Коэффициент заработной платы в московской области в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Коэффициент заработной платы в московской области в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Размер МРОТ в 2021 году для работодателей означает необходимость контролировать выплаты сотрудникам. Если те отработали всю норму времени, выполнили полностью все обязательства, то должны получать зарплату не ниже определённого уровня. И у данного уровня есть несколько значений.

Непосредственно значение МРОТ определяется на федеральном уровне. И в первую очередь надо ориентироваться на эти показатели. Федеральный МРОТ 2021 года — это общий показатель. Однако существуют значения по регионам и даже по отраслям. Всё это надо учитывать в комплексе.

В частности, МРОТ с 01.01 2021 года в России будет составлять 12 тысяч 792 рубля. Причём в регионах устанавливается отдельная величина минимальной зарплаты. Она фиксируется на уровне субъектов РФ специальными соглашениями. Согласно статье 133 ТК РФ МРОТ традиционно больше федерального.

Для отдельных отраслей существуют свои стандарты по выплатам. Они обозначаются в соответствующем соглашении. Тексты последних публикуются на сайте министерства труда РФ и в ряде официальных изданий. За всем этим желательно следить.

Изменение минимального размера оплаты труда в 2021

Если выплата работника меньше, чем региональный МРОТ в 2021 году, то работодатель обязан установить доплату. Сделать это можно 2 способами:

  1. Увеличить доклад.

    Это означает, что при любом изменении МРОТ нужно будет издавать соответствующий приказ, менять тексты трудовых договоров, переделывать штатное расписание. Также необходимо разобраться с остальными документами, в которых обозначен оклад.

  2. Обозначить доплату в отдельном акте.

    Дело в том, что с МРОТ сравнивают всю зарплату, а не голый оклад. То есть во внимание принимаются другие выплаты и надбавки. Этот вариант проще, поскольку избавляет от необходимости переделывать огромное количество документов.

    Второй вариант предпочтительнее, потому что достаточно всего один раз зафиксировать компенсационную доплату. Начисление будет происходить автоматически. То есть работодателю достаточно будет просмотреть по таблице МРОТ по регионам России, найти нужный показатель, рассчитать сумму.

    Важно: стоит учесть, что доплата до регионального МРОТ не требуется, если работник не отработал все дни по графику по разным причинам. Однако у недоработки в таком случае должны быть веские причины. И их нужно обозначить.

Увеличение МРОТ в 2021 году коснулось так или иначе всех работодателей. Если они будут начислять своим сотрудникам сумму меньше положенного, то их могут ждать штрафы и другие неприятности. Поэтому за постановлением Правительства по МРОТ настолько важно следить.

Но если с расчётами возникают проблемы, всегда можно будет обратиться к профессионалам по конкретному вопросу. Также специалистам можно полностью делегировать все вопросы, связанные с ведением бухгалтерии.

С 1 февраля вырастут зарплаты. Кто станет получать больше и на сколько

Бюджетные организации проводят индексацию зарплаты в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами. Другие работодатели — в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, а также локальными нормативными актами.

При этом отсутствие установленного порядка не может являться основанием для отказа от индексации. Работодатель в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платёжеспособности вправе определить периодичность перерасчёта. Он также может установить сумму прибавки и перечень выплат, подлежащих индексации. Таким образом, работодатель (не бюджетная организация) вправе в локальном нормативном акте компании самостоятельно установить размер коэффициента индексации зарплаты, — рассказал Эрдни Манджиев.

В целом вопрос заработной платы в бизнесе острый. Малый и средний бизнес в большей своей части по-прежнему устанавливает минимальную заработную плату, ориентируясь на МРОТ. После его повышения проводит индексацию, чтобы не привлекать внимание ИФНС.

Цена вопроса — 3–5% от окладов — объём несущественный. Компании, заботящиеся о персонале, регламентируют размер обязательной индексации внутренними актами и, как правило, конкретными цифрами, а не процентами — и проводят её планово. Причём размер прибавки может быть больше, чем уровень инфляции. Допустим, у сотрудника оклад 50 000 рублей. Если ориентироваться на индексацию, прибавка должна быть порядка 5%, это 2500 рублей. Те, у кого всё же кризисное положение, возможно, выпустят «приказ» о частичном выборочном поощрении персонала или об индексации на минимальном уровне, — говорит основатель и руководитель консалтингового агентства «Одинград» Елена Одинцова.

МРОТ – это аббревиатура, образованная от сочетания «минимальный размер оплаты труда».

Оплата работы складывается из оклада, компенсаций и доплат. МРОТ подразумевает под собой тот унифицированный минимум денежных средств, который работодатель должен платить своему сотруднику.

МРОТ также влияет на расчет размера налогов, штрафов и иных платежей – тех, которые считают по законодательству РФ в зависимости от установленного минимального размера оплаты труда. Также он влияет на размер некоторых социальных выплат: по безработице, больничному, пенсии и т. п.

С января 2020 года размер минимальной оплаты труда составляет 12 130 рублей.

Согласно закону, заработная плата сотрудников не должна быть менее МРОТ и отраслевых минимумов. При нарушении этого правила фирма обязана выплатить штраф в размере до 50 000 рублей.

Обращаясь к ТК РФ, заметим следующее: с 2002 года вступил в силу закон о том, что МРОТ не должен быть ниже прожиточного минимума. Однако обратим внимание на дополнение, которое гласит: повышение МРОТ должно быть установлено отдельным федеральным законом. Отметим, что он появился в 2017 году, а до его появления были лишь заявления о намерениях повышения федерального МРОТ до прожиточного минимума.

При качественном выполнении своих трудовых обязанностей в течение месяца работник должен получить заработную плату не менее МРОТ. Есть 3 его значения:

  • федеральный;
  • региональный;
  • отраслевой МРОТ.

На федеральном уровне (РФ) заработная плата сотруднику с января 2021 года должна быть не менее 12 792 рублей.

Если вы – работодатель, то у вас есть 2 способа, как повысить заработную плату сотруднику, следуя новому МРОТ с 01.01.2021:

  1. Руководитель может повысить оклад. Для этого необходимо издать новый приказ о повышении, изменить трудовые договоры и другие документы с указанием размера оклада.
  2. Менее трудоемкий способ – ввести доплату. Так, в локальных актах необходимо лишь установить размер этой доплаты, поскольку к минимальной оплате труда относится не оклад, а вся заработная плата суммарно – оклад и иные дополнительные выплаты.

Рекомендуем использовать второй метод, так как здесь достаточно единожды установить доплату до МРОТ в локальных актах.

Таким образом, когда сотрудник, учитывая суммарное рабочее время, проработал все дни своего графика за месяц, он получит сумму не менее МРОТ. Если же его заработная плата соответствует или больше установленного минимума оплаты труда, необходимости в доплате нет.

Помимо основной заработной платы с учетом ТК РФ и МРОТ, существует районный коэффициент – прибавка к заработной плате сотрудника. Он рассчитывается, основываясь на климатических условиях и сфере деятельности (т. е. отрасли производства).

Так, например, сотрудники Крайнего Севера помимо основной заработной платы, которая тоже должна быть не менее МРОТ, получают дополнительную прибавку к зарплате – так называемые «северные».

При расчете зарплаты таким работникам надо применять МРОТ, увеличенный на положенную надбавку.

СОГЛАСИЕ НА ОБРАБОТКУ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ

МРОТ с 2021 года зависит не от прожиточных показателей, а от медианной зарплаты в России.

МРОТ может быть федеральный (установленный федеральным законом) и региональный (установленный местными властями с учетом специфики региона). При этом МРОТ на региональном уровне не может быть ниже федерального.

Заработная плата должна соответствовать установленному минимуму отплаты труда. Помимо этого, если вы живете в тяжелых климатических условиях или работаете на тяжелом производстве, вам положены доплаты – районный коэффициент.

В соответствии с положениями ФЗ-178 фактически минимальная пенсия это и есть прожиточный минимум. Но не стандартный, а рассчитанный специально для пенсионеров, и утвержденный отдельным законом субъекта РФ. Раньше он утверждался отдельно на год, теперь такого отдельного ПМ для пенсионеров не будет. Однако на 2021 год он уже утвержден.

Минимальная пенсия в Московской области в 2021 году – это прожиточный минимум пенсионера по закону области №239/2020-ОЗ от 01.12.2020г. составляет 10 648 рублей. Это больше, чем в целом по РФ по постановлению Правительства РФ №2406, – 10 022 рубля.

Так как прожиточный минимум пенсионера в Московской области в 2021 году больше, чем федеральный, социальная доплата до него выплачивается из регионального бюджета (региональная доплата). Это положение ФЗ-178. То есть, минимальная пенсия в Московской области с 1 января 2021 года обеспечивается на уровне ПМ, рассчитанного для пенсионеров. Меньше этого значения пенсия быть не может. Если неработающий пенсионер, зарегистрированный в Подмосковье, не получает со всеми надбавками 10 648 рублей, он вправе обратиться в органы соцзащиты для назначения доплаты. Автоматически доплата не назначается.

В настоящий момент уровень инфляции неизвестен. Прогноз Центрального банка России в пределах 3,9-4,2%. Это минимальный процент повышения зарплаты, отмечают в Роструде. Отметим, что если по итогам календарного года повышения не было, то работодателя оштрафуют. А надзорные и судебные органы заставят пересчитать деньги с учетом инфляции и доплатить налоги.

Компания может самостоятельно устанавливать, какие выплаты она собирается индексировать – только оклады или еще и премии. Тут стоит отметить, что большинство доплат, например за ночное время, фирмы и так считают в процентах от оклада, поэтому эти выплаты также вырастут после повышения. Некоторые фирмы считают, что могут отказаться от индексации окладов, если платят премии. Но это заблуждение, за которое компанию оштрафуют.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Прошло уже почти 30 лет с распада СССР, а потому было бы любопытно узнать, как живут наши соседи. Почему бы не воспользоваться МРОТ как индикатором для оценки уровня базовых доходов? В РФ величина в 2020 г. составила около 150-160$. Разумеется, большинство работников получает значительно большую сумму, но есть и те, кто недотягивает до этого уровня.

В Эстонии эта же величина за аналогичный период превысила 680$. В Литве – 750$, в Латвии – более скромные 586$, и даже в обедневшей Украине – 180$! На этом фоне даже не хочется вспоминать про наших заклятых конкурентов: Германию, Великобританию, Францию, где показатель – более 1750 долларов. Мы можем «похвастаться» лишь превосходством над Казахстаном (114$), Белоруссией и Арменией (по 140$) и беднейшими азиатскими странами экс-СССР.

По подсчётам специалистов, Россия могла бы позволить себе держать минимальную зарплату на уровне минимум 30 тысяч рублей. Отчисления из бюджета при этом вырастут незначительно, зато формально в стране не останется нищих и обездоленных граждан. Более того, живые деньги должны подстегнуть предпринимательскую активность. И ведь 30 тысяч – это эквивалент 380 долларам: небольшая сумма, если задуматься.

Это интересно! Исследовательский холдинг «Ромир» летом 2020 года провёл опрос и выяснил, какая сумма требуется россиянам для нормальной жизни. В среднем получилось 85,7 тыс.руб. на семью, но некоторым (4%) было достаточно и 20-30 тыс.руб. в месяц. Скромные мечты у наших соотечественников, не так ли?

С 1 января в связи с новой минималкой бухгалтеры должны увеличить зарплату, пособия и другие выплаты.

Зарплата. Повысьте зарплату, чтобы сотрудник получал в месяц не ниже нового федерального. Многие субъекты пересмотрят минимальную зарплату в регионе с учетом нового федерального минимума. Следите за региональными соглашениями. Если компания не откажется присоединиться к региональному соглашению, то ориентируйтесь на зарплату не ниже региональной (ч. 8 ст. 133.1 ТК).

Средний заработок. Средний заработок сотрудника с полной рабочей неделей не может быть ниже федерального 12 130 руб. (п. 18 Положения, утв. постановлением Правительства


Работник с полным графиком собирается в отпуск в январе 2021 года на 14 календарных дней. Среднедневной заработок для отпускных — 380 руб. Отпускные исходя из этой суммы — 5320 руб. (380 руб. × 14 дн.).

Среднемесячный заработок равен 11 134 руб. (380 руб. × 29,3 дн.). Это меньше нового федерального в 12 392 руб., поэтому нужно доначислить отпускные.

Отпускные из МРОТ равны 5 596,38 руб. (12 392 руб. : 31 дн. × 14 дн.). Доначислите работнику еще 276,38 руб. (5 596,38 – 5320).


Больничные и декретные. Берите для расчета пособий по болезни и декретных средний дневной заработок — 407,4 руб. (12 392 руб. × 24 мес. : 730 дн.). То есть рассчитайте пособия с учетом нового МРОТ тем работникам, у которых в 2019 — 2020 году не было выплат либо средний дневной заработок получился ниже 407,4 руб. Новый минимум учтите, если сотрудница заболеет или уйдет в декрет в 2021 году.

Пособия по уходу за ребенком. Ориентируйтесь на новый МРОТ, если сотрудница берет отпуск по уходу за первым ребенком в 2021 году. Пособие за месяц для сотрудниц, которые работали полный день, не должно быть ниже 4 956,8 руб. (12 392 руб. × 40%). Если отпуск начался в 2020 году, то пересчитывать минимальные пособия не нужно.

Новый МРОТ в Московской области с 1 января 2021 года

Министерство труда РФ предложило увеличить минимальный размер оплаты труда, чтобы он составлял 12 792 руб. Если законопроект будет принято, то МРОТ повысится по сравнению с текущим годом на 5,5 %.

Сейчас сумма минимального размера оплаты труда составляет 12 130 рублей. Ранее планировалось, что МРОТ будет равен 12 392 руб., но из-за новой методики расчета, учитывающей среднедушевой доход, Минтруд принял решение его увеличить.

Изменения затронут более трех с половиной миллионов людей. Законопроект о новом подходе к изменению МРОТ и прожиточного минимума планируется внести в Государственную думу в ближайшее время. Для увеличения данного показателя государство планирует выделить более 133 миллиардов рублей.

В связи с повышением МРОТ работодателям придется заново рассчитать зарплату работникам. Автоматизировать выполнение этой задачи поможет программа Класс365. Помимо этого программа позволит рассчитать надбавки и другие дополнительные выплаты. Оценить весь ее функционал можно прямо сейчас>>>

Повышение МРОТ в 2021 затронет все регионы страны, но сумма в них будет разниться. Отметим, что минимальный размер оплаты труда в регионах не может быть ниже федерального. При этом некоторые из них установили свой МРОТ.

Например, в Москве, Санкт-Петербурге, в северных регионах минимальная зарплата традиционно выше, чем в других областях. В местностях, где установлены районные коэффициенты, МРОТ корректируется на них и увеличивается.

Из нашей таблицы вы сможете узнать, какие суммы будут в том или ином регионе в 2021 году.

Работодатели могут установить доплату двумя способами:

  1. Увеличить оклад. Но сразу оговоримся, что это довольно трудоемкий способ. Каждый раз, как меняется МРОТ, придется издавать новый приказ о повышении з/п, изменять трудовые договоры, штатное расписание и другие документы, где упоминается размер окладов.
  2. Установить доплату в специальном акте. Это, например, может быть приказ о положении об оплате труда. Ведь с минимальной зарплатой в России сравнивают не оклад, а суммарную зарплату. То есть оклад плюс надбавки и иные выплаты.

Второй способ проще, поскольку не нужно менять массу разных документов, можно лишь единожды установить компенсационную доплату до МРОТ.

Когда при суммированном учете рабочего времени сотрудник с окладом отработал все свои дни по графику в течение месяца, то он получает свой оклад и недоработки не возникает. Доплата до МРОТ не нужна.

Если же у работника часовая ставка, при суммированном учете рабочего времени оплачивайте часы, которые человек фактически отработал по своему графику в каждом месяце учетного периода.

При расчете зарплаты не забывайте использовать производственный календарь на 2021 год с нормой рабочих часов и списком праздников>>>

  1. Расчет отпускных. Сотрудник собирается в отпуск в феврале 2021 года на 14 календарных дней. Среднедневной заработок для отпускных — 290 руб. Отпускные, исходя из этой суммы, — 4060 руб. (290 руб. × 14 дн.). Среднемесячный заработок равен 8 497 руб. (290 руб. × 29,3 дн.). Это меньше нового федерального в 12 792 руб., поэтому нужно доначислить отпускные в сумме 4 295 рублей.
  2. Больничные и декретные. Берите для расчета пособий по болезни и декретных средний дневной заработок — 407,4 руб. (12 792 руб. × 24 мес. : 730 дн.). То есть рассчитайте пособия с учетом нового МРОТ тем работникам, у которых в 2019 — 2020 году не было выплат либо средний дневной заработок получился ниже 407,4 руб. Новый минимум учтите, если сотрудница заболеет или уйдет в декрет в 2021 году.
  3. Пособия по уходу за ребенком. На новый МРОТ следует опираться, если сотрудница уходит в декрет в 2021 году. Пособие за месяц для сотрудниц, которые работали полный день, не должно быть ниже 4 956,8 руб. (12 792 руб. × 40%). Если отпуск начался в 2020 году, то пересчитывать минимальные пособия не нужно.

Для того, чтобы рассчитать сроки сдачи отчетности, воспользуйтесь календарем бухгалтера на 2021 год>>>

Прожиточный минимум и МРОТ в Московской области с 1 января 2021 года

По действующим правилам, уровень минимальной зарплаты в столице пересматривается ежеквартально.
Такой порядок установлен постановлением Правительства Москвы «О проекте Московского трехстороннего соглашения на 2019-2021 годы между Правительством Москвы, московскими объединениями профсоюзов и московскими объединениями работодателей». Согласно ему, этот показатель в Москве подлежит обязательному увеличению в случае роста размера прожиточного минимума трудоспособного населения Москвы, а в случае снижения прожиточного минимума, минимальный уровень оплаты труда останется без изменений.

В настоящее время минимальный размер оплаты труда в Москве составляет 20 589 рублей

Прожиточный минимум

Величина прожиточного минимума с 1 января 2021 рассчитывается по новой методике и будет составлять 44,2% от среднедушевого дохода населения за прошлый год. В настоящее время в городе Москве действует величина прожиточного минимума:

  • в расчете на душу населения — 18 029 рублей;
  • для трудоспособного населения — 20 589 рублей;
  • для пенсионеров — 12 722 рубля;
  • для детей — 15 582 рублей.

Минимальный размер оплаты труда в Московской области составляет 15 000 рублей

Прожиточный минимум в Московской области

На душу населения: 13 509 ₽
Трудоспособное население: 14 941 ₽
Пенсионеры: 10 103 ₽
Дети: 13 317 ₽

Основной коэффициент прожиточного минимума

Итак, прожиточный минимум — это оплата труда гражданину РФ. Его значение определяется исходя из всех вычислений жизненно важных потребностей. Этот же коэффициент цифр определяет размер минимальной стоимости жизненно важных товаров и услуг. На его же основе в будущем составляются сводки о стандартном уровне жизни российского населения. Помимо установления минимального уровня цен на продукты питания и некоторые промышленные товары, данный показатель способен включить в себя ежемесячные выплаты:

  • ежемесячные коммунальные услуги;
  • налоговые выплаты на добавленную сумму, доходы, а также имущество всех граждан;
  • пенсионные начисления.

Следует понимать, что всевозможные налоговые отчисления фактически установлены лишь для трудоустроенного населения. Но на сегодня даже пенсионеры вынуждены выплачивать налог с получаемого дохода, а также дополнительно от имущества, которое находится у граждан в собственности. На льготы по налогообложению могут рассчитывать не все граждане достигшие пенсионного возраста.

Минимальный объем потребительского спроса является очень важным значением для уровня жизни трудоустроенного и даже нетрудоспособного российского населения. Объем данного расчета с недавних пор считался основой для получения суммы прожиточного минимума и всех пенсионных начислений. Но при этом в некоторых российских регионах минимальный объем потребления оказывается ниже суммы прожиточного минимума.

Его постоянное увеличение никогда не допускало сокращения разрыва между несколькими расходами многих граждан Российской Федерации и их заработными платами. Именно поэтому коэффициент основных показателей никогда не был идентичным другому.

Величина заработной платы большой части подмосковного населения заметно отличается от других регионов. Соответственно в Подмосковье прожиточный минимум составляет меньше, чем в столице, а вот размер потребительской корзины все время только и растет. К тому же заработная плата была такой же, как впрочем, и в дотационных регионах.

За счет общего размера прожиточного минимума и величины заработной платы по всей Московской области в установленный год становится единственной причиной низкого уровня жизни российского населения. Президент России в собственном предложении после очередного избрания решил поставить очередную цель — увеличить качество жизнедеятельности граждан. Он же предлагает Правительству выделить все имеющиеся резервы для увеличения оплаты труда с 71% до 72%. А на сегодня данный объем, будет составлять до 85%.

Таким образом, практически во всех регионах России еще сначала 2021 г, происходит очередное повышение объема минимальной оплаты труда, что в дальнейшем выравнивается с величиной прожиточного минимума.

Размер минимальной заработной платы в субъектах РФ

По действующим в конце 2020 года правилам прожиточный минимум в Московской области в 2021 году на человека с 1 января будет равен показателю за 3 квартал 2020 года. Это последний на данный момент утвержденный регионом ПМ. Правила могут измениться, законодатели решили, что основной показателя должен стать уровень доходов населения вместо потребительской корзины. Вполне возможно, что за 1 квартал 2021 года ПМ уже не будет рассчитываться, так как по новому закону показатель вводится ежегодно, а не ежеквартально.

Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2021 года в Московской области составит 15 000 рублей. Эта сумма была утверждена Соглашением №243 от 31.10.2019г. и она действует до разработки нового трехстороннего соглашения или установления федерального МРОТ свыше 15 000 рублей. Дело в том, что региональный МРОТ не может быть ниже федеральной минималки.

МРОТ в 15 000 рублей действует только для работников внебюджетного сектора. Такое значение установлено представителями работодателей, работников в лице профсоюзов и властей, но менять МРОТ для сотрудников финансируемых из федерального бюджет организаций регионы не вправе. Региональные работодатели также вправе не платить столько работникам, если они вовремя отказались от присоединения к соглашению.

В настоящее время Совет Федерации рассматривает законопроект (Госдума его уже приняла) о введении нового порядка разработки прожиточного минимума. Он вводит новую основу ПМ вместо потребительской корзины. Расчет будет производиться исходя не из расходов на продукты и услуги, а с учетом средних доходов представителей основных социально-демографических групп.

ПМ будет вводиться на год вперед, поэтому отдельный ПМ для пенсионера утратить значение, но соцдоплата не отменяется. Каждый регион получит ПМ в виде процента от федерального ПМ, но каким конкретно он будет, пока не ясно.

  1. Государство запланировало меры по повышению окладов бюджетников, перечисленные в майских указах президента. Будет проиндексирован базовый оклад на 6,6%.
  2. Остальным госслужащим будет проиндексирована зарплата в соответствии с официальным уровнем инфляции.
  3. Надбавки и поощрительные выплаты будут предусмотрены для тех, кто выполняет работу, не оговоренную должностными обязанностями.

С 2021 года Правительство вводит новую систему начисления зарплаты работникам бюджетной сферы. Вместо региональных властей требования к отраслевым системам оплаты труда теперь установит Правительство. Президент Владимир Путин подписал соответствующий закон 9 ноября 2020 года. Что меняется?

Новая схема начисления зарплат бюджетников включает базовую ставку и тарифную сетку из 18 разрядов, сообщает «Парламентская газета». Для каждой отрасли будут разработаны свои требования.

Согласно закону, кабмин будет не только регулировать дифференциацию окладов и ставок бюджетников, но также определять компенсационные и стимулирующие выплаты и условия их назначения.

Размеры выплат компенсационного характера и их перечень станут едиными. К ним относятся, например, компенсации за работу в местностях с неблагоприятным климатом, вредными или опасными условиями труда, в ночное время, выходные и праздничные дни, за совмещение профессий или должностей и пр.

Однако, это не значит, что врачи, учителя или воспитатели во всех регионах будут получать одинаковую зарплату.

Принципы начисления оплаты за труд, действительно, будут общими, но будут учитываться и размер прожиточного минимума в регионах, и прочие местные особенности.

«Это позволит гармонизировать условия оплаты труда работников одной сферы в разных регионах», — пояснял ранее суть поправок замглавы Минтруда Андрей Пудов.

Вводить новую систему оплаты планируется поэтапно в 2021-2025 годах, а конкретные сроки перехода на новую систему Правительство укажет для каждой отрасли.

В теории – всех, но практика не всегда совпадает с теорией.

Индексация зарплаты на уровень инфляции

В 2021 году повысить зарплату работникам обязаны все работодатели на основании Трудового кодекса. Работодатель обязан индексировать зарплату соответственно росту потребительских цен (ст. 134 ТК РФ).

В 2020 году, согласно информации Росстата, индекс потребительских цен составил 4,9%. Соответственно, это и есть минимальный процент повышения зарплаты в 2021 году.

Если организация или индивидуальный бизнесмен не обеспечивает повышение заработной платы, то сотрудник согласно ст. 353 ТК РФ вправе подать жалобу в контролирующие органы.

« Сам порядок индексации законодательно не установлен, законодательство устанавливает лишь обязанность работодателя ее осуществлять», — уточняет агентству «Прайм» руководитель HR службы юридической группы «Яковлев и Партнеры» Светлана Краснянская.

Требование о повышении оплаты труда касается и тех работодателей, у которых сотрудники получают зарплату в зависимости от величины МРОТ.

С января 2021 года федеральный МРОТ составил 12 792 рубля.

Согласно ст. 133 ТК РФ, работодатель не может платить сотрудникам, работающим на условиях полного дня, зарплату ниже МРОТ (ст. 133 ТК РФ).

В регионах устанавливается также местный уровень МРОТ.

Например, в Москве значения регионального МРОТ выше федерального. Минимальная зарплата в Москве с 1 января 2021 года составляет 20 589 рублей. И столичным компаниям нужно поднять зарплаты сотрудников, если выплаты ниже. Однако у предпринимателей в Москве есть право официально отказаться от региональной минималки и придерживаться в 2021 году федерального МРОТ.

Для бюджетных организаций Санкт-Петербурга МРОТ с 1 января составляет 12 792 рубля, то есть равен федеральному.

Для предпринимателей не относящихся к бюджетным, действует Соглашение о минимальной зарплате от 27.12.19 года., согласно которому МРОТ для внебюджетного сектора в СПБ с 1 января 2021 года установлен на уровне 19 000 рублей — выше федеральной величины.

Однако организации вправе отказаться от регионального МРОТ и платить работникам на уровне бюджетников, то есть федеральный минимум.

Регион

МРОТ в регионе

Документ

Алтайский край

13 000 руб.

Региональное соглашение о размере минимальной заработной платы в Алтайском крае

Амурская область

12 792 руб. (дополнительно применяются районные коэффициенты, надбавки)

Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ

Архангельская область

12 792 руб.

Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ

Астраханская область

12 792 руб. (дополнительно применяются районные коэффициенты, надбавки)

Ст. 1 Закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ

Белгородская область

12 792 руб.

1. Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2021 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.

2. Настоящие рекомендации учитываются Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при определении объемов финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений и разработке законов и иных нормативных правовых актов по оплате труда работников указанных учреждений.

При этом проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

Заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) по направленным им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти и органов местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, принимающими указанные акты.

3. Настоящие рекомендации учитываются трехсторонними комиссиями по регулированию социально-трудовых отношений, образованными в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях, при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений в 2021 году.

6. Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений определяются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений, утвержденных Правительством Российской Федерации, и устанавливаются:

а) в федеральных государственных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

б) в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) в муниципальных учреждениях — соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

9. Системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются и изменяются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, с общими принципами формирования систем оплаты труда, перечнями норм и условий оплаты труда, регламентируемыми федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, изложенными в разделах II — IV настоящих рекомендаций, требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, включая Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

10. Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются и изменяются с учетом:

а) Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов;

б) обеспечения государственных гарантий по оплате труда, в том числе с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П;

в) квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в учреждениях, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда;

е) примерных положений об оплате труда работников федеральных автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) положений об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя;

з) настоящих рекомендаций;

и) мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

11. Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются с учетом минимального размера оплаты труда в рамках реализации норм федерального закона и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлениях от 7 декабря 2017 г. N 38-П, от 28 июня 2018 г. N 26-П, от 11 апреля 2019 г. N 17-П и от 16 декабря 2019 г. N 40-П, дифференцированно по должностям (профессиям) на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (далее соответственно — профессиональные квалификационные группы, квалификационные уровни), по должностям (профессиям), не включенным в профессиональные квалификационные группы, размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы — в зависимости от сложности труда в виде схем окладов (должностных окладов), ставок заработной платы.

12. В положении об оплате труда работников учреждения, разрабатываемом учреждением, предусматриваются конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий). При этом в указанном положении не должна использоваться такая терминология, как «рекомендуемые минимальные размеры» или «минимальные размеры» окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, которая может содержаться в примерных положениях об оплате труда работников автономных и бюджетных учреждений по видам экономической деятельности, утвержденных федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета.

Федеральные государственные казенные учреждения руководствуются носящими обязательный характер положениями об оплате труда работников подведомственных федеральных казенных учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемыми федеральными государственными органами, осуществляющими функции и полномочия учредителя, включающими для работников конкретные размеры окладов (должностных окладов, ставок заработной платы) по соответствующим должностям и профессиям (группам должностей и профессий).

13. В трудовом договоре (в дополнительном соглашении к трудовому договору) с работником предусматривается фиксированный размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, установленный ему за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности (квалификации) за календарный месяц либо за установленную норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы за календарный месяц).

21. Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

22. Должностные оклады руководителям учреждений устанавливаются в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления и особенностей деятельности и значимости учреждений.

23. Выплаты компенсационного характера устанавливаются руководителям в зависимости от условий их труда в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права.

24. Выплаты стимулирующего характера руководителям учреждений рекомендуется производить в зависимости от достижения ими целевых показателей эффективности работы, устанавливаемых органом государственной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится учреждение. В качества показателя оценки результативности работы руководителя учреждения устанавливается показатель роста средней заработной платы работников учреждения в отчетном году по сравнению с предшествующим годом без учета повышения размера заработной платы в соответствии с решениями вышестоящих органов, а также выполнение квоты по приему на работу инвалидов (в соответствии с законодательством Российской Федерации).

25. Условия оплаты труда руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных или муниципальных учреждений определяются трудовыми договорами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации).

Трудовой договор с руководителем государственного (муниципального) учреждения заключается в соответствии с типовой формой трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения, утвержденной в соответствии с частью третьей статьи 275 Трудового кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 329 «О типовой форме трудового договора с руководителем государственного (муниципального) учреждения».

26. Предельный уровень соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера) определяется государственным органом, органом местного самоуправления, организацией, осуществляющими функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, в размере, не превышающем размера, который установлен:

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений — нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров государственных учреждений субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

для руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Без учета предельного уровня соотношений размеров среднемесячной заработной платы, указанного в абзаце первом настоящего пункта, могут быть установлены условия оплаты труда руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений, включенных в перечни, утвержденные соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

27. Информация о рассчитанной за 2020 год среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей и главных бухгалтеров государственных и муниципальных учреждений размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя соответствующих учреждений, не позднее 15 мая 2021 г.

Информация о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений по решению государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих функции и полномочия учредителя таких учреждений, может также размещаться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах указанных учреждений.

В составе размещаемой на официальных сайтах информации о среднемесячной заработной плате руководителей, заместителей руководителей, главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации указанных лиц, а также сведения, отнесенные к государственной тайне ��ли сведениям конфиденциального характера.

28. Фонд оплаты труда в федеральных государственных учреждениях формируется исходя из объема лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, предусмотренных на оплату труда работников казенных учреждений, размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

29. Фонд оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, формируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами муниципальных образований с учетом положений, предусмотренных подпунктом «и» пункта 7 настоящих рекомендаций.

30. Системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (далее — учреждения) устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом общих принципов формирования систем оплаты труда, перечней норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предусмотренных в разделах II — IV настоящих рекомендаций, а также требованиями к отраслевым системам оплаты труда, утвержденных Правительством Российской Федерации.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:

а) при изменении (совершенствовании) систем оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп);

б) не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень профессиональной квалификационной группы, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по квалификационным уровням профессиональных квалификационных групп либо по должностям работников с равной сложностью труда по должностям служащих, не включенным в профессиональные квалификационные группы;

в) не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную собственность, собственность субъекта Российской Федерации, муниципальную собственность), в случае изменения (совершенствования) для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнения ими работ той же квалификации и условий труда;

г) при разработке показателей и критериев эффективности работы учитывать методические рекомендации по разработке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников по видам учреждений и основным категориям работников, утвержденные приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 421, приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 287 и приказом Министерства культуры Российской Федерации от 28 июня 2013 г. N 920, и приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н, предусмотренные в письмах Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июня 2013 г. N АП-1073/02, Министерства культуры Российской Федерации от 5 августа 2014 г. N 166-01-39/04-НМ, а также установленные в планах мероприятий по реализации «дорожных карт» значения целевых показателей развития соответствующих отраслей.

31. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2021 году региональные соглашения о минимальной заработной плате, размер которой превышает минимальный размер оплаты труда, с распространением их действия на всех работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений.

Проиндексируют ли зарплаты с 1 февраля 2021 года?

36. Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2021 году необходимо учитывать следующее.

Не допускать снижения уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2020 году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии совершенствование систем оплаты труда педагогических и иных работников рекомендуется осуществлять на основе квалификационных уровней профессиональных квалификационных групп, утвержденных в установленном порядке, с учетом перераспределения средств, предназначенных для оплаты труда в организациях, так, чтобы на установление окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников направлялось не менее 70 процентов фонда оплаты труда организации (без учета части фонда оплаты труда, предназначенного на выплаты компенсационного характера, связанные с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в сельской местности, а также в организациях, в которых за специфику работы выплаты компенсационного характера предусмотрены по двум и более основаниям).

Определять предельную долю расходов на оплату административноуправленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда образовательных учреждений в объеме не более 40 процентов.

Обеспечивать формирование систем оплаты труда работников общеобразовательных организаций, в том числе прозрачность порядка, условий и критериев установления работникам образовательных учреждений выплат стимулирующего характера с учетом методических рекомендаций по формированию системы оплаты труда работников общеобразовательных организаций, направленных руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Минобрнауки России от 29 декабря 2017 г. N ВП-1992/02), а также утвержденных приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 13 декабря 2018 г. N 73н.

Определять продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) в соответствии с положениями приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. N 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» (далее — приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.

При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к трудовым договорам) с педагогическими работниками, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601), обеспечивать включение в них условий, связанных с:

размером ставки заработной платы, установленной за норму часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы и размером фактического объема учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разделами II — V приложения 2 к приказу N 1601;

размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки, фактического объема педагогической работы;

уточнением правил применения повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах) за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям при оплате труда педагогических работников, для которых пунктами 2.3 — 2.8 приложения 1 к приказу N 1601 установлены нормы часов учебной (преподавательской) или педагогической работы за ставку заработной платы (правила применения повышающих коэффициентов приводятся далее в настоящем пункте в положениях, определяющих правила исчисления заработной платы педагогических работников с учетом фактического объема педагогической или учебной (преподавательской) работы);

размерами и факторами, обусловливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу, связанную с классным руководством, проверкой письменных работ, заведованием отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками, руководством предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другими видами дополнительной работы, определение которых следует осуществлять из размеров ставок заработной платы, установленных в организации по квалификационному уровню профессиональных квалификационных групп (далее — ПКГ) без применения к ним каких-либо повышающих коэффициентов и (или) повышений, устанавливаемых в процентах (в абсолютных величинах);

размерами и условиями выплат стимулирующего характера.

МРОТ по Москве с 1 января 2021 года определяется Московским трехсторонним соглашением о минимальной заработной плате на 2019-2021 годы (текст [21 Mb .PDF]), зарегистрированное в мэрии Москвы под номером №77-1094 от 01 октября 2018 года. Соглашение устанавливает, что МРОТ в Москве зависит от прожиточного минимума трудоспособного населения в Москве.
Один раз в три месяца прожиточный минимум подлежит пересмотру городскими властями, которые принимают решение о его изменении или сохранении на прежнем уровне.

МРОТ – это та минимальная заработная плата, которую работодатель , будь то организация или индивидуальный предприниматель, обязаны начислять своим работникам за полностью отработанный месяц. Это положение указано в ст. 133 ТК РФ. Тем не менее , «чистыми на руки» работник может получить и меньше МРОТ – за вычетом НДФЛ и иных удержаний, например алиментов.

Однако оклад работника может быть меньше МРОТ. Это связано с тем, что меньше «минималки» не может быть общая зарплата, в которую в соответствии со ст. 129 ТК РФ входят:

  • вознаграждение за труд;
  • разнообразные компенсационные выплаты, в том числе районные коэффициенты и прочие доплаты и надбавки;
  • всевозможные стимулирующие выплаты в том числе и премии.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей существует возможность не применять Московский региональный МРОТ, а придерживаться федерального МРОТ, который с 1 января 2021 года составляет 12792 рубля.

Для этого необходимо оформить мотивированный отказ и направить его в в Московскую трехстороннюю комиссию по адресу: 121205, Москва, ул. Новый Арбат, д. 36. Сделать это надо в течении 30 календарных дней с даты публикации соглашения. Свой отказ компания должна мотивировать вескими причинами (ст. 133.1 ТК РФ). Например, чрезвычайной ситуацией, кризисом в бизнесе или тем, что только начала свою работу. Без веских причин власти не позволят установить зарплату ниже регионального минимума.

Если организация вовремя не отправила отказ, то считается, что она автоматически присоединилась к соглашению. В этом случае зарплата работникам должна быть установлена не ниже московского МРОТ.

Но даже в случае, если трехсторонняя комиссия принял отказ, существует вероятность того, что инспекторы налоговой службы вызовут директора компании на комиссию по заработной плате. Они попросят объяснить, почему в организации зарплаты ниже региональной минимальной оплаты труда. А если директор проигнорирует вызов, возможна выездная проверка. ФНС России предписывает подчиненным обращать особое внимание на компании, зарплаты в которых не дотягивают до регионального прожиточного минимума (письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12722).

Если компания не отказалась от московского регионального МРОТ, но и не соблюдает его, то возможен штраф 50 тыс. рублей (ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ)

Следует обратить внимание, что региональный МРОТ — это региональный минимальный размер заработной платы. Для расчета различных социальных пособий необходимо использовать федеральный МРОТ.

С 1 января 2021 года по Московской области действует минимальная заработная плата в размере 15000 рублей (Соглашение о минимальной заработной плате в Московской области от 31.10.2019 № 243). Не исключено, что в течении 2021 году МРОТ в Московской области может вырасти. Это произойдет только тогда, когда будет принято новое областное соглашение. Пока такой документ не утвержден.

Таким образом, 1 января 2021 года МРОТ в Московской области установлен в сумме 15000 рублей. Эту минимальную зарплату должны применять все работодатели Московской области, которые с января 2021 года не перешли на применение федерального МРОТ.

МРОТ в Московской области с 1 января 2021 года составляет 15000 рублей.

Несколько иначе обстоит дело для бюджетных организаций.

Бюджетники Московской области должны руководствоваться федеральным МРОТ , который составляет 12792 руб.

Если работодатель в Московской области отказался от регионального МРОТ, то зарплата, начисляемая работникам за полностью отработанный месяц не может быть меньше федерального МРОТ. В противном случае работодателя привлекут к ответственности за нарушение трудовых прав работников.

Работодателям Московской области предоставлено 30 дней, чтобы написать мотивированный отказ от регионального МРОТ. Для этого надо направить письмо в Минсоцразвития Московской области по адресу: 123592, г. Москва, ул. Кулакова, д. 20, корп. 1.

В этом случае платить зарплату сотрудникам можно не менее федерального МРОТ.

В тех случаях, когда года зарплата работников будет меньше МРОТ, работодатель может быть привлечен к ответственности в виде штрафа (статья 5.27 КоАП РФ). Величина штрафа для юридических лиц находится в пределах от 30 000 до 50 000 рублей, а при повторном выявленном нарушении – от 50 000 до 70 000 рублей. Для руководителя или главного бухгалтера организации предусмотрена следующая ответственность: первое выявленное нарушение — это предупреждение или штраф от 1000 до 5000 рублей, повторное и последующие – штраф от 10 000 до 20 000 рублей. Также возможна дисквалификация на срок от года до трех (ст. 5.27 КоАП РФ).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

© Юридический портал, 2021 | Все права защищены