До 2021 года организации, осуществляющие реализацию лома черных и цветных металлов, были освобождены от уплаты НДС по данной операции на основании ст. 149 НК РФ.
С 01.01.2021 году вступила в силу новая редакция НК РФ, в которой данный пункт упразднен. Это значит, что операции по реализации металлолома подлежат налогообложению НДС в общем порядке.
Включение операций по реализации лома в перечень налогооблагаемых операций предусматривает, что продавец металлоотходов при отгрузке лома обязан не только оформить акт-приема передачи, но и счет-фактуру.
Что касается налога на прибыль, то тут позиция законодателей осталась прежней. Предприятия на ОСНО вправе включить в расчет налогооблагаемой базы всю сумму расходов, связанных с хранением металлолома, а также его передачей на утилизацию или переработку. Уменьшить расходы на стоимость переработки и хранения отходов также могут «упрощенцы» и «вмененщики».
Для того чтобы разобраться в процедуре бухучета операций по реализации металлолома, рассмотрим несколько примеров.
Между ООО «МеталлГранд» и ООО «Погрузчик» заключен договор, согласно которому «МеталлГранд» реализует «Погрузчику» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. На основании условий договора поставщик самостоятельно исчисляет НДС и выплачивает налог в бюджет.
Операции по реализации металлолома отражены в учете «МеталлГранда» следующими записями:
Дт
Кт
Сумма
Описание
Документ-основание
62
90.1
1.200 руб.
Учтена реализация металлолома покупателю
Договор, акт приема-передачи, счет-фактура
90.2
41
920 руб.
Списана себестоимость реализованного металлолома
Калькуляция себестоимости
51
62
1.200 руб.
На счет «МеталлГранд» поступила оплата за отгруженный металлолом
Банковская выписка
На основании примера, приведенного выше, рассмотрим порядок учета операций по реализации лома у продавца-плательщика НДС.
ООО «Погрузчик» приобрел у ООО «МеталлГранд» лом черных металлов стоимостью 1.200 руб. без НДС. По факту отгрузки «Погрузкик» получил от поставщика счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом».
В учете ООО «Погрузчик» сделаны следующие записи:
Дт
Кт
Сумма
Описание
Документ-основание
10 (41)
60
1.200 руб.
Учтен металлолом, приобретенный у ООО «МеталлГранд»
Договор, акт приема-передачи, счет-фактура
19
68 НДС
183,05 руб.
Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик»)
Счет-фактура
60
51
1.200 руб.
Перечислена оплата за металлом на расчетный счет ООО «МеталлГранд»
Платежное поручение
68
51
183,05 руб.
НДС перечислен в бюджет
Платежное поручение
68
19
183,05 руб.
НДС предъявлен к вычету
Счет-фактура
Допустим, ООО «Погрузчик» не является плательщиком НДС. В таком случае бухгалтерские записи покупателя будут иметь следующий вид:
Дт
Кт
Сумма
Описание
Документ-основание
10 (41)
60
1.200 руб.
Учтен металлолом, приобретенный у ООО «МеталлГранд»
Договор, акт приема-передачи, счет-фактура
19
68 НДС
183,05 руб.
Начислен НДС налоговым агентом (ООО «Погрузчик»)
Счет-фактура
60
51
1.200 руб.
Перечислена оплата за металлом на расчетный счет ООО «МеталлГранд»
Платежное поручение
68
51
183,05 руб.
НДС перечислен в бюджет
Платежное поручение
В 2021 учет металлолома, который приобретен у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, ведут в соответствии с ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», который утвержден Приказом Министерства финансов в 2001 году.
Этот документ, а также Методические указания по учету материально-производственных запасов свидетельствуют о том, что купленный лом можно относить к МПЗ и оценивать его стоимость в соответствии с фактически понесенными затратами. В них входят:
рыночная цена;
заготовительные расходы, которые сопряжены с подготовкой вторсырья к переработке;
транспортные расходы.
Понесенные затраты также можно отнести к транспортно-заготовительным расходам, но это нецелесообразно, поскольку траты на доставку, заготовку и хранение связаны с использованием металлолома, а не с расходами предприятия в целом.
Целесообразно списание понесенных затрат на увеличение стоимости переработанного вторсырья, которое в дальнейшем будет задействовано на производстве или реализовано. Максимально удобный вариант – сотрудничество со специализированными пунктами приема лома, выстроенное так, чтобы производственное предприятие оплачивало стоимость отходов, их заготовку и транспортировку.
В этом случае расходы включают в закупочную стоимость, не выделяя отдельно при оценке металлического лома. Расходы, сопряженные с переработкой, записывают на счет 20 «Основное производство» или 23 «Вспомогательные производства». При этом затраты не повлияют на стоимость металлолома, который отражен в виде материально-производственных запасов.
В Федеральном законе «О применении ККТ при взаимных расчетах с покупателями» № 54 от 22 мая 2003 года приведены случаи неприменения контрольно-кассовой техники. В п. 3 ст. 2 этого закона прописано: без ККТ могут работать пункты приема стеклотары и вторсырья, за исключением пунктов приема металлолома.
Федеральный закон требует от предпринимателей и организаций, скупающих и реализующих металлический лом, вести бухгалтерский учет металлолома и применять контрольно-кассовую технику при расчетах с продавцами и покупателями. Ошибочно полагать, что прием лома нужно оформлять договором купли-продажи.
Если пункт приема занимается последующей перепродажей лома, НДС при его сдаче также уплачивается в бюджет (кроме случаев, которые дают право на освобождение от его уплаты). Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость получают предприятия с выручкой за 1 квартал (3 месяца) менее 2 000 000 руб.
Налоговый учет металлолома в 2021 году существенно отличается от бухучета, из-за чего возникают неточности при расчете налога на прибыль.
Его выплачивают в соответствии с данными из документов налогового учета (регистров, бухгалтерских справок-расчетов и др.). Чтобы привести два вида учета в соответствие друг с другом, нужно оформлять много первичных документов.
Во избежание сложностей при их заполнении и проведении расчетов рекомендовано выбрать упрощенную систему налогообложения.
Основные преимущества «упрощенки»:
простота расчета налоговой базы (налог платят либо с совокупных доходов организации за отчетный период, либо с доходов, из которых вычтена сумма понесенных расходов);
предприятие освобождено от уплаты НДС, за исключением случаев, в которых оно выступает налоговым агентом и предъявляет счета-фактуры с НДС;
УСН не предполагает уплату налога на прибыль для организаций и налога на доходы физических лиц для индивидуальных предпринимателей.
Простой учет металлолома и несложные типовые проводки – несомненные плюсы упрощенной системы налогообложения. Однако в большинстве случаев пункт приема металлолома признают налоговым агентом, а потому определение налоговой базы нужно произвести с учетом стоимости купленного лома в соответствии со ст. 105.3 НК РФ.
Реализация лома черных и цветных металлов: оформление, учет, налогообложение
Помимо НДС, организациям на УСН предстоит вносить в бюджет транспортный налог. Разумеется, только в случае наличия автомобилей и спецтехники, признанных объектами налогообложения. Если пункт приема не располагает такой техникой, сдавать даже нулевую декларацию не нужно.
Также необходимо уплачивать налог на имущество организации, установленный гл. 30 Налогового кодекса. Здания, строения, сооружения, зарегистрированные на юридическое лицо, подлежат налогообложению, если задействованы в коммерческой и административной деятельности организации. Не платить налог можно при владении объектами, не перечисленными в ст.378.2.
Также предстоит оплачивать земельный налог, если предприятие владеет участком для ведения своей деятельности, хранения и переработки металлического лома. Но даже при таких условиях бухгалтерский и налоговый учет металлолома на УСН наиболее прост.
Основное изменение — переход обязанности по уплате НДС при реализации металлолома от продавцов к покупателям. Это означает, что с 01.01.2018 покупатели лома признаются налоговыми агентами по НДС и обязаны исполнять все обязанности в связи с этим (по уплате налога и подаче декларации).
Сразу возникает два вопроса: почему это коснулось продавцов металлолома (а не какого-то другого материала или товара) и почему это произошло именно с 01.01.2018?
Прямых ответов на эти вопросы законодательство не содержит, но выводы можно сделать и по косвенным признакам:
По мнению законодателей (основанном на анализе практики), в сфере оборота металлолома происходит значительное количество нарушений уплаты НДС на всех этапах работы с этим видом материала.
Дата внедрения новшеств связана с последовательными мероприятиями законодателей, связанными с борьбой за полноценное поступление НДС в бюджет.
У покупателей лома с 2018 года появилась новая обязанность — им предписано исчислять и уплачивать в бюджет НДС с приобретенных металлоотходов. Но и продавец полностью из цепочки взаимодействия с бюджетом не исчезает: ему необходимо выписать счет-фактуру с отметкой «НДС исчисляется налоговым агентом» или в определенных случаях самому исполнить обязанности плательщика НДС. Отчитаться по налогу покупателю лома нужно, заполнив определенные разделы декларации (разные в зависимости от того, кто ее сдает).
Если покупателем является физическое лицо, не зарегистрированное в качестве ИП, то продавец выписывает счет-фактуру, в которой дополнительно к цене товара (не включающей в себя НДС), по ставке НДС в размере 18% предъявляет покупателю соответствующею сумму налога. Данный счет-фактура подлежит регистрации в книге продаж в общеустановленном порядке. Таким образом, при реализации лома и цветных металлов физическим лицам, не являющимися ИП, порядок исчисления НДС, его уплата в бюджет и составление счетов-фактур не поменялся.
Важно: при реализации лома физическому лицу, не являющемуся ИП, продавец на ОСНО может воспользоваться нормой, указанной в п.п.1 п. 3 ст. 169 НК РФ, которая разрешает не составлять счет-фактуру при отгрузке товаров, работ, услуг неплательщикам НДС. Для этого достаточно указать условие о не выставлении счета-фактуры в заключенном договоре купли — продажи.
Если покупателем является организация или ИП, то независимо от применяемой покупателями системы налогообложения продавец в договоре купли-продажи лома указывает стоимость товара, не включающую в себя НДС, но ставку и сумму налога не указывает. В договоре также следует указать условие, что у покупателя в качестве налогового агента возникает обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет.
В товарной накладной продавец заполняет графы в следующем порядке:
«Сумма без учета НДС» — стоимость лома без НДС согласно договора,
«Ставка НДС» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
«Сумма НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк,
«Сумма с учетом НДС» — не заполняется. В этой графе ставится прочерк.
Счет-фактура продавцом заполняется так:
в графе 5 «Стоимость товара без налога, всего» указывается стоимость лома без налога,
в графе 7 «Налоговая ставка» — указывается надпись «НДС исчисляется налоговым агентом»,
в графе 8 «Сумма налога, предъявленная покупателю» проставляется прочерк,
в графе 9 «Стоимость товара с налогом — всего» проставляется прочерк.
Данный счет — фактура регистрируется в книге продаж с кодом вида операции «34» и отражается в разделе 9 Декларации по НДС.
Несмотря на то, что данный счет-фактура не будет участвовать в расчете итогового показателя декларации по НДС, запись в разделе 9 об этом счете — фактуре позволит налоговым органам контролировать действия покупателя лома — ведь именно он должен будет уплатить НДС с операции по реализации лома продавцом.
Счета — фактуры при реализации лома и цветных металлов оформляются по установленной форме, при этом в графах 13б и 17 — прочерки (для электронных счетов-фактур — цифра «0″). Специальных форм счетов — фактур для операций по реализации лома не предусмотрено.
Бухгалтерские проводки при реализации лома продавцом, являющимся плательщиком НДС, могут быть следующими:
Пример 1 : заключен договор с покупателем — юридическим лицом на реализацию лома на сумму 1000 руб., без учета НДС. В договоре указано, что покупатель в качестве налогового агента самостоятельно исчисляет и уплачивает НДС в бюджет.
При реализации товара продавец выдал покупателю товарную накладную и счет- фактуру, в которых сумма НДС не указана, а проставлен штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».
Себестоимость реализованного лома составила 700 руб.
Дт 62 Кт 90.1 — 1000 руб. – отражена реализация лома
Дт 90.2 Кт 41 — 700 руб. – списана себестоимость реализованного лома
Дт 51 Кт 62 — 1000 руб. – поступила оплата от покупателя.
В таком случае нет разницы, кому продается лом: организациям или ИП, являющимися плательщиками НДС, или освобожденными от уплаты этого налога, а также физическим лицам, не зарегистрированным в качестве ИП. При заключении договора купли-продажи такие продавцы должны указать, что товар продается без НДС и указать основание отсутствия НДС в договоре. Например, в связи с применением продавцом упрощенной системы налогообложения. В товарной накладной в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» проставляется прочерк. Неплательщики НДС не обязаны выставлять счета-фактуры, за исключением организаций и ИП, применяющих право на освобождение от уплаты НДС на основании ст. 145 НК РФ. Такие продавцы должны выставить счет-фактуру с отметкой «Без налога (НДС)» или «Без НДС».
Важно: Если продавец лома, будучи плательщиком НДС, в договоре, товарной накладной и счете — фактуре укажет, что товар продается «Без налога (НДС)» или «Без НДС», то покупатель лома не должен будет платить НДС в качестве налогового агента. В такой ситуации обязанность по исчислению и уплате НДС в бюджет вместо налогового агента возлагается на продавца, неверно составившего договор и отгрузочные документы (абз.7 п.8 ст.161 НК РФ).
5 основных новшеств по заполнению путевых листов с 2021 года
Путеводитель по страховым взносам: кто и за что платит
Дайджест по налогам № 40. Новая декларация по прибыли и письма про расходы
Учетная политика компании: когда дополнить, а когда изменить
Выплаты по трудовым договорам. Облагать страховыми взносами?
Дайджест изменений № 35. Изменения по УСН
По словам сенатора, несмотря на наличие в твердых коммунальных отходах ценных утильных фракций, в процессе их захоронения ежегодно безвозвратно теряется не менее 2 млн тонн полимерных материалов и 0,5 млн тонн стекла. В пояснительной записке отмечается, что в современной России перерабатывают не более 20% стеклотары. «В Бельгии, Голландии, Швеции. Финляндии и Швейцарии процент переработки стеклотары свыше 90. К примеру, в Норвегии фандоматы собирают 95% всей тары, в Дании — 89%, а в Германии — до 98,5%. В указанных странах также нет единого дизайна бутылок и собирают их в основном для превращения в стеклобой. Последний в дальнейшем используют для производства той же тары, силикатного клея, стекловолокна, сантехники, абразивов, лакокрасочных и других строительных материалов», — уточняет автор законопроекта.
Как считает Кутепов, использование аналогичного механизма в РФ позволит не только сократить расходы на производство различных изделий за счет экономии энергоресурсов и сырья, но и будет способствовать сокращению площади свалок, так как стекло — один из наиболее долго разлагающихся материалов. Что касается оборота пластиковой тары, то для нее, по мнению сенатора, необходим отдельный вывоз данного вида отходов, а также специальные контейнеры. По его словам, полимерные отходы перспективно использовать в качестве вторичных ресурсов для производства продукции технического назначения (полимерной пленки, погонажных изделий, оконных и дверных блоков, облицовочных плит и вагонки, полимерных водопроводных, канализационных и электротехнических труб, линолеума, тары, крепежа, мебельной и швейной фурнитуры, теплозвукоизоляционного материала).
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту, при отмене НДФЛ на доходы граждан от сдачи бытового пластика, стекла и металлолома появится возможность собирать больше стекла, пластика и металлолома, не прибегая к дополнительным расходам бюджетов всех уровней: более 4 млн 100 тыс. тонн металлолома, более 3 млн. тонн стекла и 3 млн 600 тыс. тонн пластика ежегодно. «Освобождение от НДФЛ доходов граждан при реализации пластика, стекла и металлолома приведет к значительному росту их собираемости, переработки и, как следствие увеличению поступлений в бюджет от налогов, взимаемых с реализации готовой продукции: вторичного и готового металла, металлопродукции, оборудования, машин, техники и так далее», — убежден автор документа.
Следует помнить, что предпринимательская деятельность – это деятельность систематичная, которая совершается не реже чем два раза в год. Так что единожды продавая металл вы можете не переживать об излишнем внимании со стороны налоговых служб.
Чтобы государственные службы смогли призвать к ответственности и забросать штрафами за нелегальную предпринимательскую деятельность, им сначала придётся доказать, что продавец лома систематически совершал сделки НЕ бытового товара, в ином случае третья ходка с советским утюгом не делает кого-то теневым предпринимателем.
Если лом изначально покупался для его дальнейшей продажи, и сделки были совершены два и более раза за год, тогда есть большая вероятность получить повестку в суд.
Вопрос о том, как часто можно сдавать черный и цветной металл без последствий, не так прост и имеет ряд «НО»:
если вы сдаете на металл единожды за календарный год – никаких проблем и предпринимательских налогообложений. НО если вы уже дважды и более раз за год были замечены за сдачей цветного или черного металлов, то есть два варианта не стать жертвой по незнанию:
Доказать, что продаваемый лом имеет бытовой характер (для физических лиц).
Является следствием производственных отходов (для юридических лиц).
Бытового характера металлолом можно сдавать и три и четыре, можно и пять раз попробовать, НО лучше не рисковать. Накопить за год всякого черного и цветного лома и пойти сдать. Как работает правило одного раза? – один раз в год можно сдать один холодильник или десять, и никто с вас не спросит за незаконную деятельность.
Юридические лица могут не единожды за год сдавать лом, если он был получен в производственном порядке, как списанное оборудование или не подошедшее сырье, НО если предприниматель покупал сырье с целью его многоразовой дальнейшей реализации, то здесь штраф и конфискация лома неизбежны.
Если же вы хотите совершать частые продажи цветного и черного лома, тогда следует оформить лицензию, позволяющую законно проводить различные операции с металлом, чтобы избежать проблем с налоговыми службами, непомерными штрафами и полной конфискацией продукта предпринимательской деятельности.
Учреждение списало материалы и ОС, образовался металлолом. Металлолом реализован сторонней организации. Доходы от реализации металлолома, полученного в рамках приносящей доход деятельности, в федеральный бюджет не перечислялись. Какие бухгалтерские проводки необходимо сделать по проведенным операциям и как в бюджетном учете отражать реализацию металлолома? Какой порядок налогообложения данной операции? Отвечают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова Антонина и Кошелева Юлия.
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с бюджетным законодательством федеральное государственное учреждение обязано перечислить в доход федерального бюджета средства, полученные от реализации металлолома, после уплаты налогов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Контроль за полнотой и правильностью перечисления средств от реализации металлолома в доход федерального бюджета осуществляет Росимущество, выступающее от лица собственника имущества и выполняющее функции администратора соответствующего дохода.
Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ (п. 1 ст. 120 ГК РФ).
В соответствии со ст. 296 Гражданского кодекса имущество закреплено за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления. Это означает, что учреждения владеют, пользуются и распоряжаются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества (п. 1 ст. 298 ГК РФ).
От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 3 ст. 214, п. 1 ст. 125 ГК РФ). Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса).
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 (далее — Положение о Росимуществе), Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
В соответствии с п. 3 ст. 41 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, относятся к неналоговым доходам соответствующего бюджета. Согласно ст. 51 БК РФ доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности РФ, зачисляются в доход федерального бюджета по нормативу 100%.
Имущество, приобретенное за счет приносящей доход деятельности, также закреплено за учреждением на праве оперативного управления и является государственной собственностью. Соответственно, к такому имуществу применяются те же положения, что и к имуществу, приобретенному в рамках бюджетной деятельности.
Данный вывод подтверждается п. 3 постановления Правительства РФ от 10.02.2004 N 71 «О создании, реорганизации и ликвидации федеральных государственных учреждений». Согласно данному пункту федеральные органы исполнительной власти обязаны предусматривать в уставах федеральных государственных учреждений:
исчерпывающий перечень функций (видов деятельности), осуществляемых учреждением, а в случае предоставления права на осуществление приносящей доходы деятельности — исчерпывающий перечень видов такой деятельности;
порядок распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от приносящей доходы деятельности, который, в том числе, устанавливает обязанность учреждения представлять сведения о таком имуществе в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение реестра федерального имущества.
Кроме того, п. 8 части 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» (далее — Закон N 63-ФЗ), определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений и средств от иной приносящей доход деятельности, установлены группа и входящие в нее подгруппы доходов бюджетов для отражения операций с доходами, полученными от приносящей доход деятельности.
Согласно данному пункту доходами от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности являются:
доходы от собственности по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (КОСГУ 120);
рыночные продажи товаров и услуг (КОСГУ 130);
безвозмездные поступления от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (КОСГУ 180);
целевые отчисления от государственных и муниципальных лотерей (КОСГУ 180).
Иных доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в частности, доходов от реализации имущества (КОСГУ 410, 440) Законом N 63-ФЗ не предусмотрено.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы РФ, осуществляется администраторами доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ).
«Усы, лапы и хвост – вот мои документы!»
С таким набором Матроскину металлолом не сдать, а всё потому, что без паспорта гражданина РФ в этом деле трудно. Лазейки, конечно, есть, но незаконные. Использовать их чревато денежными потерями, штрафами всякими, а то и в статью о незаконной деятельности или мошенничестве влететь можно. Не то чтобы паспорт от этого 100% страхует, но его востребованность в этом деле дает призрачную надежду на то, что и вас на деньги не бросят, и дела какие противоправные не приплетут.
Если вы сдаете черный металл, то необходимы личный паспорт и в некоторых случаях документы на металл (автомобиль, рельсы и другие подозрительные предметы, которые могут вызвать мысли о незаконном присвоении чужого добра).
С цветным ломом процедура сдачи сложнее и заявление куда информативнее. Помимо ваших личных паспортных данных придется записать сведения о продаваемом металле: где взяли, подтверждение собственности и ваша подпись под каждым словом. Вот в этом деле врать – опасно.
В любом случае, данные акты и документы на куплю у вас металлолома в большей степени необходимы для урегулирования взаимоотношений между покупателем и государством. Первый будет демонстрировать свою деятельность, а второй следить за тем, чтобы налоги поступали и рельсы активные не воровали.К тому же у государства может возникнуть ряд вопросов, если вы за год продавали металлолом более двух раз.
Заполнение акта и персональных данных о продавце металлолома – важное доказательство надежности и честности покупателя. Но бывают случаи, когда наличие документов может оказаться делом неважным:
продавец лома, на момент совершения сделки, еще не достиг 14 лет. Также с 14 до 18 молодой гражданин должен иметь разрешение родителей (опекунов) на продажу лома. В противном случае сделка не может считаться законной,
покупатель договаривается с продавцом словестно, без актов, забирая лом с большой скидкой (о которой продавец даже может не подозревать) и оставляя при себе налоги,
продажа сомнительного лома, происхождение и собственность которого может находиться под вопросом. Такой товар могут продавать за чужим паспортом, поддельными данными или вовсе в теневую, договариваясь о приемлемой для обеих сторон цене,
продавец совершал сделку о купле-продаже лома более двух раз за год, тогда налоговые службы могут задать вопрос: «А почему вы всё ещё не предприниматель? Так положено законом…».
Если будет доказано, что покупатель металлолома использовал недействительные, чужие или поддельные документы, тогда его ожидает долгое и серьезное судебное разбирательство впоследствии с серьезными штрафами и административными взысканиями. А если удастся обвинить в мошенничестве, тогда помимо денег недобросовестный покупатель может потерять и парочку-другую лет вольной жизни.
Чтобы не попасть в канитель разбирательств, избежать возможных штрафов, настаивайте на заполнении акта о сдаче и приеме своего цветного или черного металлолома. Это недолгая процедура, которая обезопасит вас, сохранит чистоту совести и честное имя покупателя.
Частное лицо вправе сдавать металлические отходы исходя из ст. 13.1 ФЗ РФ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления». Налог на доход в России установлен на законодательном уровне. Какое количество металлолома удастся сдать в течение года без уплаты налога в России, разъясняют ст. 217 и 220 Кодекса.
Полученные деньги от сбыта металлолома являются доходом. Пошлину на сдачу лома платить придется. Поводом для удержания/исчисления выступают такие случаи:
нахождение имущества во владении меньше 3 лет;
суммарный доход в течение года составил свыше 250 тыс. руб.
Оплату необходимо произвести в году, следующем за отчетным.
Реализация металлолома: всегда ли нужна лицензия для применения льготы по НДС
О пошлине касательно сдачи металлолома физлицом можно узнать из ст. 217 и 218 НК РФ. Выплата НДФЛ производится в том случае, когда невозможно подтвердить факт пользования от 3 лет. Таким образом, НДФЛ не нужно платить в следующих ситуациях:
продавец не является резидентом России;
право на имущество доказано документально (наличие чеков, договоров отчуждения, актов приема-передачи);
пользование от 3 лет.
Реализация лома и отходов черных/цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов, а также шкуры животных в 2021 году облагаются налогом на добавленную стоимость. Разберемся, как считать НДС на металлолом в 2021 году и приведем разъяснения.
Активировать пробный доступ к журналу «РНК» или подписаться со скидкой
Компаниям, которые покупают и продают лом и отходы черных и цветных металлов, с 2018 года пришлось по-новому организовать работу. Продажа таких товаров стала облагаться НДС. Причем налог пришлось заплатить не продавцу, а покупателю. Это был эксперимент. В 2021 году действуют те же правила, и если эксперимент окажется успешным, чиновники распространят его на другие отрасли.
Когда продавец сам заплатит НДС
Продавец сам исчислит и заплатит НДС при реализации металлолома, если:
— продавец необоснованно поставил в договоре и первичке отметку «Без НДС»; — продавец утратил право на спецрежим или на освобождение от НДС; — покупатель — физлицо-непредприниматель; — металлолом экспортирован и обоснованность нулевой ставки не подтверждена.
Такой порядок следует из абзацев 7 и 8 пункта 8 статьи 161, пункта 3.1 статьи 166, пунктов 1 и 5 статьи 168 НК.
Как было. До 2018 года продавец металлолома был освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ. Для этого необходимо было соблюдать несколько условий:
наличие лицензии
реализация металлолома осуществляется на территории Российской Федерации
Продавцы на спецрежиме указывают в первичке «Без налога (НДС)». Аналогичная ситуация, когда сделка не подпадает под НДС. Но если продавец поставит такую отметку неправомерно, он должен будет сам уплатить налог в бюджет.
В случае, если продавец является неплательщиком НДС или освобожден от уплаты налога на добавленную стоимость, то в договоре купли-продажи это должно быть указано в обязательном порядке. Цена должна быть указана с пометкой «Без налога (НДС)».
Если продавец не относится к плательщикам НДС, то обязанности налогового агента у покупателя не возникает. Таким образом, избежать уплаты налога и составления декларации по НДС в качестве налогового агента можно только, заключив договор с той компанией или индивидуальным предпринимателем, которые не являются плательщиками НДС (применяют УСН или другие специальные налоговые режимы).
Обязанность налогового агента возникает лишь по отношению к плательщикам налога на добавленную стоимость (п.8 ст. 161 НК РФ).
В случае, если продавец обманул покупателя и указал в договоре и первичной документации ложные сведения, то уплачивать НДС на металлолом в 2021 году должен продавец.
Совет редакции : перед любой сделкой обязательно проверьте партнера, даже если Вы с ним уже работали. Сделать это быстро можно в сервисе «РНК: проверка контрагентов».
Кроме вышеприведенного случая, законодательством предусмотрены и другие, когда обязанность по перечислению налога на добавленную стоимость сохраняется за продавцом:
продажа металлома физическим лицам
реализация металлома на экспорт
потеря права на применения специального налогового режима или освобождения от НДС
Приведем разъяснения в виде удобной таблицы, чтобы вы смогли быстрее разобраться в последстивях.
Изменение
Что поменять в работе
Риски, если проигнорировать изменение
Разъяснение
Сократили перечень необлагаемых операций (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ)
При продаже лома и отходов черных и цветных металлов теперь нужно начислять НДС. Но платить налог обязан покупатель, а не продавец. Именно покупатель считается налоговым агентом по таким операциям (п. 8 ст. 161 НК). Если вы продаете металлолом, с 2018 года в счете-фактуре делайте отметку «НДС исчисляется налоговым агентом»
Продавец переплатит НДС, если возьмет на себя обязанности по начислению налога. Покупатель занизит НДС, если не исполнит обязанности налогового агента. За это — штраф в размере 20% от неуплаченного налога (ст. 123 НК)
С 2018 года покупатель считается налоговым агентом по НДС еще по ряду операций. Это продажа сырых шкур животных, а также вторичного алюминия и его сплавов (п. 8 ст. 161 НК)
Теперь дадим разъяснения для покупателей по ведению учета. Налоговая база для расчета налога на добавленную стоимость определяется исходя из стоимости покупки товаров, то есть исходя из договорной стоимости с учетом НДС. С 1 января 2021 года вместо прежней ставки НДС 18% вводится новая ставка 20%. А вместо прежней расчетной ставки 18/118 вводится расчетная ставка 20/120. Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ ставка 20/120 применяется к налоговой базе, которая содержит в себе НДС. Следовательно, при стоимости товара 240 руб., 40 руб. – это НДС.
Пример.
Налоговый агент должен удержать налог на добавленную стоимость из денежных средств, перечисляемых в счет предстоящих поставок поставщику металлолома, даже если это аванс.
Момент определения налоговой базы для налоговых агентов производится на одну из наиболее ранних дат:
день отгрузки
день оплаты/частичной оплаты
В настоящий момент порядок исчисления НДС у налоговых агентов, указанных в п. 8 ст. 161 НК РФ, не закреплен в Налоговом кодексе РФ, поэтому полагаем, что он будет идентичен порядку, установленному для налоговых агентов, указанных в п. 5 ст. 161 НК РФ. Следовательно, если моментом определения налоговой базы у налогового агента является день оплаты/частичной оплаты предстоящих поставок, то на день отгрузки в счет оплаты/частичной оплаты момент определения налоговой базы возникнет вновь. Нет оплаты — момент определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость возникнет только на одну дату и это будет дата отгрузки.
Если налоговый агент использует металлом в деятельности, которая облагается налогом на добавленную стоимость, то НДС, уплачиваемый в качестве налогового агента, можно заявить к вычету. Если по каким-либо причинам цена сделки изменилась или поменялось количество металлома в первичной документации сумма налога на добавленную стоимость необходимо откорректировать.
Общая формула расчета задолженности по налогу на добавленную стоимость перед бюджетом определяется следующим образом: НДС продавца + восстановленный НДС — НДС к вычету.
По итогам каждого налогового периода покупатель, являющийся налоговым агентом должен представить в налоговую инспекцию по месту своего учета декларацию. Бланк декларации по НДС утвержден Приказом ФНС России от 29 октября 2014 года № ММВ-7-3/[email protected] Срок — не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Таким образом, отчетными датами являются: 25 апреля, 25 июля, 25 октября, 25 января. Внимательно изучите особенности заполнения декларации покупателем
Как заполнить декларацию по НДС по металлолому
Данные из счета-фактуры покупатель перенесет в книгу продаж. Стоимость товара без НДС из графы 5 счета-фактуры он впишет в графу 14 книги продаж. Эту сумму надо увеличить на 20 процентов и вписать стоимость товаров с НДС в графу 13б.
Затем умножьте показатель на расчетную ставку 20/120 и впишите НДС в графу 17 книги продаж. Исчислите НДС, даже если применяете специальный режим либо освобождены от НДС по статье 145 НК.
Если покупатель работает на общем режиме и товар принят к учету, счет-фактуру он одновременно регистрирует в книге покупок, чтобы принять налог к вычету (п. 9 ст. 172 НК). А вот компании на спецрежиме такой вычет сделать не смогут. Ведь они не признаются плательщиками НДС.
При регистрации счетов-фактур надо указывать новые коды вида операций. Рекомендуемые ФНС коды операций при регистрации счетов-фактур при реализации лома
VIDEO
Согласно правилами заполнения платежных поручений, утвержденных Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н должны быть заполнены следующее поля платежного поручения:
«Статус плательщика» (поле 101) — НДС уплачивает компания или индивидуальный предприниматель как налоговый агент — код «02»
«ИНН плательщика» (поле 60)
«КПП плательщика» (поле 102) — Индивидуальный предприниматель ставит «0», компания – свой КПП.
«Плательщик» (поле 8) — краткое наименование налогового агента
«ИНН получателя» (поле 61) — ИНН той налоговой инспекции, куда налоговый агент перечисляет налог на добавленную стоимость
«КПП получателя» (поле 103) — КПП той налоговой инспекции, куда налоговый агент отправляет налог на добавленную стоимость
«Получатель» (поле 16) — налоговая инспекция, в которую перечисляется налог на добавленную стоимость. Поле заполняется следующим образом: «УФК по г. Москве (ИФНС № 7 по г. Москве)». Указать только номер ИФНС нельзя. Например: «ИФНС № 7».
«Очередность платежа» (поле 21) — код «5», в особых случаях «3»
«ОКТМО» (поле 105) — код согласно Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований. Для компаний – код по месту нахождения, а для индивидуальных предпринимателей – по месту жительства.
«Основание платежа» (поле 106) — текущий платеж «ТП.
«Период, за который уплачивается налог/взнос» (поле 107) — при уплате НДС в качестве налогового агента в поле 107 необходимо поставить дату выплаты денежных средств контрагенту.
«Номер документа» (поле 108) — указывается «0» (т.к. в поле 106 «ТП»)
«Дата документа» (поле 109) — указывается «0» (т.к. в поле 106 «ТП»)
«Тип платежа» (поле 110) — «0».
«Назначение платежа» (поле 24) — налог на добавленную стоимость, удержанный налоговым агентом со стоимости товара (наименование) у организации по договору от « » _______20__ года, № __
За неисполнение обязанностей налогового агента (НДС на металлолом не удержан и не перечислен в бюджет) на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя накладывается штраф согласно ст. 123 НК РФ.
Размер штрафа составляет 20% от суммы неуплаченного в бюджет налога на добавленную стоимость.
Помимо штрафа, налоговая инспекция потребует уплатить также и ту сумму НДС, которая была не уплачена.
> > Начисление согласно Договору и Акту выполненных работ (услуг): Дебет 1 401 20 226 «Расходы текущего финансового года на прочие работы, услуги», 1 109 00 226 «Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг» Кредит 1 302 26 730 «Расчеты Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам». 2. Перечисление: Дебет 1 302 26 830
«Уменьшение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
Кредит 1 304 05 226 «Расчеты по платежам из бюджета с финансовым органом по прочим работам, услугам».
Для учета доходов от реализации металлолома применяйте код дохода 440. ОбоснованиеКак оформить и учесть списание основных средств Как учесть сдачу металлолома, полученного при ликвидации основного средства В учете бюджетных учреждений: Бюджетные учреждения без согласия учредителя или собственника не вправе реализовать матзапасы, если они включены в состав ОЦДИ или сделка признается крупной.
С 2021 года будет действовать новый порядок применения КОСГУ. Минфин подготовил таблицу, в которой сравнил КОСГУ-2018 и КОСГУ-2021.
Сопоставительная таблица порядка применения классификации операций сектора государственного управления, установленного приказом Минфина от 01.07.2013 г. № 65н (2018 г.), и порядка применения классификации операций сектора государственнного управления, установленного приказом Минфина от 29.11.2017 № 209н (2021 г.)КОСГУ 2021 (65н)КОСГУ 2021 (209н) Группа 100 Доходы 9. Группа 100 «Доходы» детализируется статьями КОСГУ: Данная группа детализирована статьями КОСГУ 110 — 180, в рамках которых группируются операции, относящиеся к доходам.
110 «Налоговые доходы и таможенные платежи»; 120 «Доходы от собственности»; 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат»; 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба»; 150 «Безвозмездные денежные поступления»; 160 «Страховые взносы на обязательное социальное страхование»; 170 «Доходы от операций с активами (кроме операций по переоценке средств в иностранной валюте)»; 180 «Прочие доходы»; 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления».
Операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по налогу на добавленную стоимость и налогу на прибыль организаций отражаются по соответствующей подстатье КОСГУ (131 «Доходы от оказания платных услуг (работ)» или 189 «Иные доходы») в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики. Операции налогоплательщиков — государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений по начислению налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, по начислению налога на добавленную стоимость по доходам от произведенных продаж, выполненных работ, оказанных услуг, облагаемых в соответствии с законодательством о налогах и сборах налогом на добавленную стоимость и по начислению налога на прибыль организаций,
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.
Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Вопрос: Мы, жители села, ежегодно сдаем металлолом из личного хозяйства в приемные пункты. Это отходы кровли, старые корыта, ведра и т.д. Набирается ежегодно сумма от 2000 до 6000 руб. Межрайонная ИФНС каждый год с нас удерживает 13% подоходного налога. Когда мы говорим про налоги другим сдатчикам металлолома с других районов, они не верят, говорят, налог должны удерживать с суммы более 250000 рублей. Это подтверждают и приемщики на пунктах приема.
Просим разъяснить порядок обложения налогом на доходы физических лиц дохода, полученного от сдачи металлолома.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц дохода, полученного от сдачи металлолома, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 210 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 Кодекса.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 220 Кодекса налогоплательщик при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц имеет право на получение имущественных налоговых вычетов, в частности, в суммах, полученных в налоговом периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250000 рублей.
Таким образом, налоговая база по доходам, полученным физическим лицом от продажи личного имущества (металлолома), находящегося в собственности такого лица менее трех лет, определяется с учетом имущественного налогового вычета в сумме 250000 рублей.
При этом в соответствии с пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, за соответствующий налоговый период от продажи, в частности, иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три года и более, освобождаются от обложения налогом на доходы физических лиц.
Для освобождения от обложения налогом на доходы физических лиц дохода, полученного от продажи личного имущества (металлолома) у налогоплательщика должны быть документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы, свидетельствующие о нахождении данного имущества в его собственности три года и более. Основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте по форме согласно приложению N 1 (пункт 10 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.05.2001 N 369).
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 228 Кодекса и пунктом 1 статьи 229 Кодекса установлено, что физические лица, получающие доход от продажи имущества, принадлежащего этим лицам на праве собственности, и имущественных прав, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат налогообложению, обязаны самостоятельно исчислить налог на доходы физических лиц с таких доходов, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию и в установленные сроки уплатить исчисленный налог в соответствующий бюджет.
Таким образом, на физических лиц, получивших доход от продажи имущества (металлолома), принадлежащего этим лицам на праве собственности, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 17.1 статьи 217 Кодекса, возлагается обязанность по исчислению и уплате налога на доходы физических лиц с сумм таких доходов, а также по представлению в налоговый орган по месту своего учета (жительства) налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц.
Заместитель директора Департамента
С.В. Разгулин
При определении базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, которые получены им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
При этом налогоплательщики имеют право на имущественные налоговые вычеты, в частности, в суммах, полученных от продажи иного имущества, находившегося в собственности менее 3 лет, но не более 250 тыс. руб.
Таким образом, налоговая база по доходам, полученным физлицом от продажи личного имущества (металлолома), находящегося в собственности менее 3 лет, определяется с учетом вычета в сумме 250 тыс. руб.
При этом если имущество находилось в собственности физлица — налогового резидента России 3 года и более, то доходы от его продажи освобождаются от НДФЛ.
Чтобы получить освобождение от НДФЛ, у налогоплательщика должны быть документы, подтверждающие основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы, свидетельствующие о нахождении данного имущества в его собственности 3 года и более. Основания возникновения права собственности на сдаваемый лом и отходы фиксируются в приемо-сдаточном акте.
Таким образом, физлица, получающие доход от продажи имущества (металлолома), находившегося в собственности, за исключением случаев, когда такое имущество принадлежало им 3 года и более, обязаны самостоятельно исчислить НДФЛ, представить налоговую декларацию и уплатить налог.
Вконтакте
Facebook
Google+
Одноклассники
Похожие записи: