Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышающие коэффициенты к ставкам земельного налога 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором.
Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться.
Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:
- чётко представлять экономическую целесообразность всех пертурбаций с ВРИ;
- досконально разбираться в действующих нормах отечественного законодательства — как минимум земельного, налогового, градостроительного.
Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов.
Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь.
Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН.
Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя.
Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости.
Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное.
Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам.
Земельный налог-2021: комментарий МНС
Второй вариант априори вытекает из предыдущего. Но! Это путь для сильных духом. Он полон тайн и приключений, ведь придётся набраться смелости и вскрыть «ящик Пандоры», порой полный казусов и просчётов, допущенных в процессе определения кадастровой стоимости земельного участка.
Для начала уточните, какой ВРИ учитывался при проведении оценки. Здесь, помимо закреплённого в ЕГРН ВРИ, придётся принимать во внимание фактическое использование земельного участка. Сопоставьте его с ВРИ, принятым государством за основу определения кадастровой стоимости вашей земли.
Если опираться на Приказ Министерства экономического развития РФ от 12 мая 2017 г. N 226 «Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке», сотрудники государственных бюджетных учреждений (ГБУ), занимающиеся государственной кадастровой оценкой (ГКО) вправе использовать и юридически закреплённый вид разрешённого использования участка, и фактический, которые, как уже говорилось выше, часто отличаются.
В случае, когда фактический вид использования дешевле юридического, — и с позиции налогообложения, и с точки зрения кадастровой стоимости, — нужно обязательно предоставить фактическое подтверждение этому. И не исключено, что де-юре понадобится в итоге превратить в де-факто, то есть сделать юридический вид фактическим, внеся изменения в ЕГРН в части ВРИ.
Как профессиональному консультанту, мне и моим коллегам нередко приходится сталкиваться с ситуациями, когда в поиске максимально выгодных для казны вариантов специалисты ГБУ в своих исчислениях основываются на документации по планировке и межеванию территорий, считая, что эти документы могут быть использованы для подтверждения фактического вида разрешённого использования земельных участков.
Я не уверен, что такая методика верна с точки зрения закона. И проект планировки, и проект межевания — лишь гипотетические проекты, у которых часто даже нет установленного срока их осуществления. В соответствии со ст. 42 Градостроительного кодекса РФ, они не должны рассматриваться в качестве правоустанавливающих и/или правоподтверждающих документов. Но при такой методике вычислений собственнику земли придётся платить завышенный налог.
Этот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения.
Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде.
Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной.
Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований.
И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый.
К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ.
Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом.
Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже.
Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения.
Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%).
Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности.
Земельный налог в 2021-м: идём на снижение
Также льготы, освобождающие от уплаты земельного налога организации, признаваемые фондами в соответствии с законодательством об инновационных научно-технологических центрах, в отношении земельных участков, входящих в состав территории таких центров (пп. 13 п.
1 ст. 395 НК РФ) .
Для лиц предпенсионного возраста, соответствующих определенным законодательством РФ условиям, необходимым для назначения пенсии на 31 декабря 2021 года, право на , уменьшающий налоговую базу на величину кадастровой стоимости 6 соток в отношении одного земельного участка (пп. 9 п. 5 ст. 391 НК РФ). Налоговую декларацию по земельному налогу в 2021 году организациям необходимо представлять по новой форме, утверждённой от 30.08.2021 № В форме декларации в порядке налогообложения земельных участков: внесены правила (п.
7.1 ст. 396 НК РФ), позволяющие с налогового периода 2021 года исчислить налог в случае
В этих случаях уплачивают налоги непосредственные владельцы участков земли.
Все аспекты, касающиеся установления, , льгот и сроков уплаты земельного налога утверждаются органами местных властей, поэтому его еще называют «местным налогом».
Выплаты осуществляются также в местные бюджеты.
Объекты земельного налога – это конкретные участки земли, находящиеся во власти территорий с местным самоуправлением, а также городов федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе.
Еще важно уяснить, что начисление и уплата налогов на земельные участки проводится отдельно от других налогов и взысканий, установленных законами РФ.
В таких ситуациях налоговая база определяется по каждому субъекту отдельно и рассчитывается как доля от общей кадастровой стоимости.Граждане не обязаны самостоятельно делать расчет земельного налога: за них это делает территориальный налоговый орган.
Однако каждый землевладелец должен знать принцип его расчета для проверки.
Если он будет с чем-то не согласен, он сможет предоставить свой вариант расчета.Любой гражданин может проверить, правильно ли начислен налог на землю, так как все показатели, необходимые для исчисления, общедоступны и регламентируются НК РФ.
Исключением являются землевладельцы, попадающие под категорию льгот, и регионы, где применяется пониженная ставка налога.
2 п. 15 ст.
396 НК РФ, если строительство не завершено после истечения трехлетнего срока с момента предоставления земельного участка для жилищного строительства, то исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В свою очередь трехлетний срок строительства исчисляется с момента регистрации права собственности на земельный участок, что следует из абз. 1 п. 15 ст. 396 НК РФ.
Иными словами, если налогоплательщик в течение трех лет с момента регистрации права собственности на земельный уч1асток, предоставленный для жилищного строительства, не закончил строительство или вообще его не вел, то после истечения указанного трехлетнего срока налогоплательщик обязан исчислять налог с учетом повышающего коэффициента 4.
В 2021 году в отношении данной выплаты появилось несколько изменений.
Изменения на 2021 год и законодательная база Министерство финансов дало пояснение, что с 1 января 2021 года исчисление земельного налога будет осуществляться при изменении кадастровой стоимости на участок. 389 НК РФ:
- объектные базы, обладающие особым назначением;
- элементы культурного наследия, заповедники.
- территория дома, в котором имеется множество квартир;
Кто и куда уплачивает земельный налог в 2021 году
Вступили в силу новые правила налогообложения земельных участков
В частности, это произойдет при неиспользовании земельного участка для жилищного строительства.К примеру, с момента госрегистрации прав на земельный участок налог исчисляется с коэффициентом 2.
При этом, если за три года на участке ничего не построено, то налог рассчитывается с коэффициентом 4.
В случае, если собственник зарегистрировал права на построенный объект до истечения трехлетнего срока строительства, то налог пересчитывается с коэффициентом 1 ().
В свою очередь излишек можно зачесть в счет будущей платы за землю или написать заявление на возврат.
Такие же правила налогообложения применяются в отношении земельных участков с разрешенным использованием «для комплексного освоения территории в целях жилищного строительства», если их кадастровая стоимость соответствует землям, предназначенным для жилищного строительства.Налоговики также уточнили, что если земельный участок предназначен
За все участки земли, которые локализуются в пределах муниципальных образований, а также Москвы, Севастополя, Санкт-Петербурга – городов федерального значения, предусматривается налоговым законодательством исчисление земельного налога.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:
Основным законодательным актом о налогах, в частности о земельном, есть Налоговый Кодекс, который состоит из двух частей (специальной и общей). Он регламентирует общие принципы построения системы налогов, а также взаимоотношения плательщиков земельного налога и государства в главе 31.
Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога.
Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования).
Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока.
Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:
- Героям Советского Союза и Российской Федерации;
- кавалерам ордена Славы всех трех степеней;
- ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
- инвалидам I и II группы, инвалидам с детства и детям-инвалидам;
- чернобыльцам;
- пенсионерам и предпенсионерам;
- всем, у кого есть трое и более детей.
В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога.
Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли.
Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ.
Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:
- ветеранам и инвалидам ВОВ и боевых действий;
- инвалидам I и II группы и инвалидам с детства;
- чернобыльцам;
- одному из родителей многодетной семьи.
Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя.
Новшества в исчислении земельного налога в 2021 году
Если земля или недвижимость зарегистрированы на несовершеннолетнего ребенка, это не дает основания не платить налог в бюджет.
До тех пор, пока ребенок является несовершеннолетним и не имеет собственного постоянного дохода (официального), имущественные налоги за ребенка уплачивает один из его родителей, усыновителей или опекунов. Такая обязанность установлена статьей 26 НК РФ и статьей 28 ГК РФ.
Стоит отметить, если ребенок считается эмансипированным, то он уже самостоятельно уплачивает имущественные налоги за себя.
Эмансипация несовершеннолетнего – признание гражданина старше 16 лет полностью дееспособным по решению местного органа опеки или по определению суда. Эмансипация может быть признана, если ребенок, например, устроился на официальную работу и больше не хочет зависеть от родителей, он вступил в брак или у него родился ребенок.
Если человек по какой-либо причине уплатил имущественный налог в большем размере, например, не воспользовался льготой, то он имеет право вернуть сумму переплаты. Сумму излишка можно вернуть в течение 3 лет со дня уплаты налога. То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года. После этого переплату вернуть нельзя.
Для возврата денежных средств плательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты (платежную квитанцию, документ, подтверждающий право на льготу при наличии). В заявлении обязательно указываются:
- наименование ФНС;
- ФИО налогоплательщика;
- причину и сумму переплаты;
- банковские реквизиты для перечисления денежных средств.
ФНС в течение 10 рабочих дней выносит решение о возврате или отказе в возврате переплаты по имущественному налогу. Денежные средства поступят на счет налогоплательщика в течение 1 месяца с даты принятия заявления.
Стоит отметить, что если у налогоплательщика есть недоимки по другим налогам, то сумму переплаты будет направлена на зачет недоимок по другим налогам.
Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС. В заявлении обязательно указывается:
- ФИО налогоплательщика и его ИНН;
- номер и дата ошибочного налогового уведомления.
Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога.
Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно. Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика).
ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней.
Основные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:
- порядка определения отчислений: начиная с 2021 года для расчета суммы, подлежащей перечислению в местный бюджет, основанием станет кадастровая стоимость;
- планируется постепенное повышение ставки на 2021 год, что в результате приведет к увеличению размера поступлений в бюджет страны;
- кадастровая цена будет равна рыночной стоимости участка;
- отчисления будут поступать в бюджет по месту проживания и регистрации плательщика, это позволит местным бюджетам использовать поступления в бюджет для улучшения уровня жизни россиян в регионах, отказавшись от предварительного согласования смет и будущих затрат.
Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:
- являющиеся составной частью лесного фонда;
- принадлежащие государству, занятые водными объектами;
- объекты с ограничениями по обороту.
Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:
- полутора процентов относительно ставок, закрепленных нормами законодательства для обычных объектов налогообложения;
- 0,3 процента, если земельный участок занят объектами жилищного или коммунального хозяйства.
Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения.
Ставки УСН в 2021 году
Новая ставка НДФЛ 15%
Ставка НДС в 2021 году в России
Декларация по земельному налогу за 2017 год
Торговый сбор: ставки
Какой налог на землю сельхозназначения будут уплачивать физические и юридические лица в 2021 году? Изменится ли порядок начисления и уплаты налоговых платежей? Ответы на эти и другие вопросы – в нашем материале.
ООО «Орион» владеет участком сельхозземель, расположенным на территории Плавского района Тульской области, где для земель сельхозназначения действует ставка 0,3% (решение Собрания депутатов муниципального образования № 39/173 от от 11.11.2011). Кадастровая стоимость на 01.01.2021 составляет 3,55 млн. руб. Расчет суммы налога за 2021 год:
3 550 000 × 0,3 % = 10 650 руб.
Если участок не будет использоваться по назначению и это выявит орган земельного надзора, налог придется исчислять по общей ставке, действующей в указанном регионе – 1,5%, тогда компания будет вынуждена уплатить в бюджет за 2021 год:
3 550 000 х 1,5% = 53250 руб.
Земельный налог / 12:42 14 февраля 2019
Какую ставку применять к земельным участкам под коттеджную застройку
Земельный налог / 10:56 17 апреля 2019
Земли ИЖС, используемые в бизнесе, облагаются налогом по повышенной ставке
Налог на прибыль / 9:51 19 октября 2020
Меняются правила уплаты налога на прибыль
Земельный налог / 14:17 1 сентября 2017
За неиспользование земли для сельхозпроизводства ставка налога не повышается
Земельный налог / 11:50 6 февраля 2019
К дачному участку, используемому в бизнесе, применяется повышенная ставка
Земельный налог / 15:12 5 сентября 2019
Налоговики напомнили последствия нецелевого использования земель
НДФЛ / 10:20 18 сентября 2020
ИП на ОСНО будут платить НДФЛ 15%
Земельный налог / 12:50 16 января 2019
Повышенная ставка на землю сохраняется и при смене собственника
За отчётный период, который соответствует 2020 году, не придётся подавать декларации 1 февраля. Ранее это нужно было сделать именно в эту дату, но сегодня известно, что организациям разрешено дальше заниматься расчётом налогов и авансовых платежей.
Уплатить земельный налог придётся до 1 марта 2021 года. Он выплачиваться за предыдущий налоговый период.
1 марта является конечной датой. Налогоплательщики обязаны следить за внесением авансовых платежей, которые не должны быть позже последней даты того месяца, который идёт за периодом отчётности.
Ещё одним важным моментом, обсуждая изменения в налоге на землю, является тот факт, что с 1 января местные власти не могут устанавливать самостоятельные сроки расчёта по земельным налогам. Все это регулируется налоговым кодексом. И необходимо сразу сказать, что те участки земли, которые используются для индивидуального строительства, но эксплуатируются предпринимателями, имеют предельную налоговую ставку – 0,3 %.
Все эти поправки вписаны в Налоговый кодекс и регулируются федеральным законодательством.
Как заполнить Расчет земельного налога за 2021 год
Отдельно стоит сказать о том, что нужно знать про сроки уплаты. Налог на землю является местным, что означает тот факт, что сроки и периодичность, а также налоговые ставки рассчитывают власти муниципальных подразделений налоговых служб.
Органы местного муниципалитета имеют право на установку индивидуальных сроков налоговых выплат. Например, один регион устанавливает единый срок внесения платежей – раз в год. Другой регион – предполагает ежеквартальные выплаты виде авансов.
Юридические лица всегда могут рассчитывать на индивидуальный подход в расчетах налогов. Так было всегда, и пока ничего меняться не будет. Сегодня стоит сказать, что если организация владеет огромным участком, но налоговые органы не отправляют уведомление с расчётом налога на землю, значит федеральная служба не имеет об этом данных.
Ситуацию необходимо исправить, то есть юридическое лицо самостоятельно должно обратиться к представителям налоговой службы и рассказать о том, какими участками оно владеет. После этого сможет прийти квитанция. Если этого не сделать, то от штрафов и пени никто защищен не будет.
О том, что организация владеет земельным участком, необходимо прикрепить на специальные документы. Сделать это нужно не позднее 31 декабря того года, который предшествует отчетному. Размер штрафа может составить 20 % от того налога, который был не оплачен ранее.
Ещё стоит сказать о том, что те участки земли, которые юридические лица получают в наследство, облагаются налогообложением, которая предусмотрена для имущество физических лиц. Это послабление, которое внесено в налоговый кодекс, его можно назвать некой льготой по налогам. Государственная пошлина рассчитывается с того момента, когда объект получен в наследство.
Помимо этого сформирована специальная система, по которой будут выявлять те земельные участки, которые не используются для сельского хозяйства. Таким образом правительство собирается штрафовать тех юридических и физических лиц, которые нарушают правила налогового законодательства. Использовать земельные участки не по назначению нельзя и за этим осуществляется специальный надзор.
Процесс исчисления налоговых выплат обычно не вызывает проблем. Дело в том, что все старые правила остаются прежними, и есть всего лишь несколько нюансов, на которые приходится обращать внимание. И именно они помогут разобраться в том, как рассчитать налог на землю для физических лиц и организаций.
Госпошлина не начисляется в том случае если стоимость земельного участка не указано в кадастре. Такое сегодня встречается очень редко, но всё-таки это бывает.
Иногда в процессе расчётов могут возникать некоторые сложности, которые могут касаться коррекции кадастровой стоимости. Во время формирования отчёта кадастровая цена меняться не может, что зафиксировано правилами Налогового кодекса. Если подтверждается такой факт, то стоимость налога должна быть пересчитана.
Иногда бывает так, что владелец земельного участка приостанавливает его использования, и в таком случае налог пересчитывается с учётом специальных коэффициентов, которые зафиксированы в налоговом кодексе.
В соответствии с новыми правилами законодательства ставка земельного налога составляет 0,3 % для участков сельскохозяйственного назначения.
Однако если данная земля не используется для вышеуказанной деятельности, то лимит может быть повышен до полутора процентов. Таким образом, можно сказать, что для земли, которая используются под любой вид бизнеса ставка составляет полтора процента.
И такой же процент должны платить те люди, которые используют землю для индивидуального земельного строительства, но не заканчивают работу в срок. Такое пояснения дает юрист.
Налог на недвижимость и земельный налог – все, что нужно о них знать на 2021 год
- Если сумма налога после перерасчета получилась больше уплаченных в предыдущих периодах, то сумму оплаты оставят прежней (ст. 52 НК РФ).
- Теперь рост налога ограничен 10% в год по сравнению с предыдущим. Кроме земель на которых находится долгострой (п. 17 ст. 396 НК РФ).
- Увеличился список льготников, которым положен вычет 6 соток на один земельный участок, а именно многодетным семьям имеющим трех и более детей до 18 лет.
- В случаях изменения ВРИ, категории земли, а также площади новая кадастровая стоимость теперь учитывается с момента внесения сведений в ЕГРН (ст. 391 НК РФ).
- Теперь получить льготу станет проще. Для этого не нужно сдавать документы, подтверждающие право на льготу, а достаточно просто заполнить заявление, с указанием реквизитов правоустанавливающего документа.
- В расчете налога будут применены новые данные кадастровой оценки земель (не во всех регионах).
Существенно снизить расчет налога могут льготы. Поскольку земельный налог является местным, то и перечень региональных льготников определяется властями территорий, на которых находятся земли. Точный перечень категорий, пользующихся льготой по уплате налога и в каком размере, можно уточнить:
- в территориальном налоговом органе того муниципалитета, где земельный участок числится;
- в справочной информации о льготах по имущественным налогам (инструкция, как найти расположена ниже).
К федеральным льготам относятся:
- герои Советского Союза и России;
- люди имеющие инвалидность;
- ветераны велико отечественной войны;
- участники чернобыльской катастрофы;
- пенсионеры;
- физлица обладающие правом на социальные льготы и имеющие 3 и более детей.
Согласно пункта 7 статьи 395 Налогового кодекса РФ освобождены от налога на земли:
- используемые для сохранения и развития традиционных промыслов,
- хозяйствования и образа жизни малочисленные коренные народы Севера, Сибири, а также Дальнего Востока России.
Чтобы получить полагающееся уменьшение или освобождение от уплаты налога, необходимо обратиться в налоговую инспекцию с заявлением о предоставлении льготы. Вместе с заявлением потребуется предоставить пакет документов, которыми можно подтвердить льготу (пункт 10 статьи 396 НК РФ).
Ставка земельного налога определяются нормативными актами местных властей или законами Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя и не могут быть больше:
0,3 % для:
- участков садоводства и огородничества, кроме использующихся в целях коммерции;
- земель сельскохозяйственного назначения;
- участков под многоквартирным домом, поделенных на всех жильцов по долям, пропорционально площади квартиры к общей дома;
- участков с инженерными сетями, а также для государственных нужд.
1,5 % — для остальных.
Как посмотреть налоговую ставку и льготы в своем регионе рассчитывая налог на недвижимость?
Согласно п. 16 ст. 396 НК РФ, если участок предоставлен или приобретен физическим лицом под строительство индивидуального жилого дома (ИЖС) и дом не построен в течении 10 лет с момента регистрации, то к исчислению налога применяется повышенный коэффициент 2. Только после того, как жилье будет построено и зарегистрировано, ставка станет в обычном размере равное 1.
Инвалид второй группы подавал в ИФНС заявление о предоставлении льготы по транспортному налогу. Соответственно, сведения о нем как о льготнике в ИФНС уже имеются. Поэтому заявлять о своем праве на вычет по ЗН ему уже не надо. Данную льготу ему предоставят автоматически.
Отсюда следует, гражданин, имеющий право на льготирование, должен один раз обратиться в ИФНС с заявлением. Этого будет достаточно, повторно обращаться за льготой далее уже не нужно.
С 2021 г. несколько поменялись общие правила использования кадастровой стоимости (далее сокращенно — КС) как базы налога. Т. е. кадастровая стоимость участка земли, которая занесена в ЕГРН, по-прежнему образует налоговую базу.
Следует заметить, что налоговая база (она же КС) определяется стандартным порядком. Юрлица (собственники земель) рассчитывают ее автономно, руководствуясь данными, имеющимися в ЕГРН.
Обладатели совместной «земельной» собственности делят ее равными долями. А при общей долевой собственности база налога для каждого плательщика рассчитывается пропорционально его доле.
Изменения по части КС, которые вводятся с 2021 г., имеют следующий характер.
КС как база налога,
порядок применения |
||
Новая кадастровая стоимость участка
(при изменении его характеристик) учитывается со дня занесения данных о ней в ЕГРН |
Изменение КС из-за технических ошибок, по причине внесения правок либо в результате судебных решений (по определению КС) учитывают со дня применения измененной КС |
Если изменения КС связаны с установлением рыночной цены, то новая КС учитывается со дня начала использования ее в налогообложении |
Применение перечисленных нововведений по части применения КС относится только к тем ее изменениям, которые внесены в ЕГРН по основаниям, имевшим место с 01.01.2021.
Предельные ставки по ЗН, которые определены ст. 394 НК РФ, на текущий год не изменились. В зависимости от категории земель применяются: 0,3% и 1,5%. Тем не менее следует помнить, что каждый субъект РФ устанавливает свои размеры ставок с учетом указанных пределов. И их уточнять следует непосредственно в регионе проживания.
Что касается предельного значения 0,3%, то по его применению введены отдельные ограничения. Так, ставка 0,3 % установлена по отношению к участкам:
- купленным либо выделенным для целей ведения ЛПХ, дачного хозяйства, а также для занятий садоводством, огородничеством, животноводством (норма применяется до 2021 г.);
- которые не используются для коммерческих и вышеперечисленных целей, а также для участков общего предназначения (будет применяться с 2021 г.)
В остальном порядок применения предельных ставок не поменялся. Как и ранее, допускается их дифференцирование. При этом подобное разграничение производится в зависимости от категории земель, целевого использования участков и их места расположения.
В соответствии с предписаниями подпункта 1.1 пункта 1 Указа № 512, а также исходя из периодов и сроков, указанных в названном подпункте, местные органы власти в 2021 году вправе предоставить только рассрочку:
- уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты,
- арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — арендная плата за земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.
Такая рассрочка предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, основной вид осуществляемой экономической деятельности которых включен в перечень, утвержденный Указом № 143 с учетом дополнений, внесенных Указом № 512, а также арендодателям (ссудодателям), предоставившим субъектам хозяйствования, арендаторам (ссудополучателям), оказывающим бытовые услуги населению, недвижимое имущество, при предоставлении ими отсрочки в порядке, предусмотренном пунктом 6 Указа № 143.
Инспекциям МНС по районам, городам, районам в городах необходимо обеспечить взаимодействие с местными органами власти по оперативному предоставлению им сведений о суммах платежей, в отношении которых субъекты хозяйствования могут претендовать на получение рассрочки, в 2 том числе по уплаченным (частично уплаченным) платежам.
При этом информация должна представляться об исчисленной сумме платежей по срокам уплаты, приходящимся на период с 1 апреля по 31 декабря 2020 г.
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен срок, в течение которого возможно уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки на основании решений местных областных Советов депутатов или по их поручению местных Советов депутатов базового территориального уровня, Минского городского Совета депутатов, местных исполнительных комитетов (далее — местные органы власти), администраций свободных экономических зон.
При этом, уменьшение сумм налога на недвижимость, земельного налога, арендной платы за земельные участки в соответствии с подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 в редакции Указа № 512 производится на основании принятых в течение II-IV кварталов 2020 года решений местных органов власти, администраций свободных экономических зон.
Применение преференций по налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате за земельные участки на основании подпунктов 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143 до внесения изменений Указом № 512 ограничивалось III кварталом 2020 года.
Важно!
С учетом того, что решения местных органов власти, администраций свободных экономических зон в IV квартале 2020 года не принимались, преференции, установленные подпунктами 2.2 и 2.3 пункта 2 Указа № 143, в IV квартале 2020 года не применяются.
Налоговая служба рассказала о налогообложении земельных участков
Подпунктом 1.1 пункта 1 Указа № 512 продлен по 31 марта 2021 г. срок отчетных периодов, за которые плательщикам, перечисленным в перечне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.05.2020 № 282 «Об определении перечня плательщиков» (с дополнениями), осуществляется зачет разницы между суммой налоговых вычетов и общей суммой налога на добавленную стоимость, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, в течение 10 рабочих дней со дня принятия налоговым органом в установленном порядке решения о возврате (полном или частичном отказе в возврате) такой разницы.
Подпунктом 1.6 пункта 1 Указа № 512 предусмотрено, что срок действия моратория на увеличение базовой арендной величины и арендной платы за пользование недвижимым имуществом (далее – арендная плата) пролонгирован по 31 марта 2022 года.
Действие указанного подпункта распространяется на отношения, возникшие с 1 октября 2020 г. При перерасчете арендной платы в сторону уменьшения за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 г. корректировка налоговой базы НДС производится арендодателем на основании статьи 129 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) в текущем периоде, т.е. в 2021 году на основании согласованного арендодателем и арендатором уменьшения стоимости услуг (арендной платы), выставленного арендодателем дополнительного (исправленного) электронного счета-фактуры (далее — ЭСЧФ), подписанного арендатором электронной цифровой подписью (далее — ЭЦП), в случае если ранее выставленный ЭСЧФ был подписан ЭЦП арендатором.
Отражение в налоговой декларации (расчете) по НДС суммы уменьшения оборота по реализации применительно к дате подписания арендатором ЭЦП дополнительного (исправленного) ЭСЧФ, выставленного арендодателем, производится в порядке, установленном пунктом 4 статьи 129 НК.
Корректировка налоговых вычетов в сторону уменьшения производится арендатором на основании пункта 18 статьи 133 НК в том отчетном периоде, на который приходится согласованное арендодателем и арендатором в установленном порядке уменьшение стоимости услуг (арендной платы).
В целях исчисления налога на прибыль в случае уменьшения (увеличения) арендной платы у арендодателя подлежат корректировке внереализационные доходы и (или) внереализационные расходы в том отчетном периоде, в котором имело место уменьшение (увеличение) арендной платы, а у арендатора в этом отчетном периоде производится соответствующая корректировка затрат, учитываемых при налогообложении.
Исключения из этого правила предусмотрены частью третьей пункта 13 статьи 168 НК.
К таким исключениям относятся, случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные требованием (уведомлением, инициативой) третьих лиц, а не соглашением сторон, и не относятся случаи уменьшения (увеличения) арендной платы, вызванные вступлением в силу нормативно-правого акта, изменяющего размер арендной платы.
При пересчете арендной платы за IV квартал 2020 г. на основании норм подпункта 1.6 пункта 1 Указа № 512 налоговая база для целей исчисления налога на прибыль у арендодателя и арендатора корректируется в том отчетном периоде, в котором произведен перерасчет арендной платы, т.е. в 2021 году.
Арендодатели, применявшие в 2020 году УСН и применяющие в 2021 году этот режим налогообложения, в 2021 году при пересчете в сторону уменьшения арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года уменьшают сумму налога при УСН в порядке, установленном подпунктом 2.1 пункта 2 статьи 331 НК.
Плательщиками, перешедшими с общей системы налогообложения на особые режимы налогообложения с 2021 года и наоборот, уменьшение арендной платы за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года учитывается при формировании налоговой базы того налога, при исчислении которого была учтена арендная плата за октябрь, ноябрь, декабрь 2020 года.
Подпунктом 1.7 пункта 1 Указа № 512 предоставлена преференция в виде смещения момента фактической реализации для целей исчисления НДС при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за предусмотренное Указом № 512 недвижимое имущество арендатору.
Так, при предоставлении арендодателем отсрочки по оплате арендной платы за недвижимое имущество, если день сдачи такого недвижимого имущества в аренду приходится на период с 1 января по 30 июня 2021 г., днем сдачи арендодателем в аренду такого недвижимого имущества для целей исчисления НДС признается 31 декабря 2021 г.
Следует отметить, что применение вышеуказанной нормы в части смещения момента фактической реализации является не правом плательщика, а следовательно, при предоставлении отсрочки по арендной плате у плательщика момент фактической реализации для целей исчисления НДС будет определяться в порядке, установленном Указом № 512.
Подпунктом 1.8 пункта 1 Указа № 512 нанимателю предоставлено право:
• предоставлять работнику с его согласия отпуск для нахождения в режиме самоизоляции в месте, которое определяется нанимателем, с сохранением работнику за период отпуска заработной платы в размере не ниже установленной тарифной ставки (тарифного оклада), оклада, если иное не установлено коллективным договором, соглашением (абзац третий подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512);
• освобождать работника от работы в связи с его болезненным состоянием на срок до трех календарных дней суммарно в течение срока действия Указа № 143 без предоставления работником листка нетрудоспособности. Сохранение среднего заработка за период освобождения от работы может быть предусмотрено коллективным договором, иным локальным правовым актом организации, за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (абзац шестой подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512).
С учетом положений пункта 1, подпункта 2.9 пункта 2 статьи 170, подпункта 1.3 пункта 1 статьи 173 НК (с учетом изменений НК с 2021 г.) вышеназванные выплаты работникам, занятым в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, с соблюдением порядка, установленного абзацем третьим и шестым подпункта 1.8 пункта 1 Указа № 512, с 2021 г. подлежат при исчислении налога на прибыль включению в состав затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Указанные выплаты работникам, занятым в социальной сфере, с 2021 г. подлежат включению в состав внереализационных расходов на основании подпункта 3.28 пункта 3 статьи 175 НК.
С уважением,
консультационный центр ООО «БелАудитАльянс»
Ставка налога на земли сельхозназначения в 2021 году
Посмотрим, как рассчитать земельный налог на 2020 год. Например, компания, зарегистрировавшая 21.01.2020 право собственности на земельный участок, узнала его кадастровую стоимость на начало года (980 000 руб.) и ставку налога (1,5%), действующую в соответствующей местности (из местного земельного НПА). Льготы или повышающие коэффициенты этим НПА не предусмотрены.
Произведем расчет земельного налога в 2020 году:
980 000 руб. × 1,5% × 11/12 = 13 475 руб.,
где:
11/12 — коэффициент, который учитывает полные месяцы владения участком (с февраля по декабрь) из 12 месяцев 2020 года. Январь в расчет не входит, так как право на землю возникло во второй половине месяца.
Рассмотрим на примере, как рассчитать земельный налог в случае, если местным земельным законодательством предусмотрены авансовые платежи. Используя исходные данные предыдущего расчета, получим следующее:
- авансовый платеж за 1 квартал 2020 года с учетом количества месяцев владения составит 2 450 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5% × 2/3);
- по каждому из следующих отчетных периодов (за полугодие и 9 месяцев 2020 года) платеж составит по 3 675 руб. (1/4 × 980 000 × 1,5%);
- по итогам 2020 года нужно будет отдать бюджету сумму, равную разности между полной величиной налога, рассчитанной за год с учетом числа месяцев владения, и суммой начисленных за этот год авансовых платежей (13 475 – 2 450 – 3 675 × 2 = 3 675).
ВАЖНО! Налог уплачивается в полных рублях (соблюдая правило округления) — это установлено ст. 52 НК РФ.
Образец платежного поручения на уплату налога на землю скачайте здесь.
Содержащиеся в НК РФ или установленные местными властями льготы могут освободить компанию от уплаты земельного налога полностью или частично (ст. 395 НК РФ).
Если муниципалы предусмотрели льготу для земельного участка компании, исчисление налога производится с учетом этой льготы.
Продолжим наш пример расчета земельного налога: компания на своем земельном участке расположила научный центр (он занимает 20% площади и используется по целевому назначению), а местные власти предусмотрели освобождение от уплаты налога для земельных участков, используемых для размещения учреждений науки.
Земельный налог тогда будет рассчитан следующим образом.
- Определим налоговую базу:
(980 000 руб. – 980 000 руб. × 20%) = 784 000 руб.
- Определим сумму налога при налоговой ставке 1,5% и коэффициенте (Кв) = 0,9167 (рассчитанном ранее как 11/12):
784 000 руб. × 1,5% × 0,9167 = 10 780 руб.
Подробнее о льготах, установленных НК РФ, читайте в статье «Объект налогообложения земельного налога».
Как рассчитать земельный налог онлайн? Это вполне закономерный вопрос при современной автоматизации расчетных процессов. Услуги по расчету суммы налога с помощью онлайн-калькулятора предлагаются множеством сайтов.
Но воспользоваться этими предложениями можно, если алгоритм расчета налога достаточно простой (например, отсутствуют льготы, а участок расположен на территории одного муниципального района). В ином случае универсального калькулятора найти не удастся.
Как показывает практический опыт, расчет земельного налога лучше производить по самостоятельно созданной формуле (автоматизируя процесс с помощью таблиц Excel или иных собственных компьютерных разработок).
А для физлиц и ИП на сайте ФНС доступен специальный сервис, который посчитает сумму налога онлайн. Подробности см. здесь.
Всем ли гражданам нужно выплачивать полную ставку по налогам? Оказывается, что нет. Для отдельных категорий населения правительство предусматривает льготы. Вот кто может на них рассчитывать:
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны труда;
- одинокие пенсионеры;
- инвалиды, их дети;
- сироты;
- многодетные матери.
Теперь понимаете, как рассчитать земельный налог в РК, но не менее важно знать, когда его отчислять. Сроки могут отличаться для разных категорий граждан. Итак:
- физические лица обязаны сделать фискальное отчисление в бюджет государства до 1 октября следующего за отчетным года. К примеру, за весь 2020 год необходимо внести налог до 1 октября 2021 года;
- юридические лица могут осуществлять выплаты равными частями до 25 чисел февраля, мая, августа и ноября.