Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В целях незамедлительного получения информации и оперативного обмена информацией о тяжелых, смертельных несчастных случаях и организации выезда на место НС ГИТ необходимо заключить соглашения с ГУВД и Следственными комитетами субъектов Российской Федерации, а также необходимо заключить соглашение о взаимодействии между ГИТ и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области здравоохранения (в том числе с учетом приказа Минздравсоцразвития России N 1045-Н от 30.12.2009).
Основные вопросы, которые должны быть отражены в соглашениях:
1. Процедура обмена информацией о несчастных случаях между органами.
2. Порядок осмотра места несчастного случая.
3. Документация, подлежащая изучению при осмотре места НС.
4. Порядок опроса очевидцев НС и должностных лиц.
5. Процедура установления организаций или индивидуальных предпринимателей, которыми выполнялись работы, при выполнении которых здоровью или жизни пострадавшего причинен вред.
6. Порядок вручения запроса на предоставление необходимых документов.
Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев
1.4.1. Выезд инспектора на место НС совместно с сотрудниками СК.
Соглашением между ГИТ и Следственным комитетом Российской Федерации устанавливается определенный порядок действий (для каждого субъекта Российской Федерации) по организации совместного выезда на место НС, по сообщению о нарушении требований охраны труда, а также о нарушении правил безопасности при ведении горных, строительных работ, повлекших тяжкий вред здоровью или смерть человека.
1.4.2. Порядок организации работы в случае совместного выезда на место НС с сотрудниками СК.
После получения информации от СК о произошедшем тяжелом НС либо НС со смертельным исходом, инспектор, находящийся на дежурстве, согласно графику дежурств, осуществляет выезд на место НС. При поступлении информации о НС в ГИТ из других источников (органов МВД России, МЧС России, медицинских учреждений и др.) инспектор информирует руководителя следственного отдела района, в котором произошел несчастный случай, и согласовывает время совместного выезда на место НС. Информирование осуществляется по телефонам, указанным в соглашении.
После прибытия на место, инспектор по возможности предлагает следователю обратить внимание на предметы, от которых пострадавший получил повреждения, а также на те предметы, которые относятся к средствам обеспечения безопасности и средствам индивидуальной защиты (ограждения, строительные каски, страховочные пояса и т.д.), из-за отсутствия или ненадлежащего исполнения которых пострадавший получил повреждения либо погиб. В случае представления опасности для осмотра определенных мест на объекте (при осмотре мест вблизи открытых перепадов высоты более 1,8 метра, мест с ограниченной видимостью, труднодоступных мест и т.д.) необходимо применять, выданные в ГИТ, СИЗ, либо обязать руководителя организации, на которой произошел НС, обеспечить таковыми.
Также в рамках совместного осмотра необходимо при возможности сделать копии всей имеющейся на объекте документации, определяющей обеспечение безопасных условий производственного процесса (журналы инструктажей, ППР, ПОС и др.), а также все документы по охране труда, имеющие отношение к пострадавшему (карточки учета выдачи СИЗ, документы по проведенной СОУТ, документы по проведенным медицинским осмотрам, документы, подтверждающие прохождение пострадавшим обучения по охране труда, по профессии и т.д.).
В необходимых случаях принимать участие в проведении опроса очевидцев и должностных лиц. В ходе опроса имеющихся на объекте должностных лиц установить организации и индивидуальных предпринимателей, которые проводили работы на объекте (полное наименование, юридические и фактические адреса, телефоны, а также структуру взаимоотношений организаций). Установить обязанности на каждое должностное лицо по соблюдению требований безопасности при ведении работ. В обязательном порядке получить объяснения от работников и руководителей объекта с целью установления факта наличия трудовых отношений или других правоотношений между пострадавшим и работодателем. При этом необходимо выяснить, какой период времени работник проработал на объекте, когда и где он получал заработную плату, заключал ли он какие-либо договоры с работодателем, кто именно допустил его к работе, как был организован производственный процесс, каким образом давались задания и контролировалось ли их исполнение, кто и как контролировал безопасные условия выполнения работ, проводилось ли с пострадавшим обучение по безопасному проведению работ и т.д.
1.4.3. По итогам выезда на место НС инспектором готовится служебная записка по факту выезда, содержащая основную информацию о НС с приложением следующих документов:
— фотографии объекта, где произошел НС, места НС, пострадавшего, документов, имеющихся на месте НС;
— наименование организации, работником которой являлся пострадавший (юр./фак. адреса, ФИО руководителя);
— контактные данные организации/руководителя ИНН, ОГРН;
— копии документов, устанавливающих правоотношения между работодателем и пострадавшим (по возможности);
— ФИО пострадавшего, копии документов, удостоверяющих личность пострадавшего (по возможности);
— информация о родственниках пострадавшего (ФИО, контактные данные, адреса места жительства, по возможности);
— установление очевидцев/свидетелей, должностных лиц организации, работником которой являлся пострадавший (по возможности);
— копия протокола осмотра места НС с указанием нарушений требований охраны труда (по возможности);
— копии протоколов опросов очевидцев/свидетелей НС, составленных сотрудником СК (по возможности);
— копии протоколов опросов должностных лиц организации, работником которой являлся пострадавший, составленных сотрудником СК (по возможности).
Служебная записка с приложением вышеуказанных документов подлежит регистрации в системе АИС ГИТ.
При получении ГИТ извещения о несчастном случае необходимо:
— зарегистрировать полученный документ в АИС ГИТ;
— внести резолюцию в программу АИС ГИТ руководителя ГИТ, заместителя руководителя о поручении уполномоченному должностному лицу назначения инспектора по расследованию НС;
— уполномоченное должностное лицо назначает должностное лицо ГИТ (инспектора) для проведения расследования НС,
— инспектор по факту получения извещения о НС организовывает внеплановую выездную (по согласованию с прокуратурой)/документарную проверку в отношении организации, в которой произошел НС,
— инспектор возбуждает административное производство за нарушения требований охраны труда, выявленные в ходе расследования НС и внеплановой проверки в отношении должностного и юридического лиц организации, в которой произошел НС.
В том случае если место НС не сохранено, нарушен срок подачи извещения о НС в организации, указанные в ТК РФ, инспектор, в обязательном порядке, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, незамедлительно по факту выявления правонарушения. Также, если в ходе выезда на место НС инспектор выявляет нарушения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы охраны труда, он также обязан незамедлительно возбудить дело об административном правонарушении по статьям, предусмотренным КоАП РФ (статьи 5.27, 5.27.1). Кроме этого, нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы охраны труда, могут быть выявлены в рамках опроса должностных и иных лиц, имеющих отношение к несчастному случаю, также нарушения могут быть зафиксированы и отражены в протоколе осмотра места НС и в фототаблице, составленной по результатам выезда на место НС. Во всех вышеперечисленных случаях выявления административных правонарушений инспектор в обязательном порядке должен возбуждать дела об административных правонарушениях и привлекать должностных и юридических лиц к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В случае поступления жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица, лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица) с просьбой провести расследование сокрытого несчастного случая инспектор проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от его срока давности.
Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости — представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
По результатам дополнительного расследования инспектор составляет заключение о НС на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем) об утверждении акта по форме Н-1 в строгом соответствии с заключением инспектора.
Как проводит расследование несчастных случаев на производстве ГИТ…
В случае выявления сокрытого несчастного случая инспектор на основании служебной записки руководителю ГИТ, содержащей основную информацию о НС и организации, в которой он произошел, получает от руководителя ГИТ распоряжение на проведение мероприятий, связанных с процедурой расследования НС.
В ходе проведения мероприятий, связанных с процедурой расследования несчастного случая, инспектор принимает меры по установлению родственников (иных законных представителей) пострадавшего, с тем, чтобы разъяснить им право на выплаты при НС, установленные законом, и право на обращение в ГИТ с заявлением с просьбой расследовать сокрытый НС. Информацию о родственниках (иных законных представителей) пострадавшего также необходимо запрашивать в следственных органах.
По результатам проведенных мероприятий инспектор проводит расследование сокрытого НС, составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем) об утверждении акта по форме Н-1 в строгом соответствии с заключением инспектора.
При поступлении в ГИТ информации из следственных органов, органов прокуратуры и полиции, органов здравоохранения, территориального подразделения ФСС РФ, СМИ о произошедшем НС необходимо:
— связаться с организацией, в которой произошел НС;
— осуществить выезд на место происшествия;
— вручить запрос на предоставление документов представителю организации, в которой произошел НС;
— провести расследование НС, подготовить заключение;
— организовать проведение внеплановой выездной (по согласованию с прокуратурой)/документарной проверки;
— привлечь к административной ответственности юридическое лицо и должностных лиц за нарушения, выявленные в ходе расследования НС, внеплановой проверки и сокрытия НС.
Инспектор при поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего или его законного представителя, в результате НС, о несогласии их с выводами комиссии по расследованию НС или заявления с просьбой о проведении расследования сокрытого НС, проводит дополнительное расследование независимо от срока давности НС.
Для проведения расследования сокрытого НС, инспектору необходимо подготовить распоряжение о проведении надзорно-контрольных мероприятий, связанных с процедурой расследования обстоятельств и причин НС на производстве, локализацией их последствий и обеспечением соблюдения прав пострадавших в результате НС на производстве.
По результатам расследования сокрытого НС, инспектору необходимо составить заключение о НС на производстве и выдать работодателю пострадавшего работника предписание, обязательное для исполнения. Обжалование работодателем предписания не освобождает его от исполнения данного предписания.
Рекомендуемый срок утверждения работодателем акта по форме Н-1 в строгом соответствии с заключением инспектора составляет 3 рабочих дня с даты завершения расследования и выдачи предписания.
- Знакомьтесь
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Действуйте!
1.1. Общие положения
1.2. Заключение соглашений
1.3. Общие вопросы по организации расследования НС
1.4. Предварительный сбор документов по НС
1.5. Первичные действия при получении извещения о НС. Регистрация в АИС ГИТ
1.6. Принятие решений о возбуждении дел об АП
1.7. Действия инспектора при проведении дополнительного расследования НС
1.8. Действия инспектора при выявлении сокрытого НС
1.9. Действие инспектора по обращениям о проведении дополнительного расследования НС
1.10. Действия ГИТ при НС, происшедшем в субъекте Российской Федерации, отличном от юридического адреса работодателя
1.11. Анализ поступивших в ГИТ сообщений о последствиях НС на производстве и принятых работодателем мерах
1.12. Извещение Роструда о НС
1.13. Проведение руководителем (заместителем руководителя) ГИТ рабочего совещания по итогам расследования НС со смертельным исходом, связанного с производством
1.14. Консультирование пострадавшего, родственников погибшего работника о полагающихся выплатах
5 важных изменений по охране труда в Трудовом кодексе
5.1. Особое мнение председателя комиссии по расследованию НС — государственного инспектора труда
5.2. Особое мнение, представленное членом(ми) комиссии по расследованию НС
Раздел 6. Сокрытые несчастные случаи, дополнительное расследование
6.1. Сокрытые НС, их выявление и расследование
6.2. Проведение сверок для выявления сокрытых НС
7.1. Принятие решения о проведении проверки
7.2. Подготовка проекта распоряжения о внеплановой проверке
7.3. Проведение внеплановой проверки
7.4. Оформление результатов проверки
7.5. Принятие мер инспекторского реагирования по выявленным административным правонарушениям, принятие мер по контролю за устранением выявленных нарушений
Раздел 9. Отчётность по несчастным случаям
9.1. Ведение установленной отчетности по НС
Приложение 1 — Карточка учёта несчастного случая
Приложение 2 — Анкета расследования несчастного случая
Как видите, документ достаточно содержательный, а потому руководителю и специалисту по охране труда, нюансы расследования несчастного случая на производстве станут в помощь.
Дело за малым, осталось скачать, понять и простить 🙂
Сроки проведения расследования устанавливаются ст. 229.1 ТК РФ:
- если вред здоровью оценивается как легкий, комиссия должна провести расследование в течение 3 дней;
- если пострадавший получил тяжелые повреждения или погиб на расследование отводится 15 дней;
- если о несчастном случае работодатель не был своевременно поставлен в известность, или утрата трудоспособности наступила не сразу, расследование проводится в течение месяца после подачи пострадавшим заявления;
- если обстоятельства требуют дополнительной проверки или медицинского заключения, сроки увеличиваются по решению председателя комиссии, но не более чем на 15 дней.
Расследование несчастных случаев на производстве
- Ежегодная проверка знаний
- Курсы целевого назначения
- Программа повышения квалификации
- Программа профессиональной переподготовки
- Профессии рабочих и служащих
- Дистанционное обучение
В результате проведения предварительных процедур должно сформироваться полноценное дело, в которое, наряду с указанными выше протоколами и схемами осмотра места происшествия могут включаться и другие документы. Комиссия может запрашивать:
- Документы с информацией о рабочем месте пострадавшего;
- Медзаключение о характере и степени повреждения здоровья пострадавшего;
- Документы о выдаче потерпевшему спецодежды и средств индивидуальной защиты;
- Выписки из актов предыдущих проверок контролирующими органами охраны труда и техники безопасности;
- Выписки из документов по итогам профсоюзных проверок техники безопасности.
Четкого перечня дополнительных документов, которые могут запрашиваться законодательством не установлено и их перечень открыт. Следовательно, комиссия вправе запрашивать и другие сведения, которые, по ее мнению, помогут достоверно установить обстоятельства и причины происшествия.
Методические рекомендации состоят из девяти разделов, которые посвящены вопросам осуществления расследований в случае травматизма работников, порядку документального оформления проведенных расследований и прочим важным вопросам. Приложения рекомендаций содержат формы анкет расследований и карточек учет несчастных случаев.
Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев предназначаются для инспекторов труда, осуществляющих расследование НС, случившихся во время трудового процесса.
Гос. инспектор входит в состав спец. комиссии по расследованию в том случае, если в результате НС пострадавшему был нанесен тяжелый вред, или НС привело к летальному исходу.
Также, вне зависимости от того, как давно произошел НС, инспектор должен провести доп. расследование:
- При обнаружении факта утаенного НС;
- При получении информации о нарушении порядка проведения расследований;
- При получении жалобы от пострадавшего служащего о несогласии с итогами проведенного расследования.
Что касается нанимателей, для них основные вопросы, касающиеся несчастных случаев и их расследования, освещены в Трудовом Кодексе. В нем раскрываются следующие важнейшие моменты:
- Виды несчастных случаев, которые необходимо расследовать и принять к учету;
- Обязанности нанимателя при НС;
- Как оповестить родственников служащего, с которым произошел несчастный случай;
- Как сформировать спец. комиссию по расследованию;
- В какие сроки необходимо расследовать произошедший НС;
- Как провести расследование НС;
- Как правильно документально оформить итоги проведения расследования;
- Как зарегистрировать и учесть НС, произошедшие во время трудового процесса.
2.1. Установление работодателя, формирование комиссии по расследованию НС
2.2. Сроки проведения расследования НС
2.3. Действия председателя комиссии — государственного инспектора труда. Постановка задач членам комиссии
2.4. Выезд инспектора на место НС в составе комиссии по расследованию НС
2.5. Документы, оформляемые в рамках выезда на место НС
2.6. Установление круга лиц для проведения опросов, в том числе на месте происшествия. Проведение опросов
2.7. Сбор материалов, документов. Виды документов, изучаемых при расследовании НС
2.8. Подбор необходимых документов в материалы расследования НС
2.9. Предоставление работодателем документов
2.10. Анализ полученных документов
2.11. Определение круга лиц для проведения опроса членами комиссии
2.12. Составление протокола опроса
2.13. Основные вопросы, выясняемые при опросе должностных лиц
2.14. Проведение опроса очевидцев происшествия, пострадавших
2.15. Установление обстоятельств НС
2.16. Запрос материалов проверки из Следственных органов
2.17. Решение вопроса о назначении экспертизы. Получение результатов экспертизы и их изучение
2.18. Медицинская экспертиза. Основные группы разрешаемых вопросов
2.19. Продление сроков расследования
2.20. Расследование НС при изменении степени тяжести
АИС ГИТ – Автоматизированная информационная система;
АП – Административное производство;
ГИТ – Государственная инспекция труда;
ГИТСТАТ – Модуль статотчетности;
ГУВД – Главное Управление внутренних дел;
ГрК – Градостроительный кодекс Российской Федерации;
Договор ГПХ – Договор гражданско-правового характера;
ДМС – Добровольное медицинское страхование;
ДТП – Дорожно-транспортное происшествие;
Инспектор – государственный инспектор труда;
КоАП РФ – Кодекс Российской Федерации об административныхправонарушениях;
НС – несчастный случай;
ОМС – Обязательное медицинское страхование;
ППР – Проект производства работ;
ПОС – Проект организации строительства;
Родственники – законный представитель пострадавшего работникаили иное доверенное лицо погибшего работника;
СК – Следственный комитет Российской Федерации;
СМИ – Средства массовой информации;
СИЗ – Средства индивидуальной защиты;
СОУТ – Специальная оценка условий труда;
ТД – Трудовой договор;
ТК РФ – Трудовой кодекс Российской Федерации;
УПК РФ – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
ФЗ – Федеральный закон;
ФСС РФ – Фонд социального страхования Российской Федерации.
Положение обособенностях расследования несчастныхслучаев на производстве в отдельныхотраслях и организациях, утвержденноепостановлением Минтруда РФ 24 октября2002 г. №73, устанавливает единый порядокрасследования и учета несчастных случаевна производстве для предприятий,учреждений и других организаций всехформ собственности.
Указанным Положениемопределяется:
1. Порядокрасследования несчастных случаев.
2. Оформлениематериалов расследования несчастныхслучаев и их учет.
3. Форма Сообщенияо групповом несчастном случае, несчастныеслучаи с возможным инвалидным исходом,несчастные случаи со смертельнымисходом.
4. Форма Сообщенияо последствиях несчастных случаев напроизводстве.
В соответствии снастоящим Положением расследованию иучету подлежат несчастные случаи,повлекшие за собой необходимостьперевода работника на другую работу неменее чем на 1 день, временную или стойкуюутрату им трудоспособности либо егосмерть и происшедшие при выполненииработником своих трудовых обязанностейили выполнения какой-либо работы попоручению работодателя, а так же приосуществлении иных правомерных действий,обусловленных трудовыми отношениямис работодателем либо совершаемых в егоинтересах на территории организацииили вне ее, а также во время следованияк месту работы или с работы на транспорте,предоставленном организацией.
Действие настоящегоПоложения распространяется на гражданРФ, иностранных граждан и лиц безгражданства, работающих в организациях,находящихся под юрисдикцией РФ, а такжеграждан, участвующих в ликвидациичрезвычайных ситуаций природного итехногенного характера.
Ответственностьза организацию и своевременноерасследование и учет несчастных случаев,разработку и реализацию мероприятийпо устранению причин этих несчастныхслучаев несет работодатель.
Работодатель (илиуполномоченное им лицо) обязан:
1. Обеспечитьнезамедлительное оказание пострадавшемупервой медицинской помощи, а принеобходимости доставку его в лечебно- профилактическое учреждение;
2. Организоватьформирование комиссии по расследованиюнесчастного случая.
Руководитель,непосредственно отвечающий за безопасностьна производстве, в указанном расследованиине участвует.
Расследование обстоятельств и причин несчастного случая должно быть проведено в течение 3 суток с момента происшествия.
При расследовании комиссия выявляет и опрашивает очевидцев и лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую дополнительную информацию от работодателя и по возможности объяснения от пострадавшего.
Несчастные случаи, происшедшие на производстве с работниками, направленными сторонними организациями (в том числе с военнослужащими, привлекаемыми на работы в организации), студентами и учащимися, проходящими производственную практику, расследуются с участием полномочного представителя направившей их организации.
Несчастный случай с работником, временно переведенным на работу в другую организацию, расследуется той организацией, где это произошло.
Несчастные случаи, о которых не было своевременно сообщено работодателю или в результате которых нетрудоспособность наступила не сразу, расследуются по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение 1 месяца со дня поступления этого заявления.
Расследование групповых несчастных случаев, с возможным инвалидным исходом, проводится в течение 15 дней комиссией в составе государственного инспектора по охране труда, представителей работодателя, органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Если государственный инспектор по охране труда по объективным причинам не имел возможности принять участие в расследовании несчастного случая, он обязан, если это необходимо, провести расследование с использованием ранее полученных материалов и составить заключение, в котором должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, указаны конкретные нарушения нормативных требований по охране труда и допустившие их лица.
Каждый акт по форме H-1 учитывается организацией по месту основной работы (учебы, службы) пострадавшего и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев по форме, установленной Министерством труда Российской Федерации.
Каждый несчастный случай, оформленный актом по форме H-1, включается в статистический отчет о временной нетрудоспособности и травматизме на производстве.
В каком порядке расследуются несчастные случаи на производстве?
Презентация Нормативно правовое обеспечение воспитательного процесса
1.Нормативно-правовая база воспитания. . Целеполагание в воспитательном процессе …
- ВС: Нельзя отказывать в административном иске лишь в связи с пропуском срока обращения в суд
- Практика оспаривания заключений призывной комиссии
- обобщение практики по вопросам применения законодательства о банкротстве гражданина
- взыскании ущерба и штрафа за нарушение прав потребителя из-за повреждения автомобиля клиента во время его техобслуживания
- ВС РФ напомнил: банк должен вернуть оплату за дополнительные услуги, от которых отказался потребитель
Каждый работодатель обязан провести расследование несчастного случая, произошедшего в его организации. При этом он обязан соблюсти определенный порядок действий при несчастных случаях и травмах, который прописан в законодательстве.
Расследование проводится по факту каждой травмы, которая случилась в рабочее время или на территории работодателя, в том числе по факту:
- драк, укусов животных и насекомых;
- поражения электрическим током, в том числе и молнией;
- утопления, обморожения, перегрева (тепловой или солнечный удар) или получения ожогов (солнечные ожоги не считаются);
- иных увечий и вреда организму.
Чтобы травму признали производственной, увечье должно быть получено при определенных обстоятельствах, а именно:
- ЧП произошло во время работы непосредственно на территории организации. И не имеет значения, в обеденный перерыв получена травма или при выполнении сверхурочной работы;
- травма получена по пути следования к работе либо обратно на служебном автомобиле;
- во время командировки;
- в процессе выполнения работы вахтовым методом и т. п.
Нормативными актами предусмотрен алгоритм действий при несчастном случае на производстве, чтобы каждое ЧП подтвердил и полноценно расследовал работодатель.
Если произошла авария или иное ЧП, действия работодателя при несчастном случае на производстве в 2020 году следующие:
Прежде чем бросаться на помощь пострадавшему при возникновении несчастного случая, в первую очередь необходимо убедиться, что нет опасности для остальных работников. Если ее нет, незамедлительно оказываем помощь. Если есть хоть малейшая угроза, сначала устраняем возможную опасность для спасателей и только потом подходим к пострадавшему.
Пример.
При производстве работ по очистке цистерны от токсичных материалов у работника произошел разрыв маски, он погиб в течение нескольких секунд. Второй работник, поняв, что связь с напарником утеряна, без изолирующих средств органов дыхания заглянул в цистерну и тоже погиб. Инцидент произошел в Санкт-Петербурге в 2013 году.
Роструд утвердил рекомендации по расследованию несчастных случаев
Законодательство обязывает работодателя при наступлении происшествия тут же собрать комиссию для расследования его обстоятельств (ст. 229 ТК РФ). Порядок расследования несчастных случаев на производстве регулируется целой группой нормативных документов, но об этом позже. Сейчас определим состав комиссии, который утверждает работодатель путем издания приказа. В комиссию войдут:
- представитель от работодателя;
- сотрудник, отвечающий за безопасность труда;
- представитель от профсоюза.
Комиссия может включать и других лиц, но эти — обязательные.
Если работодатель — физлицо, то комиссия включает:
- самого работодателя;
- представителя работника, получившего травму;
- независимого эксперта в области трудовой охраны.
Если расследуется ЧП, при котором пострадали 2 и более работников, или инцидент со смертельным исходом, то в составе комиссии обязаны быть:
- госинспектор по охране труда, председательствующий в ней;
- представитель власти необходимого уровня;
- представитель территориального профсоюзного органа;
- доверенное лицо погибшего (если была зафиксирована смерть пострадавшего).
Полный список случаев, при которых должны включаться те или иные представители власти разных уровней, указан в ст. 229 ТК РФ.
Один экземпляр акта с копиями всех материалов передается в ФСС.
Второй экземпляр акта не позднее трех рабочих дней выдается работнику или его представителю.
Третий остается в организации и хранится там 45 лет.
Каждая компания должна вести журнал регистрации НС на производстве. В него вносится информация обо всех несчастных случаях, произошедших на производстве. Этот журнал после полного заполнения следует хранить в организации в течение 45 лет.
- Формирование/подтверждение собственной позиции по практическим вопросам на основе самостоятельно найденной в КонсультантПлюс информации с обоснованием судебной практикой и финансовыми консультациями для принятия решений, обсуждения с сотрудниками, планирования и контроля выполнения стратегических решений;
- В решающий момент системы и сервис не подведут: нужная информация будет найдена оперативно;
- Минимизация рисков – работа с системой позволяет избежать ошибок и штрафов, грамотно подготовиться сотрудникам к сдаче отчетности и обоснованию финансовых предложений;
- Знание изменений в нормативных актах, особенностей бухгалтерского учета и налогообложения, применения льгот и использование с выгодой для компании, в том числе при стратегическом планировании;
- Обеспечение конфиденциальности информации о бизнесе;
- Экономия затрат и времени на информационно-правовое обслуживание
- Свежие
- Посещаемые
Обязанность работодателя при НС — создать своим приказом комиссию по расследованию и обеспечить ее работу: предоставить автотранспорт, помещения, копировальную технику, средства связи, за счет работодателя.
Срок расследования НС — 3 календарных дня для легкого НС, и 15 календарных дней для тяжелых случаев. Чтобы провести расследование в столь сжатый срок, работодатель сразу же после получения информации о травме, создает комиссию по расследованию, которая приступает к расследованию НС в этот же день.
В Трудовом Кодексе указано — незамедлительно. Это означает, что как минимум в тот же день, когда произошло происшествие. Поэтому, если травма произошла вечером в пятницу, за час до окончания рабочего дня, работодатель в лице руководителя организации должен назначить комиссию по расследованию в этот же вечер.
Обратите внимание! Каждый назначенный приказом член комиссии должен отдавать себе отчет в том, что несчастный случай — это исключительная ситуация, это ЧП для предприятия, и форс-мажорное обстоятельство. Поэтому, если семейное положение не позволяет работать в сверхурочное время или в выходные дни, лучше отказаться от участия в работе комиссии по расследованию.
Роструд утвердил Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев
Расследовать легкий несчастный случай комиссия должна в течение трех календарных дней. Срок исчисляют с момента, когда работодатель издал приказ о создании комиссии по расследованию несчастного случая.
После расследования легкого несчастного случая составляют акт о расследовании по форме 4. Несчастные случаи, квалифицированные как несчастные случаи на производстве, оформляют актом формы Н-1. Акт комиссия составляет в двух экземплярах на русском языке либо на русском языке и государственном языке субъекта РФ.
Если несчастный случай страховой, работодатель утверждает дополнительный экземпляр акта формы Н-1. Работодатель в трехдневный срок после завершения расследования выдает один экземпляр заверенного печатью акта формы Н-1 пострадавшему.
Таким образом, если комиссия создана приказом в четверг, то закончить расследование нужно в субботу, а акт формы Н-1 выдать пострадавшему не позже вторника.
Любой тяжелый несчастный случай — групповой, смертельный, с тяжелым исходом, комиссия должна расследовать в течение 15 календарных дней. Комиссия, как и при легком НС, создается в день получения работодателем информации о НС. Это указано в ч. 1, 3 ст. 229 ТК РФ.
При этом количество государственных и профсоюзных органов значительно шире, чем при легком НС. Поэтому комиссии по расследованию необходимо распределить свои обязанности. Это касается членов комиссии, назначенных из работников предприятия, на котором произошел НС.
Совет! Комиссия состоит из большого нечетного количества участников.
Если членом комиссии является, к примеру, представитель ФСС, или администрации района, или территориального объединения профсоюза, то опрос очевидцев и осмотр места происшествия нужно проводить в их присутствии. Если приглашенный член комиссии не сможет участвовать, осмотр и опрос можно проводить без их присутствия.
Пример распределения обязанностей членов комиссии — работников предприятия работодателя
Обязанность | Должность | Функция |
Член комиссии 1 | Специалист по ОТ | Извещает о НС госорганы:· ГИТ;· прокурора по месту происшествия;· администрацию по месту происшествия;· если ОПО – то Территориальный отдел Ростехнадзора;· ФСС по месту регистрации ЮЛ или ИП;· территориальный комитет профсоюза. |
Член комиссии 2 | Специалист отдела кадров | Получает извещение по форме № 315-У в больнице |
Член комиссии 3 | Главный инженер | Вместе с представителями ГИТ и ФСС выезжает на место происшествия для видео и фотофиксации |
Сокрытие несчастного случая является правонарушением со стороны работодателя. Расследованием такого НС занимается государственный инспектор по труду единолично. Срок расследования такого НС — 1 месяц.
Еще реже случается ситуация, когда работник получил легкую травму, но сообщил об этом своему работодателю гораздо позже. Например, он может принести больничный с кодом «производственная травма», а работодатель даже не знал, что с работником произошло несчастье, так как все — и кадровик в том числе думали, что работник просто заболел.
Для проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая, председатель комиссии может продлить сроки расследования, но не более чем на 15 дней. При этом нужно известить пострадавшего или его доверенное лицо о таком решении.
Бывает, что и после продления сроков расследования, комиссия вновь не может завершить свою работу. В этом случае продление сроков расследование отличается: необходимо получить согласование с организацией, по вине которой не были предоставлены нужные сведения.
После того, как больничный лист будет закрыт, работодатель должен направить в ГИТ и в ФСС сообщение о последствиях несчастного случая и о мерах, принятых по предотвращению травматизма (4 ст. 230.1 ТК РФ).
Такими мерами могут быть дисциплинарные взыскания для виновных должностных лиц. Подробнее в нашей статье «Виды ответственности за нарушения охраны труда», а также проведение внеочередных инструктажей и проверки знаний требований охраны труда и другие организационно-технические мероприятия, призванные не допустить повторения случившегося.
1.1. Общие положения
1.2. Заключение соглашений
1.3. Общие вопросы по организации расследования НС
1.4. Предварительный сбор документов по НС
1.5. Первичные действия при получении извещения о НС. Регистрация в АИС ГИТ
1.6. Принятие решений о возбуждении дел об АП
1.7. Действия инспектора при проведении дополнительного расследования НС
1.8. Действия инспектора при выявлении сокрытого НС
1.9. Действие инспектора по обращениям о проведении дополнительного расследования НС
1.10. Действия ГИТ при НС, происшедшем в субъекте Российской Федерации, отличном от юридического адреса работодателя
1.11. Анализ поступивших в ГИТ сообщений о последствиях НС на производстве и принятых работодателем мерах
1.12. Извещение Роструда о НС
1.13. Проведение руководителем (заместителем руководителя) ГИТ рабочего совещания по итогам расследования НС со смертельным исходом, связанного с производством
1.14. Консультирование пострадавшего, родственников погибшего работника о полагающихся выплатах
Процесс проведения расследования страховых случаев и оформления необходимых документов регламентирован ст. ст. 227 — 230 ТК РФ, Постановлением Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» (далее по тексту также – Постановление № 73), Постановлением Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 «Об утверждении Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний» (далее по тексту также – Постановление № 967). Перечень профзаболеваний (список профессий) утвержден в Приложении к приказу Минздравсоцразвития РФ от 27.04.2012 № 417н (далее по тексту также – Перечень № 417н).
Некоторые разъяснения также содержит Письмо Роструда от 10.04.2020 г. № 550-ПР «Об отнесении случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией к профессиональным заболеваниям» (далее по тексту также – Письмо № 550-ПР). В данном письме, в связи с наличием случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией при исполнении должностных обязанностей, Федеральная служба по труду и занятости сообщает следующее:
Повреждение здоровья работников в результате воздействия вредных или опасных факторов, присутствующих на рабочем месте, может расцениваться как производственная травма либо профессиональное заболевание в зависимости от поражающего фактора.
К биологическим вредным факторам в соответствии с «Р 2.2.2006-05. 2.2. Гигиена труда. Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 29.07.2005) относятся микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, риккетсии, грибки) — возбудители инфекционных заболеваний.
Согласно ст. 3 Закона № 125-ФЗ, профессиональное заболевание — хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного (вредных) производственного (производственных) фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
Также понятия острого профессионального заболевания и хронического профессионального заболевания указаны в пункте 4 Положения о расследовании и учете профессиональных заболеваний, утвержденного Постановлением № 967.
В соответствии с п. 3.1 Перечня № 417н, профессиональным заболеванием являются инфекционные и паразитарные заболевания, связанные с воздействием инфекционных агентов, в том числе коронавирусная инфекция. При этом на работников действует вредный производственный фактор — возбудители инфекционных и паразитарных заболеваний, с которыми работники находятся в контакте во время работы.
К группе профессиональных болезней медицинских работников относятся инфекционные и паразитарные заболевания, однородные с той инфекцией, с которой работники контактируют во время работы: туберкулез, токсоплазмоз, вирусный гепатит, микозы кожи, сифилис, ВИЧ-инфекция.
Кроме того, вопросы профессиональных заболеваний медицинских работников и их расследования отражены в Методических рекомендациях, утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 16.08.2007 («МР 2.2.9.2242-07. 2.2.9. Состояние здоровья работающих в связи с состоянием производственной среды. Гигиенические и эпидемиологические требования к условиям труда медицинских работников, выполняющих работы, связанные с риском возникновения инфекционных заболеваний. Методические рекомендации»).
В части расследования случаев заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией как несчастных случаев, подлежащих расследованию в соответствии с требованиями ст. ст. 227 — 230.1 Трудового кодекса Российской Федерации, кроме выше изложенного необходимо учитывать требования — Постановления № 73.
Пунктом 7 Постановления № 73 установлено, что острые профессиональные заболевания (отравления), в отношении которых имеются основания предполагать, что их возникновение обусловлено воздействием вредных производственных факторов, подлежат расследованию в соответствии с Постановлением № 967 (исключение составляют случаи, когда инфекция в организм работника попадает вследствие механического нарушения целостности кожных покровов).
Таким образом, случаи заражения медицинских работников коронавирусной инфекцией при исполнении ими трудовых обязанностей подлежат расследованию в соответствии с требованиями Постановления № 967 органами Роспотребнадзора как профессиональные заболевания с оформлением соответствующего акта о случае профессионального заболевания и направлении экземпляра акта с материалами расследования в территориальный орган ФСС РФ.
Базовым нормативно-правовым актом, регламентирующим порядок проведения медико-социальной экспертизы, является Постановление Правительства РФ от 16.10.2000 № 789 «Об утверждении Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее по тексту также – Постановление № 789). «Запуск» процесса освидетельствования предусмотрен п. 7 Постановления № 789, в соответствии с которым освидетельствование пострадавшего в учреждении медико-социальной экспертизы проводится по обращению ФСС (страховщика), работодателя (страхователя) или пострадавшего (его представителя) при наличии документа, подтверждающего факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, либо по определению судьи (суда).
Документами, подтверждающими факт несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, являются:
- акт о несчастном случае на производстве или
- акт о профессиональном заболевании; решение суда об установлении факта несчастного случая на производстве
- или профессионального заболевания; заключение должностных лиц (органов), осуществляющих контроль и надзор за состоянием охраны труда и соблюдением законодательства о труде, о причинах повреждения здоровья.
Здесь также следует иметь в виду правовую позицию, сформированную по ряду вопросов правоприменительной практикой в Постановлении Пленума № 2. Так, согласно п. 12 указанного Постановления, одним из трех квалифицирующих признаков страхового случая, дающего право на страховое обеспечение, является наличие причинной связи между фактом повреждения здоровья и несчастным случаем на производстве или воздействием вредного производственного фактора. Корреспондируют этой позиции и положения Указа, подразумевающие инфицирование персонала COVID-19 именно при исполнении трудовых обязанностей. В этой связи представляется, что в период пандемии, когда многие врачи практически «живут» на территории медорганизаций, в которых трудятся, применительно к их персоналу в этой части целесообразно было бы нормативно предусмотреть некую презумпцию по формуле «… считается инфицированным COVID-19 при исполнении трудовых обязанностей, если отсутствуют подтверждения иного».
Что касается лиц, приобретших временную нетрудоспособность, то, в разрезе мер страхового обеспечения, предусмотренных Законом № 125-ФЗ (пп. 1 п. 1 ст. 8), им оплачивается пособие по временной нетрудоспособности, а в свете ДСГ, предусмотренных Указом, — категориям персонала, подпадающим под его действие, также дополнительная единовременная выплата согласно пп. б п. 4 Указа (на основании документов, подтверждающих проведение расследования в отношении профзаболевания в установленном порядке). При этом Указом конкретизировано, что такая нетрудоспособность должна быть вызвана заболеванием (синдромом) / осложнением, включенными в Перечень, утвержденный Правительством РФ.
15.05.2020 г. вышло Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2020 № 1272-р «Об утверждении Перечня заболеваний (синдромов) или осложнений, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), вызвавших причинение вреда здоровью отдельных категорий лиц, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2020 г. № 313, …, и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности» (далее по тексту также – Распоряжение № 1272-р).
В отношении включенных в него заболеваний (синдромов) можно предполагать, что последние периодически будут корректироваться в зависимости от вновь поступающей медицинской, статистической, научной информации о последствиях (как краткосрочных, так и долгосрочных) для функций организма человека и его жизнедеятельности инфицирования новым вирусом.
Более того, Постановлением от 16.05.2020 № 695 «Об утверждении Временного положения о расследовании страховых случаев причинения вреда здоровью медицинского работника в связи с развитием у него полученных при исполнении трудовых обязанностей заболевания (синдрома) или осложнения, вызванных подтвержденной лабораторными методами исследования новой коронавирусной инфекцией и повлекших за собой временную нетрудоспособность, но не приведших к инвалидности» (далее по тексту также – Постановление № 695) Правительство РФ определило упрощенный порядок расследования таких страховых случаев, позволяющий, что называется «без лишней бюрократии», в максимально сжатые сроки оформить все необходимые документы и обратиться в ФСС за единовременной выплатой пострадавшему медработнику, предусмотренной пп. б п. 4 Указа.
В порядке методической помощи читателям здесь также имеет смысл обратить внимание на весьма содержательный документ – «Методическое пособие по применению Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», 06.12.2016 г. подготовленное судебной коллегией по гражданским делам Архангельского областного суда для использования в работе судей федеральных судов Архангельской области при рассмотрении гражданских дел, связанных с разрешением споров о возмещении вреда, причиненного повреждением здоровья при исполнении обязанностей по трудовому договору.
На этом мы предлагаем закончить рассмотрение Порядка расследования страховых случаев и перейти к заключительному вопросу данного цикла статей: «С какой даты медицинские работники могут претендовать на страховые гарантии за работу с COVID-19».
Все материалы сайта Министерства внутренних дел Российской Федерации могут быть воспроизведены в любых средствах массовой информации, на серверах сети Интернет или на любых иных носителях без каких-либо ограничений по объему и срокам публикации.
Это разрешение в равной степени распространяется на газеты, журналы, радиостанции, телеканалы, сайты и страницы сети Интернет. Единственным условием перепечатки и ретрансляции является ссылка на первоисточник.
Никакого предварительного согласия на перепечатку со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации не требуется.
Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев — жкхпортал.рф
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Бытовые услуги • Телекоммуникационные компании • Доставка готовых блюд • Организация и проведение праздников • Ремонт мобильных устройств • Ателье швейные • Химчистки одежды • Сервисные центры • Фотоуслуги • Праздничные агентства
Cтр. 1 В целях обеспечения реализации подпрограммы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 гг.» Государственной программы города Москвы «Стимулирование экономической активности на 2012-2016 гг.», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 11 октября 2011 г. N 477-ПП, и во исполнение п. 3.2 решения Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы от 28.01.2013 приказываю: 1. Утвердить методические рекомендации по расследованию несчастных случаев на производстве согласно приложению. 2. Аналитическому управлению (Локтюхина Н.В.) обеспечить тиражирование методических рекомендаций по расследованию несчастных случаев на производстве. 3. Государственному бюджетному учреждению «Московский городской центр условий и охраны труда» (Мокина Н.И.) обеспечить направление методических рекомендаций по расследованию несчастных случаев на производстве в органы исполнительной власти, территориальные органы государственного контроля и надзора, объединения профсоюзов и работодателей. 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Департамента А.П. Воронцова.
Руководитель Департамента А.А. Кириллин
Утверждены приказом Департамента труда и занятости населения города Москвы от 15 марта 2013 г. N 135
Настоящие Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев на производстве разработаны Государственным бюджетным учреждением города Москвы «Московский городской центр условий и охраны труда» в соответствии с Протоколом заседания Межведомственной комиссии по охране труда при Правительстве Москвы от 25.09.2012. Методические рекомендации предназначены для руководителей и специалистов по охране труда организаций, представителей органов исполнительной власти города Москвы, принимающих участие в комиссиях по расследованию групповых несчастных случаев на производстве, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом (далее — комиссия), уполномоченных по охране труда. Методические рекомендации по расследованию несчастных случаев на производстве доработаны с учетом замечаний и предложений Государственной инспекции труда в городе Москве, Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации, органов исполнительной власти города Москвы.
1. Общие положения