Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Страховые выплаты по медицинскому полюсу 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Еще весной была разработана схема компенсаций на случай, если медработник заразится COVID-19. Она предусматривала единовременные компенсации в случае заражения, повлекшего за собой временную утрату трудоспособности или инвалидизацию, а также помощь семьям умерших работников.
Страховые выплаты положены тем, кто заразился коронавирусом до 31 декабря 2020 года. Действие майского указа президента о страховых выплатах медикам за коронавирус в 2021 году в России продлеваться не будет. Это связано с началом программы массовой вакцинации.
В 2021 году по полису ОМС можно получить больше услуг
В 2021 году размер и порядок расчетов денежного довольствия, выплачиваемого медикам, работающими с больными COVID-19, изменился. Новые правила коснутся работающих в стационарах и на амбулаторном приеме врачей, фельдшеров, медицинских сестер, лаборантов, патологоанатомов. В список теперь включены не только медработники скорой помощи, но и водители.
В таблице показаны выплаты медикам за коронавирус в 2021 году в России: кому положены, размер доплаты за нормативную смену.
Служба | Должность и квалификация | Сумма за смену, руб. |
Сотрудники стационаров | Врачи и медработники с ВО | 3880 |
Медработники среднего звена | 2430 | |
Младший медицинский персонал | 1215 | |
Сотрудники поликлиники | Врачи и медработники с ВО | 2430 |
Медработники среднего звена | 1215 | |
Младший медицинский персонал | 600 | |
Скорая помощь | Врачи и медработники с ВО | 2430 |
Медработники среднего звена | 1215 | |
Младший медицинский персонал | 950 | |
Водители | 1215 | |
Фельдшеры на приеме вызовов | 600 | |
Патологоанатомическая служба | Врачи и медработники с ВО | 3880 |
Медработники среднего звена | 2430 | |
Младший медицинский персонал | 1215 |
По прежнему в список не вошли технические работники и неквалифицированный персонал, также контактирующий с больными — уборщицы, лифтеры, сотрудники столовой.
Внимание!
Главы регионов имеют право дополнительно назначать стимулирующие выплаты медицинским работникам, контактирующим с зараженными COVID-19. В Москве приказом мэра введены доплаты медперсоналу от 30 до 70 тысяч рублей ежемесячно.
Дополнительные гарантии медикам, заболевшим коронавирусом в 2020-2021 годах, предоставляются в виде единовременной выплаты. При этом страховыми случаями считаются:
- —гибель медика из-за инфицирования на работе;
- —развитие из-за коронавируса осложнений, повлекших временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности (перечень определен распоряжением правительства РФ от 15.05.2020 г. № 1272-р);
- —получение инвалидности в результате развития осложнений после перенесенного ковида.
С простыми физлицами на НПД все сложнее. Однако если имеется сильное желание получать пособия из ФСС, можно, не уходя с НПД, зарегистрироваться в качестве ИП. И уже став ИП, направить заявление в ФСС.
Недавно ФНС пояснила, что если физлицо уже является плательщиком НПД и в процессе самозанятости еще регистрируется как ИП, никаких дополнительных действий по части НПД не будет. Повторно регистрироваться самозанятым после обретения статуса ИП не надо. Человек был самозанятым до регистрации ИП, им же он и останется после регистрации (если конечно не захочет добровольно отказаться от статуса самозанятого).
Ранее я уже отмечал, что назрела необходимость внесения поправки в часть 3 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», в части включения физлиц, применяющих НПД, в число тех, кто имеет право добровольно вступить в правоотношения по обязательному соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и уплачивать за себя страховые взносы.
Но пока закон в этой части не менялся и единственная возможность для самозанятых застраховаться в ФСС — это оформиться в качестве ИП.
Стать ИП-добровольцем просто. Нужно направить заявление в ФСС
Подать документы можно лично, по почте, в электронной форме через портал госуслуг, а также в МФЦ.
В течение трех рабочих дней с момента получения указанных документов ФСС присваивает обратившемуся гражданину регистрационный номер, код подчиненности, а также формирует уведомление о регистрации.
Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию, уплачивают страховые взносы в ФСС, исходя из стоимости страхового года, определяемой как МРОТ, установленного на начало года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов, увеличенное в 12 раз.
Стоимость страхового года в 2020 году составляет: 4 221 руб. 24 коп. (12 130 руб. × 2,9% ×12).
Таким образом, в целях приобретения права на получение страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2021 году страхователям необходимо уплатить страховые взносы в размере 4 221 руб. 24 коп.
Сделать это надо до 31 декабря 2020 года.
Если взносы вовремя не уплатить, то права на пособие в 2021 году не возникнет. С учета в ФСС снимут. Как говорится, карета превратится в тыкву.
Поэтому успейте оплатить вовремя. Уплачивать страховые взносы необходимо в рублях и копейках, округлять не надо.
КБК для таких взносов — 39311706020076000180.
Реквизиты для уплаты вам выдадут в ФСС.
Для получения пособия по временной нетрудоспособности надо оформить больничный лист.
Так как ИП-доброволец не является работодателем в отношении самого себя, то строки «место работы — наименование организации», «Основное» и «По совместительству №» в листке нетрудоспособности не заполняются.
