Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Индексация зарплаты бюджетников в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Часть работников уже начали получать больше. С 1 января 2021 года повышен минимальный размер оплаты труда. Теперь МРОТ составляет 12 792 рубля (вместо 12 130 рублей). Если сотрудники получают больше, то им могут повысить выплаты с 1 февраля.
— Согласно свежепринятым поправкам в Конституцию РФ все работодатели обязаны индексировать зарплату сотрудников на уровень роста потребительских цен. В этом году зарплаты должны быть повышены на 4,9%, — рассказал ведущий юрист компании «Объединённый юридический центр «Парфенон» Павел Уткин.
Как правило, работодатели проводят индексацию с 1 февраля. Просто потому, что к этому времени становится понятен размер инфляции за прошлый год. В январе его определяет Росстат. Соответственно, с этой даты отсчитывают индексацию многих социальных выплат, а также окладов. В то же время прибавка зарплаты именно с 1 февраля не является обязательной.
— На данный момент трудовое законодательство не предусматривает единого для всех работников способа индексации зарплаты. Так что говорить об обязательной индексации с 1 февраля некорректно, — пояснил юрист «Европейской юридической службы» Эрдни Манджиев.
Старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Петр Гусятников отметил, что компании вправе самостоятельно устанавливать, какие именно выплаты будут увеличены: только зарплата или ещё и премии, а также другие виды поощрений.
— Также обязательно проиндексируют все выплаты, которые начисляются в процентном соотношении от оклада. Например, доплаты за работу в неурочное время, — пояснил Петр Гусятников.
С 1 февраля вырастут зарплаты. Кто станет получать больше и на сколько
В бюджетных организациях индексация — явление само собой разумеющееся. Зарплата ежегодно подрастает на уровень инфляции. Бывает, что прибавка выходит и больше.
— Что касается коммерческих организаций, то здесь всё-таки стоит руководствоваться локальными нормативами и уставом конкретно взятой компании. Во-первых, процесс индексации происходит не всегда непосредственно с 1 февраля. Зачастую зарплату повышают до конца первого квартала текущего года, и это нормальная практика. Во-вторых, в нынешних экономических условиях позволить себе даже пятипроцентную прибавку для каждого сотрудника могут далеко не все компании, — говорит Павел Уткин.
По его мнению, это чревато уводом зарплатного фонда в тень и новым витком перехода в серую бухгалтерию. Поэтому маловероятно, что все 100% предприятий, особенно коммерческих, в обязательном порядке поднимут зарплату сотрудникам. Но в следующем году, считает юрист, за этим могут очень пристально следить и Роструд, и ФНС.
Бюджетные организации проводят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами.
— При этом отсутствие установленного порядка не может являться основанием для отказа от индексации. Работодатель в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платёжеспособности вправе определить периодичность перерасчёта. Он также может установить сумму прибавки и перечень выплат, подлежащих индексации. Таким образом, работодатель (не бюджетная организация) вправе в локальном нормативном акте компании самостоятельно установить размер коэффициента индексации зарплаты, — рассказал Эрдни Манджиев.
В целом вопрос заработной платы в бизнесе острый. Малый и средний бизнес в большей своей части по-прежнему устанавливает минимальную заработную плату, ориентируясь на МРОТ. После его повышения проводит индексацию, чтобы не привлекать внимание ИФНС.
— Цена вопроса — 3–5% от окладов — объём несущественный. Компании, заботящиеся о персонале, регламентируют размер обязательной индексации внутренними актами и, как правило, конкретными цифрами, а не процентами — и проводят её планово. Причём размер прибавки может быть больше, чем уровень инфляции. Допустим, у сотрудника оклад 50 000 рублей. Если ориентироваться на индексацию, прибавка должна быть порядка 5%, это 2500 рублей. Те, у кого всё же кризисное положение, возможно, выпустят «приказ» о частичном выборочном поощрении персонала или об индексации на минимальном уровне, — говорит основатель и руководитель консалтингового агентства «Одинград» Елена Одинцова.
Требование о повышении оплаты труда касается и тех работодателей, у которых сотрудники получают зарплату в зависимости от величины МРОТ.
С января 2021 года федеральный МРОТ составил 12 792 рубля.
Согласно ст. 133 ТК РФ, работодатель не может платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).
В регионах устанавливается также местный уровень МРОТ.
Например, в Москве значения регионального МРОТ выше федерального. Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года составляет 20 589 рублей. И столичным компаниям нужно поднять зарплаты сотрудников, если выплаты ниже. Однако у предпринимателей в Москве есть право официально отказаться от региональной минималки и придерживаться в 2021 году федерального МРОТ.
Для бюджетных организаций Санкт-Петербурга МРОТ с 1 января составляет 12 792 рубля, то есть равен федеральному.
Для предпринимателей не относящихся к бюджетным, действует Соглашение о минимальной зарплате от 27.12.19 года., согласно которому МРОТ для внебюджетного сектора в СПБ с 1 января 2021 года установлен на уровне 19 000 рублей — выше федеральной величины.
Однако организации вправе отказаться от регионального МРОТ и платить работникам на уровне бюджетников, то есть федеральный минимум.
Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней
По мнению многих работодателей, индексация зарплаты сотрудников — процедура добровольная: ее можно не проводить, особенно если на предприятии повышают оклады. Однако индексация и повышение — понятия разные.
Повышение зарплаты бюджетникам в 2021 году в России
Коммерческие предприятия обязаны проиндексировать зарплаты сотрудников, получающих за полный месяц работы меньше МРОТ, величина которого с 01.01.2021 г. составляет 12 792 рублz. Работодатели должны учитывать, что для некоторых регионов установлен свой МРОТ. Если организация вовремя не отказалась от регионального значения МРОТ, она должна ориентироваться на величину, установленную в регионе, а не на федеральный МРОТ.
Индексирование проводится методом увеличения установленной заработной платы на определенный коэффициент. Коммерческие предприятия выбирают коэффициент индексации на 2021 год самостоятельно. Главное — закрепить это условие во внутренних документах предприятия.
С учетом какой величины индексировать заработную плату — ИПЦ, инфляции или прожиточного минимума трудоспособного населения — решать работодателю. При этом величина официально установленных показателей не считается обязательной. Например, если инфляция составила 3 %, величину индексирования можно принять за 6-7% или выбрать другой показатель в соответствии с нормативными документами предприятия.
Пример 1. Оклад менеджера по штатному расписанию составляет 40 000 рублей. Согласно принятому в организации Положению об индексации заработной платы работников, повышение зарплат проводится ежегодно с учетом уровня роста потребительских цен.
На основании этого величина коэффициента на 2020 год составила 1,03.
Новый оклад менеджера: 40 000 × 1,03 = 41 200 руб.
Пример 2. В соответствии с коллективным договором организация проводит индексирование окладов сотрудников с учетом ИПЦ, величина которого составляет 103%.
Если оклад сотрудника был 25 000 руб., с учетом ИПЦ он составит 25 750 руб. (25 000 × (103: 100)).
Быстрое заведение первички, автоматичекий расчет заработной платы, многопользовательский режим, бесплатные обновления и техподдержка в онлайн сервисе Контур.Бухгалтерия!
Получить бесплатный доступ на 14 дней
Если работодатель проигнорировал требование ТК РФ и не проиндексировал сотрудникам заработную плату, ему грозят административные штрафы по статьям КоАП РФ:
-
За неисполнение норм ТК РФ и других правовых актов, которые содержат трудовые нормы, налагаются штрафы по ст. 5.27 КоАП РФ: на должностных лиц или ИП — 1 – 5 тыс. рублей, на юрлиц — 30 – 50 тыс. рублей.
-
Если индексация предусмотрена в коллективном договоре, но фактически не проведена, нарушение карается по ст. 5.31 КоАП РФ, регулирующей исполнение обязательств по коллективному договору: предупреждение или штраф 3 – 5 тыс. рублей.
Несоблюдение требования ст. 130, 134 ТК РФ нарушает положения ст. 22 ТК РФ, обязывающей работодателей вовремя и в полном размере платить работникам заработную плату. Ответственность за это регулируется ст. 5.27 КоАП РФ: максимальный штраф 50 тыс. рублей. Также организацию обяжут пересчитать зарплату сотрудников и доплатить в бюджет НДФЛ и страховые взносы.
Увеличение МРОТ на 2021 год не следует считать индексацией. Индексация проводится независимо от повышения МРОТ.
Работодатели, у которых кто-либо из сотрудников получает меньше МРОТ, должны повысить им зарплату до МРОТ на 2021 год. По Трудовому кодексу, запрещено платить работающим на условиях полного трудового дня зарплату ниже МРОТ.
При проверке трудовые инспекторы в соответствии с пунктом 13 Регламента, утвержденного Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 13.06.2019 № 160, затребуют документы по индексации заработной платы.
Порядок индексации и ее периодичность законодательством не определены. Поэтому коммерческие организации проводят индексацию в том порядке, который они самостоятельно устанавливают в коллективном или трудовом договоре либо в локальных нормативных актах.
Способы индексации для коммерческих организаций также не установлены законодательно. Компании вправе повысить оклады на коэффициент индексации с подписанием дополнительных соглашений к трудовым договорам или фактически выплатить зарплаты с учетом повышающего коэффициента без подписания допсоглашений и правки трудовых договоров.
- Прописать в коллективном и, или трудовом договоре.
- Подписать дополнительно соглашение к трудовому договору.
- Разработать отдельное положение об индексации заработной платы в компании.
- Вписать пункт об индексации в положение о заработной плате.
Пункт об индексации в Положении об оплате труда: формулировку скачайте здесь
Шаблон дополнительного соглашения в трудовому договору по индексации зарплаты можно скачать здесь
Для проведение индексации в компании создают отдельный приказ.
Шаблон приказа по индексации зарплаты можно скачать здесь
Приказ об индексации и локальный нормативный акт, где закреплены правила индексации в компании будут требовать трудовые инспекторы при проверке.
Отсутствие документа может стать основанием для привлечения работодателя к административной ответственности на основании ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
- на сумму от 1 000 до 5 000 руб. могут оштрафовать ИП или директора организации как должностное лицо.
- на сумму от 30 000 до 50 000 руб. могут оштрафовать организацию.
О том, что Роструд будет штрафовать по статье 5.27 КоАП РФ чиновники предупредили в письме от 19.05.2020 № ПГ/24272-6-1.
В более выигрышной позиции находятся те работодатели, у которых оплата труда работников состоит из небольшого (но не менее МРОТ) оклада и различных премиальных. Проиндексировать нужно оклады, чтобы не иметь ненужных, лишних претензий со стороны трудовой или налоговой инспекции. Уровень инфляции еще неизвестен. По предварительным данным Банка России – около 4%.
В коллективном договоре или Положении об оплате расписывается порядок проведения индексации. Там же определяются ее даты. Часто это 1 февраля, так как именно после этого дня Росстат объявляет уровень прошлогодней инфляции.
Важно! Обязанности работодателя привязывать индексацию к 1 февряля нет. Дата устанавливается компаниями самостоятельно. |
Индексация не относится к изменениям трудового договора, связанных с организационными или технологическими изменениями (ст. 74 ТК), поэтому сообщать работникам об индексации зарплаты работодатель не обязан.
В отличие от госорганов и бюджетных учреждений, индексация зарплат в которых проводится в соответствии с федеральным законодательством и ведомственными актами, коммерческие организации вправе самостоятельно определять механизм проведения индексации зарплат.
В организациях, не получающих бюджетного финансирования, индексация и конкретный порядок ее проведения могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями или любыми другими локальными нормативными актами. Например, положением об индексации зарплат.
Никаких специальных требований к механизму индексации ТК РФ не предъявляет. В трудовом законодательстве отсутствуют нормы, регулирующие периодичность индексации, особенности ее проведения на разных предприятиях, а также не указан перечень выплат, подлежащих индексации. Все эти моменты работодателя, которые не получают бюджетного финансирования, определяют самостоятельно, исходя из собственных финансовых возможностей и результатов деятельности.
Повышение заработной платы может осуществляться как путем пропорционального увеличения всех выплат, предусмотренных системой оплаты труда организации и трудовым договором работников, так и путем увеличения отдельных выплат, входящих в заработную плату. Момент индексации также никак не регламентирован, что позволяет работодателю провести ее как в начале, так и в середине года.
Что касается конкретной величины индексации, то она трудовым законодательством также не регламентируется. В ТК РФ нет норм, устанавливающих минимальные значения и рамки, которыми работодатели должны руководствоваться при осуществлении индексации зарплат. Вопрос о том, как повысить зарплаты работников в очередном году, решается самим работодателем.
При этом законодательство не требует от работодателей повышать зарплаты сотрудников именно на уровень официальной величины инфляции в стране. В ст. 134 ТК РФ инфляция упоминается только в качестве основания для проведения индексации зарплат. При этом указанная норма не содержит условия о том, что при проведении индексации работодатели непременно обязаны руководствоваться официальной инфляцией. Если работодатель проиндексирует зарплаты ниже величины официальной инфляции, то это не будет считаться нарушением (определение Санкт-Петербургского городского суда от 30.01.2017 № 33-1934/2017).
Но для того, чтобы со стороны проверяющих Роструда не возникло никаких претензий и свою правоту не пришлось отстаивать в суде, повышать зарплату все же лучше именно на величину официальной инфляции. Разумеется, если у работодателя имеются соответствующие финансовые возможности. Сейчас Минтруд исходит из того, что индексация – это увеличение заработной платы работников именно на уровень инфляции и никак не меньше (письмо Минтруда от 24.12.2018 № 14-1/ООГ-10305).
Проиндексируют ли зарплаты с 1 февраля 2021 года?
Непроведение индексации зарплат является основанием для привлечения работодателя и его должностных лиц к административной ответственности. Причем штрафы будут назначены не по ст. 5.31 КоАП РФ за нарушение коллективных соглашений (штраф до 5 000 рублей), а по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение трудового законодательства (штраф до 70 000 рублей).
Как пояснил Минтруд в письме от 26.12.2017г. № 14-3/В-1135, несмотря на то, что индексация регулируется локальными актами, штрафы за неиндексацию зарплат все равно придется платить по ст. 5.27 КоАП РФ, поскольку индексация гарантирована работникам ТК РФ.
Соответственно, за данное нарушение ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ устанавливаются следующие штрафы:
- от 1 000 до 5 000 рублей – для должностных лиц организации и ИП;
- от 30 000 до 50 000 рублей – для юридических лиц.
Повторное нарушение трудового законодательства в части непроведения индексации зарплат повлечет наложение административных штрафов уже в повышенном размере:
- от 10 000 до 20 000 рублей – для должностных лиц организации и ИП;
- от 50 000 до 70 000 рублей – для юридических лиц.
Также за повторное непроведение индексации зарплат должностным лицам организации грозит возможность дисквалификации на срок от 1 года до 3 лет.
Госдума 27.10.2020 приняла правительственный законопроект с поправками в статью 144 Трудового кодекса РФ. Этим она наделила правительство правом разрабатывать требования к установлению окладов, ставок заработной платы, применяемым перечням и условиям назначения выплат компенсаций и стимулирующих выплат государственным и муниципальным служащим.
Сейчас федеральный центр устанавливает системы оплаты труда для федеральных бюджетников, в регионах и на муниципальном уровне этим занимаются местные власти. В результате, как указали чиновники в пояснительной записке к законопроекту, возникают «существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры окладов по одинаковым должностям в разных организациях в пределах одного субъекта». Обнаруживается даже разница в оплате труда на одних и тех же должностях в разных регионах. Более того, в некоторых субъектах РФ регулирующие системы оплаты труда НПА носят не обязательный, а рекомендательный характер. В результате решения о системах оплаты труда и размерах окладов полностью или частично отданы на откуп непосредственно самим организациям.
После вступления в силу поправок «разномастные» правила в оплате труда уйдут в прошлое. Правительство установит единые требования к системам оплаты труда бюджетников, в том числе к выплатам компенсационного и стимулирующего характера. Как указывают авторы инициативы:
Наделение правительства указанным полномочием позволит более гибко устанавливать требования к соответствующей отраслевой системе оплаты труда с учетом специфики конкретной отрасли.
На законодательном уровне будут установлены требования к должностным окладам. Они будут составлять не менее 70% заработной платы. Система надбавок, компенсационных и стимулирующих выплат станет прозрачной и с едиными условиями для всех. Поправки вступят в силу с 01.01.2021.
В обиходе так называют всех тех, кто получает зарплату из бюджета: чиновники, силовики, работники госучреждений, врачи, учителя, ученые. Но объединять всех бюджетников в одну большую категорию не совсем верно. В соответствии с законодательством они подразделяются на разные категории:
- госслужащие (лица, работающие в государственных органах, в госучреждениях);
- работники бюджетной сферы (учителя, ученые, врачи, воспитатели детских садов, сотрудники учреждений культуры и преподаватели вузов).
Разница кроется не только в названии, но и в подходе к материальному обеспечению, подчинению и социальному обслуживанию. Как водится, у госслужащих оно несколько лучше. Да и их оклады и надбавки регулирует отдельное законодательство. Поскольку зарплаты чиновников и военных подчиняются специфическим правилам, мы остановимся подробнее на том, какое увеличение окладов было предусмотрено для так называемых «других категорий» и какое предстоит повышение зарплаты бюджетникам в 2020 году в России.
Индексация окладов была объявлена Владимиром Путиным в мае 2012 года. Основной документ — Указ Президента о повышении зарплаты бюджетникам (Указ Президента № 597). Тогда, в мае, сразу после вступления в должность глава государства издал 11 указов, которые касались повышения зарплат госслужащих и других работников бюджетной сферы. Тогда Президент обещал повысить оклады к 2020 году сначала учителям и врачам.
Повышают оклады сначала тем бюджетникам, на которых распространяется действие Указов Президента:
- от 07.05.2012 № 597;
- от 01.06.2012 № 761;
- от 28.12.2012 № 1688.
Повышение является поэтапным. В конце концов:
- у преподавателей вузов и врачей (медработников с высшим образованием) уровень зарплаты составит не менее 200% от средних зарплат в регионе;
- у среднего и младшего медперсонала и социальных работников уровень зарплаты — не ниже средней зарплаты по региону.
К сожалению, не все категории бюджетников попали под действие «майских указов». Очевидно, что тех, кому оклады не повысили, достаточно много. В связи с этим чиновники пообещали не обойти их стороной и провести индексацию и их зарплат. Так, в соответствии с законом «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», запланировано повышение окладов бюджетников (размеры индексации смотрите в таблице ниже).
Категории работников, которым индексируют оклады в соответствии с «майскими указами» | Категории сотрудников, которые не попали под действие «майских указов» |
---|---|
Педагоги детских садов и общего образования Педагоги дополнительного образования Преподаватели и мастера среднего и начального профессионального образования Преподаватели вузов Врачи Средний и младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники Педагоги образовательных, медицинских организаций и организаций, оказывающих социальные услуги детям-сиротам и оставшимся без попечения родителей |
Специалисты по кадрам Специалисты по комплексной реабилитации Инженерно-технические и вспомогательные работники, обслуживающие здания и оборудование: техники, электромонтеры, слесари, сантехники, уборщики служебных помещений Социальные психологи Юристы Бухгалтеры и экономисты Инженеры Программисты Следователи Пожарные Судьи, прокуроры Военнослужащие и приравненные к ним |
Повышение: в 2020 году — на 5,4%, в 2021 году — на 6,1% | Повышение: с 1 октября 2020 года — на 3,8%, с 1 октября 2021 года — на 4% |
- Микрозайм
- Потребительский кредит
- Кредитные карты
- Кредит для бизнеса
- Ипотека
- Вклады
- Автокредит
- Товарные кредиты
- Кредит Webmoney
Зарплату бюджетников в Москве планируют проиндексировать на 3,7% в 2021 году
Суть новой системы в том, что требования к зарплате и ее составляющим будет устанавливать правительство РФ, а не регионы или муниципалитеты. При этом для каждой отрасли разработают свои стандарты заработной платы. Едиными условиями для всех отраслей станет:
- размер окладов должен быть не менее 50% от зарплаты работников;
- будет установлен единый перечень выплат компенсационного характера. К ним относятся выплаты за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей, расширение зон обслуживания, увеличение объема работы, исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы;
- базовый размер выплат будет единым для работников одной отрасли по всей стране.
Новую систему оплаты будут вводить поэтапно в 2021-2025 годах.
До введения отраслевых требований к заработной плате россияне, вне зависимости от того, где они трудятся, в бюджетной или коммерческой сфере, могут рассчитывать на индексацию зарплаты. Индексация обязательна для любого работодателя, это правило установлено Трудовым кодексом РФ.
На повышение заработной платы отдельных категорий работников, определенных указами президента, в бюджете 2021 года выделяется:
- В сфере образования 130,8 млрд рублей (в 2020 году — 119,9)
- В сфере культуры 16,4 (в 2020 году — 14,2)
- В сфере здравоохранения 87,3 (в 2020 году — 80,3)
- В сфере науки 62,5 (в 2020 году — 58,0)
Здравоохранение станет первой отраслью, для которой будут применяться новые условия формирования заработной платы уже в 2021 году. Подзаконные акты на данный момент не разработаны, и прогнозировать, каким образом изменится зарплата медработников, сейчас достаточно сложно. Предложения по системе оплаты труда медработников будут готовы в марте 2021 года.
Необходимо отметить, что как бы не изменялась система оплаты труда, трудовое законодательство не допускает итогового уменьшения заработной платы.
Как обстоят дела на данный момент? Последние новости и статистические данные неутешительны. Так, майские указы в полной мере выполнены далеко не везде: зарплаты повысили в таких субъектах как Ленинградская, Тюменская, Тамбовская и Вологодская области, республики Чувашия, Бурятия и Татарстан. Муниципалитеты остальных регионов объясняют невозможность принятия мер отсутствием необходимых средств в бюджетах.
Немаловажный фактор, влияющий на доходы, – повышение МРОТ. Согласно действующему законодательству (ст. 133 ТК РФ), работодатель обязан платить зарплаты своим сотрудникам не ниже этого показателя. С 01.01.2021 г. вступил в силу новый МРОТ в размере 12 792 руб. МРОТ вырос на 5,5% с прошлого года и даже превысил сумму прожиточного минимума. В регионах размер минималки может быть больше, если существует региональное соглашение о МРОТ.
Путин поручил устранить проблемы с зарплатами бюджетников
С 2020 года вступила новая тарифная схема начисления зарплаты бюджетникам. В неё входит базовый оклад и тарифная сетка, разделённая на 18 разрядов. Сейчас в начислении зарплаты учитывается:
- оклад;
- премии, сумма которых рассчитывается индивидуально, но не менее 5% от оклада;
- доплаты и надбавки, связанные с вредными и опасными условиями труда, сверхурочными выходами в выходные и праздники, ученым званием или степенью;
- фиксированные от оклада надбавки за стаж: до 5 лет – 10%, от 5 до 10 лет – 15%, от 10 до 15 лет – 20%, более 15 лет – 30%.
Пасха в 2021 году
Такие же правила действуют в Санкт-Петербурге. В Крыму осуществляются дополнительные соглашения между Советом министров республики, профсоюзом и работодателями. Также размер оплаты труда определяется следующими критериями:
- категория и квалификация специалиста;
- размер ставки (половина или полная);
- занимаемый пост;
- условия работы (например, сельская местность или районы Крайнего Севера).
Кроме того, размер зарплаты может увеличиться благодаря премиям и другим поощрительным выплатам.
В настоящий момент уровень инфляции неизвестен. Прогноз Центрального банка России в пределах 3,9-4,2%. Это минимальный процент повышения зарплаты, отмечают в Роструде. Отметим, что если по итогам календарного года повышения не было, то работодателя оштрафуют. А надзорные и судебные органы заставят пересчитать деньги с учетом инфляции и доплатить налоги.
Компания может самостоятельно устанавливать, какие выплаты она собирается индексировать – только оклады или еще и премии. Тут стоит отметить, что большинство доплат, например за ночное время, фирмы и так считают в процентах от оклада, поэтому эти выплаты также вырастут после повышения. Некоторые фирмы считают, что могут отказаться от индексации окладов, если платят премии. Но это заблуждение, за которое компанию оштрафуют.
Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.
Путин указал на недостатки системы начисления зарплат ученым
Каждый раз, когда мы пишем что-то о зарплатах работников бюджетной сферы и ссылаемся на официальные данные Росстата, в комментариях обязательно кто-то напомнит, как далеки эти цифры от реальности. Пока Росстат отчитывается о зарплатах учителей выше 45 тысяч рублей в среднем по стране, и о зарплатах врачей, которые перевалили за 85 тысяч, многие совершенно справедливо напоминают, что в реальности такие цифры можно увидеть разве что в Москве и еще в паре регионов-доноров.
Когда президент обращался к Федеральному собранию в начале года, он особенно напомнил о том, что его же «Майские указы» от 2012 года касательно зарплат бюджетников должны строго соблюдаться и впредь (а ответственные за это лица пусть даже не пытаются «съехать» с этой темы).
Сами указы, напомним, предполагали, что до 2012-2018 года нужно было довести зарплаты до уровня:
- для соцработников, младшего и среднего медперсонала, учителей, работников культуры и преподавателей среднего профессионального образования – 100% от средней зарплаты в регионе;
- для врачей, преподавателей вузов и научных работников – 200% от средней зарплаты в регионе;
- для педагогов в дошкольном образовании – 100% от средней зарплаты в сфере общего образования в регионе.
По факту, однако, эти указы выполняются не в полной мере, и чаще всего – лишь формально. То есть, когда среднюю зарплату по школе рассчитывают по числу фактически работающих учителей, а не ставок, сумма получается завышенной (и свои 100% средней зарплаты по региону учитель получает только за 2 ставки). То же касается и медицины – были случаи увольнения санитарок и перевода их в уборщики (а иногда – вообще вывод за штат на аутсорс).
И, чтобы хоть как-то довести зарплаты бюджетников до нормального уровня, в «Единой России» придумали новую схему:
- правительство получает право устанавливать единые нормы по оплате труда в конкретных отраслях;
- для учителей нормы обещают внедрить уже к весне 2021 года;
- основная норма – минимальная доля оклада в общей сумме зарплаты (ее обещают установить на уровне 70%);
- были также идеи установить минимальный оклад за стандартную нагрузку (18 учебных часов в неделю) на уровне 2 МРОТ – но об этом пока не вспоминают.
Против этой идеи буквально сразу выступили в Министерстве труда и социальной защиты – там напомнили, что вопрос пока нуждается в более подробной проработке. В идеале учитель, переходя из одной школы в другую, увидит на новом месте ту же понятную и прозрачную систему оплаты труда (и в перспективе ничего не потеряет от зарплаты).
Законопроект о праве правительства устанавливать отраслевые системы оплаты труда уже прошел первое чтение в Госдуме, но до самих систем, понятно, еще далеко.
Цены в России должны расти примерно на 4% в год, именно такую цель по инфляции уже давно поставил Центробанк. В прошлом году они выросли всего на 3%, в 2020-м, скорее всего, инфляция составит как раз 4%. Эта цифра крайне важна – ведь согласно статье 134 Трудового кодекса РФ, каждый работодатель обязан ежегодно индексировать зарплату своим работникам на величину инфляции.
Конечно, норма прописана так, что работодателю ее достаточно просто не исполнять (например, если вписать в коллективный договор пункт об индексации с помощью премий). Однако государство как работодатель обязано выполнять собственные же законы, поэтому с 1 октября 2020 года оклады работников казенных, бюджетных и автономных учреждений были проиндексированы на 3%. На столько же повысили оклады силовикам и некоторым другим госслужащим.
Однако на 2021-й хороших новостей уже не так много: правительство внесло в Госдуму законопроект, которым пункт о ежегодной индексации зарплат госслужащих приостанавливает свое действие до 1 января 2022 года. То же коснется зарплат помощников депутатов и членов Совета Федерации.
То же самое было и в 2014-2017 годах, тогда из-за очередного кризиса госслужащие оставались без индексации.
Правда, это еще не все – в 2021 году не будет проходить реформа системы мотивации федеральных чиновников – их должны были сократить (примерно на 10%), а оставшимся сотрудникам выплачивать определенные бонусы по итогам работы. Но на эту систему нужны деньги, а из-за кризиса их выделить не смогли – и решили перенести все это на 2022-2023 годы.
В обоих случаях речь идет не обо всех бюджетниках, а о федеральных госслужащих – это работники федеральных органов исполнительной власти (министерства, ФНС, правительство, казначейство и т.д.). Получают они не так уж и мало – в среднем 132 тысячи рублей в месяц, при этом больше всего платят в правительстве (236,7 тысяч рублей), так что пережить отсутствие индексации на 4% они смогут.
Что же касается работников казенных, бюджетных и автономных учреждений, то планы по их зарплатам на 2021 год пока не озвучены. Возможны 2 вариант – либо секвестр федерального бюджета затронет и их (тогда они останутся вообще без индексации), либо они все же получат прибавку на 4% с 1 октября 2021 года.
Как мы уже написали выше, все работодатели обязаны ежегодно индексировать зарплаты не величину не ниже официальной инфляции. И, поскольку государство – тоже работодатель для бюджетников, его это тоже касается. Но особенность в том, что повышение окладов для таких работников производится на основании постановления правительства. Например, в 2020 году с 1 октября все оклады были повышены на 3% – причем и бюджетникам, и чиновникам, и силовикам.
То есть, решение о повышении окладов – скорее политическое. Конечно, на уровне конкретного бюджетного учреждения зарплаты могут подниматься и локальными нормативными актами, но основное повышение всегда связывается с индексацией окладов решением правительства.
Но что делать, если правительство утвердило индексацию, а зарплату не подняли? В этом случае работодатель будет отвечать перед законом согласно ч.1 ст.5.27 КоАП РФ, и ему грозит штраф в размере от 30 до 50 тысяч рублей (для юридических лиц). Хоть такие ситуации бывают не очень часто, работник может пожаловаться непосредственному руководителю, или в трудовую инспекцию, прокуратуру и другие контрольно-надзорные ведомства.
Куда чаще бывают ситуации иного рода. Например, когда для медиков в период пандемии ввели специальные доплаты за работу с больными коронавирусом, некоторые медработники их так и не увидели. Здесь пожаловаться будет куда проще ¬– для этого на Госуслугах открыли целый раздел. Правда, тогда проблема была в том, что руководители на местах просто неправильно поняли распоряжение о доплатах и выплачивали их буквально в произвольном порядке – но с точки зрения закона нарушение было под вопросом.
Хуже всего, когда сотруднику бюджетной организации платят меньше, чем того требуют «Майские указы». Здесь жаловаться бессмысленно – зарплаты рассчитываются согласно всем нормативным актам, а сами по себе указы не предполагают ответственности за их неисполнение.
Повышение зарплат в бюджетной сфере. Кому ждать наибольшей прибавки в 2021 году
› накопительные счета
› с пополнением
› с частичным снятием
› с капитализацией
› с ежемесячной выплатой процентов
› для пенсионеров
О повышении зарплаты учителям говорится по нескольким поводам – и в связи с ожидающейся реформой, штатными пертурбациями и по поводу сентябрьской прибавки в 3%, которая начала действовать в январе 2021 года. Более подробно о изменениях станет известно после того, как будут разработаны методические рекомендации и получено одобрение Комитета по законодательству. Достоверно известно о 3% прибавке и намеченной индексации базовой части оклада.
Однако рассматриваются законопроекты о прибавке в зарплате некоторым категориям (например, учителям, занятым инклюзивным обучением в общеобразовательных школах). У отдельных работников увеличится размер выплат за счет стимулирующих надбавок. Зарплаты педагогов в 2021 году будут зависеть и от того, будут ли внедрены должности старшего и ведущего учителя.
В отличие от частных организаций, в мире бюджетников всё происходит иначе. Дело в том, что процент увеличения зарплаты они узнают заранее, с прошлого года. Правительство на протяжении второго полугодия рассматривает вопрос об индексации зарплат. В 2021 году было принято решение увеличить зарплаты сотрудникам практически всех муниципальных и государственных учреждений:
- преподаватели учебных заведений любого типа — 6,8%;
- медицинская, культурная и социальная сферы — 6,8%;
- юристы, экономисты, бухгалтеры — 3,8%;
- военнослужащие — 3,8%;
- судьи и госслужащие останутся без повышения.
Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему укажет Правительство для каждой отрасли. Как пояснила «Парламентской газете» зампред Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов Валентина Кабанова, новая схема начисления зарплат включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов.
Согласно закону, кабмин будет регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, а также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения. «Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.
Роструд требует проиндексировать зарплаты в 2021 году
Говоря о повышении размера оплаты труда, актуальным становится вопрос, каким бюджетникам повысят зарплату в 2021 году. Пример прошлого года показал, что индексация не была предусмотрена для таких работников бюджетной сферы, как судьи, сотрудники ряда силовых структур и прочие. Однако продолжается выполнение указов Президента от 2012 года по обеспечению мероприятий в области социальной политики и поддержки детей. Данными указами было предусмотрено увеличение зарплаты бюджетникам в 2021 году на 100%. В некоторых случаях это повышение составит 200%. Но не так давно Президент выступил с предложением, чтобы индексация в 2021 году проводилась с учетом тех групп населения, которые не были упомянуты в «майских указах».
Выплаты зарплат россиянам осуществляются в соответствии с законом, называющемся «О минимальном размере оплаты труда». МРОТ является минимальным заработком, который выплачивается любым категориям граждан РФ, включая бюджетников (сотрудников, работающих на предприятиях, которые финансируются за счёт бюджетных средств).
В январе прошлого 2019-го года по действующему законодательству МРОТ приравнялся к величине другого важного показателя – прожиточного минимума (ПМ). Такой ПМ распространяется на взрослое трудоспособное население, устанавливается в начале текущего года и соответствует минимуму за второй квартал предшествовавшего года.
Чтобы узнать, какова минимальная оплата труда бюджетника на 2021-ый год, нужно дождаться утверждения соответствующего закона (ФЗ-82, редактируемого ежегодно) или определить, каким был прожиточный минимум во 2-ом квартале текущего 2020-го. Но пока этот период не наступил, поэтому остаётся ждать решения правительства.
К сведению! Есть два прожиточных минимума: обязательный для всей территории РФ федеральный и устанавливаемый в отдельных субъектах региональный. В 2020-ом году государственный ПМ равен 12 тысячам 130 рублям.
С 1 октября 2021 года запланирована индексация на 6,8% для всех категорий бюджетников. Но величина выплат будет зависеть от направления деятельности и размера оклада. Существенное повышение следует ожидать:
- работникам образования (школьный учитель, воспитатель детсада, преподаватель вузов, техникумов, училищ и прочих учебных заведений);
- работникам культуры (актёр, руководитель творческих коллективов и пр.);
- социальным и медицинским работникам.
Размеры заработков бюджетников определяются, как правило, на государственном уровне, но могут меняться в сторону увеличения на местах (то есть руководством). За основу обычно берётся МРОТ, ниже которого зарплата быть не может.
Обычно устанавливается определённый фиксированный оклад, зависящий от:
- занимаемой должности;
- категории специалиста;
- ставки (полной, неполной);
- условий осуществления трудовой деятельности (например, при работе в северных регионах или в сельских местностях положены надбавки).
Как обстоят дела на данный момент? Последние новости и статистические данные неутешительны. Так, майские указы в полной мере выполнены далеко не везде: зарплаты повысили в таких субъектах как Ленинградская, Тюменская, Тамбовская и Вологодская области, республики Чувашия, Бурятия и Татарстан. Муниципалитеты остальных регионов объясняют невозможность принятия мер отсутствием необходимых средств в бюджетах.