Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новое в законе о ветеранах труда в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
В нашей стране почетное звание ветерана труда России присваивается гражданам РФ как вознаграждение за долгую трудовую деятельность на территории страны, и предоставляет им ряд льгот, бонусов и прибавок к пенсии в качестве вознаграждения. Чтобы в 2021 году получить звание ветерана труда необходимо иметь соответствующий трудовой стаж. Подробности рассмотрим ниже.
Отметим, что его присвоением занимаются органы соцзащиты на уровне субъектов РФ. Практически во всех регионах разработаны региональные положения о присвоении статуса, которые размещаются на официальных сайтах местных органов власти и соцзащиты. В основном нормативные акты отличаются административным порядком рассмотрения вопроса: иногда разные требования к фото на ветеранское удостоверение, сроки, перечень наград.
Но между ними много и общего. Все вопросы решаются по месту жительства (прописки) кандидата. Для этого заявитель или его уполномоченный представитель готовит документы на ветерана труда в соцзащиту и подает их вместе с заявлением.
В России есть несколько категорий ветеранов – в частности, это участники Великой отечественной войны, ветераны боевых действий в разных «горячих точках», ветераны военной службы. Но есть еще и ветераны труда – те, кто отдал десятилетия своей жизни работе в одной отрасли народного хозяйства. И именно у этой категории ветеранов возникает больше всего вопросов относительно возникновения права на статус и положенные льготы.
Очень важно понимать, что в России есть 2 категории ветеранов труда:
- ветераны труда федерального значения. По сути, это и есть звание «Ветеран труда», которое присваивается согласно закону 5-ФЗ и действует на всей территории России. То есть, куда бы не переехал обладатель такого звания, он в каждом регионе получит полагающиеся ему льготы и выплаты (при их наличии в этом регионе);
- ветераны труда регионального значения. Каждый регион вводит также собственные звания – например, «Ветеран ЯНАО» или «Ветеран труда Хабаровского края», и присваивает их еще определенному кругу лиц. Критерии свои у каждого региона, но главное – такой региональный статус будет действовать только в пределах своего региона. Переехав жить в другой субъект РФ, такой ветеран лишится всех льгот (если не будет права на них по «ветеранскому» закону уже нового региона).
Поскольку федеральное звание «Ветеран труда» дает чуть больше возможностей, чем региональный статус – нужно для начала свериться с требованиями для его присвоения. Если права на статус федерального значения не будет – можно проверить условия присвоения статуса от своего региона.
Первое и главное, на что жалуются заявители – ограниченный перечень ведомственных наград, дающих право на получение статуса ветерана труда (федерального). Так, сейчас этот перечень вполне конкретный и исчерпывающий, но до 1 июля 2016 года в этом смысле у регионов была относительная свобода устанавливать свои перечни требований.
Из-за этого возникают сложные ситуации. Так, в одном из СМИ описывается история, как женщина 26 сентября 2016 года получила ведомственную награду «Благодарность» от Министерства сельского хозяйства России. При награждении ей сказали, что награда дает право и на «Ветерана труда». Женщина буквально в тот же день отправилась в районное управление социальной защиты, чтобы оформить статус, доплату и льготы – но там ей отказали.
Как оказалось, именно «Благодарность» от Минсельхоза уже почти 2 месяца не дает права на ветеранский статус – а те, кто ее награждал, просто еще об этом не знали. Не помогли женщине и другие награды – например, от Минсельхоза Московской области и главы района за многолетний плодотворный труд.
Что интересно, если бы женщину наградили всего на 2 месяца раньше, она бы получила статус ветерана труда – все основания, которые действовали до 1 июля 2016 года, сохранили свою силу – но только если соответствующие награды были вручены до этой даты.
Другие проблемы связаны уже непосредственно с самими льготами. Например, в Московской области ЕДВ для ветеранов труда пенсионного возраста составляет 446 рублей – не самая низкая сумма. Но если льготник хочет сохранить свое право на бесплатный проезд, сумма ЕДВ составит лишь 160 рублей в месяц. Здесь нет никакого нарушения, так как власти регионов имеют право назначать суммы выплат и объемы льгот по собственному усмотрению.
Некоторые ветераны труда жалуются на резко снизившиеся суммы коммунальных компенсаций – некоторым после 1500-2000 рублей в месяц начало приходить по 300-500 рублей. И здесь нет никакого нарушения, так как суммы компенсаций рассчитываются, исходя из фактической оплаты услуг ЖКХ. Например, если регион перешел на начисление платы за отопление по системе 1/8 вместо 1/12, то в летние месяцы платить за отопление не нужно – соответственно, не будет и компенсации.
В целом же после поправок к законам от 2016 года присвоение статуса ветерана труда стало более понятной и прозрачной процедурой. Увы, но многие из-за этого теперь не попадают под этот статус.
Самый крупный пакет поправок относительно ветеранов труда начал действовать в 2016 году, когда было четко определено, какие награды стоит считать ведомственными. С тех пор все нововведения или касаются только отдельных регионов, или так и остаются инициативами.
Например, еще летом в Госдуму внесли законопроект, которым полагается давать статус ветерана труда тем, кто проработал минимум 30 (женщины) или 35 (мужчины) лет в районах Крайнего Севера – причем без обязательного требования к наличию ведомственных наград. Причем речь идет о федеральном статусе ветерана труда – при переезде в другой регион (даже на юг) ветераны труда с таким статусом, по идее авторов законопроекта, не должны терять статус.
Законопроект получил одобрение профильного комитета (хоть и с замечаниями от правового управления), его должны были подготовить к рассмотрению в первом чтении уже в сентябре 2020 года. Однако на данный момент он числится как отложенный – поэтому, несмотря на поддержку парламентом, ждать скорого принятия такого проекта пока не стоит. Тем не менее, после его принятия многие получат право на звание ветерана труда – в России более 200 районов Крайнего Севера и приравненных к нему, которые расположены в 23 регионах страны.
Остальные нововведения касаются преимущественно регионов, например:
- ветераны труда Иркутской области теперь будут получать выплаты даже после переезда в другой субъект РФ;
- то же приняли в Саратовской области – при переезде ветераны труда сохраняют право на выплату в размере 167 рублей в месяц;
- в Приморском крае планируют выдавать земельные участки тем, кто имеет статус ветерана труда. Пока это только законопроект, но его уже поддержал профильный комитет краевого Законодательного собрания;
- в Астраханской области предлагают создать единый федеральный реестр ветеранов труда. Сейчас, чтобы назначить человеку выплаты или льготы, регион вынужден обращаться во все остальные 84 субъекта РФ с запросом – не получает ли этот заявитель средства от другого региона. Но это уже будет касаться федерального уровня и беззаявительного назначения статуса, поэтому быстро вопрос не решится.
Каких-то других «громких» событий по части ветеранов труда в 2021 году пока не предвидится. В Москве власти продолжают заниматься смежной категорией – «детьми войны», усиливая их социальную защиту, в других субъектах могут пересмотреть суммы ЕДВ. Кардинальных же изменений пока не планируется.
50%-ная компенсация ежемесячной платы за коммунальные услуги, безусловно, является важнейшей мерой соцподдержки для ветеранов труда. Сюда входит плата за все коммунальные услуги, включая вывоз мусора, который сейчас тоже является видом ЖКУ.
Что же касается взносов на капремонт, то пока не все регионы предоставляют эту льготу ветеранам труда.
Например, в Москве и Московской области предусмотрены 50%-ные компенсации, а в Санкт-Петербурге ветераны труда получают эту льготу только наравне с остальными пенсионерами, которым исполнилось 70 лет.
При этом компенсация рассчитывается не от суммы начисленных ветерану труда платежей, а по региональным нормативам потребления. Поэтому фактически размер компенсации может быть заметно меньше, чем 50% выставленного льготнику счета за ЖКУ.
Обратите внимание, что с этого года существенно изменились условия компенсации квартплаты ветеранам труда. Теперь они лишаются этой льготы только при наличии решения суда о взыскании с них долга по коммунальным платежам за последние 3 года.
Органы соцзащиты должны сами проверять, нет ли у ветеранов труда таких долгов — требовать справки от граждан им запрещено (ст. 160 ЖК РФ в новой редакции).
Если орган соцзащиты необоснованно откажет ветерану труда в компенсации за оплату ЖКУ, он может взыскать с него в суде компенсацию морального вреда (это подтверждено на уровне Верховного суда РФ — дело № 56-КГ 18-38).
В большинстве регионов повышаются размеры денежных выплат ветеранам труда. В среднем процент индексации составил от 3,5% до 4%.
Например, с 2021 года федеральным ветеранам труда в Москве будут доплачивать 1 096 рублей в месяц (на 40 рублей больше по сравнению с 2020 годом).
В Санкт-Петербурге — по 979 рублей. В Свердловской области — по 932 рубля. В Нижегородской области выплата ветеранам труда составит 627 рублей.
В Челябинской области одна из самых высоких доплат ветеранам труда, в 2021 году она повышается еще на 4% и станет 1 450 рублей.
В Московской области пока ничего не упоминается о повышении доплат ветеранам труда, пока их размер останется на уровне 164 рублей.
Чиновники предлагали смягчить условия присвоения звания ветеран труда на федеральном и региональном уровне. С соответствующей инициативой выступила партия ЛДПР. Депутаты, возглавляемые правительственным вице-спикером Игорем Лебедевым, подали в нижнюю палату закон о предоставлении статуса ветерана труда только за стаж – 40 и 35 лет. Подобные послабления уже действуют на региональном уровне. Но проработать придется 45 или 40 лет, в зависимости от пола. Все льготы и привилегии будут потеряны при смене региона проживания. Если законопроект ЛДПР одобрят, он может вступить в силу уже с 2021 г.
Послабления также могут появиться для людей, работающих в северных районах. Соответствующее предложение было внесено на рассмотрение в июле 2020-го. Людям, работающим на Крайнем Севере и в похожих условиях, хотят предоставлять звание ветеран труда по достижении стажа в 35 и 30 лет, без каких либо сопутствующих наград. Для северян уже действуют льготы, вроде возможности досрочного выхода на пенсию.
Как изменятся правила о присвоении звания ветеран труда в 2021 г
Федеральным законом «О ветеранах» от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ (с последующими дополнениями и изменениями) предусмотрено два статуса:
- федеральные;
- региональный
В 2021 году от этого статуса будут зависеть выплаты ветеранам труда. Разница между ними в том, что федеральный статус предоставляет социальные льготы на территории Российской Федерации. Региональный — только в границах определенных административных округов. При смене места жительства и переезде в другой район или регион его владельцы теряют все льготы.
Для их восстановления необходимо собрать очередной пакет документов, обратиться в органы социальной защиты по месту жительства и получить почетный статус.
Коллизия законов доставляет ветеранам серьезные неудобства. Депутаты Госдумы Сергей Вострецов и Юрий Волков уже поднимали этот вопрос и предлагали изменения в ст. Статья 10 Федерального закона «О ветеранах». Изменения, в частности, касаются исключения из списка требований для проживания в той или иной местности. Проще говоря, с принятием соответствующего закона льготы сохранятся при смене ветеранами труда места жительства и места прописки.
Когда это произойдет? Законопроект уже готов и внесен в Госдуму. Если депутаты его поддержат, то в 2021 году изменения вступят в силу.
Общий перечень льгот определяется Федеральным законом № 5 выше. Ветеранам труда предоставляются следующие льготы:
- Дополнительный отпуск в любом месяце за свой счет.
- Налоговые льготы.
- Скидки пассажирам на общественный транспорт.
- Возврат платежей за жилищно-коммунальные услуги.
- Ежемесячная оплата наличными (MU). Его размер определяется субъектом Российской Федерации, поэтому суммы зависят от региона.
- Оказание медико-протезной и ортопедической помощи.
- Другие виды социальной помощи.
Законодательством предусмотрен ряд налоговых льгот для данной категории граждан:
- Они освобождены от уплаты налога на собственность за квартиру, комнату или другое имущество, которым они владеют. Если ветеран труда владеет несколькими объектами недвижимости, только одно из них освобождается от налога на имущество.
- НДФЛ (НДФЛ) не взимается с выплат социальных пособий, материальной помощи, санаторно-курортного лечения. Размер НДФЛ не должен превышать 4 тыс. Руб. В год.
- Что касается ставок земельного и транспортного налогов, то они устанавливаются правительством провинции. Также они определяют льготные категории, порядок и размер субсидий.
Выплата пособий регулируется Законом о ветеранах труда и доступна на федеральном и региональном уровнях. Обеспечивает оплату некоторых услуг. Об этом:
- направления в санатории;
- лекарства и медицинские принадлежности;
- бесплатный проезд.
Закон позволяет отказаться от всего социального пакета или некоторых его пунктов и получить взамен денежную компенсацию. Для этого вам необходимо написать заявление и подать его в органы социальной защиты по месту официальной регистрации.
Льготы ветеранам труда в 2021 году
Ветераны труда, зарегистрированные в Москве, могут рассчитывать на государственные пособия при получении пенсии по старости или пенсии по иным основаниям. Они не предусмотрены для тех, кто не получает пенсию. Эта процедура вступит в силу в столице в 2020 году и продолжится в 2021 году.
Разовая выплата производится правообладателю, переехавшему в другой регион на постоянное место жительства в Мурманскую область.
В перечень транспортных льгот в Санкт-Петербурге входит бесплатный круглогодичный проезд в электричках и бесплатное изготовление протезов в Краснодарском крае.
Последние разработки для ветеранов труда: видео
Льготы согласно статье 22 ФЗ «О ветеранах труда» в 2021 году предполагают предоставление ежемесячной прибавки к пенсии. Ее размер составляет 495 руб. При этом региональные власти обладают правом изменять эту сумму и предоставляют собственные льготы. Дополнительно предоставляются субсидии. Перечень затрат, на которые они распространяются, также устанавливается местными властями.
На практике можно столкнуться с ситуацией, когда пенсия ветерана ниже прожиточного минимума. В этом случае назначается социальная доплата. Федеральные средства не используются. Ее начисляет местное правительство. Пенсионер имеет право отказаться от пакета льгот. В этом случае их монетизируют. В результате предоставляется прибавка к пенсии. Чтобы была выдана денежная компенсация, потребуется посетить отделение соцзащиты и написать соответствующее заявление. Действие выполняется один раз.
Преференции доступны и по налогообложению. Перечень льгот зафиксирован в НК РФ. Он складывается из федеральных и региональных преференций.
В перечень льгот входят:
- Возможность получения имущественного вычета. Начисляется за прошедшие 3 года с даты покупки квартиры или выплаты процентов по ипотеке. Вычет предоставляется с 2 и 3 млн рублей соответственно.
- Право не платить налог на недвижимость.
- НДФЛ не взимается с пенсионных отчислений, затрат на санаторное лечение и с материальной помощи организации.
- Ряд регионов устанавливает льготы по транспортному и земельному налогу. В ряде ситуаций налоги могут быть снижены до минимально возможного размера.
Ст. 22 и 23 ФЗ «О ветеранах труда» предусматривают возможность получения дополнительной помощи. Так, во власти регионального правительства принятие решения о сохранении за гражданином жилищной очереди на предприятии. Такие пенсионеры обладают правом принимать участие во всех оздоровительных и культурных мероприятиях организации, в которой ранее работали.
Статья 22 федерального закона о ветеранах труда 2021
Главный нормативный акт, который определяет критерии отбора лиц, подходящих для получения звания «Ветеран труда» — Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах» с изменениями на 2021 год.
В нем указан порядок выдачи звания, а также перечисляются льготы, положенные труженикам. Какие же именно изменения претерпел документ, начиная со дня его принятия 12 января 1995 года?
При этом есть и положительные изменения, касающиеся общего трудового стажа. Он значительно снижен: теперь мужчинам нужно отработать 25 лет, а женщинам — 20 лет. Хотя региональные власти могут менять эти критерии и выдвигать собственные требования к кандидатам.
Настоящий федеральный закон о ветеранах боевых действий был принят в 1995 году. Он состоит из преамбулы и глав, каждая из которых в свою очередь состоит из статей.
Статья 16 этого нормативного правового акта предусматривает права участников боевых действий на получение тех или иных социальных льгот и выплат.
- Пенсионное обеспечение.
- Обеспечение жильем.
- Скидка на оплату услуг ЖКХ.
- Медицинская помощь и др.
Как отмечалось выше, дополнительным отпуском признается такой, который присуждается свыше законно установленной меры (28 дней). Максимальный размер такого отпуска не может превышать двадцати восьми дней.
Двадцать восемь дней относятся к ежегодному оплачиваемому отпуску. Для того чтобы определить размер выплат, рассчитывается средняя заработная плата за весь период осуществления трудовой деятельности у данного работодателя.
Льготы ветеранам боевых действий установлены как на федеральном, так и на региональном уровне каждого отдельного субъекта федерации. При этом обязательными являются именно федеральные льготы участникам боевых действий. Региональные же остаются на усмотрение местных органов власти.
Данная мера подразумевает выдачу сертификата на приобретение жилого помещения в собственность. При этом законодательством четко устанавливается, что размер помещения, на которое выдается сертификат, составляет 18 квадратных метров. Льгота предоставляется исключительно на самого ветерана боевых действий, а не на всю его семью.
Последние поправки в ФЗ 5 были внесены 19 декабря 2016 года. Существенных изменений не произошло, но они все же были. Начиная с 2016 года ветераны не оплачивают налоги на собственное имущество, владельцами которого они являются. Исключением считается земельный налог, сумма которого не отменена, а только снижена.
В законе написано, что некоторые регионы самостоятельно принимают решения об отмене налогов для этого вида граждан, поэтому некоторые регионы отменили для них налоги на землю и на транспортные средства. Среди них Самара, Волгоград, Ульяновск, Воронеж.
Еще одним дополнением считается то, что ветераны имеют право бесплатно ездить в общественном транспорте. Существует расчет, который лицо может получить денежной суммой вместо поездок.
Если же лицо участвовало в ликвидации АЭС Чернобыля, то ему положено несколько видов пенсионных и социальных выплат.
С каждым годом государство все больше внимания уделяет участникам войн или получившим знаки отличия пожилым людям. Чтобы правильно доказать и предоставить необходимые документы для получения выплат или наград за проведенные военные действия или за труд на благо общества и государства, рекомендуется прочесть описываемый Федеральный закон о ветеранах.
В этом году участникам боевых действий государство провело индексацию пенсии, ежемесячная выплата увеличилась на 5-7%.
4. Членам семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членам семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда предоставляются меры социальной поддержки, установленные для членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны.
Основными условиями являются:
- стаж работы – для женщин не меньше 20 лет, для мужчин не меньше 25 лет;
- особые трудовые отличия – одна из наград, определенных законом (медаль или почетное звание СССР или РФ, грамота или благодарность президента, знаки отличия, выданные соответствующими ведомствами, региональные знаки отличия).
Существует отдельные требования для тех профессий, в которых начисляется выслуга лет (педагоги, работники вредного производства, шахтеры и другие категории трудящихся).
Звание могут получить граждане, начавшие трудовую деятельность несовершеннолетними в период Великой Отечественной войны. В этом случае стаж должен быть для женщин 35 лет, для мужчин – 40 лет.
На федеральном уровне звание дает право на получение таких льгот:
- пенсии, пособия и ежемесячной денежной выплаты;
- обеспечение жильем;
- субсидии на оплату коммунальных услуг;
- помощь в оплате ортопедического протезирования и других медицинских услуг.
Полный перечень льгот, которые предоставляет государство ветеранам труда. содержится в федеральном законе № 5 «О ветеранах».
Размер и периодичность предоставления льгот определяются на региональном уровне. Кроме этого, в регионах могут быть свои дополнительные льготы:
- бесплатный проезд в городском транспорте;
- скидка на покупку медикаментов;
- предоставление волонтерской помощи по уходу;
- доставка продуктов и товаров на дом и другое.
С учетом заслуг по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее — ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны труда. (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.12.2015 N 388-ФЗ)
В Госдуме предложили устранить несправедливость с трудовым стажем
1. Ветеранами Великой Отечественной войны являются лица. принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (далее — период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.
К ветеранам Великой Отечественной войны относятся:
1) участники Великой Отечественной войны:
а) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР;
б) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходившие в период Великой Отечественной войны службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
в) лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии;
г) сотрудники разведки, контрразведки, выполнявшие в период Великой Отечественной войны специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств;
д) работники предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенные в период Великой Отечественной войны на положение лиц, состоящих в рядах Красной Армии, и выполнявшие задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работники учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспонденты центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоры Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированные в период Великой Отечественной войны в действующую армию;
е) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период Великой Отечественной войны, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лица, принимавшие участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота, в период Великой Отечественной войны, а также привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года. (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 426-ФЗ)
ж) лица, принимавшие участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период Великой Отечественной войны на территориях других государств;
з) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
1. К ветеранам боевых действий относятся:
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации; (в ред. Федеральных законов от 27.11.2002 N 158-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
Действие положений подпункта 1 пункта 1 статьи 3 (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 05.04.2016 (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ)
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
2.1) лица, принимавшие в соответствии с решениями органов исполнительной власти Республики Дагестан участие в боевых действиях в составе отрядов самообороны Республики Дагестан в период с августа по сентябрь 1999 года в ходе контртеррористических операций на территории Республики Дагестан; (в ред. Федерального закона от 02.08.2019 N 320-ФЗ)
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;
5) лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий;
6) лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.
7) лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 256-ФЗ)
2. Пункт утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
3. Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
К инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий (далее также — инвалиды войны) относятся: (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 153-ФЗ)
1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, партизаны, члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР, рабочие и служащие, работавшие в районах боевых действий, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны в районах боевых действий, и приравненные по пенсионному обеспечению к военнослужащим воинских частей, входивших в состав действующей армии;
2) военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения. контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе;
3) лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации и органов государственной безопасности, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при исполнении служебных обязанностей в районах боевых действий; (в ред. Федеральных законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 19.06.2004 N 49-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
Действие положений подпункта 3 статьи 4 (в редакции Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ) распространяется на правоотношения, возникшие с 05.04.2016 (часть 2 статьи 5 Федерального закона от 29.07.2018 N 264-ФЗ)
4) военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при выполнении боевых заданий в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1951 года, а также при разминировании территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств, включая операции по боевому тралению в период с 22 июня 1941 года по 31 декабря 1957 года согласно решениям Правительства СССР;
Подпункт 5 ст. 4 признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 21 (часть 1) и 39 (часть 1), в той мере, в какой он не позволяет относить к инвалидам Великой Отечественной войны лиц, в годы Великой Отечественной войны привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов и ставших инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при проведении указанных работ ранее февраля 1944 года (Постановление Конституционного Суда РФ от 06.02.2014 N 2-П).
5) лица, привлекавшиеся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к сбору боеприпасов и военной техники, разминированию территорий и объектов в период с 22 июня 1941 года по декабрь 1951 года и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных в указанный период; (в ред. Федерального закона от 22.12.2014 N 426-ФЗ)
6) лица, обслуживавшие действующие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств, и ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период ведения в этих государствах боевых действий.
1. Ветеранами военной службы являются военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку): (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ)
1) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, или постоянно проживавшие в Автономной Республике Крым и городе Севастополе на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проходившие военную службу в дислоцированных на территориях Автономной Республики Крым и города Севастополя частях и организациях Вооруженных Сил Украины, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Украины была предусмотрена военная служба, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо награжденные знаками отличия Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, при условии общей продолжительности военной службы 20 лет и более; (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ)
2) проходящие (проходившие) военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Вооруженных Силах СССР, Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. (в ред. Федерального закона от 18.02.2020 N 19-ФЗ)
2. Для лиц, указанных в настоящей статье, устанавливается звание «Ветеран военной службы».
3. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран военной службы» определяются Президентом Российской Федерации.
Новое основание для получения звания Ветеран труда
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает:
1) создание соответствующих структур по делам ветеранов в органах государственной власти;
2) реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
3) выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в настоящем Федеральном законе; (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. от 29.12.2004))
4) пропаганду с использованием средств массовой информации важности добросовестной военной службы и трудовой деятельности, значения государственных наград за ратные и трудовые подвиги.
Условия для предоставления звания изменились в 2016 г. по причине внесения поправок к Ф3 №5 oт 12 янʙɑρя 1995 г. Теперь получить статус “ветеран труда” могут только те люди, у которых есть федеральные и отраслевые награды, а также знаки отличия. При этом сохраняет требование к стажу (20 и 25 лет для женщин и мужчин соответственно). Наличие звания “ветеран труда” не всегда предусматривает получение льгот.
Способ поддержки ветеранов труда определяется на уровне регионов. Некоторые субъекты Российской Федерации не предусматривают компенсацию оплаты труда и иные льготы. Так, при переезде в другой регион страны льгота может быть утеряна.
Кроме того, выплаты иногда могут просто задерживаться. О такой проблеме не так давно сообщили из Улан-Удэ. Ветераны труда вместе с работниками тыла пожаловались на то, что положенные им начисления вдруг прекратились. 29 сентября в бурятском Министерстве социальной защиты рассказали, что деньги уже пришли на счета организаций. Выплаты льготникам должны возобновиться в ближайшее время.
Каждый гражданин Российской Федерации может в одно и то же время принадлежать к нескольким категориям льготников. Но компенсации и выплаты могут назначаться лишь по одной из них. Так, при получении инвалидности, человек может лишиться льгот, которые полагаются ветеранам труда. При этом звание сохраняется. Обычно сотрудники органов социальной защиты выбирают самый выгодный для гражданина пакет льгот.
Указанная информация касается жителей всех регионов России: Адыгея, Алтай, Башкирия, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, КБР, Калмыкия, КЧР, Карелия, КОМИ, Крым, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия (Алания), Татарстан, ТЫВА, Удмуртия, Хакасия, Чечня, Чувашия, Алтайский Край, Забайкальский край, Камчатский край, Краснодарский Край, Красноярский Край, Пермский Край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Астраханская область, Архангельская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Ярославская область, города федерального значения — Москва, Санкт-Петербург, Севастополь, Еврейская АО, ХМАО, ЯНАО, Ненецкий и Чукотский АО.
Льготы для ветеранов труда в России в 2021 году
Универсального ответа на вопрос, будет ли у ветеранов труда существенное прибавление в выплатах, не существует. Вся проблема заключается в том, что регионы получили в этом вопросе самостоятельность и решают его на свое усмотрение или в зависимости от состояния местного бюджета.
Есть определенные критерии, применяемые для определения необходимости в проведении дополнительных выплат. Правительствами Московской и Челябинской областей, СПб решено не обращать внимания на этот критерий, но в остальных регионах он имеет решающее значение:
- Денежные выплаты проиндексируют во всех областях, где они полагаются ветеранам трудового фронта, но размер индексации неоднозначна и колеблется от 3,5 до 4 %.
- Компенсации на капремонт тоже полагаются не во всех регионах, и есть возрастные ограничения даже в тех, где они установлены. Например, в СПб ветеранам труда льгота полагается только по достижении 70-летнего возраста.
- С января нынешнего года отказ в компенсации за услуги ЖКХ возможен только при условии наличия судебного взыскания и задолженности за последние 3 года.
- Микрозайм
- Потребительский кредит
- Кредитные карты
- Кредит для бизнеса
- Ипотека
- Вклады
- Автокредит
- Товарные кредиты
- Кредит Webmoney
В РФ ветераны труда различаются: одни по статусу являются федеральными, другие – региональными.
Льготы ветеранам труда федерального значения действуют на всей территории России. Региональные льготники получают привилегии в пределах места регистрации. Сменив место жительства, они теряют статус ветерана труда, его необходимо заново доказывать, собирать соответствующий пакет документов.
Если сравнивать столицу и регионы, то в Москве ветераны труда способны воспользоваться гораздо большим перечнем льгот. Московские льготники получают социальную карту, дающую право:
- покупать лекарства по сниженным ценам;
- бесплатно ездить на общественном и пригородном транспорте;
- использовать сертификат на покупку продуктов питания в определенных магазинах.
Воспользоваться перечисленными преимуществами могут не только пенсионеры, но и люди предпенсионного возраста (женщины 55 лет, мужчины 60 лет).
Звание «Ветерана труда» будет присуждаться по новым правилам
Оплата «коммуналки» — весомая статья расходов для любого собственника жилья, а тем более для ветерана, единственным доходом которого зачастую является пенсия. Ветеранам труда согласно действующему законодательству предоставляется пятидесятипроцентная компенсация платы за услуги ЖКХ, причем в услуги, оплата которых компенсируется, включена и услуга по вывозу мусора.
Помимо этого, некоторые субъекты Федерации предоставляют своим ветеранам труда льготы и по взносам на капитальный ремонт. Так, к примеру, в столице и Московской области для этих взносов также предусмотрена пятидесятипроцентная компенсация. В регионах могут быть установлены свои величины компенсации, однако, в каких-то из них компенсации могут и вовсе отсутствовать.
Отметим, что сумма возмещения рассчитывается исходя не из суммы, фактически начисленной ветерану за коммунальные услуги, а по установленным в регионе нормативам.
То есть в реальности компенсация может составлять гораздо меньше 50% от уплаченной за коммуналку суммы, если эта сумма превышает установленный норматив.
До конца прошлого года для того, чтобы подтвердить право на льготу (вне зависимости от того, получал ли ветеран компенсацию впервые или продлевал ее), все потребители коммунальных услуг должны были предоставлять справки об отсутствии задолженностей по оплате услуг. Справки нужно было получать самостоятельно в управляющей компании, после чего предъявлять их органам социальной защиты. Если были долги — льгота снималась.
Вступившие в силу поправки в статью 160 Жилищного кодекса РФ оговаривают обязанность уже не самих ветеранов труда, а органов соцзащиты запрашивать сведения о наличии у получателя льготы задолженности по оплате ЖКУ в порядке межведомственного взаимодействия.
Таким образом, требование предоставить справку с января 2021 года является незаконным.
Помимо этого, теперь лишиться права на получение компенсации можно только в случае:
- если задолженность у ветерана образовалась в последние три года;
- и если суд вынес решение о взыскании с него этой задолженности, и это решение вступило в законную силу.
С 2021 года в большинстве регионов РФ повышается размер ЕДВ для ветеранов труда. В среднем повышение составляет от 3,5 до 4 процентов.
Так, для московских ветеранов выплата составит 1096 рублей в месяц, а в северной столице они будут получать по 979 рублей. Размеры выплат устанавливаются регионами самостоятельно и могут значительно отличаться от установленного в Москве.
В большинстве регионов для получения льгот ветеран труда должен иметь определенный доход. При превышении этого дохода право на льготу ветеран теряет. В Санкт-Петербурге, Московской области и Челябинской области этот уровень значения не имеет, а в Москве он равен 1,8 миллиона рублей в год, то есть настолько высок, что ветеранами почти не ощущается.
А вот в других регионах этот уровень — так называемый критерий нуждаемости, может быть гораздо меньше в силу того, что регионы обладают правом устанавливать его самостоятельно.
В 2021 году предельный уровень доходов также был проиндексирован. В связи с этим ветеранам труда стоит проверить, не «выпали» ли они из числа тех, кому положена льгота.
Это в среднем плюс 1 тысяча рублей к пенсионному ветеранскому пособию. Перерасчет осуществляется 1 января, а не 1 февраля, как индексация по другим видам выплат. Увеличенные пенсии получат не все, а только неработающие. Трудоустроенным надбавка не положена, но в случае, если они отойдут от дел, то получат повышенную пенсию через 3 месяца. В ней будут учтены все пропущенные индексации.
ФЗ «О ветеранах» от 12 января 1995 г. №5-ФЗ (с последующими дополнениями и изменениями) предусмотривает два статуса:
- федеральный;
- региональный.
Льготы ветеранам труда в 2021 году зависят от этого статуса. Разница между ними заключается в том, что федеральный статус предоставляет социальные привилегии по всей территории Российской Федерации. Региональный – только в границах конкретного административного округа. При смене места жительства и переезде в другую область или край его обладатели теряют все льготы.
Для их восстановления необходимо снова собирать пакет документов, обращаться в органы социальной защиты по месту жительства и повторно получать ветеранский статус.