Аттестация воспитателя на соответствие занимаемой должности 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Аттестация воспитателя на соответствие занимаемой должности 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Статья 49 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 говорит, что проведение оценки профессиональных качеств педагога — это обязательное мероприятие. Аттестационная комиссия на соответствие занимаемой должности ждет каждого работника раз в пять лет. Для сравнения, получение категории — это право, а не обязанность учителя. Соответствующую оценку в этом случае он проходит добровольно.

Процедура аттестации на соответствие занимаемой должности регламентируется Приказами Министерства образования:

  • для учителей — Приказ № 276 от 07.04.2014;
  • для вузовских преподавателей — Приказ № 293 от 30.03.2015.

В дошкольном учреждении аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя проходит по тому же принципу, что и для школьного учителя.

В ходе анализа деятельности педагога:

  • выявляют уровень его квалификации;
  • оценивают качество работы сотрудника и ее эффективности;
  • измеряют его потенциал и определение перспектив развития;
  • подтверждают, что он отвечает требованиям ФГОС;
  • для работников высшего образования определяют личный вклад в преподавание дисциплины.

Еще одним вопросом, который решает аттестация на соответствие занимаемой должности учителя, является определение справедливого вознаграждения. Хотя в большей степени она реализуется при присвоении квалификационной категории.

Документы на соответствие занимаемой должности учителя можно разделить на две группы. Первая служит для организации самой процедуры (документацию готовит администрация):

  • распорядительный акт (приказ) о созыве аттестационной комиссии;
  • график проведения мероприятия, с которым работников знакомят под подпись за 30 дней;
  • аттестационный лист;
  • представление сотрудника, вносимое работодателем;
  • акт ознакомления с представлением.

Часть 22 Приказа № 276 освобождает от процедуры ряд лиц:

  • проработавших на одном месте менее двух лет;
  • имеющих квалификационную категорию;
  • беременных и декретниц;
  • отсутствовавших по болезни дольше четырех месяцев.

Все остальные отказаться от прохождения аттестации не имеют права. Это будет нарушением трудовой дисциплины и повлечет последствия в виде дисциплинарного взыскания по статье 192 ТК РФ.


Аттестация воспитателей: кто проходит, порядок проведения, периодичность

Когда мы говорим о прохождении данного испытания, важно подчеркнуть, что речь идет лишь об аттестации старших воспитателей ДОУ. А вот аттестации младших воспитателей (или, как раньше говорили, нянечек) как таковой не существует. Почему так? Причина очень простая. Проходить проверку полагается специалистам, указанным во 2-м пункте 1-го раздела номенклатуры должностей педработников, перечисленных в 678-м постановлении правительства от 8 августа 2013 года. Должности младшего воспитателя, равно как и должности помощника воспитателя, в этом перечне нет. Эти специалисты относятся к учебно-вспомогательному персоналу, что и отмечено в приказе Минздравсоцразвития № 761н от 26 августа 2010 года об утверждении единого квалификационного справочника должностей (нужный список можно отыскать в разделе, посвященном характеристикам должностей в сфере образования).

Существует два вида такой проверки.

Вот это уже дело добровольное. Достаточно лишь заявления от педагога, которое даже не нужно согласовывать с начальством. Однако есть нюансы. Аттестационная комиссия может отказать в просьбе, если человек:

  • претендует на получение высшей квалификации, не имея еще даже первой категории. То есть следует понимать, что при прохождении аттестации воспитателем в первый раз категорию могут дать максимум первую, но не высшую;
  • подает заявку на высшую категорию, хотя первый разряд получил меньше двух лет назад;
  • просит о присвоении квалификации, притом что аттестационная комиссия уже отказывала ему в этом меньше года назад.

Все остальные доводы не могут стать причиной для отказа в приеме заявления. То есть претендовать на получение категории могут и те, кто:

  • находится в отпуске по уходу за ребенком;
  • буквально вчера начал работать непосредственно в детском саду.

Дата испытания для каждого педагога назначается индивидуально. Он может лично присутствовать на обсуждении комиссией своего портфолио и в момент принятия решения. В ином случае заседание проводится в отсутствие педработника. С момента проверки и до принятия окончательного решения должно пройти не более двух месяцев. То есть при повторной аттестации имеет смысл подавать заявление за три-четыре месяца до истечения срока действия имеющейся категории.

Полученная категория дается на пять лет, и информация о ее присвоении конкретному специалисту обязательно должна быть размещена на сайте местного управления образования. Начиная со дня получения квалификации педагог имеет право на повышенную оплату своего труда. Важно, что при увольнении работника полученная им категория сохраняется.

  • базового оклада (за 18 часов в неделю);
  • доплат за расширенный объем работы (дополнительные часы, внеклассная работа, классное руководство и др.);
  • стимулирующих выплат (за высокие показатели, применение передовых образовательных методик и за другие особые заслуги).

Согласно президентским майским указам 2012 года, зарплаты педагогов среднего образования власти должны были довести до уровня средней зарплаты по регионам уже к 2018 году. На самом деле выполнение данного распоряжения по всем регионам прошло неравномерно. Но после выхода указа главы государства в мае 2019 года произошли некоторые корректировки. Они касаются мер по совершенствованию алгоритма расчета заработных плат работникам бюджетного сектора. Согласно решениям, принятым во исполнение этого распорядительного документа, повышение зарплаты учителям в 2020 году будет происходить также с 1 января, но уже по схеме «размер годовой инфляции + 2 %». Отчетное время для проверки исполнения указа тоже названо – это будет апрель 2020 года.

  1. Базового оклада (за 18 часов в неделю);

  2. Доплат за расширенный объем работы (дополнительные часы, внеклассная работа, классное руководство и др.);

  3. Стимулирующих выплат (за высокие показатели, применение передовых образовательных методик и за другие особые заслуги).

Ввиду того, что финансирование образования – дело регионального бюджета, получается, что в разных регионах эта задача решается неодинаково. Определение размера базовой ставки оклада педагога целиком находится в компетенции региональных законодателей, хотя назначение ее происходит на основе рекомендаций органов федерального уровня.

Ввиду того, что финансирование образования – дело регионального бюджета, получается, что в разных регионах эта задача решается неодинаково. Определение размера базовой ставки оклада педагога целиком находится в компетенции региональных законодателей, хотя назначение ее происходит на основе рекомендаций органов федерального уровня.

  • Ввиду того, что финансирование образования – дело регионального бюджета, получается, что в разных регионах эта задача решается неодинаково. Определение размера базовой ставки оклада педагога целиком находится в компетенции региональных законодателей, хотя назначение ее происходит на основе рекомендаций органов федерального уровня.

  • Сегодня, в условиях пандемии, активность в виртуальном пространстве только растет. И в социальных сетях все сильнее размываются грани между личной сферой и деловой. Острее становится вопрос о влиянии поведения в соцмедиа на личный бренд. Особенно он важен для людей публичных профессий, к которым также относится профессия педагога.

    Как же вести себя педагогу в социальных сетях? Стоит ли добавлять в друзья своих учеников, размещать свои фотографии в купальнике и рассуждать об острых политических ситуациях? Узнайте мнение эксперта и учителей из разных стран.

    На __________________________________________________________________________,

    (Ф.И.О. педагогического работника)

    ____________________________________________________________________________

    (должность)

    Дата заключения трудового договора* ________________________________________________

    *по данной должности

    Сведения об аттестуемом:

    Образование _______________________________________________________________________

    _____________________________________________________________________________.

    (какое образовательное учреждение окончил, полученная специальность и квалификация, год окончания)

    Дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности

    __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Результаты предыдущей аттестации **__________________________________________________

    **в случае проведения

    Оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности, выполнение трудовых обязанностей (в соответствии с трудовым договором): _________________

    _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Является/не является членом первичной профсоюзной организации __________________

    (нужное подчеркнуть)

    ________________________________________________________ с ______г. по настоящее время.

    (наименование первичной профсоюзной организации)

    «______»_______________ 20___ г.

    Подпись работодателя

    должность подпись расшифровка подписи

    (М.П.)

    С представлением ознакомлен(а) _________________________________________________

    (подпись, дата)

    Информации о переносе сроков внедрения новой системы пока немного. Например, приказ Министерства образования об утверждении «дорожной карты» по введению НСУР не изменился – в справочных системах он отображается как действующий, но даты в нем те же (то есть, до ноября 2020 года должны создать базу с данными о компетенциях учителей.

    Желание чиновников побыстрее внедрить новую систему подтверждается еще и тем фактом, что в апреле этого года (когда все школы были уже закрыты и переведены на дистанционное обучение), заместитель профильного комитета Госдумы депутат Любовь Духанина раскритиковала действующую систему аттестации – по данным ОНФ, только 17% учителей считают, что ее результаты объективны.

    Но вскоре в Министерстве просвещения вышел приказ, которым сроки действия аттестации педагогов продлеваются. Это касается тех, чей срок действия аттестации истекает с 1 апреля по 1 сентября 2020 года – для них срок продлен до 31 декабря. Но сделано это было лишь для того, чтобы педагоги с истекающим сроком аттестации не потеряли доплаты за категорию, пока не могут пройти ее из-за карантинных мер.

    Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.

    Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.

    И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».

    Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.

    Правда, до 1 ноября правительство будет только собирать отзывы о предложении, так что внедрение новой системы может тоже затянуться до следующего учебного года.

    Аттестацию педагогов перенесли. Но почему коллеги рекомендуют ее пройти сейчас?

    Я учитель со стажем, “Учитель года”, имею много премий и дипломов, могу ли я сразу идти на высшую категорию?

    Нет, не можете. В приказе о порядке аттестации сказано, что высшую категорию может получить педагог, у которого уже есть первая категория. Педагог с первой категорией через два года после её получения может подать заявление на получение высшей категории.

    Могу ли я отказаться от аттестации? Методист пугает увольнением.

    Если педагог не соответствует занимаемой должности, то руководитель может его уволить. Но не обязан этого делать: иногда работнику предлагают пройти повышение квалификации или переподготовку, а затем пройти аттестацию снова.

    Кого работодатель не имеет право увольнять, даже если аттестация не пройдена?

    • Женщин с детьми до 3 лет

    • Одиноких матерей с детьми до 14 лет

    • Одиноких матерей с детьми-инвалидами до 18 лет

    • Тех, кто воспитывает детей без участия матери

    Основной задачей аттестации воспитателей является определение квалификационного уровня педагога и его материальное стимулирование за достигнутые успехи в работе (п. 3 гл. 1 ФЗ № 273 от 29.12.2012). Получают награду за знания и умения педагоги, которым по результатам оценки знаний была присвоена соответствующая категория. Регламентируется процедура приказом Минобразования № 276 от 07.04.2014, законом 273-ФЗ от 29.12.2012 и др.

    С 2019 года в нашей стране идет эксперимент в сфере педагогики. Протоколом Президиума Совета при президенте РФ от 24.12.2018 утвержден паспорт нацпроекта «Образование».

    Проект предполагает изменить подход к тому, как проходит аттестация воспитателей. Он устанавливает повышение профессионального мастерства в процессе непрерывного образования и прохождение на добровольных основах независимой оценки профквалификации. Для этого в стране по распоряжению Минпросвещения от 17.12.2019 № Р-140 создают структуру центров двух видов:

    • для непрерывного обучения педагогических работников (ЦНППМ);
    • для оценки профессионализма и уровня квалификации (ЦОК).

    Документ предлагает отказаться от действующей системы и перейти на единый профессиональный экзамен. Общероссийский народный фронт подчеркивают требование о том, чтобы экзамен соответствовал положениям профстандарта педагога и федеральным стандартам общего образования.

    Предполагается, что проверки воспитателей по новым правилам начнут проводить с 2020 года. Периодичность и разделение процедуры на обязательную и добровольную сохранятся.

    В настоящее время существуют два вида аттестации:

    1. Обязательная. Проводится для подтверждения соответствия занимаемой должности не реже одного раза в пять лет. В соответствии с порядком проведения процедуры, от нее освобождаются некоторые работники. О них мы расскажем далее.
    2. Добровольная. Такая проверка проводится для установления квалификационного уровня. Обычно назначается по просьбе самого воспитателя, желающего повысить свою квалификацию. Проводят ее по истечении двух лет с момента присвоения предыдущей квалификации. Два года — срок, предусмотренный для высшей категории. При установлении первой категории заявление представляют вне зависимости от срока работы в учреждении (п. 29 приказа № 276). Если в проверке отказано, повторную заявку подают через год после отказа.

    Если квалификация не подтверждена в положенные сроки, она аннулируется. В таком случае педагог, имеющий первую категорию, подает заявку для получения первой. Если у сотрудника была высшая, то она аннулируется. Работник в дальнейшем подает заявление о присвоении высшей категории.

    Ранее принятое правило, по которому за сотрудником, отработавшим 20 лет по профессии, закреплялась высшая пожизненно, отменено. Теперь подтверждают свою квалификацию и проходят проверку каждые пять лет.

    Зачастую основанием для проведения является заявление на высшую категорию воспитателя ДОУ (2020 год) по ФГОС (или на первую). Документ составляется по установленному образцу. В правом верхнем углу указываются аттестационная комиссия, в которую направляется заявка, и ее адрес. Вписываются данные заявителя: Ф.И.О., должность, адрес, телефон, адрес электронной почты. Желательно указать все контактные данные.

    Далее посередине строки пишется название документа и цель. Например: «Заявление о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории».

    Затем идет сам текст заявки на аттестацию воспитателя, в которой указывают:

    • просьбу об аттестации на выбранную категорию;
    • информацию о квалификации и сроке ее действия;
    • основания для присвоения;
    • сведения о заявителе. Данные об образовании, общий педагогический стаж, стаж работы на последнем месте. Если работник имеет грамоты, документы о прохождении курсов повышения квалификации, их все желательно отразить, приложив подтверждающие документы.

    Составляя заявление, особое внимание уделяют педагогическим достижениям воспитателя. Например, использование инноваций на занятиях, методические разработки, использование мультимедийных презентаций. К заявлению прикладывают примеры таких разработок. Они будут показывать уровень компетентности педагога.

    Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя показывает уровень квалификации педагога. В ней указывают все достижения за время работы или время, пройденное между аттестациями на квалификацию.

    В аналитический отчет воспитателя на первую категорию (образец) по ФГОС входят следующие разделы:

    • аннотация;
    • аналитическая часть;
    • проектная часть;
    • заключение;
    • приложения.

    В шапке аналитическая справка для аттестации, на первую категорию воспитателя, например, содержит данные о заявителе:

    • Ф.И.О.;
    • данные об образовании;
    • общий стаж;
    • стаж работы воспитателем;
    • стаж в учреждении, которое направило на аттестацию;
    • уровень квалификации (категория) в настоящее время.

    Далее в обязательном порядке заполняется каждый пункт документа:

    1. Цели и задачи деятельности педагога.
    2. Анализ результатов педагогической деятельности.
    3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
    4. Данные о профессиональной деятельности педагога. Сюда входит информация о составе группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
    5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности.
    6. Положительные отзывы о педагогической деятельности воспитателя со стороны родителей воспитанников.
    7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья детей и профилактику здорового образа жизни.
    8. Данные об обучении педагога, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
    9. Если были публикации по воспитанию и обучению детей и другие материалы, связанные с профессиональной деятельностью, их тоже следует указать.
    10. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.
    11. Дата и личная подпись заявителя.

    Следует отметить, что эти данные будут подвергаться тщательной проверке со стороны комиссии.

    Этот документ — своеобразный самоанализ педагога для такого процесса, как аттестация воспитателей на первую категорию в 2020 году. Не стоит упоминать, что все данные, указанные в документе, являются достоверными и подтверждаются дополнительно приложенными официальными бумагами.

    Отныне желание сотрудника и его стаж не влияют на необходимость обязательной оценки. Если он по каким-либо причинам не прошел ее в установленный срок, то квалификационная категория теряется, а вместе с ней снимаются стимулирующие выплаты. Например, если работник утратил высшую категорию, позже он подает заявление на аттестацию на высшую категорию воспитателя (в 2020 году), чтобы восстановить ее.

    Программы Министерства образования по аттестации воспитателей нет в свободном доступе. Подготовку следует вести, опираясь на литературу, опыт коллег и собственные знания.

    Существуют работники, которые освобождаются от прохождения обязательной проверки и оценки знаний. Среди них:

    • сотрудники, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет;
    • беременные женщины;
    • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
    • сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
    • лица, отсутствовавшие на рабочем месте белее четырех месяцев по причине заболевания.

    Проверка знаний первых четырех групп сотрудников производится спустя два года после выхода на работу.

    ВАЖНО! Ранее двадцатилетний педагогический стаж являлся гарантией пожизненного сохранения второй категории. Теперь такая норма неактуальна.

    Обязательная оценка знаний включает в себя следующие этапы:

    1. Формирование комиссии. Она должна состоять из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии. В нее входят представители федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций, учебных учреждений и т. д. Принятие решения происходит в отсутствии экзаменуемого путем открытого голосования.
    2. Подготовка списка работников, подлежащих проверке, и составление графика оценивания.
    3. Подготовка представления на каждого экзаменуемого работника.
    4. Проведение проверки.
    5. Оформление результатов аттестации.

    Все воспитатели проходят добровольную оценку. Такая возможность заинтересует специалистов, настроенных на профессиональный рост и развитие.

    Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить знания в следующий раз он сможет через год.

    Каждый сотрудник при желании самостоятельно инициирует проверку своих знаний. Для этого достаточно подать заявление директору образовательного учреждения. В документе необходимо указать мотивы желания участвовать в испытаниях.

    Порядок проведения добровольной аттестации воспитателей на соответствие квалификации и оценки знаний включает этапы:

    1. Проверка заявления.
    2. Установление срока проверки. Ее продолжительность должна составлять не более 60 календарных дней от момента начала проведения до принятия решения.
    3. Письменное уведомление экзаменуемого о месте и времени проверки — производится в течение 30 дней после получения заявления.
    4. Оценка.
    5. Оформление результатов.

    2.1. Аттестацию педагогических работников осуществляет аттестационная комиссия, самостоятельно формируемая дошкольным образовательным учреждением.
    2.2. Формирование, структура и состав аттестационной комиссии
    2.2.1. Аттестационная комиссия создается распорядительным актом заведующего в составе председателя комиссии, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии и формируется из числа работников ДОУ, в котором работает педагогический работник, представителя выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа), представителей коллегиальных органов управления дошкольным образовательным учреждением.
    2.2.2. Заведующий дошкольным образовательным учреждением не может являться председателем аттестационной комиссии.
    2.2.3. Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемое аттестационной комиссией решение.
    2.2.4. Численный состав аттестационной комиссии – нечетное количество, но не менее 3 человек.
    2.2.5. Персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом заведующего дошкольным образовательным учреждением.
    2.2.6. Срок действия аттестационной комиссии составляет 1 год.
    2.2.7. Полномочия отдельных членов аттестационной комиссии могут быть досрочно прекращены приказом заведующего ДОУ по следующим основаниям:

    • невозможность выполнения обязанностей по состоянию здоровья;
    • увольнение члена аттестационной комиссии;
    • неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей члена аттестационной комиссии.

    2.3. Председатель аттестационной комиссии:

    • руководит деятельностью аттестационной комиссии дошкольного образовательного учреждения;
    • проводит заседания аттестационной комиссии;
    • распределяет обязанности между членами аттестационной комиссии;
    • определяет по согласованию с членами комиссии порядок рассмотрения вопросов;
    • организует работу членов аттестационной комиссии по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб аттестуемых работников, связанных с вопросами их аттестации;
    • подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии;
    • контролирует хранение и учет документов по аттестации;
    • осуществляет другие полномочия.

    2.4. В случае временного отсутствия (болезни, отпуска, командировки и других уважительных причин) председателя аттестационной комиссии ДОУ полномочия председателя комиссии по его поручению осуществляет заместитель председателя комиссии либо один из членов аттестационной комиссии.
    2.5. Заместитель председателя аттестационной комиссии ДОУ:

    • исполняет обязанности председателя в его отсутствие (отпуск, командировка и т.п.);
    • участвует в работе аттестационной комиссии;
    • проводит консультации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения;
    • рассматривает обращения и жалобы аттестуемых педагогов, связанные с вопросами их аттестации;
    • подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии;
    • осуществляет другие полномочия.

    2.6. Секретарь аттестационной комиссии ДОУ:

    • подчиняется непосредственно председателю аттестационной комиссии;
    • организует заседания аттестационной комиссии и сообщает членам комиссии о дате и повестке дня ее заседания;
    • осуществляет прием и регистрацию документов (представления, дополнительные собственные сведения педагогических работников, заявления о несогласии с представлением);
    • ведет и оформляет протоколы заседаний аттестационной комиссии дошкольного образовательного учреждения;
    • обеспечивает оформление выписок из протокола заседания аттестационной комиссии;
    • участвует в решении конфликтных ситуаций, связанных с аттестацией педагогов, а при наличии неразрешимого спора или конфликта рекомендует участникам обратиться в специальную комиссию, осуществляющую деятельность согласно Положению о комиссии по урегулированию споров в ДОУ;
    • обеспечивает хранение и учёт документов по аттестации педагогических работников;
    • подписывает протоколы заседаний аттестационной комиссии, выписки из протокола;
    • осуществляет другие полномочия.

    2.7. Члены аттестационной комиссии:

    • участвуют в работе аттестационной комиссии;
    • подписывают протоколы заседаний аттестационной комиссии дошкольного образовательного учреждения.

    3.1. Заседания аттестационной комиссии проводятся в соответствии с графиком аттестации, утвержденным заведующим дошкольным образовательным учреждением.
    3.2. Заседание считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов комиссии.
    3.3. Подготовка к аттестации
    3.3.1. Решение о проведении аттестации педагогических работников ДОУ принимается заведующим. Заведующий издает соответствующий распорядительный акт, включающий в себя список сотрудников, подлежащих аттестации, график проведения аттестации и доводит его под роспись до сведения каждого аттестуемого не менее чем за 30 дней до начала аттестации.
    3.3.2. В графике проведения аттестации указываются:

    • ФИО педагогического работника, подлежащего аттестации;
    • должность педагогического работника;
    • дата и время проведения аттестации;
    • дата направления представления заведующего в аттестационную комиссию.

    3.4. Представление заведующего
    3.4.1. Проведение аттестации педагогических работников осуществляется на основании представления заведующего в аттестационную комиссию.
    3.4.2. В представлении заведующего ДОУ должны содержаться следующие сведения о педагогическом работнике:

    • фамилия, имя, отчество;
    • наименование должности на дату проведения аттестации;
    • дата заключения по этой должности трудового договора;
    • уровень образования и квалификация по направлению подготовки;
    • информация о прохождении повышения квалификации;
    • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
    • мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе квалификационной характеристики по занимаемой должности и (или) профессиональных стандартов, в том числе в случаях, когда высшее или среднее профессиональное образование педагогов не соответствует профилю преподаваемого предмета либо профилю педагогической деятельности в ДОУ, участия в деятельности методических объединений и иных формах методической работы.

    4.1. Педагогический работник дошкольного образовательного учреждения должен лично присутствовать при его аттестации на заседании аттестационной комиссии.
    4.2. В случае невозможности присутствия работника в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся соответствующие изменения.
    4.3. При неявке педагогического работника на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие.
    4.4. Оценка деятельности аттестуемого лица
    4.4.1. Аттестационная комиссия ДОУ рассматривает сведения о педагогическом работнике, содержащиеся в представлении заведующего, заявление аттестуемого с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением заведующего, а также дает оценку соответствия педагогического работника квалификационным требованиям по занимаемой должности.
    4.4.2. Обсуждение профессиональных и личностных качеств педагогического работника применительно к его должностным обязанностям и полномочиям должно быть объективным и доброжелательным.
    4.4.3. Оценка деятельности педагога основывается на его соответствии квалификационным требованиям по занимаемой должности, определении его участия в решении поставленных перед ДОУ задач, сложности выполняемой им работы, ее результативности. При этом должны учитываться профессиональные знания педагогического работника, опыт работы, повышение квалификации и переподготовка.
    4.4.4. Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать педагогическому работнику вопросы, связанные с выполнением должностных обязанностей.
    4.4.5. Секретарь аттестационной комиссии дошкольного образовательного учреждения ведет протокол заседания аттестационной комиссии (далее – протокол), в котором фиксирует ее решения и результаты голосования.
    4.4.6. Протокол заседания аттестационной комиссии подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится у заведующего дошкольным образовательным учреждением.
    4.5. Аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемой должности не проходят следующие педагогические работники:

    • педагогические работники, имеющие квалификационные категории;
    • педагоги, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
    • беременные женщины;
    • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
    • лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
    • лица, отсутствовавшие в ДОУ более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

    4.6. Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, а также педагогических работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков. Аттестация педагогических работников, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

    5.1. По результатам аттестации педагогического работника ДОУ аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

    • соответствует занимаемой должности (указывается должность работника);
    • соответствует занимаемой должности (указывается должность работника) при условии прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации;
    • не соответствует занимаемой должности (указывается должность работника).

    6.1. Аттестационная комиссия готовит итоговый отчет по форме, установленной дошкольным образовательным учреждением.
    6.2. После проведения аттестации педагогических работников издается приказ по ДОУ, в котором рассматриваются результаты аттестации, утверждается план мероприятий, направленных на улучшение эффективности работы педагогических работников дошкольного образовательного учреждения, выполнение предложений работников, поступивших в ходе аттестации.

    Положение об аттестации и аттестационной комиссии ДОУ

    7.1. Аттестационная комиссия ДОУ несет ответственность:

    • за принятие обоснованного решения по результатам аттестации деятельности педагогического работника в соответствии с занимаемой должностью;
    • за внимательное изучение и анализ всей представленной документации для проведения аттестации, содействие максимальной достоверности экспертизы;
    • за строгое соответствие порядку проведения аттестации педагогических работников дошкольного образовательного учреждения;
    • за создание благоприятных условий для педагогических работников, проходящих аттестацию;
    • за строгое соблюдение конфиденциальности полученной информации, нераспространение персональных данных в соответствии с Положением о защите персональных данных работников ДОУ.

    Порядок проведения проверки прописан в Приказе Минобразования №276 от 07.04.2014. За все годы, которые действует регламент, в него не вносили ни одного изменения. Документ предполагает два вида контроля — обязательный на соответствие должности и добровольный — для получения квалификационной категории. Разберемся в каждом из них.

    В целях профессионального роста и уровня заработной платы, педагог детсада вправе узнать, что нужно для аттестации воспитателя на первую категорию, подготовиться и пройти испытание для повышения профессионального уровня. После того как человек получит первую категорию, он вправе самостоятельно подать заявку на присвоение ему высшей квалификации.

    Этапы добровольной проверки включают в себя:

    1. Проверка поданного заявления.
    2. Назначение срока прохождения испытания. Срок проверки не должен превышать 60 дней с момента начала проведения до момента принятия решения.
    3. Письменное уведомление заявителя о времени и месте проведения проверки. Уведомление направляется в срок до 30 дней.
    4. Оценка испытуемого.
    5. Оформление результатов проверки.

    Срок действия категории составляет 5 лет. Отправлять запрос на проверку профессиональных знаний на высшую категорию разрешается по истечении 2 лет после получения предыдущего уровня. Если кандидату отказали в проведении аттестации, повторный запрос примут не ранее чем через год после отказа.

    Если педагогический работник успешно проходит аттестацию, то комиссия выносит решение о соответствии педагога требованиям, которые предъявляются к первой (высшей) категории. Присвоение квалификации происходит в тот же день, и зарплата по новому тарифу выплачивается со дня присвоения квалификации. Производится запись в трудовой книжке о присвоении соответствующей категории, но в этом случае не упоминается преподаваемый предмет.

    Если педагог не смог пройти аттестацию, комиссия выносит решение о несоответствии требованиям. Те, кто сдавал на первую категорию, остаются без нее и обязаны пройти проверку на соответствие занимаемой должности.

    Если же педагог сдавал на высшую категорию, то в случае неудачи у него остается первая до окончания срока ее действия. После окончания срока необходимо либо подтвердить первую категорию, либо аттестоваться на высшую.

    Решение аттестационной комиссии можно обжаловать согласно порядку аттестации педагогических работников. Заявление об обжаловании подают в комиссию по трудовым спорам при региональном органе образования либо в суд. Но помните: заявление в суд необходимо подавать до истечения 3 месяцев со дня, когда работник узнал о нарушении прав.

    ВАЖНО! В случае несвоевременного подтверждения категория аннулируется, однако, в связи с возникновением новой коронавирусной инфекции, Минпросвещения подготовило и издало приказ от 28.04.2020 № 193 — в соответствии с ним квалификационные категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, сроки действия которых заканчиваются в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, продлеваются до 31 декабря 2020 года.

    Что делать, если категорию аннулировали:

    • сотрудник, имевший первую категорию, подает заявление на аттестацию для получения первой категории и проходит в общем порядке процедуру;
    • если у педагогического работника была высшая категория, то необходимо подавать заявление либо на первую либо на высшую, категории не понижаются, они, как отмечено выше, отменяются при несвоевременном подтверждении.

    Квалификационные категории, присвоенные до 01.01.2011, остаются действительными на тот срок, на который присвоены. Но правило, в соответствии с которым педагогу, отработавшему по профессии 20 лет, «пожизненно» присваивается вторая категория, отменяется (поскольку сама вторая категория больше не существует). Педагогам с таким уровнем квалификации необходимо подтверждать компетенции каждые пять лет, как и остальным.

    Аттестация воспитателей ДОУ проводится в зависимости от ее вида в следующие сроки:

    1. Аттестация в целях подтверждения соответствия занимаемой должности является обязательной и проходит в сроки, определенные законодательством РФ: не реже чем раз в 5 лет.
    2. Аттестация работников для установления квалификационной категории является добровольной и проводится по желанию работника. Результаты такого вида проверки тоже действуют в течение 5 лет. При сроке действия категории в 5 лет проходить повторную проверку разрешено по истечении 2 лет с момента получения предыдущей категории. Если заявитель получает отказ, он вправе подать заявку еще раз по истечении 1 года после получения отказа.

    ВАЖНО! Согласно положению о плановой аттестации, срок на подтверждение соответствия занимаемой должности составляет 5 лет. Следовательно, в 2020 году на нее направят педагогический состав, аттестовавшийся в 2015 году.

    Аттестация воспитателей в 2020 году: последние изменения

    Аналитическая справка для аттестации на высшую категорию воспитателя является документом, показывающим уровень квалификации педагога на основании выводов о его профессиональной деятельности. В ней указывают все профессиональные достижения за межаттестационный период. Эта справка — своего рода самоанализ воспитателя ДОУ, и она показывает достижения работника и его планы по профессиональному совершенствованию.

    По общим правилам аналитический отчет воспитателя для аттестации по ФГОС в 2020 году состоит из:

    • аннотации;
    • аналитической части;
    • проектной части;
    • заключения;
    • приложения.

    Требуемая по ФГОС аналитическая справка для аттестации воспитателя на первую категорию содержит следующие анкетные данные:

    1. Фамилия, имя, отчество заявителя.
    2. Информация об образовании.
    3. Общий стаж работы.
    4. Стаж работы на аттестуемой должности.
    5. Стаж работы в образовательном учреждении, которое направило на аттестацию.
    6. Уровень квалификации для работы на данной должности.

    Обязательный этап при заполнении документа — указание таких сведений:

    1. Цели и задачи, реализация которых осуществляется заявителем (подбираются темы для аттестации воспитателя детского сада на I категорию по ФГОС, оценочным листам, исходя из собственных интересов и практикуемой деятельности).
    2. Достигнутые цели.
    3. Применение инноваций в педагогической деятельности.
    4. Данные о профессиональной деятельности работника ДОУ: состав группы воспитанников, позитивная динамика в их развитии, формировании их личностных качеств, результаты различных мероприятий и другие показатели.
    5. Применение знаний психологии в процессе профессиональной деятельности: приемы и методы.
    6. Положительные отзывы о педагогической деятельности заявителя со стороны родителей воспитанников дошкольного учреждения. Эти данные иногда проверяются комиссией.
    7. Информация о проведении мероприятий, направленных на сохранение здоровья воспитуемых и профилактику здорового образа жизни.
    8. Информация об обучении воспитателя, курсах повышения квалификации, участии в конкурсах и т. д.
    9. Коммуникации воспитателя, его публикации по воспитанию и обучению детей и других материалов, связанных с его профессиональной деятельностью.
    10. Навыки работы с документацией и другие умения, необходимые на занимаемой должности.
    11. Перспективы личностного и профессионального развития заявителя: планы на обучение и т. д.

    На заполненном документе ставится дата и личная подпись заявителя, печать образовательного учреждения, в котором он работает, и подпись руководителя.

    Появится выбор карьерного роста:

    1. Вертикальный рост — специалист сдает экзамен, по итогам которого присваивается первая категория, после следующего экзамена — высшая.

    2. Горизонтальный рост — введение новых педагогических должностей: старший учитель, ведущий учитель и так далее.

    При выборе горизонтального роста должности отличаются набором обязанностей. Простой учитель будет заниматься только обучением, старший сможет участвовать в создании образовательного плана, а ведущий координировать деятельность всех педагогов. Повышение квалификации будет значительно влиять на зарплату сотрудника.

    Так как аттестация будет проходить планово и применяться к работникам с любым стажем, специалисты с опытом работы от 20 лет потеряют право на автоматическое присвоение 2 категории.

    Проверка педагогов на соответствие занимаемой должности будет выполняться с помощью единых федеральных оценочных материалов (ЕФОМ). По форме ЕФОМ напоминают ЕГЭ, а единый стиль экзаменов позволит более точно сравнить навыки и знания учителей по всей России. Введение общего стандарта создает систему, в которой не будет разночтений по способам проверки компетенций преподавателей.

    Часть регионов РФ уже применила новый вариант аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, но проект все еще находится на стадии обсуждения.

    Для аттестации при повышении квалификации разработаны 3 блока:

    1. Письменная работа. Проводится по профилю преподавателя. В пробном варианте выполнение занимало 2 часа. Педагога проверяют на знание профильного предмета и методов преподавания дисциплины. Комиссия изучает навыки педагога в составлении плана урока и способности выявления ошибок в выполненных заданиях ученика. Этот блок помогает объективно оценить способности специалиста по профилю.

    2. Анализ профессиональной деятельности учителя. Педагог должен записать проведенный урок на видео, чтобы показать взаимодействие с учениками. Также учитель отправляет план урока комиссии. Для объективной оценки дополнительно используются результаты учеников на уроке, например, оценка за решение примеров.

    3. Педагогический кейс. Этот блок позволяет оценить морально-волевые и личностные характеристики учителя. Комиссия изучает коммуникативные и психолого-педагогические компетенции педагога. Для оценки используют ситуации, когда в сложившийся коллектив приводят нового ученика, возникает конфликт на уроке и так далее. Педагогу нужно составить план действий в предложенных условиях.

    На данный момент известно, что общее время задания — не более 4 часов. Однако проверка навыков и знаний проводится в разные дни, чтобы равномерно распределить нагрузку.

    После проведения экспериментальных тестов по переподготовке было решено избавиться от записи видео, которое вызывало много сложностей. Планируется заменить этот блок альтернативным заданием.

    Цель создания новой системы повышения квалификации школьных учителей — уравнять возможности и повысить качество образования педагогов.

    Если специалист не сдал экзамен на первую категорию, ее аннулируют. Следующая пересдача будет проведена в общем порядке. Такой же сценарий предстоит для учителей, не подтвердивших высшую категорию. Педагоги должны подтвердить первую категорию, а через 2 года смогут претендовать на высшую.

    Аттестация педагогов на соответствие занимаемой должности в 2020 году

    Несмотря на то, что основная часть нововведений касательно НСУР откладывается как минимум на сентябрь 2021 года, кое-что ждет учителей уже с нового учебного года. Прежде всего, это новые правила Роспотребнадзора, связанные с коронавирусом – в ряде регионов педагогам придется вести уроки в защитных масках, а из-за разделения времени начала и конца уроков, рабочий день может серьезно затянуться. Правда, основная часть забот ляжет на администрацию школ, хотя учителям, возможно, придется дополнительно вести уроки в дистанционной форме для учеников, которые не смогут посещать школу лично.

    Второе нововведение более приятное – это новая доплата для классных руководителей в размере 5000 рублей в месяц. Она не будет заменять собой уже имеющиеся выплаты, а еще школам запретили снижать размер зарплаты педагогов из-за доплаты. По желанию регионы могут доплачивать и больше – но уже за счет собственных средств.

    И, наконец, учителей может ждать новая система оплаты труда, которая закрепит определенную долю оклада в зарплате, и в теории приблизит доходы педагогов к тому уровню, который обещают «Майские указы».

    Так, если законопроект будет принят, правительство получит право устанавливать отраслевые системы по оплате труда сотрудников государственных и муниципальных организаций. А главное – эти нормы в итоге могут увязать с нормой учебной нагрузки и средней зарплатой по региону. То есть, за стандартные 18 учебных часов в неделю учитель будет получать зарплату на уровне средней по региону.

    Нововведениями учителей уже не испугать, ведь образовательные программы и методики меняются довольно часто и с опытом приходит навык быстро адоптироваться к любым новым стандартам и требованиям. Тем не менее, предстоящая новая аттестация учителей вызывает беспокойство в кругах педагогов, которым предстоит подтверждать или повышать категорию в 2021 году.

    Ранее стандарт устанавливал только 2 вида аттестации:

    • обязательная – на соответствие занимаемой должности (подтверждение категории присвоенной ранее),
    • по желанию – на повышение квалификационной категории.

    Для прохождения аттестации педагогам необходимо было собирать внушительное портфолио с отчетами, достижениями учеников, наградами, благодарностями и иными поощрениями.

    В 2019 году аттестуются:

    • работники культуры;
    • муниципальные и госслужащие;
    • директора унитарных предприятий;
    • военнослужащие-контрактники;
    • медработники;
    • библиотекари;
    • педагоги;
    • сотрудники авиационных предприятий;
    • специалисты, связанные с хранением и уничтожением химоружия;
    • работники, занятые на опасном производстве и пр.

    Соответствующие ЛНА определяют, кто из сотрудников проходит эту процедуру, а кто освобождается от нее. Список составляет отдел кадров или руководство организации.

    Обычно освобождаются числящиеся на этом месте меньше года, беременные и сотрудницы, которые находятся в отпуске по уходу за детьми до 3 лет. Целесообразно будет также не утруждать работников, трудовые договоры с которыми заключены на срок меньше 2 лет, и внутренних совместителей.

    Хотя в законе нет прямого указания организовывать аттестацию сотрудников, ст. 81 ТК РФ говорит, что порядок ее проведения определяется локальным нормативным актом работодателя. Коммерческие структуры могут самостоятельно установить порядок организации и прохождения мероприятия. Если руководство решит ввести аттестацию, эту процедуру нужно делать регулярной и прописывать правила ее проведения в ЛНА.

    Для таких компаний основанием для проведения мероприятия будут внутренние документы: приказы, правила, положения. Для госструктур и отдельных предприятий порядок процедуры устанавливается законами и подзаконными актами – приказами, постановлениями и письмами.

    • сотрудники, проработавшие на занимаемой должности менее двух лет;
    • беременные женщины;
    • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
    • сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста;
    • лица, отсутствовавшие на рабочем месте белее четырех месяцев по причине заболевания.

    Проверка знаний первых четырех категорий сотрудников производится спустя два года после выхода на работу.

    Обязательная оценка знаний включает в себя следующие этапы:

      Формирование комиссии. Она должна состоять из председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии.

    В нее могут входить представители федеральных органов власти, региональных органов власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, научных организаций, учебных учреждений и т. д. Принятие решения происходит в отсутствии экзаменуемого путем открытого голосования.

  • Подготовка списка работников, подлежащих проверке, и составление графика оценивания.
  • Подготовка представления на каждого экзаменуемого работника.
  • Проведение проверки.
  • Оформление результатов аттестации.
  • Все воспитатели могут проходить добровольную оценку.

    Срок действия полученной категории составляет пять лет. Если в прошлый раз кандидату было отказано в подтверждении квалификации, то проверить свои знания в следующий раз он сможет через год.

    Каждый сотрудник имеет право самостоятельно инициировать проверку своих знаний.

    Аттестация на соответствие занимаемой должности воспитателя 2019 документы

    По итогам проверки комиссия выносит решение:

    или, если в ходе проверки работник показал неудовлетворительные результаты,

    Решение комиссия принимает в ходе открытого голосования большинством голосов.

    Если аттестуемый присутствовал на мероприятии, результаты ему сообщат сразу же после ее окончания.

    По окончании мероприятия составляется протокол, который подписывается всеми членами совета. Этот документ передается руководителю образовательной организации и хранится в личном деле преподавателя.

    В течение двух дней после мероприятия на работника, прошедшего аттестацию, секретарем комиссии организации составляется выписка из протокола.
    Она содержит сведения о Ф.И.О., должности сотрудника, дату заседания аттестационной комиссии организации, результаты голосования, принятое решение. С выпиской из протокола педагог знакомится под подпись.

    После этого она также хранится в личном деле работника.

    Аттестация учителей с 2021 года: изменения, что будет нового

    Многих сотрудников интересует, можно ли проигнорировать мероприятие, и чем это грозит. Сроки аттестации педагогических работников в 2019 году составляют пять лет.

    Проходить такую проверку необходимо, если сотрудник не собирается прекращать свою преподавательскую деятельность. Также, согласно ст. 21 ТК РФ, каждый трудящийся обязан соблюдать трудовую дисциплину.

    Заседания аттестационной комиссии обычно проходят в таком порядке:

    • изучаются документы, представленные на сотрудника;
    • проверяются его знания, умения и навыки.

    В ходе седьмого этапа оформляются результаты.

    Шаг 1. Составить протокол заседания.

    Шаг 2. Подписать протокол у председателя и секретаря комиссии и зарегистрировать его.

    Шаг 3. Под роспись ознакомить с документом сотрудника.

    Оформить аттестационный лист.

    Шаг 5. Внести информацию о результатах аттестации в личную карточку работника.

    Шаг 6. Оформить отчет комиссии по результатам процедуры. Он составляется после того, как все сотрудники будут аттестованы.

    На заключительном восьмом этапе необходимо принять решение, соответствует или нет сотрудник занимаемой должности.

    Выводы и решения аттестационной комиссии направляются уполномоченному принимать решение лицу.

    Руководство компании должно принять решение о прекращении или продолжении трудовых отношений с сотрудником.

    Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим педагогическим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

    3.8. По результатам аттестации педагогического работника Аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

    соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);

    не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

    Проверка педагогических работников преследует следующие задачи:

    • стимуляция повышения уровня квалификации педагогов;
    • определение степени потребности в повышении квалификации у педагогов;
    • повышение качественных характеристик профессиональной деятельности лиц, проходящих проверку;
    • дифференциация размера зарплаты преподавателей в соответствии с присвоенной им квалификационной категорией.

    Но если работник самостоятельно выразил желание пройти проверку, никто не может отказать ему и не допустить к мероприятию. Добровольную педагогическую аттестацию проходят педагоги, которые по собственной инициативе хотят повысить квалификационный уровень.

    Для этого нужно обратиться к руководителю с соответствующим заявлением. Квалификационная категория устанавливается сроком на 5 лет, ее результаты продлению не подлежат.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *