Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фз 255 с изменениями на 2021 год». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.
Содержание:
Если у вас есть трудовой договор, в случае болезни вам положено пособие.
Оно оформляется через работодателя. Безработные, занятые по гражданско-правовому договору и ИП без добровольного страхования его не получают.
Больничные — это просторечное название пособия по временной нетрудоспособности. Если за человека уплачиваются страховые взносы — обычно в рамках обязательного социального страхования, — то в период болезни государство компенсирует ему утраченный заработок.
Можно лечиться дома или в стационаре и получать деньги. При условии, что оформлен больничный лист.
Изменения в законодательстве об обязательном социальном страховании в 2021 году
При расчете среднего дневного заработка учитываются выплаты за два года до года начала болезни. Если больничный лист оформлен в 2021 году, на пособие влияет доход за 2019 и 2020 годы. Сумму выплат, облагаемых социальными взносами, нужно разделить на 730 — так получается средний дневной заработок.
Но есть предельная сумма для начисления взносов. Фактически она устанавливает максимальную сумму среднего дневного заработка. При любом размере зарплаты пособие за день все равно не превысит этот лимит.
Каждый год предельная сумма увеличивается: в 2018 году она составляла 815 000 Р, в 2019 — 865 000 Р, в 2020 — 912 000 Р.
С 2021 года проект «Прямые выплаты» распространяется на все регионы. Подключились и те, где эксперимент еще не действовал: Москва, Санкт-Петербург, Краснодарский и Пермский край, Московская, Свердловская и Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра.
Прямые выплаты — это когда пособие считает и платит не работодатель, а фонд социального страхования. То есть работник получает деньги напрямую из бюджета. Но подавать документы все равно нужно работодателю — теперь без заявления. Он передает их в ФСС, а там считают сумму и перечисляют ее на счет работника. Листок нетрудоспособности может быть бумажным или электронным.
За счет работодателя оплачиваются только первые три дня болезни самого работника. Но если он на карантине или сидит с болеющим ребенком, вся сумма — за счет бюджета.
Ранее в соответствии с пунктом 30 Положения, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6, размер пособия определялся в зависимости от продолжительности непрерывного трудового стажа. В соответствии с законом, размер пособия зависит от продолжительности страхового стажа, в который включаются периоды работы по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размер пособия по временной нетрудоспособности составляет: 100% среднего заработка для лиц, имеющих страховой стаж 8 и более лет; 80% — для лиц со страховым стажем от 5 до 8 лет и 60%, если страховой стаж составляет менее 5 лет. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100% среднего заработка, если она имеет страховой стаж более 6 месяцев, в противном случае размер пособия не должен превышать 1 МРОТ.
Устанавливается, что федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год определяется максимальный размер пособия по нетрудоспособности, а также пособия по беременности и родам.
Федеральный закон №255-ФЗ от 29 декабря 2021г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2021 года).
Статья 14 закона 255-ФЗ описывает порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также по уходу за ребенком, в частности:
- как определяется средний дневной заработок;
- когда пособие выплачивается в минимальном размере;
- в каких случаях имеется право на замену лет;
- какой период исключается из расчетного и т.п.
Изменения в Закон «Об обязательном социальном страховании»
Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» — N 255-ФЗ — специализируется на регулировании правоотношения в системе обязательного соц. страхования, когда возникают ситуации временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Регламентирует права и обязанности субъектов обязательного соц. страхования в связи с материнством и на случай временной нетрудоспособности. Определяет размеры, последовательность, условия обеспечения государственной денежной помощи по беременности и родам, повременной нетрудоспособности, по ежемесячным пособием по уходу за детьми, лицам, обязанным соц. страховаться на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольную образовательную организацию, или другого члена семьи, признанного в установленном «порядке» недееспособным;
1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее — заболевание или травма);
Большая часть всех корректировок в законе об обязательном и социальном страховании граждан Российской Федерации касается именно расчета заработных плат. В частности, отныне в эту сумму входит не только сама оплата за исполнение трудовых обязательств, но и все прочие вознаграждения, которые сотрудник получил на рабочем месте.
2.1. Застрахованным лицам, указанным в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
Федеральный закон 255 ФЗ с изменениями о социальном страховании регулирует сферу обеспечения пособиями в случаях временной нетрудоспособности, в связи с материнством. Он вступил в силу 29 декабря 2021 г., а 2021 год ознаменуется началом действия важных изменений. Для лучшего понимания 255 ФЗ может изучаться с комментариями.
В статье 15 закона об обязательном социальном страховании (255 ФЗ) указываются сроки выплаты денег при временной нетрудоспособности, беременности, родам, при уходе за малышом. Так 255-ФЗ с комментариями указывает, что начисление помощи производится, причем обязательно, в десятидневный срок с даты обращения человека с необходимыми документами. Если на момент обращения нет достаточных сведений о заработке человека за последние годы, то исчисление все равно проводится, но на основании имеющихся данных, с последующим перерасчетом.
В Федеральном законе №255 представлены права граждан обязательного страхования. Это относится к лицам, получившим производственную травму или ушедшим в декретный отпуск. При временной нетрудоспособности 255-ФЗ определяется порядок, размер и условия денежной компенсации. Зависит от вида пособия:
Федеральный закон №255 обеспечивает нетрудоспособных граждан пособиями, определяет условия для получения и рассчитывает размер денежных средств. К нетрудоспособным лицам относятся женщины в положении, которые получают денежную компенсацию по беременности и родам. Дополнительно они подлежат обязательному социальному страхованию по ФЗ-255.
Фз 255 с изменениями на 2021 год
Кто будет оплачивать больничные листы с 2021-го года? Пока все аспекты изменений и даты их внедрения не определены, поэтому, скорее всего, в начале года источники начислений останутся прежними. Но уже готовится законопроект, предполагающий нововведения.
Итак, в 2020-ом году, согласно третьей статье 255-ФЗ, принятого в декабре 2006 г., пособие в связи с временной нетрудоспособностью должно застрахованным гражданам (сотрудникам) выплачиваться страхователями (работодателями) и Фондом социального страхования (ФСС). Причем первые три дня больничного листа оплачивает именно организация, в которой гражданин трудится, а все остальные (начиная с четвертого) компенсирует ФСС.
Все субъекты хозяйствования в 2021 году будут передавать в ФСС заявления и подтверждающие документы от физлиц заказным письмом с описью. Срок подготовки – 5 дней. При численности работников свыше 25, в ведомство дополнительно нужно будет направлять реестр данных, необходимых для назначения и расчета всех видов пособий, включая больничных, в электронном виде. ФЗ-255 будет регулировать выплату помощи на погребение. Выплаты планируют осуществлять через работодателя умершего.
Для страхователей вводятся новые обязательства. Например, о направлении в 3-дневный срок в ФСС уведомления о прекращении права лица на получение пособия по уходу за ребенком. Также работодатели будут обязаны бесплатно консультировать граждан по вопросам обязательного соцстрахования.
Подача заявлений сотрудниками будет осуществляться через работодателей, а перечисление средств – через ФСС. Сроки предоставления документов остаются прежними. По больничным – не позднее 6 месяцев с момента завершения периода действия листа о временной нетрудоспособности. Если срок пропущен по уважительным причинам, то физлицо сможет получить пособие. Перечень таких обстоятельств определяет Минтруда.
Если в больничном листе обнаружены ошибки, то ФСС будет информировать о необходимости внесения исправлений либо работодателя, либо сотрудника. Кроме этого, для наемных работников и страхователей предусматривается ответственность за предоставление недостоверных данных, требуемых для выплаты пособия. Если подача ложной информации повлекла за собой перевод средств, виновные будут компенсировать ущерб, причиненный ФСС.
1. Гражданин имеет право подать заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка в любое время в течение трех лет со дня рождения ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 305-ФЗ.
2. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня рождения ребенка, если обращение за ее назначением последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется со дня обращения за ее назначением.
3. Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка назначается на срок до достижения ребенком возраста одного года. По истечении этого срока гражданин подает новое заявление о назначении указанной выплаты сначала на срок до достижения ребенком возраста двух лет, а затем на срок до достижения им возраста трех лет и представляет документы (копии документов, сведения), необходимые для ее назначения.
(Часть в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 305-ФЗ.
____________________________________________________________________
Действие второго предложения части 3 настоящей статьи приостановлено с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года включительно — см. пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 104-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 октября 2020 года N 345-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 года)).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
В период с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года включительно установлена ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка гражданам с детьми, достигшими в указанный период возраста одного года или двух лет, имеющим право на указанную выплату в соответствии с настоящим Федеральным законом, назначается без подачи такими гражданами заявлений, предусмотренных частью 3 настоящей статьи — см пункт 2 статьи 2 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 104-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 октября 2020 года N 345-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 года)).
____________________________________________________________________
4. Заявление о назначении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка подается гражданином по месту жительства (пребывания) или фактического проживания в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 мая 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 92-ФЗ.
1. Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по назначению и осуществлению ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 мая 2020 года Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 147-ФЗ.
2. Полномочия, осуществление которых передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, могут передаваться законами субъектов Российской Федерации органам местного самоуправления либо организациям, которые находятся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
3. Средства на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета.
4. Объем средств, предусмотренных в федеральном бюджете в виде субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий, определяется на основании утвержденной Правительством Российской Федерации методики исходя из численности граждан, имеющих право на получение ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, и размера этой выплаты.
5. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
5_1. Плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, не взимается.
(Часть дополнительно включена с 8 января 2019 года Федеральным законом от 27 декабря 2018 года N 568-ФЗ)
6. Средства на реализацию переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
7. В случае использования указанных в части 3 настоящей статьи средств не по целевому назначению федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, вправе взыскать эти средства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
8. Контроль за расходованием указанных в части 3 настоящей статьи средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, и Счетной палатой Российской Федерации.
9. Контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственный власти субъектов Российской Федерации переданных в соответствии с частью 1 настоящей статьи полномочий осуществляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда и социальной защиты населения, в соответствии с порядком, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и с правилами, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
(Часть в редакции, введенной в действие с 5 мая 2020 года Федеральным законом от 24 апреля 2020 года N 147-ФЗ.
1. Граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, обязаны извещать соответственно органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации об изменении места жительства (пребывания) или фактического проживания, а также о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в месячный срок.
(Часть в редакции, введенной в действие с 12 мая 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 92-ФЗ.
2. Граждане, получающие ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка, несут ответственность за достоверность и своевременность представления сведений о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления указанной выплаты, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
____________________________________________________________________
Действие статьи 5 настоящего Федерального закона приостановлено с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года включительно — см. пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 1 апреля 2020 года N 104-ФЗ (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 27 октября 2020 года N 345-ФЗ, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2020 года)).
____________________________________________________________________
1. Осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка прекращается:
1) при достижении ребенком возраста трех лет — со дня, следующего за днем исполнения ребенку трех лет;
(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2020 года Федеральным законом от 2 августа 2019 года N 305-ФЗ.
2) в случае переезда гражданина, получающего указанную выплату, на постоянное место жительства в другой субъект Российской Федерации — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации извещены об изменении места жительства;
3) в случае отказа от получения указанной выплаты — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором назначившими указанную выплату органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено соответствующее заявление;
4) в случае смерти ребенка, с рождением (усыновлением) которого у гражданина возникло право на получение указанной выплаты, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть ребенка;
5) в случае смерти гражданина, получающего указанную выплату, объявления его в установленном законодательством Российской Федерации порядке умершим или признания его безвестно отсутствующим, а также в случае лишения гражданина, получающего указанную выплату, родительских прав — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступила смерть данного гражданина либо вступило в законную силу решение суда об объявлении его умершим, или о признании его безвестно отсутствующим, или о лишении его родительских прав;
6) в случае использования средств материнского (семейного) капитала в полном объеме.
2. Возобновление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка осуществляется в случае:
1) отмены решения суда об объявлении гражданина, получающего указанную выплату, умершим, или о признании его безвестно отсутствующим, или о лишении его родительских прав — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором вступило в законную силу решение суда;
2) подачи заявления о возобновлении указанной выплаты гражданином, отказавшимся от ее получения, — с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором в осуществляющие назначение указанной выплаты орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере социальной защиты населения, и (или) территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации поступило соответствующее заявление.
Информация о назначении и об осуществлении ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка в соответствии с настоящим Федеральным законом размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
(Статья дополнительно включена с 12 мая 2019 года Федеральным законом от 1 мая 2019 года N 92-ФЗ)
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2018 года.
Президент
Российской Федерации
В.Путин
Москва, Кремль
28 декабря 2017 года
N 418-ФЗ
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
(в ред. Федеральных законов от 09.02.2009 N 13-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 08.12.2010 N 343-ФЗ, от 25.02.2011 N 21-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 28.11.2011 N 339-ФЗ, от 03.12.2011 N 379-ФЗ, от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 05.04.2013 N 36-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 243-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 02.04.2014 N 59-ФЗ, от 28.06.2014 N 188-ФЗ, от 28.06.2014 N 192-ФЗ, от 21.07.2014 N 216-ФЗ, от 01.12.2014 N 406-ФЗ, от 01.12.2014 N 407-ФЗ, от 31.12.2014 N 495-ФЗ, от 29.12.2015 N 394-ФЗ, от 09.03.2016 N 55-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 01.05.2017 N 86-ФЗ, от 07.03.2018 N 56-ФЗ, от 27.06.2018 N 164-ФЗ, от 27.12.2018 N 536-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ, от 27.12.2019 N 486-ФЗ, от 08.06.2020 N 166-ФЗ, от 08.06.2020 N 175-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ, от 29.12.2020 N 478-ФЗ)
Принят
Государственной Думой
20 декабря 2006 года
Одобрен
Советом Федерации
27 декабря 2006 года
1. Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения, устанавливает права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 8, 9, 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». (в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 36-ФЗ)
1. Страхователи имеют право:
1) обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов;
2) бесплатно получать у страховщика информацию о нормативных правовых актах об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
3) обращаться в суд для защиты своих прав;
4) осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений (далее — справка о сумме заработка) для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, путем направления запроса в территориальный орган страховщика по форме и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования. (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ)
5) обжаловать ненормативные акты органов страховщика, принятые по результатам проверок страхователя, в вышестоящий орган страховщика в порядке, аналогичном порядку, установленному Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», или в суд. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
2. Страхователи обязаны:
1) зарегистрироваться в территориальном органе страховщика в случаях и порядке, которые установлены статьей 2.3 настоящего Федерального закона;
2) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации;
3) в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также выдавать застрахованному лицу в день прекращения работы (службы, иной деятельности) или по письменному заявлению застрахованного лица после прекращения работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя не позднее трех рабочих дней со дня подачи этого заявления справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы (службы, иной деятельности) или году обращения за справкой о сумме заработка, и текущий календарный год, на которую были начислены страховые взносы, и о количестве календарных дней, приходящихся в указанном периоде на периоды временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если на сохраняемую заработную плату за этот период страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации (за период по 31 декабря 2016 года включительно) и (или) в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (начиная с 1 января 2017 года), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не начислялись, по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования; (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
В связи с утратой силы Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ следует руководствоваться аналогичными нормами раздела XI Налогового кодекса РФ.
Изменения в 2021 году в части оплаты пособий соцстраха
Правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
1. Лица, указанные в части 3 статьи 2 настоящего Федерального закона, вступают в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством путем подачи заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства.
2. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачивают страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, исходя из стоимости страхового года, определяемой в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
3. Стоимость страхового года определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, минимального размера оплаты труда, определенного с учетом этих коэффициентов, и тарифа страховых взносов, установленного подпунктом 2 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации в части страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, увеличенное в 12 раз. (в ред. Федеральных законов от 29.12.2012 N 276-ФЗ, от 03.07.2016 N 250-ФЗ, от 29.12.2020 N 478-ФЗ)
4. Уплата страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
5. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, перечисляют страховые взносы на счета территориальных органов страховщика путем безналичных расчетов, либо путем внесения наличных денег в кредитную организацию, либо почтовым переводом.
6. Лица, добровольно вступившие в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, приобретают право на получение страхового обеспечения при условии уплаты ими в соответствии с частью 4 настоящей статьи страховых взносов в размере, определяемом в соответствии с частью 3 настоящей статьи, за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.
7. В случае, если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекратившимися.
8. Порядок уплаты страховых взносов лицами, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе порядок прекращения с ними правоотношений по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяется Правительством Российской Федерации.
1. Страхователи, указанные в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 1 части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей.
2. Сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями, указанными в части 1 статьи 2.1 настоящего Федерального закона, в Фонд социального страхования Российской Федерации, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации.
2.1. Если территориальный орган страховщика в соответствии с частью 4 статьи 13 настоящего Федерального закона произвел застрахованному лицу назначение и выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, то при получении застрахованным лицом от страхователя сумм указанных пособий в связи с прекращением обстоятельств, наличие которых явилось основанием для назначения и выплаты соответствующих пособий территориальным органом страховщика, сумма страховых взносов, подлежащих уплате таким страхователем в Фонд социального страхования Российской Федерации, не подлежит уменьшению на сумму произведенных страхователем расходов на выплату пособия застрахованному лицу, которому территориальный орган страховщика произвел выплату данного пособия. (в ред. Федерального закона от 29.12.2012 N 276-ФЗ)
3. Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
3.1. В случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган страховщика принимает решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения. (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 243-ФЗ)
4. При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 настоящего Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
4.1. Копия решения о выделении средств страхователю направляется территориальным органом страховщика в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения. Порядок и сроки направления указанной информации определяются соглашением об информационном обмене, заключенным между Фондом социального страхования Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
5. В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения.
6. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, или в суд. (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
Те регионы, которых не коснулся эксперимент, выплачивали пособия за счет соцстраха по так называемой зачетной схеме.
Это означает, что бухгалтерия сама рассчитывает и перечисляет пособия своим сотрудником. Впоследствии работодатель может возместить свои расходы, обратившись в ФСС. При наступлении страхового случая, например, болезнь работника, работодатель оплачивал ему больничный лист, а страховые взносы в ФСС РФ оплачивал уже за минусом понесенных расходов на выплату работнику пособий.
Работодатель-страхователь является своего рода посредником между работником и Фондом. Такая схема уже давно «вписалась» в нашу жизнь. У нее есть как противники, так и сторонники. Основной минус зачетной схемы заключается в том, что недобросовестные работодатели либо работодатели, у которых сложное финансовое положение, затягивали либо вовсе не выплачивали пособия. В этой ситуации страдал работник, который вынужден был защищать свои права в суде. А учитывая, что речь идет, в основном, о «детских» пособиях, невыплата пособий создавала социальную напряженность.
Прямая выплата исключает посредника и признана устранить проблему с задержками выплат. Поэтому прямой механизм выплат изначально планировался распространить на все регионы России.
Но при переходе на прямые выплаты возникает необходимость в дополнительных средствах в бюджете ФСС, ведь деньги нужно сразу выплачивать работникам. При этом заложенных денег в бюджет ФСС может и не хватить, если эпидемиологическая ситуация с коронавирусом затянется на продолжительное время. И мы опять можем столкнуться с задержками выплат.
Начиная с 2021 года, зачетная схема выплат за счет соцстраха, уйдет в прошлое. Все регионы России переходят на правила прямых выплат из Фонда. Для 8 регионов России — это будет новацией, остальные регионы уже принимали участие в эксперименте. Впервые с новыми правилами выплат столкнутся такие регионы, как Московская, Свердловская, Челябинская области, Краснодарский и Пермский край, Ханты-Мансийский автономный округ, г. Москва и г. Санкт-Петербург.
До конца 2020 года эти регионы еще выплачивают пособия по зачетной схеме, а с 2021 года переходят на прямые выплаты.
На практике это будет означать, что работники не будут получать выплаты от своих работодателей. Пособия работникам будут перечислять территориальные отделения ФСС РФ.
Работодатель по-прежнему начисляет страховые взносы в ФСС, но только не сможет уменьшать их на пособия, потому что сам их не будет выплачивать.
Соцстрах будет выплачивать работникам напрямую:
- пособие по больничным листам, начиная с четвертного дня;
Напомним, что первые три дня больничного оплачивает работодатель. Также ФСС будет напрямую выплачивать и больничные пособия в связи с несчастными случаями и профзаболеваниями, а также больничные по уходу за заболевшими членами семьи, ребенком.
- пособие за постановку на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет.
Только вышеперечисленные пособия будут выплачиваться напрямую из Фонда. По-прежнему, работодатель будет выплачивать сам работнику социальное пособие на погребение, дополнительные 4 дня по уходу за ребенком-инвалидом. А ФСС будет возмещать работодателю эти расходы путем возврата суммы на расчетный счет страхователя (п.1 Постановления № 294).
Для возмещения пособия на погребение компания должна передать заявление в Фонд. К заявлению прикладывается копия справки о смерти, выданной органами ЗАГСа.
Для возмещения оплаты «инвалидных» дней компания должна также передать заявление в Фонд и приложить заверенную копию приказа о предоставлении дополнительных выходных дней.
ФСС в течение 10 рабочих дней принимает решение о возмещении расходов и не позднее двух рабочих дней со дня его принятия перечисляет средства на расчетный счет компании.
Один раз в год – с 1 февраля, исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год, в соответствии с коэффициентом индексации, определяемым Правительством Российской Федерации, индексируются следующие виды выплат:
- по беременности и родам женщинам, уволенным при ликвидации;
- единовременное женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (до 12 недель);
- единовременное при рождении ребенка;
- минимальное и максимальное по уходу за ребенком до 1,5 лет уволенным при ликвидации, студентам и неработающим гражданам;
- единовременное при передаче ребенка на воспитание в семью;
- единовременное беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву;
- ежемесячное на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.
С 1 февраля 2021 года коэффициент индексации установлен в размере 1,049 (Постановление Правительства Российской Федерации №73 от 28 января 2021 года «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году»).
Право на единовременную выплату возникает у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации и являющихся родителями детей в возрасте до восьми лет. Ребенок на которого назначается выплата также должен иметь гражданство Российской Федерации.
Выплата в размере 5000 рублей положена на детей, рожденных с 18.12.2012 по 31.03.2021 года. Право на выплату получили не только семьи, у которых уже родились детки, но и те семьи, в которых ребенок родится по 31 марта 2021 года.
Подробнее о порядке подачи заявления и условиях назначения читайте в нашей статье 5000 на ребенка в возрасте от 0 до 8 лет.
Онлайн калькулятор: Пособие по беременности и родам в 2021 году
Пособие по беременности и родам выплачивается только работающим женщинам, студенткам очного отделения, женщинам, уволенным при ликвидации организации. Размер пособия по беременности и родам работающим женщинам зависит только от их заработка за два предыдущих года. И хотя данная выплата не подлежит ежегодной индексации, с 1 января 2021 года, размер её увеличен. Это связано с применением новой предельной величины базы для начисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Алгоритм расчета пособия по беременности и родам не изменился: выплата рассчитывается исходя из заработка за два календарных года предшествующих году, в котором наступил отпуск по беременности и родам. Так, если отпуск по беременности и родам наступает в 2021 году, то расчетным периодом будут 2020 и 2019 года.
Предельная величина базы для начисления страховых взносов в ФСС, которую необходимо учитывать при расчете пособия по беременности и родам в 2021 году, составляет:
- за 2020 год: 912 000 рублей.
- за 2019 год: 865 000 рублей;
Расчет максимального среднего дневного заработка для исчисления пособий по беременности и родам в 2021 году – (912 000 + 865 000)/730=2434,25. Следовательно, средний дневной заработок не может быть больше 2434,25 рублей.
Максимальное пособие по беременности и родам в 2021 году будет на 18 тысяч рублей больше и составит 340 795 рубль 00 копеек (максимальное пособие в 2020 году составляло – 322 191,80 р.).
Расчет max пособия = (912 000 + 865 000)/730 = 2434,25 р. * 140 дней = 340 795,00 р.
Минимальное пособие по беременности и родам в 2021 году увеличилось на 3048 руб и составляет 58878 рублей 40 копеек за 140 дней отпуска.
При наступлении отпуска по БиР с 1 января 2021 года женщине, у которой в два предыдущих года заработок отсутствовал или был очень маленький, пособие по беременности и родам исчисляется из минимального размера оплаты труда (МРОТ).
Минимальный размер оплаты труда (МРОТ) с 1 января 2021 года составляет 12792 рубля.
Расчет min пособия = (12792*24)/730=420,56 р. * 140 дней = 58 878,40 р.
Пособие назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.
Онлайн калькулятор: Кому положены пособия по БиР и за постановку в ЖК
Дополнительно к выплате по беременности и родам женщина может получить пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности. Для того чтобы его получить необходимо встать на учет в женской консультации (либо другой медицинской организации) до 12 недель беременности и представить работодателю справку об этом.
Выплата за раннюю постановку на учет подлежит ежегодной индексации с 1 февраля, следовательно, с 1 января 2021 года по 31 января 2021 года размер остаётся таким же, как и в 2020 году и составляет 675,15 рублей.
С 1 февраля 2021 года размер пособия за раннюю постановку на учет в ЖК составляет 708,23 руб. (Постановление Правительства Российской Федерации №73 от 28 января 2021 года «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году»)
Пособие за раннюю постановку на учет выплачивается одновременно с выплатой по беременности и родам, если справка о постановке на учет представляется одновременно с документами, необходимыми для получения пособия по беременности и родам; либо не позднее 10 дней с даты приема (регистрации) справки о постановке на учет в ранние сроки беременности, если указанная справка представлена позже.
Таким образом, если отпуск по беременности и родам наступает до 1 февраля 2021 года, то размер выплаты составит 675,15 рублей, если же отпуск по БиР наступает позже указанной даты, то женщина имеет право на получение проиндексированной выплаты.
Обзор изменений. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ
Единовременное пособие при рождении ребенка, а также при передаче ребенка на воспитание в семью ежегодно индексируется с 1 февраля, поэтому выплата с 1 января 2020 года по 31 января 2020 останется на прежнем уровне и составляет 18 004,12 рублей. В таком размере его выплачивают семьям, чьи дети родились до 1 февраля 2021 года.
С 1 февраля 2021 года размер единовременного пособия при рождении составляет 18 886,32 руб.
В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 137 566 рублей 14 копеек на каждого такого ребенка. С 1 февраля 2021 года размер составляет 144 306,88 руб.
В районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размеры пособий определяются с применением этих коэффициентов.
Онлайн калькулятор: Пособие по уходу
2021
Ежемесячное пособие на ребёнка до достижения им возраста 1,5 лет выплачивается в размере 40% от среднего заработка. Для неработающих лиц (домохозяек), студентов-очников, индивидуальных предпринимателей и работающим лицам с низким заработком ежемесячная выплата до 1,5 лет в 2021 году назначается в минимальном размере.
Минимальное пособие по уходу до 1 февраля 2021 года для неработающих (домохозяек), студентов-очников и ИП за первым ребенком, за вторым и последующими детьми составляет 6 752 р.
Ежемесячное по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим лицам назначается и выплачивается в случае неполучения ими пособия по безработице.
С 1 февраля 2021 года минимальные пособия по уходу будут проиндексированы, размер индексации установлен постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году». Размер пособия составляет за первым ребенком, за вторым и последующими детьми – 7 082,85 р.
Размер максимального пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет в 2021 году зависит от заработка мамы за два календарных года, но не более 27 984 рублей 66 копеек. В 2021 году размер составлял 29648 рублей 48 копеек.
Расчет max пособия = (912 000 + 865 000)/730 * 30,4 * 40% = 29 600,48
Пособие по уходу в повышенном размере смогут получать лица, чей отпуск по уходу за ребенком начался не ранее 1 января 2021 года, при условии, что заработок позволяет получать пособие в максимальном размере. Те лица, которые до указанной даты уже находятся в отпуске по уходу, будут получать назначенное им пособие без пересчета.
Чтобы получить пособие в новых размерах, лицо, осуществляющее уход должно прервать отпуск по уходу и оформить его снова в 2021 году с выплатой пособия. В данном случае это будет новый страховой случай и сумму пособия бухгалтеру придётся рассчитывать заново.
Максимальный размер, выплачиваемый органами социальной защиты населения женщинам, уволенным при ликвидации предприятия в 2021 году составляет 14 160 рубля 75 копеек.
АПК РФ
ГК РФ (часть I)
ГК РФ (часть II)
ГК РФ (часть III)
ГК РФ (часть IV)
ГПК РФ
ГрК РФ
Жилищный кодекс
КАС РФ
КоАП РФ
НК РФ (часть I)
НК РФ (часть II)
Семейный кодекс
ТК РФ
УИК РФ
УК РФ
УПК РФ
Бюджетный кодекс
Воздушный кодекс
Водный кодекс
Земельный кодекс
Лесной кодекс
Данный федеральный закон устанавливает и регулирует:
- правовые отношения в пределах обязательного социального страхования, возникающие при заболевании либо получении бытовой травмы, а так же в связи с материнством;
- участников правоотношений, их права и обязанности;
- виды предоставляемого пособия;
- условия, порядок исчисления и выплат пособий.
О 255 ФЗ в новой редакции 2020 с комментариями
Приоритетные задачи Федерального закона №255-ФЗ состоят:
- в обеспечении граждан обязательными социальными гарантиями;
- в урегулировании правоотношений, возникающих между сторонами в сфере обязательного социального страхования.
Общие положения
Настоящий закон основывается на Конституции РФ, федеральном законе № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» и иных законах.
Контроль над правильностью, полнотой и своевременностью начислений пособий обеспечивается законодательством РФ о налогах и сборах.
В законе определены основные понятия и случаи наступления страхования, ими являются:
- нетрудоспособность гражданина, вызванная временным заболеванием либо травмой, полученной в быту;
- беременность и роды;
- рождение;
- уход за ребенком до 1,5 лет;
- смерть застрахованного лица либо несовершеннолетнего члена его семьи.
Данный закон не распространяет свое действие на производственный травматизм и заболевания, полученные профессиональным путем.
Закон определяет следующие виды обеспечения социальной поддержкой:
- пособие на случай нетрудоспособности, вызванной заболеванием либо травмой, полученной в бытовых условиях;
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие за постановку на учет в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие в связи с рождением ребенка;
- пособие при уходе за ребенком до 1,5 лет;
- пособие на похороны.
Право на выплоту по больничному листку реализуется:
- при утрате трудоспособности, возникшей по причине заболевания или травмы;
- при уходе за болеющим родственником;
- при процедуре протезирования, проводимой по показаниям медицинского учреждения;
- при продолжении лечения в санаторно – курортных организациях по медицинским показаниям.
При наступлении указанных случаев, назначается и выплачивается пособие исключительно при наличии официального трудоустройства застрахованного лица.
Выплата денежных средств по больничному листку производится за весь период нетрудоспособности, кроме следующих исключений:
- инвалидам, имеющим соответствующее удостоверение, больничный лист оплачивается не более 4 месяцев подряд или в совокупности пяти месяцев за год. Данное исключение не распространяется на туберкулез;
- застрахованному лицу, имеющим трудовой договор сроком менее полугода, выплата производится лишь за 75 календарных дней, не более.
Сумма пособия исходит непосредственно от официального страхового стажа и исчисляется в процентном соотношении со средним заработком в указанном порядке:
- восемь лет и выше – сто процентов;
- от пяти до восьми лет – восемьдесят процентов;
- до пяти лет – шестьдесят процентов.
В статье 8 Федерального закона №255-ФЗ описаны основания, понижающие размеры выплат пособия:
- нарушение назначенного лечащим доктором режима;
- несвоевременная явка на врачебный осмотр в назначенный день;
- наступление заболевания или травмы, возникшее в состоянии опьянения — алкогольного, наркотического либо токсического.
По общим правилам:
- выдача больничного листа осуществляется медицинской организацией, в которой беременная женщина состоит на учете, при достижении 30 недель акушерского срока (28 недель при наличии двух и более плодов);
- выплата данного пособия является определенным гарантом социальной защищенности и поддержки для застрахованной женщины.
Начисление и выплата больничного по беременности и родам осуществляется единовременно, за весь период, в размере стопроцентного среднего заработка, полученного в течение двух лет до года наступления больничного.
Если же страховой стаж беременной женщины до 6 месяцев, выплату исчисляют по МРОТ.
Длительность отпуска по беременности и родам (измеряется в календарных днях):
- при беременности одним плодом – 140 дней (70 до, столько же после родов);
- при беременности двумя и более плодами – 194 дня (84 до, 110 после родов);
- при осложнениях, возникших в родовой деятельности – 16 дней, оформляются учреждениями родовспоможения отдельным больничным, являющимся продолжением к первичному больничному;
- при усыновлении одного или более ребенка возрастом до трех месяцев – со дня усыновления и в течение 70 дней, двух и более — 110 дней со дня рождения.
Все действия, связанные с выплатой пособия, осуществляются:
- работодателем застрахованного лица,
- на основании выданного ему листка временной нетрудоспособности,
- не превышающий 6 месяцев срок, со дня восстановления работоспособности.
Больничный лист выдается организацией, имеющей медицинской лицензию, в бумажной либо электронной форме. С согласия застрахованного лица электронный вариант размещается в операционной системе.
Исчисление пособия производится на основании справок формы 182н о полученных ранее доходах. Ответственность за их предоставление находится на застрахованном лице.
Выплаты производятся в полном размере из собственного бюджета страхователя, с последующим возмещением средств в ФСС, путем подачи установленной законом документации.
В ситуации, когда временная нетрудоспособность наступила не позднее тридцати дней с момента расторжения трудового договора, заболевший имеет право обратиться на последнее место работы для оплаты больничного листа.
Выплата пособия будет произведена в шестидесяти процентном размере от среднего заработка.
Расчет пособий ведется по среднему заработку, полученному застрахованным лицом в течение двух лет, перед годом, на который пришлась нетрудоспособности. Года берутся исключительно календарные.
Не имеет значения, у скольких работодателей в этот период трудился застрахованный. В расчет заносятся все предоставленные действительные справки.
При исчислении среднего заработка включаются все выплаты, премии и иные вознаграждения, за которые работодатель платил страховые взносы в территориальный ФСС.
Подсчитывается средний дневной заработок методом деления на 730 суммы общего начисленного в расчетном периоде.
Для оформления пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет потребуется предоставить:
- заявление в письменной форме на предоставление вышеуказанного пособия;
- свидетельство об усыновлении/рождении;
- справка с места занятости другого родителя свидетельствующая, что такой отпуск не использовался, пособие не назначалось и не выплачивалось.
При предоставлении застрахованным лицом страхователю листка нетрудоспособности, последний обязан в десятидневный срок произвести расчет и начисление пособия и включить выплату в ближайший по сроку день получения выплат на предприятии.
Федеральный закон №255 — ФЗ так же определяет и максимально допустимую сумму выплаты пособия, который ежегодно индексируется Правительством РФ.
Листок нетрудоспособности оплачивается за счет следующих источников:
- при заболевании или травме – 3 дня нетрудоспособности оплачивает работодатель из собственных средств, остальные истраченные средства возмещает у ФСС;
- при уходе за больным родственником, карантине самого застрахованного либо члена семьи, санаторно — курортном долечивании — 100 % оплата за счет ФСС.
Федеральный закон №255-ФЗ от 29 декабря 2006 г.
Как было упомянуто выше, Федеральный закон об обязательном соц. страховании на случай временной нетрудоспособности был принят в 2006 году в декабре. Он состоит из преамбулы, пяти глав и девятнадцати статей. Каждая статья в свою очередь состоит из пунктов.
Данный федеральный закон регулирует важнейшие положения в сфере социального страхования граждан российской федерации на тот случай, когда они считаются временно нетрудоспособными под влиянием различных жизненных обстоятельств. К таковым относятся:
- Материнство.
- Беременность.
- Рождение ребенка и др.
Регулированием данных правоотношений помимо вышеуказанного закона занимается Конституция РФ, иные федеральные законы, а также постановления Правительства РФ.
Последние в большинстве своем определяют размеры назначаемых социальных выплат и порядок их предоставления.
Страхователями в данной ситуации признаются работодатели – юридические лица, с которыми у застрахованного лица заключены трудовые договоры, ИП и физические лица.
Основным распределителем финансовых средств и одновременно страховщиком является фонд обязательного социального страхования (ФСС).
ОСС распространяется на всех граждан, проживающих на территории РФ. Нормы данного федерального закона относятся и к гражданам, которые не имеют работы. В этом случае деньги будут заимствованы напрямую из фонда обязательного социального страхования. Единственной разницей является то, что размер пособия в данной ситуации будет меньше.
Здесь закреплены основы финансового обеспечения процесса страхования. Здесь основным является бюджет фонда обязательного социального страхования. В исключительных ситуациях могут быть реализованы денежные средства, принадлежащие различным внебюджетным фондам, действующим на территории Российской Федерации.
Деньги полагаются:
- Застрахованным лицам, за которых взносы делает работодатель.
- Застрахованным лицам, которые самостоятельно за себя платят необходимые взносы.
Стоит отметить, что полагающиеся денежные средства должны быть выплачены с первого дня когда наступил тот или иной социальный риск, повлекший за собой временную нетрудоспособность.
В данной правовой норме описываются случаи, когда необходимо выплачивать пособие гражданам. К таковым относятся:
- Временная нетрудоспособность в связи с заболеванием.
- Уход за больным родственником (в том числе супругом, ребенком, родителями).
- Лечение на курорте или в стационаре и тому подобные ситуации.
Считается, что такие случаи временно лишают вас трудоспособности. Выплаты в этой ситуации производятся как в период осуществления трудовой деятельности, так и до одного месяца после расторжения трудового договора или контракта.
В данной статье более конкретно рассматриваются особенности выплаты пособия. Денежные средства должны быть выплачены за весь период, когда гражданин являлся нетрудоспособным, вплоть до его полнейшего восстановления. Если гражданин инвалид, то пособие ему может выплачиваться в период до полугода.
Особое внимание стоит уделить пособию, выплачиваемому в случае необходимости лечения в санатории. Здесь компенсируется не только сама временная нетрудоспособность, но и проезд до места лечения и обратно.
Пособие может выплачиваться и в ситуациях, когда трудоспособному гражданину необходимо ухаживать за больным членом семьи. Если это ребенок, то период нахождения на больничном зависит непосредственно от его возраста.