Закон о воинской обязанности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о воинской обязанности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Раздел I. Общие положения

  • Статья 1. Воинская обязанность
  • Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
  • Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
  • Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
  • Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
  • Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
  • Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
  • Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
  • Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
  • Раздел II. Воинский учет
    • Статья 8. Организация воинского учета
    • Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
    • Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
  • Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
    • Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
    • Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
    • Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
    • Статья 16. Утратила силу
    • Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
    • Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах
    • Статья 20. Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах
    • Статья 20.1. Утратила силу
    • Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования
    • Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
  • Раздел IV. Призыв граждан на военную службу
    • Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
    • Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
    • Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
    • Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
    • Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
    • Статья 27. Состав призывной комиссии
    • Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
    • Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
  • Раздел V. Поступление на военную службу по контракту
    • Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
    • Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту
    • Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
    • Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
    • Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования

    Изменения в Закон «О воинской обязанности и военной службе»

    1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
    2. Прохождение военной службы осуществляется:
      • гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
      • иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
    3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
    4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    1. Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие вопросы обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
    2. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом.
    1. Граждане при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, а также иностранные граждане при поступлении на военную службу по контракту проходят профессиональный психологический отбор.
    2. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
    3. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
    4. По результатам профессионального психологического отбора в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):
      • а) рекомендуется в первую очередь — первая категория;
      • б) рекомендуется — вторая категория;
      • в) рекомендуется условно — третья категория;
      • г) не рекомендуется — четвертая категория.
    5. Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина (иностранного гражданина), соответствующие указанным в пункте 4 настоящей статьи категориям, устанавливаются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, если иное не установлено настоящей статьей.
    6. Граждане, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории, не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, для поступления в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, а также не могут поступить в мобилизационный людской резерв.

      С гражданами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, не может быть заключен договор об обучении, предусмотренный пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона. Граждане (иностранные граждане), отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории, не могут быть приняты на военную службу по контракту.

    1. Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
    2. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы
    3. Гражданам, проходящим военные сборы, и гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, предоставляются также иные денежные выплаты, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


    О воинской обязанности и военной службе

    (с изменениями на 22 декабря 2020 года)

    ____________________________________________________________________
    Документ с изменениями, внесенными:
    Федеральным законом от 21 июля 1998 года N 117-ФЗ (Российская газета, N 142, 29.07.98);
    Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года);
    Федеральным законом от 7 ноября 2000 года N 135-ФЗ (Российская газета, N 215, 09.11.2000);
    Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 32-33, 15.02.2001);
    Федеральным законом от 12 февраля 2001 года N 16-ФЗ (Российская газета, N 32-33, 15.02.2001);
    Федеральным законом от 19 июля 2001 года N 102-ФЗ (Российская газета, N 139, 24.07.2001) (вступил в силу с 1 сентября 2001 года);
    Федеральным законом от 13 февраля 2002 года N 20-ФЗ (Российская газета, N 31, 16.02.2002);
    Федеральным законом от 21 мая 2002 года N 56-ФЗ (Российская газета, N 90, 23.05.2002);
    Федеральным законом от 28 июня 2002 года N 75-ФЗ (Российская газета, N 119, 03.07.2002);
    Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 112-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);
    Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 113-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002) (вступил в силу с 1 января 2004 года);

    Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 116-ФЗ (Российская газета, N 138-139, 30.07.2002);
    Федеральным законом от 30 декабря 2002 года N 186-ФЗ (Российская газета, N 1, 04.01.2003);
    Федеральным законом от 22 февраля 2003 года N 27-ФЗ (Российская газета, N 36, 26.02.2003);
    Федеральным законом от 30 июня 2003 года N 86-ФЗ (Российская газета, N 126, 01.07.2003) (вступил в силу с 1 июля 2003 года);
    Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ (Парламентская газета, N 212, 15.11.2003);
    Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);
    Федеральным законом от 22 февраля 2004 года N 4-ФЗ (Российская газета, N 37, 26.02.2004);
    Федеральным законом от 22 апреля 2004 года N 20-ФЗ (Российская газета, N 88, 27.04.2004) (вступил в силу с 1 июля 2004 года);

    Федеральным законом от 26 апреля 2004 года N 29-ФЗ (Российская газета, N 90, 29.04.2004);
    Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 53-ФЗ (Российская газета, N 131, 23.06.2004) (вступил в силу с 1 сентября 2004 года);

    1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

    воинский учет;

    обязательную подготовку к военной службе;

    призыв на военную службу;

    прохождение военной службы по призыву;

    пребывание в запасе;

    призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

    2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

    призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

    прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

    военное обучение в период военного положения и в военное время.

    3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

    4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

    6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ.

    7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

    (наименование статьи в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ

    1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

    оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 апреля 2010 года Федеральным законом от 9 марта 2010 года N 27-ФЗ.

    обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

    направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
    (Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

    направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
    (Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2019 года Федеральным законом от 6 февраля 2019 года N 8-ФЗ)

    вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
    (Абзац дополнительно включен с 17 февраля 2019 года Федеральным законом от 6 февраля 2019 года N 8-ФЗ)

    1_1. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 1_1 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.
    (Пункт дополнительно включен с 6 августа 2017 года Федеральным законом от 26 июля 2017 года N 192-ФЗ)

    (Наименование в редакции, введенной в действие с 15 ноября 2003 года Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 141-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 288-ФЗ.

    (Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2013 года Федеральным законом от 30 декабря 2012 года N 288-ФЗ.

    1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20, или пунктом 1 статьи 20_2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости — врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 15 апреля 2017 года Федеральным законом от 3 апреля 2017 года N 61-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 18 марта 2018 года Федеральным законом от 7 марта 2018 года N 55-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 31 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 309-ФЗ.

    1_1. Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    (Пункт дополнительно включен с 14 декабря 2010 года Федеральным законом от 29 ноября 2010 года N 319-ФЗ)

    2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

    А — годен к военной службе;

    Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;

    В — ограниченно годен к военной службе;

    Г — временно не годен к военной службе;

    Д — не годен к военной службе.

    1. Граждане при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20_2 настоящего Федерального закона, а также иностранные граждане при поступлении на военную службу по контракту проходят профессиональный психологический отбор.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 31 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 309-ФЗ.

    2. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20_2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
    (Пункт в редакции, введенной в действие с 31 января 2019 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 309-ФЗ.

    3. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан (иностранных граждан) при поступлении на военную службу по контракту, граждан при поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также граждан (иностранных граждан) в иных случаях, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба.

    4. По результатам профессионального психологического отбора в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):

    а) рекомендуется в первую очередь — первая категория;

    б) рекомендуется — вторая категория;

    в) рекомендуется условно — третья категория;

    г) не рекомендуется — четвертая категория.

    5. Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина (иностранного гражданина), соответствующие указанным в пункте 4 настоящей статьи категориям, устанавливаются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, если иное не установлено настоящей статьей.

    Если изменения в статью 22 внесены в интересах тех, кто желает служить Родине, то изменения в статью 51 помогут тем, что хочет поскорее эту службу окончить. Изменения в новый закон о воинской обязанности в России также предусматривают право на увольнение со срочной службы в следующих случаях:

    • отец или брат солдата-срочника погибли по время прохождения службы по призыву;
    • возникла необходимость осуществлять уход за близким родственником;
    • солдат-срочник готов взять опеку над родным братом или сестрой, которым ещё не исполнилось 18 лет;
    • ребёнок солдата-срочника лишился матери, и отец берёт его на воспитание;
    • у солдата-срочника появился второй ребёнок;
    • возникла необходимость осуществления ухода за ребёнком-инвалидом в возрасте до 3х лет.

    С 1.09.2019 у мужчин, проходящих службу по призыву, появилась возможность досрочно прекратить службу, в случае возникновения одного из вышеуказанных обстоятельств. Есть и одно исключение. В случае, если солдат срочной службы является сыном или братом погибшего военнослужащего при исполнении своих обязанностей, то закон о воинской обязанности и военной службе (последняя редакция 2019 года) разрешает досрочное увольнение из рядов Минобороны даже в тех случаях, если право возникло раньше 1.09.2019.

    ⇐Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!⇒

    Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» 2021, 2020

    1 апреля в России начался очередной воинский призыв — весенний призыв 2021 года. Несмотря на то, что наша страна в течение как минимум 25 лет декларирует переход к контрактному способу формирования армии, такой пережиток прошлого, как обязательный призыв, продолжает существовать в России и сегодня. Вокруг темы призыва и законодательства, связанного с ним, ходит множество новостей и слухов.

    Разберемся с тем, существует ли новый закон и призыве в армию в 2021 году, какие законодательные новинки готовят нам депутаты Госдумы прямо сейчас.

    По состоянию на начало апреля 2021 года нового закона о воинском призыве в России, к счастью, нет. Призыв проходит в соответствии с нормами, которые действуют в течение нескольких последних лет.

    Вот основные моменты действующего законодательства:

    • призыву подлежат граждане России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет,
    • срок обязательной службы в российской армии составляет 12 месяцев,
    • до отправки в войска каждый гражданин должен пройти медицинское обследование,
    • явка на медкомиссию и отправку в войска проходит по повестке, которая вручается лично в руки.

    Одним из ключевых моментов действующего законодательства пока остается обязанность молодого россиянина явиться в военкомат на медицинскую комиссию или для отправки в войска по повестке, врученной лично в руки. Закон обязывает вручать повестку в соответствии с определенным перечнем правил, соблюсти которые военкоматы не всегда могут, а часто — элементарно не желают.

    К примеру, вручать правильно заполненные и оформленные повестки имеют право только сотрудники военкоматов, отвечающие за воинский учет местные чиновники, а также отвечающий за воинский учет сотрудники организации, в которой работает призывник. Очень часто на практике повестки разносит невесть кто, иногда к этому даже привлекают других призывников.

    Это само по себе незаконно, и такую повестку можно оспорить в суде.

    Слабым для военкоматов местом действующего закона является и то, что повестку необходимо вручать исключительно самому призывнику лично в руки под расписку. Если документ вручается родителям, соседям или еще кому-то, кроме самого призывника, повестка также не считается действительной, и призывник может, даже зная о ней, игнорировать ее.

    Если в прежние, советские времена избежать вручения повестки было сложно, то сейчас это — элементарно. Институт прописки в его советском виде был упразднен в 1993 году, сейчас свобода передвижения и проживания там, где человеку нравится, намного выше.

    И отыскать молодого человека, который зарегистрирован по одному адресу, а проживает совершенно по другому, бывает не так просто.

    Не случайно именно правила вручения повесток в военкомат и являются в последнее время предметом повышенного интереса у государства. Законодатели ищут способ, как изменить эти правила так, чтобы заставить призывников бегать за сотрудниками военкоматов, а не наоборот, как это происходит сегодня.

    В 2017 году в кулуарах Госдумы активно обсуждалась идея электронных повесток, которые должны были бы приходить на электронный почтовый ящик призывника. Такая идея, хотя и используется в некоторых постсоветских странах, все-таки слишком сомнительная, чтобы применять ее на практике.

    В итоге про нее забыли.

    Тем не менее, весной 2021 года в Думе серьезно начали говорить о новом законе о призыве в армию, который может заметно осложнить жизнь молодых россиян, для которых интерес к гражданской жизни неизмеримо выше, чем к военным порядкам.

    По состоянию на начало апреля 2021 года нового закона о воинском призыве в России, к счастью, нет. Призыв проходит в соответствии с нормами, которые действуют в течение нескольких последних лет.

    Вот основные моменты действующего законодательства:

    • призыву подлежат граждане России мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет,
    • срок обязательной службы в российской армии составляет 12 месяцев,
    • до отправки в войска каждый гражданин должен пройти медицинское обследование,
    • явка на медкомиссию и отправку в войска проходит по повестке, которая вручается лично в руки.

    Одним из ключевых моментов действующего законодательства пока остается обязанность молодого россиянина явиться в военкомат на медицинскую комиссию или для отправки в войска по повестке, врученной лично в руки. Закон обязывает вручать повестку в соответствии с определенным перечнем правил, соблюсти которые военкоматы не всегда могут, а часто — элементарно не желают.

    К примеру, вручать правильно заполненные и оформленные повестки имеют право только сотрудники военкоматов, отвечающие за воинский учет местные чиновники, а также отвечающий за воинский учет сотрудники организации, в которой работает призывник. Очень часто на практике повестки разносит невесть кто, иногда к этому даже привлекают других призывников.

    Это само по себе незаконно, и такую повестку можно оспорить в суде.

    Слабым для военкоматов местом действующего закона является и то, что повестку необходимо вручать исключительно самому призывнику лично в руки под расписку. Если документ вручается родителям, соседям или еще кому-то, кроме самого призывника, повестка также не считается действительной, и призывник может, даже зная о ней, игнорировать ее.

    Если в прежние, советские времена избежать вручения повестки было сложно, то сейчас это — элементарно. Институт прописки в его советском виде был упразднен в 1993 году, сейчас свобода передвижения и проживания там, где человеку нравится, намного выше.

    И отыскать молодого человека, который зарегистрирован по одному адресу, а проживает совершенно по другому, бывает не так просто.

    Не случайно именно правила вручения повесток в военкомат и являются в последнее время предметом повышенного интереса у государства. Законодатели ищут способ, как изменить эти правила так, чтобы заставить призывников бегать за сотрудниками военкоматов, а не наоборот, как это происходит сегодня.

    в 2021 году в кулуарах Госдумы активно обсуждалась идея электронных повесток, которые должны были бы приходить на электронный почтовый ящик призывника. Такая идея, хотя и используется в некоторых постсоветских странах, все-таки слишком сомнительная, чтобы применять ее на практике.

    В итоге про нее забыли.

    Тем не менее, весной 2021 года в Думе серьезно начали говорить о новом законе о призыве в армию, который может заметно осложнить жизнь молодых россиян, для которых интерес к гражданской жизни неизмеримо выше, чем к военным порядкам.

    Так какими всё же будут сроки службы в армии в 2021 году? Никаких нововведений, как вы уже успели понять, не планируется: законодательство останется прежним, соответственно, и длительность периода исполнения воинской обязанности будет неизменной. Ниже рассмотрены точные сроки для разных вариантов службы.

    Сроки службы срочной в России составляют двенадцать месяцев, то есть ровно год. Причём неважно, в какие войска направляется рядовой солдат: в Морфлот, в сухопутные или в авиационные. Для всех видов длительность периода единая. И меняться она в ближайшее время не будет.

    О воинской обязанности и военной службе (с изменениями на 22 декабря 2020 года)

    В некоторых ситуациях срок службы может быть досрочно прерван и прекращён на законных основаниях. Это следующие ситуации:

    • гибель в ходе вооружённых конфликтов военного ближайшего кровного родственника солдата, то есть его отца или брата;
    • необходимость и готовность срочника стать опекуном для несовершеннолетнего кровного родственника – сестры или брата;
    • требующее постоянного ухода заболевание родственника (если ухаживать за ним будет проходящий службу гражданин);
    • появление второго ребёнка;
    • наличие родного ребёнка-инвалида младше трёх лет, уход за которым будет осуществлять служащий в армии гражданин;
    • гибель настоящей или бывшей супруги, в результате которой ребёнок (или дети) остались без надзора (если солдат готов заниматься воспитанием).

    Такие основания для сокращения сроков службы предусматриваются 51-ой статьёй закона о воинской обязанности. Эти изменения вступили в силу с начала осени 2019-го года, но они наверняка будут действовать и в 2021-ом.

    Под обязательный призыв в армию попадают все граждане страны мужского пола возрастом от 18 до 27 лет. Первоначальная постановка на воинский учет производится еще в 16 лет, в год, когда наступает 17. Для этого юношей централизованно отвозит в военкомат учреждение образования, в котором учатся допризывники. Официально именного с того момента поставленные на воинский учет лица становятся военнообязанными. Однако даже если избежать постановки на учет, молодой человек все равно получит такой статус когда ему исполнится 18 лет автоматически. При том военкомат будет разыскивать юношу и потребует стать на учет.

    В статусе лица призывного возраста молодой человек будет пребывать до 27 лет. Как только он достигнет указанного возраста, то призывать на срочную службу его уже не смогут.

    Мероприятия обязательного призыва в армию осуществляются дважды в год: весной и осенью. Весенний призыв длится с 1 апреля до 15 июля, осенний – с 1 октября до 31 декабря. Начинается призыв с подписания президентом соответствующего приказа. После этого военкоматы начинают рассылку повесток призывникам. Вручать их должны под роспись, в противном случае повестка будет считаться неврученной, а призывник – не оповещенным о необходимости явиться в военный комиссариат.

    Призыву на военные сборы подлежат все находящиеся в запасе войск военнообязанные, в том числе и женщины с ВУС (военно-учетная специальность). Предельный возраст нахождения в резерве различается в зависимости от имеющегося воинского звания. Так, до 45 лет являются запасниками рядовые, ефрейторы, сержанты, старшины, лейтенанты и младший офицерский состав. До 50 лет мичманы, капитаны, подполковники, прапорщики. Полковники будут военнообязанными до 55 лет, а генералы и адмиралы аж до 65. Женщин с ВУС призывают до 45 лет, а если они имеют звание офицера, то до 50.

    1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее — граждане) предусматривает:

    воинский учет;

    обязательную подготовку к военной службе;

    призыв на военную службу;

    прохождение военной службы по призыву;

    пребывание в запасе;

    призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

    2. В период мобилизации, в период военного положения и в военное время воинская обязанность граждан определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и также предусматривает:

    призыв на военную службу по мобилизации, в период военного положения и в военное время;

    прохождение военной службы в период мобилизации, в период военного положения и в военное время;

    военное обучение в период военного положения и в военное время.

    3. Граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

    4. Граждане вправе исполнять конституционный долг по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

    5. Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

    6. Исполнение гражданами воинской обязанности обеспечивают в пределах своей компетенции органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (далее — организации) и их должностные лица. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

    7. Компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 223-ФЗ, от 08.12.2011 N 424-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 29.12.2017 N 473-ФЗ)

    2. Прохождение военной службы осуществляется:

    гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);

    иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях. (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 N 141-ФЗ, от 04.12.2007 N 328-ФЗ, от 04.03.2013 N 18-ФЗ)

    3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом. (в ред. Федерального закона от 11.11.2003 N 141-ФЗ)

    4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 07.11.2000 N 135-ФЗ, от 26.04.2004 N 29-ФЗ)

    5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 07.11.2000 N 135-ФЗ)

    Закон о призыве в армию в 2021 году: новые правила

    1. В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    2. Уважительными причинами неявки гражданина по повестке военного комиссариата при условии документального подтверждения причины неявки являются: (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности;

    тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;

    препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;

    иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, комиссией по первоначальной постановке на воинский учет или судом. (в ред. Федеральных законов от 06.07.2006 N 104-ФЗ (ред. от 24.10.2007))

    3. Врачи-специалисты, участвующие в медицинском освидетельствовании, медицинском обследовании и медицинском осмотре граждан, члены призывных комиссий, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, способствующие своими действиями уклонению граждан от исполнения воинской обязанности либо незаконному призыву граждан на военную службу, а также препятствующие исполнению гражданами воинской обязанности или не исполняющие обязанности, установленные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, привлекаются к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 30.12.2012 N 288-ФЗ, от 21.07.2014 N 246-ФЗ)

    1. Граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан:

    освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом;

    проходящих военную службу; (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 343-ФЗ)

    отбывающих наказание в виде лишения свободы;

    женского пола, не имеющих военно-учетной специальности;

    постоянно проживающих за пределами Российской Федерации.

    1.1. Порядок и особенности воинского учета граждан, проходящих службу в органах внутренних дел, войсках национальной гвардии Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы на должностях рядового и начальствующего состава, а также проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, определяются Положением о воинском учете, утверждаемым Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 21.07.98 N 117-ФЗ, от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 30.06.2003 N 86-ФЗ, от 01.04.2005 N 27-ФЗ, от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)

    2. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев или проходящих альтернативную гражданскую службу, — по месту их пребывания. (в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 248-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ, от 30.11.2011 N 343-ФЗ)

    Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете и не может служить основанием для отказа в постановке их на воинский учет. (в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

    Воинский учет граждан, не имеющих регистрации по месту жительства и месту пребывания, а также граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев и не имеющих регистрации по месту пребывания, осуществляется военными комиссариатами по месту, указываемому гражданами в заявлении в качестве места их пребывания (учебы), по форме и в порядке, которые устанавливаются Положением о воинском учете. (в ред. Федерального закона от 06.02.2019 N 8-ФЗ)

    Военные комиссариаты осуществляют воинский учет граждан через свои структурные подразделения по муниципальным образованиям (далее — структурные подразделения). (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

    Полномочия Российской Федерации на осуществление воинского учета на территориях, на которых отсутствуют структурные подразделения военных комиссариатов, передаются соответствующим органам местного самоуправления поселений и органам местного самоуправления городских округов. Совокупность таких полномочий именуется первичным воинским учетом. (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

    Органы местного самоуправления поселений и органы местного самоуправления городских округов осуществляют первичный воинский учет граждан, проживающих или пребывающих на территориях указанных муниципальных образований.

    1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 31.12.2005 N 211-ФЗ, от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

    2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет. (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

    4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года. (в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 248-ФЗ)

    5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

    должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии; (в ред. Федерального закона от 09.03.2010 N 27-ФЗ)

    представитель местной администрации;

    специалист по профессиональному психологическому отбору;

    секретарь комиссии;

    врачи-специалисты. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

    6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

    7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

    1. Обязательная подготовка гражданина к военной службе предусматривает:

    получение начальных знаний в области обороны;

    подготовку по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций; (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    военно-патриотическое воспитание;

    подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин по направлению военного комиссариата;

    медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор; (в ред. Федеральных законов от 31.12.2005 N 199-ФЗ, от 07.03.2018 N 55-ФЗ)

    Абзац 7 — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ)

    2. Обязательная подготовка граждан к военной службе осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Федеральными государственными образовательными стандартами среднего общего образования, федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования предусматривается получение гражданами начальных знаний об обороне государства, о воинской обязанности граждан, а также приобретение гражданами навыков в области гражданской обороны. (в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 100-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

    Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.

    Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.

    Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.

    Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

    Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции здесь:

    Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

    • Общие положения: понятие статуса военнослужащих и лица, находящиеся в этом статусе. Гарантии государства в области правовой и социальной защиты семей военных. Правовая база данного статуса.
    • Права и свободы военнослужащих и членов их семей, а также граждан, уволенных с военной службы: защита свободы, чести, достоинства. Право на свободное передвижение и выбор места жительства. Свобода слова, право участия в массовых мероприятиях (митинги, демонстрации). Свобода совести и вероисповедания. Порядок регулирования графика: служебное время и право на отдых. Денежное довольствие и отдельные выплаты. Проезд в транспорте и почтовые отправления. Обеспечение продовольствием, вещами и т.д. Право на жилье, медицинское обслуживание. Страховые гарантии. Право на образование и культурное просвещение. Возможность обжалования неправомерных действий и право на получение юридической помощи. Увольнение со службы. Право на труд и на трудоустройство. Социальная защита семей, потерявших кормильца, бывшего в статусе военнослужащего. Дополнительные социальные гарантии для военных, находящихся в «горячих точках» в условиях чрезвычайного положения или вооруженного конфликта.
    • Обязанности и ответственность. Производство, связанное с дисциплинарными проступками: общие и должностные обязанности, ограничения и запреты, связанные с военной службой. Ответственность. Основания для привлечения к дисциплинарной ответственности. Права привлекаемого лица. Дисциплинарное взыскание и обстоятельства, учитываемые при его назначении. Сбор и оценка доказательств. Разбирательство. Исполнение взысканий.

    Последние изменения в ФЗ о занятости населения по ссылке:

    Невозможно отрицать тот факт, что повышение престижа современной российской армии в обществе во многом связано с дальнейшими перспективами в материальном плане и не только: особый статус гражданина даже после увольнения со службы, высокие пенсии, возможность приобретения жилья и многое другое.

    В текущем году в закон о статусе военнослужащих также был введен ряд поправок. Последняя редакция датируется июлем 2017 года.

    Некоторые изменения также были внесены в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ, основанным на заявлении о несоответствии абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 закона о статусе военнослужащих Конституции Российской Федерации. Рассмотрим подробнее.

    Также читайте о последних изменениях в ФЗ №15 тут:

    В апреле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», статья 9 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» о праве на участие в управлении делами государства и общественными объединениями была дополнена пунктом 3: военнослужащие могут принимать участие на безвозмездной основе в управлении общественными государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Министерства обороны России (или другого органа исполнительной власти, в котором настоящим законом была предусмотрена военная служба).

    В июле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 148-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 11 о служебном времени и праве на отдых федерального закона о статусе военнослужащих была дополнена пунктом 1.1: для отдельных категорий служащих, которые проходят контрактную военную службу в органах государственной охраны, может предусматриваться иная общая продолжительность служебного времени (ненормированный график). Таким военнослужащим ежегодно должен предоставляться дополнительный отпуск сроком до 10 дней.

    Федеральный закон содержит расшифровку понятия «военнослужащий», согласно ст. 2, к этой категории можно отнести:

    • мичманов, прапорщиков, офицеров;
    • курсантов военных образовательных организаций, в том числе и высших;
    • матросов, солдат, старшин, сержантов;
    • проходящих службу по контракту.

    Положение присваивается по факту зачисления в ряды ВС и оканчивается по завершении службы. Призванным на военные сборы гражданам, статус присваивается только при наличии прецедента, обозначенного в ФЗ№76.

    Федеральный документ состоит в постоянной доработке и практически ежегодно в него вносятся дополнения и замены. Связано это с тем, что военнослужащие имеют ряд ограничений, связанных с родом своего занятия.

    Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности

    Служащие в ВС получают соответствующие бумаги, которые способны удостоверить их личность, гражданство и правовой статус. Порядок выдачи этих бумаг определён Правительством РФ. Военные люди имеют право хранить, носить и применять выданное им оружие.

    ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует наделение военнослужащих и их семей жильём. А также порядок его приобретения за счёт средств госбюджета. Такой возможностью они наделяются даже после окончания службы. Этим вопросам посвящена статья 15.

    Закреплены гарантии соцзащиты защитников Отечества, которые были взяты в плен или интернированы (в нейтральных странах). Законом установлено, что за этими лицами остаются ДД, матобеспечение, которые выдаются близким членам семьи. Происходит это до окончательного выявления обстоятельств события, произошедшего с военным.

    Установлен алгоритм наделения армейцев льготами.

    Регламентирован порядок задержания военных вне расположения ВЧ, к которой они закреплены и служат. На основании законодательства о прецеденте немедленно уведомляются органы военного управления и профильной прокуратуры.

    Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

    Лица, находящиеся на военной службе, находятся под госзащитой.

    Служебная деятельность не подлежит вмешательству со стороны.

    Любое проявление агрессии или посягательство на жизнь или имущество военного влекут за собой ответственность.

    Право на свободу передвижения и выбор места жительства

    Реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности ВЧ и обеспечения своевременности прибытия к месту несения службы.

    Правила передвижения военных в расположении ВЧ, их выезда за пределы места расположения, определяются общевоинскими уставами.

    Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

    Из имеющихся, согласно Конституции, прав на свободу слова, которыми наделён военнослужащий наряду с другими гражданами, он не правомочен разглашать государственную и военную тайну. Запрещено заниматься обсуждением приказов командования, а также критикой их решений.

    Реализуется в виде прохождения военслужбы.

    Время нахождения по контракту на службе засчитывается в общий трудовой стаж, как госслужба.

    Преференции, которые предназначены для военнослужащих, определяются ФЗ. Из редакции норматива с последними изменениями можно выделить группу граждан, которым положены эти привилегии.

    К категориям, подлежащим покрытию компенсациями, относятся:

    • Непосредственно воины ВС, а также их семьи. Под категорию семьи попадают супруги, несовершеннолетние отпрыски и другие лица, состоящие на иждивении у защитника-армейца.
    • Уволенные со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
    • Граждане, уволенные из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
    • Ветераны ВОВ, а также участники БД, проходящих на территории других стран.
    • Лица, обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, ориентированных на подготовку к военной службе и не достигшие совершеннолетия.
    • Военные, выполняющие свою повинность при вооруженных конфликтах, или же в условиях ЧП.
    1. Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:
      • Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 65 лет;
      • генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 60 лет;
      • полковника, капитана 1 ранга — 55 лет;
      • военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 50 лет.
    2. Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.
      2.1. Для военнослужащих, проходящих военную службу в органах, другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный настоящей статьей, предельный возраст пребывания на военной службе. Содержащиеся в таких федеральных законах положения о предельном возрасте пребывания на военной службе применяются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
      Военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе и заключившие новый контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 3 статьи 49 данного документа до дня вступления в силу Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ, вправе уволиться с военной службы по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установленного пунктом 1 статьи 49 данного документа в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ).
    3. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы:
      • имеющими воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала, — до достижения ими возраста 70 лет;
      • имеющими иное воинское звание, — до достижения ими возраста 65 лет.

    Срок службы в армии в 2021 году

    [Закон «О воинской обязанности и военной службе»] [Статья 28]

    1. При призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

    о призыве на военную службу;

    о направлении на альтернативную гражданскую службу;

    о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

    об освобождении от призыва на военную службу;

    о зачислении в запас;

    об освобождении от исполнения воинской обязанности.

    Абзац утратил силу.

    1.1. При зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

    Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются «Положением» о призыве на военную службу.

    Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, или лица, уполномоченные этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службе, осуществляющие свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.

    1.2. Военный комиссариат должен уведомить в письменной форме руководителя государственных органа либо организации или муниципального органа, указанных в качестве места работы в документах воинского учета гражданина, признанного не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, о вынесении в отношении этого гражданина заключения, указанного в пункте 1.1 настоящей статьи, в течение пяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации, или со дня вынесения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации решения об отказе в удовлетворении жалобы гражданина на заключение призывной комиссии, а в случае отмены указанных заключения и (или) решения призывной комиссии соответствующего субъекта Российской Федерации по решению суда — в течение пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу решения суда.

    2. В случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    3. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу.

    4. На призывную комиссию возлагаются также обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора граждан, изъявивших желание поступить в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, и принятию решения о направлении их для прохождения вступительных испытаний или об отказе в таком направлении.

    5. Призывная комиссия принимает соответствующие решения или выносит заключение, указанное в пункте 1.1 настоящей статьи (далее также — заключение), на основании настоящего Федерального закона, других федеральных законов, Положения о призыве на военную службу и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

    6. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения.

    Кроме того, еще в январе 2018 года заместитель главы комитета Госдумы по обороне Андрей Красов внес законопроект, который обяжет призывников являться в военкомат без повестки. Согласно документу, повестку можно будет отправить по почте заказным письмом. Она будет считаться полученной, если уведомление о вручении подпишет призывник или любой совершеннолетний член его семьи.

    Если повестка придет позже указанной в ней даты явки, призывник обязан появиться в военкомате в течение трех дней. Если повестка придет, когда призыв уже закончился, призывник обязан явиться в военкомат до начала следующего призыва. Если молодой человек вообще не получил повестку, он все равно должен прийти в военкомат.

    Как говорят авторы законопроекта, новые правила помогут повысить эффективность механизма «вручения гражданам повесток о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу».

    Законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» был предложен в 2017 году группой членов Совета Федерации во главе с сенатором Виктором Озеровым. Авторы аргументировали необходимость закона тем, что многие призывники учатся в вузах крупных городов, по разным причинам не могут получить местную регистрацию, поэтому их и не ставят на воинский учет.

    6 февраля 2021 года Президентом Российской Федерации в Кремле был подписан Федеральный закон №8 ФЗ, принятый Государственной думой 22 января и одобренный Советом Федерации в конце января 2021 года. Новый Федеральный закон о гражданах, не состоящих на воинском учете, вступает в силу с 17 февраля 2021 года и вносит очередные поправки в действующее законодательство, в частности в 53 Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе».

    Изменения касаются трех статей действующего закона и носят характер дополнений новыми абзацами и замены принципиально значимых словообразований. В целом коррективы продиктованы необходимостью борьбы с уклонистами, использующими уязвимости несовершенства требований к руководителям предприятий и иным работодателям по своевременному информированию военкоматов о наличии в штате организации лиц призывного возраста, не стоящих на воинском учете.

    В 53 Федеральном законе порядок постановки на воинский учет регламентирован восьмой статьей, состоящей из тридцати двух абзацев. В новой редакции закона статья дополнена двумя абзацами, устраняющими основную уязвимость в уклонении от постановки на воинский учет путем проживания и трудоустройства в регионах, отличных от места прописки:

    1. Первый пункт восьмой статьи дополнен абзацем, содержащим информацию об обязанности всех лиц вставать на воинский учет по месту фактического пребывания или проживания вне зависимости от наличия/отсутствия прописки (регистрации). Одновременно дополненная статья обязывает военные комиссариаты принимать к регистрации лиц без прописки: «Отсутствие жилищной прописки по месту фактического пребывания резидента не является достаточной причиной для отказа в принятии к учету в военном комиссариате».
    2. Третий абзац восьмой статьи в новой редакции закона обязывает военные комиссариаты принимать к учету лиц призывной категории по их фактическому местонахождению без учета наличия/отсутствия регистрации. С 17 февраля 2021 года воинский учет таких граждан реализуется по адресным данным, указываемым самим человеком в качестве своего фактического местонахождения (проживания или прохождения обучения). Учету подлежат, в том числе, и лица, находящиеся в регионе на временной основе без регистрации, но более трех месяцев.
    3. Девятнадцатый абзац 1-го пункта 8-й статьи изменен в части, касающейся прав администрации сельских поселений и органов местного самоуправления городских округов по всестороннему обеспечению и содействию постановке на учет в военкоматах, корректировке документации учета граждан при их переездах, смене места жительства или учебы. Ранее абзац предусматривал аналогичные действия только в отношении административных границ муниципальных образований.
    4. В пункте 4-м восьмой статьи новой редакцией закона уточнен перечень обязательных сведений в документах первичного воинского учета. В частности раздел данных о месте пребывания заменен сведениями о фактическом (в том числе и не подтвержденным регистрационными данными) месте нахождения.
    5. Седьмой абзац, определяющий указание в первичных документах воинского учета места работы гражданина, дополнен необходимостью отражения места его учебы (при прохождении обучения очной формы).

    Кого касается призыв военнообязанных в 2021 году?

    Изменения коснулись и личной ответственности лиц призывного возраста по самостоятельной (безнадзорной) приписке к военкомату в регионе текущего пребывания. Так, из 10-й статьи 53-го Федерального закона исключены правила регистрации военнообязанных лиц по месту проживания. Они заменены обязанностью гражданина самостоятельно вставать на учет в военкомате в том месте, где он в конкретный момент времени находится и планирует находиться сроком более девяноста суток, вне зависимости от цели пребывания и наличия регистрации в соответствии со вторым пунктом 8-й статьи вновь принятого закона.

    За непредставление достоверных сведений или несвоевременное их предоставление, отсутствие гражданина в месте и дату, обозначенную в повестке, или неприбытие в военкомат для регистрации в военно-учетных документах, предусмотрена ответственность в соответствии с положениями действующего законодательства. В частности, согласно ст. 21.4 КоАП РФ предусмотрен штраф для руководителя или иного ответственного лица в размере от 300 р. до 1000 р.

    • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

    • Бюджетный кодекс РФ

    • Водный кодекс Российской Федерации РФ

    • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

    • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

    • ГК РФ

    • Гражданский кодекс часть 1

    • Гражданский кодекс часть 2

    • Гражданский кодекс часть 3

    • Гражданский кодекс часть 4

    • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

    • Земельный кодекс РФ

    • Кодекс административного судопроизводства РФ

    • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

    • Кодекс об административных правонарушениях РФ

    • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

    • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

    • НК РФ

    • Налоговый кодекс часть 1

    • Налоговый кодекс часть 2

    • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

    • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

    • Трудовой кодекс РФ

    • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

    • Уголовный кодекс РФ

    • ФЗ об исполнительном производстве

    • Закон о коллекторах

    • Закон о национальной гвардии

    • О правилах дорожного движения

    • О защите конкуренции

    • О лицензировании

    • О прокуратуре

    • Об ООО

    • О несостоятельности (банкротстве)

    • О персональных данных

    • О контрактной системе

    • О воинской обязанности и военной службе

    • О банках и банковской деятельности

    • О государственном оборонном заказе

    • Закон о полиции

    • Закон о страховых пенсиях

    • Закон о пожарной безопасности

    • Закон об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств

    • Закон об образовании в Российской Федерации

    • Закон о государственной гражданской службе Российской Федерации

    • Закон о защите прав потребителей

    • Закон о противодействии коррупции

    • Закон о рекламе

    • Закон об охране окружающей среды

    • Закон о бухгалтерском учете


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *