Закон об отходах производства и потребления 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон об отходах производства и потребления 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об отходах производства и потребления

(с изменениями на 7 апреля 2020 года)
(редакция, действующая с 14 июня 2020 года)

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:
Федеральным законом от 29 декабря 2000 года N 169-ФЗ (Российская газета N 1, 04.01.2001);
Федеральным законом от 10 января 2003 года N 15-ФЗ (Российская газета, N 5, 15.01.2003);
Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);
Федеральным законом от 9 мая 2005 года N 45-ФЗ (Российская газета, N 100, 13.05.2005);
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ);
Федеральным законом от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ (Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ);
Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ (Российская газета, N 254, 14.11.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 258-ФЗ);
Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);
Федеральным законом от 8 ноября 2008 года N 196-ФЗ (Российская газета, N 232, 11.11.2008);
Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 267, 31.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 49 Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ);
Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ (Российская газета, N 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ);
Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ (Российская газета, N 159, 22.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 50 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ);
Федеральным законом от 7 ноября 2011 года N 303-ФЗ (Российская газета, N 251, 09.11.2011) (о порядке вступления в силу см. пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 7 ноября 2011 года N 303-ФЗ);

О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

отходы производства и потребления (далее — отходы) — вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 14 июня 2020 года Федеральным законом от 16 декабря 2019 года N 431-ФЗ.

абзац утратил силу с 30 июня 2009 года — Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ;

обращение с отходами — деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

размещение отходов — хранение и захоронение отходов;

хранение отходов — складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

захоронение отходов — изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

утилизация отходов — использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 450-ФЗ.

обезвреживание отходов — уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 450-ФЗ.

(Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

1. Основными принципами государственной политики в области обращения с отходами являются:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия (абзац в редакции, введенной в действие с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ;

научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества;

использование наилучших доступных технологий при обращении с отходами;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

комплексная переработка материально-сырьевых ресурсов в целях уменьшения количества отходов;

использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот;

доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами;

участие в международном сотрудничестве Российской Федерации в области обращения с отходами.

2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:

максимальное использование исходных сырья и материалов;

предотвращение образования отходов;

сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;

обработка отходов;

утилизация отходов;

обезвреживание отходов.
(Пункт дополнительно включен с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ)

Комментарий к статье 3


Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.
(Статья в редакции, введенной в действие с 1 января 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

Комментарий к статье 4


Отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс — чрезвычайно опасные отходы;

II класс — высокоопасные отходы;

III класс — умеренно опасные отходы;

IV класс — малоопасные отходы;

V класс — практически неопасные отходы.
(Статья дополнительно включена с 30 июня 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ)

Комментарий к статье 4_1

К полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обращения с отходами;

проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

абзац утратил силу с 1 августа 2011 года — Федеральный закон от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ;

осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 августа 2011 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ; в редакции, введенной в действие Федеральным законом от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.
____________________________________________________________________
Положение абзаца пятого настоящей статьи (в редакции Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) применяется с 23 сентября 2012 года (по истечении девяноста дней со дня вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ) — см. пункт 2 статьи 39 Федерального закона от 25 июня 2012 года N 93-ФЗ.
____________________________________________________________________

определение компетенции уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ;

лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 1 июля 2015 года Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 458-ФЗ.

установление федеральных норм и правил, нормативов, направленных на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 21 октября 2011 года Федеральным законом от 19 июля 2011 года N 248-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 июля 2016 года Федеральным законом от 5 апреля 2016 года N 104-ФЗ.

осуществление мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

организация государственного учета и отчетности в области обращения с отходами;

обеспечение населения информацией в области обращения с отходами;


Полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
(Статья дополнительно включена с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 254-ФЗ)

Комментарий к статье 5_1

Рассылку

Существует три основных пункта экономического регулирования в сфере работы с отходами:

  1. Максимальное сокращение отходов, образующихся в ходе производственной и хозяйственной деятельности, а также максимально возможная вторичная переработка отходов.
  2. Взимание компенсации с предприятий, которые не могут обеспечить полную безопасность для окружающей среды и людей в своей работе.
  3. Введение льгот для производств, которые используют в своей работе новейшие разработки для улучшения экологической ситуации, например, биоразлагаемые материалы.

Федеральный закон об отходах производства и потребления

Закон об отходах 89-ФЗ дает определение таким понятиям, которые характеризуют обращение ТБО: сбор, хранение, утилизация и другие. Так, под первым понимается прием мусора от физических и юридических лиц для их дальнейшего обращения.

Под размещением отходов понимается совокупность хранения и захоронения. Различает Законодатель хранение и накопление мусора. Под обеими процедурами понимается процедура перемещения отходов с целью их дальнейшей переработки и утилизации, а при необходимости и обезвреживания. Только срок хранения может превышать 11 месяцев, а накопления не может.

В этой же главе указаны мероприятия, которые должны проводиться в рамках региональных программ. В частности, необходимо планировать и проводить следующее:

  1. Сооружать постройки для утилизации отходов, чтобы предотвратить негативное воздействие на окружающую среду;
  2. Финансировать работы по постройке объектов для обращения мусора;
  3. Утилизационные мероприятия;
  4. Выявление стихийных свалок мусора;
  5. Обнаружение производственных объектов, которые загрязняют окружающую среду, принятие мер по уменьшению или прекращению загрязнения;
  6. Свободное информационное обеспечение граждан в рассматриваемой сфере.

Указанные в законе мероприятия должны планироваться и выполняться региональным правительством. Для этого создаются региональные программы, размещаемые на официальных сайтах местного правительства, со свободным доступом для всех заинтересованных лиц.

Общие понятия экономических процессов устанавливаются такими сферами законодательства:

  • охрана окружающей среды;
  • налоговое:
  • бюджетное;
  • гражданское;
  • другие.

Глава 5 Федерального закона называет особенности использования методов регулирования процессов в отрасли обращения с отходами.

Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» вступил в силу со дня опубликования — первая публикация его полного текста в официальном издании.

Первоначально закон опубликован и вступил в силу 29.06.1998.

С принятием закона должны быть приведены в соответствие с его нормами иные нормативно-правовые акты — законы, указы, постановления и локальные документы.

ФЗ-89 об отходах в актуальной редакции 2020 г.

Отходы с различными классами опасности необходимо утилизировать и вывозить по разным правилам. Весь этот процесс входит в определение обработки отходов. Обработка включает в себя последовательное выполнение следующих действий:

  • сортировка;
  • разборка;
  • очистка.

Под сортировкой понимается распределение разных видов веществ по категориям и подвидам. Разборка предполагает разделение сложных вещей на составные части, а очистка – удаление опасных элементов и ядовитых материалов.

Очень важным элементом в сфере уничтожения отходов производства является их обезвреживание. В соответствие с федеральным законодательством под ним подразумевается такое изменение отходов производства, благодаря которому они теряют свои химически опасные свойства, уменьшаются в размерах и иным образом перестают представлять опасность для населения.

На территории российской федерации предусмотрена и специальная инфраструктура, предназначенная для обезвреживания. Это сооружения, возведённые по правилам, предусмотренным санитарно-эпидемиологическим законодательством РФ.

Под размещением понимается сбор и последующее хранения мусора, либо его полное захоронение.

Размещаются отходы, как правило, на полигонах, в амбарах и др. Важнейшим условием, которому должно соответствовать данное место — возможность изолирования опасных отходов от внешнего мира, чтобы они не наносили вреда ни населению, ни окружающей среде.

Федеральным законодательством в сфере охраны окружающей среды предусмотрено, что складирование на своей территории отходов в срок, не превышающий одиннадцать месяцев, именуется накоплением. После 11 месяцев должна происходить их последующая переработка.
Этим правилом пользуются практически все крупные предприятия.

Однако прямого указания в законе на то, что после 11 месяцев хранения отходы нужно уничтожать, нет.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ

Мусор может вывозиться в любое время суток. Как правило, это происходит в дневное время. Нужно отметить, что время указывается в договоре с управляющей организацией. В той ситуации, если вывоз мусора в то или иное время нарушает права и законные интересы жильцов близлежащих домов, то они могут обратиться с жалобой к подрядчику и потребовать изменение времени вывоза на более благоприятное.

Строительный мусор относится к отходам с повышенным классом опасности. К общим бытовым отходам его отнести нельзя. Складирование его вместе с бытовыми отходами невозможно. Поэтому при строительстве граждане обязаны вызывать специальную бригаду по вывозу строительного мусора, который и доставит его в места соответствующего хранения и последующей утилизации.

Как правило, в регионах принимаются регламенты, регулирующие порядок утилизации строительного мусора и правила его вывоза.

Закон о мусоре на законодательном уровне регулирует основные принципы работы с отходами от процессов производства и потребления. Применение правовых основ оборота получаемых отходов снижает вредное воздействие мусора на природу и человека. Закон о переработке также устанавливает требования к процессам утилизации мусора и повторного вовлечения такого вторсырья в хозяйственный оборот.

ФЗ “Об отходах производства и потребления” способствует эффективному использованию образующихся отходов и сокращению объемов нового мусора.

В первой статье закона об отходах производства и потребления даются определения основным понятиям, которыми оперирует закон. Там же определяются типы отходов. Формулируется, что именно в законе понимается под ТКО (твердые коммунальные отходы) – большой группой отходов бытового мусора. Основные положения уточняют, что правовое регулирование вопросов обращения с отходами осуществляется 89-ФЗ, однако предусмотрены исключения – радиоактивные, медицинские, биологические и опасные для озонового слоя отходы. С соответствии со статьей 4.1, все отходы классифицирую по степени опасности:

  • I – чрезвычайно опасные;
  • II – высокоопасные;
  • III – умеренноопасные;
  • IV – малоопасные;
  • V – практически неопасные.

Основные принципы экономического регулирования в вопросе обращения с мусором:

  1. Снижение объемов отходов и их повторное вовлечение в оборот;
  2. Наличие платы за размещение;
  3. Экономическое стимулирование утилизации.

Так, согласно статьи 23, ИП и юр. лица обязаны вносить плату за отрицательное воздействие на окружающую среду производимых и размещаемых отходов. Исключение составляет размещение мусора на специальных объектах, оборудованных для размещения отходов. В этом случае оплачивать негативное воздействие не требуется.

Кроме того, применяются меры экономического стимулирования – например снижение размера выплат за негативное воздействие или налоговые льготы, в случае использования биоразлагаемых материалов.

До нововведений процесс “сбора” осуществлялся отдельно, и включал в себя прием отходов для дальнейшей переработки. С 2019 года сбор остается возможным лишь для лиц, которые занимаются утилизацией и обработкой мусора. Таким образом, процесс сбора прикрепляется к предприятиям переработки. Это означает, что компании, имеющие лицензии только на сбор, должны переоформить лицензии, исключив из них этот вид деятельности.

С 1 января временное складирование может осуществляться на любых площадках. На период до 11 месяцев и вне зависимости от того, оборудованы они в соответствии с требованиями законов об охране окружающей среды, или нет.

В 1998 г. начал действовать ФЗ No89. Начиная с 2000 г., его постоянно редактировали. Последняя редакция датируется 29.07.2018. В 31 статьях, собранных в восемь глав, разъяснены требования законодательства Российской Федерации при обращении с отходами.

В Федеральном законе N89 описаны:

  • главные определения, принципы;
  • важные направления;
  • классы, виды отходов, влияние;
  • полномочия;
  • требования, предъявляемые при образовании мусора.

В нем разъяснено, как поставить на учет, провести нормирование, вести статотчетность. Здесь записано, какую плату и сборы необходимо платить, чтобы экономически стимулировать исполнения норм закона. В нем прописаны виды контроля, гос.надзора, ответственность субъектов РФ при несоблюдении законодательства. Отдельно выделена глава, где регулируются отношения при обращении с ТКО.

Первая глава ФЗ состоит из четырех статей. В первой разъяснены определения, понятия. К производственным отходам относят предметы, появляющиеся в ходе потребления, производства, которые затем вывозятся. В ней определено, что отнесено к работам с мусором:

  • сбор;
  • обработка;
  • транспортировка;
  • обезвреживание;
  • уничтожение;
  • размещение.

Здесь разъяснены важные обозначения:

  • паспорт отходов;
  • лимит на размещение;
  • норматив образования;
  • виды.

В редакцию от 29.12 2014 года было внесено определение твердых коммунальных отходов и регионального оператора.

Во второй статье дано правовое регулирование при обращении с различными видами отходов.

30.12.2008 ФЗ 89 дополнен четвертой статьей, в которой прописали классы опасности отходов. Разделение отходов по классам опасности осуществляется по их отрицательному экологическому воздействию. Они разделены на пять классов:

  • наиболее вредным присвоен 1-ый;
  • высокоопасным — 2-ой;
  • умеренно вредным — 3-ий;
  • малоопасным — 4-ый;
  • к пятому — не представляющие вред природе и людям.

Статья третья (с изменениями введена в действие 1.01.2015 ФЗ N458) рассказывает о принципах и направлениях политики в области обращения с отходами. На первое место государство поставило разработку технологий, при которых материальная и сырьевая база используются рационально, практически безотходно.

При этом необходимо уменьшать объемы и снижать классность мусора в месте, где остатки появляются. Приоритетными являются: обработка отходов, уничтожение, обезвреживание.

Главными направлениями при обращении с отходами производства и потребления считается:

  1. Сохранение природы, здоровья людей, экологии.
  2. Применение современных научных технологий.
  3. Уменьшение объемов мусора, вторичное использование и комплексная переработка.
  4. Доступность и открытость информации.
  5. Международное сотрудничество.

ФЗ 89 об отходах производства и потребления с последними изменениями

Действия, связанные с работами с остатками жизнедеятельности предприятий регламентируется государством. В действующей редакции разъяснены главные моменты при лицензировании работ с опасными отходами:

  • переработка, сбор;
  • транспортировка;
  • уничтожение;
  • размещение.

ФЗ регламентирует, какие нормативные акты, требования, правила обязательны для соблюдения компаниями, занимающимися:

  • проектированием;
  • ремонтом;
  • строительством, реконструкцией.

На законодательном уровне запрещено эксплуатировать, вводить в строй постройки, связанные с услугами по обращению с отходами, без технологий, соответствующих нормам. При обращении с отходами установлены следующие обязательства.

  1. Соблюдение законодательства.
  2. Юрлица самостоятельно разрабатывают лимиты, нормы.
  3. Как обращаться с твердыми коммунальными отходами, кто осуществляет транспортировку, уничтожение.
  4. Проведение обязательных инвентаризаций отходов.
  5. Необходимость проведения постоянного наблюдения, контроля за экологией.
  6. Предотвращать аварийные ситуации, а при возникновении принимать меры по устранению.

В ФЗ об отходах производства и потребления с последними изменениями разъяснено, где и как выбираются места для хранения мусора, каким требованиям они удовлетворяют.

В третьей главе написано, что после закрытия свалки, где размещались твердые коммунальные и другие отходы, на владельца накладываются обязательства осуществления постоянного экоконтроля, мониторинга.

В этой главе указаны требования по работе с отходами:

  • на территориях муниципальных образований;
  • разных классов опасности;
  • в местах нахождения мусора;
  • черного, цветного металлолома;
  • транспортировке, трансграничному перемещению;

Отдельно уделено внимание региональным программам, территориальным схемам. Описано как правильно разработать и утвердить.

Везде, где появляется производственный мусор, обязаны соблюдать установленные ФЗ нормы образования, лимиты размещения. Они разрабатываются непосредственно на производстве по утвержденным рекомендациям. Разработанные нормы утверждаются органами власти по принадлежности к экологическому контролю.

При работе организации должны соблюдать установленные лимиты, при их несоблюдении возможна остановка производства.

В федеральном законе указано, как происходит экономическое регулирование. Описаны меры, применяемые государством для стимулирования добросовестных предпринимателей, соблюдающие правила, в части связанной с отходами.

Производства, где в процессе работы появляется мусор, платят за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов. Плата вносится непосредственно предприятием, а при размещении твердых коммунальных отходов осуществляется РО.

В ФЗ 89 разъяснено, кто и когда оплачивает экологический, утилизационный сбор. Подробно описано, кто получает статус регионального оператора, как он организовывает работу и взаимодействует с потребителями. Законодательно прописаны виды деятельности, тарифы, формирующиеся государством.

Паспортизация отходов будет осуществляться путем установления данных о составе и свойствах этих отходов (происхождении, агрегатном состоянии и физической форме), оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду, установления на основе этих данных соответствия отходов виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов.

Документы, на основании которых установлено соответствие отходов I-IV классов опасности виду отходов, включенному в Федеральный классификационный каталог отходов, подлежат хранению хозяйствующим субъектом в течение всего срока действия паспорта отходов.

Паспорт отходов в 2020-2021 годах составляется и утверждается не позднее 30 календарных дней со дня проведения работ по отнесению отходов к конкретному классу.

Внесение изменений в паспорт отходов не допускается.

Паспорт отходов подлежит переоформлению в случае смены лица, в процессе деятельности которого образуются отходы I-IV классов опасности, в случае изменения технологического процесса или вида его деятельности, а также в случае внесения изменений в Федеральный классификационный каталог отходов, связанных с включением наименования и/или кода вида отходов, соответствие которому было установлено для конкретного отхода, на который оформлен паспорт.

Экземпляр паспорта отходов, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Росприроднадзора способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются под роспись.

Закон об отходах производства и потребления

Решение по реформе расширенной ответственности производителя могут принять в конце 2020 года, тогда новые правила вступят в силу в 2021 году.

Первое, что нужно сделать — это отработать все анкеты, второе — доработать документ по результатам анкетирование, и третье — утверждать документ с горизонтом не раньше 2021 года, поскольку мы согласовали продление срока рассмотрение этого документа — четвертый квартал 2020 года.

По ее словам, сегодня проводится анкетирование экологических активистов, представителей бизнеса, регионов и других заинтересованных лиц. Также на площадке российского правительства собрана рабочая группа по проведению реформы, куда вошли 50 экспертов.

Нам очень важно соблюсти баланс: не угробить бизнес, на который ляжет дополнительная нагрузка по расширенной ответственности производителя. И снять нагрузку с граждан, которые сейчас фактически единственные, кто оплачивает вывоз мусора.

Расширенная ответственность производителя существует в России, она подразумевает, что выпустившее товар предприятие должно отвечать за утилизацию отходов, образовавшихся от него (преимущественно это упаковка). Она дает производителю три возможности: заплатить экологический сбор государству за переработку упаковки, заключить договор с подрядчиком на утилизацию или организовать процесс самостоятельно. Участники рынка неоднократно указывали, что в нынешнем виде РОП неэффективна, и систему надо реформировать.

Переход на новую систему обращения с ТКО вызывает множество вопросов. Изменения в закон № 89-ФЗ предполагают переход на новую систему обращения с отходами производства и потребления. Теперь все операции с мусором должны быть сосредоточены в руках одного или нескольких региональных операторов.

Выбранный оператор обязан заключить договора с собственниками, которые могут быть представлены как организациями, так и частными лицами. Заключение договоров началось с 1 января, что неминуемо привело к огромным очередям в офисах операторов.

Пункт п. 4 ст. 29.1 Закона № 89-ФЗ закрепляет единый тариф за вывоз мусора на территории субъекта федерации. Тарифы от области к области в 2020-2021 годах могут кардинально отличаться.

Изменены понятия «сбор» и «накопление». Ранее под сбором понималось принятие мусора для дальнейшего обращения. Теперь же оно привязывается к оператору, который занимается непосредственно обработкой, утилизацией, размещением и обезвреживанием. Для ряда компаний, чья лицензия была получена только на сбор и перевозку ТКО, деятельность оказывается незаконной. Им необходимо обновить разрешительную документацию.

Устранена привязка накопления к определенным площадкам для хранения. Складирование может осуществляться не более 11 месяцев с последующей утилизацией. Жестких требований к площадкам складирования не предъявляется. Теперь для признания предмета «отходом от использования товара» достаточно лишь потери его потребительских свойств. Такая потеря может быть как полной, так и частичной.

Ст. 6 № 89-ФЗ определяет необходимость раздельного хранения мусора. Данная обязанность возложена на региональные структуры в сфере обращения с отходами. Разделение мусора по видам должно происходить еще на стадии накопления. Предполагается, что для жителей многоквартирных домов такая мера позволит значительно экономить на оплате услуг по сбору и утилизации.

В каждой организации рано или поздно встает проблема разработки документации по отходам. И даже если Ваша организация небольшая, скорее всего, Вам все равно придется решать вопрос, связанный с опасным отходом, который есть практически у всех, например, с отработанными люминесцентными лампами.

Один из шагов к решению данной проблемы – инструкция по обращению с отходами – внутренний документ организации, который утверждает руководитель. Инструкция является руководством для ответственного исполнителя по всем требующимся с конкретным типом отхода действиям.

Как и где хранить отход? Какую тару использовать? Как часто осуществлять вывоз? Какие действия принять в непредвиденной ситуации (пожар, разлив и тому подобное)? Получить ответ и руководство к действию поможет инструкция.

Инструкции в 2020-2021 годах должны присутствовать на всех предприятиях, при деятельности которых образуются отходы. Разработка инструкции по обращению с отходами – одно из требований действующих СанПиНов. Таким образом, при ее отсутствии предприятие рискует получить замечания и штраф при проверке контролирующего органа государственной власти.

Кроме того, работник предприятия, ознакомленный с инструкцией – это гарантия соблюдения экологических и других требований на предприятии.

Подготовка инструкции по обращению с отходами возможна силами сотрудников предприятия или специализированной организацией. Установленной формы инструкции нет, но ключевые разделы, например, способ накопления/хранения, периодичность вывоза, принимаемые меры при возникновении чрезвычайных ситуаций, способы их устранения и другое необходимо включить в данный документ.

За принятие 89 ФЗ об отходах Государственная Дума проголосовала в 1998 году. На протяжении существования этого нормативного акта в него вносились поправки, предназначенные для улучшения.

В этом документе подробно освещены главные принципы, на основании которых построена работа с отходами. Здесь учитываются особенности, принимаемые во внимание при утилизации различных типов мусора.

Закон об отходах описывает государственную политику в рассматриваемой сфере. На основании его положений регламентируются процессы возникновения отходов, процедуры хранения и способы утилизации. В составе документа можно видеть 8 глав и 31 статью. Некоторые из них не сохранили юридическую силу и были аннулированы.

Фирмы и ИП, участвующие в деятельности по перевозке, хранению и переработке отходов, обязаны в установленные сроки сдавать отчётность о своей деятельности. Порядок и сроки предоставления отдельных её видов определяется органами государственной и муниципальной власти.

Регулирование деятельности по обращению с ТКО

Начиная с 2016 года действует юридическая норма, согласно которой, организация, выполняющая сбор мусора и дальнейшее хранение, обработку и другие действия в обязательном порядке должна иметь лицензию на этот вид деятельности. Её срок действия составляет 10 лет. После его окончания подтверждать своё право на выполнение этой деятельности необходимо снова. При нарушении этого требования такому юридическому лицу грозит административное наказание.

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ

В статье 3 Федерального Закона 89 содержится информация о приоритетах совершаемых работ, относящихся к отходам производства и потребления.

Основные принципы, по которым действует государство нашей страны в этом плане, заключаются в следующих положениях:

  1. Любое мероприятие, совершаемое в отношении отходов производства и потребления, должно совершаться под экологическим надзором, что обеспечивает охрану окружающей среды, жизни и здоровья людей.
  2. Согласно федеральному закону, обеспечение взаимосвязи вопросов экономики и экологии способствует стабильному развитию общества.
  3. Использование современных технологий при проведении манипуляций с отходами.
  4. Необходима переработка запасов сырья, поскольку это помогает уменьшить количество отходного сырья.
  5. Экономическое регулирование способствует уменьшению количества мусора, а также включению его в хозяйственную деятельность.
  6. Доступность информации в допустимых федеральным законом пределах.
  7. Вопросы, относящиеся к отходам производства и потребления, должны решаться на международном уровне.

Законодательство имеет три основных пункта экономического регулирования деятельности, связанной с отходными материалами.

  1. Уменьшение объема мусора путем применения на производстве в виде вторсырья.
  2. ИП и юр. лица, проводящие мероприятия по распределению отходного сырья, должны выплачивать компенсацию, если отбросы вредят окружению. При наличии технических сооружений, защищающих экологию от отрицательного влияния отходов, плата с организации не взимается. Тарифы не распространяются на предприятия, накапливающие отходы производства и потребления в промежуток времени, не превышающий 11 месяцев, с последующей утилизацией.
  3. Экономическое стимулирование в виде снижения суммы компенсации, уплачиваемой организациями за нанесение вреда экологии, при наличии новейших технологических разработок. Льготы также предоставляются предприятиям, использующим биоразлагаемые материалы.

В статье 24.5 ФЗ 89 прописано об экологическом сборе, взимаемом с производителей и поставщиков товаров, подлежащих последующей утилизации в случае потери потребительских свойств.

Статья 6 закона №89-ФЗ дополнила обязанности региональных структур в сфере обращения отходов. Теперь они должны позаботиться об организации деятельности, в том числе по раздельному накоплению (!) отходов. Это нововведение вступит в силу с января 2019 года. Раньше речь шла только о раздельном сборе отходов. Теперь это будет происходить само собой, еще на стадии их накопления.

В частности, для жильцов многоквартирных домов раздельное накопление ТКО (твердые коммунальные отходы) должно помочь в снижении платы за услуги по сбору и утилизации таких отходов.

Корректировки статей 24.8-24.9 закона №89-фз уточняют правила по установлению тарифов в сфере обращения с ТКО и льгот при их внесении. А также вводят обязанность по уплате экологического сбора для производителей товаров в случае не соблюдения ими нормативов по утилизации ими товаров и упаковки.

Кроме того, закон №503-ФЗ внес изменение в Жилищный Кодекс РФ в ч.1 его статьи 157. Теперь с 1 января 2019 года плата за обращение ТКО будет включена в состав платежей за коммунальные услуги, которые оказываются лицам, проживающим в многоквартирных домах.

Федеральный закон 89-ФЗ Об отходах производства и потребления.

До сих пор в наших деревнях идут многочисленные споры о том, где оборудовать контейнерные площадки. Мое мнение такое, что не стоит идти на поводу у местных жителей. Главное – чтобы это место отвечало всем требованиям российского законодательства и санитарным нормам. Основная проблема наших деревень – огромное количество садовых товариществ. И место, которое предлагает одна из инициативных групп, расположено на выезде из деревне. Оно лежит как раз по пути садоводов. Поэтому здесь нужно принимать волевое решение. Хорошо, если есть какое-то юридическое лицо на основе закона местного самоуправления – в своем большинстве это ТОС (территориальное общественное самоуправление). С ним договориться гораздо проще и быстрее.

Если юрлица нет, необходимо провести собрание или сход жителей, определить места, закрепить все это протоколом, подготовить проект контейнерной площадки, составить смету, сдать все в сельский совет и ждать денег. Всего на сельсовет было выделено 1 100 000 рублей, из них на каждую деревню приходится порядка 200 000 рублей. Цена может меняться в зависимости от количества жителей, чем меньше проживающих, тем меньше контейнерных площадок.

Слушайте, но делайте свое дело. Если вы не придете к консенсусу, эти площадки оборудуют там, где скажет сельсовет уже своим волевым решением.

В апреле по всей стране начнется массовое обустройство контейнерных площадок. Поскольку суммы небольшие, скорее всего будут дробить, чтобы упросить процедуру конкурсных торгов. Здесь тоже можно заработать. У нас обычно подряд предлагают тем, кто уже участвует в “мусорной” цепочке, потому что они владеют большей информацией по своим объектам. В каждой управляющей компании, которая обслуживает сельсовет, есть свои сертифицированные специалисты, которые могут разработать всю документацию. Это удешевляет процесс: они получают за это зарплату, а вам обустройство могут отдать на подряд или субподряд.

Начинать шевелиться нужно сейчас. Никто не знает, насколько вырастут цены на строительные материалы , рост инфляции тоже никто не отменял, а суммы, которые выделены из федерального и регионального бюджетов, уже утверждены и даже перечислены в поселковые и сельские советы.

Однажды пришлось мне присутствовать на одном из совещаний в местной администрации по проблемам мусорной реформы. Как обычно в России делается, сначала мы создаем проблемы, а потом начинаем их устранять. Пригласили нас как специалистов, давно работающих на этом рынке. Компания собралась довольно разношерстная, большую часть составляли жители соседних деревень.

Основной вопрос, который волновал многих – это плата за вывоз мусора. Волевым решением главы нашего региона она была снижена в несколько раз и составила 35 рублей для сельского населения. Еще один немаловажный момент – почему приходится платить и по месту прописки, и по месту фактического проживания. В этой ситуации необходимо обратиться в управляющую компанию и уведомить ее о том, где вы постоянно проживаете.

Есть один нюанс: если в регионе плата берется исходя из количества квадратных метров, то платить собственнику придется за все адреса, а не только там, где прописан. Слава богу, в нашем регионе тариф установлен за количество проживающих.

Заключать договор обязаны абсолютно все. Хотя штрафных санкций для физических лиц новым законодательством не предусмотрено. Многие ссылаются на то, что в деревнях мусора особенно не собирается, все или утилизируется, или сжигается. Если ведется жизнедеятельность, значит, образуются и отходы, а их нужно утилизировать. Сжигать категорически запрещено законом и правилами благоустройства, за это положен штраф до 2 000 рублей.

Договор считается заключенным с того момента, когда он опубликован на официальной сайте регионального оператора и считается публичной офертой. Можно заключить его самостоятельно, если для вас это принципиально. Есть только один момент: у нашего оператора должным образом не приписаны его обязанности и ответственность, так что никто особенно не стремится его скачивать.

Все данные о жителях берутся из официальных источников, их предоставляет сельский совет, поэтому обращаться в прокуратуру бесполезно, никакого нарушения законодательства нет. Единственный минус – предоставляются недостоверные данные, очень часто встречаются “мертвые души”, те, кто уже умер.

Если вы занимаетесь или планируете заниматься переработкой мусора, ходить на такие мероприятия очень полезно. Можно найти множество “болевых” точек, с которыми не справляется региональный оператор, и взять эти проблемы на себя. Например, по новому законодательству он доложен не только вывозить мусор, но и сортировать его, содержать в порядке контейнерные площадки. Многие с этим не справляются и готовы заключать договора субподряда.

Очень много вопросов и по методу сбора. В нашей деревне размещение контейнеров на территории поселения вызвало огромный резонанс: большая часть проголосовала за то, чтобы оборудовать площадки в пределах населенного пункта, остальные – на выезде. Дебаты были долгими и продолжительными, подписи собирались по несколько раз, поскольку находились типа юристы и признавали предыдущие собрания нелегитимными. В итоге по соглашению с региональным оператором до конца года остались на мешковом сборе мусора.

По всем вопросам региональный оператор советовал обращаться на “горячую линию”. Звонила, спрашивала. Сидит на том конце девочка, которая на все вопросы отвечала только одно: “Перезвоните позже, я записала все ваши вопросы, передам их руководству”. И ни слова о том, что “мы вам перезвоним”, или “оставайтесь на линии, ваш звонок очень важен для нас”. Мой совет – обучайте свой персонал, чтобы потом не краснеть перед клиентами. Мы тоже пришли к тому, что иметь в своем штате сертифицированных экспертов гораздо выгоднее, чем обращаться в сторонние организации. Есть риск того, что они потом могут уйти к конкурентам или откроют свой бизнес. Места на этом рынке хватит всем.

Из диалога с оператором стало понятно, что государство просто не готово к этой реформе. Например, не продумана логистика вывоза мусора. Например, в Белорецком районе Башкирии машинам приходится проезжать около150 километров до отдаленных деревень, где мусорную машину видели в последний раз еще в советское время, собирал мусор обыкновенный трактор и вывозил в неизвестном направлении. Понятно, что тарифы уменьшились, а затраты значительно возросли. Поэтому решено было привлечь прежних поставщиков услуг.

Нет мусороперерабатывающих заводов. Те, которые есть, просто стоят, потому что не отработана цепочка полного цикла, мусор просто везут на полигоны. Случился такой инцидент в г. Октябрьский, когда предприниматель на собственные средства построил такой завод (а это 20 миллионов рублей), прошел все экспертизы, получил разрешение, а теперь его просто заставляют сносить. Мы тоже столкнулись с проблемой: почти год приучали жителей к сортировке, а теперь с приходом регоператора все почти рухнуло. Люди видят, что все их труды сваливают в одну кучу и перестали сортировать отходы. Мусора стало гораздо больше.

И никакие субботники не решат экологической проблемы: с одного места мусор просто перекладывают в другое. Вот и вся реформа.

Проект «XLOM» — самая полная и полезная информация о рынке металлолома, вторсырья, а также утилизации и переработке отходов, уделяются вопросы экологии в России. Сайт постоянно пополняется новой и уникальной тематической информацией. Скоро будет открыт каталог пунктов приема металлолома и вторсырья по всем городам России.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *