Комментарий к фз о несостоятельности банкротстве 2021

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Комментарий к фз о несостоятельности банкротстве 2021». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Популярность банкротства среди физлиц растет с каждым годом. Вырабатывается единообразная судебная практика, и законодатель корректирует нормы закона, чтобы сделать судебный процесс понятным и прозрачным, а результат — справедливым. Давайте подробно рассмотрим изменения законодательства о банкротстве.

Когда закон о банкротстве физических лиц вступил в силу, а это было 1 октября 2015 года, размер вознаграждения для финуправляющего составлял 10 000 рублей. Уже в июне 2016 года было принято изменение — сумма выросла до 25 000 рублей за одну процедуру в рамках дела о банкротстве физических лиц. При реализации имущества управляющий начал получать не 2%, а 7%.

С января 2017 года в закон о банкротстве физических лиц и в НК РФ были внесены поправки — госпошлина для физлиц перестала составлять 6 000 рублей. Теперь заплатить за нее нужно всего лишь 300 рублей.

В 2020 году уже введена новая норма — мораторий на банкротство. Он не коснулся граждан, зато защищает ИП, чей бизнес относится к пострадавшим отраслям. Банки и поставщики, а также ФНС не вправе подать в суд на взыскание долгов с такого ИП в период моратория. Это время можно использовать для восстановления бизнеса. Но эта норма была введена только на период пандемии коронавируса. Мораторий продлен и на 2021 год.

Если перспективы восстановления нет, рекомендуем подумать о признании несостоятельности, чтобы списать кредиты и долги контрагентам. Подробно о банкротстве ИП читайте в этой статье.

Судебная практика показала, что людям сложно самостоятельно составить заявление о банкротстве и собрать достаточно доказательств. Должники, зная о возможности законно списать кредиты, по-прежнему предпочитали страдать от звонков из банков и визитов коллекторов.

Однако кризис сделал людей смелее. Тем более, Президент страны назвал банкротство нормальным и законным решением выхода из тяжелой финансовой ситуации.

Но проблема судебного банкротства — стоимость. В среднем цена услуг юриста при банкротстве составляет около 80 000-100 000 рублей, и у должника, который по уши в кредитах и долгах, попросту нет таких денег на разрешение дела о банкротстве в судебном порядке. Мы рассказали об обязательных расходах и расценках на юридические услуги в этом материале.

Закон о банкротстве физических лиц: суть, поправки, новые положения 2021 года

Юридическая грамотность населения выросла, и банкротство становится популярнее. Люди хотят списать кредиты и микрозаймы через суд, однако стоимость расходов на услуги при банкротстве не всегда адекватна ситуации. Если нет денег, то их нет и на банкротство. И люди вынуждены прятать доход, получать серую зарплату, чтобы пристав не возобновил исп. производство, а банк не списал старые долги в безакцептном порядке.

Государство пришло к выводу, что если затраты на банкротство физических лиц сократить, это даст большому количеству налогоплательщиков шанс начать жить заново — легально и без долгов.

Законопроект об упрощенном банкротстве обсуждался с 2017 года. Учитывая кризис и недовольство населения, Госдума приняла поправки о внесудебном (упрощенном) банкротстве в июле 2020 года. Закон вступил в силу в сентябре 2020 года.

Суть закона о внесудебном банкротстве физлиц заключается в следующем:

  • процесс проводят во внесудебном порядке через МФЦ;
  • это бесплатно;
  • срок процедуры 6 месяцев;
  • списывают долги граждан, если сумма всех недоимок составляет от 50 000 до 500 000 рублей. Основной расчет сделан на то, что исполнительные производства закрыты за невозможностью взыскания. То есть пристав уже проанализировал финансовую ситуацию должника и сделал вывод, что имущества и доходов нет.

    Тогда повторять этот же анализ в платной процедуре банкротства нерационально. Если кредиторы в течение 6 месяцев, пока идет внесудебное банкротство, не подадут возражений, долги спишут без участия Арбитражного суда — как итог работы ФССП.

Осенью 2020 у россиян появилась бесплатная упрощенная процедура банкротства без суда. Подробнее мы разобрали механизм и риски внесудебного списания долгов в этой статье.

По закону единственная квартира или дом должника считаются неприкосновенными, продажа жилья в судебном порядке запрещена. Даже если долг составляет миллиард рублей, а у должника во владении элитный особняк, его не имеют права изъять для реализации.

Данные условия не распространяются на ипотечную собственность — по закону она подлежит реализации для расчетов с кредитором — залогодержателем, даже будучи единственным жильем должника.

Некоторые законодатели посчитали такое положение несправедливым. Рассматриваются поправки о продаже роскошной недвижимости и покупке для должника и его семьи жилья по нормативам площади жилых помещений в регионе. Разница в цене могла бы помочь удовлетворить требования кредиторов.

Идея пока не оформлена в полноценный законопроект и не рассматривалась на заседаниях Госдумы. Возможно, когда-нибудь и будет принят порядок изъятия дорогостоящего единственного жилья, однако как это будет выглядеть, пока не разъясняется.

Если у Вас есть вопросы по поводу законодательства, или долги, от которых Вы хотите избавиться через признание своей финансовой несостоятельности в суде — позвоните сейчас, мы с удовольствием дадим ответы на все вопросы, обеспечим юридическое сопровождение на всех этапах процедуры, а также поможем организовать банкротство в Арбитражном суде.

Наши кредитные юристы проследят за тем, чтобы права гражданина были соблюдены, а суд вынес положительное решение в деле о банкротстве физлица в кратчайшие сроки.

Банкротство физических лиц в 2021: пошаговая инструкция

Законопроект, который предлагает ввести Правительство РФ весной 2021 года, меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы. Большая часть изменений, конечно, относится к банкротам-предпринимателям и банкротам-юридическим лицам. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них ниже.

Первое, что предлагает сделать законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации – это переименовать Закон «О банкротстве» в Закон «О реструктуризации и банкротстве».

Еще одно значимое нововведение законопроекта – изменение стадий банкротства (ликвидация некоторых, ранее непопулярных). Опять-таки, в той редакции законопроекта, в какой его анализировал автор при написании статьи, физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Стоит отметить, что и проект закона об упрощенном банкротстве граждан дважды кардинально «перекраивался».

Но на данной стадии обсуждения законопроекта, как и раньше, для физических лиц будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

А вот банкротство юридических лиц, предполагается, вести посредством только реструктуризации долгов, конкурсного производства и мирового соглашения, в новом варианте закона наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления не будет.

Важные изменения ожидаются в размере вознаграждения управляющих, усматривается тенденция к удорожанию услуг арбитражных управляющих, опять же, в зависимости от группы, к которой отнесен должник.

Так, законопроект предлагает, что должник обязан будет платить в качестве вознаграждения финансовому управляющему:

  • 100 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 1 группы,
  • 300 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 2 группы,
  • 500 000 руб. должен будет заплатить в качестве вознаграждения финансовому управляющему должник 3 группы.

Изменяется также и размер дополнительного вознаграждения арбитражных управляющих (процентов):

  • 10% – при стоимости реализованного имущества до 1 млн. руб.;
  • 7% – при стоимости реализованного имущества от 1 до 10 млн. руб.;
  • 5% – при стоимости реализованного имущества от 10 до 100 млн. руб.;
  • 2% – при стоимости реализованного имущества свыше 100 млн. руб.

*в настоящее время дополнительное вознаграждение в процентах составляет 7% при любой стоимости реализованного имущества.

Отсюда следует, что с принятием нового закона списать долги станет дороже.

Несмотря на открытую дорогу к банкротству, не все физические лица могут стать некредитоспособными официально — для этого необходимо соответствовать определенным требованиям. Законодатель четко определил круг тех, кто может стать банкротом и кто обязан обратиться за признанием своей финансовой несостоятельности.

  1. Банкротство физических лиц через обращение в Арбитражный суд вправе признать граждане, у которых сложились следующие обстоятельства:
    • накопились долги от 500 тысяч рублей (или меньше — в этом случае решение о начале процедуры остаётся на усмотрение судьи);
    • наступили обстоятельства, которые повлекут фактическое банкротство физлица в ближайшее время;
    • имущества должника недостаточно для расчетов с кредитором;
    • у должника нет денет, чтобы погашать ежемесячные платежи по кредитам.
  2. От какой суммы долга можно обратиться в суд? Большое значение придается сумме долга, с которой можно обратиться с заявлением в суд: реализовать свое право на банкротство, гражданин может с любой суммой долга. Однако затраты на процедуру делают ее целесообразной при долге не меньше 350 тысяч рублей.
  3. Банкротство необходимо признать, если:
    • задолженность достигла порога 500 тысяч рублей;
    • просрочки по кредитам длятся больше 3-х месяцев.

Важно понимать, что избегание банкротства в состоянии, когда все признаки неплатежеспособности налицо, чревато последствиями. Предусмотрены штрафы и другие санкции.

Хотя закон действует не так давно, уже накопилось достаточно дел о банкротстве физлиц, чтобы говорить об определенных тенденциях в этой сфере.

Приведем статистику за 2020 год. Если в 2016 году (первый год действия закона) в судах было зарегистрировано чуть более 30 тысяч дел о признании банкротства физических лиц, то за 2020 год зафиксировано около 80 тысяч заявлений. Это говорит о большой востребованности процедуры банкротства среди населения страны.

По данным Федресурса, на 100 000 граждан РФ приходится 84 фактических банкрота, многие из которых боятся идти в суд для установления своего статуса на законных правах, хотя это серьезно облегчило бы им жизнь. На начало 2019 года некредитоспособных граждан в России насчитывалось около 750 тысяч человек.

Тенденция обращаться в Арбитражные суды для установления факта финансовой несостоятельности среди простых граждан неуклонно растет. По статистике, почти в 90% случаев в суды обращаются сами должники, остальные 10% приходятся на кредиторов и официальные органы (ИФНС), которые также имеют право потребовать признать должника неплатежеспособным.

На фоне представленной тенденции законодатели решили проблему доступности процедуры: был разработан закон, который позволил уменьшить сроки и снизить стоимость банкротства.

Речь идет о внесудебном банкротстве, благодаря которому с 1 сентября 2020 года у должников появилась возможность обращаться в МФЦ по поводу своего банкротства, минуя суд.

Процедура позволяет пройти банкротство людям с долгами от 50 тысяч рублей. Теперь вынужденные неплательщики могут избежать накопления больших задолженностей и относительно быстро разрешить проблемы с кредиторами.

Условия для внесудебного банкротства:

  • задолженность от 50 до 500 тыс. руб.;
  • отсутствие имущества подтверждено постановлением ФССП о закрытии исполнительного производства;
  • нет открытой процедуры банкротства в Арбитражном суде или в другом МФЦ.

Списать долги во внесудебном порядке можно будет бесплатно.

Закон о банкротстве физических лиц в 2021 году

Процесс банкротства была заметно усовершенствован с момента принятия Закона. В разный период принимались определенные поправки, с учетом российских реалий, реакции общества и определенных групп, заинтересованных в процедуре.

  1. В действующей редакции закон о банкротстве граждан гласит, что гонорар для финансовых управляющих составляет 25 тысяч рублей за процедуру и 7% от суммы реализованного имущества за проведенную организацию торгов. Изначально вознаграждение составляло 10 тысяч рублей и 2%, но управляющие неоднократно протестовали и требовали повышения оплаты, поэтому позже Федеральный закон был изменен в этой части.
  2. Госпошлина составляет 300 рублей, но в Законе о банкротстве физических лиц до 2017 года она составляла 6 тысяч рублей. Поправки в ФЗ вступили в силу недавно, поскольку законодатели сочли, что 6 000 рублей — это слишком большая сумма для человека с непосильными долгами, учитывая необходимость также оплатить услуги финуправляющего (в случае затруднений можно отложить оплату положенных управляющему 25 тысяч рублей, подав ходатайство об этом в суд).
  3. За годы действия законодательства неоднократно принимались поправки, которые увеличивали ответственность арбитражных управляющих за допущенные ошибки. Это сделано для того, чтобы защитить должника от неправомерных действий со стороны финуправляющего. В новой редакции даже за технические ошибки в документах арбитражному управляющему грозит штраф, дисквалификация и отстранение от ведения дела.
  4. В 2018 году была принята поправка, согласно которой кредиторы, уступившие свои требования по договору цессии, больше не могут нести ответственность за дальнейшее взыскание и последствия.
  5. Изменилась и судебная практика по материальной оценке активов. В 2018 году правки позволили судам включать в конкурсную массу драгоценные металлы, которые находятся в собственности должников. Ряд судебных постановлений предписывает, что криптовалютные накопления тоже расцениваются как активы, и должник должен передавать доступ к виртуальному кошельку финуправляющему.

Вы можете прочитать и скачать бесплатно новую редакцию Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 01.10.2015 года с изменениями на 2021 год.

Услуга признания банкротства нуждается в постоянном совершенствовании для оптимального удовлетворения запроса потребителей.

Учитывая рост интереса граждан, за последний год было выдвинуто достаточно много интересных идей, инициатором которых выступало Минэкономразвития. В частности МЭР предложило предоставить должникам возможности коллекторских агентств по выкупу собственных долгов у банков. Напомним, кредитные долги коллекторы выкупают по цене 1-5% от стоимости кредитного договора.

Бывший министр Минэкономразвития М. Орешкин и глава Центробанка Э. Набиуллина поспорили между собой на Петербургском экономическом форуме-2019 по поводу роста кредитования. По мнению представителя МЭР, через 2 года страну ждет экономический и социальный коллапс, если не будут приняты изменения в законах по предупреждению роста кредитных долгов. Представитель ЦБ заявила, что будет все по-старому, и никакой проблемы с кредитами сейчас не наблюдается.

Очевидно, что внимание к закону о банкротстве физических лиц не ослабевает, и законодатель регулярно получает запросы о внесении поправок, которые могли бы облегчить жизнь российским заемщикам.

Вы хотите узнать подробности действующего законодательства о несостоятельности или у Вас возникли другие вопросы по поводу банкротства физических лиц в России?

  • копия паспорта,
  • ИНН,
  • СНИЛС,
  • справка об отсутствии регистрации в качестве индивидуального предпринимателя,
  • свидетельства о заключении и расторжении брака, рождении детей,
  • копия паспорта супруга,
  • брачный договор, соглашение о разделе имущества, заключенное в течение последних 3 лет.
  • договоры с банками, микрофинансовыми организациями и др.,
  • расписки о займах у физлиц,
  • справки, подтверждающие образование задолженности, графики платежей,
  • решения суда, постановления о возбуждении исполнительного производства судебными приставами,
  • претензии, исковые заявления от кредиторов,
  • платежные требования от государственных органов, например, налоговой инспекции, Пенсионного фонда или ГИБДД.
  • справка с места работы по форме 2-НДФЛ,
  • трудовая книжка,
  • выписка с индивидуального лицевого счета,
  • справки из Пенсионного фонда и фонда социального страхования о назначении пенсий, пособий, других социальных выплат,
  • справка из службы занятости о статусе безработного,
  • справки о наличии счетов и вкладов, выписки по банковским счетам, справки об остатках электронных денег и об их переводах,
  • свидетельства о государственной регистрации права собственности на недвижимость, свидетельство о государственной регистрации транспортного средства,
  • сведения о наличии доли в уставном капитале, выписка из реестра акционеров.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (127-ФЗ) 2021, 2020

  • копии договоров о сделках с имуществом, ценными бумагами, долями в уставном капитале, в том числе договоры купли-продажи, дарения, залога и т.д.
  • справка о нетрудоспособности, инвалидности,
  • сведения о понесенных убытках и пр.
  • квитанции о направлении копий заявлений всем лицам, участвующим в деле,
  • квитанция об оплате госпошлины,
  • квитанция о внесении денег на депозит суда для выплаты вознаграждения финансовому управляющему,
  • заявление о признании гражданина банкротом.

На последнем документе необходимо остановиться отдельно, так как он имеет большое значение для начала прохождения процедуры личного банкротства.

Такое решение возможно при наличии иного заявления о банкротстве и если:

  • заявление не соответствует предъявляемым к нему требованиям,
  • задолженность перед кредиторами была погашена, либо является необоснованной,
  • у гражданина отсутствуют признаки неплатежеспособности,
  • должник не согласен с требованиями кредиторов, например, в части суммы задолженности или сроков ее погашения.

Распространенный случай оставления заявления без движения – отсутствие необходимых документов. Именно поэтому к сбору документов и составлению текста заявления необходимо подходить ответственно.

Однако есть один нюанс. Если у должника возникает обязанность по подаче заявления о банкротстве, т.е. сумма задолженности составляет более 500 тысяч рублей, тогда суд не вправе оставить заявление без рассмотрения. В таком случае оно будет принято к производству, а недостающие документы истребованы к дате судебного разбирательства.

Суд отказывает в принятии заявления, когда отсутствует иное заявление о банкротстве и при этом:

  • задолженность перед кредиторами была погашена, либо является необоснованной,
  • нет предусмотренных законом условий для признания заявления обоснованным,
  • у гражданина отсутствуют признаки неплатежеспособности,
  • между должником и кредиторами имеется спор, который необходимо разрешать через исковое производство.

Практика списания долгов у простых граждан давно сложилась в зарубежных странах — любой, кто попал в сложную финансовую ситуацию, и не может своими силами выпутаться из кредитного рабства, имеет право обратиться в суд и подать заявление с просьбой начать процедуру банкротства физического лица.

Далее в отношении него возбуждается дело о банкротстве, проводятся необходимые проверки, после чего вчерашний «узник банков» становится свободным от долговых обязательств. Во многом банкротство физлиц в других странах напоминает российское — отличаются только условия и требования.

Итак, давайте рассмотрим, что требует российский Федеральный закон от физлиц, и как законодатели определяют ложных должников, которые намеренно вводят себя в кредитную яму либо скрывают свое реальное материальное положение для получения выгоды.

Если должник брал кредиты, предоставляя в банки ложную информацию о доходах и собственности, это свидетельствует о его недобросовестности. Также, если у него появлялись новые долги, несмотря на то, что и старые отдавать нечем — это тоже вызывает подозрения в его добросовестности.

Вероятность получить официальное подтверждение своей некредитоспособности при таком раскладе стремится к нулю, поскольку реальное положение дел быстро вскроет арбитражный управляющий, которому доверили процедуру.

  • Однозначные признаки несостоятельности. Невозможность исполнять обязательства перед кредиторами или возможность возникновения таких обстоятельств в ближайшем будущем — прямые признаки банкротства и влекут право должника по объявлению себя банкротом. Если долг выше 500 тыс. руб. — банкротство становится обязанностью.
  • Добросовестность банкрота. Должник должен брать кредиты только находясь в благополучной финансовой ситуации: стабильный доход, отсутствие иных больших долгов.
  • Фиктивность банкротства. Закон понимает под фиктивностью предоставление заведомо ложных сведений с целью создать иллюзорное впечатление о ситуации. В данном случае речь идет о таком случае, когда физлицо сознательно заявляет о своей финансовой несостоятельности, опираясь на информацию, которая не соответствует реальному положению дел.

    Иными словами, фиктивным банкротом зачастую является гражданин, чьи материальные проблемы далеки от критических, а то и вовсе отсутствуют. Совершенно другая ситуация возникает с преднамеренным банкротством.

    Закон о банкротстве физических лиц: все изменения на 2021 год

    За прошедшие годы действия закона существенных изменений законодателем не вносилось. Однако в тексте все же появились некоторые изменения, которые позволили сделать закон о банкротстве физлиц более лояльным.

    Правки были следующими:

    • Изменение размера вознаграждения для финансовых управляющих с 10 до 25 тысяч рублей — важная поправка, которая была внесена после волны недовольств со стороны управляющих, которых поддержали эксперты, согласившиеся, что услуги данных специалистов требуют более крупного вознаграждения, учитывая степень ответственности финуправляющего на всех этапах дела о банкротстве;
    • Увеличение процентов, положенных управляющему после реализации собственности банкрота — изначально закон устанавливал 2% от стоимости проданного имущества, но показатель был увеличен до 7%;
    • Снижение размера госпошлины с 6 тысяч рублей до 300 рублей — поправка была обусловлена и без того плачевным финансовым состоянием гражданина, запустившего процедуру банкротства, ведь у многих людей просто не было таких денег на оплату госпошлины.

    Новые идеи будут реализованы в ближайшем будущем:

    • Внесудебное (упрощенное) банкротство — проект призван упростить процедуру, сократить сроки на производство и разрешить бесплатное банкротство.

      Банкротство без суда и управляющего позволит быстро и бесплатно признать себя финансово несостоятельным — это чрезвычайно актуальное нововведение, поскольку многие россияне боятся запускать процедуру банкротства по причине ее высокой стоимости;

    • Идея использовать МФЦ для подачи заявления на внесудебное банкротство простых граждан. Сотрудники многофункциональных центров должны будут писать вместе с должниками заявления о банкротстве, помогать им в сборе необходимых для открытия дела документов. То есть фактически выполнять бесплатно всю ту работу, которую сейчас осуществляют юристы и управляющие по банкротству.

    На данный момент в законе о финансовой несостоятельности физических лиц есть некоторые недочеты, однако они по большей части касаются стоимости услуги банкротства, которая по-прежнему слишком высока для большинства россиян. Но есть все шансы, что проблема будет решена с принятием упрощенного банкротства — нужно только дождаться принятия соответствующих поправок.

    Если Вы хотите прямо сейчас получить ответы на все вопросы по поводу закона о банкротстве физлиц или Вы хотите узнать, как добиться признания некредитоспособности в суде быстро, обратитесь к нашим консультантам! Мы обеспечим полное юридическое сопровождение и проследим за тем, чтобы Ваши права были соблюдены.

    Для получения профессиональной юридической консультации позвоните нам по телефону или напишите онлайн.

    • Yur Portal 20.01.2018 в 03:26

      Ну если государство занимает деньги на своё существование или, в лучшем случае, развитие, то о каких законах в интересах заёмщиков может идти речь..? Кто платит, тот и музыку заказывает.

      На момент 2021 года прошло уже более 15 лет с момента признания, что каждый человек имеет право на получение официального подтверждения банкротства – в 2002 году был утвержден законодательный акт №127 ФЗ. В него впоследствии было внесено значительное количество правок, однако правовой фундамент механизма признания граждан несостоятельными был заложен именно тогда.

      Данный закон регулирует некоторый перечень причин, что служат предпосылкой для подтверждения статуса банкрота, включая физлиц. Очевидно, процедура не предполагалась заведомо упрощенной, поэтому в документе досконально и последовательно прописан полный перечень инструкций по объявлению статуса банкрота, условия, с которыми выполнение данных инструкций будет признано законным.

      Федеральный закон № 289-ФЗ от 31.07.2020 года о внесении изменений в Закон о банкротстве в части внесудебного банкротства граждан вступает в силу уже с 1 сентября 2020 года. Данные изменения, как представляется, являются первой ласточкой изменения целого ряда институтов банкротства в РФ в 2020 году.

      Указанным законом устанавливаются правила проведения процедуры банкротства граждан во внесудебном порядке и без прямого участия арбитражного, финансового управляющего.

      Верховным судом РФ в Государственную Думу внесен законопроект № 598603-7, предусматривающий передачу полномочий по рассмотрению требований кредиторов от арбитражных судов к арбитражным управляющим. Проект уже был одобрен Государственной Думой в первом чтении.

      В настоящее время включение требований кредиторов в реестр требований и исключение из него происходит исключительно на основании вступивших в силу судебных актов.

      Целью законопроекта является предполагаемое совершенствование процедуры рассмотрения дел о несостоятельности (банкротстве) арбитражными судами и снижение нагрузки на суды за счет возложения на арбитражных управляющих полномочий по рассмотрению бесспорных требований, по которым у участников дела о банкротстве нет возражений. Предполагается, что это позволит сэкономить объем средств федерального бюджета и трудозатраты работников суда.

      Вместе с тем, в законопроекте, как представляется, не учтены в полной мере все реалии сегодняшнего дня и особенности правоприменительной практики законодательства о банкротстве, а также уже накопленный негативный опыт злоупотреблений со стороны лиц, участвующих в делах о банкротстве.

      Прежде всего, законопроектом не приняты в расчет трудности, с которыми может столкнуться арбитражный управляющий при рассмотрении отдельных требований, поскольку в отличие от судей, наличие обязательного высшего юридического образования для арбитражного управляющего не требуется, а, следовательно, он не сможет с должной компетенцией принимать решения относительно спорных и сложных юридических вопросов, таких как, наличие признаков ничтожных сделок, аффилированности кредитора и должника, установления залогового, субординированного характера требований кредиторов, соблюдение сроков исковой давности и т.д.

      Закон о банкротстве юридических и физических лиц

      В заключение рассмотрим еще один проект изменений в Закон о банкротстве, подготовленный Минэкономразвития России и пока не внесенный в Государственную Думу.

      Сразу обращает на себя внимание изменение наименования самого федерального закона: «О реструктуризации и банкротстве». Таким образом, законодатель уделяет особое внимание процедуре реструктуризации долгов, которую предлагают применять не только в отношении гражданина, но также и в отношении коммерческих участников делового оборота, к юридическим лицам.

      Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — комментируемый Закон) является уже третьим единым российским законодательным актом, устанавливающим основания признания судом юридического лица несостоятельным (банкротом), порядок ликвидации такого юридического лица, а также очередность удовлетворения требований кредиторов.

      Первым таким актом являлся Закон РФ от 19 ноября 1992 г. N 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» <1>, который определял условия и порядок объявления предприятия несостоятельным должником и осуществления конкурсного производства, а также устанавливал очередность удовлетворения требований кредиторов. Однако, поскольку этот Закон, один из немногих ориентированных на рыночные отношения, разрабатывался в условиях отсутствия практики применения такого законодательства и основополагающих законодательных актов, регулирующих новые экономические и правовые отношения, возникла необходимость его существенного пересмотра. На это указывали авторы законопроекта, принятого в качестве Федерального закона от 8 января 1998 г. N 6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон 1998 г. о банкротстве). В рамках реализации норм указанного Закона были приняты Федеральные законы от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» (далее — Закон о банкротстве кредитных организаций) и от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» (далее — Закон о банкротстве субъектов ТЭК).

      • Органы государственной власти, иные государственные органы:
      • Правовые акты:
      • Источники правовых актов:
      • Иные сокращения:

      1. Коммент.ст. определяет сферу регулирования Закона о банкротстве, круг субъектов банкротства, а также соотношение Закона о банкротстве с другими федеральными законами и актами международного права.

      1. Для признания банкротом юридического лица достаточно установить факт его неспособности в течение длительного времени (более трех месяцев) удовлетворить требования кредиторов. Иначе говоря, в основании признания юридического лица банкротом лежит критерий неплатежеспособности, т.е. предполагаемой неоплатности. Фактическое превышение суммы кредиторской задолженности юридического лица над стоимостью его имущества не устанавливается, оно лишь предполагается.

      Критерии банкротства юридических лиц предопределяются самой сутью отношений, в которых они участвуют. Коммерческий оборот, активными участниками которого являются юридические лица, прежде всего коммерческие организации, предполагает процедуры, направленные на быстрое разрешение затруднений, отсутствие излишних формальностей, что соответствует интересам как кредиторов, так и экономики в целом.

      2. Положения, предусмотренные коммент.ст., являются общими и применяются, если специальными правилами Закона о банкротстве по отношению к отдельным категориям должников не установлено иное. Например, основания банкротства субъектов естественных монополий определяются § 6 гл.IX Закона о банкротстве.

      Обзор изменений в Закон о банкротстве во второй половине 2020 года

      1. Коммент.ст. содержит правила об определении состава и размера денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей для целей их учета в реестре требований кредиторов и определения наличия признаков банкротства должника.

      2. Состав и размер денежных обязательств, требований о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательных платежей определяются на дату подачи в суд заявления о признании должника банкротом.

      Если денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи возникли до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом, но были заявлены после принятия арбитражным судом такого заявления, то их состав и размер определяются на дату введения первой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

      Определение состава и размера требований к должнику имеет значение не только для удовлетворения требований кредиторов, но и для определения числа голосов кредиторов на собраниях кредиторов, определяемых пропорционально сумме требований каждого из кредиторов к совокупной величине требований всех кредиторов к должнику, для определения очередности удовлетворения тех или иных требований и в других случаях.

      3. В п.2 коммент.ст. приводятся правила определения состава и размера денежных обязательств и обязательных платежей для установления наличия признаков банкротства должника. Для этих целей принимаются во внимание не любые денежные обязательства и обязательные платежи, а, как правило, только размер основной задолженности по денежным обязательствам и размер недоимок по обязательным платежам.

      При определении размера денежных обязательств для установления признаков банкротства не принимаются во внимание обязательства перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью, обязательства по выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности (это привилегированные требования, подлежащие удовлетворению в первую и вторую очередь — п.4 ст.134 Закона о банкротстве), обязательства перед учредителями (участниками) должника, вытекающие из такого участия (это требования, подлежащие удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после погашения его обязательств перед остальными кредиторами — п.7 ст.63 ГК РФ, ст.148 Закона о банкротстве).

      Не учитываются при определении наличия признаков банкротства различного рода санкции, подлежащие применению за неисполнение гражданско-правовых обязательств и за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей.

      Требования по взысканию неустоек (штрафов, пеней) и других имущественных санкций за нарушение обязательств, а также штрафов (пеней) и иных финансовых санкций за нарушение публичных обязанностей, связанных с обязательными платежами, подлежат удовлетворению в третью очередь, после полного погашения всех остальных требований, отнесенных к этой очереди (п.3 ст.137 Закона о банкротстве).

      1. В п.1 коммент.ст. установлена императивная норма о подведомственности дел о банкротстве. Независимо от того, кто является кредитором или должником по таким делам — юридическое лицо или гражданин, они рассматриваются только судом. Дела о банкротстве не могут быть переданы на рассмотрение третейского суда.

      2. Пунктами 2 и 3 коммент.ст. определяются условия возбуждения производства по делу о банкротстве.

      Для возбуждения производства по делу о банкротстве определяющее значение имеют внешние признаки банкротства, предусмотренные ст.3 Закона о банкротстве и п.2 коммент.ст.

      Производство по делу о банкротстве должника — юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее 300 тыс.руб. Исключение составляют, в частности, правила, допускающие возможность возбуждения производства по делу о банкротстве независимо от суммы требования (п.1 ст.224, ст.227 Закона о банкротстве), либо правила, устанавливающие иные размеры требований к отдельным категориям должников. Например, для возбуждения производства по делу о банкротстве стратегической организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее чем 1 млн.руб. (п.4 ст.190 Закона о банкротстве).

      Производство по делу о банкротстве должника — гражданина может быть возбуждено судом, если требования к должнику — гражданину в совокупности составляют не менее 500 тыс.руб. (ст.213.3 Закона о банкротстве).

      Для возбуждения производства по делу о банкротстве требование уполномоченного органа об уплате обязательных платежей должно быть подтверждено решением налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника либо вступившим в законную силу решением арбитражного суда.

      Отсутствие какого-либо из внешних признаков банкротства или их официального подтверждения является основанием для отказа в принятии заявления о признании должника банкротом (п.1 ст.43 Закона о банкротстве).

      1. Производство по делу о банкротстве возбуждается судом на основании заявления о признании должника банкротом, поданного лицом, имеющим право на обращение в арбитражный суд с таким заявлением.

      Круг лиц, имеющих право на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом, ограничен. Он определен непосредственно в Законе о банкротстве. Это должник, конкурсные кредиторы, работники, включая бывших работников должника, и уполномоченные органы.

      Закон о банкротстве предусматривает случаи, когда от имени должника обращаются в суд с заявлением о признании должника банкротом руководитель должника, собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, ликвидационная комиссия (ликвидатор) (ст.8, 9, 224 Закона о банкротстве).

      2. Пунктом 2 коммент.ст. определяется момент возникновения права на обращение в суд с заявлением о признании должника банкротом.

      Право на обращение в суд возникает у конкурсного кредитора, работника должника и уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или судебного акта о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда о взыскании с должника денежных средств.

      Упрощенный порядок на обращение в арбитражный суд предусмотрен для кредитных организаций, выступающих в качестве конкурсных кредиторов. У них право на обращение в арбитражный суд возникает с даты возникновения у должника внешних признаков банкротства, установленных Законом о банкротстве (просрочка исполнения, размер задолженности). Кроме того, право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора — кредитной организации при условии предварительного, не менее чем за 15 календарных дней до обращения в арбитражный суд, опубликования уведомления о намерении обратиться с заявлением о признании должника банкротом путем включения его в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц.

      Право на обращение в суд возникает у уполномоченного органа по обязательным платежам по истечении 30 дней с даты принятия решения налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника либо вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда (абз.2 п.3 ст.6 Закона о банкротстве).

      3. В п.3 коммент.ст. подтверждается требование о необходимости внешних признаков банкротства для принятия заявления о признании должника банкротом и возбуждения производства по делу о банкротстве.

      В частности, частичное исполнение требований конкурсного кредитора, работника, уполномоченного органа не является основанием для отказа судом в принятии заявления о признании должника банкротом, если сумма неисполненных требований к должнику составляет соответственно не менее минимальной суммы задолженности (п.2 ст.6 Закона о банкротстве).

      1. Должник вправе, а в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве (ст.9), обязан, обратиться в суд с заявлением о признании его банкротом в предвидении банкротства при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что он будет не в состоянии исполнить денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) обязанность по уплате обязательных платежей в установленный срок. К таким очевидным обстоятельствам может относиться, например, предстоящая необходимость осуществления платежа кредитору, которая носит бесспорный характер.

      2. Заявление должника — юридического лица подается в арбитражный суд руководителем должника на основании решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника на принятие решения о ликвидации должника (например, общего собрания участников хозяйственного товарищества или общества, общего собрания членов кооператива и т.п.), либо решения органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия (ст.295 ГК РФ), если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.

      Исключение предусмотрено ст.9 Закона о банкротстве, в соответствии с которой обращение в суд с заявлением о банкротстве должника вменяется в обязанность непосредственно руководителю должника. Невыполнение указанной обязанности влечет ответственность руководителя должника (ст.10 Закона о банкротстве).

      Закон о банкротстве: как избавиться от кредитных обязательств

      Первая часть ст. 60 закона о банкротстве устанавливает положения о порядке и сроках рассмотрения заявлений и жалоб от кредиторов, законные права которых были нарушены. В процессе производства о финансовой несостоятельности арбитражный суд рассматривает споры как между управляющим и кредиторами, так и между управляющим и должником. Сюда же входят ходатайства о снятии кандидатуры управляющего с должности и назначении нового.

      Все поступающие заявления, согласно последней редакции статьи 60 закона о банкротстве в 2020 году, суд обязан рассмотреть в течение месяца с момента их подачи. При этом законодательно этот срок может быть изменен.

      По результату рассмотрения поступивших жалоб суд выносит свое решение, которое подлежит обжалованию. В соответствии с пунктом 3 статьи 61 закона № 127-ФЗ, определение касательно жалоб можно оспорить в течение 14 дней от даты их вынесения.

      Второй пункт ст. 60 федерального закона о банкротстве № 127-ФЗ указывает на то, что разногласия между управляющим и гражданином, в пользу которого суд вынес решение, рассматриваются в том же порядке и в те же сроки, что и в первом пункте. Под гражданином, в пользу которого вынесено решение, здесь имеется ввиду физическое лицо, подавшее требования на взыскание ущерба здоровью и жизни.

      В аналогичном порядке арбитражный суд рассматривает жалобы от сотрудников ответчика, связанные с задолженностью по заработной плате.

      Если кредиторы, уполномоченные органы, управляющий и должник в деле о банкротстве являются основными сторонами, то указанные выше граждане и работники должника вправе подавать ходатайства на правах заинтересованных, пострадавших лиц. Заявления от граждан, которые не входят ни в одну из перечисленных категорий, судом не принимаются.

      В пункте 3 ст. 60 закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» перечислены виды жалоб, на которые распространяются установленные порядок и сроки. Сюда входят заявления от:

      • представителей ответчика;
      • представителя владельца имущества (когда речь идет об унитарном предприятии);
      • прочих участников дела о финансовой несостоятельности.

      Перечисленные лица могут жаловаться на некорректные или неправомерные действия, нарушения своих законных интересов со стороны кредиторов, которые принимают решения на общих собраниях.

      В четвертом пункте статьи 60 говорится о том, что любые ходатайства и заявления, поданные не в соответствии с регламентированным законом порядком, подлежат возврату без рассмотрения. Сюда относятся жалобы, поданные лицами, которые не наделены правомочиями их подавать, а также запросы, поданные с нарушением сроков.

      Последний, 5-й пункт статьи, указывает на то, что вынесенные определения (решения) арбитражного суда подлежат обжалованию, если они не предусмотрены Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Как уже упоминалось выше, срок обжалования таких решений — 14 дней после их принятия.

      Ходатайства о пересмотре определения (решения), которое вынес арбитражный суд, подается в вышестоящую инстанцию. При этом процедура банкротства не приостанавливается, а продолжает проходить в обычном порядке, если только апелляционный суд не указал иначе.

      Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) вступил в силу в Российской Федерации в октябре 2002 года. Он состоит из преамбулы, глав и статей. Им регулируются правоотношения по признанию несостоятельными юридических лиц. Говоря доступным языком, здесь установлены отдельные аспекты осуществления денежных расчетов, меры по предупреждению банкротства и др.

      Отдельными главами в законе регулируется порядок признания лица банкротом, последствия этого, порядок и очередность погашения долговых обязательств и др.

      Российское законодательство о банкротстве физических лиц

      В нормативный акт включены 233 статьи и 12 глав. В первую главу входят определения общих положений, определяются права неплательщиков и заимодавцев, в процедуре установления банкротства и взыскания задолженности.

      Во второй главе внимание уделено мерам, предупреждающим несостоятельность гражданина, а в третьей регулируются нюансы процесса о банкротстве, поданного в Арбитражный суд.

      Законодательство устанавливает отдельные положения, касающиеся признания банкротом физического лица. В федеральном законе 127 этому посвящена глава 10. Здесь также обозначен порядок признания несостоятельным индивидуального предпринимателя и крестьянского фермерского хозяйства.

      Более детально данный вопрос закреплен в гражданском кодексе РФ. Именно там установлены основные принципы, по которым в отношении гражданина может быть начата процедура банкротства, как она проводится и др.

      Главным изменением 2021 года в сфере банкротства стало введение моратория. Эти и другие поправки позволили среднему и малому бизнесу защититься от действия кредиторов и отсрочить момент наступления финансовых обязательств.

      Действующая редакция закона банкротства юридических лиц направлена на защиту интересов должников и приемлемое урегулирование финансовых вопросов с кредиторами. Несмотря на это, в законе есть множество «подводных камней» и нюансов, учесть которые неподготовленному человеку довольно сложно. Учитывая это, в 2020 году перед началом процедуры банкротства лучше получить профессиональную юридическую помощь. Оставляйте заявку и получайте бесплатную вводную консультацию юриста. Мы помогаем своим клиентам максимально выгодно ликвидировать бизнес в независимости от обстоятельств.

      Банкротству юр. лиц посвящены как положения гражданского законодательства, так и непосредственно нормативный правовой акт номер 127. Для того чтобы признать юридическое лицо должником, необходимо вынести специальный акт.

      Стоит отметить, что инициатором данного процесса может стать как сам генеральный директор фирмы или правящий совет, так и любое другое заинтересованное лицо. Например, это может быть работник, которому более трех месяцев не выплачивают положенную ему заработную плату.

      Дела подобного рода могут быть рассмотрены исключительно органами арбитражного суда. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции не допускается в соответствие с законодательством.

      Закон о несостоятельности банкротстве физических лиц

      ЕФРСБ – это единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Именно там можно узнать, какое юрлицо находится в данной процедуре, на какой стадии процесс банкротства, кто конкурсный управляющий и др.

      Данный интернет ресурс является очень полезным. Прежде всего, с помощью него можно проверить своего контрагента. Это необходимо для того, чтобы избежать в будущем нарушений по исполнению обязательств, вытекающих из договоров.

      Сайт полезен и для кредиторов, которые имеют те или иные претензии к юридическому лицу, находящемуся в процедуре банкротства.

      Первая версия закона о банкротстве была разработана правительством РФ еще в 1992 году, когда в стране только начинали действовать принципы рыночного регулирования. Но ввиду быстрых темпов развития экономики этот правовой акт не мог охватить все нюансы. Поэтому 2 декабря 2002 года был принят унифицированный закон №127-ФЗ, регулирующий процедуру банкротства. Он является действующим и по сей день, но за годы своего существования подвергался не одной редакции. Например, внесенные в октябре 2015 года изменения в закон открыли возможность банкротства для физических лиц.

      Законодательство устанавливает, как должны осуществляться все процессы, связанные с расчетами между должником и его кредиторами. Оно регламентирует:

      • порядок подачи заявления об инициировании дела о банкротстве;
      • применение мер, предотвращающих несостоятельность;
      • введение в действие различных стадий банкротства и их реализацию.

      Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) состоит из 12 глав. В соответствии с ГК РФ и АПК, он устанавливает основания для признания должника несостоятельным, регулирует порядок и условия проведения процедуры банкротства, прописывает меры по предупреждению несостоятельности. Действие закона с последними изменениями распространяется на юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей и иностранных инвесторов.

      Кредитные организации являются основой банковской системы страны, их деятельность неразрывно связана с развитием экономики в целом. Поэтому процедура банкротства кредитных организаций требует особого подхода. Именно по этой причине девятая глава Федерального закона №127-ФЗ была дополнена параграфом 4.1. Его положения устанавливают правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также порядок и условия осуществления мер по его предупреждению.


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *