Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Арбитражный суд система арбитражных судов в 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
На основании Статьи 5 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 N 1-ФКЗ основными и наиболее общими применительно к различным судебным инстанциям в системе арбитражных судов являются следующие задачи:
— защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— содействие укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Вступившие в законную силу судебные акты — решения, определения, постановления арбитражных судов обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Система арбитражных судов РФ 2021
В соответствии с Законом о судебной системе ( ст. 4 ) и Законом об арбитражных судах ( ст. 1 ) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации. Они осуществляют судебную власть при разрешении экономических споров, возникающих из гражданских, административных и иных правоотношений. Из этого можно сделать вывод, что арбитражные суды являются особой, автономной ветвью (подсистемой) федеральных судов.
Арбитражными судами именуются федеральные суды, которые регулируются, а также образовываются федеральным законодательством РФ. В их компетенцию входят разрешение экономических споров, при осуществлении предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, а также рассмотрение дел, в которых участвуют организации (юридические лица), граждане, имеющие статус ИП или нет.
Система арбитражных судов в России регулируется Федеральным конституционным законом № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации». В статье 3 этого закона четко прописано, что в систему федеральных арбитражных судов входят:
- окружные (кассационные) инстанции;
- апелляционные инстанции;
- республиканские, краевые и областные органы, а также органы в городах федерального значения, автономных областях и автономных округах;
- специализированные инстанции.
Высшим арбитражным судом, функционировавший с 1992 года по 2014 год, именовался судебный орган, который занимался рассмотрением экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражу, а также осуществлявший в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах надзор деятельностью низших звеньев системы.
В 2014 году произошла судебная реформа. Так, Федеральный конституционный закон № 2-ФКЗ внес изменения, которые подразумевали под собой объединение Верховного и Высшего Арбитражного Судов Российской Федерации. Если говорить о темпах объединения, то все шло наступательными шагами. Всего за один год концепция прошла стадию от разработки до реализации. Но оценить изменения трудно и спустя несколько лет после трансформации. Известно лишь одно − Верховный орган отныне стал рассматривать экономические споры в объединенной системе.
Являются органами, управомоченными на непосредственное исследование и установление на заседании обстоятельств дела, а также вынесение по нему соответственно решения или приговора. Они расположены в каждом субъекте Российской Федерации и выполняют роль главного действующего лица при решении предпринимательских споров, за исключением дел, подведомственных Высшему органу, а также окружным и специализированным инстанциям.
Система арбитражных судов в РФ в 2020 году имеет сложную структуру, состоящую из нескольких инстанций, разделенных не только по территориальному признаку, но и по степени принадлежности к определенной экономической группе споров. Единая совокупность, что составляет систему арбитражных судов в РФ, играет неотъемлемую часть в функционировании юстиции.
Арбитражные суды РФ: всё, что о них надо знать Эта инстанция будет первой почти для любого дела. Судьи здесь разбирают дело по существу и выносят решение. После этого стороны дела могут обжаловать решение либо дождаться вступления в законную силу.
Построение эффективной структуры судов общей юрисдикции с разделением инстанций по примеру системы арбитражных судов – позитивное начинание, но это лишь первый шаг Пленум ВС РФ постановил внести в Госдуму проект федерального конституционного закона «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции».
Согласно ст. 118 Конституции РФ правосудие в России осуществляется только судом на принципах, закрепленных в: Федеральной Конституции (гл. В суде субъекта Российской Федерации действует президиум. Деятельность соответствующих судебных учреждений регулируется АПК и другими источниками права, в частности Федеральным конституционным законом об судах.
Москва. Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях. Задачи судопроизводства в арбитражных судах. Задачи судопроизводства в арбитражных судах закреплены в Арбитражном процессуальном 2) обеспечение доступности правосудия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 3) справедливое публичное судебное разбирательство в разумный срок независимым и беспристрастным судом; 4) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; 5) формирование уважительного отношения к закону и суду; 6) содействие становлению и развитию партнерских деловых отношений, формированию обычаев и этики делового оборота.
- Арбитражные суды рассматривают споры экономического характера с участием юридических лиц или ИП. В 2021 году в системе арбитражных судов действует 85 судов субъектов РФ (с полномочиями первой инстанции), 21 апелляционный суд и 10 окружных. Отдельную работу ведет Суд по интеллектуальным правам.
- Суды общей юрисдикции занимаются всеми остальными делами. Спектр очень широкий – сюда входят гражданские, административные, уголовные дела.
29 июля 2021 года приняли закон о внесении изменений в структуру судов общей юрисдикции (ФКЗ от 29.07.2021 № 1-ФКЗ). Законопроект рассмотрели по инициативе Пленума ВС РФ (постановление от 13.07.2017). Согласно поправкам в 2021 году начинают работать отдельные апелляционные и кассационные суды общей юрисдикции. Это суды межрегионального уровня. В порядке апелляции новые суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции рассматривали суды областей, краев, республик. Кассационные суды начнут выполнять те же функции, что и окружные суды в арбитражной системе: рассматривать дела в качестве первой кассации. Туда можнно будет подать кассационную жалобу вне зависимости от того, какая инстанция выступала была апелляционной. Новые структуры в схеме системы судов общей юрисдикции РФ начинают функционировать с 1 октября 2021 года (постановление Пленума Верховного суда РФ от 12.09.2021 № 30).
Судебная система представляет собой структурно обособленную совокупность единых взаимосвязанных органов судебной власти, действующих и принимающих решения от имени государства и выступающих в качестве субъекта, который уполномочен восстановить нарушенные права и гарантировать свободы.
- Обеспечивает поддержание мира и согласия среди граждан одного государства.
- Усиливают организационную сторону экономики страны.
- Законодательно обозначена как инициатор ответных мер государства на любую несправедливость и ущемление в правах граждан.
- Усиливает законодательную и исполнительную власть.
Существуют: — суды высшей инстанции: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ (Военная коллегия Верховного суда), Высший Арбитражный Суд РФ; — суды II инстанции: Конституционный (уставный) суд субъекта РФ, Суды субъектов РФ (областные, краевые суды, верховные суды республик и другие), Военные (флотские) окружные суды, Федеральные арбитражные суды округов и Арбитражные апелляционные суды; — суды I инстанции: городские и районные суды, мировые судьи, гарнизонные военные суды, Арбитражные суды субъектов РФ.
Проект федерального конституционного закона N 359976-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и признании утратившей силу статьи 41 Федерального конституционного закона «О военных судах Российской Федерации» (О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»)
28-29 ИЮНЯ 2021 ГОДА В МОСКВЕ СОСТОЯЛСЯ СЕМИНАР–СОВЕЩАНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ СОВЕТОВ СУДЕЙ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В работе семинара–совещания приняли участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации Лебедев В.М. председатель Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации Тимошин Н.В. Генеральный директор Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации Гусев А.В. На заседании выступил Лебедев В.М.
Структура арбитражных судов различного уровня определяется в зависимости от выполняемых ими функций и объема работы. Согласно статье 3 Федерального Конституционного закона «Об арбитражных судах Российской Федерации» систему арбитражных судов в Российской Федерации составляют: арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах; специализированные арбитражные суды. Арбитражные суды округов Арбитражные суды округов являются судами по проверке в кассационной инстанции законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации и арбитражных апелляционных судов, а в случаях, установленных федеральными законами, — судебных актов, принятых судами кассационной инстанции, если иное не предусмотрено Федеральным конституционным законом.
Если же решение и областного суда покажется несправедливым, человек обращается с кассационной жалобой, ее рассматривает уже президиум областного суда. Все вроде бы правильно, выстроена многоуровневая система защиты прав и интересов граждан. апелляционной и кассационной коллегиях свои отдельные составы.
В ходе подготовки реформы рассматривалось не только географическое удобство граждан и наличие подходящих зданий в городе, но и возможность сэкономить на кадровом вопросе, предоставляя места для работников областных и краевых инстанций. 07.04.2021 1 124 Метки:
Количество дел, рассматриваемых арбитражными судами, с каждым годом увеличивается, растет нагрузка на каждого судью. При обычном рассмотрении дел судья должен принять дело к производству, провести предварительное и основные судебные заседания, выслушать стороны, при необходимости назначить экспертизы, опросить свидетелей, произвести другие процессуальные действия, подготовить мотивированное решение. С целью уменьшения на судей для некоторых несложных споров был введен упрощенный порядок рассмотрения споров (упрощенное производство в арбитражном суде).
Стороны с момента поступления иска), решение выносится только в резолютивной части.
Но это не значит, что стороны должны занимать пассивную позицию и просто ждать, когда примут судебного акта. Они вправе предоставлять свои доказательства, знакомиться с аргументами другой стороны на сайте суда. При этом, необходимо успеть предоставить все дополнения и возражения до вынесения судебного решения.
Международный коммерческий арбитраж
Судья выносит определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В определении суда:
- устанавливаются сроки для предоставления сторонами доказательств, отзыва (не менее 15 дней со дня принятия заявления), а также дополнительных документов (не менее 30 дней),
- указывается код для доступа к материалам дела.
Все поступившие от сторон документы размещаются на сайте в закрытом доступе.
Судья в рамках упрощенного производства в арбитражном суде рассматривает спор без вызова сторон, только на основе представленных доказательств.
Поэтому так важно позаботиться об их допустимости, относимости и достаточности, правильном оформлении, об обоснованности своих требований и возражений.
Если вы видите признаки того, что дело рассмотрят в упрощенном порядке, старайтесь максимально подробно изложить свою позицию и предоставить все доказательства, так как суд имеет дело только с документами, и убедить судью в своей правоте в устном выступлении у вас возможности не будет.
Судебное решение вступает в силу через пятнадцать дней с момента его вынесения.
Оно выносится в виде резолютивной части и размещается в сети интернет.
И только по ходатайствам сторон, направленным в пятидневный срок с момента размещения судебного акта на официальном сайте, суд в течении пяти дней выносит мотивированное решение.
Если вы намерены обжаловать решение суда, направьте соответствующее ходатайство об изготовлении мотивированного решения, так как не зная мотивов суда, вы не сможете сформулировать свои возражения.
Для таких категорий дел предусмотрен сокращенный срок на оспаривание судебного акта — пятнадцать дней с момента принятия резолютивной части или вынесения мотивированного судебного акта.
В апелляционной инстанции судья рассматривает заявление также единолично без вызова сторон. Но суд может посчитать необходимым присутствие представителей истца и ответчика. Судья не примет дополнительные доказательства, кроме небольших исключений.
В кассационной инстанции решения по таким делам пересматриваются только при наличии существенных нарушений норм материального и процессуального права.
Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства экономит расходы на проезд и проживание представителей сторон, сокращает сроки рассмотрения дел. Но этот порядок требует от обеих сторон соблюдения сроков для предоставления доказательств, самостоятельного отслеживания на сайте доводов другой стороны, четкой формулировки своих требований в письменной форме.
Кроме того, так как стороны лишены возможности выступить в суде, они должны предоставить максимально полно все возможные доказательства своей правовой позиции. В этом заключается особенность принципа состязательности в таких делах.
В представлении многих граждан, которые никогда не присутствовали на судебных заседаниях и не сталкивались с судебной системой в принципе, суд являет собой некую комнату, в которой по велению молотка судьи (он обязательно должен быть одет в черную мантию) все присутствующие поднимаются, садятся и уходят на перерыв.
На самом же деле, судебная система России представлена судами разных инстанций, и далеко не все они такие киноподобные, как это показывают по телевизору.
В большинстве случаев деятельность суда монотонна и однообразна.
Современная система арбитражных судов в России условно может быть разделена на четыре инстанции:
- Первая инстанция. В нее входят арбитражные суды субъектов РФ. Их в нашей стране больше всего. Они более-менее равномерно представлены на всей территории государства, большинство, конечно же, сосредоточены вокруг Москвы, Санкт-Петербурга и других больших областных центров.
- Апелляционная инстанция идет после первой. Таких судов в нашей стране всего двадцать один. Они отсутствуют в большинстве регионов. Из названия понятно, что суды этой инстанции нужны для пересмотра дел, решения по которым были вынесены в судах первой инстанции. Сюда часто обращаются те, кто недоволен решением суда первой инстанции и желает его обжаловать.
- Кассационная инстанция — выше апелляционной. Впервые она появилась в юридической системе Франции, позже распространилась по всему миру. В нашей стране суды кассационной инстанции проверяют решения, которые были приняты нижестоящими судами. В системе арбитражных судов они рассматривают меньше дел.
- Верховный арбитражный суд — суд высшей инстанции в современной судебной системе. Он занимается решением споров экономического характера, а также рассмотрением иных дел. У него есть свой символ — эмблема. До недавнего времени такими чрезвычайными полномочиями был наделен Высший арбитражный суд, но в 2014 году он был распущен.
- Защита нарушенных прав предпринимателей и больших компаний в части предпринимательской и экономической деятельности;
- Защита нарушенных прав как самой страны Российской Федерации, так и ее субъектов, если таковые были нарушены;
- Осуществление деятельности, следуя принципам открытости, публичности, беспристрастности и справедливости;
- Формирование у участников судебных разбирательств и сторонних граждан уважительного отношения как и к система арбитражных судов России в частности, так и к судебной системе в целом.
Арбитражные суды в современной России ведут статистику своей деятельности, благодаря чему становится возможным определение ряда параметров, например, таких как доверие к судебной системе, индекс предпринимательской уверенности и других.
В делопроизводстве арбитражных судов подсудность бывает двух типов:
- Территориальная (исключительная, договорная, по месту нахождения или жительства);
- Родовая (например, споры между РФ и субъектов РФ).
АС, являясь одной из ветвей судебной власти, призван исполнять свойственные ему функции. Функциями (полномочиями) наделены и две другие ветви госвласти – законодательная и исполнительная. У каждой из ветвей функции специфические, которые, по смыслу принципа разделения властей, не должны вторгаться в сферу полномочий друг друга. К сожалению, в России это не так, и судебная власть подчинена диктату власти исполнительной, возглавляемой Президентом.
Чтобы понять, в чем заключаются судебные функции, можно обратиться к иллюстрации, дающей представление о функциях рассматриваемой ветви власти, и сделать вывод о полномочиях, которыми наделены суды исполняющие арбитражные функции.
Ведя речь о сферах деятельности арбитража, следует понимать, что понимается спектр вопросов, которые суды уполномочены рассматривать и выносить правомочные решения. Исходя из определения предпринимательской деятельности, содержащегося в абз.3 ч.1 ст. 2 ГК РФ вытекают полномочия АС в рассмотрении споров:
- по договорам купли-продажи и поставки;
- аренды земель и нежилой недвижимости;
- договоров аренды (лизинга) движимого имущества;
- по оказанию работ, услуг и подряда;
- налоговым правоотношениям;
- вопросам, связанным с кредитно-денежными отношениями;
- по страхованию имущества;
- проистекающих вследствие банкротства;
- конфликтов, возникающих между хозяйствующим субъектом и органами (должностными лицами) контролирующих органов.
Субъектами правоотношений выступают юридические лица. Физические лица вправе обращаться в арбитражные суды в случае отказа государственного органа в регистрации в качестве ИП или отказа в регистрации юридического лица, в котором заявитель выступает учредителем.
Кроме ЮЛ, ИП и физлиц, в сферу деятельности АС могут включаться:
- органы муниципальной власти;
- госвласти регионального или федерального уровня;
- общественные организации и объединения граждан, защищающих публичные интересы;
- участвующие в судебных процессах прокуроры.
Круг участников разбирательство в арбитраже определен ст. 40 АПК РФ. К ним отнесены:
Главным действующим лицом является арбитражный суд, наделенный властными полномочиями. На него возложена организация и ведение процесса. Только арбитражный судья принимает решение о допуске к участию в деле других участников. В состав суда могут включаться судебные заседатели, хотя это не характерно для арбитражных процессов, однако, предусмотрено законом.
Лица, участвующие в деле:
- стороны — истец и ответчик;
- заявители;
- заинтересованные лиц по делам особого производства и банкротства;
- госорганы, полномочные лица органов местного самоуправления, представители граждан и организаций, с правом на обращение в суд;
- третьи лица. Могут входить в состав участников в двух качествах:
- с самостоятельными требованиями;
- без самостоятельных требований.
Поскольку спор может возникнуть не только между двумя участниками отношений в экономической деятельности, то и истцов, и ответчиков может быть неограниченное число. И также не ограничено количество других лиц, отстаивающих собственные интересы или представляющих интересы по доверенности либо в силу служебного положения.
Кроме непосредственных участников, которые в той или иной степени заинтересованы в исходе разрешения спора в суде. АПК предусмотрены участники, без которых невозможно полноценное отправление правосудия, но которые не имеют личной заинтересованности: это технические специалисты, привлекаемыми к участию в процессе по мере необходимости:
- свидетели;
- переводчики;
- эксперты;
- специалисты – разновидность участников процесса, консультирующие судей по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью, в которой обладают необходимыми познаниями. В этом отличие от экспертов;
- помощники судьи;
- секретари судебного заседания.
Арбитражное судопроизводство подчиняется принципу публичности и гласности. Означает, что в процессе рассмотрения дела по существу могут участвовать все желающие. В такой роли выступают официальные наблюдатели всевозможных общественных организаций и журналисты. Эти лица не имеют права вмешиваться в ход процесса, делать заявления или иным способом влиять на выносимое судом решение. Процессуальные полномочия этих лиц не закреплены в АПК РФ.
Арбитражное судопроизводство представляет собой стройную систему органов, находящихся в иерархической подчиненности — начиная от низовых звеньев, которыми выступают суды субъектов федерации — областей, автономных округов, краев, автономных республик (насчитывается 84), до высшей инстанции – Верховного Суда РФ. До 2012 года эта функция принадлежала ВАС РФ.
Промежуточными звеньями между низовыми судами и ВС РФ выступают:
Апелляционные суды, в которых рассматриваются жалобы и протесты, принесенные на решение судов первой инстанции;
Окружные суды (10 на всю Российскую Федерацию). Выполняют роль кассационной инстанции, то есть – рассматривают и разрешают жалобы, поданные на решения судей во второй инстанции — апелляционных.
Совещание судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов
В соответствии с российским процессуальным законодательством стороны могут принять следующие временные меры в гражданском судопроизводстве в судах коммерческой и общей юрисдикции, в частности:
- Арест денежных средств на банковских счетах или иного имущества;
- Запрет на совершение определенных действий в отношении предмета спора;
- Обязательство продолжать определенные действия;
- Изъятие спорного имущества, принадлежащих заявителю или третьим лицом;
- Приостановление исполнения правового акта, исполнительного листа или продажи имущества.
Суды могут применять другие временные средства правовой защиты. Поэтому приведенный выше перечень не является исчерпывающим. Обязательное условие – такие средства правовой защиты пропорциональны иску. Российские суды имеют полномочия издавать судебные запреты в поддержку арбитражного разбирательства. Но они не применимы в поддержку зарубежных судебных разбирательств.
Арбитражное решение является обязательным для сторон, если оно не оспорено или не отменено. Как только арбитражный суд рассматривает дело об оспаривании арбитражного решения, его решение вступает в силу немедленно. Стороны могут обжаловать это решение в кассационной инстанции (арбитражный суд соответствующего округа), а затем в Верховном суде.
Высший Арбитражный Суд РФ (ВАС РФ) является органом судебной власти по рассмотрению экономических споров и иных дел, подведомственных арбитражным судам, осуществляет в указанных федеральным законом случаях надзор за их деятельностью, дает разъяснения по судебной практике применения Закона (ст. 9 ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»).
ВАС РФ – это вышестоящая судебная инстанция по отношению к арбитражным федеральным судам (кассационным судам), апелляционным и арбитражным судам.
Федеральный арбитражный окружной суд (федеральный кассационный суд, например, Федеральный арбитражный суд Московского округа) в рамках своих полномочий рассматривает экономические и иные споры в качестве кассационной судебной инстанции, по вновь открывшимся обстоятельствам. Кассационная инстанция является вышестоящей по отношению к апелляционной и суду первой инстанции.
Апелляционный суд (по городу Москве – это Девятый арбитражный апелляционный суд) рассматривает не вступившие в законную силу решения арбитражного суда в качестве второй инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Соответственно, арбитражный суд субъекта РФ, например, Арбитражный суд города Москвы, является судом первой инстанции, рассматривающим подведомственные арбитражу споры.
Внутренняя структура арбитражного суда является его устройством. Высший Арбитражный Суд РФ имеет следующее устройство:
- Пленум ВАС РФ
- Президиум ВАС РФ
- Судебная коллегия по рассмотрению гражданских и иных споров;
- Судебная коллегия по административным спорам.
Каждый арбитражный суд имеет свой аппарат, который осуществляет: прием входящих документов, содействие судьям при подготовке дел к судебным заседаниям, удостоверение копий судебных актов и их выдачу, рассылку документов, проверяет уплату гос. пошлины и другие полномочия. Внутренняя структура суда включает в себя канцелярию, экспедицию, судебные отделения (куда входят судьи, помощники, специалисты, секретари), судебные составы и их председателей, отдел судебных приставов и др.
В настоящее время арбитраж имеет две основные функции:
- рассмотрением подведомственных дел занимаются все арбитры
- изучение и обобщение судебной практики, подготовка и внесение законодательной инициативы – ВАС РФ
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ разъясняет в виде Постановлений всем арбитражам порядок применения действующего законодательства. Совместно с Пленумом Верховного Суда РФ, он разрабатывает и принимает обязательные для всех судов постановления. Например, 01.06.1996 г. было принято постановление 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части 1 ГК РФ», которое регулирует основы гражданских правоотношений и по настоящий момент.
Президиум ВАС РФ, публикуя в журнале «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», издает Информационные письма, разъясняющие арбитражную судебную практику законодательного регулирования по различным направлениям.
Общими задачами арбитражного судопроизводства, согласно АПК РФ, являются:
- обеспечение защиты оспариваемых или нарушенных прав и законных интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности, а также государственных и муниципальных образований
- реализация доступности правосудия для вышеуказанных лиц
- соответствующее закону судебное разбирательство в разумный срок беспристрастным и независимым судом.
Судья арбитражного суда не вправе заниматься предпринимательской деятельностью и работать по совместительству. Исключение из этого правила составляют только научно-исследовательская и педагогическая деятельность.
Также, судьи не вправе публично, где бы-то ни было, высказывать свое мнение относительно рассматриваемого спора. Полномочия судей не ограничены сроком и действуют до ухода судьи в отставку.
Перед обращением за защитой нарушенного права в судебном порядке, арбитражный представитель должен понимать, какой суд уполномочен рассматривать данное дело. Подведомственность спора – означает принадлежность спора конкретному компетентному суду: арбитражному, суду общей юрисдикции (мировому судье), Конституционному суду РФ. Процессуальным законодательством каждой судебной ветви урегулированы вопросы подведомственности споров. Также, соглашением сторон может быть установлено рассмотрение споров в третейском суде, Международном коммерческом арбитражном суде и в других судейских образованиях. Следует уделять особое внимание перечню дел, рассматриваемых арбитражными судами, т.к. это не только экономические и административные споры.
Подсудность дел может быть родовой или территориальной. Родовая подсудность призвана разграничить рассмотрение дел между арбитражными судами различных уровней. Территориальная подсудность, как становится ясно из названия, подразумевает под собой разрешение спора в территориальном арбитражном суде в зависимости от места нахождения истца либо ответчика. Данное разграничение относится к арбитражным судам субъектов РФ.
Это основные понятия, которыми следует владеть, работая с арбитражным судопроизводством. На все другие вопросы я готов дать ответ, с использованием формы комментирования статьи.
Сфера деятельности арбитражных судов Российской Федерации
- Взыскание задолженности
- Сопровождение процедур банкротства юридических лиц
- Строительные споры
- Сопровождение деятельности юридических лиц
- Споры по договору поставки / оказания услуг
- Налоговые споры
В первую инстанцию арбитражных судов входят суды субъектов Российской Федерации. В их числе арбитражные суды республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов. Общее количество арбитражных судов первого уровня — 81.
Требования истцов (заявителей) в сфере предпринимательской деятельности вначале рассматривает первая инстанция арбитражных судов. Срок рассмотрения спора в арбитраже составляет три месяца. По результатам рассмотрения судья выносит решение об удовлетворении требования истца (заявителя) полностью или в части, либо об отказе. Данное решение вступает в законную силу в течение месяца, в это время решение может быть обжаловано путем направления апелляционной жалобы и необходимых прилагаемых документов в суд второй инстанции.
Вторую инстанцию составляют арбитражные апелляционные суды.
Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
В течение месяца с момента принятия решения судом первой инстанции участники судебного разбирательства могут его обжаловать. Обжалование происходит посредством направления апелляционной жалобы с приложением необходимых документов в суд второй инстанции через суд первой инстанции.
Арбитражный суд апелляционной инстанции по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Срок рассмотрения 2 месяца. По результатам рассмотрения суд вправе вынести одно из следующих постановлений:
- оставить решение первой инстанции арбитражного суда без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения;
- отменить или изменить решение первой инстанции арбитражного суда полностью или в части и принять по делу новый судебный акт;
- отменить решение полностью или в части и прекратить производство по делу либо оставить исковое заявление без рассмотрения полностью или в части.
Арбитражные суды в Российской Федерации
Четвертая инстанция — Верховный суд Российской Федерации.
Верховный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров в России. ВС РФ осуществляет судебный надзор за деятельностью судов рассматривая дела по разрешению экономических споров в качестве суда надзорной инстанции.
Также Вам может быть интересно: Понятие и система арбитража.
Суд в России имеет горизонтальную и вертикальную структуру. Что я имею в виду? В зависимости от того, кто обращается в суд или защищается – физическое, либо юридическое лицо – необходимо для начала определить, к ведению какого суда – арбитражного или общей юрисдикции – относится тот или иной спор. Арбитражные суды преимущественно рассматривают дела между предпринимателями и юридическими лицами, включая административные споры, суды общей юрисдикции – дела, связанные со спорами между физическими лицами, между гражданами и организациями, а также административные и уголовные дела.
И еще немного о судебных делах. Арбитражные суды рассматривают хозяйственные, экономические споры, разрешают дела о банкротствах, внутренних, корпоративных спорах. Юристы, специализирующиеся на данной категории дел, любят сухие цифры и факты, носят строгие костюмы и оставляют эмоции «при входе в зал». В судах же общей юрисдикции, напротив, предпочтительна четкая структура внутри, но не во внешних проявлениях, эмоциональная составляющая занимает весьма почетное место в судебном процессе. Судьи разрешают дела во многом руководствуясь личным, субъективным, внутренним убеждением, а оно, согласитесь, может разительно отличаться от кабинета к кабинету, от судьи к судье, которые, хоть и имеют статус непререкаемых авторитетов, но все же обладают вполне человеческим внешним и внутренним устройством.
Прежде чем обратиться в суд за защитой своих интересов, необходимо выяснить, требуется ли обязательное досудебное урегулирование спора, так называемый претензионный порядок. Если его не соблюсти, суд может отклонить заявленные требования по формальным основаниям. Недооценивать эту процедуру нельзя, ведь шансы на разрешение дела через переговоры достаточно велики, а судебная тяжба отнимет и время, и финансовые ресурсы. Другой важный момент – нужно соблюсти срок исковой давности. Это срок, в течение которого вы можете обратиться за защитой своего права. По общему правилу он составляет три года. Пропуск срока исковой давности не лишает права обратиться с иском, но в процессе рассмотрения дела самым коварным способом может лишить права на защиту.
Переходим к вертикальной структуре правосудия. Рассмотрение спора начинается в суде первой инстанции согласно строгим канонам арбитражного/гражданского/административного или уголовного процессуального кодекса РФ. Наименования содержат в себе ответы на вопросы, в каком суде и какого процессуального документа придерживаться. В каждом суде – свой Кодекс и, хочется добавить, честь. Но нет, честь – понятие все-таки универсальное. Отступление от прописанных правил со стороны любого участника судебного процесса может стать причиной засчитать ему техническое поражение.
На основании всестороннего рассмотрения спора: письменных и устных пояснений сторон, судебных запросов, ответов на них, свидетельских показаний, экспертных заключений, прослушивания или просмотра аудио и видео носителей, иных доказательств, перечень которых к слову открытый, суд первой инстанции выносит свое решение. Решение суда должно быть мотивированным, то есть содержать ссылки на нормы права, на которых основана позиция суда. Также суд излагает в нем доводы сторон и мотивы, по которым одним аргументам отданы предпочтения перед другими.
Указанное решение вступает в законную силу в течение тридцати дней с момента принятия судом в окончательной форме. А до этого оно может быть оспорено в вышестоящий инстанции – в апелляционном суде, посредством подачи соответствующей жалобы.
Апелляционная инстанция, рассматривая спор, уже имеет на руках полностью сформированное дело со всеми мыслями, заложенными сторонами судебного процесса на первоначальном этапе. Дополнительные доказательства принимаются судом второй инстанции лишь в исключительных случаях, если сторона процесса обоснует, почему не смогла представить указанное доказательство суду первой инстанции. Отсюда делаем вывод, что самым важным и зачастую предопределяющим исход любого дела является первоначальный этап судопроизводства. Это ключевой момент не по расположению на схеме, а по значению для разрешения дела.
После вынесения апелляционным судом определения по делу, судебные постановления вступают в законную силу немедленно. Уже на этом этапе выигравшая сторона, если есть решение о принудительном исполнении (взыскании или обязании что-либо совершить), может получить исполнительный лист и предъявить его в службу судебных приставов для исполнения.
Но если проигравшая сторона все же решит поискать истину… Нет, не в вине, а в третьей инстанции, то в течении двух/трех месяцев с момента вступления решения в законную силу (срок зависит от того, был это арбитражный суд, либо суд общей юрисдикции), он сможет подать жалобу в специальные кассационные суды. Рассмотрение кассационной жалобы происходит в открытом судебном заседании с участием сторон. К слову, в рамках указанного производства можно приостановить исполнение решения суда до разрешения дела. Кассационный суд проверяет законность ранее вынесенных постановлений судов первой и апелляционной инстанций, а также соблюдение норм материального права и арбитражного/гражданского/административного или уголовного процесса.
Ну, и наконец, мы добрались до «царицы полей» в мире юриспруденции, называемой в обиходе «вторая кассация» – до Верховного суда Российской Федерации, который также рассматривает дела в кассационном порядке.
Почему законодатель выделил эту стадию в отдельную, но не придал ей иной формы и звучания, для меня секрет. Тем не менее, по общему правилу это завершающая стадия судопроизводства на территории России. Верховный суд рассматривает обращение только в том случае, если вы прошли все предыдущие стадии. И приглашает стороны для непосредственного участия в рассмотрении жалобы в исключительных случаях, если установлено, что в рамках одной или на всех предыдущих стадиях были нарушены нормы права и без устранения найденных нарушений невозможно восстановление справедливости так, как видит ее Верховный суд РФ – высший судебный орган страны по делам, подсудным арбитражным судам и судам общей юрисдикции.
Чтобы пройти самостоятельно всю эту процедуру под названием «Судебная система в РФ», вам понадобится не очень многое. Творческое мышление, нестандартность поведения и позиционирования, личная харизма, ораторское мастерство и мастерство написания текстов. И конечно же, не забываем про знание норм процессуального права, понимание норм материального права, которые безусловно встанут на защиту вашей позиции, если вы руководствуетесь ими в своих повседневных делах.
Если вы соблюдаете закон, то и он защищает вас, четко отрабатывая в указанных выше инстанциях. Но если вы идете в обход закона, то не жалуйтесь, что и он не сможет встать на вашу защиту.
Арбитражный суд. Понятие, система и устройство арбитражных судов в России.
На вершине нашей системы располагаются два главных суда — Конституционный и Верховный. Необходимо запомнить, что федеральные суды создаются и упраздняются только Конституцией РФ или федеральными законами. Теперь давайте разберемся с их полномочиями.
Верховный суд РФ — высший судебный орган по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам. У него есть еще три важных полномочия.
- Верховный суд осуществляет надзор за деятельностью подведомственных судов
- Дает разъяснения по вопросам судебной практики.
- Изучает и обобщает судебную практику, анализирует статистику и даёт разъяснения.
Конституционный суд РФ занимается всеми аспектами, связанными с Конституцией РФ и спорами между органами государственной власти. Давайте поподробней.
- Конституционный суд предоставляет толкование Конституции РФ
- Проверяет соответствие Конституции РФ актов всех ветвей государственной власти
- Осуществляет проверку конституционности законов — по жалобам граждан, запросам судов и т.д.
- Рассматривает споры о компетенции между органами власти РФ и ее субъектов.
Изучив два главных суда, мы уже можем нарисовать часть нашей схемы.
Начнём с судов, которые напрямую будут подчиняться Конституционному суду. Здесь всё максимально просто. Если бы в России с её огромной территорией существовал бы только один Конституционный суд, то он не смог бы осилить весь объём запросов, поступающих в него. Поэтому у каждого субъекта есть свой Конституционный суд. Всего в нашей стране 85 субъектов, а значит и столько же Конституционных судов субъектов РФ. К счастью, их полномочия не нужно учить, чтобы решать задания на судебную систему в ЕГЭ.
Последнее, что вам необходимо знать про судебную систему для ЕГЭ — она делится на два уровня. Это федеральные суды и суды субъектов РФ.
Федеральные суды РФ
- Конституционный суд РФ
- Верховный суд РФ
- Верховные суды субъектов РФ
- Специализированные суды
- Военные суды
- Суды общей юрисдикции
- Районные суды
Суды субъектов РФ
- Конституционные суды субъектов РФ
- Мировые суды
Зная, теория сейчас мы с вами с легкости сможем решить два следующее задание и заодно посмотреть, каким образом данная теория может встретиться каждому из вас на экзамене.
Судебная власть, составляя твердый оплот государственного устройства, должна поддерживать то уважение к верховной власти и установленным его судебным и правительственным властям и лицам, без которого невозможно государственное благосостояние» (1) .
_________________________ (1) Судебный вестник. 1866. №9. С. 56. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Система процессуального законодательства. Условно её можно разделить на общую и специальную части.
Стадии арбитражного процесса: 1.
This reform is a comprehensive system of measures that affect the judicial system, the judicial system and the legal status of judges. The aim of the research is a conceptual legal substantiation of the proposals of the highest court instance on reforming the judicial system and the legal status of judges.
The objectives of the study are to analyze the historical context of the proposed changes, to assess the reasons for the preparation of proposals for the reform of the courts of General jurisdiction and the development of the judiciary, as well as the expected consequences of the implementation of these proposals.
The study used the system, historical and legal, comparative legal, formal legal methods.
Меры, предпринятые правительством, направлены на:
- достижение соответствия современным нормам права и законности;
- повышение эффективности работы силовых структур;
- снижения уровня коррупции;
- стимулирования работников государственных правовых и юридических органов;
- переход к передовым технологиям;
- введение новых для российских юристов форм и методов работы.
Считается самой последней инстанцией в Российской Федерации, поскольку решения ЕСПЧ на территории Российской Федерации подлежат немедленному исполнению. Суд рассматривает как уголовные, так и гражданские дела. Россия в ЕСПЧ на хорошем счёту, потому что его решения исполняются быстро и в срок.
После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству.
В определении о назначении дела к судебному разбирательству указывается на окончание подготовки дела к судебному разбирательству и разрешение вопросов о привлечении к делу третьих лиц, принятие встречного иска, соединение или разъединение нескольких требований, привлечение арбитражных заседателей, а также на разрешение других вопросов, если по ним не были вынесены соответствующие определения, время и место проведения судебного заседания в арбитражном суде первой инстанции.
Россия всё же находится на этапе развития своего правосудия, кроме того, её правоохранительная и пенитенциарная системы унаследовали пороки старой, советской системы. Разумеется, со временем нормы о верховенстве Европейского суда будут изменены или даже отменены.
Например, Великобритания принципиально не признает решений ЕСПЧ, но все российские олигархи стараются судиться в Лондоне, а не в России.
Количество судебных споров растет, граждан все чаще признают банкротами и все так же редко оправдывают по уголовным делам — таковы итоги работы российских судов за прошедший год, которые 12 февраля подвел председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.
Судебная власть признается как разновидность государственной власти наряду с законодательной и исполнительной, ее органы пользуются самостоятельностью.
Система арбитражных судов в РФ. Компетенция арбитражных судов
Дела в первой инстанции арбитражного суда рассматриваются судьей единолично, если коллегиальное рассмотрение дела не предусмотрено настоящей статьей.
Коллегиальное рассмотрение дел в арбитражном суде первой инстанции осуществляется в составе трех судей или судьи и двух арбитражных заседателей.
Положительный опыт существования такой иерархии в системе арбитражных судов является актуальным для СОЮ.
Эффективность разделения доказана Для борьбы с этим недугом Верховным Судом РФ предложено создать федеральные кассационные СОЮ и федеральные апелляционные СОЮ, после чего система федеральных СОЮ будет выглядеть следующим образом: Предложение разбить областной и ему равный суд, объединяющий сегодня две инстанции, на два самостоятельных суда представляется обоснованным. Тем более что эффективность такого разделения доказана арбитражными судами.
Арбитражные апелляционные суды Арбитражные апелляционные суды являются судами по проверке в апелляционной инстанции законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой инстанции.
В соответствии со ст. 118 Конституции России правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
Из данного конституционного положения следует, что деятельность арбитражных судов представляет собой форму осуществления судебной власти в сфере гражданского и административного судопроизводства, а сами арбитражные суды входят в систему органов гражданской юрисдикции.
В этом плане арбитражные суды являются одновременно судами частного и публичного права, разрешая споры, возникающие из соответствующих правоотношений.
Судебная система Российской Федерации включает (ст.
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА АРБИТРАЖНЫХ СУДОВ В РОССИИ 2021 Ефимова Юлия Евгеньевна, бакалавр направления «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» Ланг Петр Петрович Самарский государственный экономический университет Ключевые слова: арбитражный процесс, арбитражный суд, система, принципы.
В данной статье рассматривается система арбитражных судов в Российской Федерации, их задачи и полномочия. В соответствии с Федеральными законами «О судебной системе Российской Федерации» (статья 4) «Об Арбитражных судах Российской Федерации» (статья 1) арбитражные суды являются федеральными судами и входят в судебную систему Российской Федерации.
Образование, полномочия, и деятельность Арбитражных судов РФ регулируются основным законом РФ – Конституцией, федеральными конституционным законом о судебной системе, федеральным конституционным законом «Об Арбитражных судах в Российской Федерации», и другими конституционными законами.
Порядок осуществления судопроизводства в арбитражных судах устанавливается Арбитражным процессуальным кодексом.
Внимание Внесенный проект федерального конституционного закона непростительно запоздал, но лучше поздно, чем никогда. Построение эффективной структуры с разделением инстанций по примеру системы арбитражных судов – позитивное начинание, но это лишь первый шаг.
Реформа забуксует и заглохнет, если не будут предприняты меры, направленные на ее доведение до логического завершения.
Имеет ли значение, какой путь прошел канатоходец, если он не сделал последний шаг с каната на платформу? Правильно – не имеет.
Важно В настоящее время в состав президиумов областных и им равных судов, т.е. в кассационную инстанцию, входят судьи апелляционной инстанции, что ставит под сомнение соблюдение принципа независимости и самостоятельности апелляционной инстанции.
Создание обособленных судебных инстанций апелляционного и кассационного уровней будет способствовать более свободному усмотрению суда при принятии судебных актов.
Кассационные и апелляционные СОЮ станут действовать в составе президиума суда и судебных коллегий: гражданской, по административным делам, уголовной и по делам военнослужащих.
Президиумы кассационных и апелляционных СОЮ будут выполнять административную функцию, а также изучать и обобщать судебную практику. Таким образом, президиумы не будут принимать непосредственного участия в отправлении правосудия.
Структурное выделение звена кассационных и апелляционных СОЮ в отдельные самостоятельные инстанции, не связанные рамками административно-территориального деления субъектов Российской Федерации, позволит усовершенствовать иерархию построения судебной системы Российской Федерации и оптимизировать судебную нагрузку, при этом существование отдельных кассационных и апелляционных судов в Российской Федерации можно признать положительным на опыте их деятельности в системе арбитражных судов». Можно изложить позицию Верховного Суда РФ и короче. 1.В целях обеспечения независимости и самостоятельности судов в настоящее время возникла необходимость разделения апелляционной и кассационной инстанций, находящихся в одном суде. 2.
Новые суды будут иметь межрегиональный характер, что сделает их полностью независимыми от органов власти субъектов Российской Федерации», — сказал председатель Верховного суда России. По его словам, похожая система федеральных окружных судов хорошо зарекомендовала себя в системе арбитражных судов. Поэтому и предлагается перенести ее и в суды общей юрисдикции.
Сегодня, по словам экспертов, в одном региональном суде сосредоточено несколько инстанций. И нередко бывает, что дело на разных стадиях слушается в одном и том же суде. Да, судьи разные, но коллектив один. Судья апелляционной инстанции вполне может ходить в одну столовую с судьей кассационной инстанции.
Но хорошие отношения (как, впрочем, и плохие) — это всегда угроза для объективности.
Как следует из приложения к законопроекту, в кассационных судах будут работать 723 судьи, в апелляционных —181.