Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Учетная политика строительной организации на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Никаких правил здесь нет. Не важно, кто в организации составляет учетную политику. Главное, чтобы она была грамотной и отвечала нуждам предприятия.
Как правило, в небольших ООО разработкой этого документа занимается главный, либо единственный (если других нет) бухгалтер. Большие компании и холдинги привлекают к формированию УП руководителей, а иногда и аудиторов.
Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
По общему правилу вновь созданные компании разрабатывают УП и применяют ее с начала своей деятельности и до конца периода (отчетного или налогового). Далее политику корректируют, либо оставляют старую. В первом случае издают новый приказ, во втором случае — по умолчанию продолжает действовать прежний документ.
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Учетную политику организация формирует самостоятельно, но с соблюдением ряда обязательных требований. Данные требования установлены в том числе положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина от 06.10.2008 № 106н.
Так, в отношении каждого объекта выбирается один из способов ведения бухучета, допускаемых федеральными стандартами.
Если по какому-либо объекту способ ведения учета стандартами не установлен, то организация вправе самостоятельно его разработать и утвердить (ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). По общему правилу организация выбирает способы ведения бухучета независимо от всех прочих организаций.
Но если головная организация утверждает собственные стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерними предприятиями, то дочерние общества обязаны выбрать способы ведения бухгалтерского учета исключительно исходя из утвержденных организацией стандартов (п. 5.1 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
В свою очередь организации, применяющие упрощенные способы учета, при отсутствии в ПБУ соответствующих способов учета по конкретному вопросу вправе формировать учетную политику, руководствуясь исключительно требованием рациональности.
При этом учетная политика каждой организации в обязательном порядке должна содержать следующие элементы (п. 4 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н):
- рабочий план счетов бухучета. Этот план должен включать в себя синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухотчетности;
- конкретные способы оценки активов и обязательств организации;
- порядок проведения инвентаризации;
- правила документооборота и контроля за всеми хозяйственными операциями.
Учетная политика организации формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации соответствующей организационно-распорядительной документацией. В частности, учетная политика может утверждаться приказом или распоряжением генерального директора организации (п. 8 приказа Минфина от 06.10.2008 № 106н).
Все существенные способы ведения бухучета, утвержденные в учетной политике, подлежат раскрытию в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.
При этом в промежуточной бухотчетности информацию об учетной политике организации указывать не обязательно. Исключения составляют случаи внесения изменений в учетную политику (приказ Минфина от 28.04.2017 № 69н).
Составление учетной политики организации в 2021 году в 1С:Бухгалтерии 8
В начале года, по традиции, вступают в силу новации в области бухгалтерского учета и налогообложения, требующие отражения в учетной политике. Основные моменты, на которые стоит обратить внимание при актуализации учетной политики на 2021 год, мы рассмотрим в настоящей статье.
Все материалы по теме, а также типовые учетные политики смотрите в специальном разделе методик «Положение об учетной политике организации на 2021 год». Попробуйте также новый конструктор учетной политики для целей налогообложения (УСН).
Как известно, привычные всем ПБУ постепенно заменяются на ФСБУ, разрабатываемые на основе МСФО. На сегодня приняты следующие ФСБУ:
- ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды»;
- ФСБУ 5/2019 «Запасы»;
- ФСБУ 6/2020 «Основные средства»;
- ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения».
Все они, кроме ФСБУ 5/2019, обязательны к применению с 2022 года. Однако организация может решить, что начнет применение этих (всех или некоторых) ФСБУ уже с 2021 года. Такое решение нужно обязательно отразить в учетной политике.
Особняком стоит ФСБУ 5/2019, который нужно применять уже с 01.01.2021. Одновременно утрачивают силу нормативные акты, ранее регулировавшие учет МПЗ, а именно: ПБУ 5/01, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные Приказом Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н, и Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные Приказом Минфина РФ от 26.12.2002 № 135н.
Таким образом, организации нужно в обязательном порядке обновить положения учетной политики по учету МПЗ согласно требованиям ФСБУ 5/2019.
Составьте учетную политику в мастере учетных политик.
Учетная политика организации (ООО) — пример 2021 года можно найти на многочисленных сайтах в интернете. Есть образцы и у нас: по НДС, для УСН и др. Однако искать идеально подходящий бесполезно. Все тонкости учета предусматриваются в зависимости от специфики деятельности, а она у каждой компании своя. Можно воспользоваться предлагаемыми в интернете специальными сервисами-конструкторами. Но и они могут применяться лишь в качестве основы, подлежащей дальнейшей доработке и корректировке.
Составить грамотную учетную политику — значит сократить риск возникновения ошибок в учете, избежать неверного отражения активов и обязательств или искажения налогооблагаемой базы при расчете налогов. Разработка этой политики производится с учетом установленных законодательством допущений и требований и в зависимости от специфики деятельности компании. Разработанная учетная политика должна быть актуальной на момент утверждения, а также своевременно дополняться и изменяться в случаях, предусмотренных законодательством.
Учетная Политика Строительство
- Указ 39 от 04.02.2021 «О содействии развитию экспорта товаров (работ, услуг)» 06.02.2021
- Подоходный налог при приобретении имущества у физического лица 06.02.2021
- Нулевая ставка по транспортно-экспедиционным услугам в 2021 году 03.02.2021
- Сокращение расчетов наличными с 1000 до 500 базовых величин 02.02.2021
- Стандартные налоговые вычета в 2021 году для подоходного налога 31.01.2021
- разработать/совершенствовать разделы учетной политики компании застройщика, отражающие специфику компаний, осуществляющих долевое строительство и привлекающих денежные средства физических лиц.
- сформировать налоговую позицию по спорным вопросам налогообложения у застройщиков.
Участники курса (под руководством, методической и консультационной поддержке преподавателей и методологов ECCON GROUP) самостоятельно разрабатывают соответствующие разделы учетной политики, используя материалы компаний, в которых они работают. В связи с чем, данный учебный курс является практическим и направленным на формирование конкретного результата обучения. Участникам курса необходимо выполнять задания, которые им выдаются по окончании каждого занятия.
- Учебный курс состоит их четырех образовательных блоков (29.01, 19.02, 05.03, 19.03) и четырех консультационных (05.02, 26.02, 12.03, 26.03), которые проводятся в онлайн формате.
- Образовательные блоки проводятся один раз в две недели в течение 2х месяцев (согласно программы и расписанию) с выдачей методического материала и практических заданий. Продолжительность одного образовательного блока примерно составляет 4 часа.
- Консультационные блоки проводятся через неделю после образовательного, где обсуждаются вопросы и сложности, возникающие у участников в процессе прохождения курса.
- Занятия будут доступны в записи – при необходимости можно будет пересмотреть их.
- Участники при выполнении задания используют материалы своих компаний.
- После каждого блока участники получают задание.
- Если вы выбираете формат участия с индивидуальными консультациями*, то выполненное задание должно быть направлено на проверку специалистам ECCON GROUP. По каждому выполненному заданию (подготовленному участником разделу учетной политики) наши специалисты дают обратную связь – представляют рекомендации и указывают на недостатки и, в случае необходимости, отправляют на доработку. Участники имеют право не принять замечания и остаться при своем мнении.
* Использовать пакет индивидуальных консультаций можно до 31.03.2021 г. Консультации проводятся только по вопросам данного курса.
29 января 2021 I Образовательный блок
- Порядок учета расчетов с дольщиками с применением эскроу-счетов
- Счета учета (в т.ч. забаланс)
- Аналитический учет
- Порядок отражения факта заключения ДДУ
- Порядок формирования и отражения задолженности дольщиков
- Порядок использования счетов и зачета
- Порядок отражения уступки прав требования по ДДУ
- Документальное оформление
- Раскрытие в отчетности
19 февраля 2021 II Образовательный блок
Учетная политика организации – образец 2021
- Порядок учета входящего НДС, относящегося к строительству
- Счета учета (отдельно, по аналитике и т.д.)
- Аналитический учет
- Порядок начисления НДС по деятельности застройщика (факультативно)
- Порядок списания и распределения (если актуально)
- Момент и порядок включения в стоимость и вычета
- Документальное оформление
- Раскрытие в отчетности
- Порядок учета законченных строительством помещений
- Порядок учета выбытия помещений, передаваемых по ДКП
- Счета учета
- Аналитический учет
- Момент постановки на учет
- Документальное оформление
- Раскрытие в отчетности
Илья Фирсов,
генеральный директор ООО «Новация»
– Мы приехали на семинар «ECCON GROUP» даже не столько для того, чтобы узнать что-то новое, сколько для того, чтобы структурировать все изменения законодательства, которые произошли в последнее время, и послушать мнение других застройщиков на этот счет, кто как живет и работает.
Мне очень понравилось то, как была подана и структурирована информация по налогообложению операций в жилищном строительстве. Можно очень легко понять, на какую статью и какой документ опирается то или иное требование.
Мы приехали на этот семинар из Пензы и не пожалели – очень полезно и интересно.
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если вы планируете применять политику с 2022 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2021 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Как составить учетную политику организации (2021)
Поменять политику по налогообложению можно и в середине налогового периода, если:
- изменилось законодательства о налогах и сборах;
- компания стала вести новый вид деятельности (Письмо Минфина России от 03.07.2018 № 03-03-06/1/4575).
Бухгалтерский учёт: что изменится с 2021 года
- Электронная сдача отчётности
Это касается всех налогоплательщиков. Малый бизнес ещё мог сдать бухотчётность в 2020 году в бумажном варианте. Но с 2021 года электронная бухотчётность становится обязательной для всех.
- Применение ФСБУ 5/2019 вместо ПБУ 5/01
Новый ФСБУ 5/2019 «Запасы» обязаны использовать все компании, кроме бюджетных организаций и микроорганизаций, которые пользуются упрощённым бухучётом. С 2021 года все материалы, товары, готовую продукцию и незавершёнку нужно учитывать по новым правилам. В отчётности за 2021 год вместо ПБУ 5/01 используйте ФСБУ 5/2019 «Запасы» (ФСБУ 5/2019).
Каждая компания самостоятельно решает, как перейти на новый порядок: с проведением ретроспективного пересчёта всех оставшихся запасов или без такого пересчёта (п. 47 ФСБУ 5/2019). Эти условия перехода нужно прописать в учётной политике.
- Разрешили к применению ФСБУ 6/2020
Учитывать основные средства по новому ФСБУ 6/2020 обязательно с 2022 г. Но организация может принять решение о досрочном применении нового стандарта.
- Обособленные подразделения
С 2021 года организации, у которых есть обособленные подразделения и которые применяют пониженные ставки налога на прибыль, должны определять долю прибыли для каждого обособленного подразделения отдельно по налоговой базе, сформированной для каждой специальной ставки. Поэтому, организациям следует просчитать, какой показатель выгоднее использовать — среднесписочная численность или расходы на оплату труда, и закрепить его в учётной политике.
- Пониженные ставки по налогу на прибыль для ИТ-отрасли
С 1 января 2021 года начали действовать льготные налоговые ставки: 3% в федеральный бюджет и 0% в региональный. Также отменили «мгновенную амортизацию» для крупных ИТ-компаний. Со следующего года такие компании затраты на приобретение электронно-вычислительной техники учитывают в общем порядке.
- Инвестиционный вычет по НИОКР
С 1 января 2021 года в инвестиционный налоговый вычет можно включить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. До 90% можно отнести на уменьшение платежей в региональные бюджеты, а 10% — в федеральный бюджет. Право на вычет появляется в том отчётном периоде, когда завершены НИОКР или их отдельные этапы, либо подписан акт их сдачи-приёмки. Неиспользованная часть вычета может быть перенесена на будущее.
- Сократили список операций, по которым ИТ-компании не платили НДС
Теперь льгота по освобождению от НДС касается тех компаний, которые внесли своё ПО и базы данных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Другие услуги, связанные с деятельностью в ИТ-сфере, от НДС не освобождаются.
- Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:
— 6% на обязательное пенсионное страхование;
— 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
— 0,1% на обязательное медицинское страхование.
- Льгота по социальным взносам для МСБ
Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.
- Отменили декларации по транспортному и земельному налогам для организаций
Компании, у которых числится на балансе транспорт или земля, обязаны самостоятельно рассчитывать и платить налог. Налоговики тоже будут присылать уведомления, но отсутствие уведомления не снимает обязанности заплатить налог вовремя.
Готовая учетная политика (подборка самых популярных вариантов)
Учётная политика представляет собой внутренний нормативный документ организации, который содержит в себе способ ведения учёта, порядок отражения отдельных операций, а также формы первичной документации.
В документе отражается способ начисления амортизации, порядок расчёта резерва для выплаты отпускных, какие первичные документы используются при отгрузке товара и прочие важные аспекты ведения учёта.
Компания должна для себя определить, каких норм придерживаться для целей бухгалтерского или налогового учёта.
Так, например, при расчёте суммы амортизации в налоговом учёте допускается использовать амортизационную премию, которую можно списать на текущие расходы в размере 10%.
Согласно нормам бухгалтерского учёта, любая организация обязана создавать резервы по предстоящим отпускам, исключение составляют только малые предприятия, при этом сама методика расчёта резерва не установлена, поэтому компания может самостоятельно решить: производить расчёт персонально по каждому сотруднику или в целом по подразделениям.
Компания может для себя решить: использовать в учёте исключительно унифицированные бланки или самостоятельно разработать отдельные виды первичных документов. Например, график отпусков, штатное расписание и другая документация.
Положения учётной политики должны соответствовать следующим требованиям:
- полнота отражения фактов хозяйственной жизни
- своевременность отражения операций
- соответствие оборотов аналитического и синтетического учёта по итогам каждого месяца
В учётной политике необходимо закрепить рабочий план счётов с перечнем счетов, которые компания будет использовать в учёте.
В случае если налоговое законодательство допускает применение нескольких способов учёта в отношении одной и той же операции, компания должна отразить в учётной политике один из них.
На законодательном уровне отсутствует чёткая регламентация по вопросу того, кто именно должен составлять учётную политику, а также о предъявляемых к ней требованиях.
В большинстве случаев ответственность ложится на главного (или единственного) бухгалтера компании, который отвечает за то, чтобы утверждённая учётная политика соответствовала нуждам организации, а также была грамотно оформлена.
Единственным требованием к компаниям является составление внутреннего приказа об утверждении учётной политики за подписью руководителя (ПБУ 1/2008). Его отсутствие может повлечь за собой финансовые санкции со стороны проверяющих органов, поскольку некоторые хозяйственные операции могут быть признаны неверно оформленными. Приказ составляется в свободной форме с указанием перечня лиц, ответственных за учётную политику, обязательным является наличие следующих реквизитов: номер, дата и подпись руководителя.
Как правило, учётную политику формируют раздельно для налогового и бухгалтерского учёта, где каждый раздел называется в соответствии с объектом или способом учёта: «Основные средства», «Заработная плата», «Способ калькуляции» и прочее.
Компания при начале своей деятельности утверждает учётную политику, которую она может придерживаться на протяжении всего периода хозяйствования вплоть до ликвидации или вносить необходимые корректировки по окончании отчётного или налогового периода.
Сроки утверждения отличаются для бухгалтерского и налогового учёта:
- для целей бухгалтерского учёта – в течение 90 дней с момента регистрации или до 1 января при внесении изменений в ранее утверждённый документ (ПБУ 1/2008)
- для учёта по НДС – до завершения первого отчётного периода, нормы распространяются на деятельность с момента создания (п.12 167 НК РФ)
- для учёта по налогу на прибыль – сроки не определены, но применять нужно до завершения текущего налогового периода (ст. 313 НК РФ)
Вносить изменения в учётную политику допускается в следующих случаях:
- новый вид деятельности или новые операции, ранее не перечисленные в учётной политике
- внедрение новых поправок в налоговом законодательстве
- смена способа ведения бухгалтерского учёта на более эффективный
Учётная политика — внутренний документ компании, на основании которого ведется бухучёт и рассчитываются налоги. В этом документе организация:
- утверждает рабочий план счетов;
- определяется с выбором правил, если закон предполагает разные варианты учёта;
- определяет, кто подписывает первичные документы и прочее.
Если в каком-то законодательном акте явно не прописаны те или иные параметры учёта, формирования стоимости, организация самостоятельно их разрабатывает и закрепляет в учётной политике. Положения учётной политики регулируются Федеральным Законом № 402-ФЗ от 06.12.2001, ПБУ 1/2008 и Налоговым кодексом.
Как правило, учётную политику разрабатывает главный бухгалтер или сотрудник, отвечающий за бухучет и налогообложение. Утверждает руководитель и издаёт соответствующий приказ. Действующие организации составляют политику один раз и принимают до 31 декабря текущего года. Так, если организация планирует применять политику с 2021 года, нужно принять её не позднее 31 декабря 2020 года. Исключение — вновь созданные организации. Им нужно уложиться в 90 дней с момента регистрации компании. Для реорганизованных компаний действуют такие же сроки.
Разработанную учётную политику обычно применяют последовательно из года в год до тех пор, пока не возникнет необходимость внести изменения.
Учетная политика для застройщиков долевого строительства на 2021 год
Готовьтесь к изменениям вместе с сервисом «Моё дело»
С нами вы сможете заполнять любые отчёты, получать консультации специалистов и будете первыми узнавать о новостях.
Пониженные страховые ставки для ИТ-компаний.
С 2021 года действуют новые пониженные тарифы:
- 6 % на обязательное пенсионное страхование;
- 1,5% на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- 0,1% на обязательное медицинское страхование.
Льгота по социальным взносам для МСБ. Малому бизнесу продлили действие пониженных взносов с зарплаты свыше МРОТ по ставке 15% на 2021 год.
Чтобы внести изменения или дополнения в учётную политику, нужно:
- Разработать текст изменений или дополнений с обоснованиями. Если они касаются законодательства о налогах и сборах, желательно указать ссылку на статьи закона и дату вступления поправок в силу.
- Установить дату их вступления в силу. Например, 1 января следующего года.
- Утвердить изменения или дополнения отдельным приказом — заменить устаревшие положения и ввести новые.
Стандартной формы приказа нет, организации разрабатывают его в произвольной форме. Если изменений много, можно утвердить новую редакцию приказа.
- Не пишите лишнего. Указывайте только те регистры учёта, которыми организация действительно пользуется и исключите документы, если они лишние. Помните, что инспекторы при проверке вправе запросить все упомянутые формы учёта.
- Не детализируйте излишне утверждённый план счетов. Не нужно утверждать всю аналитику. Она достаточно часто изменяется и может появиться несоответствие реального учёта и счетов по УП.
- Не нужно составлять новую политику каждый год. Достаточно отредактировать пункты, которые изменились, исходя из актуальных требований и потребностей.
Минфин в числе прочего уточнил понятие «временные разницы», конкретизировал причины их возникновения, а также установил порядок определения их величин на отчетную дату.
Для этого потребуется посчитать разницу между балансовой стоимостью актива или обязательства и его стоимостью, принимаемой для целей налогообложения. В связи с этим в учетной политике для целей бухгалтерского учета рекомендуем зафиксировать способ определения компанией налоговой стоимости активов и обязательств. В частности, для этого можно использовать положение
«Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 12 «Налоги на прибыль»
, как это показано в приведенном ниже примере.
Пример: налоговая стоимость актива определяется в порядке, определенном МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как сумма, которая для целей налогообложения подлежит вычету из любых налогооблагаемых экономических выгод, которые будут поступать в организацию при возмещении балансовой стоимости этого актива.
Если они не будут подлежать налогообложению, налоговая стоимость соответствующего актива считается равной его балансовой стоимости.
Налоговая стоимость обязательства определяется в порядке, определенном МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль», как его балансовая стоимость, уменьшенная на суммы, которые в будущих периодах будут подлежать вычету в налоговых целях в отношении данного обязательства. Если доходы получены авансом, налоговая стоимость возникшего в результате обязательства равна его балансовой стоимости за вычетом любой суммы соответствующего дохода, в которой он не будет облагаться налогом в будущих периодах.
С 1 января 2021 года вступают в силу еще несколько федеральных стандартов для учреждений бюджетной сферы. Большинство из них вводят новые объекты учета и требуют отражения в отчетности новых сведений. С такими объектами учета и сбором сведений бухгалтеры учреждений бюджетной сферы еще не сталкивались.
Например, в следующем году должны появиться следующие объекты учета:
- резервы: по претензиям и искам, по убыточным договорным обязательствам, по реструктуризации и др. (стандарт «Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах», утв. приказом Минфина РФ от 30.05.2018 № 124н);
- непроизведенные активы, по которым прогнозируется получение от его использования экономических выгод или полезного потенциала (стандарт «Непроизведенные активы», утв. приказ Минфина РФ от 28.02.2018 № 34н).
В отчетности за 2021 год бухгалтерам нужно будет указать сведения о юридических и физических лицах, на деятельность которых субъект отчетности способен оказывать влияние, а также лицах, способных оказывать влияние на деятельность субъекта отчетности, и об операциях со связанными сторонами ().
К сожалению, в стандартах умалчивается о том, у кого и каким образом главный бухгалтер может получить необходимую информацию для отражения в бухучете соответствующих объектов учета, а также сведения для отражения в отчетности.
Минфин не предлагает даже никаких форм первичных учетных документов для совершения операций с вводимыми объектами учета и для сбора сведений! При этом уже есть нерадостная для бухгалтеров судебная практика, например, решение .
Согласно материалам дела главбух казенного учреждения была признана виновной в правонарушении по статье 15.15.6 КоАП.
Суть правонарушения, совершенного главбухом, заключалось в том, что она не отразила на забалансовом счете 10 банковскую гарантию, предъявленную исполнителем по контракту на выполнение дорожных работ, и соответственно такая информация не попала в бюджетную отчетность.
В свое оправдание главбух пыталась объяснить суду, что:
- ей никто не представил первичного учетного документа на бумажном носителе, являющегося основанием для отражения в учете банковской гарантии;
- что у нее нет обязанности осуществлять мониторинг Единой информационной системы в целях поиска размещенных в ней сведений о закупке.
Другими словами, главбух как раз пыталась донести суду мысль о том, что ей не было известно о наличии банковской гарантии, и она просто не могла знать о ней в силу отсутствия у нее такой обязанности.
Однако суд все эти доводы отверг, и ей пришлось заплатить штраф в размере 10 000 рублей. Чтобы не оказаться в такой ситуации главному бухгалтеру необходимо в самое ближайшее время провести среди сотрудников учреждения разъяснительную работу о требованиях федеральных стандартов, вступающих в силу с 1 января 2021 года. А затем в учетной политике на 2021 год предусмотреть, как минимум:
- разработать формы учетных документов;
- порядок извещения сотрудниками учреждения главного бухгалтера обо всех операциях с новыми объектами учета;
- отразить в графике документооборота порядок представления в бухгалтерию соответствующих первичных учетных документов.
Бюджетные организации формируют учетную политику самостоятельно в зависимости от специфики отраслевой деятельности и своей структуры.
Учетную политику формирует главный бухгалтер, утверждает руководитель организации. Если бухгалтерский учет ведется централизованной бухгалтерий, учредитель разрабатывает учетную политику, которую применяют организации, находящиеся в ведении данного учредителя, например филиалы, обособленные подразделения. Разработка УП главным бухгалтером позволяет максимально детализировать учетные нюансы с учетом специфики деятельности организации и обеспечить необходимый уровень конфиденциальности информации.
Учётная Политика Учётная Политика — Общая Учётная Политика (Пр-во) Учётная Политика (Услуги) Учётная Политика (Торговля) Учётная Политика УСН (Пр-во и Услуги) Учётная Политика УСН (Торговля) . . . Учётная Политика Строительство Общество с Ограниченной Ответственностью » ХХХХ» ПРИКАЗ № об утверждении учётной политики для целей бухгалтерского учета г. ___________ 31.12.20__ ПРИКАЗЫВАЮ: 1.
Утвердить учетную политику для целей бухгалтерского учета на 20__ год согласно приложению 2. Контроль за исполнением приказа возложить на Главного бухгалтера И.И.
Иванову Генеральный директор ____________________________ П.П. Петров Приложение к приказу от 31.12.20__ г. № Учётная политика для целей бухгалтерского учета Учётная политика для целей бухгалтерского учета разработана в соответствии с ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (утверждено приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
№ 34н), ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций», Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (утверждено приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н), приказом Минфина России от 2 июля 2010 г.«О формах бухгалтерской отчетности организаций». 1. Бухгалтерский учет ведется бухгалтерией ООО «ХХХХХ» под руководством Главного бухгалтера.
Основание: часть 3 статьи 7 Закона № 402-ФЗ. Возможны Варианты: 1) Бухгалтерский учет ведется структурным подразделением (бухгалтерией), находящимся в непосредственном подчинении заместителя директора по экономике и финансам.
2) Бухгалтерский учет ведется сторонней организацией, оказывающей специализированные услуги по ведению бухгалтерского учета в соответствии с договором. 3) Ведение бухгалтерского учета осуществляет директор организации.
2. Бухгалтерский учет ведется автоматизированно c использованием рабочего Плана счетов согласно приложению 1. Основание: пункт 8 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г.
№ 34н. 3. По следующим видам деятельности учет активов и обязательств ведется обособленно:
- возведение объектов капитальным строительством и осуществление строительно-монтажных работ;
- инвестиционная деятельность.
4. Обособленные подразделения организации на отдельный баланс не выделяются.
5. В качестве форм первичных учетных документов используются унифицированные формы первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве, утвержденные постановлением Госкомстата России от 11 ноября 1999 г. № 100. При проведении хозяйственных операций, для оформления которых не предусмотрены типовые формы первичных документов, используются самостоятельно разработанные формы.
Перечень форм, утвержденный для применения в организации, а также образцы нетиповых документов приведены в приложении 2. Основание: часть 4 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. 6. Право подписи первичных учетных документов предоставлено должностным лицам, перечисленным в приложении 3.
Основание: пункт 7 части 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. 7. Бухгалтерский учет ведется с использованием регистров бухгалтерского учета, перечень и форма которых установлены в приложении 4.
Основание: статья 10 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ. 8.Отчётным периодом для составления внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности является календарный месяц.
В состав внутренней промежуточной бухгалтерской отчетности входит бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах.
Основание: часть 3 статьи 14 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ и пункт 49 ПБУ 4/99.
Проводим ревизию учетной политики: какие изменения нужно внести на 2021 год
Целью учетной политики — является документальное закрепление, на уровне локальных нормативно — правовых актов, способа учета активов и обязательств коммерческой организации и определение особенностей учетного процесса по всем участкам бухгалтерского учета предприятия, начиная от основных средств и заканчивая сдачей бухгалтерской и налоговой отчетности.
Строительная деятельность, как и любая иная отрасль экономики, имеет свою специфику, сказывающуюся, в том числе и на порядке ведения бухгалтерского и налогового учета строительных фирм.
Подрядные организации, как и все иные компании, для ведения учетной работы в обязательном порядке формируют и утверждают такой внутренний регламент, как учетная политика организации.
В данной статье мы приведем особенности строительной деятельности, которые должны быть учтены подрядной организацией при формировании своей учетной политики в целях бухгалтерского и налогового учета. Вначале отметим, что с 01.01.2013 г.
все российские организации без каких-либо исключений ведут бухгалтерский учет и формируют свою бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ), что подтверждают и финансисты в Письме Минфина России . Между тем, некоторым категориям организаций Закон N 402-ФЗ предоставляет право вести бухгалтерский учет и формировать отчетность в упрощенном порядке.
Такое право на основании статьи 6 Закона N 402-ФЗ имеют: • субъекты малого предпринимательства (далее — СМП).
Для справки: критерии отнесения организаций и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства определены Федерального закона от 24.07.2007 г. N 209-ФЗ
«О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
.
• некоммерческие организации; • организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково». Названные субъекты могут реализовать данное право при условии, что они не входят в круг лиц, перечень которых приведен в статьи 6 Закона N 402-ФЗ. Согласно статьи 6 Закона N 402-ФЗ упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (далее — УСВБУ), запрещено применять: • организациям, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации; • жилищным и жилищно-строительным кооперативам; • кредитным потребительским кооперативам (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы); • микрофинансовым организациям; • организациям бюджетной сферы; Для справки: к организациям бюджетной сферы Закон относит государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и территориальными государственными внебюджетными фондами.
• политическим партиям, их региональным отделениям или иным структурным подразделениям; • коллегиям адвокатов; • адвокатским бюро; • юридическим консультациям; • адвокатским палатам; • нотариальным палатам; • некоммерческим организациям, включенным в предусмотренный статьи 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г.
N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Таким образом, в контексте настоящей статьи применять УСВБУ могут лишь подрядные организации, имеющие статус СМП, отчетность которых не подлежит обязательному аудиту. пункта 3 статьи 21 Закона N 402-ФЗ прямо определено, что упрощенные способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в соответствующем федеральном стандарте бухгалтерского учета (далее — ФСБУ). Однако пока такой ФСБУ не утвержден Минфином России.
В то же время о том, какие способы ведения учета Минфин России относит к упрощенным, сказано в: • Информации
«Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства»
(далее — Информация N ПЗ-3/2012); • Информации «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности»; • Информации «Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности» (далее — Информация N ПЗ-3/2016). Анализ названных документов финансового ведомства позволяет говорить о том, что перечень УСВБУ весьма внушительный, при этом организация вправе сама решать, какие из них применять (вне зависимости от применения других упрощенных способов), на что прямо обращено внимание в Информации N ПЗ-3/2016. Как разъясняют чиновники, выбор отдельных УСВБУ осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины организации и других соответствующих факторов.
Заметим, что на основании Закона N 402-ФЗ организация, ведущая бухгалтерский учет, в любом случае обязана формировать свою учетную политику, под которой понимается совокупность способов ведения бухгалтерского учета, в том числе и упрощенных. При организации своего бухгалтерского учета организация, применяющая УСВБУ, должна исходить из требования рациональности, а значит, ее учетная политика должна обеспечивать рациональное ведение бухгалтерского учета, о чем сказано в Информации N ПЗ-3/2016. Законом предусмотрено, что организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами, которые для обычных организаций (нефинансовых организаций внебюджетной сферы) еще не утверждены Минфином России.
В настоящий момент для указанной категории фирм Приказом Минфина России от 16.10.2018 г. N 208н утвержден лишь один стандарт — «Бухгалтерский учет аренды», обязательное применение которого начнется с 2022 г. Остальные ФСБУ, предусмотренные разработки ФСБУ на 2021 — 2021 гг.
(далее — Программа), утвержденной Приказом Минфина России от 05.06.2019 г.
Ошибка 1. По сути, утверждать УП каждый год можно, это не является нарушением. Но, поскольку такой обязанности не существует, то подобные действия являются ненужными, чрезмерными и необоснованными.
Предусмотрено, что с 2021 г. при утверждении УП издается отдельный приказ, который вводит соответствующие изменения. При этом фраза «УП утверждается на такой-то год» сюда не включается.
Ошибка 2. НДС на 2021 г. считается по-новому с учетом повышенной ставки 20% вне зависимости от того, что о нем прописано в договоре.
Например, в соглашении указано, что НДС отнесен к стоимости контракта: «118 руб., включая НДС 18 руб.». Перезаключить его нет возможность либо вторая сторона отказалась это сделать. Отсюда, калькуляция НДС производится так: 118*20/120 = 19,67 руб. Соответственно, стоимость товара равна 98,33 руб.
Формирование учетной политики для бухучета осуществляется в соответствии с ПБУ 1/2008 и другими стандартами бухучета. Утвердить ее надо до начала года, в котором она будет применяться. Новые юрлица должны утвердить УП в течение 90 дней с даты госрегистрации.
Изменения и дополнения вносятся в УП в следующих случаях:
- при изменении законодательства;
- существенном изменении условий деятельности предприятия, в том числе появлении новых видов деятельности;
- разработке новых методов ведения учета.
В первых двух случаях поправки, внесенные в УП, применяются c начала действия соответствующих изменений, а в третьем — с начала очередного календарного года.
Как правило, структура УП состоит из двух блоков: организационных и методологических положений. Состав каждого блока представлен в таблице.
Организационные положения |
Организация системы бухучета в компании: способы обработки информации, распределение ответственности за учетный процесс и т. д. |
Организация системы внутреннего контроля |
|
Формы первичных документов |
|
Порядок документооборота |
|
Рабочий план счетов |
|
Формы учетных регистров |
|
Порядок и сроки проведения инвентаризации |
|
Состав бухгалтерской отчетности |
|
Методологические положения |
Группировка фактов хозяйственной жизни |
Оценка каждого вида имущества при их поступлении, создании и выбытии |
|
Оценка обязательств |
|
Порядок отнесения материальных ценностей к ОС и запасам |
|
Способы начисления амортизации ОС и НМА |
|
Порядок учета доходов и расходов |
|
Формирование резервов |
|
Оценочные обязательства |
|
Принципы формирования бухотчетности |
Составляя учетную политику на 2021 годы, следует учесть вступающие в силу новации законодательства.
Продолжается переход на применение стандарта ФСБУ 25/2018 «Бухгалтерский учет аренды». Обязанность применять его в работе возникнет в 2022 году. Но при желании можно начать применять его с 2021 года или с начала деятельности предпиятия, если оно создано в 2020. Принятое решение надо закрепить в УП.
Еще одно изменение касается учета МПЗ. Приказ Минфина от 15.11.2019 № 180н утвердил новый стандарт ФСБУ 5/2019 «Запасы». Он заменил ПБУ 5/01 и Методические рекомендации по учету МПЗ, утвержденные приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н. При желании новый стандарт можно применять и 2020 году, но с 2021 году его применение станет обязательным.
Если ваша организация зарегистрирована только в 2020 году, составляя учетную политику на 2020 год учтите изменения, вступившие в силу с 01.01.2020:
- С 2020 года применяются формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина от 19.04.2019 № 61н. Состав отчетности не изменился. Как и раньше, предприятия, имеющие право на упрощенное ведение бухучета, могут ограничиться сокращенным комплектом отчетности — бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах.
- Обновились стандарты бухучета: ПБУ 18/02, ПБУ 13/2000 и ПБУ 16/02.
Актуальный образец учетной политики организации для целей бухучета можно скачать в начале этой статьи. Приведенный пример учетной политики можно использовать в работе, редактируя под свои нужды.
Учетная политика на 2021 год – составляем с помощью конструктора
Учетная политика на 2020 – 2021 годы в части учета налога на прибыль может быть дополнена следующими элементами:
Налог |
Элемент УП |
Норма НК РФ |
Налог на прибыль |
Порядок признания доходов от аренды (внереализационные или реализация) |
П. 4 ст. 250 |
Порядок признания доходов и расходов, относящихся к нескольким отчетным (налоговым) периодам |
П. 2 ст. 271, п. 1 ст. 272, ст. 316 |
|
Порядок оценки расходов на незавершенное производство |
П. 1 ст. 319 |
|
Порядок распределения прямых расходов при невозможности их отнесения на конкретный производственный процесс |
П. 1 ст. 319 |
|
Метод начисления амортизации (линейный или нелинейный) |
П. 1 ст. 259 |
|
Применение амортизационной премии |
П. 9 ст. 258 |
|
Применение инвестиционного налогового вычета |
Ст. 286.1 |
|
Создание резерва на гарантийный ремонт, ремонт ОС, выплату отпускных (создается или нет) |
Ст. 267, 324, 324.1 |
|
Определение срока полезного использования НМА, указанных в подп. 1–3, 5, 6 абз. 3 п. 3 ст. 257 |
П. 2 ст. 258 |
|
Порядок исчисления и уплаты налога при наличии обособленных подразделений |
Ст. 288 |
|
Порядок распределения общехозяйственных расходов при совмещении с ЕНВД |
П. 7 ст. 346.26 |
- В чем сложность формирования учетной политики-2021
- 5 универсальных правил для учетной политики-2021
- Когда учетная политика экономит деньги, а когда наоборот
- Как сделать учетную политику эффективным инструментом
Учетная политика является внутренним документом предприятия и процесс ее составления подразумевает в себе две стадии:
- Формирование (составление, выбор и обоснование);
- Раскрытие (опубликование).
Вторая стадия применима только для организаций, которые в соответствии с законодательством (либо согласно уставным документам) обязаны публиковать бухгалтерскую отчетность.
Рассмотрим более детально стадию формирования. Данная стадия включает в себя несколько этапов:
Ни законы, ни другие нормативно-правовые акты не устанавливают жестких требований к оформлению учетной политики. В пункте 8 ПБУ 1/2008 сказано лишь о том, что необходимо составить организационно-распорядительный документ: приказ, распоряжение, стандарт и проч.
На практике подавляющее большинство юрлиц поступают следующим образом: издают приказ об утверждении учетной политики за подписью директора. При налоговых проверках инспекторы обычно запрашивают этот документ. Если он отсутствует, некоторые хозяйственные операции могут признать неверно оформленными, что повлечет доначисление налогов, а также, возможно, начисление пеней и штрафов.
Бесплатно получать требования из ИФНС и отправлять запрошенные документы через интернет
СПРАВКА
Приказ разрешено составить в свободной форме. Главное, поставить номер, дату и подпись. А также перечислить лиц, которые отвечают за соблюдение УП.
Что касается самой политики, то ее можно изложить в тексте приказа, либо оформить в виде приложения. Чаще всего составляют две политики: отдельно налоговую и отдельно бухгалтерскую. В каждой из них оформляют несколько разделов: «основные средства», «распределение на прямые и косвенные расходы», «создание резервов» и т.д. Допустимы и любые другие варианты, если они отвечают нуждам компании.
При составлении УП нужно помнить о том, что не существует единых норм и правил, по которым она должна формироваться. Поэтому во время работы над документом нужно учесть сферу деятельности организации и другие аспекты. Также все методы должны соответствовать законодательным нормам. В целом, предварительную подготовку можно разделить на следующие этапы:
- Анализ допустимых способов учета.
- Подбор подходящих для компании методов.
Организации обязаны разработать УП для налогового и бухгалтерского учета. А вот ИП нужен только один документ, касающийся налогового учета.