Прогноз стоимости топлива на 2021 год

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прогноз стоимости топлива на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • 21 июля 2020, 08:00

    Правительство дало полный газ: россияне получат по 80 тысяч для переоборудования машины на метан

  • 21 апреля 2020, 16:11

    Минус 40 за баррель: что означают отрицательные цены на нефть и станет ли бензин бесплатным

  • 25 марта 2020, 11:20

    Малый бизнес посыпется первым: как карантин угрожает независимым АЗС

Для начала нужно разобраться: что непосредственно влияет на цену топлива? Первое, что возникает в уме, это стоимость нефти, нефтепродуктов и курс валюты. Ценовая политика в указанном сегменте высчитывается при расчете в размере 6% от 100% стоимости данного топлива. Такая же цифра при переработке сырья и заработка реализаторов. Зато налоги и акцизы, что идут в казну государства, составляют более 50%. Значит, все, от чего пополняется казна государства, будет дорожать. Также продукты питания, лекарства, одежда, прочие самые необходимые товары продуктового минимума существенно подорожают. Естественно, нефтепродукты и нефть пополняют бюджет страны. Значит, скорее всего, стоимость бензина в 2021 году возрастет. Итак, показатели стоимости данного вида топлива зависят от:

  • уровня налогообложения;
  • цены нефти, нефтепродуктов;
  • ставки валюты.

Внимание! В нефтяной области тоже могут быть проблемы. Например, поломка дорогостоящего оборудования. Для поисков новых источников нефти используются существенные финансовые средства. Что также отразится на тарифах в данном сегменте.

Скачок цен на бензин в 2021 году будет зависеть от спроса, а надобность его поднимается ближе к весне. Зимой многие водители не пользуются своими автомобилями по разным причинам. Нет денег на зимнюю шину или погодные условия очень плохие. Когда же начинается посевной сезон, машинка становится полезной. Хотя многие уже отказали себе в этом комфорте. На эти цифры спроса влияет только мировая экономика. Нужно уменьшить стоимость одного барреля или экономических санкций. Нужно создать такую ситуацию, при которой стоимость хотя бы стабилизируется.

Нередко покупатели топлива негативно настроены против итоговых продавцов бензина, считая их виновными в неприлично высоких ценах. На самом деле непосредственно владельцы сетей бензозаправок не «накручивают бешеные тысячи» прибыли, а лишь соблюдают закон. Уже до их торговых наценок стоимость топлива довольно высока.

На стоимость бензина влияет множество факторов:

  1. Первоначальная стоимость сырья.
  2. Особенности переработки в бензин.
  3. Дальности и сложности транспортировки.
  4. Текущие налоговые тарифы и размеры акцизов.
  5. Новые экологические стандарты, требующие обновления оборудования как на добыче и переработки, так и при организации продажи.

Первое, про что не стоит забывать, так это про спрос. В 2021 году от этого фактора будет сильно зависеть цена топлива. Характерный весенний скачок спроса может быть смазанным по причине дефицита средств у населения. В частности те, кто не использовал автомобиль в зимнее время из-за экономии, в кризисное время и весной могут отказаться от поездок. Изменения в местной и мировой экономике могут вынудить и регулярных пользователей автомобилей пересесть на общественный транспорт.

Это скажется на спросе внутри страны, но не стоит забывать и про падение продаж нефти на мировом рынке в случае глобального кризиса. Такая ситуация, как минимум, останавливает рост цен. Если же на это наслаивается резкое снижение локальной покупательской способности, то прогноз по ценам может быть самым неожиданным, хотя все же не стоит забывать про одностороннюю связь стоимости в паре нефть-бензин.

21484

24133

20373

Фото 69290

Фото 13741

Фото Видео 12059

Фото 11606

Вторая причина названа сложным словом «демпфер». Этот механизм выравнивания цен через налоговое регулирование призван помогать нефтяным компаниям в случаях, когда экспорт оказывается для тех много выгоднее, чем внутренний рынок. Предполагается, что при высоких мировых ценах бюджет доплачивает нефтяникам для поддержания внутренних цен на приемлемом для потребителя уровне, но когда мировые цены падают, то уже производители делают дополнительные выплаты в бюджет, если не снижают оптовые цены внутри страны.

