Положение о службе охраны труда 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о службе охраны труда 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ТРУДУ И ЗАНЯТОСТИ

ПИСЬМО

от 15 января 2021 года N 57-ТЗ

[О вступлении в силу 40 новых правил по охране труда]


Федеральная служба по труду и занятости сообщает, что с 1 января 2021 года вступили в силу 40 новых правил по охране труда (перечень прилагается), а ранее действующие правила признаны утратившими силу.

Вместе с тем, требования правил по охране труда, которые признаны утратившими силу, в настоящее время включены в проверочные листы, утвержденные приказом Роструда от 10.11.2017 N 655. Учитывая, что предмет плановой проверки всех работодателей ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (п.8 Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875), государственный инспектор труда при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий с 1 января 2021 года не вправе проверять исполнение требований правил по охране труда, утративших силу.

В целях качественного проведения плановой проверки, при использовании формы проверочного листа (списка контрольных вопросов), согласно приложению N 31 к приказу Роструда от 10.11.2017 N 655, учитывая, что основой организации и функционирования системы управления охраной труда (далее — СУОТ) является положение о СУОТ (п.7 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России от 19.08.2016 N 438н), необходимо проверять не только наличие у работодателя Положения о СУОТ, но и наличие в данном положении соответствующих разделов (подразделов), указанных в п.8 Типового положения о системе управления охраной труда, утвержденного приказом Минтруда России oт 19.08.2016 N 438н (далее — Типовое положение) и разработанных в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда.

Кроме того в ходе проведения плановой проверки необходимо давать оценку соблюдения работодателем государственных нормативных требований охраны труда, в том числе требований правил по охране труда, вступивших в силу с 1 января 2021 года, при создании и обеспечении функционирования СУОТ.

В случае выявления нарушений должностным лицом, проводящим проверку, руководителю государственной инспекции труда направляется служебная записка, с указанием выявленных нарушений, для инициирования внеплановой проверки.

Напоминаем, что согласно п.2 Типового положения создание и обеспечение функционирования СУОТ осуществляется работодателем посредством соблюдения государственных нормативных требований охраны труда с учетом специфики своей деятельности, достижений современной науки и наилучшей практики, принятых на себя обязательств и на основе международных, межгосударственных и национальных стандартов, руководств, а также рекомендаций Международной организации труда по СУОТ и безопасности производства.

Образец Положения по ОТ трудно назвать типовым, ведь на каждом предприятии/производстве существуют особые условия труда и, соответственно, используются разные подходы для обеспечения безопасности работников. В то же время типовое положение поможет понять структуру данного нормативного локального документа, а значит, трудностей с разработкой индивидуального Положения возникнуть не должно.

При составлении этого документа необходимо придерживаться условий, перечисленных в ГОСТ 12.0.230-2007, пользоваться типовым списком мероприятий по ОТ. На нашем сайте вы сможете скачать образец Положения по охране труда, созданный на основе этого документа.

На каждом предприятии работодатель обязан обеспечивать создание безопасных условий труда для своих сотрудников. С этой целью он должен спланировать и ежегодно реализовывать ряд мероприятий, улучшающих условия труда сотрудников. Также ему следует определить уровень ответственности и круг лиц, которые обеспечат внедрение практики по выполнению норм ОТ.

С этими задачами справится единый локальный документ — положение по охране труда, в котором будет учтено всё необходимое для обеспечения безопасных и комфортных условий труда сотрудников. При разработке такого документа предприятие может использовать предложенный нами выше образец.

Документ: Постановление Правительства РФ от 29.12.2020 N 2349

«Об утверждении перечня работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств»

Вступил в силу: 1 января 2021 года

Определен новый перечень должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами. Проверьте, не включили ли в этот перечень позиции, которые занимают ваши работники

Правительство утвердило новый перечень работ, профессий и должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами (далее — Перечень). Действующий Перечень шире предыдущего. Там появились такие позиции, как, например, машинист рельсового автобуса, матрос-спасатель, составитель поездов.

Отметим, что в отношении работников, чья должность или профессия есть в Перечне, действуют специальные правила. В частности, таким сотрудникам запрещена работа по совместительству, связанная с управлением транспортным средством (ч. 1 ст. 329 ТК). Поэтому рекомендуем проверить, не включили ли должности, которые занимают ваши работники, в Перечень.

Также напомним, что для отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, установлены особенности режима рабочего времени и условий труда. Недавно обновили соответствующие правила, касающиеся водителей автомобилей (приказ Минтранса от 16.10.2020 № 424).

Документы: Приказ Минтруда России N 988н, Минздрава России N 1420н от 31.12.2020″Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры» и

Приказ Минздрава России от 28.01.2021 N 29н»Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»

Вступает в силу: 1 апреля 2021 года

Перечень производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медосмотры, а также порядок проведения таких медосмотров вступят в силу с 1 апреля.

Перечень во многом повторяет положения действующего документа. Однако в нем есть ряд новшеств.

Так, в новом перечне в числе физических факторов по-прежнему указано электромагнитное поле широкополосного спектра частот (5 Гц — 2 кГц, 2 кГц — 400 кГц). При этом отсутствует оговорка, что его нужно учитывать только при превышении ПДУ. Напомним, такое условие в действующий перечень включили не так давно. Если новый документ не уточнят, может снова стать актуальным вопрос, когда нужно организовывать медосмотры персонала, работающего за компьютерами более 50% времени.

Уточнили, в каких случаях нужно проводить осмотры, если место работы удалено от учреждений, оказывающих специализированную медпомощь. Транспортная доступность должна превышать 60 минут. Сейчас такого критерия нет.

Новый порядок медосмотров также во многом сохранил текущие положения. Среди изменений можно отметить такие:

  • периодические осмотры смогут проводить мобильные бригады врачей. Для этого работникам придется предварительно пройти диагностические исследования в медорганизации;
  • результаты осмотров, которые работник прошел не более одного года назад, должны учесть, если нет показаний для повторных исследований или обследований. Сейчас предыдущие осмотры учитывать необязательно;
  • работодатели смогут сэкономить на предварительных осмотрах. Врачебной комиссии можно будет предоставить результаты диспансеризации (первого этапа) и ежегодного профосмотра взрослого населения, которые оплачиваются за счет ОМС.

Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467 «Об утверждении перечня нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 статьи 15 Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»

Правительство утвердило перечень 1275 НПА, которые продолжают действовать вопреки правилу гильотины. Часть из документов будет работать без срока, по другим разработчикам дали время на замену. Работодатели должны соблюдать их, контролеры — использовать при проверках.

Продолжайте применять в работе приказы федеральных органов исполнительной власти, которыми утвердили типовые норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других СИЗ. В перечень актуальных НПА также внесли:

  • Порядок предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медосмотров, утв. приказом Минздрава от 15.12.2014 № 835н;
  • Межотраслевые правила обеспечения спецодеждой, спецобувью и другими СИЗ, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н;
  • Типовые нормы бесплатной выдачи смывающих и обезвреживающих средств и стандарт безопасности, утв. приказом Минздравсоцразвития от 17.12.2010 № 1122н;
  • Формы документов для расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. постановлением Минтруда от 24.10.2002 № 73;
  • Типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профрисков, утв. приказом Минздравсоцразвития от 01.03.2012 № 181н;

До 1 сентября 2021 года имеют силу Порядок обучения по охране труда и проверки знаний, утв. постановлением Минтруда, Минобразования от 13.01.2003 № 1/29, Правила обязательного психиатрического освидетельствования, утв. постановлением Правительства от 23.09.2002 № 695, а также Типовое положение о СУОТ, утв. приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н. Также до этого срока будут действовать нормы пожарной безопасности для обучения по приказу МЧС от 12.12.2007 № 645.

До 1 апреля 2021 года нужно применять Перечни вредных и опасных производственных факторов и работ для предварительных и периодических медосмотров и Порядок их проведения, утв. приказом Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н.

Документ: Федеральный закон от 30.12.2020 № 503-ФЗ «О внесении изменений в статьи 8 и 11 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»

Вступил в силу: 1 января 2021 года

Все декларации соответствия условий труда стали бессрочными, в том числе уже действующие.

До 30 декабря 2020 года декларация действовала пять лет. Теперь декларация действует бессрочно при условии, что сохраняются условия труда на соответствующем рабочем месте.

Декларация прекратит действие в трех случаях, если:

  • у кого-то из работников будет выявлено профзаболевание;
  • произойдет несчастный случай на производстве по причине вредных или опасных факторов;
  • инспектор ГИТ при проверке обнаружит нарушения в отношении работника или на его рабочем месте, за которые работодателю грозит наказание по статье 5.27.1 КоАП.

В каждом из этих случаев нужно будет провести внеплановую спецоценку на соответствующем рабочем месте (ч. 5 ст. 11 Федерального закона № 426-ФЗ).

Новая редакция раздела ТК РФ об охране труда: проект прошел первое чтение

Источник: Проект Федерального закона N 1070354-7

Планируют улучшить механизмы предупреждения производственного травматизма и профзаболеваний. Организациям придется систематически обнаруживать, распознавать и описывать опасности, в т.ч. их источники, условия возникновения и потенциальные последствия (с. 47 проекта).

Работодателям хотят разрешить вести электронный документооборот в области охраны труда. Также для контроля за безопасностью они смогут дистанционно фиксировать рабочие процессы, в частности с помощью видео (с. 34 проекта). Пока такая возможность закреплена в отдельных «свежих» правилах по охране труда.

При выполнении работ предлагают вести учет микротравм — ссадин, ушибов и других повреждений, которые не привели к расстройству здоровья или к временной нетрудоспособности. Нужно рассматривать причины их возникновения (с. 63 проекта). Основанием для проверки послужит обращение пострадавшего к руководству.

Положение об охране труда работников — образец-2021

Читайте в обзоре новостей за прошлую неделю:

  • Утвердили новый Порядок вместо приказа № 302н;
  • Генпрокуратура начала массовые проверки по соблюдению охраны труда;
  • стало известно, как ГИТ проверит соблюдение требований новых ПОТ;
  • замминистра труда разъяснил, как будут проходить дистанционные инструктажи;
  • планируют давать дополнительный выходной работникам, которые привились от коронавируса;
  • опубликовали проект нового положения о комитете (комиссии) по ОТ;
  • Минтруд разрабатывает проекты НПА для новой редакции раздела X ТК;
  • Ростехнадзор опубликовал новый чек-лист по промбезопасности;
  • с 1 сентября сократят количество обязательных требований в строительстве;
  • приняли новые СанПиН с нормами вредных веществ в рабочей зоне, на спецодежде и оборудовании.

В каждой организации в обязательном порядке издаются документы в сфере охраны труда, которые являются правовой базой для управления такой деятельностью в компании. В соответствии со ст. 217 ТК РФ, работодатель, осуществляющий производственную деятельность, и у которого трудятся более 50 человек, обязан создать подразделение либо ввести должность специалиста, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области. Если директором принято решение о создании уполномоченного органа, то типовое положение о службе охраны труда разрабатывается в обязательном порядке. Цель разработки документа — закрепить полномочия такого органа и его работников, определить основные направления деятельности.

Для разработки локального акта следует руководствоваться Рекомендациями, утвержденными Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 08.02.2000 № 14. Они разработаны с целью оказания помощи работодателям при организации работы уполномоченного органа. В соответствии с Рекомендациями, образец положения о службе охрана труда должен состоять из следующих разделов:

  • общие нормы;
  • основные задачи;
  • функции;
  • права работников;
  • организация работы;
  • формирование;
  • контроль и ответственность.

В соответствии с пунктами 1 и 3 Рекомендаций, служба создается руководителем как самостоятельное структурное подразделение организации и состоит из штата специалистов во главе с руководителем (начальником). Структура и численность определяются директором предприятия в зависимости от количества работающих, характера условий работы, опасности производства и иных факторов с учетом Межотраслевых нормативов численности, утвержденных Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10.

Требования к знаниям, квалификации и должностные обязанности лиц, которые могут быть специалистами, определены в разделе «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и в профессиональном стандарте «Специалист в области охраны труда». Как пояснил Минтруд России, если наименования должностей, профессий, специальностей содержатся и в квалификационных справочниках, и в профессиональных стандартах, работодатель самостоятельно определяет, какой акт использовать, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Уполномоченный орган организует свою работу совместно с другими подразделениями организации, уполномоченными лицами профсоюзов или иных представительных органов, комитетом (комиссией), с федеральными органами исполнительной власти и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ в этой сфере, органами государственного надзора и контроля (п. 4 Рекомендаций).

Минтруд России в Письме от 29.12.2016 № 15-2/ООГ-4698 пояснил, что Рекомендации не являются нормативным правовым актом, так как не зарегистрированы Минюстом России, и носят рекомендательный характер. В связи с этим, разрабатывая положение о службе охраны труда в школе, не обязательно полностью копировать Рекомендации, следует руководствоваться иными документами, регулирующими этот вопрос.

Скажем сразу — изменений много и коснутся они без исключений каждого специалиста по охране труда и каждого работодателя.

В своем докладе Георгий Молебнов отметил, что в реализации регуляторной гильотины есть трудности и сложности, которые все же удается преодолевать.

На данный момент Минтруд реализует переход от реагирующей системы к предупреждающим действиям, предупреждающей системе управления, в т.ч. системе управления профессиональными рисками. На самом деле эта работа была начата еще в 2016 году, когда был принят Приказ Минтруда России №438 н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», в котором описаны, по мнению Минтруда, все существующие опасности. В 2017 Минтруд РФ присоединился к международной программе Vision Zero, на данный момент уже 25 субъектов РФ также присоединились к ней, подписав соответствующие соглашения. Цель этой программы – нулевой травматизм, при этом процедура оценки профессиональных рисков является одной из ее главных составляющих.

Минтрудом был переработан 10 раздел Трудового Кодекса РФ «Охрана труда», который находится на последней стадии согласования. В обновленном разделе предусмотрена отдельная статья по профессиональным рискам. Молебнов отметил, что в России уже многие компании, в основном из крупного бизнеса, достаточно давно проводят оценку рисков и теперь Трудовой Кодекс позволит распространить эту практику на всех работодателей, одновременно систематизировав подход в решении этой задачи.

Важной задачей стоит необходимость обеспечения взаимодействия между всеми существующими процессами в охране труда (обучение, обеспечение СИЗ, медосмотры и т.д.), которые сейчас описаны по раздельности и нет никакого связующего звена. Планируется объединить все эти обязанности в новую единую систему. Все это будет происходить в рамках оценки профессиональных рисков. При внедрении оценки профрисками работодателю будет проще управлять существующими опасностями, которые будут у него выявлены. Точечно управлять 20-30-50 опасностями и проводить финансирование устранения причин этих опасностей намного проще и дешевле, чем соблюдать все существующие на данный момент требования и распыляться на улучшение условий труда на всех недостаточно опасных и рискованных местах.

Отдельно было отмечено, что какого-либо навязывания единой методики проведения оценки профессиональных рисков со стороны государства не будет. Методики на текущий момент уже подготовлены. ВНИИ труда занимается типовыми решениями, которые работодатель сможет использовать в своей практике оценки профрисков. Однако единой методики для всей страны, субъекта РФ или для отдельной отрасли не будет. Работодатель будет вправе использовать любую методику, которую считает наиболее подходящей для себя, в т.ч. собственную, разработанную внутри компании.

АКТУАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ОХРАНЫ ТРУДА В 2021 ГОДУ

Какие главные документы по ОТ для предприятия? Единого разработанного списка по данному вопросу нет, но при этом есть список документов, который должен быть на каждом предприятии. Главным документом является положение об организации работы по ОТ в 2021 г. Подобный документ должен иметь такую структуру:

  • единые условия. В данном документе нужно учитывать все цели по ОТ в организации;
  • обязанности директора предприятия, сотрудников, которые ответственны за ОТ;
  • права сотрудников. Указаны права каждого работника по ОТ, а также перечислен список всех ответственных лиц;
  • перечислен список работ для нормального существования условий труда;
  • прописана ответственность если не будут соблюдены нормы по ОТ;
  • описаны правила проведения расследований всех несчастных случаев на предприятии.

Также нужно создать положение о службе ОТ в организации. Нужно указать принципы работы предприятия, прописать как будет производиться контроль по ОТ.

Все работники предприятия должны пройти обучение по ОТ, согласно ч. 1 ст. 225 ТК РФ. Число травм на предприятии должно быть сокращено к минимуму, как и число профзаболеваний. Сотрудники предприятия должны проходить обучение, как оказывать первую помощь пострадавшим людям 1 раз в год. Каждый сотрудник должен обладать необходимыми знаниями по охране труда, которые в свою очередь проверяет руководящий состав предприятия. При принятии на работу нового сотрудника, необходимо провести его обучение, в течении одного месяца. После этого необходимо подтверждать знания каждые 3 года. Программы обучения, могут быть разработаны или предприятием, или при помощи привлечения экспертов со стороны. Институт Прогрессивных Технологий готов произвести обучение по охране труда в установленные сроки на любом предприятии.

1. Настоящим Типовым положением определяются основные задачи и функции службы охраны труда организации (далее — служба охраны труда).

2. Для целей настоящего Типового положения используются термины и их определения в значениях, установленных Законом Республики Беларусь «Об охране труда».

3. Структура и численность службы охраны труда устанавливаются в зависимости от численности работников, характера и степени опасности факторов производственной среды и трудового процесса, наличия опасных производственных объектов, работ с повышенной опасностью и удаленности структурных подразделений друг от друга.

4. Служба охраны труда подчиняется непосредственно руководителю организации или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю.

5. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии:

  • со структурными подразделениями организации (далее — структурные подразделения);
  • с контролирующими (надзорными) органами, с профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов (далее — профсоюзы), другими организациями.

6. Служба охраны труда организует работу по охране труда в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда», иными актами законодательства.

7. На должности руководителя и специалистов службы охраны труда назначаются лица в соответствии с квалификационными требованиями, предусмотренными законодательством.

8. Работники службы охраны труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством.

9. На основе настоящего Типового положения в организациях разрабатываются положения о службе охраны труда, учитывающие специфику и характер деятельности организации.

10. Основными задачами службы охраны труда являются:

  • организация работы по охране труда;
  • осуществление контроля за соблюдением работающими требований по охране труда.

11. Служба охраны труда в соответствии с возложенными на нее задачами:

11.1. принимает участие в координации деятельности структурных подразделений по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

11.2. участвует в работе организации по пропаганде и внедрению передового опыта безопасных методов и приемов труда, сотрудничеству с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда, информированию о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты и об иных вопросах, связанных с охраной труда;

11.3. осуществляет совместно с иными структурными подразделениями подготовку документов по вопросам охраны труда, в том числе перечня инструкций по охране труда, документов по вопросам обучения, стажировки, инструктажа, проверки знаний, и иным вопросам, предусмотренным законодательством об охране труда;

11.4. участвует в организации проведения инструктажей по охране труда в порядке, установленном законодательством;

11.5. принимает участие в коллективных переговорах при рассмотрении вопросов охраны труда, подготовке проектов положений коллективного договора, касающихся охраны труда, разработке плана мероприятий по охране труда;

11.6. участвует в соответствии с законодательством в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведении анализа причин несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, разработке мер по их профилактике и предупреждению;

11.7. разрабатывает совместно со структурными подразделениями мероприятия по внедрению и функционированию системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности;

11.8. осуществляет контроль за соблюдением работающими требований по охране труда в порядке, установленном законодательством;

11.9. организует совместно со структурными подразделениями проведение обучения и проверки знаний работников по вопросам охраны труда;

11.10. участвует в работе комиссий, в том числе комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, по общему техническому осмотру зданий (помещений), по охране труда и других;

11.11. вносит предложения либо участвует в подготовке предложений по вопросам:

  • совершенствования системы управления охраной труда, разработке локальных правовых актов, содержащих требования по охране труда;
  • внедрения безопасных технологических процессов, производственного оборудования;
  • вывода из эксплуатации производственного оборудования, не соответствующего требованиям по охране труда;
  • Аттестация рабочих мест
  • Услуги по экологии
  • Сертификация в Беларуси и Минске

Обзор для специалиста по охране труда за период с 01.01.2021 г. по 31.01.2021 г.

Локальные документы по охране труда разрабатываются на основании ТК РФ, а также Федеральных законов:

  • от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
  • от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;
  • от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» к нормативным правовым актам по охране труда, на которые также необходимо опираться при разработке пакета документов, отнесены:

  • стандарты безопасности труда;
  • правила и типовые инструкции по охране труда;
  • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, в которых прописаны требования к факторам производственной среды, к трудовому процессу.

При разработке перечня документов по охране труда на предприятии надо учесть следующие требования к документам по охране труда:

  • ЛНА не должны противоречить Федеральному законодательству и государственным нормативным правовым актам в сфере охраны труда;
  • не должны содержать норм, которые ухудшают положение работника по сравнению с тем, которое прописано в Федеральном законодательстве о труде, об охране труда;
  • внутренние документы по охране труда должны действовать только в рамках одной организации.

При подготовке документов по охране труда необходимо учесть требования, которые законодательство предъявляет к руководству предприятия:

  • обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений, проведении различных видов работ, при применении инструментов;
  • применение подлежащих сертификации средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • соблюдение режима труда и отдыха работников;
  • проведение обучения безопасным методам и приемам работы, оказанию первой медицинской помощи, в том числе проведение инструктажей на рабочем месте;
  • недопущение сотрудников, которые не прошли обучение охране труда и проверку знаний, к работе;
  • информирование сотрудников об условиях работы, охране труда на рабочих местах, о возможных рисках, средствах индивидуальной защиты и предусмотренных компенсациях;
  • принятие мер для предотвращения аварийных ситуаций, обеспечение безопасности работников при их возникновении;
  • расследование и учет несчастных случаев на производстве, случаев возникновения профессиональных заболеваний;
  • санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • социальное страхование работников от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;
  • информирование сотрудников о требованиях охраны труда;
  • разработка документов по охране труда по согласованию с первичной профсоюзной организацией, Советом трудового коллектива.

Ответственное лицо по охране труда назначается в организациях со штатом свыше 50 человек. Оформление этого документа по охране труда строго не регламентировано, он пишется в свободной форме. Указываются:

  • ФИО, должность ответственного лица;
  • обязанности, которые на него возлагаются.

В документе делается ссылка на законодательный акт или распоряжение, во исполнение которого он составляется.

Сотрудник обязательно должен быть под роспись ознакомлен с приказом. Приказ утверждает руководитель организации. Документ оформляется на фирменном бланке и учитывается в специальном журнале.

Один из часто задаваемых вопросов, какие документы нужны по охране труда для проведения обучения? Отвечаем. В список входят:

  • приказ о проведении обучения и проверке знаний по охране труда работников;
  • приказ о создании комиссии по проверке знаний охраны труда и безопасных методов работы — в комиссии должно быть не менее 3 человек;
  • программы обучения по охране труда с учетом особенностей профессий, должностей и выполняемых сотрудниками работ;
  • графики проведения обучения и проверки знаний по его итогам;
  • итоговые протоколы проверки знаний охраны труда;
  • удостоверения утвержденного образца о проверке знаний охраны труда.

К документации по эксплуатации оборудования относятся:

  • приказ о назначении ответственного за состояние оборудования работника;
  • графики планово-предупредительных ремонтов оборудования — составляются ежегодно, чтобы качественно и вовремя проводить ремонт, в обязательном порядке доводятся до сведения руководителей подразделений;
  • журналы технического состояния производственного оборудования — заводятся на каждую единицу техники.

Примеры документов можно скачать здесь.

Хранение документов по охране труда может быть вменено в обязанности специалисту по охране труда или делопроизводителю. Необходимо обратить внимание, что у всех документов разные сроки хранения, которые изменились с 21 февраля 2020 года. Приказы и нормативные документы по основной деятельности предприятия хранятся постоянно.

За нарушение предусмотрено наказание по ст. 13.20 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

1. В организации работодатель осуществляет управление охраной труда путем создания службы охраны труда или же введения должности специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области.

2. Создание и деятельность службы охраны труда в организации осуществляются в соответствии с Постановлением Минтруда РФ от 22 января 2001 г.

N 10 «Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях» (Бюлл. Минтруда РФ.

2001. N 4), а также Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г.

N 14 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы службы охраны труда в организации» (Бюлл. Минтруда РФ.

2000. N 2, 3).

3. При отсутствии в организации службы охраны труда или специалиста по охране труда может быть заключен договор на оказание соответствующих услуг со специалистами или организациями, в установленном ТК порядке оказывающими такие услуги.

1. Органами управления охраной труда в отраслевых министерствах и ведомствах РФ являются создаваемые там службы охраны труда.

У каждого работодателя (в том числе у индивидуального предпринимателя), осуществляющего производственную деятельность с численностью более 50 работников, создаются службы охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда.

Структура и численность работников службы охраны труда предприятий определяются работодателем с учетом рекомендаций государственного органа управления охраной труда. В организации с численностью 100 работников и менее вопрос этот решает работодатель.

Рекомендации по организации службы охраны труда, утвержденные Постановлением Минтруда РФ от 8 февраля 2000 г. N 14, указывают, что на их основе разрабатываются положения службы охраны труда организации (Бюллетень Минтруда РФ.

2000. N 2.

С. 252).

Структуру службы и численность ее работников определяет работодатель с учетом указанных рекомендаций.

2. Если в организации отсутствует служба охраны труда или специалист по охране труда, их функции осуществляет работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, иной уполномоченный работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору.

3. Все организации, оказывающие услуги в области охраны труда, подлежат обязательной аккредитации.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, устанавливает перечень услуг, для оказания которых необходима аккредитация, а также правила ее проведения.

4. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда осуществляют профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

Статья 217 Трудового кодекса РФ определяет вопросы создания службы по охране труда в организации. Часть первая указанной статьи обязывает работодателей, которые ведут производственную деятельность, создать такую службу или ввести штатную должность специалиста по охране труда.

Обратите внимание: в названии статьи 217 Трудового кодекса РФ сказано, что такая службе только в организациях, однако в самом тексте статьи речь идет о работодателях. Получается, что ее нормы распространяются и на индивидуальных предпринимателей.

Создать службу по охране труда (ввести должность специалиста по охране труда) обязан каждый работодатель, осуществляющий производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек.

Приказ о создании службы выглядит так:

В соответствии со статьей 217 Трудового кодекса Российской Федерации:

1) Создать в организации (на предприятии) службу охраны труда.

2) Начальнику отдела кадров:

подготовить штатное расписание службы охраны труда как структурного подразделения организации;

подготовить «Положение о службе охраны труда».

3) Указанные мероприятия провести до «___» ___________ _____ г.

Приказ о введении штатной должности может быть составлен так:

1) Ввести на предприятии (в организации) должность специалиста по охране труда.

ввести в штатное расписание должность специалиста по охране труда;

подготовить «Должностные обязанности специалиста по охране труда».

Директор Васильева И.А.

Если у работодателя трудится меньше 50 человек, то решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда он принимает с учетом специфики своей производственной деятельности. Если такого решения не принято, то функции по охране труда осуществляют руководитель организации, другой уполномоченный работодателем сотрудник или работодатель — индивидуальный предприниматель.

Масштабные изменения в охране труда произойдут в ближайшее время

правила аккредитации, включающие в себя требования аккредитации, которым должны соответствовать организации, оказывающие услуги в области охраны труда, порядок проведения контроля за деятельностью аккредитованных организаций, порядок приостановления или отзыва аккредитации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

  1. государство как гарант законности реализации прав людей на труд.
  2. работодатель;
  3. работник;

Считается, что ТК РФ, выполняя функцию посредника между сторонами производственного процесса, защищает преимущественно права наёмных работников. В соответствии с нормами ФЗ №197, работники имеют право на:

  1. своевременную выплату заработной платы;
  2. защиту от произвольного увольнения;
  3. сорокачасовую рабочую неделю;
  4. отпуск по беременности и родам и уходу за ребёнком.
  5. отдых в соответствии с режимом и графиком;
  6. обеспечение постоянных и адекватных условий труда в соответствии с договором и существующими нормативами;
  7. защиту персональных данных;

При этом ему необходимо учитывать специфику производственной деятельности компании.

1. Настоящее Положение о службе охраны труда организации разработано с учетом специфики и характера деятельности предприятия.
(на основе Типового Положения о службе охраны труда организации разработанного на основании части шестой статьи 20 Закона Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года, подпункта 7.1.5 пункта 7 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1589 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь» и утвержденное Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 98 от 30 сентября 2013г. и вступившее в силу с 25 января 2014г., в соответствии с чем утратило силу Типовое Положение о службе охраны труда организации, утвержденное постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 мая 2002г. № 82).
2. Для целей настоящего положения применяются термины в значениях, установленных Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 года «Об охране труда» в редакции Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 года (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г. № 158, 2/1453; Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 24.07.2013, 2/2059).
3. Настоящим Положением определяются основные задачи и функции службы охраны труда организации (под службой охраны труда следует понимать структурное подразделение организации: управление, отдел, сектор, инженер по охране труда или специалист по охране труда, далее – служба охраны труда).
4. Служба охраны труда является самостоятельным структурным подразделением и подчиняется непосредственно руководителю предприятия или уполномоченному в соответствии с системой управления охраной труда его заместителю – главному инженеру.
5. Служба охраны труда организует работу по охране труда в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об охране труда», иными актами законодательства.
6. Работники службы охраны труда кроме выполнения своих трудовых функций могут привлекаться только для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

7. Основными задачами службы охраны труда являются:
организация работы по охране труда, координация деятельности структурных подразделений по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;
создание, внедрение и совершенствование системы управления охраной труда;
внедрение передового опыта и научных разработок в области охраны труда;
пропаганда охраны труда;
осуществление контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

26. Служба охраны труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии:
со структурными подразделениями организации (далее – структурные подразделения) в пределах их полномочий установленных системой охраны труда и других локально нормативных правовых актов, с первичной профсоюзной организацией независимо от наличия у нее статуса юридического лица либо уполномоченными лицами по охране труда работников предприятия;
с органами, уполномоченными на осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда, органами государственного управления охраной труда на республиканском, отраслевом и региональном уровне в пределах предоставленных им прав и полномочий, с профессиональными союзами, их организационными структурами, объединениями таких союзов (далее – профсоюзы), службой охраны труда вышестоящей организации, медицинскими организациями, научно-исследовательскими, проектно-конструкторскими другими организациями и учреждениями в соответствии с законодательством.

27. Контроль за деятельностью службы охраны труда осуществляет руководитель организации или уполномоченный в соответствии с системой управления охраной труда его заместитель – главный инженер, служба охраны труда вышестоящей организации, органы, уполномоченные на осуществление контроля (надзора) за соблюдением законодательства об охране труда, органы государственного управления охраной труда на республиканском, отраслевом и региональном уровне в пределах предоставленных им прав и полномочий;
Работники службы охраны организации несут ответственность за выполнение своих обязанностей, определенных настоящим положением о службе охраны труда организации и должностной инструкцией

Главный инженер ______________ _______________
«____» «_______» 2017 г.

Визы:

Ведущий юрисконсульт ______________ ______________
«____» «_______» 2017г.

Специалист по кадрам
«____» «_______» 2017г. ______________ ______________

Ознакомлен:
Инженер по охране труда ___________________ _______________
«____» «_______» 2017г.

Департамент государственной службы и кадров Минпросвещения России по согласованию с Общероссийским профсоюзом образования направляет для использования в работе примерные Положения о системе управления охраной труда в образовательных организациях.

Приложение:

1. Примерное Положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации — 55 стр.;

2. Примерное Положение о системе управления охраной труда в общеобразовательной организации — 55 стр.;

3. Примерное положение о системе управления охраной труда в образовательной организации дополнительного образования — 66 стр.;

4. Примерное положение о системе управления охраной труда в средней профессиональной образовательной организации — 96 стр.

Директор Департамента М.В. Бакутин

Примерное положение о системе управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — Примерное положение) разработано в соответствии c Трудовым кодексом Российской Федерации, Типовым положением о системе управления охраной труда, утверждённым приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007», Межгосударственным стандартом ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования».

Настоящее Примерное положение определяет порядок организации работы по охране труда и структуру управления охраной труда в дошкольной образовательной организации (далее — образовательная организация), служит правовой и организационно-методической основой локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.

Создаем и утверждаем положение о службе охраны труда в организации

Система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса (далее — СУОТ) является неотъемлемой частью общей системы управления образовательной организацией.

Основа функционирования СУОТ — Положение о СУОТ в образовательной организации, утвержденное приказом работодателя (руководителя образовательной организации) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Положение о СУОТ содержит следующие разделы (подразделы):

1. Политика и цели в области охраны труда и безопасности образовательного процесса.

2. Обеспечение функционирования СУОТ:

3. Процедуры, направленные на достижение целей в области охраны труда и безопасности образовательного процесса:

4. Планирование мероприятий по реализации процедур.

5. Контроль функционирования СУОТ и мониторинг реализации процедур.

6. Планирование улучшений функционирования СУОТ.

7. Управление документами СУОТ.

Политика является самостоятельным документом (разделом документа) образовательной организации, содержащим основные направления деятельности и обязательства работодателя (руководителя образовательной организации) в области охраны труда и безопасности образовательного процесса. Политика в области охраны труда и безопасности образовательного процесса (далее — Политика по охране труда) обеспечивает:

— приоритет сохранения жизни и здоровья работников и детей в процессе трудовой и образовательной деятельности;

— соответствие условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

— выполнение последовательных и непрерывных мер (мероприятий) по предупреждению происшествий и случаев ухудшения состояния здоровья работников и детей, профилактике производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, в том числе посредством управления профессиональными рисками;

— непрерывное совершенствование и повышение эффективности СУОТ;

— обязательное привлечение работников, уполномоченных ими представительных органов к участию в управлении охраной труда и обеспечении условий труда, соответствующих требованиям охраны труда, посредством необходимого ресурсного обеспечения и поощрения такого участия;

— установление гарантий и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

— выделение необходимых ресурсов для достижения целей в области охраны труда;

— предоставления необходимых условий и гарантий деятельности лицам, ответственным за обеспечение охраны труда, уполномоченным лицам по охране труда, членам комиссии по охране труда для правильного выполнения ими своих функций.

В Политике по охране труда отражаются:

— положения о соответствии условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

— обязательства работодателя (руководителя образовательной организации) по предотвращению производственного и детского травматизма и ухудшения здоровья работников и детей;

— положения об учете специфики деятельности организации, обусловливающей уровень профессиональных рисков;

— порядок совершенствования функционирования СУОТ.

При определении Политики по охране труда работодатель обеспечивает совместно с работниками и (или) уполномоченными ими представительными органами предварительный анализ состояния охраны труда в образовательной организации и обсуждение Политики по охране труда.

Политика по охране труда, как правило, включается в раздел «Условия и охрана труда» коллективного договора.

Политика по охране труда должна быть доступна всем работникам образовательной организации, а также иным лицам, находящимся на территории, в зданиях и сооружениях образовательной организации.

Основные цели работодателя в области охраны труда определяются Политикой по охране труда, направленной на обеспечение охраны труда и здоровья работников и детей в процессе трудовой и образовательной деятельности, предупреждение производственного и детского травматизма, профессиональной заболеваемости, и достигаются путем реализации работодателем процедур, направленных на достижение целей в области охраны труда и безопасности образовательного процесса.

Общее руководство работой по обеспечению безопасных условий и охраны труда, а также организация контроля за состоянием условий труда на рабочих местах возлагается на работодателя (руководителя образовательной организации).

Руководитель образовательной организации возлагает конкретные обязанности по обеспечению охраны труда и безопасности образовательного процесса на заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений и других работников образовательной организации, включив указанные обязанности в должностные инструкции или утвердив их приказом. Утвержденные руководителем должностные инструкции или приказ доводятся до соответствующего работника под роспись при приеме на работу или назначении на новую должность.

Руководители, специалисты и другие работники образовательной организации в соответствии с распределением обязанностей и требованиями должностных инструкций, допустившие нарушения законодательства об охране труда и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к дисциплинарной, материальной, гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в установленном законодательством порядке.

Руководитель образовательной организации обеспечивает:

— безопасность работников и обучающихся при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в процессе трудовой и образовательной деятельности инструментов, сырья и материалов;

— создание и функционирование системы управления охраной труда;

— создание службы охраны труда или введение должности специалиста по охране труда в образовательной организации с численностью работников свыше 50 человек, либо привлечение специалистов, оказывающих услуги в области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору;

— разработку организационно-распорядительных документов и распределение обязанностей и ответственности работников в сфере охраны труда и безопасности образовательного процесса;

— соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

— режим труда и отдыха работников;

— ресурсное обеспечение мероприятий по охране труда;

— приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;

— обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда;

— организацию и проведение контроля за состоянием условий труда, обучения и воспитания, обеспечивающих жизнь и здоровье работников и детей;

— проведение специальной оценки условий труда;

— организацию управления профессиональными рисками;

— проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников и обучающихся; обязательных психиатрических освидетельствований работников образовательной организации;

— проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья;

— лечебно-профилактическим питанием, молоком соответствующий контингент работников в соответствии с условиями труда и согласно установленным нормам;

— содействие работе комитета (комиссии) по охране труда, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда Профсоюза;

— информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, уровнях профессиональных рисков, а также предоставляемых работникам гарантиях, полагающихся компенсациях и средствах индивидуальной защиты;

— принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников и детей при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи;

— расследование и учет в установленном законодательством порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также несчастных случаев с детьми во время пребывания в образовательной организации;

— санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение, а также доставку пострадавших в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;

— обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— ознакомление работников с требованиями охраны труда;

— разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации;

— своевременное информирование органов государственной власти (в том числе орган управления образованием) о происшедших авариях, несчастных случаях и профессиональных заболеваниях;

— организацию исполнения указаний и предписаний представителей органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), представлений технической инспекции труда Профсоюза, выдаваемых ими по результатам контрольно-надзорной деятельности;

— наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой деятельности организации.

Организация работ по охране труда возлагается на специалиста по охране труда.

Специалист по охране труда:

организует и координирует работу по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, координирует работу структурных подразделений в области охраны труда;

проводит с работниками организации вводный инструктаж, контролирует проведение руководителями подразделений инструктажей по охране труда (первичных, повторных, внеплановых, целевых).

участвует в разработке и контроле за функционированием системы управления охраной труда в образовательной организации;

участвует в управлении профессиональными рисками;

участвует в организации и проведении специальной оценки условий труда;

участвует в разработке локальных нормативных актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса, раздела по охране труда коллективного договора;

осуществляет контроль за целевым использованием средств на реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

участвует в организации и проведении подготовки по охране труда и оказанию первой помощи, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации работников образовательной организации;

участвует в работе по определению контингента работников, подлежащих обязательным медицинским осмотрам и психиатрическим освидетельствованиям;

оказывает методическую помощь заместителям руководителя, руководителям структурных подразделений организации в разработке новых и пересмотре действующих инструкций по охране труда, а также в составлении программ обучения работников безопасным приемам и методам работы;

осуществляет проведение проверок состояния охраны труда в образовательной организации; выдает предписания об устранении имеющихся недостатков и нарушений требований охраны труда, контролирует их выполнение;

осуществляет контроль за соблюдением в организации законодательных и нормативных правовых актов по охране труда, предоставлением работникам установленных компенсаций по условиям труда, проведением профилактической работы по предупреждению производственного и детского травматизма, профессиональных заболеваний, выполнением мероприятий, направленных на создание здоровых и безопасных условий труда и образовательного процесса.

информирует работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующих профессиональных рисках, о полагающихся работникам компенсациях за работу с вредными и (или) опасными условиями труда и иными особыми условиями труда и средствах индивидуальной защиты;

организует размещение в доступных местах наглядных пособий и современных технических средств для проведения обучения по охране труда;

осуществляет координацию и контроль обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также их хранения, оценки состояния и исправности;

осуществляет контроль за обеспечением работников нормативной правовой и методической документацией в области охраны труда;

участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, анализе причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению.

Законодательно форма положения о СОТ не закреплена. При разработке собственного документа организация может опираться на Постановление Минтруда России от 08.02.2000 года №14. В этом документе излагаются основные принципы организации работы СОТ, которые должны быть отражены в положении о службе.

На нашем сайте имеются образец и бланк положения о службе охраны труда, которые также можно использовать в работе. В положение включаются следующие разделы:

  • общие положения;
  • задачи службы;
  • функции службы;
  • обязанности сотрудников;
  • права сотрудников;
  • раздел об ответственности;
  • заключительные положения.

Список не является исчерпывающим и при необходимости в структуру могут быть включены другие разделы.

Охрана труда: Большие изменения в охране труда произойдут в 2021 году

В разделе общих положений определяются цель разработки положения, включающая в себя перечисление статей Трудового кодекса и иных нормативных актов, регулирующих охрану труда в организации.

Здесь же оговаривается место службы охраны труда в организации и приводятся, при необходимости, основные сокращения и термины, используемые в документы.

В этих разделах перечисляются задачи и функции службы. Список должен быть максимально подробным и включающим в себя все аспекты работы подразделения.

Отдельным пунктом могут быть вынесены задачи службы, которые выполняются во взаимодействии с другими подразделениями. Например, «взаимодействует с отделом документационного обеспечения управления по вопросам подготовки локальных нормативных актов в области обеспечения деятельности службы» и так далее.

В данном разделе оговариваются права сотрудников. Более подробно права сотрудников отдела в зависимости от конкретной должности также указываются в должностных инструкциях.

Ответственность

В данном разделе оговаривается общая ответственность подразделения за неисполнение положения. Ответственность за работу подразделения несет начальник службы.

В данном разделе содержится информация о порядке утверждения документа и внесении изменений, могут содержаться дополнительные сведения, не вошедшие в другие разделы.

Разработка документа

Разрабатывает положение о структурном подразделении его руководитель. После разработки положение, как правило, подлежит согласованию:

  • с юрисконсультом на предмет соответствия законодательству;
  • с отделом документационного обеспечения управления на предмет оформления;
  • с руководителем по направлению деятельности (если имеется) и т.п.

В организации может существовать свой порядок согласования.

После согласования финальная версия документа передается на утверждение руководителю организации. Утверждение документа и введение его в действие осуществляется приказом руководителя. Реквизиты приказа вносятся в отведенное для этого поле — «шапку» положения.

В целях улучшения организации работы по созданию здоровых и безопасных условий труда, проведению образовательного процесса, созданию единой структуры управления охраной труда в системе Министерства образования Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить и ввести в действие согласованное с ЦК профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации прилагаемое Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации.

2. Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации:

2.1. Руководствоваться утвержденным Положением в работе органов управления образованием по охране труда.

2.2. Довести до сведения подведомственных учреждений и организаций Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации.

2.3. Организовать проведение семинаров — совещаний с руководителями образовательных учреждений по разъяснению настоящего Приказа и Положения о службе охраны труда в системе Министерства образования Российской Федерации.

3. Руководителям учреждений высшего и среднего педагогического образования, научно-исследовательских учреждений Минобразования России в работе по охране труда руководствоваться Положениями об организации охраны труда, действующими в системах Госкомвуза России и Российской академии наук.

4. Не применять в системе Министерства образования Российской Федерации Приказ Государственного комитета СССР по профессионально-техническому образованию от 08.01.88 N 3 «Об утверждении Положения об организации работы по охране труда в системе Госпрофобразования СССР».

5. Считать утратившими силу Приказ Министерства просвещения РСФСР от 20.01.87 N 15 «О введении в действие Положения об организации работы по охране труда в учреждениях системы Министерства просвещения РСФСР» и Приказ Министерства народного образования РСФСР от 03.11.89 N 375 «Об утверждении Положения о Центральной службе охраны труда Министерства народного образования РСФСР».

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя министра В.А. Болотова.

Министр образования
Российской Федерации
Е.В.ТКАЧЕНКО

УТВЕРЖДЕНО
Приказом Минобразования РФ
от 27 февраля 1995 г. N 92


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *