Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Роструд рф официальный сайт проверки 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Роструд опубликовал списки ИП и компаний, к которым придут с проверкой
Традиционно прокуратуры регионов в конце календарного года утверждают сводные планы проверок региональных контролирующих органов на следующий год.
Информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря года. О проверках федерального государственного надзора информация (по отдельным регионам) размещена только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Также надо иметь в виду, что прокуратуры регионов, призванные в силу статьи 1 «О прокуратуре РФ» надзирать за точным и единообразным соблюдением законодательства, сами зачастую нарушают требования этого же законодательства размещая на своих сайтах вместо сводных планов проверок (т.е. — единого документа, как это требует статья 9 Закона № 294-ФЗ), лишь планы проверок каждого органа контроля и надзора, запланировавшего проведение проверок в следующем календарном году в регионе. Иначе никак не объяснить тот факт, что большинство региональных прокуратур размещают на своих сайтах именно сводные планы проверок (в виде единого документа).
Примечание № 1 (статья 9 Закона № 294-ФЗ):
«Органы прокуратуры в срок до 1 декабря года, предшествующего году проведения плановых проверок, обобщают поступившие от органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля ежегодные планы проведения плановых проверок и направляют их в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для формирования Генеральной прокуратурой Российской Федерации ежегодного сводного плана проведения плановых проверок.
Генеральная прокуратура Российской Федерации формирует ежегодный сводный план проведения плановых проверок и размещает его на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети «Интернет» в срок до 31 декабря текущего календарного года».
Примечание № 2 (статья 133. Закона № 294-ФЗ (введена Федеральным законом от 31.12.2014 № 511-ФЗ) — вступает в силу 01.07.2015):
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2021 год в конце декабря 2020 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2020 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Прокуратуры регионов утвердят сводные планы проверок региональных контролирующих органов на 2019 год в конце 2018 года, поэтому информация о провеках регионального госнадзора и муниципального контроля появится здесь в конце декабря 2018 года.
О проверках федерального государственного надзора информация размещается только на сайте генеральной прокуратуры РФ.
Список проверок ГИТ на 2021 год
Федеральным законом от 25.12.2018 № 480-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года установлены «надзорные каникулы» для субъектов малого и среднего предпринимательства, по которым не введен риск-ориентированный подход.
Новый период «надзорных каникул» вводится путем дополнения Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» новой статьей 26.2, согласно которой с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года не будут проводиться плановые проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Для защиты охраняемых законом ценностей данные ограничения не будут применяются:
-
при проведении плановых проверок в рамках видов государственного контроля (надзора), по которым установлены категории риска, классы (категории) опасности, а также критерии отнесения деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности;
-
при проведении плановых проверок в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих лицензируемые виды деятельности;
-
в отношении плановых проверок в рамках проведения:
-
федерального государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности;
-
федерального государственного контроля за обеспечением защиты государственной тайны;
-
внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»;
-
федерального государственного надзора в области использования атомной энергии;
-
федерального государственного пробирного надзора.
-
Федеральным законом от 13.07.2015 № 246-ФЗ предусматривается, что с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года вводится ограничение на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства, за исключением:
-
лиц, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ (рисковые виды деятельности);
-
хозяйствующих субъектов, привлекавшихся к административной ответственности за грубые правонарушения или лишенных лицензии на осуществление деятельности и с даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено такое постановление (решение), прошло менее 3-х лет.
Хозяйствующим субъектам предоставляется право подать заявление об исключении их из ежегодного плана проведения плановых проверок.
Согласно Распоряжению Правительства РФ от 19.04.2016 № 724-р с 1 июля 2016 года при проведении проверок запрещено требовать у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:
- разрешения на строительство;
- сведения из реестра нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен;
- выписки из реестра федерального имущества;
- выписки из реестра зарегистрированных СМИ;
- сведения из ЕГРП;
- сведения из реестра аккредитованных лиц;
- сведения из бухгалтерской (финансовой) отчетности;
- сведения из Единого государственного реестра налогоплательщиков;
- сведения из ЕГРИП и ЕГРЮЛ;
- сведения о выдаче иностранному лицу или лицу без гражданства вида на жительство;
- сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания гражданина РФ.
В то же время согласно изменениям, внесенным в статью 360 Трудового кодекса РФ (Федеральный закон от 03.07.2016 № 272-ФЗ) внесено дополнительное основание для проведения внеплановых проверок – поступление любой информации в Государственная инспекция труда (ГИТ) из любых источников (в том числе — из СМИ) о фактах нарушений работодателями требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе:
-
требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников;
-
приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам;
-
установлению заработной платы в размере менее МРОТ.
Следовательно, ГИТ вправе проводить внеплановые проверки чаще и для этого не надо ждать жалоб от физических лиц.
План всех проверок всего бизнеса (как организаций, так и индивидуальных предпринимателей) должна согласовывать и публиковать на своем сайте прокуратура — так установил Закон № 294-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
На этом основании органы гос контроля и надздора каждого региона до 1 сентября направляют в прокуратуру региона проекты ежегодных планов проверок организаций и ИП для рассмотрения и согласования (проверки на предмет законности) региональной прокуратурой. После рассмотрения планов прокуратура возвращает планы для их утверждения органами гос. контроля и надздора каждого региона. К 1 ноябяря органы гос контроля и надздора каждого региона направляют в прокуратуру уже утвержденные планы проверок.
По общему правилу для проведения плановой проверки необходимо, чтобы прошло 3 года со дня:
-
Государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя.
-
Окончания проведения последней плановой проверки.
-
Начала осуществления организацией (ИП) предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный гос. орган уведомлением о начале предпринимательской деятельности.
При этом (пункт 2) учитываются только плановые проверки, у которых была та же цель (предмет).
Это означает, что не учитываются:
-
внеплановые проверки (к таковым, к примеру, относятся проверки по жалобам потребителей);
-
плановые проверки, проведенные тем же гос. органом, но по другим основаниями (с другими целями).
Как водится, из любого правила есть исключения. Так для проведения плановых проверок организаций и ИП, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, предусмотрено, что плановые проверки могут проводиться два и более раз в три года.
Надо иметь в виду, что в связи со вступлением в силу Закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ изменен порядок проведения проверок в некоторых отраслях государственного надзора (контроля) и муниципального контроля.
Теперь сокращенная периодичность проверок может быть установлена и иными нормативными правовыми актами.
К примеру, для осуществления лицензионного контроля основанием для включения плановой проверки лицензиата в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня принятия решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью» для девяти видов деятельности в сфере здравоохранения, образования и социальной сфере установлена сокращенная периодичность проведения плановых проверок.
Плановые проверки Роструда, назначаемые с учетом риск-ориентированного подхода к объекту контроля, проводятся с периодичностью (пост. Прав-ва №197 от 16/02/17 г.):
- высокий риск – 2 года;
- значительный риск – 3 года;
- средний риск – 5 лет и реже;
- умеренный риск – 6 лет и реже;
- низкий риск – проверок нет.
Основными критериями отнесения к группе риска выступают: результаты проверок фирмы за предшествующий трехлетний период, наличие или отсутствие случаев травматизма за тот же срок, задолженность по оплате труда предшествующие 12 месяцев.
Узнать, включена ли фирма в план проверок на текущий период, можно на сайте Роструда, на странице инспекции соответствующего региона. Сайт Генпрокуратуры публикует сводный план проверок фирм на год. Можно воспользоваться им. Для поиска, помимо наименования фирмы, необходимы ИНН и ОГРН.
Внеплановые проверки назначаются в случаях:
- истечения срока, данного на устранение ранее выявленных нарушений;
- поступления в инспекцию заявления о нарушении трудовых прав, законодательства о труде, (особенно если речь идет о сфере охраны труда либо о невыплате зарплаты);
- заявления от работника о нарушении его прав, с требованием провести проверку;
- издания приказа о проверке на основании поручения Президента, Правительства или требования прокурора (как результат поступивших в прокуратуру обращений, сведений).
Плановая (внеплановая) проверка может быть как выездной, так и документарной.
Роструд может проверить юрлицо или ИП в плановом и внеплановом порядке. Внеплановая проверка возможна по заявлению извне о нарушении фирмой норм трудового законодательства, либо если истекает срок, данный на исправление недостатков при предыдущей проверке.
Плановая проверка назначается с учетом присвоенного компании класса риска применительно к сфере труда. Чем выше этот показатель, тем чаще компания будет попадать в план проверок Роструда. Плановые проверки проводятся с использованием специальных тематических листов ГИТ, содержащих соответствующие теме листа вопросы. У компаний есть возможность заранее подготовиться к визиту инспекторов с помощью сервиса Роструда «Электронный инспектор», методом самопроверки.
Планы проверок на соответствующий год публикуют как региональные инспекции по труду, так и сайт Генпрокуратуры РФ.
Роструд определился, кого проверит в 2021 году
-
Бизнес
-
Банки
-
ИП
-
система Платон
-
-
Бухгалтерский учет и отчетность
-
ККТ
-
Бухгалтерская отчетность
-
КБК
-
-
Кадры
-
Выплаты персоналу
-
Больничный лист
-
Декретный отпуск
-
Отпуск
-
-
Налоги
-
УСН
-
ЕНВД
-
ПСН
-
НДС
-
Страховые взносы ФСС
-
НДФЛ
-
Страховые взносы ПФР
-
6-НДФЛ
-
Проверки
-
-
Право
-
Штрафы
-
Все рубрики
Категория риска рассчитывается по формуле и именно от нее зависит частота плановых проверок в отношении работодателя:
- Чрезвычайно высокий риск (1 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
- Высокий риск (2 класс опасности): проверки 1 раз в 2 года.
- Значительный риск (3 класс опасности): проверки 1 раз в 3 года.
- Средний риск (4 класс опасности): проверки 1 раз в 5 лет.
- Умеренный риск (5 класс опасности): проверки 1 раз в 6 лет.
- Низкий риск (6 класс опасности): проверки не проводятся.
Организацию могут проверить в схеме оплаты труда и внепланово.
Следует проверить отчетность о результатах проверок инспекцией по труду за 3 года, которые предшествуют году обращения в инспекцию, сведения о производственном травматизме за 3 года, предшествующим текущему году, а также сведения о заработной плате за предшествующий год.
Класс опасности и категорию риска, скорее всего, снизят, если не было:
- административных наказаний, за которые работодатель привлечен к ответственности;
- производственного травматизма, особенно смертельных несчастных случаев;
- задолженностей по зарплате.
Следует придерживаться четкому алгоритму действий и не забывать о важных деталях. А именно:
- Запросите удостоверение и проверьте, совпадает ли имя инспектора в приказе-распоряжении с именем инспектора, который проводит проверку.
- Если инспектора сопровождают эксперты, которые собираются проводить дополнительные исследования, убедитесь в том, что их данные тоже указаны в приказе-распоряжении.
- Проконтролируйте сроки проведения проверок. Максимальный срок проверок организаций — 20 рабочих дней. Для малых предприятий общий срок проведения проверок не должен превышать 50 часов в год, для микропредприятий — 15 часов в год.
- Помните, что приостановить проверку можно только один раз и что продлить срок проверки можно максимум на общий срок проведения проверок, установленный для конкретной организации. Так, если общий срок проведения проверок — 20 рабочих дней, то максимально продлить его можно еще на 20 рабочих дней.
Как в 2021 году Роструд проверит работодателей?
Бывает так, что компания не соглашается с решением, постановлением или предписанием инспекции. У нее есть право обжаловать его в административном или судебном порядке. В первом случае придется обратиться в вышестоящую инстанцию, во втором — в суд.
Срок обжалования в судебном порядке составит 10 дней с момента получения предписания, в административном порядке — 15 дней.
Постановление можно обжаловать в вышестоящем или судебном органе в течение 10 дней с момента получения копии постановления.
Важно обратиться в суд, который по подсудности имеет право на рассмотрение соответствующих категорий дела.
Предписания обжалуются в районном суде по местонахождению инспекции труда, постановления нужно обжаловать в районном суде по местонахождению организации.
Если не обеспечить работников смывающими или обезвреживающими средствами, не ознакомить их с условиями труда на рабочих местах, которые определены по результатам оценки условий труда, не предоставить инспектору ГИТ карты СОУТ, наступает ответственность за общее нарушение требований охраны труда, которые не перечислены в специальных частях (то есть по ч. 1 ст. 5.27.1)
За это нарушение предусмотрены штрафные санкции для организации — до 80 000 руб., для должностных лиц — до 5 000 руб
При незначительном нарушении правил охраны труда, которое не может привести к серьезным последствиям в отношении жизни и здоровья сотрудников, инспектор может вынести предупреждение. Например, если работник в журнале регистрации инструктажей поставил подпись не в той главе.
При определении размера штрафа инспектор учитывает финансовое положение организации и негативные последствия, которые могли наступить в случае нарушений требований охраны труда.
Работодатель может обжаловать размер штрафа в суде. Суды, рассмотрев обстоятельства дела, периодически встают на сторону работодателя и снижают размер штрафа.
Судебная практика постоянно доказывает важность того, чтобы руководитель организации входил в состав комиссии по проверке знаний требований охраны труда.
В некоторых субъектах РФ в 2019 году работодатели были привлечены к ответственности за невключение в состав комиссии.
Раньше при проведении проверок инспекторы не обращали на это внимание, но начиная с 2018 года есть судебная практика, согласно которой и суд, и инспектор требуют соблюдать данное правило.
В пункте 46 регламента № 160 указано, что проведение плановых контрольных мероприятий проводится в зависимости от категории риска компании.
Категория риска | Периодичность плановой проверки |
Высокий | 1 раз в 2 года |
Значительный | 1 раз в 3 года |
Средний | Не чаще чем 1 раз в 5 лет |
Умеренный | Не чаще чем 1 раз в 6 лет |
Низкий | Проверки не проводят |
Административный регламент № 160 в пункте 91 вводит еще одно важное правило. Теперь инспектору прямо прописано, в каком случае нарушение требований трудового законодательства грозит жизни и здоровью работников, соответственно, не может быть заменено на предупреждение.
Плановые и внеплановые проверки могут быть документарными, то есть удалёнными, и выездными.
Документарная проверка | Выездная проверка | |
---|---|---|
Что проверяют | — соответствие работников; — соответствие строений, зданий, территорий; — состояние оборудования, транспортных средств; — товары, услуги, работы. |
— документы по организационно-правовой форме; — права и обязанности; — исполнение обязательных требований, предписаний уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда. |
Сроки | Для малых предприятий — 50 часов, можно продлить ещё на 50 часов. Для микропредприятий — 15 часов. Можно продлить ещё на 15 часов |
20 дней, продлить нельзя. |
Документарная проверка |
---|
Что проверяют: — соответствие работников; — соответствие строений, зданий, территорий; — состояние оборудования, транспортных средств; — товары, услуги, работы. |
Сроки: Для малых предприятий — 50 часов, можно продлить ещё на 50 часов. Для микропредприятий — 15 часов. Можно продлить ещё на 15 часов. |
Выездная проверка |
Что проверяют: — документы по организационно-правовой форме; — права и обязанности; — исполнение обязательных требований, предписаний уполномоченных должностных лиц территориальных органов Роструда. |
Сроки: 20 дней, продлить нельзя. |
Опубликованы перечни компаний для плановых проверок Роструда
14120 ноября 2012 г. в 15:34
А когда у нас будут проверять соответствие образования занимаемой должности?
Почему у нас специалисты (особенно гражданские служащие), которые имеют не одно высшее образование работают на самых низших должностях и очень продолжительное время вообще не продвигаются по карьерной лестннице, а люди, у которых образование на два порядка ниже, быстро и стремительно летят наверх. Ни у кого в государстве такие взлёты не вызвают подозрений, кроме меня?
Приказ министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 15 января 2021 № 8 О внесении изменений в приказ министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 17.12.2020 № 347 «О контрольной деятельности в внутреннем финансовом аудите министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области в 2021 году»
15.01.2021 (PDF, 294.37 КБ) Приказ министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 22.12.2020 № 353
О внесении изменений в приказ министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 29.10.2020 № 300 «Об утверждении Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год»
(в редакции приказа министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 09.12.2020 № 334)
23.12.2020 (PDF, 341.9 КБ) Приказ министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 17 декабря 2020 № 347 О контрольной деятельности в внутреннем финансовом аудите министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области в 2021
17.12.2020 (PDF, 1239.54 КБ) Приказ министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 09.12.2020 № 140-АХ
«Об утверждении плана проверок подведомственных министерству труда и социальной защиты населения Рязанской области учреждений на 2021 год в рамках проведения мероприятий по ведомственному контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»
14.12.2020 (PDF, 281.82 КБ) Приказ министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 9 декабря 2020 года № 334
О внесении изменений в приказ министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 29.10.2020 № 300 «Об утверждении Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год»
10.12.2020 (PDF, 379.55 КБ) Приказ министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области от 29 октября 2020 года № 300
Об утверждении Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2021 год
На государственном уровне утвержден специальный приказ о присвоении объектам категорий риска — это Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806. В нем описан общий порядок отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории или классу опасности. Но для каждого отдельного вида проверок контролирующие органы вправе утвердить собственные правила, как определить категорию риска предприятия, и собственные критерии.
В сфере контроля соблюдения трудового законодательства Роструд решил использовать общие правила. Чтобы узнать категорию риска деятельности юридического лица, следует обратиться к приложению к Постановлению Правительства РФ от 01.09.2012 № 875, где представлены критерии отнесения к определенному классу или категории. Один из них — потенциальная опасность. В зависимости от этого показателя работодателей делят на следующие классы:
Категория риска |
Показатель потенциального риска |
---|---|
Высокий |
1 и более |
Значительный |
От 0,99 до 0,75 |
Средний |
От 0,74 до 0,5 |
Умеренный |
От 0,49 до 0,25 |
Низкий |
Менее 0,24 |
Но для отнесения работодателя к конкретному классу одного критерия недостаточно, есть и другие. А еще утверждена особая форма, позволяющая рассчитать показатель потенциального риска причинения вреда:
Р = Т + Ку,
где:
- Т — показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения организациями или ИП обязательных требований;
- Ку — коэффициент устойчивости добросовестного поведения организаций или ИП, связанного с исполнением обязательных требований.
А Ку рассчитывается для каждого работодателя на основании следующих показателей:
- наличие несчастных случаев;
- факт задолженности по зарплате;
- наличие факта назначения административных наказаний.
Чтобы понять, за какие нарушения организации присвоена та или иная степень риска, ГИТ разработал специальную памятку для работодателей.
Из Постановления № 875 понятно, кто вправе присваивать работодателям категорию высокого риска. К наивысшему классу опасности компанию или ИП вправе отнести только главный государственный инспектор труда РФ и его заместители. Об отнесении к иным категориям (умеренного, среднего и значительного риска) выносят решения главные государственные инспекторы труда субъектов РФ.
Чтоб изменить класс опасности, юрлицо или ИП вправе обратиться с заявлением. Но пересмотреть решение о категории риска сможет только то должностное лицо, которое его вынесло.
Класс опасности меняется и автоматически:
- повышается, если у работодателя произошел несчастный случай со смертью;
- понижается, если проверки не выявили нарушений.
План проведения плановых проверок на 2021 год
Зная, где посмотреть категорию риска организации, в дальнейшем легко определить, с какой периодичностью проводятся плановые проверки в отношении конкретного работодателя. В Письме Минтруда РФ от 12.04.2017 № ТЗ/1330-11-2 описаны следующие правила:
Категория риска |
Периодичность проверок |
---|---|
Высокий |
Один раз в 2 года |
Значительный |
Один раз в 3 года |
Средний |
Один раз в 5 лет |
Умеренный |
Один раз в 6 лет |
Низкий |
Плановые проверки не проводятся |
Чиновники обещали, что работодателей, у которых отсутствуют нарушения, проверять перестанут. Но чтобы не привлечь к себе внимание контролирующих органов, им расслабляться не стоит: они должны своевременно отчитываться и сдавать разные документы. Также помните, что по жалобе трудящихся инспекторы вправе прийти на предприятие для проведения внеплановой проверки.
Не важно, плановая проводится проверка, или внеплановая, закон требует от инспекторов ГИТ соблюдения следующих правил:
Ограничение | Комментарий |
По срокам извещения о начале проведения проверки | Уведомление от ГИТ должно прийти на предприятие не позже, чем за 3 рабочих дня до приезда инспекторов. Уведомление происходит путем направления предпринимателю приказа или распоряжения о проведении проверки письмом (заказным, с уведомлением о вручении). Если проверка внеплановая, предупреждение должно поступить любым возможным способом за 24 часа до прихода инспекторов. |
По продолжительности проверки | Плановая или внеплановая проверка ГИТ может растянуться не более чем на 20 рабочих дней. Существует ограничение и по срокам проведения плановых выездных проверок – для субъекта малого бизнеса это максимум 50 часов в год, для микропредприятия – 15 часов. |
По запрашиваемым документам | Если документы, которые требует предъявить инспектор ГИТ, не относятся к предмету проверки, предприниматель не обязан их предъявлять (но перечня бумаг, которые необходимо показывать, законом не утверждено). |
Важно! Поводом к проведению внеплановой проверки, согласно закону, может послужить любое нарушение предпринимателем положений Трудового кодекса или иных правовых актов, имеющих отношение к нормам трудового права.
Чаще всего внеплановая проверка проводится по той причине, что один из сотрудников предприятия подал заявление (в соответствии со всеми требованиями закона) о нарушении его трудовых прав. Но инспекторы ГИТ также обращают внимание на:
- запросы сотрудников предприятий о проведении проверки охраны труда и условий работы на производстве;
- заявления и обращения в Роструд граждан (в т.ч. ИП и ООО);
- сведения, полученные из СМИ;
- информацию, поступившую от органов гос. власти.
Предприниматель обязан допустить инспектора к проверке также при следующем обосновании ее проведения:
- в соответствии с поручением Президента или Правительства РФ был издан приказ руководителя (или распоряжение зам. начальства) Федеральной инспекции труда о необходимости проведения выездной внеплановой проверки;
- было получено требование Прокурора об организации проверки предприятия на предмет соблюдения требований закона, основанное на обращениях, зарегистрированных в органах прокуратуры.
В Генпрокуратуре сформировали план проверок бизнеса на 2021 год
Вопрос №1: Можно ли избежать плановой проверки ГИТ?
Ответ: Положениями ст. 26.1 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ определена возможность для предпринимателей и юрлиц, имеющих статус субъекта малого предпринимательства, избежать проверки Государственной инспекции труда РФ путем подачи заявления с требованием исключить фирму из плана предстоящих проверок.
Вопрос №2: Как часто Государственная инспекция труда имеет право организовывать плановые проверки?
Ответ: Закон позволяет проводить подобные проверки максимум 1 раз в 3 года.
По телефону можно обращаться за решением следующих проблем:
- Консультация по решению спорных вопросов, связанных с нарушениями трудового законодательства.
- Подача жалобы на нарушения.
- Консультации по поводу подачи заявления об организации проверки возможных нарушений.
- Получение консультаций, как обжаловать нормативные правовые акты.
- Получение информации о программе «Соотечественники».
- Решение вопросов, связанных с открытием личного кабинета на сайте.
- Консультации по прочим вопросам трудового законодательства.
На сайте инспекции имеется специальный информационно–консультационный портал, который создан для обращений в организацию, получения консультаций по трудовому законодательству, проведения проверок организаций.
Онлайн инспекция наделена следующими модулями:
- Электронный инспектор онлайн. Позволяет осуществить самопроверку организации, приняв на себя функции проверяющего.
- Электронная приемная. Существует для записи на прием в государственную инспекцию по месту нахождения клиента.
- Трудовой навигатор. Создан для работников и работодателей для решения проблемных ситуаций. Здесь предоставлены схемы действий при трудовых спорах.
- Общественная оценка деятельности. Существует для предоставления клиентам возможности участвовать в онлайн–опросах, высказывания собственных предложений, решения вопросов.
- Памятки. Раздел содержит все актуальные законодательные и нормативные акты по труду с изменениями, рекомендации по их выполнению.
- Вопросы и ответы. Здесь представлены ответы на общие вопросы по трудовому законодательству.
- Отправить заявление. Через данный модуль можно направить заявление о нарушении трудового законодательства.
- Перечень требований трудового законодательства.
Благодаря личному кабинету, каждый гражданин, трудоспособного возраста имеет возможность получать полезную информацию правового и социального характера в отношении занятости.
Существует уже несколько лет. В 2019 году ресурс посетили 5,78 миллионов человек.
Можно воспользоваться определенными сервисами, решающие ту или иную проблему. Например,
Дежурный инспектор
Ваш вопрос, их ответ. Есть база задаваемых вопросов и ответов по категориям. Проведено более 12,38 тысяч консультаций, причем самая популярная тема была связана с охраной труда (1,85), увольнением (1,79) и заработной платой (1,58).
Самостоятельная проверка дел работодателем (его представителем) по соблюдению требований трудового законодательства (с использованием проверочных листков).
В 2019 году проведено более 86,29 тысяч самопроверок, из них выявлено 56,11 тысяч нарушений, т.е. больше половины.
С момента запуска сервиса проведено 546,48 тысяч проверок, и выявлено опять больше половины (373,18), причем это сэкономило работодателям более 11,4 миллиардов рублей. Во как!
В 2019 году в ходе всех надзорных мероприятий было выявлено свыше 308,6 тысяч нарушений трудового законодательства (в 2018 году — 322 тысячи).
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 3 737, 8 млн. рублей (в 2018 — 3 253,8 млн. рублей, в 2017 году — 3 555,4 млн. рублей). Заметьте, граница в три миллиона всегда проходит.
Приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 141, 9 тысячу виновных лиц (2018 году -133,2 тыс., в 2017 году – на 155,4 тыс.) а именно на:
- должностных лиц — 70,9 (2018 — 70,7 тыс., 2017 — 83,1 тыс.);
- юридических лиц — 59,7 (2018 — 53,2 тыс., 2017 — 59,7 тыс.);
- индивидуальных предпринимателей — 11,2 (2018 — 9,2 тыс., 2017 — 12,4 тыс.);
- граждан — 30 (2018 — 22, 2017 — 61).
Помимо штрафов, также были выданы 39 507 предупреждений (в 2018 – 39 876, в 2017 – 39 995). Опять граница в 39 проходит, как у них это получается?
Согласно статье 3.4. КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей (животным, растениями и т.д.), а также при отсутствии имущественного ущерба.
В 2019 году также было дисквалифицировано 28 виновных должностных лиц, за что, не указано. Для сравнения, в 2018 году дисквалификации подверглись 12 лиц, а в 2017 году –67 граждан.
Напомню, дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом и т.д. (ст. 3.11 КоАП РФ).
Дисквалификация назначается за совершение административных правонарушений, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение (например, ч. 5, ч. 7 ст. 5.27 КоАП РФ или ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ).
Устанавливается на срок от 6 месяцев до 3-х лет.
Несмотря на небольшое снижение, в течение 2019 года продолжает сохранятся высокий уровень работодателей, допускающих задержку выплаты заработной платы.
Хотя за невыплату заработной платы предусмотрена административная (ч. 6 ст. 5.27 КоАП) и уголовная ответственность (ст. 141.1 УК РФ).
Уровень текущей задолженности по заработной плате в субъектах РФ находился в интервале от 2,4 до 2,94 млрд. рублей (в 2018 году — 7,86 до 8,52 млрд. рублей, в 2017 — от 3,2 до 3,8 млрд. рублей).
Поступило более 136 тысяч обращений по вопросам задолженности по заработной плате (в 2018 году – более 164 тысячи).
Практически по всем обращениям были проведены надзорно-контрольные мероприятия, выдано более 7 тысяч обязательных для исполнения предписания.
Данные о количестве возбужденных дел за невыплату заработной платы отсутствуют.
Например, в 2018 году было принято около 2000 решений о возбуждении уголовного дела по ст. 145.1 УК РФ, в 2017 году – 1 720 решений. Причем сам Роструд в 2018 году направил 101 материал.
В 2019 году всего расследовано более 9,5 тысяч несчастных случаев.
Произошло 5 086 несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, из них 3 705 (тяжелые), 1 099 (со смертельным исходом), 282 (групповые). Для сравнения, в 2018 году произошло 5 394 несчастных случая, в 2017 году – 5371, в 2016 – 6 819.
Погибли 1 312 работников, их них 54 женщины (в 2018 году – 110, хотя в отчете за этот год было указано 82 женщины, но видимо, количество позже уточнили).
Также погибли 3 несовершеннолетних, в 2018 и 2017 годах было по одному человеку.
Наиболее высокий уровень производственного травматизма со смертельным исходом традиционно наблюдается в организациях таких видов экономической деятельности, как:
- строительство;
- обрабатывающие производства;
- сельское хозяйство;
- лесное хозяйство;
- охота;
- рыболовство и рыбоводство;
- транспортировка, хранение, добыча полезных ископаемых.
Самые частые причины несчастных случаев (обратите внимание!):
- падение с высоты — 33% (2018 — 34%, в 2017 году – 32%);
- воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей, машин и механизмов — 23% (2018 — 23%, в 2017 году — 26%);
- падение, обрушение, обвал предметов, материалов — 11% (2018 — 13%, в 2017 году – 12%);
- транспортные происшествия — 12% (2018 — 12%). Причем 20% было при следовании на работу на транспорте работодателя, а 5% пешеходом.
Было выявлено и расследовано 590 скрытых несчастных случая на производстве, включая 208 случая со смертельным исходом (в 2018 году – 562 и 172 соответственно).
Как всегда, причиной несчастных случаев стали:
- неудовлетворительная организация производства работ;
- нарушение правил дорожного движения;
- нарушение работником трудового распорядка и дисциплины труда;
- нарушение технологического процесса;
- недостатки в организации и проведении подготовки работников по охране труда.
По результатам проведенных расследований несчастных случаев на производстве в органы прокуратуры было направлено 5813 (в 2018 — 6 155 материалов) для рассмотрения вопроса о привлечении к уголовной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях требований трудового законодательства в связи с несчастными случаями на производстве (ст. 143 УК РФ «Нарушение требований охраны труда», ст. 216 «Нарушение правил безопасности при ведении строительных и иных работ», ст. 217 «Нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»).
По ним было возбуждено 238 уголовных дел (в 2018 – 340).
Основные изменения в законодательстве о проверках в 2020 — 2021 годах
Общая численность уволенных работников составило 349,9 тысяч человек. Интересно будет сравнить данные за 2020 год (в связи с пандемией).
В органы службы занятости обратились 95,9 тысяч человек, их них были трудоустроены 17,5 тысяч, 47,0 – признаны безработными. А остальные?
Роструд также приводит статистику по нахождению работника:
- в простое по вине работодателя — 26,0 тысяч человек;
- работающих неполное время – 84,3;
- в отпуске без сохранения заработной платы (по инициативе работодателя) – 1,0.
Причем, статья 128 Трудового кодекса РФ не предполагает отправление работодателем работника в указанный отпуск. Понятно, что так пишут кадровые работники. Но это до первой жалобы.