Закон о недрах 2021 скважина

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Закон о недрах 2021 скважина». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Закон о скважинах на воду затрагивает те садоводческие товарищества и крестьянско-фермерские хозяйства, где обустроена артезианская скважина с водонапорной башней и водопроводными инженерными сетями.

В законе разграничены понятия коммерческого использования скважин и колодцев для бытовых нужд.

Узаконить колодец придется, если:

  • Вода используется для производства товаров.
  • Допускаются отчуждение, передача или продажа воды третьим лицам.

Нарушителей этих требований первоначально предупредят, затем вынесут предписание о необходимости регистрации водоносной скважины. В случае, если владелец проигнорирует требования закона, обяжут ликвидировать источник за счет собственных средств.

Закон о скважинах на воду в частном доме и на даче 2021

Обязательное получение лицензии на артезианскую скважину вводится с 2020 года. До этого времени зарегистрировать ее можно в добровольном порядке. Такое право у владельцев есть.

И лучше заранее начать процедуру подготовки необходимой документации. Зарегистрироваться заблаговременно стоит уже потому, что с 2020 года придется платить госпошлину. Предварительно размер составит 7500 рублей.

Штрафы за незаконное пользование недрами – до миллиона рублей для юридических лиц. Поэтому с оформлением документации нужно поторопиться.

Чтобы получить разрешение на бурение скважины, необходим пакет документов, в который входят:

  • Технический паспорт установленного образца.
  • Проведение геофизических исследований.
  • Санитарно-эпидемиологическое заключение.
  • Анализ воды (бактериологический, химический, радиационный).

Необходимо сделать предварительный расчет потребления воды и согласовать в Федеральном агентстве водных ресурсов.

Новый Закон о недрах гласит (ст.19), что в личных целях можно использовать только воду из первого водоносного песчаного пласта. Она не используется в промышленных целях и для нужд центрального водоснабжения. На балансе (учете) у государства стоят только воды второго и третьего пласта.

В новых правилах пользования подземными водами говорится, что землепользователи и землевладельцы в пределах собственного участка имеют право:

  • Использовать для бытовых нужд распространенные полезные ископаемые, в том числе и воду.
  • Потреблять подземные воды в объеме не более 100 м3 в сутки.
  • Глубина пробуренной скважины или колодца при этом не должна превышать 30 метров.

Закон о скважинах на воду затрагивает те садоводческие товарищества и крестьянско-фермерские хозяйства, где обустроена артезианская скважина с водонапорной башней и водопроводными инженерными сетями.

В законе разграничены понятия коммерческого использования скважин и колодцев для бытовых нужд.

  • Вода используется для производства товаров.
  • Допускаются отчуждение, передача или продажа воды третьим лицам.

Обязательное получение лицензии на артезианскую скважину вводится с 2021 года. До этого времени зарегистрировать ее можно в добровольном порядке. Такое право у владельцев есть.

И лучше заранее начать процедуру подготовки необходимой документации. Зарегистрироваться заблаговременно стоит уже потому, что с 2021 года придется платить госпошлину. Предварительно размер составит 7500 рублей.

Штрафы за незаконное пользование недрами – до миллиона рублей для юридических лиц. Поэтому с оформлением документации нужно поторопиться.

Действительно, с 1 января 2021 году вступил в силу закон, по которому нужно оформлять лицензию на скважину на территории СНТ и ОНТ. Дело в том, что согласно ФЗ «О недрах», подземные воды — собственность государства. Соответственно, чтобы получить право пользования ресурсом, нужно получить лицензию.

Какие конкретно скважины нужно лицензировать? Лишь те, что состоят исключительно в общем пользовании, принадлежат товариществу и осуществляют водоснабжение СНТ через инженерные сети. Личные скважины на собственных участках лицензировать не нужно.

Лицензированием должны заниматься председатели СНТ. Именно они и должны собирать пакет документов и оформлять лицензию в Министерстве природных ресурсов и экологии или через МФЦ.

Конечно же это дело не бесплатное. Госпошлина на оформление составляет 7500 рублей (до 31 декабря 2019 года пошлина была отменена, процесс был бесплатный, кто не успел, тот опоздал).

Соответственно, как я понимаю, дальше эта сумма будет делиться на собственников участков в садоводстве.

Налог на воду с 2021 года коснется всех субъектов РФ. В настоящее время информация в сети о вводе данного налога, в частности об учреждении порядка получения лицензии, публикуется для жителей некоторых регионов страны, таких как республика Башкортостан и Курганская область.

Надо полагать, к середине лета власти других регионов четко обозначат необходимость в приобретении лицензии и информация об этом появится на муниципальных интернет-площадках или в новостных телепрограммах.

В одном из интервью председатель курганского отделения Союза садоводов свидетельствует, что вопреки активному информированию населения области о налоге на воду, граждане неохотно приобретают лицензии. Вероятно, люди ещё не осознали неизбежности ввода данного налога и надеются уклониться финансовых затрат.

Заинтересованным в вопросе необходимости покупать право пользоваться подземными водами гражданам нужно основательно разобраться с положениями закона «О недрах», мы облегчим эту задачу и далее сразу ответим на самые актуальные вопросы.

Некоммерческие организации, созданные гражданами для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства – тоже будут обязаны приобретать лицензию и оплачивать использованные кубометры воды. Конечно, придется устанавливать водоизмерительные приборы, что также повлечет финансовые затраты.

Обратите внимание! Платить налог на воду придется садовым товариществам и прочим объединениям, которые используют природный ресурс для наполнения цистерн и обеспечения системы водопровода с целью предоставления возможности гражданам поливать свои участки.

Лицензия на подземные воды, налоги и штрафы с 2021 года

Владельцы участков со скважинами, которые входят в садоводческое некоммерческое товарищество, часто интересуются попадают ли они под нововведения.

Отвечаем: Да.

Членство в СНТ формально не предоставляет никаких привилегий. Собственники таких участков обязаны оформить бурение и использование скважин на воду. Лицензии выдаются уполномоченной организацией в соответствующем порядке с предоставлением всей необходимой документации.

Изменения в ФЗ «О недрах», в отличие от прошлых правок, чётко оговорили условия, при которых добыча воды на участке потребует лицензии. В начале 2015 года информация о новом регламенте строительства и штрафах, предусмотренных за нарушения закона, взволновали население – это было связано с высокой стоимостью самого лицензирования и жестокими требованиями к пользованию скважиной, невыполнимыми в пределах дачного участка.

Вопрос был разъяснён Министерством Экологии. Орган уточнил, что новые правила направлены больше на лиц, добывающих воды в больших объёмах или в коммерческих целях. Статья 19 ФЗ «О недрах» чётко определяет условия, при которых лицензирование не потребуется:

  • Ресурс, добываемый из скважины, используется только для нужд собственника участка и не предназначен для какой-либо коммерческой деятельности. В реальности, этот пункт вводит ограничения не только для начинающих предпринимателей и общественных товариществ, но и для личных источников, которыми пользуется владелец вместе с соседями (предоставляет им бесплатный доступ, увеличивая объёмы потребления).
  • В течение дня выкачивается не более 100 м³ воды.

Закон о скважинах в частном доме затрагивает и артезианские скважины. Такая вода считается более полезной, но добывать её стоит согласно регламенту. Артезианский слой залегает гораздо ниже уровня грунтовых вод – придётся углубиться на 20-200 метров под почву, чтобы добраться до пород известняка.

Любой такой источник подвергается обязательному лицензированию, даже если он предназначен для личного пользования (нарушается одно из условий пользования – глубина скважин не более 5 метров). Дело ещё и в том, что известняковые водоносные слои при наличии месторождения учитываются на балансе государства. Потому у владельца частного участка не получится бесплатно выкачивать артезианскую воды для личного пользования.

Многие хозяева садовых домиков и коттеджей устанавливают септик для очистки воды. Септик — это система, в которой проводится механическая, химическая и биологическая очистка стоков. Прошедшая сквозь септик вода очищается дочиста (глубина очистки до 98%).

Чтобы установить септик на участке, нужно получение разрешения. Септик представляет угрозу для экологии. Если он установлен неправильно, это может привести к загрязнению почвы и водоносных слоев.

В названии септик может быть аббревиатура ПР. Это означает, что очищенная дочиста вода сбрасывается принудительно. Для ПР сброса используется дренажный насос. Очищенную до глубины 98% воду можно сбрасывать в грунт в ПР режиме.

Если произойдет утечка неочищенной дочиста воды, это чревато ущербом для экологии. Следует согласовать проект установки, чтобы уменьшить риски.

Если место добычи не соответствует требованиям, то его придётся лицензировать, независимо от цели оборудования скважины. Процедура осложняется тем, что отработанной и быстрой системы для физических лиц разработано не было. В результате, владельцам участка приходится тратить до нескольких месяцев (для получения кадастровой регистрации, лицензии, оформления документов).

Стоимость лицензии также не радует – с учётом всех работ по переработке территории согласно требованиям санитарных норм, расходов на сбор и документов оформление скважины, может потребоваться от 500 000 до 1 000 000 рублей.

Если владелец решил ускорить процедуры выдачи разрешения, то он обращается к квалифицированным компаниями. Организации работают в каждом регионе – их работа заключается в том, чтобы оформить лицензию, являясь представителем собственника участка. Благодаря связям, налаженной схеме, процедура ускоряется в разы. Однако услуги компания удорожают и без того недешёвую лицензию.

Если кто-то подумал, что на этом все бумажные приключения заканчиваются, то он поторопился. Ведь готовую скважину ещё необходимо зарегистрировать, Ей присвоят индивидуальный кадастровый номер. Геологическую экспертизу готовой скважины проводят сотрудники Департамента недропользования.

Теперь нужно обустроить санитарную зону, о которой уже шла речь выше, и произвести анализ подземной воды силами специалистов Роспотребнадзора. Цель анализа состоит в определении, можно ли полученную воду использовать только для технических нужд или её разрешено употреблять и в пищу. По итогам анализа вы получите заключение и возможность спокойно эксплуатировать скважину.

Колодцы и грунтовые заборные колонки находятся на глубине до 5-20 метров – они являются условно бесплатными источниками. Однако, чтобы полностью понимать, что владельцу скважины не будет выписан штраф, нужно проводить гидрологическое исследование территории. Самостоятельно провести оценку не получится (потребуются согласование: предоставление технической документации, проектов, разрешений и лицензий).

Если скважины не признается артезианской, то воду можно пить без уплаты налога. Если нет – собственнику придётся установить счётчик и снимать показания расхода потребления. Налог зависит от объёмов и региона.

Согласно законодательству далеко не все пользователи природной воды должны оформлять лицензию. Рассмотрим, кому придется ее оформить.

Лицензирование должно быть проведено в том случае, если вода будет использоваться для получения выгоды. То есть если вода идет на продажу, то лицензия обязательна

Если забор воды осуществляется на достаточной глубине, чтобы скважина наполнялась артезианской водой. То есть вода в скважину должна поступать из горизонта в известняке, который находится на балансе государства

Лицензию следует оформить, если потребление воды большое, более 100 кубометров в сутки

Эти критерии касаются как физических, так и юридических лиц. Причем, пакет документов, который необходимо будет собрать для каждой категории потребителей, различается.

Статья 19 закона «О недрах» четко определяет, что собственники частных домов и земли могут использовать воду только с песчаного горизонта. Такой горизонт не используется для забора воды на нужды централизованного водоснабжения и не учитывается на балансе государства.

Выделяют несколько разновидностей скважин:

Колодцы. Их глубина до 5 метров

Скважины, глубина которых от 5 до 30 метров. Согласно статье 10 закона «О недрах», срок использования таких скважин до 25 лет. Такие скважины называют «на песок»

Артезианские скважины глубиной 20-1000 метров. Вода в них попадает из горизонта в известняке. Срок их использования до 50 лет. Такие скважины могут использовать СНТ

Промышленные скважины бурятся на глубину от 300 до 1000 метров

Для колодцев и скважин «на песок» лицензия не требуется. А вот для артезианских и промышленных скважин придется оформлять лицензию.

Нужно учитывать тот факт, что глубина залегания известняка может быть разной в разных местностях. Например, в Московской области известняк находится на глубине менее 20 метров. Поэтому в этих районах лицензия нужна на каждую скважину.

Лицензия для садоводческих товариществ

Садоводческие товарищества – особый тип организаций. Тем не менее, в последнее время изменения законодательства все чаще касаются и их.

Все понимают, что СНТ без воды существовать не может. На текущий момент в целях обеспечения членов товарищества водой, во многих СНТ устроены централизованные скважины. Вода из этих скважин скапливается в водонапорной башне, а потом вода по системе коммуникаций подается на каждый отдельно взятый участок. Для таких товариществ с 1 января 2020 года наступила обязанность по оформлению лицензии на такую скважину.

ВАЖНО! До конца 2020 года для СНТ предусмотрена определенная льгота – они могут оформить лицензию на подземные воды без уплаты госпошлины

С наступлением 2020 года, согласно пункту 1 статьи 333.33 НК РФ, для оформления лицензии потребуется заплатить госпошлину в размере 7500 рублей.

Для того чтобы получить лицензию, нужно подать документы в местный орган министерства природных ресурсов.

При этом потребуются следующие документы:

  • Паспорт руководителя СНТ
  • Учредительные и регистрационные документы СНТ
  • Схема, на которой видно расположение скважины
  • Предложение о том, как будет использоваться вода

Лицензия выдается сроком на 25 лет.

Процесс получения лицензии сложен и занимает много времени. Перед тем, как собирать документы на оформление лицензии, нужно провести подготовительные мероприятия:

Разработать технический паспорт на скважину

Провести геофизические исследования

Участок должен быть обследован санэпидемстанцией. По результатам обследования выдается заключение

Необходимо провести полный анализ воды. Проверяются бактериологические, химические и радиационные показатели воды

После проведения буровых работ проводится анализ соответствия воды планируемому потреблению

Только получив все необходимые документы по результатам проведения вышеназванных мероприятий, можно собирать остальные документы для подачи в лицензирующий орган.

Документы, необходимые для получения лицензии

Как известно, скважина может принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. В связи с этим подаются разные комплекты документов, в зависимости от того, кто является заявителем.

Пакет документов для физических лиц

– паспорт

– договор аренды или свидетельство о праве собственности на участок

– генеральный план застройки

– кадастровый план

– ситуационный план с объектами инфраструктуры

Пакет документов для юридических лиц

– заявка на получение лицензии. Она составляется на специальном бланке. Его форму можно найти в интернете

– карточка организации, где указаны основные данные о ней: название, адрес, телефон, банковские данные

– данные руководителя компании

– учредительные документы организации

– организация не должна иметь задолженности по платежам за ресурсы. Для подтверждения этого факта необходимо заказать в налоговой инспекции справку об отсутствии задолженности

Уже долгое время идут разговоры о том, что планируется ввести плату за пользование подземными водами. В августе 2020 года в этом вопросе поставлена точка – приняты поправки к закону «О недрах», которые определили как можно пользоваться подземными водами с 2020 года.

Документы предоставляются в виде ксерокопий. Однако оригиналы тоже необходимо иметь при себе.

Лицензия на скважину, которая, как правило, оформляется садовыми товариществами, а не физическими лицами обойдется в 7500 рублей.

Сами садоводы в большинстве случаев налог на подземную воду не платят, если у них не артезианская скважина. Таких сейчас практически нет. Думаю, что теперь товарищества просто увеличат размер взносов, чтобы покрыть свои расходы.

Налог на подземную воду из скважин актуален для собственников, если они соблюдают определенные правила.

Бесплатно использовать скважину можно:

  • в границах своего земельного участка;
  • не более 100 кубических метров в сутки;
  • если не «зарываться» глубже 5 метров, то есть выше водоносного горизонта, являющегося источником центрального водоснабжения.

При соблюдении указанных условий никаких платежей в казну вносить не надо. В случае отклонения от нормы потребуется заплатить не только за лицензию, но и следить за налогами. По экономическим районам источников воды ставки налога на подземную воду из скважины для физических лиц следующие (в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной из подземных водных объектов):

  • Северный от 378 до 384
  • Северо-Западный от 372 до 390
  • Центральный от 336 до 360
  • Волго-Вятский от 330 до 336
  • Центрально-Черноземный от 318 до 402
  • Поволжский от 342 до 420
  • Северо-Кавказский от 486 до 654
  • Уральский от 390 до 534
  • Западно-Сибирский от 330 до 342
  • Восточно-Сибирский от 306 до 678
  • Дальневосточный от 306 до 342
  • Калининградская область от 324 до 336

В соответствии с частью второй статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 24, ст. 3753), подпунктом 5.2.25 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47 ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635), приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта.

2. Признать утратившим силу:

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации России от 25 июня 2009 г. N 168 «Об утверждении Положения о порядке осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 сентября 2009 г., регистрационный N 14879);

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации России от 15 июля 2011 г. N 632 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 июня 2009 г. N 168 «Об утверждении Положения о порядке осуществления добычи подземных вод (для технологического обеспечения водой) для собственных нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, в границах предоставленных им горных отводов на основании утвержденного технического проекта» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 августа 2011 г., регистрационный N 21650).

3. Настоящий приказ вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.

Министр природных ресурсов
и экологии Российской Федерации
А.А. Козлов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 31 декабря 2020 г.

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с частью второй статьи 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 16, ст. 834; Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 24, ст. 3753) (далее — Закон Российской Федерации «О недрах»), подпунктом 5.2.25 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 47 ст. 6586; 2020, N 42, ст. 6635), и устанавливает порядок добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр на основании утвержденного технического проекта.

2. В соответствии с частью второй статьи 19.1 Закона Российской Федерации «О недрах» пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых, разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведку и добычу таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр имеют право на основании утвержденного технического проекта для собственных производственных и технологических нужд осуществлять добычу подземных вод.

3. Основанием для осуществления права пользования недрами с целью добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд является наличие у пользователя недр лицензии на пользование недрами с целью разведки и добычи полезных ископаемых или совмещенной лицензии с целью геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых, или лицензии с целью разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии с целью разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведки и добычи таких полезных ископаемых, и утвержденного технического проекта на добычу подземных вод.

4. Проектная документация на добычу подземных вод для собственных производственных и технологических нужд при осуществлении пользователями недр разведки и добычи иных видов полезных ископаемых или по совмещенной лицензии геологического изучения, разведки и добычи иных видов полезных ископаемых в границах предоставленных им участков недр, при разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых или по совмещенной лицензии разработке технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, разведке и добыче таких полезных ископаемых, в границах предоставленных им участков недр разрабатывается, согласовывается и утверждается в порядке, предусмотренном статьей 23.2 Закона Российской Федерации «О недрах».

5. Пользователь недр лично, почтовым отправлением или с использованием Портала недропользователей и геологических организаций «Личный кабинет недропользователя» на официальном сайте Федерального агентства по недропользованию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — Личный кабинет недропользователя) направляет учетную карточку буровой скважины на воду в территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр.

Учетная карточка буровой скважины на воду направляется пользователем недр не позднее 15 рабочих дней до дня осуществления добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд.

Рекомендуемый образец учетной карточки буровой скважины на воду приведен в приложении N 1 к настоящему Положению.

Рекомендуемый образец заполнения учетной карточки буровой скважины на воду приведен в приложении N 2 к настоящему Положению.

6. Территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр в течение 5 рабочих дней со дня поступления учетной карточки буровой скважины на воду осуществляет ее регистрацию и в электронном виде извещает пользователя недр об этом на адрес электронной почты, указанный в учетной карточке буровой скважины на воду. Пользователь недр вправе дополнительно получить извещение о регистрации учетной карточки буровой скважины на воду на бумажном носителе на основании заявления о получении указанного извещения на бумажном носителе.

7. При добыче подземных вод для собственных производственных и технологических нужд пользователи недр обязаны соблюдать требования по рациональному использованию и охране недр и требования по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами.

Не допускается превышение показателя среднегодового объема добычи подземных вод для собственных производственных и технологических нужд, установленном в технич��ском проекте на добычу подземных вод.

В заголовке учетной карточки буровой скважины на воду (далее — скважина) указывается наименование пользователя недр, номер скважины по техническому проекту (проектной документации).

В пункте 1 приводится наименование субъекта Российской Федерации.

В пункте 2 указывается местоположение скважины относительно водного объекта, населенного пункта, элементов рельефа (пойма реки, надпойменная терраса, склон долины, водораздел). Если есть сведения о макрорельефе участка, последние также приводятся в данном пункте в краткой форме.

В пункте 3 дается номенклатура листа топографической карты масштаба 1:200000, в пределах которого расположена скважина.

В пункте 4 записываются географические координаты северной широты и восточной долготы скважины с точностью до секунд.

В пункте 5 указывается абсолютная отметка устья скважины по данным инструментальной привязки. В тех случаях, когда сведения об абсолютной отметке устья скважины отсутствуют, последняя должна быть определена по топографической карте, о чем в этом же пункте учетной карточки делается соответствующая запись.

В пункте 6 указывается целевое назначение скважины (для технологического обеспечения объектов недропользования на месторождении) и приводятся сведения о состоянии скважины (рабочая, законсервирована, ликвидирована или затампонирована, заброшена).

В пункте 7 даются полное наименование организации, проводившей строительство скважины, и год выполнения работ.

В пункте 8 указывается полное наименование проектной документации, на основании которой составлена учетная карточка, и номер, присвоенный скважине в указанной документации.

В пункте 9 указывается место хранения проектной документации.

В пункте 10 приводится полная глубина скважины в метрах.

В пункте 11 указывается балансовая стоимость скважины в тыс. рублей.

В пункте 12 приводятся сведения о конструкции и оборудовании скважины: начальный и конечный диаметры, глубина обсадки, тип и размеры фильтра и водоподъемного устройства.

В пункте 13 в числителе указывается дебит (литры в секунду) каждого из опробованных водоносных горизонтов при всех понижениях уровня воды. Номер опробованного водоносного горизонта обозначается римской цифрой (I, II, III) и должен соответствовать номеру водоносного горизонта, указанному в пунктах 14 и 15 учетной карточки. Если скважиной вскрыт и опробован только один водоносный горизонт, то в пункте 13 его номер не указывается. Дебит из одного водоносного горизонта при откачке с различными понижениями уровня дается с цифровым индексом, обозначающим порядковый номер понижения (1, 2, 3). Если откачка выполнялась только при одном понижении уровня, то цифровой индекс не пишется.

Понижение уровня воды (метры), соответствующее приведенному дебиту, пишется в знаменателе. В пункте 13 приводится также удельный дебит (литры в секунду) и дата производства откачки (указывается в скобках).

Удельный дебит приводится только для откачек, выполненных при понижении уровня воды более 1 м.

При наличии данных повторных откачек, характеризующих дебиты этих откачек в различное время, эти данные также приводятся в пункте 13.

В пункте 14 во втором столбце приводится краткое литологическое описание вскрытых скважиной пород. При этом необходимо иметь в виду, что, если скважиной пройдены многолетнемерзлые породы, описание мерзлых и талых пород дается раздельно. В третьем столбце даются геологические индексы выделенных слоев. Индексы должны соответствовать принятой для данного района схеме стратиграфического расчленения и системе индексации, далее указывается мощность слоя и глубина залегания ее подошвы. В следующем (шестом) столбце в виде дроби приводятся порядковый номер водоносного горизонта (римская цифра в числителе) и глубина его залегания (знаменатель). Нумерация водоносных горизонтов производится сверху вниз по данной скважине. Глубина залегания водоносного горизонта дается в интервале от кровли до подошвы. В следующем (седьмом) столбце приводятся сведения о глубине появления воды в скважине. В последнем (восьмом) столбце указывается глубина установившегося уровня воды (от поверхности земли). В том случае, если уровень водоносного горизонта установился выше поверхности земли, это указывается знаком «+» у цифры, обозначающей превышение уровня воды над поверхностью земли у устья скважины. Если имеются данные повторных замеров уровня воды в скважине, характеризующие его изменения во времени, в восьмом столбце пункта 14 делается соответствующая запись.

В отдельных случаях, когда отведенного в карточке места для описания геологического разреза скважины оказывается недостаточно, в карточке делается дополнение на отдельном листе того же формата, в котором по форме пункта 14 выписываются все необходимые сведения, не уместившиеся на основном листке карточки. Дополнение подклеивается к корешку карточки (к полю для подшивки). На дополнительном листке делается надпись: «Продолжение описания геологического разреза к учетной карточке N___», в основной карточке в конце пункта 14 указывается: «см. продолжение».

В подпункте «а» пункта 15 вписываются все имеющиеся сведения о физических свойствах воды. Если описывается несколько водоносных горизонтов, то записи делаются с соответствующей нумерацией их (см. шестой столбец пункта 14).


Пользователи недр, осуществляющие разведку и добычу полезных ископаемых или по совмещенной лицензии их геологическое изучение, разведку и добычу, а также разработку технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в т. ч. по совмещенной лицензии, в границах предоставленных им участков недр вправе для собственных нужд добывать подземные воды. Обновлен порядок их добычи.

Основанием для этого является наличие соответствующих лицензий и утвержденного технического проекта. Также пользователь не позднее 15 рабочих дней до дня начала добычи подземных вод должен направить в территориальный фонд геологической информации учетную карточку буровой скважины на воду. Это можно сделать лично, почтовым отправлением или через личный кабинет недропользователя. Приведены форма учетной карточки и образец ее заполнения.

Ранее действовавший порядок добычи подземных вод признан утратившим силу.

Приказ вступает в силу 1 января 2021 г. и действует до 31 декабря 2026 г.

Законом закрепляется право на продление срока пользования недрами для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр в случае неполного извлечения запасов в границах предоставленного горного отвода. Данная норма позволит недропользователю, соблюдающему требования законодательства об охране и использовании недр, использовать ресурсы в полном объеме.

Вводится запрет (если иное не установлено Президентом) на пользование недрами в населенных пунктах, связанное с добычей рудных, нерудных, горючих полезных ископаемых, а также на использование иных ресурсов недр при условии, что такое ограничение установлено законодательными актами. «Такой подход направлен на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, их имущества и имущества, находящегося в собственности государства», — обратили внимание в Минприроды.

Также расширен перечень видов работ по геологическому изучению недр, подлежащих государственной регистрации. В их число вошли поисковые и разведочные работы на месторождениях подземных вод при бурении скважин глубиной, превышающей уровень залегания первого от земной поверхности напорного водоносного горизонта, проводимые для создания одиночных водозаборов. Данная норма позволит Минприроды в полной мере вести учет скважин, предназначенных для добычи подземных вод.

Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.

В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и иные федеральные законы.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Законом.

Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции». (в ред. Федерального закона от 10.02.99 N 32-ФЗ)

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами. (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

2. Часть исключена. (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий. (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий. (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Лицензия на подземные воды, налоги и штрафы с 2020 года

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Недра предоставляются в пользование для:

1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр; (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, размещения в пластах горных пород вод, образующихся у пользователей недр, осуществляющих разведку и добычу, а также первичную переработку калийных и магниевых солей; (в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ)

3.1) разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых; (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);

6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых. (в ред. Федеральных законов от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ)

Недра также могут предоставляться в пользование одновременно для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых и для разведки и добычи таких полезных ископаемых. Правительством Российской Федерации устанавливаются виды трудноизвлекаемых полезных ископаемых, в отношении которых право пользования участком недр может предоставляться для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых. (в ред. Федерального закона от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

В соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, для разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр. (в ред. Федеральных законов от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ)

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части. (в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 408-ФЗ)

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются при предоставлении недр в пользование.

При предоставлении участка недр в пользование в соответствии с соглашением о разделе продукции при поисках, разведке и добыче минерального сырья горный или геологический отвод оформляется в границах, определенных указанным соглашением. (в ред. Федеральных законов от 10.02.99 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ)

В целях обеспечения полноты геологического изучения, рационального использования и охраны недр границы участка недр, предоставленного в пользование, могут быть изменены. (в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 222-ФЗ)

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливаются Правительством Российской Федерации. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 28.12.2013 N 408-ФЗ)

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Пользование недрами на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи может быть частично или полностью запрещено в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде. (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Пользование недрами на особо охраняемых территориях производится в соответствии со статусом этих территорий.

ЗАКОН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О недрах

(в редакции Федерального закона от 3 марта 1995 года N 27-ФЗ)
(с изменениями на 8 декабря 2020 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:

Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.

В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и иные федеральные законы.

Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть в редакции, введенной в действие с 18 июля 2008 года Федеральным законом от 14 июля 2008 года N 118-ФЗ.

Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Законом.

Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции» (часть дополнительно включена с 17 февраля 1999 года Федеральным законом от 10 февраля 1999 года N 32-ФЗ).

Комментарий к статье 1

Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами (часть в редакции, введенной в действие с 31 августа 2004 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ.

Часть исключена с 13 января 2000 года Федеральным законом от 2 января 2000 года N 20-ФЗ.
____________________________________________________________________
Части третья и четвертая предыдущей редакции с 13 января 2000 года считаются соответственно частями второй и третьей настоящей редакции — Федеральный закон от 2 января 2000 года N 20-ФЗ.
____________________________________________________________________

Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.

Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.

Комментарий к статье 1_1

Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

Комментарий к статье 1_2

Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды (часть в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 309-ФЗ.

Комментарий к статье 2

В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.

Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.

К участкам недр федерального значения относятся участки недр:

1) содержащие месторождения урана, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, коренные месторождения алмазов, коренные (рудные) месторождения лития или коренные (рудные) месторождения металлов платиновой группы, с запасами, учтенными государственным балансом запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 7 сентября 2020 года Федеральным законом от 8 июня 2020 года N 179-ФЗ.

2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года месторождения:

с извлекаемыми запасами нефти от 70 миллионов тонн;

с запасами газа от 50 миллиардов кубических метров;

коренные (рудные) с запасами золота от 50 тонн;

с запасами меди от 500 тысяч тонн;

3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;

4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 279-ФЗ.

Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью второй настоящей статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей, если иное не установлено федеральным законом.
(Часть в редакции, введенной в действие с 4 июля 2016 года Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 279-ФЗ.

Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.

Минприроды рассказало о новациях в кодексе о недрах

В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.

Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.

Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.
(Статья дополнительно включена с 7 мая 2008 года Федеральным законом от 29 апреля 2008 года N 58-ФЗ)

Комментарий к статье 2_2

Дополнительная отсрочка была предусмотрена для того, чтобы садовые и огородные товарищества смогли привести в соответствие всю необходимую документацию, однако решить эту проблему полностью не удалось, подчеркнул в разговоре с «Известиями» председатель московского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз садоводов России» Юрий Шалыгалов.

В связи с новыми противопожарными правилами дачникам с этого года также необходимо производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и осуществлять покос травы. «Это правило касается не только собственников земельных участков, но и арендаторов. Такое требование введено в целях устранения пожароопасной ситуации в населенной местности. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана. Обратите внимание, что сейчас запрещено устраивать свалки отходов, в том числе горючих, на территориях общего пользования, которые прилегают к объектам, относящимся к имуществу общего пользования СНТ, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельхозназначения», — отметил Бугров.

Вышеназванные требования будут действовать до 2026 года, отметил юрист. По его словам, ответственность за нарушение требований предусматривает:

  • для граждан штраф в размере от 2 тыс. до 3 тыс. руб.;
  • для должностных лиц — от 6 тыс. до 15 тыс. руб.;
  • для юридических лиц — от 150 тыс. до 200 тыс. руб.

Введенная в 2019 году обязанность садовых некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ (ОНТ) собирать членские взносы в виде безналичных перечислений в 2021 году может также обернуться административной и даже уголовной ответственностью. «Дело в том, что, несмотря на нововведение, многие продолжают платить наличными, а здесь уже возникает ответственность за незаконное обращение денежных средств», — пояснила Данильченко.

Бурение, регистрация и лицензирование скважин регулируется Законом РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах». К дополнительным законодательным документам можно отнести:

  • Постановление Верховного Совета РФ от 15.07.1992 № 3314-1 «Положения о порядке лицензирования пользования недрами»;
  • Инструкцию Комитета по недрам от 14.04.1994 «По применению «Положения о порядке лицензирования пользования недрами» к участкам недр, предоставляемым для добычи подземных вод, а также других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 26.05.1994 N 583).

Ответственность за нарушение законодательства в отношении водопользования предусмотрена статьей 7.3 КоАП РФ. Но она прописана только для тех, кто не оформил лицензию на пользование недрами.

Правила регистрации колодцев и скважин установлены Федеральным законом от 13

Дачникам напомнили о штрафах, которые можно получить по незнанию в 2021 году

Конкретного законодательного акта, разрешающего частному лицу бурить артезианскую скважину, нет. Но под давлением весомых аргументов отдел лицензирования может пойти вам навстречу. К уважительным причинам могут быть отнесены следующие:

  • поблизости отсутствуют какие-либо другие источники воды;
  • скважина фактически существует, пробурена она несколько лет назад, и этот факт необходимо узаконить.

С чего начать процесс оформления? Обращайтесь в отдел лицензирования, где вам должны будут дать разрешение на пользование недрами.

Когда владелец сталкивается с проблемой отсутствия воды на дачном участке, проблема может быть решена двумя способами:

  1. подключиться к основному водопроводу (при наличии);
  2. пробурить собственную скважину или выкопать колодец.

В первом случае проблем не будет – даже если вода в основном водопроводе из скважины, за ее регистрацией должно следить садовое общество

. Единственное, что надо сделать владельцу участка – это поговорить с главой товарищества и договориться о подключении к основному водопроводу. Стоимость подключения к основному водопроводу зависит от региона (в Московской области дороже, в регионах – дешевле), а также от необходимости проводить трубы и устанавливать дополнительное оборудование.

Если у садового общества или товарищества нет общего водопровода

, то владельцу участка ничего не остается, как бурить собственную скважину. И тут возникает множество вопросов: регистрация, лицензия, налоги и другие.

Всю информацию о регистрации и получении лицензии можно узнать в отделе Федеральной кадастровой палаты в регионе проживания или на официальном сайте.

Главное здесь то, что владельцу участка не нужно оформлять лицензию на пользование недрами только при соблюдении определенных условий:

  1. скважина должна быть малого диаметра;
  2. вода поступает из первого водоносного слоя земли;
  3. объем потребляемой воды не более 100 кубометров в сутки;
  4. вода используется исключительно для личных нужд.

Кроме того, законодатель ввел одно значимое ограничение: граждане не имеют право бурить и обустраивать артезианскую скважину

. Такое право закреплено только за организациями и садовыми обществами.

Глубина бурения устанавливается на местном уровне, она зависит от климатических условий и предполагаемого места скважины. Максимальная глубина колодца согласно статье 19 Закона «О недрах» не может превышать 5 метров или глубины, установленной в регионе

Чтобы вам разрешили произвести бурение, участок и само местоположение будущей скважины изначально должно отвечать ряду предъявляемых требований:

  • Никакие источники химического заражения не должны располагаться ближе, чем на триста метров от предполагаемого места нахождения скважины. Речь идёт о промышленных предприятиях, АЗС и прочих аналогичных объектах.
  • Ближе чем двести метров от скважины не могут находиться объекты-источники вероятной биологической угрозы: канализации, свалки мусора, могильники и т.д.
  • Ближе чем на 30 метров от скважины не могут быть ни дома, ни растения, ни прочие объекты жизнедеятельности человека.
  • Место предполагаемого бурения не должно располагаться над какими-либо инженерными коммуникациями.
  • Участок, где будет расположена скважина, необходимо обнести забором, а в окружающую её почву нельзя вносить никаких химических удобрений.

Все эти требования, которые кажутся довольно простыми, не так-то легко выполнить. Но, если они соблюдены, шансы на получение нужного разрешения многократно возрастают.

Организации, индивидуальные предприниматели и садовые общества имеют право использовать воду для предпринимательской деятельности, а также бурить более глубокие и большие в диаметре скважины. Но для этого им нужно получить лицензию на пользование недрами и зарегистрировать водозаборное сооружение в кадастровой палате

. В лицензии прописываются условия пользования недрами и срок действия данного права.

Стоит отметить, что если предприятие или садовое товарищество получило лицензию, то использовать его водозаборное сооружение можно только на платной основе.

Лицензию необходимо оформлять

Для получения лицензии от Министерства экологии и природных ресурсов организация должна подать заявление, собрать пакет документов и уплатить государственную пошлину. Документы могут быть составлены самостоятельно или через специализированную компанию.

Если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подаст документы, в которых содержатся ошибки или заполнит заявление неправильно, то Минприроды откажет в выдаче лицензии. В этом случае при повторной подаче заявления на оформление лицензии необходимо будет еще раз оплатить государственную пошлину

.

В заявлении указывается:

  • наименование организации или ФИО индивидуального предпринимателя;
  • юридический и фактический адреса заявителя;
  • контактный номер телефона;
  • заявляемый срок действия лицензии;
  • целевое назначение лицензии (геологическое изучение, добыча подземных вод, смешанная);
  • другая информация.

Перечень обязательных документов для оформления лицензии:

  1. уставные документы;
  2. финансовая отчетность за прошлый год;
  3. документы, подтверждающие полномочия заявителя (решение учредителей, приказ о назначении на должность генерального директора и дополнительные сведения о руководителе);
  4. свидетельство о праве собственности на землю, где будет располагаться скважина, и кадастровый паспорт;
  5. генплан с указанием месторасположения скважины.

В зависимости от вида лицензии дополнительно предоставляются документы

, указанные в таблице.

Лицензия на геологическое изучение Лицензия на добычу подземных вод Совмещенная лицензия
Паспорт скважины и другая техническая документация + +
Гидрогеологическое заключение + +
Договор со специализированной организацией на проведение работ + +
Оценка запасов подземных вод +
Проект зон санитарной охраны +
Санэпидемзаключение на вид деятельности +

Размер государственной пошлины за оформление лицензии на пользование подземными водами составляет 7 500 рублей

.

Срок рассмотрения заявок и выдачи лицензий – от 40 до 60 дней

.

Лицензия может быть аннулирована

при условии, что лицензиат нарушил нормы пользования недрами (загрязнение, бесконтрольное расходование, запущенное состояние водозаборного сооружения).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *