Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация на соответствие занимаемой должности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В данном разделе необходимо четко и понятно указать, какие шаги и меры обязан предпринять работодатель и подчиненные ему должностные лица.
Состав комиссии определяется приказом работодателя.
В комиссии обязательно должны быть председатель, рядовые члены и секретарь.
Необходимо указать, кто из них имеет право голоса, а кто нет.
Также важно, за кем останется решающее право голоса, если мнения членов комиссии распределятся поровну (чтобы такого не было, комиссию следует создавать из нечетного количества представителей работодателя).
Состав комиссии постоянный, изменения могут вноситься либо по причине конфликта интересов, либо в связи с кадровыми перемещениями.
Важно обозначить полномочия членов комиссии. Так, председатель отвечает за обоснованность и правомерность принимаемых коллегиальных решений, члены комиссии — за всесторонность и объективность выносимых решений, секретарь — за техническую работу.
График аттестации — это документ, который работодатель составляет ежегодно. Утверждается отдельным приказом. Утверждать график следует заранее, чтобы успеть ознакомить с ним тех, кому предстоит аттестация.
В графике указывается:
- список работников, подлежащих аттестации в этом году;
- дата и место проведения процедуры;
- время предоставления необходимых кадровых документов на аттестуемых сотрудников и Ф.И.О. ответственных за предоставление.
Всех аттестуемых работников необходимо уведомить о процедуре заранее и под подпись. Насколько заранее, решает работодатель, но оптимальным сроком является один месяц.
Форма уведомления не важна, важен факт, подтверждающий ознакомление.
Если сотрудник отказывается, составляется соответствующий акт.
Если болеет — направляется соответствующее уведомление по месту регистрации и проживания заказным письмом с уведомлением о вручении.
Данный раздел является описанием пошаговой процедуры аттестации работников на предприятии.
Для этого в положении должно быть написано, что при участии двух третей состава комиссии ее решения считаются правомочными. Если количество членов комиссии меньше, аттестация переносится на другой срок, определяемый работодателем с учетом требований описываемого положения.
Решения принимаются большинством голосов на основании документов, которые поступили в комиссию, и на основании сведений, которые сообщил начальник и сам аттестуемый работник.
ВАЖНО! Любое решение должно быть обосновано и подкреплено соответствующим документом. Если работник подлец — это не основание признать его не соответствующим занимаемой должности.
Профессиональная деятельность работника должна оцениваться во взаимосвязи с квалификационными требованиями к его должности. Необходимо учитывать личный вклад работника в достижение целей, стоящих перед организацией, а также сложность и напряженность работы, которую он выполняет.
Стоит обратить внимание на отсутствие или наличие фактов нарушений трудового распорядка и должностных обязанностей.
Если голоса разделились поровну, решающий голос имеет председатель.
Все сомнения трактуются в пользу работника.
Описываем, какие решения может принять комиссия:
- сотрудник соответствует занимаемой должности;
- направить на обучение для соответствия занимаемой должности;
- ходатайствовать перед работодателем о повышении (оклада, в должности);
- рассмотреть вопрос о понижении в занимаемой должности по причине недостаточной квалификации;
- не соответствует занимаемой должности, рекомендовать направить на обучение для повышения квалификации или уволить в связи с недостаточной квалификацией.
Аттестация — это периодическая проверка профессионального уровня работника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работы.
В соответствии с п. 3 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации могут регулировать нормы права, содержащие положения трудового законодательства, и внутренние акты организации, принятые с учетом мнения профсоюза. Действующее трудовое законодательство не требует от всех работников проходить эту процедуру — такая обязанность закреплена лишь за определенными категориями сотрудников, в частности:
- ст. 48 закона «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ требует от гражданских служащих каждые 3 года проходить аттестацию на соответствие своей должности (с той же периодичностью в силу ст. 18 закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007 № 25-ФЗ аттестуются и муниципальные служащие);
- ст. 21 закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ требует от руководителей таких организаций проходить аттестацию, порядок которой устанавливается собственником компании;
- ст. 49 закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-ФЗ требует регулярно проводить аттестацию педагогов;
- ст. 26 закона «О библиотечном деле» от 29.12.1994 № 78-ФЗ говорит о необходимости аттестации работников библиотек и т. д.
Аттестация работника на соответствие занимаемой должности в случаях, перечисленных выше, — обязательная процедура, хотя и тут возможны исключения. Например, положение «О проведении аттестации государственных гражданских служащих РФ» (утв. Указом Президента РФ от 01.02.2005 № 110, далее — Положение) освобождает сотрудников от аттестации:
- в период беременности;
- во время отпуска по уходу за ребенком;
- если срок трудовой деятельности после выхода из отпуска по уходу за ребенком не превышает 12 месяцев;
- при возрасте старше 60 лет;
- если срок работы на новой должности не превышает одного года.
Как правило, обязательная аттестация проводится раз в 3–5 лет. Периодичность работодатель может установить самостоятельно с учетом мнения профсоюза.
Процедура аттестации работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году, как и ранее, проводится в несколько этапов.
В период подготовки отдел кадров предприятия проводит следующие мероприятия:
- оформление документации (приказов, распоряжений, бланков);
- формирование аттестационной комиссии;
- разработка методики проведения процедуры;
- подготовка и утверждение программы;
- информирование работников о предстоящей процедуре.
Результатом аттестации работников на соответствие занимаемой должности в 2021 году должно стать решение комиссии, которое может быть выражено в формулировках типа:
- «уровень профессионализма сотрудника соответствует его функциям и должности»;
- «сотрудник соответствует должности и достоин поощрения»;
- «работник соответствует должности при условии прохождения переподготовки»;
- «профессиональная подготовка сотрудника не соответствует его должности» и т. д.
В случае выявления несоответствия профессионального уровня работника занимаемой им должности работодатель имеет право направить того на обучение или уволить на основании п. 3 части первой ст. 81 ТК РФ. Решившись на увольнение, руководитель должен прежде предложить неаттестованному сотруднику вакантные должности на предприятии, соответствующие уровню его квалификации (включая вакантные должности в другой местности, если это предусмотрено коллективным соглашением или трудовым договором).
Новая аттестация учителей с 2021 года
Информации о переносе сроков внедрения новой системы пока немного. Например, приказ Министерства образования об утверждении «дорожной карты» по введению НСУР не изменился – в справочных системах он отображается как действующий, но даты в нем те же (то есть, до ноября 2020 года должны создать базу с данными о компетенциях учителей.
Желание чиновников побыстрее внедрить новую систему подтверждается еще и тем фактом, что в апреле этого года (когда все школы были уже закрыты и переведены на дистанционное обучение), заместитель профильного комитета Госдумы депутат Любовь Духанина раскритиковала действующую систему аттестации – по данным ОНФ, только 17% учителей считают, что ее результаты объективны.
Но вскоре в Министерстве просвещения вышел приказ, которым сроки действия аттестации педагогов продлеваются. Это касается тех, чей срок действия аттестации истекает с 1 апреля по 1 сентября 2020 года – для них срок продлен до 31 декабря. Но сделано это было лишь для того, чтобы педагоги с истекающим сроком аттестации не потеряли доплаты за категорию, пока не могут пройти ее из-за карантинных мер.
Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.
Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.
И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».
Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.
Правда, до 1 ноября правительство будет только собирать отзывы о предложении, так что внедрение новой системы может тоже затянуться до следующего учебного года.
На __________________________________________________________________________,
(Ф.И.О. педагогического работника)
____________________________________________________________________________
(должность)
Дата заключения трудового договора* ________________________________________________
*по данной должности
Сведения об аттестуемом:
Образование _______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________.
(какое образовательное учреждение окончил, полученная специальность и квалификация, год окончания)
Дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результаты предыдущей аттестации **__________________________________________________
**в случае проведения
Оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности, выполнение трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором): _________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Является/не является членом первичной профсоюзной организации __________________
(нужное подчеркнуть)
________________________________________________________ с ______г. по настоящее время.
(наименование первичной профсоюзной организации)
«______»_______________ 20___ г.
Подпись работодателя
должность подпись расшифровка подписи
(М.П.)
С представлением ознакомлен(а) _________________________________________________
(подпись, дата)
Это понятие из раздела трудового законодательства. Обозначает выявление соответствия окружающей среды и других факторов на месте работы человека, нормативам охраны труда, на предмет вредных и опасных показателей.
При обнаружении этих факторов, работодатель обязан разработать алгоритм действий по приближению условий труда в соответствии с этими нормами.
Фраза «аттестация рабочих мест» активно использовалась до 2013 г., уже в 2014 г. на смену пришло определение «специальная оценка».
Само понятие и правила ее проведения подкреплены ФЗ № 426 от 28 декабря 2013 г. Главным в этом действии является комплекс приемов по обнаружению и оценке вредности и опасности показателей производства и степени влияния их на здоровье человека.
Для чего нужнааттестация и нужна ли вообще? Эта процедура проводится для разделения всех производственных факторов по степени негативного влияния на человеческое здоровье на классы и подклассы.
Такое разделение в жизни многих работников играет большую роль. Сотрудники, занятые в трудовом процессе с негативными условиями труда, могут рассчитывать на сокращение трудового стажа для назначения пенсии, получения льгот.
Аттестацияпозволяет дать полную оценку каждому рабочему месту с нескольких сторон, ее цели:
- Оценить степень и уровень того, как влияют факторы производственной среды на человека.
- Выявить тяжесть и напряженность отдельных циклов производства на состояние здоровья сотрудника.
- Определить уровень травматизма и его безопасность.
- Определить обеспеченность каждого наемного сотрудника спецодеждой, на опасных для жизни работах.
Итогом такой оценки является заполнение аттестационной карты, которая ложится в основу разработки мер по снижению травматизма на предприятии.
В проверке, проводимой на предприятии или в организации, должны участвовать специалисты из специальной аттестующей организации, а также работодатель или его полномочный представитель в лице руководителя данного юридического лица.
Организация, участвующая в аттестации и оказывающая услуги такого рода, должна иметь государственную аккредитацию. В соответствии с 217-й статьёй ТК, организации, не имеющие должной аккредитации, к проведению аттестационных мероприятий не допускаются.
Рекомендации для аттестующихся педагогов в 2020–2021 году
Специальная аттестация рабочих мест распространяется на все категории работодателей.
К ним можно отнести:
- Юридические лица независимо от вида собственности;
- Коммерческие фирмы;
- Бюджетные учреждения;
- Индивидуальные предприниматели, имеющие в штате хотя бы одного работника.
Не подвергаются такой процедуре лишь ИП, не имеющие работников, а также физлица, которые имеют вольнонаемную силу, но не оформляют их должным образом.
Оплата специалистам, проводящим аттестацию, производится только со счетов предприятий и учреждений, подвергшимся такой проверке, что оговорено в Трудовом Кодексе, ст. 212.
По результатам аттестации составляется документ, в котором указываются:
- Дата проведения.
- Наименование подразделения, в котором осуществлялась проверка.
- Средства и инструменты измерения уровня воздействия вредных факторов.
- Названия выявленных и измеренных производственных факторов (уровень шума, концентрация токсинов и пр.).
- Ф. И. О., должности и подписи членов комиссии.
К протоколу прилагается схема (чертеж) помещения.
Процесс определения уровня вредности труда может проводиться несколькими способами:
- Проводится только за счет средств работодателя. Такое под силу крупным предприятиям.
- Весь ряд работ проводится сторонней фирмой, в компетенции которой аттестация рабочих мест труда. Она должна быть сертифицирована и иметь соответствующую лицензию.
- Проводится совместными силами. Финансовая и подготовительная работа выполняется специалистами проверяемой организации, а замеры выполняет сторонняя фирма.
Все перечисленные работы регламентированы «Положением о правилах проведения аттестации», принятым Министерством труда и соц. развития РФ и вступившим в действие 01.07.1997. Поправки внесены лишь 01.09.2008.
Начальник учреждения, которое подвергается спецоценке рабочих, назначает своего сотрудника в качестве председателя комиссии. Он, в свою очередь, подбирает себе команду. В основном на должность председателя назначается лицо, отвечающее за охрану труда на производстве, это может быть инженер по охране труда (ОТ).
В любой фирме или организации в аттестационную комиссию входят:
- Инженер по ОТ;
- Сотрудник кадровой службы;
- Механик;
- Электрик или энергетик;
- Бухгалтер по начислению зарплаты;
- Мед. работник;
- Член профсоюзной организации;
- Технолог.
Количество человек может определяться индивидуально, такое правило не оговорено в нормативных актах по оценке условий.
Такой состав может наблюдаться в малочисленных учреждениях, а в крупных компаниях подобные комиссии должны присутствовать во всех отдельных подразделениях с центральной комиссией во главе.
Каждый список сотрудников по аттестации рабочих мест утверждается приказомпо основной деятельности, с указанием Ф.И.О., должности председателя и членов комиссии, а также сроков проведения проверки.
Все представители проходят обучение. Для этого председатель должен пригласить специалиста региональной организации по ОТ, для проведения методических уроков. Семинар может продолжаться в течение двух дней.
Рекомендуемая программа подготовки рассчитана, как правило, на 20 часов, после чего учащимся выдается удостоверение о прохождении курса ОТ. После чего комиссия может приступать к аттестации.
Следующим действием со стороны комиссии является разработка графика мероприятий. На данном этапе происходит определение сроков и этапов проведения аттестации с указанием уполномоченных лиц.
Далее, определяется перечень рабочих мест, которые подвергаются оценке, с указанием вредных и опасных факторов для основных измерений. При составлении реестра работники опираются на штатное расписание и «Общий классификатор профессий», и выявляют виды работ, которые более всего подвержены негативному воздействию факторов.
В основном ссылаются на жалобы работников, например, отсутствие вентиляции воздуха в помещении, вибрацию, сильный шум.
Документальное оформление перечня представляется в виде таблицы и играет важную роль в общей процедуре аттестации, так как он задает объем всей аттестационной работы.
И последним шагом этого этапа является сбор и систематизация полной информации о каждом рабочем месте, его факторах окружающей среды, а также подготовка нормативной базы, регламентирующей спецоценку на показатели опасности травмирования человека и обеспечение его средствами индивидуальной защиты (СИЗ).
Готовим представление на аттестацию на соответствие занимаемой должности
Сегодня, в условиях пандемии, активность в виртуальном пространстве только растет. И в социальных сетях все сильнее размываются грани между личной сферой и деловой. Острее становится вопрос о влиянии поведения в соцмедиа на личный бренд. Особенно он важен для людей публичных профессий, к которым также относится профессия педагога.
Как же вести себя педагогу в социальных сетях? Стоит ли добавлять в друзья своих учеников, размещать свои фотографии в купальнике и рассуждать об острых политических ситуациях? Узнайте мнение эксперта и учителей из разных стран.
Появится выбор карьерного роста:
-
Вертикальный рост — специалист сдает экзамен, по итогам которого присваивается первая категория, после следующего экзамена — высшая.
-
Горизонтальный рост — введение новых педагогических должностей: старший учитель, ведущий учитель и так далее.
При выборе горизонтального роста должности отличаются набором обязанностей. Простой учитель будет заниматься только обучением, старший сможет участвовать в создании образовательного плана, а ведущий координировать деятельность всех педагогов. Повышение квалификации будет значительно влиять на зарплату сотрудника.
Так как аттестация будет проходить планово и применяться к работникам с любым стажем, специалисты с опытом работы от 20 лет потеряют право на автоматическое присвоение 2 категории.
Проверка педагогов на соответствие занимаемой должности будет выполняться с помощью единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). По форме ЕФОМ напоминают ЕГЭ, а единый стиль экзаменов позволит более точно сравнить навыки и знания учителей по всей России. Введение общего стандарта создает систему, в которой не будет разночтений по способам проверки компетенций преподавателей.
Часть регионов РФ уже применила новый вариант аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, но проект все еще находится на стадии обсуждения.
Цель создания новой системы повышения квалификации школьных учителей — уравнять возможности и повысить качество образования педагогов.
Если специалист не сдал экзамен на первую категорию, ее аннулируют. Следующая пересдача будет проведена в общем порядке. Такой же сценарий предстоит для учителей, не подтвердивших высшую категорию. Педагоги должны подтвердить первую категорию, а через 2 года смогут претендовать на высшую.
Существует несколько основных видов аттестации работников:
- Очередная – такой вид является обязательным для всех сотрудников, проводится он раз в два года – для руководящих должностей и раз в три года – для иных служащих или специалистов.
- После испытательного срока – проводится с целью проверки адаптации работников на новом рабочем месте;
- При повышении в должности – проводится для выяснения возможностей сотрудников, а также проверки уровня его профподготовки с целью повышения по службе. При этом учитываются требования нового рабочего места, а также новые обязанности.
- При переводе в другое подразделение – проводится, когда работнику приходится существенно изменять свои должностные обязанности и трудится в новых условиях.
Проводится аттестация по каждому подразделению организации отдельно, при этом перечень должностей, для которых аттестация является обязательной, а также сроки проведения аттестации устанавливает руководитель.
Мишустин пообещал, что учителя смогут не проходить переаттестацию и в 2021 году
Если речь идет о педагогах и высшем преподавательском составе, то аттестация для них предусмотрена приказами Минобрнауки (№276 – для педагогов, №293 – для высшего преподавательского состава). Однако как для работников бюджетных сфер, так и для коммерческих организаций процесс проведения аттестации примерно одинаков. Рассмотрим его подробнее.
Проведение аттестации может быть как плановым, так и незапланированным, например, в случае острой необходимости. Однако сама процедура проверки в обоих случаях одинакова.
Важно! Приняв решение о проведении аттестации, потребуется уведомить об этом сотрудников. Для этого каждому работнику вручают расписку.
Выделяют три основных этапа аттестации: подготовку, аттестацию и подведение итогов.
Подготовка представляет собой разработку методик проведения проверки, издание приказов с утверждением комиссии, методики, плана аттестации. При подготовке также разрабатываются специальные программы для подготовке специалистов к проверке.
Сама аттестация проводится следующим образом. Все аттестуемые подготавливают отчеты, после чего заполняют специальные оценочные формы. После сбора информации проводится анализ результатов, а также заседание комиссии.
Итоги аттестации подводятся путем анализа ввода информации, подготовке рекомендации в плане работы с сотрудниками, а также утверждения конечных результатов.
Первым делом необходимо определиться с комиссией, которая будет проводить аттестацию. После утверждения ее состава, необходимо это утвердить приказом, либо распоряжением. Выбирая членов комиссии, следует помнить, что если в организации есть профсоюзная организация, то хотя бы один из ее представителей должен войти в состав этой комиссии. Если этого не сделать, то проведенная аттестация при необходимости не будет является основанием для увольнения комиссии. Кроме того, что в комиссию включается один представитель от профсоюза, полный состав комиссии также утверждается профсоюзной организацией.
В судебной практике есть примеры, когда по решению суда уволенного после проведения аттестации сотрудника восстанавливали в должности. Основанием для этого послужило отсутствие одного из членов профсоюза в составе аттестационной комиссии.
Таким образом, важным условием при проведении аттестации является не только утверждение комиссии, но и включение в ее состав хотя бы одного представителя профсоюза (если такая организация в компании существует).
Я учитель со стажем, “Учитель года”, имею много премий и дипломов, могу ли я сразу идти на высшую категорию?
Нет, не можете. В приказе о порядке аттестации сказано, что высшую категорию может получить педагог, у которого уже есть первая категория. Педагог с первой категорией через два года после её получения может подать заявление на получение высшей категории.
Аттестацию педагогов перенесли. Но почему коллеги рекомендуют ее пройти сейчас?
В отличие от курсов переподготовки, получения дополнительного образования, прохождения специальных занятий, аттестация имеет одну важную цель – определить, соответствует ли сотрудник занимаемой должности или нет. По результату ее проведения в целом может быть принято 1 из 2 решений:
- сотрудник соответствует должности, он получает соответствующую категорию;
- сотрудник не соответствует должности, и на этом основании он должен быть уволен.
Порядок прохождения аттестации регулируется отраслевым приказом министерств или других структур, а также прописывается во внутренних нормативных актах работодателя. Схематически последовательность этапов можно отразить так.
Аттестация проводится планово раз в 1-2 года или реже. Периодичность прописывается во внутренних нормативных актах работодателя. Заранее планируется график проведения аттестации, после чего работники как минимум за месяц уведомляются об этом решении. Предварительно необходимо составить представление, форма которого утверждается руководством организации.
В документе отражают личные данные о сотруднике, а также сведения о его профессиональном развитии, достижениях, ранее пройденных аттестациях.
Единого перечня таких сотрудников нет, поскольку отдельные списки содержатся в нормативных документах по каждой сфере деятельности. Соответствующие решения принимают профильные министерства или Правительство РФ. Например, среди авиационного персонала аттестацию должны проходить:
- Руководящий состав.
- Экипажи самолетов.
- Кабинные экипажи.
- Инженеры и техники.
- Полетные диспетчеры.
- Сотрудники, обеспечивающие безопасность на авиатранспорте.
Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.
Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.
И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».
Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.
Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности в 2020 году
2.1. Аттестация проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.
2.2. Основными задачами аттестации являются:
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;
- повышение эффективности и качества педагогического труда;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических
- работников;
- учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных организаций;
- определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;
- обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.
3.1. Комиссия обеспечивает:
- организацию методической и консультативной помощи педагогическим работникам;
- контроль соблюдения действующего законодательства в сфере аттестации, процедуры аттестации;
- контроль соблюдения требований к оформлению пакета аттестационных материалов;
- подготовку и проведение аттестации педагогических работников, которые аттестуются с
- целью подтверждения соответствия занимаемой должности.
4.1. Аттестацию педагогических работников осуществляет аттестационная комиссия, самостоятельно формируемая общеобразовательной организацией.
4.2. Аттестационная комиссия создается распорядительным актом руководителя в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии и формируется из числа работников организации, в которой работает педагогический работник, имеющих стаж педагогической работы не менее двух лет и квалификационную категорию не ниже первой, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа), представителей коллегиальных органов управления организации.
4.3. Руководитель организации не может являться председателем аттестационной комиссии.
4.4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемое аттестационной комиссией решение.
4.5. Численный состав аттестационной комиссии – не менее 3 человек.
4.6. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом руководителя общеобразовательной организации.
4.7. Срок действия аттестационной комиссии составляет 1 год.
4.8. Полномочия отдельных членов аттестационной комиссии могут быть досрочно прекращены приказом руководителя по следующим основаниям:
- невозможность выполнения обязанностей по состоянию здоровья;
- увольнение члена аттестационной комиссии;
- неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей члена аттестационной комиссии.
4.9. Председатель аттестационной комиссии:
- руководит деятельностью аттестационной комиссии;
- проводит заседания аттестационной комиссии;
- распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;
- определяет по согласованию с членами комиссии порядок рассмотрения вопросов;
- организует работу членов аттестационной комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников, связанных с вопросами их аттестации;
- подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- контролирует хранение и учет документов по аттестации;
- осуществляет другие полномочия.
4.10. В случае временного отсутствия (болезни, отпуска, командировки и других уважительных причин) председателя аттестационной комиссии полномочия председателя комиссии по его поручению осуществляет заместитель председателя комиссии либо один из членов аттестационной комиссии.
4.11. Заместитель председателя аттестационной комиссии:
- исполняет обязанности председателя в его отсутствие (отпуск, командировка и т.п.);
- участвует в работе аттестационной комиссии;
- проводит консультации педагогических работников;
- рассматривает обращения и жалобы аттестуемых педагогических работников, связанные с вопросами их аттестации;
- подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- осуществляет другие полномочия.
4.12. Секретарь аттестационной комиссии:
- подчиняется непосредственно председателю аттестационной комиссии;
- организует заседания аттестационной комиссии и сообщает членам комиссии о дате и повестке дня ее заседания;
- осуществляет прием и регистрацию документов (представления, дополнительных собственных сведений педагогического работника, заявления о несогласии с представлением);
- ведет и оформляет протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- обеспечивает оформление выписок из протокола заседания аттестационной комиссии;
- участвует в решении споров и конфликтных ситуаций, связанных с аттестацией педагогических работников;
- обеспечивает хранение и учёт документов по аттестации педагогических работников;
- подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии, выписки из протокола;
- осуществляет другие полномочия.
4.13. Члены аттестационной комиссии:
- участвуют в работе аттестационной комиссии;
- подписывают протоколы заседаний аттестационной комиссии.
4.14. Заседания аттестационной комиссии проводятся в соответствии с графиком аттестации, утвержденным руководителем.
4.15. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
4.16. К документации аттестационной комиссии относятся:
приказ руководителя о составе, графике заседаний аттестационной комиссии;
- протоколы заседаний аттестационной комиссии;
- документы по аттестации педагогических работников в составе личных дел (представление, выписка из протокола заседания аттестационной комиссии);
- журналы регистрации документов:
1) журнал регистрации представлений на аттестацию с целью подтверждения соответствия педагогического работника занимаемой должности;
2) журнал регистрации письменных обращений педагогических работников.
5.1. Решение о проведении аттестации педагогических работников принимается руководителем. Руководитель издает соответствующий распорядительный акт, включающий в себя список работников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации и доводит его под роспись до сведения каждого аттестуемого не менее чем за месяц до начала аттестации.
5.2. В графике проведения аттестации указываются:
- ФИО педагогического работника, подлежащего аттестации;
- должность педагогического работника;
- дата и время проведения аттестации;
- дата направления представления руководителя в аттестационную комиссию.
5.3. Проведение аттестации педагогических работников осуществляется на основании представления работодателя в аттестационную комиссию.
5.4. В представлении руководителя должны содержаться следующие сведения о педагогическом работнике:
- фамилия, имя, отчество;
- наименование должности на дату проведения аттестации;
- дата заключения по этой должности трудового договора;
- уровень образования и квалификация по направлению подготовки;
- информация о прохождении повышения квалификации;
- результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
- мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности и (или) профессиональных стандартов, в том числе в случаях, когда высшее или среднее профессиональное образование педагогических работников не соответствует профилю преподаваемого предмета либо профилю педагогической деятельности в организации, участия в деятельности методических объединений и иных формах методической работы.
5.5. Педагогический работник с представлением должен быть ознакомлен под роспись не позднее, чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением педагогический работник имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за период с даты предыдущей аттестации (при первичной аттестации – с даты поступления на работу), а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия со сведениями, содержащимися в представлении руководителя.
5.6. При отказе педагогического работника от ознакомления с представлением составляется соответствующий акт, который подписывается руководителем и лицами, в присутствии которых составлен акт.
6.1. Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности проводится аттестационной комиссией, формируемой руководителем общеобразовательной организации и состоящей из председателя комиссии, заместителя председателя комиссии, секретаря комиссии и членов комиссии.
6.2. В состав аттестационной комиссии входят представители администрации и педагоги общеобразовательной организации.
6.3. В состав аттестационной комиссии в обязательном порядке включается представитель выборного органа первичной профсоюзной организации общеобразовательной организации.
6.4. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационными комиссиями решения.
6.5. Персональный состав аттестационной комиссии и график работы утверждается приказом директора общеобразовательной организации ежегодно.
6.6. Руководство работой аттестационной комиссии осуществляет председатель (во время отсутствия председателя его обязанности исполняет заместитель председателя).
6.7. Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов и представитель выборного органа первичной профсоюзной организации.
6.8. Решение аттестационной комиссией принимается в отсутствие аттестуемого педагогического работника открытым голосованием большинством голосов, присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равном количестве голосов членов аттестационной комиссии считается, что педагогический работник прошел аттестацию. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.
Аттестация на соответствие занимаемой должности в 2021 году
8.1. Комиссия имеет право:
- в необходимых случаях требовать дополнительную информацию в пределах компетенции;
- проводить собеседование с аттестующимися работниками.
8.2. Комиссия обязана:
- принимать решение в соответствии с действующим законодательством;
- информировать о принятом решении;
- осуществлять контроль за исполнением принятых комиссией решений и рекомендаций по результатам аттестации.
8.3. Члены комиссии имеют право:
- вносить предложения на заседании комиссии по рассматриваемым вопросам;
- высказывать особое мнение в случае несогласия с принимаемым решением и фиксировать его в протоколе заседания комиссии;
- участвовать в обсуждении вопросов, предусмотренных повесткой комиссии;
- принимать участие в подготовке решений комиссии.
8.4. Члены комиссии обязаны:
- присутствовать на всех заседаниях комиссии;
- осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами работы комиссии;
- использовать служебную информацию только в установленном порядке.
8.5. Члены комиссии несут ответственность за надлежащее исполнение своих обязанностей.
В случае неисполнения своих обязанностей член комиссии может быть исключен из состава комиссии на основании ее решения, принятого большинством голосов.
8.6. Педагогический (руководящий) работник имеет право лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии, о чем письменно уведомляет аттестационную комиссию. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
8.7. Результаты аттестации педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.1. Члены аттестационной комиссии несут ответственность за:
- принятие обоснованного решения по результатам аттестации;
- тщательное изучение и анализ всех представленных материалов для проведения аттестации, содействие максимальной достоверности экспертизы;
- строгое соответствие порядку проведения аттестации;
- создание благоприятных условий для педагогических работников, проходящих аттестацию;
- строгое соблюдение конфиденциальности полученной информации.
Безусловно, для Министерства образования важна квалификация каждого педагога. Аттестация необходима для определения профпригодности преподавателя. К тому же, если педагог изъявил желание перейти на следующую профессиональную ступень и получить более высокую категорию, то без аттестации не обойтись. Помимо этого большинство родителей выступают за введение новой системы, так как каждый из них хочет, чтобы их ребенок получал качественное образование.
Однозначно, власти хотят улучшить систему образования, на то есть свои причины:
- теперь рост по карьерной лестнице не будет зависеть от выслуги лет;
- оценка достижений учеников и навыков учителей будет осуществляться объективно;
- будет создан специальный преподавательский рейтинг, который будет напрямую зависеть от профессиональной деятельности;
- педагогам дадут возможность разрабатывать оптимальную концепцию подготовки школьников по нормам и правилам новой системы образования ФГОС.
До конца 2019 система аттестации работала в тестовом режиме, однако с начала 2020 она постепенно будет внедряться во всех регионах. Конечно, это потребует дополнительных усилий от педагогов.
В ходе тестирования результаты превзошли все ожидания. Для аттестации создана трехступенчатая система оценивания:
- Письменная работа. Экзамен проходит по профильной дисциплине. В ходе аттестации проверяются знания – как предметные, так и методическая компетенция педагога. В письменной работе есть не только задачи по предмету, но и вопросы по планированию и построению учебного процесса.
- Видеозапись урока. Эта концепция позволяет оценить коммуникативные и педагогические навыки преподавателя. На видео учителю необходимо показать, как он проводит урок, опираясь на план, и предоставить несколько самостоятельных работ учеников с выставленными оценками.
- Педагогический кейс. Учителю будет предоставлена вымышленная ситуация, где он должен будет рассказать способы ее разрешения. Примером может послужить общение с детьми из неблагополучных семей и составление плана по внедрению их в общественную жизнь класса и школы.
Помимо этих трех пунктов оценивается успеваемость школьников, собственные достижения педагога и условия профессиональной деятельности.
Аттестация учителей с 2021 года: изменения, что будет нового
Под профессиональную аттестацию попадают все, за исключением, пребывающих в отпуске по беременности и уходу за ребенком до трехлетнего возраста. В категорию не сдающих экзамен также попадают те педагогические сотрудники, которые проработали на своей должности менее 2 лет.
Центр аттестации ежегодно избирает членов комиссии. Преподавателей предупреждают заблаговременно о времени и месте проведения оценивания. Каждый из них должен в течение двух недель после начала аттестационного процесса отправить все сведения в региональный центр.
После этого члены комиссии анализируют полученные данные и выносят заключение по поводу профпригодности того или иного сотрудника учебного заведения. Все данные заносятся в специальный протокол, а вердикт должен быть вынесен в течение 10 дней. Если результат не устроил, то, согласно действующему законодательству, решение можно обжаловать.
Новые правила гласят, что занимать должность преподавателя не сможет тот сотрудник, который не имеет даже базовой аттестационной категории. Если существующий педагогический работник не получит соответствующую категорию, то его отправят на курсы повышения квалификации, после которых экзамен можно будет сдать заново. В течение периода обучения рабочее место остается за преподавателем вместе со стандартной ежемесячной зарплатой. В случае провальной повторной аттестации администрация имеет право отстранить сотрудника от обязанностей.
Регулярная аттестация работника на соответствие занимаемой должности предусмотрена в Трудовом кодексе. Она затрагивает лиц определенных профессий, среди которых учителя и ученые, а также другие служащие бюджетной сферы.
Так, проверка педагогов и деятелей науки должна проходить один раз в 5 лет. Остальных работников бюджетной сферы подвергают ей каждые 3 года.
Что касается педагогической сферы, то проведение аттестации работников на соответствие занимаемой должности регламентировано 2-мя документами:
- В отношении профессорско-преподавательского состава.
- В отношении просто педагогов.
Сама процедура прописана в ведомственных нормативных актах. Общероссийского закона или регламента на этот счёт нет.
Для педагогов порядок аттестации предусмотрен в приказе Минобрнауки РФ:
- от 07.04.2014 № 276 (просто педагоги);
- от 30.03.2015 № 293 (высший преподавательский состав и т. п.).
Рассматривая вопрос в целом, можно отметить тот факт, что аттестацию работников на соответствие занимаемой должности в 2020 году ведут примерно по одной схеме. Она включает определенные этапы, которые описаны ниже.