Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Профстандарт контрактный управляющий с 2021 года». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В соответствии с положениями Федерального закона №122-ФЗ профстандарты могут использоваться на обязательной или добровольной основе. Нормативные акты, регулирующие обязательный порядок их применения:
- Статья 195.3 ТК РФ – в соответствии с ней, профстандарты необходимы для позиций с законодательно закрепленными квалификационными требованиями.
- Статья 57 ТК РФ – она обязывает применять профстандарты для профессий со льготами и ограничениями.
- Постановление Правительства №584 – этот документ обязывает применять профстандарты работодателей из бюджетного сектора и компании, контролируемые государством.
Таким образом, профстандарты обязательны для определенных профессий, а также если наниматель – государственная структура. В иных случаях они используются добровольно, позволяя достичь работодателям следующих целей:
- Актуализировать документацию по персоналу, что полезно как для улучшения делопроизводства, так и для профилактики споров с представителями ФНС и других проверяющих структур.
- Установить параметры квалификации, которым обязаны будут соответствовать как действующие служащие, так и кандидаты на работу.
- Определить критерии для оценки и переаттестации персонала.
- Требовать от работников действий по повышению их профессионального уровня.
Внимание! Традиционные классификаторы ЕКС и ЕТКС пока сохраняют свою действенность, и организация-работодатель сама решает, какой документ ей больше подходит.
В 2015-м году Минтруд утвердил профстандарт для позиции эксперта в сфере закупок, основные характеристики которого применимы для контрактного управляющего. Он включает четыре части.
В начальном разделе содержатся общие данные о профессии: её цель, группа и вид экономической деятельности.
Вторая часть включает перечень обобщенных трудовых функций, лежащих в основе профессии, а также их составляющих. Для каждой из них приведены коды и уровни сложности.
Три обобщенные функции контрактного управляющего:
- консультирование по закупкам;
- их экспертиза;
- организация деятельности по закупкам и экспертизам.
Перечисленные функции включают семь составляющих.
Качественное внедрение профстандартов в документооборот организации-работодателя проходит следующие стадии:
- Утверждение регламента, где разобраны основные аспекты внедрения: план-график, востребованная документация, уполномоченные лица.
- Исследование деятельности сотрудников: характера и степени нагрузки, действующие требования к квалификации и пр.
- Изменение трудовой документации с помощью подходящих профстандартов: модернизация должностных инструкций, норм штатного расписания, принципов оценки эффективности (KPI).
- Документирование новых критериев, по которым будет оцениваться персонал и кандидаты на работу.
Применение комплекса данных мероприятий позволит работодателю требовать от подчиненных мер по улучшению их квалификации, отправлять их на профподготовку, отсеивать кандидатов с неподходящими навыками. Так, если контрактный управляющий не отвечает критериям, изложенным в профстандарте, то наниматель вправе потребовать от него действий по повышению профессионального уровня.
Внимание! Трудовой кодекс не обеспечивает работодателю возможность уволить контрактного управляющего из-за его несоответствия положениям профстандарта. При его отказе повышать уровень своей квалификации можно или перевести его на другую позицию (ст. 72.1 ТК) или переименовать его должность (статьи 72, 74 ТК).
Новые профстандарты для специалистов по госзакупкам на 2020 год
Задачи проведения экспертизы и консультирования, оценки продукта включает профстандарт эксперта в сфере закупок. Закрепленные трудовые функции — такой же перечень.
Аналогичная система классификации от минимального уровня сложности к максимальному прослеживается и здесь, их всего три:
- Уровень 6 — консультирование (мониторинг рынка, справки).
- 7 — экспертиза (в отношении процедур и исполнения контрактов).
- 8 — работы по консультированию и экспертизе (управление организацией, аттестация, исследование проблем).
Для минимального предела необходимы высшее, дополнительное профессиональное образование с опытом практических навыков не менее 3 лет.
Для среднего уровня требуется высшее образование (специалитет, магистратура) и дополнительное профессиональное и не менее 4 лет работы.
Для максимальной ступени придется получить такое же образование, как для средней, но период осуществления профдеятельности не может составлять менее 5 лет, в том числе менее 3 на руководящих должностях.
Информация о профстандарте и его применении появилась в ТК РФ с 2012 года. Термин введен для определения квалификационных характеристик, необходимых для применения в конкретной сфере работы. Стандарты созданы, чтобы исполнять ст. 195.1 ТК РФ, и должны помочь реализации принципа профессионализма заказчика.
Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2020 года. Минтруд Приказами от 10.09.2015 № 625н и № 626н утвердил два профстандарта:
- специалист в сфере закупок;
- эксперт в сфере закупок.
ТК РФ в ст. 195.3 определяет, что применять профстандарты нужно обязательно, если такие требования установлены для работодателя ТК РФ и другими нормативными актами РФ. В остальных случаях квалификационные требования профстандарта имеют необязательный характер, то есть рекомендуются к применению.
Применение профстандарта становится обязательным, если он установлен нормативным актом РФ, ТК РФ, другими законами. Требования к опыту работы, функциональным обязанностям, навыкам и знаниям по специальности в нем не определены (только к образованию). Поэтому профстандарты обязательному применению не подлежат (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но их положения могут использоваться работодателем для разработки должностных инструкций.
Профстандарты связаны с проведением работ по закупкам, их контролем и управлением. Цель — обеспечить государственную, муниципальную или корпоративную потребность в товарах, работах, услугах. Соответственно, стандартизирована сфера, связанная с деятельностью заказчика, а не поставщика.
Где указаны требования к работникам госзаказа
Профстандарт для контактных управляющих и работников контрактной службы должен соблюдаться в безусловном порядке, а претендент на должность — подтверждать документами образование в сфере контрактных закупок. Сотрудники, занятые в сфере заказа, имеют строго установленные нормативными актами квалификационные требования:
- Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н;
- Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.
Профстандарт «специалист в сфере закупок» охватывает функционал, связанный с:
- Обеспечением закупок. Включает сбор изначальных сведений, формирование потребности заказчика, подготовку документов для проведения процедуры — начальный уровень № 5.
- Осуществлением закупок. Включает формирование планов, обоснований, реализацию процедур — уровень № 6.
- Экспертизой. Включает анализ результатов, проверку реализации условий контракта и качества результатов — уровень № 7.
- Контролем. Включает процедуры мониторинга, аудита и контроля — самый высокий уровень № 8.
Приказ содержит требования к уровню образования. Они включают:
- Среднее, доппрофессиональное.
- Высшее (бакалавр), доппрофессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.
- Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.
Установлены требования к опыту работы в сфере заказа:
- Отсутствие требований.
- От 3 лет.
- От 4 лет.
- От 5 лет, включая опыт руководящей работы от 2 лет.
Профстандарты для контрактных управляющих и работников контрактной службы
Работу контрактного управляющего регулирует должностная инструкция. Это документ, который принимают на предприятии перед назначением специалиста.
Какие требования предъявляют к должностной инструкции контрактного управляющего по 44-ФЗ, читайте в статье. Помимо прочего в должностной инструкции контрактного управляющего прописаны функции этого специалиста.
В документ их копируют из ст. 38 Закона № 44-ФЗ. Итак, специалист должен:
- консультировать поставщиков.
- готовить извещения и размещать в ЕИС вместе с другой закупочной документацией, приглашать потенциальных поставщиков для участия в закрытых процедурах;
- непосредственно заключать контракты с победителями;
- принимать участие в рассмотрении дел по спорам, касающимся закупок, итогов определения поставщика, вести претензионную работу;
- создавать планы и планы-графики закупок, менять их при необходимости, публиковать документы в ЕИС;
Профессиональный стандарт для контрактного управляющего и специалистов контрактной службы прописан в приказе Минтруда России от 10.09.2015 № 625н — а именно там сказано, с какими знаниями и умениями можно осуществлять те или иные функции.
За этим важно следить. скачать образец скачать образец скачать образец скачать образец скачать образец скачать образец Если уровня образования или опыта специалисту не хватает, следует ограничить число его функций.
К примеру, если в обязанности конкурсного управляющего по 44-ФЗ входит контроль за соблюдением условий контракта, потребуется четырехлетний опыт, а также знание положений гражданского, земельного, бюджетного, трудового кодексов, антимонопольных законов. Должностная инструкция контрактного управляющего — это внутренний документ предприятия, осуществляющего госзакупки. В нем содержатся требования к работнику, его обязанности, права, ответственность.
Обратите внимание: если вы перевели специалиста на должность контрактного управляющего или он совмещает две должности, необходима отдельная должностная инструкция контрактного управляющего.
23 Мая 2021 в 14:30 Профстандарт контрактного управляющего 2021, утвержденный Правительством РФ, — это нормативный документ, определяющий набор требований, знаний, умений и навыков к работникам, которые занимаются закупками. В государственных компаниях его применение обязательно. В коммерческих организациях, исходя из текста профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок», этим видом деятельности могут заниматься практически все: от служащих по обработке статистической, финансовой и страховой информации и ведению расчетов до руководителей в области определения политики и планирования деятельности.
На сегодняшний день самый передовой опыт у Великобритании, где профстандарты являются одним из важных элементов сложной структуры обеспечения качества рабочей силы. В этой системе предусмотрены Советы по развитию отраслевых квалификаций (Sector Skills Councils), выигравшие открытые конкурсы, которые определяют и прогнозируют знания, умения и компетенции, необходимые для развития экономики страны. Эти советы лично отвечают за качество разработанных ими стандартов, поддерживают и обновляют нормативы, обеспечивают свободное и бесплатное получение стандартов всеми организациями.
Также в Великобритании предусмотрены программы профессионального образования и подготовки, которые охватывают возрастные группы от 14 лет и обеспечивают связь разных видов обучения (от базовых до послевузовских степеней). Рамка квалификаций состоит из шести уровней и объединяет возможные пути образования и профессиональной подготовки и т.д.
Конкретный формат профстандарта зависит от специфики конкретной отрасли и профессии. Например, британский стандарт инженера-механика состоит из 5 разделов и занимает 10 страниц, стандарт техника в области информационных технологий состоит 5 разделов общим объёмом три страницы, а стандарт дизайнера компьютерных игр представлен в одной таблице из 4 столбцов, содержит 28 пунктов и умещается на одной странице.
В России термин «профессиональные стандарты» впервые был официально использован в 1997 г. в Программе социальных реформ в РФ на период 1996–2000 годов (утв. постановлением Правительства РФ от 26.02.1997 № 222).
В 2006 г. на базе Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) было образовано Национальное агентство развития квалификаций и в 2007 г. был разработан первый макет профстандарта.
Макет профессионального стандарта:
Профстандарты в сфере закупок помогают работодателю решать следующие задачи:
- Разрабатывать должностные инструкции
- Проводить отбор кандидатов
- Определять соответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе в ходе оценочных мероприятий при проведении аттестации и других видов оценки
- Устанавливать уровень квалификации в случае увольнения по сокращению штата или численности работников
- и др.
С 1 июля 2016 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584, согласно которому профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, установленных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами, актами Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, применяются государственными внебюджетными фондами РФ, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности, поэтапно на основе утверждённых указанными организациями с учётом мнений представительных органов работников планов по организации применения профессиональных стандартов.
Вместе с тем, работодатель не вправе уволить работников, квалификация которых не соответствует требованиям профстандарта (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но работодатель может провести аттестацию сотрудников. По рекомендации аттестационной комиссии лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в квалификационных справочниках или профстандартах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.
Строгого требования о соответствии закупщиков профстандартам Федеральными законами №44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не установлено.
Существует лишь требование к работникам контрактной службы, контрактным управляющим наличие высшего образования или дополнительного профессионального образования в сфере закупок (ст. 38 п. 6 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013)
При несоблюдении этих требований инспектор труда может выдать работодателю предписание об устранении выявленных нарушений трудового законодательства (статья 356 ТК РФ).
А за неприменение профстандартов, если они являются обязательными для применения, работодателя могут оштрафовать — от 30 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).
В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны.
Профессиональный стандарт контрактный управляющий
Среднее профессиональное образование — программы подготовки специалистов среднего звена и дополнительное профессиональное образование в сфере закупок или высшее образование — бакалавриат или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (для работников контрактной службы) Требования к опыту практической работы Не предъявляются Особые условия допуска к работе Нет Другие характеристики Рекомендуется один раз в три года дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации в сфере закупок
Утвердили новый профстандарт для эксперта в сфере закупок 08.11.2019 на сайте проектов нормативных актов Минтруд выложил проект Приказа, который утверждает профстандарт «Эксперт в сфере закупок». Он состоит из 4 разделов:
Общие сведения.
Описание трудовых функций, которые входят в профстандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
Характеристика обобщенных трудовых функций: консультирование в сфере госзакупок;
экспертиза в сфере госзакупок; организация работ по экспертизе и консультированию в сфере госзакупок.
Сведения об организациях — разработчиках профстандарта. Трудовые функции, действия, умения и знания для эксперта в сфере госзакупок расписаны по аналогии со специалистом.
Профессиональный стандарт возник в Трудовом кодексе в 2012 г. Министерство труда вводит две специальности для работающих в сфере закупок:
1) № 625н — профессиональный стандарт специалиста по закупкам,
2) № 626н — эксперт.
Исполнители определены ПП № 584 от 27.06.2016. Для фирм с долевым участием государства свыше 50% в том же постановлении предусмотрено поэтапное применение квалификационных требований в срок до 01.01.2020.
Профстандарт контрактного управляющего с 2020 года работодатели обязательно применяют только в части требований к образованию работников, согласно письму министерства экономики и развития от 06.04.2016 № Д28и-841.
В 44-ФЗ требуется наличие образования в сфере закупок. Поэтому эти требования профстандартов обязательны к исполнению. Остальные качества заказчик применяет как основу для определения требований к квалификации работников. Это правило прописано в ч. 3 ст. 195.3 ТК. В ст. 9 44-ФЗ профессионализм назван одним из основных принципов в деятельности заказчика. Для его соблюдения привлекаются к работе специалисты в этой области. Заказчик принимает меры по поддержанию и повышению их квалификации. На основании ч. 6 ст. 38 работникам контрактной службы или контрактному управляющему необходимо иметь высшее или дополнительное профессиональное образование.
Профстандарты применяются при создании закупочной комиссии. Преимущество получают сотрудники с профессиональной переподготовкой, повышением квалификации, специальными знаниями об объекте закупки (ч. 5 ст. 39)
- руководителей федеральных, региональных и муниципальных сфер управления;
- руководителей бюджетных, автономных учреждений, государственных, муниципальных унитарных предприятий и иных юридических лиц;
- управляющих финансово-экономической и административной деятельностью;
- руководителей и специалистов бухгалтерии, служащих по бухгалтерским операциям и учету.
Должность: специалист по закупкам, работник контрактной службы, контрактный управляющий.
Образование: допустимо наличие среднего профессионального образования, строгих требований к наличию высшего образования нет.
Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
Опыт работы: строгого требования к наличию опыта работы в данной сфере нет.
Трудовые функции:
- предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
- подготовка закупочной документации;
- обработка результатов закупки и заключение контракта.
Профессиональный стандарт контрактного управляющего по 44 фз образец 2021
Должность: ведущий специалист, работник контрактной службы, заместитель руководителя подразделения, руководитель подразделения, руководитель контрактной службы, контрактный управляющий.
Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.
Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее четырех лет.
Трудовые функции:
- проверка соблюдений условий контракта;
- проверка качества представленных товаров, работ, услуг.
Должность: руководитель организации, заместитель руководителя организации, советники.
Образование: обязательно наличие высшего образования не ниже магистратуры либо наличие высшего профильного образования.
Дополнительное образование: обязательно наличие удостоверения о повышении квалификации или диплома о профессиональной переподготовке в сфере закупок.
Опыт работы: обязательно наличие профильного опыта не менее пяти лет, а также не менее двух лет на руководящих должностях.
Трудовые функции:
- мониторинг в сфере закупок;
- аудит и контроль в сфере закупок.
Обратите внимание на то, что все трудовые функции, которые выполняет специалист по закупкам, обязательно должны отражаться в должностной инструкции и других внутренних документах организации!
- Как стать первоклассным тендерным специалистом
- Как пройти бесплатное обучение по госзакупкам в Контур.Школе
- Электронная подпись для торгов. Что надо знать поставщику и заказчику
- Поставщик в системе госзакупок: как начать участвовать в государственных тендерах?
- Изменения в закупках по 44‑ФЗ в 2021 году
- Комплаенс как инструмент для участия в закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ
Итак, если СГОЗ превышает 100 млн. руб., то создается контрактная служба (при этом создание спецподразделения не является обязательным) (ч.1 ст.38 44-ФЗ).
При СГОЗ менее 100 млн. руб. и отсутствии контрактной службы вводится должность контрактного управляющего (ч.2 ст.38 44-ФЗ). Т.е. при СГОЗ <= 100 млн. руб. заказчик обязан назначить управляющего или вправе создать контрактную службу.
Контрактный управляющий: должностная инструкция
В ч.6 ст.38 44-ФЗ говорится, что контрактный управляющий должен иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Согласно ч.23 ст.112 44-ФЗ до 01.01.2017 г. управляющий может иметь профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на ТРУ для государственных и муниципальных нужд (т.е. обучение по 94-ФЗ).
У Заказчика есть 3 пути, по которым он может назначить контрактного управляющего:
- Принять на это место нового сотрудника и заключить с ним трудовой договор. Либо оформить сотрудника на другую должность, но со схожими обязанностями и функциями.
- Перевести штатного работника на должность управляющего (или аналогичную должность) и заключить с ним соглашение об изменении условий трудового договора.
- Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ лицу полагается доплата, а в его должностную инструкцию вносятся необходимые корректировки).
При назначении управляющего заказчик действует последовательно:
- Новая должность вносится в штатное расписание;
- Готовится должностная инструкция контрактного управляющего;
- Издается приказ о назначении должностного лица, отвечающего за закупки (т.е. контрактный управляющий).
Должностная инструкция контрактного управляющего — это внутренний документ заказчика. В нем прописываются требования, права и обязанности сторон. Документ обозначает сферу ответственности сотрудника и его полномочия.
Инструкция состоит из следующих разделов:
- Общие положения: порядок принятия на должность, порядок увольнения, общие сведения о должности и требования к управляющему;
- Функции: общие функции для должностного лица;
- Обязанности: действия управляющего;
- Права: объем прав сотрудника;
- Ответственность: что предусмотрено за правонарушения;
- Заключительные положения: ссылки на профстандарты, порядок внесения корректировок в должностную инструкцию.
По ч.5 ст.38 44-ФЗ управляющий отвечает за правонарушения в рамках собственных полномочий. В должностной инструкции обязательно указываются должностные обязанности и ответственность за их неисполнение.
Для контрактного управляющего ответственность предусмотрена по трудовому законодательству (ст.232 ТК РФ) за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией, и причинение материального ущерба работодателю.
Также предусмотрена административная, уголовная и гражданская ответственность за нарушения, совершенные в ходе собственной работы. Управляющим, допустившим административные правонарушения, предусмотренным ст.ст.7.29-7.32 КоАП РФ, ч.7, ч.7.1 ст.19.5 КоАП РФ, ст.19.7.2 КоАП РФ, вменяется административная ответственность как должностным лицам.
Согласно ч.2 ст.12 44-ФЗ для должностных лиц заказчиков предусмотрена персональная ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок.
Лица, провинившиеся по законодательству РФ и иных НПА о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (ч.1 ст. 107 44-ФЗ).
Контрактный управляющий по 44-ФЗ – это уполномоченное лицо, которое несет ответственность за выполнение закупок, включая исполнение контракта.
Данная должность появляется, когда общая годовая величина закупок заказчика не выше 100 млн руб., а также нет контрактной службы.
Один заказчик может иметь в штате несколько контрактных управляющих, которые будут заниматься закупками в разных сферах. К примеру, один управляющий может осуществлять закупку строительных и ремонтных работ, другой – продуктовой корзины, третий – различной техники и т. д.
Положения ч.4 ст.38 44-ФЗ описывают, что должен делать контрактный управляющий, обязанности которого состоят в следующем:
- Разрабатывать план закупок, подготавливать изменения для внесения в данный план, размещать план в единой информационной системе, заносить изменения в план.
- Разрабатывать план-график, готовить изменения для него, вносить план-график в ЕИС, вносить изменения в план-график.
- Подготавливать и размещать в ЕИС извещения об исполнении закупок, документов о закупках, готовить и направлять приглашения о принятии участия в выборе поставщиков закрытым способом.
- Осуществлять закупки и заключать контракты.
- Участвовать в рассмотрении дел, касающихся обжалования результатов выбора поставщиков и готовить материал для выполнения претензионно-исковой работы.
- Организовывать консультации с поставщиками, если того требует случай, принимать участие в таких консультациях для выявления конкурентной среды, выявления лучших технологий, решения вопросов, касающихся обеспечения госнужд. Данная работа должна проводиться на стадии планирования закупок.
- Исполнять другие обязанности, которые предусмотрены 44-ФЗ.
Необходимость разрабатывать положение о контрактном управляющем 2020 год не принес. Для назначения по-прежнему достаточно решения заказчика: приказа или распоряжения о назначении работника управляющим с возложением на него функций, которые установлены требованиями ч. 4 ст. 38 закона № 44-ФЗ.
Контрактный управляющий с 1 января 2020 года больше не может быть абсолютно любым лицом, работающим в организации-заказчике. Работники службы и контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Ранее достаточно было профессионального или дополнительного профессионального образования.
Данный приказ является тем нормативным актом, который ложится в основу работы создаваемого подразделения. Данный приказ может быть подписан только руководителем организации, так как происходит создание нового подразделения.
В рамках такого приказа потребуется отразить следующую информацию:
- дата создания контрактной службы;
- перечень ее сотрудников, а также сотрудников, которые входят в данное подразделение (так как сотрудники могут изменяться, то их перечень может быть утвержден в виде самостоятельного приложения, которое при необходимости может быть изменено). Руководитель отдела организации закупок указывается в самом теле приказа как то должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по первичной организации работы создаваемого подразделения, а также по контролю за его работой, проводимому на первом уровне;
- в рамках приложения к приказу также может быть утверждено и положение о создаваемом подразделении, в котором будет перечислен ряд вопросов, отражающих функционирование этого подразделения (права и обязанности сотрудников, цели создания, круг решаемых вопросов). Положение об отделе организации закупок должно быть разработано в соответствии с существующим Типовым положением, подготовленным Минфином РФ еще в 2013 году.
Кроме того, потребуется также и указать, когда приказ вступает в силу (либо конкретной датой, либо указанием на дату подписания).
В законодательстве нет каких-либо пометок, что именно должна содержать должностная контрактного управляющего и что она вообще должна быть. Поэтому руководитель может самостоятельно выбрать документ, который будет регламентировать работу контрактного управляющего, где прописываются обязанности и права данного сотрудника.
Можно указать должностные обязательства в трудовом договоре или в приложении к нему, но в таком случае составлены они должны быть согласно профстандартам контрактного управляющего.
Иногда данный вариант не совсем удобен для реализации, поэтому руководство организации может составить документ не конкретно для сотрудника, а на должность в целом. Конкретного образца, как должна выглядеть должностная инструкция контрактного управляющего, нет. Поэтому каждая организация, где есть подобная должность, может создать свою унифицированную форму.
Есть один нюанс, который должен быть учтен и об этом должны уведомить сотрудника, предполагающего занять оговариваемую должность. Инструкция контрактного управляющего по 44-ФЗ должна содержать сведения о том, что данный сотрудник несет ответственность перед законом и может быть оштрафован или же понести административное наказание за невыполнение своих обязанностей или же за злоупотребление своими полномочиями.
В своей деятельности контрактные управляющие руководствуются Конституцией Российской Федерацией, гражданским и бюджетным законодательством, нормативными правовыми актами, положением (регламентом) о контрактной службе заказчика-работодателя. Общие требования определены законом № 44-ФЗ и Типовым положением (регламентом), который утвержден Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.
Форма принятия решения о создании службы законом № 44-ФЗ не установлена. На практике оно оформляется приказом руководства организации-заказчика. Также руководитель заказчика обязан разработать на основании Типового положения и утвердить собственное положение (регламент).
Утверждать какие-либо документы, которые будут регламентировать деятельность управляющего закупками, законодательство не обязывает. Не существует пока и рекомендованных к применению форм. Например, не разработана типовая должностная инструкция контрактного управляющего бюджетного учреждения.
При приеме на работу сотрудника, на которого на постоянной основе будут возложены обязанности управляющего, или при вменении таких обязанностей сотруднику, ранее их не выполнявшему, заказчику необходимо определить функции и полномочия работника в трудовом договоре, должностной инструкции или регламенте.
Профстандарт‑2020: кто он, современный специалист по закупкам?
Работник, занятый в сфере закупок, должен иметь среднее профессиональное образование. Требования к опыту не предъявляются.
Права и обязанности:
- предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы и услуги;
- подготовка закупочной документации;
- обработка результатов;
- подготовка и составление необходимой документации для размещения заказов;
- формирование описательной части объектов заказа.;
- мониторинг поставщиков и т. д.
Для более подробной информации можно заглянуть в единый квалификационный справочник, контрактный управляющий там проходит под кодом 26541 (Постановление Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 367).
Для работы в этом направлении сотрудник должен иметь высшее образование по программе бакалавриата и опыт практической работы не менее трех лет в области закупок. Основные задачи и цели:
- составление планов и их обоснование;
- осуществление конкурсных процедур;
- организация общественного обсуждения;
- определение и обоснование цены контракта;
- составление и публичное размещение отчета об объемах заказов и т. д.
Для выполнения задач работник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы не менее четырех лет. В этом профстандарт контрактный управляющий с 2018 года не претерпел никаких изменений. Компетенции работника предполагают решение следующих задач:
- проверка соблюдений условий контракта;
- проверка качества предоставленных товаров, работ и услуг;
- организация процедуры приемки отдельных этапов исполнения контрактов и создание приемочной комиссии;
- взаимодействие с поставщиком при изменении, расторжении контракта;
- привлечение сторонних экспертов для проверки соответствия результатов, предусмотренных контрактом, и т. д.
Для выполнения профессиональной деятельности в области контроля закупок сотрудник должен иметь высшее образование по программе специалитета или магистратуры и опыт практической работы в данной области не менее пяти лет, в том числе на руководящих должностях не менее двух лет. Основные направления деятельности:
- Мониторинг, аудит и контроль в сфере конкурсных процедур (не за работниками).
- Оценка обоснованности проведенных конкурсных процедур.
- Оценка эффективности обеспечения соответствующих нужд.
- Разработка локальных нормативных актов в сфере закупок, их адаптация к изменениям в законодательстве и т. д.
Все категории работников, занятые этим видом деятельности, должны пройти соответствующее дополнительное обучение по программе повышения квалификации или переподготовки в сфере закупок (если образование не в данной профессиональной области). Для всех четырех направлений работы профстандарт контрактного управляющего по 44-ФЗ устанавливает единые требования к знанию законодательства РФ, в том числе гражданского, бюджетного, земельного и др. в части применения к закупкам, а также этические нормы:
- соблюдать конфиденциальность и этику делового общения;
- активно бороться с профессиональной недобросовестностью;
- не допускать конфликты на работе;
- не совершать действий, которые дискредитируют профессию и репутацию коллег;
- не допускать клевету и распространение сведений, порочащих иные организации и коллег (при этом в стандарте напрочь отсутствуют положения о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов).
В области профессиональных навыков все работники должны знать законодательство в части регулирования закупок и уметь выполнять необходимые и соответствующие функциональные обязанности по каждому из направлений.
Инструкция: назначаем контрактного управляющего по 44-ФЗ
Руководители — к этим специалистам предъявляются высокие требования и ожидается от них высокий уровень компетенций. Стандарт утвержден Приказом Минтруда от 10.09.2015 № 626н, зарегистрирован в Минюсте 09.10.2015 № 39275. В отличие от технических специалистов, руководители занимаются:
- консультированием;
- экспертизой;
- организацией работы технических специалистов.
Именно этих специалистов принято называть контрактный управляющий, требования 2020 года к ним следующие: высшее образование, стаж работы в закупках от трех лет и выше.
По уровню образования человек должен быть минимум бакалавром, да еще и дополнительно обученным по программе повышения квалификации в закупках. Требования к опыту — от трех лет. Знания, умения и навыки по большей части относятся к нормам права, регламентирующим сферу закупочных процедур:
- создание и ведение баз данных;
- расчеты степеней влияния на ценообразующие параметры;
- составление заключений;
- непосредственное консультирование.
- Все регионы России
- Дистанционная форма обучения
- Доступ 24/7
- Удостоверение или Диплом установленного образца
- Доставка по Почте России бесплатно
- Регистрация всех выданных документов в ФИС ФРДО
У Заказчика существуют 3-и возможных варианта назначения контрактного управляющего:
Вариант №1 — Принять на должность контрактного управляющего нового сотрудника с заключением трудового договора. Либо можно принять сотрудника на иную должность, но с аналогичными обязанностями и полномочиями;
Вариант №2 — Перевести штатного сотрудника на должность контрактного управляющего (или аналогичную должность) с заключением соглашения об изменении условий трудового договора;
Вариант №3 — Согласовать со штатным сотрудником возможность совмещения должностей по правилам ст.60.2 ТК РФ (при этом в соответствии со ст.151 ТК РФ сотруднику производится доплата, а в его должностную инструкцию вносятся соответствующие изменения).
- Консультант по закупкам;
- Старший специалист по закупкам;
- Эксперт по закупкам;
- Заместитель руководителя/директора (управления, департамента, организации);
- Руководитель/директор (управления, департамента, организации);
- Контрактный управляющий;
- Руководитель контрактной службы.
В соответствии с профессиональными стандартами специалист в сфере закупок должен иметь:
- Среднее профессиональное образование;
- Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;
А эксперт должен иметь:
- Высшее образование — специалитет, магистратура;
- Дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупок.
Для второй группы должностей (т.е. “Эксперт в сфере закупок”) обязательным является не только наличие соответствующего образования, но и опыта работы — не менее 5-и лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 3-х лет.
1.1. Настоящая должностная инструкция специалиста по закупкам (контрактного управляющего) разработана в соответствии с Профессиональным стандартом: 08.026 «Специалист в сфере закупок», утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 года № 625н, в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.2. Данная должностная инструкция по профстандарту определяет перечень трудовых функций и обязанностей специалиста в сфере закупок, а также его права, ответственность и взаимоотношения по должности в коллективе организации.
1.3. Специалист по закупкам назначается и освобождается от должности приказом руководителя организации. На время отпуска и временной нетрудоспособности работника его обязанности могут быть возложены на заместителя руководителя по АХЧ (завхоза) или на другого работника из числа наиболее опытных. Временное исполнение должностных обязанностей в таких случаях осуществляется в соответствии с приказом руководителя организации, соответствующим всем требованиям законодательства о труде.
1.4. Специалист в сфере закупок относится к категории специалистов и находится в непосредственном подчинении у руководителя.
1.5. На должность специалиста по закупкам принимается лицо:
- имеющее среднее профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупок;
- без предъявления к опыту практической работы;
- к работе в организации не допускаются лица: лишенные права занимать эту должность в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством Российской Федерации; признанные недееспособными в установленном Федеральным законом порядке; имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем.
1.6. В своей профессиональной деятельности специалист в сфере закупок должен руководствоваться:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федерального закона от 27.05.2003 №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» в редакции, действующей с 1 января 2017 года;
- Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» с изменениями на 31 июля 2020 года;
- иных федеральных законов, в том числе федеральных законов, регулирующих особенности прохождения гражданской службы;
- указов Президента Российской Федерации;
- постановлений Правительства Российской Федерации;
- нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти;
- административным, трудовым и хозяйственным законодательством;
- правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- Уставом и локальными правовыми актами организации (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями руководителя организации, данной должностной инструкцией);
- трудовым договором.
1.7. Специалист в сфере закупок обязан иметь навыки оказания первой помощи пострадавшим.
1.8. Специалист по закупкам должен знать:
- дисциплину труда и внутренний трудовой распорядок;
- методы определения и обоснования начальных (максимальных) цен контракта;
- основы антимонопольного законодательства;
- основы бухгалтерского учета в части применения к закупкам;
- основы гражданского, бюджетного, земельного, трудового и административного; законодательства в части применения к закупкам;
- основы информатики в части применения к закупкам;
- особенности составления закупочной документации;
- особенности составления закупочной документации;
- особенности ценообразования на рынке (по направлениям);
- требования законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в сфере закупок;
- требования охраны труда;
- этику делового общения и правила ведения переговоров.
1.9. Специалист в сфере закупок должен уметь:
Основными трудовыми функциями специалиста в сфере закупок являются:
2.1. Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд:
2.1.1. Предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги.
2.1.2. Подготовка закупочной документации.
2.1.3. Обработка результатов закупки и заключение контракта.
3.1. В рамках трудовой функции предварительного сбора данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги:
- обрабатывает и анализирует информацию о ценах на товары, работы, услуги;
- подготавливает и направляет приглашения к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами
- обрабатывает, формирует и хранит данные, информацию, документы, в том числе полученные от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
3.2. В рамках трудовой функции подготовки закупочной документации:
- формирует начальную (максимальную) цену закупки;
- формирует описание объекта закупки;
- формирует требования, предъявляемые к участнику закупки;
- формирует порядок оценки участников;
- формирует проект контракта;
- составляет закупочную документацию;
- подготавливает публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документацию о закупках, проекты контрактов;
- осуществляет проверку необходимой документации для проведения закупочной процедуры;
- осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности закупочных комиссий;
- осуществляет мониторинг поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.
3.3. В рамках трудовой функции обработки результатов закупки и заключение контракта:
- собирает и анализирует поступившие заявки;
- осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности комиссий по осуществлению закупок;
- обрабатывает заявки, проверяет банковские гарантии, дает оценку результатов и подводит итоги закупочной процедуры;
- осуществляет подготовку протоколов заседаний закупочных комиссий на основании решений, принятых членами комиссии по осуществлению закупок;
- делает публичное размещение полученных результатов;
- направляет приглашения для заключения контрактов;
- осуществляет проверку необходимой документации для заключения контрактов;
- осуществляет процедуру подписания контракта с поставщиками (подрядчиками, исполнителями);
- осуществляет публичное размещение отчетов, информации о неисполнении контракта, о санкциях, об изменении или о расторжении контракта, за исключением сведений, составляющих государственную тайну;
- готовит документы о приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта;
- организовывает осуществление оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
- организовывает осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии в предусмотренных случаях
- организовывает возврат денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения заявок или обеспечения исполнения контрактов.