Государственный кадастровый учет земельных участков 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственный кадастровый учет земельных участков 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Информационная система ГКН (государственного кадастра недвижимости) содержит весь объём информации об объектах недвижимого имущества и представляет собой:

  • реестр недвижимого имущества, включая земельные территории;
  • дела с подробным описанием всех производимых с участком действий;
  • карту, на которой представлены интерактивные снимки всех участвующих в обороте территорий.

Государственная регистрация и кадастровый учет земельных участков в 2021 году

При необходимости частичные сведения о том или ином объекте недвижимости могут выдаваться гражданам в виде кадастровой документации. Они подлежат оформлению по определённым требованиям.

Главный кадастровый документ это паспорт кадастрового учёта. В его основу положены данные технической документации, полученной в результате проведения межевания. Без него осуществление имущественных сделок с наделом является невозможным. Основное сведение в паспорте – номер кадастрового учёта. Он выступает в роли кодового адреса объекта и на основании паспорта вписывается во все остальные документа на участок.

Постановка владений на учёт является обязательным условием для всех землевладельцев. Именно этим действием определяется правовая база объекта, и устанавливаются его характеристики согласно общего контекста землепользования.

Вся территория земли, которая является экономическим ресурсом Российской Федерации, и каждый участок которой создаёт общую геодезическую систему, должна быть учтена. Иначе в государственном земельном кадастре образуются «белые пятна» из неучтённых участков, любые действия с которыми являются неправомерными.

Определение кадастровой стоимости земельного надела осуществляется в момент постановки его на учёт или в момент проведения ревизии. Делается это в следующих целях:

  • для выкупа участка при покупке прав собственности;
  • для установления суммы налога на землю.

Выплаты при этом поступают на счёт региональных властей, поэтому некоторые оценщики могут намеренно завышать кадастровую стоимость. У собственника всегда есть возможность и законное право направить обращение в спец.комиссию при Росреестре с требованием перепроверки и возможного уменьшения стоимости. На это даётся шесть месяцев после проведённой оценки.

Конфликтные ситуации на почве имущественных отношений, которые не удаётся решить путём переговоров, требуют обращения в суд. К ним относятся:

  • разногласия с владельцами смежных участков в вопросе границ межи;
  • неточности, внесённые в документацию кадастрового реестра сотрудниками кадастровой палаты;
  • потеря или порча документов устанавливающих права на угодье;
  • процедура признания прав на собственность;
  • снижение кадастровой стоимости.

Согласно вынесенным судом постановлениям будут внесены обновлённые данные об участке в базу ГЗК. Заявление в ГКН о снижении суммы оценки, которое осталось без удовлетворения, может быть направлено в суд в форме исковых требований.

Важно! В случае отклонения иска судом первой инстанции, собственник вправе обратиться с апелляционной жалобой в вышестоящий суд.

В судебной практике существует множество примеров обращения с иском о снижении кадастровой цена объекта. Главным условием при обращении в суд является чёткое следование требованиям ФЗ и нормативно-правовых актов.

Вся информация, поступающая и хранящаяся в ГЗК, является частью общего банка сведений о недвижимости граждан, юридических лиц и муниципалитетов. ГЗК обеспечивает сохранность всех имеющихся сведений, и даже после снятия земли с учёта, данные о ней переходят на хранение в архив.

Присвоенные угодьям числовые коды являются сугубо индивидуальными и уникальными. По кадастровому коду можно узнать всю информацию об участке, включая точный адрес местонахождения.

Проведение имущественных сделок и других операций с наделом невозможно без постановки его на учёт в государственный кадастр недвижимости.

Новые положения Земельного кодекса позволяют зарегистрировать участок в любом регионе России. Это значит, что местонахождение надела не имеет значения. Например, участок в Нижегородской области можно зарегистрировать, находясь в Москве.

Способы представления документов для кадастрового учета позволяют гражданину выбор, который будет максимально ему удобен.

При этом гражданин должен явиться лично или через представителя, уполномоченного на выполнение таких действий, с заверенной нотариально доверенностью. Требуемые документы передаются специалисту регистрирующего органа по расписке. На процедуру рассмотрения документов и постановки на учет отводится примерно пять дней.

Обращение таким способом аналогично первому, только обработка документов займет дополнительно еще 2 дня. Это связано с тем, что специалисты МФЦ принимают документы и передают их в Росреестр, а затем получают от них ответ.

Заявления о ГКУ должны рассматриваться в пятидневный срок. Эта норма установлена Федеральным законом 218-ФЗ. Однако, при обращении через МФЦ срок может быть увеличен на 2 рабочих дня.

Если одновременно с постановкой на кадастровый учет осуществляется регистрация права на землю, то срок становится больше и составляет 10 рабочих дней при обращении через Росреестр или 12 дней при обращении в МФЦ.

Если регистрация проходит по судебному решению, то информация вносится в базы за пять дней, а при аресте земли – в три дня.

Кадастровый учет – это действия уполномоченного госоргана, направленные на внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) информации об уникальных характеристиках объектов недвижимого имущества, на основании которых можно установить существование данных объектов имущества. Совокупность сведений об объектах недвижимости и составляет государственный кадастр недвижимости – своеобразный список всех существующих (поставленных на учет) объектов недвижимости по всей территории России. В соответствии с законом ГКН должен вестись по единой технологии на всей территории РФ. Сведения из него должны быть общедоступными и постоянно обновляться.

Ведение государственного кадастрового учета осуществляется уполномоченным органом государственной власти – в РФ таким органом является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (сокращенно Росреестр). Действует данная служба (орган кадастрового учета) на основании Положения, утвержденного постановлением российского Правительства № 457 от 01.06.09 г.

В некоторых ситуациях человек может столкнуться с некоторыми трудностями. Поэтому заранее стоит подготовиться к этой процедуре, чтобы не пришлось по несколько раз обращаться в кадастровую палату. Ниже будут рассмотрены самые распространённые случаи.

Зачастую такие земли не имеют учтённых территориальных границ. Поэтому изначально требуется пригласить кадастрового инженера для проведения межевания. Дополнительно необходимо будет собрать некоторую доказательную базу. Земельный участок должен находиться в непосредственном владении только у заявителя. То есть не должно быть иных претендентов на землю.

Гражданин должен будет предоставить регистратору правоподтверждающие бумаги на территорию, кадастровые выписки, при наличии таковых. Передать документы в кадастр, затем прийти в назначенный день, получить выписку о праве собственности.

Для начала стоит уточнить одну важную деталь: ранее учтённый участок, может иметь один из следующих статусов:

  • зафиксированный в кадастровой палате до марта 2008 года;
  • оформленный в личную собственность гражданина, но не поставлен на учёт.

Весь процесс проходит аналогичным образом, что и в предыдущем способом. Но в заявлении гражданин должен будет указать, что земля стояла на учёте в кадастровой палате, но о нём отсутствуют сведения на текущий момент. Если межевание было выполнено, больше никаких действий со стороны заявителя не требуется. Процедура регистрация земельного участка как ранее учтённого, будет проводиться по упрощённой схеме.

Перечень документов в каждом конкретном случае может различаться, но в основном он состоит из:

  • Заявление.
  • Паспорт РФ (если заявитель физическое лицо).
  • Протокол о назначении директора и прочие учредительные документы (если заявитель юридическое лицо).
  • Доверенность (если на учёт ставит представитель).
  • Межевой и геодезический планы.
  • Документ, подтверждающий право пользования ЗУ (договор купли-продажи, дарения, свидетельство о переходе в наследство и т.д.).
  • Квитанция, подтверждающая оплату госпошлины.

Постановка на кадастровый учет земельного участка в 2021 году

Заявителю будет назначена дата, в которую он должен подойти в МФЦ или кадастровую палату (в зависимости от места подачи заявления с документами) для получения паспорта.

Причины отказа

В некоторых случаях в постановке участка на кадастровый учет могут отказать, причины этому следующие:

  • За услугой обратилось ненадлежащее лицо.
  • При обращении не были предоставлены все необходимые документы, либо в каком-то документе были обнаружены ошибки.
  • Согласно законодательству, земля не может быть зарегистрирована, если не соответствует размерам; используется для государственных нужд, относится к лесным фондам и т.д..
  • Территория получена путем соединения нескольких участков, но такое образование запрещено законом (например, когда каждый ЗУ имеет разное назначение).
  • Если на недвижимость наложен арест или она находится в залоге.
  • К участку нет доступа, то есть отсутствует сервитут.
  • Через ЗУ проходит граница территории населенного пункта.

Иногда кадастровый орган может приостановить учет и чаще всего это случается из-за обнаружения в документации на недвижимость несоответствий или неточностей. В таком случае выносится письменное заключение о приостановке и гражданину дается время (до трех месяцев) для устранения всех недочетов.

Кадастровый учет земельных участков представляет собой совокупность действий уполномоченного лица, целью которых является внесение в государственный кадастр недвижимости (ГКН) всех полученных сведений об участке, в том числе кадастровый номер, площадь, фактический адрес местонахождения.

Условно можно подразделить все сведения на основные и дополнительные. К первым относятся:

  • принадлежность объекта (его вид);
  • кадастровый номер;
  • дата постановки на учет;
  • площадь;
  • описание, где расположены границы участка.

Все эти данные являются условным паспортом участка. Из дополнительных сведений при кадастровом учете указываются:

  • кадастровая стоимость участка;
  • дата проведения оценки;
  • категория земли (ее принадлежность);
  • фактический адрес местонахождения;
  • сведения о собственниках участка.

Помимо заявления требуется предоставить следующие документы:

  • План межевания. Требуется в том случае, если происходит постановка на кадастровый учет, изменение каких-либо данных в характеристике участка, учет части этого участка.
  • Документ, подтверждающий разрешение земельного спора, если таковой имел место быть. В том случае, если согласование границ участка были поставлены под сомнение. В остальных случаях копия документа не требуется.
  • Документ, подтверждающий право на собственность заявителя на участок.
  • Документ, удостоверяющий личность или заявителя, или его представителя. В последнем случае требуется еще и документ, который подтверждает полномочия этого представителя.
  • Схема, на которой указано размещение участка, если он предоставляется заявителю на правах безвозмездного пользования муниципалитетом или государством.

Большую часть документов, которая представителям кадастровой палаты требуется для вынесения решения, запрашивается ими самостоятельно путем взаимодействия с другими ведомствами.

Подаются документы только в том регионе и области, в которой находится участок, подлежащий кадастровому учету.

Если же он находится на территории сразу двух таких областей, то подать заявление и документы можно в любой из них.

Особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости четко прописаны в статье 25 Федерального закона РФ № 221. В частности, к таким особенностям относятся:

  • У внесенных данных есть определенный «срок годности». Так, законодательством предусмотрен срок в 5 лет для объекта недвижимости (а точнее его части, а не полностью всего недвижимого имущества) на земельном участке. В течение этого срока правопользователь обязан подать заявление на государственную регистрацию, в противном случае данные будут уничтожены. В течение одного года заявитель должен быть проинформирован об аннулировании сведений под роспись об ознакомлении.
  • С кадастрового учета снимается тот участок, который относится к категории объекта недвижимости, подлежащего преобразованию. В этом случае на него начинает распространяться статья 24 Федерального закона РФ №221.
  • С кадастрового учета снимается участок, если на нем находятся здания или хозяйственные сооружения, которые также подлежат снятию с учета в связи с их разрушением.
  • Учету подлежат участки, части которых используются на особых условиях на основании соответствующих документов.
  • При постановке на кадастровый учет многоквартирного дома учету подлежат все находящиеся в нем помещения, в том числе общие.

Искусственно созданным земельным участком считается земельный участок, созданный на водном объекте при помощи намыва грунта или его отсыпки, а также другими способами. После того как такой объект сдается в эксплуатацию, он приобретает статус земельного участка.

Особенности кадастрового учета искусственного земельного участка включают в себя несколько пунктов.

Во-первых, внесенные данные не носят временный характер, как прописано в статье 25 Федерального закона РФ № 221. Во-вторых, требовать другие документы, кроме обязательного списка документов, сотрудники кадастровой палаты не вправе.

В-третьих, кадастровая палата должна предоставить выписку об учете в орган, который выдал разрешение на образование искусственного участка земли. И дается на это ровно 5 рабочих дней.

Из обязательных документов для постановки на учет искусственного участка требуются:

  • план межевания;
  • план-схема размещения территорий в пределах границ искусственного земельного участка;
  • разрешение на ввод в эксплуатацию;
  • разрешение на создание участка;
  • документы, подтверждающие право на обращение представителя, если он представляет интересы заявителя.

Государственный кадастровый учет объектов недвижимости в 2021 году, особенности

Существуют определенные ситуации, когда кадастровый учет приостанавливается. Основаниями для этого служат:

  • разногласия в документах, которые предоставляет заявитель, и теми, которые имеются у кадастрового органа;
  • граница одного участка, который подлежит учету, пересекает границу другого участка, который уже состоит на учете;
  • предоставлены не все документы для постановки участка на кадастровый учет.

Наиболее полно основания для приостановления кадастрового учета прописаны в статье 26 Федерального закона РФ №221. После принятия решения о приостановлении у сотрудников кадастровой палаты есть ровно один рабочий день, чтобы уведомить собственника об этом.

Отказ в постановке участка на кадастровый учет возможен только при следующих условиях:

  • имущество не входит в перечень кадастрового учета.
  • ставящийся на учет объект образован из другого участка, сведения о котором внесены лишь временно.
  • заявитель не имеет права обращаться с заявлением о кадастровом учете (не является правособственником или его представителем).
  • истекли сроки действия некоторых документов.
  • органы государственной или муниципальной власти не подтвердили существования достаточных и вообще каких-либо оснований для кадастрового учета конкретного участка.

Решение об отказе может быть обжаловано заявителем в судебные органы. При этом шансы на успешное разрешение дела возможны только в том случае, если права заявителя действительно были нарушены.

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Вопросы и ответы юристов

Знайте, если земля зафиксирована в органе кадастрового учета местного самоуправления, но регистрация собственности на землю не осуществлена, то внесенные в кадастр данные будут носить непостоянный характер. Если в течение 2 лет регистрация собственности в отношении земли, поставленной на кадастровый учет, не осуществляется, кадастровый орган снимает территорию с учета.

Что касается земельных площадей, прошедших учет до этого момента, таковые получили продление периода действия статуса «временный» до 1 марта 2022 года. Проще говоря, если процедура регистрации не была проведена заинтересованным гражданином до 2021 года, он имеет полноправную возможность зафиксировать право собственности либо аренды до весны 2022 года. После чего статус «временный» изменится на «аннулированный».

Государственный кадастровый учет земельных участков

Итак, временный удостоверенный статус земельного участка означает, что данный надел принадлежит муниципалитету или государству, и просто сдан во временное пользование или используется на правах аренды. В связи с этим в любой момент может произойти отчуждение участка для каких-либо социальных нужд. Это может быть строительство дорог, прокладывание разных коммуникаций и т.д.

Временный статус означает, что он временно передан государством новому хозяину и может быть в любой момент отчужден обратно. Если у Вас временный статус земли, посмотрите в кадастровом паспорте до какого действует этот статус. Вот до этого числа, до срока окончания действия временного статуса земельного участка можете спать спокойно, потом статус автоматически перейдет в аннулированный и никакой суд Вам не поможет. Срочно регистрируйте постройку на участке и вперед — регистрироваться. У моего клиента срок временного статуса до марта 2021 года. Сегодня 7 апреля 2021 года. Он успевает возвести дом и произвести его регистрацию. Но если Вам осталось до окончания срока год, а конь, он еще и не пытался валяться, знайте — вы не успеете произвести все регистрационные действия и там надо помнить, что если Вы не успели, а срок заканчивается, срочно до окончания приступайте к судебному продлению срока временного статуса, иначе потом судебная практика не в Вашу пользу.

В 2003г. Администрация муниципального района предоставило предприятию в долгосрочную аренду земельный участок на 49 лет. Земельный участок был поставлен на кадастровый учет и зарегистрировано право аренды. В 2008г. Решением суда договор аренды признан ничтожной сделкой, договор был расторгнут, а земельный участок по акту передан администрации (арендодателю) с 2008г. По сегодняшний день 2013г, земельный участок ни кому не передан, ограничения, обременения не зарегистрированы, на протяжении пяти лет ни кем не используется.

Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением сведений об объекте недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него, такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости.

  • целевое назначение — земли запаса, населенных пунктов, водных объектов, лесов, промышленного и сельскохозяйственного значения, особо охраняемые территории;
  • форму разрешенного использования — утвержденный Минэкономразвития РФ в 2014 году Классификатор разделяет закрепленное в ЗК РФ (ст.7) назначение земель в зависимости от вида деятельности и возможных вариантов возведения построек на каждом участке;
  • способ владения — три узаконенных собственности на землю: государственная (представлена рядом ведомств, между которыми распределено право владения территориями), муниципальная (в лице органов местного самоуправления) и частная (принадлежность физическим, юридическим лицам или их объединениям), определенные Конституцией РФ (ст.7).

Кадастровый учет здания в 2021 году

Без привлечения специалистов межевание не провести, поскольку для этой процедуры нужна лицензия на проведение геодезической и картографической деятельности. Поэтому самостоятельно размежевать участок не получится.

И для того, чтобы правильно провести данную процедуру и не запутаться в ее процессе, мы вместе с кадастровым инженером, Ириной Гайсиной, подготовили пошаговую инструкцию.

Если вы получаете участок впервые или покупаете его, то вам понадобятся:

  • паспорт владельца участка;
  • если во время процедуры межевания присутствует не владелец земли, а его представитель, тогда нужна доверенность;
  • нотариальное свидетельство, если участок оставили в наследство;
  • договор купли-продажи или дарения;
  • постановлении административного органа о предоставлении земли.

Для проведения процедуры межевания нужен кадастровый инженер. Специалист должен иметь документ, подтверждающий квалификацию, а также состоять в саморегулируемой организации кадастровых инженеров.

Сначала нужно заключить с ним договор подряда. Без этого документа кадастровый инженер не имеет права проводить работы. Затем специалист должен выяснить причину межевания.

  • при продаже и покупке земельного участка, на котором не были определены границы;
  • когда владелец хочет подарить землю или оставить ее в наследство, независимо от того, будет это весь участок или только его часть;
  • при изменении вида разрешенного использования, например, раньше земля была только для сельхоз работ, а сейчас там можно построить частный дом;
  • если объект недвижимости собственник получил от государства;
  • при оформлении земли в собственность;
  • если вы хотите поделить земельный участок;
  • наоборот, хотите объединить несколько наделов;
  • когда к участку присоединяется часть соседнего;
  • если возникли споры с соседями из-за земли;
  • если владелец участка сомневается в точности границ;
  • при образовании нового земельного участка.

Постановка земельного участка на кадастровый учет

Оплатить работы кадастрового инженера можно заранее полностью либо частично внести предоплату до работ. Все это нужно решить на берегу, как только вы определите стоимость межевания земельного участка.

По словам кадастрового инженера, Ирина Гайсиной, цена межевания земельного участка будет зависеть от нескольких моментов: размера, места расположения и сложности работ.

«Когда мы проводим съемку на пустом участке – это одно дело. Другое дело, если он с застройкой какой-то, где очень много строений приходится обходить. Стоимость межевания будет разной», – рассказывает Ирина. «Или, например, у вас есть участок в два гектара, и вы его хотите разделить на 50 маленьких. Конечно, стоимость межевания здесь будет больше, чем цена, например, за разделение участка в 15 соток пополам».

Кроме того, по словам Ирины Гайсиной, стоимость межевания земельного участка во многом зависит от региона, в котором он находится. Например, для Москвы и Московской области стоимость варьируется от 10 до 30 тысяч рублей. В северной столице межевание стоит от 7 до 15 тысяч рублей. В других частях России цена этой процедуры может оценивать от 5 тысяч рублей и выше.

После заключения договора и определения стоимости межевания земельного участка, кадастровый инженер приступает к работам. Он выезжает на место, чтобы определить границы, установить размер земельного надела и собрать как можно больше данных об участке. Чтобы в дальнейшем не было споров, специалист рекомендуют владельцам участка присутствовать при межевании. А также лучше собрать соседей, которых будет касаться эта процедура. В некоторых случаях с соседей нужно получить письменное согласие.

«Согласие соседей требуется в случае, когда вы, например, покупаете или купили какой-то участок, а он на учете не стоит и границы не определены. Чтобы в дальнейшем не было споров с соседями, мы должны уточнить границы. То есть сделать так, чтобы он (участок) появился на кадастровой карте. Здесь требуется скорректировать смежные границы, чтобы соседские участки не накладывались друг на друга. И в этом случае нужны будут согласия», – продолжает Гайсина. .

А если вы хотите, например, разделить участок и продать часть, а границы с соседями закреплены, в этом случае их согласие не требуется.

После того, как кадастровый инженер проведет свои работы, на участок может выехать геодезист, чтобы точно определить координаты. Но это производится по желанию владельцев участка.

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 494-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях обеспечения комплексного развития территорий» Федеральный закон от 6 марта 2019 г. N 22-ФЗ «О внесении изменений в статью 45 Федерального закона «О кадастровой деятельности» Федеральный закон от 28 февраля 2018 г. N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты » Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 05 апреля 2016 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статью 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» Изменения в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации Изменения в отдельные законодательные акты РФ Изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» Изменения в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О свободном порте Владивосток» ФЗ РФ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости Приняты изменения в ряд законов Приказ Минэкономразвития об утверждении требований к определению площади здания, помещения Приказ Минэкономразвития России о перечне специальностей среднего профессионального образования

Принят Государственной Думой 4 июля 2007 года

Одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности (далее — кадастровые отношения).

2. Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

В целях обеспечения качества и интеграции данных о земле и объектах недвижимости, содержащихся в государственных информационных ресурсах, а также повышения эффективности использования земельно-имущественного комплекса в Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Провести c 1 января 2021 г. по 31 декабря 2021 г. эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости (далее — эксперимент).

Основными целями эксперимента являются сбор, сопоставление сведений о земле и недвижимости, содержащихся в различных государственных информационных ресурсах, а также выработка правовых, методологических и технологических основ объединения таких сведений в Едином информационном ресурсе о земле и недвижимости для целей повышения эффективности использования земельных участков и объектов недвижимости в Российской Федерации, оптимизации процессов управления такими объектами (в том числе основанных на существующих государственных информационных системах) и создание условий для появления новых возможностей и инструментов для граждан и организаций по поиску и предоставлению им земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, получения интересующей их информации о других земельных участках, а также для анализа путей повышения эффективности расходования бюджетных средств на создание и эксплуатацию государственных информационных ресурсов.

2. Создание Единого информационного ресурса о земле и недвижимости направлено на решение следующих задач:

а) повышение достоверности, качества и полноты сведений об объектах недвижимости и территориях, содержащихся в государственных информационных ресурсах;

б) создание дополнительных инструментов для наполнения Единого государственного реестра недвижимости отсутствующими сведениями о границах пространственных объектов и правообладателях объектов недвижимости;

в) вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых объектов недвижимости;

г) исключение необходимости ввода одних и тех же данных в различные информационные системы за счет распределенной ответственности за формирование сведений и использование информационных сервисов при обмене данными;

д) упрощение процедуры поиска и предоставления земельных участков и иных объектов недвижимости гражданам и организациям;

е) обеспечение эффективного предоставления государственных услуг и выполнения государственных функций, связанных с развитием территорий и объектов на них;

ж) повышение доходной части консолидированных бюджетов от имущественных налогов и сборов;

з) внедрение современных технологий интеллектуального анализа пространственных и семантических данных для автоматизации работ, услуг и сервисов;

и) создание цифровой платформы для сбора, ведения и межведомственного информационного взаимодействия, в том числе при сопровождении инвестиционных и социальных проектов;

к) обеспечение возможности дополнения ведомственных информационных ресурсов новой достоверной информацией об объектах управления.

3. Утвердить прилагаемый перечень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территории которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости.

4. Установить, что федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на обеспечение проведения эксперимента, являются Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

5. Участниками эксперимента являются:

а) Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство культуры Российской Федерации, Федеральная налоговая служба, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральное агентство водных ресурсов и Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос»;

б) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренные перечнем субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, на территориях которых проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, утвержденным настоящим постановлением.

6. Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии и Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации создать межведомственную рабочую группу по координации мероприятий, необходимых для реализации эксперимента (далее — межведомственная рабочая группа), в которой предусмотреть участие представителей участников эксперимента в должности не ниже заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также иных заинтересованных организаций.

Межведомственная рабочая группа определяет требования к составу элементов Единого информационного ресурса о земле и недвижимости, порядку его наполнения, функционирования, архитектуре и модели данных и осуществляет координацию проведения мероприятий, необходимых для реализации эксперимента.

Временный статус земельного участка

Участник эксперимента Информационный ресурс, в котором содержатся направляемые сведения
1. Министерство экономического развития Российской Федерации Федеральная государственная информационная система территориального планирования
2. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий
3. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации Единая федеральная информационная система о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий
4. Министерство культуры Российской Федерации Единый государственный реестр объектов культурного наследия
5. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Единый государственный реестр недвижимости, Единая электронная картографическая основа, Федеральный фонд пространственных данных, Фонд данных государственной кадастровой оценки
6. Федеральная налоговая служба Государственный адресный реестр
7. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Реестр федерального имущества
8. Федеральное агентство лесного хозяйства Государственный лесной реестр (в части границ лесничеств), результаты государственной инвентаризации лесов
9. Федеральное агентство по недропользованию Федеральная государственная информационная система «Автоматизированная система лицензирования недропользования»
10. Федеральное агентство водных ресурсов Государственный водный реестр
11. Государственная корпорация по космической деятельности «Роскосмос» Федеральный фонд данных дистанционного зондирования Земли из космоса
12. Субъекты Российской Федерации Государственный лесной реестр (за исключением границ лесничеств), информационные системы обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации, Региональный фонд пространственных данных, иные информационные системы органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержащие в том числе пространственные данные

В 2021 г. проводится эксперимент по созданию Единого информационного ресурса о земле и недвижимости. Основная цель — сбор и сопоставление данных об объектах, которые содержатся в различных государственных информресурсах. Создание единого ресурса позволит вовлечь в оборот неиспользуемые объекты, повысить достоверность сведений об имуществе, исключит дублирование данных.

Эксперимент проводят Росреестр и Минцифры в отдельных районах Республики Татарстан, Краснодарского края, Иркутской области и Пермского края. Определены участники.

Базовыми данными для создания единого ресурса являются сведения из ЕГРН, единой электронной картографической основы, федерального фонда пространственных данных, фонда данных государственной кадастровой оценки, федерального фонда данных дистанционного зондирования Земли из космоса и государственного адресного реестра.

Для чего требуется зарегистрировать в кадастре земельный участок? Своевременная и грамотная постановка земли на учет позволит избежать проблем с законом. Появится реальная возможность продажи, сдачи в аренду, а так же дарения или наследования земельного участка. Стоит отметить, что подобная процедура актуальна и для садового участка.

ВНИМАНИЕ! Кадастровый учет юридически подтверждает существование данного участка и оно заносится в Единый Государственный Реестр.

Любой гражданин, а так же его представитель может зарегистрировать землю в кадастре. Определим общий порядок регистрации:

  • Подача заявления и сбор документов.
  • Произвести постановку участка в кадастровой палате.
  • Зарегистрировать участок в УФРС (Федеральная служба регистрации договоров).

Первый и главный пункт — грамотный сбор и подача документов. Определим типовой набор бумаг для учета земельного участка. Совершеннолетний гражданин должен предоставить:

  1. документ, удостоверяющий личность;
  2. документ, который подтверждает законное получение земли (договор купли-продажи, аренды, владения, наследования);
  3. права собственности на землю (если собственников несколько, то свидетельство потребуется от всех);
  4. если участок на момент регистрации в аренде, то потребуется согласие всех арендаторов;
  5. если земля находится в собственности государства, то потребуется разрешение от местной администрации;
  6. межевой план (заказывается заранее у специализированных организаций в бумажном и электронном виде);
  7. квитанция об оплате госпошлины.

При необходимости, если гражданин несовершеннолетний собственник потребуется разрешение опекунов.Для постановки земли на кадастровый учет потребуются копии всех необходимых документов.

Гражданин или его представитель обращается в Кадастровую палату. Заполняет заявление и прилагает копии всех документов. Далее оплачивает пошлину. Сделать это можно на месте. Конечно, для физических лиц она будет меньше, чем для юридических лиц. Многое зависит от субъекта РФ.

Гражданин отдает документы на регистрацию с чеком оплаченной пошлины. Сотрудник Кадастровой палаты выдает документ с четким указанием регистрации земельного участка.

Межевание земельного участка – как это делается в 2021 году

Межевание — это процедура, при которой четко устанавливаются границы земельного участка. Для регистрации земли в Кадастровой палате, однако, не требуется в обязательном порядке проводить межевание. Процедура обязательна для граждан, которые хотят быть уверенными в сохранности своего участка. Исключить посягательство соседей и прочих третьих лиц.

Но на практике поставить на регистрацию земельный участок возможно при некоторых условиях. Первое — границы участка обозначены забором или иным ограждением. Второе — у соседей нет претензий по границам участка.

Чтобы подать документы на регистрацию земельного участка потребуются следующие документы:

  • документ, удостоверяющий личность;
  • документ, подтверждающий право собственности на землю;
  • оплата государственной пошлины;
  • технический план на возведенные постройки или подтверждение об их отсутствии;
  • документ, который подтверждает принадлежность участка к определенному типу земли.

Гражданин подготавливает перечисленные документы. Особое внимание стоит уделить на правильность и отсутствие ошибок. В противном случае регистрация затянется. Гражданин обращается в Кадастровую палату, оплачивает пошлину и встает в очередь.

Спустя 10 рабочих дней владельцу выдадут кадастровый паспорт. Но в документе будет четко указано, что границы участка не определены. Финальным шагом станет обращение в Федеральную регистрационную службу. Достаточно предъявить паспорт, документ подтверждающий право собственности и оплатить государственную пошлину.

Как выяснилось межевание вовсе не обязательная процедура при регистрации земельного участка. Но на практике не всегда можно четко определить границы участка. Существует множество ситуаций, когда соседи посягают на землю другого гражданина.

Для наглядности перечислим документы, которые потребуются для проведения межевого участка:

  1. Документ, удостоверяющий личность.
  2. Кадастровый план участка.
  3. Документы, которые подтверждают право собственности на участок.

Итогом процедуры станет межевой план, который в данном случае обязателен для регистрации земельного участка. Межевания в настоящее время занимаются специальные организации. Но рынок предлагает множество частных кадастровых инженеров. Конечно, к ним стоит уделить особое внимание. Низкая цена должна насторожить гражданина.

Лучше воспользоваться компанией по совету знакомых или друзей. Конечно, можно изучить сайты компании и ознакомиться отзывами в интернете. Так или иначе специалист по межеванию обязан иметь подобающий сертификат на проведение работ.

«Дачной амнистией» называют федеральный закон, который вступил в силу в 2006 году. Документ подразумевает упрощенную схему регистрации земельного участка для любого гражданина. Рассмотри данный пункт подробнее.

Для начала следует получить выписки и прочие документы, которые докажут правомерность владения земельного участка. Делается это в местной Кадастровой палате. К тому же стоит удостоверится, что у соседей нет никаких претензий по вопросам границ или самого пользования участка. Проверке подлежит и наличие других собственников, а так же их притязаний и прав.

ВНИМАНИЕ! К слову, земельный участок не должен находится в чей-то собственности, включая аренду. Важно чтобы в отношении участка не проводилось межевание.

Когда предварительная подготовка прошла, и по документам все законно гражданин нанимает кадастрового инженера. Он проводит межевание земельной собственности. Уточняются или проводятся заново границы участка. Межевой план прилагается к пакету основных документов и будет основным документов для последующей регистрации.

Следующий шаг — передача собранных документов и ожидание выдачи кадастрового паспорта. После получения гражданин обращается в Росреестр и пишет заявление на обновление данных в ЕГРН. При положительном решении собственнику выдается документ о том, что участок оформлен законно и его границы четко определены.

Если по каким-либо причинам у гражданина есть возможность обзавестись дополнительными метрами земли, то он обязан их зарегистрировать. Отметим некоторые ограничения, которые закреплены законодательно. Например, нельзя присоединить к участку территорию, которая составляет более 10% от исходного.

Дополнительные ограничения по размерам может выставлять местная администрация самостоятельно.Рассмотрим список документов, которые потребуется чтобы расширить свой участок:

  1. Документ, подтверждающий права собственности на изначальный участок.
  2. Отказ потенциальных собственников (если их возможно определить), а так же соседей на приобретаемую землю.
  3. Разрешение местной администрации. Возможно с использованием данной земли планируется расширить дорогу.
  4. Объяснительная записка, в которой указывается на каких основаниях и почему дополнительный участок должны присоединить к вашей земле.
  5. Заново составленный кадастровый план и паспорт с учетом новой территории.

Гражданин обращается к услугам кадастрового инженера. Проводится повторное межевание с учетом дополнительной земли. Специалист выдает новый межевой план.

В том же время гражданин получает отказ от соседей на притязания дополнительного участка. Документы подаются в местную администрацию с пояснением обстоятельств, при которых гражданин стал владельцем неучтенной земли.

В конечном итоге новый владелец обращается в Росреестр за обновлением данных по земельному участку. Гражданину выдается документ с исправленными границами и площадью земельного участка.

Что значит подобная формулировка? Смысл ее в том, что у участка ранее был владелец, но по разным причинам он поменялся. Т.е кадастровый паспорт на землю уже существует. Но законодательство определяет еще несколько ситуаций, когда участок можно признать ранее учтенным.

ВНИМАНИЕ! К ним относятся все земельные участки, регистрации которых производилась до 1 марта 2008 года. Так же те участки, на которые было оформлено право собственности и присвоены номера, но не произведен кадастровый учет.

Гражданин обращается в Кадастровую палату и заполняет заявление на обновление данных о земельном участке. Далее с помощью кадастрового инженера проводит межевание с обязательным уточнением границ.

По срокам проверка и уточнение занимает не более 14 рабочих дней. Важно отметить, что Кадастровая палата по инициативе вышестоящих надзорных органов может отказать в обновлении информации. Произойти это может в следующих случаях:

  • в базе не найдено информации о регистрации предполагаемого участка. Проще говоря его следует регистрировать заново, но уже не как ранее учтенный.
  • в базе имеется информация о том, что ранее учтенный земельный участок пересекается с участком заявителя.

В официальном ответе будут указаны причины отказа и их возможные варианты решения.Как можно заметить, регистрация земельного участка сильно разнится в зависимости от исходного состояния земли. Например, было ли проведено межевание или нет?

Но, в целом, процедура во всех случаях практически идентичная. В каких-то случаях даже проще зарегистрировать, к примеру, не межевой участок. Главное в регистрации — грамотный и полный набор документов с выбором надежного кадастрового инженера при необходимости.

Для Росреестра характерна доступность предоставляемых услуг. Прошли времена, когда для прохождения процедуры приходилось ждать в очередях. Сегодня заинтересованным лицам предлагается несколько способов, как зарегистрировать земельный участок в в кадастровой палате:

  1. Обратиться лично в офис Росреестра по месту проживания. Возможно, для экономии времени стоит предварительно записаться на прием. Найти нужный офис, его адрес, график работы и контактные данные, а также забронировать время приема можно на сайте Росреестра .
  2. Посетить ближайший офис многофункционального центра предоставления услуг «Мои документы». Регистрация кадастрового номера через МФЦ осуществляется в том же порядке, что и через Росреестр. Центр выступает посредником, принимая и передавая документы, поэтому срок постановки на КУ может увеличиться на несколько дней.
  3. Подать заявку в электронном виде. При необходимости соискатель может подать заявление не только на ГКУ , но и на одновременную с ГКУ регистрацию прав (ГРП) . Подобная регистрация земельных участков в Росреестре возможна только при наличии у заявителя электронной подписи и нужных сертификатов.
  4. Направить заявку по почте в территориальный офис Росреестра. Почтовое отправление должно иметь опись вложения и предполагать уведомление о вручении. Подпись соискателя в заявлении нужно засвидетельствовать нотариально.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *