221 н с изменениями на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «221 н с изменениями на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

1. Настоящий Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — Порядок) устанавливает порядок исполнения федерального бюджета по расходам в части учета территориальными органами Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — соответственно бюджетные обязательства, денежные обязательства).

2. Пункт утратил силу с 1 января 2017 года — приказ Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н..

3. Постановка на учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется на основании сведений о бюджетном обязательстве, содержащих информацию согласно приложению N 1 к Порядку (далее — Сведения о бюджетном обязательстве), и сведений о денежном обязательстве, содержащих информацию согласно приложению N 2 к Порядку (далее — Сведения о денежном обязательстве), сформированных получателями средств федерального бюджета или органами Федерального казначейства, в случаях установленных Порядком.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.

4. Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве (за исключением Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) формируются в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — информационная система) и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — электронная подпись) лица, уполномоченного действовать от имени получателя средств федерального бюджета или в случаях, предусмотренных абзацами десятым и одиннадцатым пункта 8, абзацами седьмым и восьмым пункта 25 настоящего Порядка, — органа Федерального казначейства.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н; в редакции, введенной в действие с 6 января 2018 года приказом Минфина России от 27 ноября 2017 года N 206н.

Казначейское обслуживание с 2021 года

7. Постановка на учет бюджетного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство осуществляется в соответствии со Сведениями о бюджетном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графе 2 Перечня документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, согласно приложению N 4.1 к Порядку (далее соответственно — документы-основания, Перечень).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.

8. Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 1 и 2 графы 2 Перечня (далее — принимаемые бюджетные обязательства), формируются:

не позднее трех рабочих дней до дня направления на размещение в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении закупки в форме электронного документа и информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в указанном извещении;

одновременно с формированием сведений, направляемых на согласование в Федеральное казначейство в соответствии с абзацем вторым пункта 6 Порядка взаимодействия Федерального казначейства с субъектами контроля, указанными в пунктах 3 и 6 Правил осуществления контроля, предусмотренного частью 5 статьи 99 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 4 июля 2016 года N 104н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2016 года, регистрационный N 43683), и информация, содержащаяся в Сведениях о бюджетном обязательстве, должна соответствовать аналогичной информации, содержащейся в указанных сведениях.

Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании документов-оснований, предусмотренных пунктами 3-13 графы 2 Перечня (далее — принятые бюджетные обязательства) формируются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 января 2018 года приказом Минфина России от 27 ноября 2017 года N 206н.

получателем средств федерального бюджета:
(Абзац дополнительно включен с 6 января 2018 года приказом Минфина России от 27 ноября 2017 года N 206н)
____________________________________________________________________
Абзац пятый предыдущей редакции с 6 января 2018 года считается абзацем шестым настоящей редакции — приказ Минфина России от 27 ноября 2017 года N 206н.
____________________________________________________________________

20. Сведения о бюджетном обязательстве, возникшем в соответствии с документами-основаниями, предусмотренными пунктами 11 и 12 графы 2 Перечня, формируются в срок, установленный бюджетным законодательством Российской Федерации для представления в установленном порядке получателем средств федерального бюджета — должником информации об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа, решения налогового органа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.

21. В случае если в органе Федерального казначейства ранее было учтено бюджетное обязательство, по которому представлен исполнительный документ, решение налогового органа, то одновременно со Сведениями о бюджетном обязательстве, сформированными в соответствии с исполнительным документом, решением налогового органа, формируются Сведения о бюджетном обязательстве, содержащие уточненную информацию о ранее учтенном бюджетном обязательстве, уменьшенном на сумму, указанную в исполнительном документе, решении налогового органа.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.

22. Основанием для внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное обязательство по исполнительному документу, решению налогового органа являются Сведения о бюджетном обязательстве, содержащие уточненную информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должен быть исполнен исполнительный документ, решение налогового органа, или информацию о документе, подтверждающем исполнение исполнительного документа, решения налогового органа, документе об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документе, отменяющем или приостанавливающем исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, документе об отсрочке или рассрочке уплаты налога, сбора, пеней, штрафов, или ином документе с приложением копий предусмотренных настоящим пунктом документов в форме электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденных электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.

23. В случае ликвидации получателя средств федерального бюджета либо изменения типа федерального казенного учреждения не позднее пяти рабочих дней со дня отзыва с соответствующего лицевого счета получателя бюджетных средств неиспользованных лимитов бюджетных обязательств в ранее учтенное бюджетное обязательство, возникшее на основании исполнительного документа, решения налогового органа, вносятся изменения в части аннулирования неисполненного бюджетного обязательства.

221 статья расходов бюджета расшифровка 2021

36. Справка об исполнении обязательств формируется органом Федерального казначейства нарастающим итогом с начала финансового года в следующем порядке.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.

В заголовочной части Справки об исполнении обязательств указывается соответствующий вид обязательства — «бюджетное» или «денежное», в отношении которого формируется данная справка.
(Абзац дополнительно включен с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н)
____________________________________________________________________
абзацы второй — одиннадцатый предыдущей редакции с 1 января 2017 года считаются соответственно абзацами третьим — двенадцатым настоящей редакции — приказ Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.
____________________________________________________________________

В табличной части Справки об исполнении обязательств отражаются показатели:

В графах 1-4 — составная часть кода бюджетной классификации Российской Федерации, по которому в органе Федерального казначейства приняты на учет бюджетные или денежные обязательства;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.

В графах 5-7 — сумма распределенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, на первый год планового периода, на второй год планового периода;

в графах 8, 9 — соответственно номер и дата документа-основания (исполнительного документа, решения налогового органа);

в графе 10 — учетный номер бюджетного или денежного обязательства;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.

в графе 11 — код объекта ФАИП (код мероприятия по информатизации);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 6 января 2018 года приказом Минфина России от 27 ноября 2017 года N 206н.

в графах 12-14 — принятые на учет в органе Федерального казначейства бюджетные или денежные обязательства соответственно на текущий финансовый год (с учетом неисполненных бюджетных или денежных обязательств прошлых лет), на первый и на второй года планового периода;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2017 года приказом Минфина России от 29 июля 2016 года N 127н.

Приложение N 2
к Порядку учета территориальными органами
Федерального казначейства бюджетных и денежных
обязательств получателей средств федерального
бюджета, утвержденному приказом Минфина России
от 30 декабря 2015 года N 221н
(В редакции,
введенной в действие
с 1 января 2017 года
приказом Минфина России
от 29 июля 2016 года N 127н. —
См. предыдущую редакцию)


Информация, необходимая для постановки на учет денежного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет денежное обязательство)

(с изменениями на 27 ноября 2017 года)


Наименование информации (реквизита, показателя)

Правила формирования информации (реквизита, показателя)

1. Номер сведений о денежном обязательстве получателя средств федерального бюджета (далее — соответственно Сведения о денежном обязательстве, денежное обязательство)

Указывается порядковый номер Сведений о денежном обязательстве.

При представлении Сведений о денежном обязательстве в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — информационная система) номер Сведений о денежном обязательстве присваивается автоматически в информационной системе.

2. Дата Сведений о денежном обязательстве

Указывается дата подписания Сведений о денежном обязательстве получателем бюджетных средств.

При представлении Сведений о денежном обязательстве в форме электронного документа в информационной системе дата Сведений о денежном обязательстве формируется автоматически.

3. Учетный номер денежного обязательства

Указывается при внесении изменений в поставленное на учет денежное обязательство.

Указывается учетный номер обязательства, в которое вносятся изменения, присвоенный ему при постановке на учет.

При представлении Сведений о денежном обязательстве в форме электронного документа в информационной системе учетный номер денежного обязательства заполняется путем выбора соответствующего значения из полного перечня учетных номеров денежных обязательств.

4. Учетный номер бюджетного обязательства

к приказу Министерства
финансов Российской Федерации
от 29 июля 2016 года N 127н
«О внесении изменений в Порядок
учета территориальными органами
Федерального казначейства бюджетных
и денежных обязательств получателей
средств федерального бюджета,
утвержденный приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 30 декабря 2015 года N 221н»


«Приложение N 1
к Порядку учета территориальными
органами Федерального казначейства
бюджетных и денежных обязательств
получателей средств федерального
бюджета, утвержденному приказом
Минфина России
от 30 декабря 2015 года N 221н



Информация, необходимая для постановки на учет бюджетного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство)


Наименование информации (реквизита, показателя)

Правила формирования информации (реквизита, показателя)

1. Номер сведений о бюджетном обязательстве получателя средств федерального бюджета (далее — соответственно Сведения о бюджетном обязательстве, бюджетное обязательство)

Указывается порядковый номер Сведений о бюджетном обязательстве.

При представлении Сведений о бюджетном обязательстве в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее -информационная система) номер Сведений о бюджетном обязательстве присваивается автоматически в информационной системе.

2. Учетный номер бюджетного обязательства

Указывается при внесении изменений в поставленное на учет бюджетное обязательство.

Указывается учетный номер обязательства, в которое вносятся изменения, присвоенный ему при постановке на учет.

При представлении Сведений о бюджетном обязательстве в форме электронного документа в информационной системе учетный номер бюджетного обязательства заполняется путем выбора соответствующего значения из полного перечня учетных номеров бюджетных обязательств.

3. Дата формирования Сведений о бюджетном обязательстве

Указывается дата формирования Сведений о бюджетном обязательстве получателем бюджетных средств.

При представлении Сведений о бюджетном обязательстве в форме электронного документа в информационной системе дата Сведений о бюджетном обязательстве формируется автоматически.

4. Тип бюджетного обязательства

Указывается код типа бюджетного обязательства, исходя из следующего:

1 — закупка, если бюджетное обязательство возникло в соответствии с планом закупок, сформированного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

2 — прочее, если бюджетное обязательство не связано с закупкой товаров, работ, услуг.

к приказу Министерства
финансов Российской Федерации
от 29 июля 2016 года N 127н
«О внесении изменений в Порядок
учета территориальными органами
Федерального казначейства бюджетных
и денежных обязательств получателей
средств федерального бюджета,
утвержденный приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 30 декабря 2015 года N 221н»


«Приложение N 2
к Порядку учета территориальными
органами Федерального казначейства
бюджетных и денежных обязательств
получателей средств федерального
бюджета, утвержденному приказом
Минфина России
от 30 декабря 2015 года N 221н



Информация, необходимая для постановки на учет денежного обязательства (внесения изменений в поставленное на учет денежное обязательство)


Наименование информации (реквизита, показателя)

Правила формирования информации (реквизита, показателя)

1. Номер сведений о денежном обязательстве получателя средств федерального бюджета (далее — соответственно Сведения о денежном обязательстве, денежное обязательство)

Указывается порядковый номер Сведений о денежном обязательстве.

При представлении Сведений о денежном обязательстве в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — информационная система) номер Сведений о денежном обязательстве присваивается автоматически в информационной системе.

2. Дата Сведений о денежном обязательстве

Указывается дата подписания Сведений о денежном обязательстве получателем бюджетных средств.

При представлении Сведений о денежном обязательстве в форме электронного документа в информационной системе дата Сведений о денежном обязательстве формируется автоматически.

3. Учетный номер денежного обязательства

Указывается при внесении изменений в поставленное на учет денежное обязательство.

Указывается учетный номер обязательства, в которое вносятся изменения, присвоенный ему при постановке на учет.

При представлении Сведений о денежном обязательстве в форме электронного документа в информационной системе учетный номер денежного обязательства заполняется путем выбора соответствующего значения из полного перечня учетных номеров денежных обязательств.

4. Учетный номер бюджетного обязательства

Указывается учетный номер принятого бюджетного обязательства, денежное обязательство по которому ставится на учет (в денежное обязательство по которому вносятся изменения).

При представлении Сведений о денежном обязательстве, предусматривающих внесение изменений в поставленное на учет денежное обязательство, в форме электронного документа в информационной системе заполняется автоматически при указании учетного номера денежного обязательства, в которое вносятся изменения.

к приказу Министерства
финансов Российской Федерации
от 29 июля 2016 года N 127н
«О внесении изменений в Порядок
учета территориальными органами
Федерального казначейства бюджетных
и денежных обязательств получателей
средств федерального бюджета,
утвержденный приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 30 декабря 2015 года N 221н»


«Приложение N 4
к Порядку учета территориальными
органами Федерального казначейства
бюджетных и денежных обязательств
получателей средств федерального
бюджета, утвержденному приказом
Минфина России
от 30 декабря 2015 года N 221н



Сведения о денежном обязательстве N __________


Коды

Форма по ОКУД

0506102

от » ____ » ____________ 20__ г.

Дата

Получатель бюджетных средств

Код по Сводному реестру

Изменения в порядке применения КОСГУ

к приказу Министерства
финансов Российской Федерации
от 29 июля 2016 года N 127н
«О внесении изменений в Порядок
учета территориальными органами
Федерального казначейства бюджетных
и денежных обязательств получателей
средств федерального бюджета,
утвержденный приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 30 декабря 2015 года N 221н»


«Приложение N 4.1
к Порядку учета территориальными
органами Федерального казначейства
бюджетных и денежных обязательств
получателей средств федерального
бюджета, утвержденному приказом
Минфина России
от 30 декабря 2015 года N 221н



Перечень документов, на основании которых возникают бюджетные обязательства получателей средств федерального бюджета, и документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств получателей средств федерального бюджета


N п/п

Документ, на основании которого возникает бюджетное обязательство получателя средств федерального бюджета

Документ, подтверждающий возникновение денежного обязательства получателя средств федерального бюджета

1

2

3

1.

Извещение об осуществлении закупки

Формирование денежного обязательства не предусматривается

2.

Приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя)

Формирование денежного обязательства не предусматривается

3.

Государственный контракт (договор) на

Акт выполненных работ

к приказу Министерства
финансов Российской Федерации
от 29 июля 2016 года N 127н
«О внесении изменений в Порядок
учета территориальными органами
Федерального казначейства бюджетных
и денежных обязательств получателей
средств федерального бюджета,
утвержденный приказом Министерства
финансов Российской Федерации
от 30 декабря 2015 года N 221н»


«Приложение N 4.2
к Порядку учета территориальными
органами Федерального казначейства
бюджетных и денежных обязательств
получателей средств федерального
бюджета, утвержденному приказом
Минфина России
от 30 декабря 2015 года N 221н



УВЕДОМЛЕНИЕ N _____________
о превышении принятым бюджетным обязательством неиспользованных лимитов бюджетных обязательств


Коды

Форма по ОКУД

0506111

от » ___ » __________ 20__ г.

Дата

Наименование органа Федерального казначейства

С 2021 года статьи КОСГУ не применяются получателями средств при формировании планов доходов и расходов, но применяется в учете и отчетности. В 2021 году требуется применять ее для учреждений и организаций государственного сектора при составлении рабочего плана счетов, ведении учета и отчетности. Порядок утверждения плана счетов бюджетного учета закреплен в Приказе Минфина № 162н (в ред. 31.03.2021).

Новые положения установлены в Приказе Минфина от 08.06.2021 № 132н (ред. от 30.11.2021) в части формирования кодов бюджетной классификации. Теперь бюджетные и автономные учреждения обязаны применять новый порядок при определении КВР по всем совершаемым операциям. Ранее закреплены виды расходов, КОСГУ в Приказе 65н, с изменениями на 2021 год устаревший Приказ использовать недопустимо.

  • выплату процентов, начисляемых в соответствии с условиями выпуска к номинальной стоимости государственных и муниципальных ценных бумаг Российской Федерации, указанной в валюте Российской Федерации, выплату выигрышей по Российскому внутреннему выигрышному займу 1992 года, выплату процентов по векселям Министерства финансов Российской Федерации;
  • выплату дисконта, выплачиваемого при погашении (выкупе) государственных и муниципальных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации;
  • выплату процентов по кредитам, полученным внутри страны, выплату процентов по бюджетным кредитам (бюджетным ссудам), займам, предоставленным бюджетам других уровней;
  • другие аналогичные расходы.
  • возмещение убытков; выпадающих доходов (по жилищно-коммунальному хозяйству, транспортным организациям и др.); компенсацию расходов на приобретение оборудования, на выполнение мероприятий, по уплате процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях (в том числе части расходов предприятий объединения «Гознак» по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на приобретение оборудования) и т.п.;
  • компенсацию потерь основных фондов от стихийных бедствий;
  • обеспечение жизнедеятельности предприятий в период ликвидации;
  • осуществление расходов, связанных с ликвидацией угольных и прочих горных предприятий;
  • финансирование мероприятий по проведению закупочных и товарных интервенций продовольственного зерна;
  • возмещение авиакомпаниям части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда отечественного производства по договорам лизинга;
  • обеспечение единства измерений и технического регулирования;
  • другие цели.

Учет нематериальных активов 2021: применяем новые правила

Чтобы запланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Введение новых статей и подстатей КОСГУ, а также детализации статей КОСГУ подст. КОСГУ, которые ранее не детализировались, позволило устранить несоответствие вступивших в силу Федеральных Стандартов и действующей Классификации, которое ранее присутствовало.

1 Научно-исследовательские, опытно-конструкторские, опытно-технологические, геолого-разведочные работы, услуги по типовому проектированию, проектные и изыскательские работы, в том числе: — проведение архитектурно-археологических обмеров; — проведение инженерного и технического обследования конструкций; — разработка генеральных планов, совмещенных с проектом планировки территории; — межевание границ земельных участков; — работы по типовому проектированию; — разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства; — разработка документации, необходимой для проведения текущего ремонта объектов нефинансовых активов; — разработка схем территориального планирования, градостроительных и технических регламентов, градостроительное зонирование, планировка территорий; — оплату услуг по разработке технических условий присоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, увеличения потребляемой мощности; — установка, наладка, монтаж охранной, пожарной сигнализации, локально-вычислительных сетей, систем видеонаблюдения, контроля доступа; — установка на автомобили дополнительного оборудования (автомагнитол, люков, сигнализаций, стеклоподъемников и т.п.)

В статьях 410 «Уменьшение стоимости основных средств» и 420 «Уменьшение стоимости нематериальных активов» изменено описание и введена детализация подст. 411 «Амортизация основных средств», 412 «Обесценение основных средств» и подст. 421 «Амортизация нематериальных активов» и 422 «Обесценение нематериальных активов» соответственно.

  1. по уплате страховых премий (страховых взносов) по договорам страхования, заключенным со страховыми организациями (подстатья 227 «Страхование»);
  2. по приобретению услуг, работ, осуществляемых для целей капитальных вложений, таких как разработка проектной и сметной документации для строительства, реконструкции объектов нефинансовых активов, экспертиза проектной документации, пусконаладочные работы и аналогичные (подстатья 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»).

Перечень в расшифровке КОСГУ 221 открытый. Если появится новая услуга, относящаяся к сфере деятельности по приемке, хранению, обработке, передаче, доставке почтовых отправлений либо сообщений электросвязи, она должна быть отнесена на подстатью 221.

На данный КВР относится, в частности, закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий для нужд субъектов Российской Федерации (муниципальных образований), органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, если иное не установлено актом финансового органа субъекта Российской Федерации (муниципального образования), а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по аналогичным закупкам.

Теперь станет проще детализировать по контрагентам операции, увеличивающие (уменьшающие) задолженность по предоставленным заимствованиям, увеличивающие (уменьшающие) стоимость иных финансовых активов, увеличивающие (уменьшающие) дебиторскую, кредиторскую задолженности (речь идет о детализации статей 540 (640), 560 (660), 730 (830) КОСГУ). Такой перечень прямо установлен в новом 7.1 Порядка № 209н. В него включены:

  • участники бюджетного процесса. К ним относятся, в частности, главные распорядители бюджетных средств, распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств. Полный список субъектов, являющихся участниками бюджетного процесса, приведен в п. 13.5.1 Порядка № 209н;

  • государственные (муниципальные) бюджетные и автономные учреждения;

  • организации государственного сектора, в качестве которых выступают: государственные (муниципальные) унитарные предприятия, государственные корпорации и компании, публично-правовые компании;

  • некоммерческие организации и физические лица – производители товаров, работ, услуг;

  • иные финансовые и нефинансовые организации. Отметим, что к финансовым организациям относятся банки и небанковские кредитные организации, имеющие лицензию ЦБ РФ на осуществление банковских операций, а также юридические лица, предоставляющие на основании соответствующей лицензии услуги страхования, перестрахования, взаимного страхования, микрофинансовые организации, иные финансовые организации. Нефинансовыми признаются организации, занимающиеся производством товаров и оказанием нефинансовых услуг, выполнением нефинансовых работ (п. 10.4 Порядка № 209н);

  • физические лица, в том числе нерезиденты;

  • наднациональные организации и правительства иностранных государств;

  • нерезиденты (за исключением физических лиц, наднациональных организаций и правительств иностранных государств, международных финансовых организаций).

Также в новом п. 7.1 Порядка № 209н установлено, чтоесли в течение финансового года юридическое лицо реорганизовано, в связи с чем на конец финансового года (на конец осуществления расчетов с ним) оно относится к иной группе лиц, отличной от той, к которой оно относилось на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним), то операции по расчетам с данным юридическим лицом в течение финансового года подлежат отражению по тем подстатьям КОСГУ, по которым они отражались на начало финансового года (на начало осуществления расчетов с ним).

Как применять КОСГУ с 21 ноября 2020 года и в 2021 году: обзор изменений

В силу обновленного п. 7 Порядка № 209н при разграничении социальных и несоциальных выплат персоналу необходимо учитывать следующие особенности:

1. Расходы, связанные с привлечением и сохранением кадрового потенциала, а также расходы, направленные на стимулирование занятости в соответствующей сфере деятельности, нужно относить к несоциальным выплатам персоналу (подстатьи 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме», 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме» КОСГУ).

2. К социальным пособиям и компенсациям персоналу (подстатьи 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме», 267 «Социальные компенсации персоналу в натуральной форме» КОСГУ) относятся выплаты, связанные с социальными рисками, такими как болезнь, утрата постоянного заработка и иные события, которые могут негативно сказаться на его имущественном положении.

3. При разграничении приобретения работ, услуг, а также возмещения (компенсации) персоналу расходов в целях:

  • выполнения функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом (осуществления служебных, трудовых обязанностей) применяются соответствующие подстатьи статьи 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ);

  • личного потребления непосредственно персоналом, не связанного с выполнением функций государственным (муниципальным) органом, учреждением, органом управления государственным внебюджетным фондом, используется подстатья 214 КОСГУ.

4. К социальным пособиям в натуральной форме относятся расходы на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан либо выплаты гражданам на приобретение товаров, работ, услуг, а также компенсации (возмещения) расходов граждан на приобретение товаров, работ и услуг в объеме денежного эквивалента стоимости (полной или частичной) товара, работы или услуги на момент ее предоставления получателям.

Обзор остальных изменений в Порядке № 209н, вступивших в силу в 2020 году, приведем в таблице.

Статья (подстатья) КОСГУ

Суть новшеств

129 «Иные доходы от собственности»

Перечень доходов, относимых на данную статью, дополнен доходами от предоставления права на заключение договора (контракта)

12К «Доходы от концессионной платы»

Подстатья не применяется для отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете кассовых поступлений и выбытий

161 «Поступления капитального характера от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

На подстатью также следует относить доходы от возврата остатков межбюджетных трансфертов капитального характера, имеющих целевое назначение, прошлых лет, в том числе неиспользованных

163 «Поступления капитального характера в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации от бюджетных и автономных учреждений»

По статье отражаются безвозмездные поступления от бюджетных (автономных) учреждений капитального характера в доход бюджетов бюджетной системы РФ, в том числе доходы от возврата бюджетными (автономными) учреждениями остатков субсидий капитального характера прошлых лет, субсидий на иные цели

171 «Курсовые разницы»

На подстатью относятся курсовые разницы не только от переоценок средств в иностранной валюте, но и от операций с иностранной валютой, операций по договорам РЕПО.

Для отражения кассовых поступлений и выбытий по доходам и расходам данная подстатья не применяется

176 «Доходы от оценки активов и обязательств»

Уточнен порядок применения данной статьи. Согласно п. 976 Порядка № 209н в новой редакции на эту подстатью относятся операции, отражающие финансовый результат от оценки финансовых, в том числе валютных монетарных активов и обязательств, и нефинансовых активов и обязательств

211 «Заработная плата»

В перечень выплат, отражаемых по данной подстатье, добавлены:

  • выплаты при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или выполнении обязанностей временно отсутствующего сотрудника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;

  • выплата месячного оклада судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;

  • единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным (муниципальным) служащим;

  • компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении.

213 «Начисления на выплаты по оплате труда»

Согласно п. 6 Федерального стандарта «Нематериальные активы», п. 56 Инструкции № 157н к нематериальным активам относятся объекты нефинансовых активов, в отношении которых у организации бюджетной сферы возникли:

  • исключительные права;
  • права в соответствии с лицензионными договорами либо иными документами, подтверждающими существование права на такой актив.

Объекты могут быть как приобретены учреждением, так и созданы им или по его заказу.

Для того, чтобы объект мог учитываться в составе нематериальных активов, он должен удовлетворять следующим критериям:

  • предназначаться для неоднократного и (или) постоянного использования в деятельности учреждения;
  • срок его использования должен быть больше 12 месяцев;
  • не иметь материально-вещественной формы;
  • иметь возможность идентификации (выделения, отделения) от другого имущества;
  • приносить учреждению экономические выгоды в будущем;
  • иметь полезный потенциал;
  • первоначальная стоимость объекта нефинансового актива поддается надежной оценке;
  • не предназначаться для последующей перепродажи;
  • иметь оформленные документы, подтверждающие существование актива;
  • иметь надлежаще оформленные документы, устанавливающие исключительное право на актив;
  • иметь в случаях, установленных законодательством РФ, надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительное право на актив *(2).

Согласно Методическим рекомендациям актив является идентифицируемым, если он соответствует одному из следующих требований:

  • является отделяемым, то есть может быть выделен или обособлен от организации и продан, передан (защищен лицензией), арендован или обменен отдельно или вместе с относящимся к нему договором, активом или обязательством, независимо от намерений организации;
  • возникает из условий договоров (соглашений), независимо от того, является ли он отделяемым или нет.

Счет учета объекта нематериальных активов зависит от права, на котором он получен.

Право Счет учета Пример
Исключительное право 0 102 ХN 000 «Научные исследования (научно-исследовательские разработки)»

0 102 XR 000 «Опытно-конструкторские и технологические разработки»

0 102 XI 000 «Программное обеспечение и базы данных»

0 102 XD 000 «Иные объекты интеллектуальной собственности»

Исключительное право на ПО — счет 0 102 ХI 000;

Исключительное право на селекционное достижение — счет 0 102 ХN 000;

Исключительное право на товарный знак — счет 0 102 ХD 000;

Исключительное право на изобретение — счет 0 102 ХN 000

Неисключительное право 0 111 6N 000 «Права пользования научными исследованиями (научно-исследовательскими разработками)»

0 111 6R 000 «Права пользования опытно-конструкторскими и технологическими разработками»

0 111 6I 000 «Права пользования программным обеспечением и базами данных»

0 111 6D 000 «Права пользования иными объектами интеллектуальной собственности»

Неисключительное право на антивирус — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на полезную модель — счет 0 111 6N 000;

Неисключительное право на электронный архив — счет 0 111 6I 000;

Неисключительное право на литературное произведение — счет 0 111 6D 000.

Объекты нематериальных активов группируются согласно п. 37 Инструкции № 157н. То есть объекты, полученные на исключительном праве, учитываются на соответствующем счете 102 00, где Х может принимать значение 2 «Особо ценное движимое имущество учреждения», 3 «Иное движимое имущество учреждения» или 9 «Имущество в концессии».

В 2021 году исключительные права учитываются в том же порядке, что и ранее. Самые заметные изменения — это детализация по видам нематериальных активов счетов, так или иначе касающихся учета исключительных прав. Как было сказано выше, был детализирован сам счет 102 00. А также детализации подверглись «сопутствующие» счета:

104 00 106 00 114 00
0 104 XN 000 «Амортизация научных исследований (научно-исследовательских разработок» 0 106 XN 000 «Вложения в научные исследования (научно-исследовательские разработки)» 0 114 XN 000 «Обесценение научных исследований (научно-исследовательских разработок)»
0 104 XR 000 «Амортизация опытно-конструкторских и технологических разработок» 0 106 XR 000 «Вложения в опытно-конструкторские и технологические разработки» 0 114 XR 000 «Обесценение опытно-конструкторских и технологических разработок»
0 104 XI 000 «Амортизация программного обеспечения и баз данных» 0 106 XI 000 «Вложения в программное обеспечение и базы данных» 0 114 XI 000 «Обесценение программного обеспечения и баз данных»
0 104 XD 000 «Амортизация иных объектов интеллектуальной собственности» 0 106 XD 000 «Вложения в иные объекты интеллектуальной собственности» 0 114 XD 000 «Обесценение иных объектов интеллектуальной собственности»

То есть с 2021 года отражение операций с исключительными правами осуществляется в привычном порядке, но с детализацией счетов по видам нематериальных активов.

А вот учет неисключительных прав изменился кардинальным образом. Об этом поговорим подробнее.

Во-первых, с 2021 года неисключительные права учитываются на соответствующем счете 111 60 и больше не отражаются на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование».

Во-вторых, для отражения расходов по приобретению неисключительных прав больше не применяется счет 401 50 «Расходы будущих периодов».

Так как объекты, в отношении которых организация бюджетной сферы обладает неисключительными правами, теперь относятся к нематериальным активам, то и порядок их учета чем-то напоминает учет нефинансовых активов: они учитываются на балансе (на счете 111 60), амортизируются (с применением соответствующего счета 104 60 «Амортизация прав пользования нематериальными активами»), вложения в них при необходимости формируются на соответствующем счете 106 60 «Вложения в права пользования нематериальными активами».

  • Изменения с 2020 года
  • Изменения с 2021 года

Минфин России приказом от 29.09.2020 № 222н (далее – Приказ № 222н) скорректировал порядок применения КОСГУ, утв. приказом от 29.11.2017 № 209н (далее – Порядок № 209н). Приказ № 222н вступил в силу 21.11.2020. При этом часть поправок необходимо применять уже с 2020 г., а часть – с 1 января 2021 г.

Минфин с 2021 года ввёл новую подстатью 139 «Доходы от возмещений Фондом социального страхования Российской Федерации расходов». По ней надо отражать доходы от возмещения ФСС затрат на:

  • мероприятия по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний сотрудников;
  • санаторно-курортное лечение тех из них, кто работает во вредных или опасных условиях.

Отметим, что в 2020 году эти поступления относили на подстатью 134 КОСГУ «Доходы от компенсации затрат».

А вот из состава затрат по подстатье 213 КОСГУ «Начисления на выплаты по оплате труда» убрали пособия, которые работодатели оплачивают за счет ФСС. Это связано с переходом с 2021 года всех регионов России на принцип прямых выплат от ФСС (без зачёта).

Дополнен перечень затрат, которые отражают по подстатье 292 КОСГУ «Штрафы за нарушение законодательства о налогах и сборах, законодательства о страховых взносах». Теперь по ней также показывают штрафные санкции за прочие нарушения законодательства о налогах, сборах и страховых взносах (т. е. помимо просрочки уплаты).

Отметим, что до 2021 года Минфин требовал отражать указанные санкции по коду 295 КОСГУ «Другие экономические санкции».

И ещё много уточнений Минфин внёс в подстатью 226 КОСГУ «Прочие работы, услуги». Теперь по ней отражают следующие расходы:

  • оплату демонтажных работ (снос строений, перенос коммуникаций и т. п.) в случае, если они производились не для целей капвложений в объекты капстроительства (реконструкции, в т. ч. с элементами реставрации, технического перевооружения) и не включались в объемы капвложений, формирующих стоимость ОС;
  • материальное стимулирование народных дружинников за участие в охране общественного порядка;
  • компенсационные выплаты на питание спортивным судьям, волонтерам, контролерам, не являющимся штатными сотрудниками учреждения и привлекаемым к участию в спортивных мероприятиях;
  • оплату услуг по транспортировке, хранению и отпуску через аптечную сеть гражданам бесплатных и льготных лекарств по единому контракту (договору), заключенному с фармацевтической компанией;
  • оплату услуг переводчика, специалиста, привлеченных арбитражным судом к участию в арбитражном процессе;
  • оплату услуг адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам;
  • вознаграждение конкурсному управляющему, а также компенсацию его расходов на проведение процедуры банкротства отсутствующего должника.

Отметим, что по большинству этих затрат Минфин уже давал свои разъяснения.

С 21.11.2020 перечень затрат по подстатье 211 КОСГУ «Заработная плата» дополнен следующими выплатами:

  • доплата за совмещение профессий (должностей), расширение зон обслуживания, увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором;
  • месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом;
  • единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска государственным и муниципальным служащим;
  • компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении.

Отметим, что Минфин требовал отражать эти суммы по коду 211 КОСГУ и ранее.

Изменения в КОСГУ с 2021 года: изучаем новый проект Минфина

Довольно много дополнений в подстатью 260 КОСГУ по затратам на социальное обеспечение. Приводим их ниже в таблице.

ПОДСТАТЬЯ КОСГУ РАСХОДЫ, КОТОРЫЕ ДОБАВИЛИ
262 «Пособия по социальной помощи населению в денежной форме» Выплата материальной поддержки безработным и гражданам в возрасте от 14 до 18 лет в период участия в общественных работах, временного трудоустройства

Выплата единовременной финансовой помощи на оказание содействия самозанятости безработных граждан

Выплата единовременного пособия при выпуске детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа

Выплата пособия по беременности и родам женщинам, обучающимся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профобразования и научных организациях

Выплата органами госвласти (муниципальными органами) физлицам, в т. ч. работникам данных органов, социальных выплат, являющихся публичными нормативными обязательствами

263 «Пособия по социальной помощи населению в натуральной форме» Закупка товаров, услуг для обеспечения бесплатным питанием, комплектом одежды, обуви и мягким инвентарем детей-сирот и лиц из их числа, а также компенсация указанных расходов

Оплата проезда детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, к месту отдыха и обратно

Компенсация стоимости проезда, найма жилого помещения гражданам, направленным на профобучение или получение дополнительного профобразования по направлению органов службы занятости

Компенсация стоимости проезда и провоза багажа безработным при заселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости

264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам» Единовременное пособие в связи со смертью судьи

Ежемесячное возмещение судье в случае причинения ему увечья или иного повреждения здоровья, исключающих дальнейшую возможность заниматься профессиональной деятельностью

Ежемесячное возмещение нетрудоспособным членам семьи судьи, находившимся на его иждивении, в случае его гибели (смерти)

Материальная помощь близким родственникам, членам семьи, супругу (супруге) служащего (работника) в связи с его смертью в период службы в случае, если выплата предусмотрена статусом сотрудника, условиями трудовых отношений

Оплата больничных листов за первые 3 дня нетрудоспособности бывшим работникам

265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме» Возмещение расходов членам семьи бывшего работника, связанных с его погребением
266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» Оплата 4-х дополнительных выходных дней в месяц родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами

Единовременное денежное поощрение (пособие) при увольнении в связи с выходом на пенсию за выслугу лет

(в ред. Приказов Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н, от 27.11.2017 N 206н, от 11.12.2019 N 222н)

В соответствии со статьей 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2007, N 18, ст. 2117; 2009, N 1, ст. 18; 2011, N 49, ст. 7030; 2013, N 31, ст. 4191; N 52, ст. 6983) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый Порядок учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее соответственно — Порядок, органы Федерального казначейства).

2. Установить, что до ввода в эксплуатацию компонентов, модулей государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет», необходимых для реализации Порядка, учет бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — бюджетные обязательства) и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — денежные обязательства), а также формирование и представление получателями бюджетных средств сведений, необходимых для учета бюджетных и денежных обязательств, осуществляется с использованием информационной системы Федерального казначейства.

3. Признать утратившими силу (за исключением отдельных положений, указанных в пункте 4 настоящего приказа):

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. N 98н «О Порядке учета бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 октября 2008 г., регистрационный N 12422; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2008, N 43) (далее — Порядок N 98н);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2009 г. N 129н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. N 98н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 25 декабря 2009 г., регистрационный N 15855; Российская газета, 2010, 15 января);

пункт 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 2 декабря 2010 г. N 158н «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 декабря 2010 г., регистрационный N 19310; Российская газета, 2010, 29 декабря);

пункт 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 176н «О внесении изменений в отдельные приказы Министерства финансов Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 2 февраля 2012 г., регистрационный N 23110; Российская газета, 2012, 4 апреля);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 мая 2012 г. N 71н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. N 98н» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 июля 2012 г., регистрационный N 24939; Российская газета, 2012, 3 августа) (далее — Приказ N 71н);

пункт 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 151н «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 декабря 2012 г., регистрационный N 26402; Российская газета, 2013, 18 января) (далее — Приказ N 151н);

пункт 2 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N 140н «О внесении изменений в отдельные нормативные правовые акты Министерства финансов Российской Федерации» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 11 февраля 2014 г., регистрационный N 31279; Российская газета, 2014, 21 февраля) (далее — Приказ N 140н);

1. Настоящий Порядок учета бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — Порядок) устанавливает порядок исполнения федерального бюджета по расходам в части учета территориальными органами Федерального казначейства (далее — органы Федерального казначейства) бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета (далее — соответственно бюджетные обязательства, денежные обязательства).

2. Пункт утратил силу. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

3. Постановка на учет бюджетных и денежных обязательств осуществляется на основании сведений о бюджетном обязательстве, содержащих информацию согласно приложению N 1 к Порядку (далее — Сведения о бюджетном обязательстве), и сведений о денежном обязательстве, содержащих информацию согласно приложению N 2 к Порядку (далее — Сведения о денежном обязательстве), сформированных получателями средств федерального бюджета или органами Федерального казначейства, в случаях установленных Порядком. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

4. Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве (за исключением Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве, содержащих сведения, составляющие государственную тайну) формируются в форме электронного документа в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее — информационная система) и подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — электронная подпись) лица, уполномоченного действовать от имени получателя средств федерального бюджета или в случаях, предусмотренных абзацами десятым и одиннадцатым пункта 8, абзацами седьмым и восьмым пункта 25 настоящего Порядка, — органа Федерального казначейства. (в ред. Приказов Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н, от 27.11.2017 N 206н)

5. Сведения о бюджетном обязательстве и Сведения о денежном обязательстве, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, формируются и подписываются лицом, имеющим право действовать от имени получателя средств федерального бюджета, и направляются в органы Федерального казначейства на бумажном носителе по форме согласно приложению N 3 (код формы по ОКУД 0506101) и приложению N 4 к Порядку (код формы по ОКУД 0506102) и при наличии технической возможности — на съемном машинном носителе информации (далее — на бумажном носителе). Получатель средств федерального бюджета обеспечивает идентичность информации, содержащейся в Сведениях о бюджетном обязательстве на бумажном носителе, с информацией на съемном машинном носителе информации. (в ред. Приказов Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н, от 27.11.2017 N 206н)

При формировании Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве на бумажном носителе ошибки исправляются путем зачеркивания неправильного текста (числового значения) и написания над зачеркнутым текстом (числовым значением) исправленного текста (исправленного числового значения). Зачеркивание производится одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное. Исправления оговариваются надписью «исправлено» и заверяются лицом, имеющим право действовать от имени получателя средств федерального бюджета.

Постановка на учет бюджетных и денежных обязательств, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, формирование и представление получателями средств федерального бюджета Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве осуществляется в соответствии с Порядком с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

6. Лица, имеющие право действовать от имени получателя средств федерального бюджета в соответствии с Порядком, несут персональную ответственность за формирование Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве, за их полноту и достоверность, а также за соблюдение установленных Порядком сроков их представления.

При формировании Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве применяются справочники, реестры и классификаторы, используемые в информационной системе, в соответствии с Порядком.

20. Сведения о бюджетном обязательстве, возникшем в соответствии с документами- основаниями, предусмотренными пунктами 11 и 12 графы 2 Перечня, формируются в срок, установленный бюджетным законодательством Российской Федерации для представления в установленном порядке получателем средств федерального бюджета — должником информации об источнике образования задолженности и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа, решения налогового органа. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

21. В случае если в органе Федерального казначейства ранее было учтено бюджетное обязательство, по которому представлен исполнительный документ, решение налогового органа, то одновременно со Сведениями о бюджетном обязательстве, сформированными в соответствии с исполнительным документом, решением налогового органа, формируются Сведения о бюджетном обязательстве, содержащие уточненную информацию о ранее учтенном бюджетном обязательстве, уменьшенном на сумму, указанную в исполнительном документе, решении налогового органа. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

22. Основанием для внесения изменений в ранее поставленное на учет бюджетное обязательство по исполнительному документу, решению налогового органа являются Сведения о бюджетном обязательстве, содержащие уточненную информацию о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должен быть исполнен исполнительный документ, решение налогового органа, или информацию о документе, подтверждающем исполнение исполнительного документа, решения налогового органа, документе об отсрочке, о рассрочке или об отложении исполнения судебных актов либо документе, отменяющем или приостанавливающем исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, документе об отсрочке или рассрочке уплаты налога, сбора, пеней, штрафов, или ином документе с приложением копий предусмотренных настоящим пунктом документов в форме электронной копии документа на бумажном носителе, созданной посредством его сканирования, или копии электронного документа, подтвержденных электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени получателя средств федерального бюджета. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

23. В случае ликвидации получателя средств федерального бюджета либо изменения типа федерального казенного учреждения не позднее пяти рабочих дней со дня отзыва с соответствующего лицевого счета получателя бюджетных средств неиспользованных лимитов бюджетных обязательств в ранее учтенное бюджетное обязательство, возникшее на основании исполнительного документа, решения налогового органа, вносятся изменения в части аннулирования неисполненного бюджетного обязательства.

24. Постановка на учет денежного обязательства и внесение изменений в поставленное на учет денежное обязательство осуществляется в соответствии со Сведениями о денежном обязательстве, сформированными на основании документов, предусмотренных в графе 3 Перечня, на сумму, указанную в документе, в соответствии с которым возникло денежное обязательство. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

а-б) подпункты исключены. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

25. Сведения о денежных обязательствах, включая авансовые платежи, предусмотренные условиями государственного контракта, договора, указанных соответственно в пунктах 3 и 4 графы 2 Перечня, формируются: (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

получателем средств федерального бюджета не позднее трех рабочих дней со дня возникновения денежного обязательства в случае: (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

исполнения денежного обязательства неоднократно (в том числе с учетом ранее произведенных авансовых платежей); (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

подтверждения поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по ранее произведенным авансовым платежам, в том числе по авансовым платежам, произведенным в размере 100 процентов от суммы государственного контракта (договора), в соответствии с условиями государственного контракта (договора); (в ред. Приказов Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н, от 27.11.2017 N 206н)

исполнения денежного обязательства в период, превышающий срок, установленный для оплаты денежного обязательства в соответствии с требованиями Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета (далее — Порядок санкционирования) <1>; (в ред. Приказов Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н, от 27.11.2017 N 206н)

<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 17 ноября 2016 г. N 213н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 23 января 2017 г., регистрационный N 45354). (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2017 N 206н)

органом Федерального казначейства: (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2017 N 206н)

в случае исполнения денежного обязательства одним платежным документом, сумма которого равна сумме денежного обязательства, подлежащего постановке на учет, на основании информации, содержащейся в представленных получателем средств федерального бюджета в орган Федерального казначейства платежных документах для оплаты денежных обязательств, не позднее следующего рабочего дня со дня представления указанных платежных документов; (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2017 N 206н)

в случае если денежное обязательство возникло в рамках осуществления операций по казначейскому обеспечению обязательств. (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2017 N 206н)

Приказ Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н

32. Информация о бюджетных и денежных обязательствах предоставляется:

Федеральным казначейством посредством предоставления информации о поставленных на учет бюджетных и денежных обязательствах (внесении изменений в ранее поставленные на учет бюджетные и денежные обязательства) и их исполнении (в том числе в форме электронного документа, а также посредством обеспечения возможности формирования в информационной системе отчетности в составе показателей, предусмотренных в отчетных формах, указанных в пункте 35 Порядка); (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2017 N 206н)

Федеральным казначейством и его территориальными органами в виде документов, определенных пунктом 35 Порядка, по запросам Министерства финансов Российской Федерации, иных федеральных органов государственной власти, главных распорядителей средств федерального бюджета, получателей средств федерального бюджета с учетом положений пунктов 33 и 34 Порядка.

33. Информация о бюджетных и денежных обязательствах предоставляется:

Министерству финансов Российской Федерации — по всем бюджетным и денежным обязательствам;

главным распорядителям (распорядителям) средств федерального бюджета — в части бюджетных и денежных обязательств подведомственных им получателей средств федерального бюджета;

получателям средств федерального бюджета — в части бюджетных и денежных обязательств соответствующего получателя средств федерального бюджета;

иным федеральным органам государственной власти — в рамках их полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Информация о бюджетных и денежных обязательствах предоставляется Министерству финансов Российской Федерации ежедневно (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну, которая предоставляется еженедельно). (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2017 N 206н)

34. Информация о бюджетных и денежных обязательствах, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, предоставляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны на бумажном носителе.

35. Информация о бюджетных и денежных обязательствах предоставляется в соответствии со следующими положениями:

1) по запросу Министерства финансов Российской Федерации либо иного федерального органа государственной власти, уполномоченного в соответствии с законодательством Российской Федерации на получение такой информации, Федеральное казначейство (орган Федерального казначейства) представляет с указанными в запросе детализацией и группировкой показателей:

36. Справка об исполнении обязательств формируется органом Федерального казначейства нарастающим итогом с начала финансового года в следующем порядке. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

В заголовочной части Справки об исполнении обязательств указывается соответствующий вид обязательства — «бюджетное» или «денежное», в отношении которого формируется данная справка. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

В табличной части Справки об исполнении обязательств отражаются показатели:

В графах 1 — 4 — составная часть кода бюджетной классификации Российской Федерации, по которому в органе Федерального казначейства приняты на учет бюджетные или денежные обязательства; (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

В графах 5 — 7 — сумма распределенных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год, на первый год планового периода, на второй год планового периода;

в графах 8, 9 — соответственно номер и дата документа-основания (исполнительного документа, решения налогового органа);

в графе 10 — учетный номер бюджетного или денежного обязательства; (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

в графе 11 — код объекта ФАИП (код мероприятия по информатизации); (в ред. Приказа Минфина РФ от 27.11.2017 N 206н)

в графах 12 — 14 — принятые на учет в органе Федерального казначейства бюджетные или денежные обязательства соответственно на текущий финансовый год (с учетом неисполненных бюджетных или денежных обязательств прошлых лет), на первый и на второй года планового периода; (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

в графах 15 — 16 — сумма и процент исполненных бюджетных или денежных обязательств текущего финансового года в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации; (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

в графе 17 — сумма неисполненных бюджетных или денежных обязательств текущего финансового года в разрезе кодов бюджетной классификации Российской Федерации (показатель графы 12 минус показатель графы 15); (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

в графах 18 — 19 — сумма и процент неиспользованного остатка лимитов бюджетных обязательств текущего финансового года.

37. Информация о принятых на учет обязательствах формируется органом Федерального казначейства в следующем порядке. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

При формировании Информации о принятых на учет обязательствах в целом по всем получателям средств федерального бюджета реквизит заголовочной части «Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств» не заполняется. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

Информация о принятых на учет обязательствах формируется в разрезе участников бюджетного процесса в соответствии с запросом Министерства финансов Российской Федерации, главных распорядителей (распорядителей) средств федерального бюджета. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

В заголовочной части Информации о принятых на учет обязательствах указывается соответствующий вид обязательства «бюджетное» или «денежное», в отношении которого формируется данная информация. (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

Табличная часть формы Информации о принятых на учет обязательств заполняется следующим образом: (в ред. Приказа Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н)

(в ред. Приказов Минфина РФ от 29.07.2016 N 127н, от 27.11.2017 N 206н, от 11.12.2019 N 222н)

Проведение закупок в организациях бюджетного сектора невозможно без распределения затрат по действующим кодификаторам. При составлении плана-графика учреждения необходимо руководствоваться бюджетной сметой, которая включает виды расходов КОСГУ по приказу Минфина 209н с изменениями на 2021 год и составляется по статьям затрат.

Специалист не вправе запланировать закупок больше, чем доведено до учреждения лимитов и ассигнований. Распределение средств в закупочной документации производится в строгом соответствии с ПФХД или сметой, то есть в разрезе кодов КОСГУ и КВР.

Корректировка структуры КБК изменила принципы отражения кодов в закупочной документации. Теперь операции классифицируются только по КВР. Но не забывайте про КОСГУ: исключение кода из структуры КБК не отменило его значимости. Это связано с тем, что коды КВР и КОСГУ неразрывно связаны между собой.

Невозможно определить правильный код вида расхода по операции, не установив правильный КОСГУ. Если допустить ошибку и неверно определить кодификаторы, то учреждение не сможет осуществить закупки необходимого оборудования, работ или услуг. За нарушение правил составления закупочной и плановой документации предусмотрена административная ответственность.

С изменением структуры КБК порядок взаимодействия КВР и КОСГУ тоже скорректирован. Чтобы определить верный код бюджетной классификации, необходимо:

  1. Выбрать правильный КОСГУ для совершаемой операции.
  2. Определить КВР в соответствии с выбранным коду ОСГУ.
  3. Проверить данные увязки КВР и КОСГУ по утвержденной таблице соответствий.
  4. Внести проверенный КВР в плановую или отчетную документацию.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ введена в действие еще в 2016 году, но позиции документа систематически обновляются. Чиновники утвердили новую таблицу соответствия для работы.

Таблица КВР и КОСГУ для госзакупок

Для справки: в таблицу включена только группировка по КВР 200, которая чаще всего используется в закупочной деятельности; остальные виды расходов КОСГУ по 209н найдете в Единой таблице.

КВР

КОСГУ

Примечание

  • Все изменения в законодательстве из-за коронавируса
  • Антикризисные меры: как сохранить бизнес в период COVID-19
  • Запреты и ограничения из-за эпидемии
  • Все изменения по проверкам организаций
  • Как организовать удаленную и офисную работу во время коронавируса
  • Переносы сроков по налогам и сборам
  • Как снизить страховые взносы до 15%
  • Налоговые каникулы и другие меры поддержки организаций
  • Получите доступ на 2 дня ко всем материалам К+

Исключение шифра из структуры КБК не означает, что коды в бюджете стали неактуальными. Кодификаторы все равно необходимо использовать. Например, казенные учреждения обязаны планировать и получать расходы исключительно в разрезе классификаторов сектора госуправления. Бюджетную роспись, смету и обоснование бюджетных ассигнований невозможно подготовить без кодификатора КОСГУ.

Оставление бюджетной отчетности следует формировать в разрезе кодов операций сектора государственного управления. Правило касается таких отчетных форм, как отчет о финансовых результатах деятельности: 0503121 — для КУ, 0503721 — для БУ. Отчет о движении денежных средств: 0503123 — для КУ, 0503723 — для БУ.

Планирование расходов организации бюджетной сферы составляется в разрезе КВР и КОСГУ, доходов субсидии на иные цели 2021 году, поступлений на капитальные вложения и других межбюджетных трансфертов. После составления плана затрат учреждение готовит план закупок и план-график на соответствующий финансовый период. Эти документы в сфере закупок тоже готовятся на основании классификаторов кодов ОСГУ.

До 2016 года расшифровка планов-графиков и планов закупок составлялась в разрезе КОСГУ. Но теперь старый кодификатор заменен новыми шифрами — кодом вида расходов по бюджетной классификации. Ошибочно полагать, что статьи КОСГУ не задействованы в закупочной деятельности. Чтобы спланировать любую закупку, учреждению необходимо правильно определить КВР и только потом отразить операцию в плановой документации. Но выбрать правильный КВР невозможно, не определив вначале КОСГУ. В этом и есть ключевой принцип использования кодификаторов и их прямая взаимосвязь.

Таблица соответствия КВР и КОСГУ для бюджетных учреждений на 2021 год

  • Арбитражный процессуальный кодекс РФ

  • Бюджетный кодекс РФ

  • Водный кодекс Российской Федерации РФ

  • Воздушный кодекс Российской Федерации РФ

  • Градостроительный кодекс Российской Федерации РФ

  • ГК РФ

  • Гражданский кодекс часть 1

  • Гражданский кодекс часть 2

  • Гражданский кодекс часть 3

  • Гражданский кодекс часть 4

  • Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Жилищный кодекс Российской Федерации РФ

  • Земельный кодекс РФ

  • Кодекс административного судопроизводства РФ

  • Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации РФ

  • Кодекс об административных правонарушениях РФ

  • Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации РФ

  • Лесной кодекс Российской Федерации РФ

  • НК РФ

  • Налоговый кодекс часть 1

  • Налоговый кодекс часть 2

  • Семейный кодекс Российской Федерации РФ

  • Таможенный кодекс Таможенного союза РФ

  • Трудовой кодекс РФ

  • Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации РФ

  • Уголовный кодекс РФ