Больничный следует предъявить в ФСС. Там его рассчитают и выплатят ИП причитающуюся сумму на счет, указанный в заявлении.
Для ИП-добровольцев средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному на день наступления страхового случая.
Средний дневной заработок для исчисления пособий определяется путем деления МРОТ, установленного на день наступления страхового случая, на число календарных дней каждого календарного месяца, на которые приходится страховой случай.
Самозанятый ИП на НПД в 2020 году зарегистрировался в ФСС и уплатил до 31.12.20 взносы в размере 4 221,24 руб.
18 января 2021 года он заболел. Ему выдали больничные листы с продолжением по 8 февраля общей сложностью на 22 дня.
МРОТ в 2021 году — 12 792 руб.
Самозанятая ИП на НПД в 2020 году зарегистрировалась в ФСС и уплатила до 31.12.20 взносы в размере 4 221,24 руб.
18 января 2021 года в женской консультации ей выдали больничный лист по беременности и родам на 140 дней (по 06.06.2021).
МРОТ в 2021 году — 12 792 руб.
Перечень бесплатных услуг по полису ОМС на 2021 год
Правительство определило перечень заболеваний и осложнений, вызванных коронавирусом COVID-19, при развитии которых у медработников они получат единовременную страховую выплату. В Распоряжении Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р, к таким заболеваниям в частности отнесены вирусная пневмония, отек легких, печеночная и почечная недостаточность и сепсис и др.
Указом Президента РФ от 06.05.2020 № 313 для сотрудников медицинских организаций, непосредственно работающих с пациентами с подтвержденной коронавирусной инфекцией или подозрением на нее, определены страховые выплаты в случае заражения COVID-19 на рабочем месте. Их могут получить врачи, средний и младший медицинский персонал и водители скорой помощи.
Если у медработника будет подтвержден диагноз из перечня, установленного Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р, обнаружившая заболевание медицинская организация обязана немедленно уведомить об этом ФСС и руководство подразделения, в котором трудился этот медработник (п. 2 Временного положения о расследовании страховых случаев, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 № 695).
Работодатель обязан в течение одного дня сформировать врачебную комиссию по расследованию страхового случая (п. 3 Временного положения). В комиссии должно быть не менее трех человек, в том числе:
- представитель работодателя;
- представитель медицинской организации, обнаружившей заболевание (см. п. 2 Временного положения);
- представитель ФСС.
Врачебная комиссия в течение суток с момента ее формирования проводит расследование страхового случая (п. 4 Временного положения) и по результатам этого расследования направляет в ФСС справку.
Что указывается в справке?
- фамилия, имя, отчество (при наличии) работника;
- дата рождения работника (число, месяц, год);
- реквизиты документа, удостоверяющего личность работника (серия, номер, дата выдачи, кем выдан);
- страховой номер индивидуального лицевого счета работника в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС);
- адрес места постоянного проживания работника (субъект РФ, город, улица, дом, квартира);
- наименование работодателя;
- должность работника;
- период работы работника в указанной должности;
- перенесенное заболевание;
- предпочтительный способ получения работником выплаты.
В день получения справки ФСС подготавливает документы для осуществления единовременной страховой выплаты (п. 6 Временного положения) и перечисляет эту выплату не позднее следующего дня.
В соответствии с Указом Президента РФ от 06.05.2020 № 313, если медработнику поставлен диагноз из перечня, утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-Р, сумма выплаты составит 68 811 ₽ — в случае, если инфицирование COVID-19 на рабочем месте не ведет к инвалидности.
Если инфицирование COVID-19 на рабочем месте приведет к инвалидности или смерти медработника, сумма выплаты составит:
- инвалиду I группы — в размере 2 064 339 ₽;
- инвалиду II группы — в размере 1 376 226 ₽;
- инвалиду III группы — в размере 688 113 ₽;
- выгодополучателям в равных долях в случае смерти медработника от COVID-19 — в размере 2 752 452 ₽ (выгодополучатели указаны в п. 3 Указа Президента РФ от 06.05.2020 № 313).
Временное положение о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медработников, вызванного COVID-19, будет действовать до конца 2020 года.
Елена Кулакова,
эксперт Контур.Экстерна
Персонал, который оказывает медицинскую помощью ковидным больным, имеет право на фиксированные доплаты за каждую отработанную в красной зоне смену:
- врачи — 3880 руб.;
- средний медицинский персонал — 2430 руб;
- младший медицинский персонал — 1215 руб.
Детальная информация по надбавкам для медиков, которые не работают в коронавирусных отделениях, но периодически контактируют с зараженными пациентами и оказывают им помощь, собрана в таблице.
Мед. учреждение | Должность и квалификация | Размер доплаты, руб. |
Поликлиника | Врачи | 2430 |
Средний медицинский персонал | 1215 | |
Младший медицинский персонал | 600 | |
Скорая помощь | Врачи | 2430 |
Средний медицинский персонал | 1215 | |
Младший медицинский персонал | 950 | |
Водители | 1215 | |
Фельдшеры на приеме вызовов | 600 | |
Патологоанатомическая служба | Врачи | 3880 |
Медработники среднего звена | 2430 | |
Медработники младшего звена | 1215 |
Учет отработанных коронавирусных смен и подача документов в ФСС ложится на уполномоченных сотрудников медицинского учреждения, поэтому самим медикам не придется заниматься этой работой. Кадровые работники больниц составляют специальный реестр с указанием медработников, которые имеют право получить надбавку, и там же указывают реквизиты для оплаты. Таким образом, деньги поступают на счет медика напрямую от ФСС.
Государство предусмотрело льготы для медиков, работающих с коронавирусом и коронавирусными больными. Если медработник заразился в быту или при других обстоятельствах (не на работе), страховку ему не заплатят.
Если же работодатель отказывается платить медику, который подтвердил COVID-19 и факт заражения на рабочем месте, обратитесь в профсоюз вашего медицинского учреждения или одну из действующих в России независимых профсоюзных организаций медработников.
Медики, оказавшиеся в аналогичной ситуации, отправляют жалобы и коллективные письма в прокуратуру, в Росздравнадзор. Кроме того, работник, пострадавший от действий или бездействий работодателя, вправе обратиться в судебные органы.
Если медработник перенес болезнь в легкой форме и его заболевание не привело к инвалидности или смерти, от него никаких документов не потребуется, кроме тех, которые необходимы при обращении за медицинской помощью (паспорта и полиса ОМС). Справку о наличии COVID-19 выдаст учреждение, в которое он обратился за помощью. Документы, подтверждающие, что он работал с коронавирусными больными, предоставит работодатель. Справку в ФСС направит комиссия самостоятельно. Заразившемуся медработнику необходимо только получить выплату.
Сложнее дело обстоит в случае выплаты, если у медработника обнаружили коронавирус и заболевание привело к инвалидности. В этой ситуации для получения выплаты придется пройти медико-социальную экспертизу и получить ее заключение о назначении определенной группы инвалидности.
Ключевым игроком на рынке оказания медицинских услуг является ФФОМС (Федеральный фонд ОМС). Именно в его руки стекается львиная доля средств, перечисленных нанимателями и работниками в качестве страховых взносов. Полученные средства распределяются между медицинскими учреждениями, тратятся на лечение пациентов, расходуются на модернизацию системы.
Масштабная реорганизация системы ОМС проведена в 2010 году. Вместе с федеральными созданы территориальные органы ФОМС, которые отвечали в том числе и за локальную модернизацию здравоохранения. Принято много правильных на первый взгляд решений: универсальность полиса ОМС, право на выбор организации для лечения. Однако в 2021 г. было объявлено о реформах, которые существенно изменят ситуацию.
Топ-менеджеры ФФОМС ещё в сентябре 2020 года высказывались о том, что страховые компании необходимо исключить из системы взаимодействия с медучреждениями федерального уровня. Стремительная подготовка проекта закона и столь же быстрое его принятие заставляет задуматься о том, что идеи в головах чиновников циркулировали уже давно.
В конце ноября 2020 года Госдума приняла проект закона о внесении изменений в ФЗ «Об ОМС в РФ». Несмотря на относительно небольшой объём документа, на первый взгляд трудно понять, в чём заключается реформа? Меняется лишь несколько положений, но дьявол, как всегда, кроется в мелочах. Именно они в ближайшем будущем могут серьёзно перекроить рынок страховой медицины.
Основные тезисы проекта:
- Передовые центры для оказания медпомощи будут подчинены федеральным органам власти;
- На деятельность таких центров по оказанию высокотехнологичной и специализированной помощи определяются нормативы финансирования, из расчёта на одно застрахованное лицо;
- Страховщики, проверяющие качество и объём оказанной помощи, больше не смогут выполнять эту деятельность, их полномочия принимает на себя ФФОМС;
- Радикально уменьшен бюджет страховых медорганизаций (сумма, выделяемая на ведение каждого кейса по ОМС).
Итак, предполагается экономия, бережливость и одновременно с этим – централизация финансовых процессов в руках федеральной исполнительной власти. Эксперты бьют тревогу: проблемы, которые решает новый законопроект, не были ключевыми для отрасли.
Снижение норматива на ведение страхового дела порождает два вопроса: присутствие частных организаций (им работать в таких условиях невыгодно) и изыскание средств для «долечивания» пациента. Декларируемая цель – рост доступности помощи. Но повлияет ли на это в положительную сторону сокращение бюджета? Ответ очевиден.
Анонсируя изменения в ФЗ «Об ОМС», Е.Чернякова (глава ФФОМС) заявляла о необходимости изменения порядка включения организаций в систему обязательного медстрахования. В настоящее время действует уведомительный принцип, и его предполагается заменить более строгим – заявительным.
В проекте изменений Закона на этот счёт ничего не сказано, однако новый порядок может быть закреплён Постановлением Правительства РФ. Ещё один вопрос, который интересовал медиков – бюджет страховых медорганизаций. Если сейчас ставки находятся на уровне 1-2%, то планировалось их снижение до 0,5-1%. В окончательной редакции законопроекта указано значение в 0,8-1,1%, то есть снижение произойдёт на существенном уровне.
Выступая перед однодумцами, А.Куринный, депутат от КПРФ, нелицеприятно высказался о страховых организациях в разрезе ОМС. По его мнению, они выполняют лишь сервисные функции и являются «паразитирующими». Страховщики только «щиплют» бюджет, не выполняя серьёзных функций.
Было бы интересно, разумеется, услышать ответное мнение о роли Госдумы со стороны самих «паразитов». Тем более, что его без труда можно найти в интернете. Но и без долгих размышлений очевидно, что функции страховщиков куда шире сервиса. По сути, это единственный контроль за объёмом и правильностью оказанной помощи. Иначе куда жаловаться пациенту, который не согласен с действиями ФОМС?
Все потуги Е.Черняковой, депутатов и политиков – это попытка примирить эффективную, но архаичную систему оказания медицинской помощи в СССР с современными реалиями. Сама жизнь показывает, что пришло время делать выбор: или социализм, или капитализм. В России достаточно денег для обоих сценариев, но не хватает политической воли для воплощения в жизнь какого-либо из них. А вот совмещение двух моделей приводит к созданию «Франкенштейна», который пугает даже создателей.
«Условно-бесплатная» медицинская помощь требует колоссальных вложений со стороны государства. На 2021 г. на здравоохранение в России запланированы расходы на уровне 1,1 трлн. рублей (около 1% ВВП), что эквивалентно 14,47 млрд. долларов США. Внушительная сумма, но если мы разделим её на количество жителей (144,5 млн.) то получим 100$ на человека. Чтобы радикально изменить ситуацию, денег нужно в 5-10 раз больше (5-10% ВВП).
Выход есть: страховая медицина, которая предполагает покупку полиса на рыночных условиях каждым, кто на это способен. И чем больше вклад человека, тем на больший объём услуг он вправе претендовать. Малоимущих финансирует государство – в строго определенных случаях. Подобная модель много десятилетий работает в США, о валюте которой мы вспоминали в предыдущем абзаце.
- Профориентация
- Школьникам
- Взрослым
- Список профессий
- Рейтинг профессий
- Тесты
- FAQ
- Книги
- Статьи
- Задать вопрос эксперту
Медикам, работающим на скорой и в больницах, установлены разные выплаты.
Скорая помощь:
- врачи – 50 тысяч;
- средний и младший персонал, водители – 25 тысяч.
Стационары:
- врачи – 80 тысяч;
- средний персонал – 50 тысяч;
- младший персонал – 25 тысяч.
Выплата фиксированная и не зависит того, сколько смен медик отработал.
Деньги выплачиваются полностью раз в месяц только одним работодателям, с которым медик заключил трудовой договор. Если врач или медсестра подрабатывают в другом медучреждении, стимулирующие они могут получить только в одном.
Поскольку деньги выплачивают медицинские учреждения, их можно получить наличными на руки или на карту.
НДФЛ
Так как этот вид выплат прямо предусмотрен законодательным актом, то в соответствии со ст. 217 НК РФ освобожден от НДФЛ.
Страховые взносы
«Ковидные» стимулирующие выплаты также освобождены от обложения страховыми взносами, согласно подпункту 2 п. 1 ст. 422 НК РФ.
В связи с тем, что «ковидные» выплаты не входят в перечень освобожденных от удержания по исполнительным листам (алиментам) (ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»), работодатель обязан произвести удержание, предусмотренное исполнительным производством.
Все выплаты, естественно, в рублях за одну нормативную смену.
Скорая:
- врачи – 2 430;
- средний персонал – 1 215;
- младший – 950;
- медсестры или фельдшеры, которые передают вызов бригаде скорой – 600;
- водители скорых – 1 215.
Больницы:
- врачи и медицинские работники с немедицинским высшим образованием (биологи, медицинские психологи) – 3 880;
- средний персонал – 2 430;
- младший – 1 250;
Поликлиники:
- врачи и медицинские работники с немедицинским высшим образованием – 2 430;
- средний персонал – 1 250;
- младший – 600;
Отделения патанатомии:
- врачи и медицинские работники с немедицинским высшим образованием – 3 880;
- средний персонал – 2 430;
- младший – 1 250;
Члены летных экипажей санавиации – 1 250.
Чтобы сотрудники могли получить свои спецвыплаты, медицинские организации должны каждый месяц не позже 10-го рабочего дня следующего за отчетным месяца подавать в Фонд соцстраха список работников, которым положены «ковидные» выплаты. Деньги переводятся на карту в течение 7 рабочих дней после того, как ФСС получит список.
Эти спецвыплаты тоже не облагаются НДФЛ и страховыми взносами.
Страховка по ковиду: выплатить нельзя доказать
В соответствии с указом президента № 313, выплата медикам, заразившимся коронавирусом на рабочем месте, составляет 68 811 рублей.
Помимо единовременной выплаты, установлены компенсации:
- на случай смерти в результате инфицирования при исполнении трудовых обязанностей — 2 752 452 рубля;
- на случай стойкой утраты трудоспособности в результате развития осложнений: инвалиду I группы — 2 064 339 рублей; инвалиду II группы — 1 376 226 рублей; инвалиду III группы — 688 113 рублей.
Указом № 313 установлено, каким категориям медработников положены выплаты по коронавирусу:
- врачи, средний и младший медицинский персонал медицинских организаций, работающий с пациентами, у которых имеется подозрение или подтвержден ковид;
- водители автомобилей скорой помощи, работающие с пациентами, у которых имеется подозрение или подтвержден ковид.
Осуществление выплаты медикам, переболевшим коронавирусом, происходит, только если имеется подтверждение, что заражение произошло при выполнении трудовых обязанностей. Факт заражения на работе определяет врачебная комиссия, которая создается работодателем, с привлечением специалиста из ФСС. Работа комиссии длится не более суток. В течение этого времени комиссия дает заключение.
Если у членов комиссии имеются сомнения, как медику доказать, что он заболел на работе коронавирусом:
- предоставить справки об отсутствии ковида у членов семьи;
- поднять истории болезни пациентов, с которыми он контактировал, и сопоставить стадию своего заболевания с течением болезни пациента, получить заключение о возможных лицах, от которых могло произойти инфицирование, с учетом стадий болезни пациента и врача.
Распоряжением правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р установлен перечень заболеваний (синдромов) или осложнений, вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, при наличии которых положены компенсации.
При заражении коронавирусом необходимо определить, какие выплаты положены переболевшим коронавирусом медикам: единовременная при заражении, при стойкой утрате трудоспособности и пр.
Если положенное пособие не выплатили, обратитесь с заявлением в ФСС. Изложите суть проблемы и приложите подтверждающие документы (трудовой договор и больничный лист, результаты теста на ковид или КТ). В зависимости от итогов рассмотрения заявления (при отрицательном ответе) вы вправе написать заявление в прокуратуру или обратиться в суд.
Выплаты медикам при заражении ковидом
Не ко всем отчислениям применяется ограничение дохода, чтобы произвести их расчет. Такие ограничения распространяются только на те из них, которые перечисляются на страхование пенсионное либо на социальное, цель которого покрыть расходы в случае кратковременной потери трудоспособности гражданина или же наступления материнства (п. 3 ст. 421 НК). Другие существующие виды взносов, например, на медицинское страхование, страхование от профзаболеваний и получения травм на рабочем месте, рассчитываются без учета ограничений дохода. Дополнительные отчисления на социальное и пенсионное страхование так же рассчитываются, не учитывая крайних пределов дохода. С тарифами страховых взносов, актуальными на сегодняшний день, можно ознакомиться в таблице, представленной ниже.
Предельный лимит дохода применяется исключительно для начисления взносов на обязательные пенсионное и социальное страхование при временной утрате способности труда и материнства.
Далее речь пойдет о том, на какие именно выплаты распространяется начисление взносов, а также, уровень лимита на 2021 год, который сравнивается с доходом, вовлекаемым в страховое обеспечение.
Производя начисление страховых взносов, бухгалтер обязан знать, что не все, что выплачивается работнику, он может сравнивать с предельной величиной. Например, не включаются сюда больничные выплаты, а также подарки, оформленные дарственным договором. Как произвести правильный расчет той суммы, которая будет облагаться страховыми отчислениями, объяснили эксперты системы Главбух.
Лимиты, на которые придется ориентироваться, сравнивая доход в 2021 году, Правительство установило постановлением от 06.11.2019 №1407. Для различных видов отчислений эти пределы, как и ранее, будут отличаться. Для тех из них, которые направляются на пенсионное страхование, предельная величина в 2021 году будет ровняться 1 292 000 руб. Если вести сравнение с прошедшим 2020 годом, тогда данный лимит составлял сумму в 1 150 000 руб. Прирост предельной величины произойдет в 142 000 руб.
Что касается социальных взносов, страхующих возможность утраты способности к труду, а также наступления материнства, то здесь лимит вырос не так сильно – на 47 000 руб. и установлен вышеуказанным постановлением в размере 912 000. В 2019 он был равен 865 000 руб.
Таблица предельных величин для начисления страховых взносов в 2021 году
В таблице наглядно сравниваются величины лимитов для различных взносов по двум соседствующим годам: 2020 и 2021, а также отражены действующие тарифы.
Как и при расчете вышерассмотренных взносов следует ориентироваться на установленный предел, который в 2021 году будет ровняться 912 000 руб. Начисление взносов необходимо прекратить на момент превышения полученных доходов над предельной величиной. На процедуру начисления взносов на выплаты иностранным гражданам, не имеющих гражданства РФ, действуют особые правила. В соответствии с п. 2 ст. 425 НК, размер тарифной ставки по социальным отчислениям для выплат, которые вписываются в рамки предельной величины, составляет 2.9% для всех категорий работников, за исключением пребывающих временно иностранцев. Для них указанный тариф составляет 1.8%. Если же доходы превысили предельную величину в сумме 912 000, сумма свыше не подлежит обложению. Рассмотрим расчет на примере.
Страховые компании в системе ОМС не являются Страховщиками. Ни по форме, ни по сути. Ошибочно применять к ним такое название. Это жаргонизм, который вводит в заблуждение потребителей страховых услуг – застрахованных по ОМС граждан. Единым и единственным страховщиком в системе ОМС является Федеральный фонд обязательного медицинского страхования [1].
Статус страховых компаний в системе ОМС определен статьей 14 Федерального закона 326 — ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в РФ» – это страховые медицинские организации (СМО), осуществляющие лишь отдельные полномочия Страховщика. Для этого они заключают договор с территориальными фондами ОМС с одной стороны и договора с медицинскими организациями с другой. По своей правовой природе это договора поручения, что характеризует деятельность СМО в системе ОМС как посредническую.
СМО – посредники. Это одно из ключевых правовых противоречий системы ОМС, так как посредническая деятельность в системе обязательного социального страхования запрещена. Это прямо и буквально установлено в пункте 3 статьи 6 Федерального закона 165 — ФЗ «Об основах организации социального страхования в РФ», который устанавливает правовые основой системы ОМС, то есть является вышестоящим и не допускает противоречий [2].
Страховые компании в системе ОМС не оказывают услуг страхования, а значит и не несут никаких рисков, связанных со страховыми событиями. Зачем они получают лицензию на страховую деятельность в системе ОМС? Разумного ответа нет. Вероятно, это рудимент предыдущего закона об ОМС, действующего до 2011 года. В те времена, страховые компании, действительно выполняли реальную функцию Страховщика. Позднее, функцию Страховщика передали федеральному фонду ОМС, но страховые компании зачем-то оставили, наделив их функцией посредников.
Для исключений этой правовой контрадикции СМО должны быть либо выведены из системы ОМС, как посредники, либо законом нужно передать СМО функцию Страховщика.
Следует отметить, что позиция посредника СМО устраивает больше, чем позиция Страховщика: страховых рисков нет, а процентное вознаграждения с транзитного денежного потока есть. Это планово-безубыточный бизнес – деньги на деньгах.
К примеру, приблизительный расчет:
- бюджет системы ОМС на 2020 год утвержден в размер 2695,2 млрд рублей.
- из них терфонды ОМС для оплаты медпомощи получат 2 276,8 млрд рублей.
- из них 129,8 млрд рублей пойдут мимо СМО – прямо в федеральные клиники.
- остается 2 146,2 млрд рублей.
При вознаграждении в размере 0,5% — 1% от денежного потока, СМО получат 10,73 – 21,46 млрд рублей. С учетом небольшого числа игроков на этом рынке, примерно по 1 – 3 млрд рублей на компанию гарантированного дохода за посредническую деятельность без каких – либо страховых рисков.
Помимо посреднической деятельности СМО зарабатывают на штрафах, которые они взымают с медицинских организаций. Это единственный случай в законодательной системе России, когда штрафы, установленные законом, аккумулируются не в бюджет РФ и даже не в бюджет Страховщика (ФФОМС), а в бюджет коммерческой страховой компании (СМО). Чем больше штрафов, тем больше доход СМО. Это поистине гениальное решение, которое удалось пролоббировать страховым компаниям.
Страховые компании взымают штрафы с медицинских организаций, мотивируя это защитой прав Застрахованных граждан. Однако, застрахованные граждане в этом процессе не являются выгодоприобретателями. В большей части им даже неизвестно о выявленных недостатках в качестве оказанной им медицинской помощи. Выгода от плохой медицинской помощи монетизируется в пользу СМО.
Судя по динамике штрафов – это никак не влияет на рецидивы нарушений со стороны медицинских организаций. Совокупные объемы штрафов меньше не становятся. Почему? Возможно потому, что план по штрафам является составляющей частью бизнес-плана страховой компании. Или?
Если штрафы, а значит объем нарушений в медицинских организациях не уменьшается, а растет, то логично предположить, что действующая система взимания штрафов в системе ОМС имеет сомнительный эффект для обеспечения качества медицинской помощи и защиты застрахованных граждан.
Ее надо менять:
- Состав штрафных санкций следует пересмотреть. Штрафуют не за то, что влияет и обеспечивает качество медпомощи.
- Штрафы, в 100% объеме, должны аккумулироваться в бюджет Страховщика – федерального фонда ОМС. Процентную зависимость между размерами штрафов и вознаграждением страховых экспертов следует устранить.
Страховые медицинские организации в системе ОМС НЕ защищают, а препятствуют реализацию прав граждан на страховое обеспечение при наступлении страховых событий (заболеваний).
Об этом прямо свидетельствует многочисленная судебная практика.
Страховое обеспечение — базовое право граждан при страховании. Это цель страхования. Ради этого люди страхуются – платят свои деньги за страховку, в системе ОМС платят в обязательном порядке. Объем страхового обеспечения всегда измеряется в деньгах, в том числе в медицинском страховании.
В системе ОМС страховое обеспечение – это возмещение затрат, связанных с оказанием медицинской помощи при заболеваниях, входящих в программу ОМС [3]. Особенность медицинского страхования заключается в форме выплаты страхового обеспечения. Оно выплачивается не напрямую застрахованному лицу, а медицинской организации, оказавшей застрахованному лицу медицинскую помощь. Отказ в оплате медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, при наступлении страхового события (заболевания), является отказом в страховом обеспечении гражданину. Это грубейшее нарушение прав застрахованных граждан. По существу – обман.
Закон не устанавливает для Застрахованных по ОМС граждан ограничений в объёме страхового обеспечения [4]. Однако СМО в этом праве гражданам регулярно отказывает. Медицинские организации вынужденно обращаются в суд. Суд оценивает эти действия как нарушения прав граждан со стороны СМО, и обязывает страховые компании произвести страховые выплаты — оплату медицинским организациям оказанной медпомощи застрахованным гражданам, в так называемых «сверх объёмах».
Подобные факты нарушения прав граждан со стороны СМО фиксирует многочисленная судебная практика на протяжении десятка лет, её объем – сотни дел, миллиарды рублей. Однако, несмотря на позицию законодательной и судебной власти, выраженную в решениях судов, СМО целенаправленно, умышленно вновь и вновь нарушают базовое право Застрахованных граждан — право на страховое обеспечение при заболеваниях, входящих в программу ОМС.
На мой взгляд, вышеизложенное ставит под сомнение целесообразность деятельности страховых компаний в системе ОМС. Решение законодателя об исключение СМО из схемы взаимодействия с федеральными клиниками отчасти подтверждает этот вывод. Это неблагоприятный тренд для СМО.
В тоже время я считаю, что страхование, как финансовый институт, это мощный драйвер развития здравоохранения. С учетом аффилированности страховых компании с банковским сектором они обладают большим потенциалом, который следует развивать на ниве реального страхования – добровольного медицинского.
Но для этого нужна реформа системы ОМС. Должен появится ключевой признак страхования: индивидуальный, дифференцированный страховой лимит – предельная сумма страхового обеспечения за счет средств ОМС. Его следует указать в каждом страховом полисе. Государство должно четко и ясно обозначить свои обязательства в сфере ОМС перед каждым гражданином. Они должны быть понятны и осязаемы, выражаться в рублях – объеме страхового обеспечения. Тогда и откроется сектор дополнительного, добровольного медицинского страхования — сверх индивидуального страхового лимита по ОМС. Над этой перспективой есть резон задуматься. Как минимум. Пора уже.
- Статья 12, Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. 01.01.2021).
- Статья 2, Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. 01.01.2021).
- Пункт 5, статья 3, Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. 01.01.2021).
- Пункт 4, статья 4, Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (с изм. 01.01).
Тысячи врачей во всем мире заразились коронавирусом, число умерших медработников постоянно увеличивается. В Беларуси зафиксировано более 300 случаев заражения врачей, большинство из них – в Минской и Витебской областях.
В Казахстане зафиксировано более 370 случаев заражения коронавирусом медработников, из них 29% – врачи , 48% – специалисты сестринского дела и 23% – младший медперсонал.
В Украине более 530 медиков заразились коронавирусом. В России сотни медиков с начала эпидемии заразились COVID-19, число случаев заражения медперсонала постоянно растет.
Медикам доступно добровольное медицинское страхование от коронавируса, предусматривающее выплаты в случае заражения и временной утраты трудоспособности. Но в условиях страхования некоторых страховых компаний могут быть обозначены исключения, связанные с выполнением профессиональных обязанностей. Для получения более подробной информации рекомендуется ознакомиться с условиями программ страхования от коронавируса.
При условии, что медицинский работник заражается ковидом во время своей профессиональной деятельности, и его работа подразумевает регулярный контакт с ковид-пациентами, ему положена финансовая помощь. Размер такой помощи зависит от региона проживания и степени риска заразиться на работе.
К примеру, в Башкирии инфицированным медикам выплачивают по 68 тысяч. Если в ходе болезни у медика произойдут серьезные осложнения или инвалидность, то сумма выплаты может достигать 600 тысяч – 2 миллиона. Семье умершего от ковида медика выплачивают 2.75 миллиона.
При заражении на месте работы сотрудник обязан пойти на больничный. По больничному листу производятся выплаты, сумма которых не должна быть меньше уровня минимального размера оплаты труда (МРОТ), установленного в соответствующем регионе. Это прописано в Указе Президента РФ и действительно до конца 2021 года (в последующем возможно продление действия документа). Механизм выплат выглядит следующим образом:
- при переходе в режим самоизоляции первая сумма за 7 дней нахождения на карантине выплачивается в первый рабочий день после открытия больничного листа;
- если диагноз был подтвержден, остальные выплаты осуществляются стандартно, исключительно после закрытия больничного листа.
Расчет основываются на страховом стаже работника:
- до 6 месяцев – больничный считается от МРОТ, установленного в регионе проживания;
- от полугода до 5 лет – 60% от суммы среднего заработка;
- от 5 до 8 лет – 80% от среднего заработка;
- более 8 лет – 100% среднего заработка.
Для заразившихся работников оплата труда остается неизменной. Обязательная выплата дополнительнойкомпенсации, если заболел коронавирусом на работе, не предусмотрена на законодательном уровне, поэтому все решения касательно этого вопроса принимаются исключительно работодателем.
К сожалению, многие заболевшие пренебрегают правилами и тем самым подвергают опасности других людей. Большинство подтвержденных случаев COVID у тех людей, которые, так или иначе, контактировали с зараженными.
Если заболевание передалось от конкретного человека, это повод обратиться в суд с требованием моральной компенсации заболевшим коронавирусом, но только нужно предварительно убедиться, есть лидоказательства вины. Для подтверждения виновности требуется:
- установить лица, контактировавшие с зараженным;
- сделать тест для подтверждения наличия болезни;
- подать иск в суд;
- ожидать решение суда, в котором будет указано предусмотренное наказание.
Обвиняемого может ожидать штраф за нарушение карантина размером:
- от 500 000 до 1 000 000 рублей – если по неосторожности было заражено большое количество людей, также можно лишиться свободы на срок до 3 лет;
- 1 000 000 – 2 000 000 рублей – если умышленно вызвал вспышку заболевания среди контактировавших с ним людей, или по неосторожности заразил человека, из-за чего тот впоследствии умер. Стоит опасаться в данном случае попасть за решетку на 5 лет;
- при смерти нескольких людей вследствие осложнений от COVID-19, переданного от обвиняемого, суд может приговорить к 7 годам лишения свободы.
После этого, вынесение судебного решения на его основании, заразившиеся от обвиняемого люди или родственники умерших имеют право самостоятельно обратиться в суд и потребовать выплаты. Конкретное значение суммы называет судья.
Страховые выплаты медицинскому персоналу, а также водителям скорой медицинской помощи начисляются в соответствии с указом Президента России №313, подписанным 6 мая 2021 года. В нем четко оговорено, что право на получение выплаты есть у тех, кто работает с больными коронавирусом, а также имел контакт с людьми, у которых есть подозрение на заболевание.
Кроме того, получить компенсацию могут врачи и медицинский персонал, которые заразились на рабочем месте. Это очень важный момент, так как, если заражение произошло от родных или в нерабочее время, то права на выплату нет.
Чтобы все пострадавшие получали компенсацию в максимально короткие сроки, установлен ускоренный порядок расследования страховых случаев. Ответственный за соблюдение процесса орган – Фонд социального страхования (ФСС).
После того как установлен факт заболевания медика или водителя, руководство учреждения обязано незамедлительно подготовить и отправить извещение в региональное управление Фонда социального страхования. Сразу же создается комиссия, в которую входят представители медицинского учреждения и ФСС.
Проводится расследование, на основании собранных данных готовится заключение. Если оно подтверждает, что заражение коронавирусной инфекцией произошло при выполнении служебных обязанностей, сотрудник имеет право на получение страховой суммы. Указом регламентировано, что все мероприятия должны занимать не больше суток.
Готовую справку направляют в Фонд социального страхования. Обычно выплату производят не позже следующего дня после получения подтверждения. Максимальный срок с момента обнаружения заболевания до перечисления единовременной страховой суммы составляет 4 дня.
К сведению!
Вся изложенная информация актуальна только если медик или водитель находится на больничном и коронавирусная инфекция подтверждена лабораторно.
Ответственным за оформление документов и проведение всех необходимых процедур является руководство медицинского учреждения. Представитель ФСС только подтверждает факт заболевания в составе комиссии, чтобы исключить любые злоупотребления.
Выплаты по страховкам от COVID-19 приблизились к миллиарду
Необходимые документы, чтобы оформить страховую выплату медику, заразившемуся коронавирусом:
- комиссия по расследованию страхового случая представляет в ФСС заключение;
- если заболевший стал инвалидом, он представляет в орган медико-социальной экспертизы документы из проводившего лечение медучреждения, а после получения решения о назначении группы инвалидности передаёт его в ФСС;
- в случае смерти заболевшего каждый выгодоприобретатель представляет в ФСС документ о том, что он подпадает под действие п. 3 Указа 313 (свидетельство о браке, свидетельство о рождении и другие документы).
Страховые выплаты назначены без срока действия. Если выплата не назначается, но есть подтверждение заболевания, работник вправе обжаловать действия работодателя вплоть до суда.
Что делать, если не начисляют выплаты
Если неправомерно не выплачивают, выплачивают в неполном размере либо задерживают выплаты медикам за коронавирус, нужно обратиться к работодателю и в ФСС за разъяснениями. Для обжалования невыплаты «ковидных» (неполной и/или несвоевременной выплаты) следует обращаться в Росздравнадзор, прокуратору или суд.
Перечислим основные нормативные акты, которыми введены меры поддержки медицинских работников в связи с COVID-19:
- Постановление правительства о выплатах медикам в связи с коронавирусом от 12.04.2020 № 484, утвердившее правила предоставления межбюджетных «ковидных» трансфертов;
- Указ от 06.05.2020 № 313 о президентских выплатах медикам за коронавирус;
- Постановление Правительства РФ от 30.10.2020 № 1762 о господдержке работников медучреждений, оказывающих помощь больным COVID-19.
Первоначально выплаты по Постановлению 484 доходили до медиков путём перечисления средств из федерального бюджета в региональные фонды и далее в медучреждения. Процедура была не упорядочена, в разных регионах практика выплат различалась, это вызвало многочисленные нарекания медиков. С ноября механизм выплат изменился, теперь они производятся из федерального бюджета и начисляются по новым правилам, утверждённым Постановлением 1762.
П. 11 Правил предоставления межбюджетных трансфертов (Постановление Правительства РФ 484) утверждены стимулирующие выплаты медикам, работающим с коронавирусом:
- врачам и иным категориям медпработников скорой помощи;
- медикам поликлиник, врачам и иным категориям медперсонала, работающим в стационарах.
Указ Президента РФ 313 предусматривает однократные страховые выплаты врачам и иным категориям медработников в связи со смертью и заболеванием от коронавируса при выполнении трудовых обязанностей. Постановлением Правительства РФ 1762 регламентирован порядок выплат медикам за риск заражения коронавирусом, оказывающим помощь больным и контактирующим с ними.