и получение согласия субъекта персональных данных невозможно; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

4) обработка персональных данных осуществляется в медико-профилактических целях, в целях установления медицинского диагноза, оказания медицинских и медико-социальных услуг при условии, что обработка персональных данных осуществляется лицом, профессионально занимающимся медицинской деятельностью и обязанным в соответствии с законодательством Российской Федерации сохранять врачебную тайну;

5) обработка персональных данных членов (участников) общественного объединения или религиозной организации осуществляется соответствующими общественным объединением или религиозной организацией, действующими в соответствии с законодательством Российской Федерации, для достижения законных целей, предусмотренных их учредительными документами, при условии, что персональные данные не будут распространяться без согласия в письменной форме субъектов персональных данных;

6) обработка персональных данных необходима для установления или осуществления прав субъекта персональных данных или третьих лиц, а равно и в связи с осуществлением правосудия; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

7) обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об обороне, о безопасности, о противодействии терроризму, о транспортной безопасности, о противодействии коррупции, об оперативно-розыскной деятельности, об исполнительном производстве, уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации; (в ред. Федерального закона от 25.07.2011 N 261-ФЗ)

7.1) обработка полученных в установленных законодательством Российской Федерации случаях персональных данных осуществляется органами прокуратуры в связи с осуществлением ими прокурорского надзора; (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 205-ФЗ)

1. Государственные органы, муниципальные органы создают в пределах своих полномочий, установленных в соответствии с федеральными законами, государственные или муниципальные информационные системы персональных данных.

2. Федеральными законами могут быть установлены особенности учета персональных данных в государственных и муниципальных информационных системах персональных данных, в том числе использование различных способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в соответствующей государственной или муниципальной информационной системе персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

3. Права и свободы человека и гражданина не могут быть ограничены по мотивам, связанным с использованием различных способов обработки персональных данных или обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных. Не допускается использование оскорбляющих чувства граждан или унижающих человеческое достоинство способов обозначения принадлежности персональных данных, содержащихся в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных, конкретному субъекту персональных данных.

4. В целях обеспечения реализации прав субъектов персональных данных в связи с обработкой их персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных может быть создан государственный регистр населения, правовой статус которого и порядок работы с которым устанавливаются федеральным законом.

1. Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных. Указанная обработка персональных данных признается осуществляемой без предварительного согласия субъекта персональных данных, если оператор не докажет, что такое согласие было получено.

2. Оператор обязан немедленно прекратить по требованию субъекта персональных данных обработку его персональных данных, указанную в части 1 настоящей статьи.

  • Приказ Росстата от 06.03.2020 N 111 (ред. от 03.02.2021)
  • Приказ ФНС России от 05.06.2018 N ММВ-7-8/[email protected] (ред. от 29.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по полиатлону на 2020 год. Номер-код вида спорта: 0750005411Я
  • Приказ Минэкономразвития России от 28.12.2018 N 748 (ред. от 28.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по фигурному катанию на коньках на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0500003611Я
  • Приказ Росстата от 16.07.2020 N 390 (ред. от 26.01.2021)
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по керлингу на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0360004611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по горнолыжному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0060003611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по синхронному плаванию на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0230001611Я
  • Положение о межрегиональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях по бильярдному спорту на 2021 год. Номер-код вида спорта: 0620002511Я
  • 152-ФЗ: обзор основных положений, суть, комментарии, ответственность

    Для того чтобы разобраться с этими понятиями, необходимо обратиться к федеральному закону РФ «О персональных данных». Так, под персональными понимается данныме любого рода, относящаяся к личным сведениям о том или ином гражданине.

    Статья 7 вышеупомянутого ФЗ раскрывает понятие конфиденциальности персональных данных. Под ней понимается такая защита личных сведений о человеке, при которой лица, получившие к ним доступ, не имеют право разглашать их кому-либо без согласия правообладателя.

    Особое внимание стоит уделить самому федеральному закону. Он был принят 27.07.2006 года. Состоит нормативный правовой акт из преамбулы, глав и статей. Всего в законе 6 глав, последняя из которых посвящена заключительным и переходным положениям.

    Согласно нормам действующего федерального законодательства, разглашением могут считаться следующие действия правонарушителя: разглашение той или иной информации хотя бы одному лицу; опубликование ее в интернете или в средствах массовой информации; опубликование данных в газете; передача их другим лицам для последующего использования и др.

    Нужно учитывать, что ответственность может наступить не только за разглашение, но и за другие незаконные действия с личной информацией. Сюда относится и ее сбор. Под сбором понимается получение личных данных гражданина без его согласия и без подписания им соответствующим образом. Незаконно собранная и в последующем использованная информация порождает более тяжкую ответственность, вплоть до привлечения по уголовной статье.

    Специфическими персональными сведениями являются тайны. Сюда относится, например, тайна усыновления. Такие личные данные гражданина распространению не подлежат.

    В том случае, если такая информация кому-либо стала известна без согласия усыновителя, правонарушители могут быть привлечены к ответственности по уголовной статье.

    Нарушение закона о персональных данных грозит ответственностью как по КОАП РФ (административная), так и по УК Ф (уголовная). Разглашение и использование данных без согласия гражданина должно быть вовремя пресечено. Для этого нужно определить, куда обращаться за защитой?

    Первой инстанцией является полиция. Именно туда можно обратиться и сообщить о том, что данные незаконным образом используются и обрабатываются. Сотрудники полиции имеют право в рамках административного законодательства привлечь гражданина к ответственности.

    Еще одной инстанцией является суд. В рамках судебного заседания можно не только привлечь нарушителей к уголовной ответственности, но и взыскать моральный и материальный вред, возникший вследствие разглашения.

    Материалы в суд могут поступить после производства предварительного следствия от уполномоченных должностных лиц государственных органов. Гражданин и сам может стать инициатором судебного разбирательства. Для этого ему необходимо оформить исковое заявление и подать его по месту жительства ответчика.

    Незаконное распространение персональных данных уже рассматривалось выше. Предусмотрено два вида ответственности:

    • административная;
    • уголовная.

    Что касается распространения по административному законодательству, то в данной ситуации предусмотрена более мягкая ответственность в виде штрафа или же предупреждения. Уголовная ответственность предполагает наложение более строгих санкций и ограничений.

    Помимо административного и уголовного взыскания законом предусмотрена дисциплинарная и гражданская ответственность. Дисциплинарная, в большинстве своем, влечет за собой возникновение таких негативных последствий, как увольнение.

    Гражданская ответственность предполагает взыскание и возмещение причинённых убытков. Допускается также и возмещение причиненного морального вреда.

    Это правонарушение влечет за собой административную ответственность. Это статья 13.11 КОАП РФ. В зависимости от того, кто именно является нарушителем, предусмотрен и различный размер штрафных санкций.

    Если закон нарушил гражданин, то он обязан уплатить штраф в казну государства в размере до трех тысяч рублей.
    Если это юридические лица – до пятидесяти тысяч рублей.
    В случае, если нарушение закона исходило от должностного лица, то возникает обязательство уплаты штрафа в размере до десяти тысяч рублей.
    Юридическим же лицам за нарушение закона о неразглашении придется уплатить до семидесяти пяти тысяч рублей.

    Как защищены персональные данные россиян

    Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным

    1. Субъект персональных данных имеет право на получение сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи. Субъект персональных данных вправе требовать от оператора уточнения его персональных данных, их блокирования или уничтожения в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки, а также принимать предусмотренные законом меры по защите своих прав.

    2. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, должны быть предоставлены субъекту персональных данных оператором в доступной форме, и в них не должны содержаться персональные данные, относящиеся к другим субъектам персональных данных, за исключением случаев, если имеются законные основания для раскрытия таких персональных данных.

    3. Сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, предоставляются субъекту персональных данных или его представителю оператором при обращении либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя. Запрос должен содержать номер основного документа, удостоверяющего личность субъекта персональных данных или его представителя, сведения о дате выдачи указанного документа и выдавшем его органе, сведения, подтверждающие участие субъекта персональных данных в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя. Запрос может быть направлен в форме электронного документа и подписан электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    4. В случае, если сведения, указанные в части 7 настоящей статьи, а также обрабатываемые персональные данные были предоставлены для ознакомления субъекту персональных данных по его запросу, субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, и ознакомления с такими персональными данными не ранее чем через тридцать дней после первоначального обращения или направления первоначального запроса, если более короткий срок не установлен федеральным законом, принятым в соответствии с ним нормативным правовым актом или договором, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.

    5. Субъект персональных данных вправе обратиться повторно к оператору или направить ему повторный запрос в целях получения сведений, указанных в части 7 настоящей статьи, а также в целях ознакомления с обрабатываемыми персональными данными до истечения срока, указанного в части 4 настоящей статьи, в случае, если такие сведения и (или) обрабатываемые персональные данные не были предоставлены ему для ознакомления в полном объеме по результатам рассмотрения первоначального обращения. Повторный запрос наряду со сведениями, указанными в части 3 настоящей статьи, должен содержать обоснование направления повторного запроса.

    6. Оператор вправе отказать субъекту персональных данных в выполнении повторного запроса, не соответствующего условиям, предусмотренным частями 4 и 5 настоящей статьи. Такой отказ должен быть мотивированным. Обязанность представления доказательств обоснованности отказа в выполнении повторного запроса лежит на операторе.

    7. Субъект персональных данных имеет право на получение информации, касающейся обработки его персональных данных, в том числе содержащей:

    1) подтверждение факта обработки персональных данных оператором;

    2) правовые основания и цели обработки персональных данных;

    3) цели и применяемые оператором способы обработки персональных данных;

    4) наименование и место нахождения оператора, сведения о лицах (за исключением работников оператора), которые имеют доступ к персональным данным или которым могут быть раскрыты персональные данные на основании договора с оператором или на основании федерального закона;

    5) обрабатываемые персональные данные, относящиеся к соответствующему субъекту персональных данных, источник их получения, если иной порядок представления таких данных не предусмотрен федеральным законом;

    6) сроки обработки персональных данных, в том числе сроки их хранения;

    7) порядок осуществления субъектом персональных данных прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    8) информацию об осуществленной или о предполагаемой трансграничной передаче данных;

    9) наименование или фамилию, имя, отчество и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению оператора, если обработка поручена или будет поручена такому лицу;

    10) иные сведения, предусмотренные настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами.

    Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных

    1. При сборе персональных данных оператор обязан предоставить субъекту персональных данных по его просьбе информацию, предусмотренную частью 7 статьи 14 настоящего Федерального закона.

    2. Если предоставление персональных данных является обязательным в соответствии с федеральным законом, оператор обязан разъяснить субъекту персональных данных юридические последствия отказа предоставить его персональные данные.

    3. Если персональные данные получены не от субъекта персональных данных, оператор, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 настоящей статьи, до начала обработки таких персональных данных обязан предоставить субъекту персональных данных следующую информацию:

    1) наименование либо фамилия, имя, отчество и адрес оператора или его представителя;

    2) цель обработки персональных данных и ее правовое основание;

    3) предполагаемые пользователи персональных данных;

    4) установленные настоящим Федеральным законом права субъекта персональных данных;

    5) источник получения персональных данных.

    4. Оператор освобождается от обязанности предоставить субъекту персональных данных сведения, предусмотренные частью 3 настоящей статьи, в случаях, если:

    1) субъект персональных данных уведомлен об осуществлении обработки его персональных данных соответствующим оператором;

    2) персональные данные получены оператором на основании федерального закона или в связи с исполнением договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных;

    3) персональные данные сделаны общедоступными субъектом персональных данных или получены из общедоступного источника;

    4) оператор осуществляет обработку персональных данных для статистических или иных исследовательских целей, для осуществления профессиональной деятельности журналиста либо научной, литературной или иной творческой деятельности, если при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных;

    5) предоставление субъекту персональных данных сведений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, нарушает права и законные интересы третьих лиц.

    5. При сборе персональных данных, в том числе посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», оператор обязан обеспечить запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение персональных данных граждан Российской Федерации с использованием баз данных, находящихся на территории Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пунктах 2, 3, 4, 8 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

    Статья 18.1. Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом

    1. Оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться:

    1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

    2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

    3) применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;

    4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

    5) оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

    6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.

    Статья 25. Заключительные положения

    1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

    2. После дня вступления в силу настоящего Федерального закона обработка персональных данных, включенных в информационные системы персональных данных до дня его вступления в силу, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

    2.1. Операторы, которые осуществляли обработку персональных данных до 1 июля 2011 года, обязаны представить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных сведения, указанные в пунктах 5, 7.1, 10 и 11 части 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2013 года.

    3. Утратил силу. — Федеральный закон от 25.07.2011 N 261-ФЗ.

    4. Операторы, которые осуществляют обработку персональных данных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и продолжают осуществлять такую обработку после дня его вступления в силу, обязаны направить в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, уведомление, предусмотренное частью 3 статьи 22 настоящего Федерального закона, не позднее 1 января 2008 года.

    5. Отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой государственными органами, юридическими лицами, физическими лицами при предоставлении государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и муниципальных функций в субъекте Российской Федерации — городе федерального значения Москве, регулируются настоящим Федеральным законом, если иное не предусмотрено Федеральным законом «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации — городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

    Под ними понимают любые сведения, которые прямо или косвенно относятся к физическому лицу. Такая широкая трактовка позволяет отнести любую информацию о человеке к персональным данным. Федеральный закон о персональных данных является нормой прямого действия и должен соблюдаться всеми субъектами, получившими доступ к указанной информации.

    Когда пользователь оставляет свои сведения на сайте в интернете при приобретении какого-либо товара, ресурс становится хранителем (оператором) персональных данных, что накладывает на него определенные права и обязанности.

    Закон о защите персональных данных № 152-ФЗ регламентирует несколько направлений защиты конфиденциальной информации о гражданах:

    • законодательные меры — государство обязывает оператора совершать определенные действия, в то же время вводит запрет на ряд операций;

    • технические — оператор предпринимает ряд мер, которые делают невозможным или существенно затрудняют доступ третьих лиц к сведениям о гражданах.

    Существует несколько технических способов защиты личных сведений граждан, к которым можно отнести замену цифровых данных, сокращение сведений, распределенное (в нескольких местах) хранение информации.

    Обратите внимание!

    В 2015 году закон о защите персональных данных претерпел существенные изменения. Суть поправок сводится к тому, что персональные данные граждан РФ должны храниться исключительно на территории РФ. Это требование применяется как к документам, содержащим подобные сведения, так и к информации в электронном виде.

    Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ

    Законодательство РФ предусматривает 3 вида ответственности:

    • гражданско-правовая — как правило, устанавливается в договоре, который гражданин заключает с оператором персональных данных. Носит преимущественно денежный характер;
    • административная — установлена в Кодексе об административных правонарушениях РФ и выражается либо в виде предупреждения, либо в виде денежного штрафа;
    • уголовная — наступает за наиболее тяжкие нарушения законодательства. В подавляющем большинстве случаев к виновному применяется либо денежный штраф, либо наказание, связанное с ограничением свободы.

    Перечень ситуаций установлен в ст. 6 Закона №152-ФЗ. Важно следить за соблюдением требований закона:

    • при осуществлении правосудия;
    • при заключении договора потребительского кредитования;
    • при заключении трудового договора;
    • при защите прав и интересов гражданина;
    • если при заключении гражданско-правового договора стороны достигли согласия об этом;
    • в случаях, когда требования законодательства требуют принятия мер по обработке персональных данных.

    Закон содержит ряд норм о предоставлении персональных данных по запросам сторонних организаций и частных лиц. Без согласия гражданина сведения могут предоставляться только по запросу судебных и правоохранительных органов. В иных случаях факт несанкционированной передачи будет караться по УК РФ.

    Процесс обработки персональных данных заключается в сборе, хранении, систематизации и удалении информации.

    Какие положения регулирует данный закон:

    • сбор, хранение и обработка персональных данных должна осуществляться в добровольном порядке. Гражданину должно быть предоставлено право выбора, соглашаться на обработку данных или нет;
    • исполнение данного постановления должно быть направлено на защиту и свободу граждан России, отхождения недопустимы;
    • обработка и хранение персональных данных следует осуществлять в рамках действующего законодательства. Должны быть соблюдены сроки и требования.

    Какие положения не регулируются законодательством:

    • обработка данных не используется для личных целей физических лиц;
    • обработка и хранение информации, связанной с государственной тайной;
    • данные, полученные в результате проведения судебного разбирательства;
    • информация, которая относится к деятельности органов судебной власти.

    Цель Федерального закона №152 прописана в ст. 2 и заключается в регулировании сферы обработки персональных данных человека, например, в средствах массовой информации и телекоммуникации.

    Он призван защищать права и свободы каждого гражданина, проживающего на территории Российской Федерации, а также не допустить проникновение в личную и частную жизнь третьих лиц.

    Стоит знать о том, что персональные данные подразделяются на несколько категорий, которые подлежат сбору в соответствии с постановлением, сюда можно отнести следующие:

    1. расовые;
    2. религиозные;
    3. национальные;
    4. политические,
    5. философские и другие убеждения.

    При этом необходимо заметить, что их сбор должен проводиться исключительно с согласия гражданина.

    Каким-либо образом узнать дополнительные категории весьма затруднительно. В большинстве случаев это частная информация, которая касается непосредственного физического лица: военных, государственных служащих, работников, трудящихся на государственных предприятиях и компаниях.

    Все те аспекты информации, которые гражданин держит в тайне, находятся под защитой закона №152.

    Что входит в перечень ПД:

    • фамилия, имя и отчество гражданина;
    • актуальные паспортные данные;
    • фактический адрес проживания и регистрации;
    • данные о составе семьи;
    • паспорт здоровья или медицинская книжка;
    • документы, относящиеся к пенсионному страхованию;
    • сведения, где и когда гражданин проходил военную службу;
    • дипломы об образовании;
    • информация о трудовой деятельности человека. Как правило, используется трудовая книжка. В некоторых случаях делается запрос на бывшее место работы.

    Процесс обработки персональных данных заключается в сборе, хранении и систематизации информации о каждом гражданине.

    Последние изменения 152 фз о защите персональных данных внесенные в 2020 году были внесены в статью 19, которая касается сбора и анализа персональных данных.

    Также подверглись увеличению штрафные санкции, которые будут налагаться в случае не соблюдения требований закона. При этом был изменен список нарушений.

    Также необходимо отметить, что персональные данные обрабатываются согласно критериям, утвержденным в данном законе. Далее будут подробно рассмотрен перечень условий:

    • обработка данных может происходить только с согласия гражданина России, навязывание или утаивание недопустимо;
    • хранение и сбор информации осуществляется исключительно для достижения целей, прописанных в действующем законодательстве;
    • обработка информации используется для осуществления правосудия и исполнения административных актов;
    • в ситуациях, когда для жизни и здоровья гражданина угрожает опасность, сбор персональных данных производится принудительно.

    На сегодняшний день законом установлены следующие положения, регулирующие хранение персональных данных на территории Российской Федерации:

    • за хранение персональных данных отвечает ответственный сотрудник (оператор);
    • хранение информации должно производиться по специально разработанному регламенту в соответствии с Федеральным законом;
    • необходимо соблюдать цели закона и ознакомить гражданина с актом о сборе, хранении и обработке персональных данных;
    • необходимо соглашение, которое будет подписано гражданином в случае, если он согласен с обработкой персональных данных;
    • гражданин России имеет право знать, каким образом на предприятии ведется учет, хранение, сбор, систематизация и уничтожение персональной информации;
    • базы персональных данных должны быть актуальны, поэтому требуется своевременно их обновлять, например, если сотрудник изменил фамилию или место жительство;
    • требуется защитить персональные данные от рук злоумышленников. Необходимо создать систему защиту информации. Если конфиденциальная информация гражданина попадет в руки третьих лиц, то это является административным правонарушением;
    • необходимо четко исполнять условия, предписанные действующим законодательством. Уничтожение информации производится в течении 30 дней с момента ее получения, если в договоре не прописано иное условие.

    Будьте бдительны. Условия хранения и правила обработки персональных данных проверяются уполномоченными ведомствами, Трудовой инспекцией и сотрудниками Федеральной службы по надзору в средствах массовой коммуникации (Роскомнадзор).

    На основании Федерального закона №152 гражданин может согласиться на передачу данных третьим лицам только в том случае, если находиться в полном сознании и понимании своих действий. Принуждение или утаивание сбора информации недопустимо.

    При этом, если человек согласился на обработку, он может от нее отказаться в любое время, причины такого решения не учитываются. Отказ необходимо написать по специально установленному заявлению подданному на имя руководителя.

    Необходимо отметить, что в некоторых ситуациях отказаться не представляется возможным, например, когда обработка ПД является обязательным условиям для трудоустройства на работу.

    Передача данных третьим лицам происходит на основании личной росписи гражданина в соответствующем постановлении. Но при этом, есть несколько положений, когда передача данных возможна без согласия.

    Исключения:

    • запрос информации о гражданине из судебной инстанции;
    • запрос по требованию полиции или прокуратуры;
    • при оказании медицинской помощи;
    • если лицо получило тяжкие телесные травмы, которые угрожают жизни и здоровью.

    Стоит заметить, что передача персональных данных третьим лицам в кредитных учреждениях происходит на основании личной росписи гражданина и не входит в перечень исключений.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *