Льготы для сельхозпроизводителей в 2021 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Льготы для сельхозпроизводителей в 2021 году». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

  • АПК-органы управления
  • ветеринарные препараты, ветеринарные учреждения
  • ГСМ, биотопливо
  • корма, добавки для животных
  • оборудование для АПК, промышленное, весовое
  • обучение
  • сельхозпроизводители / сельхозпредприятия
  • сельхозтехника, запчасти
  • семена, посадочные материалы
  • средства защиты растений, удобрения
  • страхование
  • строительные материалы
  • финансовые учреждения
  • элеваторы, мелькомбинаты
  • Аграрные СМИ

Льготы по налогам для сельхозпроизводителей

  • Сельскохозяйственная продукция и сырье
  • Сельхоз техника
  • Сельскохозяйственная техника, оборудование, запчасти
  • Удобрения, агрохимия, семена, саженцы
  • Животные и птица
  • Услуги
  • Недвижимость
  • Работа
  • Знакомства
  • Разное
  • Тематические форумы
  • Форумы проекта
  • Правила форума

В целях снятия налоговой нагрузки с организаций и предпринимателей сельскохозяйственного сектора государством введен ряд льгот.

В частности, с/х производители освобождены от уплаты налога на транспорт в отношении тракторов, комбайнов, прочей специальной техники, которая используется в процессе производства с/х продукции.

Кроме того, сельхозпроизводители, признанные плательщиками ЕСХН, не уплачивают налог на имущество в отношении объектов, применяемых при производстве, обработке, реализации продукции.

Особенности предоставления налоговых льгот сельхозпроизводителям описаны ниже.

Изменения в законодательстве: что будет с бизнесом в 2021 году

С 2021 года расширяется перечень доходов физлиц, не подлежащих обложению страховыми взносами (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Указанный перечень дополняется денежными компенсациями, получаемыми подрядчиками и исполнителями от заказчиков в счет возмещения расходов, связанных с выполнением работ и оказанием услуг по договорам гражданско-правового характера.

Одновременно от страховых взносов освобождаются суммы, получаемые исполнителями по гражданско-правовым договорам, связанные с возмещением расходов на оплату жилых помещений (будущая редакция п. 1 ст. 422 НК РФ).

С 01.10.2021 налогоплательщики должны будут использовать новый электронный формат корректировочного счета-фактуры (приказ ФНС России от 12.10.2020 № ЕД-7-26/736). До этого времени допускается применение как нового электронного формата, так и формата, утв. приказом ФНС России от 13.04.2016 № ММВ-7-15/[email protected] Обновленный формат корректировочного счета-фактуры учитывает изменения в законодательстве, связанные в том числе с внедрением системы обязательной прослеживаемости товаров.

Новые формы реестра деклараций на товары для экспресс-грузов и реестра таможенных деклараций начинают применяться с 01.01.2021 (приказ ФНС России от 20.08.2020 № ЕД-7-15/[email protected]). Данные реестры представляются в налоговые органы для подтверждения обоснованности применения ставки НДС 0% при экспорте товаров.

На 2021 год продлевается действие налоговой льготы по НДС в отношении племенной животноводческой продукции (Федеральный закон от 23.11.2020 № 375-ФЗ). Соответственно, импорт, реализация и передача для собственных нужд племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов освобождаются от налогообложения НДС. Указанная льгота будет действовать до 31.12.2022.

С 01.01.2021 вступает в силу обновленная форма декларации по налогу на прибыль (приказ ФНС России от 11.09.2020 № ЕД-7-3/[email protected]). Новая форма должна применяться начиная с представления отчетности за 2020 год.

В обновленной форме из Титульного листа исключено поле «Зарегистрирована за №» и изменены штрихкоды и др.

Меры государственной поддержки – 2021

Для издательств и средств массовой информации (СМИ) с 01.01.2021 изменяются правила списания в расходы стоимости нереализованной печатной продукции (Федеральный закон от 15.10.2020 № 323-ФЗ).

Сейчас к прочим расходам для целей налога на прибыль издательствам и СМИ разрешается относить не более 10% стоимости вовремя не реализованного тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции. С нового года указанный лимит повышается до 30%.

С 2021 года для организаций отменяется обязанность по представлению в ИФНС налоговых деклараций по транспортному налогу (ст. 3 Федерального закона от 15.04.2019 № 63-ФЗ). Соответственно, представлять налоговые декларации за 2020 год уже не нужно.

При этом возможность приема деклараций, в том числе уточненных, за налоговые периоды ранее 2020 года сохраняется. В случае реорганизации организации налоговики также будут принимать уточненные налоговые декларации по транспортному налогу, если первоначально они были получены в течение 2020 года.

В связи с отменой декларации для организаций вводится обязанность по представлению в налоговые органы сообщения о наличии транспортных средств (Федеральный закон от 29.09.2019 № 325-ФЗ). Если организации не получат из ИФНС сообщения о рассчитанном налоге, они должны будут направить в инспекцию сообщение о наличии у них транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения. Сообщение представляется по форме, утв. приказом ФНС России от 25.02.2020 № ЕД-7-21/[email protected] Направить сообщение нужно в отношении каждого транспортного средства в срок до 31.12.2021.

Продлено применение пониженной ставки по НДС в размере 10 % для авиакомпаний при осуществлении внутренних воздушных перевозок.

Нулевая ставка останется для перелетов в Крым, Севастополь и обратно, Калининградскую область, Дальневосточный федеральный округ и обратно, а также тех маршрутов, которые не предусматривают вылетов и посадок в Москве и Московской области.

Со следующего года, помимо освобождения от НДС реализации долей в уставном (складочном) капитале организаций, не облагается НДС и продажа доли в праве собственности на общее имущество участников договора инвестиционного товарищества.

Льгота для сельхозпроизводителей

До конца 2021 года продлена льгота для сельхозпроизводителей при импорте племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, птицы и полученного от них семени и эмбрионов. Льгота применяется независимо от того, для каких целей ввезена продукция: для собственного потребления или для перепродажи.

В 2021 году возрастёт господдержка аграриев в России

С 01.07.2021 года вступают поправки, регулирующие систему прослеживаемости импортных товаров. Эта система создается для подтверждение законности оборота товаров в ЕАЭС, предотвращение ввоза на территорию РФ контрафактной продукции, повышение конкурентоспособности отечественных товаров, сокращение серого импорта.

Правительство РФ будет устанавливать перечень товаров, реализация которых попадет под систему прослеживания. Также будет разработан порядок предоставления сведений в налоговую инспекцию.

При реализации прослеживаемых товаров необходимо будет выставлять счета-фактуры, в том числе корректировочные, в электронной форме.

Предусмотрены исключения:

  • реализация товаров самозанятым гражданам, а также физлицам для личных, семейных, домашних и иных не связанных с предпринимательской деятельностью нужд;
  • реэкспорт;
  • реализация и перемещение товаров из РФ на территорию другого государства ЕАЭС.

Для этого в форму счета-фактуры добавят новые реквизиты:

  • регистрационный номер партии товара, подлежащего прослеживаемости;
  • количественная единица измерения товара, которая используется в целях прослеживаемости;
  • количество прослеживаемого товара.

При этом отсутствие (неуказание) этих реквизитов в счете-фактуре не повлечет отказа в вычете НДС у покупателя.

Ее уже нужно будет сдать за 4 квартал 2020 года. В декларацию по НДС внесены следующие изменения:

  • заменены штрихкоды,
  • с титульного листа удалена строка, в которой ранее отображалась информация о коде ОКВЭД,
  • в раздел 1 добавлены строки для сведений о защите и поощрении капиталовложений,
  • добавлены новые коды для безвозмездной передачи имущества для борьбы с COVID-19 или участия в исследовании Антарктиды,
  • введены коды по операциям реализации услуг в международных аэропортах и услуг по обращению с твердыми коммунальным отходами,
  • новые коды для IT-отрасли.

Как бизнес, фермерское хозяйство представляет собой зарегистрированное в соответствующих инстанциях объединение граждан РФ, которые:

  • Состоят в прямом и косвенном родстве между собой;
  • Совместно владеют землей, техникой, животными, сооружениями;
  • Лично участвуют в хозяйственной деятельности;
  • Совместно производят сельскохозяйственную продукцию.

В члены КФХ разрешается принимать совершеннолетних и дееспособных граждан. Также существуют другие ограничения на создание фермерского хозяйства с нуля — бизнес можно вести с привлечением членов максимум трех семей. В частности:

  • Фермер вправе приглашать в хозяйство родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, а также совершеннолетних детей и внуков;
  • Фермер может нанимать до пяти посторонних работников.

Финансовую помощь на развитие семейной фермы можно получить для реализации только одной бизнес идеи фермерского хозяйства. Таковой может быть разведение:

  • Мясных пород КРС;
  • Молочных пород КРС;
  • Лошадей;
  • Свиней и коз;
  • Кроликов;
  • Птицы;
  • Пчел.

Данный грант также предполагает целевое расходование. Государственные средства разрешается использовать для покрытия затрат, непосредственным образом связанных с обустройством и расширением семейной фермы:

  1. Проектирование строительства или модернизации фермы;
  2. Работы по строительству либо модернизации фермы;
  3. Строительство либо модернизацию строений, используемых для переработки продукции сельского хозяйства;
  4. Оснащение фермы или производственных строений техникой и оборудованием;
  5. Приобретение маточного поголовья животных.

Государственная поддержка развития крестьянских фермерских хозяйств предполагает контроль расходования средств. Получатель субсидии на обустройство и расширение фермы должен ежеквартально предоставлять в Министерство:

1. При разработке проекта и составлении сметы строительства фермы или сооружений для переработки продукции:

  • Заключенные с проектными организациями договоры;
  • Акты выполненных работ;
  • Платежные документы.

2. При строительстве либо модернизации помещений животноводческой фермы или объектов для переработки продукции:

  • Смету и проект строительства;
  • Договоры с подрядчиками;
  • Акты выполненных работ;
  • Накладные на закупку строительных материалов;
  • Платежные документы.

3. При покупке техники и оборудования для оснащения животноводческой фермы или сооружений для переработки продукции:

  • Договоры с поставщиками оборудования;
  • Накладные на отгрузку техники;
  • Акты выполненных пусконаладочных работ;
  • Платежные документы.

4. При покупке маточного поголовья продуктивных животных:

  • Договоры с поставщиками и питомниками;
  • Накладные на поставку поголовья;
  • Ветеринарные паспорта животных;
  • Платежные документы.

Как получить грант на развитие фермерского хозяйства в 2021 году

Без подробного бизнес-плана комиссия не примет документы КФХ на рассмотрение. Подготовить его несложно. В плане содержатся разделы, которые описывают:

  • данные о КФХ, в том числе сведения об организационной и правовой структуре;
  • размеры собственных средств и суммы инвестиций;
  • маркетинговый план;
  • окупаемость, размеры планируемого дохода и прибыли – финансовый план;
  • аналитические исследования – возможные риски, кризисные ситуации, пути их преодоления;
  • расчеты эффективности КФХ;
  • рекламные мероприятия и способы продвижения продукции.

Обязательные составные бизнес-плана:

  1. Резюме.
  2. Приложение.

В резюме обобщается информация, представленная в бизнес-плане, формируется вывод о перспективности КФХ и данные о том, чего можно достичь в ближайшее время.

Приложение содержит документацию, подтверждающую финансовый и аналитический разделы бизнес-плана.

Разрабатывая документ, разумно сделать ударение на реалистичность и оригинальность.

Если самостоятельно составить план развития бизнеса нет возможности, помогут сотрудники Центра занятости или специальных инкубаторов.

Пример

Выписка из финансового раздела бизнес-плана:

Издержки Сумма, тыс. руб.
Субсидия Собственные Всего
Покупка земли 271,00 120,00 391,00
Покупка строения для свинарника 520,00 230,00 750,00
Приобретение свиноматок 122,00 54,00 176,00
Закупка оборудования (холодильники, разделочная установка) 231,00 102,00 333,00
Итого 1144,00 506,00 1650,00

Величина субсидии для КФХ – не более 70% требуемых средств и в пределах 1,5 млн. руб. Поэтому собственных средств должно минимум 30%.

В 2021 г. деньги из госбюджета не станут выделяться единовременно общей суммой. КФХ заключает контракт с государством. Согласно такому соглашению средства для сельхозбизнеса поступают на протяжении года.

Контракт содержит данные о:

  • сумме выделенной субсидии;
  • видах отчетности и датах ее предоставления;
  • целевом назначении гранта;
  • порядке возврата выделенных сумм, если за истекший год их не удалось освоить;
  • ответственности за то, что пункты соглашения не соблюдены или нарушены.

Важно! Когда КФХ не сможет расходовать по назначению определенную сумму предоставленных средств, ему придется вернуть их в казну.

С 2017 г. субсидии облагаются подоходным налогом. Он вносится в казну уже после того, как транш получен.

Не исключается натуральная помощь государства КФХ. К примеру, в заявке указана цель предпринимателя – приобрести производственную линию или оборудование. Государство может ее поставить. Такой способ поддержки менее бюрократичен.

Вопрос 1. Где можно ознакомиться с программой субсидирования КФХ?

Ответ. Нужные сведения размещаются на официальном сайте Минсельхоза в соответствующей области или крае.

Вопрос 2. Какие организации могут подавать заявки на субсидирование?

Ответ. Претендовать на распределение субсидии вправе КФХ, индивидуальные подсобные хозяйства, организации, которые относятся к микропредприятиям. Перечень критериев, которым следует соответствовать – на сайте Минсельхоза.

Субсидия КФХ предоставляется ровно на один год. На протяжении всего этого периода государство материально поддерживает сельхозредпринимателя. В зависимости от способностей последнего бизнес или начинает развиваться и становиться перспективным, или демонстрирует несостоятельность. КФХ нужно очень постараться, чтобы не упустить такой отличный шанс, как материальная поддержка из госбюджета.

Предметом деятельности является сельскохозяйственная продукция. Хозяйство вправе ее производить, перерабатывать, хранить, перевозить и реализовывать по собственному усмотрению. КФХ может заниматься:

  1. животноводством;
  2. земледелием;
  3. полеводством;
  4. лесоводством и т.п.

Коллективное фермерское хозяйство вправе иметь в пользовании автомобильный транспорт. На нем можно перевозить грузы, необходимые для осуществления хозяйственной деятельности. Закон не запрещает транспортировать: корма; удобрения; семена; сырье; изготовленную продукцию; ГСМ; технику и запасные части; другие грузы, нужные для хозяйства.

Коллективное фермерское хозяйство считается отрытым со дня государственной регистрации. Только после постановки на налоговый учет оно получает правосубъектность и может осуществлять хозяйственную и иную законную деятельность. Правовая система допускает регистрацию КФХ в форме юридического лица, однако чаще всего его глава регистрируется в качестве индивидуального предпринимателя.

Для совершения регистрационных действий понадобится собрать пакет документов. Глава КФХ может лично подать бумаги в налоговую инспекцию по месту своей прописки. Это позволит избежать затрат на нотариальное удостоверение подписей.

В перечень документов, необходимых для проведения регистрации, входят:

  1. заявление формы р21002;
  2. соглашение о создании коллективного фермерского хозяйства;
  3. квитанция (чек) об оплате госпошлины;
  4. копия паспорта главы КФХ и оригинал для сверки;
  5. уведомление о переходе на выбранный режим налогообложения (при необходимости).

Внимание стоит уделить составлению учредительного соглашения. В нем нужно детально прописать все главные вопросы функционирования будущего субъекта хозяйственной деятельности. Согласно действующему законодательству в этом документе должны содержаться положения, определяющие:

  • членов и главу КФХ;
  • порядок управления и полномочия главы;
  • права и обязанности членов;
  • порядок формирования имущественного фонда, а также правоотношения собственности;
  • правила принятия новых членов и выхода из состава коллективного фермерского хозяйства;
  • порядок распределения полученных в процессе деятельности доходов, продукции.

Соглашение должно содержать сведения о дате и месте заключения. В конце документа все учредители ставят свои подписи.

Регистрация занимает не более трех рабочих дней. По истечении этого срока можно будет забрать следующие документы:

  1. свидетельство о государственной регистрации;
  2. свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  3. выписку из государственного реестра.

Обязательно стоит открыть расчетный счет в банке. Он понадобится для безналичных расчетов, в том числе для уплаты обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды. Регистрация КФХ в ПФР и ФСС происходит автоматически. Соответствующие уведомления направляются почтой на адрес главы хозяйства.

Государство реализует различные программы с целью развития сельскохозяйственного бизнеса. Меры, направленные на поддержку фермеров, принимаются как на федеральном, так и на региональном уровне. После открытия КФХ можно претендовать на помощь со стороны государства.

В регионах часто проводятся конкурсы по распределению финансовых средств среди фермерских хозяйств. Желающие в них участвовать заранее подают заявки в конкурсные комиссии. Правилами обычно предусматривается последующая подача отчетов о расходовании государственных активов.

С целью улучшения платежеспособности в сельскохозяйственной отрасли государство предоставляет субсидии на погашение обязательств по инвестиционным кредитам. Выбор победителей также осуществляется на конкурсной основе после рассмотрения поданных заявок.

Реализация проектов по финансовой поддержке фермеров возлагается на профильные государственные учреждения. Уровни лимитов, виды помощи и правила участия в программах ежегодно меняются. Следить за актуальной информацией можно на сайтах государственных органов, работающих с бизнесом в области сельского хозяйства.

Наиболее подходящие варианты:

  • купить земельный участок у частного лица;
  • арендовать частную землю;
  • взять в аренду земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.

Последний вариант больше всего подходит для недавно открытых КФХ. Арендовать муниципальную землю подчас намного выгоднее, чем частную. И дело даже не в том, что это дорого, просто очень сложно найти в продаже подходящий участок. Органы местного самоуправления вправе выделять коллективным фермерским хозяйствам участки из сельскохозяйственных земель. Такая территория может использоваться только по прямому назначению (под посевы, пастбища и т.п.). Для постройки зданий и сооружений выделяются населенных пунктов земли.

Практика по предоставлению земельных участков для ведения фермерского хозяйства в аренду по регионам разная. Все земельные участки под ведение фермерского хозяйства, независимо от того, к какой категории земель они относятся – к сельскохозяйственным или к фонду перераспределения, предоставляет местная администрация. Чтобы получить земельный участок и организовать на нем фермерское хозяйство, нужно обратиться в местную администрацию с заявлением. После рассмотрения заявления будет предоставлена информация о месте расположения предоставляемой земли. (При этом, в заявлении вы так же можете указать конкретный сформированный участок).

Если он не сформирован то необходимо будет провести межевание, топографическую съемку, составить план и точный замер участка. Поставить зем участок на кадастровый учёт, получить кадастровый паспорт. После чего получить копию кадастрового плана и выписку из кадастрового паспорта. Все документы следует представить в администрацию для вынесения постановления о передаче участка (ст. 77 ЗК РФ).

Считаю, что коллективное фермерское хозяйство — это очень удобная форма организации малого бизнеса для людей, которые привыкли работать на земле и жить своим трудом. После регистрации КФХ можно рассчитывать на финансовую помощь со стороны государства. Доступны льготные кредиты на покупку техники, инвентаря, сельскохозяйственного сырья и т.п. Предусмотрен специальный налоговый режим с небольшой ставкой и отсутствием бумажной волокиты.

Кроме того, вам может быть интересно — как оформить ЛПХ и начать зарабатывать с нуля.

    +1 3

  • Аренда земельного участка под бизнес
  • Земли сельскохозяйственного назначения

Субсидии начинающему фермеру выделяют по многим направлениям. Перечислим некоторые из них:

  • приобретение сельскохозяйственной техники;
  • средства на приобретение сельскохозяйственных животных;
  • компенсация (не в полном объеме) за строительство производственных объектов (например, завод по производству молочных продуктов);
  • средства для модернизации в хозяйстве (например, для приобретения современного оборудования);
  • на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • компенсация по платежам за лизинг (дословно — аренда за отдельную плату);
  • на приобретение посадочного материала и пр.

Начинающий фермер может рассчитывать сразу на несколько вариантов поддержки от государства, при условии, что будет соответствовать всем существующим требованиям.

Получить субсидию может не только начинающий сельскохозяйственный предприниматель, но и уже действующий, которому необходима помощь в развитии своего дела. Требования предъявляются ко всем кандидатам одинаковые.

Государственная поддержка развития крестьянских фермерских хозяйств предполагает контроль расходования средств. Получатель субсидии на обустройство и расширение фермы должен ежеквартально предоставлять в Министерство:

1. При разработке проекта и составлении сметы строительства фермы или сооружений для переработки продукции:

  • Заключенные с проектными организациями договоры;
  • Акты выполненных работ;
  • Платежные документы.

2. При строительстве либо модернизации помещений животноводческой фермы или объектов для переработки продукции:

  • Смету и проект строительства;
  • Договоры с подрядчиками;
  • Акты выполненных работ;
  • Накладные на закупку строительных материалов;
  • Платежные документы.

3. При покупке техники и оборудования для оснащения животноводческой фермы или сооружений для переработки продукции:

  • Договоры с поставщиками оборудования;
  • Накладные на отгрузку техники;
  • Акты выполненных пусконаладочных работ;
  • Платежные документы.

4. При покупке маточного поголовья продуктивных животных:

  • Договоры с поставщиками и питомниками;
  • Накладные на поставку поголовья;
  • Ветеринарные паспорта животных;
  • Платежные документы.

Всё имущество, за исключением прав на землю, формально будет передано членам к(ф)х (как физическим лицам) на праве общей собственности.

С землёй всё сложнее. Право собственности на землю, а также права владения и аренды, исключены с 27.12.1990 года из состава имущества к(ф)х (статья 14 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1).

Земельные участки в тот период «предоставлялись членам для организации к(ф)х», т.е. физическим лицам, которые потом «как бы передавали» их юридическому лицу. «Как бы» – потому, что такая передача не оформлялась вообще никак.

В некоторых регионах органы гос. власти, в том числе и суды, считают, что члены «как бы передали» в собственность свои земельные участки, а в некоторых – в пользование. От этого зависит – какой субъект права указан в свидетельстве о праве собственности на такой земельный участок. Единой практики по стране не сложилось.

Это обстоятельство может оказаться очень важным впоследствии, например, при переоформлении земли. К этому вопросу мы ещё вернёмся.

Законодательство не предлагает ни организационно-правовые формы, ни способ изменения правового статуса к(ф)х-90 – налицо пробел в праве («депутаты забыли»).

Так, об изменении статуса к(ф)х-90 есть всего два упоминания в действующем законодательстве; помимо вышеприведённого – вот второе:

Статья 7. Юридические лица, указанные в пунктах 2 — 7 статьи 6 настоящего Федерального закона, а также крестьянские (фермерские) хозяйства освобождаются от уплаты регистрационного сбора при регистрации изменений их правового статуса в связи с его приведением в соответствие с нормами части первой Кодекса.

(Федеральный закон от 30.11.1994 № 52-ФЗ (в ред. от 08.05.2009) «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, Гражданский Кодекс предлагает любую из более 30 организационно-правовых форм, предусмотренных законами.

Чаще всего фермеры выбирают следующие организационно-правовые формы:

  • крестьянские (фермерские) хозяйства с главой в качестве индивидуального предпринимателя и
  • общества с ограниченной ответственностью.

Ошибочно толкование статьи 259 Гражданского кодекса России, согласно которой выбор ограничен только двумя формами:

Членами крестьянского (фермерского) хозяйства на базе имущества хозяйства может быть создано хозяйственное товарищество или производственный кооператив.

Эта статья относится к крестьянским (фермерским) хозяйствам, образованным без прав юридического лица с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя, уже после вступления ГК в силу в 1995 году (по закону 2003 года о к(ф)х).

Гражданским Кодексом России установлен только один способ «изменения статуса» юридического лица – реорганизация (например, в форме преобразования).

5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

К(ф)х-90 не может быть преобразован в крестьянское (фермерское) хозяйство с регистрацией главы в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку такая форма ведения дел не является юридическим лицом, а преобразование или иная форма реорганизации возможно исключительно с юридическими лицами, но не гражданами (см. выше п.5.ст.58 ГК РФ).

По этой причине, в 2003 году Министерством по налогам и сборам предложена Форма № Р27002 «Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи о крестьянском (фермерском) хозяйстве, зарегистрированном до вступления в силу части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Приложение № 4 к Приказу МНС России от 03.12.2003 № БГ-3-09/664).

По такому заявлению ФНС регистрирует прекращение к(ф)х-90 и одновременно регистрируется новый статус главы хозяйства в качестве индивидуального предпринимателя. Никаких передаточных актов к заявлению не прикладывается, сообщения, положенные при реорганизации, в вестнике гос.регистрации не публикуется. К(ф)х-90 просто исключается из ЕГРЮЛ, а глава считается вновь зарегистрированным ПБОЮЛ.

В выписках из ЕГРЮЛ/ЕГРПИП не содержится никаких ссылок на реорганизации, т.е. к(ф)х-90 прекращается без универсального правопреемства.

ЕСХН: как работает и кто может применять

Так или иначе бухгалтерский учет фермерского хозяйства крутится вокруг товарно-материальных ценностей. Специалисты контролируют данные о поступлении, об использовании материалов. Особое внимание уделяется затратам при получении продукции, определению себестоимости. Специфика деятельности КФХ требует учитывать при отражении бухгалтерских данных естественную убыль сырья или сельхозпродукции.

Первичные данные, как правило, в учете отражаются в количественном измерении. Определение себестоимости произведенной продукции имеет ряд особенностей. Свои нюансы в данном случае имеют растениеводство, животноводство, переработка сырья.


При выборе системы налогообложения учитывается специфика деятельности КФХ, предполагаемый доход, оборот и другие факторы. ОСНО чаще всего используется при утрате права на ЕСХН или упрощенку. Режим является базовым. При регистрации он выбирается автоматически. Для перехода на УСН или сельхозналог налогоплательщик подает соответствующее заявление в ИФНС в установленный срок.

Кому доступны спецрежимы? Всем фермерским хозяйствам, которые соответствуют условиям, установленным действующим законодательством. Для применения УСН, например, есть ограничения по обороту, величине ОС, среднесписочной численности. Применение ЕСХН возможно при определенном размере доли сельскохозяйственной продукции.

Признание доходов и расходов при упрощенке и сельхозналоге осуществляется кассовым методом. При ОСНО может использоваться метод начисления. Основным налогом при УСН является налог, заменяющий налог на прибыль, НДС. При ЕСХН КФХ платит сельхозналог. Хозяйства на ОСНО рассчитывают налог на прибыль и другие налоги.

Налоговая база при упрощенке может определяться с учетом доходов или разницы между доходами и расходами. Для пользователей ЕСХН доступен один способ ее определения – доходы минус расходы. Аналогичным способом определяется налоговая база при ОСНО.

Чаще всего фермерские хозяйства работают на сельхозналоге. Это обусловлено наличием ряда преференций, в том числе по уплате отдельных налогов (НДС, имущественного и других). Также к преимуществам режима стоит отнести упрощенный порядок отчетности и ведения бухучета.


Сельхозналог может использоваться только хозяйствами, для которых соответствующая деятельность является основной. Доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции должна быть 70% или больше.

Действующие КФХ, пользователи УСН или ОСНО, на ЕСХН могут перейти с начала нового календарного года. Новым компаниям рекомендуется подавать заявление на смену режима налогообложения одновременно с регистрационными документами.

Отчитываться перед налоговой пользователям ЕСХН приходится раз в год – в марте. В декларацию ЕСХН вносятся сводные данные, согласно книге учета доходов, расходов. При этом важно учитывать наличие ограничений по допустимым затратам.

Ставка сельхозналога составляет 6%. Платится он в два этапа: авансовый платеж – до 25 июля текущего года, фактический – до 1 апреля года, следующего за отчетным. В случае просрочки налогоплательщику начисляется пеня.

Штрафные санкции предусмотрены и за непредставление декларации, неуплату налогов. Забыли сдать отчет и рассчитаться с бюджетом? Будьте готовы заплатить 20% от начисленной суммы налога.


А теперь самое время разобраться со спецификой бухгалтерского учета. Начнем, пожалуй, с имущества. Если КФХ работает на ЕСН или ЕСХН, обязанность учитывать данные по имуществу в отдельных регистрах не возникает. Для пользователей ОСНО такой учет остается актуальным.

Формы внутреннего учета имущества КФХ определяют самостоятельно. Чаще всего используются книги формы 1-КХ. В отдельных разделах учитываются данные по участкам, многолетним насаждениям, ОС, оборудованию, технике, транспорту, оборотным средствам. Также отдельным видом имущества является продуктивный, рабочий скот и скот на откорме.

НМА тоже подлежат обязательному учету. Их стоимость формируется в том же порядке, что и ОС. Первоначальная стоимость определяется по фактическим затратам на приобретение. К нематериальным активам фермерского хозяйства относятся авторские права, селекционные инновации для производства, переработки продукции, лицензии (в том числе на ПО), патенты на сорта растений, права на использование природных ресурсов.

НМА включаются в состав расходов путем отнесения амортизации. Срок их использования определяется периодом ожидаемого получения экономической выгоды.

Еще одной обязательной учетной статьей является оплата труда работников фермерского хозяйства. Трудовые отношения оформляются в соответствии с ТК. Для зарплатного учета значение имеют такие первичные документы, как табель рабочего времени, наряды на проведение работ, путевые, учетные листы, реестры и ведомости расчета зарплаты.


КФХ имеет статус юридического лица или ИП с правом найма работников. В учете оплаты труда используются первичные документы для учета персонала и его труда:

  • Табели учета рабочего времени.
  • Наряды на проведение сдельных работ.
  • Путевые листы транспортного средства.
  • Реестры и учетные листы.
  • Ведомости для расчета и выдачи заработной платы.

Суммы, полученные работниками по оплате труда, подлежат обложению налогом с доходов. КФХ выступает по отношению к персоналу налоговым агентом, имеет обязанность по удержанию налога и уплате его в бюджет.

Предприниматели могут совмещать ЕСХН с патентом и ЕНВД — единым налогом на вмененный доход, а компании — только с ЕНВД. Правда, есть нюанс: нельзя продавать сельскохозяйственную продукцию через собственные торговые точки и столовые. Продавать огурцы со своей грядки в своем овощном ларьке нельзя, но их может купить у вас сосед и продавать в своем ларьке.

При совмещении режимов доля доходов от сельхоздеятельности должна быть не ниже 70% от дохода по всем видам бизнеса.

Режим ЕНВД прекращает свое существование с 2021 года (Федеральный закон от 02.06.2016 № 178-ФЗ). В связи с этим все «вмененщики», планирующие в будущем году применять другой специальный налоговый режим, должны до конца 2020 года представить в ИФНС соответствующее уведомление. Так, для перехода с 2021 года на УСН организации и ИП должны направить в ИФНС уведомление о применении УСН до 31.12.2020. В целях перехода с ЕНВД на ПСН с 01.01.2021 — не позднее 17.12.2020.

По новым правилам ПСН с 2021 года может применяться в отношении любых видов предпринимательской деятельности, перечень которых установлен законом субъекта РФ (Федеральный закон от 23.11.2020 № 373-ФЗ). Одновременно в 3 раза увеличиваются площади торговых залов и залов обслуживания для заведений розничной торговли и общепита, применяющих ПСН. По аналогии с ЕНВД ограничение по площади залов при ПСН также составит 150 кв. м.

Субъекты РФ получат право с 01.01.2021 вводить налоговые каникулы для впервые зарегистрированных ИП (Федеральный закон от 31.07.2020 № 266-ФЗ). Налоговые льготы для начинающих ИП региональные власти могли устанавливать вплоть до конца текущего года. Теперь соответствующее право региональных властей устанавливать налоговую ставку 0% по УСН и ПСН в отношении впервые зарегистрированных ИП продлевается до 01.01.2024.

Ставка 0% по УСН и ПСН может устанавливаться для ИП, осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению. Также налоговые каникулы могут распространяться на ИП, оказывающих услуги по предоставлению мест для временного проживания. Льготная ставка действует в течение 2 лет со дня регистрации ИП.

Новая система агрострахования должна заработать к середине 2021 года

Основной новеллой в области обязательных страховых взносов можно считать льготные режимы для организаций в области информационных технологий. Это планомерно развивает идеи России о необходимости предоставления преференций тем компаниям, которые заняты в области высокотехнологичного производства. Данные поправки закона подчеркивают желание России при помощи налогов локализовать ИТ-проекты

Льготы, которые сможет применять IT-компания с 2021 года:

  • с 01.01.2021 для IT-компаний, получивших документ о государственной аккредитации организации, осуществляющей деятельность в области информационных технологий, совокупная ставка страховых взносов снижается с 14% до 7,6% (6,0% – на пенсионное страхование; 1,5% – на случай временной нетрудоспособности и 0,1% – на медицинское страхование) при соблюдении ряда жестких условий (Федеральный закон от 31.07.2020 № 265-ФЗ).
  • с 01.01.2021 IT-компаниям предоставляется право на вычет по НДС при покупке за границей рекламы и маркетинговых услуг для реализации программного обеспечения (ПО) (Федеральный закон от 23.11.2020 № 374-ФЗ). Речь идет о вычете НДС по рекламным и маркетинговым услугам, приобретенным за рубежом для целей реализации на внешних рынках отечественных программ для ЭВМ и баз данных. Право на вычет станет предоставляться при продвижении на внешних рынках программ, которые включены в российский реестр ПО.

Льготы по налогу на прибыль для этой сферы

С 2021 года начинает применяться новая форма расчета по страховым взносам (приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]). Изменения утверждают новую редакцию Титульного листа расчета, в котором предусматривается дополнительное поле для указания среднесписочной численности работников за предшествующий период. С 2021 года представлять отдельный отчет о среднесписочной численности работников не требуется (абзац. 6 п. 3 ст. 80 НК РФ в ред. Федерального закона от 28.01.2020 № 5-ФЗ, приказ ФНС России от 15.10.2020 № ЕД-7-11/[email protected]).

Раздел 1 формы расчета дополняется новым Приложением 5.1 для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, а также деятельность по проектированию и разработке изделий электронной компонентной базы и электронной продукции.

Обновленная форма применяется с отчетности за 2020 год.

При достижении суммы выплат работнику в течение года размера предельной величины взносы на случай временной нетрудоспособности перестают начисляться, а на обязательное пенсионное страхование начисляются по страховому тарифу 10%.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.11.2020 № 1935 на 2021 год устанавливается для страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предельная величина базы в размере 966 000 руб., что на 5,9% выше действующего в 2020 году размера 912 000 руб.

Для страховых взносов на обязательное пенсионное страхование предельная величина базы в 2021 году – 1 465 000 руб., что на 13,4% выше показателя 2020 года (1 292 000 руб.).

С 01.01.2021 вступает в силу закон о фиксированных страховых взносах для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и прочих лиц, которые занимаются частной практикой (Федеральный закон от 15.10.2020 № 322-ФЗ).

Согласно закону, в 2021 году фиксированные размеры страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование сохранятся на уровне 2020 года. Таким образом, величина взносов на обязательное пенсионное страхование в 2021 году составит 32 448 руб., а взносов на обязательное медицинское страхование – 8 426 руб.

Итак, для налогоплательщиков – сельскохозяйственных товаропроизводителей есть возможность выбора. Они могут применять специальный налоговый режим в виде уплаты ЕСХН или, отказавшись от него, платить налог на прибыль по нулевой ставке по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной или собственной сельскохозяйственной продукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ). Данные налогоплательщики должны отвечать критериям, установленными пунктом 2 статьи 346.2 НК РФ (для сельского хозяйства), или критериям, приведенным в подпункте 1 или 1.1 пункта 2.1 той же статьи (для рыболовецких организаций).

А именно: доля выручки от реализации произведенной продукции растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов или их вылова должна составлять в общем размере доходов от реализации не менее 70 процентов.

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)

Согласно п. 1.3 ст. 284 НК РФ для сельхозпроизводителей ставка по налогу на прибыль организаций устанавливается в размере 0% только в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной ими собственной сельскохозяйственной продукции. В отношении деятельности, не связанной с сельхозпроизводством, применяется общая ставка 20%.

Заметим, что, в отличие от образовательных или медицинских организаций, у сельскохозяйственных производителей нет права выбора, какую ставку – общеустановленную (20%) или специальную (0%) – применять при исчислении налога с прибыли, полученной от сельскохозяйственной деятельности. Эта прибыль должна облагаться только по ставке 0%.

В отношении же доходов по иным видам деятельности сельскохозяйственные производители применяют налоговые ставки, установленные статьей 284 НК РФ. При этом они должны вести раздельный учет доходов и расходов (п. 2 ст. 274 НК РФ).

Следует обратить на то, что в пункте 1.3 статьи 284 НК РФ говорится не просто о реализации сельскохозяйственной продукции, а о деятельности, связанной с такой реализацией. Поэтому это могут быть любого рода доходы, даже внереализационные, если они напрямую связаны с основной сельскохозяйственной деятельностью. Тогда к ним может быть применена ставка 0 процентов на основании пункта 2 статьи 274 НК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 274 НК РФ налоговая база по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в п. 1 ст. 284 НК РФ (20 процентов), определяется налогоплательщиком отдельно. Налогоплательщик при этом должен вести раздельный учет доходов (расходов) по операциям, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибыли и убытка.

К доходам в целях главы 25 НК РФ относятся (п. 1 ст. 248 НК РФ):

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Следовательно, порядок определения налогоплательщиком налоговой базы по прибыли, облагаемой не по ставке 20 процентов, распространяется на все группы доходов, включая внереализационные.

Исходя из этого, такие расходы, к примеру, как возмещение ущерба, понесенного в результате падежа животных из-за некачественного корма, может рассматриваться в качестве внереализационных доходов, связанных с деятельностью по реализации произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной этими организациями собственной сельскохозяйственной продукции. А значит, в отношении указанных доходов можно применять ставку налога на прибыль 0 процентов. На это обратил внимание Минфин России в письме от 12 февраля 2016 г. № 03-03-06/1/7737.

Этот вывод может распространяться и на другие подобные доходы, получаемые сельскохозяйственными товаропроизводителями в процессе своей деятельности.

Таким образом, доходы и расходы (в том числе внереализационные доходы и расходы) должны учитываться раздельно для целей налогообложения по видам деятельности, облагаемым по разным ставкам.

  • страница1

Февраль

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

Для тех компании и предпринимателей, которые выбрали в качестве основной своей деятельности сельскохозяйственное производство, законодательством РФ предусмотрен специальный Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

По закону, применять сельскохозяйственный налог могут ИП и организации, которые занимаются выполнением сельскохозяйственных работ, изготовлением, переработкой и продажей с/х продукции. К сельхозпродукции в данном случае относится продукция сельского и лесного хозяйства, растениеводство, животноводство. Сюда же включается деятельность по промышленному выращиванию и размножению рыб и других биологических ресурсов, как морских, так и речных, прудовых.

Единый сельскохозяйственный налог, как и почти все другие виды налогов, требует соблюдения ряда параметров. В частности:

  • для того, чтобы право на использование ЕСХВ не было утрачено, нужно, чтобы доля прибыли от вышеуказанной деятельности составляла не менее 70 % от общего дохода предприятия или ИП. Если в каком-либо периоде прибыль от сельскохозяйственных работ отсутствует, налоговая служба может отказать в применении сельхоз налога;
  • если предприятие или ИП заняты в рыбном хозяйствовании, то они должны соответствовать следующим условиям:
    • доля дохода от рыбного промысла, выращивания, доращивания, размножения рыб и реализации рыбной продукции должна быть не меньше 70% от общего объема прибыли;
    • рыболовная деятельность должна осуществляться только на тех судах, которые принадлежат организации или ИП по договорам фрехтования или на правах собственности;
    • численность наемного персонала должна быть не выше 300 человек.

Налоги для сельскохозяйственных производителей

Для ЕСХН предусмотрены некоторые ограничения, обозначенные в Налоговом кодексе РФ. В частности, единым сельхоз налогом не могут пользоваться:

  • ИП и организации, которые производят подакцизные товары и при этом заняты в игорном бизнесе;
  • предприятия и ИП не производящие сельскохозяйственную продукцию, а делающие только ее переработку (первичную и последующую).

Помимо этих двух пунктов, применять ЕСХН не имеют права автономные, государственные и бюджетные учреждения.

Нужно определить налоговую базу, то есть разность между доходами и расходами, и умножить ее на 6% (в отдельных регионах могут быть установлены пониженные ставки). Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который равен одному календарному году. Иными словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.

  • предприятия и ИП, которые производят, перерабатывают и продают сельхозпродукцию. Здесь есть одно важное условие: доля дохода от реализации такой продукции должна составлять не менее 70% дохода от продажи всех товаров и услуг;
  • сельскохозяйственные потребительские кооперативы, у которых доля дохода от продажи сельхозпродукции собственного производства не менее 70% дохода от реализации всех товаров и услуг;
  • рыбохозяйственные организации и предприниматели, соответствующие ряду условий (доля дохода от продажи улова не менее 70% от всего дохода, рыболовные суда принадлежат им на праве собственности или по договорам фрахтования и др.)
  • организации и ИП, которые оказывают производителям сельхозпродукции услуги, относящиеся к вспомогательной деятельности в области производства сельхозкультур и послеуборочной обработки сельхозпродукции: подготовка полей, посева, перегонка и выпас скота и проч. Доля дохода от реализации перечисленых услуг должна составлять не менее 70% дохода от продажи всех товаров и услуг

Налогооблагаемыми доходами при системе ЕСХН является выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности (внереализационные доходы).

Список расходов строго ограничен. В него входят все наиболее распространенные затраты, в частности, заработная плата, стоимость основных средств, издержки на рекламу и т д. Но при этом в перечне отсутствует такой пункт как «прочие расходы». Поэтому налоговики при проверках проявляют строгость и аннулируют любые затраты, которые прямо не упомянуты в списке.

Необходимо учитывать все доходы и расходы. Организации должны заполнять регистры бухгалтерского учета, предприниматели — вести специальную книгу учета доходов и расходов , форма которой утверждена приказом Минфина России от 11.12.06 № 169н.

Налогоплательщики ЕСХН применяют кассовый метод признания доходов и расходов. Это значит, что доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда предприятие или ИП погасили обязательство перед поставщиком.

Льготные кредиты станут доступны для начинающих сельхозпроизводителей

Это субсидия, выделяемая на конкурсной основе лучшему претенденту. Разновидности грантов на развитие КФХ:

  • ассигнования для возведения сооружений на с/х объектах, для проведения коммуникаций к с/х угодьям;
  • дотации на покупку нового оборудования, на реализацию других способов усовершенствования хозяйства;
  • субсидии на приобретение земли;
  • ассигнования для взносов по лизингу;
  • дотации на покупку скота, птицы;
  • возмещение расходов на приобретение удобрений.

Грант предоставляется на основе оценки профессионализма фермера. При принятии решения о выдаче дотаций учитывают:

  • профильное образование у фермера;
  • рекомендации местных властей;
  • размер начального капитала;
  • бизнес-план;
  • наличие в собственности земельных угодий, объектов с/х назначений для реализации проекта;
  • план по реализации полученного товара;
  • значимость подготовленного проекта для населения.

Гранты выделяют начинающим фермерам и семейным хозяйствам.

Этот вид субсидий предусматривает предоставление дотаций на погашение процентов по кредитам. Условие получения средств – оформление целевых соглашений займа на усовершенствование производства, техники, оборудования в области животноводства и других подобных отраслей.

Государство выделяет фермерам средства для погашения лизинга, оформленного на приобретение с/х техники, оборудования.

Данная дотация предусматривает денежное возмещение трат на возведение с/х объектов. Предоставляется семье.

Это материальная помощь от государства для обустройства хозяйства молодым фермерам. Субсидия расходуется на такие цели:

  • приобретение жилой недвижимости;
  • возведение с/х объектов;
  • покупка техники, оборудования и т.д.

Это три вида дотаций с/х кооперативам, которые выделяется на покупку:

  • имущества – кооператив получает до 50% возмещения расходов, но не более 3 000 000 руб.;
  • оборудования, техники, подвижных торговых точек – размер дотации составляет 50% от затрат, но не более 10 000 000 руб.;
  • сельскохозяйственных товаров, производимых членами кооператива – компенсация составляет от 10 до 15% затрат.

Условия получения субсидий зависит от вида дотаций, на которые претендует заявитель. Так, гранты на развитие КФХ выделяются претендентам, удовлетворяющим таким требованиям:

  • российское гражданство;
  • КФХ сформировано менее 2 лет назад, здесь трудится меньше 15 человек, прибыль хозяйство приносит менее 60 000 000 руб. в год без учета НДС;
  • опыт работы в отрасли с/х – от 3 лет;
  • получение материальной поддержки первый раз;
  • проживание в регионе расположения КФХ.

Условия получения тройной субсидии:

  • создание кооператива в соответствии с законом «О сельхозкооперации»;
  • принадлежность сообщества к малому, среднему бизнесу;
  • в кооператив входит 5 подсобных хозяйств, 3 других производителя с/х продукции;
  • членство в ревизионном объединении.

По остальным программам действуют условия, что и для получения грантов за исключением некоторых пунктов. Точные требования представлены на сайте Министерства сельского хозяйства РФ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *