Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расход топлива автомобилей таблица минтранс 2021 машины». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Чтобы установить лимиты на бензин по рекомендациям Минтранса, возьмите базовую норму из таблиц в пункте 7 Методических указаний (утв. распоряжением Минтранса № АМ-23-р). Проверьте, есть ли в пунктах 5 и 6 поправочные коэффициенты для вашего автомобиля. Затем рассчитайте норму по этой формуле:
Нормы расхода топлива 2021 Минтранс
Внимание, здесь могут быть две таблицы: до 2008 года и после
N п/п
Модель, марка, модификация автомобиля
Число и расположение цилиндров
Мощность двигателя, л.с.
Чиновники выделили три основных понятия:
Базовая НЗТ
Это стандартное значение затрат ГСМ. Устанавливается в отдельности для каждой марки транспортных средств. Учитывает индивидуальные конструкции, массу в снаряженном состоянии, вид потребляемого ГСМ и прочие характеристики. Вид расхода применим для стандартных, типизированных ситуаций.
Транспортная НЗТ
Этот вид нормативного использования применяется уже с учетом характеристик транспортной работы агрегата. По сути это базовый стандарт, пересчитанный с учетом грузоподъемности, тяговой силы, номинальной загрузки груза или пассажиров. То есть стандарт с учетом рабочих характеристик авто.
Эксплуатационная НЗТ
Это реальный норматив затрат, который пересчитан с учетом поправочных коэффициентов. Это базовая и транспортная НЗТ, которые учитывают условия эксплуатации ТС (местность, климат, температурный режим и прочие особенности эксплуатации).
Каждый из нормативных значений пересчитывается по отношению к базовому с учетом поправочных коэффициентов. Подробная таблица норм расхода топлива на 2020 год раскрывает значения по маркам авто. Сокращения в таблице:
Б — бензин;
Д — дизтопливо;
СНГ — сжиженный нефтяной газ;
СПГ — сжатый природный газ.
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:
для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
для зарубежных авто до 2008 года;
для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
конкретной марки авто;
его пробега;
срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
базового расхода ГСМ;
некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.
II. Нормы расхода топлив для автомобилей
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)
где:
Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
S – километраж, пройденный данным авто;
К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:
работа в горной местности (от 5 до 20%);
эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
использование кондиционера (до 10%).
Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в распоряжении № АМ-23-р (таблица норм списания ГСМ 2020 Минтранса РФ является рекомендательной). В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.
Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:
на нормативы Минтранса;
на рекомендации производителя;
на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.
В этом же приказе говорится, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.
Скачать нормы расхода топлива на 2020 год Минтранса РФ
Скачать таблицу зимних коэффициентов
Скачать образец приказа
Нормы расхода топлива Минтранс РФ установил 14 марта 2008 года в таблице распоряжения № АМ-23-р. Последняя редакция документа на 2021 год — распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.
Ведомство расширило перечень легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, фургонов и другого автотранспорта. Также оно скорректировало лимиты расхода топлива, таблицу с предельными значениями зимних надбавок к нормам и порядок применения повышающего коэффициента и др.
Изменения ввели отношении транспорта, который используют:
в городах с населением от 1 до 5 миллионов человек — норму повысили на 25%;
в городах с населением свыше 5 миллионов человек — норму повысили на 35%.
Претерпел изменения порядок применения повышающего коэффициента к нормам в зависимости от возраста и пробега авто. Теперь коэффициент можно использовать:
в значении до 5%, когда пробег авто составил более 100 000 километров либо возраст превысил 5 лет;
в значении до 10%, когда пробег авто составил более 150 000 километров либо возраст превысил 8 лет.
Напомним, что расходы на топливо нормируют:
по базовой норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом средней загрузки автомобиля);
по транспортной норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом транспортной работы);
по автобусной норме (масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
по самосвальной норме (масса и нормативная загрузка ТС);
по транспортной норме в литрах и тонно-километрах (в отношении грузовых автомобилей).
Они заключаются во внесении в таблицу предельных значений зимних надбавок к нормам скорректированных в соответствии с Конституцией названий субъектов РФ.
Так, из Крыма выделили город федерального значения Севастополь. Из Сахалинской области — Курильский, Ногликский, Охинский и другие районы.
Распоряжение от 20.09.2018 № ИА-159-р предусматривает возможность выбора порядка расчета базовой нормы расхода топлива на пробег легкового автомобиля:
Поформулам, установленным ранее приказом № АМ-23-р
На основании информации о расходе топлива, полученной от завода-изготовителя авто. Причем данные должны быть составлены по всемирной согласованной процедуре испытаний транспортных средств малой грузоподъемности WLTP (Worldwide harmonized Light vehicles Test Procedures) в соответствии с Глобальными правилами Организации Объединенных Наций № 15 «Всемирная согласованная процедура испытания транспортных средств малой грузоподъемности».
Раньше Минфин РФ и налоговики утверждали: именно в пределах лимитов Минтранса нужно списывать расходы на топливо.
Но для некоторых моделей ТС норм от Минтранса нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией производителя машины. А в дальнейшем необходимо обратиться в специализированную организацию, которая разработает показатели конкретно для автомобиля вашей компании.
Таким образом, можно без споров с инспекторами использовать те лимиты, которые фирма разработала для себя самостоятельно. Практика показывает, что при возникновении подобного споров судьи на стороне компаний. В своих решениях они подчеркивают, что глава 25 Налогового кодекса не требует нормировать расходы на топливо.
Любые расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Для контроля расхода ГСМ и подтверждения экономической оправданности затрат нужно определить внутренние лимиты расхода ГСМ для автомобильного транспорта, который числится на балансе фирмы.
Разработать собственный лимит можно как на основании рекомендаций Минтранса, так и исходя из рекомендуемой нормы расходов, которая определена производителем транспортного средства.
Рассмотрим особенности расчета на примере легковых авто. Пункт 7 раздела II Распоряжения № АМ-23-р, содержит формулу расчета значения для легковых автомобилей:
Базовые нормы расхода топлива 2021 минтранс россии
Для легкового авто расчет норматива производится по специальной формуле:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),
где:
Qн — это норматив затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — базовый стандарт расхода топлива на пробег автомобиля в 100 км;
S — конкретный пробег автомобиля, исчисляется в км;
D — поправочный коэффициент, установленный к норме, отражается в %.
Базовый стандарт определяется в соответствии с рекомендациями таблицы норм списания ГСМ Минтранса. Например, отдельные значения предусмотрены:
для отечественного транспорта до 2014 года выпуска;
для зарубежных авто до 2008 года;
для зарубежных марок с 2008 по 2014 год.
Если фирма эксплуатирует автобусы в работе, то рассчитывать нормативы придется иначе. Для этого используйте такую формулу:
Qн = 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D) + Hот × T,
где:
Qн — стандарт затрат ГСМ, исчисленный в литрах;
Hs — транспортная НТ расхода, определенная на пробег автобуса в 100 км, исчисленная с учетом нормируемой по классу и назначению автобуса загрузки пассажиров;
S — фактический пробег автобуса, определенный в км по путевому листу;
Hот — норматив затраты ГСМ при эксплуатации штатных независимых отопителей, рассчитывается в л/ч;
T — фактическое время работы автобуса с включенным отопителем, ч;
D — поправочный коэффициент, определенный к норме, %.
Фактический пробег автобуса подтверждается путевым листом.
Стандартный пересчет нормативов не дает фактических показателей. Чиновники ввели специальный поправочный коэффициент к норме расхода топлива. Корректировочных значений сразу несколько. Их устанавливают в зависимости от многочисленных факторов эксплуатации транспорта. Коэффициенты как увеличивают нормативы, так и снижают.
Например, при работе в зимний период транспорт расходует больше топлива, чем в летние месяцы. В то же время при движении по открытой трассе авто расходует меньше топлива, чем, к примеру, при езде по городу или опасному дорожному участку.
Оснований для применения повышающих коэффициентов для расчета нормы расходов топлива на автомобильном транспорте довольно много. Значения коэффициентов варьируются от 5% до 50%. А в сумме выдают и гораздо большие значения.
Основания для повышения норм расхода топлива:
работа в зимний период — 5-20%;
эксплуатация в горной местности — 5-20%;
дороги сложного плана и опасные участки дорог — 10-30%;
передвижение в городских зонах — 5-35%;
необходимость частых технологических остановок — 10%;
необходимость низкой скорость движения — 15-35% в среднем;
для обкатки нового авто — до 10%;
по длительности эксплуатации — 5-10%.
Это лишь ключевые факторы, которые повышают расход топлива. Исчерпывающий перечень приведен в Распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р (ред. от 20.09.2018).
Как правильно рассчитать нормы расхода топлива по приказу Минтранса
Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.
Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:
При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.
Субъект Российской Федерации или его часть
Количество месяцев и срок действия зимних надбавок
Предельная величина зимних надбавок, не более, %
Москва
5
01.11–31.03
10
Белгородская область
4
15.11–15.03
7
Брянская область
5
01.11–31.03
10
Владимирская область
5
01.11–31.03
10
Воронежская область
5
01.11–31.03
10
Ивановская область
5
01.11–31.03
10
Калужская область
5
01.11–31.03
10
Костромская область
5
01.11–31.03
10
Курская область
5
01.11–31.03
10
Липецкая область
5
01.11–31.03
10
Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.
Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.
Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:
работа в горной местности (от 5 до 20%);
эксплуатация в населенных пунктах с большой численностью населения (от 5 до 35%);
движение с пониженной скоростью (например, при скорости ниже 20 км/ч — до 35%);
эксплуатация свыше 5 лет и пробег более 100 000 км (5%), свыше 8 лет и 150 000 км (10%);
использование кондиционера (до 10%).
Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.
Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.
Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).
Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.
Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.
Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.
Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:
контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
профилактика перерасхода, слива и т.п.;
ведение соответствующей отчетности;
уточнение себестоимости перевозок;
снижение налогооблагаемой базы;
основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.
Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:
вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
конкретной марки авто;
его пробега;
срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
базового расхода ГСМ;
некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.
Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.
Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно
Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.
Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.
Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).
Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)
где:
Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
S – километраж, пройденный данным авто;
К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.
Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.
Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.
Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.
ГСМ — это аббревеатура, расшифровывается как Горюче-Смазочные Материалы: нефтепродукты, к которым относятся смазки (мало для ДВС, КПП), бензин, дизельное топливо, охлаждающие жидкости, прочие расходные материалы для обслуживания автомобиля, проведения ТО и увлечения срока полезного использования транспортных средств, согласно нормам расхода топлива на 2019 год Минтранс РФ в последней редакции.
Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ
Нормы расхода топлива по марке машины Минтранс 2019 последняя редакция для ТС, которые выполняют работы для ЖКХ, выделены нормами Управления жилищно-коммунальной сферы Госстроя России. Приказ Минтранса о нормах расхода топлива 2019 с изменениями опубликован на официальном сайте Министерства Транспорта РФ. Выдержки из этого нормативного документа основных автомобилей приведены в значимых таблицах на нашем сайте.
Модель, марка, модификация автомобиля
Базовая норма, л/100 км
Топлива
1
2
3
ГАЗ-2310 «Соболь» (З M З-40522-4 L -2,464-145-5 M )
14,7
Б
ГАЗ-2704 «Фермер» г/п (ГАЗ-560-4Ь-2,134-95-5М)
11,9
Д
ГАЗ-2943 «Фермер» (З M З-402-4 L -2,445-100-4 M )
16,7
Б
ГАЗ-3302 (З M З-405220-4 L -2,464- 145-5 M )
15,3
Б
ГАЗ-3302 «Газель» (З M З-4063.10-4 L -2,3-110-5 M )
15,5
Б
ГАЗ-3302, -33021 «Газель» (ЗМЗ-4025. 10-4 L -2,445-90-5 M )
16,5
Б
ГАЗ-3302, -330210 «Газель» (3 M 3-4026.10-4 L -2,448-100-4 M )
16,5
Б
ГАЗ-33021 (ЗМЗ-4025.10-4 L -2,445-90-4 M )
16,9
Б
ГАЗ-33021 (У M 3-42150-4 L -2,89-89-5 M )
16,6
Б
ГАЗ-330210 «Газель» (З M З-4026.10-4 L -2,448-100-5 M )
16,0
Б
ГАЗ-33023-16 «Фермер» (З M З-4026.10-4 L -2,445-100-5 M )
15,7
Б
ГАЗ-33027 «Газель» (З M З-4026.10-4 L -2,445-100-5 M )
Нормы расхода топлива Минтранс РФ установил 14 марта 2008 года в таблице распоряжения № АМ-23-р. Последняя редакция документа на 2021 год — распоряжение Минтранса от 06.04.2018 № НА-51-р.
Ведомство расширило перечень легковых автомобилей, автобусов, грузовиков, фургонов и другого автотранспорта. Также оно скорректировало лимиты расхода топлива, таблицу с предельными значениями зимних надбавок к нормам и порядок применения повышающего коэффициента и др.
Изменения ввели отношении транспорта, который используют:
в городах с населением от 1 до 5 миллионов человек — норму повысили на 25%;
в городах с населением свыше 5 миллионов человек — норму повысили на 35%.
Новый порядок применения повышающего коэффициента к нормам расхода ГСМ в 2021 году
Претерпел изменения порядок применения повышающего коэффициента к нормам в зависимости от возраста и пробега авто. Теперь коэффициент можно использовать:
в значении до 5%, когда пробег авто составил более 100 000 километров либо возраст превысил 5 лет;
в значении до 10%, когда пробег авто составил более 150 000 километров либо возраст превысил 8 лет.
Напомним, что расходы на топливо нормируют:
по базовой норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом средней загрузки автомобиля);
по транспортной норме (количество литров на каждые 100 км пути с учетом транспортной работы);
по автобусной норме (масса транспортного средства и стандартная загрузка пассажиров);
по самосвальной норме (масса и нормативная загрузка ТС);
по транспортной норме в литрах и тонно-километрах (в отношении грузовых автомобилей).
Нормы расхода топлива для отечественных легковых авто
Раньше Минфин РФ и налоговики утверждали: именно в пределах лимитов Минтранса нужно списывать расходы на топливо.
Но для некоторых моделей ТС норм от Минтранса нет. Как быть в такой ситуации? Долгое время чиновники считали, что поначалу можно руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией производителя машины. А в дальнейшем необходимо обратиться в специализированную организацию, которая разработает показатели конкретно для автомобиля вашей компании.
Таким образом, можно без споров с инспекторами использовать те лимиты, которые фирма разработала для себя самостоятельно. Практика показывает, что при возникновении подобного споров судьи на стороне компаний. В своих решениях они подчеркивают, что глава 25 Налогового кодекса не требует нормировать расходы на топливо.
Любые расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. Для контроля расхода ГСМ и подтверждения экономической оправданности затрат нужно определить внутренние лимиты расхода ГСМ для автомобильного транспорта, который числится на балансе фирмы.
Разработать собственный лимит можно как на основании рекомендаций Минтранса, так и исходя из рекомендуемой нормы расходов, которая определена производителем транспортного средства.
Рассмотрим особенности расчета на примере легковых авто. Пункт 7 раздела II Распоряжения № АМ-23-р, содержит формулу расчета значения для легковых автомобилей:
Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.
Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.
Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.
Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.
1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» (далее — нормы расхода топлив) предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., независимо от форм собственности, эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории Российской Федерации.
2. В данном документе приведены значения базовых, транспортных и эксплуатационных (с учетом надбавок) норм расхода топлив для автомобильного подвижного состава, норм расхода топлива на работу специальных автомобилей, порядок применения норм, формулы и методы расчета нормативного расхода топлив при эксплуатации, справочные нормативные данные по расходу смазочных материалов и специальных жидкостей, значения зимних надбавок и др. (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
3. Норма расхода топлив и смазочных материалов применительно к автомобильному транспорту подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации.
Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для расчетов нормативного значения расхода топлив по месту потребления, для ведения статистической и оперативной отчетности, определения себестоимости перевозок и других видов транспортных работ, планирования потребности предприятий в обеспечении нефтепродуктами, для расчетов по налогообложению предприятий, осуществления режима экономии и энергосбережения потребляемых нефтепродуктов, проведения расчетов с пользователями транспортными средствами, водителями и т.д.
При нормировании расхода топлив различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы, и расчетное нормативное значение расхода топлив, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля.
Нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ. Последняя редакция
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
Нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них для предприятий, эксплуатирующих автотранспортную технику.
Нормы эксплуатационного расхода смазочных материалов (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. Нормы расхода масел установлены в литрах на 100 л расхода топлива, нормы расхода смазок — в килограммах на 100 л расхода топлива.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.
Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
Значения норм расхода смазочных материалов для АТС рекомендуется устанавливать на основании химмотологической карты смазки автомобиля или по рекомендациям завода-изготовителя. При отсутствии данных из вышеперечисленных источников рекомендуется устанавливать значения норм расхода смазочных материалов, приведенных в приложении N 1. (в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
16. Индивидуальные эксплуатационные нормы расхода масел (в литрах) и смазок (в кг) на 100 л общего расхода топлив автомобилем, не более
16.1. Легковые автомобили
16.2. Автобусы
16.3. Бортовые грузовые автомобили
16.4. Тягачи
16.5. Самосвалы
16.6. Фургоны
16.7. Для автомобилей и их модификаций, на которые отсутствуют индивидуальные нормы расхода масел и смазок, установлены следующие временные нормы расхода масел и смазок:
16.8. Специальные жидкости
(в примерах приводятся условные цифры)
(в ред. распоряжения Минтранса России от 14.07.2015 N НА-80-р)
1. Из путевого листа установлено, что легковой автомобиль ВАЗ-217030 Приора, работавший в городе с населением 500 тыс. человек, совершил пробег 180 км.
Исходные данные:
базовая норма расхода топлива на пробег для легкового автомобиля ВАЗ-217030 Приора составляет Hs = 8,2 л/100 км;
надбавка за работу в городе с населением 500 тыс. человек составляет D = 15%.
Внести изменения в Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р, согласно приложению к настоящему распоряжению.
Заместитель Министра
Н.А. Асаул
Приложение к распоряжению Министерства транспорта РФ от 14 июля 2015 г. № НА-80-р
1. В пункте 2, в названии главы II слова «общего назначения» исключить.
2. Пункт 2 после слов «по расходу смазочных материалов» дополнить словами «и специальных жидкостей».
3. В пункте 4:
1) в абзаце втором слова «общего назначения» исключить;
2) в абзаце шестнадцатом слова «приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС»;
3) в абзацах тринадцатом, четырнадцатом, пятнадцатом слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.
4. В пункте 5:
1) абзацы девятый — четырнадцатый изложить в следующей редакции:
«При работе автотранспорта в населенных пунктах с численностью населения:
свыше 5 млн. человек — до 35%;
от 1 до 5 млн. человек — до 25%;
от 250 тыс. до 1 млн. человек — до 15%;
от 100 до 250 тыс. человек — до 10%;
до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) — до 5%»;
2) абзац шестнадцатый изложить в следующей редакции:
«При движении автомобилей с пониженной средней скоростью движения (при перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и иных подобных грузов, при движении в колоннах при сопровождении АТС автомобилями прикрытия) в диапазоне 20-40 км/ч — до 15%, то же со средней скоростью ниже 20 км/ч — до 35%»;
3) абзац девятнадцатый изложить в следующей редакции:
«Для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет или с общим пробегом более 100 тыс. км — до 5%;
более восьми лет или с общим пробегом более 150 тыс. км — до 10%»;
4) абзац двадцатый заменить абзацами двадцатым, двадцать первым в следующей редакции:
«При работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%.
При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%»;
5) абзац двадцать первый после слова «киносъемочных» дополнить словами «пожарных, автомобилей скорой помощи, автомобилей фотовидеофиксации»;
6) абзац двадцать второй после слов «в карьерах» дополнить словами «(кроме специальных карьерных АТС)»;
7) абзац двадцать третий после слова «наводнениях» дополнить словами «лесных пожаров»;
8) абзац двадцать пятый заменить абзацами двадцать пятым, двадцать шестым, двадцать седьмым в следующей редакции:
«При использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%.
При использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается).
Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час)»;
9) абзац двадцать девятый изложить в следующей редакции:
«Допускается на основании решения юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС:»;
10) в абзаце тридцать третьем слова «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменить словами «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ)» в соответствующем падеже соответственно.
5. В пункте 6:
1) абзац десятый изложить в следующей редакции:
«Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных настоящими методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России»;
2) в абзаце одиннадцатом слова «руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы» заменить словами «по решению юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющего эксплуатацию АТС, в отношении данных АТС могут вводиться базовые нормы».
6. В пункте 7:
1) позиции 11, 37, 40 таблицы подпункта 7.1.1 изложить в следующей редакции:
Скорректированы методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Дополнительно установлены справочные нормативные данные по расходу специальных жидкостей.
Термины «сжиженный нефтяной газ (СНГ)», «сжатый (компримированный) природный газ (СПГ)» заменены на «сжиженный углеводородный газ (СУГ)» и «компримированный природный газ (КПГ).
Нормы расхода топлива при работе автотранспорта в населенных пунктах с количеством жителей свыше 5 млн человек повышаются до 35%, от 1 до 5 млн человек — до 25% (ранее было от 3 млн человек — до 25%, от 1 до 3 млн человек — до 20%). При работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия — до 20% (вместо 10%).
Нормы расхода топлива для функционирования дополнительного оборудования рефрижераторов, автобусов, специальных и специализированных транспортных средств определяются научными организациями, занимающимися разработкой подобных норм, заводами-изготовителями дополнительного оборудования или АТС (нормируются в л/час).
Применительно к конкретным условиям эксплуатации АТС допускается использование скорректированных значений поправочных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив, утвержденных методическими рекомендациями, или дополнительных коэффициентов (надбавок) к базовым нормам расхода топлив при соответствующим обосновании и по согласованию с Минтрансом России.
Определены базовые нормы расхода топлива для автобусов, грузовых бортовых автомобилей, тягачей, самосвалов, фургонов и пр. выпуска с 2008 г. (отечественных и стран СНГ; зарубежных).
В определение горюче-смазочных материалов для автотранспорта включены:
топливо (бензин, дизель);
моторные и трансмиссионные масла;
тормозные и охлаждающие жидкости.
Для подтверждения расходования ГСМ необходимо составление обязательного документа путевых листов.
Внимание! Для каждого вида транспорта предусмотрены унифицированные формы путевых листов, но их использование необязательно.
В бухгалтерском учете приобретение и расходование ГСМ отображается в составе материально-производственных запасов на 10 счете («Материалы» — «Топливо»).
В расходы на снижение налогооблагаемой базы включаются все затраты, связанные с приобретением топлива независимо от способов его оплаты, но они должны быть обоснованны для осуществления деятельности фирмы в целях увеличения прибыли.
Показатели расходования топлива и смазочных материалов разработаны в зависимости от моделей, марок и модификаций автотранспортных средств согласно назначению их использования. Включают расход топлива только на обеспечение транспортного процесса.
Разработаны следующие виды нормативных показателей:
для авто в снаряженном состоянии;
при осуществлении транспортных работ;
для автобусов (дополнительно включена загрузка пассажирами);
для самосвалов (с учетом загрузочного коэффициента);
при осуществлении транспортных работ грузовым автотранспортом.
Учтены повышающие коэффициенты (например, работа в определенных регионах в зимнее время года).
Учтены понижающие коэффициенты (например, при проведении работ с использованием автотранспорта в пригородной зоне за пределами города не учитываются городские поправки).
Для более удобного поиска автомобили распределены по изготовителю и году выпуска (страны СССР и СНГ и зарубежные авто, до 2008 и новее).
Разработаны формулы вычисления нормативных значений потребления топлива в зависимости от видов авто (таблица):
Тип авто
Нормативный показатель расходования
Легковые
Qн = 0,01 * Hs * S * (1+0.01*D),
Qн расход по нормативу, л
Hs нормативное значение потребления топлива на пробег, л/100 км;
S пробег авто, км
D коэффициент поправки к норме, %
Автобусы
Qн = 0,01 * Hs * S * (1+0.01*D) + Hot * T, дополнительно учитывается функционирование независимых отопителей, л/ч (Hot), и время работы автобуса с работающим отопителем, ч (T).
Автопоезда и грузовые бортовые авто
Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D),
Hsan — норма расхода топлива на пробег без груза
Hsan = Hs + Hg * Gпр
(Hg норма транспортной работы; Gпр вес прицепа, т)
Hw база нормы расхода на пробег
W объемы транспортной работы (произведение масс груза и прицепа)
Тягачи
Аналогично грузовикам
(Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D)
Самосвалы
Qн = 0,01 * Hsanc * S * (1+0.01*D) + Hz + Z,
Hsanc = Hs + Hw * (Gпр + 0,05q), где дополнительно учтены величина грузоподъемности (q) и загрузочный коэффициент 0,5.
Hz дополнительный норматив потребления топлив при поездках с грузом, л
Z произведенные поездки за смену (с учетом груза)
Фургоны
Аналогично грузовикам
(Qн = 0,01 * (Hsan * S + Hw * W) * (1+0,01 * D)
Спец транспорт — работающие при стоянке
— работающие при передвижении
Qн = (0,01 * Hsc * S + Ht * T) * (1+0,01 * D),
Hsc нормативный расход на пробег (если спец транспорт может выполнять дополнительно перевозку груза)
Qн = (0,01 * Hsc * S` + Hs« * S«) * (1+0,01 * D), где дополнительно учтены передвижения до работы и на стоянку, а также отдельно определен расход при работе
Для спец. транспорта с установленным оборудованием нормативный расход на пробег определяется базовым способом с учетом массы.
Если Минтрансом РФ в рекомендации не включены нормы потребления для имеющегося на предприятии автомобильного средства, то руководитель имеет право ввести собственные разработанные показательные значения личным приказом. При формировании приказа следует сделать обязательные контрольные заезды. Кроме того, учитываются данные технической документации и информации от изготовителя авто.
Профильное министерство Российской Федерации активно вмешивается в вопрос рационального использования топлива. И правильно поступает. Проводимая корректировка нормативов по городам, климатическим зонам вполне оправдана. Приведем один пример. Автотранспорт, эксплуатируемый в горной местности, сжигает больше топлива, чем на равнине. Там обновленными абзацами распоряжения, нормирование топлива увеличено на 20 процентов.
Увеличение расхода ГСМ возможно при наличии дополнительного оборудования. Здесь, нормировать, расход призваны специальные организации, существующие вместе с заводами, выпускающими такое оборудование. Отсчетом нормы будет расход литров в час эксплуатации, если оборудование работает на бензине или дизеле.
На деле производится списывание стоимости топлива по показаниям путевых документов, заказанных нарядов, или другой документации, обосновывающей задействования автотранспортных средств на конкретных операциях.
С нормами расходов ГСМ легко ознакомиться на специальных сайтах, публикующих приказы Министерства транспорта в последних редакциях.
Нормы расхода топлива необходимы для:
учета топлива (в бухгалтерском учете, при списании топлива, путевых листов / карточек учета топлива)
налогового учета (учет расходов на оплату топлива в составе затрат, учитываемых при налогообложении прибыли)
Пункт 6 Указа №503 установил, что с 01.01.2020 затраты на оплату стоимости топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, израсходованного в пределах норм, установленных руководителем организации самостоятельно или путем обращения в аккредитованную испытательную лабораторию, включаются в состав нормируемых затрат.
Рассмотрим возможность включения расходов на топливо в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли (налоговыйучет).
Итак, затраты (расходы) на оплату топлива относятся в состав нормируемых затрат(ст. 171 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее – НК РБ; т.е. при налогообложении затраты на топливо учитываются только в пределах установленных норм).
Какими нормами расхода топлива руководствуемся:
Если имеются законодательно установленные нормы – руководствуемся ими(часть первая пп. 1.2 п.1 ст.171 НК РБ)
Нормы расхода топлива устанавливает МинТранс.
Руководствуемся (документы, принятые Минтрансом в 2019 и 2020 годах распространяют свое действие на отношения, возникшие с 11.04.2016 – это дата вступления в силу последних изменений в Постановление Минтранса от 06.01.2012 №3):
Постановлением МинТранса от 24.04.2020 №13 – обязательные нормы;
Постановлением МинТранса от 10.02.2020 №2 –обязательные нормы;
Постановлением МинТранса от 23.12.2019 №54 –обязательные нормы;
Постановлением МинТранса от 14.11.2019 №50 – обязательные нормы;
Постановлением МинТранса от 01.08.2019 №44 – обязательные нормы;
Постановлением МинТранса от 06.01.2012 №3–обязательные нормы;
Постановлением МинТранса от 20.01.2016 №1 – рекомендуемые нормы (мы не все пункты проверяли, но по тем позициям, что просмотрели – все эти позиции перенесены в обязательные нормы в Постановление от 01.08.2019 №44)
Приказом МинТранса от 10.09.2012 №467-Ц “Об утверждении норм расхода топлива на механические транспортные средства, машины, механизмы и оборудование” (норм топлива для легковых автомобилей там нет).
Расходы на топливо в пределах установленных норм включаем в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли.
Обратите внимание!
Обязательные нормы, утвержденные Минтрансом в 2019 и 2020 годах, распространяют свое действие на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 года.
В этой связи, полагаем, необходимо пересчитать размер затрат на топливо, включенных в расчет налоговой базы по налогу на прибыль, за период начиная с 11.04.2016 года в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом в 2019 и 2020 годах.
Все мы прекрасно знаем, что Минтранс расход топлива не утверждает, а рекомендует к использованию результаты дорожных испытаний, проведенных НИИАТ (Научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта). Некоторые заблуждаются, думая, что расход топлива замеряется путем реальных дорожных испытаний. Сообщаю всем, что НИИАТ никуда ни на чем не ездил. Ни какие машины никуда не гонял. С линейкой в бак не лез. Все нормы, которые вы видите в АМ-23р, на протяжении всего времени (начиная с советских времен) рассчитываются по специальной программе. Поэтому, когда нам звонят для расчета норм и спрашивают в каком городе мы находимся. А затем очень сильно расстраиваются, узнав что надо очень далеко гнать машины, мы сразу объясняем, что никуда ехать не надо. Все делает специальная программа. Поэтому вы должны знать, что нормы расхода топлива Минтранс не придумывал. Он их транслирует от НИИАТ. А НИИАТ, как вы знаете, не государственное учреждение, а коммерческая структура (ОАО). Поэтому требовать от них регулярного предоставления очередной порции норм расход топлива не приходится, потому что кто-то за это должен заплатить деньги.