Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Земельный налог с 2021 какой». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Декларация состоит из шапки и трех разделов. Для отчетности по земналогу следует верно заполнить шапку декларации, а также разд. І и ІІІ.
Шапку декларации заполнить просто. Так как там в основном указываются всем известные данные, а именно реквизиты плательщика и налогового органа, в который подается декларация, а также код КОАТУУ территории, на которой размещены земли, за которые начисляется земналог.
Из особенностей заполнения выделим только правила заполнения стр. 1 шапки, а именно:
— в поле «Порядковий номер за рік за видом декларації» следует указать номер, который равен последовательно нарастающему числу поданных соответствующих деклараций. Декларации с отметкой «земельний податок» нумеруются отдельно от деклараций с отметкой «орендна плата» и отдельно проводится нумерация по типу деклараций («Звітна», «Нова звітна», «Уточнююча»);
— отчитываясь по земналогу, отметку «Х» следует указать напротив того вида платы за землю (в нашем случае — «земельный налог»), по которому подаете декларацию, а также в поле 01 «Звітна», поскольку подаем отчетную декларацию;
— указываете в поле «за 20__ рік» период, за который подаете декларацию. Если подаете годовую декларацию, то вам следует заполнить только это поле. Если же вы избрали вариант с ежемесячной отчетностью, то, кроме этого поля, вам следует заполнить и поле «за __ місяць». В этом поле следует указать номер месяца, за который отчитываетесь. Порядковый номер месяца проставляется арабскими цифрами (для чисел из одной цифры в первом поле проставляется «0»).
После заполнения шапки следует переходить к заполнению основной части декларации, а именно разд. І и ІІІ. Именно в этих разделах происходит начисление налоговых обязательств.
В разд. І декларации юрлицо начисляет налог по каждому отдельному земучастку. Правила заполнения разд. І для месячных и годовой декларации один и те же. Напомним их в таблице.
Порядок заполнения разд. І декларации по плате за землю
Номер колонки |
Название колонки |
Правила заполнения |
||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
Категорія земельних ділянок |
Указывают четырехзначный код (формат XX.XX) относительно категории / целевого назначения земель. Этот код должен соответствовать информации, указанной в правоустанавливающих документах на земучасток или справке об НДО. Искать такие коды следует в Классификации земель |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3-4 |
Документи, які засвідчують/ підтверджують право власності/ користування |
Отражают информацию, взятую в правоустанавливающих документах на земучасток, а именно: — в к. 3 указываете вид права собственности: 1 — собственность, 2 — постоянное пользование; — в к. 4 указываете серию и номер документа, который подтверждает право собственности или пользования землей, то есть серию и номер госакта на землю или свидетельства о праве собственности |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5-6 |
Державна реєстрація прав власності/ користування (у разі наявності) |
Здесь указывают информацию о регистрации вещных прав на землю. Берут ее из Свидетельства о регистрации вещных прав на недвижимость, В к. 5 указываете дату регистрации в формате: две цифры месяца, четыре цифры года.
Земельный налог — 2021: начислениеПлатить налог за земельный участок в Украине должны все собственники. В этот список входят лица, имеющие участки паи, и арендующие землю. Законодательством предусмотрены исключения, согласно которым украинцы освобождаются от налогообложения. Об этом будет дальше. При аренде земельного участка арендатор платит собственнику арендную плату, а уже собственник уплачивает земельный налог (если земельный участок является собственностью лица). При аренде государственной или коммунальной земли, арендатор платит только арендную плату и не платит налог на землю, но при этом подает отчетность такую же, как и при уплате налога. Размер аренды является договорным и прописывается сторонами в договоре. Однако налоговики предупреждают, арендная плата не может быть меньше налога на землю, установленного для земель такой категории. Более подробно узнать о порядке заключения и договорные условия при заключении аренды можно узнать из тематических форумов, интернет-ресурсов и при ознакомлении с законодательными нововведениями. Ставка налога на землю сельхозназначения также ограничивается рамками: не менее 0,3% и не более 1% от НГОЗ. Если НГОЗ не проведена, тогда налог на землю рассчитывается исходя из площади участка. Речь идет об участках, размещенных вне населенных пунктов. Ставка налога на землю на 2020 год для таких участков не может быть:
Кроме пенсионеров от уплаты земельного налога освобождены семьи, в которых воспитываются трое и более несовершеннолетних детей, не достигших 18-летнего возраста, то есть для многодетных семей. К другим льготникам по уплате земельного налога относятся:
Освобождаются от налогообложения пользователи земли, которые передали свои участки в аренду сельхозпроизводителям, которые платят единый налог (четвертая группа). Если предприятия и предприниматели обязаны самостоятельно исчислять размер земельного налога, то используется формула расчета земельного налога. Так же как и в случае с налогом на недвижимое имущество, налоговые органы обязаны направить налогоплательщику до 01.07. В таком решении должен быть указан размер налога и реквизиты для оплаты. Такие письма из налоговой должны отправляться по месту прописки плательщика независимо от того, живет ли он по адресу или нет. Если уведомление-решение не получено в связи с тем, что по месту прописки не проживаете, то от уплаты налога и дальнейшего начисления штрафов в случае несвоевременной оплаты это не освободит. Узнать как рассчитать земельный налог, а также конечную сумму на землю можно путем обращения в налоговую службу с заявлением о сверке информации, во время которой уточняется площадь участка, наличие льгот, ставка и окончательная сумма налога. Если между вашими данными и данными налоговой будут разногласия, то при наличии оригиналов документов, подтверждающих ваши данные (например, документов о наличии льгот), налоговый орган обязан в течение 10 рабочих дней сделать новый расчет. Обжаловать любые решения местной налоговой службы можно в высшую налоговую инстанцию или в суд. Заплатить налог в новом году нужно в течение 60 дней с момента получения уведомления-решения. Если же решение не получено из-за того, что налоговая его не выслала (а не из-за истечения срока хранения или вашего отказа в его получении), тогда обязанность уплачивать налог не возникает и никакие штрафы не начисляются. В других случаях предприниматели и частные лица будут привлечены к административной ответственности. Размер налога на землю в 2021 году останется на уровне 2020 года. Общая денежная сумма зависит от места расположения участка и утвержденных ставок органов местного самоуправления. В новом году останутся льготы для отдельных категорий украинцев, в которые входят и пенсионеры. Вместе с тем, льгота распространяется только на 1 земельный участок по одному целевому назначению в пределах установленных законом норм. Физическим лицам (то есть не предпринимателям) не нужно самостоятельно высчитывать размер налога, за них это делает налоговая служба, отправляя плательщику письменное решение с расчетом налога. О налоге на землю 2021 для юридических лиц и нововведениях можно узнать обратившись в налоговую службу, расположенную по месту нахождения участка. Сумма земельного налога зависит от нормативной денежной оценки, проводится с учетом коэффициента индексации. Также облагаются участки земли, оценку которых еще не проведено. Земельный налог для участков земли, которым проведена оценка
Земельный налог для участков, оценка которых не проведена
Сроки уплаты земельного налога в 2021 году установлены следующие:
Законодательством установлены льготы при уплате земельного налога. От уплаты освобождаются следующие категории граждан Украины:
Также ряд юридических лиц могут не платить земельный налог:
Как рассчитать земельный налог для физических лиц в 2021 году, какие группы лиц обладают скидками? Льготы по налогообложению предлагаются следующим категориям физических лиц:
Также не будет взыматься налог на землю в Украине для пенсионеров. Для земель, находящихся в собственности юридических лиц, организаций, коммерческих компаний, государственных учреждений также государством предусмотрены льготы на налогообложение. Освобождаются полностью от перечисления суммы налога, категории юридических лиц, к которым относятся оздоровительные, лечебные учреждения, санатории, общественные организации инвалидов и реабилитационные центры. Относительно обществ инвалидов, стоит понимать, что льготы на налоги имею законные основания, если количество инвалидов не менее 50% в списках и фонд оплаты труда составит приблизительно 25% от общего количества расходов. Если в контролирующие органы будут поданы неправдивые данные или нарушены требования сумма налога будет проиндексирована и назначен штраф. Также льготы будут предоставлены следующим группам лиц:
Данные учреждения содержатся за счет местных и общегосударственных средств. Если налог на землю будет уплачен не вовремя или вовсе не оплачен, государством согласно действующего закона будет назначен штраф. В таком случае физические лица вынуждены будут заплатить: Если оплата задержана на 30 суток – 10% от суммы долга. Задержка более 30 суток приведет к штрафу в 20% от стоимости долга. Также наложена пеня в размере 120% ставки за 1 сутки просрочки.
Как рассчитать налог на землю в 2021 году в Украине?Согласно законодательству, штрафы для физических лиц за неуплату налога или просрочку платежа не предусмотрены. Если налогоплательщик нарушил сроки оплаты, то предусмотрена пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка РФ за каждый день просрочки. Но взыскать средства ФНС может только после решения суда. Изменений по земельному налогу с 2021 года будет немало. Вводится единый срок уплаты. Налог на землю на 2021 год увеличится, зато упрощается процедура предоставления документов для оформления льгот. Ставка земельного налога устанавливается местными советами:
Отдельно НКУ устанавливает, что налог на землю лесного фонда оплачивается в составе рентной платы за специспользование леса, а в случае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог на землю платится на общих основаниях. При определении налоговых обязательств владельца земельного пая необходимо учитывать является ли он физическим лицом либо юридическим лицом. Земельный налог платят собственники участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи. Начисление земельного налога для физлиц проводится до 1 июля и присылается в виде налоговых уведомлений, а оплата должна быть осуществлена на протяжении 60 дней со дня вручения налогового уведомления. Если в течение календарного года изменился собственник земельного участка, то оба лица уплачивают налог:
Земельный налог начисляется по месту нахождения участка. Кроме того, сумму налогового обязательства, в том числе и земельного налога, всегда можно узнать в налоговом органе по месту нахождения земельного участка. В аналогичном порядке осуществляется начисление физическим лицам арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, и определяются сроки ее уплаты (п. 288.7 НКУ). Если физлицо сдает пай в аренду, то плата за землю осуществляется в форме арендной платы, указанной в договоре, однако фактически она не может быть меньше или больше налога на землю. При этом у владельца земли возникает доход, с которого должен быть уплачен налог с доходов физических лиц (НДФЛ) в размере 18% и военный сбор 1,5%. Если физлицо сдает земельный участок в аренду субъекту хозяйствования, то подавать декларацию по налогу на доходы ему не нужно. Если сдает в аренду другому физлицу, то арендодатель обязан самостоятельно задекларировать свои доходы и самостоятельно заплатить НДФЛ и военный сбор. Арендная плата за земли государственной и коммунальной собственности является одной из форм платы за землю и относится к местным налогам в составе налога на имущество, в отличие от арендной платы за земли частной собственности. Это обязательный платеж, который взимается с арендаторов участка на основании. Начиная рассмотрение РІРѕРїСЂРѕСЃР°, сразу РѕРіРѕРІРѕСЂРёРј, что речь пойдет Рѕ плате Р·Р° землю. Так называется обязательный платеж СЃ владельцев Рё пользователей земельных участков РІ соответствии Налоговым кодексом Украины (далее – РќРљРЈ). Аналогичный платеж устанавливал закон Украины «Рћ плате Р·Р° землю». РќРѕ РЅР° сегодняшний день Рѕ нем говорить РЅРµ приходится, поскольку закон утратил силу СЃРѕ РґРЅСЏ вступления РІ силу РќРљРЈ. Р’ разговорной речи термины «РЅР°Р»РѕРі РЅР° землю» Рё «Р·РµРјРµР»СЊРЅС‹Р№ налог» зачастую используют как СЃРёРЅРѕРЅРёРјС‹ платы Р·Р° землю, хотя РґРµ-СЋСЂРµ РѕРЅРё имею более СѓР·РєРѕРµ значение. Ртак, плата Р·Р° землю является частью местного (ранее был общегосударственным) налога РЅР° имущество Рё взимается РІ РґРІСѓС… формах:
РР· содержания данной РЅРѕСЂРјС‹ становится понятным соотношение термино⠫плата Р·Р° землю» Рё «Р·РµРјРµР»СЊРЅС‹Р№ налог» как общего Рё частного. РЎ 2015 РіРѕРґР° налоговое законодательство РІ сфере уплаты экологического налога Рё земельного налога претерпело СЂСЏРґ новшеств, Рё хотя собственникам земли РЅРµ так повезло как плательщикам СЃР±РѕСЂР° РЅР° развитие садоводства, виноградарства Рё хмелеводства, который упразднили, РЅРѕ РІСЃРµ же следует выделить такие изменения: — ликвидация значительного количества льгот для юрлиц — увеличение ставки налога для земель РІРЅРµ территорий населенных пунктов — уменьшение РїРѕСЂРѕРіР° роста потребительских цен РїСЂРё которой РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ индексация СЃСѓРјРј налога РЅР° прибыль — реструктуризация налоговых ставок. Отныне Налогвый кодекс РЅРµ устанавливает размеров налога РІ денежном эквиваленте. Ставки устанавливаются исключительно местными советами. Р’ 2020 РіРѕРґСѓ кардинальных изменений РІ уплате земельного налога РЅРµ предусмотрено, однако, стоит напомнить новшества 2018-19 РіРѕРґРѕРІ: 1. Было снято ограничение для льготников РЅР° количество участков РїРѕ каждому РІРёРґСѓ пользования (ранее льгота распространялась только РЅР° РѕРґРёРЅ участок РїРѕ каждому РІРёРґСѓ). 2. Установлены льготы для горнодобывающих компаний Рё разработчики полезных ископаемых – ставка налога составляет 25% РѕС‚ СЃСѓРјРјС‹ налога. 3. Отменена ответственность Р·Р° неуплату налога РІ случае, если налоговая РЅРµ отправляла либо РЅРµ вручала уведомление РѕР± оплате налога. РЎСЂРѕРє, Р·Р° который насчитывается налог, ограничен тремя годами. Рў.Рµ. если, Рє примеру, налоговая РЅРµ уведомила плательщика РѕР± уплате налога Р·Р° 2017 РіРѕРґ, то РІ таком случае налог Р·Р° 2017 РіРѕРґ может быть насчитан РІ 2018-20 годах. 4. Уточнен минимальный размер государственной арендной платы, так размер аренды РЅРµ может быть менее размера замельного налога РІ размере:
Разделение труда — РІРѕС‚ главное отличие наших комплексных пакетов. Хотите экономить — пакет Р‘РЗНЕС — ведите базу самостоятельно, РјС‹ будет выполнять лишь функции контроля. Р’ пакете ПРЕМРРЈРњ РјС‹ будем вести вашу базу самостоятельно. Пакет РџР РћРЎРўРћР™ — платите РїРѕ-операционно. Плата Р·Р° бухуслуги зависит РѕС‚ активности вашей хоздеятельности РІ отчетном месяце. РђРЅРЅР° Кравченко глава отдела бухгалтерии Земельный налог для единщиков: как отчитываться с 1 июляРџСЂРё рассмотрении РІРѕРїСЂРѕСЃР° Рѕ том, что такое налог РЅР° землю, стал очевидным субъектный состав плательщиков налога. Подытожим, что плату Р·Р° землю осуществляют следующие физические Рё юридические лица, Р° также нерезиденты:
РћС‚ уплаты земельного налога освобождаются налогоплательщики-«РµРґРёРЅС‰РёРєРё» РїСЂРё условии, что земельный участок используется РІ предпринимательских целях. Освобождаются РѕС‚ налога РЅР° землю:
Объектом налогообложения предприятий и физлиц являются:
Базой налогообложения (т.е. стоимостной характеристикой объекта налогообложения) являются:
Ставка земельного налога устанавливается местными советами, но не может быть более:
Отдельно РќРљРЈ устанавливает, что налог РЅР° землю лесного фонда оплачивается РІ составе рентной платы Р·Р° специспользование леса, Р° вслучае использования нелесных земель лесными хозяйствами — налог РЅР° землю платится РЅР° общих основаниях. Как было ранее РґРѕ 2015 РіРѕРґР° Налоговый кодекс содержал РІ себе конкретные ставки Рё коэффициенты РІ зависимости РѕС‚ количества населения. РІРёРґР° земель Рё С‚.Рґ. Как это выглядело: рассмотрим расчет СЃСѓРјРјС‹ налога РЅР° примере. Земельный участок без оценки, площадью 150 РєРІ.Рј, находился РІ столице. Налоговый кодекс предусматривал случаи значительного колебания численности населения. РќРѕ поскольку Киев всегда был Рё остается РіРѕСЂРѕРґРѕРј-миллионником, используем ставку 3,66 РіСЂРЅ., применим коэффициент. РЎСѓРјРјР° налога составляла: 150 РєРІ.Рј С… 3,66 РіСЂРЅ. С… 3 = 1647 РіСЂРЅ. Предположим, что аналогичный участок земли находился РІ Одессе. Учитывая, что РіРѕСЂРѕРґ отнесен Рє числу курортных населенных пунктов, СЃСѓРјРјР° налога будет увеличена РІ РґРІР° раза РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ применением коэффициента – 2. Как налог РЅР° землю расчитывается РІ 2020 РіРѕРґСѓ Установление как ставок земельного налога, так Рё нормативной денежной оценки передано Рє полномочиям местных советов. Местные советы обязаны ежегодно устанавливать как ставки налога РЅР° змелю, льгот РїРѕ нему, так Рё нормативную денежную оценку землельных участков, находящихся РЅР° территориии населенных пунктов. Коэффициент индексации устанавливается ежегодно Госкомземом РІ зависимости РѕС‚ роста потребительских цен, РїСЂРё этом если СЂРѕСЃС‚ потребительстких цен РЅРµ превышает 100%, то коэффициент РЅРµ пересчитывается. Напомним, что ранее коэффициент РЅРµ пересчитывался РїСЂРё показателе РЅРµ превышающем 110%. Следовательно, для расчета налога РЅР° землю необходимо знать:
Основанием для начисления арендной платы выступает РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды земельного участка, РІ котором указываются размер Рё условия внесения платы. Следует обратить внимание РЅР° то, что РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды РІ данном случае РЅРѕСЃРёС‚ административный характер. Поскольку арендодателем выступает орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, то говорить Рѕ СЃРІРѕР±РѕРґРµ установления договорных условий РІ полной мере РЅРµ приходится. Закон «РћР± аренде земли» содержит РѕРіРѕРІРѕСЂРєСѓ Рѕ том, что СЃСЂРѕРєРё внесения арендной платы РїСЂРё передаче РІ аренду коммунальной или государственной земли определяются налоговым законодательством (СЃС‚. 21). РќРљРЈ устанавливает нижний Рё верхний пределы размера арендной платы Р·Р° землю. Так размер РіРѕРґРѕРІРѕР№ СЃСѓРјРјС‹ платежа устанавливается РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј аренды, однако, размер аренды РЅРµ может быть: 1. менее размера замельного налога РІ размере:
2. РЅРµ должен превышать 12% РѕС‚ нормативной денежной оценки Однако превышение размера арендной платы РІ любом случае допускается, если имеется несколько претендентов РЅР° получение земельного участка Рё арендатор определяется РЅР° РєРѕРЅРєСѓСЂСЃРЅРѕР№ РѕСЃРЅРѕРІРµ. Если РґРѕРіРѕРІРѕСЂ аренды РЅРµ запрещает передачу земли РІ субаренду, то РІРЅРµ зависимости РѕС‚ наличия РїСЂСЏРјРѕРіРѕ указания РІ РґРѕРіРѕРІРѕСЂРµ плата Р·Р° субаренду РЅРµ может превысить размера самой арендной платы. Следовательно, закон РЅРµ позволяет получать РґРѕС…РѕРґ РѕС‚ передачи РІ субаренду государственного или коммунального имущества (земли). РР· рассмотренного следует, что РїСЂРё определении размера земельного налога Рё арендной платы РІ качестве налоговой базы РІРѕ РјРЅРѕРіРёС… случаях выступает нормативная денежная оценка земельных участков (СЃС‚. 289 РќРљРЈ). РћРЅР° РЅРµ остается неизменной РёР· РіРѕРґР° РІ РіРѕРґ, Р° корректируется РІ соответствии СЃ коэффициентом индексации, полученным РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ индекса потребительских цен Р·Р° прошлый РіРѕРґ РїРѕ состоянию РЅР° 1 января текущего РіРѕРґР°. Величину коэффициента индексации поручено рассчитывать центральному органу исполнительной власти РїРѕ вопросам земельных ресурсов (Государственному агентству земельных ресурсов). РќРљРЈ предусматривает льготы РїРѕ уплате земельного налога Рё для физических, Рё для юридических лиц (СЃС‚.СЃС‚. 281, 282 РќРљРЈ). РћС‚ уплаты налога РЅР° землю освобождаются следующие физические лица:
Следует учесть, что лица освобождаются от уплаты налога только в отношении всех земельных участков по каждому виду использования в рамках граничных норм:
Указанные ограничения РЅРµ относятся Рє лицам, передавшим землю РІ аренду плательщикам единого налога 4-РѕР№ РіСЂСѓРїРїС‹. Освобождение РѕС‚ уплаты налога Р·Р° земельный участок РІ рамках РЅРѕСЂРј его площади – логичное Рё обоснованное решение законодателя. Р’Рѕ-первых, РЅРѕСЂРјС‹ установлены РІ пределах, необходимых для целевого использования земельных участков (например, для строительства гаража вполне достаточно 100 РєРІ.Рј земли). Р’Рѕ-вторых, установление РЅРѕСЂРј предотвращает злоупотребления СЃРѕ стороны налогоплательщиков. Р’ истории законодательства имеются примеры, РєРѕРіРґР° РёР·-Р·Р° пробелов освобождались РѕС‚ налогообложения объекты, которые активно использовали (РІ том числе, РІ предпринимательской деятельности) члены семьи льготника. РќРљРЈ устанавливает льготы для юридических лиц определенных категорий:
Как РІРёРґРёРј СЃ 2015 РіРѕРґР° перечень льготников значительно сузился. Земельный налог 2021 года для физических лиц: ставка, срокиОсновные изменения, закрепленные нормами законодательства, коснутся:
Согласно нормам законодательства объектами для определения размера налога на землю в 2021 году будут являться земельные участки. Однако объектом не может быть признан участок, если он на момент расчета налогового обязательства был изъят из оборота. Кроме того, существуют другие категории участков, которые не являются согласно нормам закона объектом для исчисления налога, в их числе земельные участки:
Размер ставки устанавливается местными властями. Однако размер ставки не должны превышать:
Ставка налога, подлежащего перечислению в бюджет, может пересматриваться как в сторону увеличения, так и понижения. Здесь всё зависит от того, какой вид разрешённого использования (ВРИ) имеет ваш участок. Если основой для расчёта налогооблагаемой базы является кадастровая стоимость земли, значит, именно ВРИ становится главным ценообразующим фактором. Казалось бы, всё очевидно: стоимость земли порой вырастает в разы, если участок в обозримом будущем может принести собственнику ощутимую прибыль. И, конечно, участок с ВРИ «для размещения объектов торговли» выглядит гораздо вкуснее с точки зрения экономической привлекательности, нежели тот, который предназначен «для размещения объекта благоустройства». Это означает, что данные участки одинакового размера будут иметь разную кадастровую стоимость. И размер земельного налога у них может существенно отличаться. Казалось бы, элементарный экономический механизм — однако понимания самой его сути здесь недостаточно. Важно:
Вообще тема целевого назначения и видов разрешённого использования находящихся в собственности земельных участков не так проста, как это могло показаться на первый взгляд. Существует великое множество нюансов. Наиболее широкое распространение в практике получили примеры, когда под объекты недвижимости отведена не вся площадь. Допустим, часть земли отведена под заводские помещения — цеха, склады, административные корпуса, — а на оставшейся территории находятся другие сооружения (автостоянки, благоустроенные озеленённые зоны отдыха, и т.п.). Между тем, ВРИ устанавливается для всего участка. В соответствии с «Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке» (они регламентированы Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.05.2017 № 226), специалисты кадастровых служб прежде всего смотрят на юридически закреплённый ВРИ, часто упуская из виду его фактическое использование. Соответственно, в этом случае начисление налога на землю будет производиться по ВРИ, установленному в ЕГРН. Минимизировать налог не получится даже в том случае, если вы, как собственник, внесёте в ЕГРН дополнительные виды разрешённого использования вашей земли. Ведь если за участком закреплены одновременно несколько ВРИ, при установлении кадастровой стоимости земельного участка используется показатель стоимости той категории земель и ВРИ, для которых установлено наибольшее значение. То есть чем больше кадастровая стоимость, тем тяжелее налоговое бремя. Остаётся одно: внимательно изучить действующие в регионах нормативные акты, где наверняка найдутся интересные для вас нюансы. А дальше уверенно следуйте постулату «Разделяй и … экономь». Чтобы провести кадастровую переоценку функционально различных частей участка, его понадобится разделить. И только потом земельным участкам, сегментированным согласно их реальному функциональному назначению, будут присвоены соответствующие ВРИ. В результате произойдёт автоматический перерасчёт кадастровой стоимости. Кстати, в подавляющем большинстве российских регионов действует гораздо более адекватная система расчёта платы за землю. К примеру, в Санкт-Петербурге в декабре 2007 года был принят Закон № 608-119 ″ О методике определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности Санкт-Петербурга«. В соответствии с этим документом, городские земельные участки, которые сдаются в аренду, не нужно делить по функциональному использованию. Каждый участок, подготовленный для сдачи в аренду, проходит специальную инвентаризацию. В итоге в зависимости от реального функционального использования территорий, расчёт арендной платы производится по соответствующим тарифам. Просто, как всё гениальное. Прежде чем использовать предложенную нами схему, оцените предполагаемый экономический эффект от манипуляций по делению участка и изменению ВРИ. Насколько целесообразно это будет именно в вашем случае? Для более объективного анализа всегда можно обратиться к профессионалам. Земельный налог в ДНР: размер, льготы и сроки уплатыЭтот лайфхак тоже является следствием ошибок, допущенных в ходе проведения государственной кадастровой оценки стоимости земельного участка. И здесь хотелось бы напомнить о том, что земля — это имущество, которое может находиться под различными видами обременений. Имеются ввиду обременения и ограничения, связанные с наличием различных инженерных коммуникаций, либо относящиеся к зонам с особыми условиями использования территории, и т.д. В соответствии с п. 1.11 Методических указаний, эти данные нужно учитывать в процессе исчисления кадастровой стоимости земли и уменьшать её финальные значения. Почему процесс определения кадастровой стоимости ЗУ часто даёт сбои? Казалось бы, существуют системы информационного обеспечения градостроительной деятельности (ст. 56 Градостроительного кодекса РФ), а также ЕГРН, где совершенно недвусмысленно, в доступной для понимания форме должны быть прописаны любые нюансы, имеющие отношение к объектам недвижимости и земельным участкам. Я полагаю, ошибки случаются из-за того, что эти механизмы банально не функционируют. Получить необходимую информацию о существовании в каждом конкретном случае каких-либо ограничений/обременений порой просто негде. Облегчить налоговое бремя для собственников станет возможно тогда, когда эти данные будут внесены в соответствующие информационные системы. Это заметно облегчит процедуру ГКО, сделает её прозрачной, понятной. Если вы, как собственник, хотите получить максимально полные сведения о существовании каких-либо обременений/ограничений, запросите соответствующие акты в муниципальных органах градостроительства и архитектуры. Предоставив копии полученных документов, требуйте произвести перерасчёт кадастровой стоимости земельного участка, принадлежащего вам. Конечно, при наличии таких оснований. И снова — работа над ошибками. Одно дело — местный налог на земельный участок, другое — региональный налог на имущество организаций. Соответственно, ставки, используемые при расчёте данного налога, зависят от нормативов, принятых в конкретном регионе. Но регионов в нашей стране — 85, а муниципалитетов — тысячи. Так что изучение особенностей земельного налогообложения на местах процесс явно более кропотливый. К чему это я? К тому, что крупные землевладельцы нередко владеют участками, которые разбросаны территориально, то есть относящимся к разным муниципальным образованиям. Не зная льгот, которыми можно совершенно легально воспользоваться, собственник платит по максимуму, который определён в ст. 394 Налогового кодекса РФ. Так, например, в городе Гатчина Ленинградской области земельные участки, используемые для размещения объектов торговли, облагаются земельным налогом по ставке 0,75%, а не 1,5%, как это предписывает Налоговый кодекс РФ. В нашей практике был случай, когда финансовая служба крупного землевладельца не знала о льготной ставке, установленной муниципалитетом. Абсолютно законный метод, но пользоваться им рискуют не все. Согласно действующему Налоговому кодексу, предназначенные для жилищного строительства участки земли облагаются по ставке в 0,3%, в то время как базовая ставка составляет 1,5%. На периферии размер ставки может быть ещё ниже. Если вы не собираетесь в самое ближайшее время использовать свою земельную собственность, чаще всего есть отличная возможность оформить ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости». Только обязательно имейте ввиду: это должно быть оформлено согласно градостроительному регламенту (правилам землепользования и застройки той территории, на которой расположен земельный участок). Кроме того, изменённый ВРИ понадобится вносить в ЕГРН. Как вы понимаете, на данном участке не обязательно возводить жильё, вплоть до момента фактического освоения. Но законом предусмотрена норма, которая побуждает владельца земли начать строительство. Я имею ввиду ч. 15 ст. 396 НК РФ, где определены сроки, в течение которых предоставляется льготная ставка по налогам. Так, в течение первых трёх лет с момента внесения сведений о земельном участке в ЕГРН при расчётах используется повышающая ставка 2 (0,3×2 = 0,6%). В любом случае, 0,6% меньше, чем 1,5%. Впоследствии по отношению к участку, имеющему ВРИ «под размещение объектов жилой недвижимости», но при условии отсутствия жилых строений, будет применяться коэффициент 4 (0,3×4 = 1,2%). Знание этих способов, их компетентное использование помогут вам заметно минимизировать затраты на земельный налог. И это тоже один из значимых аспектов, свидетельствующих о внимательном отношении владельцев к своей собственности. В январе 2021 года плательщики земельного налога больше не будут составлять декларации за истекший год. С налогового периода 2020 года декларации по земельному налогу отменены. Утратила силу статья 398 НК РФ. Это изменение внесено Федеральным законом от 15 апреля 2019 г. № 63-ФЗ. Несмотря на отмену отчетности, суммы платежей, как и раньше, нужно определять самостоятельно. Инспекции будут рассылать уведомления об уплате налога, где будет и сумма, подлежащая уплате. Но ожидать получения такого уведомления не стоит. Инспекция может прислать его значительно позже после установленного срока уплаты налога. А вот уточненные декларации за периоды до 2020 года ИФНС будут принимать по-прежнему — по месту нахождения земельных участков. После отмены деклараций по земельному налогу для владельцев земли ввели новую обязанность. Если ИФНС не учла данные об участке при исчислении налога и не указала его в уведомлении, нужно сообщить ей об этом участке и предоставить документы, подтверждающие право владения. Это нужно будет сделать в срок до 31 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. За невыполнение этого требования компании грозит штраф в размере 20% от неуплаченной суммы налога. Земельный налог-2020. Кто, когда и сколько должен платитьЗемельный налог – это налог, который платят юридические и физические лица, обладающие правом собственности на какой-либо земельный участок. При этом раньше его платили и жители многоэтажных домов. Сумма налога вычислялась за счет доли каждого жителя в общем земельном участке. То есть, фактически оплачивался налог за землю, на которой был построен этот многоэтажный дом. А владельцы частных домов платят земельный налог на основании площади земельного участка, как сообщает egov.kz. То есть, этот налог взимается за весь участок земли, включая и землю под построенными домами. Также ими оплачивается налог на имущество – дом и все постройки на территории, которые являются объектами недвижимости. Крайний срок подачи в ИФНС заявления о предоставлении налоговых льгот по транспортному и земельному налогам Налоговым кодексом не установлен. При этом сообщение об исчисленных налоговиками суммах будет направляться налогоплательщику после истечения установленного срока уплаты налога – в течение 10 рабочих дней после составления, но не позднее 6 месяцев со дня истечения срока уплаты налога за налоговый период (то есть не позднее 1 сентября) (пп. 1 п. 4 ст. 363, п. 5 ст. 397 НК РФ). То есть когда налогоплательщик уже самостоятельно рассчитает и уплатит в бюджет транспортный и земельный налоги по итогам налогового периода. И как упоминалось ранее, это сообщение составляется на основе информации, имеющейся у налогового органа, в том числе результатов рассмотрения заявления о льготе. Соответственно, если налоговый орган на дату составления сообщения не будет обладать информацией об имеющейся у налогоплательщика льготе, в сообщение будут включены суммы исчисленных налогов без учета этой льготы (см. Письмо ФНС России от 03.12.2019 №БС-4-21/[email protected]). Обратите внимание Минфин в Письме от 19.06.2019 №03-05-05-02/44672 пояснил: направление налогоплательщику сообщения об исчисленной ИФНС сумме налога не заменяет обязанность налогоплательщика самостоятельно исчислить и уплатить транспортный и земельный налоги и соответствующие суммы авансовых платежей по налогам. Фактически целью направления такого сообщения является информирование налогоплательщика об исчисленной ИФНС сумме налога за определенный период для дальнейшего взыскания недоимки при ее наличии. Из сказанного следует, что заявление о предоставлении налоговых льгот налогоплательщику целесообразно подать в выбранную ИФНС практически сразу после уплаты налога, то есть в первых числах марта. В противном случае есть риск того, что сумма налога к уплате, исчисленная налоговиками (исходя из имеющейся у них информации), превысит величину платежа, осуществленного налогоплательщиком. И эту разницу налоговики в дальнейшем будут взыскивать в принудительном порядке (если, конечно, налогоплательщик не оспорит сообщение). ИФНС должна рассмотреть обозначенное заявление в течение 30 дней (этот срок может быть увеличен не более чем на 30 дней). По результатам рассмотрения налоговики должны уведомить налогоплательщика о предоставлении льготы (либо сообщить об отказе от предоставления) (п. 3 ст. 361.1, п. 10 ст. 396 НК РФ). Формы уведомления и сообщения утверждены Приказом ФНС России от 12.11.2019 №ММВ-7-21/[email protected] Как отмечено в п. 3 ст. 361.1 НК РФ, отказ от предоставления налоговой льготы должен быть обоснован (этого же требует и утвержденная форма сообщения). Налог на землю в 2021 году для юридических лицРазница между суммой налога, рассчитанной налогоплательщиком и налоговиками, также может быть обусловлена различиями в сведениях, имеющихся у налоговиков и органов, осуществляющих госрегистрацию прав на недвижимое имущество, транспортных средств. Эти различия выявляются и затем устраняются по результатам сверки (см. Письмо ФНС России от 21.01.2020 №БС-4-21/[email protected]). Инициировать сверку (причем в любой момент) сведений, содержащихся в ЕГРН, могут как налогоплательщики, так и налоговики. Но в любом случае сверка начнется только после обращения налогоплательщика с запросом о предоставлении выписки из ЕГРН. Обратите внимание В Письме от 14.08.2019 №АС-4-21/[email protected] ФНС пояснила: до направления сообщения и в любой момент после его получения налогоплательщики вправе (в силу п. 1 ст. 21, пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ) обратиться в налоговые органы за предоставлением выписки из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, которые используются (будут использоваться) для формирования сообщения. Запрос о предоставлении выписки из ЕГРН осуществляется в порядке, установленном Административным регламентом[6]. Запрос можно подать на бумажном носителе или в электронной форме (п. 21 регламента). Если запрос подается через представителя, его полномочия нужно подтвердить доверенностью (п. 3 ст. 26 НК РФ, п. 21 Административного регламента). Запрос на бумажном носителе можно передать лично (через представителя) или по почте в любой налоговый орган. Такой запрос составляется в произвольной форме, но в нем необходимо указать информацию (п. 22 Административного регламента):
Электронный запрос, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, можно направить через личный кабинет на официальном сайте ФНС или на Едином портале госуслуг (п. 23, 24 Административного регламента). Если в запросе отсутствует информация о способе получения выписки из ЕГРН, она направляется заявителю по почте. Выписка из ЕГРН предоставляется налогоплательщику бесплатно не позднее 5 рабочих дней со дня регистрации запроса в налоговом органе (п. 19, 31 Административного регламента). В случае выявления налогоплательщиком в сведениях, содержащихся в ЕГРН, расхождений со сведениями органов (организаций, должностных лиц), осуществляющих регистрацию транспортных средств, кадастровый учет и регистрацию прав на недвижимое имущество, он должен сообщить об этих фактах в ИФНС. Ему также необходимо указать сведения, в отношении которых выявлены расхождения, и – по возможности – приложить документы-основания с характеристиками соответствующих объектов. После проверки (сверки) информации, представленной налогоплательщиком, налоговики обязаны актуализировать сведения в ЕГРН при наличии оснований, предусмотренных ст. 83, 84 НК РФ. Обратите внимание В Письме от 14.08.2019 №АС-4-21/[email protected] ФНС пояснила: до направления сообщения и в любой момент после его получения налогоплательщики вправе (в силу п. 1 ст. 21, пп. 14 п. 1 ст. 32 НК РФ) обратиться в налоговые органы за предоставлением выписки из ЕГРН для понимания состава и актуальности сведений, которые используются (будут использоваться) для формирования сообщения. [1] Иными словами, начиная с отчетности за 2020 год «упрощенцам» более не нужно подавать в ИФНС две декларации – по транспортному и земельному налогам. При этом уточненные декларации по ним за предшествующие налоговые периоды налоговики будут принимать в обычном режиме и после 1 января 2021 года. [2] ЕГРН – это государственная электронная база данных обо всех организациях и физлицах, которые состоят на налоговом учете в РФ (Приказ Минфина России от 22.06.2017 № 99н). В реестре есть все данные по налогоплательщику, которые поступают в инспекцию, в том числе о его земельных участках и транспорте. [3] Налоговые органы получают информацию о наличии у налогоплательщиков транспортных средств и земельных участков из госреестра транспортных средств; государственного судового реестра; Российского международного реестра судов, реестра маломерных судов, Российского открытого реестра судов; госреестра гражданских воздушных судов РФ; Единого госреестра недвижимости; иных базовых государственных информационных ресурсов (реестров). [4] Разъяснения по заполнению некоторых реквизитов заявления есть в письмах ФНС России от 12.09.2019 № БС-4-21/[email protected], от 07.11.2019 № БС-4-21/[email protected] Земельный налог относится к региональным налогам – соответственно, его условия регулируются региональными нормативными актами. В каждом регионе устанавливаются свои ставки налога, льготы по земельному налогу, сроки уплаты и критерии для расчета земельного налога. Плательщиками земельного налога являются все люди, у которых в собственности есть земельные участки, а еще те, кто имеют право на бессрочное пользование землей (неприватизированные участки, выданные местной администрацией для постоянного пользования). Льготы по земельному налогу предусмотрены Налоговым кодексом РФ и региональными нормативными правовыми актам. В соответствии подпунктом 7 пункта 1 статьи 395 НК РФ, от уплаты всех видов налогов освобождены все плательщики, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вторая льгота установлена для некоторых категорий владельце земли в соответствии с пунктом 5 статьи 391 НК РФ. Данная льгота предусматривает уменьшение налоговой базы для исчисления земельного налога на величину кадастровой стоимости 600 кв.м. площади земельного участка следующим категориям граждан:
В отношении последней льготной категории следует отметить, что все дети должны быть несовершеннолетними на дату начисления налога. Если земельный участок принадлежит на праве собственности нескольким людям, которые имеют право на льготу, то каждый из собственников имеет право на получение льготы в отношении своей доли. Также регионы имеют право устанавливать дополнительные категории лиц, которым предоставляется льгота по уплате земельного налога или увеличивать размер льгот, предоставляемых Налоговым кодексом РФ. Например, в Москве предоставляется дополнительная льгота, которая предусматривает уменьшение налоговой базы по земельному налогу на сумму в 1 миллион рублей для следующих категорий местных жителей:
Данная льгота применяется только к землям, находящимся в собственности. Если человеку, относящемуся к льготной категории, земельный участок принадлежит на праве бессрочного пользования (аренды), то использовать льготу нельзя. Налог на имущество – это региональный налог. Правила его расчета, льготы и порядок уплаты регулируются главой 32 Налогового кодекса РФ и региональными нормативными правовыми актами. Плательщиками налога на имущество признаются все россияне, которые имеют в собственности недвижимость, расположенную на территории РФ. Объектом налогообложения является любая недвижимость, в том числе не относящаяся к жилому помещению:
Плательщиком налога может быть как россиянин, так и иностранный гражданин, который имеет в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Также плательщиком налога на имущество признаются несовершеннолетние дети. Льготы по налогу на имущество установлены статьей 407 НК РФ. Согласно кодексу, от налога на имущество в отношении одного объекта недвижимости освобождены:
Кроме этого, от налога на имущества освобождены россияне, у которых в собственности имеется дача или другое строение с площадью до 50 кв.м., предназначенное для ведения подсобного хозяйства для личных целей. Дополнительно всем владельцам недвижимости (вне зависимости от отношения к льготной категории) предоставляется налоговой вычет по налоговой базе в размере:
Если человек по какой-либо причине уплатил имущественный налог в большем размере, например, не воспользовался льготой, то он имеет право вернуть сумму переплаты. Сумму излишка можно вернуть в течение 3 лет со дня уплаты налога. То есть, имущественный налог за 2017 год, который был уплачен в ноябре 2018 году, можно будет вернуть только до ноября 2020 года. После этого переплату вернуть нельзя. Для возврата денежных средств плательщику необходимо обратиться в налоговый орган с заявлением и документами, подтверждающими факт переплаты (платежную квитанцию, документ, подтверждающий право на льготу при наличии). В заявлении обязательно указываются:
ФНС в течение 10 рабочих дней выносит решение о возврате или отказе в возврате переплаты по имущественному налогу. Денежные средства поступят на счет налогоплательщика в течение 1 месяца с даты принятия заявления. Стоит отметить, что если у налогоплательщика есть недоимки по другим налогам, то сумму переплаты будет направлена на зачет недоимок по другим налогам. Если плательщик самостоятельно обнаружил ошибку в сумме имущественного налога, то ему следует обратиться в ИФНС, которая составила налоговое уведомление, с заявлением. Форма заявления может быть приложена к налоговому уведомлению или же ее можно взять в ФНС. В заявлении обязательно указывается:
Обратите внимание, заявитель не должен указывать в заявлении причину допущенной ошибки. Но при желании он может приложить документы, подтверждающие ошибку в расчете суммы налога. Заявление с подтверждающими документами при их наличии можно направить в ФНС ценным письмом с описью вложения или отнести в налоговый орган самостоятельно. Также сообщить об ошибке можно через официальный сайт ФНС (через обращение или личный кабинет налогоплательщика). ФНС обязано в течение 30 дней после получения заявления рассмотреть и исправить ошибку. Налогоплательщику направляется новое налоговое уведомление с уточненной суммой налога к уплате. Если специалистам налогового органа потребуются какие-либо подтверждающие документы, то срок корректировки суммы налога может быть увеличен до 60 дней. За отчётный период, который соответствует 2020 году, не придётся подавать декларации 1 февраля. Ранее это нужно было сделать именно в эту дату, но сегодня известно, что организациям разрешено дальше заниматься расчётом налогов и авансовых платежей. Уплатить земельный налог придётся до 1 марта 2021 года. Он выплачиваться за предыдущий налоговый период. Ещё одним важным моментом, обсуждая изменения в налоге на землю, является тот факт, что с 1 января местные власти не могут устанавливать самостоятельные сроки расчёта по земельным налогам. Все это регулируется налоговым кодексом. И необходимо сразу сказать, что те участки земли, которые используются для индивидуального строительства, но эксплуатируются предпринимателями, имеют предельную налоговую ставку – 0,3 %. Все эти поправки вписаны в Налоговый кодекс и регулируются федеральным законодательством. Отдельно стоит сказать о том, что нужно знать про сроки уплаты. Налог на землю является местным, что означает тот факт, что сроки и периодичность, а также налоговые ставки рассчитывают власти муниципальных подразделений налоговых служб. Органы местного муниципалитета имеют право на установку индивидуальных сроков налоговых выплат. Например, один регион устанавливает единый срок внесения платежей – раз в год. Другой регион – предполагает ежеквартальные выплаты виде авансов. Юридические лица всегда могут рассчитывать на индивидуальный подход в расчетах налогов. Так было всегда, и пока ничего меняться не будет. Сегодня стоит сказать, что если организация владеет огромным участком, но налоговые органы не отправляют уведомление с расчётом налога на землю, значит федеральная служба не имеет об этом данных. Ситуацию необходимо исправить, то есть юридическое лицо самостоятельно должно обратиться к представителям налоговой службы и рассказать о том, какими участками оно владеет. После этого сможет прийти квитанция. Если этого не сделать, то от штрафов и пени никто защищен не будет. О том, что организация владеет земельным участком, необходимо прикрепить на специальные документы. Сделать это нужно не позднее 31 декабря того года, который предшествует отчетному. Размер штрафа может составить 20 % от того налога, который был не оплачен ранее. Ещё стоит сказать о том, что те участки земли, которые юридические лица получают в наследство, облагаются налогообложением, которая предусмотрена для имущество физических лиц. Это послабление, которое внесено в налоговый кодекс, его можно назвать некой льготой по налогам. Государственная пошлина рассчитывается с того момента, когда объект получен в наследство. Помимо этого сформирована специальная система, по которой будут выявлять те земельные участки, которые не используются для сельского хозяйства. Таким образом правительство собирается штрафовать тех юридических и физических лиц, которые нарушают правила налогового законодательства. Использовать земельные участки не по назначению нельзя и за этим осуществляется специальный надзор. Похожие записи:
|