Третья проблема – транспорт. Нефть нужно доставить на НПЗ, а оттуда – бензин на АЗС. Это удовольствие профану может показаться совсем бесплатным, мол, бензин сам себя везёт, а на деле оказывается довольно дорогим. До 2019 году тарифы на перевозки росли почти на 10% в год – очень долго правительство не могло ограничить этот рост уровнем инфляции. Слабое развитие сети автомобильных дорог в отдалённых регионах приводит к тому, что нет альтернатив услугам рыцарей рельса и шпалы, романтиков железной дороги, которые с удовольствием этим пользуются. Их «доля малая» в цене на бензин составляет почти 10%. И Минфин опять же против того, чтобы компенсировать нефтяникам завышенные транспортные тарифы. Да и налоговые льготы на строительство новых НПЗ там, где они действительно нужны, получить практически невозможно.

Дмитрий Гусев констатирует:

«На Дальнем Востоке вообще категорически сложнейшая ситуация сложилась. Второй год не может быть выделено Минфином финансирование для внесения субсидий для перевозки туда топлива. Почти уже 10 лет не могут согласовать инвестиционные условия для постройки ВНХК, нового нефтеперерабатывающего завода, наличие которого категорически необходимо для Дальнего Востока. Поэтому позиция Минфина на сегодня заключается в создании кубышки, а распределение этой кубышки, к сожалению, почему-то происходит без значительного участия нефтеперерабатывающей отрасли, которая эту кубышку и формирует».

Далее – спекулянты, куда же без них, родненьких. Привыкшие к играм на фондовых и валютных биржах, они точно так же ведут себя и на топливных – многократно перепродают нефтепродукты, ищут лучшую цену и тем самым поднимают цены и для остальных, ведь активные покупки по закону рынка ведут к повышению стоимости любого товара. Порой приходится даже приостанавливать продажи – иначе контроль над ценами может быть совсем утерян.

Спекуляции бывают не только финансовыми, но и лоббистскими. Так называемые независимые сети АЗС, как правило, не имеющие собственной инфраструктуры и не желающие в неё вкладываться, давят на общественное мнение и государственные структуры, добиваясь льгот для своего всеми обижаемого маленького бизнеса.

Голубая мечта для любой такой сети – получать топливо от крупной компании по низким фиксированным ценам в обход биржи. Но для крупного поставщика это означает прямые издержки, которые надо как-то компенсировать – и вот мы вновь вместо снижения видим рост цен.

Говоря о причинах роста цен, доцент Финансового университета при Правительстве России Леонид Крутаков напоминает и о последствиях сделки ОПЕК+:

В результате (сделки ОПЕК+. – Ред.) частные компании погнали бензин на экспорт. Единственная компания, кстати, которая в таких условиях нарастила объём поставок на внутренний рынок, это «Роснефть». Потому что госкомпании защищают свой мандат перед всем обществом, то есть государственные интересы. Они ориентированы на социальный результат, поэтому считают деньги по-другому: тут и мультипликативные эффекты, и рост налогооблагаемой базы, и создание новых производств. А частные компании защищают свои интересы перед глобальным рынком. Для них главное – это прибыль, чистая прибыль. Почему в этом ряду оказалась «Газпром нефть», которая как бы не совсем частная, – это вопрос к качеству корпоративного управления и внутренних приоритетов топ-менеджмента.

Проблема сформулирована. Тревога остаётся, ведь рост цен на бензин – это рост цен на всё. Что же делать?

Старший аналитик компании WMT Consult Валерий Андрианов полагает, что прежде всего надо выстроить нормальную фискальную политику. Нужны меры, направленные на то, чтобы частные компании действительно поставляли большие объёмы нефтепродуктов на внутренний рынок.

Мы же очень давно говорим, что нефтепереработка у нас невыгодна, она такое замыкающее звено большого процесса. Пытались это изменить в результате налогового манёвра, но постоянно не получается. Всё-таки любые компании, в том числе и государственные, должны как-то зарабатывать, получать деньги на своё развитие. А для того чтобы это происходило, нужны нормальные условия. Нельзя полагаться только на социальную ответственность.

Отрасль своё слово сказала. Ждём ответного слова от правительства, потому что в противном случае о ценах на бензин громко заговорят граждане.

Эксперты предупредили о росте цен на топливо в России

В минувшем году объемы продаж бензина упали на АЗС на 40–50%. В начале лета стоимость бензина начала расти. Стоимость Аи-95 составила 60 тыс. руб. за 1 т. После окончания карантина, НПЗ не смогли быстро восстановить свои минувшие объёмы. По причине заниженной потребительской активности, на АЗС горючее не дорожало, вопреки тому, что реализовывать горючее было невыгодно. При этом, ряд продавцов успели горючим закупиться ранее, при низких ценах.

По состоянию на 2021 год среди россиян уже почти восстановилось потребление горючего. Уменьшенный спрос есть только в сфере коммерческих перевозок. В России повышение стоимости бензина меньше, чем инфляция, благодаря обширной конкуренции. Подобный фактор не допускает подорожания в розничной сфере. Нефтяные котировки уже стабилизировались, что затрагивает и нефтепродукты.

С начала текущего года в РФ были увеличены акцизы на горючее. Также будут изменены коэффициенты, которые связаны с демпфером и пошлинами на экспорт. В итоге могут начать расти цены. Подорожание пройдет согласно инфляции. Будет также и далее действовать налоговый демпфер. Эксперты, при этом, предлагают изменение формулы по расчету демпфера. Цена нефти на 2021 год предсказывается в значении $50 за баррель. При этом, подорожание бензина и дизельного горючего составит 3%.

Зачастую пользователи бензина отрицательно настроены против финальных продавцов топлива, назначая их виноватыми в слишком высоких ценах. В действительности непосредственно собственники сетей бензозаправок не «накручивают бешеные ценники» прибыли, а только соблюдают законодательство. Уже до их торговых наценок цена на бензин достаточно большая.

На нее оказывает влияние значительное количество факторов:

  1. Изначальная цена на сырье.
  2. Особенности переработки в бензин.
  3. Дальности и трудности транспортировки.
  4. Действующие налоговые тарифы и величины акцизов.
  5. Новые экологические стандарты, требующие нового оборудования как на добыче и переработке, так и при организации реализации.

То же увеличение НДС на 2% отразилось на карманах покупателей, но не поставщиков. Если же экологи обяжут поменять какие-либо фильтрующие системы при переработке сырья, то и данная модернизация окажет влияние на итоговую стоимость топлива. Это если говорить про увеличение цены. Уменьшение же стоимости как раз-таки будет зависеть от продавцов — если бензин совершенно не приобретают, то они чуть снижают свою торговую наценку.

Нередко люди просто-напросто не задумываются, что в различных регионах России стоимость бензина отличается. Парадоксально то, что порой топливо дороже рядом с местами добычи и переработки сырья. Диапазон разброса цен в различных регионах может различаться до нескольких рублей за литр.

Хотя Россия — все еще сырьевая страна, в громадных количествах добывающая углероды, цена на бензин для своих граждан непрерывно возрастает. Данное увеличение легко увидеть на примере изменения стоимости в текущем и предыдущих годах.

На протяжении множества лет цена бензина постоянно увеличивалась, несмотря на все большую выработку первоначального сырья. Больше того, при увеличении цены нефти на мировом рынке, цена топлива для россиян также только росла.

Как мы отметили раньше, при падении мирового «черного золота» готовое топливо не уменьшалось в стоимости. Его цена пребывала на том же месте. Но если затем нефть начинала становиться дороже, то за ней сразу же «подтягивались» наценки на топливо. В соответствии с этим возможно понять, что на протяжении последних лет динамика стоимости в рублях являлась положительной, однако для конечных покупателей отрицательной, поскольку им все время требовалось платить только больше.

Фактически хорошо было лишь продавцам и добытчикам продуктов — обычные граждане платили больше с каждым месяцем. В приведенной далее таблице отлично просматривается выразительное изменение цен на топливо с каждым новым годом. Фактически за последние 10 лет бензин стал дороже практически в 2 раза.

Месяц и год Средняя цена за литр в рублях
Ноябрь 2010 24,82
Июнь 2011 26,95
Декабрь 2012 28,33
Май 2013 30,88
Февраль 2014 32,49
Сентябрь 2015 37,12
Март 2016 36,70
Октябрь 2017 38,08
Январь 2018 41,05
Апрель 2019 45,12
Май 2020 45,91

Из таблицы заметно, что в течение нескольких лет только однажды случилось небольшое снижение стоимости, все остальное время цена бензина только росла. Естественно, колебания присутствуют и в течение одного года, однако данный момент немаловажен тем, что в 2016 году не было очень явного весеннего увеличения цен, характерного после зимнего снижения.

Прогноз цен на бензин и на дизельное топливо в 2021 году

Акцизы на дизельное топливо вынесены в отдельный подпункт Налогового кодекса:

Виды подакцизных товаров с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно
Дизельное топливо 9 188 рублей за 1 тонну 9 566 рубль за 1 тонну 9 938 рубль за 1 тонну

Рассчитаем, к какому подорожанию дизтоплива приведет увеличение акцизов:

Дизельное топливо
Плотность, кг/м3 840
Литров в тонне 1190
Акцизы на литр в 2020 году 7,42 руб.
Акцизы на литр в 2021 году 7,72 руб.

То есть из-за налоговой составляющей стоимость литра дизельного топлива вырастет на 30 копеек.

Подводя итоги данной статьи нужно сказать, что в 2021 году увеличение акцизов окажет небольшое влияние на итоговую стоимость автомобильного топлива.

Однако на практике бензин и дизельное топливо могут подорожать больше, чем на расчетные 30-40 копеек. И это будет говорить о том, что стоимость увеличена по желанию производителей и продавцов топлива.

Удачи на дорогах!

Украина не обеспечивает себя нефтью самостоятельно. Украинские добывающие вышки покрывают только 60% потребностей. Остальную нефть в основном закупают в Азербайджане (97% от импорта).

Нефтепродуктов, переработанных из украинской и импортной нефти, тоже не хватает. Около половины всего бензина производят на территории Украины, другую закупают преимущественно в Беларуси, а также в ЕС и России.

Но хоть цены на нефть и существенно упали, это не единственный фактор, который формирует цену на автозаправках.

Треть стоимости бензина, которую платят украинские водители, идет в государственный бюджет. Это НДС и акциз. Стоимость акциза фиксирована и прикреплена к курсу евро. За литр А-95 платят 0,213 евро (7,23 гривны). За эти деньги ремонтируют и строят дороги. Вместе с НДС эти два налога составляют около 40% от конечной стоимости бензина. Это средний показатель в мире. К примеру, в США налог составляет 20%, а в Германии — 64%. Из-за падения гривны, доля налогов в цене выросла.

Во-первых, многие АЗС продают украинский бензин, а во-вторых, у тех АЗС, которые предлагают импортное топливо, мировые цены на нефть не являются единственным фактором, формирующим цену. Поэтому понятно, что цены на топливо в Украине не могут падать пропорционально мировым ценам на нефть.

Но реакция должна быть. Мы решили посмотреть, как цены на украинский бензин А-95 реагируют на изменения цены нефти Brent. Для этого мы посчитали в процентах как менялась цена по сравнению с 1 февраля этого года.

В октябре Экономика 24 сравнила цены на бензин в Украине и мире. Тогда он стоил 85 центов или 24,26 гривны за литр 95-го. Это средняя цена в мире. Сравнить цены в других странах можно на интерактивной карте.

Самый дешевый или точнее практически бесплатный бензин – в Венесуэле. Эта страна – лидер по залежам нефти в мире. Дороже всего заправить машину обойдется в Гонконге, за литр А-95 здесь придется заплатить 2,24 доллара (почти 64 гривны).

Россиян предупредили о резком росте цен на бензин в 2021 году

Сколько людей, столько и мнений, для экспертов в области топливной энергетики эта поговорка применима в полной мере. Среди аналитиков и работников этой сферы можно встретить множество мнений о факторах, которые оказывают наиболее серьезное влияние на цену бензина и дизельного топлива. Наиболее часто можно встретить следующие причины:

  • рост нефтяных цен на мировых биржах;
  • рост акцизов на бензин и дизельное топливо;
  • сезонный рост потребления топлива;
  • падение курса рубля на валютных биржах;
  • отсутствие конкуренции на рынке производства бензина;
  • картельный сговор.

Разберемся какие из них оказывают серьезное влияние, а вклад каких несущественен. Чаще всего можно встретить в средствах массовой информации информацию о том во всем виноват рост акцизов. Об этом даже говорил президент России Владимир Путин во время ежегодной прямой линии. Он также признал, что правительство совершило ошибку при регулировании цен на топливо. Если об этом заявляет глава государства, то можно сделать вывод, что этот фактор оказывал серьезное влияние на стоимость топлива.

Мировые цены на нефть в последнее время выросли почти в два раза за последний год. Отсюда можно было надеяться, что бюджет пополнится нефтедолларами, которые улучшат благосостояние страны, однако, этот фактор спровоцировал дополнительный рост цен. Связано это с падением рубля. Обычно, когда нефть дорожает, одновременно с этим устремляется вверх курс рубля, а когда падает стоимость «черного золота» за ним следует отечественная валюта.

Введение санкций против крупных промышленных предприятий со стороны США и Евросоюза в первой половине этого года вызвало падение курса несмотря на рост нефти. В связи с этим возникла уникальная ситуация, когда производителям топлива стало выгоднее продавать его за рубежом чем внутри страны. С одной тонны топлива получалась выгода до 10 тыс. рублей. Поэтому в погоне за прибылью производители стремились направить как можно больше сырья на экспорт. Это вызвало уменьшение предложения в России, а соответственно рост цены бензина.

Как известно из базового курса экономики, повышение спроса при отсутствии роста предложения вызывает повышение цен. Весной в нашей стране традиционно увеличивается потребление бензина и дизельного топлива. Это связано с началом посевной кампании по всей стране. Многие автомобилисты также начинают эксплуатировать автомобиль после зимней паузы. С таким ростом спроса производители бензина справиться не могут и поэтому пытаются получить сверхприбыль за счет роста цен.

Что будет с ценами на бензин и дизельное топливо в 2021 году

Это один из самых трудно доказуемых факторов. Антимонопольная служба регулярно выносит предупреждения и накладывает штрафные санкции для производителей топлива. Их постоянно подозревают в сговоре, однако, резонансных дел не было в истории России ни одного. Хотя синхронное повышение «ценника» другими логичными объяснениями назвать нельзя.

Еженедельное повышение цен породило настоящую панику среди обычных автомобилистов. Многие из них в попытках сэкономить пытались запастись бензином или дизелем впрок. В интернете можно найти сообщения некоторых» экспертов», которые прогнозируют повышение цен до 100 рублей за литр АИ-95. Связывают эти прогнозы с ростом цен на нефть в два раза, однако, если проанализировать схему ценообразования можно заметить, что больше половины стоимости составляют различные налоги и сборы, нефть здесь не оказывает решающего значения.

Но в основном встречаются прогнозы, предсказывающие повышение цен еще максимум до 10%. Средняя цена АИ-92 не должна превысить 45 рублей. Этому могут способствовать меры, которые принимает в последнее время правительство и президент России.

Повышение цен власти объяснили ростом стоимости нефти, сообщают Naviny.by.

«В январе 2021 года отмечается значительный рост стоимости нефти на мировом рынке. Средняя котировка нефти марки Brent составила 54,3 доллара США за баррель и возросла по сравнению с декабрьским уровнем котировок на 9%, по сравнению со среднегодовым уровнем 2020 года — на 30%. С учетом изменения внешних факторов в январе текущего года стоимость нефти, закупаемой белорусскими НПЗ, возросла к декабрю на 11%», — отмечал «Белнефтехим», объясняя предыдущее повышение цен.

«В целях обеспечения устойчивой работы НПЗ и недопущения резких колебаний стоимости топлива на внутреннем рынке» концерн решил «в январе продолжить ценовую стратегию по индексации уровня предельных максимальных цен на нефтепродукты еженедельно не более чем на 1 копейку», — заявлял «Белнефтехим».

В 2020 году цены на автомобильное топливо повышались 11 раз (5, 12, 19, 26 января, 2, 9, 16, 22 февраля, 1 марта, 20 и 27 октября) и снижались пять раз (12, 19, 25 апреля, 3 и 10 мая). Каждый раз цены изменялись на копейку.

В ответ на вопрос, остается ли актуальной в 2021 году диверсификация поставок нефти, председатель концерна подчеркнул, что это не самоцель, а реалии современного рынка нефти и нефтепродуктов. «В нынешних условиях залог стабильной работы всего нефтехимического комплекса — это возможность маневра. Приобретенный в течение 2020 года опыт, несомненно, будет полезен в перспективе. Наши заводы попробовали новые сорта и миксы нефти, отработали новую логистику, сотрудничая с мировыми трейдерами. На следующем этапе мы обкатаем другие варианты поставок продукции, поскольку перед нами открываются новые возможности российских портов. Сейчас мы над этим активно работаем», — отметил он.

Андрей Рыбаков также подвел итоги прошедшего года. Валовой объем добычи белорусской нефти за 11 месяцев составил 1,564 млн т. На НПЗ переработано 14,687 млн т нефти. Глубина переработки увеличена на 3 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 79,3%, отбор светлых нефтепродуктов вырос почти до 61%. Продукцию отрасли за 11 месяцев экспортировали в 95 стран мира на сумму $4,2 млрд. Потери экспорта вследствие падения котировок частично компенсированы физическим ростом поставок за рубеж азотных удобрений КАС-30, NPK- и NP-удобрений, полиэфирных волокон и полипропиленовых нетканых материалов.

В ОАО «Нафтан» завершается реализация проекта по строительству комплекса замедленного коксования. На основном объекте комплекса — установке замедленного коксования нефтяных остатков — монтируют металлоконструкции, кабельно-проводниковые элементы, тепловую изоляцию, проводят гидроиспытания технологических трубопроводов. Параллельно выполняются пусконаладочные работы.

Мозырский НПЗ заканчивает масштабный инвестиционный проект «Комплекс гидрокрекинга тяжелых нефтяных остатков». На установке производства водорода завершены строительно-монтажные работы, гидравлические испытания технологических контуров и оборудования. Близятся к завершению строительно-монтажные работы на установке производства серы. В завершающей стадии находится строительство комбинированной установки гидрокрекинга.

Цена на российскую нефть для белорусских НПЗ определяется по специальной формуле, напрямую привязанной к мировым котировкам. Упрощенно она выглядит так: мировая цена минус экспортная пошлина. К примеру, в январе 2021 года экспортная пошлина на российскую нефть сорта Urals составляет 38,7 долларов за тонну. Примерно на столько российская нефть дешевле для Беларуси, чем при продаже ее на экспорт (правда, российские нефтяники для сохранения привлекательности поставок нефти в Беларусь включают в цену еще пи премию в размере около 12 долларов за тонну).

С каждым годом налоговый маневр — то есть реформа налогообложения в нефтяной промышленности РФ, которая предполагает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с синхронным повышением налога на добычу полезных ископаемых, — приближает стоимость нефти для белорусских НПЗ к мировой.

Если в 2018 году белорусские НПЗ покупали нефть по цене около 75% от мировой, то в 2020 году — по цене 85% от мировой. Цена нефти для Беларуси в 2021 году составляет, по данным концерна «Белнефтехим», уже 88-90% от мировой. К 2024 году налоговый маневр в России завершится – то есть экспортная пошлина обнулится, и цена российской нефти для Беларуси будет такой же, как и на экспорт.

По логике, это должно означать, что с 2024 года в Беларуси будут не только мировые цены на нефть, но и мировые цены на автомобильное топливо.

«Черное золото». Нефтяные ожидания на 2021 год

До начала российского налогового маневра, когда цена российской нефти не превышала для Беларуси 50% от мировой, белорусские НПЗ помогали сдерживать цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке. Еще десять лет назад доходность от поставок нефтепродуктов на экспорт позволяла компенсировать убыток НПЗ при отрицательной эффективности продаж автомобильного топлива на внутреннем рынке. Сейчас такой возможности у НПЗ уже нет, поскольку белорусская нефтепереработка давно не приносит прежней сверхприбыли, а ее рентабельность за последние годы снизилась до критической 3-5%.

Поэтому ранее «Белнефтехим» предупреждал, что налоговый маневр в РФ «фактически приведет к необходимости работы белорусских НПЗ в условиях мировой конъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты». И госрегулятор к этому готовился.

В 2018 году концерн разрабатывал механизм ценообразования на моторное топливо для внутреннего рынка. Планировалось, что цены на нефтепродукты будут рассчитываться по формуле на основе цен на закупаемую нефть. «Сейчас, когда цены на сырье для белорусских НПЗ выравниваются с мировой конъюнктурой, ведется работа, результатом которой должно стать формульное ценообразование на нефтепродукты в зависимости от цен на нефть. Эти меры позволят обеспечить эффективные условия для работы белорусских НПЗ в новых рыночных условиях», — отмечал в то время зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».
Сизов в то время констатировал, что «процесс идет, он непростой». По его словам, «мы понимаем интересы государства, стремление сохранить социальную цену на один из важных продуктов для отечественных потребителей — автомобильное топливо». В то же время «со своей стороны мы ставим вопрос о том, что для поддержания нефтеперерабатывающей отрасли в работоспособном состоянии, для возможности проводить реконструкцию, развиваться, получать продукты, которые будут удовлетворять существующим и перспективным требованиям качества, должно быть четкое, прозрачное ценообразование внутри страны», — подчеркивал Сизов.

По его словам, в то время цена на моторное топливо в Беларуси дотировалась нефтеперерабатывающими заводами, которые несли убытки. Поэтому концерн считал обоснованным установление цены на моторное топливо как минимум на уровне, компенсирующем затраты НПЗ. В «Белнефтехиме» отмечали, что модернизацию НПЗ оплачивают сами, но для привлечения кредитов они должны работать прибыльно. Иначе заводы остановят инвестпроекты и не смогут обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами.

Тем не менее резко поменять политику ценообразования на автомобильное топливо белорусские власти не решились.

Госрегулятор белорусского топливного рынка отмечает, что сейчас уровень цен на нефтепродукты в Беларуси зависит от стоимости нефти, налоговой нагрузки, курса валют, уровня цен в сопредельных государствах и ряда других показателей. Концерн проводит ежедневный мониторинг всех факторов, влияющих на ценообразование, и на основании актуальной информации оценивает ситуацию на внутреннем рынке. Затем принимается согласованное решение об изменении цены.

В последние два года стратегия концерна «Белнефтехим» в отношении цен на моторное топливо заключалась в том, чтобы плавно корректировать цену не более чем на 1 копейку в неделю с учетом мониторинга условий работы НПЗ.

В результате в 2019 году цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 28 раз. По итогам года цена за один литр бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 12,35%, АИ-98-К5-Евро – на 9,7%, АИ-92-К5-Евро – на 13,95%, дизельное топливо — на 12,35%. В 2020 году цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 16 раз. В результате цена литра бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 3,35%, АИ-98-К5-Евро – на 3,06%, АИ-92-К5-Евро – на 3,66%, дизельное топливо – на 3,45%.

Следует отметить, что в 2020 году ценники сдержали цены на нефть. Средняя цена российской экспортной нефти Urals сложилась в размере 41,73 долларов за баррель, в то время как в 2019 году она стоила 63,59 долларов за баррель. Заметим, что за год цена российской нефти снизилась на 34%, хотя на белорусских ценниках это снижение линейно не отразилось.

Недавно председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявил, что в 2021 году цены на автомобильное топливо в Беларуси будут изменяться согласно ранее принятой стратегии плавного изменения.

«Мы не планируем менять прошедший проверку временем и в основном положительно воспринимаемый населением и бизнесом подход к ценообразованию. В зависимости от изменения стоимости нефти с учетом комплексной оценки деятельности нефтеперерабатывающих заводов движение цен будет происходить в сторону как увеличения, так и снижения не более 1 копейки за 1 литр в неделю», — заявил Рыбаков в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».

В Беларуси налоговая составляющая в цене топлива — а это НДС, акцизы и другие сборы, которые платят белорусские НПЗ, — составляет около 40%.Преобладающую долю в розничной цене бензина занимает стоимость сырья — нефти, которую НПЗ покупают за валюту. В затратах НПЗ стоимость нефти занимает более 80%.

Сейчас власти пытаются облегчить налоговое бремя прежде всего для НПЗ, чтобы те из-за конъюнктурных изменений не просили регулятора повышать стоимость автомобильного топлива на внутреннем рынке. С этой целью правительство сохранило в 2021 году акцизы на бензин и иное топливо для автомобильного транспорта на уровне 2020 года. Причем в текущем году ставки акцизов на топливо установлена на весь год, без традиционной разбивки на полугодия.

А после завершения налогового маневра в РФ правительство Беларуси может вообще отказаться от акцизов на автомобильное топливо, о чем уже не один раз заявляли представители фискального ведомства. При этом в Минфине называет вероятную отмену взимания акцизов на автомобильное топливо вынужденной мерой, которая призвана сохранить приемлемый уровень цен на бензин для национальной экономики.

В Беларуси ситуация выглядит совсем иначе, что продемонстрировала в конце ноября 2020 года дискуссия в Палате представителей Национального собрания в ходе обсуждения нового механизма дорожного сбора в Беларуси.

В ходе ее первый заместитель министра финансов Беларуси Дмитрий Кийко пояснил, что одна из причин, почему не хотят включать дорожный сбор в стоимость топлива, — это единовременно рост цен на бензин, по расчетам Минфина, примерно на 0,1 рубля.

Кийко отметил, что из-за налогового маневра в РФ цена нефти для Беларуси ежегодно растет. «Соответственно, это влияет на эффективность нефтепереработки и выливается в необходимость увеличения цен на топливо на внутреннем рынке. Поэтому если наложить на те 0,1 рубля (дорожного сбора) еще и ежегодный рост стоимости топлива в связи с налоговым маневром (около 0,2 рубля), то на среднесрочном горизонте мы можем получить диспаритет цен с РФ. Это значит, что при существенном отличии цен на топливо в Беларуси и РФ в нашей стране будут меньше заправляться транзитные перевозчики, объемы реализации топлива в Беларуси упадут, есть риск серых перетоков топлива из России», — сказал Кийко.

По его словам, чтобы этого не допустить, в Беларуси будут вынуждены снижать налоговую составляющую в цене на бензин. «Поэтому на горизонте порядка трех лет мы полностью этот доходный источник в стоимости топлива нивелируем. То есть, произойдет его замещение на обычные акцизы. При этом мы начнем снижать акцизы, и этот доходный источник перестанет существовать», — сказал Кийко.

Два года назад Минфин Беларуси оценивал потери доходов при отказе от акцизов на автомобильное топливо в размере порядка 0,7% к ВВП.

  • Пошлины на нефть и нефтепродукты повышаются с 1 февраля
  • С 28 января повышаются цены на автомобильное топливо
  • БНК не продлила долгосрочный контракт с литовской компанией на перевозку продукции в Клайпедский порт
  • Посол России назвал успешной работу по переориентации белорусских нефтепродуктов на российские порты
  • Нефть-2021: будет ли цена комфортной для Беларуси?

После бурных событий прошлого года, ситуация на валютном рынке Беларуси стабилизировалась, но это обманчивое спокойствие: в текущем году курс доллара на БВФБ может предпринять по крайней мере три попытки вырасти на величину более 10% и превысить уровень 3 рубля за доллар. На стабилизацию валютного рынка указывают итоги января, опубликованные Национальным банком РБ на прошлой неделе.

Цены на бензин пошли вверх. К чему готовиться водителям

Рост потребительских цен на продуктовую группу товаров некоторые связывают с принятием закона об утилизации упаковок. Повышенный экологический сбор ложится на плечи производителей и тех, кто занимается импортом. Дополнительные расходы закладывают в конечную стоимость.

Новые правила для транспортировки продуктов повышают расходы по перевозке как минимум на 5% на каждую единицу.

Молочка. Требования касательно обязательной маркировки видов молочных продуктов предполагает покупку производителем своего печатного станка. Себестоимость упаковки повысится, следовательно, цены поднимутся на 10%. Нововведения будут вводиться постепенно, только в 2023 г. переход к обязательным требованиям завершится окончательно.

Одной основной причины для поднятия цен нет, сложно выделить что-то одно из целого перечня факторов:

  • Увеличение акцизных налогов на табачную продукцию.
  • Повышение утилизационного сбора на авто.
  • Инфляция.
  • Подорожание зерна.
  • Пандемия.
  • Общемировой кризис.
  • Падение цен на нефть.
  • Рост курса доллара.
  • Индексация социальных выплат.

Множество товаров на рынке заграничного производства и на них сразу влияют колебания курса доллара. Это распространяется на иностранные авто, бытовую технику и электронику, экзотические продукты питания и напитки.

Что подорожает в 2021 году в России и насколько прогнозы окажутся близки к реалиям, покажет время. Максимальный рост инфляции ожидается в I квартале. Эксперты заверяют, что максимума инфляция достигнет в феврале (5-5,5%), а далее сдержать повышение цен помогут карантинные ограничения, низкая экономическая активность и потребительский спрос.

Есть вероятность, что некоторые граждане ощутят на себе большую инфляцию, чем прогнозируют власти. Хотя в 2020 г. уровень инфляции был 4,5%, реальное увеличение цен на некоторые товары достигало 14%. Проблема в том, что потребительская корзина Росстата усредненная, в разных регионах ситуация существенно отличается. Для одного гражданина инфляция может казаться выше средней, а для другого – ниже.

Цены на бензин автомобильной марки АИ 80 (А – 76) имеют следующую динамику, в соответствии с информацией официального сайта Росстат:

Год Цена Год Цена
2002 7,58 2012 26,56
2003 9,06 2013 27,91
2004 12,46 2014 40,41
2005 14,32 2015 32,23
2006 15,75 2016 33,59
2007 17,01 2017 35,22
2008 17,41 2018 37,74
2009 19,16 2019 39,42
2010 20,09 2020 40,13
2011 24,65 2021 42,84

Как видно, рост происходит регулярно, что не может не сказываться на остальных ценах. Причем, как отмечают специалисты, бензин дорожает независимо от стоимости на нефть. Даже в пиковые проседания котировок на баррель нефти, в РФ отмечается тенденция роста на все типы ГСМ. Также топливный рынок ведет себя и по отношению к АИ-92 бензину. Имеются следующие данные за 1 литр топлива:

  • 2013 год – в среднем по регионам около 28 руб.
  • В 2014 году выросла до 32,2.
  • В 2015 составляла уже 33,3 руб.
  • В 2016 поднялась до отметки в 34,7.
  • В 2017 году – 36,5.
  • И уже в 2021 – 44.

Точно такая же ситуация со всеми остальными марками бензина, включая АИ-95 и 98.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *